Обучение младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в учреждениях дополнительного музыкального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Калугина, Оксана Владимировна

  • Калугина, Оксана Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 214
Калугина, Оксана Владимировна. Обучение младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в учреждениях дополнительного музыкального образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2008. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Калугина, Оксана Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1., , ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕВЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ.

1.1. Интерпретация понятия «экологический подход» в аспекте музыкально-певческого искусства.

1.2. Эволюция обучения детей певческому искусству.

1.3. Конструирование педагогической технологии обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода.

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПЕВЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА.

2.1. Диагностика исходного уровня обученности младших школьников певческому искусству.

2.2. Педагогическая технология обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода.

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обучение младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в учреждениях дополнительного музыкального образования»

Актуальность исследования. Овладеть искусством пения в академической манере удается далеко не каждому музыканту. Голос академического певца нуждается в ювелирной обработке, умелой настройке-постановке и особой его охране. Классическое, профессиональное пение всегда было искусством высоким, обращенным к аудитории, знающей его историю и понимающей его выдающиеся образцы.

Певческое искусство, как один из древних видов музыкального исполнительства проявляется в мастерстве владения исполнителем своим певческим голосом. Его жанры (оперное, камерно-концертное, народное, эстрадное, церковное пение) и стили (кантиленный, колоратурный, декламационный) являются весьма разнообразными и выступают составляющими музыкальной культуры.

Эволюция певческого искусства со времен его зарождения до появления «микрофонного» пения заключалась в изменении требований и к исполнителю, и к слушателю. Воспроизведение вокальной классики с помощью звукозаписи отчасти нарушило природную основу пения и акустическое восприятие слушателем голоса певца. В связи с этим для современного этапа развития певческого искусства возникает проблема экологии слуха и голоса исполнителя, а также экологии слуха, воспринимающего образцы певческого искусства слушателя.

Экология слуха и голоса становится актуальной и в процессе обучения певческому искусству детей. В современной литературе указывается, что обучение академическому пению должно начинаться в младшем школьном возрасте (Д.Е. Огороднов, B.C. Попов, В.Г. Соколов, Г.П. Стулова и др.). Это обучение идет успешно в процессе участия детей в коллективных формах творчества (театральные постановки детских опер, мюзиклов, музыкальных сказок), в которых активно используются различные технические средства.

Одной из причин обращения к экологическим основам музыкального обучения детей явилось стремительное развитие техники, которая наложила отпечаток на процесс создания вокальных произведений. Развитие множества техник композиции, с одной стороны, успехи в области инструментального, аппаратурного, электроакустического обеспечения музыкантов и слушателей, с другой, явились причиной появления опасности превращения музыки в бытовой шум.

Экологические основы образования в России вытекают из приоритетных направлений совершенствования природоохранной государственной политики, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

В различных научных источниках методологическими основами экологического образования детей и юношества являются идеи, концепции и положения, раскрывающие систему отношения человека к его связям с внешним миром, возможности и последствия изменения этой связи в интересах человечества, приоритет сохранения природной среды в решении задач социального порядка (А.А. Алдашева, Э.В. Гирусов, В.И. Медведев и др.).

В педагогической науке (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.) разработана концепция, сформулированы принципы, определены цели и задачи экологического образования в общеобразовательной школе, которые призваны формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру подрастающего поколения.

К концу XX века в психолого-педагогической науке начались дискуссии о дальнейших стратегиях развития экологического образования школьников. Поэтому в середине 90-х годов прошлого столетия, на стыке трех научных дисциплин, — экологии, экологической психологии и педагогики, - возникло новое направление - экологическая психопедагогика (С.Д. Дерябо, В.А. Левин и др.), предметом которой явилось изучение становления и развития психических состояний, обеспечивающих формирование экологического сознания личности и ощущение себя частью природы.

Решение задач экологической психопедагогики в общеобразовательной школе требовало разработки экологического подхода во всей системе образования школьников, в том числе и в системе дополнительного образования, в структуру которого на сегодняшний день входит и музыкальное образование. Таким образом, обучение школьников искусству пения на сегодняшний день нуждается в разработке и реализации этого подхода.

Все это потребовало обращения к работам экологов, философов, культурологов, психологов, педагогов и музыкантов, в которых раскрывается семантика понятий «экология» (Э. Геккель, Н.Ф. Реймерс и др.); «экологическое сознание» (А.А. Алдашева, С.Д. Дерябо, В.И. Вернадский, JI.B. Моисеева, Н.Ф. Реймерс, В.А. Левин и др.); «экология культуры» (Н.Н. Вересов, Э.В. Гирусов, М.С. Каган, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.); «экология музыкальной культуры» (Н.Г. Куприна, JL Мельникас, Е.В. Назайкинский, А.Г. Юсфин). Для разработки экологического подхода необходимо было изучить и такие категории, как «художественное сознание» (JI.A. Закс, А.Н. Леонтьев, В.Г. Ражников, C.JL Рубинштейн) и «музыкальное сознание» (JI.M. Кадцын, Г.М. Цыпин и др.)? разработанные в работах ряда авторов.

Общие черты, обнаруженные при рассмотрении экологического, художественного, эстетического сознания, в процессе анализа этих работ явились фундаментом для разработки теоретических оснований экологического подхода к обучению школьников певческому искусству. Он понимается нами как концептуальная идея взаимосвязи эстетического, технического и психофизиологического (здоровьесберегающего), которая сокращает дистанцию «естественное-искусственное» во всем процессе обучения школьников певческому искусству. Обучение школьников певческому искусству на основе экологического подхода рассматривается нами как реализация этой концептуальной идеи через комплекс принципов, направленных на обеспечение безопасности работы исполнительского аппарата ребенка.

Для настоящего исследования были важны те направления вокальной педагогики и вокального исполнительства, в которых имплицитно проявлялись элементы экологического подхода (Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, О.А. Далецкий, Л.Б. Дмитриев В.В. Емельянов, A.M. Малинина, В.П. Морозов, А.А. Сергеев, Г.П. Стулова, Р. Юссон и др.).

Тем не менее, анализ литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время экология музыкального образования детей, как определенное направление в науке, еще только складывается, что является причиной неразработанности теоретического обоснования экологического подхода и его практической реализации в современных методиках и технологиях вокального образования школьников.

Все выше сказанное позволило выделить ряд противоречий:

- между социальной значимостью экологического образования школьников и малой его эффективностью в сфере дополнительного музыкального образования;

- между обоснованностью экологического подхода к образованию школьников в педагогике и психологии и малой разработанностью в педагогике музыкального образования;

- между необходимостью экологического подхода к обучению школьников певческому искусству и отсутствием конкретных методик и технологий его реализации.

Приведенные противоречия выявляют проблему исследования, которая заключается в поиске и определении путей обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в учреждениях дополнительного музыкального образования.

Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Обучение младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в учреждениях дополнительного музыкального образования».

Цель исследования — теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить педагогическую технологию обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода.

Объект исследования - процесс обучения младших школьников певческому искусству в системе дополнительного музыкального образования.

Предмет исследования - педагогическая технология обучения младших школьников певческому искусству, основанная на экологическом подходе.

Гипотеза исследования. Успешное обучение младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода предполагает:

- воспитание певческого голоса школьников еще в детском возрасте (в домутационный период) в академической манере пения как экологически выверенной и целесообразной с позиции эстетики и психофизиологии; стимулирование учащихся на осознание художественно-эстетической ценности академической манеры пения в связи с ее экологической целесообразностью; организацию певческой деятельности учащихся, основанную на принципах целостности, адаптивности, эволюционное™, природосообразности и направленную на обеспечение безопасности работы исполнительского аппарата;

- разработку педагогической технологии, нацеленной на единство восприятия и исполнения младшими школьниками лучших вокальных образцов мировой, национальной и региональной музыкальной культуры.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Выявить сущность понятия «экологический подход» при обучении детей певческому искусству.

2. Выделить содержание экологического подхода в процессе обучения младших школьников вокально-исполнительской деятельности.

3. Обосновать педагогическую технологию обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода.

4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогической технологии обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода.

Методологической и теоретической основой исследования явились: концепция экологического взаимодействия человека и природы (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Э. Геккель, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, B.C. Соловьев); идеи, раскрывающие сущность экологического подхода в образовании (А.А. Алдашева, С.Д. Дерябо, Э.В. Гирусов, И.Д.Зверев, В.И.Медведев, Л.В.Моисеева, Г.П. Сикорская, В.А. Ясвин); исследования в области построения педагогических технологий (B.C. Безрукова, В.И. Загвязинский, Е.В. Коротаева, В.В. Краевский, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова); теоретические положения о сущности экологической культуры (Ф.И. Гиренок, М.С. Каган, Н.Н. Моисеев,

A.Д. Урсул); основные положения теории экологии музыкальной культуры (Н.Г. Куприна, Л. Мельникас, Е.В. Назайкинский, А.Г. Юсфин); принципы экологической психопедагогики (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.А. Ясвин); теоретические основы вокальной педагогики (Д-Л. Аспелунд,

B.А. Багадуров, Л.Б. Дмитриев, В.В. Емельянов, Ф.Ф. Заседателев, В.П. Морозов, Д.В. Люш, И.К. Назаренко, Р. Юссон, В.И. Юшманов и др.); различные теории развития детского голоса (В.А. Багадуров, А.Д. Войнова, Е.Я. Гембицкая, И.И. Левидов, Е.М. Малинина, А.Г. Менабени, о

Д.Л. Локшин, Д.Е. Огороднов, Н.Д. Орлова, А.А. Сергеев, Г.П. Стулова); концепции здоровьесберегающих методик обучения певческому искусству (A.M. Егоров, B.C. Кантарович, И.И. Левидов, С.Н. Трофимова, Э.М. Чарели).

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (изучение и анализ философской, педагогической, психологической, музыкально-педагогической, вокально-педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ и обобщение педагогического опыта; сравнение, конструирование, моделирование); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, дискуссия, викторина, вокальный показ педагога; методы педагогической диагностики: анкетирование, тестирование, опытно-поисковая работа).

База проведения опытно-поисковой работы — Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее МОУ ДОД) «Детская школа искусств № 4» и МОУ ДОД «Детская школа искусств № 7» г. Омска. Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 50 человек музыкально-театральных отделений детских школ искусств в возрасте 9-11 лет. Исследование проводилось в течение 20042008 гг. в условиях естественно протекающего образовательного процесса и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2004-2005) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области вокальной педагогики с целью обеспечения методологической основы исследования; формулировались тема, цель, задачи, гипотеза исследования.

На втором этапе (2005-2007) уточнялась гипотеза исследования; определялось оптимальное содержание опытно-поисковой работы, ее структура и основные организационные формы; проводился формирующий этап опытно-поисковой работы, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.

На третьем этапе (2007-2008) анализировались и обобщались материалы исследования, проводился контрольный срез опытно-поисковой работы, формулировались заключительные выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление результатов работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определено, что обучение младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в условиях дополнительного музыкального образования практически реализуется в следующих основных направлениях: а) сохранение и развитие голоса младших школьников, обучение их бережному отношению к собственному здоровью; б) воспитание у них слуховых представлений о полезном и вредном в звучании собственного голоса, а также в звучании голосов исполнителей, поющих в разных певческих манерах (академической, народной, эстрадной); в) исполнение младшими школьниками мировых, национальных и региональных образцов певческого искусства.

2. Технология обучения школьников певческому искусству на основе экологического подхода базируется на принципах целостности, адаптивности, эволюционности, природосообразности и состоит из нескольких этапов: 1) обучение декламационному стилю, с использованием мелодий, приближающихся к интонациям речи; 2) обучение кантиленному стилю пения с использованием певучих мелодий с инструментальным сопровождением и «а капелла»; 3) обучение колоратурному стилю пения с использованием вокальных произведений в быстрых темпах и с украшениями; 4) обучение умениям сочетать декламационный, кантиленный и колоратурный стиль, с использованием вокальных произведений из детских опер, мюзиклов; 5) обучение эстрадному стилю, приближающемуся к академическому пению.

Теоретическая значимость исследования:

1. Разработано содержание экологического подхода к обучению школьников певческому искусству, основанное на общих закономерностях экологического и художественно-эстетического воспитания: это гармонизация отношения личности с окружающим миром, с самим собой и опора на собственную созидательную и жизнеутверждающую творческую деятельность.

2. Определено, что «экологический подход к обучению певческому искусству» является концептуальной идеей взаимосвязи эстетического, технического и психофизиологического (здоровьесберегающего), которая сокращает дистанцию «естественное-искусственное» во всем процессе обучения певческому искусству.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методов обучения, соответствующих направлениям и содержанию рабочей учебной программы индивидуальных занятий по предмету «Вокал» для младших школьников в учреждениях дополнительного музыкального образования и учебно-методического обеспечения образовательного процесса: нотной хрестоматии, фонохрестоматии с записями вокальных произведений, индивидуальных творческих заданий для детей, учебных материалов по здоровьесберегающим технологиям.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экологический подход к обучению певческому искусству является концептуальной идей взаимосвязи эстетического, технического и психофизиологического (здоровьесберегающего), которая сокращает дистанцию «естественное-искусственное» во всем процессе обучения школьников певческому искусству.

2. Обучение младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода реализуется в направлениях: а) сохранение и развитие голоса младших школьников, обучение их бережному отношению к собственному здоровью; б) воспитание у них слуховых представлений о полезном и вредном в звучании собственного голоса, а также в звучании голосов исполнителей, поющих в разных певческих манерах (академической, народной, эстрадной); в) исполнение мировых, национальных и региональных образцов певческого искусства.

3. Технология обучения школьников певческому искусству на основе экологического подхода включает несколько этапов, базирующихся на принципах целостности, адаптивности, эволюционности, природосообразности: 1) обучение декламационному стилю, с использованием мелодий, приближающихся к интонациям речи; 2) обучение кантиленному стилю пения с использованием певучих мелодий с инструментальным сопровождением и «а капелла»; 3) обучение колоратурному стилю пения с использованием вокальных произведений в быстрых темпах и с украшениями; 4) обучение умениям сочетать декламационный, кантиленный и колоратурный стиль, с использованием вокальных произведений из детских опер, мюзиклов; 5) обучение эстрадному стилю, приближающемуся к академическому пению.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается исходными методологическими и теоретическими позициями, соответствием содержания опытно-поисковой работы выдвинутой гипотезе и задачам исследования, применением теоретических и эмпирических методов, адекватных по содержанию задачам исследования.

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялась в процессе педагогической деятельности автора работы на музыкально-театральном отделении МОУ ДОД «Детская школа искусств № 4» и МОУ ДОД «Детская школа искусств № 7» г. Омска. Основные положения исследования обсуждались на международных (Прага-Москва, 2008; Каракол, 2007; Краснодар, 2007; Таганрог, 2007; Челябинск, 2006), всероссийских (Екатеринбург, 2005; Тюмень, 2005;), областной (Омск,

2007) научно-практических конференциях, а также нашли отражение в публикациях сборников научных статей и тезисов докладов (Прага-Москва, Каракол, Краснодар, Екатеринбург, Омск), на заседании кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Калугина, Оксана Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В практической части настоящего исследования нами была проведена опытно-поисковая работа констатирующего, формирующего и контрольного характера.

С учетом выявленных критериев, показателей, при помощи анкетирования, тестирования, бесед, педагогического наблюдения, видеозаписи исполнения, аудиторского анализа певческого звука на констатирующем этапе опытно-поисковой работы была проведена диагностика исходного уровня обученности младших школьников певческому искусству.

Было выявлено, что уровень обученности певческому искусству исследуемой группы, состоящей из пятидесяти человек, на констатирующем этапе опытно-поисковой работы соответствует низкому и составляет 54% (27 учащихся) от общего числа испытуемых. Треть детей — 34% (17 младших школьников) исследуемой группы находится на среднем уровне, процент детей на высоком уровне недостаточно велик и насчитывает 12% (6 детей).

На основе анализа результатов констатирующего этапа была сконструирована педагогическая технология обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в учреждениях дополнительного музыкального образования.

На формирующем этапе была осуществлена апробация технологии обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода. На контрольном этапе был проведен количественный и качественный анализ полученных результатов.

Поставленная цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-поисковая проверка гипотезы успешного обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода может считаться достигнутой.

Сопоставление результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы показало положительную динамику обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в учреждениях дополнительного музыкального образования.

Полученные данные подтверждают эффективность педагогической технологии обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода и позволяют сформулировать следующие выводы:

1. На основе анализа работ ученых по проблеме исследования определено, что «экологический подход» является концептуальной идеей взаимосвязи эстетического, технического и психофизиологического, которая сокращает дистанцию «естественное-искусственное» во всем процессе обучения школьников певческому искусству.

2. Разработано содержание экологического подхода к обучению школьников певческому искусству, основанное на общих закономерностях экологического и художественно-эстетического воспитания: это гармонизация отношения личности с окружающим миром, с самим собой и опора на собственную созидательную и жизнеутверждающую художественно-творческую деятельность.

3. Практическая реализация обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в условиях дополнительного музыкального образования происходит в следующих основных направлениях: а) сохранение и развитие голоса младших школьников, обучение их бережному отношению к собственному здоровью; б) воспитание у них слуховых представлений о полезном и вредном в звучании собственного голоса, а также в звучании голосов исполнителей, поющих в разных певческих манерах (академической, народной, эстрадной); в) исполнение мировых, национальных и региональных образцов певческого искусства.

4. Технология обучения школьников певческому искусству на основе экологического подхода включает несколько этапов, базирующихся на принципах целостности, адаптивности, эволюционности, природосообразности: 1) обучение декламационному стилю, с использованием мелодий, приближающихся к интонациям речи; 2) обучение кантиленному стилю пения с использованием певучих мелодий с инструментальным сопровождением и «а капелла»; 3) обучение колоратурному стилю пения с использованием вокальных произведений в быстрых темпах и с украшениями; 4) обучение умений сочетать декламационный, кантиленный и колоратурный стили, с использованием вокальных произведений из детских опер, мюзиклов; 5) обучение эстрадному стилю, приближающемуся к академическому пению.

5. Диагностика обученности младших школьников певческому искусству, включающая разработанные критерии и показатели, подтвердила результативность использования педагогической технологии обучения младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в условиях дополнительного музыкального образования.

Таким образом, экологический подход к обучению певческому искусству представляет значительный интерес для исследователей и в дальнейшем может стать предметом изучения применительно к различным возрастным категориям учащихся с учетом тендерных различий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Калугина, Оксана Владимировна, 2008 год

1. Алексеев, А. Д. Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма Текст. / А. Д. Алексеев. В-2. - M.-JL: Музгиз, 1948. - 313 с.

2. Ангуладзе, Н. Homo cantor: очерки вокального искусства Текст. / Н. Ангуладзе. М.: Аграф, 2003. - 240 с.

3. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2004. — 128 с.

4. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе Текст. / О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. - 220 с.

5. Апраксина, О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе Текст. / О. А. Апраксина. М.: АПН РСФСР, 1948. - 148 с.

6. Апраксина, О. А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе Текст. / О. А. Апраксина. М.: АПН РСФСР, 1956. - 224 с.

7. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. -Л.: Музыка, 1971.-376 с.

8. Аспелунд, Д. Л. Развитие певца и его голоса Текст. / Д. Л. Аспелунд. М.-Л.: Музгиз, 1952.- 191 с.

9. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

10. Бабанский, Ю. К. Педагогика Текст.: учеб. пособие для пед. ин-тов / Т. А. Ильина, Н. А. Сорокин [и др.]; под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

11. Багадуров, В. А. Вокальное воспитание детей Текст. / В. А. Багадуров. -М.: АПН РСФСР, 1953. 96 с.

12. Багадуров, В. А. Музыкальная акустика Текст.: учеб. пособие / В. А. Багадуров. ~М.: Музгиз, 1954. -236 с.

13. Багадуров, В. А. Начальные приемы развития детского голоса Текст. / В. А. Багадуров. М.: АПН РСФСР, 1954. - 44 с.

14. Баландин, Р. К. Природа и цивилизация Текст. / Р. К. Баландин, JI. Г. Бондарев. М.: Мысль, 1988. - 391 с.

15. Безрукова, В. С. Настольная книга педагога-исследователя Текст. / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001. — 236 с.

16. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика Текст.: учеб. пособие для вузов / B.C. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. -344 с.

17. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) Текст. / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Урал, гос. пед. ун-т.; Рос. гос. проф. пед. ун-т, 2005. - 208 с.

18. Бердяев, Н. А. Самопознание Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Плюс-минус, 2004,-329 с.

19. Блинова, М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности Текст. / М. П. Блинова. Д.: Музыка, 1974. - 144 с.

20. Блинова, М. П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности Текст. / М. П. Блинова. — M.-JL: Просвещение, 1964. 104 с.

21. Божович, JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / JI. И. Божович. -М.: Просвещение, 1968. 240 с.

22. Большая советская энциклопедия Текст. / под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 10. — 592 с.

23. Большая советская энциклопедия Текст. / под ред. Б. А. Введенского. М.: Советская энциклопедия, 1956. - Т. 41. - 600 с.

24. Борев, Ю. Б. Эстетика Текст.: учебник для вузов / Ю. Б. Борев. М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.

25. Будыко, М. И. Глобальная экология Текст. / М. И. Будыко. М.: Мысль, 1977.-327 с.

26. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства Текст. / А. И. Буров. -М.: Искусство, 1956. 292 с.

27. Вайкль Бернд. О пении и прочем умении Текст. / Бернд Вайкль. М.: Аграф, 2002. - 224 с.

28. Валова (Копылова), В. Д. Основы экологии Текст.: учеб. пособие / В. Д. Валова (Копылова). 5 изд., перераб. и доп.— М.: Дашков и К°, 2005. - 264 с.

29. Ванслов, В. В. Содержание и форма в искусстве Текст. / В. В. Ванслов. -М.: Искусство, 1956. 372 с.

30. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста Текст. / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1988. - 391 с.

31. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка Текст. / Н. А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1967. - 415 с.

32. Войнова, А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников Текст. /А. Д. Войнова.-М.: АПН РСФСР, I960. 139 с.

33. Волобуева, Л. С. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л. С. Волобуева. М.: МГУК, 1984. - 16 с.

34. Вопросы вокальной педагогики Текст. / под ред. Л. Б. Дмитриева. В-5. -М.: Музыка, 1976. - 262 с.

35. Воспитание и охрана детского голоса Текст. / под ред. В. А. Багадурова. -М.: АПН РСФСР, 1953. 72 с.

36. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. - 92 с.

37. Выготский, Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1965. - 379 с.

38. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике Текст. / Г. В. Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1999.-662 с.

39. Гейнрихс, И. П. Музыкальный слух и его развитие Текст. / И. П. Гейнрихс. М.: Музыка, 1978. - 80 с.

40. Геккель, Э. Мировые загадки. Монизм и закон природы Текст. / пер. С. Г. Займовского, под ред. А. М. Максимова. М.: ГАИЗ, 1937. - 535 с.

41. Гембицкая, Е. Я. Обучение мальчиков пению в хоре Текст. / Е. Я. Гембицкая. М.: АПН РСФСР, 1955. - 108 с.

42. Гиренок, Ф. И. Теология. Цивилизация. Ноосфера Текст. / отв. ред. Н. Н. Моисеев. -М.: Наука, 1987. 182 с.

43. Гирусов, Э. В. Экология и экономика природопользования Текст.: учеб. для студ. вузов / под ред. Э. В. Гирусова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1988.-455 с.

44. Горелов, А. А. Жить в согласии с природой Текст. / А. А. Горелов. — М.: Знание, 1990.-62 с.

45. Давыдова, С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: вопросы теории и практики Текст.: учеб. пособие / С. Д. Давыдова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 305с.

46. Далецкий, О. В. Обучение певца-любителя Текст. / О. В. Далецкий. М.: МГИК, 1990.-75 с.

47. Далецкий, О. В. Обучение пению Текст.: учеб. пособие / О. В. Далецкий. -М.: Музыка, 2003. 217 с.

48. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 480 с.

49. Детский голос. Экспериментальные исследования Текст. / под ред. В. Н. Шацкой. -М.: Педагогика, 1970. 232 с.

50. Детский мир Текст. / под ред. С. Ю. Ойнас. — М.: Новоспасский монастырь, 2006. 64 с.

51. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики Текст. / Л. Б. Дмитриев. М.: Музыка, 2004. - 368 с.

52. Дополнительное образование детей Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2003. - 254 с.

53. Дьяченко, В. К. Общие формы организации процесса обучения: Актуальные проблемы теории и практики обучения Текст. / В. К. Дьяченко. Красноярск: Изд.-во Краснояр. ун-та, 1984. - 185 с.

54. Егоров, А. М. Гигиена голоса и его физиологические основы Текст. / А. М. Егоров под общ. ред. Н. И. Жинкина. М.: Музгиз, 1962. - 173 с.

55. Емельянов, В. В. Развитие голоса, координация и тренаж Текст. / В. В. Емельянов. СПб.: Лань, 1997. - 190 с.

56. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. - 208 с.

57. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. -М.: Академия, 2001.- 192 с.

58. Закс, Л. А. Художественное сознание Текст. / Л. А. Закс. Свердл. изд. Ур. ун-та, 1990.-212 с.

59. Заседателев, Ф. Ф. Научные основы постановки голоса Текст. / Ф. Ф. Заседателев. М.: Музгиз, 1926. - 77 с.

60. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования Текст. / И. Д. Зверев. М.: Знание, 1980. - 96 с.

61. Зданович, А. П. Некоторые вопросы вокальной методики Текст. / А. П. Зданович. -М.: Музыка, 1965. 167 с.

62. Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: Подходы, проблемы, перспективы Текст. / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. - 264 с.

63. Каган, М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике Текст. / М. С. Каган. Изд. второе, расшир. и перераб. - Изд. Ленинградского университета, 1971. - 766 с.

64. Каган, М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996. -416 с.

65. Каган, М. С. Философская теория ценности Текст. / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997. - 167 с.

66. Каган, М. С. Эстетика как философская наука Текст. / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997. 544 с.

67. Кадцын, JI. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя Текст.: учеб. пособие для вузов / JI. М. Кадцын. — М.: Высшая школа, 1990. 303 с.

68. Казначеев, В. П. Очерки теории и практики экологии человека Текст. / В. П. Казначеев. М.: Наука, 1983. - 264 с.

69. Кант, И. Критика способности суждения Текст. / И. Кант. М.: Искусство, 1994.-367 с.

70. Кантарович, В. С. Гигиена голоса Текст. / В. С. Кантарович. М.: Музгиз, 1955.- 120 с.

71. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности Текст. / Д. К. Кирнарская. М.: Таланты - XXI век, 2004. -496 с.

72. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта Текст. / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. - 80 с.

73. Коган, Г. М. Избранные стати Текст. / Г. М. Коган. В-3. - М.: Советский композитор, 1985. — 184 с.

74. Козлянинова, И. П. Тайны нашего голоса Текст. / И. П. Козлянинова, Э. М. Чар ели. Екатеринбург: Диамант, 1992. — 320 с.

75. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики Текст. / И. А. Колесникова. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2001. - 288 с.

76. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий Текст.: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2006. - 368 с.

77. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии Текст. / Е. В. Коротаева. М.: Академия, 2007. - 256 с.

78. Коротаева, Е. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения Текст.: учеб. пособие / Е. В. Коротаева. 2-е изд., испр. и доп. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2005. 254 с.

79. Кочнева, И. С. Вокальный словарь Текст. / И. С. Кочнева, А. С. Яковлева. М.: Музыка, 1986. - 69 с.

80. Кравченко, А. М. Секреты бельканто. Книга для начинающих певцов Текст. / А. М. Кравченко. Симферополь: Редотдел крымского комитета по печати, 1993. - 127с.

81. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: Академия, 2006. - 400 с.

82. Кривцун, О. А. Эстетика Текст.: учеб. пособие / О. А. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 2003. - 447 с.

83. Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты Текст.: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин. 7-е изд., доп. М.: Ось-89, 2005.-224 с.

84. Кузнецов, И. Н. Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления Текст.: учебно-методическое пособие / И. Н. Кузнецов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2006. - 452 с.

85. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности Текст. / Н. В. Кузьмина. JL: Изд. Ленингр. ун.-та, 1967. - 183 с.

86. Кулаев, К. В. Советская эстетическая мысль 20-х годов Текст. / К. В. Кулаев. М.: Знание, 1990. - 64с.

87. Куприна, Н. Г. Онтогенетические основания экологии музыки Текст.: монография / Н. Г. Куприна; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2004.-350 с.

88. Куприна, Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка Текст. / Н. Г. Куприна. М.: Академия, 2007. - 448 с.

89. Кэрролл, Э. Изард. Психология эмоций Текст. / Э. И. Кэррол. СПб.: Питер, 2003.-464 с.

90. Левидов, И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии Текст. / И. И. Левидов. Л.: Искусство 1939. - 153 с.

91. Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. - 272 с.

92. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Академия, 2004. - 352 с.

93. Лободина, С. В. Способности ребенка. Как их развить? Текст. / С. В. Лободина. СПб.: Диалог, 2006. - 244 с.

94. Локшин, Д. Л. Руководство смешанным хором старших школьников Текст. / Д. Л. Локшин. М.: АПН РСФСР, 1960. - 137 с.

95. Локшин, Д. Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе Текст. / Д. Л. Локшин. М.: АПН РСФСР, 1957. - 296 с.

96. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1992. - 656 с.

97. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения Текст. / А. Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1998. 750 с,

98. Луначарский, А. В. В мире музыки Текст. / А. В. Луначарский. — М.: Советский композитор, 1971. 540 с.

99. Львов, М. Л. Из истории вокального искусства Текст. / М. Л. Львов. М.: Музыка, 1964. - 228 с.

100. Люш, Д. В. Развитие и сохранение певческого голоса Текст. / Д. В. Люш. Киев: Муз. Украина, 1988. - 138 с.

101. Мазель, JI. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм Текст.: учебник спец. курса для муз. вузов / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967. - 752 с.

102. Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки Текст. / Л. А. Мазель. 2-е изд., доп. - М.: Советский композитор, 1991. - 376 с.

103. Малинина, Е. М. Вокальное воспитание детей Текст. / Е. М. Малинина. -Л.: Музыка, 1967.-88 с.

104. Мамедов, Н. М. Экологическое образование: концепции и методические подходы Текст. / Н. М. Мамедов. М.: Экономика и информатика, 1996. -136 с.

105. Манакова, И. П. Дети. Мир звуков. Музыка Текст. / И. П. Манакова, Н. Г. Салмина. Свердл. изд. Ур. ун-та, 1991. - 256 с.

106. Медведев, В. И. Экологическое сознание Текст. / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. -М.: Логос, 2001.-384 с.

107. Медведева И. Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры Текст. / И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. - 240 с.

108. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование Текст. / В. В. Медушевский. М.: Композитор, 1993. - 262 с.

109. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

110. Мельникас, Л. Экология музыкальной культуры Текст. / Л. Мельникас. -М.: Композитор, 2000. 328 с.

111. Менабени, А. Г. Методика обучения сольному пению Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. Г. Менабени. М.: Просвещение, 1987. -95 с.

112. Металлов, В. М. Очерк истории православного церковного пения в России Текст. / В. М. Металлов. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.- 160 с.

113. Миропольский, С. И. О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе Текст. / С. И. Миропольский. 2-е изд. - СПб.: Типография Дома Призрения Малолетних Бедных, 1882. - 256 с.

114. Миропольский, С. И. Очерк истории церковно-приходской школы: от ее возникновения на Руси до настоящего времени Текст. / С. И. Миропольский. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. - 408 с.

115. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера Текст. / Н. Н. Моисеев. М.: Молодая Гвардия, 1990. - 351 с.

116. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования Текст.: кн. для учителя / Л. В. Моисеева; Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: [б. и.], 1996. 166 с.

117. Молчанова, А. С. На вкус, на цвет. Текст. / А. С. Молчанова. М.: Искусство, 1996. - 200 с.

118. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства Текст.: учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. М.: Просвещение, 2006. - 320 с.

119. Морозов, В. П. Биофизические основы вокальной речи Текст. / В. П. Морозов. Л.: Наука, 1977. - 232 с.

120. Морозов, В. П. Вокальный слух и голос Текст. / В. П. Морозов. М.-Л.: Музыка, 1965. - 86 с.

121. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники Текст. / В. П. Морозов. М.: Искусство и наука, 2002. — 496 с.

122. Морозов, В. П. Тайны вокальной речи Текст. / В. П. Морозов. Л.: Наука, 1967.-204 с.

123. Москвичева, JI. Н. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал Текст. / Л. Н. Москвичева. М.: Знание, 1985. - 64 с.

124. Музыкальное воспитание в Венгрии Текст.: под ред. Л. А. Баренбойма. -М.: Советский композитор, 1983. 400 с.

125. Музыка театр - дети. Н. Сац и ее творческая деятельность Текст.: под ред. В. И. Викторова. - М.: Советский композитор, 1977. - 364 с.

126. Музыкальное воспитание в современном мире Текст.: под ред. Д. Б. Кабалевского. — М.: Советский композитор, 1973. 416 с.

127. Музыкальная энциклопедия Текст. / под ред. Ю. В. Келдыша. М.: Советская энциклопедия, 1981.-Т. 5. — 1056 с.

128. Музыкальная энциклопедия Текст. / под ред. Ю. В. Келдыша. М.: Советская энциклопедия, 1974. - Т. 2. - 960 с.

129. Музыкальная энциклопедия Текст. / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 4. - 976 с.

130. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки Текст. / Е. В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1988. 254 с.

131. Назайкинский, Е. В. Музыка и экология Текст. / Е. В. Назайкинский // Музыкальная академия. 1997. - №1. - С. 8-18.

132. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 381 с.

133. Назаренко, И. К. Искусство пения Текст. / И. К. Назаренко. М.: Музгиз, 1963.-512 с.

134. Немов, Р. С. Психология Текст. / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1995. -573 с.

135. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков Текст.: метод, пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. М.: Языки русской культуры, 1998. - 192 с.

136. Огороднов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе Текст. / Д. Е. Огороднов. JL: Музыка, 1972. - 152 с.

137. О детском голосе Текст.: под ред. Н. Д. Орловой. М.: Просвещение, 1966.-55 с.

138. Одоевский, В. Ф. Музыкально-литературное наследие Текст. / В. Ф. Одоевский. -М.: Музгиз, 1956. 724 с.

139. Орлова, Н. Д. Развитие голоса девочек. О возрастных изменениях Текст. / Н. Д. Орлова. М.: АПН РСФСР, 1960. - 103 с.

140. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, JI. Н. Вавилова. -2-е изд. стер. М.: Академия, 2006. - 176 с.

141. Плеханова, О. Е. Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки Текст.: дис. . канд. пед. наук / О. Е. Плеханова: Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б. и.], 2006.-230 с.

142. Популярный биологический словарь Текст. / авт.-сост. Н. Ф. Реймерс. -М.: Наука, 1990. 554 с.

143. Практикум по возрастной психологии Текст.: под ред. JI. А. Головей. -СПб.: Речь, 2001.-688 с.

144. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика Текст.: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Г. М. Цыпина. — М.: Академия, 2003. — 368 с.

145. Психология. Словарь Текст. / под общ. ред. А. В. Петровского. 2-е изд, испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

146. Работа в хоре Текст.: под ред. Д. JI. Локшина. М.: ВЦСПС ПРОФИЗДАТ, 1960. - 296 с.

147. Ражников, В. Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении Текст.: автореф. дис. . д-ра пед. наук / В. Г. Ражников. М.: [б. и.], 1993.-70 с.

148. Развитие детского голоса Текст. / под ред. В. Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1963.-344 с.

149. Разумный, В. А. О хорошем художественном вкусе Текст. / В. А. Разумный. -М.: Госполитиздат, 1961. 64 с.

150. Разумный, В. А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы Текст. / В. А. Разумный. М.: Мысль, 1969. - 190 с.

151. Реймерс, Н. Ф. Экология. Теории, правила, принципы и законы Текст. / Н. Ф. Реймерс. М.: Россия молодая, 1994. - 367 с.

152. Рубинштейн, С. JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира Текст. / С. JI. Рубинштейн. М.: Изд. Академии Наук СССР, 1957. - 328 с.

153. Рубинштейн, С. JI. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С. JI. Рубинштейн. -М.: Питер, 2003. 508 с.

154. Руководство по фониатрии Текст. / В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, В. П. Морозов. Л: Медицина, 1970.-272 с.

155. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ шк. технологий, 2005. - 219 с.

156. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП Текст. / Г. К. Селевко. -М.: НИИ шк. технологий, 2005. 284 с.

157. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ шк. технологий, 2005. - 142 с.

158. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1988. - 256 с.

159. Сергеев, А. А. Воспитание детского голоса Текст. / А. А. Сергеев. -М.: АПН РСФСР, 1950. 124 с.

160. Сергеева, В. П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования Текст. / В. П. Сергеева. — М.: Граф-Пресс, 2002. -144 с.

161. Сикорская, Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования Текст. / Г. П. Сикорская; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 1998.- 197 с.

162. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа Текст. / под ред. JI. А. Баренбойма. JL: Музыка, 1970. - 160 с.

163. Сластенин, В. А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, В. Н. Шиянов. М.: Академия, 2002. - 576 с.

164. Соловьев, В. С. Философское начало цельного знания Текст. / В. С. Соловьев. Минск: Харвест, 1999. - 911 с.

165. Сохор, А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки Текст. / А. Н. Сохор. JL: Советский композитор, 1981. - 296 с.

166. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению Текст. / Г. П. Стулова. М.: Прометей, 1992. - 270 с.

167. Стулова, Г. П. Хоровой класс. Теория и практика вокальной работы в детском хоре Текст.: учеб. пособие / Г. П. Стулова. М.: Просвещение, 1988.- 126 с.

168. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям Текст. / В. А. Сухомлинский. -Киев: Радянська школа, 1977. — 380 с.

169. Тагильцева, Н. Г. Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников Текст.: автореф. дис. . д-ра пед. наук / Н. Г. Тагильцева. М.: [б. и.], 2002. - 56 с.

170. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека Текст. / пер. Н. А. Садовского. -М.: Наука, 1987.-239 с.

171. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

172. Трофимова, С. Н. Физиология голосообразования. Заболевания и гигиена голоса. Курс лекций по специальности «Вокальное искусство» Текст. / С. Н. Трофимова. Екатеринбург: [б. и.], 2007. - 83 с.

173. Урланис, Б. Ц. Эволюция продолжительности жизни Текст. / Б. Ц. Урланис. М.: Статистика, 1978. - 314 с.

174. Урсул, А. Д. Введение в социальную экологию Текст. / А. Д. Урсул, Н. М. Мамедов [и др.]. М.: Луч, 1993. - 267с.

175. Фарбштейн, А. А. Музыка и эстетика Текст. / А. А. Фарбштейн. Л.: Музыка, 1976. - 208 с.

176. Федоров, Н. Ф. Собрание сочинений Текст.: в 4 т. / Н. Ф. Федоров; сост. А. Г. Грачева. М.: Традиция, 1997. Т. 3. - 743 с.

177. Философский словарь Текст. / под ред. И. Г. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

178. Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. М.: Академия, 2006. - 240 с.

179. Харламов, И. Ф. Педагогика Текст.: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2007. 520 с.

180. Хоровой словарь Текст. / под ред. Н. В. Романовского. 3-е изд. доп. -Л.: Музыка, 1980. - 144 с.

181. Хрестоматия по истории психологии Текст. / под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд. Моск. ун.-та, 1980. - 296 с.

182. Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы Текст. / И. В. Цветкова. — М.: Педагогическое общество России. 2000. — 176 с.

183. Цыпин, Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля)

184. Текст. / Г. М. Цыпин; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. -Тамбов, 2005.-337 с.

185. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества Текст. / Г. М. Цыпин. М.: Советский композитор, 1988. - 384 с.

186. Чернявская, И. С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова Текст. / И. С. Чернявская. М.: Просвещение, 1982. - 112 с.

187. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества Текст. / В. Н. Шацкая. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

188. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология Текст.: учеб. пособие / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256с.

189. Элементарное музыкальное воспитанрш по системе Карла Орфа Текст. / под ред. JI. А. Баренбойма. М.: Советский композитор, 1978. - 368 с.

190. Юссон, Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса Текст. / Р. Юссон. М.: Музыка, 1974.-264 с.

191. Юсфин, А. Г. Как слушать и понимать музыку Текст. / А. Г. Юсфин. -Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1960. 64 с.

192. Юсфин, А. Г. Музыка и проблемы глобальной экологии человека Текст. / А. Г. Юсфин // Советская музыка. 1990. - №8. - С. 10-16.

193. Юшманов, В. И. Вокальная техника и ее парадоксы Текст. / В. И. Юшманов. СПб.: ДЕАН, 2001. - 127 с.

194. Яковлев, А. В. Физиологические закономерности певческой атаки Текст. / А. В. Яковлев. Л.: Музыка, 1971. - 64 с.

195. Яковлев, Е. Г. Эстетика Текст.: учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. М.: Гардарики, 2002. - 463 с.

196. Ярославцева, JI. К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции. Германии XVII-XX веков Текст. / JI. К. Ярославцева. М.: Золотое Руно, 2004. - 200 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.