«Особенности изображения и эволюция восприятия в произведениях Фазлиддина Мухаммадиева» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Хомидова Манзура Иномовна

  • Хомидова Манзура Иномовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, Таджикский национальный университет
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 165
Хомидова Манзура Иномовна. «Особенности изображения и эволюция восприятия в произведениях Фазлиддина Мухаммадиева»: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Таджикский национальный университет. 2019. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хомидова Манзура Иномовна

Введение

Глава1. Авторское начало в произведениях Фазлиддина Мухаммадиева

1.1. Объективное и субъективное повествование в произведениях писателя

1.2.Роль фабулы и популярной литературы в отражении феномена авторского «я» писателя

1.3. Значение элементов беллетристики в отражении воззрений автора

Глава 2. Правда жизни и ее художественная интерпретация в творчестве Фазлиддина Мухаммадиева

2.1. Реальная и художественная действительность в произведениях Фазлиддина Мухаммадиева

2.2. Связь публицистических воззрений и художественного описания

Глава 3. Поэтика документальной прозы Ф. Мухаммадиева

3.1.Жанр и стильпроизведений Фазлиддина Мухаммадиева

3.2. Художественность в публицистическом тексте

3.3. Особенности авторской речи и речи героя

3.4.Рольдиалога в создании модели изображения и восприятия

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему ««Особенности изображения и эволюция восприятия в произведениях Фазлиддина Мухаммадиева»»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. В концеХХ и начале XXI веков в мировом сообществе произошли большие преобразования, коренным образом изменившие государственный строй многих стран, в том числе стран бывшего Советского Союза и их идеологической доктрины. Преобразования произошли и в Таджикистане, в особенности в период обретения независимости. Эти перемены коснулись культурной и научной сфер, вследствие чего появились новые научные направления, как в гуманитарных, так и в точных науках, в том числе в литературоведении. За 20 лет независимости взгляды ученых на историю и литературу претерпели коренное изменение, стали другими критерии оценки литературы, ее содержание, возникли новые отрасли науки, а также наметились дальнейшие перспективы исследований в области литературоведения. Вместе с тем таджикские ученые, основываясь на научные достижения ведущих научных школи центров, способствовали развитию новых направлений фундаментальных и прикладных научных дисциплин.

Система форм изменяющегося слова, модель постановки проблем и их решения, методов исследования и т.д., признанной сегодня одной из важных проблем таджикской филологии, привлекла внимание зарубежных учёных ещё в XIX веке. Особенного вниманиязаслуживают научные разработки известных русских и французских учёных, посвящённые этой проблеме. К сожалению, в таджикском литературоведении исследованию данной проблемы не было уделено должного внимания, в связи с чем, в ходе изучения и научной интерпретациитворчества Ф. Мухаммадиева, мы предприняли попытку подвергнуть всестороннему анализу вопросы изображения и восприятия в произведениях этого писателя.

В таджикском литературоведении данный вопрос в некоторой степени

изучен в научном труде А. Саъдуллаева «Хосияти адабиёт» («Специфика

3

литературы»), однако других исследований в этом русле в таджикской науке не наблюдается. В ходе исследования проблем изображения и восприятия в произведениях Ф. Мухаммадиева мы опирались на достижения отечественных и зарубежных учёных в этой области.

Актуальность исследуемой темы в таджикском литературоведении обусловлена тем, что роль изображения и восприятия в произведениях, посвящённых художественному исследованию действительности достаточно весома. Она проявляетсяв пояснении функции диалога при интерпретации речи героя произведения, при раскрытии глубинных мыслей, элементов беллетристики в сюжетной композиции и изображении произведений Ф.Мухаммадиева исвязанас реальной действительностью общества, в особенности конца XX века. Известно, что человек проявляет свою сущность и свое предназначение в зависимости от того, как он строит сам свою жизнь. Этот тезис в произведениях Ф. Мухаммадиева находит достойное выражение. Популярная литература и способ её сюжетного построения наряду с физическими и духовными назначениями личности являются миру через образы различных людей, различными способами связи и отношениями человека с миром, на что писатель обращает особое внимание.

Необходимо также отметить, что произведениямФ. Мухаммадиева присуще гуманистическая направленность и превознесение высоких человеческих качеств. В художественной концепции писателя, впитавшей в себя идеалы древнеперсидской литературы и средневекового исламского мира, органично переплетаются мировоззренческие тенденции различных культур, в особенности восточной и западной. Эта особенность наблюдается в большей части произведений писателя.

Анализ художественных особенностей прозы Ф. Мухаммадиева

приводит к несомненному выводу о том, что в сочинениях этого незаурядного

писателя выдвигаются существенные, общезначимые вопросы, многообразно

4

решается задача нравственного воспитания человека, но все это до сих пор не было предметом монографического исследования.

Степеньизучения темы. Возрастание исследовательскогоинтереса ученых к изучению и глубокому анализу эстетической ценности творчества литераторов, отличающихся уникальным стилем художественного изложения и новациями, обусловило появление серии научных статей и серьезных научных трудов, свидетельствующих об усилении критическоговзгляда исследователей на данный период и развитии новых направлений в современном таджикском литературоведении. В этой связи исследование вопросов роли диалога в создании модели изображения и восприятия, в построении сюжетной линии произведения и его фабулы, изучение популярной литературы как выразителя оригинальных мыслей, элементов беллетристикивструктурном сюжете произведения, выявление действительности и вымысла, фантазии и реальности в ткани произведения, а также высвечивание поэтики документальной прозы Ф. Мухаммадиева имеет особое теоретическое значение.

До тех пор пока эти проблемы исследуются по отдельности, они не могут найти свое целостное решение и в этом случае могут по-разному интерпретироваться. Ф.Мухаммадиев же в своих произведениях отталкивается от данной теории, что с точки зрения современного человека и многонациональной как классической, так и современной литературы, а также мировой классической литературы, была унаследована им посредством русского языка.

В советский период исследование идейно-эстетической значимости

художественных произведений и особенностей произведений Ф.

Мухаммадиева впервые было осуществлено такими известными учеными как

Л.Демидчик, М. Шукуров,и С. Табаров. Вслед за этими учеными творчество

этого писателя, в связи с изучением вопросов публицистикистало предметом

5

изучения известных таджикских учёных Дж. Бакозаде, А. Саъдуллаева, Х. Асозаде, Ф. Турсунова, М. Шоева.

В ряду значимых трудов, посвящённых изучению творчества Ф. Мухаммадиева, следует назвать научные изыскания А. Набави, в которых исследовательподвергает всестороннему изучению художественные и публицистические произведения писателя.

Исследуяхудожественные особенности произведений Ф.Мухаммадиева, известный таджикский учёный Х. Асозаде пришёл к выводу, что «Творческая деятельность Ф. Мухаммадиева началась с издания информативных статей на колхозную тему. Изучение жизни и деятельности поколения Ф. Мухаммадиева показывает, что многие из них после окончания филологических факультетов стали заниматься творческой деятельностью. Однако Ф. Мухаммадиев до окончания школы комсомола и Московского литературного института имени М. Горького занимался журналистской деятельностью и написал целый ряд проблемных очерков и статей » (16, с.448).

Таджикский ученый Дж. Бакозаде в своей работе в частности отметил: «Исследование языковых и стилистических особенностей произведений Ф. Мухаммадиева приводит нас к заключению, что с самого начала и до конца этот писатель обладал особым стилем и владел прекрасной реалистичной прозой» (21, с.143). Подвергая исследованию в одной из своих статей роль Ф. Мухаммадиева в становлении современной таджикской прозы, учёный подчёркивает своеобразный стиль прозы писателя, его художественное мастерство и психологизм произведений, а также отличительные языковые особенности. Анализ художественных особенностей очерков, эссе, заметок, путевых дневников и в особенности рассказов писателя, приводит учёного к выводу о том, что язык его произведений отличается красочностью, обилием выразительных средств изображения и экспрессией.

Другим значимым исследованием в этой области можно назвать научный труд известного таджикского учёного С.Табарова, в котором,онподвергаяанализуидейное содержание прозы Ф.Мухаммадиева, рассматривает жанровые, композиционные и стилистические особенности его произведений. Следует отметить, что С. Табаров внёс весомый вклад в научную интерпретацию творчества Ф. Мухаммадиева и его роли в развитии современной таджикской литературы. В статьях этого ученого в книге «Жизнь, литература, реализм»(156, с.297), а также в его статье в соавторстве с X. Асозаде «Формирование индивидуального стиля писателя» (158, с.21), опубликованном 23 мая 1978 году в газете «Образование и культура» заключаются ценные научные сведения и положенияотносительно структурно-композиционных, стилистическихи художественных особенностей произведений Ф. Мухаммадиева. В своей работе мы также опирались на научные положения этого учёного.

Большую научную ценность представляют и научные работы известных

таджикских учёных Л. Демидчик и М. Шукурова, в которых были освещены

вопросы языковых и стилистических особенностей прозы Ф. Мухаммадиева.

В работах этих учёных уделяется пристальное внимание вопросам

использования писателем живой народной речи для решения художественно-

эстетических задач. В некоторых работах Л.Демидчик и М. Шукурова анализ

языкового и стилистического своеобразия произведений Ф. Мухаммадиева

предваряет краткая история использования разговорной речи в современной

таджикской прозе, в ходе освещения данного вопроса учёные на основе

конкретных примеров и иллюстраций рассматривают способы использования

разговорной речи в произведениях писателей начала и второй половины ХХ

века, в частности в произведениях таких известных писателей как С.Айни, Дж.

Икрами, Рахим Джалил, Хаким Карим, творчество которыххарактеризуется

использованием большого количества слов и выражений из разговорного

7

языка, характеризующихся выраженной экспрессивной окрашенностью и образностью. Вместе с тем, подвергая анализу языковое своеобразие произведений названных писателей, учёные приходят к тому выводу, что в некоторых случаях чрезмерное использование языковых компонентов разговорной речи ведет к снижению художественно-эстетической ценности произведений. Так, в своей книге «Х,ар сухан чоеву, хар нукта макоме дорад» («Каждое слово имеет место, и каждая мысль имеет своё предназначение») учёный приходит к выводу, что чрезмерное использование разговорной речии образныхвыражений из народной речи оказывает негативное влияние не только на «чистоту литературного языка», но и на последовательное и достоверное отображение реальных событий и в этойсвязи называет «Угловую палату» Ф. Мухаммадиева. На наш взгляд, ученый в некоторой степени прав, поскольку неумеренное использование разговорных слов и выражений не всегда является правомерным. Однако сам писатель в книге «Дустон точ,и сар» («Друзьям у нас почёт») опровергает указанные доводы учёного. Следует отметить, что в творчестве Ф. Мухаммадиева отчётливо прослеживается влияние европейской части советской литературытого периода, в особенности в части активного использования живой народной речи. И это способствовало тому, что писатель особо не ставит различия междулитературным и разговорным языком. Изучение способов использования писателем разговорной речи в своих произведениях приводит нас к тому заключению, что при исследовании данного вопроса необходимо учитывать следующие аспекты: роль Ф. Мухаммадиева в использовании разговорной речи в современной таджикской прозе конца ХХ века.

В этой связи А.Набави пишет, что в рассказах Ф. Мухаммадиева «Рох» («Путь»), «Рузи марги Усто Окил» («День смерти мастера Окила»), «Сози Мунаввар»(«Мелодия Мунаввар») и в некоторых документальных

произведенияхписательнепосредственно рисует свой образ.

8

Литературовед Дж.Бакозаде, рассматриваяхудожественные особенности рассказов писателя, диалоги и монологи в некоторых его рассказах считает одинаковыми, с чем нельзя согласиться.

Художественные произведения Ф. Мухаммадиева не раз становились предметом исследования языковедов и в этой связи заслуживают внимания научные статьи учёных Б.Камолиддинова и Ш.Рустамова, на научные положения и доводы которых мы опирались в ходе анализатворчестваписателя. Художественным особенностям произведений Ф. Мухаммадиева и при его жизни и после было посвящено большое количество статей и научных работ, как ученых, так и егодрузей и соратников, выводы и заключения которых представляют для нас большую ценность. В особенности научные работы М.Шукурова, Л.Демидчик, С.Табарова, А.Саъдуллаева, Х.Асозода, X. Мирзозаде, А. Афсахзод, А. Сатторова, М. Имомова, Н.Салимова, М.Ходжаевой, О.Худжамуродова, М.Муродова, А.Набави, Ш. Солехова представляют для нас большую научную ценность.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является определение особенностей изображения и эволюции восприятия в творческой системе Ф. Мухаммадиева и его места в истории таджикской литературы. В связи с исследованием художественной модели изображения и восприятия в произведениях Ф. Мухаммадиева подвергаются многоаспектному анализу вопросы роли диалога в интерпретации речи героев произведений, раскрытия художественного замысла, элементов беллетристики в структурном сюжете произведения,роли вымысла и действительности, поэтики документальной прозы, жанрового и стилистического своеобразия произведений, а также художественности как способа придания привлекательности публицистическому тексту.

Для достижения намеченной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- определение сюжетной линии произведений Ф. Мухаммадиева и его связи с популярной литературой, принимая во внимание развитие литературы, определениенаправлений и предпосылок возникновения и развития роли диалога в интерпретации речи героев произведений;

- определение действительности и вымысла, фантазии и реальности, выявление социального аспекта-историчность темы, определение внутренних законов развития, его связи с литературой, публицистикой, а также устным народным творчеством;

- определение языка, места диалога и изображения в произведениях Ф. Мухаммадиева, выявление традиции и новаторства в его творчестве;

- влияниехудожественной школы видныхписателей-публицистов, различных форм публицистики в связи с социальной жизнью каждого периода, с общественной, политической и культурной жизнью таджикского народа;

- определение жанрового своеобразия произведений Ф. Мухаммадиева, в особенности поэтики прозы писателя, публицистических и художественных аспектов отдельных текстов, сопоставлениехудожественного вымысла и действительности в произведениях.

Научная новизна исследования. Настоящеедиссертационное исследование в современном таджикском литературоведении является первой попыткой научной интерпретации проблем изображения и восприятия в художественном произведении. В работе уделяетсявнимание фабуле, истории еёвозникновения, ееиспользованиюв документальной прозе и художественной литературе;языку и стилю писателя, роли диалога;изучениюмировосприятия и мировоззренческих тенденций;определению основных

направленийлитературных и общечеловеческихвопросов, морально-этических воззрений писателя.

Основные положения, выносимые на защиту:

10

Основные положения, выносимые на защиту связаны с решением вопросов научной интерпретации проблемы изображения и восприятия в произведениях Ф. Мухаммадиева, в частности роли диалога, элементов беллетристикивпостроении сюжетной фабулы иизображения действительности, места вымысла и действительности в произведении, поэтики документальной прозы, художественности произведений, роли языка, в частности, диалога в решении художественных задач:

1. Отражениереальных событий, составляющихоснову художественно-эстетических воззрений и гипотез Ф. Мухаммадиева о бытии и сущности жизни и их оценка.

2. Три формы познания, составляющие теорию познания Ф. Мухаммадиева,известные ещё со средневековыхвремён: а) эмоциональное познание; б)умственные познания; в) интуитивные познания, рожденные в человеческом разуме.

3. Принадлежность Ф. Мухаммадиева к числу писателей, познавших истинный смысл жизни в период господства советской идеологии, чьё мировосприятие и идеи в дальнейшем получили развитие в произведениях его последователей.

4. Определениенравственно-этических аспектовпроизведений писателя на злободневную тему, посвящённуюотображению различных сторон жизни народа в определенный исторический период.

5. Оценка центральных идейпроизведений писателя, вобравших в себяэкономические, социальные, культурно-исторические мысли с позиции нового современного видения истории развития современной таджикской литературы.

6. Вопросы взаимовлияния религии и человека, комментируемые писателем с позиции советского человека, присущей интеллигенции того времени.

7. Достойный вклад, внесённый писателем в развитиеидей гуманизма в современной таджикской литературе.

Теоретическую основу и методологию исследования составили концептуальные суждения и научные труды отечественных и зарубежных учёных по истории и теории литературы, в том числе М.С.Черепахова, Л.С.Выгоцкого, Е.П.Прохорова, Е.Журбиной, В.В.Учёновой, М. Шукурова, Л.Демидчик, С. Табарова, А. Саъдуллаева, Х. Асозода, Х. Мирзозаде, А. Афсахзод, А. Сатторова, М. Имомова, Н. Салимова, М.Ходжаевой, О. Худжамуродова, М. Муродова, А. Набави, Ш. Солехова и др. Основными методами исследования избраны сравнительный, историко-сравнительный способы анализа. В необходимых случаях использовались методы стилистического и контекстуального анализа.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что диссертационная работа посвящена малоисследованной области таджикского литературоведения, поскольку до сих пор проблемы модели изображения и восприятия художественногопроизведения, втом числе прозы Ф. Мухаммадиева,не подвергались многоаспектному исследованию. Научные положения и выводы диссертации могут быть весьма полезны для развития данного направления таджикского литературоведения и тем самым открывают дальнейшие перспективы исследований данного цикла вопросов.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации и её рекомендации могут оказать существенную помощь в изучении программных курсов по «Истории развития современной таджикской литературы», а также при составлении учебныхпособий по истории литературы, а также проведении спецкурсов на филологических факультетах вузов, при написании научно-исследовательских, магистерских и курсовых работ и т.д.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были доложены на научныхконференцияхпрофессорско-преподавательского состава Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (2012-2018). Основные положения диссертации отражены в 8 опубликованных научных статьях, 4 из которых изданы в научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры современной таджикской литературы Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (протокол №8, 15.03.2018) и рекомендована к защите.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Общий объём научной работы составляет 165 страниц компьютерного набора.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Авторское начало в произведениях Фазлиддина Мухаммадиева 1.1.Объективное и субъективное повествование в произведениях

Фазлиддина Мухаммадиева

С точки зрения повествования произведения Фазлиддина Мухаммадиева можноподразделить на две группы -объективного и субъективного характера. Произведения, в которых повествование ведется от первого лица,«Я» заключают в себе функцию действующего лица и рассказчика.Эта форма повествования достаточно часто встречается в творчестве Ф. Мухаммадиева, и в целом в мировой литературе. В произведенияхписателя мастерски используется как объективное, так и субъективное повествование.

В публицистических произведениях писателя «Ёди наку» («Добрая память»), «Ч,игарбандам Миршакар» («Родной Миршакар»), «Дар сухбати Толис» («В беседе с Толисом»), «Монда нашавед, муаллим!» («Бог в помощь, учитель»), «Ширу шакар» («Молокос сахаром»), «Оини мукаддас» («Священный обычай»),«Илхом» («Вдохновение»), в рассказахи представлениях «Таклиф» («Предложение»), «Микроб», «Дила васеъ кунед» («Будьте спокойны»), «^арз» («Долг»), а также в публицистических статьях: «Мо накунем, ки мекунад» («Кто, если не мы»), «Доги сиях дар пирохани сафед» («Черное пятно на белых одеждах»), «Муаммои якунимсума» («Копеечная проблема»), «Мо хамагй масъулем, хар яки мо масъул аст» («Мы все в ответе, каждый из нас в ответе»), «Сабак» («Урок»), «Пояи шухрат» («Слава»), фельетоны и памфлеты:«Косадум» («Белка»), «Косаи давр, кошук ба навбат» («Чаша времени, а ложка по очереди»), «Дустон точи сар» («Друзьям у нас почёт»), «Прокурорхои нармдил ва дуздони шердил» («Мягкосердечные прокуроры и смелые воры»), «Буза об барад хам, думаш сих» («Коза тонет, а хвост торчком»), «Сари сахти мурги бахт» («Горькая

доля птицы счастья»), «Номи калону дехи вайрон» («Славное имя, да никудышный дом»),«Хорпуштакуллугот» («Словарь Ежа»),«Пурсед, чдвоб медихем» («Спросите, ответим») «Дардисарканал» («Канал-головная боль»), «Узри бадтар аз гунох» («Извинение хуже греха»), «Камтар обу хок, бештар пахта супорем», «Кафлес дар дасти Биби Отун» («А плошка у бабушки»), «Усул ба дасти накорачй» («Все в руках барабанщика»),а также в его рецензиях, беседах и статьях наблюдаются различные формы повествования. Так в произведениях «Ёди наку» («Добрая память»), «Дар сухбати Толис» («В беседе с Толисом»), «Дар поезди Боку» («В поезде на Баку»), «Илхом» («Вдохновение»), «Мехри диёр» («Любовь к родине»), рассказы «Таклиф» («Предложение»), «Дила васеъ кунед» («Будьте спокойны»), «Рузи дафни усто Окил»(«День смерти мастера Окила»), «Сози Мунаввар»(«Мелодия Мунаввар»), «Рох»(«Путь») ифельетон «Косадум» («Белка») Ф. Мухаммадиев проявляет авторскую субъективность, свидетельствующую о новациях в творчестве писателя. Известно, что в субъективной форме повествования герой-рассказчик, являющийся одновременно и главным героем создаёт иллюзию достоверности. Такая форма повествования более реалистична. В основных частях документальной прозы, в которых ведётся объективное повествование, «я»-рассказчика, отстраняется от «я»-личности.

Такого рода рассказы, очерки и сатирические рассказы относятся не к рассказчику, то есть герою произведения, а к создателю произведения и его видению, то есть идеология рассказчика тождественна с идеологией автора. Эту особенность можно наблюдать в очерке «Сухане дар бораи рафик» («Слово о друге»). В этом случае повествование становится похожим на подражание и преподносится читателю от имени рассказчика.Текст повествования становится похожим на устный беспорядочный текст и создаёт иллюзию со стороны рассказчика. Как отмечает таджикский исследователь

С.Гулов, отношение автора к факту и действительности определяется способом отношения эпохи и твёрдости убеждений писателя.

Образ рассказчика в произведениях Ф. Мухаммадиева близок мировосприятию и внутреннему миру самого писателя. Помнению исследователей А.Саъдуллоева, Дж. Бакозаде, Х. Асозаде, А. Сатторова, М. Муродова, Ш.Солехова в произведениях, созданных в этой форме, в таких как «На том свете» и очерков «Добрая память», «Родной Миршакар», «В беседе с Толисом», «Мы вас любим», «В поезде на Баку» описаны некоторые реальныемоменты жизни писателя, иными словамиони обладают автобиографическимидеталями. Вназванныхпроизведенияхязык

повествования близок языку автора. Для подтверждения данной мысли приведем следующий отрывок: «Прошёл год с такого события, и в один из мартовских дней пришла весть о трагической гибели диктора таджикского телевидения Хосият Олимовой. Она для меня, как и Артапесян, не была родственницей или коллегой. Но я, как и сотни других людей (как будто половина города бросила свои дела и вышла на похороны Хосият) пошел за похоронной процессией» (100, с.406). В этом отрывке рассказчиком является сам автор. Такая форма повествования наблюдается и в других прозаических произведениях писателя, что свидетельствует о присутствии авторского начала в его сочинениях.

В очерке Ф. Мухаммадиева «Дустонам мераванд» («Друзья уходят») в речи рассказчикачётко проступает авторский голос, авторская оценка изображаемого. А в рассказе «Рох» («Путь»), отношениеводителя к одинокой попутчице передаётся от имени автора. Также в этом произведении образ рассказчика является образом творческим. Языковая ткань этих двух произведений, одно из которых создано в жанре очерка, а другое в жанре рассказа, целиком совпадает с языком автора.

В последующих двух произведениях «В беседе с Толисом» и «Устоди экран» («Мастер экрана») образное «я» выражено в другой форме. В этих произведениях писатель не принимает участия в повествовании. В названных произведениях речь идёт о творческих личностях Пулоде Толисе и Борисе Кимьягарове. Очерк «Рохи куллахо» («Путь вершин») посвящён описанию жизненного пути и творчества Джалола Икроми и его взаимоотношений с братьями по литературному цеху М.Турсунзаде, Б. Рахимзаде, М. Миршакаром, А. Дехоти, С. Улугзаде, Ф. Ниязи, Н. Масуми, А.Шукухи, П.Толисом. В этом очерке писатель также рассказывает о плохих и хороших моментах своей жизни и своих соратников.

Авторское «я» также ярко проступает в другом очерке Ф.Мухаммадиева под названием «Марди фозил» («Мудрец»), в котором автор рассказывает о жизнедеятельности известного таджикского писателя Рахима Хошима, в особенности о его борьбе за новый строй и вступление в новую социалистическую литературу. Во многих местах этого очерка писатель высказывает своё мнение о жизненном и творческом пути этого кладезя мудрости. Собственно авторское повествование придаёт произведению документальность и правдоподобность. «Я» автора с интересом взираетсверху на событие и оценка автора созданному им произведению в некоторой степени приобретает подлинность и в некоторых случаях проявляется не в такой яркой степени.Интересно то, что в названных документальных произведениях большую роль играют диалоги, что присуще произведениям такого рода.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хомидова Манзура Иномовна, 2019 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллаев С.А., Хайдаров Г.Х. Из истории культурных преобразований в Таджикистане в новейшее время./ С.А. Абдуллоев - в. Г.Х.Хайдаров - в. - Худжанд, 1998.- 151 с.

2. Абдуманнонов А. Дисскусия: Вопросы современной прозы/ /А.Абдуманнонов. - СадоиШарк - 1988. - №4. 116-128с. На тадж. яз.

3. Авеста. - Душанбе: 2003. - 800с.

4. Агаева Замира Ахмедовна. Тема диссертации: Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова. Махачкала, 2004. http://www.dicertant. narod. т

5. Агзамов Ф.И. Единство двух начал//Единство информации и анализа в публицистике./ Ф.И. Агзамов. - Казань: КГУ, 1974. -111с.

6. Аграновский А. Не так это просто./А. Аграновский.// Вопросы литературы. - 1973 - №2.16с.

7. Айни С. Куллиёт (Сборник избранных сочинений) / С. Айни. -Душанбе: Ирфон, 1983. - На тадж. языке.

8. Акбаров Ю. Творческие и нравственные поиски./ Ю. Акбаров. -Душанбе: Адиб, 1990. 240 с. На тадж. языке.

9. Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы. Средние века и возрождение/ М.П. Алексеев, В.М. Жирмуснкий, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. -М, 1987. -527с.

10. Алигери Д. Божественная комедия/ Д.Алигери. - Петербург, 2001. -

760с.

11. Амонов Р. Художественная и жизненная действительность./ Р. Амонов. - Садои Шарк. - 1973.- №7/15.- 115-127. На тадж. языке

12. Ананьев А. Публицистика, передний край/ А. Ананьев. // Содружество литературы и труда. - Советский писатель, 1981г.

13. Андроникова М.И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и кино / М.И. Андроникова. - М., 1974. - С.240.

14. Асоев Х. Образ рабочего./Х.Асоев. - Душанбе: Ирфон, 1983. На тадж. языке.

15. Асозода Х. Действительность и художественная завершенность / Х.Асозода. -Душанбе: Ирфон, 1993.- 217с. На тадж. языке.

16. Асозода Х. Таджикская литература в ХХ веке / Х. Асозода. -Душанбе: Маориф. 1999.- т.3. - 448с. На тадж. языке.

17. Асозода Х. Персидская литература и три её ветви./ Х. Асозода. Душанбе: Маориф, 1991. -127 с. На тадж. языке.

18. Асозода Х. Становление крупных жанров. Душанбе: Ирфон., 1993. Стр. 38.

19. Бабаева С. Ю. Особенности повествовательной структуры в современной таджикской прозе/ С.Ю.Бабаева.- М, 1983. -22 с.

20. Бакозода Дж. Писатель и временной идеал./ Дж.Бакозода. -Душанбе: Адиб, 1987.— 256 с. На тадж. языке.

21. Бакозода Дж. Творческие поиски в таджикской прозе./ Дж. Бакозода. - Душанбе: Ирфон, 1982.- 143 с. На тадж. языке.

22. Барманкулов М.К. Обыденность и специфика документальных жанров печати, телевидения, радиовещания/ М.К. Барманкулов. - М., 1980. -370с.

23. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи/ М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1986. -546с.

24. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. //Вопросы теории и психологии творчества./А.И. Белецкий. - Харьков научная мысль, 1923. - Т. 8. 246-249с.

25. Белинский. В.Г. Русская литература в 1845.// Полн. сборн. соч. в 30 томах. Т-10. 1956. -124с.

26. Белинский. В.Г. Анненкову П.//Полн. сбор.соч. Т-7. М:, 1956. -с 434-439

27. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка/ Т.А. Беневоленская. - М.: МГУ, 1975. - 88с.

28. Беневоленская Т.А. Портрет современника. / Т.А Беневоленсткая. - М.: Мысль, 1983.-134с.

29. Бертельс Е.Э. Исторические очерки персидской литературы. Ленинград.1928 .-244с.

30. Бобоев Ю. Теория литературы / Ю.Бобоев. - Душанбе: Маориф, 1992. - Часть 1. -354с. На тадж. языке.

31. Бобоев Ю. Эстетика и этапы таджикской поэзии и прозы./ Ю. Бобоев. - Душанбе: Адиб, 1988. - 608 с. На тадж. языке.

32. Бободжонов П. Дорога звёзд./ П.Бободжонов. //Садои Шарк. -1972. №10.- 92-99с. На тадж. яз.

33. Борев Ю. Гуманизм советской литературы и литературный процесс ХХ века./ Ю.Борев. Гуманистический пафос советской литературы. -М.: Наука, 1982. -3-25с.

34. Бурхони Реза. Сочинение эссе / Реза Бурхони. - Тегеран, 1969. -439 с. На персидской языке.

35. Бушмин А. Наука о литературе. / А.Бушмин. - М.: Современник, 1980. - 334с.

36. Васильев А.Н. Газетно-публицистический стиль речи / А.Н.Васильев. - М.: Русский язык, 1982. - 200с.

37. Веселевский А.Н. Историческая поэтика./ А.Н. Василевский. -М.: Высшая школа, 1989. -405с.

38. Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Избранные труды./ В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1980. -362с.

39. Винокуров.Большая советская энциклопедия. Обычия в журналистике. М. - 318с.

40. Волков И.Ф. Теория литературы./ И.Ф.Волков. - М., 1995.-256с.

41. Воробей Ю.Л. Диалектика художественного творчества./ Воробей Ю.Л. - М.: МГУ, 1985. - 157с.

42. Выготский Л.С. Психология искусства./ Выготский Л.С. - М., 1986. - 573с.

43. Гаджиев А. А. Предмет, содержание, форма художественной литературы.- Боку, 1967. - 176с.

44. Галанов Б. Искусство портрета./ Галанов Б. - М.: Советский писатель, 1991. - 208с.

45. Гегель Георг Вельгельм Фридрих. Полный сбор соченений в 14тт.-Электронная библиотека rutrack.org. http://rutracker. org/ forum/ viewtopic.php? t= 3042161

46. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в девяти томах. / Н. В. Гоголь -Т. 5. М.: "Русская книга", 1994. http://www.ilibrary.ru/

47. Горбунов А. Н. Поэтика публицистического текста./ А. Н.Горбунов. - М.: МГУ, 1978. -53 с.

48. Горький М. Новый мир. // М. Горький. Москва, 1944. - №1-2.

49. Горький М. О литературе. /М.Горький.-М.: Художественная литература, 1970. - 268с.

50. Горохов В.М. Закономерности публицистического текста/ Горохов В.М. - М.: Мысль, 1975.- 197 с.

51. Готхольд Эфраим Лессинг. Материалы к Фаусту. / Э.Л. Готхольд. - М., 1993. - 208с.

52. Грибачев Н. Публицистика - передний край борьбы//Находки потери/ Н. Грибачев. - Литературная газета.- 1974. -7с.

53. Григорян А.П. Анализ суктуры литературного произведения/ А.П Григорян. - Ереван, 1984. - 187с.

54. Гулов С. Специфика современного таджикского очерка./ С.Гулов. Душанбе, 2012. -116с. На тадж. языке.

55. Данте Алигьери. Божественная комедия. Мн: Мастацкая лгтаратура. 1987. - 575стр.

56. Демидчик Л.Н. От правды жизни к художественной правде/ Л.Н. Демидчик. - Душанбе: Ирфон, 1985. - 220с.

57. Демидчик Л.Н. Реалистическое обновление таджикской прозаической традиции./ Л.Н. Демидчик. - Душанбе, 1973. - 220с.

58. Дарси хештаншиноси/Уроки самопознания. Тетрадь первая. -Душанбе: Ирфон, 1989.- 272с. На тадж. языке.

59. Дарси хештаншиноси/ Уроки самопознания. Тетрадь вторая. -Душанбе: Ирфон, 1991.-264с. На тадж. языке.

60. Жибуль В. Правда, которая боль./ В. Жибуль. // Вопросы литературы, 1986. -№ 24. -55с.

61. Жига И.А. Максим Горький./ И.А. Жига. - М: Советский писатель, 1955.-88с.

62. Жидков В. П. Авторитетом газетной строки./ В. П. Жидков. -М., 1986. - 140с.

63. Журбина Е. Устойчивые темы./ Е.Журбина - М.: Сов. Россия, 1974. -208с.

64. Журбина Е. Повесть с двумя сюжетами./ Е.Журбина - М.: Советский писатель, 1974. - 296с.

65. Забехулло Сафо. История литературы в Иране./ С. Забехулло. - Тегеран.: 2000. - 205с. На перс.языке.

66. Зарринкуб Л. Журнал Института литературы и исламских наук Мешхеда / Зарринкуб. Мешхед, 1971. - 319с. №2. На перс.языке.

67. Зильфигарова Ф.И. Идиоматические выражения в персидском языке./ Ф.И.Зильфигарова. - Автореф. дисс. кандидата филологичесских наук. - Баку, 1964.- 25.

68. Имомов М.С. Духовность и видимый след. /М.С.Имомов. _ Душанбе, 2000.-186 (на тадж. яз.).

69. Имомов М.С. Мировоззрение и художественное мышление Садриддина Айни/ М.С.Имомов. - Душанбе: Матбуот, 2001.- 120 с.

70. Имомов М.С. Художественное мышление и поэтика прозы Садриддина Айни./ М.С.Имомов. Автореферат докт. филол. наук.-Душанбе, 2002- 51 с.

71. История советской многонациональной литературы. - М., 1970. - Т 1.

72. История советской многонациональной литературы.- М., 1971.

- Т 1.

73. Калашникова Л. И. Герой современного очерка./ Л. И.Калашников. -М.: МГУ, 1957. - 34с.

74. Камолиддинов Б. Искусство изложения./ Б. Камолиддинов. -Душанбе: Маориф, 1989. - Ч.1. 120 с.На тадж. языке.

75. Карасев П. С. Проблемы теории публицистики./ П.С.Карасев.

- Л.: ЛГУ, 1973. - 15с.

76. Карл Ясперс. Источники и цели истории./ Ясперс Карл. -Перевод с русского на таджикский язык. -Душанбе.: Ирфон, 1989. - 203с. На тадж. языке.

77. Кешелава Т. Художественная проза Садека Хедаята./ Т.Кешелава. - Тбилиси, 1958. -№3.

78. Кольцов М. Писатель в газете./ М.Кольцов. - М.: Советский писатель, 1981. -435 с.

79. Комиссаров Д.С. Образ положительного героя в современной персидской художественной прозе// Краткие сообщения Института востоковедения А.Н. СССР./ Д.С. Комиссаров.- М., 1955. -XVII; О жизни и творчестве Садека Хедаята// Советское востоковедения М., 1956. - №6. О реалистической тенденции в современной персидской литературе// Советское востоковедение. - 1958. - № 3.

80. Комиссаров Д.С. Очерки современной персидской прозы./ Д.С.Комиссаров - М., 1960; Новая и современная литература// И. Брагинский, Д.С. Комиссаров. Персидская литература. - М., 1963; Д.С. Комиссаров. Пути развития новой и новейшей персидской литературы. -М., 1982. -212с.

81. Комиссаров Д.С. Садек Хедаят, жизнь и творчество./ Д.С.Комиссаров - М., 1967. -196 с.

82. Конди Н., Падунов В. Самоубийства пересойки: не хлебом единым./ Н. Конди, В.Падунов. - Вопросы литературы, 1994. -104с.

83. Конторович В.Л. Заметки писателя о современном очерке./В.Л. Конторович. - М.: Советский писатель, 1973. - 543 с.

84. КривошейкинаМария Сергеевна. Публицистика А.И. Солженицына. Процесс коммуникации: от информационного бума до информационного вакуума. 1960-1994. Автореф. дисс. канд. филол.наук. http://www.dicertant.narod.ru

85. Кузнецов Ф.Ф. Перекличка эпох. Очерки, статьи, портреты/ Ф.Ф.Кузнецов. - М.: Советский писатель, 1980. - 378с.

86. Кун Т.С. Структура научных революций. // Перевод с английского И.З.Налетова / Т.С. Кун. - Chicago, 1962; M., 1975. - 292с.

87. Леонов Л. Литература и время: публицистика./ Л.Леонов - М.: Советский писатель, 1976. -368 с.

88. Литвинов В.М. Мир глазами публициста./ В.М. Литвинов -М.: Знание, 1967. - 64с.

89. Ломидзе Г.И. Пафос защиты социалистического общества./ Г.И.Ломидзе - Вопросы литературы, 1980. - №5.

90. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. 178 с.

91. Мендельштам О. Слово и культура./ О. Мендельштам. - М.: Советский писатель. 1987. - 202-203с.

92. Мир обыкновенных открытий.// М.: Изд. Московский рабочий, 1964.

93. Михайлов О. Страницы советской прозы./ О.Михайлов - М.: Современник, 1984. -606 с.

94. Муллоев А. Концепция творческой личности и образ художника в современной таджикской прозе./ А.Муллоев. Автореферат докт. филол. наук. - Душанбе, 2003.- 38 с.

95. Мулоджонов М. Дали публицистики./ М. Мулоджонов//. Содружество литературы и труда.-М.: Советский писатель, 1981. -91-92 с.

96. Муродов М. Основы работы журналиста./ М.Муродов. -Душанбе: Эджод. 2008. На тадж. языке.

97. Муродов М. Сатирическая публицистика./ М.Муродов. -Душанбе; Ирфон. 2015.-318с. На тадж. языке.

98. Мусулмониён Р. Теория литературы./ Р. Мусулмониён. Душанбе; Маориф, 1990. - 334с. На тадж. языке.

99. Мухаммадиев Ф. Проза: условия роста./ Ф.Мухаммадиев // Памир, 1981. -№4. 85с.

100. Мухаммадиев Ф. Друзьям у нас почёт./ Ф.Мухаммадиев. -Душанбе: Ирфон, 1979. - 406 с. На тадж. языке

101. Мухаммадиев Ф. Собрание сочинений. /Ф. Мухаммадиев. -Душанбе: Адиб, 1989. - Т. 1-2-3. На тадж. языке. 382с.

102. Мухаммадиев Ф. Бездна./ Ф.Мухаммадиев. - Душанбе: Адиб, 1987. -374 с. На тадж. языке.

103. Мухаммадиев Ф. Угловая палата./ Ф.Мухаммадиев. -Душанбе: Ирфон. 1974. -326с. На тадж. языке.

104. Мухторов З.М. Структура и семантика текста./ З.М. Мухторов. Диссертация на соискателя доктора филологических наук. - Душанбе, 2013 - стр.421.

105. Набави А. На пути поиска./ А.Набиев. // Садои Шарк, 1973. -№6. На тадж. языке. 12с.

106. Набави А. Художественное творчество, человек и время / А.Набиев.- Душанбе: Ирфон, 1988. На тадж. языке.

107. Набави А. Описание внутреннего мира человека, писатель и время./ А.Набиев - Душанбе: Адиб, 1987. - 54с. На тадж. языке.

108. Набави А. Нравственное мировоззрение писателя./ А.Набиев. -Согдийская правда, 1976. На тадж. языке

109. Насриддинов А. Просвещение и толкование литературы./ А.Насриддинов.- Душанбе: Ирфон, 1991. -154 с. На тадж. языке.

110. Нуралиев А., Саъдуллоев А., Усмонов И., Гулмуродов У. Таджикская советская журналистика./ А.Нуралиев, А.Саъдуллоев, И.Усмонов, У.Гулмуродов. - Душанбе. Ирфон, 1989. - 147с. На тадж. языке.

111. Огнев В. Писатель и новая действительность// Писатель и современность./ В.Огнев - М.: Художетвенная литература, 1974. - 432с.

112. Озеров В. Тревоги мира и сердце писателя./ В.Озеров. - М.: Советский писатель, 1973. -320с.

113. Ортега-и-Гассет Хоссе. Бесхребетная Испания./ Хоссе Ортега-и-Гассет. Перевод А. Матвеева. Ленинград, 2003.-272с.

114. Осетров Н. Вторжение в действительность./ Н.Осетров. Вопросы литературы, 1973. - 35с.

115. Османова З. От берега бренности к берегу вечности. Художественная автобиография и воспоминания. Динамика развития жанра // Османова З. Поэтика повествовательных жанров в контексте взаимосвязей национальных литератур. М.,1993. - 258с.

116. Очерк истории таджикской советской литературы. - М.: Изд. Ан СССР, 1955. - 302 с.

117. Платон. Платоново гражданство или о праведном./ Платон. -М., 1989.

118. Плеханов Г.В. Критика наших критиков // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т.2. М.: Госполитиздат. 1956. 400с

119. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики./ Г.Н.Поспелов. - М.: МГУ, 1983. - 336с.

120. Прохоров Е.П. Публицистика наших дней./ Е.П. Прохоров. М.: Знание, 1983. - 64с.

121. Прохоров Е.П. Искусство публицистики./ Е.П.Прохоров. - М.: Знание, 1984. - 372с.

122. Радовильский М.Е. Исследование проблем персидской стилистики иранскими филологами./ М.Е.Радовильский. - Народы Азии и Африки. - 1972. - №3.

123. Раймунд Карл Поппер. Логика и рост научного знания./Р.К. Поппер. М.; Прогресс, 1983. - 604с.

124. Рахмонов А. Концепция времени в таджикской прозе 70-80 годов./ А.Рахмонов// Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Душанбе, 1992г. -23 а

125. Розенфельд А.З. О Художественной прозе в персидской литературе./ А.З.Розенфельд. //Вестник Ленинградского университета, 1949. - №5. - 121с.

126. Розенфельд А.З. Садек Хедоят (опыт характеристики творчества). / А.З. Розенфельд - Краткие сообщения Института востоковедения А. Н. СССР. - М., 1955. - ХУД Т.

127. Розенфельд А. Новелла - ведущий жанр современной персидской прозы// В ту ночь когда шел снег./ А.Розенфельд - М., 1964. -с.

128. Рубашкин А. Прямая речь. Очерки о советской писательской публицистике./ А.Рубашкин. М.: Советский писатель, 1987. - 400 с.

129. Рычкова Н.П. Становление и развитие жанра рассказа в современной таджикской литературе./ Н.П. Рычкова. Автореферат диссертации кандидата филол. наук. Л.: 1955. -25 с.

130. Саид Нафиси. Голос, не уходящий из сердца. Садои Шарк// №7. 1983. На тадж. языке.

131. Сайфуллоев А. Школа Айни./ А.Сайфуллоев. - Душанбе: Ирфон, 1978. -232с. На тадж. языке.

132. Сайфуллоев А. Историческая тематика и интернациональные идеи писателя./ А.Сайфуллоев. // Садои Шарк, 1973. - №11, 112-125с. На тадж. яз.

133. Сайфуллоев А. Советские писатели в борьбе за мир и социалистический прогресс // А. Сайфуллоев. - Душанбе: Дониш, 1997. -241с. На тадж. языке,

134. Сайфуллоев А. На языке дружбы./ А.Сайфуллоев. // Памир.-1982. - №.12. 138с.

135. Салимов Н. Художественное просвещение истории./Н. Салимов. - Худжанд, 1997. - 120 с. На тадж. языке.

136. Салимов Н. Этапы стилистического становления и развитие жанров в персидско-таджикской классической литературе IX - XIII вв. / Н. Салимов.- Худжанд, 2002. -136с. На тадж. языке.

137. Салихов Ш.А. Роман в таджикской литературе ХХ века.(проблемы формирования жанра)./ Ш.А.Салихов. Автореферат докт. филол.наук.- Душанбе, 2011. -62 с.

138. Самарин Р.М., Михайлов А.Д. Фаблио, шванки, сатирические стихотворения // Р.М.Самарин, А.Д.Михайлов.//История всемирной литературы: / АН СССР; Ин-т мировой лит.им. А. М. Горького. — М: Наука, 1983—1994. - В 8 томах. Т. 2. — 1984. - 573 с.

139. Саъдуллоев А. Горизонты публицистики./ А.Саъдуллоев. -Душанбе, 2009. - 112-125с.

140. Саъдуллоев А. Советские писатели в социалистическом прогрессе / А.Саъдуллоев. - Душанбе: Дониш, 1997. - 138с. На тадж. языке.

141. Саъдуллоев А. Очерк. Эпос героизма реальных героев./ А.Саъдуллоев. - Кабул: Госиздательство, 1965.- 112с. На тадж. языке.

142. Саъдуллоев А. Теория публицистического исследования./ А.Саъдуллоев. - Кабул: Пухантун, 1366.17с. На перс.языке.

143. Саъдуллоев А. Публицистика М. Турсунзода./ А.Саъдуллоев. -Душанбе: Адиб, 1988.- 118 с. На тадж. языке

144. Саъдуллоев А. Созидающий юмор./ А.Саъдуллоев. - Кабул: Гос Издательство, 1367 -103 с. На персидском языке.

145. Саъдуллоев А. Если слову-дело /А.Саъдуллоев. - Душанбе, Адиб, 1992.- 189 с. На тадж. языке.

146. Саъдуллоев А. На протяжении жизни. /А.Саъдуллоев //Садои Шарк, -1993.- №4. На тадж. языке.

147. Саъдуллоев А. Специфика литературы. /А.Саъдуллоев,-Душанбе: Адиб, 2000. - 221с.

148. Саъдуллоев А., Гулов С. Жанры радиожурналистики// А.Саъдуллоев, С. Гулов. - Душанбе: Эджод, 2005. -72 с. На тадж. языке.

149. Симеон Дени Пуассон. Теория притяжения. Франция. 1829.

150. Скуленко М.И. Основы теории убеждающего воздействия публицистики./ М.И.Скуленко // Дисс. на соискание кандидата филологических наук. - Киев, 1986.- 154с.

151. Соколов А.Н. Принципы стилистической характеристики языка литературно-художественного произведения // А.Н. Соколов// Филологические науки. - 1962. - №3. С.42.

152. Солехов Ш. Поэтика таджикского рассказа 70 - 80 гг. ХХ века (вопрос художественного времени и пространства. / Ш. Солехов -Душанбе: Дониш, 2006. -170 с. На тадж. языке.

153. Стадников Г. Краткая история средневековой литературы. Городская литература/ Г. Стадников // Работа размещена на сайте: «Средние века и Возрождение»: http://svr-lit.niv.ru/ начала Х^ вв. // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой литерат. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. Т. 2. — 1984. — С. 583—586.

154. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики./ М,И. Стюфляева. - М.: Мысль. 1982. - 176 с.

155. Суровцев Ю.В этом мире подлунном - Советская литература/Ю. Суровцев. - Издание Известия, - 1989. - 43с.

156. Табаров С. Жизнь, литература, реализм./С. Табаров. -Душанбе: Ирфон, 1983. - Соколов Книга III. 297 с.

157. Табаров С. Хдёт, адабиёт, реализм./ С. Табаров. -Душанбе, 1989.-Китоби I. -224 с.

158. Табаров С., Асоев Х. Становление индивидуальности писателя./ С.Табаров, Х.Асоев. // Просвещение и культура.-1978. - 23 май. На тадж. языке.

159. Темаева Хава Нахаевна.Духовно-нравственный и художественный мир Чингиза Айтматова и его мотивы в северокавказской прозе. 2010. Автореф. канд. филол. наук. http://www.dicertant.narod.ru

160. Ткачев П.И. Границы жанра/ П.И.Ткачев. - Минск: БГУ. -1987.- 208 с.

161. Томашевский Б. Стилистика и стихосложение./ Б. Томашевский. Л., 1959.- 525 с.

162. Усмонова Наргис Кучаровна. Историческая правда и публицистические мотивы в романе Джумы Одина «Бег времени». Автореферат канд. филол. наук. - Душанбе, 2012.-24 с.

163. Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики./ В.В. Ученова. - МГУ, 1976.- 204 с.

164. Фоминых К. К спорам о публицистике// журналистика развитого социализма./ К. К.Фоминых. - Свердловск, 1980.- 223 с.

165. Фоминых В.Н. К спорам о публицистике (о трехзначном смысле термина «публицистика»). Журналистика развитого социализма // В.Н. Фоминых. -Свердловск, 1980.-223с.

166. Ходжаева М.Ю. Проблемыиндивидуального стиля и стилевых течений в современной таджикской прозе 70-нач.90х годов / М.Ю.Ходжаева. Автореферат докт. филол. наук.-Душанбе, 1995.- 51 с.

167. Ходжаева М.Ю. Проблемы стиля./ М.Ю.Ходжаева. -Худжанд, 1994.- 223 с. На тадж. языке.

168. Ходжаева М.Ю. Исследованиестиля художественного произведения./ М.Ю.Ходжаева.- Худжанд, 1994.- 230 с. На тадж. языке.

169. Храпченко М.Б. Горизонты художественногообраза./ М.Б.Храпченко. - М.: Художественная литература. 1982.- 332с.

170. Цейтлин А.Г. Труд писателя: вопросы психологии творчества, культуры и техники писательского труда./ А.Г.Цейтлин.- М.: Советский писатель, 1986. -2-е издание.- 562 с.

171. Чайкин К. Краткий очерк о персидской современной литературе/ К.Чайкин. М., 1928г.- 157 с.

172. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики / М.С. Черепахов. - М.: Мысль, 1973.- 267 с.

173. Черепахов, М.С. Таинство теории публицистики. - М.: Мысль. 1984 -150 с.

174. Чернышевский Н.Г. О поэзии.// Полный сборник сочинений. /Н.Г.Чернышевский - М.: Художественная литература, 1949.-28с.

175. Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены?/ Н.Г.Чернышевский // Русская критика.- Лен. Издат, 1973.-35с.

176. Шапалов Ю.Г. Изображение и слово в журналистике: метод, проблема, возможность, пропаганда, эффективность. Дис... д-ра наук / Ю.Г. Шапалов.- Львов, 1985. -114с.

177. Шарифов Х. Теоретические вопросы прозы в таджикско-персидских памятниках классического периода. / Х.Шарипов. -Душанбе, 1987.-45 с.

178. Шарифов Х. Стиль и красота слова / Х. Шарифов. - Душанбе: Ирфон, 1985. -174 с. На тадж. языке.

179. Шарифов Х. Просвещение и художественное творчество в таджикской советской литературе. -Душанбе: Дониш, 1981. На тадж. языке.

180. Шафир Я. Вопросы газетной культуры / Я. Шафир. -М.: Госиздат, 1927. - 208с.

181. Щербина В. Писатель в современном мире./ В. Щербина. - М.: Советский писатель, 1973. -575 с.

182. Шерози С. Гулистан. / С. Шерози. Душанбе; Ирфон, 1987.-168с. На тадж. языке.

183. Шойтов А. Современный персидский юмор. Забавные рассказы / А. Шойтов. - М., 1958.

184. Шукуров М. Обновление / М. Шукуров.-М.: Советский писатель, 1986, 267с.

185. Шукуров М. Реалистическая проза и становление эстетического сознания. \М. Шукуров Душанбе. Ирфон. 1987. 452 с. На тадж. языке.

186. Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии /Ф.Энгельс, Известия,- Издания Советская Литература 1989. 54с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.