Особенности цвето-звуковой синестезии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Расников, Георгий Викторович
- Специальность ВАК РФ19.00.01
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Расников, Георгий Викторович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА СИНЕСТЕЗИИ.
1.1. Исторический очерк явления синестезии.
1.1.1. Выводы.
1.2. Современные подходы к изучению синестезии.
1.2.1. Изучение феномена синестезии в работах зарубежных авторов.
1.2.1.1. Выводы о синестезии на основании работ М. Люшера.
1.2.1.2. Понимание синестезии Ч. Осгудом.
1.2.1.3. Понимание синестезии Л. Марксом.
1.2.1.4. Исследование синестезии Р. Цитовичем.
1.2.2. Исследование синестезии в работах отечественных авторов.
1.2.2.1. Понятие «образ мира» в работах А. Н. Леонтьева и С. Д. Смирнова
1.2.2.2. Понимание синестезии А. Р. Лурия.
1.2.2.3. Обнаружение дополнительных сенсорных характеристик стимула в работах К. В. Бардина.
1.2.2.4. Исследование синестезии в работах Е. 10. Артемьевой.
1.2.2.5. Понимание синестезии В. Ф. Петренко.
1.2.2.6. Понимание синестезии П. В. Янышшым.
1.2.2.7. Синестезия в работах школы Е. Н. Соколова.
1.2.2.8. Обращение к феномену синестезии в работе Ю. Я. Лобкаева.
1.2.2.9. Понимание синестезии Б. М. Галеевым.
1.2.3. Выводы.
1.3. Методы исследования синестезии.
1.3.1. Качественное изучение проявления синестезии.
1.3.1.1. Метод клинической беседы и самоотчёта.
1.3.1.2. Метод анализа документов.
1.3.2. Диагностика наличия и выраженности синестезии.
1.3.2.1. Проверка тождества связей во времени (Consistency Test, Test-retesting).
1.3.2.2. Метод NeCoSyn (Netherlands Color Synaesthesia).
1.3.3. Составление синестетических схем.
1.3.3.1. Статистическое исследование проявлений синестезии.
1.3.3.2. Метод средней ошибки (метод подгонки, метод подравнивания)
1.3.3.3. Метод парных сравнений.
1.3.3.4. Метод семантического дифференциала.
1.3.4. Физиологическое изучение локализации и законов проявления синестезии.
1.3.4.1. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
1.3.4.2. Компьютерная томография (КТ).
1.3.4.3. Магнитно-резонансное изображение (МРИ-еканирование).
1.3.4.4. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ-сканирование).
1.3.5. Выводы.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОЗВУКОВЫХ СООТВЕТСТВИЙ.
2.1. Пилотажное исследование.
2.1.1. Цель, задачи и гипотезы исследования.
2.1.2. Метод, методика и процедура эксперимента.
2.1.3. Обработка и обсуждение результатов.
2.1.4 Выводы.
2.2. Основное экспериментальное исследование.
2.2.1. Цель, задачи и гипотезы исследования.
2.2.2. Метод, методика и процедура эксперимента.
2.2.3. Обработка и обсуждение результатов.
2.2.4. Выводы.
2.3. Выводы.
ГЛАВА 3. АВТОРСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЯВЛЕНИЯ СИНЕСТЕЗИИ.
3.1. Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Психологическая природа интермодальной общности ощущений2008 год, кандидат психологических наук Лупенко, Елена Анатольевна
История изучения феномена синестезии2005 год, кандидат психологических наук Кузнецова, Эльвира Ахматбагизетовна
Структурно-семантические и когнитивно-прагматические особенности синестетических сочетаний в маркетинговом дискурсе2012 год, кандидат филологических наук Чибисова, Елена Александровна
Синестезия как проблема музыкальной педагогики: развитие слухо-зрительных интермодальных ассоциаций2010 год, кандидат педагогических наук Зеленина, Елена Олеговна
Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты2008 год, доктор филологических наук Прокофьева, Лариса Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности цвето-звуковой синестезии»
Актуальность. В настоящее время в работах западных исследователей (UK Synaestetic Association, S. Baron-Kohen, R. Cytowic, S. Malinowski, S. Day, J. Schirillo и других) активно поднимается проблема синестезии. Важно, что изучением феномена и его теоретических основ занимаются специалисты из различных областей, включая общую психологию, клиническую и пато-психологшо, социологию, эстетику и другие научные дисциплины. Получающиеся результаты имеют разные акценты и без дополнительного осмысления плохо сочетаются между собой, не позволяя придти к единой теоретической концепции, объясняющей и структурирующей феномен.
Довольно схожая ситуация наблюдается в работах отечественных авторов. Разработки синестетических моделей ведутся с разных исследовательских позиций представителями практически противоположных дисциплин: психология (Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко, П. В. Янышш), музыкальная теория (И. JI. Ванечкина), физика (Ю. Я. Лобкаев), эстетика (Б. М. Галеев) и другие.
Несогласованность исследовательских подходов настолько существенна, что авторы принципиально различно понимают сам термин «синестезия».
Таким образом, образовалась ситуация, в которой, несмотря на высокий интерес к проблеме, отсутствует единый «вектор» исследования и общая теоретическая база, позволяющая систематизировать достижения различных подходов. Соответственно, возникает необходимость в формировании некоторого системного понимания синестезии, принимаемого всеми авторами, изучающими проблему.
Очевидно, что такое понимание должно включать в себя все уже существующие направления исследования. В нём должны быть явно выделены те «грани» явления, разработкой которых занимается каждый из авторов. В конечном счёте, данное понимание должно создать структуру для единого определения феномена синестезии, его свойств и особенностей, удобную для всех исследователей.
Предложить возможный способ такого понимания синестезии, встроить в него существующие подходы и чётко описать особенности феномена призвана данная работа.
Таким образом, целью исследования является выработка понимания феномена синестезии, интегрирующего результаты исследований разных авторов из различных научных подходов, а также поиск синестетических закономерностей на материале цвето-звуковой синестезии.
Данная цель может быть достигнута при решении следующих задач:
Проанализировать существующие теории синестезии и сопоставить их результаты;
Рассмотреть используемые методы изучения синестезии, выделить их достоинства и ограничения;
Определить возможность создания цвето-звуковых синестетических схем, выявить общезначимые цвето-звуковые закономерности;
Разработать определение синестезии и выделить структурные уровни феномена.
Объект исследования: феномен межмодалыюй синестезии.
Предмет исследования: существующие теории и методы исследования синестезии, синестетические закономерности соотнесения цветов и звуков.
Генеральные гипотезы исследования:
Синестезия является комплексным феноменом, который протекает на разных уровнях психического;
Явление синестезии может быть структурно разложено на несколько частных феноменов.
Частные гипотезы исследования:
Универсальная для всех людей система взаимосоответствия цветов и звуков отсутствует;
Существуют определённые закономерности соотнесения гомогенных цветов и отдельных звуков. К ним относится связь высоты звукового тона с насыщенностью и яркостью цвета.
Теоретико-методологические основания исследования:
В основу нашей работы положены следующие теоретические посылки:
1. Понятие образа мира Л. Н. Леонтьева.
Одним из важных направлений теоретических и практических работ А. Н. Леонтьева (1983) является разработка понятия образа мира. Автор полагает, что образы объектов внешнего мира определённым образом структурируются в субъективном психологическом пространстве человека, формируя образ мира. Соответственно, существует механизм «перевода» внешних объектов в субъективное пространство, организованное по законам, отличным от физических законов объективного мира.
2. Представления А. Р. Лурия о физиологической локализации некоторых психических функций.
В своих работах А. Р. Лурия (1973) предполагает возможность «привязки» определённых психических функций к физиологическому субстрату, что методологически обосновывает изучение психики через работу мозга.
3. Представления Ч. Осгуда о существовании семантического пространства и синестезии как механизме комплексного структурирования воспринимаемых стимулов и образов.
Согласно Ч. Осгуду (1972), образы воспринимаемых человеком объектов группируются в определенное субъективное пространство и организуются на основании нескольких общих для всех людей факторов (оценка, сила, активность). Автор предполагает, что структурирование воспринимаемых объектов в соответствии с данными организующими факторами реализуется за счёт механизма синестезии.
4. Гипотеза Е. 10. Артемьевой о «первовидении».
На основании серии экспериментов Е. Ю. Артемьева (1980) заключает, что перед «осознанным» восприятием объекты внешнего мира проходят неосознаваемую «оценку» по нескольким непредметным критериям («опасный» - «не опасный», «добрый» - «злой», и т. п.). Это предполагает существование механизма внемодальной категоризации ощущений, получаемых от органов чувств.
Методы исследования:
В исследовании применяются следующие методы сбора информации: Метод анализа документов:
Для изучения и сопоставления методологических и методических подходов исследователей синестезии, работающих в различных областях знаний, используется метод анализа документов;
Метод парных сравнений:
Для экспериментального исследования феномена цвето-звуковой синестезии используется метод парных сравнений, на базе которого совместно с Ч. А. Измайловым, 10. Я. Лобкаевым и Л. В. Матвеевой разработана методика компьютерного предъявления стимулов двух модальностей (гомогенный цвет и одиночный звук) и регистрации оценок степени их сходства.
Для обработки полученных результатов применяются следующие методы:
Эвристический анализ. Используется для подтверждения отсутствия цветозвуковых соответствий на материале матрицы векторных различий;
Многомерное шкалирование. Статистическая обработка проводится в трёх статистических программах: SPSS, Stadia, Systat.
Достоверность результатов обеспечивается:
Интегрированностыо работы в логику исследований отечественной общей психологии;
Применением методов, адекватных предмету и задачам исследования;
Организацией процедуры исследования в соответствии с нормами экспериментальной психологии;
Использованием современных статистических алгоритмов и дополнительной перепроверкой результатов за счёт параллельной обработки данных в нескольких статистических программах.
Научная новнзна исследования заключается в следующем:
Впервые проведено комплексное сопоставление взглядов на проблему синестезии в отечественной психологической школе, отечественной эстетике и западной психологии (всего рассматривается 13 подходов к проблеме);
Впервые проведён комплексный анализ методов исследования синестезии (выделено 12 методов), рассмотрены области их применения, достоинства и ограничения;
Разработана и внедрена специальная компьютерная методика оценки схожести стимулов аудиальной и визуальной модальности;
Экспериментально подтверждено отсутствие однозначных взаимосвязей между конкретными цветовыми тонами и одиночными звуками (что, однако, не отрицает возможности существования индивидуальных цветозвуковых синестетических схем);
Разработана классификация феномена синестезии, позволяющая интегрировать результаты предыдущих исследований.
Теоретическая значимость исследования:
В работе осуществлён системный анализ различных подходов к исследованию явления синестезии. Предложено комплексное определение синестезии, учитывающее изучение феномена во всех рассмотренных подходах и предполагающее возможность объединения результатов исследований. Выделены особенности синестезии в различных значениях данного термина.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, в частности, в курсе лекций «Психология ощущения и восприятия» и «Физиология сенсорных систем». Помимо этого, по результатам работы могут создаваться более «гармоничные» полимодальные стимулы, лучше воспринимаемые при коммуникации. Кроме этого, результаты исследования могут быть применены в психокоррекции и психотерапии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Можно выделить три класса явлений, обозначаемых понятием «синестезия»:
Синестезия как феномен образования непроизвольных, мало контролируемых переживаний в неспецифических модальностях, возникающих параллельно с ощущениями в стимулируемой модальности при раздражении определённых рецепторов или при актуализации в сознании определённых образов;
Синестезия как феномен допредметной оценки стимулов и их структурирования в субъективном пространстве человека;
Синестезия как феномен соотнесения образов разнородных объектов, в том числе, воспринимаемых через различные модальности, основывающийся на механизме ассоциации.
2. Общезначимые взаимосоответствия между цветовыми тонами и одиночными звуками различной высоты отсутствуют, что не отрицает существования индивидуальных цвето-звуковых соответствий.
3. Существует тенденция соотносить более «светлые» цветовые паттерны с более высокими одиночными звуками и, соответственно, более «тёмные» цветовые паттерны с более низкими звуками.
Апробация работы:
Основные положения исследования докладывались на конференции «Рефлексивные процессы и управление» (Москва, октябрь 2003 года), международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2004» (Москва, июнь 2004 года), Юбилейной конференции Российского психологического общества (Москва, сентябрь 2004 года), заседании кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, октябрь 2006 года). Содержание работы отражено в 5-ти публикациях, две из которых находятся в печати.
Структура диссертации:
Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 147 страницах. В диссертации содержится 17 рисунков и 18 таблиц. Список литературы включает 135 источников, 50 из которых на иностранных языках.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта2001 год, доктор психологических наук Яньшин, Петр Всеволодович
Специфика синестезийных словосочетаний в русском и английском языках1997 год, кандидат филологических наук Кундик, Ольга Ивановна
Средства номинации синестетических соощущений: На материале английских и русских художественных текстов2005 год, кандидат филологических наук Бардовская, Анастасия Игоревна
Фоносемантическая структура поликодового текста2022 год, кандидат наук Ташкинова Виктория Анатольевна
Синестетические метафоры русского языка: прилагательные чувственного восприятия1987 год, кандидат филологических наук Степанян, Тигран Рафаелович
Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Расников, Георгий Викторович
выводы по работе
По результатам проведённого анализа литературных источников, теоретических предпосылок автора и экспериментального исследования, можно сделать следующие общие выводы:
1. Анализ исторической «традиции» обращения к синестезии демонстрирует противоречивость синестетических схем, выделяемых различными авторами.
2. В настоящее время активно используется более 10 методов исследования синестезии. Данные методы направлены на исследование разных аспектов явления, «рассматривают» его с разных сторон. Детальный анализ сущности данных методов показывает, что наряду с достоинствами, каждый из методов обладает существенными недостатками, ограничивающими область применения. Таким образом, комплексное изучение синестезии должно проходить с использованием сразу нескольких методов, «компенсирующих» взаимные проблемные зоны.
3. Экспериментальное исследование показывает невозможность создания однозначной для всех людей системы цвето-звуковых соответствий по принципу «цвет-звук».
4. Существует единая для всех людей закономерность соотнесения более светлых цветов с более высокими музыкальными тонами и, соответственно, более тёмных цветов с низкими тонами.
5. В современных подходах к исследованию синестезии данное явление понимается неоднозначно. В результате этого появляется рассогласованность результатов и общая неясность предмета исследования.
6. Мы выделяем три различных значения понятия «синестезия»:
Явления непроизвольного возникновения неспецифических ощущений при нетипичной работе головного мозга (в том числе, вызванной психотропными препаратами);
Глобальный механизм допредметной оценки разнородных объектов (стимулов различной модальности, образов, эмоций);
Межмодальные ассоциации (ассоциации типа «сладкий звук», «мягкий вкус» и т. п.), основанные на интериоризированных межмодальных сочетаниях, принятых в культуре и выработанных в индивидуальном опыте.
Заключение
В результате теоретического анализа существующих подходов к синестезии и проведения собственных экспериментальных исследований мы выделяем три феномена, по отношению к которым применяется понятие «синестезия». Каждый из данных феноменов требует дополнительной разработки.
Изучение синестезии как метафоры может позволить не только сделать более явным механизм образования ассоциаций и интериоризации культурного и индивидуального опыта в субъективное пространство, но также привести к целому пласту открытий в области эстетики и восприятия искусства.
Исследование синестезии как непроизвольных неспецифических ощущений, помимо прочего, может дать дополнительные ценные сведения о работе головного мозга, строении нейронных путей и существующих физиологических взаимосвязях между разнородными объектами.
Наиболее перспективной нам кажется разработка синестезии, понимаемой как механизм предварительной оценки образов. Мы считаем, что этот механизм является даже более задействованным, чем это описывается в данной работе и, возможно, используется для оценки и структурирования всех психических явлений. Есть основания полагать, что он связан с такими крупными процессами как восприятие, вниманкг память, включён в эмоциональную сферу и определенным образом соотносится с физиологическим состоянием организма.
Таким образом, явление синестезии ещё требует своего дополнительного изучения, которое может принести значимые и на данный момент неожиданные результаты.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Расников, Георгий Викторович, 2006 год
1. Артамонов И. Иллюзии зрения. - Москва: Наука, 1969.
2. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. Москва: Смысл, 1999.
3. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. Москва: издательство МГУ, 1980.
4. Базыма Б. А. Цвет и психика. Монография. ХГАК. Харьков, 2001.
5. Бардин К. В. Пороговая проблема и дифференциальная психофизика. / Психологический журнал. Москва: издательство МГУ, 1988.
6. Бардин К. В., Баша И. В., Войтенко В. Г. Использование сенсорно-перцептивных признаков шумящих объектов при обучении гидроакустиков. / Психологический журнал. Москва: издательство МГУ, 1985.
7. Бочкарёв JI. JI. Психология музыкальной деятельности. Москва: Институт Психологии РАН, 1997.
8. Ванечкина И. JI. Кастель и Скрябин: Эволюция светомузыкальных идей.: http://www.prometheus.kai.ru/cast-skr r.htm
9. Ю.Ванечкина И. JI. Партия «LUCE» как ключ к поздней гармонии Скрябина. / Советская музыка. №4, 1977.
10. Ванечкина И. JI. Цветной слух и светомузыка. // Языки науки языки искусства (тезисы 4-й международной конференции «Нелинейный мир»). - Москва, 1999.
11. Ванечкина И. JL, Галеев Б. М. Был ли Скрябин синестетом?: http://www.prometeus.kai.ru/skriab r.htm
12. Василевич А. П., Кузнецова С. Н., Мищенко С. С. Цвет и названия цвета в русском языке. Москва: КомКнига, 2005.
13. Величковский Б. М. Образ мира как гетерархия систем отсчёта. / А. Н. Леонтьев и современная психология (сборник статей памяти А. Н. Леонтьева). / Под редакцией Запорожца А. В. и др. Москва: издательство МГУ, 1983.
14. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. -Москва: издательство МГУ, 1973.
15. Галеев Б. М. Влияние нормативной эстетики на изучение синестезии. // Системно-синергетическая парадигма в культуре и искусстве (материалы симпозиума). -Таганрог: ТГРУ, 2004.
16. Галеев Б. М. Высокая болезнь синестезии или творческое бессилие её интерпретаторов? // Сборник тезисов «Прометей-2000». Казань, 2000.
17. Галеев Б. М. О теориях аномальной синестезии, или об «аномальных» теориях синестезии. // Проблема развития современного общества (материалы конференции). Казань: издательство КГТУ, 2004.
18. Галеев Б. М. Проблема синестезии в эстетике. // Современный Лаокоон: эстетические проблемы синестезии. Москва: издательство МГУ, 1992.
19. Галеев Б. М. «Цветной слух» и теория аффектов (на примере изучения семантики тональностей). // Языки науки языки искусства (тезисы 4-й международной конференции «Нелинейный мир»). - Москва, 1999.
20. Гёте И. В. К учению о цвете. Хроматика. Очерк учения о цвете. / Избранные сочинения по естествознанию. Москва, 1957.
21. Грегори Р. Л. Разумный глаз: перевод с английского. Издание второе. Москва: Едиториал УРСС, 2003.
22. Григорьева О. Н. Цвет и запах власти: Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном текстах. — Москва: «Флинта» «Наука», 2004.
23. Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. Практикум. Москва: Смысл, 1998.
24. Дроздова О. Искусство раскрашивать звуки. / Компьютерра, № 46, 16.11.1999.
25. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. Москва: издательство МГУ, 1983.
26. Измайлов Ч. А. Сферическая модель цветоразличения. Москва: издательство МГУ, 1980.
27. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций. / Вестник МГУ, серия 14, Психология, № 4,1995.
28. Измайлов Ч. А., Лобкаев Ю. Я., Матвеева Л. В., Кошмаров А. Ю., Марьюшкин А. Л., Расников Г. В. Взаимосвязь цвета и звука. / Вестник МГУ, серия 14, Психология, № 1,2003.
29. Измайлов Ч. А., Соколов Е. Н., Черноризов А. М. Психофизиология цветового зрения. Москва: издательство МГУ, 1980.
30. Кабардин О. Ф. Физика: Справочные материалы. Москва: Просвещение, 1985.
31. Кандинский В. О духовном в искусстве. Москва: Архимед, 1992.
32. Карельский Г. Синестетические переживания в холотропных состояниях сознания.: http://www.karelsky.ru/articles/sinestet
33. Комков И. Ф. Зрительно-слуховой метод обучения иностранным языкам в школе. Минск: Народная Асвета, 1968.
34. Корневище О. А. Книга неклассической эстетики. Статья Галеева Б. М., и Ванечкиной И. Л. Москва: РАН, 1999.
35. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. Москва: Аспект Пресс, 2002.
36. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. 9-е международное издание. Москва: Олми-Пресс, 2002.
37. Кунау И. Предисловие. / Сборник сонат «Музыкальное представление нескольких библейских историй». Лейпциг, 1700.: http://www.stmus.nm.ru/arc/402/642.htm
38. Кэмпбелл Д. Эксперименты и квазиэксперименты. / Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Москва: Прогресс, 1980.
39. Ландсберг Г. С. Оптика. Москва: Наука, 1976.
40. Леонтьев А. Н. Образ мира. / Избранные психологические произведения. -Москва: Педагогика, 1983.
41. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Москва: издательство МГУ, 1981.
42. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. Москва: издательство МГУ, 1981.
43. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. Москва: издательство МГУ, 1987.
44. Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. — Москва: издательство МГУ, 1985.
45. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Москва: издательство МГУ, 1980.
46. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Москва: Academia, 2002.
47. Лурия А. Р. Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций. / Этапы пройденного пути: Научная автобиография. Москва: издательство МГУ, 1982.
48. Лосев А. Ф. Пифагореизм. // Энциклопедия.: http://www.cultinfo.ni/flilltext/l/001/008/089/424.htm
49. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. / Перевод с немецкого. — Москва: HIPPO, 2003.
50. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО „МОДЭК", 1995.
51. Люшер М. Цветовой тест Люшера. / Перевод с английского А. Никоновой. — Москва: Эксмо, 2005.
52. Основы психофизиологии: Учебник. / Отв. Ред. Ю. И. Александров. Москва: Инфра-М, 1998.
53. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. Москва: издательство МГУ, 1983.
54. Петренко В. Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. Москва: издательство МГУ, 1997.
55. Петренко В. Ф., Нистратов Л. А. Построение вербального семантического дифференциала на базе русской лексики. / Исследование проблем речевого общения. Москва, 1979.
56. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления. / Вестник МГУ, серия 14, Психология, № 4, 1984.
57. Расников Г. В. Использование психофизических методов при создании качественных классификаций. На примере исследования цвето-звуковой синестезии. // Материалы конференции «Психофизика сегодня». — Москва, 2006. В печати.
58. Расников Г. В. К вопросу о природе феномена синестезии. / Вестник МГУ, серия 14, Психология, 2006. В печати.
59. Расников Г. В. Попытка построения модели цвето-звуковой синестезии. // Тезисы конференции IEEE AIS-04, 2004.
60. Рок И. Введение в зрительное восприятие. — Москва: Педагогика, 1980.
61. Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб.: Речь, 2004.
62. Смирнов В. М., Будылина С. Н. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -Москва: Академия, 2003.
63. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира. / Вестник МГУ, серия 14, Психология, №3, 1981.
64. Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов. / А. Н. Леонтьев и современная психология (сборник статей памяти А. Н. Леонтьева). / Под редакцией Запорожца А. В. и др. — Москва: издательство МГУ, 1983.
65. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. Москва: издательство МГУ, 1985.
66. Советский Энциклопедический словарь. / Под редакцией Прохорова А. М. -Москва: Советская Энциклопедия, 1987.
67. Сойнова Н. Что такое синестезия?: http://www.humans.ru/humans/20322
68. Соколов Е. Н. Психофизиология. Лекции. Москва: издательство МГУ, 1981.
69. Соколов Е. Н. Физиология высшей нервной деятельности. Часть II. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Москва: издательство МГУ, 1981.
70. Соколов Е. Н., Измайлов Ч. А. Цветовое зрение. — Москва, издательство МГУ,1984.
71. Трофимова И. Н. Синергия динамики тела и восприятия мира. / Синергетика и психология: Тексты: Выпуск 3: Когнитивные процессы. / Под редакцией Аршинова В. И. и др. Москва: «Когито-Центр», 2004.
72. Физиология человека. / Под редакцией Косицкого Г. И. Москва: Медицина,1985.
73. Физиология человека. Том 1. / Под редакцией Костюка П. Г. Москва: Мир, 1985.
74. Фолькельт Г. Целостные феномены в изобразительной деятельности детей. / Экспериментальная психология дошкольника. — M.-JL: Гос. изд-во, 1930.
75. Фомин С. Ф., Соколов Е. Н., Вайткявичус Т. Т. Искусственные органы чувств. -Москва: Наука, 1979.
76. Хомская Е. Д. Нейропсихология. Москва: издательство МГУ, 1987.
77. Эккартсгаузен Г. Ключ к таинствам натуры. Часть 1. Санкт-Петербург, 1804.
78. Эстетика: Словарь. / Под редакцией А. А. Беляева и др. Москва: Политиздат, 1989.
79. Янынин П. В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. Самара: издательство СамГПУ, 2001.
80. Янынин П. В. Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия. / Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Коллективная монография. Ред. Е. Д. Хомская, В. А. Москвина. Москва -Оренбург: ООИПКРО, 2000.
81. Янынин П. В. Метафизика Света и Цвета. // Христианство и культура. Материалы конференции. Самара: СамГПУ, 2000.
82. Янынин П. В. Психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта. / Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук. — Москва, 2001.
83. Электронная энциклопедия на сайте Academie Francaise.: http://www.academie-francaise.fr/immortels/base/academiciens/fiche.asp7param-35
84. A Comprehensive Dictionary of Psychological and Psychoanalytical Terms: A Guide to Usage. / By Horace B. English and AVA Champney English: David McKay Company, Ink. New York, 1958.
85. Adobe Photoshop 5.0 Help (Справочная система программы Adobe Photoshop 5.5). Раздел Color Modes and Models, параграф HSB model.
86. Armel К. C., Ramachandran V. S. Acquired Synesthesia in Retinitis Pigmentosa. / Neurocase, vol. 5,1999.
87. Baron-Cohen S. Is There a Normal Phase of Synaesthesia in Development? Psyche, 2(10), июнь, 1996.
88. Calvert. G., Campbell R., Brammer M. Evidence from Functional Magnetic Resonance Imaging of Crossmodal Binding in the Human Heteromodal Cortex. / Current Biology, 10,2000.
89. Campen C. Artistic and Psychological Experiments with Synesthesia. / расширенная версия статьи, опубликованной в Leonardo, vol. 32, nr.l, 1999.
90. Campen С., Froger С. Personal Profiles of Color Synesthesia. Developing a Testing Method for Artists and Scientists. / Leonardo, vol. 36, № 4,2003.
91. Curtiss M. Synethesia and the Human Brain: Questions Answered and Questions Raised. / Serendip: Biology 202, Second Web Paper, 2004.
92. Cytowic R. E. Synesthesia: A Union of the Senses. New York: Springer Verlag, 1989.
93. Cytowic R. E. Synesthesia: Phenomenology and Neuropsychology. A Review of Current Knowledge. / Psyche, 2(10), июль, 1995.
94. Cytowic R. E. The Clinical Paradox: Believing Those You Must Not Trust. / Journal of Consciousness Studies, 10 (9-10), 2003.
95. Cytowic R. E. The Man Who Tasted Shapes: A Bizarre Medical Mystery Offers Revolutionary Insights into Reasoning, Emotion, and Consciousness. New York: Putnam, 1993.
96. Cytowic R. E. Touching Tastes, Seeing Smells and Shaking Up Brain Science. / Cerebrum, vol. 4.3, лето, 2002.
97. Cytowic R. E. & Wood F. B. Synesthesia I: A Review of Major Theories and Their Brain Basis. / Brain Cognition, январь 1 (1), 1982.
98. Day S. A Brief History of Synaesthesia and Music.: http://www.thereminvox.com/article/articleprint/33/-1 /5/
99. Day S. One's Own Brain as Trickster. / American Journal of Semiotics, 14.1-4, 1998.
100. Day S. Synaesthesia and Synaesthetic Metaphors. / Psyche, 2 (32), июль, 1996.
101. Day S. Trends in Colored Letter Synesthesia. май, 1996.: http://www.web.mit.edu/svnesthesia/www/trends.html
102. Day S. Types of Synesthesia.: http://www.users.muohio.edu/daysa/svnesthesia.html
103. Dixon M., Smilek D., Merikle Ph. Not All Synaesthetes are Created Equal: Projector versus Associator Synaesthetes. / Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience, 4 (3), 2004.
104. Encyclopedia of Neuroscience 3-е издание. / Под редакцией Адельмана и Смита, 2004. Энциклопедия: http://wwwl.elsevier.com/homepage/sah/ens/ Статья:http://www.cvtowic.net/svnesthesia/synesth encyclo /svnesth encyclo .htm
105. Foner L. Artificial Synesthesia via Sonification: A Wearable Augmented Sensory System. / Mobile Networks and Applications, 4, 1999.
106. Hon A. Synaesthesia Union of the Senses.: http://www.kuro5kin.Org/storv/2003/2/21/144256/437
107. Hubbard E. M., Piazza M., Pinel Ph., Dehaene S. Interactions Between Number and Space in Parietal Cortex. / Nature Publishing Group, vol. 6, июнь, 2005.
108. Hunter I. M. L. Memory.: Penguin Books, 1968.
109. Korb K.B. Synesthesia and Method. / Psyche, 2(10), 2(24), Январь, 1996.: http://psyche.cs.monash.edu.au/v2/psvche-2-24-korb.html
110. Laeng В., Svartdal F., Oelman H. Does Color Synesthesia Pose a Paradox for Early-Selection Theories of Attention? / American Psychological Society, vol. 15, No. 4,2004.
111. Lyons A. D. Synaesthesia A Cognitive Model of Cross Modal Association. -Sydney NSW 2000 Australia.: http://www.users.bigpond.com/tstex/svnaesthesia.htm
112. Marks L. E. The Unity of the Senses. Interrelations among the Modalities.: Academic Press, New York, San Francisco, London, 1978.
113. Martino G., Marks L. E. Synesthesia: Strong and Weak. / Current Directions in Psychological Science, vol. 10, N. 2, апрель, 2001.
114. Moriah, McShany, McGrath. Tangled Wires: Conceptualizing Neurological and Cultural Explanations of Synesthesia. / Serendip: Biology 202, Third Web Reports, 1998.
115. Osgood Ch. E. Method and Theory in Experimental Psychology. New York: Oxford University Press, 1962.
116. Palmery T. J., Blake R., Marois R., Flanery M. A., Whetsell W. The Perceptual Reality of Synesthetic Colors. / PNAS, vol. 99, no. 6, 19 марта, 2002.
117. Pribram K. Commentary on 'Synaesthesia' by Ramachandran and Hubbard. / Journal of Consciousness Studies, 10, No. 3,2003.
118. Ramachandran V. S., Hubbard E. M. Hearing Colors, Tasting Shapes. / Scientific American, май, 2003.
119. Ramachandran V. S., Hubbard E. M. Psychophysical Investigations into the Neural Basis of Synaesthesia.: The Royal Society, 2001.
120. Ramachandran V. S., Hubbard E. M. Synaesthesia A Window Into Perception, Thought and Language. / Journal of Consciousness Studies, - 8, No. 12,2001.
121. Scheirer E. D. Music-Listening Systems. / Диссертация на соискание степени доктора наук. Защита в Massachusetts Institute of Technology, июнь, 2000.
122. Smilek D., Dixon M., Cudahy C., Merikle Ph. Synaesthesia Photisms Influence Visual Preception. / Journal of Cognitive Neuroscience, 13:7,2001.
123. SPSS Professional Statistics 7.5. Chapter 7. Multidimentional Scaling. Chapter 14. Multidimentional Scaling Examples. / Marija J. Norusis: SPSS Inc., США, 1997.
124. Stevenson R. J., Boakes R. A., Prescott J. Changes in Odor Sweetness Resulting from Implicit Learning of a Simultaneous Odor-Sweetness Association: An Example of Learned Synesthesia. / Learning and Motivation, 29, 1998.
125. Than K. Rare but Real: People Who Feel, Taste and Hear Color. / LiveScience, 22 февраля, 2002.
126. The Guardian. Colourful Spin-offs of Cross-wiring. / Guardian Unlimited| Life, 21 октября, 2004.
127. The Oxford Companion to the Mind. / Edited by R. L. Gregory: Oxford University Press, New York, 1991.
128. Thesen Т., Vibell J. F., Calvert G. A., Osterbauer R. A. Neuroimaging of Multisensory Processing in Vision, Audition, Touch and Olfaction. / Cognitive Process, 5, 2004.
129. Ward J. Emotionally Mediated Synaesthtesia. / Cognitive Neuropsychology, 21 (7), 2004.
130. Wierzbicki J. Synaesthesia. / St. Louis Post-Dispatch, ноябрь, 1990.: http://www.pages.sbcglobal.net/jameswierzbicki/svnaesthesia.htm.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.