Отечественный фоторепортаж периода перестройки: на примере изданий "Советский Союз", "Огонек", "Советская Россия" в 1985-1991 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Крашенинникова, Мария Алексеевна
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 234
Оглавление диссертации кандидат наук Крашенинникова, Мария Алексеевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФОТОРЕПОРТАЖ: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА, ИСТОРИОГРАФИЯ
1.1 Фоторепортаж: определение, специфика и проблемы
жанра
1.2Теоретические и практические аспекты развития советского
фоторепортажа
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОТОРЕПОРТАЖА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРЕССЕ
2.1 Зарождение и становление отечественного фоторепортажа: исторический
контекст
2.2Предметно-тематическая направленность советского
фоторепортажа
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ГЛАВА 3. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФОТОЖУРНАЛИСТИКА В ПЕРИОД
ПЕРЕСТРОЙКИ
3.1 Советская журналистика в период социально-политических изменений в СССР
3.2 Особенности развития советской фотожурналистики 1985-1991
гг
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3
ГЛАВА 4. СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ СОВЕТСКОГО ФОТОРЕПОРТАЖА ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ
4.1 Фоторепортаж в ежемесячном издании (на примере журнала «Советский
Союз»)
4.2 Фоторепортаж в еженедельном издании (на примере журнала «Огонек»)
4.3 Фоторепортаж в ежедневном издании (на примере газеты «Советская
Россия»)
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Традиции и новаторство в отечественной фотожурналистике 1960-х гг. по фотографиям журнала "Огонек"2017 год, кандидат наук Сёмова, Людмила Валерьевна
Особенности развития советской фотожурналистики 1920-1930-х гг. и журнал "Советское фото"2007 год, кандидат филологических наук Заковырина, Наталия Станиславовна
Выразительные особенности фотожурналистики и создание образа страны: Фототворчество Республики Корея, СССР, России2003 год, кандидат филологических наук Ким Чжун Им
Трансформация содержательных смыслов в отечественной спортивной фотожурналистике2018 год, кандидат наук Ващук Мария Александровна
Документальная фотография в российских иллюстрированных изданиях периода Первой мировой войны, 1914-1917 гг.2000 год, кандидат филологических наук Смородина, Вероника Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отечественный фоторепортаж периода перестройки: на примере изданий "Советский Союз", "Огонек", "Советская Россия" в 1985-1991 гг.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Очевидной тенденцией последних лет является все более заметное присутствие визуального контента, публикуемого в современных печатных изданиях и размещаемого в цифровых СМИ, благодаря чему сегодня читатель получает значительную часть информации посредством иллюстраций, инфографики, фотографии. Последней в современных средствах массовой информации отводится особая роль. Данное обстоятельство обусловлено такими специфическими чертами фотографии, как скорость, позволяющая фотоснимку передавать большой объём информации за единицу времени; практически универсальный язык, зачастую дающий возможность понять без перевода суть отображенного на фотоснимке события, а также документальность, благодаря которой фотография воспринимается как убедительное свидетельство того, что изображаемое событие действительно произошло и выглядело именно так, как показано на снимке. С появлением фоторепортажа как самостоятельного направления фотожурналистики СМИ получили возможность рассказывать о событиях, показывая их в развитии посредством документально точного языка фотографии, то есть создавать у целевой аудитории эффект «присутствия», сопричастности происходящим событиям. Будучи одним из наиболее востребованных жанров фотожурналистики, особую популярность фоторепортаж приобрёл в советской прессе. Однако в отечественной историографии практически отсутствуют научные исследования, посвященные развитию фоторепортажа в период перестройки, во время которой этот жанр стал одним из символов советской журналистики позднего СССР. Между тем, именно в этот период - один из самых ярких и динамичных в истории советской фотожурналистики - благодаря большей открытости общественно-политической жизни отечественный фоторепортаж наполнился новым содержанием и подходами, став важным элементом формирования
актуальной повестки дня в СМИ. Полагаем, что анализ развития советского фоторепортажа в период перестройки не только способствует устранению существовавших в изучении данной темы лакун, но также помогает выявить специфику фоторепортажа как одного из наиболее сложных жанров фотожурналистики, позволяет лучше понять особенности использования фоторепортажа в СМИ как в исторической перспективе, так и в наши дни.
Степень научной разработанности темы. Нередко в отечественных исследованиях СМИ в фокусе внимания оказывается вербальный текст, а фотожурналистика и отдельные ее жанры либо не становятся объектом специального изучения, либо рассматриваются как второстепенный компонент. Истории отечественной фотожурналистики уделяли внимание в своих работах А.С. Вартанов, А.А. Грабельников, Н.С. Заковырина, Г.К. Пондопуло, В.Т. Стигнеев, И.В. Толкачева1 и др. Жанры
Л
фотожурналистики подробно рассмотрены исследователем Н.И. Вороном . Особенностям развития фотожурналистики также уделяет внимание В.М.
-5
Березин . Указанные нами работы в основном посвящены теории и истории
1 Вартанов А.С. Фронтовые годы репортажа // Советское фото. - 1977. - №2. - С.25-26; Вартанов А.С. Этапы развития фотопублицистики // Советское фото. - 1987. - №11. -С.21-24;
Вартанов А.С. Советская документальная фотография времен Великой Отечественной войны. Часть 1. Режим доступа: http://www.photographer.ru/cult/history/6378.htm Грабельников А.А. Фотожурналистика Великой Отечественной войны // Вестник ВолГУ. - Серия 8. Вып. 7. - 2008. - С. 123-130;
Заковырина Н.С. Особенности развития советской фотожурналистики 1920-1930-х годов
и журнал «Советское фото»: дисс. ... канд филол. наук. - СПб, 2008;
Пондопуло Г.К. Фотография и современность. - М., 1982;
Пондопуло Г.К. Фотография. История. Эстетика. Культура. - М.: ВГИК, 2008;
Стигнеев В.Т. Век фотографии. 1894-1994: очерки истории отечественной фотографии. -
М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011;
Стигнеев В.Т. От пикториализма - к фоторепортажу, очерки истории отечественной фотографии 1900-1950. - М.: Арт Бридж, 2013;
Стигнеев В.Т. Зарождение советской фотографии: 1920-е годы. - М.: ЛЕНАНД, 2016; Толкачева И.В. Фоторепортаж XIX века: две войны. Режим доступа: http ://www.photographer.ru/cult/history/750. htm.
2Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики: Учеб. пособие для вузов по спец.
«Журналистика». - М.: Факультет журналистики МГУ, 2012. Березин В.М. Фотожурналистика. - М.: Изд-во Юрайт, 2016.
фотожурналистики и фоторепортажа как ее части в доперестроечный период. Однако развитие советского фоторепортажа в годы перестройки практически не отражено в комплексных научных исследованиях.
Теоретическая база исследования. В России существующий корпус исследований по фотографии пополняется с каждым годом, однако работ, где фотожурналистика является специальным объектом изучения, немного. Мы разделили привлеченные нами в исследовании работы на три группы.
Первая группа исследований посвящена теории фотографии и фотожурналистики. Прежде всего это труд Н.И. Ворона «Жанры фотожурналистики» (первая редакция книги была опубликована в 1991 году)4. В этой работе была подробно рассмотрена система жанров фотожурналистики, дана их классификация, приведены примеры их использования на страницах периодических изданий. Важно отметить, что в данной работе особое внимание уделяется фоторепортажу. Также к этой группе мы относим труды И.Д. Бальтерманц, посвященные специфике советской фотожурналистики, Г.Ф. Волчек, Л.П. Дыко, А.И. Лапина, В.В. Тулупова5.
Вторая группа - работы по истории фотографии, опубликованные в разные годы, в которых затрагиваются отдельные аспекты развития фотожурналистики и, в частности, фоторепортажа. Это труды В.М. Березина, А.С. Вартанова, Л.Ф. Волкова-Ланнита, А.А. Грабельникова, В. Левашова, С.А. Морозова, Г.К. Пондопуло, В.Т. Стигнеева, К.В. Чибисова6
4 Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». - М.: Факультет журналистики МГУ, 2012.
5 Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. - М., 1981; Волчек Г.Ф. Фотоиллюстрация в советской периодике. - М., 1962;
Дыко Л.П., Головня А.Д. Фотокомпозиция. - М., 1962; Лапин А.И. Фотография как... Изд. 6-ое, испр. - М.: Тримедиа, 2015; Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. - Воронеж, 2000.
6 Березин В.М. Фотожурналистика. - М.: Изд-во Юрайт, 2016; Вартанов А.С. Фотография. Документ и образ. - М.: Планета, 1983;
и др. Также неоценимую помощь нам оказал опубликованный в СССР сборник «Фотожурналист и время», авторы которого коснулись актуальных проблем истории, теории и практики советской фотопублицистики7.
Третья группа - труды по философии, эстетике и поэтике фотографии. К этой группе мы можем отнести работы Р. Барта, Д. Берджера, О.В. Гавришиной, В.В. Савчука, С. Сонтаг, Н.Н. Сосны, В.Т. Стигнеева8.
Также теоретическая база исследования сложилась в процессе изучения трудов по истории и теории журналистики - работ Е.Л. Вартановой, Г.В. Лазутиной, С.С. Распоповой, Р.П. Овсепяна. Особенности
Вартанов А.С. Советская документальная фотография времен Великой Отечественной войны. Часть 1. URL: http://www.photographer.ru/cult/history/6378.htm (дата обращения 17.01.2016);
Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом. - изд. 2-е. - М., 1980; Грабельников А.А. Фотожурналистика Великой Отечественной войны // Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып.7. 2008;
Левашов В. Лекции по истории фотографии. - М., 2012;
Морозов С.А. Творческая фотография. - М., 1986;
Пондопуло Г.К. Фотография и современность. - М., 1982;
Пондопуло Г.К. Фотография. История. Эстетика. Культура. - М.: ВГИК, 2008;
Стигнеев В.Т. Век фотографии. 1894-1994: очерки истории отечественной фотографии. -
М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011;
Стигнеев В.Т. От пикториализма - к фоторепортажу, очерки истории отечественной фотографии 1900-1950. - М.: Арт Бридж, 2013;
Стигнеев В.Т. Зарождение советской фотографии: 1920-е годы. - М.: ЛЕНАНД, 2016; Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. - М.: Издательство «Искусство», 1987
7 Фотожурналист и время. Сборник статей / Составители Красуцкий И.К., Пригожин ЮГ. - М., 1975.
о
Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Ролан Барт; пер. с фр., послесл. и коммент. Михаила Рыклина. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2011; Берджер Д. Фотография и ее предназначения. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014; Гавришина О.В. Империя света: фотография как визуальная практика эпохи «современности». - М.: Новое литературное обозрение, 2011;
Гавришина О.В. Проблема канона в истории фотографии // Вестник Российского
государственного гуманитарного университета, №15, 2009;
Савчук В.В. Философия фотографии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005;
Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. - СПб.: Издательство РХГА, 2013;
Сонтаг С.О фотографии. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013;
Сосна Н.Н.Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное. - М.: Институт философии РАН; Новое литературное обозрение, 2011;
Фотография: Проблемы поэтики / Сост. В.Т.Стигнеев. Изд. 3-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011;
Стигнеев В.Т. Популярная эстетика фотографии. - М.: Три квадрата, 2011.
развития советской фотографии, проблема цензуры (в том числе в области фотографии) рассматривались в работах А.В. Блюма, С. Быковой, Т.М. Горяевой, Д. Кинга, Г. Орловой, Р. Сарторти9. Важными источниками по истории СССР стали работы Р.Г. Пихоя, А.К. Соколова, В.М. Фалина10.
Объектом исследования является фоторепортаж как жанр фотожурналистики.
Предмет исследования - эволюция содержания советского фоторепортажа в период перестройки (1985-1991 гг.).
Цель диссертационной работы: рассмотреть особенности развития советского фоторепортажа в период перестройки на примере изданий «Советский Союз», «Огонек», «Советская Россия».
9 Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: Медиамир, 2013;
Лазутина Г.В., Распопова С.С. «Жанры журналистского творчества». - М.: Аспект Пресс, 2011;
Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1999;
Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929-1953. - СПб., 2000; Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг. / 2-е изд., испр. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009;
Быкова С. Советская иконография и «портретные дела» в контексте визуальной политики, 1930-е годы // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под редакцией Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009; Орлова Г. «Воочию видим»: фотография и советский проект в эпоху их технической воспроизводимости // Советская власть и медиа/ под ред. Х. Гюнтера и С. Хэнсеген. -СПб., 2006;
Орлова Г. «Карты для слепых»: политика и политизация зрения в сталинскую эпоху // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под редакцией Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009;
Сарторти Р. Фотокультура II или «верное видение» // Советская власть и медиа / Сборник статей под общей редакцией Ханса Гюнтера и Сабины Хэнсген. - СПб.: издательство «Академический проспект», 2006; Кинг Д. Пропавшие комиссары. - М.: Контакт-Культура, 2012.
10 Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. - изд. 2-ое, испр. и доп. -Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000;
Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х - 1991 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б.Н.Ельцина, 2008;
Фалин В.М.Конфликты в Кремле. Сумерки богов по-русски. - М.: Центрполиграф, 1999.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
выявить основной круг проблем, выделяемых представителями академического сообщества и экспертами, исследующими специфику фоторепортажа;
определить специфику развития отечественного фоторепортажа в его историческом развитии;
выявить и рассмотреть предметно-тематическую направленность советского фоторепортажа;
обозначить особенности развития советской фотожурналистики в период перестройки;
сформулировать наиболее существенные факторы, оказавшие влияние на становление советского фоторепортажа периода перестройки;
проанализировать изменения в содержании фоторепортажа в журналах «Советский Союз», «Огонек» и газете «Советская Россия».
Гипотеза настоящего исследования - в период перестройки фоторепортаж прошел через значительные изменения, эволюционировав от парадной, «витринной» демонстрации достижений советского строя к отражению широкого спектра проблем жизни общества.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии (теории и истории журналистики) объектом специального комплексного изучения стал фоторепортаж эпохи перестройки. Нами был рассмотрен существующий в академическом сообществе и профессиональной фотожурналистской среде круг проблем, связанных с развитием советского фоторепортажа. Введены в научный оборот интервью и комментарии по теме исследования, предоставленные представителями академического и экспертного сообщества. На основе изученного эмпирического материала, а также специально взятых
экспертных оценок выявлены особенности развития отечественного фоторепортажа в исследуемых нами изданиях в разные исторические периоды - советский довоенный, период Великой Отечественной войны и хрущевской «оттепели», правления Л.И. Брежнева. Проанализированы фоторепортажи, опубликованные в 1985-1991 гг. в ежемесячном журнале «Советский Союз», еженедельном журнале «Огонек» и ежедневной газете «Советская Россия» в контексте исторического развития отечественной журналистики в целом и фотожурналистики в частности. В ходе проведенного анализа были выявлены закономерности развития фоторепортажа периода перестройки. В соответствии с этим была предложена периодизация исторического развития отечественного фоторепортажа в исследуемый период.
Методологические аспекты исследования. В настоящем диссертационном исследовании мы применили комплекс методов, базирующихся на системном и междисциплинарном подходах: систематизация, сравнение, анализ (контент-анализ и сравнительно-исторический анализ); мы исходили из принципа историзма, рассматривая явления в контексте их исторического развития. Для анализа становления и формирования советского фоторепортажа мы выделили преобладающие темы в общественно-политической повестке; метод сплошной выборки, использованный нами при анализе фоторепортажей, позволил проанализировать развитие жанра в такие значимые исторические периоды в СССР как коллективизация и индустриализация, Великая Отечественная война, хрущевская «оттепель», правление Л.И. Брежнева. При этом особое внимание уделено фоторепортажам, опубликованным в период перестройки.
Анализ фоторепортажа как законченного фотографического произведения представляется нам более сложным, чем изучение единичных фотоснимков, это выражается в характере взаимоотношений между кадрами, их взаимодействии. Кроме того, важно отметить, что
фоторепортаж представляет собой появившуюся в результате отбора из отдельных снимков конструкцию, на создание которой мог оказывать влияние целый ряд факторов как объективного (например, технические возможности издания), так и субъективного (позиция главного редактора и др.) характера. В ходе исследования мы не ставили цель специального изучения художественно-изобразительных особенностей жанра, однако при необходимости, если это требовалось для понимания содержания, мы обращались к анализу композиции фоторепортажа, используемым ракурсам, точкам съемки и другим фотографическим приемам.
Для исследования были выбраны фоторепортажи, опубликованные в качественных иллюстрированных отечественных журналах «Советский Союз», «Огонек» и газете «Советская Россия».
«Советский Союз» представлял собой ежемесячный общественно-политический иллюстрированный журнал, издававшийся на разных языках и направленный на пропаганду советского образа жизни среди зарубежных читателей, освещение политики СССР на международной арене и внутри страны. Миссия журнала состояла в создании положительного образа советского государства, в освещении успехов в науке, технике, социальной сфере и др. Однако в исследуемый период содержание журнала претерпело существенные изменения, позволяющие рассматривать издание как один из «рупоров перестройки», направленный преимущественно на зарубежного читателя. Фоторепортаж в журнале «Советский Союз» прошел эволюционный путь от «витринного» изображения событий, демонстрации достижений советского строя до их освещения через «человеческое измерение», психологизм и драматизм происходящего.
«Огонек» - общественно-политический и литературно-художественный еженедельный иллюстрированный журнал, текстовые и визуальные материалы которого стали отражением социальных процессов, происходивших в конце 1980-х и начале 1990-х гг. В годы перестройки «Огонек» уходит от прежних канонов советской журналистики и выбирает
новые темы и формы подачи общественно-политической повестки дня (что проявилось, в том числе, в визуальном содержании издания). Фоторепортаж в «Огоньке» находился под влиянием тех изменений, которые происходили в обществе (большая открытость в официально провозглашенной политике гласности, в обсуждении запретных прежде тем).
«Советская Россия» - ежедневная общественно-политическая газета, материалы которой стали отражением социально-политических преобразований в период перестройки в 1985-1991 гг. Тиражи газеты в исследуемый нами период достигали 8 млн экземпляров. Приход в «Советскую Россию» в 1986 году на пост главного редактора В.В. Чикина ознаменовал новую эпоху в жизни издания - оппозиционной по отношению к реформаторской политике руководства СССР (газета стала передовой площадкой для коммунистических идей). На страницах издания велась политическая полемика на тему перестройки. Газета «Советская Россия» в исследуемый период делала упор на фоторепортаж, чему способствовала работа заведующего отделом иллюстраций В.Н. Шина и его последователей11. По мнению ряда экспертов, годы перестройки стали расцветом фоторепортажа в данной газете12.
Указанные нами издания играли важную роль в общественно-политической жизни страны, с помощью фоторепортажа в них освещались значимые события в истории советского государства. В частности, внутренняя и внешняя политика (партийные съезды и конференции, визиты первых лиц государства за рубеж, в последние годы существования СССР -противостояние действующей власти и новых политических сил), экстремальные ситуации (землетрясение в Армении в 1988 году, кризисные
11 Наблюдать и мыслить, интервью с главным редактором газеты «Советская Россия»
М.Ф. Ненашевым // Советское фото. - 1984. - №4. - С.8-9.
12
Интервью Э. Жигайлова изданию «Правда» URL: http://www.pravda.ru/society/05-06-2012/1117155-zhigaylov-0/ (дата обращения: 01.07.2016);
Линников Д.Д. Экспертный комментарий 08.07.2016.
явления в жизни общества) и др. К числу выбранных нами изданий для анализа относятся ежемесячный и еженедельный журналы, ежедневная газета. Критерий периодичности позволил проанализировать особенности развития фоторепортажа в изданиях с различной частотой выхода. Наиболее значимым для нас критерием при выборе изданий было активное использование в них фоторепортажа. Журналы «Огонек», «Советский Союз» и газета «Советская Россия» при освещении важных событий в жизни страны использовали фоторепортаж как один из наиболее эффективных способов отобразить происходящее через визуальную форму, уделяли особое внимание присутствию жанра на страницах своих изданий, нередко отводили ему первые полосы. Редакции настоящих изданий делали ставку на фоторепортаж как на динамичный, документальный, визуальный рассказ о событии. Для контент-анализа мы выбрали журналы и газету, где фоторепортаж был представлен наиболее ярко, отображал многие значимые события, происходящие в стране и за ее пределами.
Выбор изданий также обусловлен тем, что данные СМИ отразили
13
больший период истории СССР , имели значительные тиражи, в годы перестройки их редакционная политика претерпела изменения в связи с демократизацией общественно-политической жизни и провозглашением политики гласности. Кроме того, общественно-политическая направленность выбранных нами изданий напрямую влияла на функцию опубликованных в них фоторепортажей - отражение значимых социальных процессов в стране и за рубежом.
Важным источником для изучения особенностей развития фоторепортажа в советских СМИ, помимо указанных изданий, стали материалы, опубликованные в 1926-1941 гг. и 1957-1991 гг. в журнале «Советское фото» (в 1942-1956 гг. журнал не издавался). В нем
13
Журнал «Огонек» существовал с 1899 г. в качестве приложения к газете «Биржевые ведомости», с 1923 г. выпускается как самостоятельный журнал; «Советский Союз» - с 1930 г.; газета «Советская Россия» - с 1956 г.
публиковались известные искусствоведы, фоторепортеры, историки фотографии (в т.ч. Л.П. Дыко, А.С. Вартанов, Л.Ф. Волков-Ланнит, С.А. Морозов, Г.М. Чудаков и др.).
Эмпирической базой исследования советского фоторепортажа, особенностей его развития в разные исторические периоды послужили выпуски журналов «Огонек» за 1923-1991 гг., «Советский Союз» («СССР на стройке») за 1930-1991 гг. и газеты «Советская Россия» за 1985-1991 гг. Всего 5492 номера указанных изданий. В рамках исследования методом сплошной выборки было проанализировано 460 фоторепортажей, из которых 242 были опубликованы в период перестройки.
Важной частью эмпирической базы также стали материалы журнала «Советское фото» за 1926-1941 гг. и 1957-1991 гг. В совокупности нами было проанализировано 576 номеров данного журнала.
Отдельную значимую группу источников составили проведенные нами в 2011-2016 гг. развернутые интервью и собранные экспертные комментарии представителей профессионального сообщества: преподавателей кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, практикующих фотографов Д.Д. Линникова, Ю.А. Трубникова; фотожурналиста, лауреата конкурса World Press Photo В.А. Загуменнова, фотожурналистов А.М. Джуса, А.Ю. Касперовича, А.А. Колосова, Д.А. Костюкова, известного своими работами для авторитетных российских («КоммерсантЪ») и зарубежных изданий The New York Times, Liberation, International Herald Tribune; бывшего руководителя фотослужбы газеты «Московский Комсомолец» А.А. Астафьева, руководителя фотослужбы ИД «Коммерсант» в 1998-2013 гг. и «Фото ИТАР-ТАСС» в 2013 г. Э. Оппа; исследователей - доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой рекламы и дизайна факультета журналистики Воронежского госуниверситета В.В. Тулупова; доктора исторических наук, кандидата филологических наук, профессора кафедры массовых коммуникаций филологического факультета РУДН А.А.
Грабельникова; кандидата филологических наук, крупного специалиста по жанрам фотожурналистики, старшего преподавателя факультета журналистики МГУ Н.И. Ворона; доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии и социологии культуры Удмуртского госуниверситета В.Л. Круткина; искусствоведа, историка фотографии И.В. Толкачевой14.
Филологический аспект исследования заключается в том, что в данной диссертационной работе рассмотрена отечественная фотожурналистика в ее историческом развитии. В фокусе исследования - жанр фоторепортажа в советской прессе. Основной акцент сделан на изучении развития фоторепортажа как инструмента формирования повестки дня в СМИ. Содержанием настоящего исследования является история, теория и практика фотожурналистики (как часть новейшей отечественной журналистики), ее формирование в период перестройки. В ходе исследования был проанализирован фоторепортаж в известных и авторитетных советских изданий, выходивших значительными тиражами в изучаемый нами период.
Научно-практическая значимость состоит в том, что основные положения и выводы данного исследования могут быть использованы в рамках курсов по истории и жанрам фотожурналистики, а также по истории отечественных СМИ периода перестройки. Кроме того, материал диссертационной работы (в том числе разработанные авторские методики анализа содержания фоторепортажа) может служить основой для
14 Экспертные интервью:
Линников Д.Д., 04.10.2011; Касперович А.Ю., 11.10.2011; Костюков Д.А., 12.10.2011; Астафьев А.А., 19.01.2012; Загуменнов В.А., 25.01.2012; Трубников Ю.А., 09.02.2014; Опп Э., 24.12.2014. Экспертные комментарии:
Ворон НИ., 20.07.2016; Грабельников А.А. 23.04.2016; Джус А.М., 18.07.2016; Колосов А.А., 18.04.2016; Круткин В.Л., 06.05.2016; Линников Д.Д., 28.03.2016, 08.07.2016, 24.11.2016; Толкачева И.В., 25.03.2016; Трубников Ю.А., 08.07.2016; Тулупов В В., 24.04.2016.
дальнейших исследований и изучений жанра как одного из способов визуального отображения событий, происходящих в стране и в мире. Положения, выносимые на защиту:
1. Наиболее заметные изменения советского фоторепортажа периода перестройки наблюдались в освещении социально-политической проблематики. В то же время в фоторепортаже, посвященном другим темам (культуре, спорту и пр.), изменения были не такие значительны.
2. В исследуемый период советский фоторепортаж прошел путь от преимущественно парадной и «витринной» демонстрации жизни в СССР до показа широкого спектра проблем развития советского общества, фиксации принципиально новых взаимоотношений внутри политической элиты, между властью и обществом, представителями разных национальностей, населявших СССР.
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Корреляция правовых, этических и творческих аспектов деятельности журналистов: на примере реализации профессиональных стандартов в фотожурналистике2013 год, кандидат наук Маслов, Алексей Сергеевич
Общественное финансирование деятельности фотожурналиста в цифровую эпоху2023 год, кандидат наук Анисимов Игорь Владимирович
Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние: на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана2011 год, кандидат филологических наук Рожкина, Марина Александровна
Особенности отражения в национальной фотожурналистике молодежных андеграундах субкультур Эквадора2011 год, кандидат филологических наук Сантильян Трухильо Моника Лусия
Китайская фотожурналистика как важное средство создания объективного образа Китая2010 год, кандидат филологических наук Сунь Фэн
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Крашенинникова, Мария Алексеевна, 2017 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Книги на русском языке
1 «Золотое сечение» фотографии: пособие // Сост. В.И. Шимолин; под ред. Н.Т. Фрольцовой. - Минск: БГУ, 2015
2 Альбом фото-репродукций. Пособие для готовящихся к Всесоюзной выставке народного изобразительного искусства. - М., 1940
3 Афганистан. Боль моя...: воспоминания, посвящения, фотодокументы / Выборгская общественная организация ветеранов войны, труда, вооруженных сил и государственной службы; [авт.-сост. В. Ф. Остапчук].- СПб: КОСТА, 2009
4 Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М.: АСТ: Астрель, 200б
5 Балътерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. - М., 1981
6 Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2011
7 БерджерДж. Искусство видеть. - СПб.: Клаудберри, 2012
8 Берджер Дж. Фотография и ее предназначения. Пер. с англ. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014
9 Березин В.М. Фотожурналистика: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2009
10 Березин В.М. Фотожурналистика: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2016
11 Блюм A.B. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929-1953. -СПб.: Академический проспект, 2000
12 Борисов В. Фото в работе политотделов МТС и совхозов. - М., 1934
13 Боровский А. Длинная выдержка. Статьи о современной фотографии. -СПб.: Machina, 2010
14 Бэрнбаум Б. Фотография. Искусство самовыражения.- СПб., 2012
15 В мастерской фотожурналиста. Сборник статей / Под ред. О.А.Бакулина, Л.В.Семовой. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, 2011
16 Вартанов Ан. Фотография: документ и образ. - М.: Издательство «Планета», 1983
17 Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: Медиамир, 2013
18 Визуальная антропология: настройка оптики / Под редакцией Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009
19 Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под редакцией Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009
20 Виленкин Б. Встречи за кадром. Заметки фотожурналиста. - М.: Искусство, 1971
21 Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики / Издание Союза Журналистов России, том 1.
- М., 1998
22 Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики / Издание Союза Журналистов России, том 2.
- М., 1999
23 Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство фотопортрета. - изд. 2-ое, доп. - М.: Искусство, 1974
24 Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом. - М.: Издательство «Планета», 1980
25 Волчек Г.Ф. Фотоиллюстрация в советской периодике. - М.: Издательство Московского Университета, 1962
26 Ворон Н.И. Жанры советской фотожурналистики. Учебное пособие для вузов по специальности «Журналистика». - М.: Высш. шк., 1991
27 Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». - М.: Факультет журналистики МГУ, 2012
28 Гавришина О.В. Империя света: фотография как визуальная практика эпохи «современности». - М.: Новое литературное обозрение, 2011
29 Ганшин В., Сердобольский О. Одна секунда войны. - СПб.: Лениздат, 1983
30 Герман М. Массовая фоторабота. - Харьков, 1934
31 Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг. - 2-е изд., испр. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009
32 Джонсон Р. Искусство ретуши. Пер. с англ. Л.П.Рымаревой - Л., 1937
33 Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве. - 2-е изд., переработ. и доп. - М., Искусство, 1977
34 Дыко Л.П., Головня А.Д. Фотокомпозиция. - М., 1962
35 Екельчик Ю.И. Изобразительное мастерство в фотографии. Под общ. ред. проф. А.Д.Головни. - М.: Госкиноиздат, 1951
36 Жданов А. А. Фоторепортер. С объективом наперевес. - М.: Вече, 2013
37 Жеребцов Б. Текстовка к фотоснимку. - М., 1932
38 Житомирский А. Искусство политического фотомонтажа. - М.: издательство «Плакат», 1983
39 Записки фоторепортеров. М.Альперт, А.Гаранин, Н.Гранковский, Г.Зельма, М.Калашников, Р.Кармен, Ф.Кислов, Н.Колли, Е.Лангман, С.Лоскутов и др. - М.: Госкиноиздат, 1939
40 История русских медиа 1989-2011. Версия «Афиши». - М.: Компания Афиша, 2011
41 История фотографии. С 1839 года до наших дней. / Собрание Дома Джорджа Истмена. - Пер. с англ. - М.: Издательство «Арт-Родник», 2010
42 Как молоды мы были, как честно мы служили: к 20-летию вывода советских войск из Афганистана: посвящается землякам-орловцам, прошедшим трудными дорогами Афганистана (1979-1989 гг.): фотоальбом / [сост. и ред. А. И. Шиликов, В. А. Щепетина].- Орел : Александр Воробьев , 2009
43 Как организовать фотовыставку. Инструктивные материалы. - М., Искусство, 1937
44 Капа Р. Скрытая перспектива. - СПб.: Клаудберри, 2011
45 Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. Эссе. - СПб.: Лимбус Пресс, 2013
46 Кецле Х.-М. Знаменитые фотографии. История знакомых образов. 19281991. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2008
47 Кинг. Д. Пропавшие комиссары. - М.: Контакт-Культура, 2012
48 Кипреева Н. Советская фотожурналистика 1920-1930-х годов и журнал «Советское фото». - СПб.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011
49 Китаев А. А. Субъективно о фотографах. Письма. - СПб.: «Стереоскоп», 2013
50 Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2002
51 Курс общей фотографии. Т. 3. - М., 1937
52 Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. - М.: Аспект Пресс, 2011
53 Лапин А. Фотография как... - изд. 6-ое, испр. - М.: Тримедиа, 2015
54 Левашов В. Лекции по истории фотографии. Второе издание. - М.: ООО «Тримедиа Контент», 2012
55 Левашов В. Фотовек. - Н.Новгород, 2002
56 Магидов В.М. Кинофотодокументы в контексте исторического знания. -М.: РГГУ, 2005
57 Марш-бросок на войну: «Афганская» фотолетопись 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка / [Тетерин Евгений Павлович].- Екатеринбург: Уральский рабочий, 2008
58 Мастера фотографии. - Л., 1938
59 Микулин В.П. Фотография в 25 уроках. Практическое руководство. - М., Госкиноиздат, 1941
60 Морозов С.А. Композиция в фоторепортаже. Пособие для заоч. Обучения. Под общей ред. В.П.Микулина. - М., Фотохроника ТАСС, 1941
61 Морозов С.А. Первые русские фотографы-художники. - М.: Госкиноиздат, 1952
62 Морозов С.А. Русская художественная фотография. Очерки из истории фотографии. 1839-1917. - М.: Искусство, 1955
63 Морозов С.А. Творческая фотография. - изд. 2-ое, испр. - М.: издательство «Планета», 1986
64 Назад в Афган. 20 лет спустя: история войны и мира в фотографиях / Андрей Дышев.- М.: Эксмо , 2009
65 Никитин В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях. - СПб.: Лениздат, 1991
66 Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1999
67 Они защищали Отечество: фотоальбом о вертолётчиках, воевавших в Афганистане и на Кавказе / [текст: С. Галицкий].- СПб: Град духовный, 2010
68 Они защищали Отечество: фотоальбом о военных медиках, воевавших в Афганистане и Чечне / [С. Г. Галицкий].- СПб: ПИРС, 2008
69 Панкеев И.А. Правовые основы фотожурналистики. Учебное пособие. -М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2013
70 Панфилов Н.Д., Панфилова М.Н. Искусство фотографии. - М.: Просвещение, 1985
71 Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. - изд. 2-ое, испр. и доп. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000
72 Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х - 1991 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б.Н.Ельцина, 2008
73 Поляновский М.Л. Остановись, мгновение... 36 фотоновелл. - М.: Издательство «Советская Россия», 1968
74 Пондопуло Г.К. Фотография и современность. Проблемы теории. Искусство. - М., 1982
75 Пондопуло Г.К. Фотография. История. Эстетика. Культура. Учебное пособие. - М.: Всероссийский Государственный Университет кинематографии им.С.А.Герасимова, 2009
76 Попов А.П. Из истории российской фотографии / Российская государственная библиотека искусств. - М.: Издательство Моск. Ун-та, 2010
77 Пыжиков А.В., Данилов А.А. Рождение Сверхдержавы. 1945-1953. Монография - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002
78 Репортаж из блокадного Ленинграда. Фотографии военного корреспондента Сергея Струнникова/ Автор-составитель Л. И.Смирнова. - М.: Издательство Главархива Москвы, 2005
79 Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством / пер. с фр. - СПб.: Клаудберри, 2014
80 Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. - СПб.: Издательство РХГА, 2013
81 Савчук В.В. Философия фотографии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005
82 Семова Л.В. История отечественной фотожурналистики. Часть I. Фотография в России в XIX - начале XX в. Истоки советского
фоторепортажа: учеб. пособие. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2015
83 Семова Л.В. История отечественной фотожурналистики. Часть II. Советская фотожурналистика 1920-1930-х гг. и Великой Отечественной войны: учеб. пособие. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2016
84 Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Я.Н.Засурский, М.И.Алексеева, Л.Д.Болотова и др.; Под ред. Я.Н.Засурского. - М., 2003
85 Советская власть и медиа. Сборник статей / Под ред. Х.Гюнтера и С.Хэнсген. - СПб., 2006
86 Советское фотоискусство. 100 лет фотографии 1839-1939. Фотоальбом. -М., Госкиноиздат, 1939
87 Сонтаг С. О фотографии. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013
88 Сосна Н. Н. Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное. М.: Институт философии РАН; Новое литературное обозрение, 2011
89 Список фотографий с объяснительным текстом «Оборона Севастополя».
- Севастополь, 1939
90 Сталинград. Альбом документальных фотоиллюстраций о городе-герое.
- М.: Изогиз, 1956
91 Стигнеев В.Т. Век фотографии 1984-1994. Очерки истории отечественной фотографии. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011
92 Стигнеев В.Т. Зарождение советской фотографии: 1920-е годы. - М.: ЛЕНАНД, 2016
93 Стигнеев В.Т. От пикториализма к фоторепортажу, очерки истории отечественной фотографии 1900-1950. - М.: Государственный институт искусствознания, Арт Бридж. 2013
94 Стигнеев В.Т. Популярная эстетика фотографии. - М.: Три квадрата, 2011
95 Стил Э. Лучшие фотографы мира и истории создания их работ. Фотожурналистика. - М.: АРТ Родник, 2006
96 Сто лет фотографии 1839-1939. Дагер. Ньепс.Тальбот. Популярный очерк об изобретателях фотографии. - М.: Государственное издательство кинематографической литературы, 1938
97 Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. - Воронеж, 2000
98 Устинов А. С «лейкой» и блокнотом. - М.: Искусство, 1985
99 Фалин В.М. Конфликты в Кремле. Сумерки богов по-русски. - М.: Центрполиграф,1999
100 Фоменко А. Монтаж, фактография, эпос. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007
101 Фотографическое наследие. Аркадий Шайхет. - М.: Арт Родник, 2007
102 Фотография. Всемирная история. / Под ред. Д.Хэкинг. - Пер. с англ. -М.: ООО «Магма», 2014
103 Фотография: проблемы поэтики / Сост. В.Т.Стигнеев. - изд. 3-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011
104 Фотожурналист и время. Сборник статей / Сост. И.К.Красуцкий, Ю.Г.Пригожин. - М.: Издательство «Планета», 1975
105 Фриман М. Взгляд фотографа: как научиться разбираться в фотоискусстве, понимать и ценить хорошие фотографии. - М.: Издательство «Добрая книга», 2012
106 Хилл П., Купер Т. Диалог с фотографией. - СПб.: Лимбус Пресс, 2010
107 Чапник Г. Правда не нуждается в союзниках. - СПб.: Клаудберри, 2016
108 Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. - М.: Искусство, 1987
109 Шерстенников Л. Остались за кадром. - М.: ООО «Буки Веди», 2013
110 Шерстенников Л. Штрихи. Снимок и слово. - М.: ООО «Буки Веди», 2012
111 Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. - М.: Логос, 2007
Статьи в периодических изданиях на русском языке
112 Баженов В. Фоторепортаж - каким мы его знаем? // Советское фото. -
1975. - №3. - С.14-17
113 Бакулин О.А. Фотография как инструмент советской визуальной пропаганды в годы Великой Отечественной войны (по материалам газеты «Правда») // Меди@льманах. - 2014. - №6 (65).
114 Бакулин О.А. Атрибуты официальной советской идеологии в фотопроекте «Один день из жизни Советского Союза» // История отечественных СМИ. Ежегодник - 2016. — Т. 2. — Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Москва, 2016. — С. 66-74
115 Белтов Э. Важнейшая из проблем // Советское фото. - 1990. - №2. -С.2-4
116 Беседы по вопросам фотожурналистики. Фотоочерк // Советское фото. - 1969. - №2. - С.25-27
117 Бирюков Е. Учебная дисциплина - фоторепортаж // Советское фото. -1968. - №4. - С.31
118 Бугаева М. Острое идейное оружие. Заметки о современной фотожурналистике // Советское фото. - 1972. - №3. - С.28-29, 46
119 Бычков П. Ошибка фоторепортера» // Советское фото. - 1957. - №2. -С. 31-32
120 Вартанов А.С. Советская документальная фотография времен Великой Отечественной войны. Часть 1.
Режим доступа: http://www.photographer.ru/cult/history/6378.htm
121 Вартанов Ан. Документальность и образность фотографии // Советское фото. - 1967. - №3. - С.11-13
122 Вартанов Ан. Рождение фотосерии» (начало) // Советское фото. -
1976. - №10. - С.30-33;
123 Вартанов Ан. Рождение фотосерии» (продолжение) // Советское фото. - 1976. - №11. - С.28-31;
124 Вартанов Ан. Фотография познает мир // Советское фото. - 1970. -№3. - С.28-29,43
125 Вартанов Ан. Фронтовые годы репортажа // Советское фото. - 1977. -№2. - С.25-26
126 Вартанов Ан. Этапы развития фотопублицистики // Советское фото.
- 1987. - №11. - С.21-24
127 Вишняков С. «Московский комсомолец»: магнит газетной полосы // Советское фото. - 1987. - №1. - С.14-15
128 Волков-Ланнит Л. Овладеть искусством фотопублицистики // Советское фото. - 1974. - №11. - С. 16-17
129 Ворон Н. И. Портрет на фоне новостей //Вестн. Моск. Ун-та. Сер.10, Журналистика. - 1994. - № 6.
130 Ворон Н. И. Эволюция журнальной фотоиллюстрации //Вестн. Моск. Ун-та. Сер.10, Журналистика. - 2008. - № 2.
131 Всесоюзный творческий семинар фотожурналистов // Советское фото.
- 1981. - №6. - С. 11-13
132 Вяткин В. Приглашаем к разговору // Советское фото. - 1987. - №1. -С.7
133 Гавришина О.В. Проблема канона в истории фотографии // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2009. -№15. - С. 37-51
134 Гайек К. Репортаж - это главное в фотографии // Советское фото. -1961. - №5. - С.30-33
135 Гик Я. Фоторепортер - это журналист // Советское Фото. - 1957. - №1.
- С. 12-15
136 Глебов А. Устами фотографирующего братства // Советское фото. -1988. - №9. - С. 7
137 Голуб В.А. Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий // Вестник Томского Государственного Университета. Филология. - 2012. - №1
138 Гольцев В. Мысли о фоторепортаже // Советское фото. - 1959. - №8. -С.30-32
139 Горбачев А.В. Изобразительное пространство кадра //Визуальная коммуникация: история и актуальные проблемы современности. Часть 2. Сборник научно-практических статей кафедры фотожурналистики и технологий СМИ. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2012
140 Грабельников А.А. Фотожурналистика Великой Отечественной войны // Вестник ВолГУ. - Серия 8. Вып. 7. - 2008. - С. 123-130
141 Гусев А. Наболевшие вопросы фоторепортажа // Советское Фото. -1957. - №10. - С. 7-11
142 Гусев А. Фотоинформация - жанр фоторепортажа // Советское фото. -1959. - №2. - С. 5-9
143 Давыдов А. Опыт фоторепортеров - литературным работникам // Советское Фото. - 1957. - №3. - С. 22-25
144 Демин В. Поэтический репортаж, или Теории несуществующего жанра // Советское фото. - 1979. - №3. - С.34-36;
145 Диалог Павла Кривцова и Льва Шерстенникова. Необыкновенное в обычкновенном? // Советское фото. - 1989. - №4. - С.19-21
146 Дыко Л. В объективе - событие // Советское фото. - 1975. - №9. -С.34-37
147 Дыко Л. Изучается и исследуется современный фоторепортаж // Советское фото. - 1975. - №2. - С. 16-19, 43
148 Дыко Л. Лекторий по фоторепортажу // Советское фото. - 1968. - №8. - С.12-15
149 Дыко Л. Некоторые тенденции развития фотографии» // Советское фото. - 1973. - №5. - С.25-26
150 Дыко Л. Репортаж - настоящее и будущее фотографии // Советское Фото. - 1957. - №6. - С.16-19
151 Дыко Л. Смотр творчества фотолюбителей // Советское фото. - 1971. -№2. - С.20-22
152 Дыко Л. Что же такое фотоочерк? // Советское фото. - 1970. - №8. -С.10-12, 24
153 Егоров А. В те времена // Советское фото. - 1990. - №2. - С.38-39
154 Есикова Е.М. Возвращение русской литературы (публикации журнала «Огонек» в годы перестройки) // Вестник МГОУ. - Серия «Русская филология». - 2011. - №5. - С.134-137
155 Еще раз о проблемах «районщиков» // Советское фото. - 1990. - №1. -С.25
156 За «круглым столом» - советские фотожурналисты // Советское фото.
- 1987. - №9. - С.2-12
157 Заковырина Н.С. Создание и эволюция журнала «Советское фото» (1926-1931) // Известия Уральского государственного университета. -2008. - № 56.
158 Зацепин В. Всесоюзная фотовыставка // Советское фото. - 1990. - №3.
- С.23
159 Звенигородский Э. Фотоочерк: приобретения без потерь // Советское фото. - 1972. - №6. - С.25
160 Ивлева В., Пинхасов Г., Гаврилов И. По лезвию компромисса // Советское фото. - 1991. - №3. - С.18-19
161 Игнатович К. Борис Игнатович. Из записок репортера // Советское фото. - 1979. - №12. - С.24-26
162 Ильинский И. Из истории изобретения фотографии // Меди@льманах.
- 2010. - №3 (38).
163 Кайо Марио Гаррубба. Перспективы оптимистичны (беседу вел Л.Шерстенников) // Советское фото. - 1991. - №1. - С. 8-9
164 Какой быть газетной фотографии? // Советское фото. - 1987. - №4. -С.20-21
165 Каратаев Д.С. «Огоньковская» легенда: к истории публицистики первых лет «перестройки» // Вестник РГГУ. - Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». - 2015. - №4. - С. 58-63
166 Кармен Р. Фоторепортаж был моей страстью // Советское фото. -1971. - №3. - С.25-29
167 Кичин В. Динамика трудовой вахты // Советское фото. - 1975. - №12. -С.4-8
168 Кичин В. Мирная поступь страны // Советское фото. - 1975. - №5. -С.23-28;
169 Колесов Н. Мастерство политического репортажа // Советское фото. -1973. - №9. - С.1-7
170 Колосов А. К вопросу о социально-исторической эволюции фотожурналистики
Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-
www.woa/wa/Main?textid= 1975&1еуе11 =тат&1еуе12=а111с^
171 Колосов Г. Социальная фотография - информация или образ? // Советское фото. - 1989. - №5. - С. 20
172 Копосов Г. Год спустя - что изменилось? // Советское фото. - 1988. -№1. - С. 8
173 Копосов Г. Приглашаем к разговору // Советское фото. - 1987. - №1. -С.7
174 Королев Ю. За фотоочерк без инсценировки // Советское Фото. -1957. - №2. - С. 19-24
175 Крашенинникова М.А. Дискуссии о фоторепортаже на страницах журнала «Советское фото» (1957-1991 гг.) // Медиаскоп. - 2016. - Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/2117
176 Крашенинникова М.А. К вопросу о формировании специфики российской фотожурналистики постсоветского периода // Меди@льманах. — 2015. — №3 (68).
177 Крашенинникова М.А. Особенности развития советской фотожурналистики в период перестройки (по материалам журнала «Советское фото») // Меди@льманах. — 2016. — № 2 (73). — С. 85-92
178 Крашенинникова М.А. Проблемы периодизации истории постсоветской фотожурналистики // Меди@льманах. — 2014. — №6 (65).
179 Крашенинникова М.А. Фоторепортаж в отечественной историографии: эволюция понятия, содержание, особенности // Меди@лъманах. — 2016.
- № 3 (74). — С. 20-26.
180 Крашенинникова М. А. Советский военный фоторепортаж как феномен отечественной фотожурналистики // История отечественных СМИ. Ежегодник — 2016. — Т. 2. — Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Москва, 2016. — С. 75-90
181 Кривцов П., Шерстенников Л. Не в праве осуждать // Советское фото.
- 1991. -№3. - С.2-9
182 Кудреватых Л. Мысли о фоторепортаже // Советское фото. - 1958 . -№2. - С.12-16
183 Кузнецов В. Образ нового мира // Советское фото. - 1981. - №3. - С.2-10
184 Ленин и фотография // Советское фото. - 1929. - №2 (35). - С. 34-35
185 Леонтьев М. Социальный объектив // Советское фото. - 1986. - №8. -С.10-13
186 Лиханов Л. Фоторепортаж - в учебную программу // Советское Фото.
- 1957. - №6. - С. 14-15
187 Маркова Е. С.А.Лобовиков и развитие пикториальной фотографии // Меди@льманах. — 2010. — №3 (38).
188 Мартынов В. Инсценировка под видом репортажа // Советское фото.
- 1958. - №3. - С. 16
189 Межин. Нужен ли нам художественный снимок? // Советское Фото. -1929. - №23. - С.710-712
190 Микоша В. Фотоочерк - важный жанр фотопублицистики // Советское фото. - 1964. - №12. - С.6-7
191 Минаева О.Д. Визуальные средства в системе советской пропаганды 1920-х гг. (на примере работы с женской аудиторией) // Визуальная коммуникация: история и актуальные проблемы современности. Часть 2. Сборник научно-практических статей кафедры фотожурналистики и технологий СМИ. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2012
192 Мицкевич Э. Средства массовой информации в период перестройки // Социологические исследования. - М., 1990. - №11. - С.140-146
Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/268/927/1216/18_Mitskevich.pdf
193 Морозов С. Две ветви творчества // Советское фото. - 1969. - №8. -С.13-14
194 Морозов С. О развитии документальной фотографии // Советское фото. - 1976. - №9. - С.25-26
195 Морозов С. Против устарелого понимания художественности // Советское фото. - 1967. - №4. - С.25-27
196 Наблюдать и мыслить, интервью с главным редактором газеты «Советская Россия» М.Ф.Ненашевым // Советское фото. - 1984. - №4. -С.8-9
197 Назаренко А. Всесоюзный творческий семинар фотожурналистов // Советское фото. - 1981. - №6. - С. 11-13
198 Никитин В. Метод съемки - исследование // Советское фото. - 1988. -№3. - С.18-19
199 Николаева О. Об инициативе фоторепортера // Советское Фото. -1957. - №4. - С. 22-23
200 Ногин П. Фоторепортаж - не жанр, а метод // Советское Фото. - 1957. - №9. - С. 4-8
201 Осипович Я. Против фотовранья и фотоврунов // Советское Фото. -1934. - №2. - С.3
202 Ответственность фотожурналистики перед временем и людьми (беседа с писателем Алексеем Сурковым) // Советское фото. - 1964. -№5. - С.1,4
203 Панкеев И.А. Фотографическое произведение как объект авторских прав: судебная практика // Меди@льманах. - 2014. - №6 (65).
204 Парлашкевич Н. Крону питают корни // Советское фото. - 1990. - №3.
- С.28-31
205 Парторг завода // Советское фото. - 1976. - №3. - С.6-9
206 Пирожков А. Нравственные императивы фотожурналистики // Советское фото. - 1990. - №1. - С.6
207 Правда как социальный заказ. «Круглый стол» в редакции журнала «Огонек» // Советское фото. - 1989. - №12. - С.10-11
208 Пузырев А. Кадры надо готовить // Советское Фото. - 1957. - №6. -С.7-8
209 Редакция и фоторепортеры // Советское Фото. - 1957. - №2. - С. 33-35
210 Репортаж сотней объективов // Советское фото. - 1987. - №9. - С.2-12
211 Ромакина М. Фотожурналистика за гранью документального // Меди@льманах. — 2010. — №3 (38).
212 Романюк Л. Давайте перестраиваться! // Советское фото. - 1988. - №7.
- С.22
213 Ромейков С. Снимать нужно все // Советское фото. - 1991. - №5. - С. 1
214 Рябчиков Е. Образная агитация фактами // Советское фото. - 1964. -№8. - С.14-15
215 Сарторти Р. Фотокультура II или «верное видение» // Советская власть и медиа / Сборник статей под общей редакцией Ханса Гюнтера и Сабины Хэнсген. СПб.: издательство «Академический проспект», 2006
216 Семова Л.В. Фотография в журнале «РТ-программы» // Меди@льманах. — 2014. — №6 (65).
217 Семова Л.В. Фотография как образ жизни (интервью с Владимиров Вяткиным) // Меди@льманах. — 2010. — №3 (38).
218 Ситников В., Черняков Б. Научно-практические конференции // Советское фото. - 1989. - №9
219 Соколов И. О содержании репортажного снимка // Советское фото. -1967. - №7. - С.28-29
220 Софронов Ник. Отжившее и новое в фоторепортаже // Советское фото. - 1931. - №3-4.- С.66-68
221 Стигнеев В. Годы великого перелома // Советское фото. - 1991. - №4.
- С.10-11, 24
222 Стигнеев В.Т. Вступительная статья к серии «Фотографическое наследие». Аркадий Шайхет. - М., 2007. - С. 5
223 Тарасевич В. Какой быть газетной фотографии? // Советское фото. -
1987. - №4. - С.20
224 Толкачева И. Фоторепортаж XIX века: две войны
Режим доступа: http://www.photographer.ru/cult/history/750.htm
225 Трейвер Дж. Свободный репортер должен делать хорошие снимки -иначе ему не заплатят // Советское фото. - 1991. - №2. - С. 4
226 Успешно решать главные темы фотопублицистики // Советское фото.
- 1961. - №8. - С.20-22
227 Ухтомская Л. Ширятся творческие контакты // Советское фото. -1990. - № 11. - С.6-7
228 Фаин Б. Фотопублицистика в молодежном журнале // Советское фото.
- 1970. - №2. - С.20-22
229 Фотодиалог США - СССР // Советское фото. - 1991. - №2. - С.2-3
230 Фотомост «Москва - Нью-Йорк» // Советское фото. - 1990. - №6. -С.4-9
231 Фотохроника ТАСС: замыслы, дела, проблемы // Советское фото. -
1988. - №5. - С.2-9
232 Фотохроника ТАСС: замыслы, дела, проблемы // Советское фото. -1988.- №5. - С.2-9
233 Фотохроника ТАСС: проблемы, перспективы // Советское фото. -1986. - №6. - С. 6
234 Фрольцова Н. «Золотое сечение» фотографии / «Золотое сечение» фотографии: пособие // Сост. В.И.Шимолин; под ред. Н.Т.Фрольцовой.
- Минск: БГУ, 2015
235 Христофоров В. Приглашаем к разговору // Советское фото. - 1987. -№1. - С.7
236 Чернецкая Е. Видеть новое // Советское Фото. - 1957. - №5. - С. 28
237 Чистов В. Предисловие к пожеланию // Советское фото. - 1987. - №1.
- С.3
238 Чудаков Г. От информации - к публицистике // Советское фото. -1964. - №3. - С.23-25
239 Чудаков Г. Репортаж на грани искусства // Советское фото. - 1988. -№5. - С. 19-22
240 Чудаков Г. Родоначальник фоторепортажа в России // Советское фото.
- 1988. - №9. - С. 34
241 Чудаков Г. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура // Советское фото. - 1982. - №12. - С.40-41
242 Чудаков Г. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура // Советское фото. - 1982. - №10. - С.26-27, 44
243 Чудаков Г. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура // Советское фото. - 1983. - №1. - С.22-23
244 Чудаков Г. Фотоочерк: жанр имеет границы // Советское фото. - 1972.
- №6. - С.26
245 Шахиджанян С. К вопросу о подготовке современного фотожурналиста // Меди@льманах. — 2010. — №3 (38).
246 Шерстенников Л. // Советское фото. - 1991. - №2. - С.5-7
247 Шерстенников Л. И в кадре сошлось все... // Советское фото. - 1991.
- №12. - С.4-8
248 Шерстенников Л. И в кадре сошлось все... // Советское фото. - 1991.
- №12. - С.4.-8
249 Шерстенников Л. Приглашаем к разговору // Советское фото. - 1987.
- №1. - С.6
250 Шерстенников Л. Хотим работать по-настоящему // Советское фото.
- 1991. - №2. - С.5
251 Шишкин А. Выдавливать из себя по каплям раба - или фотожурналистика журнала «Огонек» периода начала перестройки. Режим доступа: http://jf.spbu.ru/essais/2916-4901.html
252 Штейнбок М. Настроен на неблагополучную жизнь // Советское фото. - 1991. - №1. - С.2-6
253 Сунгуров А.Ю. Ленинградский клуб «Перестройка» как ведущий политический клуб Ленинграда // Научные труды Северо-Западного Института Управления. - М.: издательство Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - №4 (21). - Т.6. - 2015. - С.56-62
Журнал «Советское фото»
254 «Советское фото», 1926-1941 гг. Номера: 1-12
255 «Советское фото», 1957-1991 гг. Номера: 1-12
Журнал «Огонек»
256 «Огонек», 1925-1991 гг. Номера: 1-52 Журнал «Советский Союз»
257 «Советский Союз», 1930-1991 гг. Номера: 1-12 Газета «Советская Россия»
258 «Советская Россия», 1985-1991 гг. Номера: 1-300 Интернет-источники
259 http: //www.photographer.ru/cult/person/610. htm
260 http://www.fotosoyuz.ru/ru/
261 http: //baltermants.ru/
262 http: //www. photographer.ru/cult/history/6546. htm
263 http: //www.photographer.ru/cult/history/6378.htm
264 http: //www.photographer.ru/cult/history/5542.htm
265 http: //www.photographer.ru/cult/history/2916 .htm
266 http: //www.photographer.ru/cult/history/599. htm
267 http: //www.photographer.ru/cult/history/562. htm
268 http://www.photographer.ru/cult/history/471 .htm
269 http://www.photographer.ru/cult/history/61.htm
270 http: //www.photographer.ru/cult/history/44 .htm
271 http://www.rg.ru/2014/06/26/tass-site.html
272 http://www.pravda.ru/society/05-06-2012/1117155-zhigaylov-0/
273 http://markshteinbok.ru/
274 http: //www. mchs. gov.ru/dop/terms/item/86926/
275 http://www.rusrep.ru/article/2013/03/24/gavrilov
Диссертации
276 Алфимов Л. Б. Журнал "СССР на стройке" - "Советский Союз" как тип периодического издания для зарубежного читателя: дисс. ... канд. ист. наук. - М., 1977
277 Антипенков И.И. Советская пограничная печать в условиях Второй
мировой войны 1939-1945 гг.: исторический опыт и уроки: дисс.....
канд. ист. наук. - М., 2014
278 Есикова Е.М. Журнал «Огонек» в контексте переходных эпох (19051917 и 1986-1991): дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2011
279 Заковырина Н.С. Особенности развития советской фотожурналистики 1920-1930-х годов и журнал «Советское фото»: дисс. ... канд филол. наук. - СПб, 2008
Книги на иностранных языках
280 A Day in the Life of the Soviet Union. - Collins Publishers, Inc. New York, 1987
Экспертные интервью
281 Линников Д.Д. Интервью 04.10.2011
282 Касперович А.Ю. Интервью 11.10.2011
283 Костюков Д.А. Интервью 12.10.2011
284 Астафьев А.А. Интервью 19.01.2012
285 Загуменнов В.А. Интервью 25.01.2012
286 Трубников Ю.А. Интервью 09.02.2014
287 Опп Э. Интервью 24.12.2014
Экспертные комментарии
288 Ворон Н.И. Экспертный комментарий 20.07.2016
289 Грабелъников А.А. Экспертный комментарий 23.04.2016
290 Джус А.М. Экспертный комментарий 18.07.2016
291 Колосов А.А. Экспертный комментарий 18.04.2016
292 Круткин В.Л. Экспертный комментарий 06.05.2016
293 Линников Д.Д. Экспертный комментарий 28.03.2016
294 Линников Д.Д. Экспертный комментарий 08.07.2016
295 Толкачева И.В. Экспертный комментарий 25.03.2016
296 Трубников Ю.А. Экспертный комментарий 08.07.2016
297 Тулупов В.В. Экспертный комментарий 24.04.2016
Лекции
298 Толкачева И.В. Лекция «Фоторепортаж XX века». Фотошкола Photoplay, Москва. 25.03.2016
Кодификатор контент-анализа фоторепортажей в журналах «Огонек», «Советский Союз», газете «Советская Россия».
Фоторепортаж в издании У (1985-1991 гг.)
№ Автор( ы), назван ие, номер, год, полоса, цв./чб Кол-во кадр ов Объе м ф/р на поло се Сфера жизни (темати ка) Геогра фия Событ ие Гер ои Художест венны е приемы/особен ности композиции Симво лы СССР Взаимоотнош ение с текстом
1
2
3
4
5
...
Кодификатор контент-анализа статей о фоторепортаже в журнале «Советское фото».
Статьи о фоторепортаже на страницах журнала «Советское фото»
(1957-1994 гг.)
№ Авто Сведени Определение Роль и место Роль и место Проблемы,
р я об фоторепортажа/ фоторепортаж фоторепортаж связанные с
/год авторе сущностные а в практике а в идеологии, фоторепортаж
(системные) СМИ, в отражении ем
характеристик перспективы строительства
и развития жанра общества
1
2
3
...
Схема анализа историографии фоторепортажа в трудах отечественных исследователей.
Историография фоторепортажа в трудах отечественных
исследователей
№ Авто Сведени Определение Роль и место Роль и место Проблемы,
р я об фоторепортажа/ фоторепортаж фоторепортаж связанные с
/год авторе сущностные а в практике а в идеологии, фоторепортаж
(системные) СМИ, в отражении ем
характеристик перспективы строительства
и развития жанра общества
1
2
3
...
Фрагменты из некоторых экспертных интервью и комментариев
1) ВАЛЕРИЙ МАТВЕЕВИЧ БЕРЕЗИН
доктор филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов
24/04/2016
- В чем схожесть фоторепортажа и фотоочерка?
- В эпических и драматических основах фотожанров очерк и репортаж едины - это делает их синтетическими многосоставными жанрами, дает возможность рассмотреть события и людей с разных сторон в течение 1-2 мгновений экспонирования, автор должен сердцем чувствовать важность момента. Главное - это новизна, развитие новостной и проблемной информации.
- Из скольких снимков состоит фоторепортаж?
- Количество снимков зависит от выбора моментов абсолютности и относительности.
2) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ДЖУС
фотожурналист, в период перестройки - фотокорреспондент журнала
«Огонек»
18/07/2016
- Как Вы думаете, почему в перестройку в журналах "Огонек" и "Советский Союз" большинство фоторепортажей состояло именно из 4 кадров? а в газете "Советская Россия" из трех? (проанализировала фоторепортажи в трех изданиях за 1985-1991 гг, произвела подсчеты)
- Я думаю, что это зависит не от количества кадров. Это зависит от места на полосе. То есть у каждого отдела было свое какое-то место. И, допустим, у Шина - это «Советская Россия» - он заведовал отделом иллюстраций, у него был принцип одного ударного кадра на первой полосе. Он даже ставил там чуть ли не «пятиколонники», а дальше уже шла нарезка поменьше. У тебя всегда был один большой. Газетная верстка - это совершенно другая тема, там обычно «сапогом» версталось («сапог» - это либо вертикальный, либо горизонтальный). И вот они пытались все уйти от этого «сапога». В разное время разные издания, когда-то там «Московский Комсомолец», «Комсомольская правда», потом когда Шин пришел в «Советскую Россию» - у них эти поползновения были что-то поменять с подачей фотоматериалов. Но это не обязательно 3-4 кадра. Дело в том, сколько у тебя было места и насколько интересным был кадр. Чем отличались «Советская Россия» от «Огонька»? Прежде всего тем, что «Огонек» и «Московские новости» выходили в то время без цензуры (когда началась перестройка). И как раз там разрешалось публиковать все. Допустим, то, что я публиковал в «Огоньке», я не мог публиковать нигде в другом месте. Был такой парадокс. Кто в «Огоньке» тогда был? По-моему, был Долгополов и Бальтерманц. Долгополов был главный художник, а Бальтерманц был зав отделом. Вот у них была своя подача. После того как сделали новую модель «Огонька», был, по-моему, Гущин главный редактор и печатать начали в Финляндии. То есть тут еще все зависит от базы, где вы это печатаете. Когда переходили на новую базу, то естественно делалась новая модель журнала. И пришли молодые ребята - главный художник и с ним еще четыре художника - они пришли из издательства и у них был очень книжный подход, не журнальный, а именно книжный.
Какая у них была идея, я сказать не могу. Там было много мелких карточек «с марочку», что-то было крупно, что-то было мелко, но было много иллюстраций. И опять же, у каждого отдела было свое место на полосе и был объем, который они могли дать. Позже у нас был новый главный редактор и новый главный художник (обычно, когда приходил новый главный редактор, то с ним приходил и новый главный художник). Журналисты все оставались. И они слушали то, что мы все дураки, что вас тут научим работать.
3) АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ ГРАБЕЛЬНИКОВ
доктор исторических наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.