Особенности поэтики русских покаянных духовных стихов XVI-XVII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Кожевникова, Татьяна Викторовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кожевникова, Татьяна Викторовна
Введение
Глава первая. Композиционные инварианты русских покаянных духовных стихов
§1. Зачин
§ 2. Концовка
§ 3. Эпизоды
Глава вторая. Жанровое своеобразие и уровни художественной системы
§ 1. Генезис, тематика, особенности жанра
§ 2. Синтетичность жанра: слово и музыка
§ 3. Ритмическая организация и стилистика.
§4. Анафора
§ 5. Особенности стихосложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Духовный стих в русской культуре2010 год, доктор искусствоведения Федоровская, Наталья Александровна
Поэтика белорусской народной родинной песни (композиция, звукопись, рифма)1985 год, кандидат филологических наук Емельянов, Анатолий Серафимович
Стихи о святом Георгии-Егории (семантика, структура, тематическая детализация) и некоторые вопросы истории "текста"1994 год, кандидат филологических наук Хлыбова, Таисия Валерьевна
Повествовательные жанры русского музыкального фольклора2006 год, кандидат искусствоведения Татаринова, Татьяна Леонидовна
Стиль лирики иеромонаха Романа2006 год, кандидат филологических наук Барышникова, Ирина Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности поэтики русских покаянных духовных стихов XVI-XVII вв.»
В последнее время в отечественном литературоведении, как и в славистике в целом, внимание ученых привлечено к истокам русской поэзии, в том числе и к русскому духовному стиху. Появляется ряд научных публикаций в разных областях культурологии. Это неудивительно, поскольку покаянные духовные стихи представляют музыкально-поэтический жанр, объединяющий и музыку и слово.
В двадцатых годах прошлого столетия духовные стихи вследствие их тема тики были незаслуженно забыты. Единственный фундаментальный труд, вышедший в послереволюционное время в Париже в 1935 году, принадлежит Г.П.Федотову1. Справедливо в начале XX века заметил А.В.Рыстенко, что "духовным стихам как-то не особенно посчастливилось в нашей науке"2. Но, после долгого перерыва, духовные стихи вновь привлекают внимание исследователей. Покаянные духовные стихи рассматривают в своих работах филологи А.М.Панченко, В.И.Малышев, А.В.Позднеев, А.И.Копанев, В.В.Колесов, В.Н.Сергеев, О.А.Савельева, В.К.Былинин, С.Е.Никитина, Л.Ф.Солощенко, Т.В.Хлыбова, Ф.М.Селиванов; музыковеды С.В.Фролов, К.Ю.Кораблева, Т.Ф.Владышевская, Н.С.Серегина, Г.В.Маркелов, Т.З.Сквир-Ф екая, М.Рахманова, Н.В.Грузинцева, С.Браз; фольклористы Ю.А.Новиков,
М.В.Медведева, И.Н.Заволоко, А.В.Коробова, Б.Джеймс; археографы Л.А.Петрова, М.А.Момина.
1 Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) / Вст. ст. Н.И.Толстого; Послесл. С.Е.Никитиной; Подг. текста и коммент. А.Л.Топоркова. М., 1991.
2 Рыстенко A.B. Легенда о св. Георгии и драконе в византийской и славяно-русской лите-ф ратуре. Одесса, 1909. С. 258.
Спустя 60 лет, после магистерской диссертации В.П.Адриановой и ее книги, посвященной анализу различных редакций Жития Алексея Божия человека (на основе духовных стихов), были защищены четыре кандидатские диссертации: искусствоведов К.Ю.Кораблевой4, Т.З.Сквирской5, филолога Т.В.Хлыбовой6 и фольклориста А.В.Коробовой7.
Показательным становится возобновление специального курса по духово ным стихам в Московском университете в 1988 году Ф.М.Селивановым (из учебных пособий в советский период духовные стихи были изъяты). Последним изданием, где еще оставались духовные стихи, стал учебник профессора Ю.М.Соколова9.
Важно, что теоретические работы базируются на богатом фактическом материале, накопленном славистами: изыскания отечественных и зарубежных славистов дают основание говорить о значительном пласте духовных стихов, бытовавших в русской культуре ХУ1-ХУП веков.
С научной точки зрения интерес к духовным стихам возник только во второй половине XIX века после того, как были изданы сборники П.В.Киреевского, В.Г.Варенцова и П.Бессонова, которые стали основной источниковедческой базой для последующих исследований. Начало записей
Адрианова В.П. Житие Алексея, человека Божия в древнерусской литературе и народной словесности. Пб., 1917.
4 Кораблева К.Ю. Покаянные стихи как жанр древнерусского певческого искусства: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1978.
5 Сквирская Т.З. Плач и покаяние в древнерусских песнопениях: Дис. . канд. искусствоведения. СПб., 1993.
6 Хлыбова Т.В. Стихи о Георгии-Егории (семантика, структура, тематическая детализация) и некоторые вопросы истории "текста". Дис. канд. филологич. наук. М., 1994.
7 Коробова A.B. Эпические духовные стихи о Страшном Суде (Фольклорная трансформация источников: литературных, литургических и иконографических): Дис. . канд. филологич. наук. М., 1997. Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи: Учеб. пособие для филолог, фак. Йошкар-Ола, 1995.
9 Соколов Ю.М. Русский фольклор: Учебник для высших заведений. М., 1938. С. 284-291. произведений ранней русской лирики относится к тридцатым годам XIX века. Сбор рукописного материала для публикации тесно связан с деятельностью П.В.Киреевского. Издание первого сборника духовных стихов осуществлено в 1848 году под названием "Русские народные песни, собранные П.В.Киреевским. 4.1. Русские народные стихи"10.
Наряду с другими памятниками народной поэзии в сборнике значительную часть занимают сводные тексты духовных стихов. Но сводные или составные тексты не имеют значения первоисточника и с научной стороны менее ценны. По мнению собирателя и знатока народной устной поэзии П.И.Якушкина составлять сводные тексты из нескольких вариантов "мог только один П.В.Киреевский с его глубоким знанием источников, с его в высшей степени замечательным эстетическим чутьем и при обилии его материалов. Но не всем такой прием позволителен"11. П.И.Якушкин также высказал ценное замечание, что каждый текст, при публикации, должен соблюдать точную сохранность и строгую паспортизацию. В связи с этим сводные тексты, составленные П.В.Киреевским на основе имеющихся в его собрании вариантов, вызывают лишь интерес к представлениям об этом роде поэзии самого автора-составителя, но стать предметом всестороннего исследования не могут. Кроме того, стихи духовного содержания находятся в общем потоке записей и не имеют никакого обособления.
Через двенадцать лет выходит "Сборник русских духовных стихов, состав
12 ленный В.Г.Варенцовым" , в котором представлены основные сюжеты духовных стихов. В предисловии к сборнику составитель описывает широкую палитру образов, круг исполнителей, указывает на некоторые христианские гимнографические источники и апокрифы, послужившие основой содержа
10 Русские народные песни, собранные П.В.Киреевским. 4.1. Русские народные стихи. М., 1848.
11 Русские народные песни, собранные Павлом Якушкиным. СПб. 1860. С. 4-5.
12 Варенцов В.Г. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860. ния стихов. Однако тематическая систематизация как принцип научного подхода к публикации еще впереди.
Впервые предпринял попытку выделить покаянные стихи из всей совокупности древнерусских поэтических текстов П.Бессонов в предисловии к VI
1 Ч выпуску "Калек перехожих" . Опубликованные им тексты по списку, приобретенной от В.В.Борисова крюковой рукописи XVII века, содержат покаянные стихи. По мнению составителя, "данная рукопись в литературной русской области < . > занимает первое место, и, нисколько не преувеличим, если скажем, что это место принадлежит ей столько же, сколько, напр., Слово о полку Игореве относительно творчества мирских светских былин"14. П.Бессонов дает характеристику текстов и затрагивает проблемы их возникновения и бытования. В другие выпуски "Калек перехожих" вошли также и покаянные стихи, но они не определены автором как покаянные. В целом собран богатый текстовый материал: записи самого П.Бессонова, известных собирателей и любителей народной поэзии (П.И.Якушкина, В.И.Даля, П.И.Рыбникова, П.В.Киреевского и других). Большое количество текстов внесено в издание из архивных рукописных сборников и частных собраний. Но сопровождавшие его сведения о месте и времени записи весьма скромные и недостаточные. Вызывает дополнительные сложности и неудобства псевдонаучный и неприемлемый метод (по мнению П.И.Якушкина) сведения вариантов в один основной текст.
Антология Е.А.Ляцкого "Стихи духовные (Словеса золотые)", вышедшая в 1912 году, включает стихи с "покаянным мотивом", но также как и в прежних сборниках, они не выделены в самостоятельную группу. Во вступительной статье составитель останавливается на характеристике некоторых сти
13 Бессонов П. Калеки перехожие: Сборник стихов и исследование П.Бессонова. М., 1861 1864. Вып. I-VI.
14 Бессонов П. Калеки перехожие. М., 1864. Вып. VI. С. XII-XIII. хов, поднимает вопросы генезиса, среды бытования, исполнения, общности с другими жанрами древнерусской литературы.
В дореволюционных изданиях появляются отдельные тексты покаянных стихов более позднего периода, бытовавших среди старообрядцев и раскольников, помещенные в общих сборниках (наряду с произведениями фольклорных жанров: былинами, лирическими и обрядовыми песнями). Обширный текстовый материал, состоящий из ранее печатавшихся и найденных в архивах стихов, содержит сборник Т.С.Рождественского15 и изданный совместно с М.И.Успенским16.
В 1928 году появляется крупное исследование Н.Ф.Финдейзена "Очерки по истории развития музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в.", в котором впервые приводится "озвученный" текст покаянного стиха - расшифрована крюковая запись и напев зафиксирован в переводе на современную нотацию. Кроме того, автор подробно рассматривает сферу бытования и
17 функциональное предназначение стиха .
Ряд новых по рукописям Московского Синодального Училища церковного пения "стихов умиленных" XVII века вводит в научный оборот академик
152
В.Н.Перетц . В своей работе он затрагивает вопросы генезиса, времени создания, подчеркивает лирическую сторону покаянной поэзии.
Исследователем древнерусской литературы В.И.Малышевым в статьях 1940-50 гг.19 опубликованы несколько покаянных стихов по рукописям XVII
15 Рождественский Т.С. Памятники старообрядческой поэзии. М., 1909.
16 Рождественский Т.С., Успенский М.И. Песни русских сектантов-мистиков. СПб., 1912.
17
Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца
XVIII века. М.;Л., 1928. Вып. 3. С. 255-265.
18
Перетц В.Н. К истории древне-русской лирики ("Стихи умиленные") // Slavia. Praga, 1932. XI. № 3-4. S. 474-479.
19 См.: Малышев В.И. Стихотворная параллель к "Повести о Горе и Злочастии" // ТОДРЛ. M.;JI., 1947. Т. V. С. 142-148; Его же. Стих "покаянны" о "люте" времени и "поганых" нашествии // ТОДРЛ. М.;Л., 1958. Т. XV. С. 371-374. века. Большое место в работах отведено характеристике и тематике покаянных стихов, источниковедческой базе, генезису, связям с другими жанрами, анализу композиции и поэтического стиля, сопоставлению списков разного времени создания.
Изыскания памятников старины, в результате полевых археографических работ, привели к обнаружению А.И.Копаневым одного из древнейших спи
ЛЛ сков покаянного стиха XV века "Окаянный убогий человече" .
Большим вкладом явились работы А.В.Позднеева21 и А.М.Панченко22, которые знакомят читателей с огромным материалом древнерусской литературы, в частности со стихами покаянными. Впервые приводится достаточно полная подборка стихов по рукописям XVII века с учетом разночтений и сопоставлений с другими списками. Свои публикации А.М.Панченко снабжает переводами текстов на современный язык, что способствует популяризации жанра.
Среди последних изданий XX века выделяются два антологических сборника - "Стихи духовные" (составитель Ф.М.Селиванов) и "Голубиная книга" (составители Л.Ф.Солощенко и Ю.С.Прокошин). В них вошли материалы, ставшие библиографической редкостью П.Бессонова, В.Г.Варенцова, П.И.Якушкина, Е.А.Ляцкого, а также новые записи. Сборники включают комментарии и словарь, что делает тексты более доступными и интересными с научной точки зрения.
История изучения покаянных духовных стихов началась со второй половины XIX столетия и велась по нескольким направлениям: выяснение времени
20 Копанев А.И. Список покаянного стиха XV века // Рукописное наследие Древней Руси.
Л., 1972. С. 249-253. 01
Позднеев A.B. Древнерусская поэма "Покаянны на осмь гласов" // Ceskoslovenská Ru-sistika. Praga, 1970. Roß. 15,6is. 5. S. 193-205.
УУ
Панченко A.M. Стихи покаянные // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 550-563. возникновения стихов, поиском книжных источников, географического распространения, среды складывания и бытования, связями с другими жанрами и видами искусств. Этим вопросам посвящены работы Е.Ф.Будде, И.Я.Порфирьева, М.Н.Сперанского, А.И.Кирпичникова, И.И.Срезневского, П.Бессонова, Ф.И.Буслаева, Н.С.Тихонравова, А.Н.Веселовского, Ф.Д.Батюшкова.
Вместе с тем, несмотря на достаточный уровень изученности проблемы и в текстологическом, и в теоретическом планах, некоторые вопросы остались вне поля зрения исследователей. Прежде всего, на наш взгляд, это проблемы генетической структуры, проблематики и поэтики русского духовного стиха вообще, и русского покаянного стиха, в частности.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется постоянным интересом отечественных и зарубежных славистов к периоду развития, истоков, становления русских духовных стихов, а также тем, что, безусловно, нуждается в дальнейшей разработке, как на уровне проблематики, так и на уровне поэтики такая составляющая русских духовных стихов как покаянные стихи.
Научная новизна исследования обусловлена недостаточной изученностью генезиса, проблематики, структуры и поэтики русского покаянного стиха. Наше исследование представляет собой одну из первых попыток осветить эту проблему. В диссертации рассматривается не только истоки данного жанра, но и та эволюция, которую русский покаянный стих претерпел в XVI - XVII веках.
Цели и задачи работы определяются уровнем изученности темы: целью работы является рассмотрение истоков и эволюции жанра, изучение специфики бытования русских духовных покаянных стихов, особенностей их художественной системы. В соответствии с заявленной целью выдвигаются следующие задачи исследования:
1. Выявить специфику и социальные функции, среду бытования русских покаянных духовных стихов.
2. Исследовать композиционную структуру анализируемых текстов.
3. Изучить своеобразие поэтики и ритмики.
4. Выяснить особенности стиховедческой культуры и вопросы стихосложения в покаянных стихах.
Объектом исследования стал корпус выявленных русских покаянных духовных стихов, в том числе около тридцати текстов книжной версии, до настоящего времени не вошедших в активный литературоведческий обиход отечественных и зарубежных славистов.
Предметом исследования явилась поэтика русского покаянного стиха XVI-XVII веков, которая впервые рассматривается нами с точки зрения ее важнейших составляющих, прослеживаемых как на композиционном и жанровом, так и на стилевом и ритмико-интонационном уровнях.
Методологической и теоретической основой данной работы послужили исследования М.В.Бражникова, В.К.Былинина, М.Л.Гаспарова, А.А.Илюшина, К.Ю.Кораблевой, А.В.Коробовой, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, А.В.Позднеева, А.М.Панченко, Р.Пиккио, Л.И.Сазоновой, О.А.Савельевой, Н.С.Серегина, Ф.М.Селиванова, К.Ф.Тарановского, Б.В.Томашевского, О.И.Федотова, В.Е.Холшевникова.
В основу настоящей работы положены историко-генетический и сравнительно-типологический методы исследования, позволяющие наиболее полно осветить поставленную проблему.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в вузовских лекционных курсах по древнерусской литературе и культуре, на семинарских занятиях, специальных курсах и семинарах по проблемам истории русской литературы и, в частности, истории стиховедения.
Апробаиия работы. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы СГПУ, кафедры истории и теории музыки ИХО СГПУ. Основные положения исследования излагались на научных и межвузовских конференциях, а также в публикациях по теме диссертации.
• Генезис духовной поэзии и музыки и проблемы преподавания мировой художественной культуры в вузе // Традиции и инновации в преподавании музыкально-педагогических дисциплин: Материалы конференции. Самара, 1998. С. 7-12.
• Духовный стих в курсе учебного предмета "Мировой художественной культуры" (МХК) // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 2-ой Международной научно-практической конференции. Самара, 1999. С. 346-347.
• Жанровое своеобразие русского духовного стиха // Искусство в школе: Альманах. Самара, 2000. Вып. 3. Ч. 1. С. 33-37.
• Поминальная тема в русских духовных стихах XV - XVI вв. // Музы-кально-Ггедагогическое образование: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов, посвященный 40-летию музыкально-педагогического факультета. Самара, 2001. С. 135-138.
• Основные композиционные и лексические приемы в структуре покаянных духовных стихов (ПДС) // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 1У-ой Международной научно-практической конференции: В 2 т. Самара, 2002. Т. 2. С. 103-105.
• Колокольные звоны. Духовная музыка и поэзия // Искусство в школе: Альманах. Самара, 2002. Вып. 5. С. 55-89.
• Некоторые композиционные особенности духовных стихов покаянной тематики // Духовная музыка и славянский фольклор: Материалы университетских Кирилло-Мефодиевских чтений 21-26 мая 2004 года. Самара, 2004. С. 72-76.
Объем и структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 299 источников. Всего в работе 177 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Синтаксический строй духовного стиха о Голубиной книге2005 год, кандидат филологических наук Петров, Александр Михайлович
Поэзия вагантов: генезис и жанры2007 год, кандидат филологических наук Матерова, Елизавета Викторовна
Поэтика фольклора в художественной системе "Слова о полку Игореве"2007 год, кандидат филологических наук Новоселова, Антонина Николаевна
Жанры и поэтика лакской народной лирической поэзии2005 год, кандидат филологических наук Аммаева, Асли Аммаевна
Жанр канта в русской литературе и искусстве последней трети XVII века - первой половины XVIII века: Генезис, эволюция, закат2000 год, кандидат филологических наук Забирова, Алла Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Кожевникова, Татьяна Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках нашего исследования мы обратились к группе духовных стихов, объединенных общностью проблематики и образно-эмоциональных сфер, покаянным стихам книжной версии. Рассмотренные памятники представляют своеобразную тематическую линию древнерусского литературного наследия в разделе произведений духовной лирики.
Покаянные духовные стихи - значительный пласт в истории развития культуры Руси, который невозможно выделить в отдельный круг художественных произведений. Развитие специфических свойств мировоззрения русского народа, утверждение единых эстетических принципов шло по пути неспешного, но основательного, фундаментального накопления. Стабильность и постоянство художественных ориентиров, не отделимых от христианской духовности, поражают своей памятливостью. Сформированные еще в период средневековой истории, прошедшие путь художественного поиска и творческой переработки, они сохранили свою "эталонность" и сегодня остаются востребованными в творчестве поэтов-старообрядцев. Тесное "сотрудничество" с профессиональным и фольклорным песенным искусством, церковной живописью, жанрами книжной письменности обеспечило своевременную популярность и долгожительство.
В процессе изучения покаянные стихи предстают как отдельная тематическая группа в корпусе духовной поэзии с ярко выраженной спецификой построения композиционной формы-структуры, поэтического стиля, образно-эмоционального строя. Отличительная черта, выделяющая стихи покаянные из общего литературного собрания XVI - XVII веков, состоит в том, что они синтезируют две сферы искусства - слово и музыку. Являясь продуктом двойственной природы, поющиеся произведения представляют параллельную жанровую систему. В тесном союзе сливаются с одной стороны, литература как древнейшая и ранняя форма отечественной лирики, с другой - бытовая песенная культура, соединяющая знаменное пение и фольклорные интонации лирической протяжной песни, исторического и обрядового мелоса, былины. Взаимодействие с народным искусством повлияло на трансформацию структуры веками утвердившихся канонов "высокого" знаменного стиля. Распевность и мелодические пролонгации, фразы широкого и свободного дыхания существенно обогатили композиционную сторону оформления корпуса духовной поэзии. Привлечение элементов народно-песенной и светской культуры обусловило иную трактовку основных конструктивных и выразительных приемов в литературной и музыкальной текстологии.
Важнейшим структурообразующим принципом покаянных духовных стихов становится дискретность процесса развертывания сюжета на уровне всей композиции. Членимость текста на ряд логических построений приводит к образованию трех фаз в форме, каждая из которых наделена собственной функциональной значимостью. Большинство текстов демонстрируют совершенную трехчастную структуру с арочным типом обрамления, придающим замкнутость, законченность и завершенность процессу изложения. Это связано с наличием стабильных конструкций в виде двух "ключей" — "ключа-зачина" и "ключа-концовки".
Местоположение "ключей" в тексте неодинаково. Подробный анализ в нашем исследовании привел к некоторым обобщениям. "Ключи-зачины" не занимают строго закрепленных позиций. Их нахождение в стихе варьируется. Традиционный и более частый случай введения зачина - начало построения, что оправдано логикой сюжета. Поскольку "ключи-зачины" наделены призывом-обращением, то органичной становится их взаимосвязь с дальнейшим развитием действия и ориентировкой на последующие эпизоды. Предвосхищая тон будущих событийных ситуаций, они настраивают слушателя на определенный "лад" и импульсируют дальнейший эмоциональный строй повествования. Другой вариант (много реже встречающийся) мотива-обращения занимает серединное положение в форме. Его функция - разделительная и заключается в ситуативном противопоставлении двух блоков единой композиции. Выбор данного конструктивного решения приводит к достижению сильнейшего выразительного эффекта - повышенной экспрессии. Последний вариант - яркий пример художественного поиска, проявления авторской индивидуальности. Обновление традиционных композиционных решений пробуждает творческую фантазию и раскрепощает известные общепринятые нормативы. Выход за рамки строгого следования канонам - смелый шаг для древнерусского мастера.
В покаянных стихах нами выделены три группы "ключей-зачинов", дающих четкую адресную направленность мотивам-обращениям. Первая группа включает призывы к человеческой грешной душе, к заступнице-Богородице. Для второй характерно изложение в третьем лице. Взывания к роду людскому производятся от имени чтимых на Руси святых и мучеников. Такие композиции используют черты, имитирующие христианские проповеди с поучительно-назидательным общим настроем. И третью группу составляют обращения с глубоким философским размышлением - ко всему человечеству.
Лексические и синтаксические формулы каждой из групп однотипны, почти трафаретны. Преобладающие сокрушенные настроения, находят выражение в ряде постоянных эпитетов и глагольных форм. Дополнительным выразительным эффектом обладают конструкции анафор и синтаксических параллелизмов, придающие ритмическое ощущение тексту.
По сравнению с многоплановым "информационным полем" обращений, которые в смысловом плане неотделимы от дальнейшего содержания, "ключи-концовки" более условны и обнаруживают тесное сходство с богослужебными текстами. Будучи генетически связанными с литургикой, стилистика концевых формул покаянных стихов базируется на их устойчивых словесных оборотах. Заимствование молитвословных воззваний-штампов - явление примечательное, так как важнейшую роль в формировании художественного стиля стихов играет соприкосновение с жанрами церковной литературы. Замыкающие построения - это лаконичные, компактные структуры, имеющие конкретное выражение мысли. Однообразные лексические и грамматические формы (императив, звательный падеж), синтаксические конструкции (инверсированный порядок слов в виде препозиции сказуемого) резко выделяют блоки построений в общем речевом потоке. Порядок слов отличается стабильностью и исключает любые варианты. Подчиненность концовок содержанию стиха, при внешней творческой свободе эпизодов, видна в зависимости от литургической фразеологии. Не претендуя на индивидуальность и исключая художественные искания, они символизируют поддержку святости и намеренное приближение к ней.
Центральный раздел в композиции принадлежит эпизодам. Вместе с обрамляющими построениями - "ключами", эпизоды позволяют выделить несколько структурных типов покаянных стихов. Тематика и содержание исследованных нами памятников позволили распределить их в группы с общей или индивидуальной системой координат.
Устойчивой и типичной манерой изложения для покаянных стихов становится форма монолога, в котором повествование ведется в основном в первом, реже - в третьем лице. В избранной группе текстов произведений последнего типа немного. Это, например, монологи с повествованием от имени страстотерпцев Бориса и Глеба, почитаемого русского святого Сергия, святой мученицы Прасковьи, Иоасафа Индийского. Малочисленность обусловлена избирательностью чтимых в пантеоне русских святых. Первенство, как видим, за страдальцами и мучениками. Это, пожалуй, одни из самых почитаемых подвижников, к которым русичи испытывают заслуженное доверие и истинность слов которых не вызывает сомнений.
Форма монолога представлена в покаянных стихах в следующих разновидностях: монолог-проповедь, монолог-молитва, монолог-плач (или монолог-причитание) и монолог-сказ (или монолог-повествование). Из всех перечисленных структурных типов наиболее самостоятельными и обособленными, по нашему мнению, становятся стихи с ярко выраженными проповедническими мотивами. Их объединяет общность идейно-тематической основы, нравственно-назидательное толкование событий. Характерные призывы к освобождению и избавлению от тяжкого груза пороков и грехов, рассуждения о праведности и святости обнаруживают единую стилистику изложения. Кристаллизуется целый комплекс специфических для данной жанровой модели средств выразительности, способствующий твердой убедительности речи и обеспечивающий необходимый эмоционально-экспрессивный тон высказывания.
На первый план мы предлагаем выдвинуть принцип парной повторности в широком значении, как обобщающий. Его влияние на композиционную и стилистическую организацию текстов неоспоримо. Система анафорических согласований и синтаксический параллелизм, отмеченные в трудах исследователей в качестве константы, на наш взгляд, оказываются не достаточно полными. Эти приемы постоянно фигурируют в покаянных духовных стихах и являются знаковыми. Но в монологах-проповедях они не единственны. На паритетных началах к ним примыкают и другие, что становится закономерным. Значительная роль отводится парным перечислениям однородных членов в виде целого пассажа или одиночного эпизодического вкрапления. Нередки в таких случаях парные антитетические согласования. Контрастные, полярные противопоставления дают яркий, выразительный эффект. Возникают выделенные с помощью однотипных построений ритмико-синтаксические группы. Можно предположить, что авторы сознательно включают в свободно организованную систему ударности текста эпизоды с ; элементами продуманного слогового ритма. Парные окончания женских и дактилических клаузул складываются в оригинальные поэтические минисхе-мы - малые синтаксические периоды. Возникающая ритмическая структура стихотворной природы оказывается противопоставленной прозаическому изложению материала. В этой особой "парности" отчетливо наблюдается тенденция к будущему формированию новой системы стихосложения.
Итак, в первой главе исследования нами проанализированы особенности композиционного строения покаянных духовных стихов. Подробно рассмотрены все элементы, составляющие форму-структуру, и их функциональное и выразительное значение.
На художественный язык покаянных стихов оказала огромное воздействие стилистика не только православной христианской литературы, но и профессиональное музыкальное искусство. Памятники внебогослужебной духовной лирики составляют особую ветвь в культурном наследии Древней Руси. Как параллельная жанровая система, они одновременно являются достоянием лиг"" тературного и музыкального творчества с присущими им имманентными законами композиции. Мелодика и слово, взаимодействуя и дополняя друг друга, выступают факторами формообразования и выразительности. Распетая знаменным "роспевом" по крюковой системе церковного осмогласия и согласованная с определенными правилами дыхания, конструировалась интонационная стопа. Она имела статус самостоятельной фразы, оформленной лексической и мелодико-ритмической группой. Синтаксическое завершение в них, организованное по принципу каденции-торможения, совпадало. В словесном материале литературного текста выделялась строка, с музыкальной стороны - долго выдержанный звук. Случаи слогового распева подчеркивали смысловую значимость слова и стимулировали мелодическую пролонгацию. Удлинение фразы не согласовывалось со стиховой цезурой и разделяло поэтическую строку, которая заканчивалась в следующем мелодическом построении. Таким образом, детальная конкретизация текста приобретала выразительную весомость и оказывалась подчеркнутой, выпуклой среди по-ющегося потока. Действенный прием художественной выразительности связан с проникновением фольклорных элементов, идущих от лирической протяжной песенности. Это не было случайным явлением, поскольку основное содержание покаянных стихов включало сферу индивидуальных эмоций. Сочетание лирики и настроения здесь вполне органично.
К набору традиционных художественных средств выразительности примыкают анафорические согласования и синтаксические параллелизмы. Способствуя созданию лирической и экспрессивной атмосферы в тексте, они активно применяются авторами-слагателями. Специфика выражения мотивов страдания, раскаяния, слезного переживания и высокого умиления не может быть достаточно обоснованной и в то же время доходчивой без особых приемов поэтики. Их роль возлагает на себя ритмическая упорядоченность речи. Появляясь в "ключах-зачинах" и эпизодах, анафорические формы вызывают тенденцию динамического нарастания, экспрессии. Концовки лишены движения и привлечение данного приема в конструкцию завершающего типа нелогично.
Ритмоощущение в анафоре (которая часто выступает в содружестве с параллелизмом) очевидно, и в этом заключается огромный выразительный эффект. Парные лексические группы и отдельные слова, принимающие роль единоначатия, предстают в двух вариантах фонетических моделей: контрастного звукового ряда или единой тональности звукописного поля. Для них характерна общая задача - вызвать динамику напряжения у слушателя, распределить эмоциональные акценты в стихе.
Единоначатие посредством повторяющегося союза "и" отличает сочинительную связь как особенность древнерусского синтаксиса. Принимаемый в описательных фрагментах эпизодов, паратаксис активизирует внимание на отдельных экспрессивных моментах, придавая речи оттенок торжественности, приподнятости.
В нарушение периодической ритмичности анафор и параллелизмов в текстах покаянных духовных стихов возникают примеры ритмических изломов и столкновений ударности. Расположение двух рядом стоящих акцентных слогов относится к особым приемам кондакарного стихосложения. Такого рода стыковка препятствует размеренному движению речи и не остается незамеченной в речевом потоке. Безымянные авторы с большим мастерством и изобретательностью пользуются этим.
Таким образом, найденное композиционное решение позволяет говорить о проявлении художественной формы с устоявшимся стабильным принципом членения текста. Поэтика покаянных стихов выявляет знание определенного круга книжных источников и использование слагателем (в рамках подражания) сходных лексических и синтаксических форм в своих текстах.
Исходя из особенностей формообразования и поэтики, а также на основе анализа изобразительно-выразительных средств, мы считаем необходимым ввести в научный оборот новые понятия, которые наиболее адекватны предмету нашего исследования.
• Терминологический уровень.
1. Общеизвестные определения зачин (особенно характерный для былин) и концовка, предлагаем дополнить словом "ключ", которое в образовавшейся паре "ключ-зачин" и "ключ-концовка" наиболее точно отражает их смысл, содержание и назначение.
2. Принцип парной повторности широкого спектра действия (в плане композиции, синтаксиса, лексики, ритмики, фонетики).
3. Малые синтаксические периоды, возникающие в результате дробления строки текста (чаще по вышеуказанному принципу парности), но объединенные в распеве одной дыхательной группой.
• Тематический уровень. Содержание и образно-эмоциональная сфера покаянных духовных стихов позволила выделить в них четыре структурных типа: монолог-проповедь, монолог-молитва, монолог-плач (причитание) и монолог-повествование.
Выполненное нами исследование может быть продолжено. Перспектива очевидна: медиевисты, историки русского стиха, культурологи, литературоведы и музыковеды далеко не все еще сделали и прояснили в теории и истории генезиса русского стиха, в том числе и духовного.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кожевникова, Татьяна Викторовна, 2005 год
1. Бессонов П. Калеки перехожие: Сборник стихов и исследование: Вып. I VI. - М., 1861-1864. - Ч. 1, вып. I-III. - 824 с. - Ч. 2, вып. IV. - 252 е.; вып. V. - 260 е.; вып. VI. - 327 с.
2. Ляцкий Е.А. Стихи духовные (Словеса золотые) / Тексты избрал Е.А.Ляцкий при участии Н.С.Платоновой. СПб., 1912. - LIV с. Otto H. Старые русские стихи: Песни стихарей // Живая старина. — СПб., 1906.-Вып. 1.-С. 12-33.
3. Покаянны на оемь гласов слезны и умилителны чтобы душа пришла на покаяние" / Позднеев A.B. Древнерусская поэма "Покаянны на оемь гласов" //¿eskoslovenská Rusistika. - Praga, 1970. - Roc. 15, eis. 5. - P. 201-205.
4. Православный молитвослов и псалтырь. 255 с.
5. Русские народные песни, собранные Павлом Якушкиным. — СПб., 1860. -446 с.
6. Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи: В 2 ч. Йошкар-Ола, 1995. -Ч. II: Тексты. Сост. и коммен. Ф.М.Селиванова. - С. 62-159.
7. Синозерский М. Духовные стихи // Живая старина. СПб., 1895. - Вып. 3-4.-С. 449-452.
8. Собрание народных песен П.В.Киреевского / Подг. текстов к печати, статья и коммен. А.Д.Соймонова. Л., 1977. - 327 с.
9. Собрание народных песен П.В.Киреевского: Записи П.И.Якушкина / Подг. текстов, предисл. и коммен. З.И.Власовой: В 2 т. Д., 1983. - Т. 1. - 342 е.; Л., 1986. - Т. 2. - 325 с.
10. Собрание народных песен П.В.Киреевского / Предисл., послесл.,. коммен., сост. В.И.Калугина. Тула, 1986. - 416 с.
11. Стихи духовные / Сост., вст. ст., подг. текстов и коммен. Ф.М.Селиванова. М., 1991. - С. 27-333.
12. Стихи покаянные // Памятники литературы Древней Руси II пол. XVI в. Подг. текста, пер. и коммен. А.М.Панченко. М., 1986. - С. 550-563.1. Исследования
13. Абрамович Д.И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им // Памятники древнерусской литературы. Пгр., 1916. - Вып. 2. — С. 2766.
14. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989. - С. 3-25.
15. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. -343 с.
16. Адамец П. Порядок слов в современном русском языке. Praha, 1966. — 96 с.
17. Адрианова В.П. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917. - 518 с.
18. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. — JL, 1974.-171 с.
19. Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля древней Руси. М.; Л., 1947.-188 с.
20. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2 т. М., 1967. — Т. 1.-214 с.
21. Аничков Е.В. Из прошлого калик перехожих // Живая старина. СПб., 1913.-Вып. 2.-С. 185-200.
22. Античные теории языка и стиля / Под общ. ред. О.М.Фрейденберг. — М.;Л., 1936.-441 с.
23. Аристотель. Об искусстве поэзии / Пер. с древнегреч. В.Г.Аппельрота. Ред. пер. и коммент. Ф.А.Петровского. М., 1957. - 183 с.
24. Артемов В.А. К вопросу об интонации русского языка // Экспериментальная фонетика. М., 1956. - 228 с.
25. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2. - Л., 1971. - Кн. 1-2.-376 с.
26. Афонина Н. Проблемы ритмического анализа // Ритм и форма: Сб. ст. -СПб., 2002.-С. 10-38.
27. Барская H.A. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993. -221с.
28. Батюшков Ф.Д. Спор души с телом в памятниках средневековой литературы: Опыт историко-сравнительного исследования. СПб., 1891. -312с.
29. Бахтина В.Я. Духовный стих в историко-культурном контексте (неизвестное исследование Б.М.Соколова) // Устные и письменные традиции в русской духовной культуре народа: Тезисы докладов. — Сыктывкар, 1990.-Ч. 1.-С. 14-16.
30. Бейли Джеймс. Избранные статьи по русскому народному стиху / Пер. с англ. Под общ. ред. М.Л.Гаспарова. М., 2001.-416 с.
31. Белоусов А.Ф. Из наблюдений над русским духовным стихом. Два брата Лазаря // Ошодиа£епапо: Сборник молодых филологов к 50-летию проф. Ю.М.Лотмана. Тарту, 1972. - С. 50-66.
32. Беляев В.М. Древнерусская музыкальная письменность / Под общ. ред. С.В.Аксюка. М., 1962. - 134 с.
33. Беляев В.М. О музыкальном фольклоре и древней письменности: Статьи и заметки. Доклады. М., 1971. - 234 с.
34. Бессонов П. Калеки перехожие: Сборник стихов и исследование: В VI вып. М., 1863. - Вып. IV: Предисловие. - С. 1-Х1ЛГШ. - М., 1864. - Вып. VI: Два слова.-С. 1-ХХИ.
35. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур: Статьи. — Л., 1981.-495 с.
36. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы: Исследование. М., 1977. - 332 с.
37. Бороздин А. Духовные стихи // Народная словесность: Сб. ст. М., 2002. -С. 280-303.
38. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: По рукописным материалам ХУ-ХУШ вв.: Исследование. Л., 1972. - 423 с.
39. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1974. - 302 с.
40. Бражников М. В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева Х11-ХУ11 веков: Применение некоторых стат. методов к исследованию муз. явлений. Л.;М., 1949. - 104 с.
41. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. М., 1975. - 120 с.
42. Браз С. Музыкальные комментарии к духовным стихам их обработки Н.А.Римским-Корсаковым // Н.А.Римский-Корсаков: Черты стиля: Сб. ст. -СПб., 1995.-С. 108-119.
43. Буало Д.Н. Поэтическое искусство / Пер. Э.Л.Линецкой. Вст. ст. и коммент. Н.А.Сигал. М., 1957.-231 с.
44. Будде Е.Ф. Место и значение духовных стихов в истории русской народной словесности (интересные вопросы стихов космогонического характера) // Филологические записки. Воронеж, 1883. - Вып. III. - С. 128.
45. Буранок О.М. Лирика Феофана Прокоповича и историко-литературный процесс в России первой трети XVIII века: Монография. Самара, 2004. -145 с.
46. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство / Вст. ст. Е.К.Редина. СПб., 2001. - 349 с.
47. Буслаев Ф.И. Изображения Страшного Суда по русским подлинникам // Исторические очерки русской народной словесности и искусства. — СПб., 1861.-Т. II.-С. 133-155.
48. Буслаев Ф.И. Народная поэзия: Исторические очерки. СПб., 1887. — 552 с.
49. Буслаев Ф.И. Очерки по русской литературе и искусству. СПб., 1881. -Т. 1-2.-564 с.
50. Былинин В.К. Древнерусская духовная лирика // Прометей: Ист.-биогр. альманах серии "Жизнь замечательных людей" / Сост. Е.Бондарева. М., 1990. - Т. 16: Тысячелетие русской книжности. - С. 54-92.
51. Былинин В.К. Древнерусские плачи // Музыкальная культура Средневековья / Сост. и отв. ред. Т.Ф.Владышевская. М., 1991. - Вып. 2. -С. 138-141.158
52. Былинин В.К. Русские акростихи старшей поры (до XVII века) // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. М., 1985. - С. 209-243.
53. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М., 1992. -637 с.
54. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987. - 285 с.
55. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. -254 с.
56. Варенцов В.Г. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860. - С. 1-4.
57. Варлаам. Описание сборника XV столетия Кирилло-Белозерского * монастыря // Учен. зап. Второго Отд. имп. АН. СПб., 1899. - Кн. V. - С.34.35.
58. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово: В 3 ч. М., 1972. -Ч. 1.-150 с.;М., 1978.-Ч. 2-3-368 с.
59. Веселовский А.Н. Калики-перехожие и богомильские странники // Вестник Европы. СПб., 1872. - Кн. IV. - С. 682-722.
60. Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха // Сборник ОРЯС АН. СПб., 1879. - Вып. 1. Т. 20.; 1880. - Вып. 2. Т. 21.; 1881. - Вып. 3-5. Т. 28.; 1883. - Вып. 6-10. Т. 32.; 1886. - Вып. 11-17. Т.46.; 1891. - Вып. 18-24. Т. 54.
61. Веселовский А.Н. Собрание сочинений: В 16 т. СПб., 1913. - Т. 1. —622 с.
62. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.-255 с.
63. Виппер Ю.Б. О "семнадцатом веке" как особой эпохе в истории западноевропейских литератур // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969. - С. 11-60.
64. Владышевская Т.Ф. Богодуховенное, ангелогласное пение в системе средневековой музыкальной культуры (эволюция идеи) // Механизмы культуры. М., 1990.-С. 116-136.
65. Владышевская Т.Ф. "Покаянен. Хитроглаголиво слово" в нотированной рукописи XVII в. // ТОДРЛ. Л., 1977. - Т. XXXII: Текстология и поэтика русской литературы XI-XVII веков. - С. 338-341.
66. Воскресенский М. К вопросу о словорасположении в русском языке // Рус. яз. в шк. 1936. -№ 4. - С. 3-17.
67. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Теория русской речевой интонации. — СПб., 1922.-128 с.
68. Галахов А. История русской словесности, древней и новой. СПб., 1880. -517 с.
69. Гаспаров МЛ. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984. - 319 с.
70. Георгиева В.Л. История синтаксических явлений русского языка. — М., 1968.-167 с.
71. Герасимова-Персидская H.A. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983. - 288 с.
72. Герасимова-Персидская H.A. Средневековые стихи в партесной интерпретации // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1978. Л., 1979. - С. 205-210.
73. Гинцбург Д.Г. О русском стихосложении: Опыт исследования ритмического строя стихотворений М.Ю.Лермонтова / Под ред. Г.М.Князева. Пг., 1915. - LXIII, 268 с.
74. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы: Монография. М., 1982. -367 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.