Патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе: на материале Республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ширекина, Елена Владимировна

  • Ширекина, Елена Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 204
Ширекина, Елена Владимировна. Патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе: на материале Республики Дагестан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2007. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ширекина, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Научно-теоретический анализ проблемы патриотического воспитания.

1.2. Специфика отношений современных старшеклассников к патриотизму.

1.3. Патриотическое воспитание - составная часть внеклассной работы.83 Выводы по 1 главе

ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.

2.1. Патриотическое воспитание старшеклассников в Республике Дагестан.

2.2. Патриотическое воспитание в школьном краеведении.

2.3. Интеграция семьи и школы в патриотическом воспитании.

Выводы по 2 главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе: на материале Республики Дагестан»

Актуальность исследования. Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще и в региональной педагогике в частности. Особую остроту она приобретает в связи с изменениями, которые произошли в России в конце XX и начале XXI века. Резкий переход из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к своему государству, историко-культурным ценностям, его символам, законодательным и нормативным актам и многое другое.

В условиях социальной нестабильности и отсутствия действенных идеологических установок в последние годы оказалось весьма сложным разработать концепцию, которая бы позволила педагогам определить, какого гражданина следует воспитывать, какие личностные качества необходимо у него формировать. В результате распространение получили различные воззрения националистического, шовинистического толка с неадекватным толкованием понятий «Отечество», «гражданство», «патриотизм», «российский патриотизм», «национализм» и т. д.

В сложной и противоречивой обстановке происходит отклонение граждан России от прежнего советского патриотизма и постепенное формирование нового российского патриотизма, в котором должны гармонично сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин отметил тот факт, что даже само слово «патриотизм» «подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, многовековыми героико-патриотическими свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [124].

В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации, слово «патриотизм» вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране напряженная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации.

Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к проблемам патриотического воспитания стала разработка и последовательная реализация Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2001-2005 годы» [52]. Программа вновь дала установку, которая была направлена на развитие системы патриотического воспитания граждан России, на формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания».

Актуальность проблемы патриотического воспитания, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [53, С. 31-36]. В данной программе отмечено, что: «Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России, как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей».

С учетом сложившихся изменений в российском обществе, сегодня разработана научная теория воспитания граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Всестороннему ее раскрытию посвящены труды кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета: монография «Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика» (Гасанов З.Т., Махачкала, 1998) и учебное пособие «Педагогика межнационального общения» (Гасанов З.Т., Махачкала, 1999). Последнее рекомендовано Министерством образования и науки России для студентов педагогических вузов и университетов. Монография и учебное пособие удостоены премии Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 30 августа 2002 г.).

Наличие такой научно-методической базы позволило Министерству образования и науки России, Правительству Дагестана, Российской академии образования, Дагестанскому госпедуниверситету совместными усилиями подготовить и провести три Всероссийские научно-практические конференции по воспитанию учащихся школ и студентов в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости (Первая - Москва 16-17 ноября 1999; Вторая - Москва 14-15 ноября 2001; Третья - Москва 26-27 ноября 2003).

Проблема патриотического воспитания имеет глубокие исторические корни и позитивные решения. Прогрессивные мыслители прошлого (Аристотель, Сократ, Фараби, Авиценна и другие) оставили бесценное наследие по воспитанию подрастающего поколения. Большой вклад в решение проблемы патриотического воспитания внесли Г.В. Белинский, Н.М. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Щацкий и др. Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов патриотического воспитания имеют труды Н.И. Болдырева, Б.З. Вульфова,

Т.Н. Мальковской, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, М.Г. Тайчинова, Г.Н. Филонова и др.

В русле нашего исследования заслуживают внимания труды Г.В. Агаповой, Н.А. Артыкова, М.И. Богомоловой, В.А. Васильковой, Б.И. Гильзепрахта, Р.Т. Гарданова, Р.Т. Глазуновой, Н.В. Ипполитова, И.М. Дуранова, И.М. Клименко, E.JI. Райхлиной, Д.С. Сенюка, В.В. Пионтковского, А.П. Петранкина, Ю.Б. Соколовской, М.А. Терентия, В.Ф. Фарфаровского, Т.М. Шашло, И.Н. Юсупова и других, где рассматриваются организационно-педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания в образовательных системах.

В новейшей истории России проблема модернизации патриотического воспитания представлена в диссертационных исследованиях В.А. Белевцева, И.И. Валеева, З.Т. Гасанова, И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой,

B.В. Марьина, Н.Н. Михеева, Н.А. Сиволобовой, В.Т. Татаренко, дагестанских ученых-исследователей С.А Алиевой, С.Т. Алиевой, Х.Д. Дамадановой,

C.З. Закарьяевой, А.С. Магомедовой, М.А. Шахбазовой и др.

Однако, несмотря на широкое освещение вопроса в педагогической, историко-философской литературе советского и постсоветского периода, проблема патриотического воспитания в современных весьма сложных условиях продолжает оставаться нерешенной.

Анализ научно-педагогической литературы показывает и практика подтверждает, что из сферы современного образования упущена важнейшая сторона патриотического воспитания подрастающего поколения - внеклассная работа. В работах указанных авторов недостаточно полно освещаются содержание, средства, формы, методы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе, слабо учитываются региональные особенности формирования личности гражданина-патриота вне учебного процесса в условиях многонациональной семьи и общества.

Анализ научной литературы, диссертационных исследований, современного опыта организации патриотического воспитания позволил выявить ряд противоречий и несоответствий:

- между потребностями учащихся в знании исторической правды о своем Отечестве и содержанием внеклассной воспитательной работы, недостаточно правдиво и объективно отражающем прошлое и настоящее нашего Отечества;

- между потребностями старшеклассников в увлекательных формах внеклассной и внеурочной патриотической деятельности, построенных на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной их ориентацией на абстрактные формы внеклассной работы;

- между созданием новых внеклассных воспитательных технологий и готовностью учителей, классных руководителей и воспитателей к внедрению их в области патриотического воспитания.

Особенно ощутимы эти противоречия в условиях некоторых республик Северного Кавказа, где не утихают проявления экстремизма и терроризма, где нет-нет, проявляются узкорационалистические, порою клановые интересы. Возникает проблема: каким образом следует проектировать содержание, формы и методы внеклассной работы чтобы повысить практическую направленность и эффективность патриотического воспитания? Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе».

Объект исследования - процесс патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.

Предмет исследования - содержание, формы и методы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.

Цель исследования - выявление и обоснование педагогических условий повышения эффективности процесса патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.

Гипотеза исследования. Процесс патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе будет более эффективным, если:

- систему внеклассной работы по патриотическому воспитанию стар-■ шеклассников построить с учетом психолого-педагогических особенностей школьников данной возрастной группы;

- отбор содержания патриотического воспитания в условиях полиэтнического региона строится на основе единства общего и особенного, выделения в качестве системообразующего фактора общероссийских культурно-исторических традиций;

- организация процесса патриотического воспитания направлена на активизацию не только учебно-познавательной деятельности, но и на создание условий для включения учащихся во внеклассной работе в различные виды социально-значимой деятельности;

- определена и экспериментально обоснована модель (цель, содержание, средства, формы и методы) патриотического воспитания с учетом региональных условий.

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, ставятся следующие задачи исследования:

- уточнить сущность и смысловую значимость понятий «патриотизм», «российский патриотизм», «патриотическое воспитание».

- проанализировать особенности проектирования регионального компонента внеклассной работы, проводимой в школе с целью максимального применения отечественного и регионального патриотического потенциала в эффективной организации патриотического воспитания учащихся;

- выявить и обосновать педагогические условия включения учащихся в активную внеклассную общественную деятельность, имеющую патриотическую направленность

- разработать и экспериментально обосновать модель и наиболее эффективные формы и методы внеклассной работы по патриотическому воспитанию старшеклассников в современной школе. - определить основные критерии патриотической воспитанности старшеклассников и на этой основе разработать методические рекомендации учителям школ по патриотическому воспитанию во внеклассной работе.

Данное исследование в основном охватывает процесс внеклассной работы, содержание которой определялось с учетом знаний старшеклассников, полученных на уроках.

В соответствии с целью и задачами был использован следующий комплекс методов исследования: методы теоретического анализа - историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование; методы изучения и обобщения передового педагогического опыта; диагностические методы - анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование, беседы; прогностические методы - экспертные оценки, обобщение независимых характеристик; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий, диагностические варианты эксперимента.

Теоретико-методологической основой исследования являются общетеоретические положения педагогической науки по воспитанию патриотизма, теория воспитания граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, разработанная учеными Дагестанского государственного педагогического университета.

В основу исследования положены философские положения о социальной сущности личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); теоретико-методологические положения об общечеловеческих ценностях, о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого (Ю.В. Бромлей, З.Т. Гасанов, В.Н. Демин, Д.М. Маллаев и др.); психологические аспекты развития национального самосознания и межнационального восприятия

JI.И. Алексеева, С.А. Альшевская, В.Ю. Хотинец и др.).

Для исследования проблемы мы также опирались на труды дагестанских ученых: историка P.M. Магомедова, этнографов А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой, М.М. Ихилова, педагогов Б.М. Багандова, A.M. Магомедова, Ш.А. Мирзоева, известных краеведов республики М.М. Эльдарова, Б.И. Гаджиева и других, где в той или иной мере освещаются различные этнокультурные и этнопедагогические аспекты патриотического воспитания граждан в Дагестане.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1999-2001 гг.) осуществлялась работа с библиографией, подбиралась соответствующая теме исследования литература по философии, психологии, социологии, педагогике, методике воспитательной работы, определялись школы для проведения опытно-экспериментальной работы, велись беседы с руководителями школ: директорами, завучами по воспитательной работе, классными руководителями, учителями и родителями, знакомилась с диссертациями по данной проблеме в библиотеках г. Москвы и г. Махачкалы, опубликовались первые статьи по теме, составлялись вопросы анкеты для проведения констатирующего этапа эксперимента.

На втором этапе (2001-2003 гг.) велась экспериментальная работа на базе лицея № 39, гимназии № 38, МОУ № 46 г. Махачкалы и лицея № 8, гимназии г. Каспийска Республики Дагестан, в процессе которой проверялась научная состоятельность гипотезы, выявлялись условия эффективного формирования у старшеклассников патриотических чувств и сознания во внеклассной работе.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) анализировались итоги, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, осуществлялась проверка некоторых положений исследования.

База исследования. Экспериментальное исследование проводилось в и

1999-2005 годы на базе лицея № 39, гимназии № 38, МОУ № 46 г. Махачкалы и лицея № 8, гимназии г. Каспийска Республики Дагестан.

Исследованием было охвачено 683 старшеклассника, 125 учителей и ь

75 студентов очного отделения факультета педагогики и психологии ДГПУ.

Научная новизна исследования заключается в экспериментальном обосновании и определении критериев патриотической воспитанности старшеклассников с учетом их активной социальной деятельности во внеучебное время; в формировании и обосновании условий, способствующих воспитанию патриотизма и дружбы народов у старшеклассников во внеклассной работе; в подборе и использовании на практике соответствующих особенностям региона и данного возраста внеклассных форм патриотического воспитания старшеклассников.

В исследовании раскрыты особенности сочетания российского патриотизма с любовью к малой родине - Дагестану и дружбы между народами внутри своей республики с уважением к народам, населяющим Российскую Федерацию; выявлена и установлена характерная для полиэтнической дагестанской школы особенность - противоречия в проявлении национализма и в то же время необходимость применения полиэтнического принципа комплектования школ и классов, что является важнейшим фактором повышения эффективности патриотического воспитания.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности понятий «патриотизм», «российский патриотизм», «патриотическое воспитание», «дружба народов» в условиях современной России, свободной от идеологических установок марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма; в выявлении особенностей патриотического воспитания школьников во внешкольной поликультурной среде; в установлении компонентов процесса патриотического воспитания учащихся, включающих как регионально особые, так и общечеловечески значимые факторы, определяющие эффективность патриотического воспитания школьников; в выявлении системы средств, форм и методов патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций, внедрение которых значительно повышает уровень формирования у старшеклассников патриотических чувств, сознания и поведения. Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебно-воспитательных планов учителей, классных руководителей, воспитателей, при разработке программ спецкурсов для студентов в педагогических университетах и колледжах, готовящих специалистов для обучения и воспитания детей старшего школьного возраста.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики Даггоспедуниверситета, получили одобрение на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава и молодых ученых Даггоспедуниверситета (1999-2004 гг.); Первой (Москва, 16-17 ноября 1999 г.) Второй (Москва, 14-15 ноября 2001 г.) и Третьей (Москва, 26-27 ноября 2003 г.) Всероссийских конференциях «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости».

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Модель организации патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе. Модель включает следующие компоненты: цель патриотического воспитания, вытекающая из совокупных целей и задач Государственной и республиканской программ, гражданских функций, возложенных обществом на патриота Родины и Отечества; содержание патриотического воспитания, предусматривающие виды патриотизма: военного, трудового, спортивного, гражданского; региональный компонент в содержании процесса патриотического воспитания во внеклассной работе; совокупность регионально значимых факторов патриотического воспитания (отношения к многонациональному коллективу, к народам республики и страны, к родному и русскому языкам, истории и культуре народов республики и страны, к материальным и духовным ценностям общества; совокупность внеклассных организационных форм воспитания, позволяющих учитывать патриотический потенциал народов республики, национальные особенности учащихся.

2. Технология управления процессом патриотического воспитания учащихся во внеклассной работе: структура организации деятельности управления; программно-целевая модель руководства воспитательной работой; программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания во внеклассной работе; условия, факторы повышения эффективности патриотического воспитания в условиях многонациональной Республики Дагестан

3. Критерии патриотической воспитанности старшеклассников, выражающие в показателях: направленность патриотического сознания и поведения; наличие социально значимых качеств личности-патриота; мотивы поведения воспитанника; знание старшеклассниками в соответствии с их возрастом норм и правил патриотического поведения; сформированность умений и навыков патриотического поведения во внеурочной деятельности.

4. Педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе: взаимосвязь педагогов с учащимися, семьей и общественностью; наличие программно-методического сопровождения; приоритет комплексных форм внеклассной работы с доступным, понятным и духовно близким для учащихся патриотическим потенциалом; повышение уровня квалификации учителей, воспитателей и классных руководителей по организации патриотического воспитании учащихся во внеклассной работе.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ширекина, Елена Владимировна

Выводы по 1 главе:

1. Анализ тематической научно-педагогический литературы, исследование реального состояния проблемы позволяет отметить, что при всей изученности и практической решаемости патриотическое воспитание не стало еще важнейшей неотъемлемой частью внеклассной воспитательной работы с учащимися общеобразовательных школ.

2. Патриотическое воспитание - это целенаправленная педагогическая деятельность по воспитанию у подрастающих поколений чувств любви к Родине, к своему народу, родному краю, то есть, тех главный качеств, без которых человека невозможно назвать гражданином Отечества.

3. К патриотическому воспитанию имеет непосредственное отношение воспитание дружбы народов, означающее формирование у юношей чувств уважения и любви к людям самых различных рас, национальностей, конфессий. Это одно из таких качеств, обладание которыми способствует миру, согласию, сотрудничеству между народами, что будет очень важно в наступившем XXI веке. Поэтому Российское государство стремится сделать ведущей идеей, объединяющей все народы нашей страны, идею патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.

4. Анализ содержания вопросов, заданных самими учащимися, и их ответы на вопросы составленной нами анкеты свидетельствовали, что большинство старшеклассников понимает и осознает значение слов «патриотизм» и «дружбы народов». Более того, они эмоционально и с возмущением выражают свое негодование против тех, кто не любит свою родину, и проявляют в своем поведении черты национализма; Старшеклассники проявляют искренне желание изучить жизнь, культуру и искусство других народов, завязать дружбу со своими сверстниками из других стран, переписываться и встречаться с ними;

5. Экспериментальный опрос показал и некоторые негативные стороны современных старшеклассников, большинство из которых, понимая сущность патриотизма и патриотического долга вообще, не смогло объяснить, в чем заключается патриотический долг самих учащихся, как они сами смогут выполнять свой долг перед родиной в мирное время. Проявляя интерес к культуре и искусству народов западной Европы, большинство респондентов не высказало желания изучить культуру нардов, населяющих Россию и соседствующих с Дагестаном. Этот недостаток педагогических коллективов школ мы исправили на формирующем этапе эксперимента.

6. Важнейшим фактором повышения эффективности патриотического воспитания старшеклассников в дагестанской школе, как нам удалось выяснить, является и такая особенность, как полиэтнический характер комплектования школ и классов.

ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

2.1. Патриотическое воспитание старшеклассников в Республике Дагестан

Сегодняшний Дагестан - динамично развивающаяся, политически стабильная, обладающая экономическим и интеллектуальным потенциалом республика, в которой главное богатство - межнациональный и гражданский мир, межконфессиональное согласие.

Дагестан - многонациональная республика, где проживают представители более ста народов России и государств зарубежья. Это суверенное, единое демократическое государство в составе Российской Федерации. Даже далекому от политики человеку ясно, как важны в этих условиях межнациональное согласие, дружеские отношения. В укреплении межнациональной дружбы важная роль отводится системе образования, позволяющая ребятам разных национальностей уже в школьном возрасте научиться жить вместе и гордиться тем, что им выпало жить в таком большом, многонациональном доме. Мы четко понимаем, как важно, чтобы в процессе обучения молодые люди получили ясное представление о палитре национальных культур, об опыте их взаимодействия и взаимовлияния, осознали, что этническое многоцветье - отражение разнообразия путей развития человеческого общества.

В условиях Дагестана этническая культура закрепила наиболее значимые материальные и духовные достижения народов, выступила хранителем их духовно-нравственного опыта, их исторической памятью. Она имеет свои особенные формы существования, специфические способы сохранения и передачи последующим поколениям общечеловеческих ценностей. В силу этого она должна стать объектом изучения со стороны философов, культурологов, историков, этнографов и важнейшим средством духовно-нравственного и интернационально-патриотического воспитания подрастающих поколений.

Этническая культура имманентно содержит мысли, знания, понимание жизни в единстве с народным опытом, настроем, чаяниями, целевыми устремлениями. Отличительной чертой этнической культуры дагестанцев является то, что она опирается не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус. Этим объясняется во многом небывалая устойчивость и неискоренимость народных традиций. Дагестанские народы веками жили в условиях непрекращающихся войн и столкновений, миграций и насильственных переселений, бедности и разрухи. Сама нестабильность экономических, политических и идеологических основ жизни приобрела для них традиционный характер, превратилась в специфику существования этносов, и тем самым повлияла на этническую культуру в целом.

Этническая культура предлагает нам важнейшие нравственно-этические, эстетические и более всего интернационально-патриотические нормы и ценности, могущие служить регуляторами повседневного поведения, преданности народу, родине и отечеству. Бесспорно, что изменились конкретно-исторические условия жизнедеятельности, разрушена экономическая основа, сформировавшая традиционные представления, но сохранилась их регламентирующая сила. Задумки и действия наших современников во многом определяются именно традиционными представлениями о таких важнейших ценностях, как долг и честь, благородство и справедливость, добро и зло, добродетель и порок, красота и безобразие, мужество, отвага, героизм и патриотизм и т.д. Новейшие ценности и нормы не сформировались, они во многом еще размыты. Поэтому недопустимо списывать традиционные регуляторы поведения людей, содержащиеся в этнической культуре, в архив, отказываться от них. Необходима определенная теоретическая обработка и практическая поддержка того традиционного, что не противоречит провозглашаемым программным социальным установкам и служит фактором стабилизации общества. Здесь и именно здесь важнейшую роль играет не только учебная, но прежде всего внеклассная воспитательная работа, организуемая педагогическими коллективами, семьями и общественностью.

Некоторые радетели приоритета ценностей европейской цивилизации, понятых как общечеловеческие ценности, противопоставляют их этническим нормам жизни. При этом игнорируется тот факт, что общечеловеческие ценности существуют не сами по себе, а в этнических формах культуры. Модернизацию этнической жизни не следует представлять как приобщение ко всему западному и отказ от традиционных форм. Общие ценности и ориентиры, которых доселе не было в устоявшихся формах, должны обрести этнически приемлемые очертания.

Этническая культура Дагестана многообразна как по сущности и содержанию, так и по формам проявления. На протяжении многих веков народы накапливали и передавали последующим поколениям необходимые нравственные, трудовые, художественные, политические, героико-патриотические и другие ценности. Традиционная культура впитала в себя такие важнейшие нормы общечеловеческой морали, как гуманность и достоинство, честь и совесть, долг и справедливость, почет и уважение, милосердие и сострадание, дружба и миролюбие и т.д. Из всего многообразия носителей общечеловеческих ценностей не последнее место в этнической культуре занимают традиционные формы и методы общественного воспитания человека. Одним из таких форм является традиционные праздники. В основе многих традиционных праздников лежат благородные идеи свободы и справедливости, мира и дружбы, красоты и трудолюбия, жизнелюбия и коллективизма и интернационализма, патриотизма и преданности т.д. Народные праздники и традиции человечности, взаимопомощи и взаимовыручки, спортивного, военного удальства, патриотизма и героизма всегда были важнейшими для дагестанского джамаа-та. Традиции джамаата гармонично дополняются и развиваются родовыми, тухумными и семейными традициями верности дружбе, народу, родине и отечеству. Они были и остаются носителями многих ценностей, имеющих общечеловеческое признание, служат тем звеном, которое сближает и объединяет разных людей, разные тухумы, аулы, представителей различных национальностей и конфессий. Поэтому сегодня актуальна проблема возрождения забытых традиций, всяческой поддержки тех, которые исполняются нашими народами, воспитание учащихся на апробированных традициях и историко-культурном опыте народов республики и России.

Традиционная народная культура и воплощенные в ней ценности позволяют человеку найти принципы оправдания жизни, помогают выстоять перед ударами судьбы, сохранить величие духа при всех социальных катастрофах и потрясениях. В значительной мере влияние этнической культуры на личность объясняется и тем, что она требует от каждого преодоления пассивности, не терпит созерцательности, превращает ее в активного участника традиционных действий, праздников, обрядов, мероприятий и других событий. Это та особенность народных традиций, которая позволяет каждому проявить свою инициативу, развить свои способности и таланты на основе приобщения к особенному и общезначимому, существующим в этнических формах.

Многообразные этнические традиции, обряды, обычаи, праздники, кодексы, символы служат выражением общечеловеческих ценностей и исторического опыта народа. В них очерчены контуры общей дороги дагестанских народов. Усвоение традиционных ценностей, приобщение к культуре своего этноса поможет каждому найти свою тропу в жизни, оставить свой след в истории и памяти народа.

Знакомство с культурой рядом живущего народа должно расширять кругозор личности, способствовать вовлечению значимых ценностей национальной культуры в процесс нравственного, духовного развития человека, и, в первую очередь, юного.

Несмотря на происходившие изменения в образовании России, направленные на подрыв сложившейся целостной системы патриотического воспитания, общеобразовательные школы Республики Дагестан сумели сохранить свои вековые традиции воспитания патриотизма и дружбы народов у учащихся во внеклассной работе.

Анализ состояния патриотического воспитания старшеклассников общеобразовательных школ г. Махачкалы и г. Каспийска Республики Дагестан показывает, что 67 % школ г. Махачкалы имеют коллективы учащихся, в которых учатся представители от 2 до 10 национальностей; 58 % учительских коллективов обследованных школ состоят из представителей различных национальностей (от 2 до 11). Взаимоотношения учащихся в таком многонациональном коллективе имеют свои особенности и сложности. В своих отношениях друг к другу дети приносят влияние, как общих, так и национально-особенных черт психического склада своей нации.

На формирование норм поведения старшеклассников накладывают отпечаток национально-особенное каждого этноса, своеобразие его традиций, обычаев и тех черт характера, которые складывались на протяжении всей истории данного народа. Пестрота национального состава учащихся этих школ связано с многонациональным составом Республики Дагестан, где проживают более 30 коренных национальностей, а по переписи населения 2002 представлены более 100 народностей России и стран СНГ. Именно в таких школах, где совместно обучаются учащиеся разных национальностей, устанавливаются живая связь и непосредственное общение детей коренных народностей Дагестана, как между собой, так и с представителями русского, украинского, татарского, осетинского, азербайджанского и других народов нашей многонациональной страны. Следовательно, в многонациональном коллективе, где происходит непосредственное общение детей различных национальностей, педагогу нельзя не учитывать взаимовлияние как общих, так и национально-особенных черт характера. Поэтому в воспитании идей патриотизма и дружбы народов у старшеклассников в таких коллективах требует от учителя, классного руководителя педагогического такта и умения [42, с.78].

В вопросах патриотического воспитания старшеклассников, взаимопонимания, сплочения, дружбы и сближения детей различных национальностей школы с многонациональным составом учащихся имеют определенное преимущество; в них складывается исключительно благоприятная обстановка для сближения представителей различных этносов.

Совместная жизнь и учеба с детьми различных национальностей, наличие общедагестанского второго родного языка, каким стал для аварца и даргинца, лакца и лезгина, кумыка и табасаранца русский язык, взаимообогащение и взаимопроникновение родственных народных традиций, нравов, психики, обычаев, культур ускоряет процесс формирования у учащихся многонациональных школ общедагестанского патриотического самосознания. При этом становление общедагестанского самосознания происходит, как правило, под благотворным влиянием совместной жизни с русским населением, под влиянием передовой культуры русского и других народов нашей страны. Следовательно, процесс формирования общедагестанского самосознания у старшеклассников связан с их непосредственным сближением с русскими и другими российскими народами [43, с. 119].

Процессу взаимосближения детей разных национальностей, формированию их общедагестанского патриотического самосознания способствует знание ими русского языка, который в нашей стране давно уже по праву стал языком межнационального общения, языком дружбы и сотрудничества между людьми. С его помощью каждая нация и народность приобщается к культурным достижениям, в том числе и героико-патриотическому прошлому великого русского народа, других народов России и мира. Естественно, поэтому изучение русского языка стало важнейшим средством патриотического воспитания старшеклассников.

В этом отношении показательны ответы учащихся обследованных нами школ. На вопросы анкеты: «На каком языке ты говоришь дома?», «На каком языке говорят твои родители дома?».

На первый вопрос анкеты мы получили следующие ответы:

По г. Махачкале - на русском языке говорят 28,6 % учащихся обследованных нами школ, на русском и родном - 11,6 %, на родном - 21,8 %, не ответили -1 %.

Ответы на второй вопрос распределились следующим образом.

По г. Махачкале - родителей, говорящих дома на русском языке -26 %, на родном и русском - 7 %, на родном - 24,3 %.

Еще более интересны ответы ребят различных национальностей и их родителей на эти же вопросы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ширекина, Елена Владимировна, 2007 год

1. Учебная деятельность 45 59 104 5,1

2. Народное хозяйство 17 28 45 2,28. Досуг 26 13 39 1,99. Быт человека 9 32 41 2,0

3. Игры детей независимых государств 1;2. Досуг детей за рубежом 5;3. Игры детей за рубежом 2.Итого: 8 вопросов от 39 вопросов 20,5 % от 2025 вопросов - 0,4 %VII. Физкультура и спорт

4. Спортивные достижения, история, выдающиеся спортсмены за рубежом 34.Итого: 34 вопроса от 140 вопросов 24,3 % от 2025 вопросов - 1,7 %VIII. Быт

5. Обычаи, традиции народов нашей страны 4;

6. Быт, обычаи народов независимых государств 9;

7. Аджаматов Аткай. Добровольность основа победы.

8. Айбек. В поисках света (Пакистанская повесть).

9. Айтматов Чингиз. Первый учитель. Джамиля. Плаха.

10. Алиева Фазу. Закон гор; Комок земли ветер не унесет.5. Анферов В. Дружба.

11. Ахлаков А. Героико-патриотические песни народов Дагестана и Северного Кавкаа.

12. Ахмедхан Абу-Бакар. Пламя родного очага: Памятник у дороги.

13. Баруздин С. Подарки-путешественники.

14. Взрыв. Рассказы современных писателей Вьетнама.

15. Галчинский К. Варшавские голуби. Стихи.

16. Гамзатов Расул. Мой Дагестан.12. Горбатов Б. Непокоренные.

17. Давыдов Мирза. Вернусь на рассвете.

18. Дети Индии. Рассказы индийских писателей.

19. Дык Лан. Повесть о подвиге Ким Донга.

20. Если ребята всей земли. Сборник рассказов зарубежных писателей.

21. Закруткин В. Матерь человеческая.18. Залов Гаджи. Моя родина.19. Ибрагимова М. Шамиль.

22. Казиев Искендер. На смоленской земле.

23. Кальма Н. Дети горчичного рая.

24. Кассиль JI. Будьте готовы. Ваше Высочество! Повесть.

25. Машкин Т.Н. Синее море, белый пароход. Повесть.

26. Н. Реут и М. Скрябин. Петр и Педро юноша из племени анагити.

27. Роганов JI. За желтыми холмами. Рассказы.

28. Руднева Л. Сердце брата. Повесть.27. Сказки зарубежных стран.28. Стерлинг Д. Мэри Джейн.

29. Холендро Д. Летающий пудель. Рассказы.

30. Ю. Яковлев. Белые журавлики. Рассказы.

31. Как правило, обсуждению книг всегда предшествовало краткое вступительное слово учителя или библиотекаря, посвященное знакомству с автором книги, его жизненным и творческим путем; ставились наводящие вопросы.

32. При патриотическом воспитании старшеклассников, наряду с массовыми формами, исключительное значение имеет и индивидуальная работа 39, с. 95.

33. Констатирующий этап 14,6% 70,8% 7,1%

34. Формирующий этап 6,4 % 84,2 % 9,4 %

35. Патриотическое воспитание в школьном краеведении

36. В воспитании идей патриотизма и дружбы народов у старшеклассников важное место занимает школьное краеведение.

37. Б.А. Ахмедовой совершили ряд краеведческих походов и экскурсий по родной республике и собрали ценный материал по истории революционных событий, которые произошли в родном городе и районе.

38. Были открыты двуклассные приходские начальные школы, где вместе с русскими учились и дагестанцы. Дети дагестанцев впервые смогли изучать арифметику, историю, географию, русский язык.

39. Юные краеведы тщательно записывали и изучали рассказы участников революционных событий, сопоставляли их с данными письменных источников и архивных документов. Совершили ряд экскурсий в места боев и революционных событий.

40. Востоке тов. Павлович и члены этого президиума Коркмасов и Исмаил Хак-ки, представитель коммунистической партии Турции.

41. Эта братская встреча останется навсегда в сердцах дагестанцев и в сердцах русских рабочих и крестьян» 43, с.116.

42. Здесь мы ставим целью выявить роль и значение районных и республиканских мероприятий по краеведению в воспитании патриотизма и дружбы народов у старшеклассников.

43. Экскурсии по местам революционных событий и боевых сражений знакомят школьников с боевым путем участников Великой Отечественной войны земляков, с жизнью и подвигами героев.

44. Походы же по местам боевой славы помогают учащимся изучать ге-роико-патриотические традиции родного, дагестанского и русского народа и его Вооруженных Сил, воспитывают у молодежи чувство гордости за подвиги старшего поколения и стремление подражать ему.

45. Создание в школах выставок, музеев революционной боевой и трудовой славы также является одной из составляющих патриотического воспитания старшеклассников.

46. Музеи создавались в середине 70-х годов. Первый посвящён дважды Герою Советского Союза Амет-Хану Султану, второй женщинам-каспийчанкам, ушедшим на фронт единым призывом 12 апреля 1942 г., а третий - краеведческий музей.

47. Женский музей был местом сбора каспийчанок, участниц Великой

48. Интеграция семьи и школы в патриотическом воспитании

49. Таким образом, перед российской семьей также как и перед всем нашим обществом стоит задача огромной важности воспитать то поколение, которое будет жить в новом тысячелетии.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.