Особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Семенова, Светлана Владимировна
- Специальность ВАК РФ19.00.01
- Количество страниц 221
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Семенова, Светлана Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.
1.1. Миф и мифологическая составляющая личности.
1.2. Мифологическое самосознание как образ себя в мире.
1.3. Особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МИФОЛОГИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТКИ.
2.1. Программа и методы эмпирического исследования.
2.2. Описание и анализ исследования мифологического самосознания коренных народов Камчатки.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Психологические закономерности функционирования этнического самосознания в полиэтничной среде2012 год, доктор психологических наук Бучек, Альбина Александровна
Ментально-антропологические основания костюма в традиционной культуре коренных народов Сибири2003 год, кандидат философских наук Бодрова, Альфира Шайфулловна
Система профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза как средство формирования этнического самосознания2011 год, кандидат педагогических наук Гафт, Александр Михайлович
Мифологическое в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин2005 год, кандидат психологических наук Меняшев, Андрей Евгеньевич
Этнокультурные процессы у чукчей в XX столетии2011 год, кандидат исторических наук Дьячкова, Галина Семёновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки»
Актуальность исследования. В настоящее время в психологической и философской науках существенно возрос интерес к формам познания, осмысления и интерпретации мира, детерминированным иррациональными способами мировосприятия. Исследователи обратили внимание на значительный потенциал нерефлексивных форм познания, их место в формировании картины мира личности, ее особых отношений с окружающим миром, специфики сознания и самосознания.
Для описания подобных явлений в психологии и философии широко используется понятие «миф». В настоящее время наукой накоплен огромный опыт исследования явлений мифа. Миф, мифология, мифологическое сознание изучаются с точки зрения философии, истории, этнографии, антропологии, филологии, психологии и других наук. Изначально миф рассматривался как форма массового сознания, как феномен культуры, как элемент фольклора. Традиционно под мифом понимается текст религиозно-мистического характера. Однако, как отмечает О.А.Карлова, большинство современных определений мифа вообще не соотносятся ни с понятиями «религия» и «религиозность», ни с понятием «текст».
Миф в широком смысле можно понимать как этнокультурную основу мировоззрения, общую для всех представителей культуры. Различные исследователи выделяют следующие характерные черты мифологического миропонимания: безразличие к противоречиям, наличие «мистических» коллективных представлений, отсутствие границы между естественным и сверхъестественным (Л.Леви-Брюль); оперирование чувственными образами, в отличие от логического мышления, оперирующего абстракциями (К.Леви-Строс); придание символического значения любому объекту, живому и неживому (М.М.Маковский, М.Элиаде); чувство слитности с коллективом и миром в целом, растворение индивидуального сознания в гармоничном единстве (Ф.Х.Кессиди); вера в эффективность воздействий на окружающий мир мистическими методами с целью достижения желаемого (Дж.Фрэзер, З.Фрейд) и др. Мифы как результат иррационального познания окружающего в том или ином виде функционируют в любой культуре и обеспечивают гармоничную и непротиворечивую картину мира, основанную на непосредственно-чувственном мировосприятии. Наиболее ярко влияние мифа на мировоззрение и миропонимание проявляется в так называемых традиционных культурах, где личность не вырвана из первоначального синкрезиса; тем не менее, и в современном обществе мировоззрение отнюдь не лишено элементов мифологического. Мифы нагружают объекты и явления окружающего мира дополнительными смыслами, мифосемантикой (A.M.Лобок), характерной для данной культуры. Под влиянием этнокультурного мифологического мировоззрения формируется мифологическая составляющая личности, включающая в виде гармоничного единства мифологическое сознание, самосознание, способы познания и т. д.
Исследования мифа, мифологической составляющей личности, мифологического сознания и самосознания, как правило, носят теоретико-обобщающий характер. На настоящий момент существует большое количество теоретических построений в области мифологии (А.М.Лобок, Н.И.Журавлева, Е.В.Улыбина и др.), однако ощущается острый дефицит эмпирических исследований особенностей мифологической составляющей личности. Связь мифа как этнокультурной основы мировоззрения с самосознанием личности нуждается в более тщательном исследовании. Изучение мифологических характеристик личности целесообразно осуществлять на материале традиционных культур, которые сравнительно недавно подверглись ассимилирующему влиянию современной культуры и в значительной степени сохранили мифологический взгляд на мир. Дефицит эмпирических исследований в этой области, недостаточная сформированность представлений об особенностях содержания и функционирования мифологического в структуре личности на современном этапе обусловили выбор темы исследования: «Особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки».
Объект исследования: мифологическое самосознание.
Предмет исследования: особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки.
Исходя из предмета и объекта исследования, была сформулирована цель исследования: выявить содержательные и структурные особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что мифологическое самосознание представителей коренных народов Камчатки характеризуется рядом содержательных и структурных особенностей, обусловленных традиционным образом жизни и сформировавшимся на его основе мировоззрением.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ психологических, философских, культурологических, лингвистических, этнографических теорий мифа;
2) выделить основные содержательные и структурные характеристики мифологического самосознания;
3) определить содержание кросс-культурных и культурно-специфических мифосемантических категорий, присущих коренным народам Камчатки и русскому этносу;
4) провести эмпирическое исследование особенностей мифологического самосознания коренных народов Камчатки;
5) выявить этнокультурные особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки по сравнению с представителями русского этноса, проживающими на той же территории.
Методологической основой исследования являются:
- символические теории мифа (Э.Кассирер, К.Юнг, М.Элиаде);
- философские и психологические теории мифологической компоненты личности (К.Хюбнер, А.Ф.Лосев, А.М.Лобок);
- теории этнокультурной вариативности самосознания (В.С.Мухина, В.В.Вяткин, ВЛО.Хотинец);
- психосемантические теории образа «Я» и образа мира (Ч.Осгуд, В.Ф.Петренко, В.Н.Серкин, Е.Ю.Артемьева, А.Н.Леонтьев).
В соответствии с гипотезой и задачами исследования были отобраны следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, философской, культурологической, этнографической литературы по теме исследования;
- контент-анализ содержания современных символических действий представителей коренных народов Камчатки и русского этноса с целью выделения основных этнокультурных мифосемантических категорий; комплексная психосемантическая методика исследования особенностей мифологического самосознания, включающая: 1) ассоциативный эксперимент; 2) модифицированный ассоциативный эксперимент; 3) модифицированный семантический дифференциал;
- тестирование: 1) методика предельных смыслов Д.А.Леонтьева; 2) модифицированный вариант методики «Образ мира» проективный рисуночный тест «Я и мир, в котором я живу»; 3) тест установок личности на себя «Кто Я» М.Куна-Т.Макпартлэнда;
- методы вторичной статистической обработки данных (% -критерий, Ф*-критерий Фишера, t-критерий Стьюдента);
- качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft EXCEL ХР.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и сформулированных на их основе выводов обеспечены использованием валидных и надежных психодиагностических методов, адекватных предмету, целям и гипотезе исследования; репрезентативной и достаточно объемной выборкой, корректным применением методов статистической обработки данных.
База исследования.
Эмпирическую базу исследования составили представители коренных народов Камчатки и русского этноса, проживающие в различных районах Камчатской области (г. Петропавловск-Камчатский, с. Анавгай, с. Эссо) и Корякского автономного округа (п. Палана, п. Оссора, п. Ковран, п. Слаутное, п. Хаилино, п. Воямполка).
Экспериментальную группу составили представители коренных этносов Камчатки (коряки, ительмены, эвены, чукчи) в количестве 75 человек; в контрольную группу вошли представители русского этноса в количестве 72 человек. Выбор респондентов для исследования предполагал равенство обеих групп по демографическим характеристикам, уровню образования, особенностям места жительства. В исследовании участвовали респонденты в возрасте от 18 до 60 лет.
Научная новизна работы состоит в том, что автором дана характеристика мифологического самосознания как обусловленного этнокультурным контекстом осознания личностью себя через установление особой взаимосвязи образа «Я» и образа мира на основе мифосемантических категорий. Предложена модель мифологического самосознания, описаны его структурные и содержательные характеристики. Выделены и описаны кросс-культурные и этнокультурные (характерные для коренных народов Камчатки и русского этноса) мифосемантические категории. Эмпирически выявлены особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки: синкретичность, конкретность и высокая внутренняя связность образов «Я», «Мир»; гармоничность, позитивность и целостность образа мира; деятельностно-практический и мифосемантический уровень идентификации с миром на основе этнокультурных мифосемантических категорий.
В соответствии с целями исследования были разработаны модифицированные варианты семантического дифференциала, ассоциативного эксперимента, проективного рисуночного теста «Образ мира», которые могут быть использованы в рамках дальнейшего изучения мифологического самосознания на материале различных этнических и социальных групп.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о роли мифологической составляющей в структуре личности, о содержании и структуре мифологического самосознания. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при изучении этносоциокультурной вариативности мифологического самосознания и отдельных сторон мифологического в структуре личности, при разработке общей концепции мифологической составляющей личности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при подготовке студентов психологических специальностей и в процессе повышения квалификации психологов-практиков. Полученные данные могут быть использованы для создания лекционных курсов, семинарских занятий по этнологии, этнопсихологии, психологии религии; в системе повышения квалификации преподавателей, в том числе в национальных школах; в практике консультирования; при разработке социальных программ для оптимизации взаимодействия в поликультурной среде.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мифологическое самосознание представляет собой особый способ осознания себя в мире, характеризующийся высокой степенью интеграции образа «Я» и образа мира на основе мифосемантических категорий, обусловленных этносоциокультурным контекстом.
2. Структура мифологического самосознания характеризуется тенденцией к упрощению окружающей действительности, стремлением к единообразию и непротиворечивости образа «Я» и образа мира, высоким уровнем внутренней связности образа «Я» и образа мира.
3. Содержание мифологического самосознания характеризуется наличием мифосемантических категорий разных уровней: кросс-культурного, этнокультурного и индивидуально-метафорического порядка, а также позитивным настроем по отношению к себе и к миру.
4. Мифологическое самосознание коренных народов Камчатки характеризуют следующие этнокультурные особенности:
- конкретность, предметность и низкая степень детализации образов «Я», «Мир», их слитность и синкретичность;
- высокая внутренняя связность образов «Я», «Мир»; их единообразие, позитивность, непротиворечивость; гармоничность взаимоотношений в системе «Я - мир», внутреннее единство этой системы;
- деятельностно-практический и мифосемантический способ идентификации с миром на основе этнокультурных мифосемантических категорий.
Апробация и внедрение результатов. Данные, полученные в исследовании, были представлены в докладах на следующих внутривузовских, межвузовских, региональных и международных научно-теоретических и научно-практических конференциях КамГУ имени Витуса Беринга в 2004-2006 годах: «Этноэкологические традиции коренных народов Севера: взгляд в будущее», «Культурно-образовательное пространство народов Севера», «Материальная и духовная культура народов Камчатки», «Высшая школа как важнейший государственный ресурс регионального развития», «Личность в экстремальных условиях». Результаты исследования обсуждались на заседаниях Лаборатории психологических исследований проблем развития личности в течение 20042006 годов. Доклады по теме исследования были представлены на научно-методологических семинарах кафедры теоретической и прикладной психологии КамГУ имени Витуса Беринга. Материалы исследования использовались при подготовке и проведении лекционно-практических курсов «Этнопсихология», «Этнопсихологические исследования», «Психология религии» в КамГУ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 187 источников, и
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки2003 год, кандидат психологических наук Бучек, Альбина Александровна
Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов: на материале исследования народов Дагестана2008 год, доктор психологических наук Гаджимурадова, Зугра Магомедовна
Историко-культурные формы дарообмена и этнического сувенира народов Камчатки2006 год, кандидат исторических наук Ерискина, Наталья Викторовна
Воплощение представлений о браке в повествовательном фольклоре коренных народов Камчатки: На материале Вороньего цикла2005 год, кандидат филологических наук Голованёва, Татьяна Александровна
Правовой статус коренных малочисленных народов Камчатки2006 год, кандидат юридических наук Гаврилова, Нина Ивановна
Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Семенова, Светлана Владимировна
Общие выводы по итогам эмпирического исследования
Мифологическое самосознание представителей коренных народов Камчатки имеет свои структурные и содержательные особенности. Структура мифологического самосознания коренных народов Камчатки характеризуется следующими чертами:
1. Синкретичность, конкретность и предметность образов «Я» и «Мир», низкая степень детализации описаний «Я» и «Мира», проявляющиеся в меньшей продуктивности описаний образов «Я», «Мир», предпочтении конкретно-предметных описаний, однородности описаний.
2. Низкая степень дифференцированное™, слитность, синкретичность системы «Я - мир», проявляющаяся, с одной стороны, в слабой детализации описаний, с другой стороны, в семантической насыщенности описательных категорий, их мифосемантическом наполнении.
3. Целостность, позитивность, непротиворечивость и гармоничность образов «Я», «Мир», выраженные в единообразии этих образов, малом количестве внутренних противоречий.
4. Высокая внутренняя связность образов «Я», «Мир», выраженность межуровневых связей мифосемантических категорий.
В качестве особенностей содержания мифологического самосознания коренных народов Камчатки выделены:
5. Высокая представленность категорий окружающей среды в образе мира; восприятие мира как живого существа.
6. Восприятие «Я» и мира в позитивных категориях.
7. Деятельностно-практический и мифосемантический способ идентификации с миром на основе этнокультурных мифосемантических категорий.
161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мифологическое самосознание рассматривалось в качестве этнокультурного феномена, опосредуемого особенностями мировоззрения. Было сформулировано определение мифологического самосознания как образа себя в мире, осознания себя в системе взаимоотношений «Я - мир», характера интеграции Я в картину мира, обусловленного этносоциокультурным контекстом. В качестве базовой характеристики мифологического самосознания было выделено ощущение сопричастности миру, единства естественного и сверхъестественного, выражающееся, в частности, в иррациональном убеждении в своей способности мистически влиять на мир и в способности мира мистически влиять на личность.
На основе теоретического анализа были определены структурные и содержательные характеристики мифологического самосознания, положенные в основу эмпирического исследования: конкретность и предметность образа «Я» и образа мира, семантический параллелизм образов «Я», «Мир» (описание себя и мира в одних и тех же категориях); стремление к единообразию и непротиворечивости образов «Я», «Мир», обусловленные общностью категорий, лежащих в их основе; целостность, позитивность, непротиворечивость и гармоничность образа мира; высокий уровень общей связности образов «Я, мир», проявляющейся как в виде цельности образов и большого количества внутренних связей «горизонтального» порядка, так и в виде более тесной связи между различными уровнями мифосемантических категорий «Я», «Мир»; позитивный настрой по отношению к себе и к миру, обусловленный гармоничностью и непротиворечивостью картины мира и высокой степенью интеграции «Я» в картину мира; наличие мифосемантических категорий различных уровней: кросс-культурного, этнокультурного и индивидуально-метафорического порядка.
Эмпирическое исследование позволило выявить следующие особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки:
1. Структура мифологического самосознания коренных народов Камчатки характеризуется следующими чертами: конкретность и предметность образов «Я» и «Мир», низкая степень детализации описаний «Я» и «Мира»; слитность, синкретичность, низкая степень дифференцированное™ системы «Я - мир», проявляющаяся, с одной стороны, в слабой детализации описаний, с другой стороны, в семантической насыщенности описательных категорий, их мифосемантическом наполнении; целостность, позитивность, непротиворечивость и гармоничность образа мира; высокая внутренняя связность образов «Я», «Мир», выраженность межуровневых связей мифосемантических категорий.
2. В качестве особенностей содержания мифологического самосознания коренных народов Камчатки выделены: описание образа мира преимущественно в категориях окружающей среды; восприятие мира как живого существа; восприятие «Я» и мира в позитивных категориях; деятельностно-практический и мифосемантический способ идентификации с миром на основе этнокультурных мифосемантических категорий.
Исследование позволило сделать вывод о том, что мифологическое самосознание является феноменом, присущим любым этнокультурным и социальным группам, однако его содержательное наполнение и структурные особенности различаются для этих групп.
На наш взгляд, полученные результаты могут стать началом новых теоретических и эмпирических исследований. В настоящее время в психологической науке назрела необходимость разработки общей концепции мифологической компоненты личности, включающей особенности мифологического сознания, самосознания, мышления, восприятия, картины мира и т.д. В рамках осуществления этой цели представляет значительный интерес более глубокий анализ содержания кросс-культурных мифосемантических категорий, исследование этнокультурных особенностей мифологического самосознания на материале различных этносов, выделение на основе собранных данных определенных культурных типов мифологизации личности. В частности, нам представляется перспективным исследование мифологических аспектов личности у коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока России.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Семенова, Светлана Владимировна, 2006 год
1. Аксенова, Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей Текст.. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 272 с. - (Серия «Руководство практического психолога»)
2. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее Текст. / К.Г.Юнг, Э. Сэмлюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк. М.: Мартис, 1995. - 320 с.
3. Андреев, Ю. В. Поэзия мифа и проза истории Текст. . JL: Лениздат,1990.—223 е., ил.— (Культура и религия).
4. Анисимов, А.Ф. Космогонические представления народов Севера Текст. М.-Л: Наука, 1959. - 516с.
5. Антропова, В.В. Культура и быт коряков Текст. Л.: Наука, 1971. -216с.
6. Антропова В.В. Расселение ительменов в первой половине XVIII в. Текст. ИВГО, Т. 81, Вып. 4, 1949. - С.414-419.
7. Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие Текст. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.-400 с.
8. Ю.Арктика мой дом: Народы севера земли Текст. - М.: Северные просторы, 2001.-288 с.
9. П.Афанасьев, А. Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии Текст. / Сост., подготовка текста, статья, коммент. А.Л.Топоркова. М.; Издательство «Индрик»,1996. - 640 стр.
10. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре Текст. СПб.: Наука, 1993.-237с.
11. З.Барт, Р. Мифологии Текст. Пер с фр., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. - М.: Изд-во им Сабашниковых, 1996. - 312 с.
12. М.Батракова, С.П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века Текст./ С.П.Батракова. М.: Наука, 2002.-215 е.: ил.
13. Батьянова, Е.П. Материалы по традиционному мировоззрению чукчей и коряков Текст.//Сибирский этнографический сборник. -М.: Наука, 1993.-Вып. 6.-Кн.1.: Народы Сибири. -С.44-56.
14. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи Текст. М.: Наука, 1985.-321 с.
15. Башляр, Г. Психоанализ огня Текст. -М.: Алетейя, 1993. 121 с.
16. Белик, А.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии Текст. М.: Российск. гуманит. ун-т, 2001. - 378 с.
17. Белик, А.А. Психология культур: от архаических обществ к современной культуре Текст. // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. А.А.Белика. М.: Смысл, 2001. - 555 с.
18. Беллиская, М.Х. Шаманские представления о мире у народов Восточной Азии (эвены) Текст. // Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 1998. - №1. -С.38-54.
19. Бергман, С. По дикой Камчатке Текст. Петропавловск-Камчатский: Книжное издательство «Камчатский печатный двор», 2000.- 166 с.
20. Бледнова, Н.С., Вишняцкий Л.Б., Гольдшмидт Е.С., Дмитриева Т.Н.,. Шер Я.А. Первобытное искусство: проблема происхождения Текст. / Под общей редакцией Я.А.Шера. Кемерово, Кемеровский государственный институт искусств и культуры, 1998. - 211 стр.
21. Богораз, В.Г. Материальная культура чукчей Текст. М.: Наука, 1991.-222с.
22. Богораз-Тан, В. Г. Чукчи Текст. Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1934. - 191 с.
23. Борко, Т.И. Шаманизм: От архаических верований к религиозному культу. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. - 152 с.
24. Бучек, А. А. Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки Текст. -Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского Государственного Педагогического Университета, 2004. 174 с.
25. Васильевский, Р.С. Происхождение и древняя культура коряков Текст. Новосибирск: Наука, 1971. - 251 с.
26. Вдовин, И.С. Очерки истории и этнографии чукчей Текст. М. - JL: Наука, 1965.-404с.
27. Володин, А.П. Ительмены Текст. /Отв. ред. Н.Б.Вахтин. СПб.: Просвещение. - 1995. - 127с.
28. Вяткин, Б. А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности Текст. // Психологический журнал, 1996, Т. 17,№5.-с. 69-75.
29. Гаер, Е. А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX -начале XX в. Текст.-М.: Мысль, 1991.- 127 с.
30. Голан, А. Миф и символ Текст. 2-е изд. - М.: Русслит, 1994. - 375 е.: ил.
31. Голд, Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии Текст.: Пер. с англ. / Авт. предисл. С. В. Федулов. М.: Прогресс, 1990.-304 с.
32. Григорьева, Г. П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком Текст. // Культура, человек и картина мира / Отв. ред. Арнольдов А. И., Кругликов В. А. М.: «Наука», 1987. - 350 с. - с. 50-65.
33. Губогло, М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки Текст. / М.Н. Губогло; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. - 764 с.
34. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта Текст. Пер. с англ. -М.: Наука. 1993.-432 с.
35. Еремина, В.И. Ритуал и фольклор Текст. Л.: Наука, 1991.-208 с.
36. Ершова, Г.Г., Черносвитов П.Ю. Наука и религия: новый симбиоз? Моделирование картины мира: исторический, психологический,системный и информационный аспекты Текст. СПб.: Алетейя, 2003.-368с.
37. Журавлева, Н. И. Миф как способ построения картины мира: Дисс. . канд. философских наук: 09.00.13. Екатеринбург, 1998. -204 с.41.3агуменнов, В. Н. Об обряде сожжения умершего на севере Камчатки Текст. // Северные просторы, 1992. №3-4. - с.35-36.
38. Знаков, В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия Текст. // Проблема субъекта в психологической науке / Под. ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Академический проект, 2000. с. 86-105.
39. Значение охраны священных мест Арктики: исследование коренных народов Севера России Текст. М.: АКМНСС и ДВ РФ, 2004. - 184 е., 16 цв. ил.
40. Золотарев, A.M. Родовой строй и первобытная мифология Текст. -М.: Наука, 1964.-328с.
41. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства Текст. М.: Советская Россия, 1990. - 318 е., ил.
42. Иорданский, В. Б. Звери, люди, боги. Очерки африканской мифологии Текст. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. - 319 с.
43. Иохельсон, В. И. Коряки: материальная культура и социальная организация Текст. СПб.: Наука, 1997. - 237 с.
44. История и культура коряков Текст. / Под общ. ред. А. И. Крушанова. СПб.: «Наука», 1993. - 236 с.
45. Камчатка XVII XX вв. Историко-географический атлас Текст. / под ред. Жданова Н. Д., Полевого Б. П. М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997. — 112 с.
46. Карлова, О. А. Миф и мифологическое сознание: гносеологические и онтологические основания: Дисс. . докт. филос. наук: 09.00.01 -Красноярск, 2001. 310 с.
47. Карлова, О.А. MIPHOS SAPINES МИФ РАЗУМНЫЙ Текст. - М.: Московский писатель, 2001. - 208с.
48. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке Текст. М.: Гардарика, 1998. - 784 с. (Лики культуры)
49. Касьянова, К. О русском национальном характере Текст. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. -367 с.
50. Кессиди, Ф. X. От мифа к логосу (Становление греческой философии) Текст. М.: «Мысль», 1972. - 312 с.
51. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст. М.: Изд-во МГУ, 1995.-237 с.
52. Концепция модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации Текст. / Под ред. проф. Насилова Д. М. М.: ИНПО, 2001. - 72 с.
53. Косарев, А.Ф. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость Текст. М.: Университетская книга, 2000. - 304 с.
54. Коул, М. Культурно-историческая психология: наука будущего Текст. М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН» 1997. - 432 е., ил., табл.
55. Крашенинников, С. П. Описание земли Камчатки Текст. / В 2 т. Т. 2. СПб.: Санкт-Петербургская издательская фирма РАН, 1994. - 320 с.
56. Кригер, Г.Н., Яницкий, М.С. Особенности этнического самосознания коренного малочисленного народа Сибири телеутов Текст. //
57. Вестник КРАУНЦ, серия «Гуманитарные науки», 2004, №2. Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПУ. с. 38-46.
58. Кулагина, Н. В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания: Дисс. . канд. филос. наук: 09.00.01. М., 2003. -170 с.
59. Кун, М., Маркпартленд, Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя Текст. //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. -М., Наука, 1989. с. 180-189.
60. Лебедев, В.В., Симченко, Ю.Б. Ачайваямская весна Текст. М.: Мысль, 1983.- 143с.
61. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении Текст. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с. - (Серия: «Психология: Классические труды»).
62. Леви-Строс, К. Первобытное мышление Текст. / Пер., вступ. ст. и прим. А.Б.Островского. М.: Республика, 1994. - 384 е.: ил. -(Мыслители XX в.).
63. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики Текст. 4-е изд., испр. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
64. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды Текст. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 448 с. - (Серия «Психологи Отечества»).
65. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.
66. Леонтьев, А.Н. Образ мира Текст. // Избранные психологические произведения, т. 2.-М.: Педагогика, 1983.-е. 251-261.
67. Леонтьев, Д. А. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность Текст. // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / под ред. В.И. Кабрина и О.И Муравьевой. -Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 11-29.
68. Леонтьев, Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали Текст. //Психологический журнал, 1996. Т. 17. - №5. - с. 1930.
69. Леонтьев, Д.А. К типологии жизненных миров Текст. // 2 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / под ред. Д.А.Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. с. 114-116.
70. Леонтьев, Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство Текст. М.: Смысл, 1999. - 36 с.
71. Лифшиц, М.А. Мифология древняя и современная Текст. М.: Искусство, 1980. - 582 с.
72. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология Текст. / Под общ. ред. А.А.Белика. М.: Смысл, 2001. - 555 с.
73. Лобок, A.M. Антропология мифа Текст. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. - 688 с. (Библиотека философа: Философский андеграунд Урала).
74. Лобок, А. М. Психология мифа: Дисс. . д-ра психол. наук в форме науч. докл.: 19.00.01. М., 1998.-55 с.
75. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа Текст. / Сост., подг. текста, общ. ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. М.: Мысль, 2001. - 558, 1. е., 1 л. портр. - (Филос. наследие).
76. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф Текст. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-480 с.
77. Ляпунова, Р.Г. Алеуты: Очерки этнической истории Текст. Л.: Наука, 1987.-228с.
78. Маковский, М. М. Язык миф - культура: Символы жизни и жизнь символов Текст. - М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук, 1996. - 330 с.
79. Маковский, М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов Текст. М.: Владос, 1996.-415 с.
80. Малиновский, Б. Магия, наука и религия Текст. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», 1998. - 304 с. Серия "Astrum Sapientiae".
81. Малкаи, Г. А. Традиционное целительство Первоначальных Людей Канады Текст. // Психотерапия, 2004, №5. с. 19-24.
82. Мамардашвили, М. К., Пятигорский, А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке Текст. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. - 216 с.
83. Мацумото, Д. Психология и культура Текст. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 416 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).
84. Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа Текст. / Сборник. Переводы с нем. — Львов:
85. Инициатива; М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 512 с. -(Археология сознания).
86. Мелетинский, Е.М. Избранные статьи. Воспоминания Текст. /Отв. ред. Е.С.Ноник. М.:Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 576 с.
87. Мелетинский, Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона Текст. М.: Наука, 1979.-230 с.
88. Меняшев, А. Е. Мифологическое в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин: Автореф. дисс. . канд. психол. наук: 19.00.01.-Хабаровск, 2005.-22 с.
89. Мифы и мифология в современной России Текст. Под редакцией К.Аймермахера, Ф.Бомсдорфа, Г.Бордюгова. М.: АИРО-ХХ, 2000. -216с.
90. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Текст. / Гл. ред. С.А.Токарев. М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1997. -Т.1. А-К.-671 е., ил.
91. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Текст. / Гл. ред. С.А.Токарев. М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1997. -Т.2. К - Я. - 719 е., ил.
92. Мордовцева, Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе Текст.// Таганрог: Издательство ТИУиЭ, 2001. 120 с.
93. Моррис, Ч. У. Основания теории знаков Текст. / В кн. Семиотика. Сост. и общ. ред. Ю. С. Степанова. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. - 328 с. - с. 35 - 88.
94. Московичи, С. Машина, творящая богов Текст. / Пер. с фр. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. - 560 с.
95. Мухаметшина, Н.С. Основные элементы националистической идеологии Текст. // Социология и социальная работа, 2004, №1.-с.9-18
96. Мухина, B.C., Павлов, С.М. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера Текст. // Развитие личности, 2001, № 3 4. - с. 55 - 75
97. Мухина, B.C. Современное самосознание народностей Севера Текст. //Психологический журнал. 1988. - Т.9. - №4. - С.44-53.
98. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности Текст. // Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - 544 с. - с. 223 -226.
99. Нестерова, А.А. Социально-психологические детерминанты семейных мифов: Автореф. дисс. . канд. психол. наук: 19.00.05. -Москва, 2004. 22 с.
100. Николаева, Н.А., Сафонов В. А. Истоки славянской и евразийской мифологии Текст. М.: Белый волк: Крафт: Облиздат, 1993.-310с.
101. Никольский, Н.М. Избранные произведения по истории религии Текст. М., «Мысль», 1974. - 269 с. (Акад обществ, наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма. Науч.-атеистич. б-ка).
102. Обухов, А. С. Исторически обусловленные модификации образа мира Текст. // Развитие личности, 2003, №4. с. 51 - 68.
103. Ожигова, J1.H. Исследование тендерной идентичности и тендерных стереотипов личности Текст. // Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. СПб.: Питер, 2003. - 480 е.: ил. - (Серия «Практикум по психологии). - с. 164-170.
104. Орлова, Е.' П. Ительмены: историко-этнографический очерк Текст. СПб.: Наука, 1999. - 169 е., ил.
105. Павлова, В. А. Магия как форма вненаучного знания и психологического воздействия: Дисс. . канд. филос. наук: 09.00.11. Чебоксары, 2000, - 180 с.
106. Панов, Е. Н. Знаки, символы, языки Текст. М.: «Знание», 1980. -192 с.
107. Пелипенко, А. А., Яковенко, И. Г. Культура как система Текст. -М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. 376 с.
108. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики Текст. М.: Изд-во МГУ, 1997.-400 с.
109. Петренко, В.Ф., Митина, О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета) Текст. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. - 214 с.
110. Петров, В.М. Количественные методы в искусствознании. Выпуск 1. Пространство и время художественного мира Текст. -М.: Смысл, 2000.-204 с.
111. Петухов, В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления Текст. И Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1984, №4. с. 13-20.
112. Пивоев, В. М. Миф в системе культуры Текст. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория, 1999. -216 с.
113. Пивоев, В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира Текст. Петрозаводск: Карелия, 1991. - 111 с.
114. Пирс, Ч. Логические основания теории знаков Текст. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СпбГУ; Алетейя, 2000. - 352 с.
115. Питина, С. А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира: Дисс. . докт. филол. наук: 10.02.19. Челябинск, 2002. - 364 с.
116. Пономаренко, А.К. Древняя культура ительменов Восточной Камчатки Текст. М.: Наука, 1985. - 235с.
117. Попов, М.И. Истоки коряков Текст. М., Палана: Российская академия естественных наук, Корякское региональное отделение секции межотраслевых эколого-экономических исследований (МЭЭСИ), 2000.- 140 с.
118. Постановление о Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации от 24 марта 2000 г. Текст. // Северные просторы, 2000. №1. - С.63.
119. Потебня, А.А. Слово и миф Текст. -М.: Правда, 1989. 623 с.
120. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX начало XX в.) Текст. - Л.: Наука, 1976.-332 с.
121. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки Текст. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986.-355 с.
122. Психологическое тестирование личности: Теория и практика Электронный ресурс. / Диск 3: В глубине подсознания. Электрон, текст, дан. - М.: ИД «Равновесие», ООО «Тривола Консалтинг Групп», 2004. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
123. Психология. Словарь Текст. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. -494 с.
124. Пятигорский, А. М. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа Текст. М.: «Языки русской культуры», 1996. - 279 с.
125. Режабек, Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ) Текст. -М.: Едиториал УРСС, 2003. 304 с.
126. Роббек, В.А. Изображение оленя в мифах эвенов Текст. // Ученые записки Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена. Л.: ЛГУ, 1986.-с.78-84
127. Романенко, Ю.М. Реальность мифа Текст. // Метафизические исследования. Выпуск 3. История. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете СПбГУ. — СПб.: Изд-во "Алетейя", 1997. С. 355-358.
128. Романова, А. В., Миреева, А. Н. Фольклор эвенков Якутии Текст. Л.: Изд-во «Наука», 1971. - 330 с.
129. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. СПб.: Питер, 2002. - 720 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
130. Савчук, В.В. Новации и архаические элементы сознания Текст. // Философские науки, 1991, № 10. с. 3 - 20.
131. Санжаева, Р.Д. Этнопсихокультура личности Текст. // Вестник КРАУНЦ, серия «Гуманитарные науки», 2004, №2. Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПУ. с. 47-54.
132. Свирепо, О. А., Туманова, О. С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии Текст. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 270 с.
133. Северная энциклопедия Электронный ресурс. / Рос. акад. наук. -Электрон, текст, дан. М.: ГУП «Северные просторы», 2004; ООО «Европейские издания», 2004. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
134. Сердюков, Ю.М. Демифологизация магии Текст. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2003. - 154 с.
135. Сердюков, Ю.М. Критический очерк психофизиологии дуализма: Монография Текст. / Ю.М. Сердюков. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003.-94 с.
136. Серкин, В. П. Методы психосемантики Текст. М.: Аспект-Пресс, 2004. - 207 с.
137. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. СПб.: ООО «Речь», 2002. - 350 е., ил.
138. Славянская мифология. Энциклопедический словарь Текст. М.: Международные отношения, 2002. - 512 с.
139. Соколов, А.В. Библиотечная мифология: постановка проблемы. -М., 2005. Режим доступа: libconfs.narod.ru/2005/sl/slp30.htm -05.01.2006.
140. Солдатова, Г.У. О методических проблемах этнопсихологического исследования Текст. // Психологический журнал, 1992, Т. 13, №4 с. 33-44.
141. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание Текст. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.
142. Стеблин-Каменский, М. И. Миф Текст. J1.: Наука, 1976. - 324 с.
143. Стебницкий, С. Н. Очерки этнографии коряков Текст. СПб.: Наука, 2000.-235 е., ил.
144. Стебницкий, С.Н. Шаманские сеансы: Шаманизм у коряков // Мир Севера, 1997. №1. - С.35-38.
145. Стеллер, Г. В. Описание земли Камчатки Текст. -Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 1999. 287 с.
146. Степанов, В. В зеркале переписи Текст. // Северные просторы, 2004/2005.-с. 8-11.
147. Столин, В. В. Самосознание личности Текст. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. - 284с.
148. Сухарев, А. В. Этническая функция культуры и психические расстройства Текст. // Психологический журнал, 1996, Т. 17, №2. с. 129- 136.
149. Тайлор, Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре Текст. / Пер. с англ. Д.А.Коропчевского. Смоленск: Русич, 2000. - 624 е., ил. -(Популярная историческая библиотека).
150. Тишков, В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии Текст. / В.А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. - 544 с.
151. Токарев, С. А. Ранние формы религии и их развитие Текст. М.: Изд-во «Наука», 1964. - 399 с.
152. Туровский, М.Б., Туровская, С.В. Мифология и философия как формы знания Текст. // Философские науки, 1991, №10. с. 21 -33.
153. Тэрнер, В. Символ и ритуал Текст. Сост. и автор предисл. В. А. Бейлис. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. - 277 е., ил. («Исследования по фольклору и мифологии Востока»)
154. Тюников, Ю.С. Педагогическая мифология Текст. / Ю.С. Тюнников, М.А.Мазниченко. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.-352 с.
155. Улыбина, Е. В. Обыденное сознание в картине мира личности: психосемантический подход: Дисс. . докт. психол. наук: 19.00.01. -Ставрополь, 1999.-368 с.
156. Улыбина, Е. В. Обыденное сознание: продуктивность противоречий в развитии сознания // Мир психологии, 1999, №1. с. 128- 140.
157. Уолш, Р. Дух шаманизма Текст. Пер. с англ. С. Каноненко. -М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 288 с.
158. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России Текст. / Сост. А.А.Бурыкин, Е.Р.Акбальян. М.: Северные просторы, 2002. - 384 с. (Северная библиотека школьника).
159. Фрейд, 3. Тотем и табу Текст.: Пер. с нем. / 3. Фрейд. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 253,[3] с. - (Философия. Психология).
160. Фрэзер, Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете. М.: Политиздат, 1989.-542 с.
161. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии Текст. / Пер. с англ. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»», 1998. - 784 с. - (Классическая философская мысль).
162. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание Текст. СПб.: Алетейя, 2000. - 240с.
163. Хюбнер, К. Истина мифа Текст. : Пер. с нем. М.: Республика, 1996. - 448 с. - (Мыслители XX века)
164. Хюбнер, К. Нация: от забвения к возрождению Текст. / Перевод с немецкого А. Ю. Антоновского. М.: Канон +, 2001. - 400 с.
165. Чудова, Н. В. Мифологическая составляющая образа «Я» Текст. // Психологический журнал, Т. 20, №5. с. 45 - 50.
166. Шапарова, Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии: Около 1000 статей Текст. / Н. С. Шапарова. — М.: ООО "Издательство ACT": ООО "Издательство Астрель": ООО "Русские словари", 2001. — 624 с.
167. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт Текст. . -СПб.: Речь, 2002. 480 е., ил.
168. Шнейдер, Л. Б. Смерть как ритуальное, профессиональное и материальное Текст. // Развитие личности, 2002, №4. с. 83 - 99; Развитие личности, 2003, №1. - с. 78 - 96.
169. Щепанская, Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX XX вв. Текст. - М.: Индрик, 2003. - 528 с.
170. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи Текст. СПб.: Питер, 1999. - 652с.
171. Элиаде, М. Аспекты мифа Текст. М.: Академический проект, 2001.-240 с.
172. Элиаде, М. Трактат по истории религий. Том 1 Текст. / Пер. с франц. А. А. Васильева. СПб.: Алетейя, 2000. - 394 с. - (Миф, религия, культура).
173. Элиаде, М. Трактат по истории религий. Том 2 Текст. / Пер. с франц. А. А. Васильева. СПб.: Алетейя, 2000. - 394 с. - (Миф, религия, культура).
174. Энциклопедия мистических терминов Текст. / Авт.-сост. С.Васильев и др. М.: Астрель, 2001. - 576 с.
175. Этнопсихологический словарь Текст. / Под ред. В.Г. Крысько. -М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 343с.
176. Юнг, К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов Текст. / К. Г. Юнг; Пер. А. А. Спектор. Мн.: Харвест, 2004. - 400 с.
177. Reid В., Bringhurst R. The raven steals the light (with a preface by Claude Levi-Strauss). Vancouver / Toronto: Douglas & Mclntyre; Seattle: University of Washington Press, 1996. p. 101.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.