Парижский текст в романах Э. Золя: "Чрево Парижа", "Западня", "Страница любви" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Гололобов, Михаил Александрович
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гололобов, Михаил Александрович
Введение
ГЛАВА 1. Городской текст как теоретическая проблема
1.1. Город в истории западноевропейской культуры
1.2. Городской текст и аспекты его интерпретации
ГЛАВА 2. Текст Парижа: историко-литературный ракурс
2.1. Из истории формирования парижского текста французской литературы
2.2. Париж в русской литературной рефлексии XIX - XX веков (краткий экскурс)
ГЛАВА 3. Эстетические позиции Э. Золя в ракурсе проблемы городского (парижского) текста
3.1. Урбанизм и теория натурализма
3.2. Париж в рефлексии Э. Золя - художественного критика
ГЛАВА 4. Структура и функции парижского текста в романах Э. Золя
4.1. Персонажи
4.2. Хронотоп
4.2.1. Художественное время (историческое и личное)
4.2.2. Художественное пространство
4.2.2.1. Пространство разомкнутое (экстерьер)
4.2.2.2. Пространство замкнутое (интерьер)
4.3. Климат и метеорологические условия
4.4. Материальная культура
4.4.1. Архитектура
4.4.2. Костюм
4.4.3. Гастрономия
4.5. Запахи
4.6. Импрессионистические элементы в парижском тексте: роман «Страница любви»
4.7. Парижский текст и парижский дискурс: принципы взаимодействия и художественные функции
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Образ Парижа во французской литературе конца XIX - начала XX века2004 год, кандидат филологических наук Рубан, Алла Александровна
Образы Парижа в русской и французской литературах конца XVIII - середины XIX вв.: диалог культур2011 год, кандидат филологических наук Рудикова, Наталья Александровна
Любовная и матримониальная темы в романах Э. Золя2006 год, кандидат филологических наук Чечиль, Екатерина Алексеевна
"Парижский текст" в художественном сознании А. Ахматовой2006 год, кандидат филологических наук Рыбакова, Наталья Васильевна
Поэтика романа Б.Ю. Поплавского "Аполлон Безобразов" в контексте прозы русской эмиграции рубежа 1920-х - 1930-х годов2009 год, кандидат филологических наук Разинькова, Ирина Егоровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Парижский текст в романах Э. Золя: "Чрево Парижа", "Западня", "Страница любви"»
Эмиль Золя (Emile Zola, 1840-1902) с самого детства отличался от своих сверстников особым взглядом на мир. Что на это повлияло в большей степени — ранняя смерть отца, сложные отношения с матерью или практически полное отсутствие друзей, а значит вынужденное пребывание в плену своих фантазий - мы не можем утверждать с уверенностью, но некоторые факты его биографии, особенно ее детской части, говорят сами за себя: Эмиль был не таким, как все. Дружба с Полем Сезанном, в будущем именитым художником-импрессионистом, тоже отличавшимся уже в детстве известной степенью неординарности, на наш взгляд, лишь подтверждает это. Небольшой городок Экс-ан-Прованс, в котором Золя провел все свое детство, навсегда остался в его памяти как место, где он впервые познакомился с грандами французской литературы и сделал свои первые наброски, переросшие впоследствии в «Сказки Нинон» (1864) и «Исповедь Клода» (1865), принесшие ему известность.
Но городом, не просто оказавшим большое влияние, а фактически перевернувшим жизнь будущего писателя, стал, конечно, Париж, куда он переезжает вместе с матерью в 1858 году. Причины переезда были безрадостные: семья после смерти отца еле сводила концы с концами, и госпожа Золя решает отправиться в столицу, где она сможет рассчитывать хоть на какую-то помощь друзей покойного мужа.
Париж стал городом, благодаря которому Золя испытал всю гамму чувств, отведенную человеку его создателем: от ненависти до самой пылкой любви, от безразличия до крайней степени заинтересованности в самых мелких деталях этого огромного организма. И он отплатил ему сполна: на огромном полотне «Естественной и социальной истории» Ругон-Маккаров, задуманном Золя, этому городу было отведено весьма заметное место. Этот гигантский портрет писался на протяжении почти четверти века. В итоге получился Париж, где-то приукрашенный умелой рукой мастера художественного вымысла, где-то с безжалостной точностью и честностью 4 отражающий пороки и грехи человека того времени. В произведениях Золя сформировался особый парижский текст, текст города, структуру и функции которого можно выявить и описать в их соотношении с художественным миром писателя в целом.
В России особое признание получили исследования творчества Золя, проведенные отечественными учеными: М. Эйхенгольцем («Творческая лаборатория Золя», 1940), Е. Эткиндом («Романы Золя 70-х годов и проблема реализма», 1947), Е. Кучборской («Реализм Эмиля Золя», 1973), А. Аникстом («Золя и искусство», 1976) и др.
Город в творчестве Золя исследуют С. Макс («Метаморфозы «Большого города» в «Ругон-Маккарах» Эмиля Золя», 1966), Н. Крановски («Париж в романах Э. Золя», 1968), К. Оссёр («Литературный гид памятников Парижа», «Париж конца века» 1979),. В книге «Карнавал Центрального рынка. Этнокритика «Чрева Парижа» Эмиля Золя», написанной Марией Скарпа в 2001, подчеркивается карнавальная составляющая этого огромного города: роман исследуется в ней с точки зрения этнокритического подхода, который основан на комплексном изучении художественного образа и привлечении данных социологии, этнологии, истории, топологии, топографии, этимологии и др.
М. Бютор в статье «Город как текст» обращает наше внимание, что у Парижа есть свой литературный язык, который есть не что иное, как совокупность всех произведений, посвященных образу этого города1. В той или иной степени историю самого города и, как следствие, его текст рассматривают работы «Париж, который я люблю» (1956) Ж.-П. Клебера, «Спектакли парижских улиц» (1956) Ж. де Лакретеля, «Париж» (1980) Ж. Каре, книга И. Комбо «Истории Парижа» (2002). Париж смотрит на пас со страниц многочисленных биографий, написанных А. Перрюшо. Р. Жак в монографии «Париж конца века» (1958) рассказывает о жизни города и его горожан.
Золя с большим уважением относится к любой деятельности, он уважает труд человека. Своими книгами он стремится выразить дух современной ему цивилизации.
Идейный вдохновитель натурализма, Золя в своем творчестве применяет и чисто технические, если их можно так назвать, средства: поднимает архивы, изучает чертежи и планы Парижа, сам постоянно исследует его. И все же, как истинный творец, он подвластеп и вдохновению, фантазии, воображению, символике, аллегориям и метафорам.
Текст Парижа прочно связан с культурным наследием предшествующих эпох, с литературой, философией и художественной культурой Франции. В сознании европейца Париж - это средоточие исторической памяти, столица искусств и моды. Парижский стиль, парижское изящество, парижская галантность, парижская просвещенность, парижский рационализм, парижские свободолюбие и революционность, парижская буржуазность и парижская «богемность», дух естественных наук, капитализации и индустриальное'™ - вот те субтексты, которые неизменно составляют художественный код Парижа во французском искусстве. Парижский текст выступает как совокупность основных мотивов и сюжетов французского искусства, упоминаний о характерных реалиях столичной жизни разных эпох, исторических личностях, знаковых спектаклях, романах и общей текстовой ориентации на французскую столицу.
Подобно Петербургу в русской литературе", Париж имеет свой «язык»: «Он говорит нам своими улицами, площадями, водами, островами, садами, зданиями, памятниками, людьми, историей, идеями и может быть понят как своего рода гетерогенный текст, которому приписывается некий общий смысл и на основании которого может быть реконструирована определенная система знаков, реализуемая в тексте» 3.
Актуальность исследования связана с обращением к проблемам изучения литературы в контексте культуры, закономерностей межвидовой культурной коммуникации (литература/живопись/архитектура и т.п.), 6 потребностью современного гуманитарного знания в междисциплинарной интеграции, с необходимостью изучения литературного урбанизма в современном теоретическом контексте, позволяющем определить онтологические и культурологические основы мировидения писателя, исследовать процессы отражения культурно-эстетической традиции в индивидуальном художественном сознании, а также с тем, что изучение сверхтекстовых образований, складывающихся вокруг топонимов и антропонимов высокой культурной значимости (петербургский, лондонский, парижский, шекспировский, пушкинский, стендалевский, диккенсовский и др. тексты) в настоящее время представляет большой интерес для гуманитарных наук и, в частности, для литературоведения.
Предметом исследования являются структура и художественные фуикции парижского текста в романах Э.Золя.
Объект исследования - романы «Чрево Парижа» («Le ventre de Paris», 1873), «Западня» («L'Assomoir», 1877) и «Страница любви» («Page d'amour», 1878).
Цель диссертационной работы состоит в исследовании структуры и принципов функционирования парижского текста, его роли в моделировании художественного мира Золя.
Целью работы определяются её основные задачи:
1) определить своеобразие эстетических воззрений Золя в ракурсе урбанистической проблематики;
2) выявить истоки парижского текста Золя;
3) определить основные структурные компоненты (субтексты) парижского текста в указанных романах Золя;
4) исследовать специфику функций парижского текста в художественном мире писателя;
5) определить принципы взаимодействия парижского текста Золя с литературными, живописными и другими предтекстами.
Цель и задачи определили выбор методики исследования, в основе которой — соединение элементов культурно-исторического, типологического, компаративного, герменевтического, биографического, описательного методов и подходов. Поставленные задачи предполагают проведение исследования как в синхроническом, так и в диахроническом ракурсах.
Теоретико-методологической основой работы стали груды по теории и анализу сверхтекста (Ю. М. Лотман, Н. Е. Меднис, В. Н. Топоров,), а также теория диалога М. М. Бахтина и теория интертекстуальности (И. В. Арнольд, Р. Барт, А. К. Жолковский, Ю. Кристева, Н. А. Кузьмина, Н. А. Фатеева); работы по истории и теории взаимодействия видов искусства: М. П. Алексеева, В. В. Ванслова, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, К. В. Пигарева, Н. В. Тишуниной, Б. А. Успенского; а также исследования, посвященные истории и теории французской литературы и творчеству Э.Золя: Е. Аничкова, К. Арсеньева, П. Боборыкина, Ю. Веселовского, Н. Кудрина, Н. Михайловского, Л. Слонимского, С. Темлинского, P. Alexis, J. Bedel, С. Becker, F. Doucet, Th. Engwer, , B. Ferdas, A. Laporte, E. Lepelletier, F. Lotsch, P. Martino, G. Maupassant, H. Mitterand, J. Monestes, F. Ramond, A. Rauber, F. Robert, E. Rod, E. Rostand, R. Sherard, E. Vizetelly, E. Wolf, и других.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проведён целостный анализ парижского текста в художественном мире Э. Золя. Впервые выявлены и системно проанализированы основные компоненты парижского текста романов Золя, определены их функции в моделировании художественного мира писателя; рассмотрены в ракурсе проблемы сверхтекста особенности рецепции литературной, живописной, мифопоэтической традиций в урбанистической образности Золя, закономерности осмысления проблемы «человек и город» в художественной системе писателя.
В ходе апробации основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы и языкознания, аспирантском семинаре Тамбовского государственного университета имени 8
Г.Р. Державина, общероссийских ежегодных научных конференциях «Державинские чтения» (Тамбов, 2006, 2007, 2008, 2009), VI и VII Международных конференциях «Филология и культура» (Тамбов, 2007; Тамбов, 2009), Общероссийских конференциях «XX и XXI Пуришевские чтения» (Москва, 2008, 2009).
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в курсах истории зарубежной литературы XIX-XX вв., спецкурсах по истории и теории французской литературы, проблемам европейского романа, мировой художественной культуры, творчеству Золя, а также в школах, лицеях, гимназиях гуманитарного профиля, средних специальных учебных заведениях.
Структура работы. Диссертация общим объемом 192 страниц состоит из введения, 4 глав, заключения, примечаний и списка литературы. Список литературы включает 291 наименование, из них 143 на французском и английском языках.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Образ города в художественной фотографии Франции второй половины XIX - начала XX веков2005 год, кандидат искусствоведения Васильева, Екатерина Викторовна
Английский постмодернистский роман конца XX века и викторианская литература: интертекстуальный диалог: на материале романов А.С. Байетт и Д. Лоджа2008 год, кандидат филологических наук Толстых, Ольга Анатольевна
Художественный мир Ю.В. Трифонова в контексте городской прозы второй половины XX века2009 год, доктор филологических наук Селеменева, Марина Валерьевна
Поэтика пространства и топонимический код в уральской прозе Д.Н. Мамина-Сибиряка2009 год, кандидат филологических наук Девятайкина, Галина Леонидовна
Символика архитектурного ландшафта Московского Кремля и острова Сите (Париж) в восприятии представителей российских и французских субкультур XIX - начала XX вв.2005 год, кандидат культурологии Головина, Наталья Андреевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Гололобов, Михаил Александрович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литературное изображение Парижа — один из возможных для нашего сознания способ его понимания как завершенной целостности, поскольку огромный город как целое нельзя охватить взглядом. Это означает, что Париж можно обсуждать, скорее, как феномен литературы — парижский текст - нежели как феномен реальности.
Исследование парижского текста в романах Золя «Чрево Парижа», «Западня» и «Страница любви» позволяет сделать следующие выводы.
Парижский текст в романах Золя — это надтекстовое образование, характеризующееся экспериенциальностью, конвенциональной гибкостью, системностью, целостностью, многомерностью и полифункциональностью.
Как городской (локальный) текст он характеризуется взаимосвязанностью все своих компонентов, так что упоминание о некоторых из этих компонентов неизбежно влечет за собой присоединение к уже поименованным компонентам остальных, связанных с данным городом (локусом). После появления романов Золя Париж уже немыслим не только без Нотр-Дам, Бастилии, Лувра, Сен-Жерменского предместья, Монмартра, Эсмеральды и Квазимодо, мушкетеров короля и гвардейцев кардинала, Гобсека и Биржи — здесь невозможно перечислить все литературные ассоциации, созданные длительной литературной традицией изображения Парижа и парижан и обеспечивающие экспериенциальность парижского текста - но без Центрального рынка и улицы Рамбюто, холма Трокадеро и бульвара Шапель, заставы Пуассоньер и множества других кварталов и улиц, где живут, любят, страдают, трудятся и гибнут персонажи романов Золя. Конвенциональная гибкость городского текста обусловила возможность адаптации традиционных образов парижского текста французской литературы (например, Нотр-Дам, Лувр или молодой провинциал в Париже) новым условиям функционирования в романах Золя.
Специфика парижского текста в художественном мире Золя обусловлена комплексом субъективно-личностных, биографических,
148 философско-эстетических и социальных факторов в их сложной корреляции с традициями культуры: литературной, театральной, живописной, архитектурной.
Источниками парижского текста романов Золя являются традиции В. Гюго и французского бытописательного / нравоописательного очерка конца XVIII - первой половины XIX вв.), а также вся долговременная история французской литературной рефлексии по вопросам быта и бытия человека в мире (от Монтеня до Флобера). Размышления Золя - художественного критика о путях развития французской драмы, литературы, живописи и архитектуры (от Нотр-Дам до архитектурного комплекса Центрального рынка) тоже становятся творческим стимулом для формирования парижского текста его романов.
Репрезентация парижского текста в романах Золя осуществляется в ходе художественной коммуникации с вышеуказанными претекстами на уровнях образном, композиционном, колористическом и экспрессивном. В результате взаимодействия претекстов с парижским текстом возникают дополнительные смысловые оттенки, сообщающие романам Золя новую глубину и многозначность.
Парижский текст романов Золя представляет собой структуру, характеризующуюся смысловой и языковой общностью, ограниченную темпорально (история и современное состояние Парижа) и локально (территория и топография Парижа). В структуре парижского текста Золя выделяются определенные компоненты (субтексты, субстраты), связанные с материально-культурной, духовной и природной сферами, а также с сюжетами, мотивами и образами, традиционно ассоциирующимися с Парижем.
В парижском тексте Золя отмечаются импрессионистические элементы, обусловленные общим для натуралистов стремлением к максимально точному воспроизведению действительности, индивидуально авторской способностью улавливать нюансы внешнего и внутреннего мира,
149 их взаимодействие и диффузию, а также творческим взаимодействием с современной автору живописью импрессионизма.
Функции парижского текста в романах «Чрево Парижа», «Западня» и «Страница любви» состоят в следующем:
На уровне идей парижский текст провоцирует осмысление концептуальных вопросов о путях развития европейского искусства, о коллизиях веры и разума, идеализма и позитивизма, природы и технического прогресса, столицы и провинции, приватного и всеобщего, эгоистического и альтруистического; обеспечивает смысловую многомерность художественного текста.
Парижские локусы (рабочие кварталы, прачечная и трактир «Западня»; Центральный рынок «Чрево Парижа»; дом и комната на Трокадеро) становятся условием возникновения и базисом сюжетных перипетий, создают эмоциональную атмосферу, содержат мотив предвестия, определяют экспозицию, завязку, развитие, кульминацию и финал романных сюжетов.
Парижский текст участвует в характеристике персонажей романов Золя, демонстрирует их место и роль в системе образов, акцентирует их ценностные ориентиры и нравственные качества, имплицитно и эксплицитно мотивирует их поступки и устремления, служит средством выражения авторской модальности.
Перспективы исследования парижского текста Золя состоят, на наш взгляд, в системном описании общей конфигурации, содержания и функций этого феномена в творческом наследии великого французского романиста и теоретика натурализма.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гололобов, Михаил Александрович, 2009 год
1. Золя, Э. Из сборника «Сказки Нинон». Исповедь Клода. Тереза Ракен. вступ. ст. И. Анисимова, пер. с фр. Н. Надеждиной, Е. Яхниной, Е. Гунста и др., коммент. В. Балашова. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 1 -М.: Худож. лит., 1960.-616 с.
2. Золя, Э. Марсельские тайны. Мадлен Фера // пер. с фр. С. Викторовой, И. Анисимовой, Е. Бабун, JL Слонимской; коммент. В. Балашова. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 2 - М.: Худож. лит., 1961. - 728 с.
3. Золя, Э. Карьера Ругонов. Добыча // пер. с фр. Е. Александровой, Т. Ирино-вой; коммент. С. Емельянникова. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. — Т. 3. М.: Худож. лит., 1962. - 680 с.
4. Золя, Э. Чрево Парижа. Завоевание Плассана // пер. с фр. Н. Гнединой, А. Зельдович, К. Жихаревой; коммент. И. Лилеевой. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 4. -М.: Худож. лит., 1962. - 756 с.
5. Золя, Э. Проступок аббата Муре. Его превосходительство Эжен Ругон // пер. с фр. В. Пяста, Э. Фельдман; коммент. И. Лилеевой. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 5. - М.: Худож. лит., 1962. - 800 с.
6. Золя, Э. Западня // пер. с фр. Е. Шишмаревой, О. Моисеенко; коммент.
7. A. Пузиков. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 6. — М.: Худож. лит., 1962. -480 с.
8. Золя, Э. Страница любви. Нана // пер. с фр. М. Столярова, Н. Жарковой; коммент. С. Брахман. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 7. — М.: Худож. лит., 1963 - 840 с.
9. Золя, Э. Накипь // пер. с фр. А. Зельдович, Н. Надеждиной; коммент.
10. B. Шор. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 8. - М.: Худож. лит., 1963. -512 с.
11. Золя, Э. Дамское счастье. Радость жизни // пер. с фр. Ю. Данилина, М. Ро-жицыной; коммент. С. Брахман. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 9. -М.: Худож. лит., 1963.-888 с.
12. Золя, Э. Жерминаль // пер. с фр. Н. Немчиновой; коммент. С. Емельянникова. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 10. — М.: Худож. лит., 1963.-576 с.
13. Золя, Э. Творчество // пер. с фр. Т. Ивановой, Е. Яхниной; коммент. С. Емельянникова. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 11. — М: Худож. лит., 1963.-452 с.
14. Золя, Э. Земля // пер. с фр. Б. Горнунга; коммент. И. Лилеевой. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 12. -М.: Худож. лит., 1964. - 552 с.
15. Золя, Э. Мечта. Человек-зверь // пер. с фр. М. Рома, Я. Лесюка; коммент. И. Лилеевой. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 13. - М.: Худож. лит., 1964. -664 с.
16. Золя, Э. Деньги // пер. с фр. А. Тетеревниковой, Д. Лившиц; коммент. Б. Реизов. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 14. - М: Худож. лит., 1964. -472 с.
17. Золя, Э. Разгром // пер. с фр. В. Парнаха; коммент. С. Емельянникова. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 15. -М.: Худож. лит., 1964. - 568 с.
18. Золя, Э. Доктор Паскаль // пер. с фр. Е. Яхниной; коммент. В. Шора. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 16. -М: Худож. лит., 1965. - 388 с.
19. Золя, Э. Лурд // пер. с фр. Т. Ириновой; коммент. Е. Эткинда. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 17. -М.: Худож. лит., 1965. - 552 с.
20. Золя, Э. Рим // пер. с фр. Л. Коган, М. Вахтеровой; коммент. Е. Эткинда. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 18. - М.: Худож. лит., 1965. -752 с.
21. Золя, Э. Париж // пер. с фр. Е. Бируковой, Г. Еременко; коммент. Е. Эткинда. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 19. - М.: Худож. лит., 1965. -600 с.
22. Золя, Э. Плодовитость // пер. с фр. Т. Ивановой, Э. Лабезниковой; коммент. В. Шора. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 20. - М.: Худож. лит., 1966.-736 с.
23. Золя, Э. Труд // пер. с фр. М. Столярова; коммент. И. Лилеевой. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. — Т. 21.--М.: Худож. лит., 1966. — 648 с.
24. Золя, Э. Истина // пер. с фр. О. Волкова, Е. Брук; коммент. Е. Эткинда. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 22. - М.: Худож. лит., 1966. -672 с.
25. Золя, Э. Из сборника «Новые сказки Нинон». Рассказы и очерки разных лет. Как люди женятся // пер. с фр. Е. Гунста, Т. Ивановой, Р. Розентайль и др.; коммент. И. Лилеевой. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. -Т. 23. -М.: Худож. лит., 1966.-760 с.
26. Золя, Э. Поход. Новый поход. Истина шествует. Смесь. Письма // пер. с фр. Е. Гунста, В. Балашова, Е. Бируковой, Я. Лесюка, В. Шора и др.; коммент. С. Емельянникова, Е. Эдкинда. // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. -Т. 26. М.: Худож. лит., 1967. - 784 с.
27. Золя Э. Западня. Пер. с франц. М. И. Ромма. М.: Гослитиздат, 1950. -455 с.
28. Золя Э. Западня / Пер. О.Моисеенко, Е.Шишмаревой // Жерминаль. Западня. Нальчик, 1988. С.343-643.
29. Золя, Э. Чрево Парижа Пер. с фр. А. Линдегрен и М. Эйхенгольца; Предисл. С. Емельяникова; Илл.: Ю. Красный. М.: Известия, 1964. -363 с.
30. Золя, Э. Чрево Парижа / Эмиль Золя; Пер. с фр. Н. Гнединой; Предисл. С. Емельяникова; Ил. П. Пинкисевича. М.: Правда, 1984. -366 с.
31. Золя, Э. Тереза Ракен. — Жерминаль. Пер. с франц. Вступит, статья С. Брахман, с. 5-23. Примечания В. Балашова и С. Емельяникова. Ил.: Г. Филипповский. — М.: «Худож. лит.», 1975. 623 с.
32. Золя, Э. Тереза Ракен; Жерминаль: Пер. с франц / Эмиль Золя; Предисл. С. Брахман, с. 3-20. -М.: Правда, 1981. -719 с.
33. Золя, Э. Страница любви. Роман. Перевод с франц. М. Столярова. — Смоленск, Кн. изд., 1954-296 с.
34. Золя, Э. Страница любви; Доктор Паскаль: Романы. Пер. с фр. / Эмиль Золя; [Ил. А. Я. Ляшенко]. М.: Правда, 1983. - 575 с.
35. Золя, Э. Страница любви Нана. // Золя Э. Собр. соч.: в 18 т. Под общ. ред. А. Пузикова. - Т. 7 - М.: Правда, 1957 - 607 с.
36. Золя, Э. Наши драматурги и другие публицистические произведения Эмиля Золя / Пер. А. В. Педьковой; Под. ред. М. В. Лучицкой. Киев: Изд. Б. К. Фукса, 1904. - 306 с.
37. Zola, Emile La bete humaine. Paris : Pocket, 1997. 458 p.
38. Zola, Emile Au Bonheur des Dames. Paris: Gamier Flammarion, 1971. -444 p.
39. Zola, Emile Carnet d'enquetes. Une ethnographie inedite de la France, ed. H. Mitterand, Paris, Plon, coll. Terre humaine, 1986.
40. Zola, Emile Contes a Ninon. Paris : Gamier Flammarion, 1971.-254 p.
41. Zola, Emile Correspondance. Т. 1 : 1858-1867. Paris: Editions du CNRS, Montreal: Les presses de l'Universite de Montreal, 1978. 536 p.
42. Zola, Emile Correspondance. T. 2 : 1868-1877. Paris: Editions du CNRS, Montreal: Les presses de l'Universite de Montreal, 1980. 644 p.
43. Zola, Emile Correspondance. T. 3 : 1877-1880. Paris: Editions du CNRS, Montreal: Les presses de l'Universite de Montreal, 1982. 543 p.
44. Zola, Emile Correspondance. T. 4 : 1880-1883. Paris: Editions du CNRS, Montreal: Les presses de l'Universite de Montreal, 1983. — 522 p.
45. Zola, Emile Correspondance. T. 5 : 1884-1886. Paris: Editions du CNRS, Montreal: Les presses de l'Universite de Montreal, 1985. 515 p.
46. Zola, Emile Correspondance. T. 6 : 1887-1890. Paris: Editions du CNRS, Montreal: Les presses de l'Universite de Montreal, 1987. — 524 p.
47. Zola, Emile Correspondance. T. 7 : 1890-1893. Paris: Editions du CNRS, Montreal: Les presses de l'Universite de Montreal, 1989. 494 p.
48. Zola, Emile Correspondance. T. 8 : 1893-1897. Paris: Editions du CNRS, Montreal: Les presses de l'Universite de Montreal, 1991. 482 p.
49. Zola, Emile Correspondance. T. 9 : 1897-1899. Paris: Editions du CNRS, Montreal: Les presses de l'Universite de Montreal, 1993. 603 p.
50. Zola, Emile Correspondance. T. 10: 1899-1902. Paris: Editions du CNRS, Montreal: Les presses de l'Universite de Montreal, 1995. 647 p.
51. Zola, Emile De la moralite // Zola E. Le Roman experimental. P.: Garnier-Flammarion, 1971.-p. 269-274.
52. Zola, Emile Document preparatoire. Nouvelles acquisitions francaises, manuscrit 10345// Gengembre G. Les Rougon-Macquart d'Emile Zola. Paris: Pocket, 2003. P. 43.
53. Zola, Emile Documents // Zola E. Oeuvres completes. T. 9. — Paris : Cercle du livre precieux. 1968. - p. 505-516
54. Zola, Emile Fecondite. Paris: Fasquelle, 1898. 576 p.
55. Zola, Emile L1 Atelier de Zola. Textes de journaux 1865-1870 recueillis et presentes par Martin Kanes. Geneve : Droze, 1963.253 p.
56. Zola, Emile La Curee. Paris: Pocket, 1999.-434 p.
57. Zola, Emile Le Docteur Pascal. Paris : Gamier Flammarion, 1975. 442 p.
58. Zola, Emile Le Ventre de Paris. Paris: Booking International, Maxi-poche. Classiques en francais, 1995 414 p.
59. Zola, Emile Les Chutes // Zola E. Mon Salon. Manet. Ecrits sur l'art. Paris: Gamier-Flammarion, 1970. P. 79-83i
60. Zola, Emile Lettres a Jeanne Rozerot, 1892-1902. Paris : Gallimard, 2004. - 390 P.
61. Zola, Emile Nana. Paris : Pocket, 1999. 529 p.
62. Zola, Emile Oeuvres completes, t. XV, Paris: Flamarion, 1985. 945 p.
63. Zola, Emile Son excellence Eugene Rougon. Paris : Pocket, 1999. 548 p.
64. Zola, Emile Une Page d'amour. Paris : Pocket, 1999 -350 p.
65. Zola, Emile Le Reve. Paris : Gamier Flammarion, 1975. 252 p.
66. Zola, Emile Therese Raquain. Paris : Presses Pocket, 1991 339 p.
67. Zola, Emile l'Adultere dans la bourgeoisie// Zola Emile Pot-bouille. Paris: Pocket, 1999.-C. 494^98
68. Zola, Emile Pot-bouille. Paris: Pocket, 1999. - 570 p.
69. Zola, Emile Les Rougon-Macquart Editions Robert Laffont, Paris, 1992. -1690 p.
70. Zola, Emile. L'Oeuvre Paris: Pocket, 1996 - 344 p.
71. Азизов, К. Изображение жизни и борьбы рабочего класса в творчестве Эмиля Золя : дис. канд. филолог, наук : 10.01.05. / Казакбай Азизов. -Ташкент, 1970.-268 с.
72. Аксенов, В. П. Вольтерьянцы и вольтерьянки / В. П. Аксенов М.: Изографус, 2005. - 560 с.
73. Андреев, Л.Г. Золя и натурализм / Л.Г. Андреев //Зарубежная литература XX века. / под ред. Л.Г. Андреева. М., 1987. - с. 421-430.
74. Анисимов, И.И. Золя и наше время // Золя Э. Собр. соч. в 26 т. Т. 1 — М.: Худож. лит., 1960. - с. V-XXXI.
75. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 137.
76. Балашов, В.П. Золя, Эмиль / В.П. Балашов // Краткая литературная энциклопедия под ред. А.А. Суркова. Т. 2 - М.: Советская энциклопедия, 1964.-е. 1037-1040.
77. Балашов, В.П. Комментарии // Золя Э. Собр. соч. в 26 т. Т. 1 - М.: Худож. лит., 1960.-е. 599-614.
78. Бальзак, О. де Озорные рассказы / Оноре де Бальзак. М.: Раритет, 2001.-349 с.
79. Бальзак, О. де Шагреневая кожа. Эжени Гранде. Отец Горио / Оноре де Бальзак. -М.: Молодая гвардия, 1989.-417 с.
80. Бальзак, О. Предисловие к человеческой комедии / Оноре де Бальзак. — Собр. соч. в 24 т. Т. 1 - М.: Правда, 1960. - 484 с.
81. Бальзак, О. Сцены частной жизни / Оноре де Бальзак. М.: Правда, 1984. -640 с.
82. Барбюс, А. Золя / Анри Барбюс. М - Л.: Гослитиздат, 1933. - 222 с.
83. Барро, М. В. Эмиль Золя, его жизнь и литературная деятельность / М.В. Бар-ро. Спб.: Библиографическая б-ка Павленко, 1895. - 78 с.
84. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
85. Баткин, Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / Л. М. Баткин//М., 1976.
86. Бахтин, М. М Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики.--М.: Худож. лит., 1975. — с. 234^407.
87. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М, 1979.
88. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1990. -543 с.
89. Брахман, С. Страница любви / С. Брахман // Золя Э. Страница любви. — Иркутск, 1991 .-с. 293-298
90. Брахман, С. Два романа Эмиля Золя / С. Брахман // Золя Э. Тереза Ракен. Жерминаль. -М.: Правда, 1981.-е. 3-20.
91. Брахман, С. Радость жизни / С. Брахман // Золя Э. Соб. соч. В 12 т. Т. 8. Творчество: Роман; Радость жизни: Роман. М.: Худож. лит., 1997. -с. 663-670.
92. Вайль П. Гений места / Послесловие JI. Лосева. М., 2000.
93. Веселовский, Ю. А. Эмиль Золя как поэт и гуманист / Ю. А. Веселовский. —М.: И. Н. Кушнарев и К0, 1911.-53 с.
94. Вихорева, Н. Н. Натуралистический роман: о механизмах жанрообразования / Н. Н. Вихорева // Литературный текст: проблемы и методы исследования. Тверь, 1998. Вып. 4. - с. 44-50.
95. Владимирова, А. И. "Тереза Ракен" Эмиля Золя роман и драма / А. И. Владимирова // Литературно-художественные связи и взаимодействия. -Казань, 1990.-е. 117-127.
96. Владимирова, М. М. Задачи изучения художественного наследия Эмиля Золя и некоторые методологические проблемы / М. М. Владимирова // Литературные связи и традиции. Вып. 3. - Горький, 1972.-е. 64-75.
97. Владимирова, М. М. Золя и импрессионисты / М. М. Владимирова // Ученые записки Горьковского ун-та. Вып. 120. - Горький, 1970. - с. 169-192.
98. Владимирова, М. М. Идейно-философское и художественное единство романного цикла Эмиля Золя «Ругон-Макары» : дис. . д-ра филолог, наук : 10. 01. 05. / М. М. Владимирова. Куйбышев, 1985. - 482 с.
99. Владимирова, М. М. К вопросу об истоках и функциях образной символики "Ругон-Маккаров" Эмиля Золя / М.М. Владимирова // Мировоззрение и метод- JL, 1979.-е. 83-97.
100. Владимирова, М. М. Основы цикличности в романическом искусстве Эмиля Золя / М.М. Владимирова // Литературные связи и традиции. Вып. 5. -Горький, 1974.-е. 23-34.
101. Гак, В. Г. Ганшина, К. А. Новый французско-русский словарь / В. Г. Гак, К. А. Ганшина. — М.: Издательство «Русский язык», 1997. -1196 с.
102. Гербстман, А. Эмиль Золя / А. Гербстман // Писатели Франции, сост. Эткинд Е. Г. —М.: Просвещение, 1964. с. 508-516
103. Гинзбург, Л. Я. Литература в поисках реальности / Л. Я. Гинзбург //Вопр. лит.-М., 1986.-N2.-c. 98-138.
104. Гонкур, Э. и Ж. де Дневник. Записки о литературной жизни. Избранные страницы в двух томах / Эдмон и Жюль де Гонкур. М.: Худож. лит. - 1964. Т. 2-658 с.
105. Гринева, Е.Ф. Громова, Т.Н. Словарь разговорной лексики французского языка / Е.Ф. Гринева, Т.Н. Громова. М.: Цитадель, 1997.-637 с.
106. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич // М., 1984, 318 с.
107. Гюго В. Собор Парижской Богоматери: Роман / Пер. с фр. Н.Коган. М.: Эксмо, 2003. - 656 с.
108. Драчева, И. Б. Трилогия Э. Золя «Три города»: дис. .канд. филолог, наук: 10.01.05. / И.Б. Драчева. Москва, 1978. - 200 с.
109. Евнина, Е. М. Западноевропейский реализм на рубеже ХГК-ХХ веков / Е.М. Евнина. М.: Наука, 1967. - 262 с.
110. Емельянников, С. П. "Ругон-Маккары" Э. Золя / С. П. Емельянников. -М.: Худож. лит., 1965. 135 с.
111. Емельянников, С. П. Творчество / С. П. Емельянников // Золя Э. Собрание сочинений в 12 т. Т. 8. - Творчество: Роман; Радость жизни: Роман. -М.: Худож. лит., 1997. с. 652-663.
112. Емельянников, С. П. Творчество Э. Золя 80-х годов и социальные проблемы во Франции (на анализе романов «Радость жизни», «Дамское счастье», «Жерминаль», «Деньги»): дис. .канд. филолог, наук: 10.01.05./ С. П. Емельянников. Москва, 1968. -239 с.
113. Емельянников, С. П. Чрево Парижа / СП. Емельянников // Золя Э. Чрево Парижа. М.: Правда, 1984. - С 5-15.
114. Зарубежная литература XX в. 1871-1917. Хрестоматия / Под ред. Н. П. Михальской, Б. И. Пуришева. М.: Просвещение, 1981. - 638 с.
115. Затонский, Д. В. Бальзак / Д. В. Затонский // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького.--М.: Наука, Т. 6. — 1989. — с. 195-206.
116. Затонский, Д. В. Искусство романа и XX век / Д. В. Затонский. -М.: Худож. лит., 1973.-531 с.
117. Зубарева, К. А. Эмиль Золя в русской критике конца 70-х -начала 80-х гг. XIX в.: дис. . канд филолог, наук: 10.01.05. / К. А. Зубарева. Москва, 1949.-344 с.
118. Италия в русской литературе / Под ред. Н.Е. Меднис. Новосибирск, 2007.
119. Клеман, М. К. Реизов, Б. Г. Эмиль Золя 1840-1940 / М. К. Клеман, Б. Г. Реизов. Д.: Гослитиздат, 1940. - 174 с.
120. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. — М., 1972.
121. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке. М., 2004. - 516 с.
122. Кучборская, Е. П. Реализм Эмиля Золя. "Ругон-Маккары" и проблемы реалистического искусства XIX века во Франции. / Е. П. Кучборская. Издательство Московского университета, 1973 г. — 428 с.
123. Кучборская, Е. П. Эмиль Золя литературный критик; К истории реалистического романа во Франции XIX века. / Е.П. Кучборская. — М.: Изд-во МГУ, 1978.-309 с.
124. Лану, А. Здравствуйте, Эмиль Золя! / А. Лану / Пер. с фр. Добровольского О., Финикова В. М.: ТЕРРА, 1997. - 493 с. -(Портреты) Библиогр.: с. 487-491.
125. Лану, А. Мопассан / А. Лану / Пер, с фр. Лазебниковой Э., Лилеевой О. — М.: ТЕРРА, 1997.-432 с.
126. Лилеева, И. Комментарии / И. Лилеева // Золя Э. Мечта. Человек-зверь. Собр. соч. в 26 тт. Т. 13. М.: Худож. лит., 1957. — с. 643 - 661
127. Ловцова, О. Роман Э. Золя «Дамское счастье» / О. Ловцова // Золя Э. «Дамское счастье», Москва: «Высшая школа», 1964. с. 3-10.
128. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман М.: Искусство, 1970. - С. 203.
129. Лотман, Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Труды по знаковым системам. Тарту, 1984. Вып. 18.
130. Луков, В. А. Реалистическая драматургия Бальзака и его "Человеческая комедия" / В. А. Луков // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. -М., 1986.-е. 93-110.
131. Меднис, Н. Е. Венеция в русской литературе. / М. Е. Меднис -Новосибирск, 1999.
132. Мелик-Саркисова, Н. В. Концепция человека и творческий метод Э. Золя. / Н. В. Мелик-Саркисова. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1975. - 348 с.
133. Мелик-Саркисова, Н. В. Концепция человека и творческий метод Э. Золя.: дис. . д-ра филолог, наук: 10.01.05. / Н. В. Мелик-Саркисова. Махачкала, 1975.-349 с.
134. Миловидов, В.А. Натурализм: метод, поэтика, стиль: (Проблемы сравнительного литературоведения). Учеб. пособие по спецкурсу. / В.А. Миловидов. Твер. гос. ун-т. Тверь, 1993. - 72 с.
135. Миловидов, В.А. Поэтика натурализма : автореф. дис. д-ра филолог, наук: 10.01.05. / В.А. Миловидов. Екатеринбург, 1996. - 30 с.
136. Михайлов, А.Д. Новеллисты первой половины XVI в. / А.Д. Михайлов // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР;
137. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького.--М.: Наука, 1985 с. 251—256.
138. Никитина, И.М. Особенности реализма Золя и жанровая поэтика романов цикла "Ругон- Маккары" / И.М. Никитина // Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах ХГХ-ХХ веков. Пермь, 1985.-с. 56-66. Библи-огр.: с. 65-66.
139. Никитина, И.М. Своеобразие полифоничности натуралистического романа Э.Золя (серия "Ругон-Маккары") / И.М. Никитина // Зарубежный роман в системе литературного направления. -Днепропетровск, 1989.-е. 113-120.
140. Обломиевский, Д.Д. Французский романтизм. Очерки. / Д.Д. Обломиев-ский. М.: Гихл, 1947. - 336 с.
141. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1991. - 789 с.
142. Паустовский, К. Г. Золотая роза. Заметки о писательском труде / К. Г. Паустовский М.: Советский писатель, 1956. - 356 с.
143. Потапова, 3. М. Натурализм. Эмиль Золя / 3. М. Потапова // История всемирной литературы в 9-ти томах. Т. 7. - М., 1991. - 296 с.
144. Пузиков, А. И. Золя / А. И. Пузиков. М.: Молодая гвардия, 1969.-271 с.
145. Пузиков, А.И. От "Западни" к "Жерминалю" / А.И. Пузиков // Золя Э. Западня. Жерминаль. — М.: Худож. лит., 1988. с. 5-13.
146. Пузиков, А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. / А.И. Пузиков. М.: Худож. лит., 1976. - 524 с.
147. Пузиков, А.И. Эмиль Золя. Очерк творчества. / А.И. Пузиков. — М.: Гослитиздат, 1961. 183 с.
148. Пушкин, А. С. Проза / А. С. Пушкин М.: Советская Россия, 1984.-464 с.
149. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004.
150. Реизов, Б. Г. Французский роман XIX века: Учеб. пособие для филолог, специальностей ун-тов и пед. ин-тов. / Б.Г. Реизов. М.: Высшая школа, 1977 Г.-304 с.
151. Реизов, Б. Г. Вопросы эстетики Золя. / Б.Г. Реизов // В кн.: Ленинградский ун-т. Ученые записки № 184. Зарубежная литература. — Л., 1955.-с. 197-235.
152. Реизов, Б. Г. Комментарии к роману "Деньги" / Б.Г. Реизов // Золя Э. Деньги. Собр. соч. в 26 т. Т. 14. - М.: Худож. лит., 1964. - с. 458471.
153. Самсонова, М. В. Натуралисты второго поколения. Ж. Гюисманс. Ж. Рони / М.В. Самсонова // Актуальные проблемы русской и зарубежной литературы. - Пермь, 1987. - с. 55-62.
154. Селин, Л.-Ф. Отдавая дань Золя / Л.-Ф. Селин // Oeil = Око. -Saint-Petersbourg, 1994.-Nl.-c. 13-16.
155. Сент-Бев, Ш. Литературные портреты. Критические очерки. / ТТТ. Сент-Бев. —М.: Худож. лит., 1970.^50 с.
156. Скир, Н. А. Драматургия Эмиля Золя.: дис. . канд. филолог, наук: 10.01.05./Н.А. Скир.-Минск, 1977.-208 с.
157. Словарь иностранных слов. 15 изд., испр. - М.: Рус. яз., 1998. -608 с.
158. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. / Под ред. И.П. Ильина, Е.А. Цургановой Москва: Интрада - ИНИОН. - 1966. -320 с.
159. Темлинский, С. Золаизм. / С. Темлинский / Критический этюд. — М.: Ланг, 1881.- 168 с.
160. Тетушкина, Н. Ю. Импрессионические особенности описаний в романе Э. Золя "Дамское счастье" / Н.Ю. Тетушкина. Башк. гос. пед. ин-т. - Уфа, 1990. - 20 с. Библиогр.: с. 17-20.
161. Томашевский, Б. В. Тория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Б.В. То—машевский / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; комм. С.Н. Бройтман. -М.: Аспект Пресс, 2002. 344 с.
162. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное / В. Н. Топоров М.: «Прогресс»-«Культура», 1995. - 624 с.
163. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. СПб., 2003.
164. Тургенев, И. С. Романы / И. С. Тургенев М.: Московский рабочий, 1972.-608 с.
165. Травушкин, Н. С. Жерминаль-месяц всходов. Судьба романа Э. Золя. / Н.С. Травушкин. Москва: Книга, 1979. - 96 с.
166. Трыков, В. П. Золя, Эмиль / В.П. Трыков // Зарубежные писатели. Биобиблиогр. слов. В 2 ч. Ч. 1.A-JI / Под ред. Н. П. Михальской. -М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.-476 с.
167. Успенский, Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский СПб.: Азбука, 2000.-С. 16.
168. Фрейнденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра. / О.М. Фрейнденберг. -М.: Издательство "Лабиринт", 1997. -448 с.
169. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа. - 2004. -408 с.
170. Чегодаев, А. Д. Импрессионисты / А. Д. Чегодаев // Импрессионисты, их современники и соратники. -М., 1976. -40 с.
171. Шор, В. Братья Гонкуры: их эстетика и романы / В. Шор // Гонкуры Э. И Ж. Жермини Ласерте. Братья Земгано. Актриса Фостен. БВЛ. Т. 76. - М.: Худож. лит., 1972. - с. 5-26.
172. Шор, В. Комментарии. Доктор Паскаль. / В. Шор // Золя Э. Доктор Паскаль. Собр. соч. в 26 т. Т. 16. - Москва: Худож. лит., 1965. -с. 367-385.
173. Щерба Л. В. Избранные труды по русскому языку. / Л.В. Щерба. -М., 1957.-245 с.
174. Эйзенштейн, С. Двадцать опорных колонн // Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 3 - М.: Искусство, 1974. - 486 с.
175. Эйхенгольц, М. Д. Творческая лаборатория Золя. / М. Д. Эйхенгольц. -М.: Советский писатель, 1940. -231 с.
176. Эткинд, Е. Г. Лурд. Комментарии / Е.Г. Эткинд // Золя Э. Лурд. Собр. соч. в 26 т. -Т. 17. — М.: Худож. лит., 1965. с. 539-552.
177. Эткинд, Е. Г. Романы Золя семидесятых годов и проблема реализма: дис. .канд. филолог, наук.: 10.01.05./ Е.Г. Эткинд. — Л., 1947.^480 с.
178. Эткинд, Е. Г. Эстетические работы Золя. / Е.Г. Эткинд // Золя Э. Собр. соч. Под общ. ред. И. Анисимова, Д. Обломиевского, А. Пузикова. Т. 24. - М: Худож. лит. 1966. — с. 526-557.
179. Юльметова, С. Ф. Новаторство Эмиля Золя: Учеб. пособие С.Ф. Юльметова / Башк. гос. ун-т им. 40-летия Октября. — Уфа, 1988. — 80 с.
180. Якимович, Т. К. Молодой Золя. Эстетика и творчество. / Т. К. Якимович. Киев, 1971.-210 с.
181. Ackroyd P. London: The Biography. London, 2000.
182. Alexis, Paul. Madame Meuriot: mceurs parisiennes. Paris: G. Charpentier, 1891.-462 p.
183. Alexis, Paul. Pot-bouille // Zola Emile. Pot-Bouille Paris : Pocket, 1999.-p. 3-12
184. Anfray, Clalia. La Faute (originelle) de Г abbe Mouret // LesCahiers Naturalistes. Paris, 2005. - №79. - p. 45-59.
185. Armstrong, Marie-Sophie. Variations « quasimodiennes » dans les Rougon-Macquart // Les Cahiers Naturalistes. P., 2004. - №78. - p. 263283.
186. Asse, Eugene. Le poete dans Emile Zola // Les Matinees espagnoles -Nouvelle Revue Internationale (Paris-Madrid-Rome-Saint-Petersbourg),
187. Tome 7, septembre-decembre 1888, 11 novembre 1888. Электронный документ. Режим доступа: www.gallika.irl
188. Baguley, David. Fecondite d'Emile Zola. Roman a these, evangile, mythe. -Toronto : University of Toronto press, 1973. 274 p.
189. Baguley, David. Le Naturalisme et ses genres. Paris : Natan, 1990. -209 p.
190. Balzac, Onore de. Etudes philosophiques et etudes analytiques La physiologie du mariage Электронный документ. Режим доступа: www.gallika.irl
191. Baritaud, В.; Anglard, V. L'idee de bonheur chez Stendhal, Gide, Giono. -Paris: Bordas et fils, 1991. 126 p., ill. - (Litterature vivante)
192. Becker Colette. Gourdin-Serveniere Gina, Lavielle Veronique. Dictionnaire d'Emile Zola. Paris, Ed. Robert Laffont, 1993. -700 p.
193. Becker, Colette. Emile Zola entre doute et reve de totalite. Paris: Hachette, 1980.-294 p.
194. Becker, Colette. Introduction // Zola E. La Faute de Г abbe Mouret. -Paris : Garnier-Flammarion, 1972.-p. 11-33.
195. Becker, Colette. Introduction // Zola E. Une Page d'amour. Paris: Garnier-Flammarion, 1973-p. 15-34.
196. Becker, Colette. L'Argent dans les Rougon-Macquart // Les Cahiers naturalistes. Paris, 2004. - № 78. - p. 27^11.
197. Becker, Colette. Preface // Zola E. Au Bonheur des Dames. Paris : Gamier Flammarion, 1971.-p. 13-34.
198. Becker, Colette. Preface // Zola E. Contes a Ninon. Paris : Gamier Flammarion, 1971.-p. 11-38.
199. Becker, Colette. Preface // Zola E. Le Reve. Paris : Gamier Flammarion, 1975. -p. 11-38.
200. Benhaim, Andre. De Rene a Renee // Les Cahiers naturalistes. Paris, 1999.-№73 .-p. 151-167.
201. Bete // Rey Debove Josette, Rey Alain (direction) Le Petit Robert. -Paris, 2001.-p. 241-242.
202. Bigot, Charles. Causerie litteraire : Le Reve par Emile Zola // La Republique Francaise, 22 octobre 1888, N 6160. Электронный документ. Режим доступа: www.gallika.fr.
203. Borie, Jean. Introduction // Zola E. Le Docteur Pascal. Paris: Gamier Flammarion, 1975.-p. 11—44.
204. Borie, Jean. Le tyran timide. Le naturalisme de la femme au XIX siecle. Paris : Klincksieck, 1973.-160 p.
205. Borie, Jean. Zola et les mythes ou de la nausee au salut. Paris : Hachette, 2003. -361 p.
206. Bossu, A. Constitutions et temperaments // Anthropologic Paris : Aux bureaux de l'Abeille medicale, 1870.^414 p.
207. Bougard, G. Roger. Erotisme et amour physique dans la litterature francaise du XVIIe siecle. Paris : Gaston Lachurie, editeur, 1986. - p. 9.
208. Bourgeois Jean. Du mythe collectif eu mythe personnel // Les Carders Naturalistes. Paris, 2005. - №79. - p. 23^5.
209. Bourgeois, Jean. De Therese Raquin a Germinal, une structure obsedante // Les Cahiers Naturalistes. Paris, 2000. №74. - p. 43-59.
210. Bourgeois, Jean. Deux occurrences d'une structure obsedante: Germinal, La Faute de l'abbe Mouret // Les Cahiers Naturalistes. Paris, 2003.-№77.-p. 73-97.
211. Brunetiere, Ferdinand Le roman naturaliste. Paris : Caiman-levy. -1896.-395 P
212. Buuren, M. van. Zola et les temperaments // Poetique. Paris, 1990. -N84. - p. 471^482. Bibliogr.: p. 482.
213. Buuren, Maarten van. Les Rougon-Macquart d'Emile Zola: de la metaphore au mythe. Paris : Corti, 1986. - 296 p.
214. Cabanes, Jean-Louis. Introduction // Zola E. Le docteur Pascal. — Paris: Le livre de poche classique, 2004 p. 5-36.
215. Capitanio, Sarah. Les contraintes de la serie // Les Cahiers naturalistes. Paris, 2000.-№74.-p. 7-17.
216. Ceard, Henri. Une belle journee. Paris ; Geneve : Slatkine, 1980.436 p.
217. Certaldo, P. II libro di buoni costume / P. Certaldo// Firenze, 1945.
218. Champfleury. Les Aventures de Mademoiselle Mariette. Paris : Charpentier, 1874.-328 p.
219. Champfleury. Les bourgeois de Molinchart Paris: Cceuvres-&-Valsery Ressouvenances, 1994. 237 p.
220. Chevrel, Yves. Le naturalisme // La grande histoire des litteratures. Heritages et courants. Les litteratures occidentales. Paris: Encyclopaedia Universalis et Grand Livre du mois, 2001. - p. 294-307.
221. Cogny, Pierre. Introduction // Zola E. Oeuvres completes. — T. 9. — Paris: Cercle du livre precieux. 1968. - p. 13-23.
222. Collot, Sylvie. Les lieux du desir. Topologie amoureuse de Zola. -Paris: Hachette, 1993.- 190 p.
223. Collot, Sylvie. Rythmes dans les Rougons-Macquart // Les Cahiers Naturalistes. Paris, 2001.-№75-p. 51-57.
224. Courrier de Paris, Le Figaro, le 22 avril 1882, Dossier des ceuvres, Zola Emile, Les Rougon-Macquart, Paris, Editions Robert Laffont, 1992. -p. 1477.
225. Deboskre, Sylvie. Maupassant. Images de la feminite // Les Cahiers Naturalistes. - Paris, 2004. -№78. - p. 143-151.
226. Dethez, Albert. Chronique // Le Siecle, 14 octobre 1888, N 19263. Электронный документ. Режим доступа: www.gallika.frl
227. Dezalay, Auguste. L'opera des Rougon-Macquart. Essai de rythmologie romanesque. -Paris : Klincksieck, 1983. 253 p.
228. Duchet, Claude. Preface // Zola E. La Curee. Paris : Gamier Flammarion, 1970.-p. 17-31.
229. Ehrard, Antoinette. Introduction // Zola E. Mon Salon. Manet. Ecrits sur l'art.-Paris: Gamier-Flammarion, 1970-p. 11-35.
230. Faria, Neide de. Structure et unite dans les Rougon-Macquart (poetique du cycle). Paris : Nizet, 1977. - 310 p.
231. Feist, H. Peter. Pierre-Auguste Renoir / Un reve d'harmonie. PML : Editions et Benedikt Taschen Verlag GmbH, 1995. - 96 p.
232. Fonyi, Antonia. La femme, son proprietaire et le voleur. Premieres elaborations du scenario oedipien dans l'ceuvre de Zola // Les Cahiers Naturalistes. Paris, 2001.-№75.-P. 29-51.
233. Fourier, Charles. Le Nouveau Monde industriel et societaire. Paris: Flammarion, 1973. — 256 p.
234. Fourier, Charles. Vers la liberie en amour, Idees. Paris: Gallimard, 1975.-132 p.
235. Frenzel, Elisabeth. Motive der Weltlitteratur: Ein , Lexikon dichtungsgeschichtli-cher Langsschnitte. Stuttgart: Kroner, 1988. - 907 s.
236. Gab as ton, Lisa. Germinie Lacerteux, premiere heroine zolienne ? // Les Cahiers Naturalistes. Paris, 2004. - №78. - p. 151-173.
237. Gengembre, Gerard. Ecris sur le roman naturaliste. Paris : Pocket, 1999.-p. 255.
238. Gengembre, Gerard. Le realisme et le naturalisme en France et en Europe. -Paris: Pocket, 2004.-204 p.
239. Gengembre, Gerard. Les Rougon-Macquart d'Emile Zola. Paris : Pocket, 2003. -267 p.
240. Gengembre, Gerard. Preface a La Joie de vivre // Zola E. La joie de vivre. -Paris : Pocket, 1999. p. 5-15.
241. Gicquel, A.-C. L'element liquide dans l'ceuvre de Maupassant // Rev. des deux mondes. Paris, 1993. - N 6. - p. 46-51.
242. Gilles, Philippe. Le Reve par Emile Zola // Le Figaro, 13 octobre 1888, N 287 Электронный документ. Режим доступа: www.gallika.fr.
243. Gomart, Helene. L'interminable operation a terme d'Aristide Saccard // Les Cahiers Naturalistes. Paris, 2004. - №78. - p. 71-91.
244. Goncourt, Edmon et Jules. Manifestes litteraires. Paris : Charpentier, 1988. -286 p.
245. Goncourt, Edmon et Jules. Renee Mauperin; Soeur Philomene. -Geneve ; Paris: Slatkine reprints, 1986. 246 p.
246. Guermes, Sophie. L'amenagement du territoire // Les Cahiers Naturalistes. P., 2005.-№79-P. 261-268.
247. Guieu, Jean-Max. Emile Zola et le paradigme de l'enfant unique // Les Cahiers Naturalistes. Paris, 2000. -№74. - p. 171-182.
248. Guillemin, Henri. Presentation des Rougon-Macquart. Paris: Gallimard, 1964.-413 p.
249. Guillemot, Maurice. Zola chretien // Le Voltaire, 5 avril 1888, p.l, colonnes d-e Электронный документ. Режим доступа: www.gallika.fi-.
250. Hamon, Philippe. Le personnel du roman / Le systeme des personnages dans les Rougon-Macquart d'Emile Zola. Geneve, Ed. Droz S.A., 1983.-323 p.
251. Hamon, Philippe. Therese Raquin // Zola Emile. Therese Raquin. -Paris: Presses Pocket, 1991.—p. 5-15.
252. Huysmans, J.-K. Les sceurs Vatard Электронный ресурс. Режим доступа www.bnf.fr/gallica
253. Huysmans, J.-K. Marthe, histoire d'une fille. Paris : Union generate d'editions, Serie Fin de siecles. - 1975.-445 p.
254. Krakovski, Anna. La condition de la femme dans l'oeuvre d'Emile Zola. Paris: A.-G. Nizet, 1974.-263 p.
255. Laforgue, P. Ecriture, signes et sens dans "La Chartreuse de Panne" ou le desenchantement du monde en 1839 // Litterature. Paris, 2001. - N 123.-p. 3-18.
256. Laporte, Antoine. Zola contre Zola. Erotika Naturalistes. Paris: Laurent Laporte, 1896.-230 p.
257. Larousse, Pierre. Amour // Larousse Pierre Grand Dictionnaire universel du XIXe siecle. T. 10. — Paris : Administration du grand dictionnaire universel, 1873-p. 284-294.
258. Larousse, Pierre. Mariage // Larousse Pierre Grand Dictionnaire universel du XIXe siecle. T. 10. - Paris : Administration du grand dictionnaire universel, 1873-p. 1174-1184.
259. Le Bail, Stephanie. Au Bonheur des Dames, le magazine feminin d'un magasin feminin // Les Cahiers Naturalistes. Paris, 1999. - №73. - p. 195— 199.
260. Le Blond-Zola, Denise. Zola raconte par sa fille. -Paris : Fasquelle, 1931.-234
261. Lumbroso, Olivier. La Plume et le compas. Paris : Champion, 2004. - 320 p.
262. Massis, Henri. Comment Emile Zola composait ses romans. D'apres ses notes personnelles et inedites. Paris : Fasquelle, 1906. — 346 p.
263. Mbarga, Christian. Adelaide Fouque ou le pouvoir meconnu de Tante Dide // Les Cahiers Naturalistes. Paris, 2000. - №74. - p. 127-143.
264. Michelet, Jules. L'Amour. La Femme. Oeuvres completes. V. XVIII -Paris : Flammarion, 1985.-A 18 p.
265. Mitterand, Henri. Carnet d'enquetes. Une ethnographie inedite de la France. -Paris :Plon, 1986.—436 p.
266. Mitterand, Henri. Le regard et la signe. Paris : PUF, 1987. - 342 p.
267. Mitterand, Henri. Zola: L'histoire et la fiction. Paris : PUF, 1990. -294 p.
268. Moscow and Petersburg. The city in Russian culture /Edited by Ian K. Lilly// Nottingham: Astra Press, 2002.
269. Niess, Robert J. Emile Zola: la femme au travail // Les Cahiers Naturalistes № 50. -Paris: Fasquelle, 1976. - 239 p.
270. Pages, Alain. La doctrine naturaliste // "Cahiers naturalistes" Электронный ресурс. Режим доступа: http://cahiers-naturalistes.com .
271. Pages, Alain. Le Naturalisme. Paris: Puf., Collection : Que sais-je ?, 2001.-128 p.
272. Rey, Alain., Chantreau, Sophie. Dictionnaire des expressions et locutions. -Paris: Le Robert Poche, 1997. -1085 p.
273. Richards, LF Sylvie. Le sang, la menstruation et le corps feminin // Les Cahiers Naturalistes. Paris, 2001. - №75. - p. 99-111.
274. Ripoll, Roger. Realite et mythe chez Zola: These . Lille, Universite de Lille 3. Paris : Champion, 1981. - 1157 p.
275. Rougemont, Denis de. L'amour et l'Occident. Paris : Plon, 1939. -332 p.
276. Roy-Reverzy, Eleonore. Nana ou l'inexistence. // Les Cahiers Naturalistes.-Paris, 1999.-№73.-p. 167-181.
277. Sainean, L. La creation metaphorique en francais et en roman. Images tirees du monde des animaux domestiques. Halle A.D.S. Verlag von Max Niemeyer, 1905.-402 p.
278. Saminadayar-Perrin, Corinne. Fiction de la Bourse // Les Cahiers Naturalistes. -Paris, 2004.-№78.-p.41-63.
279. Scarpa, Marie. Le Carnaval des Halles. Une ethnocritique du Ventre de Paris de Zola. Paris: CNRS EDITION, 2000. - 178 p.
280. Seassau, Claude. Emile Zola. Le realisme symbolique. Paris: Corti, 1989.-435 p.
281. Simon, Agathe. Fatalites feminines. Anna Coupeau, Jeanne de Lamare // Les Cahiers Naturalistes.-Paris, 2004.-№78.-p. 129-143.
282. Sinno, Henri. Emile Zola et le mouvement syndical // Les Cahiers Naturalistes. -Paris, 2005. №79. - p. 251-257.284. 282. Taine, Hippolyte. Une lettre a Emile Zola (debut 1868) // Zola E. Therese Raquin. -Paris: Presse Pocket, 1991. — p. 282.
283. Taine, Hippolyte. Vie et opinions de Monsieur Frederic Thomas Graindorge Электронный документ. Режим доступа: www.textesrares.fr.
284. Taine, Hippolyte. Vie et opinions philosophiques d'un chat Электронный документ. Режим доступа: www.textesrares.fr.
285. Tonnard, J.-F., Thematique et symbolique de l'espace clos dans le cycle des Rougon-Macquart d'Emile Zola. Peter Lang GmbH, Frankfurt-am-Mein, 1994. -210 p.
286. Ulbach, Louis. La litterature putride // Zola E. Therese Raquin. -Paris: Presse Pocket, 1991.-p. 266.
287. Van Hoof, Dominique. Emile Zola, allaitement et fecondite // Les Cahiers Naturalistes. Paris, 2000. -№74. - p. 183-193.
288. Voilley, Pascal. Musique et sexualite dans Pot-Bouille // Les Cahiers Naturalistes. Paris, 2002. -№76. -p. 145-157.
289. Worth, Jeremy. L'enfant zolien : victime et vengeur // Les Cahiers Naturalistes. Paris, 2000.-№74-p. 163-169.
290. Zevaes, Alexandre. Zola. Paris: Nouvelle revue critique, 1945. —314 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.