Организационные и дидактические условия формирования этнопедагогической культуры будущих учителей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Тишулина, Светлана Глебовна

  • Тишулина, Светлана Глебовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 147
Тишулина, Светлана Глебовна. Организационные и дидактические условия формирования этнопедагогической культуры будущих учителей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Мурманск. 2006. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тишулина, Светлана Глебовна

Введение.

Глава 1. Теоретическое исследование организационных и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры будущих учителей

1.1. Основные понятия исследования.

1.2. Сущность этнопедагогической культуры будущих учителей.

1.3. Обоснование комплекса условий формирования этнопедагогической культуры студентов.

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности комплекса организационных и дидактических условий в формировании этнопедагогической культуры будущих учителей

2.1. Выявление уровня сформированности этнопедагогической культуры будущих учителей.

2.2. Система формирования этнопедагогической культуры будущих учителей на основе организационных и дидактических условий.

2.3. Динамика развития этнопедагогической культуры будущих учителей.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационные и дидактические условия формирования этнопедагогической культуры будущих учителей»

Актуальность исследования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования самосознания и самоидентичности.1

Целостность и будущность России во многом связаны с ее полиэтничностью. Только в Мурманской области сейчас проживают представители около 120 национальностей2, вовлеченные в непрерывное взаимодействие и коммуникацию. Именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у молодежи этнической культуры.

В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Реализация новой образовательной стратегии невозможна без педагога, способного не только успешно работать в новых социально-экономических условиях, но и соответствовать представлениям общества об

1 Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года //Наука и школа.- 2003.- №1.- С.3-19 По данным переписи населения 1989 года. интеллектуальном и культурном потенциале, принимать и усваивать систему общегуманистических ценностей, знать основы национальной и мировой культуры (В.А.Николаев).1

Подготовить будущих учителей к ведению образовательной деятельности с учетом регионально-этнической направленности можно только при соответствующем подходе к организации образовательно-воспитательного пространства вуза.

В настоящее время многие исследователи обращаются к разработке моделей образования этнической направленности. Этнопедагогическая подготовка студентов отражена в работах Г.В.Давлекамовой, О.И.Давыдовой, Р.В.Комракова, Е.В.Кузнецовой и др.

Феномен этнопедагогической культуры и этнической культуры личности рассматривается в диссертационных исследованиях В.Н.Латыпова, Н.А.Матвеевой, И.О.Поповой, Г. А. Станчинского и др.

В свете настоящего исследования особый интерес представляет докторская диссертация В.А.Николаева, в которой представлен и теоретический анализ, и методический аспект формирования этнопедагогической культуры.

В контексте исследования существенное значение имеют работы в области поликультурного образования и подготовки будущих учителей (В.А.Ершов, В.И.Матис, Г.В.Палаткина и др.).

Моделируя целостный образ выпускника вуза ученые едины в том, что это - человек культуры - свободная, духовная личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, способная к творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся л социокультурной среде (Е.В. Бондаревская).

1 Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дисс. .д-ра пед. наук /В.А.Николаев.- М., 1998.- С.3-11

2 Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика.- 1995,- №4. -С.29-36

Все это побуждает исследователей к проектированию моделей образования, адекватных современному типу культуры и отвечающих новому этапу развития цивилизации, что составляет одну из актуальных задач современной педагогики.

Подготовить будущих учителей к ведению образовательной деятельности с учетом регионально-этнической направленности можно только при соответствующем подходе к организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Этнопедагогическое содержание профессиональной педагогической культуры педагога должно стать равнозначным, а не выступать в качестве дополнительного к научно-педагогическому содержанию. В настоящее время в психолого-педагогической науке недостаточно освещенными остаются вопросы, связанные с выявлением необходимых условий формирования этнопедагогической культуры студентов.

Таким образом, возникает противоречие между актуальностью формирования этнопедагогической культуры будущих учителей и отсутствием научно обоснованных и разработанных условий ее формирования.

В этой связи необходим специальный анализ путей разрешения сложившегося противоречия между требованиями общества к этнопедагогическому воспитанию будущих учителей и реальным состоянием вузовской подготовки, что и определило проблему исследования.

Тема диссертационного исследования: «Организационные и дидактические условия формирования этнопедагогической культуры будущего учителя».

Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация организационных и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры будущих учителей.

Объект исследования - процесс формирования этнопедагогической культуры студентов в образовательно-воспитательном пространстве вуза.

Предмет исследования - комплекс организационных и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры будущих учителей.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов в образовательно-воспитательном пространстве вуза будет эффективным, если: формирование этнопедагогической культуры как профессионально значимого личностного образования выдвигается в качестве одной из целей педагогической подготовки; разработана система формирования этнопедагогической культуры будущих учителей с учетом возможностей образовательно-воспитательного пространства вуза; в условиях этнопедагогически направленной учебно-познавательной и социально-воспитательной деятельности в вузе у студентов развиваются когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный и профессионально-личностный компоненты этнопедагогической культуры; реализуется комплекс организационных и дидактических условий; учитываются уровни этнопедагогической культуры студентов. Определение объекта, предмета, цели и выдвижение гипотезы исследования позволило сформулировать следующие задачи:

1 .Охарактеризовать сущность, содержание и структуру этнопедагогической культуры.

2.Изучить состояние проблемы формирования этнопедагогической культуры будущих учителей в психолого-педагогической науке.

3.Выявить динамику развития этнопедагогической культуры будущих учителей с учетом обоснованных уровней.

4.0пределить и обосновать комплекс организационных и дидактических условий, позволяющих эффективно формировать этнопедагогическую культуру студентов в условиях образовательно-воспитательного пространства вуза.

5.Разработать и апробировать систему формирования этнопедагогической культуры будущих учителей. б.Обобщить опыт деятельности Мурманского государственного педагогического университета по формированию этнопедагогической культуры будущих учителей.

Методологическую основу исследования составляют: культурологический (А.И.Арнольдов, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, А.Ф.Лосев и др.); аксиологический (М.С.Каган и др.); средовый (И.С.Кон, А.В.Мудрик, С.Т.Шацкий, В.А.Ясвин и др.) подходы; идея культуросообразности образования (С.И.Гессен, С.Н.Иконникова, Э.В.Ильенков, К.Д.Ушинский, Е.Н.Шиянов, В.Д.Шадриков и др.).

Теоретическую базу исследования составили: концепция личностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков и др.); работы о воспитательном потенциале этнокультуры и народной педагогики (Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, А.Н. Зимина, В.А.Николаев, Ю.А.Рудь, Г.А.Станчинский и др.); исследования по проблемам профессионально-педагогической деятельности и культуры учителя (И.Ф.Исаев, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин и др.).

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа (изучение и анализ психолого-педагогической, философской, культурологической, этнологической и методической литературы по проблеме исследования, анализ действующих в педагогическом вузе учебных программ); эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертная оценка и самооценка, организация и проведение педагогического эксперимента); праксиметрические (анализ продуктов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта).

Опытно-экспериментальная база исследования - Мурманский государственный педагогический университет. Исследованием было охвачено 250 студентов 3 курса. Экспериментальную группу составили обучающиеся по специальностям: «русский язык и литература», «физика с дополнительной специальностью «информатика», «культурология», «социально-культурная деятельность», «изобразительное искусство», «педагогика и психология» - в количестве 120 человек. В контрольную группу входили студенты исторического, математического, искусствоведческого, музыкального отделений, потенциальные социальные педагоги и художественные руководители творческих коллективов. Контрольная группа насчитывала 130 респондентов.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап - поисково-теоретический (1999-2001 гг.) -характеризуется выявлением современного состояния проблемы, разработкой теоретико-методологической основы концепции исследования, определением цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования.

Второй этап - опытно-экспериментальный (2001-2004 гг.), в ходе которого осуществлялся целенаправленный педагогический эксперимент, были определены критерии и уровни этнопедагогической культуры студентов, обоснованы организационные и дидактические условия этнопедагогической подготовки будущих учителей, разработана методика опытно-экспериментальной работы, обобщен опыт деятельности этнической направленности Мурманского государственного педагогического университета, уточнена рабочая гипотеза.

Третий этап - обобщающий (2004-2006 гг.). Систематизированы и обобщены результаты, скорректированы и уточнены теоретические и методические положения; проверены выводы, полученные на предыдущих этапах эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - дана характеристика компонентов этнопедагогической культуры -когнитивного, эмоционально-ценностного, деятельностного, профессионально-личностного; охарактеризованы уровни сформированное™ этнопедагогической культуры; разработана методика диагностики оценки уровней сформированности этнопедагогической культуры; выявлен комплекс условий, способствующих формированию этнопедагогической культуры студентов - организационных (сохранение национальной идентичности в контексте этнического ренессанса и глобализации общественной жизни; создание в вузе атмосферы толерантности и поликультурности; этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в вузе; организация педагогической практики в многонациональных коллективах); дидактических (этнопедагогическая компетентность преподавателей вуза; усиление межпредметных связей в обучении; приобщение студентов к народным традициям). разработана система формирования этнопедагогической культуры будущих учителей в условиях образовательно-воспитательного пространства вуза, включающая в себя методологический, технологический и оценочно-результативный блоки.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в уточнении содержания понятия «этнопедагогическая культура» в контексте интегрирования профессиональной и этнической культуры будущего учителя;

- в выявлении сущностной и критериально-уровневой характеристики этнопедагогической культуры студентов как профессионально значимого личностного образования;

- в научном обосновании организационных и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры в условиях образовательно-воспитательной среды вуза.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: разработанная и апробированная система формирования этнопедагогической культуры в условиях образовательно-воспитательного пространства вуза позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки будущих учителей; программа специального курса «Этнопедагогика» используется в Мурманском государственном педагогическом университете; методика оценки уровней сформированности компонентов этнопедагогической культуры может быть использована в диагностике профессионального уровня будущих учителей.

Достоверность полученных результатов обеспечивается единством философских, культурологических и психолого-педагогических подходов к обоснованию ведущих идей исследования; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, адекватных поставленным в работе цели и задачам исследования; организацией опытно-экспериментальной работы в условиях практической деятельности преподавателя кафедры педагогики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этнопедагогическая культура будущего учителя - это сложное личностное образование, которое включает в себя: нравственно-этническую направленность сознания, способность к культурной идентификации и самооценке собственного уровня этнопедагогической деятельности; профессиональную образованность и владение этнопедагогическими технологиями; морально-психологическую воспитанность; наличие гуманистической педагогической доминанты по отношению к учащимся.

2. В структуру этнопедагогической культуры будущего учителя входят четыре компонента: когнитивный (система знаний этнического характера: этнологических, этнокультурологических, этнопсихологических, знаний народного этикета, народного искусства, этнической педагогики (основных явлений и процессов народного воспитания, сущности народного идеала человека, педагогических воззрений и воспитательного опыта народа, средств, методов и факторов народной педагогики); образованность в сфере преподаваемого предмета, профессионально-деловая подготовленность); эмоционально-ценностный (нравственно- этническая направленность сознания (потребность и интерес к этнопедагогической деятельности, интериоризация этнических ценностей, культурная идентификация); деятельностный (система этнокультурных и этнопедагогических умений и навыков; стремление к этнопедагогическому самообразованию и саморазвитию; опыт этнопедагогической деятельности; способность разработать авторский образовательный проект); профессионально-личностный (этнические качества (эмоциональная отзывчивость, толерантность, миролюбие, чувство сопричастности к судьбам «малой» и «большой» родины); морально-психологическая воспитанность (эмпатия, педагогическая интуиция, профессиональное мышление); нравственно-волевые качества (гуманистическая педагогическая позиция по отношению к детям, целеустремленность, активность, настойчивость, педагогический оптимизм).

3. В рамках образовательно-воспитательного пространства вуза реализация комплекса условий - организационных (сохранение национальной идентичности в контексте этнического ренессанса и глобализации общественной жизни, создание в вузе атмосферы толерантности и поликультурности, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в вузе, организация педагогической практики в многонациональных коллективах); дидактических (этнопедагогическая компетентность преподавателей вуза, усиление межпредметных связей в обучении, приобщение студентов к народным традициям) - способствует формированию этнопедагогической культуры будущих учителей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на заседаниях кафедры педагогического проектирования и образовательных технологий Мурманского государственного педагогического университета; в докладах на международной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (Мурманск, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы регионального образования и этнопедагогики» (Мурманск, 2002), межвузовской научно-практической конференции «Перспективы развития начального образования России» (Мурманск, 2004), межрегиональной научно-практической конференции «Художественная культура: личность, творчество, досуг» (Мурманск, 2004), региональной научно-практической конференции «Образование в условиях севера: актуальные проблемы, тенденции развития (Мурманск, 2005), международной научно-практической конференции «Культурное разнообразие в эпоху глобализации» (Мурманск, 2006), на ежегодных научно-практических конференциях преподавательского состава и аспирантов Мурманского государственного педагогического университета (1999,2000,2001,2002,2003 гг.). Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе преподавания курса «Этнопедагогика».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Тишулина, Светлана Глебовна

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРУГОЗОРА СТУДЕНТОВ задания Группы студентов Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Кол-во чел. В% Кол-во чел. В% Кол-во чел. В%

1 ЭГ 12 10 56 47 52 43

КГ 16 12 60 46 54 42

2 ЭГ 4 3 34 28 82 69

КГ 6 5 38 29 86 66

3 ЭГ 20 17 52 43 48 40

КГ 18 14 54 41 58 45

4 ЭГ 6 5 36 30 78 65

КГ 8 6 26 20 96 74

Качественный анализ результатов комплексного обследования показал следующее. Студенты слабо ориентируются в вопросах региональной этнической культуры, не знакомы с костюмом как атрибутом национальной материальной культуры. Пять разновидностей поморской игрушки назвали 20 представителей ЭГ, в том числе будущие психологи (2 студента), учителя культурологи (8 студентов), менеджеры социально-культурной деятельности (10 студентов). К высокому уровню наличия этнокультурного кругозора нельзя было отнести (при выполнении задания 3) ни одного студента-филолога и студента-физика. В группе КГ лидировали испытуемые специальностей «народное художественное творчество» и «искусствоведение» (10 и 8 точных ответов о поморской игрушке).

Обращение к материалам задания 4 свидетельствует почти о полном незнании респондентами представителей региональной культуры. Студенты-филологи называют писателей и поэтов Кольского Края, включая саамских -О.Воронову и А.Баженова. Будущие учителя изобразительного искусства называют по 5-10 Мурманских художников, в том числе заслуженных художников России: В.Бубенцова, А.Морозова, А.Сергиенко и др. Студенты-музыканты указывают на композиторов Заполярья: А.Адамовского, Е.Ефремову, В.Колбасу, В.ГТопова, Ю.Хабарова, Е.Чугунова и др. Студенты-историки располагают широкими знаниями об ученых и общественных деятелях региона, называя персоналии Н.П.Большаковой, Р.Г.Куруч, А.А.Кисилева, Е.А.Пации, И.Ф.Ушакова, Н.Н.Харузина, В.В.Чарнолуского и др.

В то же время из поля зрения студентов полностью выпадают представители поморской научной и художественной интеллигенции. Недостаточно ориентируются будущие учителя в сказках, песнях, танцах, празднико-обрядовой культуре поморов, саамов, коми и ненцев, что требует в дальнейшем активизации такого условия формирования этнопедагогической культуры, как этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в вузе.

Полученные результаты изучения когнитивного критерия этнопедагогической культуры будущих педагогов обобщены в таблице 6.

Заключение

Проведенное исследование вскрывает ряд существенных аспектов в проблеме формирования этнопедагогической культуры будущих учителей.

Реализация новой образовательной стратегии невозможна без педагога, способного к ведению образовательной деятельности с учетом регионально-этнической направленности, поэтому становится актуальной проблема формирования этнопедагогической культуры будущих учителей, которую можно решить только при соответствующем подходе к организации образовательно-воспитательного пространства вуза.

Осмысление основных методологических и теоретических подходов к проблеме формирования этнопедагогической культуры будущих учителей позволило утвердиться в понятии этнической культуры личности как сложном интегральном личностном образовании гуманистической направленности, которое представляет собой синтез этнических знаний, этнического сознания, этнической деятельности и определенных этнических качеств.

Выделение этнопедагогической культуры как особого феномена осуществлялось в рамках системно-культурологического подхода к изучению этого явления. Понятие «этнопедагогическая культура» рассматривалось в контексте таких составляющих, как «педагогическая культура» и «этническая культура учителя». Теоретический анализ обозначенного феномена позволил утвердиться в понятии этнопедагогической культуры будущих учителей как сложном личностном образовании, которое включает в себя: нравственно-этническую направленность сознания, способность к культурной идентификации и самооценке собственного уровня этнопедагогической деятельности; профессиональную образованность и владение этнопедагогическими технологиями; морально-психологическую воспитанность; наличие гуманистической педагогической доминанты по отношению к учащимся.

В структурном отношении этнопедагогическая культура будущих учителей представлена когнитивным (система знаний этнического характера, образованность в сфере преподаваемого предмета, профессионально-деловая подготовленность); эмоционально-ценностным (нравственно- этническая направленность сознания); деятельностным (система этнокультурных и этнопедагогических умений и навыков, стремление к этнопедагогическому самообразованию и саморазвитию, опыт этнопедагогической деятельности); профессионально-личностным (этнические качества, морально-психологическая воспитанность, нравственно-волевые качества).

Опытно-экспериментальным путем подтверждена педагогическая целесообразность реализации комплекса организационных и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры будущих учителей.

Организационные условия формирования этнопедагогической культуры будущих учителей - сохранение национальной идентичности в контексте этнического ренессанса и глобализации общественной жизни; создание в вузе атмосферы толерантности и поликультурности; этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в вузе; организация педагогической практики в многонациональных коллективах - определяются макросоциальными и микросоциальными факторами.

В качестве дидактических условий формирования этнопедагогической культуры учителя выступают этнопедагогическая компетентность преподавателей вуза; усиление межпредметных связей в обучении; приобщение студентов к народным традициям.

В ходе опытно-экспериментальной работы разработатана методика изучения у будущих учителей уровней сформированности этнопедагогической культуры по ведущим структурным компонентам -когнитивному, эмоционально-ценностному, деятельностному и профессионально-личностному.

Апробация разработанной методики в экспериментальной работе позволила выявить три уровня сформированности этнопедагогической культуры испытуемых, условно названных высоким, средним и низким.

В ходе опытно-экспериментальной работы разработана система формирования этнопедагогической культуры будущих учителей в образовательно-воспитательном пространстве вуза в контексте средового подхода.

Предложенная система включает в себя методологический блок (концептуальные основы, цель, принципы, задачи, содержание, основные направления деятельности); технологический блок (взаимосвязь средств и форм формирования этнопедагогической культуры будущего учителя, методы, организационные и дидактические условия); оценочно-результативный блок (критерии и показатели этнопедагогической культуры, мониторинг сформированности исследуемого феномена).

Обобщен опыт Мурманского государственного педагогического университета, способствующий эффективной реализации разработанной системы формирования этнопедагогической культуры в образовательно-воспитательном пространстве вуза.

Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента выявило улучшение показателей сформированности критериев этнопедагогической культуры: число студентов с высоким уровнем выросло до 37 (31%), средним до 57 (48 %), а удельный вес студентов с низким уровнем снизился до 26 (21 %) человек.

В процессе опытно-экспериментальной работы выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась, поставленные цель и задачи исследования решены.

Следует отметить, что рассматриваемый феномен, в силу своей сложности и многоаспектности, не может быть ограничен рамками данного исследования. Дальнейшее изучение данной проблемы представляется перспективным.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тишулина, Светлана Глебовна, 2006 год

1.Абдулин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие для преподавателей, читающих спецкурсы, аспирантов, слушателей ФПК.- М.: «Прометей» МГПУ им. В.И.Ленина, 1990.- 188с.

2. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1989.- 139с.

3. Абдуллина O.A. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования //Советская педагогика.- 1976.- № 1.-С.76-84

4. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности //Новый мир.- 1988.-№ 7, С.210-220, № 9, С.227-239б.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М.: Просвещение, 1985.- 448с.

5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- М.: АиФ, 1993.- 688с.

6. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987.- 208с.

7. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике.- М.: Дом Шалвы Амонашвили, 1996.- 494с.

8. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию.- М.: МГИК, 1992.- 240с.

9. Ю.Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса //Советская этнография, 1982.- №1.- С.8-21 П.Арутюнов С.А. Фантом безэтничности //Расы и народы.- М.,1989.- Выпуск 19.- С.22-64

10. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР.-Мысль, 1987.-281с.

11. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие для вузов.- М.: Аспект Пресс, 1988.- 271с.

12. М.Ахлестина А.Ю. Этнокультурное воспитание студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного творчества: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- Кострома, 2005,- С.7-9

13. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения.- JI.: Наука, 1989.- С.7-14

14. Барабанщиков A.B., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера: Научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее.- М.: Воениздат, 1985.- 159с.

15. П.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях // Преподаватель. Вып. 1(8).- М.,1999, С.15-18

16. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985.- М.: Наука, 1986.-С.З-160

17. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность Ч.1.- Саранск, Кн. изд-во, 1992.- С.3-112

18. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения.- М.- Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948.- 280с.

19. Белозерцев Е.П. Соборность как путь к новой вершине // Русская школа. Выпуск №1.- М.: Роман-газета, 1993.- С. 10-18

20. Беляева Л.С., Трудков A.M. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе: Учебно-методическое пособие.- Мурманск: МГПИ, 2000.- 83с.

21. Беляева Л.С. Поморская музыкальная культура //Учителю о народной культуре поморов и саамов Кольского Севера.- Мурманск: МГПИ, 1994.-С.41-77

22. Беляева Л.С. Саамская этническая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей.- Мурманск: МГПИ, 2001.-152с.

23. Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика. Учебное пособие к спецкурсу.-Мурманск: МГПИ, 1991.- 68 с.

24. Бердяев H.A. О назначении человека.- М.: Республика, 1993.- 213с.

25. Бердяев H.A. Человек: Микрокосм и Макрокосм //Феномен человека: Антология.- М.: Наука, 1993.- С. 28-59

26. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры.- JL: Наука,1988.- 274с.

27. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX века. Этнографические очерки.- JL: Наука, 1983.- 233с.

28. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.-304с.

29. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.- М.: Высш. школа,1989.- 141с.

30. Библер B.C. Диалог культур и школа XX века //Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. /Под ред. В.С.Библера.- Кемерово: Гуманитарный центр «Алеф»,1993, С.9-187

31. Библер B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии.-1989.-№6.-с.34-43

32. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога.- М.: Политиздат, 1975.- 399с.

33. Библер B.C. От науконаучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век,- М.: Политиздат, 1991.- 412с.

34. Бим Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Сов.педагогика.- 1988.- №11.- С.38-43

35. Бим Бад Б.М. Педагогическая антропология.- М.:УРАО, 2003.- 208 с.

36. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Научно-педагогические парадигмы: История и современность // Современные проблемы истории образования и педагогической науки.- М.: Наука, 1994.- Т.1. С.68-78

37. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: ТЦ Учитель, 1999.-560с.

38. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность //Педагогика.- 1999.- №3.- С.37-43

39. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика.- 1995.- №4.-С.29-36

40. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер и судьбы страны. Л.: Лениздат, 1992.- С.27-65

41. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.- М.: Наука, 1983.- 412с.

42. Бромлей Ю.В. Этнические функции культуры и этнография.- М.,1978.-120 с.

43. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.- М.: Наука, 1973.-280 с.

44. Бромлей Ю.В. Этносоциальные прогрессы: теория, история, современность.- М.: Наука, 1987.- 333с.

45. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Вестник высшей школы.- 1997.- №4.- С. 11-14

46. Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли ХУ111 века: Дисс. д-ра пед. наук.- Архангельск, 1990.- 453с.

47. Вагинова Л.С. Художественная культура Кольского Заполярья: историческая типология: Автореф. дисс. .д-ра культурологии. СПб, 2004.-С.3-58

48. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика.- М.: Педагогика, 1990.- 139с.

49. Васильева В.В. Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- Мурманск, 2000. -20с.

50. Виленский Г.А. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры.- 1994.- № 9.- С.8-12

51. Виноградов Г.С. Народная педагогика.- Иркутск: Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества, 1926.

52. Волков Г.Н. Педагогика жизни.- Чебоксары: Кн. изд-во, 1989.- С.272-279

53. Волков Г.Н. Педагогическая культура и духовный прогресс народа //Этнопедагогика.- М.: Академия, 1999.- С.26-44

54. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномен демократии гуманизма в сфере воспитания.- Чебоксары: Кн. изд-во, 1993.- 88с.

55. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа.- Чебоксары: Кн. изд-во,1966.- 260с.

56. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- Чебоксары: Кн. изд-во, 1974.- 372с.

57. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.-168с.

58. Выготский Л.С. Психология искусства,- М.: Искусство, 1968.- 576с.

59. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций.- М.: Просвещение, 1960.- С.45-54

60. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры.- Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1992.-316с.

61. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 432с.

62. Геллнер Э. Нации и национализм М.: Прогресс, 1991.- 320с.

63. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования //Педагогика.- 2002.-№7.-С.З-12

64. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века.- М.: «ИнтерДиалек-гЬ», 1997.- 697с.

65. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России.- М.: Прогресс, 1993.- 160с.

66. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. /Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев.- М.: «Школа Пресс», 1995.- 448с.

67. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период.- Л.: Наука, 1990, С.15-89

68. Гумилев Л.Н., Иванов К.Т. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социологические исследования.- 1992.- №1. -С.51-567¡.Гумилев Л.Н. Сочинения. Этногенез и биосфера земли.- М.: ДИ ДИК, 1994.- 637 с.

69. Гуревич П.С. Культурология: Учебник.- 3-е изд., М.: Гардарики, 2003,-280с.

70. Гуревич П.С. Проблемы средневековой народной культуры.- М.: Искусство, 1981.- С. 10-81

71. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов.-2-е изд.- М.: «Аспект Пресс», 1995.- 225с.

72. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода.- М.: Школа, 1994.- 269с.

73. Давлекамова Г.В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: Дисс. канд. пед. наук.- Астрахань, 1998.- 200с.

74. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов будущих специалистов дошкольного образования: Дисс. .канд. пед. наук.- Барнаул, 2000.- 183с.

75. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991.- С.42-131

76. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии.- Алма-Ата: АКИ, 1971.- С.4-19

77. Дранишников В.В, Гражданское воспитание школьников: Педагогические возможности использования национально-регионального компонента содержания образования в гражданском воспитании школьников.-Мурманск: МГПИ, 2000.- 256с.

78. Дранишников В.В. История родного края.- Мурманск: Север, 1993.- 176с.

79. Дробижева JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития //Советская этнография.- 1985.-№5.- С.3-16

80. Егоров М.Н., Петрова Т.Н. Этнопедагогический диалог культур в якутской национальной гимназии // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.- С.5-21

81. Иконникова С.Н. Культурное пространство и возрождение России //День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конф.- СПб.: СПбГУП, 1996.- С. 116-119

82. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М.: Политиздат, 1991.- 464с.

83. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект.- Белгород, 1992, С.22-68

84. Каган М.С. Морфология искусства.- JI.: Искусство, 1972.- 440с.

85. Каган М.С. О понятии «гуманитарная культура» и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества: Материалы конференции.- СПб, 1996.- С.98-101

86. Каган М.С. Философия культуры.- СПб: ИСПУ, 1996.- 416с.

87. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.-М.: Просвещение, 1977.- С. 18-63

88. Кан-Калик В.А., Никандров Н.П. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.- 140с.

89. Касьянова К.А. О русском национальном характере.- М.: Акад. проект; Екатеринбург: Делов. кн., 2003.- 558с.

90. ЮО.Киселев A.A., Киселева Т.А. Советские саамы: История, экономика, культура.- Мурманск: Кн. изд-во, 1987.- 208с.

91. Ю1.Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие.- М.: Академический проект, 2004.- С.116-117 Ю2.Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Просвещение, 1955.- 481с.

92. ЮЗ.Коменский Я.А. Материнская школа //Избр. пед. соч. Т.1.- М.: Педагогика, 1982.- С.201-241

93. Ю4.Комраков Р.В. Этнопедагогическая подготовка будущего социального педагога: Дисс. .канд. пед. наук.- Белгород, 2005. -218с. Ю5.Кон И.С. Введение //Этнография детства (Отв. ред. И.С.Кон).- М.: Наука, 1983.- 232с.

94. Юб.Кон И.С. К проблеме национального характера //История и психология,-М.: Наука, 1971.- С.122-158

95. Ю7.Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя.- М.: Просвещение, 1989.-206с. Ю8.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года //Наука и школа.- 2003.- №1.- С.3-19

96. Ю9.Котожеков Г.Г. Генезис национальной культуры //Опыт философско-социологического анализа на материале культуры народов Южной Сибири.-Абакан: АКИ, 1991.- С.30-52

97. ПО.Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения.- М.: Педагогика, 1977.- 264с.

98. П.Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста.- М.: Высшая школа, 1990.- 140с.

99. Крысько В.Г. Этническая психология.- М.: Издательский центр «Академия».- 2002.-320с.

100. П.Крысько В.Г. Союз наук в развитии этнической психологии // Вопросы психологии.- 1997.-№2.- С.8-13

101. М.Кузнецова Е.В. Этнопедагогическая подготовка студентов педвуза к работе в полиэтническом регионе: Дисс. .канд. пед. наук.- Астрахань, 2001.-208с.

102. Ш.Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности,- JL: Изд-во Ленинг. ун-та, 1970,- 114с.

103. Пб.Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки //Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н.В.Кузьминой.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 172с.

104. П.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.- М.: Высш. школа, 1990.- 117с.

105. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.-315с.

106. Латыпов Д.Н. Социально-педагогические основы формирования этнокультуры молодежи: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.- СПб., 2001.- 55с.

107. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии /Книга для учителя,- Мурманск. 1997.- 228с.

108. Левитес Д.Г, Теория и практика конструирования собственных технологий обучения.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003.- 320с.

109. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология.- М.: Просвещение, I960,- С.43-81

110. Леонтьева В.А. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование России.- 1999.- №4.- С.37-38

111. Лихачев Б.Т. Этнопсихотерапевтические аспекты воспитания //Педагогика.- 1995.- №1.-С.40-44

112. Лихачев Д.С. Заметки о русском.- М.: Сов. Россия, 1981.- 462с.

113. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда.- М.: Искусство, 1992.- 407с.

114. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.- М.: Наука, 1990.- 287с.

115. Лосский И.О. Свобода воли // Избранное.- М.:Наука, 1991.- С.487-597

116. Макаренко A.C. Педагогические сочинения.- Т.5.- М.: Педагогика, 1985.-336с.

117. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.- М.: Мысль, 1983.-284с.

118. Ш.Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография.-1981.- №2.- С.78-97

119. Ш.Матвеева Н. А. Образование этнически культурной личности школьника в педагогическом процессе: Дисс. .канд. пед. наук.- Санкт- Петербург.-2001.-300с.

120. Матис В.И. Теории и практика развития национальной школы в поликультурном регионе: Дисс. .д-ра пед. наук.- Барнаул.- 1999.- С.5-30

121. Межуев В.М. Культура и история.- М.: Политиздат, 1977.- 199с.

122. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация //Освобождение духа.- М.: Наука, 1989.- С.21-291

123. Меркурьев И.С. Живая речь Кольских поморов.- Мурманск, 1997.- 168с.

124. Меркурьев И.С. Пословицы и поговорки Поморья.- СПб: РИО ИПТ, 1997.- 148с.

125. Меркурьев И.С. Сказки поморов Мурманской области.- СПб., 1997.-154с.

126. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / отв. ред. И.С.Кон). М., Наука, 1988.- 429с.

127. МО.Милютина Н.Р. Воспитание личности педагога как процесс культурной идентификации: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- Волгоград.- 2000.-18с.

128. Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции и закономерности: Монография.- М.: Вузовская книга, 1999.- 240с.

129. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: Дисс. .докт. пед. наук.- Москва, 2003.- 400с.

130. Пантелеева Л.Т. С любовью к родному краю.- Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1988.- 120с.

131. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага.-Мурманск: МГПИ, 1994.- 118с.

132. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей.- М.: Владос, 1997.- С.357-379

133. Пивоев В.М. Философия культуры.- СПб.: Издательство юридического института (Санкт-Петербург).- 2001.- 350с.

134. Поршнев Б.Ф. Функция выбора основа личности // Проблемы личности. Материалы симпозиума.- М.: Наука, 1969.- С.348-349

135. Плюхин В.У. Творчество у истоков гражданственности: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 172с.

136. Плюхин В.У. Художественные традиции саамского народа в эстетическом воспитании учащихся. Дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени канд. пед. наук: М., 1998.- С.4 -101

137. Попова И.О. Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов: Дисс. .канд. пед. наук,- Астрахань, 2001.- 247с.

138. Рапацкая J1.A. Формирование художественной культуры учителя музыки.- М.: Прометей, 1991.- 196с.

139. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика.- Ростов н/Д.: РГУ,1996.- 508с.

140. Розанов В.В. Сумерки просвещения.- М.: Педагогика, 1990.- 620с.

141. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Гл. ред. В.В.Давыдов.-М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- Т.2- 608с.

142. Руденко В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования //Педагогика.- 2004.- №1.- С.42-48

143. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики (логико-исторический аспект): Дисс. .канд. пед. наук.-М., 1979.- 159с.

144. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994.- С.40-51

145. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию.- М., Институт практической психологии.- 1996.-344с.

146. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика.-1994.-№5.- С. 16-21

147. Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект.- М.: Юрист, 1997.-300с.

148. Ситник А. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы //Школа.- 1988.- №1. С. 18-21

149. Скворцов Н.Г. Этничность и трансформационные процессы /Этничность. Национальные движения. Социальная практика.- СПб.: Петрополис, 1995.-С. 10-71

150. Сластенин В.А., Тамарин В.Э Методическая культура учителя //Советская педагогика.- 1990.- №7.- С.82-88

151. Сластеиии В.А. О моделировании образовательных технологий //Наука и школа.- 2000.- №4.- С.50-56

152. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997.- 221с.

153. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.: Просвещение, 1976.- 160с.

154. Современный словарь иностранных слов.- М.: Рус. яз., 1992.- 740с. ПЗ.Соловьев B.C. Красота в природе. Смысл любви // Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Наука, 1993.- С. 175-290

155. Станчинский Г.А. Теоретические основы этнической педагогики: Автореф. дисс—канд. пед. наук.- СПб, 1998.- 20с.

156. Стефаненко Т.Г. Методы этнопсихологического исследования.- М.: МГУ.- 1993.- С.-7- 29, 55-78

157. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения //Общение и оптимизация совместной деятельности.- М.: Наука, 1987.-С.242-250

158. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- М.: Политиздат.-1976.-216с.

159. Сухомлинский В.А Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1979.- 393с.

160. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика.- М.: Знание, 1978.- 96с.

161. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. -М.: Педагогика.- С.7-89

162. Толстой JI.H. Педагогические сочинения.- М.: Педагогика. 1989.- 542с.

163. Трудкова Е.Г. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций: Дисс. канд. пед. наук.-Мурманск, 1998.- 167с.

164. Угринович Д.М. Искусство и религия: Теоретический очерк.- М.: Политиздат.- 1982.- 228с.

165. Ушаков И.Ф. Избранные произведения в 3-х т.: Историко-краеведческие исследования.- Мурманск: Кн. изд., 1997.- Т.1: Кольская земля.- 672с.

166. Ушаков И.Ф. Кольская земля. Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период.- Мурманск, 1972 672с.

167. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании //Собр. соч. М.- Л.: АПН РСФСР, 1948.- Т.З.- С.306-314

168. Федоров Н.Ф. Сочинения.- М.: Мысль, 1982.- 231с.

169. Федорова С.Н. Поликультурное воспитание.- Йошкар-Ола: КИИ, 2002.-С.4-7

170. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1983.- 840с.

171. Флоренский П.А. Оправдание Космоса.- СПб.: Изд-во ВГК, 1994.- 321с.

172. Фоменко В.Т., Абакумов И.В., Демченко И.В. Диалог культур в образовательном пространстве.- Ростов- н/Д: РГУ, 2002.- С. 112-131

173. Харисов Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии: Автореф. .дисс. канд. пед. наук.- Казань, 1994.- 18с.

174. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека: Учебное пособие.- Ижевск: Изд-во УдГУ, 1996.-305с.

175. Христова E.JI. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Дисс. канд. пед. наук.- Москва, 1988.- 196с. 195.Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры,- М.: Наука, 1985.- 271с.

176. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход //Высшее образование сегодня.- 2003.- №8.-С.26-31

177. Шадриков В.Д. Структурно-содержательные реформы и качество образования //Высш. образование в России.- 1996.- №1.- С.65-73

178. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь //Педагогические сочинения: В 4 ТТ.- Т.1.-М.: АПН РСФСР, 1962.- С.386-390

179. Шацкий С.Т. Работа для будущего: Документальное повествование: Кн. для учителя /Сост. В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин.- М.: Просвещение, 1989.-222с.

180. Щекина С.С. Воспитание в поморской семье ХУ111-Х1Х веков: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- Петрозаводск, 1995.- 22с.

181. Широкогоров С.М. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений.- Шанхай, 1923.-С. 13-21

182. Шиян О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя //Педагогика,-М., 1999.- №1.- С.41-43

183. Шиянов E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дисс. д-ра пед. наук.- М.,1991,- 400с.

184. Шоломицкая Н.Д. Народная игрушка терских поморов как средство социализации детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- Мурманск, 2002.- 21с.205.1Дуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.- СПб.: Питер, 2005.-365с.

185. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов.- Киев: Ридно, 1996.- 350с.

186. Ясвин В.А. Образовательная среда: От моделирования к проектированию.- М.: Смысл, 2001.- 366с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.