"Онтос" и "гнозис" во всеедином универсуме: опыт философского анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Донской, Алексей Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат философских наук Донской, Алексей Геннадьевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ УНИВЕРСУМ.
1.1. УНИВЕРСУМ В МИФОЛОГИИ, РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ.
1.2. УНИВЕРСУМ В КЛАССИЧЕСКОЙ И НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ.
ГЛАВА II. ОНТОС И ГНОЗИС ВО ВСЕЕДИНОМ УНИВЕРСУМЕ КАК ДИАЛЕКТИКА ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА.
2.1. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОНТОГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УНИВЕРСУМА.
2.2. ДИАЛЕКТИКА ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА ВО ВСЕЕДИНОМ УНИВЕРСУМЕ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Концепция единого сущего в европейской и отечественной философской традиции2009 год, доктор философских наук Кузнецова, Светлана Вениаминовна
Бытие человека как диалектика жизни и смерти: На примере философии всеединства2002 год, кандидат философских наук Тронина, Лариса Анатольевна
Онто-гносеологические аспекты целостности человека: опыт философского анализа2006 год, кандидат философских наук Коткова, Александра Валентиновна
Онтогносеологическая сущность софиологии и ее место в русской философии: Соловьёв В. С., Флоренский П. А., Булгаков С. Н.2000 год, доктор философских наук Гараева, Галина Фаизовна
Искусство как вид познания2008 год, доктор философских наук Левченко, Елена Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Онтос" и "гнозис" во всеедином универсуме: опыт философского анализа»
Актуальность темы исследования. Проблема всеединства и универсальной взаимосвязи сущего, так или иначе, всегда присутствовала и в философии, и в религии, и в науке на протяжении всей истории человечества. С древнейших времен много мыслителей и философских школ пытаются осмыслить окружающий мир как единое и гармоничное целое, выражая свои представления об этом целом в таких категориях как Космос, Вселенная, Церковь, Универсум. Философских попыток систематики универсума в форме того или иного учения, а также количество описаний и интерпретаций универсума за 2500 тысячи лет существования философии возникло великое множество. И в каждой философской традиции или учении, в своей «системе координат» свой универсум.
Очевидно также то, что каждое направление или концепция захватывают какой-то определенный аспект, какую-то грань действительно всеединого универсума. В философской литературе универсум чаще всего определяется как вся объективная реальность во времени и пространстве, но дальше этого предельно общего понимания согласие между учеными и философами не идет. Мы видим, что всеединый универсум в истории науки и философии дробится на множество универсумов, которых можно насчитать ровно столько, сколько точек отсчета и контекстов (по принципу теории относительности и постмодерна).
В современной науке и философии четко просматривается тенденция к интеграции всех областей знания, всех сфер человеческой жизни и деятельности в единое целое. А это значит, что современная культура нуждается не в очередной «модели» универсума, а в восстановленном изначальном, базовом значении данной категории, во всеедином универсуме, как таковом, связывающим мышление и бытие, все сущее и мир человеческой культуры в гармоничную систему. Таким образом, мы встаем перед необходимостью реабилитации универсума как фундаментальной мировоззренческой категории, обозначающей действительно всю систему мироздания, как всеединую гармонию бытия и знания.
Степень разработанности проблемы. Проблемный треугольник «онтос - гнозис - универсум» прямо или косвенно всегда был объектом философского осмысления и в восточной, и в западной традиции, независимо от различных исторических контекстов и категориального аппарата. В качестве основных синонимов универсума, например, можно назвать такие понятия как космос, вселенная. Поэтому перед нами, с одной стороны, богатейший историко-философский материал по проблеме онтогносеологического единства универсума, представленный, прежде всего, творчеством классиков философской мысли. А с другой стороны -исследовательской литературы по данной проблеме в интересующем нас ключе практически нет. Есть только косвенные и фрагментарные упоминания, замечания или пояснения.
Если обратиться к уже сформировавшимся и существующим до сих пор концепциям универсума в гуманитарном и естественнонаучном мышлении рубежа ХХ-го и XXI-го столетия, то можно выделить четыре основных модели Универсума, которые имеют свою генеалогию и историю развития.
Это идеалистическая модель, уходящая корнями в философию Платона и неоплатоников (Платон, Плотин, Прокл, Ориген, Бл. Августин, Фома
Аквинский, Эригена, Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Фихте, Г. Гегель, Вл. Соловьев,
П. Флоренский, Н. Булгаков, С. Франк, А. Лосев); универсум в так называемой мистической традиции (к основным рассмотренным источникам по данному пункту исследования относятся работы Е.П. Блаватской, П.Д.
Успенского, К. Кастанеды и отечественного исследователя Ю.Г. Лунника).
Научно-материалистическая картина универсума, опирающаяся на базовые принципы диалектического материализма (наиболее адекватно и четко, на наш взгляд, специфику научного подхода к проблеме универсума отражают работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, В.И. Вернадского, а также труды таких исследователей как H.H. Моисеев, В.И. Масликов, О.Б. Балашкин), и 4 универсум в культурно-философской традиции, главной существенной чертой развития которой в настоящий момент является постмодернистский стиль мышления (в данном случае мы опираемся на труды таких классиков постмодерна как Ж. Деррида и Ж. Делез, а также на работы отечественных исследователей - А.Ф. Зотова, В.П. Ратникова, Г.Л. Тульчинского).
Идеалистическая традиция рассматривает универсум как проявление абсолютного идеального первоначала, как царство ступеней убывающего совершенства. Онто-гносеологическая структура универсума определяется единым идеальным принципом: высшая идея блага у Платона, непостижимое Единое у Плотина, перводвигатель у Аристотеля, Бог в средневековой метафизике, Абсолютная идея у Гегеля, Абсолют-сущее у В.Соловьева. Универсум понимается, таким образом, как абсолютное единство, проявленное во множестве аспектов сущего, и множество, заключенное в универсальном единстве. В самом универсуме выделяется идеальный аспект - совершенное, вечное, неизменное и гармоничное бытие-мысль (мир идей, Ум, Град Божий) и реальный аспект - мир чувственных вещей или феноменальное бытие, материальный мир (мир явлений, мир становления). Материя и материальный мир понимается как заснувший дух, как нечто среднее между бытием и небытием, что и обуславливает постоянную текучесть, подвижность и изменчивость чувственных вещей. Поэтому прогресс сущего в универсуме связан с воссоединением идеального и реального аспектов бытия, с восстановлением некогда утраченного единства и с духовным восхождением менее совершенных форм сущего к более совершенным и вечным идеальным первоосновам бытия.
Мистическая традиция наследует представления мифологии и философии Древнего мира о космосе как живом и разумном существе. Вся объективная реальность есть глобальная метасистема, динамичный и живой организм: «Это есть ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ, вечная, невидимая и, в то же время, вездесущая, без начала и конца, но периодичная в своих регулярных проявлениях.»1. Универсум подобен огромной луковице, каждый слой которой представляет собой отдельный и развивающийся по своим внутренним законам мир или вселенную. Каждый мир имеет свое особенное волновое проявление, отличается от других миров частотой вибрации, гравитацией, пространственно-временными параметрами и онто-гносеологической структурой. Эти представления очень близки картине мироздания в учении Г. Лейбница: каждый атом вселенной одухотворен, обладает сознанием и представляет собой индивидуальную, живую силу. Миров в данном случае столько же, сколько воспринимающих монад-атомов или ракурсов отражения. Но все монады-атомы образуют при этом единую и гармоничную вселенную. Границы между мирами условны и подвижны, все элементы и процессы постоянно обмениваются друг с другом веществом, информацией, энергией.
Научная линия, наследующая традиции материалистической диалектики в синтезе с синергетической парадигмой и возрождающая некоторые идеи русского космизма (в частности идеи Н.Ф. Федорова о разумной регуляции природы и освоении человеком космических пространств и учение В.И. Вернадского о ноосфере), представляет универсум как глобальную систему, развивающуюся по своим внутренним законам и подразделяющуюся в своем развитии на три основных «этажа»: неживая, или косная материя, живое вещество (биосфера), информация и человек (ноосфера).
Сторонники такой концепции отвергают гилозоистические и идеалистические взгляды, согласно которым жизнь в различных формах и состояниях была во вселенной всегда, и утверждают, что живое вещество является пока еще неизмеримо малой и ничтожной частью неодушевленной материи, способной, при этом, в определенных размерах влиять на последнюю.
6 Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. — М.: Эксмо, Харьков: Фолио, 2007. С.56.
Все ступени развития универсума связаны единой логикой процесса самоорганизации. В определенный момент в универсуме происходит глобальный процесс бифуркации, в результате чего возникает принципиально новая форма бытия - биосфера. Скачок биосферы в новое качество развития связан уже с появлением информационного пространства или ноосферой, которая все интенсивнее начинает влиять на структуру и динамику универсума. В основе этих представлений лежит учение В.И. Вернадского об эволюции биосферы от живого вещества к ноосфере и идеи Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и Л.И. Чижевского о необходимости постепенного освоения человеком космических пространств при помощи совершенствования науки и техники и о возможности непосредственного влияния на развитие вселенной.
Очевидно, что в лимите такого движения - превращение живого вещества в информацию, или, во всяком случае, переход на такую стадию, где ноосфера будет являться определяющим фактором развития универсума.
Обращаясь, в свою очередь, к постмодернистской трактовке универсума, следует отметить тот факт, что писатели, художники и философы этого направления сознательно игнорируют в своем творчестве такие базовые категории науки как материя, биосфера, дух. Собственно и сам универсум -это не категория постмодерна. «В постмодерне другие точки отсчета, контексты и ассоциации»2. Базовый тезис звучит так: «мир - это текст». У этого текста, как первичной реальности, нет конкретного автора, центрального смысла или значения. Все смыслы зависят от контекста, а контекст, в свою очередь, случаен и зависит от языковой практики или языковой игры. Субъект, вовлекающийся в процесс коммуникации, тем самым как бы теряется в самом тексте, становится его частью, поэтому субъект, объект и знание, а правильнее сказать интерпретатор,
2 Ратников В.П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность// Философия и общество. 2002. № 4. с. интерпретируемое и сам процесс интерпретации представляют собой единое образование, которое и есть текст.
Постмодернисты принципиально отказываются от абсолютизации какого-нибудь конкретного смысла или контекста, так как любая идея центра связана с тоталитаризмом, препятствующим свободному движению коммуникации. Поэтому в постмодерне «речь идет не об объективной реальности и ее отражении в сознании, а о текстах, которые имеют отношение только к другим текстам»3.
Таким образом, если мы соотнесем постмодернистскую картину универсума с научной, то увидим, что для постмодернизма в качестве изначальной и первичной реальности выступает то, что для науки пока еще является идеалом развития живого вещества, то есть, универсум как глобальное информационное пространство.
Очевидно то, что каждое из четырех вышеназванных направлений, как уже отмечалось чуть раньше, захватывают какой-то один аспект, какую-то грань действительно всеединого универсума, который всегда был глобальной, всеобъемлющей, живой и гармоничной действительностью. Также очевидно то, что современность совершенно утратила понимание изначального глубинного смысла идеи гармонии, которая была неотъемлемой чертой рассуждений о мироздании древнекитайских и древнегреческих мыслителей. Следствием этого, на наш взгляд, явилось обособление онтологии и гносеологии, а также эстетических и этических аспектов (которые, например, в Древнем Китае были нераздельными) в самостоятельные и внутренне замкнутые области знания.
Необходимость пересмотра и возврата к изначальному смыслу базовых философских категорий и фундаментальных понятий нашего мышления неоднократно отмечалась уже такими крупными мыслителями начала двадцатого века как Э. Гуссерль и М. Хайдеггер.
3 Там же. с. 75.
Э. Гуссерль, например, полагал, что кризис наук начала прошлого века связан с оторванностью их от «жизненного мира», который является изначальной, основополагающей структурой, связывающий человеческое бытие с окружающим миром в единое живое целое. Наука, в свою очередь, отражает только один аспект «жизненного мира» и является лишь одной из многих граней человеческого опыта4. Более того, наука, утратившая свои корни, уже не может отвечать на духовные запросы человека и быть полезной ему.
М. Хайдеггер в трактате «Время и Бытие» связывал кризис гуманитарного мышления двадцатого столетия с забвением вопроса о смысле бытия. По мнению Хайдеггера, традиционная классическая метафизика, разработав достаточно четкую логическую структуру бытия, определив ему место в системе философского познания, поставила бытие, тем самым, как бы вне действительной человеческой жизни. С одной стороны бытие превращается в наиболее полную содержанием и всеобъемлющую категорию, оказывающуюся по этой причине недоступной для разумного определения, а с другой - в самую пустую и бессодержательную абстракцию, лишенную всякого конкретного смысла. Также утвердился и другой подход к бытию как самоочевидной истине, которая непосредственно открыта всякому, кто использует ее в мышлении и речи. Как в первом, так и во втором, так и в третьем случае, бытие предстает перед нами как безжизненная, неподвижная и ни к чему не обязывающая абстракция. Тогда как реальное и непосредственное «вот-бытие» или «бытие-экзистенция», настоятельно вопрошающее о своем собственном смысле и требующее интенсивной духовной работы человека, остается в забвении. Все это Хайдеггер считал своеобразной формой ухода человека двадцатого столетия от ответственности за окружающий мир, забытием бытия.
4 См. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. с. 627-630. 9
Аналогичным образом, на наш взгляд, складывается в настоящее время и судьба интересующей нас категории универсум. С одной стороны универсум понимается как всеобъемлющая категория, обозначающая действительно всю объективную реальность во времени и пространстве, но в таком случае остается пустой и бессодержательной абстракцией, открывающей возможность бесконечных интерпретаций и определений самого пространства, времени и объективной реальности. С другой стороны универсум становится частной теоретической моделью научных или философских исследований, не покидающей рамки конкретной дисциплины. В этом случае универсум обладает достаточно четким значением, поскольку предполагает использование конкретных методов исследований, но утрачивает статус всеобъемлющей философской категории, перестает быть всеединым универсумом. Также в современной философской и научной литературе говорят об универсуме рассуждений, различают стандартный и нестандартный, конструктивный и неконструктивный, а также онтологический и гносеологический универсум5. В качестве «межкультурного универсума» рассматривают, например, такой гносеологический феномен как мудрость.
Таким образом, мы видим, что всеединый универсум в истории науки и философии дробится на множество универсумов, которых можно насчитать ровно столько, сколько точек отсчета и контекстов (по принципу теории относительности и постмодерна). Общей чертой для всех случаев является то, что понятие универсум употребляется в той или иной теории тогда, когда возникает необходимость связать какие-либо структурные элементы или отдельные подсистемы в единую общую систему или универсальную модель. Но что именно представляет собой это целое в содержательном плане, какие элементы и структуры входят в состав самой системы, и какой
5 Философский энциклопедический словарь. - М, 1983. С. 703. внутренний характер взаимоотношений между ними установлен, это уже зависит от ракурса, темы и направления исследования.
Логику исследования можно охарактеризовать следующим образом. Если мы задаемся целью реабилитировать универсум как фундаментальную философскую категорию, обозначающую всю объективную реальность во времени и пространстве, то перед нами возникает примерно такая перспектива исследования: составить подробную классификацию учений, посвященных всеединому универсуму, а затем по аналогии с методом «феноменологической редукции» отсекать все несущественное и незначительное до тех пор, пока мы не найдем общие, неизменные, самостоятельные и характерные для всех случаев черты и атрибуты универсума. Проще говоря, необходимо найти то, что можно без колебаний заключить в скобки и от чего можно отталкиваться уже впоследствии, рассматривая универсум в том или ином ракурсе или контексте. Найти ту основу, к которой можно уже добавлять многочисленные интерпретации универсума. Для этого необходима конкретная руководящая нить исследования. В ходе предварительного анализа категории универсум мы пришли к выводу, что такой руководящей нитью может быть только вопрос, который Ф. Энгельс в свое время назвал «великим и основным вопросом философии»: вопрос об отношении мышления к бытию. (Если мы обратимся, например, к философии Элеатов, Гераклита, Платона или Гегеля, то увидим, что категории онтос (сущее или бытие), гнозис (знание или мышление) и универсум (единая Вселенная) - категории не просто взаимодополняющие и взаимосвязанные, но и взаимонеобходимые, взаимопредполагающие).
Очевидно, что анализ базовых характеристик всеединого универсума немыслим без рассмотрения онтологических и гносеологических аспектов. Но, взяв за основу анализа вопрос об отношении мышления к бытию, мы еще не добились конкретной постановки проблемы. Это объясняется рядом следующих причин: во-первых, вопрос об отношении мышления к бытию сформулирован слишком абстрактно и широко; во-вторых, и онтологические и гносеологические аспекты «великого вопроса» достаточно основательно разработаны представителями различных течений и школ. А значит, перед нами вновь необозримое поле исследовательской литературы. При том, что, в-третьих, каждое философское течение отвечает на этот вопрос по-разному, а значит, нам необходимо будет говорить о какой именно «системе координат» идет речь, когда мы рассматриваем проблему онтогносеологического всеединства. Следовательно, речь пойдет не об универсуме как таковом (как нам хотелось бы), а об универсуме в материалистической традиции, идеалистической или пантеистической.
Проблема взаимоотношения онтоса и гнозиса или бытия и мышления во всеедином универсуме, меняя формулировки и контексты, выражалась в истории философии как проблема соотношения субъективного и объективного, идеального и реального начал в универсуме, материи и духа, пространства и времени, материи и формы, акта и потенции. Любая из этих граней «великого вопроса» может стать объектом отдельного исследования.
Если мы говорим о проблеме идеального и реального, то, обращаясь к идеализму, например, видим, что платоновский мир идей, Ум Плотина, /
Абсолютная идея Гегеля и София отечественных философов всеединства являются одновременно и онтологическим и гносеологическим феноменом, представляющим собой изначальное идеальное тождество мысли и бытия, нарушающееся в реальном аспекте универсума. Поэтому, в данном случае, вопрос об отношении мысли к объекту приобретает специфическое значение, зависящее только от идеалистического контекста, и существенно отличается от материалистического подхода к этой проблеме. При этом у самих идеалистов нет однозначного и четкого определения реального, которое может отождествляться как с небытием, так и с инобытием или с неподлинным, несовершенным бытием-становлением. То же самое касается материи и духа, материи и формы. Идеалисты представляют материю как чистую возможность или ничто, или недолжное соотношение идеальных
12 сущностей, не имеющих самостоятельного бытия, материалисты считают ее самодостаточной и первичной субстанцией мира. Д. Беркли заявляет, что материи как таковой вообще не существует. К тому же, та материальная данность, которую мы наблюдаем эмпирически, согласно некоторым идеалистическим представлениям, не является единственно возможной формой телесности и «первоматерия», о которой писал, например, Аристотель, B.C. Соловьев или С.Н. Булгаков и о которой говорится в «Ветхом Завете» в книге Бытия, принципиально отличается от материи эмпириков. Если говорить о философских проблемах пространства и времени применительно к проблеме отологического и гносеологического единства универсума, то следует четко оговаривать, как именно в данном случае мы понимаем пространство и время: как объективные формы бытия или как априорные формы чувственности.
Также можно отдельно взятые онтос и гнозис разделить на образующие их части или грани. В качестве основных аспектов онтоса можно выделить такие категории как бытие, сущее, становление, собственно идеальное и реальное, материальное и духовное. В свою очередь, в гнозисе можно выделить такие аспекты познавательной активности как разум, вера, интуиция, рассудок, воображение, мышление, память. Разумеется, что каждому гносеологическому аспекту должен соответствовать какой-то онтологический аспект. Но и в этом случае нам придется делать ссылку на «систему координат» или точку отсчета, потому что тот же разум, например, у Гегеля представляет собой высшую форму бытия и мышления, синоним самого Абсолюта, тогда как у Бергсона это всего лишь средство приспособления к миру материальных объектов. Также неоднозначен подход к проблеме отношения сущего к бытию в рамках одного только идеализма. Вот две цитаты, лучше всего показывающие суть разногласий по этому вопросу: «Бытие отличается от сущего точно так же, как истина отличается от истинного, действительность от действительного, реальность от реального. Есть много того, что истинно, однако сама истинность в этом многом - одна и та же; <. .> бытие есть явно то тождественное, что имеется в многообразии всего сущего»6. Это цитата из книги Н. Гартмана «К основоположению онтологии», а вот что пишет, например, B.C. Соловьев по этому же поводу: «Итак, настоящий предмет всякого знания не то или другое бытие, не тот или другой предикат сам по себе, а то, чему это бытие принадлежит, что в этом бытии выражается, или тот субъект, к которому относятся данные предикаты. <.> Если всякое бытие по необходимости есть только предикат, то сущее не может определяться как бытие, потому что оно не может быть предикатом другого. <.> Как мыслящий не тождествен с мышлением, но имеет мышление, так и сущее не тождественно с бытием, но имеет бытие, или обладает бытием. Обладать чем-нибудь - значит, иметь над ним силу, так что сущее должно определяться как сила или мощь бытия, у как его положительная возможность» . Сама суть взаимоотношений двух основных аспектов онтоса (субъект - предикат) остается в обоих случаях неизменной, но категории их обозначающие меняются местами, что может значительно затруднить анализ и ввести в определенный момент в тупик. Таким образом, учитывая все затруднения, мы можем сказать, что вместо корректного и продуктивного анализа онтологических и гносеологических аспектов универсума, мы рискуем увязнуть в «терминологических игрищах», не приблизившись ни на шаг к решению интересующей нас проблемы.
Поэтому, не оставляя убеждения в том, что руководящей нитью исследования может быть только «великий и основной вопрос философии», мы решили придать ему более конкретное, на наш взгляд, значение и сформулировали проблему следующим образом: вопрос о смысле и цели отношения мышления к бытию, онтоса к гнозису. Обозначив вопрос именно так, мы, тем самым, оказались в плоскости несколько иных категорий и с
6 Николай Гартман. К основоположению онтологии. Пер. с немецкого Ю.В.Медведева под. ред. Д.В.Скляднева. СПб «Наука», 2003. с. 146-147.
7 Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал// В.С.Соловьев. Философское начало цельного . - Мн.: Харвест, 1999. с. 818-819. этой новой позиции вскоре отметили, что отношение онтоса к гнозису (говорим ли мы о проблеме соотношения идеального и реального, материи и формы, пространства и времени, субъективного и объективного, о проблеме развития или взаимосвязи движения и покоя) выражается во всех своих многочисленных проявлениях как диалектическое единство познавательной и творческой активности в универсуме. Таким образом, идею диалектического единства познания и творчества мы берем за основу анализа онтологических и гносеологических аспектов универсума.
Мы попытаемся рассмотреть онтос и гнозис во всеедином универсуме сквозь призму диалектического единства познания и творчества. Таким образом, на наш взгляд, мы обретаем ту основу, которая позволит нам с одной стороны быть в своих рассуждениях относительно свободными от материалистических, идеалистических или пантеистических учений, с другой стороны - позволит включить частью все трактовки универсума в единое, цельное и фундаментальное определение действительно всеединого универсума. Как нам представляется, проанализировав с этой позиции достаточно обширный историко-философский материал, мы сможем те идеи и концепции, которые раньше были распределены по самостоятельным и независимым рубрикам, сгруппировать в законченную, целостную и формально непротиворечивую систему. И, что для нас самое важное, мы найдем, наконец, такую точку отсчета, которая позволит наблюдать внутреннее единство не только онтологии и гносеологии, но и телеологических, этических и эстетических аспектов, которые также необходимы для законченного учения о всеединстве.
Таким образом, мы решили пойти следующим путем: опираясь на главную мысль исследования или фундаментальный тезис нашей работы, попытаться выявить, собрать, подчеркнуть, объединить те аспекты и идеи из истории философии, которые в общем виде уже были разработаны, но не были объединены в общую систему идей. Найти точки соприкосновения различных философских течений по интересующей нас проблеме,
15 представить те выводы, которые, собственно, уже были сделаны, но не всегда отчетливо просматривались в тех или иных учениях, плюс самостоятельное видение и интерпретации проблемы, подкрепленные соответствующими цитатами.
Соответственно, в поле анализа попадет не весь историко-философский материал, касающийся нашей темы, а только та часть его, которая, на наш взгляд, наиболее адекватно и четко отражает интересующие нас идеи. Это основные концепции древнеиндийской (Буддизм, Индуизм) и древнекитайской философии (Даосизм, Чань-буддизм), Античная философия, некоторые гностические доктрины, творчество отдельных мыслителей Средневековья (Ориген, Бл. Августин, Ф. Аквинский) и эпохи Возрождения (Николай Кузанский, Джордано Бруно), классики философии Нового Времени (Ф. Бэкон, Д. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц), немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель), отечественная философия всеединства (B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, H.A. Бердяев, а также Н.О. Лосский и А.Ф. Лосев), неклассическая традиция философствования, представленная именами А. Бергсона, Л. Витгенштейна, Н. Гартмана, Э. Гуссерля, А. Камю, К. Кастанеды, К. Маркса, Ф. Ницше, Ж.П. Сартра, 3. Фрейда, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра, К. Юнга, А. Эйнштейна.
Целью данного диссертационного исследования является философский анализ категорий «онтос» и «гнозис» во всеедином универсуме. Данная цель предполагает решение ряда следующих специальных задач:
1. Осуществить историко-философский анализ категории универсум в онтологическом и гносеологическом аспекте;
2. Выявить онтогносеологическую структуру всеединош универсума;
3. Проанализировать онтологические и гносеологические аспекты выявленной структуры;
4. Осмыслить онтогносеологическую структуру всеединого универсума в системе диалектического единства познания и творчества, опираясь при этом на принцип гармонии.
Решение данных задач позволит представить следующие базовые положения, выносимые на защиту:
- Всеединый универсум есть становящаяся гармония мышления и бытия.
- Идея диалектического единства познавательной и творческой активности, а также анализ онтологических оснований познания и творчества, позволяют воссоздать фундаментальное значение категории «универсум», удовлетворяющее как идеалистическому, так и материалистическому подходу к данной проблеме.
- Диалектика абсолютного и индивидуального субъекта, конечного и бесконечного бытия является основой творческого многообразия и динамики сущего во всеедином универсуме.
Объектом диссертационного исследования является всеединый универсум.
Предметом исследования выступают онтос и гнозис во всеедином универсуме.
Методологическую основу диссертации составили:
- диалектический метод, который позволил осуществить всесторонний и углубленный философский анализ онтологических и гносеологических аспектов всеединого универсума и сделать соответствующие выводы;
- метод феноменологической редукции, позволивший добиться предельно конкретной постановки проблемы и выявить фундаментальные онтогносеологические характеристики всеединого универсума;
- принцип гармонии, способствующий всестороннему изучению различных концепций всеединого универсума;
- общелогические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция - способствующие более детальному и всестороннему проникновению в суть исследуемой проблемы.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- осуществлен не предпринимавшийся ранее в исследовательской литературе онтогносеологический анализ категории универсум;
- выявлена не рассматриваемая ранее исследователями философия творчества, проходящая красной нитью через учения Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Нового времени, немецкой классической философии и философии девятнадцатого и двадцатого столетия, объединяющая множество различных моделей и картин универсума в единую систему взглядов;
- выявленная традиция позволила сформировать оригинальную концепцию диалектического единства абсолютного и индивидуального субъекта в структуре универсума, связывающего познание и творчество, онтос и гнозис в единую динамичную систему.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования проблемы всеединства, отношения мышления и бытия, диалектики познания и творчества, соотношения идеального и реального, диалектики индивидуального и абсолютного субъекта во всеедином универсуме, углубленного философского анализа идеи гармонии. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в качестве методологических оснований материалов лекций и семинарских занятий по дисциплинам «философия» и «онтология и теория познания», а также при разработке соответствующих спецкурсов.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Магнитогорского государственного университета и на заседаниях аспирантских семинаров означенной кафедры.
Отдельные идеи исследования были отражены в статьях: «Всеединый
18 универсум: проблема гармонии мышления и бытия», «Универсум, Абсолют и проблема всеединства», «София и всеединый универсум», «Диалектика бытия и небытия во всеедином универсуме», «Всеединый универсум в научном, философском и культурном сознании 20-го столетия», «Идея вечной женственности во всеедином универсуме», «Универсум в философском дискурсе Средневековья».
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Логика содержания работы направлена на последовательное решение поставленных целей и задач.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Концепция всеединства В.С. Соловьева: синтез рационализма и мистицизма2006 год, кандидат философских наук Юхнович, Наталья Геннадьевна
Гносеологический реализм Н. О. Лосского2002 год, кандидат философских наук Сидоренко, Наталия Сергеевна
Конструктивная устойчивость в научной картине мира: философский анализ2010 год, доктор философских наук Шарипов, Марат Рашитович
Феномен соборности и его роль в социокультурном развитии российского общества2009 год, кандидат философских наук Киреев, Владимир Константинович
Онто-гносеологическое обоснование феномена художественного в философии всеединства В.С. Соловьева2007 год, кандидат философских наук Матсар Майе
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Донской, Алексей Геннадьевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы можно представить следующие выводы и основные итоги исследования.
Проделанный историко-философский анализ позволил выявить основные модели и парадигмы универсума в мифологических, религиозных, философских и научных системах. Мы рассмотрели процесс формирования в истории философии четырех основных концепций возникновения универсума: эманационной, креационистской, пантеистической и материалистической. Для самых ранних этапов и форм мифологического мировоззрения было свойственно органическое и синкретичное понимание универсума, который рассматривался как самоочевидная и равная себе во всех своих проявлениях реальность. Универсум - это организм, а главная форма развития - личностное общение между собою живых существ. Дальнейшее развитие религиозных, философских и научных взглядов на мир приводит к постепенному дроблению универсума на различные «слои» и уровни и забвению изначального понимания космического всеединства.
На основании проделанного сравнительного анализа концепций универсума в истории философии, мы можем указать его следующие общие фундаментальные характеристики: универсум одновременно представляет собой актуальное всеединство в идеальном и умопостигаемом своем аспекте и, в то же время, содержит вечную потенцию всеединства, вечное стремление к нему в эмпирическом аспекте. «Заданность» всеединства в универсуме выражается как бесконечное становление и характеризуется постоянным стремлением к цельному знанию и единому бытию. Это стремление, как и невозможность его осуществить вполне, стимулирует развитие и творческую продуктивность сущего, воспроизводя качественно новые онтологические и гносеологические аспекты универсума. Поэтому отношение мышления к бытию во всеедином универсуме - это не просто познание, но с необходимостью еще и творчество.
Выделенная нами в процессе сравнительного анализа различных концепций онтогносеологическая структура, указывающая на три основных базовых уровня мышления и бытия «Абсолют - идеальное - реальное», лучше всего демонстрирует идею онтологического единства данности и «заданности» в универсуме.
Общий анализ онтологических и гносеологических аспектов выявленной нами структуры позволил сделать следующие выводы. Идеальное представляет собой онтологический и гносеологический фундамент всеединого универсума, обеспечивающий не только органическую взаимосвязь всех элементов, уровней, структур и неизменность законов и принципов взаимодействия в самом универсуме, но и его связь с абсолютным первоначалом. Эта «взаимоукорененность», а также полная несводимость Абсолюта и универсума, выражается в самом идеальном, как совпадение мысли и бытия, субъекта и объекта, и, в то же время, как начало их произвольного саморазделения, раздвоения, противопоставления. Идеальное, таким образом, содержит в себе и момент вечного единства, равенства, онто-гносеологической завершенности и совершенства и одновременно начало всякого разделения, множества, выраженного в конечных формах пространства и времени. Это диалектическое единство самотождества и саморазделения есть бесконечный процесс самопознания, указывающий также на неразрывность и невозможность полного отождествления идеального и реального в структуре самого универсума.
Привлекая соответствующий историко-философский материал, мы обосновали глубинную онтологическую и гносеологическую взаимоукорененность и взаимообусловленность абсолютного, идеального и реального и, в то же время, их принципиальную взаимонесводимость, что и обусловливает на наш взгляд творческую динамику универсума. Более подробно рассмотрены онтогносеологические основания и базовые характеристики идеального в исследуемой нами структуре универсума.
Также проанализированы вышеперечисленные концепции и вопрос об отношении мышления к бытию сквозь призму идеи диалектического единства познавательной и творческой активности. Предложенный философский анализ онтологических оснований феномена познания и творчества показал, что это две грани единой онтогносеологической активности в универсуме. Всеединый универсум, таким образом, осмыслен как диалектическое единство познания и творчества.
С целью более глубоко и обстоятельно раскрыть главную мысль исследования, подробно рассмотрена диалектика индивидуального и абсолютного субъекта в универсуме. Выявлена фундаментальная философия творчества, уходящая корнями в религиозные и философские учения
Древнего мира и объединяющая множество традиций и учений о всеедином универсуме в единую систему взглядов. Анализируя трехступенчатый путь движения индивидуального субъекта к абсолютному, мы отмечаем, что это есть одновременно путь истинного самопознания, миропознания и самостоятельного творчества. В общих чертах этот путь можно охарактеризовать следующим образом: на первоначальном этапе конечный субъект рассматривает себя как часть феноменального мира, как бытие ограниченное и несвободное и задается целью преодолеть эту ограниченность и несвободу. На следующем этапе субъект, при соответствующей самодисциплине, достигает состояния освобождения сознания от какого-либо эмпирического содержания и идентифицируется с абсолютным сознанием (например, в индийской философии это определяется как осознание тождества Брахмана и Атмана). Последний этап характеризуется тем, что индивидуальный субъект вновь возвращается к миру, вынесенному им «за скобки», но воспринимает все сущее уже не с точки зрения своего ограниченного индивидуального бытия, а с позиции абсолютного, вечного и безусловного сознания. На этом уровне открывается подлинная уникальность и неповторимость субъекта, его укорененность в абсолютном бытии и наличие при этом собственной неповторимой
168 индивидуальности, а универсум воспринимается отныне не как неизвестное и ограничивающее свободу бытие, а как свобода для бесконечного творчества и самораскрытия. Индивидуальный субъект, осознающий свой субстанциальное тождество с Абсолютом и свою собственную неповторимость, творит новый мир, который органично вплетается в объективную структуру универсума. В данном случае мы характеризуем познавательную и творческую активность в универсуме как результат сознательной деятельности множества индивидуальных субъектов («субстанциальных деятелей»).
Также обращаясь к жизнеутверждающим и жизнеотрицающим концепциям, мы отмечаем, что положительное и отрицательное мироощущение лежит в поле сознательного выбора индивида и обусловлено внутренней структурой самого индивидуального субъекта. Формально и внешне единый путь духовного восхождения и просветления, практически одинаково описанный множеством различных философских и религиозных концепций, может преследовать в каждом индивидуальном случае совершенно различные цели - либо качественное совершенствование и развитие, либо угасание и разрушение бытия (преодоление универсума). Все зависит от того, к «какому» абсолюту и от «какого» универсума (либо наоборот) движется индивидуальный субъект в процессе своей сознательной активности.
Опираясь на принцип гармонии, мы завершаем анализ онтогносеологической структуры универсума и делаем соответствующие выводы. Мы заключаем, что всеединый универсум есть не что иное, как становящаяся гармония мышления и бытия. А онтогносеологическая структура универсума, его совершенство или несовершенство, степень присутствия свободы и необходимости определяется не только Абсолютом, но и сознательной (познавательной и творческой) деятельностью населяющих его индивидуальных субъектов, обладающих различными степенями осознанности, свободы, силы и творческой активности.
169
Диалектика абсолютного и индивидуального субъекта, конечного и бесконечного бытия является основой творческого многообразия онтологических и гносеологических аспектов всеединого универсума, делающей его, по сути, вместилищем неизмеримого количества постоянно развивающихся самостоятельных миров, подчиненных при этом единому универсальному закону. Опираясь же на принцип гармонии и учитывая отмеченные в ходе анализа значения ее, мы приходим к диалектико-метафизическому пониманию универсума, согласно которому последний будет представлять собой вечно меняющуюся в пространстве и времени, непостоянную, но, в то же время, всегда одинаковую и равную себе единораздельную цельность.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Донской, Алексей Геннадьевич, 2011 год
1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае / Н. В. Абаев. Новосибирск : Наука, 1983. - 128 с.
2. Абеляр П. Теологические трактаты / П. Абеляр. М. : Мысль, 1995. -451 с.
3. Абсолют // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - С. 5.
4. Августин Блаженный. Исповедь / Августин Блаженный. М. : ACT, 2000. - 263 с.
5. Августин Блаженный. О граде Божием / Августин Блаженный. Минск : Харвест ; М.: ACT, 2000. - 1265 с.
6. Аверинцев С. С. Мистика / С. С. Аверинцев // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энцикл., 1974. - Т. 16. - С. 333.
7. Аверинцев С. С. Экхарт / С. С. Аверинцев // Большая советская энциклопедия. Т. 30. - М. : Советская энцикл., 1978. - С. 27.
8. Автономова Н. С. Структура и структурализм / Н. С. Автономова // Структурализм: «за» и «против» : сб. ст. М. : Наука, 1975. - 276 с.
9. Акулинин В. Н. Философия всеединства: От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому / В. Н. Акулинин. Новосибирск : Наука, 1990. - 158 с.
10. Алмазная сутра // Наука и религия. 1991. - № 8-12. П.Альбедиль М. Ф. Буддизм / М. Ф. Альбедиль. - СПб. : Питер, 2007.208 с.
11. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1, ч. 2. М. : АН СССР, 1969. - -576 с.
12. Антология мировой философии: Античность. Минск. : Харвест ; М. : ACT, 2001.-959 с.
13. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Антология мировой философской мысли. М. : Директ Медиа Паблишинг, 2004. - С. 2753 -3365.
14. Аристотель. Физика / Аристотель. М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2008. -960 с.
15. Армстронг К. Будда : пер. с англ. / Карен Армстронг. М. : Альпина нон-фикшн, 2008. - 224 с.
16. Архетип // Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энцикл., 1983. - С. 39.
17. Бекон Ф. Новый Органон / Ф. Бекон // Сочинения : в 2 т. М., 1972. -Т. 2.-С. 7-215.
18. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении / Я. Бёме. СПб. : Азбука, 2000.-412 с.
19. Бергсон А. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1 / А. Бергсон. М. : Московский клуб, 1992. - 336 с.
20. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон. М. : Интерра, 2006. -482 с.
21. Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. М. : ООО «Издательство ACT» ; Харьков : Фолио, 2004. -678 с.
22. Бердяев Н. А. Спасение и творчество / Н. А. Бердяев // Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М. : ООО «Издательство ACT» ; Харьков : Фолио, 2004. - С. 629-655.
23. Бердяев Н. Философия свободного духа / Н. Бердяев. М. : Русская идея, 2006. - 324 с.
24. Беркли Д. Сочинения. В 2 т. Т. 1 / Д. Беркли. М. : Мысль, 1978. - 528 с.
25. Библия. Книга священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Московская патриархия, Ленинградская митрополия, 1989. - 1372 с.
26. Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 1 / Е. П. Блаватская. М. : ЭКСМО, 2010.-832 с.
27. Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2 / Е. П. Блаватская. М. : ЭКСМО, 2010. - 832 с.
28. Блаватская Е. П. Тайная доктрина (выдержки) / Е. П. Блаватская // Успенский П. Д. TERTIUM ORGANUM. Ключ к загадкам мира. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 257-282.
29. Бубер М. Проблема человека / М. Бумер // Бубер М. Два образа веры. -М.: ООО «Издательство ACT», 1999. С. 202-301.
30. Буддизм. Четыре благородных истины. М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 2000. - 922 с.
31. Булгаков С. Н. От автора / С. Н. Булгаков // Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов : в 2 т. СПб. : Изд-во РХГИ, 1997.-Т. 1.-С. 7-14.
32. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. -М.: Республика, 1994.-415 с.
33. Булгаков С. Н. Сочинения. В 2 т. Т.2. Избранные статьи / С. Н. Булгаков. -М.: Наука, 1993. 736 с.
34. Бхагавад Гита / пер. с санскрита, послесл., примеч., толковый словарь Б. Л. Смирновой. СПб. : A-cad, 1994. - 600 с.
35. Бхасма-джабала-упанишада Электронный ресурс. Режим доступа: http://advaita.fatal.ru/Books/upanishad32.htm.
36. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2 / Ф. Бэкон. М. : Мысль, 1972. - 472 с.
37. Василий Великий. Беседы на шестоднев / Василий Великий. М. : Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2001. -260 с.
38. Васильев Л. С. Дао и даосизм в Китае / Л. С. Васильев. М. : Наука, 1982.-289 с.
39. Васильев Л. С. История религий Востока : учеб. пособие для вузов / Л. С. Васильев. М.: КДУ, 2004. - 704 с.
40. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. -М. : Наука, 1988.-520 с.
41. Виндельбанд В. История древней философии / В. Виндельбанд. СПБ. : Образование, 2002. - 373 с.
42. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. М. : Наука, 1958.-362 с.
43. Витгенштейн Л. Философские работы / Л. Витгенштейн. М. : Владос, 1994.-576 с.
44. Вышеславцев П. Б. Этика преображенного эроса : Проблема закона и благодати / П. Б. Вышеславцев. М.: Республика, 1994. - 368 с.
45. Ганапати-упанишада Электронный ресурс. Режим доступа: http://scriptures.ru/upanishads/ganapati.htm.
46. Гартман Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман ; пер. с нем. Ю. В. Медведева ; под. ред. Д. В. Скляднева. СПб. : Наука, 2003. -640 с.
47. Гартман Н. Старая и новая онтология / Н. Гартман. М. : Историко-философский ежегодник, 1988. - 386 с.
48. Гегель Г. Феноменология духа / Г. Гегель. М.: Эксмо, 2007. - 784 с.
49. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. М. : Мысль, 1999. -932 с.
50. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. М. : Мысль, 1970.- -482 с.
51. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 2 / Г. В. Ф. Гегель. М. : Мысль, 1971.228 с.
52. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Энциклопедия философских наук. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1974. - 426 с.
53. Гегель Г. В. Ф. Философия духа. Энциклопедия философских наук. Т. 3 / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1977. - 408 с.
54. Гераклит // Антология мировой философии : в 4 т. М., 1969. - Т. 1, ч. 1.-С. 275-280.
55. Гумилев JI. Н. Конец и вновь начало / JI. Н. Гумилев. М. : Айрис -пресс, 2007.-384 с.
56. Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера Земли / JI. Н. Гумилев. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 548 с. - (Историческая библиотека).
57. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. Новочеркасск : Философские истоки, 1994. - 537 с.
58. Гуссерль Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. СПб. : История философии, 1998. - 638 с.
59. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. СПб.: Наука, 2004. - 536 с.
60. Гуссерль Э. Логические исследования / Э. Гуссерль. СПб. : Философское наследие, 2010. - 872 с.
61. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. Минск : Харвест; М.: ACT, 2000. - 752с.63 .Гуссерль Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. -Новочеркасск : Философские истоки, 1994. 643 с.
62. Дао де дзин. Дао: гармония мира. М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 846 с.
63. Декарт Р. Начала философии / Р. Декарт. М.: Мысль, 1983. - 270 с.
64. Декарт Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт. М. : Издательство Академии Наук СССР, 1953 - 656 с.
65. Делез Ж Логика смысла / Ж. Делез. М.: Изд-во РУДН, 1998. - 383 с.
66. Делез Ж. Что такое философия / Ж. Делез, Ф. Гваттари. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1998.-473 с.
67. Деррида Ж. Диссеминация / Ж. Деррида. Екатеринбург : Изд-во Екатеринбург, гос. ун-та, 2007. - 371 с.
68. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к свету. М. : Изд-во Эксмо, 2002. - 432 с.
69. Древнеиндийская философия. Начальный период / пер. с санскрита и коммент. В. В. Бродова. М., 1972. - 271 с.
70. Древнекитайская философия : в 2 т. / вступ. ст. В. Г. Бурова, М. Л. Титаренко. М., 1972. - 2 т.
71. Дубровский Д. И. Проблема идеального / Д. И. Дубровский. М. : Мысль, 1983.-230 с.
72. Дхаммапада // Буддизм. Четыре благородных истины. М. : ЗАО «Издательство ЭКСМО-Пресс» ; Харьков : Фолио, 2000. - С. 23-91.
73. Дюмулен Г. История дзен буддизма. Индия и Китай / Г. Дюмулен. -СПб.: ОРИС : ЯНА-ПРИНТ, 1994. 336 с.
74. Из книг мудрецов : пер. с кит. -М. : Худож. лит. 1987. 351с. - (Б-ка китайской литературы).
75. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно -теоретическом мышлении / Э. В. Ильенков М. : Росспэн, 1997. - 476 с.
76. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин М. : Владос, 1996. - 219 с.
77. Ириней Лионский. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания / Ириней Лионский // Ириней Лионский. Творения. М. : Паломник : Благовест, 1996. - С. 17-528.
78. Йонас Г. Гностицизм (гностическая религия) / Г. Йонас. СПб. : Лань, 1998.-384 с.
79. Камю А. Миф о Сизифе / И. Камю // Сумерки богов . М. : Политиздат, 1989. - С. 222-318.
80. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки / И. Кант. Изд. 2-е. - М. : Соцгиз, 1937 — 248 с.
81. Кант И. Критика практического разума / И. Кант // Соч. : в 6 т. М. : Мысль, 1964.- Т. 4.-С. 311-501.
82. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант // Соч. : в 6 т. М. : Мысль, 1966.-Т. 5.-С. 161-530.
83. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч. : в 6 т. М. : Мысль, 1964. - Т. 3.- С. 340-685.
84. Капра Ф. Дао Физики / Ф. Капра. СПб.: Орис, 1994. - 304 с.
85. Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея / Л. П. Карсавин // Карсавин Л. П. Сочинения. М. : Раритет, 1993. - С. 157-217. -(Библиотека духовного возрождения).
86. Карсавин Л. П. Глубины сатанинские (Офиты и Василид) / Л. П. Карсавин // Карсавин Л. П. Сочинения. М.: Раритет, 1993. - С. 73-95. - (Библиотека духовного возрождения).
87. Карсавин Л. П. София земная и горняя / Л. П. Карсавин // Карсавин Л. П. Сочинения. М. : Раритет, 1993. - С. 95-120. - (Библиотека духовного возрождения).
88. Кастанеда К. Второе кольцо силы. Дар орла : пер. с англ. / Кастанеда Карлос. М.: ООО Изд-во «София», 2007. - 560 с.
89. Кастанеда К. Искусство сновидения. Активная сторона бесконечности. Колесо времени : пер. с англ. / Кастанеда Карлос. М. : ООО Изд-во «София», 2007. - 608 с.
90. Кастанеда К. Лекции и интервью : пер. с англ. / Кастанеда Карлос. М. : ООО Изд-во «София», 2007. - 512 с.
91. Кастанеда К. Огонь изнутри. Сила безмолвия : пер. с англ. / Кастанеда Карлос. М.: ООО Изд-во «София», 2007. - 528 с.
92. Кастанеда К. Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки. Отдельная реальность : пер. с англ. / Кастанеда Карлос. М. : ООО Изд-во «София», 2007. - 416 с.
93. Книга о Сотворении Мира / сост., предисл., вступ ст. Р. Светлова, А. Рахманина. СПб. : Амфора, 2008. - 299с. - (Серия «Александрийская библиотека»).
94. Копнин П. В. О рациональном и иррациональном // Вопросы философии. 1968. - № 5. - С. 120-129.
95. Коран / пер. с араб. И. Ю. Крачковской ; предисл. к изд. 1963 г. В. Беляева, П. Грязневича М.: Раритет, 1990. -528 с.
96. Космос // Философский энциклопедический словарь. М.,Д983. -С. 281.
97. Крылов Д. А. Идея Софии, «религиозное дело» Вл. Соловьева и символизм Андрея Белого / Д. А. Крылов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 2005. - № 5. - С. 3-19.
98. Кузанский Н. Об ученом незнании / Николай Кузанский // Кузанский Н. Избранные сочинения. М.: Соцекгиз, 1937. - С. 5-157.
99. Кузанский Н. Соч. В 2 т. Т. 1 / Н. Кузанский. М. : Мысль, 1979. -382 с.
100. Кузанский Н. Соч. В 2 т. Т. 2 / Н. Кузанский. М. : Мысль, 1980. -465 с.
101. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима / Н. А. Кун». Воронеж : ИПФ, 1993. - 608 с.
102. Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. М. : Наука, 2001.-485 с.
103. Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. Т. 1. Метафизика. Монадология / Г. В. Лейбниц. М.: Мысль, 1982. - 636 с.176
104. Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. Т. 2. Новые опыты о человеческом разумении / Г. В. Лейбниц. М.: Мысль, 1983. - 556 с.110.
105. Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. Т. 4. Опыты теодицеи о благодати Божией, свободе человека и начале / Г. В. Лейбниц. М. : Мысль, 1989.-734 с.
106. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии / В. И. Ленин // Ленин В. И. Полн. собр. соч. : в 55 т.- М. : Изд-во полит, лит., 1968. Т. 18. - С. 7384.
107. ИЗ. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк // Локк Дж. Сочинения : в 3 т. М.: Мысль, 1985. - Т.1. - С. 91-582.
108. Локк Д. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 1 / Д. Локк. М.: Мысль, 1960. - 463 с.
109. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн. 1 / А. Ф. Лосев. Харьков : Фолио ; М. : ООО «Издательство ACT», 2000. - 832 с.
110. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн. 2 / А. Ф. Лосев. М.: ФОЛИО, 2000. - 676 с.
111. Лосев А. Ф. Мифология // Большая советская энциклопедия. М. : Советская энцикл., 1974. - Т. 16. - С. 340-342.
112. Лосев А. Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990.-269 с.
113. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. -М.: Политиздат, 1991. 525 с.
114. Лосский В. Н. Догматическое богословие / В. Н. Лосский // Лосский В. Н. Мистическое богословие. Киев : Путь к истине, 1994. -С. 261-335.
115. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. Основы теодицеи // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М. : Республика, 1994. - С. 315-389. - (Б-ка этической мысли).
116. Лосский Н. О. Мир как органическое целое / Н. О. Лосский // Лосский Н. О. Избранное. М., 1992. - С. 338-483.
117. Лосский Н. О. Русская философия Электронный ресурс. / Н. О. Лосский. Прага : [б. и.], 1940. - М. : Мультимедиа-издательство «Адепт», 2002. - CD-ROM.
118. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм / Н. О. Лосский. М.: Прогресс-Via, 1992. - 207 с.
119. Лосский Н. О. Ценность и бытие. Бог и царство божие как основа ценностей / Н. О. Лосский // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М. : Республика, 1994. - С. 249-314. - (Б-ка этической мысли).
120. Лунник Ю. Крита-Йога / Ю. Лунник ; Фонд культуры Карелии. Музей космического искусства им Н. К. Рериха. Петрозаводск : Святой остров, 1993. - 32 с.
121. Майтраяни-упанишада Электронный ресурс. Режим доступа: http://sivayoga.narod.ru/MaitrayaniUpanishada.html.
122. Маркс К. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1 / Маркс К., Ф. Энгельс. -М. : Политиздат, 1979. 640 с.
123. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество / Н. Н. Моисеев. М.: Устойчивый мир, 2001. - 35 с.
124. Мундака-упанишада Электронный ресурс. Режим доступа: http:// scriptures .ru/mundaka.htm.
125. Нирвана-упанишада Электронный ресурс. Режим доступа: http://sivayoga.narod.ru/MaitrayaniUpanishada.html.
126. Ницше Ф. Антихрист / Ф. Ницше // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Минск : ООО «Попурри», 1997. - С. 297 - 373.
127. Ницше Ф. К гениалогии морали / Ф. Ницше // Ницше Ф. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. - С. 377-513.
128. Ницше Ф. Прелюдия к философии будущего / Ф. Ницше // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2004. -С. 557-749.
129. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2004. - С. 295557.
130. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое / Ф. Ницше // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2004.-С. 11-295.
131. Ойзерман Т. И. Рациональное и иррациональное / Т. И. Ойзерман. -М.: Знание, 1984.-64 с.
132. Оккам У. Об универсалиях / У. Оккам. М. : Католическая мысль, 2009.-281с.
133. Ориген. О началах / Ориген. Самара : Изд-во «РА», 1993. - 316 с.
134. Павловский А. И. Популярный библейский словарь : кн. для чтения / А. И. Павловский. М.: Панорама, 1994. - 464 с.
135. Панчабрахма-упанишада Электронный ресурс. Режим доступа: http://scriptures.ru/upanishads/panchabrahma.htm.178
136. Патанджали. Йога сутра / Патанджали ; пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е. П. Островской и В. И. Рудого. -М. : Наука, 1992. 264 с. - (Путь Шивы).
137. Платон. Государство / Платон // От мифа к логике. М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 1998. - С. 91-438. - (Серия «Антология мысли»).
138. Платон. Пир / Платон // От мифа к логике. М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 1998. - С. 36-90. - (Серия «Антология мысли»).
139. Платон. Тимей Электронный ресурс. / Платон . Режим доступа: http://vvww.nsu.ru/classics/bibliotheca/plato01/timei.htm.
140. Платон. Федон / Платон // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М. : Политиздат, 1991. - С. 80-86.
141. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон. М. : Мысль, 1999.-528 с.
142. Плотин. О бессмертии души / Плотин // Вопросы философии. -1994. -№ 3. С. 157-172.
143. Плотин. О благе, или едином / Плотин // Плотин. Избранные трактаты : в 2 т. М., 1993. - Т. 2. - С. 97-112.
144. Плотин. О том, как и почему существует множество идей, и о благе / Плотин // Плотин. Избранные трактаты : в 2 т. М., 1993. - Т. 2. -С. 38-96.
145. Плотин. О том, существуют ли идеи единичных вещей / Плотин // Логос. 1999. - № 6. - С. 68-70.
146. Плотин. Эннеады / Плотин ; пер. Т. Г. Сидаша и Р. В. Светлова. -СПб. : Изд-во О. Абышко, 2004. 2880 с. - (Серия «Плотиниана»).
147. Психологические аспекты буддизма : сб. ст. Новосибирск : Наука, 1986.- 158 с.
148. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. Т. 2 / Сарвапалли Радхакришнан. М. : Изд-во иностр. лит., 1957. - 732 с.
149. Рассел Б. История западной философии : в 2 т. / Б. Рассел. М. : МИФ, 1993.-2 т.
150. Рассел Б. Мистицизм и логика // Почему я не христианин. М. : Изд-во иностр. лит-ры, 1957. - С. 37-60.
151. Ратников В. П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность / В. П. Ратников // Философия и общество. 2002. - № 4. - С. 74-80.
152. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисере. СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 880 с.179
153. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. М.: Изд-во МГУ им. М. Ломоносова, 1995. - 429 с.
154. Розанов В. В. Метафизика христианства / В. В. Розанов. М. : ООО «Издательство ACT», 2000. - 864 с.
155. Розанов В. В. Опавшие листья. Короб первый, Короб второй и последний / В. В. Розанов // Розанов В. В. Метафизика христианства. -М.: ООО «Издательство ACT», 2000. С. 452-783.
156. Розенберг О. О. Труды по буддизму / О. О. Розенберг. М. : Наука, 1991.-295 с.
157. Руткевич М. Н. Диалектический материализм : курс лекций для философ, фак. / М. Н. Руткевич. М.: Мысль, 1973. - 527 с.
158. Сартр Ж. П. Бытие и ничто / Ж. П. Сартр. М.: Новая кн., 2003. -837 с.
159. Сартр Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. -М., 1989. - С. 319-344.
160. Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика : учеб. пособие для вузов / Р. В. Светлов. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - 480 с.
161. Слободнюк С. Л. Дьяволы серебряного века: (Древний гностицизм и русская литература 1890 1930 гг.) / С. Л. Слободнюк. -СПб.: Алетейя, 1998.-425 с.
162. Слободнюк С. Л. Философия литературы: от утопии к искаженному миру : монография / С. Л. Слободнюк. СПб. : Наука, 2009.-319 с.
163. Соловьев В. С. Кризис западной философии (Против позитивистов) / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. Минск : Харвест, 1999. - С. 5-178. - (Классическая философская мысль).
164. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. Минск : Харвест, 1999. - С. 398-884. - (Классическая философская мысль).
165. Соловьев В. С. Мистика и мистицизм Электронный ресурс. // Статьи для энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Режим доступа: http://www.rodon.org/svs/sdebie.htm.
166. Соловьев В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев. Минск : Харвест, 1999.-912 с.
167. Соловьев В. С. Философское начало цельного знания / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. -Минск : Харвест, 1999. С. 178-398. - (Классическая философская мысль).
168. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. М. : Правда, 1989. - Т. 2 : Философская публицистика. - С. 5-175.
169. Спенсер Г. Основные начала / Г. Спенсер. СПб. : б. и., 1899. -328 с.
170. Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза // Спиноза Б. Об усовершенствовании разума. М. : ЗАО Изд-во «Фолио», 1998. - С. 587-845.
171. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1 / Б. Спиноза. -М. : Интерра, 1996. 448 с.
172. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2 / Б. Спиноза. -М.: Интерра, 1996. 592 с.
173. Судзуки Д. Т. Лекции по дзен-буддизму / Д. Т. Судзуки. М. : Ассоциация молодых ученых, 1990. - 500 с.
174. Судзуки Д. Т. Основы дзен-буддизма / Д. Т. Судзуки // Буддизм. Четыре благородных истины. М. : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 2000.-С. 309-847.
175. Тайттирия-упанишада Электронный ресурс. Режим доступа: http://upanishads.ru/taittiriya.htm.
176. Торчинов Е. А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания / Е. А. Торчинов. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. - 308 с.
177. Универсум // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 703.
178. Упанишады : в 3 кн. М.: Наука : НИЦ «Ладомир», 1992. - 3 кн.
179. Успенский П. Д. Ключ к загадкам мира // Успенский П.Д. TERTIUM ORGANUM. Ключ к загадкам мира. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.-С. 5-256.
180. Федоров Н. Ф. Сочинения / Н. Ф. Федоров. М. : Мысль, 1982. -711 с.
181. Фейербах Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Фейербах Л. Избранные философские произведения. М. : Гос. изд-во полит, лит., 1956.-Т. 2.-С. 7-316.
182. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского. М.: Инфра-М, 2000. - 576 с.
183. Фихте И. Факты сознания / И. Фихте. М.: ACT, 2000. - 539 с.
184. Фихте И. Г. Ясное как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии / И. Г. Фихте. М. : Соцэкгиз, 1937. - 107 с.
185. Фишер К. История новой философии: Введение в историю новой философии / К. Фишер. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 541 с.
186. Флоренский П. А. Столп и оправдание истины. Опыт православной теодицеи / П. А. Флоренский. М. : ООО «Изд-во ACT», 2003.-640 с.
187. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. (Черты конкретной метафизики) / Флоренский П. А. // Флоренский П. А. Сочинения : в 4 т. М.: Мысль, 2000. - Т. 3. - С. 28-493.
188. Фома Аквинский. Тексты: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» / Фома Аквинский. М. : Католическая мысль, 2010.-937 с.
189. Франк С. Предмет знания. Душа человека / С. Франк. М. : Харвест : ACT, 2000. - 992 с.
190. Франк С. Л. Непостижимое / С. Л. Франк // Франк С. JI. Сочинения. -М., 1990.-С. 181-603.
191. Франк С. Л. С нами Бог. Три размышления / С. Л. Франк // Франк С. Л. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992. - С. 217403.
192. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд // Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989. С. 94-142. - (Б-ка атеист, лит.).
193. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. - 451 с.
194. Хайдеггер М. Метафизика вот-бытия как фундаментальная онтология / М. Хайдеггер. М.: Ad Marginem, 1997. - 382 с.
195. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. -М.: Прогресс, 1993.-382 с.
196. Хаксли О. Двери восприятия / О. Хаксли. Киев : Изд-во ACT, 1995.-216 с.
197. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 1999.-544 с.
198. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. М.: Высш. шк., 1981. - 374 с.
199. Чхандогья-упанишада Электронный ресурс. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/upani01/txt32.htm.
200. Шветашватара-упанишада Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www.yogalib.ru/radhakrishnan/503-ind-philosophy-i-8?start=10.
201. Шеллинг Ф. В. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Шеллинг // Шеллинг Ф. В. Сочинения. М. : Мысль, 1998. - С. 297637.
202. Шеллинг Ф. В. Сочинения / Ф. В. Шеллинг. М.: Мысль, 1998.
203. Шестов JI. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Нитше // Вопросы философии. 1990. - № 7. - С. 59-128.
204. Шестов JI. И. Афины и Иерусалим / JI. И. Шестов // Шестов JL И. Сочинения : в 2 т. М. : Наука, 1993. - Т. 1. - С. 313-664.
205. Шимон бен Йохай. Фрагменты из трактата «Зогар» / Шимон бен Йохай. М. : Гнозис, 1994. - 336 с.
206. Шопенгауэр А. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 1. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. М. : Московский клуб, 1991. - 395 с.
207. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гелыптальт и действительность / О. Шпенглер. М. : Эксмо 2006. - 800 с. - (Антология мысли).
208. Шпренгер Я. Молот ведьм / Яков Шпренгер, Генрих Инститорис ; пер. с лат. Н. Цветкова ; вступ. ст. С. Лозинского ; сост., примеч. С. Ершова). СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2007. - 524 с. - (Серия «Александрийская библиотека»).
209. Шуцкий Ю. К. Китайская классическая книга перемен. Ицзин / Ю. К. Шуцкий. М. : Русское книгоиздательское товарищество, 1993. -381 с.
210. Щербатский Ф. И. Из книги «Буддийская логика». 7 Ф. И. Щербатский // Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука, 1989. - Вып. 4. - С. 34-250.
211. Щербатский Ф. И. Философское учение буддизма / Ф. И. Щербатский // Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвертый. - М.: Наука, 1989. - Вып. 4. - С. 143-250.
212. Экхарт И. М. Духовные проповеди и рассуждения / Экхарт И. Мейстер. Репр. изд. -М.: Политиздат, 1991. - 192 с.
213. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. : в 50 т.- 2-е изд. -М., -Т. 21.-С. 269-317.
214. Эйнштейн А. К электродинамике движущихся тел (1905) / А. Энштейн // Энштейн А. Собр. науч. тр.: в 4 т. М. : Наука, 1966. - Т. 1. -С. 7-36.
215. Эйнштейн А. О специальной и общей теории относительности (общедоступное изложение) / А. Эйнштейн // Эйнштейн А. Собр. науч. тр.: в 4 т. — М.: Наука, 1966. Т. 1-С. 530-601.183о
216. Юнг К. Г. Йога и Запад / К. Г. Юнг // Магический кристалл / сост. и ред. И. Т. Касавин. М., 1992. - С. 287-293.
217. Юнг К. Г. О психологии восточной религии и философии / К. Г. Юнг. М. : Медиум, 1994. - 252 с.
218. Юнг К. Г. О современных мифах / К. Г. Юнг. М. : Практика, 1994.- 120 с.
219. Юнг К. Г. Различия восточного и западного мышления / К. Г. Юнг // Философские науки. 1988. - № 10. - С. 92-103.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.