Обучение художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности: Английский язык, языковой вуз тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Иванова, Юлия Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Иванова, Юлия Владимировна
ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПЕРЕВОДУ КАК ВИДУ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика художественного перевода как вида межкультурной речевой деятельности.
1.2. Понимание инокультурной художественной литературы как условие полноценного перевода
1.3. Лингвокультурологическая характеристика художественного перевода как вида межкультурной речевой деятельности.
Выводы по главе
Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПЕРЕВОДУ КАК ВИДУ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ "ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ"
2.1. Формирование культурно-языковой личности, обладающей межкультурной компонентой переводческой компетенции.
2.2. Методика обучения переводу художественных произведений с английского языка на русский в курсе "Домашнего чтения".
2.3. Опытное обучение и анализ результатов опытного обучения.
Выводы по главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Обучение переводу лингвокультурологических грамматически трудных явлений: Английский язык, глаголы долженствования2004 год, кандидат педагогических наук Данилова, Ирина Игоревна
Формирование готовности к переводу лингвокультурологических особенностей устного высказывания: Языковой вуз2003 год, кандидат педагогических наук Бакало, Дина Ивановна
Снижение этноцентризма при обучении лингвистов-переводчиков: английский язык2009 год, кандидат педагогических наук Макеева, Ирина Александровна
Формирование профессиональной компетенции у студентов - будущих переводчиков с использованием обучающего тезауруса2010 год, кандидат педагогических наук Матвеева, Ольга Николаевна
Обучение переводческому анализу текста в курсе "Практикум по культуре речевого общения": Английский язык, языковой вуз2005 год, кандидат педагогических наук Каширина, Наталья Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обучение художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности: Английский язык, языковой вуз»
В настоящее время одной из самых насущных проблем в плане международного общения является диалог культур. Общество стремится интерпретировать каждый феномен человеческой жизни как феномен культуры, и культура в XXI веке становится проблемой всей жизни каждого человека, способного только в ней реализовать себя. Это объясняется направленностью на осуществление взаимосвязанной политики в области образования, культуры, коммуникации и науки в целях обеспечения уважения разнообразия культур, терпимости, диалога и сотрудничества в обстановке доверия и взаимного понимания.
Сегодня имеет место тенденция к интеграции культур. Вступая в диалог, национальные культуры открывают в себе новые грани.
Основными категориями концепции диалога культур являются "культура - личность - диалог - текст - понимание". В связи с этим в последнее время перевод начали рассматривать как культурологическое явление, поскольку он пересекает не только границы языков, но и границы культур, а создаваемый в ходе этого процесса текст транспонируется не только в другую языковую систему, но и в систему другой культуры. Такой учет культурологических особенностей в переводе предполагает преодоление не только языковых, но и культурных барьеров, что позволяет рассматривать перевод как вид межкультурной речевой деятельности (JI.C. Бархударов, Е.М. Верещагин, И.А. Зимняя, Т.А. Казакова,
B.Н. Комиссаров, JI.K. Латышев, А.В. Федоров, И.И. Халеева, А.Д. Швейцер,
C. Басснет, М. Бейкер и другие исследователи).
Однако, признавая неоспоримое влияние культурных факторов на переводческий процесс, мы не в праве преувеличивать их роли и трактовать перевод как исключительно культурологическое явление. Необходимо учитывать еще и своеобразный характер взаимодействия языка и культуры. Подход к переводу, заключающийся в том, что в действительности переводятся не языки, а культуры, лишает язык какой-либо самостоятельности индивидуальных черт. Несомненно, что перевод с одного языка на другой почти всегда, так или иначе, предполагает и перевод из одной культуры в другую, но все это протекает в сложном, многослойном процессе взаимодействия языков и культур.
Переводчику отводится важная роль посредника культур, поскольку именно он переводит в своем сознании имя определенной реалии из одной социокультурной плоскости в другую, руководствуясь своей культурной памятью, неотделимой от культурной памяти народа.
В этой связи методика обучения художественному переводу должна решать задачу формирования переводческой компетенции, позволяющей культурно-языковой личности выйти за пределы собственной культуры и осуществить медиативную деятельность. В процессе обучения художественному переводу культурно-языковая личность студента-переводчика должна выйти на художественно-адекватный и креативный уровни, она должна преобразиться в саморазвивающийся эмоционально зрелый интеллектуально-познавательный организм, способный справляться с непредвиденными культурно-обусловленными ситуациями перевода.
С этой целью во всех учебных заведениях, готовящих переводчиков, обучаемым предлагаются занятия по теории и практике перевода. В основе методики обучения переводу лежит убеждение в том, что способностью переводить человек обладает генетически, как и способностью овладевать языками, и хотя каждый отдельный человек обладает этой способностью в неодинаковой степени, она может быть развита и доведена до профессионального уровня, то есть овладение переводческой компетенцией не является (исключительно) прерогативой особо одаренных людей.
Тем не менее, профессионально-ориентированная подготовка будущего специалиста в большинстве случаев осуществляется только в рамках специализированных курсов собственно переводческих дисциплин, без использования в достаточной мере потенциала дисциплин языкового цикла, в частности "Домашнего чтения", так как при подготовке переводчика все дисциплины должны быть межкультурно-ориентированными, подготавливая студента к будущему межкультурному посредничеству, способствуя формированию межкультурной компоненты переводческой компетенции.
Исследование проблем формирования переводческой компетенции в художественном переводе представлено в работах Т.А. Казаковой, В.Н. Комиссарова, J1.K. Латышева, Р.К. Миньяр-Белоручева, А.В. Федорова, И.И. Халеевой, А.Д. Швейцера, С. Басснет, М. Бейкер и других исследователей. При всей несомненной значимости данных исследований необходимо отметить, что они носят теоретико-методологический характер, в то время как практика работы современного языкового вуза испытывает острую потребность в разработке конкретных методик для обучения художественному переводу вообще и обучению художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности в курсе "Домашнего чтения" в частности.
Сказанное выше позволяет утверждать, что недостаточная изученность потенциала дисциплин языкового цикла при подготовке переводчиков к межкультурному посредничеству и недостаточная результативность формирования межкультурной компоненты переводческой компетенции при обучении художественному переводу обуславливают актуальность данного исследования.
Исходя из убеждения, что все дисциплины образовательной программы "Перевод и переводоведение", преподаваемые в языковом вузе должны носить обязательную профессиональную направленность, мы предприняли попытку включить обучение художественному переводу в курс "Домашнего чтения". Введение обучения художественному переводу в курс "Домашнего чтения" является вполне оправданным, поскольку он изучается параллельно с курсом "Теория и практика перевода", что создает целый ряд положительных предпосылок, а также данный курс позволяет подготовить студентов к изучению более сложного и многогранного курса "Теория и практика художественного перевода".
Таким образом, выбор темы настоящего исследования обусловлен следующими факторами:
- необходимостью профессиональной направленности подготовки переводчика к межкультурному посредничеству в рамках курсов и дисциплин языкового цикла, в частности "Домашнего чтения";
- необходимостью развития и совершенствования методики обучения художественному переводу, направленной на формирование культурно-языковой личности студента-переводчика;
- необходимостью учета особенностей процесса межкультурной коммуникации при обучении художественному переводу;
- недостаточной результативностью традиционных методик обучения переводу художественных произведений в языковом вузе.
Объектом исследования является процесс формирования межкультурной компоненты переводческой компетенции при обучении художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности.
Предметом исследования является методика обучения художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности в курсе "Домашнего чтения".
Гипотеза исследования заключается в предположении, что обучение студентов специальности 022900 "Перевод и переводоведение" художественному переводу с английского языка на русский в курсе "Домашнего чтения "станет более эффективным, если оно будет: а) направлено на формирование межкультурной компоненты переводческой компетенции; б) направлено на формирование художественно-адекватного и креативного уровней культурно-языковой личности переводчика.
Цель настоящего исследования заключается в разработке методики обучения художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности в курсе "Домашнего чтения".
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд частных исследовательских задач:
- проанализировать исследования по проблемам художественного перевода, имеющиеся в переводоведении, методике обучения иностранным языкам, педагогике, психологии, культурологи, лингвистике;
- установить роль межкультурной коммуникации при переводе художественных произведений на основе анализа литературы по основным теоретическим направлениям и практическим приемам перевода;
- разработать методику обучения художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности в курсе "Домашнего чтения";
- провести опытное обучение, в ходе которого проверить эффективность разработанной методики и гипотезы исследования;
- проанализировать результаты опытного обучения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- когнитивно-обобщающие (анализ отечественной и зарубежной литературы по переводоведению, методике обучения иностранным языкам, педагогике, психологии, культурологи, лингвистике с целью изучения и обобщения имеющегося опыта в области обучения переводу и определения предпосылок для дальнейшей работы в исследуемой области);
- диагностические (анкетирование, беседы со студентами и преподавателями, наблюдение за организацией учебного процесса и деятельностью обучаемых);
- математические (обработка данных опытного обучения).
Теоретико-методологической базой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей в следующих областях:
- методики преподавания иностранных языков:
- проблемы личностно-ориентированного обучения (Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, В.П. Фурманова, И.И. Халеева, И.А. Цатурова и др.);
- мотивационный аспект обучения (Г.А. Китайгородская,
B.П. Кузовлев, Р.П. Мильруд, Е.И Пассов, И.А.Рапопорт, Е.Н. Соловова,
C.К. Фоломкина, Адам М. Дреер, Ф. Лейзингер, М. Фюмадель и др.);
- проблемы формирования межкультурной и переводческой компетенций (Г.В. Елизарова, Л.К. Латышев, А.Л. Семенов, П.В. Сысоев, В.П. Фурманова, И.И. Халеева);
- переводоведения:
- теория и практика художественного перевода (М.П. Алексеев, Л.С. Бархударов, B.C. Виноградов, Е.В. Бреус, Т.А. Казакова, В.Н. Комиссаров, Л.К. Латышев, Р.К. Миньяр-Белоручев, Ж. Мунэн, Ю. Найда, А.В. Федоров, А.Д. Швейцер и др.),
- психологии:
- психологические аспекты мотивации (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, А.Н. Леонтьев; А.К. Маркова, П.М. Якобсон, Дж. Брунер, И. Лингарт и др.);
- теория речевой деятельности (Б.В. Беляев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и др.);
- лингвистике:
- текст как объект лингвистического исследования (Г .И. Богин, А. Вежбицкая, Е.М. Верещагин, И.Р. Гальперин, А.А. Залевская, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, К. Райе, В.И. Хайруллин и др.);
- культурологии:
- диалог культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер Г.Д. Гачев Ю.М. Лотман, В.А. Маслова и др.).
Научная новизна исследования заключается в:
- теоретическом обосновании методики обучения художественному переводу в курсе "Домашнего чтения";
- определении методической значимости рассмотрения художественного перевода как вида межкультурной речевой деятельности.
Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в теоретическом обосновании основ методики обучения художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности в курсе "Домашнего чтения".
Практическая ценность исследования заключается в разработке и опытной апробации методики обучения художественному переводу в курсе "Домашнего чтения".
На защиту выносятся следующие положения:
1. Обучение художественному переводу студентов специальности ."Перевод и переводоведение" направлено на формирование художественно-адекватного и креативного уровней культурно-языковой личности, обладающей межкультурной компонентой переводческой компетенции.
2. Обучение переводу художественных произведений строится на основе рассмотрения перевода как вида межкультурной речевой деятельности.
3. Обучение художественному переводу в курсе "Домашнего чтения" осуществляется в результате целенаправленного использования специально разработанной обучающей методики, направленной на формирование межкультурной компоненты переводческой компетенции в художественном переводе.
Апробация основных положений и выводов диссертационного исследования была проведена на двух научно-технических конференциях "Известия ТРТУ" (Таганрог, 2004, №1, №8), на международном научно-методическом симпозиуме "Преподавание иностранных языков и культур: теоретические и прикладные аспекты" (Лемпертовские чтения - VI, Пятигорск, май, 2004), на IV международном конгрессе "Мир на Северном Кавказе" (Пятигорск, сентябрь, 2004), на IV Всероссийской научнопрактической конференции "Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в школе и вузе" (Пенза, декабрь, 2004).
Основное содержание диссертации отражено в 9 публикациях автора.
Разработанная автором методика обучения художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности в курсе "Домашнего чтения" используется на кафедре лингвистического образования в Таганрогском государственном радиотехническом университете.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 198 страниц машинописного текста и включает введение, две главы, выводы по каждой из них, заключение, библиографию и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Текстологическая модель обучения письменному переводу студентов языковых вузов: На материале французского языка2006 год, кандидат педагогических наук Королькова, Светлана Азадовна
Методика обучения грамматической стороне речи студентов-переводчиков с позиций межкультурного общения: на материале сослагательного наклонения2008 год, кандидат педагогических наук Лебедева, Марина Владимировна
Обучение письменному переводу филологических текстов с английского языка на русский2006 год, кандидат педагогических наук Аксёнова, Елена Евгеньевна
Методическое моделирование в обучении студентов письменному переводу: специальность "Перевод и переводоведение"2010 год, кандидат педагогических наук Казанцева, Надежда Семеновна
Социокультурный подход к профессиональной подготовке студентов - будущих переводчиков2011 год, кандидат педагогических наук Корнеева, Наталья Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Иванова, Юлия Владимировна
Выводы по главе II
1. Обязательная профессиональная направленность системы подготовки переводчика позволила нам включить обучение художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности в курс "Домашнего чтения".
2. Обучение художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности носит личностно-ориентированный характер, что дает возможность не только повысить мотивацию к изучаемому курсу, сделать его более продуктивным и эффективным, а также позволяет сформировать культурно-языковую личность, способную выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества посредника культур.
3. Анализ форм, методов и средств обучения художественному переводу в курсе "Домашнего чтения" позволил разработать и апробировать методическую систему по формированию художественно-адекватного и креативного уровней культурно-языковой личности, обладающей межкультурной компонентой переводческой компетенции, делая акцент на качественных изменениях внутреннего мира личности, придавая студентам стимул к саморазвитию и самообучению.
4. Опытное обучение как метод верификации лингводидактической гипотезы позволил доказать возможность использовать разработанную методическую систему по формированию художественно-адекватного и креативного уровней культурно-языковой личности, обладающей межкультурной компонентой переводческой компетенции.
5. Обучение художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности с использованием пособия и проблемно-поискового метода обучения привело к количественному увеличению коэффициента усвоения, что выразилось в качественном изменении уровня сформированности межкультурной компоненты переводческой компетенции студентов. Коэффициент улучшения усвоения составил
30,5%. Количественное увеличение коэффициента усвоения носит стабильный характер. Проведенный отсроченный контроль подтвердил полученные результаты коэффициента усвоения.
6. По результатам вычисленного индекса удовлетворенности методикой обучения следует сделать вывод, что студенты удовлетворены методикой обучения художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности. Основными причинами удовлетворенности явилось то, что методика дает возможность творческого отношения к работе.
7. Подход к художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности способствует формированию межкультурной компоненты переводческой компетенции, позволяя будущему переводчику выступать в качестве неоспоримого посредника в диалоге культур.
8. Выдвинутая нами гипотеза об эффективности предложенной методики подтвердилась в ходе анализа результатов опытного обучения.
Предпринятое исследование посвящено актуальной проблеме обучения художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности в курсе "Домашнего чтения" студентов специальности "Перевод и переводоведение". Исследование нацелено на поиск оптимального решения задачи повышения эффективности подготовки переводчика, которая должна носить профессиональную направленность, что позволило нам включить обучение художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности в курс "Домашнего чтения".
Актуальность исследования обусловлена необходимостью профессиональной направленности подготовки переводчика к межкультурному посредничеству в рамках курсов и дисциплин языкового цикла, в частности "Домашнего чтения", необходимостью развития и совершенствования методики обучения художественному переводу, направленной на формирование культурно-языковой личности студента-переводчика, необходимостью учета особенностей процесса межкультурной коммуникации при обучении художественному переводу, а также недостаточной результативностью традиционных методик обучения переводу художественных произведений в языковом вузе.
Таким образом, в качестве цели курса "Домашнее чтение" было выдвинуто формирование художественно-адекватного и креативного уровней культурно-языковой личности, обладающей межкультурной компонентой переводческой компетенции в переводе художественных произведений с английского языка на русский. Культурно-языковая личность студентов, являющаяся интегративным качеством субъекта, должна быть подготовлена к участию в межкультурной коммуникации на уровне художественного текста.
Одним из основных путей увеличения эффективности занятия по "Домашнему чтению" было признано повышение мотивации при обучении художественному переводу. При этом одним из ведущих принципов обучения художественному переводу в курсе "Домашнего чтения" должен стать принцип комплексной мотивации, предусматривающей использование разнообразных стимулов, способных поддерживать интерес к переводу, умственную активность студентов на протяжении всего обучения.
Обучение художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности строилось на базе шестикомпонентной методической системы, ориентированной на личность студента и позволяющей подготовить переводчика, способного стать медиатором культур, и осуществлялось на основе проблемно-поискового метода, стимулирующего творческую деятельность студентов.
В результате выполнения комплекса заданий по обучению художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности была сформирована межкультурная компонента переводческой компетенции студента-переводчика. При составлении данного комплекса заданий мы придерживались следующих принципов:
1. принципа поэтапного формирования переводческой компетенции;
2. принципа соответствия учебных действий реальным переводческим действиям;
3. принципа "подвижности" в организации и отборе заданий.
Учитывая последовательность овладения межкультурной компонентой переводческой компетенции, мы разделили обучение на два этапа: предпереводческий и собственно переводческий, что позволило эффективно и рационально сформировать художественно-адекватный и креативный уровни культурно-языковой личности.
В ходе изучения художественного перевода как вида межкультурной речевой деятельности студенты научились воспринимать идею многомерности инокультурных миров, взглядов, ценностей, обусловленную контекстуальностью природы знаний, как естественное и желанное явление; данный курс позволил им развить потенциал личности к самопознанию и самодетерминации, а также познанию своей собственной культуры.
Результаты опытного обучения со всей очевидностью подтвердили эффективность разработанной методики обучения художественному переводу как виду межкультурной речевой деятельности. Коэффициент улучшения составил 30,5%. Индекс удовлетворенности в конце опытного обучения составил 0,61.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что обучение студентов специальности 022900 "Перевод и переводоведение" художественному переводу с английского языка на русский в курсе "Домашнего чтения "станет более эффективным, если оно будет направлено на формирование межкультурной компоненты переводческой компетенции, направлено на формирование художественно-адекватного и креативного уровней культурно-языковой личности переводчика, а также осуществляться при помощи разработанной методики обучения, направленной на формирование межкультурной компоненты переводческой компетенции в переводе художественных произведений с английского языка на русский.
Универсальность данной методики проявляется в том, что она может быть использована на всех этапах обучения переводу, а межкультурная компонента переводческой компетенции, сформированная в процессе обучения художественному переводу, может быть перенесена полностью или частично на выполнение других видов перевода.
Перспективность исследования видится в дальнейшем изучении проблем формирования переводческих компетенций культурно-языковой личности. Наиболее актуальной и наименее изученной представляется проблема развития интуитивной способности надлежащим образом решать переводческие проблемы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Иванова, Юлия Владимировна, 2005 год
1. Алексеев М.П. Проблема художественного перевода. - М.: Высшая школа, 1990.-253с.
2. Алексеева И.С. Профессиональный тренинг переводчика. СПб.: Союз, 2001.-288с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов на-Дону: РГПУ, 1972.-347с.
4. Бабушкин А.П., Жукова М.Т. Перевод художественного произведения как культурная адаптация картины мира // Язык, коммуникация и социальная среда. Выпуск №1. Воронеж: ВГТУ, 2001. - С.28-33.
5. Бархударов Л.С. Что нужно знать переводчику? // Тетради переводчика. Выпуск №15. М., 1978 - С.18-22.
6. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 2003. - 159с.
7. Барышников Н.В. Обучение многоязычию: принципы и технологии. // Сборник научных статей. Таганрог: ТРТУ, 2004. - С. 26-34.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -412с.
9. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Том 2. М.: Изд-во академии наук СССР, 1953. - 574с.
10. Белый В.В., Соколовский Ю.А. Методологические и структурные аспекты проблемного подхода. // Пути реализации проблемного подхода в обучении иностранным языкам в вузе. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1986. - С.3-5.
11. Беляев Б.В. Психологический анализ процесса языкового перевода. // Иностранные языки в школе.- 1963.- № 2.
12. Белякова Е.И. Translating from English: Переводим с английского. Материалы для семинарских и практических занятий по теории и практике перевода (с английского на русский). СПб.: КАРО, 2003. -160с.
13. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры. М: Гнозис, 1991а.- 176с.
14. Библер B.C. На гранях логики культуры. М: Русское феноменологическое общество, 1997. -440с.
15. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М: Политиздат, 19916.-413с.
16. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей. // Иностранные языки в школе.- 1989.- № 1. С. 19-26.
17. Богин Г.И. Модель личности в ее отношении к разновидностям текстов: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Л., 1984. - 356с.
18. Богин Г.И. Слово в тексте как средство пробуждения рефлексии. // Разноуровневые характеристики лексических единиц. Смоленск, 1999. Часть 4: Слово в тексте - С.16-17.
19. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. - С.15-27.
20. Бреус Е. В. Основы теории и практики перевода с русского языка на английский. М.: УРАО, 2000. - 208с.
21. Бреус Е. В. Теория и практика перевода с английского языка на русский. -М.: УРАО, 2001. 104с.
22. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. - 412с.
23. Брэдбери Р. Апрельское колдовство. Сборник. (На английском языке). М.: Менеджер, 2001. - 224с.
24. Вежбицкая А. Культурно-обусловленные сценарии и их когнитивный статус // Язык и структура знания. М.: ИЯ АН СССР, 1990. - С.63-85.
25. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1990.-246с.
26. Виноградов B.C. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы). М.: Изд-во института общего среднего образования РАО, 2001.-224с.
27. Виссон Л. Практикум по синхронному переводу с русского языка на английский. -М.: Р.Валент, 2002. 200с.
28. Виссон Л. Синхронный перевод с русского на английский. М.: Р.Валент, 1999.-272с.
29. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519с.
30. Вырыпаева Л.М. Инокультурный текст как основа формирования этнолингвокультурологической компетенции: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Уфа, 1999. -224с.
31. Гак В.Г. Сопоставительные исследования и переводческий анализ // Тетради переводчика. Выпуск №16. М., 1979. - С. 11-21.
32. Галеева Н.Л. Параметры художественного текста и перевод. Тверь: ТГУ, 1999.-154с.
33. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.- 138с.
34. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М.: Наука, 1966. - С.236-278.
35. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций. М.: Академия, 1998.-429с.
36. Гачечиладзе Г.Р. Художественный перевод и литературные взаимосвязи. -М.: Советский писатель, 1972. 255с.
37. Гончаренко С.Ф. Поэтический перевод и перевод поэзии: константы и вариативность. // Тетради переводчика. Выпуск №24. М., 1999. -С.107-122.
38. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352с.
39. Гурвич П.Б. Обучение устной экспрессивной речи на факультете иностранных языков. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1972.
40. Гуревич А.Я. Из истории культуры средних веков и Возрождения. -М.: Наука, 1976.
41. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном общении. Библиотека развивающего обучения. Выпуск 6. Томск: Пеленг, 1992.- 112с.
42. Дал Р. Как знать. (На английском языке). М.: Цитадель, 2001. - 208с.
43. Демьянков В.З. Интерпретация как инструмент и как объект лингвистики. // Вопросы филологии. М., 1999. № 2. - С.5-13.
44. Джваршейшвили Р.Г. Психологическая проблема художественного перевода. Тбилиси: Мецниереба, 1984. - 65с.
45. Добровольский Д.О. Перевод художественной прозы и проблемы лексической сочетаемости // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 2002. № 2. - С.47-59.
46. Домашнев А.И., Шишкина И.П., Гончаров Е.А. Интерпретация художественного текста. М.: Просвещение, 1989. - 208с.
47. Дусавицкий А.К. О структуре мотивов учебной деятельности. // Воспитание, обучение и психическое развитие. Часть 1. М., 1977. -С.65-81.
48. Дымарский М.Я. Текстовая компетенция и ее состояние в современной России // Лингвистический семинар. Вып. 1. Язык как многомерное явление. - СПб. - Бирск: Изд. Бирского ГПИ, 1996. - С.33-43.
49. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Союз, 2001.-291с.
50. Есакова М.Н. Когнитивные аспекты переводов художественных51
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.