Онтология правдоискательства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Ефимова, Светлана Владимировна

  • Ефимова, Светлана Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 168
Ефимова, Светлана Владимировна. Онтология правдоискательства: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Омск. 2001. 168 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтология правдоискательства»

Актуальность темы исследования.

Современная духовная ситуация в России напрямую определяется изменениями политической карты мира. В результате этих изменений произошла утрата смыслообразующих категорий бытия. Попытки заимствовать некоторые парадигмальные ориентации на Западе терпят поражение не только ввиду несоответствия российских ментальных установок западным, но и потому, что современное западное общество само переживает нечто похожее на переоценку ценностей. Это более всего проявилось как тенденции гуманизации общества, обращения к самости, появления и распространения гуманистической и трансперсональной психологии. Актуализируется и проблема национальной идентичности. Проблемы, связанные с пониманием правды, являются специфически российскими и возникают в обществе тем явственнее, чем меньше в нем стабильности. Они определяют внутреннюю напряженность духовной атмосферы российской действительности и обусловлены обстоятельствами политической, экономической и других сторон жизни общества.

Исследовательский интерес к феномену правдоискательства связан с тем, что в новых социальных условиях философское мышление в рамках марксистской парадигмы столкнулось с кризисом мировоззрения в целом, и православного мировоззрения, в частности, которое было глубинным основанием духовной культуры многих поколений россиян. Причины этого кризиса довольно точно определил игумен Вениамин: «Это и утрата представления о жизни как иерархической системе ценностей, с соответствующим пониманием смысла жизни как служения высшей цели, исчезновение стремления внутренне привести себя в некое соответствие с этой системой ценностей (того, что в православной аскетике именуется «умным деланием»); это и своеобразная «исчерпанность» онтологического принципа в философии, его кажущаяся отвлеченность и, даже, может быть, некоторая от него усталость, вследствие постоянного обращения духа философа горе (в православной литургии имеется возглас: «Горе имеем сердца»); и неприятие «ипостазирования» как кажущегося интеллектуального произвола; и, наконец, формирование каких-то новых, еще в значительной степени неосознанных, субъектно-объектных отношений, ведущих к скатыванию к бессильной имманентности, калейдоскопическому ускорению-исчезновению времени (время перестает быть «подвижным образом вечности» - Платон), исчезновению дистанции без обретения Бога. Основной же причиной представляется утрата чувства глубинности Бытия (пусть и изменившего в сознании людей свою структуру), неизбежно приведшая к секуляризации сознания, к его переориентации, образно говоря, с вертикали на горизонталь. Религиозная онтология также стала казаться чрезмерно отвлеченной, внешней для человека, что, в свою очередь, привело к протесту против онтологизма как такового, а попытки переосмыслить изнутри современную ситуацию (и довольно драматическую) человека в мире привели наиболее чутких и глубоких мыслителей как бы к новому открытию христианства на экзистенциальном уровне, как отвечающего самым глубинным запросам человеческой личности»1. Именно поэтому следует не только проявить пространство употребления и смысловые предпочтения понятия правды и правдоискательства в современных условиях, но и обратиться к тому, что вкладывалось в представления о правде на протяжении веков.

Однако актуальность исследования феномена правдоискательства не ограничивается культурно-национальными рамками российской действительности, она распространяется на область мировой философии, не

1 Игумен Вениамин (Новик) О православном миропонимании (онтологический аспект) // Вопросы философии. - 1993. - № 4. - С.143. имеющей национальных границ. В этой области существуют две альтернативные тенденции осмысления понятий человеческого бытия - трансцендентализм и антитрансцендентализм. Наиболее известное проявление второй тенденции - философия экзистенциализма, однако и русская философия (особенно славянофильство) внесла весомый вклад в ее разработку. В рамках этой тенденции понятие «бытие» выступает не только как наполненное трансцендентными сущностями, но и как начало, порождающее жизненные ценности и определяющее жизненные смыслы. Правдоискательство относится именно к таким проявлениям бытия. Выступая формой самоопределения общественных ценностей, оно представляет собой бытие, которое становится генетическим началом смысложизненных ориентаций, способствующих росту жизни, формирующих в субъектах социальности волю к жизни. Поэтому философско-онтологический анализ правдоискательства приобретает особую актуальность и значимость в современную эпоху, когда наблюдается потеря жизненных смыслов и потребность в их воссоздании. Эта потребность осмысляется в русской культуре как необходимость правдоискательства.

Состояние разработанности проблемы. Несмотря на то, что в обыденном сознании закреплены представления о поисках и искателях правды, можно констатировать, что философская мысль практически не определяла феномен правдоискательства.

В отечественной философии правдоискательство становилось предметом обсуждения, в первую очередь, в связи с выяснением вопросов, связанных с пониманием правды (Н.К.Михайловский, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев).

Проблема правды в русской философии связана с истиной, приоритет в такой постановке вопроса обычно отдают Н.К.Михайловскому, который разделил понятия «правда-истина» и «правда-справедливость». Правдаистина представлена была как правда объективная, правда-справедливость - как субъективная. Эта традиция была продолжена в трудах Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, В.Ф.Эрна. В исследованиях дореволюционных и современных православных богословов М.Дронова, С.М.Зарина, А.Меня, С.Старгородского, Ф.Хопко указывается на божественность правды и, как следствие, на особенности ее достижения. Эту же идею высказывает современный отечественный философ

A.П. Трубицын. Вследствие такого подхода правдоискательство анализировалось чаще всего в связи с религиозными движениями или религиозными исканиями в духовной культуре. Так, феномен правдоискательства применительно к истории православия рассматривался в работе

B.И.Буганова и А.П.Богданова «Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви». A.A. Зимин, Д.С. Лихачев обращаются к проблеме правды и правдоискательства в сознании средневекового русского человека, позже эти проблемы исследовались также А.И.Клибановым, В.В.Колесовым, A.M. Панченко, А.Л.Юргановым. Эти авторы указывают на устойчивые представления о правде в русской духовной культуре и рассматривают некоторые формы ее достижения.

В современной отечественной науке представлено теоретическое осознание правды посредством исследования её смысловых значений и соотношения с другими экзистенциалами. В работах Н.Д.Арутюновой, В.В.Колесова, В.И.Свинцова дается лексико-семантический анализ понятий «правда», «неправда», «ложь», «обман», «истина» и др. В.В.Знаков рассматривает психологические характеристики правды и механизмы ее проявления в индивидуальном и общественном сознании. Категория «правды» в исследованиях А.Л.Юрганова определяется как исторически изменчивая в связи с изменениями в духовной (религиозной) жизни Российского государства. А.С.Ахиезер, В.И.Красиков, П.А.Рачков,

М.В.Черников акцентируют внимание на ценностном характере понятия «правды» и возможной реализации в обществе правды-справедливости, таким образом, в данных исследованиях превалирует социально-философский аспект. С.Ф.Денисов раскрывает философско-антропологический аспект проявления правды.

Таким образом, при наличии разнообразных аспектов описания правды и ее поисков, вопрос о сущности правдоискательства так и не был поставлен. В первые перестроечные годы в современной отечественной мысли В.А.Печеневым был поставлен вопрос о том, является ли правдоискательство только социально-психологическим феноменом, или имеет более глубокую природу. Феномен правдоискательства рассматривался как нравственно-философская идея.

Традиция философского осмысления феномена правдоискательства, появилась в русской философии в конце XIX в. и была продолжена в следующем столетии, в основном, в произведениях русского философского зарубежья. В этом ряду в первую очередь следует выделить сочинения Н.А.Бердяева, указавшего на правдоискательство как неотъемлемую черту русской ментальности и охарактеризовавшего отдельные его формы. Некоторые работы И.А.Ильина, Е.Н.Трубецкого, В.Н.Лосского и др., посвященные размышлениям о русской духовной культуре, рассматривают специфику правды и возможности ее поиска.

В силу обстоятельств достаточно трудно восстановить, имелись ли подобные исследования в советской науке. Однако такие исторические периоды Советского государства как оттепель и перестройка говорят о насущности проблемы «правды» и ее поисков. Эта исследовательская направленность была реализована в работах, посвященных изучению религиозных исканий русской интеллигенции, свободомыслия и нигилизма. Религиозные искания российской интеллигенции в разное время исследовали М.Агурский, Н.К.Бонецкая, П.П.Гайденко, Л.М.Дмитриева, М.П.Ласковая, В.И.Ленин, В.Г.Плеханов, Н.С.Семенкин, Ю.Шерер, Е.С.Элбакян. Исследование свободомыслия, а также нигилизма находим в работах А.С.Баранова, Л.М.Дмитриевой, А.Р.Замалеева, Ю.М.Лотмана, Л.И.Мосиенко, Н.М.Никольского, К.И.Никонова, Е.А.Овчинниковой, З.А.Тажуризиной, М. Одесского, Д. Фельдмана, М.А. Хевеши. Одновременно в работах А.И.Алексеева, Н.С.Борисова, Л.П.Воронкова, Н.С.Гордиенко, А.В.Карташева, Н.П.Красникова, Д.С.Лихачева, Р.Г.Скрынникова освещались жизнь и искания выдающихся юристов, литераторов, и деятелей православной церкви.

Тем не менее, в философии остаются невыясненными онтологические характеристики правдоискательства.

Основная проблема исследования может быть зафиксирована в следующих вопросах: в чем специфика правды как идеального явления, задающего правдоискательскую активность? Каковы бытийственные характеристики правдоискательства, в каких формах и направлениях оно реализуется?

Целью диссертационной работы является обнаружение сущностных оснований, формирующих онтологию правдоискательства.

Задачи исследования.

1. Определить специфику связей правды с другими фундаментальными характеристиками духовного бытия человека, обозначающими феномен правдоискательства. Прояснить смыслы правды как идеального явления, конституирующего бытие.

2. Выделить признаки, формирующие правдоискательство как феномен бытия.

3. Указать, каким образом феномен правдоискательство конституирует бытие: причины возникновения и направления эволюции правдоискательства в русле православной парадигмы.

4. Выделить и описать личностные формы правдоискательства, характерные для русской культуры.

Методологическая и теоретическая основа диссертации.

Общей основой диссертационного исследования является диалектический метод, поскольку исследование осуществляется в контексте общего анализа роли религиозной парадигмы в проявлении правдоискательских форм духовной культуры.

Теоретическим и методологическим источником диссертационного исследования выступает русская философская традиция, представленная, в первую очередь, в онтологии славянофильства и всеединства. Мы считаем, что именно в этих проявлениях отечественной философской мысли содержатся важнейшие идеи, послужившие объяснительной конструкцией для понимания сущности правдоискательства. Это, во-первых, идея бытия человека как источника правды; во-вторых, идея соборности истины и правды; идея всеединства и укорененности высших ценностей в структурах разума и совести. Последняя идея нашла логическое продолжение в работах современных отечественных философов В.В.Чешева и С.Ф.Денисова.

Другим методологическим основанием исследования является герменевтический метод, который эффективно используется при исследовании явлений культуры, так как знание о них не может быть только сводом правил. Герменевтический подход, на наш взгляд, помогает более полно проникнуть в суть правдоискательства как субъективированной формы духа, выраженной в словесном творчестве. Поэтому в качестве теоретико-методологического источника в диссертации были использованы идеи М.М.Бахтина и В.В.Налимова, которые рассматривают мир человека как мир текстов, в котором субъект не просто считывает смыслы, а творчески распаковывает их. Такой подход позволяет нам апеллировать к смыслам, как средневековой истории, так и Нового времени, видеть преемственность представлений о правде в общественном сознании и соотносить исторически далекие смыслы со смыслами современной реальности. К этому подходу примыкает идея М.Хайдеггера о том, что Прошлое и Будущее присутствуют в Настоящем, а язык становится «свершением бытия». Подобное представление позволяет объяснить содержащиеся в сознании современного российского общества смыслы ушедших веков. Результаты исследования и научная новизна.

1. Вскрыты онтологические особенности взаимосвязи правды и веры. Показано, что вера является основным каналом приобщения субъекта к правде, формой усвоения им божественных заповедей должной жизни. Установлено, что в православной ветви христианства, в отличие от католицизма, во взаимоотношениях правды и веры предпочтение отдается правде, что указывает на инструментальную роль веры в православии, объектом достижения которой выступает правда как идея достойной жизни.

2. Дано объяснение неоднозначного взаимоотношения между правдой и истиной, характерное для русской культуры, в которой, правда и истина рассматриваются, с одной стороны, как тождественные сущности, а, с другой стороны, как различные. Вскрыты причины такого положения и показано, что различие между правдой и истиной обусловлено их природой: правда - это онтологическое явление, в то время как истина чаще всего выступает гносеологическим феноменом.

3. Выделены основные признаки феномена правдоискательства: 1) совокупность личностных качеств правдоискателя (праведность, приверженность духовной жизни, совершение религиозных подвигов); 2) осознание несоответствия реальной действительности представлениям о правде; 3) наличие идеала, который требует воплощения в действительность.

4. Показано, что сущностью правдоискательства является поиск источника жизни, который представляет собой укорененные в психике человека знания о правде. Поэтому феномен правдоискательства тесно связан с достижением состояния праведности. Различия в представлениях о праведности приводят к двум подходам в понимании правдоискательства: светскому и религиозному. На этом основании выделены типы правдоискателей как приверженцев той или иной парадигмальной модели. 5. Итогом исследования религиозного правдоискательства стал вывод о путях его эволюции, которая привела, с одной стороны, к становлению богоискательства и богостроительства, а, с другой стороны, - к нигилизму. Показано, что богоискательство и богостроительство были направлены на изменение внутреннего бытия человека, что и позволило сделать заключение о том, что эти явления российской действительности соответствуют сущности правдоискательства как способа укоренения правды в психике. Нигилизм, напротив, является гипертрофированием, абсолютизацией критической стороны правдоискательства, направленного на элиминацию неправды.

6. Зафиксировано, что основным результатом правдоискательства-юродства становилось определение повседневного бытия как формы неправды. Эксплицировано, что юродство и самозванство как формы правдоискательства располагаются на границе между святостью и старчеством, с одной стороны, и нигилизмом и свободомыслием, с другой.

7. Выделены и описаны такие личностные формы правдоискательства как мистический и деятельностный типы. Показано, что мистический тип правдоискателя характеризуется поиском правды во внутреннем мире человека, в то время как деятельностный тип правдоискателя акцентирует внимание на внешних действиях и поиске правды в окружающем человека мире. Сделан вывод о том, что мистический тип правдоисктеля наиболее точно был воспроизведен в творчестве Ф.М.Достоевского, а деятельностный тип - в творчестве и жизни Л.Н.Толстого.

Научно-практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы: во-первых, для формирования теоретической базы политики национальной идентификации; во-вторых, для выяснении особенностей взаимодействия различно ориентированных социумов; в-третьих, в качестве теоретического обоснования особенностей межличностного общения различных социальных групп; в-четвертых, в преподавании лекционных курсов по культурологии, истории мировой культуры, религиоведению, истории и философии, психологии в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Содержание диссертации доведено до сведения научной общественности в статьях, тезисах и выступлениях на конференциях в гг. Омске «Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование» (1992 г.), «Исламская цивилизация в преддверии XXI» (1994 г.), «Русское православие: 4 века в Сибири» (1995 г.), «Протестантизм в Сибири» (1998 г.), «К культуре мира - через диалог религий, диалог цивилизаций» (2000 г.), Новосибирске «Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества» (2000 г.), Екатеринбурге «Культура и цивилизация» (2001 г.). Основные идеи диссертационного исследования обсуждались на кафедре гуманитарных дисциплин Омского института Московского государственного университета коммерции, заседании Омского отделения Российского философского общества. Тема диссертации прошла обсуждение на кафедре философии Омского государственного педагогического университета, где была рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Ефимова, Светлана Владимировна

Основные выводы третьей главы

• Отмечая прозрачность границ между мистическим и деятельностным типами правдоискателя, можно сформулировать их специфические особенности. Во-первых, если мистический тип как правило рассматривается как избранник Бога, то правдоискатели деятельностного типа таковыми не являются, за исключением религиозного подтипа. Представители деятельностного типа исходят из земного бытия и мыслят себя в качестве деятеля, способного изменить мир. Избранничество, таким образом, полагается не как божественное состояние, а как проявление необходимости. Во-вторых, достаточно узкий круг правдоискателей мистического типа связан с предъявляемыми к ним требованиями соответствия Божественной воле. Число правдоискателей деятельностного типа может расширяться, так как их образы не имеют столь жесткого регламентирования в поведении, либо появляется возможность не столь широко выставлять себя на обозрение, то есть умело манипулировать своим образом перед последователями. В-третьих, для правдоискателя как мистического, так и деятельностного типа необходима некоторая точка несогласия с существующим бытием, чтобы заняться его преобразованием. В-четвертых, деятельностный тип имеет ярко выраженное личностное начало. С учетом особенностей русской философии, рабочего движения и т.п. наблюдается персонализация этого типа, в отличие от мистического, где имя правдоискателя лишь подтверждает его приверженность Божественному началу. В-пятых, в этой черте наблюдается

36 Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. - С. 37.

145 резкое различие между двумя типами. Деятельностиый тип берет ответственность на себя, но эта ответственность часто не перед теми, кто идет за этим типом правдоискателя, а перед историей, обществом, человечеством и т.п. Происходит абсолютизация своих возможностей, своей роли, в то время как мистический тип определяет степень своей ответственности лишь перед Богом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях общество переживает сложные времена, что требует поиска и утверждения новых средств и способов осмысления новой реальности. В связи с этим происходит обращение к прочно укорененным в сознании понятиям, обладающим жизненным смыслом. Одним из таких понятий является правда и связанные с ним феномены, в частности, правдоискательство.

Следствием противоречивости и отсутствия рациональных систем в русской философской мысли появляется известное деление правды на правду-истину и правду-справедливость.

Христианская традиция ставит правду выше истины, отражение этих взглядов в мировоззрении русских философов приводит тому, что истину начинают относить к материалистическим, естественнонаучным представлениям, а правду - к нравственной духовной жизни общества. Правда рождается в процессе общения людей и укореняется в психике, проявляясь через совесть индивида1.

Онтологическое понимание истины как правды, несущей ценности, распадается на две ветви, соотносимые тем не менее между собой: с одной стороны, это ценности христианские (определяемые как общечеловеческие), с другой - народные ценности реально осуществляемой правды-справедливости «здесь и сейчас».

Православная парадигма, являясь определяющей, но не единственной, позволяет рассматривать правду в узком религиозном контексте и широком - светском. Следствием этого является различие направлений правдоискательства. Православное предполагает изначальное Божественное существование правды, поэтому искать ее не представляется возможным, она

1 См.: Денисов С.Ф. Правда и рождение совести// Гуманитарные исследования. Ежегодник. Выпуск 4. Книга 2. - Омск, 1999. - С.5 -11. возвращается через чувствование, особую форму делания и т.п. С секуляризацией общественной жизни, но с учетом сохранения в сознании ветхозаветных и языческих представлений о правде как законе, правду можно искать и «делать».

Внутреннее состояние субъекта позволяет определить существование или отсутствие правды через «ругание миру»; либо через собственную жертвенность. Чтобы донести правду, правдоискатель должен порвать с миром неправды. Поэтому выделяются следующие признаки правдоискательства: ощущение настоящей реальности, как несоответствующей правде; практическое осуществление царства правды либо через мистическое откровение и умное делание, либо через социальную практику, при этом и в том и другом случае правдоискатель должен обладать определенными качествами, к примеру, такими как: подвижничество, праведность и т.п.

Феномен правдоискательства возникает для сохранения равновесного состояния при антиномичности в обществе, которое, с одной стороны, всячески пытается сохранить традиционные формы, а с другой - уже не в состоянии устоять перед необходимостью перемен и вынуждено вырабатывать стереотипы существования в этом кризисном состоянии.

В правдоискательстве можно выделить две тенденции: 1- конструктивную, как сохранение бытия правды; 2 - деструктивную, как разрушение и даже полного уничтожения бытия неправды.

Феномен правдоискательства может проявляться через личность, но это также феномен коллективного движения, обусловленный переосмыслением ценностей прошлого в связи с нарождающимися новыми ценностными реалиями бытия.

Результатом представлений о светском и религиозном подходах в осмыслении правды является существование двух типов правдоискателей: деятельностного и мистического.

148

Феномен правдоискательства в российской духовной культуре - это способ существования общества, социума, личности в период нарастания условий и причин переустройства сущностного бытия или уже изменяющегося бытия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ефимова, Светлана Владимировна, 2001 год

1. Агурский M. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) //

2. Вопросы философии. 1991-№ 8- С.54-74.

3. Акулинин В.Н. Философия всеединства. От B.C. Соловьева к

4. П.А. Флоренскому- Новосибирск: Наука. Сиб.отд., 1990. -158 с.

5. Алексеев А.И. Искание правды. М.: Юридическая литература, 1980. -135 с.

6. Андреев И.Д. Мистика на востоке / Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995. - Т. 2. - С. 122-125.

7. Аристотель «Риторика». Книга I /Путь в риторику. Проблемы и трудности преподавания. Сборник материалов Пермь: ТОО ЗУУНЦ, 1994. - Вып. 1.-С. 16-72.

8. Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотации / Логический анализ языка. Культурные концепты-М.: Наука, 1991- С.21-30.

9. Ахиезер A.C. Дебри неправды и метафизика истины //Общественные науки и современность. 1991- № 5. - С.28-36.

10. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991,-№ 8,-С. 102-1Г6.

11. Баранов A.C. Образ террориста в русской культуре конца XIX начала XX века (С. Нечаев, В. Засулич, И. Каляев, Б. Савинков) //Общественные науки и современность. -1998. - № 2. - С.181 - 191.

12. Православие. Общество. Культура. Материалы Международной научной конференции «Русское православие: 4 века в Сибири. К 100-летию Омско-Тарской епархии». Омск, 1995. - С. 19 - 25.

13. Белов A.B. Справедливость высшая моральная категория язычества // Наука и религия. -1991. -№ 9. - С.14 - 15.

14. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма // Юность. 1990. -№ 11.-С. 80-93.

15. Бердяев H.A. Русская идея. Самопознание: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999. - С. 11-248.

16. Бердяев H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990 - 321с.

17. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского / Русские эмигранты о Достоевском. СПб.: «АНДРЕЕВ И СЫНОВЬЯ», 1994. - С.30-60.

18. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда / Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909 -1910. -М.: Мол.гвардия, 1991. -С. 24-42.

19. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. :

20. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом.-М.: Политиздат, 1990. 480 с.

21. Бонецкая Н.К. Борьба за Логос в России в XX веке //Вопросы философии,- 1998. -№ 7. С. 148 - 169.

22. Борисов Н.С. Церковные деятели Руси XIII XVII вв. - М.: МГУ, 1988. - 220 с.

23. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви,-М.: Политиздат, 1991. 526 с.

24. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учеб.пособие. М.: Юрайт, 1998. - 336 с.

25. Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия //Наука и религия. 1989. -№11.-С.24 -29.

26. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юристъ, 1994. -700 с.

27. Виноградов И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов JI.H. Толстого. -М.: Знание, 1981. -№ 4. 64с.

28. Винокуров В.В. Феномен сакрального, или Восстание богов // Социо-Логос.-М., 1991. С.431 - 449.

29. Воронкова Л.П. Критика философской догматики православия. М.: Знание.- 1984,- № 8. - 64с.

30. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. М.: Искусство,1991.-367 с.

31. Гайденко П. П. Д.С. Мережковский: апокалипсис «всесокрушающей религиозной революции»//Вопросы литературы. Сентябрь -Октябрь.- 2000. - С. 98 - 126.

32. Гордиенко Н.С. Православные святые: кто они? Л.:Лениздат, 1979. -270 с.

33. Горький М. Исповедь // Горький М. Сочинения. В 30 тт. М.: Художественная литература», 1957. - Т. 8. - С. 211 - 378.

34. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии-1992. № 1С.52 - 60.

35. Губман Б.Л. Миф и религия /Культурология XX век. Словарь. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. - С.285 - 287.

36. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. СПб.; Диамант, 1997.

37. Денисов С.Ф. Православное оправдание метафизики // Православие. Общество. Культура. Материалы Международной научной конференции «Русское православие: 4 века в Сибири. К 100-летию Омско-Тарской епархии». Омск, 1995. - С. 53 - 55.

38. Денисов С.Ф. Экзистенциальный смысл правды и неправды //Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. Омск.- 2000 - № 4,- С.40-46.

39. Денисова Л.В. Догматическое основание метафизических систем — Омск: Юридический институт МВД России, 1999. -243 с.

40. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: «Андреев и сыновья», 1993. - 418 с.

41. Дмитриева Л.М., Тажуризина З.А. Свободомыслие в истории культуры

42. Западной Европы и России. Учебное пособие для изучающих религиоведение и мировую культуру. Омск: Издательство «Знание»,1995.-163 с.

43. Долгов K.M. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. М.: Раритет, 1997. - 399 с.

44. Долинский В.А. Невольник свободы (о жизни и творчестве В.В. Налимова) // Общественные науки и современность. 1997 - № 6.- С. 174- 188.

45. Достоевский Ф. М. Идиот. Кишенев: КАРТЯ МОЛДОВЕНЯСКЭ, 1959.-665 с.

46. Достоевский Ф.М. Кроткая / Достоевский Ф.М. Рассказы. -Петрозаводск: Карелия, 1985. С.328 - 362.

47. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности М.: Наука, 1977. - 333с.

48. Дронов М. Протестантская этика и православная аскетика //Человек— 1999,- № 3,-С. 104-111.

49. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII в. М.: Языки русской культуры, 1996.-591 с.

50. Л.: Наука, 1986. -248 с. 57.Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению- М.:

51. Паломник, 1996. 694 с. 58.3еньковский В.В. Основы христианской философии. - М.: КАНОН,1996.-560 с.59.3ильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменностью //Вопросы философии. 1996. - № 4. - С.72 - 80.

52. Знаков В.В. Индивидуальные различия понимания обмана в малом бизнесе// Психологический журнал Том 15 - 1994. - № 6- С.51-60.

53. Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб.; Алетейя, 1999. -282 с.

54. Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М.: Институт психологии РАН, 1993. - 116 с.

55. Зотов А.Ф. Русская культура: своеобразие или «привычнаясвоеобычность» // Социологические исследования 1995. - № 11. - С. 71-74.

56. Зуев К.А. Следует ли считать архаизмом понятие научной истины?// Общественные науки и современность. 1995. - № 6. - С. 125-127.

57. Игумен Вениамин (Новик) О православном миропонимании (онтологический аспект) // Вопросы философии. 1993. - № 4. - С.135 -149.

58. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. Исследование. Том I II-М.: ТОО «Рарогъ», 1993. - 448 с.

59. Ионов И.Н. Историческая наука: от «истинностного» к полезному знанию //Общественные науки и современность. 1995. - № 4.- С. 109112.

60. Исмаилов Н.О. Теория справедливости: Учеб.пособие. Армавир: АГПИ, 1998,-65с.

61. История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 1996.-254 с.

62. Кантор В.К. Западничество как проблема «русского пути» //Вопросы философии,- 1993,- № 4,- С. 24- 34.

63. Карлейль Т. Теперь и прежде-М.: Республика, 1994 415 с.

64. Карлов Н.В. Честь имени, или о русском национальном самосознании //Вопросы философии. 1997. -№ 4. -С.З -18.

65. Карташев А.В. Историческая рама образу преподобного Серафима // Литературная учеба.-1991.-Кн. 1.-С. 135-137.

66. Касьянова К. Что такое национальный характер //Родина 1994 - № 11- С.10 - 15.

67. Килис Ю.А. Абсолютное и человеческое. -Омск: Омский государственный институт сервиса, 1999. 132с.

68. Киприан (Керн) Антология св. Григория Паламы. М., 1996. - 450 с.

69. Киселев М.С. «Двоеверная культура» и книжность в Древней Руси // Вопросы философии. -1994. -№ 7/8. С. 3 -36.

70. Клибанов А.И. Юродство как феномен русской средневековой культуры //Диспут 1992. - № 1- С. 46-63.

71. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси.- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1996.-367 с.

72. Коваль Т.Б. Этика труда православия //Общественные науки и современность. -1994 № 6 - С. 55-70.

73. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека М.: Мысль, 1984. - 252 с.

74. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. JL: ЛГУ, 1986. -311с.

75. Колесов В.В. Правда и истина в представлениях Древней Руси // Культуры в диалоге. Екатеринбург, 1994. - 4.2. - С.146-155.

76. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры М.: Наука, 1994. -378 с.

77. Кравченко И.И. Рациональное и иррациональное в политике // Вопросы философии. 1996. -№3.- С.3-18.

78. Красиков В.И. Библия как реальность (предельные значения библейских картин мира) Кемерово, Кузбассвузиздат, 1998. - 248с.

79. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. -М.: Политиздат, 1981. 96с.

80. Кротов Е.А. Эпистемологические образы научной истины // Общественные науки и современность 1995-№ 6 - С. 123-124.

81. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992.-№ 12,- С. 21-28.

82. Кузнецов И.В. Метафизический нарцисс. П.Я. Чаадаев и судьба философии в России // Вопросы философии. 1997. - № 8. - С. 175 -190.

83. Кузьмина A.B. Мифология власти в русской культурной традиции // Информационный бюллетень. Всероссийский научно-технический информационный центр. М.: Министерство науки и технологий

84. Российской Федерации. 1999. - № 5. - С.7 - 20.

85. Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература М.: Художественная литература, 1976. -288 с.

86. Курабцев В. Альтернатива Льва Шестова. //Общественные науки и современность. 1991.- № 2,- С. 175-181.

87. Ладоренко В.Е., Ладоренко О.О. Вера род духовной свободы. Новый взгляд на религиозное сознание //Общественные науки и современность - 1991-№ 1- С. 126—136.

88. Лалуев В.Я. Трансцендентное и имманентное в пророчествах. Дисс. на соиск. учен. Степ. канд. Философских наук. Омск, 2000. - 145 с.

89. Ласки М. Утопия и революция // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / Сост., общ. Ред. и предисл. В.А.Чаликовой. М.: Прогресс, 1991. - С. 170-209.

90. Ласковая М.П. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. М.: Московский рабочий, 1976. - 136 с.

91. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении.-М.: Республика, 1996. 447 с.

92. Левандовский A.A. Под «железной пятой»//Свободная мысль XXI -2000. -№2. -С.89-99.

93. Ленин В.И. О «Вехах» // Ленин В.И. Полн. собр. соч. -Т. 19. С. 167 - 175.

94. Ленин В.И. Л.Н. Толстой и его эпоха // Ленин В.И. Полн. собр. соч. -Т.20. С. 100- 104.

95. Лихачев Д.С. О началах русской литературы //Памятники литературы древней Руси. М., 1983. - С. 5 - 22.

96. Лихачев Д.С. Сергий Радонежский и Франциск Ассизский // Наука и религия. 1992 - № 1.-С.8-10.

97. Лихачев Д.С. Тревоги совести // Литературная газета. 1987,- 1января.

98. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко И.В. Смех в Древней Руси. -Л.:Наука, 1984. 294 с.

99. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С.21 - 186.

100. Лосев А.Ф. Русская философия. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. — С. 209 - 236.

101. Лосев А.Ф. Приложение. Основные особенности русской философии. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. — С. 509 - 513.

102. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Издательство Московского университета, 1990. - 270 с.

103. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. -М.: Центр «СЭИ», 1991.-288 с.

104. Лосский Н.О. Бог и мировое зло М.: Республика, 1994. - 432 с.

105. Лосский Н.О. История русской философии М.: Высшая школа, 1991.-559 с.

106. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. СПб.: Искусство, 1994. - 415 с.

107. Мардов И.Б. Мнимо душевность // Вопросы философии. 1994. - № 4. - С.169-175.

108. Маркова Л.А. О возможностях соотнесения науки и религии // Вопросы философии. 1997. -№11.- С.73 -89.

109. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. -С.7 - 544.

110. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. - 430 с.

111. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. Пер. с англ. -М.: СМЫСЛ, 1999.-425 с.

112. Медведев A.B. Сакральное как феномен культуры: личностное бытие сакрального. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, доктора философских наук. Екатеринбург, 2000. - 36 с.

113. Мень А. Библия и русская литература // Наука и религия. 1994.- № 1. - С.17-19; № 2 - С.16-19.

114. Мень А. Культура и духовное возрождение. -М.: Искусство, 1992. 495 с.

115. Мень А. Православное богослужение. Таинство. Слово и образ. -М.: СП «Слово», 1991. -191 с.

116. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов М.: Агентство «ФАИР», 1998. - 352с.

117. Минин А.Н. Философия всеединства, как рационализация религиозного опыта// Религия, человек, общество. Доклады международного религиоведческого конгресса. Курган, 1998. - С. 100-102.

118. Миркина З.А., Померанц Г.С. Великие религии мира М.: «РИПОЛ», 1995.-416 с.

119. Михайленко И.И. Процедуры интерпретации слова в западном и православном типе христианской культуры // Религия, человек, общество. Доклады международного религиоведческого конгресса. -Курган, 1998.-С. 102- 105.

120. Михайловский Н.К. Предисловие к третьему изданию полного собрания сочинений. //Полн. Собр. соч. Т. 1. СПб., 1911. - C.V.

121. Мосиенко Л. И. Проблема нигилизма в русской религиозной философии // Православие. Общество. Культура. Материалы Международной научной конференции «Русское православие: 4 века в

122. Сибири. К 100-летию Омско-Тарской епархии». Омск, 1995. - С. 137 - 139.

123. Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский и религия -Ч. 1: XIX век на пути к неконфессиональной религиозности. М.: Знание. -1991.-№ 12.-64 с.

124. Назаретян А.П. Истина как категория мифологического мышления (тезисы к дискуссии) //Общественные науки и современность 1995-№4.- С. 105- 107.

125. Налепин А. Иллюзии «жирного царства» // Литературная учеба. -1990.-№2. -С. 96-99.

126. Налимов В.В. Размышления на философские темы //Вопросы философии.- 1997.-№ 10.-С.58-76.

127. Начала христианской психологии. М.: Наука, 1995. - 236 с.

128. Неизвестная Россия XX век. М.: Историческое наследие, 1992. -352 с.

129. Немировская Л.З. Религия в духовном поиске Толстого. М.: Знание. - 1992. -№ 4,- 64 с.

130. Никитин В. Правду проповедует праведный // Наука и религия. -1989. № 6. - С.51.

131. Никифоров А.Л. Революция в теории познания? //Общественные науки и современность 1995.-№ 4- С.113-116.

132. Никольский Н.М. Сектантство и развитие капитализма в Рос-сии//Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии-Ч.Н.

133. М.: Наука, 1994,- С. 97- 108.

134. Никонов К.И., Тажуризина З.А. Критика идеологических основ монашества. М., Знание. - 1982. - № 3 - 64 с.

135. Новоселов О.Н. Русская православная судьба. Религиозно-философское исследование. Киров, 1997. - 560 е., ил.

136. Одесский М.П., Фельдман Д.М. Террор как идеологема // Общественные науки и современность. 1994. -№ 6. - С. 155-166; 1995.-№ 1.-С. 167- 175.

137. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988-750с.

138. Ойзерман Т. И. Существуют ли абстрактные истины? // Вопросы философии. 1999. - № 6. - С.13 -25.

139. Очерки истории русской социальной философии XVIII XX веков. Монография. - Омск, Издательство «Наследие. Диалог-Сибирь», 1999. -382 с.

140. Панарин A.C. Западники и евразийцы //Общественные науки и современность 1993.-№ 6- С. 60-69.

141. Парамонов Б.М. Пантеон. Демократия как религиозная проблема. //Социо-Логос. М., 1991.

142. Пендикова И.Г. Религиозная парадигма как фактор формирования правового сознания (на примере русской культуры). Дисс. на соиск. учен. степ, кандидата философских наук. Омск, 2000. - 165 с.

143. Печенев В.А. Истина и справедливость (Размышления о нравственно-философских аспектах проблемы). -М.: Политиздат, 1989. -256 с.

144. Печенев В.А. Правдоискательство: Нравственно-философская идея и жизнь. //Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. М.: Политиздат, 1990. - С.138-169.

145. Пивоваров Д.В. Иррациональное и рациональное в проблеме смысла жизни //Отношение человека к иррациональному. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. - С. 145 - 166.

146. Пивоваров Д.В. Иррациональное, сверхъестественное и предмет философского атеизма // Отношение человека к иррациональному. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. С.11 - 29.

147. Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России// Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5 т. Т. 3. -М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. -С.326 -437.

148. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия //Вопросы философии. -1992.- № 2.- С. 126-140.

149. Попов A.C., Радугин A.A. Христианское богословие в поисках социального идеала. M.: Знание.-1986.-№ 4. - 64с.

150. Православие и современность ( философско-социологический анализ). Киев: Наукова думка, 1988. -336 с.

151. Пропп В.Я. Морфология <волшебной сказки>. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я.Проппа.) М.:Лабиринт, 1998.-512 с.

152. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. -М.: Политиздат, 1990. 605с.

153. Рачков П. А. Правда-справедливость // Вестник Московского университета. Сер.7 Философия - 1996. -№ 1-С.14-33.

154. Рашковский Е.Б. Современное м1рознание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева//Вопросы философии.-1997.-№ 6.-С. 92- 106.

155. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии. 1996,-№ 10.-С. 13-28.

156. Рормозер Г. К вопросу о будущем России // Вопросы философии. -1993. № 4. - С.15-23.

157. Русские эмигранты о Достоевском. СПб.: «АНДРЕЕВ И СЫНОВЬЯ», 1994. - 429 с.

158. Русское православие: вехи истории М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

159. Русская философия. Словарь. М.: Республика, 1995. - 655 с.

160. Самарин Ю.Ф. Предисловие//Литературная учеба. -1991. -№ 3. -С.131 146.

161. Свинцов В.И. Правда «черная» и «белая» // Вопросы философии. -1989. № 9. - С. 164 -173.

162. Свинцов В.И. Полуправда // Вопросы философии 1990 - № 6-С.53-61.

163. Свинцов В.И. Правда, которая не является правдой // Свободная мысль.- 1994,- № 2-3,- С. 30-38.

164. Семенкин Н.С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. М.: Политиздат, 1986. - 175с.

165. Сильницкий Г.Г. Разум человека по учениям исихастского и схоластического богословия. -Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. -М.: ДИ-ДИК, 1995. С.249-271.

166. Синченко Г.Ч. От митрополита Илариона до H.A. Бердяева. Тысячелетний оксюморон русской философии права // Философия права,-2000.-№ 1.-С. 14-19; №2.-С. 14-21.

167. Скрынников Р.Г. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. М.: Знание. - 1990.- № 6. - 64с.

168. Смирнов A.B. Путь к Истине: Ибн Араби и Николай Бердяев (о двух типах мистического философствования) // Восток. 1993. -№ 6. - С. 12-18.

169. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии //Философские науки.- 1998.-№3-4.-С. 17-39.

170. Смирнова 3. Н. Проблема разума в философской концепции Чаадаева//Вопросы философии. 1998. -№11.-С. 91-101.

171. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. -М.: Мысль, 1988.-Т. 1.-С. 47-548.

172. Соловьев B.C. Мистика и мистицизм // Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х т.- М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995. Т.2. - С. 120 -127.

173. Сосланд А. Харизма современного политика и как ее создавать //Логос. 1999. - № 9,- С.87 - 95.

174. Старгородский Сергий архиепископ Православное учение о спасении М.: Издательский отдел Московского Патриархата, Иосифо-Волоцкий монастырь, Издательство «Просветитель», 1991. - 264 с.

175. Тихомиров Б.Н. О «христологии» Достоевского / Достоевский. Материалы и исследования. Т. 11. СПб.: Наука, 1994. - С. 102-121.

176. Толстой Л.Н. «Я верю». М.: СП «Вся Москва», 1990. -176 с.

177. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Издательство «Республика», 1993.431 с.

178. Толстой JI.H. Воскресение Л.: Издательство «Художественная литература», Ленинградское отделение, 1970. - 455 с.

179. Толстой С.Л. Очерки былого Тула, Приокское книжное издательство, 1968. - 500 с.

180. Трубецкой E.H. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке //Литературная учеба. 1990. - № 2. - С. 100— 118.

181. Трубецкой E.H. Смысл жизни. Русские философы (конец XIX -середина XX века): Антология. Вып.2. М.: Изд-во «Кн. палата», 1994. -С. 244-372.

182. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме // Литературная учеба. -1991. -№ 6. С. 144 - 150.

183. Трубицын А.П. Постижение правды в православии. Монография-Омск: Издательство ОмГПУ, 1998. 196 с.

184. Тульчинский Г. Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб, изд-во РХГИ, 1996. - 412с.

185. Уледов А.К. Структура общественного сознания М.: Мысль, 1968. - 324 с.

186. Успенский Л. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искусстве. Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология. Вып. 1 -М.: Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1993.-С. 318 -349.

187. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1986. -Т.1.- С.292-293.

188. Фасмер М.Ю.Ф. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1987. -Т.З.- С. 352.

189. Федяев Д.М. О жизненном значении православия // Православие. Общество. Культура. Материалы Международной научнойконференции «Русское православие: 4 века в Сибири. К 100-летию Омско-Тарской епархии». Омск, 1995. - С. 199 - 202.

190. Философия и ценностные формы сознания (Критический анализ буржуазных концепций природы философии). М.: Наука, 1978. - 348 с.

191. Философский энциклопедический словарь М.: ИНФРА- М., 1999. -576 с.

192. Флиер А.Я. Цивилизации и субцивилизации России //Общественные науки и современность 1993-№ 4 - С.70-83.

193. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1. М.: Издательство «Правда», 1990. —490 с.

194. Флоровский Г.В. Блаженство страждущей любви (к столетию со дня рождения Ф.М. Достоевского). Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. -М.: АГРАФ, 1998. - С.68-73.

195. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. -М.: АГРАФ, 1998. - С. 7-27.

196. Флоровский Г.В. О патриотизме праведном и греховном. -Флоровский Г. В. Из прошлого русской мысли. -М.: АГРАФ, 1998. -С.132 -165.

197. Флоровский Г.В. Разрывы и связи. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. -М.: АГРАФ, 1998. - С.52 - 56.

198. Фоменко Д., Хетагури М. Илья // Наука и религия. 1989. - № 6 - С. 52-55.

199. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии 1990. - № 6. - С. 69-131.

200. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

201. Фрейденберг О.М. Утопия //Вопросы философии 1990 - №5-С.148- 167.

202. Хазиев B.C. Философское понимание истины //Философские науки.-1991.-№ 9.-С.54-60.

203. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Вопросы философии,- 1989.-№9.-С. 116- 163.

204. Хевеши М.А. Нигилизм, его роль и влияние в XX веке // Философские науки. 1998. - № 1. -С.64 -76.

205. Хомяков A.C. Церковь одна //Литературная учеба. -1991. № 3. - С. 147- 157.

206. Хопко Ф. Основы православия. Вильнюс, 1991. - 344 с.

207. Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзение чувств»: два концепта в сравнительной перспективе //Вопросы философии-1999-№ 3-С. 55-84.

208. Хоружий С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика в исихастской традиции //Вопросы философии. 1998. - № 3 - С.35-118.

209. Хрестоматия по древнерусской литературе: Учеб. пособие для вузов. Составители М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова-М.:Высш.шк., 1994. -256 с.

210. Чаадаев П.Я. Сочинения (Философические письма. Апология сумасшедшего). М.: Правда, 1989. - 604 с.

211. Чавчавадзе И. И.С. Аксаков. Некролог // Наука и религия -1989 № 6.-С.55.

212. Черников М.В. Концепты «правда» и «истина» в русской культурной традиции //Общественные науки и современность.- 1999-№2,-С. 164- 175.

213. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо. Томск: Изд-во Том. арх,- строит.ун-та, 1999. -203 с.

214. Чудинов Э.М. Природа научной истины М.: Политиздат, 1977. -312 с.

215. Шалютин С.М. Проблема сакрализации ценностно-нормативных систем // Религия, человек, общество. Доклады международного религиоведческого конгресса. Курган, 1998. - С. 118 - 127.

216. Шапошников JT.E. Идеология славянофильства и современное православие. М.: Знание, 1985 - № 4. - 64 с.

217. Шапошников J1.E. B.C. Соловьев и православное богословие. -М. : Знание. -1990. -№ 10.- 64с.

218. Шатуновский И. Б. «Правда», «Истина», «Искренность», «правильность» и «ложь» как показатели соответствия/несоответствия содержания предложения мысли и действительности // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. - С.31-39.

219. Шерер Ю. Религиозные поиски русской интеллигенции начала XX века // Общественные науки и современность. 1991- № 2.- С. 167174.

220. Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир М.: Политиздат, 1987. -239 с.

221. Щукин В. Г. В мире чудесных упрощений (к феноменологии мифа)// Вопросы философии. 1998. - №> 11. - С. 20 - 29.

222. Щукин H.H. Россия: между фальшью истины и правдой лжи. //Современная Россия в зеркале философии и политологии. М., 1998. -С.11-18.

223. Элбакян Е.С. Религия в сознании российской интеллигенции XIX-начала XX вв. Философско-исторический анализ. М.: РОССПЭН, 1996.-316 с.

224. Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Издательство «Правда», 1991. 576 с.

225. Юдин A.B. Русская народная духовная культура. -М.: Высшая школа, 1999.-331 с.

226. Юнг К-Г. Психология бессознательного. М.: ООО «Издательство169

227. АКТ- ЛТД», «Канон +», 1998. 400 с.

228. Юрганов А.Л. Вера христианская и правда //Россия XXI 1997. - № 11-12. -С. 78-112.

229. Юрганов А.Л. Идеи И.С. Пересветова в контексте мировой истории и культуры //Вопросы истории- 1996 -№ 2 С. 15-27.

230. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры.-М.: МИРОС, 1998.-448 с.

231. Fisher G. Russian Liberalism. From Gentry to Intelligensia. -Cambridge-Massachusett, 1958. -318 p.

232. Gerimal P. The Penguin Dictionary of classical Mithology. London: Penguin Books, 1990 - 461 p.

233. King W. Eschatology: Christian and Buddist // Religion. Leiden, 1986. -Vol. 16, №2, p. 169.

234. Lewis C. David Healing: fiction, fantasy or fact? London, Sydney, Auckland, Toronto, 1990. - 384 p.