Парадигмальные основания мировоззрения военнослужащих современной российской армии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук сальников андрей Анатольевич

  • сальников андрей Анатольевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 187
сальников андрей Анатольевич. Парадигмальные основания мировоззрения военнослужащих современной российской армии: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет. 2016. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат наук сальников андрей Анатольевич

Введение

Раздел 2. Парадигма мировоззрения как объект социально-философского

исследования

Раздел 3. Парадигмальные основания мировоззрения военнослужащих

современной российской армии: социальная сущность и роль

Раздел 4. Основные направления оптимизации процесса парадигмальной детерминации мировоззрения военнослужащих современной российской

армии

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Парадигмальные основания мировоззрения военнослужащих современной российской армии»

Введение

Актуальность темы исследования. Формирование мировоззрения воина -защитника Отечества, способного осознанно и достойно защищать интересы государства во все времена являлось основной задачей всех армий мира. Армия в свою очередь, как один из важнейших государственных институтов обеспечивающий безопасность страны нуждалась в идейном фундаменте, ценностном обосновании целей и средств вооружённой борьбы. Вся история человечества красноречиво свидетельствует о том, что только подлинная духовность, истинные общественный идеалы и ценности могут служить надёжной основой государственного мышления, патриотического мировоззрения.

Воинскому служению сопутствует процесс формирования определённых мировоззренческих установок, таких как идейная убеждённость в необходимости защиты своей Родины, осознание личной ответственности за её судьбу, готовность и способность отстаивать свободу и независимость своего народа, умение совершать колоссальные волевые усилие, самоотречение. Однако современные тенденции развития Вооружённых сил (отсутствие системного идеологического обоснования воинской деятельности, отказ армии от воспитательной функции, неопределённость воспитательных и идеологических, духовных целей и задач стоящих перед органами по работе с личным составом, недооценка значения духовного и морально-психологического факторов в воинской деятельности и др.) свидетельствуют о том, что духовно-мировоззренческой сфере современной российской армии пока не уделяется должного внимания. Сегодня приоритет отдаётся совершенствованию вооружения и техники.

На первый взгляд, технократический подход к строительству военной организации выглядит вполне оправданным, ведь без решения проблем перевооружения и модернизации армии, без совершенствования узкопрофессиональной подготовки армейских специалистов дальнейшее её развитие невозможно. Однако трудно согласиться с приоритетами, расставляемыми при таком подходе. Представляется, что технологическая составляющая воинской деятельности, безуслов-

но, важна, но не настолько, чтобы развитие техники позволило бы полностью пренебречь ценностно-мировоззренческим фактором воинской деятельности, ведь его ведущее значение отмечали многие видные военные деятели и учёные. Именно идеалы и ценности внутренне мотивируют и ориентируют действия воинов, определяют ценностно-смысловое содержание воинской деятельности. Мировоззрение детерминирует такие характеристики военной организации, как сплочённость и боевая слаженность воинских подразделений, готовность воинов защищать Родину, боевой дух, стойкость, верность присяге. Содержание мировоззрения воинов составляют не только знания, но ценностный компонент, идеалы и ценности в значительной степени определяют характер линейных и иерархических взаимоотношений в воинских коллективах, образ героя, врага и т.д. Говоря словами Евангелия, «где есть сокровище ваше, там будет и сердце ваше»1.

Воинская деятельность в современном мире сопряжена с рядом дополнительных сложностей и опасностей для воинов, ведь она реализуется в условиях, когда предметом глобальной конкуренции, переходящей в вооружённые конфликты, являются уже не доступ к материальным ресурсам, а право определять «ценности и модели развития»2. И потому есть все основания предполагать, что в военных конфликтах XXI века основополагающую роль будут играть именно мировоззренческие факторы - идейная убежденность воинов, верность избранным идеалам и ценностям, духовное единство и сплоченность воинских подразделений (о чем свидетельствуют события в Афганистане, Ираке, Южной Осетии, Ливии, Украине, Сирии и т.д.).

Каждая устойчивая социальная группа стремится вырабатывать и транслировать свою систему базисных духовно-мировоззренческих координат, свою систему ценностных ориентиров, которая позволяет воспроизводить отличительные особенности данной культуры в течении как можно более длительного периода времени. Сохранение культурного кода осуществляется посредством выработки и трансляции определённых образцов мироотношения - парадигм мировоззрения. В

1 Мф. 6:14-21

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Президентом РФ 12 мая 2009 г. // Российская газета. 2009. 19 мая. № 4912.

социальном аспекте парадигмальные основания мировоззрения служат прообразом мировоззренческих представлений индивида, группы и общества, определяют специфику социальных связей и характер развития всех сферах жизнедеятельности общества. В норме парадигма мировоззрения индивида должна максимально совпадать с парадигмой мировоззрения группы и общества, отклонения от этой нормы вызывают духовно-мировоззренческий кризис.

Наличие общезначимых мировоззренческих ориентиров у представителей различных социальных групп гармонизирует социальную систему способствует устойчивому равновесию социальной системой. В современных условиях проблема поиска общезначимых идеалов и ценностей приобретает особое значение вследствие возникновения комплекса противоречий в духовно-мировоззренческой сфере российского общества и армии. Такие негативные явления современности как вестернизация, исламизация, экспансия западной системы ценностей усиливают ценностное противоборство в российском обществе и армии. Данные явления разрушают традиционную модель мироотношения, способствуют укоренению двойных стандартов в политике и общественных отношениях, размыванию духовно-нравственных ценностей традиционного общества.

Данные процессы негативным образом сказываются на сознании военнослужащих современной российской армии, которой всё сложнее обеспечивать сплочённость воинских подразделений. Сегодня такие мировоззренческие универсалии, как патриотизм, воинская честь, мужество, героизм, доблесть и др. уже не могут объединить представителей различных слоёв российского общества, так как они в контексте различных моделей отношения военнослужащих к миру наполняются различным ценностно-смысловым содержанием.

Более конкретно актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, усилением внутренней конкуренции различных ценностно-мировоззренческих систем в российском обществе и армии;

во-вторых, смещением акцента форм, способов и средств ведения войны, с захвата физического пространства на поражение сознания, уничтожение духовности, изменение мировоззрения противника;

в-третьих, необходимостью разработки конкретных средств противодействия внешним угрозам духовно-мировоззренческой сфере армии и общества: сегментации социокультурного пространства России; информационным атакам, направленным на трансформацию духовного пространства России путём разрушения традиционных образцов мироотношения; размыванию мировоззренческих оснований национальной государственности, этнической идентичности; внедрению деструктивных симулятивных конструктов (пацифизм, фашизм, радикализм, консюмеризм, сепаратизм, ксенофобия, толерантизм и т.д.); десакрализации базисных идеалов и ценностей Российского общества.

в-четвёртых, процессами интенсивного развития современной российской армии, поиском её наиболее адекватного современным реалиям облика, который невозможен без обращения к духовно-мировоззренческим основаниям воинской деятельности, тем глубинным структурам сознания, которые определяют стандарты целеполагания и целедостижения вооружённой борьбы, её субъективный и онтологический смысл;

в-пятых, объективной необходимостью повышения эффективности работы с личным составом в войсках, в условиях, когда акцент ценностной детерминации воинской деятельности смещается с государственных и общественных ценностей на ценности этнического, группового индивидуального уровня;

в-шестых, вызванной значительными трансформациями мировоззрения российского общества и армии, потребностью в разработке новых концептуальных взглядов на духовную безопасность современной российской армии с целью формирования системы общезначимых идеалов и ценностей воинского служения в условиях мультикультурного и трансформирующегося общества в интересах успешного решения стоящих перед Вооруженными Силами задач.

Трудности, имеющиеся в исследовании парадигмальных оснований мировоззрения военнослужащих современной российской армии, объясняются, прежде

всего, сложностью этого феномена сознания, слабой разработанностью данной проблемы вообще и отсутствием устоявшихся представлений в понимании категории «мировоззренческая парадигма».

Степень исследования научной разработанности проблемы. Анализ литературы, связанный с рассмотрением духовно-мировоззренческих оснований воинской деятельности, говорит о том, что все многообразие проявлений сознания и мировоззрения воинов, как правило, ограничивается анализом системы научных и научно-философских концепций и взглядов. При этом о влиянии на мировоззрение этнокультурных традиций, мифологии, духовно-религиозной практики упоминается вскользь, а специфика и характер их взаимодействия в едином социокультурном пространстве российской армии практически не раскрывается. В изученной литературе описания духовного мира, сознания, мировоззрения воинов российской армии, как правило, содержат анализ русской культуры, русской цивилизации, русской системы мировидения, что само по себе вполне оправдано, ведь русская культура до сих пор являлась системообразующей и наиболее универсальной, она задавала эталонные образцы мироотношения полиэтноконфесси-ональному российскому обществу. Но, фокусируясь на духовных основах исключительно русской культуры и особенностях мировоззрения русских воинов, многие исследователи упускают из вида тот факт, что этим отнюдь не исчерпывается вся полнота имеющихся на мир взглядов, характерных для солдат и офицеров российской армии.

Более того, при таком известном упрощении вне поля зрения исследователя оказывается целый пласт мировоззренческих представлений, опосредованных иными особенностями обыденной практики, мифологическими, религиозными и научными формами отражения мира, различными социокультурными основаниями и т.д. Сказанное делает необходимым обращение к расширенному социально-философскому анализу глубинных оснований мировоззрения военнослужащих современной российской армии.

Результаты анализа научной литературы по теме диссертационного исследования позволяют условно разделить имеющуюся литературу на несколько групп.

Первую группу составили работы, посвященные анализу различных аспектов мировоззрения и их проявлений в социальной жизни.

Разработкой методологических подходов к анализу мировоззрения в той или иной степени занимались А. Бергсон, В. Дильтей, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ф. Шлейермахер, К. Ясперс, и др.1

Сущность и содержание мировоззрения как основополагающего духовно-практического состояния субъектов общества в своих трудах рассматривали

A.C. Богомолов, П.В. Копнин, Н.О Лосский, Т.И. Ойзерман, С.Л. Рубинштейн,

B.В. Соколов и др.

Детерминацию социальной практики духовно-ценностным содержанием различных мировоззренческих систем рассматривали М. Вебер, М.Ф. Косарев, Ф. Лелотт, М. Мутаххари, иеромонах Серафим (Роуз), М.М. Тареев, М.О. Шахов А.И. Хвыля-Олинтер и др. Особенности социокультурной обусловленности ми-

1 См., например: Бергсон А. Материя и память // Собр. соч. в 4 т. М.: Моск. Клуб, 1993. Т. 1; Он же. Опыт о непосредственных данных сознания. М.: Директ-Медиа, 2002. Т. 1; Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах: Культурология. XX век. Антология. М., 1995; Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993; Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994; Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986; Шлейермахер Ф. Речи о религии. М.: Алетейя, 1994; Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

2 См., например: Богомолов A.C., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М., Наука, 1983; Копнин П.В. Мировоззрение и метод. Киев: КГУ, 1970; Лосский Н.О. Органические и неорганические мировоззрения // Философский сборник. Л.М. Лопатину к 30-летию научно-педагогической деятельности. 1881-1911. М.: изд-во Московского психологического общества, 1912; Лосский Н.О. Типы мировоззрений: Введение в метафизику. Париж: Современные записки, 1931; Ойзерман Т.Н. Философия как история философии. СПб.: Алетейя, 1999; Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Вопросы философии. - 1969. - № 8; Соколов В.В. Субъект-объектная суть философии и её проявление в цивилизационном и историко-философском процессе // Вестник МГУ. Серия «Философия». - 1999. - № 3.

3 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Ист-Вью, 2002; Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания. М.: Ладога, 2003; Лелотт Ф. Решение проблемы жизни: Христианское мировоззрение. Брюссель: Жизнь с Богом, 1959; Мутаххари М. «Исламское мировоззрение». М.: Исток, 2010; Серафим (Роуз). Православное мировоззрение. Макарьевский листок. 2012. № 58. янв.; Тареев М.М. Основы христианства. Христианское мировоззрение. М. : Сергиев Посад, 1908. Т. 3;. Хвыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность и духовное здоровье

ровоззрения отражены в трудах Р.И. Ахриева, В. Викернеса, Ю.Д. Гранина,

1 2

М.М. Зязикова, Г.Т. Залюбовина, С.Л. Франка и др.

Ко второй группе относятся научные труды, посвященные анализу феномена парадигмальности.

В социально-гуманитарных науках понятие парадигмы, как правило, используется для обозначения и анализа устойчивых образцов и моделей мышления, поведения, социальных отношений. Данная категория употребляется учёными как в предельно широком, так и достаточно конкретном смыслах.

Так, Ф. Аквинский, К.М. Кантор, И. Лойола, Платон, Г. Палама, И. Сирин и др. рассматривали парадигму как объективно существующую структуру, несущую в себе параметры развития различных материальных, социальных и культурных систем . Ф. Бэкон, Т. Кун использовали термин «парадигма» для обозначения порождаемых учёными в процессе развития научного знания субъективных структур сознания, основанных на признании всем научным сообществом опре-

человека, семьи, общества. М.: Даръ, 2012; Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и отношение к обществу. М.: РАГС, 2000.

1 См.: Ахриев Р.И. Культура народов Северного Кавказа как одна из ценностей горской кавказской цивилизации // История Северного Кавказа. Северокавказская цивилизация: вчера, сегодня, завтра. Пятигорск: 1998; Викернес В. Скандинавская Мифология и Мировоззрение. Тамбов: Пролетарский светоч, 2007; Гранин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: Опыт философско-методологического исследования. М.: Институт философии РАН, 2007; Зязиков М.М. Традиционная культура ингушей. История и современность. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004; Франк С.Л. Русское мировоззрение. М.: Наука, 1996; Никольский С.А., Филимонов, В.П. Русское мировоззрение. Смыслы и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии XVIII - середины XIX столетия. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

См.: Зверев Ю. И. Национальные традиции народов СССР и их использование в сплочении многонациональных воинских коллективов. М.: ВПА, 1988; Ильин И.А. О русской идее // О грядущей России. М.: Воениздат, 1993; Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIQ-XIX вв. - Нальчик: Эльбрус, 1974; Казанов Х.М. Национальный характер. Нальчик: КБИПК, 1994; Лебон Г. Психология народов и масс. - М.: Академический проект, 2011; Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL - book, 1994; Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2001; Яновский Р.Г., Агошков А.В. Патриотизм и интернационализм // Безопасность Евразии. - 2006. - № 2. и др.

См.: Аквинский Ф. Сумма теологии. М.: ИФ РАН, 2008; Кантор К.М. Двойная спираль истории: история проектизма. Т. 1: Общие проблемы. М.: Московский Философский Фонд, 2002; Лайола И. Духовные упражнения. Духовный дневник. М.: Восточная литература, 2006; Палама Г. Трактаты. Святая гора Афон, 2010; Платон. Избранные диалоги. СПб., Эксмо, 2011; Сирин И. О божественных тайнах и о духовной жизни. Некоторые тексты. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006 и др.

делённых научных достижений \ А.В. и В.В. Кузнецовы под «парадигмой» понимают «исторически меняющиеся системы представлений и понятий об универсуме и социальном мире в социально-гуманитарных науках, базовые представления об идеальном, должном обществе, его основаниях и способах воплощения».2 А.И. Вейник рассматривал парадигмы как наиболее общие мировоззренческие концепции, лежащие в фундаменте научной теории ; Р.В. Светлов считает, что «парадигма» является понятием, выражающим отношение между идеальной и чувственно-телесной сторонами бытия, он отождествляет её с бытием идей-эйдосов Платона4; Т.Г. Верещагина настаивает на «разотождествлении» понятия «парадигма» как с понятием ума-демиурга, так и с понятием идей в философии Платона, рассматривая парадигму как онтологическую характеристику реальности, обозначающую проявление первой бытийности универсума5.

В третьей группе представлены исследования, направленные на уяснение детерминации мировоззрения определёнными парадигмальными установками, которые выражают глубинные смысловые и интуитивные основания мировоззренческих конструкций.

О наличии неких априорных образов, базисных смыслов, определяющих содержание определённого образа мира, характерного для той или иной социальной группы, или конкретной личности писали такие авторы как П. Бурдье, Г. Бейтсон, Ж. Дюби, Э. Дюркгейм, О.А. Корнилов, В.А. Луков, М. Минский, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Фромм, Ю. Хабермас, М. Шелер, К.Г. Юнг6.

1 См.: Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Соч.: В 2 т. М.: Наука, 1978. Т. 2; Кун. Т. Структура научных революций. М.: Наука, 2003.

2 См.: Кузнецов А.В., Кузнецов В.В. Практикум по философии: Социальная философия. -Мн.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 2007. С. 111.

3 • •

См.: Вейник А.И. Термодинамика реальных процессов. Мн.: Навука i тэхшка1991.

4 Светлов, Р.В. Парадигма // АКААНМЕ1А: Материалы и исследования по истории платонизма: Межвузовский сборник. Вып.2 / Под ред. Р.В. Светлова, А.В. Цыба. СПб.: Петерб. ун-т, 2000. - С. 345.

5 См.: Верещагина Т.Н. Парадигматический феномен в философии // Образование и социальное развитие региона. / Барнаул: 2001 № 1-2.

6 См.: Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001; Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии разума. Эволюция и эпистемология. Избранные статьи. М.: КомКнига, 2005; Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года / Одиссей. Человек в истории. М., 1991; Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.: Мысль, 1994; Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: ЧеРо, 2011;

В исследованиях Н. Виллиса, Дж. Баркера, А. Смита, М. Фергюсона проводится типология парадигм мировоззрения, рассматривается их содержание, которое составляют исходные представления о мире, включающие конгломерат из научных и духовных знаний, определяющих убеждения относительно мира и человека, способы восприятия, осмысления, оценки и действия, связанные с определенным видением реальности1.

Сходным образом парадигма мировоззрения рассматривается отечественными учёными Г.Г. Ершовым, Л.И. Корочкиным, А.Б. Косаревым2, они рассматривают специфику парадигмальных оснований мышления, сознания и мировоззрения.

Отдельно стоит выделить группу авторов, придерживающихся различного рода метафизических концепций. Это идеи софийно-соборного мировоззрения, предстающие в творчестве таких русских философов и писателей Х1Х-ХХ вв., как В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, А.Д. Хомяков, Б.П. Вышеславцев

3

и др.

К четвертой группе следует отнести работы, посвященные исследованию ценностно-мировоззренческих оснований воинской деятельности посредством их анализа в различные культурно-исторические периоды, начиная с древнейших

Луков Вал.А., Луков, Вл. А. Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания. М., Изд-во Национального института бизнеса, 2008; Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979; Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1994; Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989; Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь Мир, 2003; Шелер М. Избранные произведения. М.: REFL-book, 1994; Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. М.: Когито-Центр, 2010.

1 См.: Willis H. An Incomplete Guide to the Future. N.Y.: 1970; Баркер Дж. Парадигмы мышления: Как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире. М.: 2007; Smith A. Power of the Mind. N.Y.: 1975. Ferguson M. The Aquarian Conspiracy. Los Angeles: 1980.

2 См.: Ершов Г.Г. О типологизации оценок смерти. Фигуры Танатоса. Философский альманах. СПб., 1995; Корочкин Л.И. О роли науки и религии в формировании мировоззренческих парадигм: http//humanism.al.ru; Косарев А.Б. Мировоззренческая парадигма фантастики. Материалы международной научной конференции. - Выпуск 12 - СПб. : 2001.

3 См.: Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1988; Булгаков С.Н. Первообраз и образ // Соч. в 2 т., Т. I СПб.: ООО «ИНАПРЕСС», 1999; Булгаков С.Н. Утешитель. О Богочеловечестве. М.: Русский путь, 2003; Флоренский П.А. Иконостас. М., АСТ, 2010; Флоренский П.А. «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах». М.: Путь, 2011; Сухов А.Д. Хомяков философ славянофильства. М.: РАН, 1993; Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. М.: Астрель, 2006.

времен и до настоящего времени. В данную группу можно отнести труды таких учёных, как А.К. Баиов, А.М. Величко, Н.Н. Головин, М.И. Драгомиров, А.А. Керсновский, Н. Коупленд, Л.А. Китаев-Смык, Е.А. Разин, А.А Свечин, А.В. Суворов, П.П. Яковлев и др.1

Вопросы динамики и исторической преемственности мировоззрения на современном этапе развития российского общества и армии в своих работах раскрывают А.В. Гулыга, И.Н. Ионов, А.А. Кара-Мурза, А.Л. Марюшкин, О.А. Мат-

2

вейчев, А.С. Панарин, С.В. Перевезенцев, С.С. Хоружий .

Детальному рассмотрению различных аспектов самосознания личности военнослужащего, ценностным и духовно-нравственным основаниям воинской деятельности, а также роли армии в общественном развитии России посвящены работы таких исследователей, как В.И. Гидиринский, Б.И. Каверин, М.М. Курочко,

3

Ю.Г. Носков, П.В. Петрий, С.А. Тюшкевич, П.И. Чижик, и др.

1 См.: Баиов А.К. Суворов и будущая война // Не числом, а уменьем. Военная система А.В. Суворова. М.: ВУ, 2001; Баиов А.К. Начальные основы строительства будущей русской армии. Философия войны. М.: ВУ, 2002; Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб.: Изд-во Юридического института, 1999; Головин Н.Н. Наука о войне // Философия войны. Париж: т-во Объединенных Издателей,1936; Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. М.: Воениздат, 1956; Керсновский А.А. История русской армии. В 4-х т. М.: Голос, 1992; Коупленд Н. Психология и солдат. М.: Воениздат 1991; Китаев-Смык Л.А, Психология боевой сплоченности // Солдат удачи. 1996. № 2; Разин Е.А. История военного искусства: В 3-х т. СПб., Том III. История военного искусства в XVI-XVII вв. Воениздат, 1999; Свечин А.А. Эволюция военного искусства. М.: Военный вестник, 1928. Т. 2; Суворов, А.В. Наука побеждать // Российский военный сборник. Не числом, а уменьем! Военная система А.В. Суворова. М.: Воен. ун-т, Русский путь, 2001. Вып. 18; Христолюбивое воинство (Православная традиция Русской Армии). М.: Воен. ун-т, 1997; Яковлев П.П. Влияние веры на военное дело в нашей и иностранных армиях. М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900. и др.

См.: Гулыга А.В. Творцы русской идеи. М.: Молодая гвардия, 2006; Ионов И.Н. Парадоксы российской цивилизации // Общественные науки и современность. 1999. № 5; Кара-Мурза А.А. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации. М.: ИФ РАН, 1995; Мариюш-кин А.Л. Помни войну // Философия войны. М.: АНКИЛ - ВОИН, 1995; Матвейчев О.А. Суверенитет духа. М.: Поколение, 2008; Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002; Перевезенцев С.В. Русский выбор: очерки национального самосознания. М.: Русскш мiръ, 2007; Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Парад, 2005 и др.

См., например: Гидиринский В.И. Русская идея и армия. М.: ВУ, 1997; Каверин Б.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. ВУ, М.: 2000; Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М.: ВУ, 2000; Петрий П.В. Духовные ценности общества и армия. М.: ВУ, 2001; Савинкин А.Е. Возрождение христолюбивого воинства // Христолюбивое воинство (Православная традиция Русской Армии). М.: ВУ, 1997;

Произведенный анализ научной литературы показал, что на проблему пара-дигмальных оснований мировоззрения в различных областях научного знания имеется множество точек зрения, подходов и мнений, что обнаруживает факт отсутствия в научном сообществе единого подхода к анализу данной проблемы.

В изученной литературе мировоззренческие основания воинской деятельности исследуются в большей степени по различным культурно-историческим периодам, при этом не удалось найти работ обобщающего характера, посвященных системному анализу процессов взаимодействия различных моделей мироотноше-ния в рамках единой социальной системы. Отсутствует методология прогнозирования результатов подобного взаимодействия (конкуренции, взаимного обогащения, трансформации, поглощения одних другими и др.). Кроме того, несмотря на наличие внушительного объема работ по духовно-мировоззренческой проблематике воинской деятельности, в предметном плане указанная тема рассматривается явно недостаточно. Следовательно, вне поля научного зрения остаются и прикладные возможности анализа взаимодействия в вооружённых силах различных ценностно-нормативных систем, их влияние на воинскую деятельность и духовно-мировоззренческое единство армии, поэтому обобщение ряда философских концепций, рассматривающих проблему парадигмальной обусловленности процессов мировоззренческой динамики, их влияние на характер воинской деятельности представляется вполне важным и нужным.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук сальников андрей Анатольевич, 2016 год

Список использованной литературы

Нормативно-правовая база:

1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - М. : Проспект, 2012. -32 с.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Независимое военное обозрение. - 2009. - 15 мая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nvo.ng.ru/concepts/2009-05-15/4_strategy1.html

Научно-публицистическая литература:

3. Акафист и житие Св. Георгия Победоносца. - М. : Пересвет, 2009. - 16 с.

4. Александров, К.М. 5-й Донской казачий полк 15-го казачьего кавалерийского корпуса СС / К.М. Александров // - Журнал Правой Перспективы. Выпуск 16. - М. : Руспечать, 2011. - С. 49.

5. Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М. : Наука, 1989. - 243 с.

6. Атеистический словарь / А. И. Абдусамедов, Р. М. Алейник, Б. А Алиева и др.; под общ. ред. М. П. Новикова. Изд. 2-е., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1985. -512 с.

7. Афанасьева, А. И., Лиханова, А. Б. Метаморфозы массового сознания россиян («круглый стол»): / А. И. Афанасьева, А. Б. Лиханова / Социологические исследования. - М. : Наука, 2009. № 5. - С. 24-30.

8. Ахматова А.А. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе / А.А. Ахматова. М. : Альфа-книга, 2009. 1008 с.

9. Ахриев, Р.И. Культура народов Северного Кавказа как одна из ценностей горской кавказской цивилизации. История Северного Кавказа. Северокавказская цивилизация: вчера, сегодня, завтра / Р.И. Ахриев // Тез. II Междунар. конгр. по программе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». - Пятигорск: 1998.

10. Баева, Л. В. Ценности изменяющегося мира. Экзистенциальная аксиология истории: монография / Л: В. Баева. - Астрахань: Астрах, ун-т, 2004. - 254 с.

11. Балагушкин, Е.Г. Метаморфы сакральной веры. Типология религиозной метафизики. / Е.Г. Балагушкин // Ориентиры. Вып. 3. ИФ РАН. - М. : 2006. - 268 с.

12. Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. / Е.Г. Балагушкин. - М. : ИФ РАН, 2002. - 231 с.

13. Баркер, Дж. Парадигмы мышления: Как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире / Дж. Баркер. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 187 с.

14. Барт, Р. Миф сегодня // Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

15. Бгажноков, Б.Х. Адыгский этикет / Б.Х. Бгажноков. - Нальчик: Эльбрус, 1978. - 160 с.

16. Бейтсон, Г. Шаги в направлении экологии разума. Эволюция и эпистемология. Избранные статьи / Г. Бейтсон,. перевод с английского. Изд .2, испр. и доп. - М. Комкнига,: 2005. - 248 с.

17. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну. / У. Бек. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

18. Бергер, П.Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. / П.Л. Бергер. - М. : Аспект Пресс, 1996. - 168 с.

19. Бергер, П.Л. Социология как способ времяпрепровождения // Приглашение в социологию / П.Л. Бергер. - М. : Аспект-Пресс, 1996. - 91 с.

20. Бердяев, Н.А. Мутные лики. Типы религиозной мысли в России / Н.А. Бердяев. - М. : Канон, 2004. - 448 с.

21. Бердяев, Н.А. Самопознание. Русская идея / Н.А. Бердяев. - М. : АСТ, 2011. -608 с.

22. Бердяев, Н.А., Хомяков, А.С. / Н.А. Бердяев. - М. : Высшая школа. 2005. -239 с.

23. Бережной, Н.М. Человек и его потребности / Бережной, Н.М, под редакцией В.Д. Диденко. - М. : Наука, 2000. - 170 с.

24. Бернштейн, Н.А. О построении движений /, Н.А. Бернштейн. - М. : Медгиз, 1947. С. - 254.

25. Бессонов, Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий / Б. Н Бессонов. - М. : Норма, 2006. - 320 с.

26. Бессонов, Б.Н. Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения // Идеология духовного подавления / Б. Н Бессонов. - М. : Политиздат, 1978. - 295 с.

27. Боголепов, Д. Толковый Апостол / Д. Боголепов. Деяния святых апостолов изъяснённые Дмитрием Боголеповым. - М. : Правило веры, 2010. - 319 с.

28. Бойко, С.В. Философские основания для построения модели мировоззрения специалиста: доклад / С.В. Бойко, // Материалы XVI межвузовской военно-научной конференции 15,16 дек. 2004. - Череповец: ЧВИИРЭ

29. Бойко, С.В., Каверин, Б.И. Введение в историю философии / С.В. Бойко, Б.И. Каверин, Ч. 1.- М. : Воен. ун-т МО РФ 2010. - 232 с.

30. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. - М. : Наука, 1990. - 412 с.

31. Бурдьё, П. О телевидении и журналистике. / П. Бурдье - М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. - 160 с.

32. Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье. - СПб. : Алетейя, 2001. - 562 с.

33. Буянов, В. С., Гаджиева, Р. Г., Тернова, Л. О. Российская идентичность в условиях глобализации: монография / В. С. Буянов, Р. Г. Гаджиева, Л. О. Тернова. - М. : Изд-во РАГС, 2008. - 159 с.

34. Буянов, В.С. Научное мировоззрение: социально-философский аспект / В.С. Буянов - М. : Политиздат, 1987. - 208 с.

35. Бытие // Православная энциклопедия / под редакцией Д.В. Зайцева, Том VI. -М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. - 752 с.

36. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бекон. Соч.: В 2 т. - М. : Мысль, 1978. Т. 2. - 288 с.

37. Ваджра, А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии / А. Ваджра. - М. : АСТ, Артель. 2007. - 544 с.

38. Вальцев, С.В. Закат человечества / С.В. Вальцев. - М. : Книжный мир, 2008. -352 с.

39. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М. : Прогресс, 1990. - 808 с.

40. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер - М. : Ист-Вью, 2002. - 352 с.

41. Вейник, А.И., Термодинамика реальных процессов / - Минск: Навука i тэхшка, 1991. - 576 с.

42. Величко, А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур / А.М. Величко. - СПб. : Издательство Юридического института. 1999. -235 с.

43. Верещагина, Т.Н. Парадигматический феномен в философии // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 2001. № 1/2. С. 206-209.

44. Гайденко, П.П. Давыдов, Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. - М. : Политиздат, 1991. - 367 с.

45. Гарданов, В.К. Адыги, Балкарцы и Карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв / В.К. Гарданов. - Нальчик: Эльбрус, 1974. - 636 с.

46. Гасанов, З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей / З.Т. Гасанов // Советская педагогика, 1991, № 9. С. - 21-24.

47. Гидиринский, В.И. Исторический материализм и современность / В.И. Гиди-ринский. - М. : ВПА, 1989. - 176 с.

48. Гиндер, И.А. Обзор проблемы славянского неоязычества в современной России / И.А. Гиндер // Молодежь и наука - третье тысячелетие.: Сб. материалов всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Сост. В.В. Сувейзда. - Красноярск: ГУЦМиЗ, КРО НС «Интеграция», 2004. - 498 с.

49. Гоголь, Н.В. Тарас Бульба / Н.В. Гоголь. - М. : Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 2009. - 480 с.

50. Головин, Н.Н. Суворов и его «Наука побеждать» / Н.Н. Головин. - Париж: Возрождение, 1931 г. - 128 с.

51. Гранин, Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: Опыт философско-методологического исследования / Ю.Д. Гранин. - М. : ИФ РАН, 2007. - 168 с.

52. Громыко, Н.В. Использование информационных технологий в качестве консциентального оружия / Н.В. Громыко // Альманах Восток. Вып. № 7-8 (31-32), июль-август 2005.

53. Громыко, Ю.В. Оружие, поражающие сознание, - что это такое? Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? / Ю.В Громыко. Приложение к журналу «Россия - 2010». - М. : 1997.

54. Гулыга, А.В. Творцы русской идеи / А.В. Гулыга - М. : Молодая гвардия, 2006. - 316 с.

55. Гумилев, Л.Н. Сочинения. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гуми-лев, сост. - М. : ДИ-ДИК, 1994. - 638с.

56. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С.Гуревич. - М. : ИФРАН, 2007. -300 с.

57. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль, Том 1. Общее введение в чистую феноменологию. - М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. - 334 с.

58. Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. Дейк. - М. : БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 308 с.

59. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. - М. : КомКнига, 2010. - 416 с.

60. Дианова, В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность / В.М. Дианова. - СПб. : Петрополис, 1999. - 240 с.

61. Дильтей, В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах / В. Дильтей // Новые идеи в философии, - № 1. - СПб. : - 1912. - С.122-123.

62. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя 1876 / Ф.М. Достоевский. - Собрание сочинений в пятнадцати томах. Т 13 - Спб. : Наука, Ленинградское отделение, 1994. - 411 с.

63. Драгомиров, М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск / М.И Драгомиров. - М. : Военное изд-во Министерства Обороны Союза ССР, 1956. - 688 с.

64. Дюби, Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года / Ж. Дюби // Одиссей. Человек в истории. - М. : 1991 - С. 48-59.

65. Дюби Ж. Этнопсихология // Ж. Дюби // пер. с фр.- М., 1991. - 216 с.

66. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. - М. : Мысль, 1994. - 339 с.

67. Евзрезов, Д.В., Майер, Б.О. Анализ категорий «паттерн» и «метапаттерн» / Д.В. Евзрезов, Б.О. Майер // Философия образования, № 3 - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2006. - С. 17.

68. Еримишин, О. Афоризмы. Золотой фонд мудрости / О. Еримишин. - М. : Просвещение, 2006 - 1695 с.

69. Ершов, Г.Г. Фигуры Танатоса. Философский альманах. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. / Ершов, Г.Г. - СПб. : 1995. С. 63-79.

70. Жуков, Г. К. Воспоминания и размышления / Г. К. Жуков. В 2 т. Т. 1. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 415 с.

71. Зверев, Ю.И. Национальные традиции народов СССР и их использование в сплочении многонациональных воинских коллективов / Ю.И. Зверев. - М. : ВПА 1988. - 56 с.

72. Звинчуков, Н.И. Строительство Вооруженных Сил России: сущность и содержание / Н.И. Звинчуков. - М. : Институт системного анализа РАН, 1996. - 128 с.

73. Звягинцев, В.А. История языкознания ХХ веков в очерках и извлечениях / В.А. Звягинцев. Ч 1. - М. : Просвещение, 1964. - 329 с.

74. Иером. Иларион (Алфеев). Мир Исаака Сирина / С предисловием епископа Диоклийского Каллиста / Иером. Иларион (Алфеев). - М. : Крутицкое Патриаршее Подворье; Общество любителей церковной исто-рии, 1998. - 323 с.

75. Ильенков, Э.В. Личность и творчество / Э.В. Ильенков. - М. : Языки славянских культур, 1999. - 272.

76. Ильин, И.А. О русской идее // О грядущей России / И.А. Ильин. - М. : Воениз-дат, 1993. - 368 с.

77. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. - М. : Православное изд-во Апостол веры: Альта принт, 2006. - 446 с.

78. Ильин, И.А. Собрание сочинений. Аксиомы религиозного опыта. Исследование / И.А. Ильин. - Том 1. - М. : Русская книга, 2002, - 608 с.

79. Ионов, И.Н. Парадоксы российской цивилизации. По следам одной научной дискуссии / И.Н. Ионов // Общественные науки и современность. 1999. - № 5. - С. 115-127.

80. Каверин, Б.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил / Б.И. Каверин. - М. : ВУ, 2000. - 198 с.

81. Казаков, А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры середина XVI - начало ХХ в. - Нальчик: Альфа, 2006. - 406 с.

82. Кант И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. T.4. под ред. Асмуса В.Ф., Гулыги, А.В., Ойзермана Т.И. - М. : Мысль, 2001. - 1470 с.

83. Касавин, И. Т. Рациональность в познании и практике. Критический очерк / И. Т. Касавин. - М. : Наука, 1989. - 191 с.

84. Кастельс, М. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. - М. : Academia, 1999. 640 с.

85. Керсновский, А.А. Философия войны / А.А. Керсновский. - М. : Издательство Московской Патриархии, 2010. - 208 с.

86. Китаев-Смык, Л. Психология боевой сплоченности, или что такое армия и как с ней бороться? / Л. Китаев-Смык // Солдат удачи. - 1996. - №2.

87. Клибанов, А.И. Вопросы научного атеизма / А.И. Клибанов, // Вып. 30. - М. : 1982. - С. 241.

88. Кокиев, Г.А. Военное воспитание у кабардинцев в прошлом / Г.А. Кокиев, Ученые записки КНИИ. Т.1. - Нальчик: КНИИ, 1946. - С. 129-142.

89. Коняев, Н.М. Власов. Два лица генерала. Жизнь, судьба, легенды / Н.М. Коня-ев. - М. : Вече, 2003. - 480 с.

90. Корнилов, О.А. Языковые картины мира как производные национальных мен-талитетов / О.А. Корнилов. - М. : КДУ, 2011. - 347 с.

91. Коупленд, Н. Психология и солдат / Н. Коупленд, Пер с англ. - М. : Воениздат, 1991. - 96 с.

92. Красиков, В.И. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания / В.И. Красиков. - М. : Водолей, 2006. -506 с.

93. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность / Л.Д. Кудрявцев; Рос акад.наук. - М. : Наука, 2000. - 63 с.

94. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М. : Прогресс, 1977. - 300 с.

95. Лаврентьевская летопись. 1377. 74, стб, 1 - 75, стб. 2

96. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - М. : Академический Проект, 2011. - 240 с.

97. Левинас, Э. Избранное: Трудная свобода / Э. Левинас. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. - 752 с.

98. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.

99. Лем, С. Приложение. Фантастика? / С. Лем // Молох. - М. : АСТ: Транзиткни-га, 2005. - 781 с.

100. Липовецки, Ж. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме / Ж. Липо-вецки. - СПб. : Владимир Даль, 2001. - 331 с.

101. Лисичкин, В.А., Шелепин, Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война / В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин. - М. : ЭКСМО, 2003. -239 с.

102. Лисовский, В.Т. Советское студенчество: социологические очерки / В.Т. Лисовский. - М. : Высшая школа, 1990. - 304 с.

103. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. - М. : Дет. лит., 1999. - 207 с.

104. Лобок, А.М. Антропология мифа / А.М. Лобок. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. - 688 с.

105. Лосский, Н.О. Типы мировоззрений: Введение в метафизику / Н.О Лосский. -Париж: Соврем. Зап, 1931. - 187 с.

106. Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания / Вал. А., Луков,. А., Вл. А. Луков. - М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. - 784 с.

107. Льюис, К.С. Страдание / К.С. Льюис. - М. : Эксмо, 2011. - 208 с.

108. Мамардашвили, М. К. Необходимость себя: Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки / М. К. Мамардашвили. - М. : Лабиринт, 1996. - 432 с.

109. Мамхегова, Р. Очерки об адыгском этикете / Р. Мамхегова. - Нальчик: Эльбрус, 1993. - 140 с.

110. Марков, Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. -СПб.: Алетейя: 1999. - 304 с.

111. Маркс, К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. / - М. : Государственное издательство политической литературы, 1955. / - 459 с.

112. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. - M. : ACT, 2003. - 526 с.

113. Матвейчев, О.А. Суверенитет духа / О.А. Матвейчев. - М. : По-коление, 2008. - 512 с.

114. Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе/ ред. В. И. Кабрин. - Томск: Изд-во ТГУ, 2004. - 282 с.

115. Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. - М. : Энергия, 1979. - 153 с.

116. Митрохин, Н. Кровь или Библия. Этнонационализм и религиозные организации: опыт СНГ / Н. Митрохин // Неприкосновенный запас. - 2001. - №3 - С.85-101.

117. Молотков, А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке / А.Е. Молотков. - М. : Русский Остров, 2008. - 400 с.

118. Мукаева, О.Д. «Джангар» в этнопедагогике калмыков / О.Д. Мукаева // Педагогика, - 1992. - № 9-10.

119. Науменко, В.Г. Великое предательство. Казачество во второй мировой войне / В.Г. Науменко. - СПб. : Нева, 2003. - 448 с.

120. Никитин, А. Подвиг Пересвета / А. Никитин. - М. : Терра инкогнита, 1996. -№ 2-3.

121. Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов, Д. А. Чекалов, В. Н. Ко-порулина ; под общ. ред. А. П. Ярещенко. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 668 с.

122. Нолл, Р. Арийский Христос. Тайная жизнь Карла Юнга / Р. Нолл. - М. : Рефл-бук, 1998. - 432 с.

123. Носков, Ю.Г. Религия и военное дело: отношение религиозных организаций России к проблемам войны и мира / Ю.Г. Носков. - М. : ВУ, 2009. - 72 с.

124. Обухова, Л.Ф Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М. : Юрайт, 2011. -464 с.

125. Олдак, П.Г. Мировоззрение и верования в ХХ1 века / П.Г. Олдак. - Новосибирск: СибУПК, 2008. - 244 с.

126. Панарин, А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С. Панарин. -М. : Алгоритм, 2002. - 494 с.

127. Панов, М.В. О парадигматике и минтагматике / Панов, М.В. // Изв. АН СССР. Отд. Лит. И яз. - 1980. - №2 - Т.39.

128. Перин, Р.Л. Психология национализма. Гильотина для бесов. Этнические и психогенетические аспекты кадровой политики 1934-2000 гг. / Р.Л. Перин. - СПб. : Редактор, 2003. - 272 с.

129. Петрий, П.В. Духовные ценности общества и армия / П.В. Петрий. - М. : ВУ 2001. - 215 с.

130. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М. : Просвещение, 1969. - 435 с.

131. Платон. Диалоги / Платон. - СПб. : Азбука, 2011. - 448 с.

132. Плеханов, Г.В. К вопросу о роли личности в истории / Г.В Плеханов. - Избранные философские произведения в 5-ти тт. Т. 2. - М., 1956, - С. 300-334.

133. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев, 2-е изд., доп. и испр. - М. : Наука, 1979. - 235 с.

134. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. - Харьков: Типография Мирный труд, 1913. - 225 с.

135. Потебня, А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня. - М. : Искусство, 1976. -614 с.

136. Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения / Преподобный авва Дорофей. - Новосибирск: Сибирская Благозвонница, 2010. - 418 с.

137. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс, Пер. с англ. - М. : Эдиториал УРСС, 2000. -312 с.

138. Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной церкви: Синодальный и новейший периоды / Протоиерей Владислав Цыпин, 4 -е изд. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 816 с.

139. Разин, Е.А. История военного искусства XVI - XVII вв. / Е.А. Разин. - СПб. : Полигон, 1999. - 736 с.

140. Решин, Е.Г. Генерал Карбышев: Докум. повесть / Е.Г. Решин, 4-е изд., испр. -М. : ДОСААФ, 1987. - 317 с.

141. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н.С. Розов. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2008. - 292 с.

142. Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Ж.-П. Сартр. Пер. с франц. В.П. Гайдамака. -М. : Академ. Проект, 2008. - 222 с.

143. Свечин, А. А. Эволюция военного искусства / А. А. Свечин - М. : Госвоениз-дат, Т.2. 1928. - 615 с.

144. Серых, В.Д. Воинские ритуалы. / В.Д. Серых, 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Воениздат, 1986. - 255 с.

145. Симонов, П.В., Ершов, П.М. Темперамент. Характер. Личность. / П.В. Симонов, П.М. Ершов. - М. : Наука, 1984 - 161 с.

146. Сказания и повести о Куликовской битве / Под ред. Д.С. Лихачева. М. : Наука, 1982. 434 с.

147. Словарь русского языка. В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. - АН СССР, Ин-т рус. яз. Изд. 3-е. - М.: Русский язык, 1985 - 1988. - 800 с.

148. Соловьев, B.C. Чтения о Богочеловечестве / B.C. Соловьев. - М. : АСТ, 2006. -256 с.

149. Старец Паисий Святогорец, Слова. Страсти и добродетели. - М. : Святая Гора, 2010 г. С. 336

150. Степин, В.С. У истоков современной философии науки / В.С. Степин // Вопросы философии. - 2004. - № 1. - С.8.

151. Суворов, А.В. Наука побеждать. Не числом, а уменьем! Военная система А.В. Суворова / А.В. Суворов, Российский военный сборник. - М. : 2001. Вып. 18. -615 с.

152. Тард, Ж. Г. Законы подражания / Ж. Г. Тард. - М. : Академический Проект, 2011. - 304 с.

153. Татищев, В.Н. История российская / В.Н. Татищев, в трех томах. Том 2 - М. : АСТ 2003. - 736 с.

154. Теплов, Б.М. Ум полководца / Б.М. Теплов, - М. : Педагогика, 1990. - 208 с.

155. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев - М. : Либроком, 2011. -400 с.

156. Токарев, С.А. Религия в истории народов миров / С.А. Токарев - М. : Республика, 2005. - 566 с.

157. Толстой, Л.Н. Война и мир / Л.Н. Толстой, собр. соч. в 22 т. - М. : Художественная литература, 1980. Т. 6. - 412 с.

158. Толстой, Л.Н. Повести и рассказы / Л.Н. Толстой - М. : Мир книги, 2008. -448 с.

159. Толстой, Л.Н. Хаджи Мурат / Л.Н. Толстой, собрание сочинений в восьми томах. Т. 7. - М. : Лексика, 1996. - 223 с.

160. Уолтер, М. Царство культов / М. Уолтер - СПб. : Логос, 1992. - 300 с.

161. Устюгова, Е.Н. Стиль как явление культуры / Е.Н. Устюгова - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1994. - 95 с.

162. Ухтомский, А.Л. Доминанта / А.Л. Ухтомский. Психология-классика - СПб. : Питер, 2002. - 240 с.

163. Федотов, Г.П. Судьба и грехи России: избранные статьи по философии русской истории и культуры / Г.П. Федотов, в 2 х тт. - СПб. : София, 1992. Т. 2. -352 с.

164. Философия войны / Под общ. ред. А. Б. Григорьева. - М. : Изд. центр Анкил-воин: Рос. воен. сб, 1995. - 238 с.

165. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М. : Гарда-рики, 2004. - 1072 с.

166. Философский энциклопедический словарь. - М. : ИНФРА-М. 2011. - 570 с.

167. Франк, С.Л. Русское мировоззрение / С.Л. Франк. - М. : Наука, 1996. - 740 с.

168. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. - М. : Наука, 1989. -456 с.

169. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм; под ред. Д.А. Леонтьев. 2-е изд. -СПб. : Азбука, 2001. - 224 с.

170. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. - Мн. : Коллегиум, 1992. - 253 с.

171. Фромм, Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм. - М. : Смысл, 1995. - 239 с.

172. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. - М. : Весь Мир, 2003. - 416 с.

173. Хазиев, В.С., Хазиева Е.В. Мировоззрение как субъективная реальность: монография. / В.С. Хазиев, Е.В. Хазиева. - Уфа: БГПУ, 2004. - 296 с.

174. Хайдеггер, М. Время картины мира. Новая технократическая волна на Западе / М. Хайдеггер. - М. : Прогресс, 1985. - С. 208 - 230.

175. Ханаху, Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ) / Р.А. Ханаху. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2001. -192 с.

176. Хартинг, Ф.В. Универсальные ценности и международное сотрудничество: все ли очевидно? / Ф.В. Хартинг // Философия и социальные науки. - 2010. - №4. - С. 19-24.

177. Хвыля-Олинтер, А.И. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. - М. : Даръ, - 2012. - 420 с.

178. Хеллман Хал. Великое противостояние в науке. Десять самых захватывающих

диспутов / Хеллман Хал. - М. : Диалектика, 2007. - 320 с.

179. Хмелевская, С.А. Система форм постижения бытия. - М.: Издательство Красный воин, 1997. - 165 с. 168. Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии: Российский военный сборник / под ред. А.Е. Савинкина. - М. : ВУ, 1997. - 494 с.

180. Чавчавадзе, Н.З. Культура и ценности / Н.З. Чавчавадзе. Тбилиси: Мецниере-ба, 1984. - 170 с.

181. Черноус, В.В. Российская идентичность на Кавказе: вызовы и ответы ХХ1 в.// Россия и Кавказ: история и современность. Материалы научной конференции (1112 ноября 2004 г.) - Владикавказ, 2005. С. 314-315.

182. Чернявская, Ю.В. Народная культура и национальные традиции / Ю.В. Чернявская. - Мн. : Харвест, 1998. - 180 с.

183. Шахов, М.Н. Государственно-патриотическая идеология как выражение современной российской идеи / М.Н. Шахов // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии. - М. : ВУ, - 1998.

184. Шелер, М. Избранные произведения. / М. Шелер. - М. : Гнозис, 1994. - 490 с.

185. Шигесуке, Т. Кодекс самурая / Т. Шигесуке. - М. : Феникс, 2001. - 223 с.

186. Шифферс, Е. Излечиться от бреда / Е. Шифферс// Российское аналитическое обозрение. - 1995. - №1.

187. Шпенглер, О. Закат Европы. Т.1. / О. Шпенглер. - Новосибирск: Наука, 1993. -523 с.

188. Эйнштейн, А. Собрание научных трудов. В 4-х томах / А. Эйнштейн. - М. : Наука, 1965-1967. - 700 с.

189. Юнг К.Г.Об архетипах коллективного бессознательного / К.Г. Юнг. - М. : Ренессанс, 1991. - С. 22.

190. Юнг, К. Г. Архетип и Символ / К.Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.

191. Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного / К.Г. Юнг. - М. : Когито-Центр, 2010. - 352 с.

192. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. - М. : Ювента, 1995. - 720 с.

193. Юнг, К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. - СПб. : Б.С.К, 1996. - 454 с.

194. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. Методологические проблемы социальной психологии: монография / В.А. Ядов. -М. : ЦСПиМ, 2013. - 376 с.

195. Яковлев, П.П. Влияние веры на военное дело в нашей и в иностранных армиях / П.П. Яковлев. - М.: типо-лит. т-ва. И. Н. Кушнерев и К, 1900. - 68 с.

Диссертации и авторефераты:

192. Бакач, Н. Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Бакач Наталья Борисовна. - Волгоград, - 1998. - 136с.

195. Бурков, Ф.Е. Мировоззренческие универсалии Российской армии (социально-философский анализ) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. 09.00.11 / Бурков Федор Евгеньевич. - М. : - 2009. - 25 с.

196. Воробьев, Ю. Л. Природа человеческой активности: автореф. дис. ..., доктор филос. Наук. 09.00.11 / Воробьев, Юрий Лукьянович. - Курск, 2002. - 35 с.

197. Верещагина, Т.И. Парадигматический феномен в философии: автореф. Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Верещагина Татьяна Николаевна. - М. : - 2000. -С. 15.

198. Павлова, А. Б. Понятие парадигмальности в пифагорейской космого-нической традиции: автореф. дис. ... канд. филос. наук: специальность 09.00.03 / Павлова Анна Бориславовна; - Екатеринбург. - 2005. - 23 с.

199. Сивоволов, Д.Ф. Воинско-ритуальная реальность. (Понятийно-категориальный анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Сивоволов Дмитрий Федорович. - Магнитогорск, 2004. - 24 с.

200. Шейко, В.Н. Российский патриотизм: государственные и этнорегио-нальные социркультурные аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Шейко Владимир Николаевич. - Краснодар: 2005. - 26 с.

Иностранные источники:

201. Ferguson, М. The Aquarian Conspiracy: Personal and Social Transformation in Our Time / Marilyn Ferguson Los Angeles: J.P. Tarcher. Shirley MacLaine Itis All in the Playing, New York & London. - 1987. - 464 р.

202. Hans, J. Morgenthau. Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace. Second Edition, Alfred A. Knopf: New York, 2000. 349 р.

203. Laurin, R.D. Military propaganda: Psychological warfare, an operation / - N.-Y. : Praeger, 1982. - 328 р.

204. Rokeach, М. The Nature of Human Values. N.Y. : 1973. 438 р.

205. Smith, A. Power of the Mind / A. Smith. - N.-Y.: Ballantine Books, 1976. Р. 419

206. Willis, H. An Incomplete Guide to the Future / Harman Willis. - N.-Y.: W. Norton, 1970. - 207 р.

Электронные ресурсы:

207. Архимандрит Клеопа (Илие) [Электронный ресурс] Встреча с Православием / Святоотеческое наследие. /Архимандрит Клеопа Перевед с румынского Зинаида Пейкова .30 декабря 2010. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/

208. Бирюкова, Н. С. Гуманитаризация современного образования : философский аспект [Электронный ресурс] / Н. С. Бирюкова // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - № 6. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarizatsiya-sovremennogo-obrazovaniya-filosofskiy-aspekt (дата обращения 12 ноября 2012 г.).

209. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ. [Электронный ресурс] Вестник военного и морского духовенства 31 мая 2011. - Режим доступа: http://kapellan.ru/motivaciya-podviga/

210. Гусейнов, А. А. Философия: между знаниями и ценностями / А. А. Гусейнов [Электронный ресурс] Философские науки. - № 2. - М., 2001. - Режим доступа: gusemov.ru>publ/phil1.html

211. Томасович, С.П. Мировоззренческая парадигма естествознания [Электронный ресурс] / С.П. Томасович // - Режим доступа: http//www.proza.ru/ avtor/drkli.

212. Завершинский, К. Культура и культурология в жизни общества / [Электронный ресурс]: / К. Завершинский, Режим доступа: gumer/ bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php.

213. Малашенко, А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. Глава третья. Исламская идентификация [Электронный ресурс]: / А. Мала-шенко, - М. : Моск. Центр. Карнеги. Гендальф, 2001. - Режим доступа: http://www.carnegie.ru

214. Косарева, А.Б. Мировоззренческая парадигма фантастики. Российская массовая культура конца ХХ века. (на примере отечественной фантастики XX века) / Косарева, А.Б. , материалы круглого стола. - СПб. : [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/kosareva/masscult _13.htm

215. Лавлинский, С.Г. Аксиологическая парадигма раскрытия сущности культуры [Электронный ресурс] / С.Г. Лавлинский. Электронное издание «Аналитика культурологии». - Режим доступа: http://analiculturolog.ru/index.php

216. Корочкин, Л.И. О роли науки и религии в формировании мировоззренческих парадигм. Экскурс в биологию / [Электронный ресурс]: / Л.И. Корочкин // Здравый смысл, 2008. - Режим доступа: http //humanism.al.ru

217. Ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей [Электронный ресурс] / Отв. ред. В.В. Черноус. - Ростов-на-Дону. СКНЦ ВШ, 2001. - Режим доступа: http://provizitku. ru/politosociolog/islam

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.