Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму: немецкий язык тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Кизрина, Наталья Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кизрина, Наталья Геннадьевна
Глава
I. Теоретические основы обучения креативному письму на иностранном языке
1.1. Проблема творчества и креативности в психолого-педагогической литературе
1.2. Обучение иноязычной речевой деятельности как творческому процессу
1.3. Проблема обучения креативному письму в языковом вузе
Выводы по первой главе
Глава
II. Методика обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму на иностранном языке П. 1. Модель обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму на иностранном языке
11.2. Эвристические приёмы обучения креативному письму
11.3. Система упражнений для обучения креативному письму П.4. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики обучения креативному письму
Выводы по второй главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Методика преподавания аспекта "домашнее чтение" на младших курсах языкового вуза2008 год, кандидат педагогических наук Стрекалова, Мария Дмитриевна
Методика обучения письменной речи как компоненту межкультурной компетенции лингвиста-преподавателя2009 год, кандидат педагогических наук Кобышева, Анна Сергеевна
Обучение творческой письменной речи студентов третьего курса языкового педагогического вуза: На материале английского языка2003 год, кандидат педагогических наук Алтухова, Мария Кимовна
Обучение креативной письменной речи на второй ступени общего образования: на материале немецкого языка2008 год, кандидат педагогических наук Головань, Ирина Владимировна
Обучение иноязычной профессионально ориентированной письменной речи студентов социологических факультетов: на материале английского языка2010 год, кандидат педагогических наук Нужа, Ирина Витальевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму: немецкий язык»
Научные исследования в области методики обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Г.А. Китайгородская, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, С. Г. Тер-Минасова, А. Н. Шамов, В. П. Фурманова, И. И. Халеева и др.) свидетельствуют об устойчивой тенденции включения коммуникативного, когнитивного и ценностного аспектов в определение целей обучения иностранным языкам в подготовке специалистов XXI века.
Организация преподавания иностранного языка в языковом вузе сегодня предполагает учет не только коммуникативных, но и познавательных способностей студентов, которые непосредственно влияют на их эмоционально-оценочное отношение к содержанию обучения, мотивацию к овладению иной лингвокультурой, стимулируют гармоничное развитие личности, способствуют повышению её творческого потенциала.
Основной целью обучения иностранному языку в языковом вузе является подготовка творческих специалистов, свободно владеющих иностранным языком как в устной, так и письменной формах его функционирования.
Из-за долгого отсутствия социального заказа на овладение иноязычным письмом вопросы обучения письменной речи на иностранном языке представляются наименее исследованными. Между тем, в современном мультилингвальном, поликультурном и информационно-компьютерном мире письменная речь приобретает все большее значение. «В условиях глобализации, когда мир не знает границ, а коммуникация становится формой конкуренции, невладение письменной формой общения делает субъект неконкурентоспособным, обрекая его на социальную изоляцию» [Мазунова, 2005].
Письменная речь, представляя собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, обладает огромным воспитательно-развивающим потенциалом, который, к сожалению, не нашел ещё должного использования в практике обучения иностранным языкам. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости обращения сегодня к вопросам обучения иноязычной письменной речи как методическим проблемам. Особое место среди них занимает проблема обучения иноязычной творческой письменной речи в языковом вузе.
Проведенные в последние годы методические исследования показывают, что творческая письменная речь — понятие достаточно широкое и может включать различные виды письменной речи: изложения с элементами сочинения, сочинения в различных композиционно-речевых формах, рефлексивное письмо (авторское эссе, передовая статья), тематическое письмо (интервью, отчет, сообщения), личное письмо (журнал, дневник, воспоминание), деловое письмо (деловое письмо, заявление, резюме), креативное письмо (сказка, короткий рассказ, басня, стихотворение и др.). Однако в отечественной методике в обучение творческой письменной речи включаются, как правило, изложения с элементами сочинения, три вида сочинений (сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение) и письма делового и личного характера, что не вызывает особого интереса у обучаемых и выполняется ими формально. Практика обучения показывает, что традиционные творческие письменные работы даже студентов языковых вузов не в полной мере отвечают характеристикам творческого письменного высказывания: они невыразительны в языковом отношении, неоригинальны по содержанию, носят в основном компилятивный характер и не оказывают эмоционального воздействия на читателя.
Все выше сказанное свидетельствует о недостаточной эффективности методики обучения творческой письменной речи на иностранном языке и требует её совершенствования. Одним из путей совершенствования методики обучения иноязычной творческой письменной речи может быть включение в её содержание креативного письма. Отечественные исследователи считают, что в задачи лингвистических вузов не входит обучение креативному письму, что эта задача специальных литературных вузов, с чем мы не можем согласиться.
Обучение креативному письму подразумевает обучение созданию художественных текстов различных жанров. Не следует требовать от студентов языковых вузов настоящих произведений, которые пишут профессиональные поэты и писатели, но овладеть навыками создания иноязычного художественного текста способен практически каждый студент. Впоследствии эти навыки студенты смогут перенести на осуществление иноязычной речевой деятельности не только в письменной форме, но и в устной.
Художественный текст представляет собой отражение процесса познания окружающего мира автором и познания себя как личности в этом мире. В процессе его создания у студентов появится возможность для самовыражения и самореализации, что так важно в студенческом возрасте. Кроме того, художественный текст не просто способ самовыражения, он составляет важную, естественную и необходимую сторону коммуникативной деятельности человека. Возможность самореализации и неисчерпаемое тематическое разнообразие художественных текстов вызовут большой интерес у студентов и позволят решить такую важную проблему в обучении иноязычной письменной речи, как отсутствие мотивации.
Художественный текст, как и всякий другой текст, обладает определёнными лингвистическими характеристиками, которыми студенты смогут овладеть в процессе его создания. Выразительность художественной речи будет побуждать студентов к поиску новых слов, к использованию разных грамматических форм и синтаксических конструкций для точного выражения своих мыслей, что, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию их коммуникативной компетенции.
Процесс создания художественного текста — творческий процесс, при осуществлении которого будут актуализироваться и развиваться творческие способности студентов. Как творческий продукт художественный текст обладает не только семантической, но и эстетической информацией, поэтому обучение созданию художественного текста будет способствовать эстетическому воспитанию студентов.
Таким образом, в процессе обучения креативному письму будет повышаться мотивация студентов к выполнению письменных работ на иностранном языке, реализовываться коммуникативный, воспитательный и развивающий потенциал письменной речи.
Изучение научной литературы по проблеме обучения письменной речи и практического опыта в области преподавания иностранных языков позволило выявить ряд противоречий между:
- социальным заказом общества на подготовку квалифицированных специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом, и недостаточным уровнем развития творческих способностей выпускников языковых вузов;
- высоким образовательным, воспитательным и развивающим ч потенциалом иноязычной письменной речи и недостаточным его исследованием и использованием в методике преподавания иностранных языков;
- высоким уровнем программных требований, предъявляемых к развитию иноязычной письменной речи как вида речевой деятельности в специальных вузах, и сравнительно низким реальным уровнем владения письменной речью выпускниками.
На основе обозначенных противоречий становится очевидной проблема исследования: как и какими средствами обучать студентов третьего курса языкового вуза иноязычной письменной речи, чтобы в процессе обучения реализовывался её образовательный, воспитательный, развивающий и коммуникативный потенциал?
Актуальность и перспективность поставленной проблемы определили тему исследования: «Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму».
Цель исследования: обоснование и разработка методики обучения креативному письму студентов третьего курса языкового вуза на основе содержательно-смыслового подхода к обучению письменной речи.
Объект исследования: процесс обучения иноязычной письменной речи в языковом вузе.
Предмет исследования: методика обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму.
Гипотеза исследования: обучение студентов третьего курса языкового вуза креативном}' письму будет эффективным, если:
- оно организовано поэтапно (подготовительный, репродуктивно-продуктивный, продуктивный этапы);
- использована специальная система упражнений в креативном письме, в основу которой положены эвристические приёмы познания объекта, выявления его основных признаков и эвристические приёмы ' преобразования объекта и создания нового объекта;
- в систему упражнений включены специальные упражнения, направленные на развитие общетворческих способностей студентов: способность к анализу и синтезу, способность обнаруживать новые проблемы в традиционной ситуации, способность мыслить ассоциациями и способность генерировать большое количество идей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ философских, педагогических и психологических исследований по проблеме творчества, с целью выявления структуры творческой деятельности, определения характеристик креативной личности и психолого-педагогических условий её формирования.
2. Рассмотреть структуру речевой деятельности и сопоставить её со структурой творческой деятельности, чтобы организовать обучение креативному письму как творческой деятельности.
3. Выявить психолого-лингвистические особенности письменной речи и роль творческих способностей личности в осуществлении письменной речевой деятельности.
4. Построить модель обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму.
5. Создать специальную систему упражнений в креативном письме на основе эвристических приёмов обучения.
6. Проверить эффективность разработанной методики в ходе экспериментального обучения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: а) анализ лингвистической, методической, педагогической и психологической литературы по теме исследования; б) наблюдение за процессом обучения креативному письму; в) тестирование и анкетирование студентов третьего курса факультета иностранных языков; г) моделирование; д) методический эксперимент; е) качественно-количественная оценка полученных экспериментальных данных.
Методологической базой исследования являются:
- личностно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам (И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин);
- коммуникативный подход в обучении иностранным языкам (Н. В. Барышников, И. Л. Бим, В. А. Бухбиндер, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, П. Б. Гурвич, Б. А. Лапидус, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, О. Г. Поляков, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, В. Л. Скалкин, Е. Н. Соловова, В. П. Фурманова, А. Н. Шамов, С. Ф. Шатилов, В. Д. Шадриков, А. Н. Щукин);
- интегративный подход к обучению иноязычной письменной речи JI. К. Мазуновой.
Теоретической базой исследования выступают:
- теория речевой деятельности (П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, JL С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн);
- теория языковой личности (Г. И. Богин, Ю. Н. Караулов, И. И. Ха-леева, К. Н. Хитрик);
- теоретические исследования в области творчества (Г. С. Альтшул-лер, В. И. Андреев, В. С. Библер, Н. Д. Богоявленская, Л. С. Выготский, П. П. Крамар, В. А. Крутецкий, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, А. Я. Пономарёв, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, А. Т. Шумилин).
Опытно-экспериментальной базой исследования выступили ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Ев-севьева» и ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Всего в эксперименте приняли участие 65 студентов третьего курса факультетов иностранных языков и 3 преподавателя.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2009 гг.
Первый этап (2005-2007 гг.) — поисково-теоретический. Постановка и осмысление проблемы исследования, разработка научного понятийного аппарата исследования, определение цели и гипотезы исследования.
Второй этап (2007-2008 гг.) - теоретико-моделирующий. Разработка модели обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму, определение показателей оценивания креативных письменных работ студентов, подготовка учебно-методического пособия, проведение разведывательного эксперимента.
Третий этап (2008-2009 гг.) - опытно-экспериментальный. Проведение опытно-экспериментального обучения, анализ и оценка его результатов. Оформление и редактирование текста диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
- впервые обучение креативному письму в специальном вузе рассмотрено как методическая проблема, обоснована необходимость обучения креативному письму студентов языковых вузов для формирования письменноречевой компетенции и определена его роль в подготовке будущих специалистов;
- разработана методика обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму, система упражнений в креативном письме, построенная на основе эвристических приёмов;
- определены показатели оценивания креативных письменных работ студентов, разработана диагностическая карта;
- обоснована эффективность использования разработанной методики не только для совершенствования умений письменной речи у студентов языковых вузов, но и для развития их творческих способностей.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит: а) в разработке развёрнутого определения «креативное письмо» на основе анализа научных трудов отечественных и зарубежных исследователей; б) в научном обосновании необходимости использования содержательно-смыслового подхода к обучению креативному письму, адаптированного к условиям обучения студентов третьего курса языкового вуза; в) в разработке модели обучения креативному письму на иностранном языке.
Практическая ценность исследования. Разработанное и апробированное автором пособие «Креативное письмо» может быть использовано в практике преподавания немецкого языка в школе и вузе. Результаты исследования могут использоваться также при создании других учебно-методических пособий для обучения креативному письму на иностранном языке, для проведения спецкурса, а также на лекциях и семинарах по методике обучения иностранному языку в специальном вузе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры немецкого языка Мордовского государственного педагогического института им М. Е. Евсевьева (2005-2009), кафедры лингводидактики и методики обучения иностранным языкам Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова (2005-2009), представлены на международных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы изучения и преподавания немецкого языка в современном поликультурном мире» (Ульяновск, 2009); «Язык в пространстве современной культуры» (Краснодар, 2009). Результаты работы нашли своё отражение в 7 печатных публикациях, одна из которых размещена в рецензируемом журнале, включённом в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается обоснованностью теоретических позиций; опорой на современные достижения методики преподавания иностранных языков; опытной проверкой теоретических положений; количественными и качественными показателями, полученными в ходе экспериментальной проверки, внедрением результатов исследования в практику.
Положения, выносимые на защиту:
1. В содержание обучения иноязычной творческой письменной речи включается обучение креативному письму, которое представляет собой творческую деятельность по порождению текста, содержащего в себе не только семантическую, но и эстетическую информацию, отражающую индивидуально-образное восприятие мира автором. Носителями эстетической информации являются специальные изобразительно-выразительные средства и формальные элементы языка, включая графические средства. В рамках креативного письма осуществляется обучение созданию художественных текстов таких жанров как сказка, короткий рассказ, стихотворение.
2. Текст как продукт креативной письменной деятельности содержит в себе наряду с лингвистическими характеристиками творческие. К лингвистическим характеристикам относятся: содержательность, композиционно-смысловая корректность, связность и цельность, языковая корректность; к творческим - выразительность и оригинальность. Успех осуществления креативной письменной речевой деятельности зависит не только от уровня сформированности у студентов речевых навыков и умений, но и от уровня развития их творческих способностей.
3. Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму осуществляется поэтапно и включает в себя подготовительный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный этапы. На подготовительном этапе у студентов формируются навыки осуществления письменной речевой деятельности как креативной, актуализируются и развиваются их творческие способности. На репродуктивно-продуктивном этапе обучения креативному письму у студентов развиваются аналитические умения и умения структурно-семантической и лингвистической реорганизации иноязычного креативного текста. На продуктивном этапе развиваются и совершенствуются умения продуцирования иноязычного креативного текста.
4. В процессе обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму реализуется развивающий потенциал предмета «иностранный язык»: результат обучения креативному письму студентов выражается не только в сформированности у них умений письменной речи в разных её видах, но и в повышении уровня развития их творческих способностей, что обеспечивается специальной системой упражнений.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (200 источников, из них 45 —
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие языковой личности при обучении русскому и иностранному языкам в неязыковом вузе2006 год, кандидат педагогических наук Лысенко, Наталья Евгеньевна
Методика интегрированного обучения английскому языку и зарубежной литературе на занятиях по домашнему чтению: II курс, языковой вуз2009 год, кандидат педагогических наук Заграйская, Юлия Станиславовна
Подготовка студентов старших курсов языкового факультета к самостоятельному совершенствованию письменной иноязычной речи: На материале английского языка2004 год, кандидат педагогических наук Хильченко, Татьяна Викторовна
Современная письменная коммуникация: Лингвометодические основы обучения и контроля2006 год, кандидат педагогических наук Воронова, Лилиана Вячеславовна
Методика поэтапного формирования коммуникативной компетенции в письменной речи: Английский язык, языковой вуз2005 год, кандидат педагогических наук Кудряшова, Ольга Васильевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Кизрина, Наталья Геннадьевна
Выводы по второй главе
1. В ходе исследования были выделены методические принципы, на которых должно основываться обучение иноязычному креативному письму в языковом вузе: личностная направленность обучения; деятельностный характер обучения; проблемный характер обучения; эвристичность обучения; системность и последовательность обучения; рефлексивность обучения.
2. Разработанная модель обучения креативному письму студентов третьего курса языкового вуза ориентирована на положительный результат -достижение определённого уровня сформированности навыков и умений креативного письма. Задаваемый уровень проявляется в умении писать креативные письменные работы, характеризующиеся содержательностью, композиционно-смысловой корректностью, цельностью и связностью, оригинальностью, выразительностью и языковой корректностью. Кроме достижения определённого уровня навыков и умений креативного письма, положительным результатом обучения креативному письму является повышение уровня развития творческих способностей студентов.
3. Обучение креативному письму осуществляется в три этапа: подготовительный (два цикла), репродуктивно-продуктивный (три цикла), продуктивный (три цикла). Результатом подготовительного этапа является сформированность у студентов навыков осуществления письменно-речевой деятельности как креативной и создание основы для развития их творческих способностей. Результат репродуктивно-продуктивного этапа выражается в развитии у студентов умений структурно-семантической и лингвистической реорганизации иноязычного художественного текста. Результат продуктивного этапа — развитие у студентов умений продуцирования иноязычного креативного текста.
4. Разработана система упражнений, включающая в себя три типа упражнений: подготовительные, репродуктивно-продуктивные и продуктивные. В основу упражнений положены эвристические приёмы познания объекта, выявления его основных признаков и эвристические приёмы преобразования объекта и создания нового объекта.
5. Результаты анкетирования, полученные в ходе исследования, показали, что упражнения в креативном письме являются хорошим средством повышения у студентов мотивации к выполнению письменных заданий на иностранном языке. Студенты находят занятия креативным письмом полезными для их образовательной деятельности и личностного роста.
6. Результаты экспериментально-опытного обучения свидетельствуют о том, что разработанная методика обучения креативному письму студентов третьего курса языкового вуза эффективна для развития навыков и умений у студентов креативного письма и их творческих способностей. В результате обучения продуктивные письменные работы студентов стали более содержательными, выразительными и оригинальными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегическим курсом развития высшей школы сегодня является подготовка дипломированного специалиста, обладающего не только определёнными знаниями, навыками и умениями, но и творческими способностями социально-адаптивной личности. Именно поэтому сегодня особое внимание следует уделять воспитанию творческой личности в процессе обучения. Особое значение при этом приобретает иностранный язык как учебный предмет в силу его специфических особенностей и потенциальных возможностей.
Настоящее исследование посвящено проблеме обучения студентов третьего курса языкового вуза иноязычному креативному письму, которое, будучи составной частью творческого письма, редко использовалось в нашей стране в практике преподавания иностранных языков. Включение креативного письма в содержание обучения творческой письменной речи, на наш взгляд, может стать одним из приоритетных направлений в системе обучения студентов и школьников иностранному языку на современном этапе развития общества.
Креативное письмо представляет собой творческий процесс по порождению нового оригинального продукта, в качестве которого выступает художественный текст. Овладение креативным письмом по разработанной методике, как показало наше исследование, повышает уровень речевого сознания и культуры студентов, повышает их мотивацию, стимулирует развитие письменной речи, оказывает положительное влияние на другие виды речевой деятельности, способствует развитию творческого потенциала, оказывая тем самым положительное влияние на весь процесс обучения иностранному языку в языковом вузе.
До сегодняшнего дня креативное письмо как аспект обучения иноязычной письменной речи в отечественной методике не являлось предметом специальных исследований.
На основе анализа психолого-педагогической литературы был сделан вывод о том, что успех креативной письменной речевой деятельности обеспечивают не только речевые навыки и умения, но и творческие способности обучаемых. Поэтому при обучении иноязычной креативной письменной деятельности следует стимулировать развитие творческих способностей студентов. Такими стимулами могут служить эвристические приёмы. Использование эвристических приёмов познания объекта и выявления его основных признаков и эвристических приёмов преобразования объекта и создания нового объекта, в процессе обучения креативному письму студентов постепенно подготавливает их к истинной творческой деятельности, сочинению художественных текстов. Эвристические приёмы положены в основу системы упражнений.
Общетворческие способности обучающихся: способность к анализу и синтезу, способность обнаруживать новые проблемы в традиционной ситуации, способность мыслить ассоциациями, а также способность генерировать большое количество идей необходимо развивать с помощью специальных упражнений.
Осуществление креативного письма, создание художественных текстов невозможно без овладения определёнными лингвистическими знаниями о художественном тексте: о его основных лингвистических характеристиках и жанрово-стилистических признаках различных его видов.
Исходя из того, что креативное письмо представляет собой творческий процесс по порождению текста, последний следует рассматривать как продукт творческой деятельности. Наряду с лингвистическими характеристиками (содержательность, композиционно-смысловая структура, цельность, связность) он должен обладать творческими характеристиками (оригинальность, выразительность).
Анализ существующих подходов к обучению письменной речи показал, что обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму может быть успешно осуществлено в рамках содержательно-смыслового подхода, при условии его адаптации к условиям лингвистического вуза.
Обучающий эксперимент, проведённый со студентами третьего курса факультетов иностранных языков Мордовского государственного педагогического института и Мордовского государственного университета, подтвердил эффективность созданной методики обучения креативному письму. В ходе экспериментального обучения студенты усвоили теоретический материал о лингвистических характеристиках художественного текста и могут использовать полученные знания при написании креативных письменных работ. Практически все студенты научились писать такие креативные письменные работы, как сказка, короткий рассказ, стихотворение. Работы студентов в целом отличаются не только связностью, цельностью, содержательностью, композиционно-смысловой корректностью, но и выразительностью и оригинальностью. В процессе обучения значительно повысился также и уровень развития творческих способностей студентов.
Результаты проведённого анкетирования студентов показали, что все студенты находят занятия креативным письмом интересными и полезными не только для их настоящей образовательной деятельности, но и для их будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, цель исследования - обоснование и разработка методики обучения креативному письму студентов третьего курса языкового вуза на основе содержательно-смыслового подхода к обучению письменной речи — достигнута.
В процессе обучения решены все поставленные задачи и гипотеза исследования доказана в полном объеме.
В качестве перспективы исследования можно определить: дальнейшее научное и экспериментальное обоснование включения креативного письма в содержание обучения не только в языковых вузах, но и в других учебных заведениях; создание моделей обучения креативному письму на начальном и среднем этапах; дальнейшее изучение проблемы развития творческих способностей обучаемых средствами предмета «иностранный язык».
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кизрина, Наталья Геннадьевна, 2009 год
1. Абрамова, JI. А. Методика обучения письменному изложению на II курсе языкового вуза Текст. / JL А. Абрамова: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1974. - 16 с.
2. Айзенк, Г. Ю. Проверьте свои способности Текст. / Г. Ю. Ай-зенк.-М., 1992.-176 с.
3. Алтухова, М. К. Обучение творческой речи студентов III курса языкового педагогического вуза Текст. / М. К. Алтухова: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 2003.-202 с.
4. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер. Петрозаводск: «Скандинавия», 2003.-206 с.
5. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд -во Казанского ун-та, 1996. -567 с.
6. Антонова И. Б. Методическая эффективность использования письма как средства обучения аргументированию в неязыковом вузе (английский язык) Текст. / И. Б. Антонова: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. — М., 1994-180 с.
7. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам Текст. / В. А. Артёмов. М.: Просвещение, 1969. - 277 с.
8. Бабенко, А. П. Организация работы над некоторыми видами экспрессивной речи на старших курсах языкового факультета Текст. / А. П. Бабенко: Автореф. дис. . канд. пед. наук М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1968.16 с.
9. Бабушис, Е. Е. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания, повествования и аргументации Текст. / Е. Е. Бабушис: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. — Тамбов, 2000. 18 с.
10. Басин, Е. Я. Психология художественного творчества (Личностный подход) Текст. / Е. Я. Басин. М.: Знание, 1985. - 64 с.
11. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1979. — 412 с.
12. Белова Н. А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе: учебно-методическое пособие Текст. / Н. А. Белова. Саранск, 2008. - 205 с.
13. Беляеев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: пособие для преподавателей и студентов Текст. / Б. В. Беляев. — М.: Просвещение, 1965. 227 с.
14. Библер, В. С. Мышление как творчество Текст. / В. С. Библер: -М.: Политическая литература, 1975. 175 с.
15. Бикеева, JT. С. Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка Текст. / Л. С. Бикеева // Иностранные языки в школе. 2005. - № 2. - С. 37 — 43.
16. Бим, И. JI. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов Текст. / И. JI. Бим. — М.: Просвещение, 1988. 256 с.
17. Блонский, П. П. Память и мышление Текст. / П. П. Блонский. — СПб.: Питер, 2001.-287 с.
18. Блохина, В. Н. Литературные игры и занятия Текст. / В. Н. Бло-хина. Горький, 1960. - 231 с.
19. Богин, Г. И. Современная лингводидактика: учеб. пособие Текст. / Г. И. Богин. Калининград: КГУ, - 1980. — 61 с.
20. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов вузов Текст. / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002.-318 с.
21. Борзенкова, И. В. Психология творчества: учеб. пособие для студентов Текст. / И. В. Борзенкова. — Курск: Изд-во. Регионального соц. ин-та, 2002. 68 с.
22. Брандес М. П. Стилистика текста: теоретический курс Текст. / М. П. Брандес. М., 2004. - 416 с.
23. Брушлинский, А. В. Избранные психологические труды Текст. / А. В. Брушлинский. М., 2006. - 355 с.
24. Бухбиндер, В. А. Основные типы уроков иностранного языка и их дидактико-методические модели Текст. / В. А. Бухбиндер // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. М.: Рус. яз., 1991. - С. 137- 139.
25. Варламова, Е. П. Психология творческой уникальности Текст. / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. - 204 с.
26. Веретенникова, А. Е. Пути совершенствования письменной речи Электронный ресурс. / А. Е. Веретенникова // Электронный журнал «Полемика». — 1999. № 6. — Режим доступа: http://www.irex.ru, свободный.
27. Воронин, Н. Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии Текст. / Н. Н. Воронин. М.: Ин -т психологии РАН, 2004. - 270 с.
28. Воспитательный процесс: изучение эффективности, методические рекомендации Текст. / Под. ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 128 с.
29. Выготский, JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
30. Выготский, JI. С. Психология искусства Текст. / JI. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1998. - 416 с.
31. Высовский, А. Креативность как ресурс Текст. / А. Высовский // Отечественные записки. 2005. - № 4. - С. 160 - 168.
32. Гак, В. Г. К проблеме семантической синтагматики Текст. / В. Г. Гак // Проблемы структурной лингвистики. — М.: Наука, 1972. С. 367 - 395.
33. Галич, Т. Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения Текст. / Т. Н. Галич: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 — Казань, 1999-20 с.
34. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Р. Гальперин. М.: КомКнига, 2007. - 144 с.
35. Гальскова, Н. Д. К проблеме содержания обучения языкам на современном этапе развития школы Текст. / Н. Д. Гальскова, Э. И. Соловцова // Иностранные языки в школе. 1991. - № 3. - С. 31 - 35.
36. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингво-дидактика и методика Текст. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Академия, 2005.-336 с.
37. Гец, М. Г. Обучение студентов языкового вуза творческой письменной речи в контексте межкультурной коммуникации Текст. / М. Г. Гец: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02. Минск, 2003. - 20 с.
38. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 135 с.
39. Громов, Е. С. Природа художественного творчества Текст. / Е. С. Громов. — М.: Просвещение, 1986. 239 с.
40. Гужова, Н. В. Методика обучения иностранных граждан продуктивной письменной речи на начальном этапе обучения (На материале сочинения с элементами рассуждения) Текст. / Н. В. Гужова: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. -Н. Новгород, 2002. 23 с.
41. Гурвич, П. Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков: спецкурс Текст. / П. Б. Гурвич. Владимир: Изд-во ВГПИ, 1980. - 104 с.
42. Домашнев, А. И. Интерпретация художественного текста: учеб. пособие для студентов Текст. / А. И. Домашнев, И. П. Шишкина, Е. А. Гончарова. М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
43. Дружинин, В. Н. Психология и психодиагностика общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. М.: Наука, 1994. - 335 с.
44. Елгина, С. В. Проявление интеллектуальных особенностей личности в речевой деятельности Текст. / Е. С. Елгина: Дис. . канд. психол. наук: 19.00.01.-М. 2006.-220 с.
45. Ермолаева-Томина, JI. Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов Текст. / JI. Б. Ермолаева Томина. — М.: Академический проект, 2003. — 303 с.
46. Жинкин, Н. И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин. М., 1958. -357 с.
47. Захаренкова, М. Н. Обучение сочинению-рассуждению студентов 3 курса языкового вуза Текст. / М. Н. Захаренкова: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 02.-М., 1975.-23 с.
48. Зимняя, И. А. Психологические аспекты говорению на иностранном языке Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
49. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
50. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов Текст. / И. А. Зимняя: М.: Логос, 2004. - 384 с.
51. Зиндер, J1. Р. Очерк общей теории письма Текст. / JI. Р. Зиндер. -Л.: Наука, 1987.- 109 с.
52. Зиновкина, М. Креативная технология образования Текст. / М. Зиновкина // Высшее образование в России. — 1999. № 3. - С. 101-105.
53. Зинченко, В. П. Психологический словарь Текст. / В. П. Зинчен-ко, Б. Г. Мещерякова. М., 2004. - 479 с.
54. Истратова, О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов Текст. / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. 5-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.-375 с.
55. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. — М.: Педагогика, 1990. 144 с.
56. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. М.: Просвещение, 1987. -276 с.
57. Кедров, Б. М. О творчестве в науке и технике Текст. / Б. М. Кедров. М.: Молодая гвардия, 1987. - 192 с.
58. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика Текст. / Г. А. Китайгородская. — М.: Русский язык, 1992.-255 с.
59. Кленовая, Н. В. Комплекс коммуникативных методов обучения как основа развития творческих способностей старшеклассников Текст. / Н. В. Кленовая: Автореф. дис. .пед. наук: 13.00.01. — Магнитогорск, 2001. 23 с.
60. Козырева, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества Текст. / А. Ю. Козырева. Пенза, 1994. - 344 с.
61. Колкер, Я. М. Теоретическое обоснование последовательности обучения письменному выражению мыслей на иностранном языке (Английский язык, языковой вуз) Текст. / Я. М. Колкер: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 02. М., 1975. - 38 с.
62. Конобеев, А. В. Обучение письменному иноязычному дискурсу в жанре эссе: (на материале младших курсов языкового вуза) Текст. / А. В. Конобеев: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13. 00. 02.-Тамбов, 2001. -19 с.
63. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. - 255 с.
64. Кузьмина, Л. Г. Социокультурные аспекты развития иноязычной письменной речи в послевузовском образовании Текст. / Л. Г. Кузьмина: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 02-М., 1998.-21 с.
65. Лазаренко, К. А. Психолингвистическая природа письменной коммуникации функциональная нагрузка некоторых ее моделей Текст. / К. А. Лазаренко: Автореф. дис. . канд. филол. наук. — Киев, 1975. — 28 с.
66. Лапидус, Б. А. Некоторые теоретические вопросы обучения иностранным языкам Текст. / Б. А. Лапидус // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. М.: Рус. яз., 1991. - С. 61 -65.
67. Левин, В. А. Воспитание творчества Текст. / В. А. Левин. — М.: Знание, 1997.-62 с.
68. Лейтес, Н. С. Возрастная одарённость школьников Текст. / Н. С. Лейтес. М.: Академия, 2000. - 125 с.
69. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность Текст. / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
70. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Московский университет, 1981. — 584 с.
71. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения : учеб. пособие для ВУЗов Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1971. - 185 с.
72. Лук, А. Н. Психология творчества Текст. / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978. - 127 с.
73. Лукин, В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа Текст. / В. А. Лукин. М., 1999. - 154 с.
74. Лурия, А. Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. - 335 с.
75. Лурия, А. Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студентов псих, вузов Текст. / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002. - 346 с.
76. Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранных языков: учеб. пособие для филол. фак. вузов Текст. / М. В. Ляховицкий. М.: Высш. школа, 1981.- 159 с.
77. Мазунова, Л. К. Система овладения культурой иноязычного письма в языковом вузе Текст. / Л. К. Мазунова: Дис. . доктора пед. наук: 13.00.02.-М., 2005.-353 с.
78. Мазунова, Л. К. К вопросу обучения иноязычному письму в языковом вузе / Л. К. Мазунова // Иностранные языки в школе. 2005. - № 4. -С.6-12.
79. Мальцевич Т. В. Методика обучения учащихся X-XI классов написанию аналитических текстов публицистического стиля Текст. / Т. В. Мальцевич: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. — Минск, 2001. — 20 с.
80. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Г. Маслоу. СПб: Евразия, 1997. - 430 с.
81. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Знание, 1985. - 257 с.
82. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. - 308 с.
83. Мелик-Пашаев, А. А. Об источниках способности человека к художественному творчеству Текст. / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. 1998. - № 1.-С. 76-83.
84. Мелхорн, Г. Гениями не рождаются Текст. / Герлинда Мелхорн, Ханс — Георг Мелхорн. — М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
85. Мильруд, Р. П. Развивающее обучение средствами иностранного языка Текст. / Р. П. Мильруд: Дис. докт. пед. наук: 13. 00. 02. М., 1992. -541 с.
86. Мильруд, Р. П. Содержание и пути реализации развивающего аспекта обучения иностранным языкам Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1990. - № 3. - С. 24 - 36.
87. Мильруд, Р.П. Способы стимулирования речемыслительной деятельности на уроке иностранного языка Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1996. - № 6. — С. 6 - 12.
88. Мильруд, Р. П. Методика обучения иноязычной письменной речи Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1997. - № 2. - С. 5 -11.
89. Миньяр-Белоручев, Р. К. О принципах обучения иностранным языкам Текст. / Р. К. Миньяр-Белоручев // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. М.: Рус. яз., 1991. - С. 43 - 53.
90. Миролюбов, А. А. Изучение иностранных языков: средство развития личности ученика Текст. / А. А. Миролюбов // Советская педагогика. 1989-№6.-С. 3-18.
91. Миролюбов, А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам Текст. / А. А. Миролюбов. М.: Ступени, 2002. — 448 с.
92. Моляко, В.А. Психология творческой деятельности Текст. / В. А. Моляко. Киев: Знание, 1978. - 45 с.
93. Мусницкая, Е. В. Обучение письму Текст. / Е. В. Мусницкая. -М., 1983.-50 с.
94. Мучник, Б. С. Культура письменной речи / Текст. Б. С. Мучник. Алма - Ата: Мектеп, 1988. - 64 с.
95. Невская, В. И. Творческое высказывание на иностранном языке Текст. / В. И. Невская. Горький, 1974. - 179 с.
96. Николаева, Т. М. Письменная речь и специфика её изучения / Т. М. Николаева Текст. // Вопросы языкознания. 1963. - № 3. - С. 34 -38.
97. Ниренберг, Д. И. Искусство творческого мышления Текст. / Д. И. Ниренберг. Минск: Попурри, 1996. - 240 с.
98. Новиков, А. Д. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст. / А. Д. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
99. Оберемко, О. Г. Лингвострановедческий аспект обучения фран-цузкому языку в V-VI1 Текст. / О. Г. Оберемко: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00. 02.-М., 1989.- 16 с.
100. Овчинникова И. Г. Ассоциации и высказывание: Структура и семантика: учеб. пособие по спецкурсу Текст. / И. Г. Овчинникова. Пермь: Перм. гос. ун-т, 1994. - 124с.
101. Оклянский, Ю. Рождение книги (Жизнь. Писатель. Творческий процесс) Текст. / Ю. Оклянский. М.: Худ. Литература, 1973. - 302 с.
102. Парандовский, Я. Алхимия слова Текст. / Я. Парандовский. — М.: Прогресс, 1972.-334 с.
103. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам Текст. / Е. И Пассов. М.: Русский язык, 1977. - 210 с.
104. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению Текст. / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
105. Пелевина Н. Н. Рассуждение в композиционно-речевой структуре научного и художественного текстов Текст. / Н. Н. Пелевина // Известия
106. Российского гос. пед. университета им. А. И. Герцена. СПб, 2006. - №7. -С. 71-79.
107. Пидкасистый, П. И. Воспроизводящая и творческая деятельность школьников в обучении Текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. -240 с.
108. Пимоноза, С. В. Психологические аспекты и условия проявления креативности в студенческом возрасте Текст. / С. В. Пимонова. — Ставрополь : Изд-во Ст ГАУ «АГРУС», 2004. 32 с.
109. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов Текст. / Е. С. Полат. М.: Академия, 2005. - 272 с.
110. Поляков, О. Г. Тест как средство контроля при коммуникативном подходе к обучению иностранному языку / О. Г. Поляков: Дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 02.-М., 1995.- 155 с.
111. Пономарёв, Я. А. Психология творчества1 и педагогика Текст. / Я. А. Пономарёв. М.: Педагогика, 1976. - 279 с.
112. Пушкин, В. Н. Эвристика наука о творческом мышлении Текст. / В. Н. Пушкин. - М.: Политиздат, 1967. - 267 с.
113. Пфютце, М. Грамматика и лингвистика текста Текст. / М., Пфютце // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М., 1978. - С. 218 -224
114. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе Текст. / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова.- М.: Просвещение, 1991.-287 с.117.'Родари, Дж. Грамматика фантазии Текст. / Дж. Родари. М.: Прогресс, 1979.- 102 с.
115. Рубинштейн, С. J1. Основы общей психологии: В. 2. Т. Т. 1. Текст. / С. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
116. Рубинштейн, С. J1. Основы общей психологии: В. 2. Т. Т. 2. Текст. / С. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
117. Рыжов, В. В. Когнитивные процессы в структуре способностей к иностранным языкам Текст. / В. В. Рыжов // Когнитивная деятельность при обучении и овладении иностранным языком (в разных типах учебных заведений). Н. Новгород, 2003. - С. 9 - 31.
118. Савилова, О. И. О креативном письме на занятиях по немецкому языку Электронный ресурс. / О. И. Савилова. Режим доступа: http: // www. sun.tsu.ru, свободный.
119. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций Текст. / В. В. Сафонова Воронеж: Истоки, 1996. - 237 с.
120. Скалкин, В. Л. Структура устноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке Текст. / В. Л. Скалкин // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. — М.: Рус. яз., 1991.-С. 137- 139.
121. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. - 206 с.
122. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2002. - 5 76 с.
123. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для пед. вузов и учителей Текст. / Е. Н. Соловова. -3-е изд. -М.: Просвещение, 2005. 239 с.
124. Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление Текст. / А. Н. Соколов. — М.: Просвещение, 1968. 248 с.
125. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие Текст. / С. Г. Тер-Минасова. М.: Slovo, 2000. - 261 с.
126. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. М.: Академия, 2007. - 238 с.
127. Трифонова, В. Г. Творческое развитие индивидуальных способностей учащихся: как его обеспечить Текст. / В. Г. Трифонова, Н. В. Макарова // Школьные технологии. 2000. - № 6. - С. 84 - 87.
128. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты Текст. / Е. Е. Туник. Спб.: СпбУМП, 1997. - 120 с.
129. Убогая, П. В. Развитие творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку Текст. / Н. В. Убогая.: Дис. . канд. пед наук: 13. 00.02 -Воронеж, 2002. 155 с.
130. Шадрин, А. В. Развитие иноязычной диалогической речи с помощью оригинальных телепередач (институты иностранных языков, немецкий язык) Текст. / А. В. Шадрин: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 02.-М., 1982.-25 с.
131. Шантарович С. А. Обучение школьников X-XI классов написанию сочинений-рассуждений в жанре литературных раздумий Текст. / С. А. Шантарович: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. — Минск, 1999. — 20 с.
132. Шамов, А. Н. Взаимосвязанное обучение лексическим навыкам стной речи и чтения Текст. / А. Н. Шамов. Н. Новгород: НГЛУ, 2000. -152 с.
133. Шаронин Ю. В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (си-нергетический подход) / Ю. В. Шаронин. М.: МГЛУ, 1998. — 321 с.
134. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2103 «иностр. яз.» Текст. / С. Ф. Шатилов. 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 221 с.
135. Штульман, Э. А. Методический эксперимент в системе методов исследования Текст. / Э. А. Штульман. Воронеж, 1976. - 150 с.
136. Шубин, Э. П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам Текст. / Э. П. Шубин М.: Просвещение, 1972. - 351 с.
137. Шубинский, В. С. Педагогика творчества учащихся Текст. / В. С. Шубинский // Педагогика и психология. М.: Знание, 1988. - № 8. - 80 с.
138. Шумилин, А. Т. Проблемы теории творчества Текст. / А. Т. Шумилин. -М.: Высш. школа, 1988. 143 с.
139. Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков Текст. / В. П. Фурманова: Автореф. дис. . докт. пед. наук: 13.00.02. М., 1994.-58 с.
140. Черемисина Н. В. Вопросы эстетики русской художественной речи Текст. / Н. В. Черимисина.- Киев: Вища школа, 1981. 240 с.
141. Чивляева, И. В. Личностные характеристики активности и их проявление в речи Текст. / И. В. Чивляева: Дис. . канд психол. наук: 19.00.01 /. Рязань, 2005. - 305 с.
142. Хитрик, К. Н. Теоретические основы обучения культуре иноязычного речевого общения в специальном языковом вузе (на материале иранской ветви индоевропейских языков) / К. Н. Хитрик: Автореф. дис. . докт. пед. наук: 13.00.02.-М., 2001.-571с.
143. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. СПб: Питер, 2002. - 272 с.
144. Хуторской, А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения Текст. / А. В. Хуторской. М., 2000. - 319 с.
145. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учеб. пособие Текст. / А. В. Хуторской М.: Высшая школа, 2007. - 639 с.
146. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в школе Текст. /.Л. В. Щерба 3-е изд., испр. и дополн. - М.: Академия, 2002. - 150 с.
147. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов Текст. / А. Н. Щукин. — М.: Филоматис, 2004. 416 с.
148. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996.- 96 с.
149. Якобсон, П. М. Психология художественного творчества Текст. / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1971. - 48 с.
150. Яковлева, Е. А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста Текст. / Е. А. Яковлева II Вопросы психологии. 1994. - № 5. - С. 37 - 42.
151. Янисив, А. И. Методика обучения письменному рассуждению на старшем этапе языкового вуза (французкий язык) Текст. / А. И. Янисив: Ав-тореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. Киев, 1988. - 24 с.
152. Ященко К. П. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания Текст. / К. П. Ященко: Автореф. дис. . канд.пед. наук: 13.00.02. Минск, 1973. - 20 с.
153. Bauermann, J. Schreiben. Prozesse, Prozeduren und Produkte Text./ J. Bauermann, R. Weingarten Opladen: Westdeutscher Verlag, 1995. - 46 S.
154. Bauermann, J. Freies Arbeiten. Basisartikel Text./ J. Bauermann // Praxis Deutsch. 1997. - № 141. - S. 18-27.
155. Beisbart, O. Schreiben als Prozess / O. Beisbart Text. // Der Deutschunterricht, 1989. H. 3. - S. 5 - 16.
156. Best, O. F. Handbuch literarischer Fachbegriffe. Definitionen und Beispiele Text. / O. F. Best. Frankfurt am Main, 1994. - 620 S.
157. Bimer, H. Kreative Gestaltungsiibungen im Deutschunterricht der Mittelstufe (Lyrik Horspiel) Text. / H. Birner. - Miinchen: Oldenbourg, 1978. -45 S.
158. Bleckwenn, H. „Phantasiereise" — Imaginative Verfahren im Deutschunterricht Text. / H. Bleckwenn, R. Loska // Padagogik, Jg. 40. 1988. — H.12 -S. 25-35.
159. Boethe, К. Erzahlen. Eine Einfuhrang in kreatives Schreiben und pro-duktives Verstehen von traditionellen und modemen Erzahlformen Text. / K. Boethie, G. waldmann. Stuttgart: Klett, 1992. - 65 S.
160. Borchert, W. Prosa. DrauBen vor der Tiir. Lyrik Text. / W. Borchert. Moskau: Verlag Progress, 1970. - 255 S.
161. Bottcher, I. Kreative Texte bearbeiten Text. /1. Bottcher, M. Wagner // Praxis Deutsch. H. 119. - 1993. - S. 24 - 27.
162. Brenner, G. Kreatives Schreiben: ein Leitfaden fur die Praxis Text. / G. Brenner. Frankfurt am Main: Cornelsen Scriptor, 2. Aufl., 1994. - 192 S.
163. Brokerhoff, К. H. Kreativitat im Deutschunterricht. Etwas Erfinden diirfen . Text. / К. H. Brokerhoff Kastellaun: Henn, 1976. - 70 S.
164. Fingerhut, K. Kritischer und produktiver Umgang mit Literatur Text./ K. Fingerhut, H. Melenk // Diskussion Deutsch 1980. - H. 55. - S. 484 - 505.
165. Fingerhut, K. Sind Gedichte gemalte Fensterscheiben? Die Begriin-dung produktiver Verfahren im Literarurunterricht Text. / K. Fingerhut // Diskussion Deutsch. H. 139.- 1994. - S. 356-361.
166. Funke, J. Psychologie der Kreativitat Text. / J. Funke. Stuttgart, 1999.-310 S.
167. Friedmann, J. Unternehmen Drehbuch: Drehbiicher schreiben, prasen-tieren, verkaufen Text. / J. Friedmann. Bastei Liibbe Verlag, 1999. - 256 S.
168. Frochling, J. Expressives Schreiben. Untersuchungen des Schreibpro-zesses und seiner Funktionen als Grundlage fur eine Laienschreibdidaktuk Text. / J. Frochling. Frankfurt/M, 1987. - S. 12.
169. J. P. Guilford Intellectual Factors in Produktive Thinking Text. / J. P. Guilford. N. Y., 1967. 270 p.
170. Gerd, A. Eigene Texte herstellen! Argumente aus der Sicht der Schreibforschung Text. / A. Gerd // Der Deutschunterricht. Theorie des Schrei-bens. 1988. - H. 3 - S.37-47.
171. Gropley, A. Unterricht ohne Schablonne Wege zur Kreativitat Text. / A. Gropley. - Ravensburg: Otto Maier Verlag, 1978. - 80 S.
172. Haas, G. Produktionsorientierter Umgang mit literatur in der Schule. Abschliefiende Bemerkungen zur Theoriediskussion und Anregungen fur die Praxis Text. / G. Haas, G. Rupp, G. Waldmann // Praxis Deutsch. 1989. - H. 98. -S.6-13.
173. Haslinger, J. Die Penne der Poeten. Literarisches Schreiben kann man lernen im Kleinkrieg mit eigenen und fremden Texten Text. / J. Haslinger // -Die Zeit- 2000.- Nr. 43. - S. 21 - 26.
174. Hausermann, U. Aufgaben-Handbuch Deutsch als Fremdsprache: Ab-riss einer Aufgaben- und Ubungstypologie Text. / U. Hausermann, H. Piepho. -Miinchen: Iudicium, 1996. 528 S.
175. Helmuth, F. Wege zum Text Text. /'F. Helmuth // Praxis Deutsch. Zeitschrift fur den Deutschunterricht. 2000. - H. 161. - S. 14 -22.
176. Hirte, W. Besser schreiben: Eine Stilkunde fur jedermann Text. / W. Hirte. Leipzig, 1967. - 215 S.
177. Hochhuth, R. Jacob Grimm oder Angst um unsere Sprache Text. / R. Hochhuth // Seminar fur Allgemeine Rhetorik der Universitat Tubingen. — Tubingen, 2001.-S. 1-16.
178. Krusche, D. Anspiel. Konkrete Poesie im Unterricht Deutsch als Fremdsprache Text. / D. Krusche. 6. Auflage - Bonn, 1992. - 107 S.
179. Kruse, O. Kunst und Technik des Erzahlens Text. / O. Kruse. 2. Auflage. - Frankfurt/Main: Zweitausendeins, 2002. - 212 S.
180. Menzel, W. Kreativitat und Schule Text. / W. Menzel // Die deutsche Schule, 84. 1992. - H. 3. - S. 28 -41.
181. Maxlmoser, W. In die Tiefe schreiben oder Kreatives Schreiben und neue Medien Text. / W. Maxlmoser // Informationen zur Deutschdidaktik. Zeit-schrift fur den Deutschunterricht. 1998. - H. 4. - S. 53 - 63.
182. Mosler, B. Die Musenkussmischmaschine. 128 Schreibspiele ffir Schulen und Schreibwerkstatten Text. / B. Mosler, G. Herholz. — Essen: Deutsche Schule, 1992.- 139 S.
183. Mtiller-Michaels, H. Produktive Lektiire. Zum produktionsorientierten und schopferischen Literatumnterricht H. Muller-Michaels Text.// Deutschunterricht. 1991. H. 8. - S. 584 - 595.
184. Miiller-Michaels, H. Noten fur Rreativitat? Zum Problem der Beurtei-lung produktiver arbeiten im Literatumnterricht Text. / H. Miiller-Michaels // Deutschunterricht. 1993. -H. 7/8. S. 338 - 348.
185. Neumann, H. Einen Roman produktiv-sinnlich erschliefien. Produkti-onsorientierung im Schulalltag Chancen und Gefahren Text. // Padagogik. — 1995. -№ 12.-S. 11.
186. Oldenburg, R. Schreiben ist: die Wahrheit proben Text. / R. Oldenburg , Martin Walser- Dusseldorf: Dirk Lehrach Verlag, 2003. S. 67 - 88.
187. Ostermann, F. Kreative Prozesse im „Aufsatzunterricht" Text. / F. Ostermann. -Paderborn: Schoningh, 1973. 90 S.
188. Reiners, L. Stilfibel: der sichere Weg zum guten Deutsch Text. / L. Reiners. — 27. Aufgabe. — Miinchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1995. — 265 S.
189. Rico, G. I. Garantiert schreiben lernen. Sprachliche Kreativitat metho-disch entwickeln Text. / G. I. Rico. Reinbek: Rowohlt, 1995. - 304 S.
190. Schuster, K. Das personal-kreative Schreiben in der Hauptschule Text. / K. Schuster//Padagogische Welt. 1996. -H. 12.- 490 S.
191. Taylor G. W. Greativitiy. Progress and potential Text. / G. W. Taylor. -N. Y., 1964.-236 p.
192. Torrance E. P. Guiding. Creative Talent Text. / E. P. Torrance. -N.Y.: Prientice Hall, 1962. 256 p.
193. Ulf, A. Was tun mit Steinen? Gibt es eigentlich ein „Kreatives Schrei-ben" im Deutschunterricht? Text. / A. Ulf // Informationen zur Deutschdidaktik. Zeitschrift fur den Deutschunterricht in Wissenschaft und Schule. 1998. - H. 4. -S. 19-36.
194. Weber, H. Literarische Texte. Anregungen fur den Unterricht Text. / H. Weber. 4. Auflage. - Bonn, 1995. - 185 S.
195. Werder, L. Lehrbuch des kreatives Schreibens Text. / L. Werder 3. Auflage-Berlin: Schibri-Verlag, 1996.-231 S.
196. Waldmann, G. Erzahlen. Eine Einftihrung in kreatives Schreiben und produktives Verstehen von traditionellen und modernen Erzahlformen Text. / G. Waldmann, K. Boethe. Stuttgart: Klett, 1992. - 260 S.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.