Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Тонконог, Сергей Степанович
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тонконог, Сергей Степанович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.
НАУЧНО.-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ТОНАЛЬНО-ЖИВОПИСНОГО ЕДИНСТВА ПРИ ОБУЧЕНИИ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ
1.1. Тонально-живописный подход в историческом аспекте
1.2. Психолого-физиологические основы тонально-живописного единства в изображении предметов на изобразительной плоскости.
1.3. Тонально-живописное единство в системе обучения академическому рисунку (педагогические и методические аспекты проблемы).
ГЛАВА II
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ТОНАЛЬНО-ЖИВОПИСНОГО ЕДИНСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ экспериментальное исследование)
2.1. Организационные аспекты проведения экспериментального исследования
2.2. Выявление общего уровня тонального восприятия изображения у студентов первого курса (констатирующий эксперимент)
2.3. Определение и обоснование методов и приемов тонально-живописного единства в обучении академическому рисунку студентов первого курса (поисковый эксперимент)
2.4. Организация обучения с учетом роли и места тонально-живописного единства в обучении академическому рисунку (формирующий эксперимент)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Совершенствование живописной подготовки студентов художественных колледжей2011 год, кандидат педагогических наук Боброва, Елена Владимировна
Развитие профессионального восприятия на занятиях по рисунку: в системе художественных факультетов педагогических вузов2010 год, кандидат педагогических наук Минаев, Станислав Алексеевич
Педагогика портретного искусства: педагогические принципы портретного образа в системе подготовки художника-педагога2010 год, доктор педагогических наук Шаляпин, Олег Васильевич
Развитие живописных умений студентов начальных курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов2007 год, кандидат педагогических наук Кожагулов, Токкожа Мукажанович
Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку: Первый-второй курсы художественно-графического факультета1999 год, кандидат педагогических наук Сухарев, Андрей Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке»
Актуальность исследования. В современных условиях реформы высшего образования вопросы подготовки специалистов, обладающих целым комплексом общих и специальных знаний и умений, приобретают особую актуальность. Ориентация современного высшего образования на подготовку высококвалифицированных специалистов требует дальнейшего совершенствования теории и методики обучения изобразительному искусству в высшей школе, что требует непрерывного совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в средней школе.
Постоянно повышающиеся требованиям профессиональной подготовке будущих художников-педагогов обусловливают необходимость подготовки специалистов, свободно владеющих педагогическими и специальными умениями и навыками, высокой эстетической и художественной культурой. Эти вопросы получают свое глубокое научно-теоретическое обоснование в современной методической науке. В частности, теоретические и методические проблемы, связанные с формированием творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству, обстоятельно исследовались в научных работах В.П. Зинченко, А.И. Иконникова, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, H.H. Ростовцева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова. и др. Проблеме повышения качества подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства были посвящены диссертационные исследования A.BS. Новиковой, С.Г. Семеновой, Б.Е. Османовой, Ж.Н. Шайгазовой и др.
В решении проблемы повышения качественной профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства немаловажную роль играет совершенствование методики обучения академическому рисунку на художественных факультетах педвузов.
Необходимость такого совершенствования обусловливается тем, что у студентов начальных и вторых курсов низкий уровень понимания тональной структуры и ее значимости при выполнении учебных работ по рисунку, поскольку они в недостаточной мере обладают знаниями о природе тона, его живописных качествах и возможностях в формировании изображения на изобразительной плоскости (Г.В. Беда, Л.Г. Медведев. Е.В. Моисеева, A.C. Рындин, Л.К. Сыров и др.).
Преодолеть эти недостатки возможно, если уже на начальном этапе обучения уделять первостепенное внимание тонально-живописному рисунку, важным изобразительным средством которого является тональное пятно с его градациями и нюансировками. Тонально-живописный рисунок обладает качествами образного художественного рисунка. Однако сложившийся путь обучения студентов академическому рисунку предполагает первоначальное формирование умений и навыков в' выполнении, прежде всего, конструктивного рисунка, которому уделяется основное внимание и большая часть учебного времени. Тоновой же вариант на практике привязан к задачам тонального штудирования формы в изображении на плоскости, что в недостаточной степени способствует формированию у студентов начальных курсов восприятия конструктивной структуры изображения на плоскости.
Определение принципов тонально-живописного единства при обучении академическому рисунку студентов художественных факультетов педвузов в значительной мере способствовали методические исследования по обучению изобразительному искусству. Особую ценность для методического решения вопросов, связанных с тонально-живописным подходом в обучении академическому рисунку,' представляют научные идеи ученых, посвятивших себя исследованиям в области: общей психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, B.C. Мухина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); физиологии и развитии отдельных способностей к занятиям по изобразительному искусству (H.H. Волков, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалев, А.Г. Кузин, Б.Ф. Ломов, И.М. Сеченов); восприятия пространства (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, И.С. Якиманская и др.); проблем формирования пространственных представлений (H.H. Волков, И.П. Глинская, А.И. Иконников, П.Я. Павлинов, H.H. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Б.П. Юсов и др.); художественного воспитания и методики преподавания изобразительного искусства (М.Н. Афанасьев, А.Д. Алехин, М.Н. Афасижев, Н.С. Боголюбов, A.B. Бакушинский, Г.В. Беда, P.M. Заикин, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, С.Е. Игнатьев, В.И. Козлову С.П. Ломов, Л.Г. Медведев, В:У. Пучков, H.H. Ростовцев, A.A. Терентьев, Е.В: Унковский, Е.В. Шорохов, A.C. Хворостов, Н.К. Шабанов, Т.Я: Шпикалова, А.Л. Яшухин и др.); теории и практики, развивающего и проблемного обучения (Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, И.Я. Хернер, A.M. Матюшкин и др.); философии (Б.Г. Лихачев, Б.Г. Лукьянов, М.С. Каган и др.).
Изучение теоретических и педагогических трудов этих авторов, обобщение опыта обучения академическому рисунку и анализ учебных программ определили тему данного исследования и позволили сформулировать гипотезу исследования: эффективность обучения академическому рисунку на художественных факультетах педвузов значительно повысится, если:
- в процессе выполнения академического рисования акцентировать задачи на определение тонально-живописного единства;
- разработать систему методов и приемов, способствующих развитию тонально-живописного единства.
Объектом исследования является процесс обучения академическому рисунку студентов художественных факультетов педвузов.
Предмет исследования — развитие умений и навыков определения тонально-живописного единства у студентов начальных курсов.
Целью исследования является разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной моторики обучения академическому рисунку, способствующей .определению тонально-живописного единства на первоначальных этапах обучения.
Задачи исследования:
- проанализировать историю становления и развития методов тонально-живописного подхода в академическом рисунке;
- проанализировать особенности восприятия тональных- отношений модели и ее изображения на изобразительной плоскости;
- определить роль тонально-живописного единства в системе обучения академическому рисунку студентов;
- обосновать педагогические условия, способствовавшие определению тонально-живописного единства в процессе рисования;
- теоретически обосновать и экспериментально проверить методику обучения тонально-живописному единству.
Методологической основой исследования являются: научно-теоретические исследования, посвященные основополагающим психологическим' закономерностям и особенностям процесса художественно-образного отображения реальной действительности; психолого-педагогические труды в области художественного образования, в том числе исследования отечественных и зарубежных педагогов по общим и частным вопросам методики обучения изобразительному искусству;
- научно-методические и практические рекомендации ученых и педагогов по формированию тонально-живописных умений и навыков, накопленные к настоящему времени в педагогике, психологии, методике преподавания изобразительного искусства.
В данной работе для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ научно-теоретической и научно-методической литературы по избранной теме исследования;
- изучение и обобщение передового практического опыта обучения академическому рисунку на художественных факультетах педвузов, в том числе методических приемов работы опытных педагогов-художников;
- изучение и анализ учебных программ по обучению - академическому рисунку;
- опрос, анкетирование и наблюдение за учебной деятельностью студентов при выполнении учебных заданий, а также ее анализ;
- изучение и анализ учебных работ студентов;
- педагогический (констатирующий, поисковый, формирующий) эксперимент как основа- для разработки методических рекомендаций, направленных на повышение уровня владения тонально-живописным подходом в процессе выполнения академического рисунка.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе разнообразных источников и экспериментальных данных систематизирован и обобщен опыт для определения тонально-живописного единства академического рисунка, сформулированы конкретные методические рекомендации для обучения этому виду деятельности студентов. Выявлены педагогические закономерности в организации учебного процесса, разработана система методов поэтапного формирования умений и навыков у студентов, необходимых для определения тонально-живописного единства академического рисунка. Определены критерии оценки уровня определения тонально-живописного единства академического рисунка.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия определения тонально-живописного единства академического рисунка;
- разработаны специальные теоретические и практические курсы по определению тонально-живописного единства академического рисунка;
- разработана и экспериментально проверена методическая система обучения для определения тонально-живописного единства академического рисунка на художественных факультетах (наглядные пособия, ТСО).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования и разработанные автором методические рекомендации могут быть использованы в практической работе педагогов для совершенствования методов обучения академическому рисунку, а также учебных программ на художественных факультетах педвузов и художественных колледжей.
Основные положения, выносимые на защиту:
- теоретическое и психолого-педагогическое обоснование роли и значения тонально-живописного единства в системе " обучения академическому рисунку студентов художественных факультетов педуниверситетов;
- система методов и приемов формирования умений и навыков определения тонально-живописного единства, направленных на повышение профессионального уровня студентов художественных факультетов педагогических вузов; педагогический эксперимент по выявлению эффективности определения тонально-живописного единства в процессе обучения академическому рисунку студентов начальных курсов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается: опорой на современные достижения психологической и педагогической науки, искусствознания и культуры;
- использованием методов, адекватных цели и задачам исследования;
- включением экспёриментальной методики в реальный учебный процесс на художественно-графическом факультете;
- достаточным количеством наблюдений, наличием контрольной и экспериментальной групп;
- всесторонним качественным и количественным анализом результатов педагогического эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на художественном факультете Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Материалы исследования обсуждались на межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях и публиковались в научных сборниках межвузовских конференций и межвузовских сборниках научных трудов.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В основной текст исследования вошли таблицы, отражающие ход и итоги педагогического эксперимента. Приложение содержит иллюстративный материал — образцы работ студентов художественно-графического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование колористического единства в процессе живописного изображения: На начальном этапе обучения студентов педагогических вузов2004 год, кандидат педагогических наук Пронина, Наталья Константиновна
Методические аспекты освоения закономерностей светотени и тональных отношений в рисунке: На примере работ студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов педагогических университетов2000 год, кандидат педагогических наук Самодранов, Дмитрий Вячеславович
Копирование произведений масляной живописи в системе подготовки художника-педагога2014 год, кандидат наук Ваняев, Владимир Александрович
Теоретические и методические основы формирования обобщенного видения натуры в живописи портрета у студентов художественно-графических факультетов2007 год, кандидат педагогических наук Чалый, Семен Александрович
Развитие художественного восприятия у студентов на занятиях учебным рисунком: на примере подготовки учителя изобразительного искусства2007 год, кандидат педагогических наук Дроздов, Анатолий Петрович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Тонконог, Сергей Степанович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постоянно повышающиеся требования к профессиональной подготовке будущих педагогов изобразительного искусства на художественных факультетах педуниверситетов предполагают необходимость свободного владения ими педагогическими и специальными умениями и навыками, высокой эстетической и художественной культурой, а также умением применять их в учебном процессе. «Задача педагога в высшем учебном заведении при обучении рисунку состоит в том, чтобы раскрыть ученику всю прелесть и очарование не только рисунка, но и изобразительного искусства вообще. Учебный рисунок дает возможность студенту почувствовать и увидеть, как простыми средствами живописного и графического языка можно достигнуть большой выразительности и поэтичности» [93. С. 131].
Методика обучения академическому рисунку во все периоды своего становления и развития находилась в поиске эффективных путей и методов обучения. Несмотря на это, до настоящего времени в научной литературе не отводилось специального внимания проблеме определения тонально-живописного единства академического рисунка. Данная проблема рассматривалась лишь в общей структуре обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педвузов. В данной работе была предпринята попытка изучения специфики приобретения студентами знаний и навыков по определению тонально-живописного единства в академическом рисунке, развития этих профессиональных способностей и применения их в решении самостоятельных творческих задач.
Анализ научно-теоретического материала по определению тонально-живописного единства рисунка и проведенные в течение ряда лет экспериментальные исследования позволили нам сделать следующие выводы.
1. Опыт обучения тонально-живописному единству в академическом рисунке показывает, что процесс восприятия у студентов управляем, а значит, его можно изменять и направлять. Педагог, владеющий, теоретическими знаниями • о законах восприятия-, в, состоянии эффективно управлять учебным процессом: Как показали экспериментальные исследования^, методика определения тонально-живописного единства в академическом рисунке, основанная на комплексном деятельном подходе к формированию процесса восприятия, имеет достаточно ощутимые преимущества перед традиционной в плане активного и целенаправленного воздействия на овладении студентами рациональными приемами восприятия окружающего мира и методами, его изображения; что- способствует сознательной организации ими своей работы на основе, сознательного и эффективного; применения приобретенных навыков и умений в определении тонально-живописного едшнства в академическом рисунке:
2. В процессе обучения: тонально-живописному единству в академическом' рисунке педагогу необходимо учитывать новейшие достижения:, физиологической; и психологической науки в трактовке теории восприятия;, а также психолого-физиологических особенностей . этого сложного процесса. Формирование профессионального зрения, позволяющего дать грамотное тональное: изображениеобъекташа плоскости, может основываться только?на учете особенностей:визуального восприятия, которое5 лежит в! основе: восприятия, тонального и тонально-живописного единства отношений и . является* психофизиологической предпосылкой развития профессиональных знаний и умений!:будущего художникаг-педагога.
3. Для повышения? уровня! выполнения заданий по академическому рисунку студентам; необходимо; освоить базовые научно-обоснованные знания: по определению тонально-живописного* единства в изображении на плоскости, необходимые и достаточные для освоения поставленной учебной задачи. Как показывает опыт обучения студентов первых и вторых курсов, на начальном этапе обучения у них достаточно низкий уровень теоретического понимания тональной структуры; и ее значимости в рисунке. Результаты выполнения; студентами академического рисунка систематически выявляют
109 " • такой существенный недостаток в их работе, как бессистемность при подходе к осознанию тональных задач в академическом рисунке, связанную с серьезными пробелами в их теоретических знаниях. Итоги констатирующего эксперимента также показали, что при организации процесса обучения, прежде всего, необходима целенаправленная работа по формированию у студентов осознанного, активного подхода в решении задачи определения тонально-живописного единства академического рисунка. В связи с этим педагогам предстоит решать задачу по оказанию квалифицированной теоретической помощи студентам в процессе обучения академическому рисунку, направленной на овладение ими профессиональными умениями и навыками, а также на развитие их умственных, способностей и умственной деятельности в целом.
4. Теоретическая информация должна закладываться постепенно, в соответствии с ростом осознания тональной структуры изображения, с ростом мастерства. В связи с этим необходима хорошо продуманная система изложения теоретических знаний в процессе обучения. Решение данной проблемы достигается путем расширения и совершенствования вводных лекций и регулярных консультаций, которые конкретизируют и углубляют уже имеющееся знания, способствуют более качественному и прочному усвоению научно-теоретической информации.
5. В соответствии с тем фактом, что знания приобретаются в результате деятельного и исследовательского отношения к окружающему миру, а познание является расширением процесса восприятия, студенты в процессе обучения должньъ постичь законы визуального восприятия в процессе художественной деятельности, приобрести знания о том, как мы видим окружающий мир. Они должны иметь объективные знания о единстве тональной структуре объекта и знать, как грамотно применить их при изображении на плоскости. Им необходимо уметь осознано извлекать необходимую информацию из окружающего мира, определять неизменную тональную структуру в изменяющейся среде, а также не только осознавать
110 окружающий мир, но и знать законы его изображения на предметной плоскости. Студенты должны ориентироваться в различиях профессионального и обыденного восприятия, владеть методами и знать пути целенаправленного совершенствования своего восприятия. Способствовать тому, чтобы извлекаемая информация становилась все более тонкой, совершенной и точной. Необходима целенаправленная педагогическая практика по определению тонально-живописного единства в академическом рисунке, т. е. четко продуманная разработанная система упражнений по обучению тонально-живописному единству в академическом рисунке, ориентированная на степень владения студентами практическим опытом в рисунке по выполнению поставленных задач.
6. Одним из важных требований при определению тонально-живописного единства в академическом рисунке является присутствие целевой установки на активизацию внимания при восприятии тональной структуры объекта. Целевая установка, как показывает экспериментальное обучение, должна даваться педагогом на каждом занятии в соответствии с целями и задачами изобразительной деятельности. Точная целевая установка помогает активизировать внимание студентов ускорить сбор информации об объекте. Рост профессионального мастерства в процессе обучения тональному единству рисунка позволяет менять установки в зависимости от новых более сложных задач.
7.Педагогу, в ходе учебного процесса при распределении учебных заданий следует учитывать уровень подготовки студентов, чтобы соблюдать определенное соответствие между сложностью установки и уровнем умений и навыков в практической работы. Таким образом, процесс обучении определения тонально-живописного единства в академическом рисунке выстраивается поступательно и состоит из последовательного решения студентами конкретных задач. В каждом конкретном упражнении студенты должны мысленно ответить на поставленный им же самими вопрос, вытекающий из особенности задания, опираясь на уровень своих теоретических знаний.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тонконог, Сергей Степанович, 2010 год
1. Альберти, Л. Десять книг о зодчестве: в 2 т. / Л. Альберти. М., 1937.-Т. 2.-С. 794.
2. Агеев, В. Н. Семиотика / В. Н. Агеев. М., 2002. - 256 с.
3. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство / А.Д. Алехин. М. : Просвещение, 1984.-С. 160.
4. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / А.Д. Алехин. М. : Просвещение, 1994. - С. 352.
5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания: хрестоматия / Б. Г. Ананьев. -М. : Наука, 2000. С. 351.
6. Ананьев, В. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. -М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. С.485.
7. Арнхейм, Р. Искусство визуального восприятия / Р. Арнхейм. М. : Прогресс, 1974.-С. 392.
8. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. -М. : Прометей, 1994. С. 352.
9. Бабанский, Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю. К. Бабанский. М. : Знание, 1981. - С. 96.
10. Бакушинский, А. В. Линейная перспектива в искусстве и зрительном восприятии реального пространства / А. В. Бакушинский. — М. 1923.-С. 48.и. Барщ, А. О. Наброски и зарисовки / А. О. Барщ. М. : Искусство, 1970.-С. 165.
11. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. — М. : Просвещение, 1989.-С. 188.
12. Беда, Г. В. Тоновые и цветовые отношения в живописи / Г. В. Беда. — М. : Советский художник, 1964. — С. 78.
13. Беркли, Д. Зрительное восприятие глубины / Д. Беркли, Д. Вудворст // Психология ощущений и восприятия; под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтера / НОУ Московский психолого-социальный институт. — М. : ЧеРо, 2002. С. 464.
14. Бернштейн, М. Д. Проблемы учебного рисунка / М. Д. Бернштейн. М. ; Л. - Искусство, 1940. - С. 158.
15. Будилова, Е. А. Учение И. М. Сеченова об ощущении и мышлении / Е. А. Будилова. М. : Изд-во АН СССР, 1954. - С. 208.
16. Вегнер, A. JI. Психологические рисуночные тесты / A. JI. Вегнер. -М. : ВАЛДОС-пресс, 2005. С. 159.
17. Вегнер, Л. Восприятие и обучение / Л. Вегнер. — М. : Просвещение, 1969. С. 365.
18. Вельфлин, Г. Классическое искусство / Г. Вельфлин. СПб. : Брокгаузъ-Ефронъ, 1912. - С. 212.
19. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вельфлин. М. : Academia, 1930. - С. 290.
20. Вересотская, К. И. Зрительное восприятие изображений предметов / К. И. Вересотская // Восприятие и изображение; под ред. Е. И. Игнатьева. ~М., 1963. С. 93-123.
21. Виппер, Б. Р. Статьи об искусстве / Б. Р. Виппер. — М., 1970. С348.
22. Волков, Е. В. Проблема содержания и формы в искусстве / Е. В. Волков. М. : Знание, 1976. - С. 64.
23. Волков, Н. Н. Восприятие предмета рисунка / Н. Н. Волков. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1950. - С. 508.28.. Восприятие целостных объектов. JI. : ЛГУ, 1974. - С. 152.
24. Вудвортс, Р. С. Зрительное восприятие глубины / Р. С. Вудвортс // Психология ощущений и восприятия; под редакцией Ю. Б. Гиппенретнера / НОУ. Московский психолого-социальный институт. М. : ЧеРо, 2002. - С. 464.
25. Выгодский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский. -М.: АТС, 2005.-С. 671.з i. Выгодский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выгодский. М. : Лабиринт, 1998.-С. 413.
26. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выгодский. М. : Эксмо, 2003. - С. 1136.
27. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. 5-е изд. - М. : Университет, 2005. - С. 327.
28. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. М. : Университет, 2002. - С. 400.
29. Гельмгольц, Г. Психология ощущения и восприятия / Г. Гельмгольц; под ред. Ю. Б. Гипенрейтер и др. 2-е изд., испр. и доп. - М. : ЧеРо, 2002.-С. 610.
30. Гибсон, Д. Экологический подход к зрительному восприятию / Д. Гибсон. М. : Прогресс, 1988. - С. 464.
31. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг: психология зрительного восприятия / Р. Л. Грегори. -М. : Прогресс, 1970. С. 271.
32. Делакруа, Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках / Э. Делакруа. М. : Изд-во АХ СССР, 1960. - С. 282.
33. Залесский, Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждения / Г. Е. Залесский. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 117.
34. Западно-Европейская графика XV-XX. веков: сб. статей. JI. : Искусство, 1985.-С. 198.
35. Запорожец, А. В. Развитие восприятия и деятельность / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. № 1. - 1967. - С. 11-16.
36. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, JI. А. Венгер, А. Г. Рузская. -М. Просвещение, 1967. С. 323.
37. Зинченко, В. П. Образ и деятельность / В. П. Зинченко. М. : Инт практ. психологии; НПО «МОЭК», 1997. - С. 608.
38. Зинченко, В. П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку: дис. . канд. пед. наук / Зинченко В. П. М., 1980. - С. 188.
39. Иванов, В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры / В. В. Иванов. Т. 1. - М., 1999. - С. 774.
40. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки: проверьте свой интеллект / Е. И. Игнатьев. Казань : РИЦ «Лиана», 1996. - С. 26.
41. Игнатьев, Е. Н. Вопросы психологического анализа процесса рисования / Е. Н. Игнатьев. М. : Изв. АПН РСФСР. - Вып. № 25. - 1950. -С. 17-116.
42. Изергина, А. Н. Энгр об искусстве / А. Н. Изергина. М. : Изд-во АХ СССР, 1962.-С. 170.
43. Иконников, А. И. Системный подход в теории и практике обучения академическому рисунку на ХГФ педвузов: монография / А. И. Иконников; Хаб. гос. пед. ун-т. Хабаровск, 1998. - С. 138.
44. К проблеме восприятия пространства и пространственных представлений / под ред. Б. Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. Л., 1959. - С. 110.
45. Кардовский, Д. Н. Кардовский об искусстве / Д. Н. Кардовский. -М. : Изд-во Академия художеств СССР, 1960. С. 340.
46. Козлов, В. И. Модель специалиста-учителя изобразительного искусства / В. И. Козлов. -М.: Изд. система БСД «Джь Дай», 1994. С. 124.
47. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. — М. : Изобразительное искусство, 1989. — С. 224.
48. Кузин, В. С. Вопросы изобразительного творчества / В. С. Кузин. М. : Просвещение, 1971. - С. 144.
49. Кузин, В. С. Психология /В. С. Кузин. М., 1997. - 304 с.
50. Кузин, В. С. Психология / В. С. Кузин. — 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Высш. шк., 1982. С. 256.
51. Кузин, B.C. Рисунок. Наброски и зарисовки / B.C. Кузин. М. : Akademia. - С. 228.
52. Кузнецов, Е. Ф. Формирование целостного видения на начальных тапах обучения рисунку студентов ХГФ: дис. . канд. пед. наук / Кузнецов Е. Ф.-М., 1986. С. 221.
53. Л. да Винчи. Избранные произведения: в 2 т. / Л. да Винчи. -М.;Л. : AKADEMIA, 1935.-Т. 1.-С. 362.
54. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. — М. : Смысл; КДУ, 2005. С. 509.
55. Леонтьев, А. Н.Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М. : Academia, 2004: С. 345.
56. Лихачев, Б. Т. Воспитательные аспекты обучения / Б. Т. Лихачев. -М. : Просвещение, 1982. С. 191.
57. Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. — 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт-издат, 2003. - С. 607.
58. Логвиненко, А. Д. Психология восприятия / А. Д. Логвиненко. -М., 1987.-С. 81.
59. Логвиненко, А. Д. Психология восприятия / А. Д. Логвиненко. -М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 81.
60. Ломов, Б. Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования / Б. Ф. Ломов. СПб. : Рос. акад. Наук; Ин-т психологии. — М. : Наука, 1999. - С. 202.
61. Ломов, Б. Ф. Системность в психологии / Б Ф. Ломов // Избр. псих, тр.; под ред. В. А. Барабанщикова и др. : М. : Ин-т практ. психологии. - Воронеж: МО ДЕК, 1996. - С. 383.
62. Лурия, А. Р. Строение зрительной системы (Когнитивная психология Солсо Р.Л. 1996) / А. Р. Лурия М - С. 598.
63. Мастера искусства об искусстве. М.; Л., 1937-1939. - Т. 4. - С.441.
64. Материалы и техника рисунка: учебное пособие // Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; Акад. художеств СССР / под. ред. В. А. Королева. 2-е изд. - М. : Изобразительное искусство, 1984.-С. 160.
65. Махмутов, М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории /М. И. Махмутов. -М. : Педагогика, 1975. С. 367.
66. Медведев, Л. Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку на ХГФ пединститутов: дис. . канд. пед. наук / Медведев Л. Г. -М., 1977. С. 182.
67. Медведев, Л. Г. Графический художественный образ и его выражение в академическом рисунке: учебное пособие / Л. Г. Медведев. -М. : МПГУ им. В. И. Ленина, 1986. С. 65.
68. Медведев, Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку / Л. Г. Медведев. — М. : Просвещение, 1986. -С. 159.
69. Медведев, Л. Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета: альбом-монография / Л. Г. Медведев. — СПб.: ЗАО «Мультипринт Северо-Запад»; Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. С. 152.
70. Молева, Н. И. Педагогическая система академии художеств XVIII века / Н. И. Молева, Э. М. Белютин. М. : Искусство, 1956. - С. 520.
71. Молева, Н. М. Русская художественная школа первой половины XIX века / Н. И. Молева, Э. М. Белютин. М. : Искусство, 1963. - С. 408.
72. Молева, Н. М. Школа Антона Ашбе / Н. И. Молева, Э. М. Белютин. М., 1958. - 116.
73. Мочалов, JL В. Пространство мира и пространство картины / JI. В. Мочалов. М. : Сов. художник, 1983. - С. 375.
74. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития / В. С. Мухина. 10-е изд. перераб. и доп. — М. : Academia, 2006. (Тверь). - С. 608.
75. Найда, Ю. И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах ХГФ: дис. . канд. пед. наук / Найда Ю. И. М., 1978. - С. 182.
76. Немов, Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учебн. Заведений: в 2 кн. / Р. С. Немов. — Кн. 1. Общие основы психологии. М. : Просвещение. «Валдос», 1994. С. 576.
77. Непомнящий, В. М. Перспектива в композиции: пособие для студентов ХГФ пединститутов / В. М. Непомнящий. Чебоксары, 1970. - С. 30.
78. Непомнящий, В. М. Проблема изображения пространства в рисунке и живописи: дис. . канд. пед. наук / Непомнящий В. М. М., 1972. - С. 232.
79. Павлинов, П. Я. Каждый может научиться рисовать / П. Я. Павлинов. -М. : Сов. художник, 1966. С. 104.
80. Радлов, Н. Э. Рисование с натуры / Н. Э. Радлов. JL: Художник РСФСР. 1978.-С. 130.
81. Раушенбах, Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы / Б. В. Раушенбах. М. : Наука, 1986.
82. Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия / сост. Н. Н. Ростовцев и др. М. : Просвещение, 1989. - С. 207.
83. Ростовцев, H. H. Академический рисунок / H. H. Ростовцев. — M., 1984.-С. 240.
84. Ростовцев, H. H. История методов обучения рисованию: русская и советская школа рисунка / H. Н. Ростовцев. — М. : Просвещение, 1982. — С. 240.
85. Ростовцев, H. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка / H. Н. Ростовцев. -М. : Изобр. искусство, 1983. С. 288.
86. Ростовцев, H. Н. О педагогической деятельности и методах преподавания (мемуарные записки) / H. Н. Ростовцев. Омск : Издательство Омск. гос. педагогического ун-та, 2002. - С. 248.
87. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. — в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М. : Педагогика, 1989. - T. I. - С. 488.
88. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2006. - С. 705.
89. Рубинштейн, С. Л. Очерки, воспоминания, материалы / С. Л. Рубинштейн. М. : Наука, 1989. - С. 440.
90. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1976.
91. Сеченов, И. М. Элементы мысли / И. М. Сеченов. СПб. : Питер, 2001.-С. 402.юо. Сидоров, А. А. Рисунки старых мастеров / А. А. Сидоров. М. : Изд-во АН СССР, 1960. - С. 556.
92. Сидоров, А. А. Рисунки старых мастеров / А. А. Сидоров. М.; Л., 1940.-С. 278.
93. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. М.: Тривола 1996. - С. 600.юз. Стасевич, В. Н. Искусство портрета / В. Н. Стасевич. — М., 1972. -С. 80.
94. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. -М. : МГУ, 1975. С. 343.
95. П2. Шехтер, М. С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы / М. С. Шехтер. -М. : Педагогика, 1981. С.263.из. Шорохов, Е. В. Композиция как предмет: дис. . д-ра пед. наук / ШороховЕ. В.-М. 1988.-С. 416.
96. П4. Шорохов, Е. В. Композиция / Е. В. Шорохов. М. : Просвещение, 1986.-С. 285.
97. Юон, К. Ф. Об искусстве: в 2 т. / К. Ф. Юон. М. : Сов. художник, 1959.-Т. 1.-С. 284.-Т. 2.-С. 285.
98. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М. - сентябрь. — 1996. — С. 95. (Б-ка журнала «Директор школы». — Вып. 2)
99. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. М. : Искусство, 1964. - С. 85.
100. Ярбус, А. JI. Движение глаза при восприятии сложных объектов / А. JI. Ярбус // Психология ощущения и восприятия; под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтера / НОУ Московский психолого-социальный институт. -М. : ЧеРО, 2002. С. 464.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.