Особенности формирования политической системы йеменского общества второй половины ХХ в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Аль-Хамдани Валид Салех Али
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 148
Оглавление диссертации кандидат политических наук Аль-Хамдани Валид Салех Али
Введение.
Глава 1. Эволюция политических отношений в Йемене и формирование государственно-правового аппарата с древности до
90-х годов XX века.
§ 1. Особенности формирования государственно-политической системы Йемена.
§ 2. Специфика политического аппарата в НДРЙ: традиции, идеология, функционирование.
Глава II. Реализация планов объединения Йемена и становление внутриполитических отношений нового государства.
§ 1. Меры по осуществлению единства Йемена (1970-1980 гг.).
§ 2. Политическая система Йеменской республики и факторы, определяющие ее специфику.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Отношения между Йеменской Арабской Республикой и Народной Демократической Республики Йемен на пути к объединению: 1960-1990 гг.2004 год, кандидат исторических наук Абдулсамад Абдулла Ахмед Мохамед
Становление и развитие политических партий в современном Йемене2007 год, кандидат политических наук Салех Мохаммед Номан Мукбиль
Объединение Северного и Южного Йемена и йеменско-российские отношения: 1960-2009 гг.2010 год, кандидат исторических наук Аль-Саяги Мохаммед Ахмед Мохаммед
Российско-йеменские отношения и международная политика на Ближнем Востоке, 1926-2004 гг.2004 год, кандидат исторических наук Мирошниченко, Наталья Сергеевна
Патриотические и демократические движения Йемена в борьбе за объединение страны, 50 - 80-е гг. ХХ в.2002 год, кандидат исторических наук Аль Сафари Наги Яхья Муслех
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности формирования политической системы йеменского общества второй половины ХХ в.»
Социально-экономическое развитие арабских стран и их политических систем происходит на современном этапе в условиях возрастающей тенденции к интеграции, что, с одной стороны, объективно отражает общемировые объединительные процессы (создание общего рынка в Европе, попытки сближения в странах бывшего СССР, планы кооперации в странах Юго-Восточной Азии), с другой, свидетельствует об активизации региональных межарабских контактов и связей, установлении относительной стабильности в традиционно тяготевшем к частым вооруженным конфликтам регионе Ближнего Востока. Наряду с экономикой и политикой на интеграционные процессы существенное влияние оказывает такой важный фактор, как идеология. Арабское единство и объединение всех арабов в рамках единого государства (без конкретизации вида религиозной системы в нем) остаются привлекательными для огромной массы людей. Не менее привлекательна идея единства и для политических элит многих арабских государств, хотя бы потому, что ее можно использовать как в политической риторике, так и для обеспечения идейного оформления реальных планов объединения.
Наиболее эффективными и стойкими оказались интеграционные планы, реализуемые арабскими странами, имеющими схожие социально-экономические и политические системы, входящими, в частности, в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В то же время программы сотрудничества, разработанные в рамках этого Совета, не предполагают немедленного и всеобъемлющего объединения, а лишь кооперацию и координацию в определенных сферах и по определенным направлениям. Другой организацией, охватившей практически все арабские страны, а также страны со смешанной культурой, например, арабо-африканской (Сомали, Джибути, Коморские острова) является Лига Арабских Государств (ЛАГ). Несмотря на свое уже довольно длительное существование (она возникла в 1945 г.) и поставленные ею задачи, связанные с интеграцией всех арабов в едином государстве, она выступает лишь в качестве консультативного и отчасти координационного органа, не реализуя всех имеющихся у нее возможностей в направлении большего сближения арабских государств.
Одним из главных препятствий на пути единства арабов, как показали примеры истории, является огромное различие политических систем, существующих в каждой отдельно взятой стране. Опыт объединения государств в 50-ые годы XX века, со всей очевидностью показал, что наибольшее тяготение друг к другу могут испытывать не только и даже не столько территориально близкие страны, а скорее те, в которых сложилась схожая система государственно-политического устройства и возникли общие или близкие интересы социально-экономического и политического порядка.
Недаром Сирия и Египет, имевшие республиканское правление и схожие по своим основным ориентирам задачи регионального панарабского и в более широком смысле буржуазно-демократического характера, продемонстрировали желание и готовность к объединению и начали осуществлять слияние в единое государство в 1958 г. В то же время провозглашенный несколько месяцев ранее Хашимитский союз, включавший в себя Ирак и Иорданию, образовался в результате объединения двух монархий, причем родственных не только по сложившимся в них административным и политическим системам, но и с точки зрения генеалогии самих монархов.
Опытом реальной и полной интеграции (своеобразным «восточным» аналогом объединенной Германии), осуществленной после провозглашения Объединенной Арабской Республики, является объединение Йемена в 1990 г. На протяжении ряда лет это новое государство сумело сформировать новые по сравнению с имевшимися в ЙАР и НДРЙ структуры и органы власти, создав тем самым новую политическую систему, которая самим фактом своего существования доказала эффективность и жизнестойкость. То, как развивается новое государство, какие шаги предпринимаются его руководством, какие неудачи и какие успехи сопровождают процесс становления, становится объектом пристального внимания политиков, экономистов, военных, ученых, прежде всего из других арабских стран, поскольку многие рассматривают йеменское объединение в качестве ячейки или звена будущего единого регионального арабского государства. От того, насколько Йемену удается развиваться и совершенствоваться, двигаясь по пути укрепления демократии, государственности, политического плюрализма, зависят, в немалой степени, перспективы объединения для всего арабского мира. Очевидно, что опыт, приобретаемый в ходе совершенствования политических институтов в Йемене, имеет огромное значение для всего региона.
Изучение политической системы Йеменской Республики дает возможность глубже понять трансформации, происходящие в идейной, политической и социальной сферах восточного общества, и позволит прогнозировать возможные изменения, намечающиеся в мировом масштабе в системе отношений Север-Юг.
Для России в контексте современного развития ситуации в восточных странах и регионах очень важно знакомство с восточным подходом к интеграционным процессам и зарубежным опытом решения вопросов государственно-политического строительства в условиях доминирования в обществе исламской религиозной доктрины.
Степень научной разработанности проблемы явно не соответствует ее актуальности. Анализ существующих публикаций показывает, что комплексных исследований, посвященных данной теме, практически нет.
Из йеменских теоретиков, политологов, занимавшихся проблемой политического режима в Йемене, следует назвать Кайда Мухаммеда Тарбуша, Абдаллаха ал - Барадуни, Али Ал - Улуфи, Абдаллаха Аш Шамахи, Балкис Ахмед Мансур.1 В этих работах исследованы различные аспекты политической
Тарбуш Кайд Мухаммед. Политический режим ЙАР. Каир, 1990 (на арабском языке); Ал - Барадуни Абдаллах. Республиканский Йемен. Дамаск, 1984. ( на араб, я1}.); Ал - Улуфи Али. Йеменские тексты. Багдад, 1978. (на арабском языке); Аш Шамахи Абдаллах. Йемен: человек и цивилизация, Бейрут, Б/г. (на арабском системы Йемена, уделено внимание ее истории, особенностям формирования и взаимодействия между собой различных составляющих ее элементов.
Среди арабских исследователей, занимавшихся вопросами йеменского единства, проблемами переходного периода и политическим режимом, безусловно, можно назвать Самира ал-Абдули, Мукбила Сайда Талиба, Йахью ал - Джамала, Мухаммеда Абдаллаха Ал - Джифри .
Среди арабских теоретиков исследующих йеменскую проблематику в широком плане следует указать Мухаммеда Сайда Стеху и Мухаммеда Джабира ал - Ансари3.
Значительный интерес представляют работы американских и европейских исследователей Х1Х-ХХ в.в., таких как А.Токвиль, Р.Арон, Д. Роберт, Р. Стооки, Дж. Петерсон, В. Бид. Особое место среди этих работ занимает труд Г. Джойса, посвященный исследованию отношений между ЙАР, НДРЙ и Саудовской Аравией и переведенный на арабский язык4.
Среди известных российских авторов, специализирующихся на современной ближневосточной проблематике, в частности йеменской, следует назвать Голубовскую Е. К., Воробьева В. П., Герасимова О. Г., Наумкина В. В., Коротаева В. И., и др.5 Несмотря на то, что многие работы были написаны в конце XX в., они сохраняют важное методологическое значение до сих пор. языке); Балкис Ахмед Мансур. Йеменская политхгческая правящая элита 1978-1990 гг. Каир. 1999. ( на араб, яз.).
2 Ал - Абдули CaMirp. Йеменское единство и региональный арабский режим. Каир, 1997. ( на араб, яз); Мукбил Сайд Галиб. Политическим кризис ЙР и роль ООН в его решении. Каир, 1998. ( на араб, яз); Ал - Джифри Мухаммед Абдаллах. Йеменский кризис. Бейрут, 1995. ( на араб, яз.); Ал - Джамал Йахья. Современные политические режимы. Каир, 1969. ( на араб, яз.); Али Фадил. О низших слоях йеменского общества (практическое исследование).// Йеменские исследования. - Сана 1993, № 49, стр. 197 - 236. (на арабском языке)
3Стеха Мухаммед Сайд. Йемен: север и юг. Каир, 1986. ( на араб, яз); Ал -Ансари Мухаммед Джабир. Арабы и политика. В чем сбой?. Бейрут, 1998. ( на араб, яз.)
4Токвиль А. Демократия в Америке. - М.: Мысль, 1992; Роберт Д. О демократии. - М.: Аспект Пресс, 2000.; Арон Р. Демократия и авторитаризм. - М.: Текст, 1993.; Stookey, Robert. Yemen Revolution tradition. Stanford, 1984; Peterson J.E «The Yemen the search for a modern state» - London, 1982; Bed Well Robin. The tow Yemen and USA Long man went view press 1984.; Джойс Г. Отношение между Йеменом и Саудовской Аравией. Прошлое и настоящее. Каир, 1993. (на арабском языке).
5 Голубовская Е.К. Политическое развитие Йеменской Арабской республики. - М.: Наука, 1989; Голубовская Е. К. Влияние нефти на экономической, и политической развитии ЙАР. - М.: Наука, 1974; Голубовская Е.К. Революция 1962 в Йемене. — М.: Наука, 1971; Воробьев В.П. Политическая и государственная система народной демократической республики Йемен. — М.: Наука 1978; Герасимов О.Г. ЙАР 25 лет независимого развития. — М.: Знание, 1987; Герасимов О.Г. Йеменская революции, проблемы и суждения. — М.: Наука, 1979; Наум кип В.В. Народная демократическая республика Йемен. — М.: Знание, 1982.; Коротаев А. В.
Нельзя обойти вниманием российских авторов, которые исследовали проблемы политических систем в целом: Гаджиева К. С., Голосова Г. В., Ланцова С.А., Малышеву Д.Н., Примакова Е. М.: Пугачева В. П., Селезнева JI. И., Хороса В.Г., Чиркина В.Е., Шпажникова Г.АА
В данной работе были использованы статьи, опубликованные в йеменских, арабских, российских газетах и журналах. Среди йеменских периодических изданий в диссертации использовались: "Ас-Саура" (" Революция"), "26 сибтимбир" ("26 сентября"), "Аш - Шура" ("Совет"), "Саут Ал -уммал" ("Голос рабочих"), "14 уктубр" ("14 октября"), "Йемен Таймз", журналы "Ас- Сауабет", и др.
При написании диссертационного исследования привлекались сведения и материалы йеменских государственных сайтов по Ближнему Востоку и непосредственно по Йемену из сети Internet, которая все более активно о 7 применяется или учитывается в научной деятельности, в том числе ИР.
Предметом диссертационного исследования является политическая система современного йеменского государства, динамика ее развития с 1962 по 1995 гг. и специфика ее формирования и функционирования
Хронологические рамки исследования охватывают период 19621995-х гг. Включение в работу именно этого временного отрезка объясняется последовательностью событий в обеих частях Йемена: сначала революция на севере в 1962 г., а затем в 1963 г. - на юге страны;, перевороты 1969 - 1978 гг. и, наконец, кровавый переворот 13 января 1986 г. Смена форм правления способствовала дестабилизации политической обстановки в Йемене в общем.
Вождество и племена страны Хашлд и Бают: общая тенденция и факторы эволюции социально - политических систем северо-восточного Йемена. -М.ИВЛ., 1998. бГаджиев К. С. Введение в политическую науку — М.: Наука, 2000.; Голосов Г.В. Сравнительная политология.— Новосибирск: Издательства Новосиб. Университета, 1995.; Ланцов С.А. Тоталитаризм как форма модернизации России; генезис и результаты. / СПБ.: Сфинкс, 1994.; Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. — М.: Мысль, 1991; Примаков Е.М. Анализ проблемы Среднего Востока. — М.: Наука,1978.; Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный аналго. -— СПБ.: Петрополис, 1995; Хорос В.Г., Мирский Г.И. и др. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. - М.: Наука, 1996; Чиркни В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: Артикул, 1997.; Шпажников Г.А. Религии стран запада и Азии - М.: Наука, 1978.
7 изуи.У.пе1.уе: улучу.'Yemennet.com: u4v4v.sanaa.net: w4yw.arabnet.c0m: цчучу. vemeninfo.gov. уе; \vww.parliament.кох.уе; www.gnc.opg.ve
Объединение 1990 г. ослабило напряженность внутриполитической обстановки, но ненадолго. Ровно через четыре года произошла глобальная война между севером и югом, после которой политическая ситуация значительно изменилась.
Цель данной диссертационной работы - исследовать политическую систему Йемена и особенности ее формирования в период 1962-1995 гг. Исходя из этого, в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть политические системы ЙАР и НДРЙ (1962-1990 гг.), их общие и специфические черты в период, предшествовавший объединению;
- исследовать и определить основные этапы движения к единству и дать характеристику политических сил и институтов, созданных в условиях объединения двух стран;
- выявить особенности переходного периода (1990-1994 гг.) и проанализировать политические мероприятия по ускорению процесса интеграции;
- рассмотреть внутренние и внешние факторы (в том числе, религиозный), оказавшие наиболее существенное влияние на политический климат объединенного государства;
- выявить сущность конфликтов в объединенном государстве;
- дать оценку роли йеменских политических партий и организаций в период кризиса в отношениях Север-Юг в 1993-1994 гг.
Методологической и теоретической основой диссертации явились принципы и основополагающие подходы целого ряда отраслей знаний, получивших в последние годы значительный импульс и в арабских странах, и в Российской Федерации, таких как политология, социология, этническая психология, конфликтология, регионоведение. В работе применялись, прежде всего, исторический и компаративный методы, а так же метод контент -анализа.
В диссертации широко использовались современные, принятые в политической науке принципы классификации и описания социальных и политических явлений.
Эмпирической базой данной диссертационной работы послужили политические документы - Национальная Хартия, правительственные отчеты, выступления представителей власти, тексты конституций ЙАР, НДРЙ, ЙР, обращения и манифесты политических партий и общественных организаций; данные социологических опросов, проводимых научно-исследовательскими организациями Йемена.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем впервые на материале арабской литературы сделана попытка комплексного рассмотрения особенностей формирования новых политических структур, в Йеменской республике. Это значительно расширяет рамки существующих в политической науке представлений и знаний об эволюции йеменской системы государственного устройства, протекающих в стране реформах , месте и роли в общественной жизни новых политических институтов, их особенностях и отличительных чертах.
В диссертационном исследовании вводится в научный оборот (в переводе автора) новый теоретический и эмпирический материал и предлагаются новые оценки различных явлений, характерных для общественно-политического развития Йеменской республики на современном этапе;
- исследованы политические системы ЙАР и НДРЙ (1962-1990 гг.), выявлены их общие и специфические черты в период, предшествовавший объединению;
- рассмотрены внутренние и внешние факторы, в том числе, религиозный и племенной, оказавшие наиболее существенное влияние на политический климат объединенного государства;
- дана оценка роли йеменских политических партий и организаций в период кризиса в отношениях Север-Юг в 1993-1994 гг.
Положения, выносимые на защиту:
Политические системы ЙАР и НДРЙ (1962-1990 гг.) характеризуются качественной противоположностью, которая, однако, смягчалась сходством религиозных и племенных факторов, что рождало в общественном мнении надежду на осуществимость проектов объединения двух государств.
Длительное политическое маневрирование и разнообразные политические компромиссы обеспечили появление неустойчивых объединительных тенденций и видимость политического единства.
Внутренние факторы (близость религиозных и родоплеменных черт и процессов) и внешний фактор (экономическая, политическая и военная поддержка СССР) долгое время сдерживали политический конфликт в мирных рамках.
Неразрешимый политический конфликт коренных интересов закономерно породил военную форму его разрешения в 1994 году.
Поражение ЙСП в межпартийном конфликте и НДРЙ в военном противостоянии обусловили развитие процесса политической модернизации западной ориентации.
Научно-практическое значение диссертации. Фактический материал диссертации, ее аналитическая часть, а также положения и выводы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по новейшей истории Йемена, в спецкурсах, посвященных государственному строю и политическим партиям Ближнего Востока, по политологии и конфликтологии.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации обсуждались и были одобрены на заседании кафедры политологии Северо-Западной Академии государственной службы. Материалы, вошедшие в диссертацию излагались на научно практических конференциях в СЗАГСе (2000-2001 гг.), а также на VIII международной конференции, проводившейся на базе Независимого русско-арабского культурного центра в Санкт-Петербурге
22.06.2000 г. и посвященной теме «Россия и арабский мир: Аравия с древнейших времен до наших дней».
Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Политика Йемена на международной арене в 80-90 гг. XX в.: Внутренние и внешние факторы2002 год, кандидат исторических наук Ассарури Валид Абдулбари Кассем
Становление и развитие демократических институтов в Йеменской Республике в процессе объединения2007 год, кандидат политических наук Аль-Раухани Абдул Ваххаб Мохамед
Эволюция и современная роль политических партий в Республике Йемен2007 год, кандидат политических наук Аль-Джабери Ахмад Мохаммед Сенан
Социокультурные особенности развития масс-медиа Йемена: проблема влияния глобализации на СМИ Ближнего Востока в 2000-х гг.2010 год, кандидат филологических наук Абу Талеб Хасан Хуссейн Али
Влияние Египта на внутриполитическое развитие Йемена в 60-е годы XX века2001 год, кандидат исторических наук Искандер Мохаммед Ахмед
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Аль-Хамдани Валид Салех Али
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономические и политические, процессы, происходящие в различных государствах, имеют непосредственное влияние на складывающиеся или уже существующие и устоявшиеся в своих основах государственно-политические системы, определяя в основном их тип. В значительной мере особенности той или иной из этих систем могут определяться множеством менее значительных или даже побочных факторов, степень важности которых имеет, как кажется, свою региональную специфику.
Страны Востока и их государственно-политические органы в большей степени, чем западные, подвержены воздействию элементов "надстроечных", "духовных". В данном контексте можно, вероятно, вести речь и конкретизировать такие из них, как религиозные, национальные, культурные.
Йеменская республика, появившаяся в своем нынешнем виде в последнее десятилетие XX в., явилась производной от объединения, по сути, двух вполне самостоятельных государств ЙАР и НДРЙ, на протяжении многих лет связанных между собой узами общей религии, территориальной близостью, общей тягой населения к объединению, но имеющих разные границы и режимы правления. Помимо этого, оба государственных образования на территории современного объединенного Йемена, пережившие столетия господства над арабским миром, начиная с XVI в., Османской империи, колониальной власти Великобритании, унаследовали от периода вооруженной борьбы за национальную независимость и суверенитет многие общие ориентиры. И хотя достижение независимости на Севере и Юге Йемена не произошло одновременно и повлекло за собой создание двух йеменских государств, базирующихся, как об этом уже было сказано ранее, на различающихся между собой по многим показателям доктринах, это не лишило их главного и общего элемента - желания бороться за интеграцию Йемена. Показательно, что в течение всего периода раздельного развития стремление к интеграции присутствовало в идейных платформах обеих правящих элит в этих странах, в умах рядовых членов общества.
Сравнивая опыт объединения в Европе, например, и в Азии, в частности в Йемене, легко заметить, что объединяющиеся государства Запада практически всегда либо уже имеют под собой достаточно мощную экономическую базу, либо целью интеграции как раз и является ее создание или укрепление. Это, вероятно, можно совершенно справедливо отнести к странам ЕЭС.
Однако пример Йемена говорит о другом. Здесь интеграция скорее вытекала из определенных политических тенденций, сложившихся внутри общества обеих объединявшихся частей и была органичной частью самосознания йеменского арабского народа, исторически считавшего себя единым. Экономическому и внешнеполитическому факторам при реализации интеграционного плана не придавалось первостепенного значения. Вообще, многое из того, что следовало учесть или, по крайней мере, прогнозировать в экономической области и сфере политики, на раннем переходном этапе осуществлено не было. Последствия такого подхода не замедлили сказаться на дальнейшем сложном развитии государства и его социально-экономическом положении. Непростая экономическая ситуация и политическая борьба между различными стремившимися к достижению власти политическими силами сказалась на формировавшейся государственно-политической системе.
Нельзя не отметить очень специфический по своему позитивному исходу характер межгосударственных переговоров и в то же время поиск выхода из различных, казалось бы, тупиковых ситуаций, возникавших на протяжении 1970-1980-х гг. Кризис в межйеменских отношениях не единожды возникал из-за попыток каждой из сторон влиять на характер власти в Адене и Сане, из-за поддержки сепаратизма, в том числе племенного, из желания играть на экономических и временных политических трудностях. Как правило, не было ни одного из серьезных столкновений, в котором бы не были замешаны какиелибо третьи силы. Ими были и страны Запада и арабские режимы, среди которых были и близко расположенные территориально.
Достижение соглашения по единству во время двусторонних переговоров продемонстрировало совершенно новый тип взаимодействия между арабскими государствами. Это было проявлено в обоюдной заинтересованности, и в атмосфере конструктивности, в которой проходили переговоры между руководством ЙАР и НДРЙ в подготовительный, предшествовавший провозглашению единства период. Йеменская модель переговоров показала, каких высоких результатов можно достичь при совпадении интересов. И самое важное в этих результатах было то, что они получили практическое развитие и воплощение в реальных шагах - в создании Йеменской республики. Интересна и та форма правления страной, которая возникла в результате договоренностей - две правящие партии - ЙСП и ВПК, представлявшие совершенно разные идеологии, сумели договориться и встать у руля совместного управления объединенной республикой.
Можно расценивать, как очень гибкие, меры, предпринятые по приспособлению существующих форм распределения функций между центральной властью и аппаратом власти на местах, между племенными союзами и избранной народом законодательной властью. Учет факторов «местных» традиций и представлений и религиозных особенностей (умеренность в подходах и сбалансированность представительства членов различных конфессиональных групп зейдитов и суннитов в органах власти), активизация в привлечении к взаимодействию племенной аристократии и оппозиционных движений.
В стране было пересмотрено отношение к роли исламской доктрины в регулировании общественных отношений и функционировании судебной системы страны, причем это относилось и распространялось на южную часть страны, где ранее в жизнь проводился курс на секуляризацию. Ислам стал рассматриваться как официальная религия всего государства. В повседневной жизни исламское законодательство (шариат) стало играть большую, по сравнению с прежним периодом, роль.
В идейной сфере все большее внимание стало уделяться Корану, сунне, как наиболее ранним источникам образованности, благочестия, права, многие содержащиеся в них положения легли в основу и стали применяться при организации на новой основе государственно-политического аппарата. В школах повсеместно стали преподаваться основы исламской религии, вменялось обязательное изучение Корана.
Конституция, принятая 1991 г., также испытала на себе элементы исламских представлений об организации общества и регулировании отношений в нем. В ней прослеживается преемственность прошлых форм государственности, выработанных в ходе исторического развития на Аравийском полуострове, и стремление к исламизации и, можно сказать, арабизации, как в социальной, так и в экономической и политической сферах.
Важным достижением периода существования ЙР было укрепление президентской власти, которая сконцентрировалась в руках Али Абдаллаха Салеха. Его полномочия позволяют полностью контролировать ситуацию и очень положительно взаимодействовать с такими ветвями власти, как законодательная, исполнительная и судебная. Осмелимся высказать предположение, что, пожалуй, в законодательной и судебной наиболее чувствуется влияние старых традиций, основывающихся на исламских ценностях.
Вместе с тем, в отличие от некоторых других арабских стран, в Йемене много говорится и делается для укрепления и расширения подлинной демократии, что можно отнести, как к самому высокому эшелону власти, так и к местным властям. Характерно, что йеменский вариант демократии существенно отличается от, скажем, суданской модели, предложенной Хасаном Ат - Тураби и основывающейся на исламском понятии "Аш - Шура". "Аш -Шура" представляется для народных масс как исламская альтернатива демократии и участия народа в жизни всего государства. Йеменская демократия выглядит в этом смысле более светской, олицетворяя собой практическое воплощение изученного и приспособленного специально для йеменских условий опыта народовластия, присущего и западным и восточным моделям.
Другой огромной заслугой ЙР, достигнутой за последнее десятилетие развития, можно считать политический плюрализм, выражающийся в существовании различных, в том числе и оппозиционных партий и полной свободы их деятельности, выражающейся в свободе выражения через публичные выступления и СМИ своих взглядов и участии в политической борьбе. Было бы неверным полагать, что такое огромное достижение было достигнуто незначительными и безболезненными для общества усилиями. Наоборот, за право свободного волеизъявления и участия в тех политических организациях, какие соответствуют их убеждениям, многие патриоты Йемена отдали годы борьбы, а многие и свои жизни. с»
Внутренние изменения, произошедшие в Йемене, не смогли не отразиться на внешнеполитическом уровне. Изменился характер взаимоотношений с таким давним партнером Йемена, как Саудовская Аравия. Королевство продемонстрировало свою заинтересованность в стабилизации положения в стране и оказало в определенном объеме необходимую экономическую помощь. На новый уровень поднялись отношения с султанатом о
Оман, странами Персидского залива. Конечно, моральная поддержка Йеменом иракской позиции в период кризиса в Персидском заливе на какое-то время повлекла за собой охлаждение ряда государств в их отношениях с Йеменом. Однако в настоящее время они вновь приобретают гармоничный характер. Налаживаются отношения Йемена с африканскими странами, в частности с Эритреей, с которой из-за вопроса связанного с границами произошли вооруженные столкновения.
По-прежнему, наблюдается стремление сближения с западными странами и, конечно, с давним и надежным другом йеменцев - Россией. Несмотря на ослабление роли России в регионе в целом, многочисленные экономические контакты продолжают осуществляться. Активно изучается российский опыт построения нового демократического государства и особенно то, как налаживается взаимодействие властей в различных и, в том числе, исламских районах Российской Федерации, как реализуется право свободы вероисповедания, какими путями решаются различные конфликты.
За время своего существования Йеменская республика показала жизнестойкость нового объединенного государства. Критически осмысленный опыт Йемена, несомненно, явится основой будущих концепций и подходов к объединению всех арабов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Аль-Хамдани Валид Салех Али, 2003 год
1. Источники на арабском языке*
2. Временная Конституция ЙАР \965 т. Сана, \%5.
3. Договор об объединении 1989. Сана, 1989.
4. Договор об объявлении ЙР. Сана, 1990.
5. Закон № 1 "О судебной власти". — Сана, 1991.
6. Закон № 41 "О всеобщих выборах",- Сана, 1992.
7. Закон № 70 "О всеобщих выборах". Сана, 1996.
8. Закон №66 "О политических организациях и партиях". Сана, 1991.
9. Йеменская Республика. Серия документов о йеменском единстве. Сана, 1990.
10. Конституционная декларация 1974 г. Сана, 1975.
11. Конституция ЙАР 1970 г. Сана, 1973.
12. Конституция ЙР 1990 г. Сана, 1991.
13. Конституция ЙР 1994 г. Сана, 1994.
14. Конституция НДРЙ . 978 г. Аден, 1978.
15. Национальная хартия. Сана, 1982.
16. Официальные результаты парламентских выборов, 1993 г. Сана, 1993.
17. Программа ВНК. Сана, 1984.
18. Программа ЙСП. Первый съезд ЙСП. Аден, 1978.
19. Программа национального строения и политические, административные, и финансовые реформы Сана, 1991.
20. Сборник указов и декретов правительства. Сана, 1994.
21. Соглашение о примирении от 15 января 1994 г. Сана, 5994.
22. Литература на арабском языке
23. Абд Ал- Кяви Али. Йеменское объединение настоящее и будущее. -Сана, 1997.
24. Все работы на арабском языке переведены автором диссертации.
25. Абд Ар- Раззак Нуман. Единство и изменение обстоятельств.// Сб.: Йемен, кризис и решение. Лондон, 1995.
26. Абд Ар- Рахим Мухаммед. История древнего Египта. Каир, 1981.
27. Абу Ганим Фадил. Структура йеменских племен. Дамаск, 1997.
28. Абу Талиб Хасан. Будущее Йемена после войны. /7 Сб.: Йемен, кризис и решение. Лондон, 1995.
29. Ал Абдули Самир Мухаммед. Йеменское единство. - Каир, 1997.
30. Ал Ансари Мухаммед Джабир. Арабы и политика: в чем сбой? - Бейрут, 1998.
31. Ал Ашмауи Ибрагим. Йеменское единство в глазах арабов. - Сана, 3 993.
32. Ал Банна Атиф. Политические системы. - Каир, 1984.
33. Ал -Барадуни Абдаллах. Йеменские дела. Бейрут, 1976.3 . Ал Барадуни Абдаллах. Республиканский Йемен. - Дамаск, 1984.
34. Ал Гари б Аля Хаи сям. Йемен: Причины кризиса, объявление войны и раскол. -Б/М.: 1995.
35. Ал Джавахири Шакир. Борьба в Адене. - Каир, 1992.
36. Ал Джамал Йахья. Современные политические режимы. - Каир, 1969.
37. Ал Джифри Мухаммед Абд Ар - Рахман. Кризис: основа, результат ирешение. Программа оппозиции для выхода из кризиса.//Сб.: Йемен, кризис и решение. Лондон, 1995.
38. Ал Джифри Мухаммед Абдаллах. Йеменский кризис. - Бейрут, 1995.
39. Ал Улуфи А пл. Йеменские тексты. "Яусус йамания". - Багдад, 3 978.
40. Ал Хабашя Абдаллах. Источники арабских, исламских, идей в Йемене. -Б/м., б/г.
41. Ал Хатиб Нуман. Политические партии и их роль в современных политических системах. - Б/м., 1983.
42. Ан Накиб Халдун Хасан. Государство и общество в странах персидского залива и Аравийского полуострова с разных позиции. - Бейрут, 1987.
43. Асфур Саад. Основные принципы конституционного законодательства и политическая система. Александрия, 1980.
44. Аш Шамахи Абдаллах. Йемен. Человек и цивилизация - Бейрут, б/г.
45. Аш Шарари Мухаммед. Исторический путь йеменской революции. - Б/м. б/г.
46. Бал кис Ахмед Мансур. Йеменская политическая правящая элита. Каир, 1999.
47. Баха ад-Дин Ахмед. Шариат. Это власть в арабском мире. Каир, 1984.
48. Ваким Наджах. Черные руки. Бейрут, 1998.
49. Джойс Г. Отношения Йемена и Саудовской Аравии, прошлое и настоящее. Пер. с англ. Каир, 1993.
50. Зарнук Сапех Салим. Модели захвата власти в арабских странах. Каир, 1992.
51. Касим Ахмед Сайд. Йемен: север л юг. Аден, 1969.
52. Махир Ахмед Сапех Самир. Йеменское единство и регионалистский режим. -Каир, 1992.
53. Мукбил Сайд Галеб. Политический кризис ЙР и роль ООН в его разрешении. Каир, 1998.
54. Политическая свобода и ислам. Кувейт, 1983.
55. Путь развития НДРЙ в течение 20 лет. Аден, 1988.
56. Рида Адил. Попытка понять йеменскую революцию. Каир, б/г.
57. Саадин Ибрахим. Демократия и арабский мир между тревогой, отчаяньем, и надеждой //Сб. Гражданское общество и демократические преобразования в арабском мире. Каир, 1992. - Лг2 2.
58. Самир Мухаммед Ахмед. На пути к объединению Йемена. Каир, 1989.
59. Стеха Мухаммед Сайд. Йемен: север и юг. Каир,1986.
60. Тайны и документы йеменской революции. Бейрут, б/г.
61. Тайны и документы йеменской революций. Б./м., б/г.
62. Тарбуш Кайд Мухаммед. Политический режим ЙАР. Каир, 1990.
63. Тройственная власть в современных арабских конституциях и арабо-мусульманской философии мысли. Каир, 1996.о
64. Хаватма Наиф. Революционный кризис в Южном Йемене. Бейрут, 1980.
65. Халил Мухсин. Конституционное законодательство и политическая система. -Каир, 1987.
66. Аз-Заин Самир. Арабские политические партии, рождение и сложное существование // "Шуун еджтимаиа". Каир, 1997. - № 54.
67. Ал Вазир Исмаил Ахмед. Принцип разделения властей и йеменская демократия // "Ас - Сауабет". - Сана, 1998. - №11.
68. Али Фадил Фатима. О низших слоях йеменского общества (практическое исследование) //" Дерасат шлачия" ("Йеменские исследования"). Сана, 1993.-№49.
69. Ар Рашид Али. Интервью с шейхом Абдаллахом Бен Хусайном Ал -Ахмар. //"Филастин ал - муслима" («Мусульманская Палестина»), -Лондон, 1992. -№ 11.
70. Ас Садик Шаабан. Политические права личности в арабских конституциях. // "Ал-Мустакбал ал-араби". - Бейрут, 1987. - №106.
71. Ас Сакаф Абд Ал - Азиз. Как война была выиграна. // "Йемен Тайме". -Сана, 1994.-№27.
72. Джараллах Омар. О проблемы единства и прогресса // "Кадая ал-Аср". -Сана, 1969, № 12.
73. Табит И. Демократия как начало существования идей йеменского единства // "Кадая ал аср" (" Проблемы нашего времени"). - Сана, 1989. -№ 12.
74. Тарбуш Кайид Мухаммед. Обязанности и полномочия судебных органов // "Ас-Сауабет". Сана, 1998. №11 .
75. Тарбуш Кайид Мухаммед. Почему нужно Йемену единство? "Ас-Сауабет". -Сана, 1996.
76. Хилми Мухаммед Кауад. Единство обязательное и конституция, отвергнутая в ЙР. И "Ал -Иитисам". Каир, 1990. - № 2.
77. Литература на русском языке91 .Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Пер. с франц. М.: 1993.
78. Асадов И. А. НДРЙ, социальное и политическое развитие 60 70 гг. - Баку, 1991.
79. Бауэр. Г. М. Древняя ясторяя Йемена. —М.; 1984.
80. Воробьев В.П. Политическая и государственная система Народной Демократической Республики Йемен. — М.: 1978.
81. Гаврилов В. Война кланов или взглядов. // Азия и Африка. М.: 1994.8.9.
82. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку — М.: 2000.
83. Герасимов О.Г. ЙАР: 25 лет независимого развитая. — М.: 1987.
84. Герасимов О.Г. Йеменская революции, проблемы я суждения, —м.; J 979.
85. Герасимов О.Г. Йеменские документы. jvl; 1987.
86. Герасимов О.Г. Йеменские зарисовки. -М.; 1983.
87. Герасимов О.Г. Новейшая история Йемена 1917-1982. -М.: 1984.
88. Голосов Г.В. Сравнительная политология:—Новосибирск, 1995.
89. Голубовская Е. К. Влияние нефти на экономическое и политическое развитие ЙАР. -М.: 1974.1 04. Голубовская Е. К. Йемен. -М.; 1965.
90. Голубовская Е. К. К вопросу о низших слоях в социальной структурейеменского общества. // Сб. Арабские страны, история и современности. — М.: 1981.
91. Голубовская Е. К Лапятяческое развитие MAP J 962 1985 гг. -М.; J 989.
92. Голу бовская Е. К. Размежевания в йеменском движении на начальном этапе революции. -М.: 1975.
93. Ю8.Голубовская Е. К. Революция 1962 г. в Йемене. М.: 1971.109,Голубовская Е. К. Эволюция государственно-политических систем ЙАР в 70-е начало 80-х годов //Сб. Арабские страны. - М.: 1986.
94. Ю.Гусаров В. И. Проблемы независимых арабских государств в исследованиях отечественных ученых. // Восток. М.: 1992. - №4.111 .Даль Р. О демократии. Пер. с англ. М.: 2000.
95. Емельянова Г М. Проблемы интеграции в арабском мире.// Восток. М.: 1991,-№4.
96. Зеркин Д. П. Основы политологии. Ростов н/Д, 1999.
97. Ибн Ал Акил Хасан Зайд. Народ обрел единство. // Азия и Африка. - М.: 1991,- №5.
98. Исаев М.А., Чеканский А.Н., Шишкин В.Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М.:2000.
99. Исмаил Абдель Ал Фаттах. Об опыте народной революции в демократическом Йемене. Пер. с араб. - М.: 1978.
100. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О. П. Жидкова. Ч. 1.-М.: 1996.
101. Коротаев А. В. Вождество и племена страны Хашед и Бакил: общая тенденция и факторы эволюции социально-политических систем северовосточного Йемена. М.: 1998.
102. Коротаев А. В. Два социально- экономических кризиса и генезис племенной организации в Йемене. // Восток. М.: 1996. - № 6.
103. Ланцов С.А. Идеология и политика социал-демократии. СПБ.: 1994.12!.Ланцов С.А., Ачкасов В.А. Легитимация власти в постсоциалистическомроссийском обществе. М.: ¡996.
104. Ланцов С.А. Тоталитаризм как форма модернизации России; генезис и результаты. / СПБ.: 1994.
105. Макаенков Е. В., Сушков В. И. Политология: альбом схем. М.: 1998.
106. Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. М.: 1991.
107. Мирский Г. И. Роль армии в политической жизни третьего мира. М.: 1989.
108. Мирский Г. И. Третий мир: общество, власть, армия. М.: 1976.
109. Муаммар Каддафи. Зеленая книга. М.: 1989.
110. Муромцев Г. И. Конституции арабских государств. -М.: 1982.
111. Наумкин В. В. Народная Демократическая Республика Йемен. — М.: 1982. 130.Основы теории политической системы. -М.: 1985.
112. Политические отношения на Востоке: общее и особенное. -М.: 1990.
113. Политология: Словарь-справочник. М.: 2000.
114. Почепко В. В., Хомелева Р. А. Очерки о власти, новые подходы и интерпретации. СПБ., 1998.
115. Примаков Е. М. Анализ проблемы Среднего Востока. М.: 1978.
116. Примаков Е. М. Война, которой могло бы не быть. М.: 1991.
117. Примаков Е. М. Страны Аравии и колониализм. М.: 1956.
118. Примаков Е. М. Что есть что в мировой политики. Словарь-справочник. -М.: 1987.
119. Рациональный выбор в политике и управлении. /7 Сб. под ред. Л. В. Сморгунова. СПБ.: 1998.
120. Санистебан Л. С. Основы политической науки. Пер. с исп. В. Л. Заболотного. М.: 1992.
121. Селезнев Л. И. Политическая система США. СПб.: 1995.141 .Селезнев Л. И. Политические системы современности: сравнительный анализ.-СПБ.: 1995.
122. Смирнова Г. И. Опыт ливийской революции. М.: 1992.
123. Сморгунов Л. В. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПБ.: 1999.
124. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.).-М.: 1982.
125. Судебная система западных государств. М.: 1991.
126. Токвиль А. Д. Демократия в Америке. М.: 1992.
127. Чиркин В. Е. Государственная власть в развивающихся странах. -М.: 1990.
128. Чиркин В. Е. Два пути политического развития освобождающихся стран. -М.: 1987.
129. Юридическая энциклопедия. -М.: 1997.
130. Литература на английском языке
131. Bed Well Robin. The tow Yemen and USA Long man went view press, 1984.
132. Munson Henry. Islam and Revolution in the Midle East. London: Yale Univ. Press, 1988.
133. Peterson J.E. Туе Yemen the search for a modern state. London, 1982.
134. Political platrorms of Yemeni political parties and organizations. Sana'a, 1998.
135. Stookey Robert. Yemen Revolution tradition. Stanford university Horer institution press, 1984.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.