Общество Иисуса: история и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Свиридова, Наталья Владимировна

  • Свиридова, Наталья Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 146
Свиридова, Наталья Владимировна. Общество Иисуса: история и современность: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Москва. 2013. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Свиридова, Наталья Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 ОБЩЕСТВО ИИСУСА В ХУ1-Х1Х вв

1.1 Становление организации ордена иезуитов

1.2 Общество Иисуса в России ХУ1-Х1Х вв

Глава 2 ОБЩЕСТВО ИИСУСА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

2.1 Общество Иисуса за рубежом в XX веке

2.2 Орден иезуитов в СССР и современной

России

Глава 3 ТЕОЛОГИЯ ИЕЗУИТОВ

3.1 Философско-богословские воззрения иезуитов

ХУ1-Х1Х вв

3.2 Религиозно-философские течения в современной теологии Общества Иисуса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общество Иисуса: история и современность»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время католицизм переживает сложный процесс модернизации и трансформации, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям. Активным участником этого процесса является католический монашеский орден Общество Иисуса, члены которого сыграли важную роль в мировой истории с момента своего возникновения в XVI веке. Орден и сам подвергся эволюции, породив новые направления в современной католической теологии.

В 2013 году папой римским был избран архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, ставший первым в истории Католической церкви папой - представителем Общества Иисуса. Анализ основных течений теологии и наиболее важных исторических направлений деятельности этого монашеского Ордена позволит получить ценные сведения о специфике мировоззрения нового папы римского и роли членов Общества Иисуса в трансформации современного католицизма.

Иезуиты возобновили официальную деятельность на территории Российской Федерации в 1991 году, пройдя сложный период поиска путей взаимодействия с Русской Православной церковью. Изучение специфики Общества Иисуса и истории его существования в России позволит сделать прогнозы дальнейшей деятельности иезуитов на территории нашей страны.

Степень научной разработанности темы. Общество Иисуса было предметом анализа ученых и теологов на протяжении всего периода своего существования, что позволяет говорить о большом количестве исследований, связанных с Орденом. Между тем, анализ работ отечественных ученых, посвященных Обществу Иисуса, показал отсутствие современного системного философско-религиоведческого исследования этой организации.

Большой вклад в изучение Общества Иисуса внесен самими его членами, которые с начала существования Общества тщательно собирали и систематизировали документы, касающиеся его истории. Наиболее ценное собрание документов содержится в Римском архиве Общества Иисуса (АгсЫушп Яотапит 8ос1е1аЬ5 1ези). Членами Ордена регулярно издаются библиографии и краткие аннотации книг и статей, посвященных иезуитам1. В 2001 году Исторический институт Общества Иисуса в Риме подготовил и издал фундаментальный справочник по истории Общества . Издание вышло в четырех томах и содержит помимо биографических сведений понятия, связанные с деятельностью Ордена. Документы, касающиеся деятельности иезуитов на территории России, находятся в Архиве древних актов и в Государственном архиве Российской Федерации.

Первая попытка исследования истории иезуитов была предпринята самими членами Ордена в 1640 году. Результатом исследования стало собрание «Образ первого века существования Общества Иисуса»3, в котором происхождение соратников Лойолы ведется от Иисуса Христа. Составление официальной истории Ордена началось в XVII веке по поручению генерала К. Аквавивы (1543-1615), в основу ее были положены материалы римского архива Общества Иисуса. Также были составлены описания деятельности иезуитов в разных провинциях. В конце XVI века П. де Рибаденейра (15271611) по поручению генерала Ф. Борджиа (1510-1572) написал первую официальную биографию Лойолы, носящую агиографический характер.

Об основателе Общества Иисуса, Игнатии Лойоле (1491-1556), написано много трудов. В качестве важного источника информации представляют интерес его автобиографические произведения «Рассказ паломника о своей жизни» и «Духовный дневник», ставшие известными широкому кругу ученых

1 Begheyn P. Studies in the spirituality of Jesuits. A bibliography on St. Ignatius' Spiritual exercises : a working-tool for American students. - St. Louis, 1981.

2 Diccionario historico de la Compañía de Jesus : biografico-tematico / Charles E. O'Neill, Joaquin M. Domínguez. -Roma, Madrid, 2001.

3Imago primi saeculi Societatis Jesu.

лишь в начале XX века. Им написано большое количество писем (около 7000 из них сохранилось), содержащих обширный фактический материал о формировании Общества Иисуса.

В XX веке иезуиты многократно обращались к исследованию биографии своего основателя. X. Крейскель написал работу «Святой Игнатий Лойола»4, в которой заново пересмотрел некоторые факты. Заметный вклад в изучение духовности основателя Общества Иисуса внес иезуит X. Ранер (1900-1968) в своем исследовании «Игнатий Лойола и историческое становление его духовности»5.

О духовности Общества Иисуса пишут в основном сами члены Ордена. Из работ последних лет можно отметить труды Ж.К. Дотеля6 «Игнатианская духовность. Точка повторения», А. Демустьера7 «К чему призывают «Духовные упражнения»? Игнатианское высказывание». Что касается исследований по практике Духовных упражнений, то Орденом за последние годы выпущено

о

несколько фундаментальных руководств .

Особо следует отметить работу Жозефа де Гибера «Духовность Общества Иисуса»9, опубликованную в 1945 году. Она была написана к 400-летию со дня основания ордена иезуитов по просьбе генерала Владимира Ледуховского (1915-1942). Современные ученые продолжают исследования духовной жизни Общества Иисуса. П. Бремен вынес цель жизни иезуита в название своей книги «Искать Бога во всех вещах, чтобы найти свое место в вере»10.

Отметим также фундаментальный труд историка, директора Славянской библиотеки в Париже П. Пирлинга (1840-1922), написавшего пятитомный труд «Россия и Святой Престол»11, в котором особое внимание уделено истории иезуитов на территории Российской империи.

4 Creixell J. San Ignacio de Loyola. - Barcelona, 1922.

5 Ранер X. Игнатий Лойола и историческое становление его духовности. - М., 2002.

6 Dhotel J.-С. La spiritualité ignatienne. Points de repère. - Paris, 1990.

7 Demoustier A. Qu' appelle-t-on exercices spirituels? La proposition ignatienne. - Paris, 2004.

8 Ganss E. Ignatius of Loyola: the Spiritual exercises and selected works. -New York, 1991.

9 Гибер де Ж. Духовность Общества Иисуса. - М., 2010.

10 Breemen P. Trouver Dieu en toutes choses. Pour que la vie trouve sa place dans la foi. - Paris, 1997.

" Pierling P. La Russie et Saint-Siege. Etudes diplomatiques. - Paris, 1912.

Иезуит Марек Инглот - декан факультета истории Папского Григорианского Университета издал фундаментальную монографию на основе польских и римских иезуитских архивов «Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире»12.

Современная история Ордена отражена в работе иезуита Луи Синтаса

13

(1932-2010) «Плюрализм в церкви» , посвященной анализу послесоборного католицизма и места иезуитов в обновленной церкви. Иезуит Поль Валадье (1933) исследует вклад Общества Иисуса в теологию в работах «Христианство в наше время» и «Церковь в процессе»14.

На Западе интерес к Обществу Иисуса никогда не утихал, поэтому подавляющая часть исследований выполнена зарубежными авторами. По тематике можно выделить несколько направлений, которые особо интересовали ученых. Помимо работ по истории Ордена в разные периоды и в разных регионах, особое внимание уделяется личности Игнатия Лойолы, игнатианской мистике и теологии.

История Общества Иисуса рассматривалась исследователями разных

религиозных взглядов: протестантом Г. Бемером15 (1869-1927), его

современником французским историком Г. Моно16 (1844-1912). Трехтомная

история Общества Иисуса была написана католическим, а затем перешедшим в

11

православие священником В. Геттэ (1816-1892). Профессор Мюнхенского университета католический теолог Ж.Губер (1830-1879) рассматривает историю иезуитов в контексте истории католицизма в работе «Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере

12 Инглот М. Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире. - М., 2004.

ь Sintas L. Pluralisme dans l'Eglise. - Toulouse, 1968.

14 Valadier P. Un christianisme au present. - Paris, 1977; Valadier P. L'Eglise en process. - Paris, 1989.

15 Бемер Г. История Ордена иезуитов. - Смоленск, 2002.

16 Моно Г. Об истории Общества Иисуса // Орден иезуитов: правда и вымысел. - М., 2004.

17 Геттэ В. История иезуитов, составленная по подлинным, отчасти неизданным документам. T. 1. - М., 1912.

1 8

общественной жизни, политики и религии» . Немецкий исследователь Т. Гризингер (1809-1884) изучил историю иезуитов с момента их возникновения и до XIX века. Таким образом, в XIX веке в исторической науке наблюдается устойчивый интерес к истории Общества Иисуса.

Роль иезуитов в Католической церкви прослеживается и в работах, не

касающихся иезуитов напрямую - например, в пятитомной «Истории II

20 21 Ватиканского собора» или в работе немецкого историка М. Филиппсона

(1846-1916), посвященной религиозной контрреволюции XVI века.

История мифов и предрассудков, связанных с иезуитами,

22 23

рассматривается М. Леруа и Д. Райтом . Работы историков Ж. Мишле (17981874) и Э. Кине (1803-1875), читавших лекции в Коллеж де Франс, также затрагивают представления об иезуитах в общественном сознании. Э. Кине называет Орден «официальной полицией католицизма», главное правило которой - взаимное доносительство. Ж. Мишле считал моралью иезуитов «полицейский дух, распространенный на сферу Божественного»; построенный на взаимном наблюдении и взаимном доносительстве. Имелись многочисленные отклики на их работы, в частности, анонимная брошюра «В защиту Церкви, ее власти, ее установлений и Ордена иезуитов от клеветы их противников», а также ответы самих иезуитов. Иезуит де Равиньян в 1844 году в Париже издал ответ на критические памфлеты «О существовании иезуитов и об их ордене».

На современном этапе развития науки появляется много попыток исследовать теологию католицизма. Эта тенденция особенно усилилась после Второго Ватиканского собора. Сами члены Общества Иисуса не избегают

18 Губер Ж. Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии. - СПб., 1898.

19 Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени.-СПб., 1999.

20 История II Ватиканского собора. Под общей редакцией Д. Альбериго, А. Бодрова и др. Том 1-5. - М., 20032009.

21 Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Общество иезуитов. - М., 2011.

22 Леруа М. Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле. - М., 2001.

ъ Райт Д. Иезуиты. Тайная гвардия Ватикана. - М., 2006.

вопросов, связанных с изучением проблем современной теологии. Так, например, Анри де Любак24 в работе, посвященной П. Тейяру де Шардену, рассматривает ключевые аспекты эволюционного учения.

Выходят и более общие труды, в которых представлены идеи сразу нескольких теологов. Например, Ж.-И. Кальве в работе «Христианские

25

мыслители об обществе» рассматривает наряду с идеями Э. Мунье (19051950), систему П. Тейяра де Шардена. О К. Ранере и Г.У. фон Бальтазаре издан 26

сборник статей , построенный на контрасте их идей. Обширна литература,

касающаяся наследия Б. Лонергана. Д. Тиван в исследовании «Лонерган.

Герменевтика и теологический метод»27 дает новую интерпретацию

трансцендентального метода этого мыслителя. Ф. Кроуе в «Христологии

28

Бернара Лонерана с 1935 по 1982 гг.» прослеживает эволюцию идей этого теолога. Философско-богословское наследие Г.У. фон Бальтазара исследовано

29

Э. Гуерьеро .

Роль Общества Иисуса в прогрессе науки, являющаяся одной из наименее исследованных сфер деятельности иезуитов, изучена М. Фейнгольдом30. Автор, опираясь на исторические документы, приходит к выводу, что в учебных заведениях иезуитов велась научная работа, сами члены Ордена участвовали в научных дискуссиях, высказывая конструктивные замечания, способствовавшие дальнейшему совершенствованию космологических гипотез.

Отдельные, наиболее уникальные особенности Общества Иисуса, отличающие его от других орденов, изучаются мыслителями разных направлений. Например, X. Меллони31 рассматривает «Духовные упражнения», являющиеся основой формирования мировоззрения иезуита, в контексте

24 Lubac H. La pensee religieuse du Pere Pierre Teihard de Chardin. - Paris, 1962.

25 Calvez J.-Y Chrétiens penseurs du social. - Paris, 2002.

26 Gagey H.J., Holzer V. Balthasar, Rahner : Deux pensées en contraste. - Paris, 2005.

27 Teevan D. Lonergan. Hermeneutics, Theological Method. - Milwaukee, 2005.

28 Crowe F. The Christology of Bernard Lonergan from 1935 to 1982. - Ottawa, 2005.

29 Гуерьеро Э. Ханс Урс фон Бальтазар. - M., 2009.

30 Feingold M. Jesuit Science and the Republic of Letters. The MIT Press. - Cambridge, Massachusetts, 2003.

31 Меллони X. Упражнения св. Игнатия Лойолы в Западной традиции // Точки. № 3-4. - М., 2003.

развития католической духовности в целом. Французский философ Р. Барт32 (1915-1980) обратился к анализу личности Лойолы с точки зрения постструктурализма. Профессор истории церкви Ф. Лекривен в исследовании

■j о

«Для вящей славы Божьей. Миссия иезуитов» изучил истоки Общества Иисуса и сумел найти в заветах Лойолы вдохновение для современных миссионеров. Психоаналитическое прочтение наследия Лойолы стало одним из ключевых направлений исследований иезуита Луи Бернарта34 (1906-1985).

Деятельность иезуитов в России изучали польские ученые на рубеже XIX-XX веков. Например, М. Лорет35 занимался вопросами взаимодействия Ордена с Ватиканом. В работе «Католическая Церковь и Екатерина II. 17721784 гг.» он, основываясь на материалах римских архивов, пришел к выводу, что существование Общества Иисуса в Российской империи в период его официального запрета было незаконным. Историю иезуитов в России в первой

-5 г

половине XX века исследовал ученый-византолог А. Вегнер - католик, член ордена ассумпционистов. В его работе содержится ценные материалы по одному из наименее изученных периодов деятельности Общества Иисуса в России.

В современном западном религиоведении Орден неоднократно становился предметом диссертационных исследований. За последние несколько лет защищены работы по историческим, теологическим, педагогическим направлениям, связанным с Обществом Иисуса. Опыт организации системы образования в Ордене изучен американским исследователем, сотрудником

37

католического колледжа Ж. Клюгом . Современные исследователи применяют метод сопоставительного анализа для выявления особенностей воззрений теологов-иезуитов. Например, в Университете Маркетта, входящем в

32 Барт Р. Сад, Фурье, Лойола. - М., 2007.

33 Lecrivain P. Pour une plus grande gloire de Dieu. Les missions jesuites. Paris, 1991.

34 Бернарт Л. Психоаналитическое прочтение «Духовного дневника» Игнатия Лойолы // Символ. № 50. -Париж, 2006. - С. 307-323. Бернарт Л. Различение духов и душевная жизнь // Символ.№ 50 - Париж, 2006. - С. 293-307.

35 Loret M. Kosciol katolicki a Katarzyna II. 1772-1784. - Krakow-Warszawa, 1910.

36 Венгер А. Рим и Москва. 1900-1950.. Пер. с франц. Д. В. Власова. - M., 2000.

37 Klug, Joseph H. Teacher reflective practice in Jesuit high schools Ph.D. - Saint Louis Univercity, 2010.

Ассоциацию иезуитских колледжей и университетов, был проведен анализ идей протестантского теолога Аруны Гнанадасон (является координатором программы «Женщины» Всемирного совета церквей) и иезуита Иоганна

38 39

Баптиста Метца (1928). В диссертации К. Леми дан сравнительный анализ теологии иезуита Ганса Урса фон Бальтазара и православного богослова Сергия Булгакова. Анализу трудов одного из наиболее влиятельных теологов XX века Анри де Любака посвящена диссертация Марселино Д'Амброзио40. Вклад Общества Иисуса в развитие японской культуры обозначил в своем исследовании Н. Котани, который, исследуя опыт иезуитов по обучению японцев основным методам европейской живописи ХУ1-ХУП века, выделил особое художественное направление, сложившее в японском искусстве под влиянием иезуитов41.

Наследие отечественных исследователей, касающееся иезуитов, также весьма обширно. По времени написания можно разделить их работы на три временных периода, отличающихся мировоззренческим подходом к предмету изучения.

1. Дореволюционные исследования (до 1917 года), написанные в основном с позиций антикатолицизма, рассматривающие деятельность иезуитов как проявление экспансии Папского Престола. Со второй половины XIX - начала XX веков наблюдался всплеск интереса к Обществу Иисуса в работах А. Ильина42, Д. Скворцова43, в переписке Ю.Ф. Самарина (1819-1876) с иезуитом И. М. Мартыновым (1821-1894)44, М. Морошкина45, А. Лилова46. В их

38 Baumgardt G. Opening First-World Catholic Theology to Third-World Ecofeminism: Aruna Gnanadason and Johann B. Metz in Dialogue. Ph.D. Faculty of the Graduate School, Marquette University. - Milwaukee, 2012.

39 Leamy K. A Comparison of the Kenotic Trinitarian Theology of Hans Urs von Balthasar and Sergei Bulgakov Ph.D. - Marquette University, 2012.

40 D'Ambrosio M. G. Henri de Lubac and the Recovery of the Traditional Hermeneutic. Ph.D. - Catholic University of America, 1991.

41 Kotani N. Studies in Jesuit art in Japan Ph.D. - Princeton University, 2010.

42 Ильин А. Иезуиты и их влияние на историю человечества. - М., 1905.

43 Скворцов Д.И. Орден иезуитов, как сила политическая. - М., 1897.

44 Самарин Ю.О. Иезуиты и их отношение к России. - М.,1868.

45 Морошкин М. Иезуиты в России, с царствования Екатерины II и до нашего времени. Часть первая, обнимающая историю иезуитов в царствование Екатерины Великой и Павла Первого. - СПб., 1867.

46 Лилов А. О. О зловредных действиях иезуитов в отношении православной церкви в России в конце XVI и в начале XVII века. - Казань, 1856.

исследованиях можно найти сведения о деятельности иезуитов на территории России, попытки анализа «Духовных упражнений». Историк и государственный деятель Д.А. Толстой (1823-1889) опубликовал работу «Римский католицизм в России»47, в которой рассмотрел развитие католицизма в России начиная с X века, в том числе и историю иезуитов начиная с миссии Антонио Поссевино в XVI веке.

2. Советскими учеными были выполнены работы, посвященные анализу истории и теологии Общества Иисуса. Из советских исследователей Общества Иисуса можно назвать Д.Е. Михневича48, Л.Н. Великовича49, И. Р. Григулевича50, журналиста Б. А. Печникова51, Н.А.Ковальского52, которыми собран богатый материал по истории Общества Иисуса в XX веке. Теологию иезуитов в XX веке исследовали Б.Ю. Кузмицкас53, Ф.Г. Овсиенко54, К.И. Никонов55, А.Н. Красников. Имеются труды, затрагивающие экономические аспекты истории иезуитов. В.В. Дорошенко проанализирована феодальная экономика на примере рижской коллегии иезуитов56.

3. В современном отечественном религиоведение продолжается изучение Общества Иисуса.

Исследователи изучают разные аспекты существования Общества Иисуса, в том числе те, которые были слабо рассмотрены в дореволюционной или советской науке. Например, такой важный этап развития философии и теологии как «вторая схоластика» в последние десятилетия был детально

47 Толстой Д.А. Римский католицизм в России. - СПб., 1876-1877.

48 Михневич Д.Е. Очерки из истории католической реакции (Иезуиты).. -М., 1955.

49 Великович Л. . Черная гвардия Ватикана. М., 1985.

50 Григулевич И.Р. Крест и меч. Католическая церковь в Латинской Америке XVI-XVI1I веков. - М., 1977; Григулевич И.Р. Папство век XX. - М., 2003.

51 Печников Б.А. Отцы тьмы или иезуиты Просвещения. - М.,1989.

52 Ковальский H.A. Эволюция социальной доктрины церкви. - М., 1974.

53 Кузмицкас Б.Ю. Философские концепции католического модернизма. Дисс. ... докт. филос. наук. - Вильнюс, 1984.

54 Овсиенко Ф.Г. Личность и социальное развитие в католической «антропологизированной» теологии // Вопросы религии и религиоведения Антология отечественного религиоведения. Выпуск 1. Часть 2: Институт научного атеизма - Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. - М., 2009. - С. 135-150.

55 Никонов К. И. Критика антропологического обоснования религии. - М., 1989. Никонов К. И. Современная христианская антропология. -М., 1983.

Дорошенко В.В. Мыза и рынок. Хозяйство рижской коллегии иезуитов на рубеже XVI и XVII веков. - Рига, 1973.

проанализирован Д.В. Шмониным,57 Г.В. Вдовиной58. Исследователем Д.В. Кирьяновым59 изучается теология иезуитов в контексте достижений теологии XX века, методологические основы теологической системы Б. Лонергана рассмотрены А.Н. Красниковым60, теология К. Ранера исследовалась Ю.А. Кимелевым61.

Современные ученые часто выбирают для изучения темы, связывающие современность и историческую традицию. Исследователь С.А. Харьков рассматривает теологию К. Ранера в контексте наследия Лойолы с использованием методов психологии.

В настоящее время публикуются переводы на русский язык работ,

/'Л

определивших облик современной католической философии: А. де Любака , Г. У. фон Бальтазара63, Э. де Мелло64, X. Ранера65, К. Ранера66, Б. Лонергана67. Это способствует развитию интереса отечественных ученых к изучению католической теологии.

Существуют исследования, посвященные отдельным аспектам истории Общества Иисуса - например, монографии о деятельности иезуитов в разных

57 Шмонин Д.В. Вторая схоластика, XVI - начало XVII в. Культурный контекст, метафизические основания, место в истории мысли : дис. ... докт. филос. наук : 09.00.03. - СПб., 2003. Шмонин Д.В. В тени Ренессанса. Вторая схоластика в Испании. - СПб., 2006.

58 Вдовина Г.В. Метафизика Франсиско Суареса» // Вопросы философии. № 10. - М., 2003. - С. 128-139.

59 Кирьянов Д.В. Томистская философия XX века. - СПб., 2009.

60 Красников А.Н. Методология современного неотомизма. - М., 1993. Красников А.Н. Б. Лонерган: программа обновления католической теологии // Религиоведение. № 2. Благовещенск, 2002. - С. 84-87.

61 Кимелев Ю. А. Философия религии. Систематический очерк. - М., 1998.

62 Любак де А. Драма атеистического гуманизма. - Милан-Москва, 1997.

Любак де А. Парадокс и тайна церкви. — Милан - Москва, б.г. Любак де А. Католичество. Социальные аспекты догмата. - Милан-Москва, 1992.

63 Бальтазар Г.У. фон, Барт К., Кюнг Г. Богословие и музыка. Три речи о Моцарте. - М., 2006. Бальтазар Г.У. фон Верую. Кто такой христианин. - М, 2009.

Бальтазар Г.У. фон Истина симфонична. - М, 2009.

Бальтазар Г.У. фон Пасхальная тайна. Богословие трех дней. - М., 2006.

Бальтазар Г.У. фон Сердце мира. - М., 2006 .

Бальтазар Х.У. фон Теология истории. - М., 2006.

64 Мелло де Э. Одна минута мудрости. - М., 2004.

65 Ранер X. Игнатий Лойола и историческое становление его духовности. - М., 2002. Ранер X. Играющий человек. - М., 2010.

66 Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие. - М., 2006.

67 Лонерган Б. Метод в теологии. М., 2010. Лонерган Б. Теология в ее новом контексте // Религиоведение. № 2. -Благовещенск, 2002. - С. 87-95.

регионах: в Белоруссии - Т. Блиновой68, в Китае - Д. Дубровской69. Изучению истории иезуитов в России посвящены работы А.Р. Андреева70, В.Б. Лушпай71.

Рассмотрением Общества Иисуса как ордена Католической церкви в контексте ее истории занимаются В. Задворный и А. Юдин .

Таким образом, даже краткий обзор библиографии показывает сложность и обширность темы, отраженной во множестве работ с разными мировоззренческими и научными подходами. Вместе с тем, несмотря на длительную историю изучения иезуитов, наблюдается необходимость работ, дающих систематический философско-религиоведческий анализ иезуитов как уникального феномена в истории Католической церкви.

Научная новизна исследования.

1. Проведен анализ Общества Иисуса как культурно-религиозного феномена на основе изучения современной научной, образовательной и издательской деятельности Ордена в России и за рубежом.

2. Исследована эволюция Общества Иисуса в контексте изменений, произошедших в Католической церкви в последние десятилетия.

3. Изучены малоисследованные отечественными учеными источники: «Духовный дневник» основателя Общества Иисуса Лойолы, труды русских публицистов и общественных деятелей XIX века, посвященные Ордену.

4. Исследованы труды современных теологов Общества Иисуса (А. де Любака, X. Ранера, X. У. фон Бальтазара), дающие представление о тенденциях развития современной католической теологии.

5. Изучены документы генеральных конгрегаций XX века, содержащие в себе обновленное видение иезуитами своего места в современном мире.

68 Блинова Т.Б. Иезуиты в Беларуси (их роль в организации образования и просвещения). - Гродно, 2002.

69Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. - М., 2001.

70 Андреев А.Р., Шумов С.А. Мальтийцы и иезуиты: власть над миром. - М., 2005.

71 Лушпай В.Б. Антипапская пропаганда белорусских иезуитов во второй половине XVIII в. Вопросы истории. № 8. - М., 2001. - С. 124-133. Лушпай В.Б. Иезуиты и Екатерина II // Вопросы истории. № 8. - М., 1999. -

С.130-137.

72 Задворный В. Юдин А. История Католической Церкви в России. Краткий очерк. - М., 1995.

Объектом диссертационного исследования является монашеский католический орден Общество Иисуса.

Предметом исследования является Общество Иисуса как культурно-религиозный феномен в его эволюции и современном состоянии.

Цель исследования - выявить ключевые особенности католического монашеского ордена иезуитов, его роль в истории Католической церкви, рассмотреть историю Общества Иисуса за все время существования. Особое внимание уделено времени становления и современному состоянию, так как эти периоды в развитии Ордена совпали со сменой религиозных парадигм. Специального рассмотрения требует история иезуитов в России в связи с уникальностью ситуации, создавшейся в период официального запрета Общества Иисуса.

Задачи исследования. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать основные подходы к рассмотрению Общества Иисуса в религиоведении.

2. Комплексно изучить особенности Общества Иисуса.

3. Исследовать Общество Иисуса в России.

4. Охарактеризовать основные направления современной теологии иезуитов.

5. Определить место иезуитов в современных религиозных процессах.

Методы исследования. Используются традиционные научные методы:

анализ, синтез, индукция, дедукция, историко-философский анализ, сравнительно-исторический метод73. При рассмотрении возникновения Общества Иисуса применяется принцип каузальности. Культурная и временная дистанция осложняет исследование раннего периода развития Ордена, поэтому сделан анализ сохранившихся текстовых документов с применением герменевтического метода. При рассмотрении системы членства и

73 Введение в общее религиоведение / Под ред. И. Н. Яблокова. - М., 2001. С. 456.

территориальной организации используется структурно-функциональный подход.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Общество Иисуса, возникшее в XVI веке, является уникальным культурно-религиозным феноменом благодаря заложенному Игнатием Лойолой особому типу духовной жизни, сочетающему активное и созерцательное начало. Иезуиты, имевшие в первые века своего существования миссионерские цели, сумели трансформировать их сегодня в деятельность по укреплению христианского единства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Свиридова, Наталья Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философско-религиоведческий анализ Общества Иисуса показал, что иезуиты - один из самых влиятельных католический орденов. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, согласно поставленным целям и задачам.

Общество Иисуса является выразителем идеи обновления католицизма как в момент своего возникновения, так и современном мире. Иезуиты сыграли важную роль в формировании духовной культуры Запада, их исторический опыт интересен для современности.

В главе 1, рассматривая Общество Иисуса в ХУ1-Х1Х веках, мы выявили уникальность ордена иезуитов, основы его деятельности и историко-культурный контекст его становления.

В параграфе 1.1, исследуя исторические условия зарождения и становления Общества Иисуса, мы пришли к выводу, что этот католический орден появился в сложнейших исторических условиях становления культуры Нового времени. Кризис католицизма, усугубленный появлением протестантизма, был преодолен, в том числе и благодаря Обществу Иисуса. Идея обновления католицизма, возвращения к истокам христианства оказалась востребованной в XVI веке. Общество Иисуса - новая форма монашеской жизни, соединяющая в себе созерцательное начало и призыв к активной деятельности в земном мире. Орден отличается жесткой регламентацией структуры, повторяющей устройство самой Католической церкви, даже личная духовная жизнь выстроена в систему, установленную прохождением духовных упражнений, воспитывающих в члене Общества Иисуса готовность к исполнению любых миссий. Иезуиты создали систему образовательных учреждений, построенных на принципах педагогики, остающихся актуальными

до сих пор. Основная деятельность членов Общества Иисуса сосредоточена в трех основных сферах: преподавание, миссионерская деятельность, священническое служение в приходах. Система католического образования, созданная иезуитами, способствовала распространению обновленной католической парадигмы, выработанной Тридентским собором. Членами Общества Иисуса разработаны педагогические методы, которые до сих пор применяются в светском образовании.

Орден сумел в борьбе с протестантизмом укрепить престиж папской власти и сохранить католические догматы в диспутах со сторонниками Реформации, став неотъемлемой частью Католической церкви. Иезуиты создали миссии по всему миру и внесли большой вклад в распространение ценностей католицизма среди нехристианских народов. Метод инкультурации, применяемый членами Общества, позволил добиться установления дипломатических отношений с разными странами и получить ценный опыт межкультурного и межконфессионального взаимодействия.

В параграфе 1.2 проанализированы отношения между Православной церковью и Обществом Иисуса. Установлено, что неприязненное отношение к иезуитам в России является отражением многовековых сложных и противоречивых взаимоотношений православия и католицизма. Иезуиты неоднократно осуществляли визиты на территорию России, СССР и РФ с миссионерскими целями, им удалось получить признание в качестве организаторов образовательных учреждений, результатом их деятельности явилось уникальное явление в культуре России XIX века - русский католицизм.

Деятельность Общества Иисуса в России способствовала проникновению идей западной культуры, особенно в сфере образования. Существование иезуитов на территории Российской империи под покровительством Екатерины II в период повсеместного запрета деятельности Ордена сохранило непрерывность духовной традиции, послужив затем источником возрождения Общества в 1814 году.

В главе 2 раскрыты особенности деятельности Общества Иисуса в современном мире. Установлено, что иезуиты оказывают непосредственное влияние на современный католицизм, закладывают основы дальнейшего развития теологии. Католическая церковь в XX веке переживает кризис, она эволюционируя от осуждения модернизма к реформам Второго Ватиканского собора. Общество Иисуса, являясь частью церкви, также пережило серьезные перемены. Цель иезуитов сегодня - приспособление католицизма к изменившимся условиям, сближение с современным миром.

В параграфе 2.1 рассмотрена деятельность иезуитов за рубежом в XX веке. Выделены следующие направления развития Общества Иисуса: деятельность в области образования и науки, миссионерская и социальная работа. Отмечено изменение направленности активности иезуитов в сторону усиления экуменического начала и сотрудничества с представителями разных религиозных направлений. Многовековой опыт педагогической деятельности, дополненный умением чувствовать потребности современного мира, позволил иезуитам сохранить высокий уровень учебной и научной работы в образовательных учреждениях Ордена в сферах религиоведения, этики, истории Церкви. Антифашистская деятельность в период Второй мировой войны, проповеди, осуждающие войну во Вьетнаме, помощь беженцам также часть служения иезуитов в XX веке.

Множество стран, где действуют иезуиты, не являются католическими. Иезуиты имеют большой опыт в налаживания межконфессиональных отношений.

В параграфе 2.2 отмечена сложность судьбы иезуитов в России XX века. Деятельность иезуитов не прекращалась даже в советской России, приняв форму нелегальной работы среди католического населения.

После официального возвращения иезуитов в Россию в 1991 году ими была начата активная работа по восстановлению структур Католической церкви. Члены Ордена стали кураторами образовательного учреждения

Института философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в Москве, который до недавнего времени вел активную учебную, научную и просветительскую деятельность. Современные иезуиты сотрудничают с учебными заведениями, ведут работу с католическим населением, содействуют переводу и изданию католической литературы.

В главе 3 проанализирован вклад иезуитов в теологию. Являясь частью Католической церкви, иезуиты определили многие ключевые моменты эволюции католической теологии. Сделан вывод, что теология иезуитов является неоднородной. Сама тенденция дифференциации католической теологии усиливается в последние годы, получают признание идеи иезуитов-теологов, ранее отвергаемые официальным католицизмом.

В параграфе 3.1 проанализирован важный этап в развитии христианской теологии - «вторая схоластика». Этому периоду не всегда уделяется достаточное внимание в истории философии и религиоведении. Автор пришел к выводу, что эта теологическая система сочетает в себе достижения средневековой схоластики и идеи возрожденческого гуманизма. Именно в ее рамках заложены направления последующего развития европейской философии. Работы теолога Ф. Суареса (1548-1617) стали поворотным пунктом в развитии европейской философии и теологии. Его труды способствовали становлению таких областей философии, как философия права, философия науки.

В сфере этики автором рассмотрен пробабилизм как важный этап в развитии европейской католической мысли, в рамках которого разработаны важные для последующего развития этики понятия «свобода воли» и «свободный выбор».

В параграфе 3.2 рассмотрены основные направления католической теологии, представленные в трудах членов Общества Иисуса. В современном мире известность получили идеи иезуитов, выражающие стремление к обновлению католицизма. Высказанные некоторыми членами Общества

(например, К. Ранером, А. де Любаком) учения легли в основу документов Второго Ватиканского собора и определили дальнейшее развитие католицизма.

В теологии Общества в настоящий момент существует множество направлений, порожденных попытками ассимилировать идеи философии, психологии, естественных наук. Это обогащает и расширяет поле католической теологии, уводя от традиционной централизации и универсализма. Чрезмерно радикальные идеи некоторых членов Общества Иисуса неоднократно подвергались осуждению Ватиканом. Иезуитами разработаны теологические концепции, позволившие им принять и осмыслить современный мир. При непосредственном участии членов Общества развивались такие значимые направления католической теологии, как «новая теология», «теология освобождения», трансцендентальный томизм. Теология иезуитов с трудом поддается классификации и систематизации по причине ее плюралнеточности. Объединяющим звеном для столь различных направлений является духовный опыт Игнатия Лойолы. Включение в поле зрения теологии понятий, сформированных в рамках современной экзистенциальной философии и феноменологии, обогатило и дало новый толчок развитию богословия.

Учитывая активную деятельность нового папы римского Франциска, являющегося членом Общества Иисуса, актуальность исследований, посвященных иезуитам, будет возрастать. Востребованными окажутся не только вопросы, касающиеся современного состояния Ордена, но и изучение его духовного наследия и богатой истории.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Свиридова, Наталья Владимировна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А.Р., Шумов С. Мальтийцы и иезуиты: власть над миром. -М., «ЭКСМО», 2005. - 256 с.

2. Аржанухин В., Дремлюг А. Трёхсотлетие католической общины Санкт-Петербурга. // Символ. № 46. - Париж-Москва, 2003. - С. 197-229.

3. Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. - М., 1999.

URL: http://miguel-arranz.net/files/eucharistia.pdf (дата обращения 29.08.13).

4. Арранц М. Избранные сочинения по литургике. Том 1. Таинства византийского Евхология. - Рим-Москва: Папский восточный институт; Институт философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского, 2003. — 605 с.

5. Артамов П. Как иезуиты красного петуха нам пустили или развратится ли Россия в латинский католицизм? Русский заграничный сборник. Часть II, тетрадь IV. - Берлин, Париж, Лондон: Лейпциг, типография Густава Бора, 1859.-93 с.

6. Бальтазар Г.У. фон, Барт К., Кюнг Г. Богословие и музыка. Три речи о Моцарте. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.- 159 с.

7. Бальтазар Г.У. фон Верую. Кто такой христианин. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - 207 с.

8. Бальтазар Г.У. фон Истина симфонична. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. - 152 с.

9. Бальтазар Г.У. фон Пасхальная тайна. Богословие трех дней. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 288 с.

10. Бальтазар Г.У. фон Сердце мира. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 152 с.

11. Бальтазар Х.У. фон Теология истории. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 136 с.

12. Барт Р. Сад, Фурье, Лойола. - М.: Праксис, 2007 - 256 с.

13. Бемер Г. История Ордена иезуитов. - Смоленск: Русич, 2002. -462

с.

14. Бернарт Л. Психоаналитическое прочтение «Духовного дневника» Игнатия Лойолы // Символ. - Париж-Москва, 2006. - С. 307-323.

15. Бернарт Л. Различение духов и душевная жизнь // Символ. № 50. -Париж-Москва, 2006. - С.293-307.

16. Бицилли П.М. Игнатий Лойола и Дон Кихот // Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб.: Мифрил, 1996 - 276 с.

17. Блинова Т.Б. Иезуиты в Беларуси (их роль в организации образования и просвещения). - Гродно: ГрГУ, 2002. - 425 с.

18. Бродский А.И. Casus conscientiae. Казуистика и пробабилизм с точки зрения современной этики /7 Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева. Выпуск 12. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С.279-294.

19. Бровко Л. Н. Августин Реш. Иезуиты и национал-социализм // Религии мира: История и современность. Ежегодник. 2003. - М.: Наука, 2003. -С. 103-135.

20. Быков А. Игнатий Лойола // Орден Иезуитов: правда и вымысел. -М.: ACT, 2004.-539 с.

21. Вальверде К. Философская антропология. - М.: «Христианская Россия», 2000.— 412 с.

22. Введение в общее религиоведение. Под ред. И. Н. Яблокова. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 576 с.

23. Вдовина Г.В. Метафизика Франсиско Суареса» // Вопросы философии № 10. - М.: Наука, 2003. - С. 128-139.

24. Вдовина Г.В. Язык неочевидного. Учение о знаках в схоластике XVII века. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. -648 с.

25. Венгер А. Рим и Москва. 1900-1950. Пер. с франц. Д. В. Власова. -М.: Русский Путь, 2000. - 616 с.

26. Воронцова И.В. Основополагающие черты христианского модернизма (конец Х1Х-начало XX в.) // Вопросы философии. №10. - М.: Наука, 2010.-С. 51-62.

27. Гагарин И. Католические тенденции в русском обществе // Символ. № 32. — Париж-Москва, 1994. - С. 73-104.

28. Гарнак А. Монашество в восточном и западном обществе // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 238-252.

29. Геттэ В. История иезуитов, составленная по подлинным, отчасти неизданным документам. Т.1. Книги 1-3. - М.: Типография Русская печатня. Я.М. Сарандинаки, Арбат, д. 29, 1912. - 194 с.

30. Гибер де Ж. Духовность Общества Иисуса. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. - 680 с.

31. Грановский Т.Н. Лекции по истории позднего средневековья. - М.: Наука, 1971.- 164 с.

32. Григулевич И.Р. Крест и меч. Католическая церковь в Латинской Америке ХУ1-ХУШ веков. - М.: Наука, 1977. - 298 с.

33. Григулевич И.Р. Папство век XX. - М.: Терра, 2003. - 368 с.

34. Григулевич И.Р. «Мятежная» церковь в Латинской Америкею. -М.: Наука, 1972.-412 с.

35. Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. - СПб.: Издание Маврикия Осиповича Вольфа, 1999. - 662 с.

36. Гришин, Е. В. П. Тейяр де Шарден и П. Клод ель в контексте Католического возрождения во Франции первой половины XX в. // Религиоведение. - Благовещенск: АмГУ, №2, 2010. - С. 134-140.

37. Губер Ж. Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии. - СПб.: Изд. ф. Павленкова, 1898. - 320 с.

38. Гуерьеро Э. Ханс Урс фон Бальтазар - М.: Духовная библиотека, 2009. - 328 с.

39. Декреты XXXV Генеральной Конгрегации. URL: http ://j esuit.ru/images/j esuits/gc/CG3 5_Decr3 Mission_RUS .pdf (дата обращения: 23.08.13).

40. Документы Второго Ватиканского собора. - М.: Паолине, 1998. -

589 с.

41. Дорошенко В.В. Мыза и рынок. Хозяйство рижской коллегии иезуитов на рубеже XVI и XVII веков. - Рига: Зинатне, 1973. - 185 с.

42. Дубинин Б. Мишель де Серто, летописец вычеркнутого // Логос №4.-М., 2001.-С. 4-6.

43. Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. - М.: Крафт+, Институт Востоковедения РАН, 2001. - 256 с.

44. Духовные упражнении в сети URL: http://onlineministries.creighton.edu/Molitva/ (дата обращения: 23.08.13).

45. Жует М. Интервью 26 марта 2009 г. «Не стоит противопоставлять духовность Игнатия Лойолы православной традиции»

URL: http://www.bogoslov.ru/text/392881.html (дата обращения: 23.08.13).

46. Задворный В. Юдин А. История Католической Церкви в России. Краткий очерк. - М.: Издательство колледжа католической теологии св. Фомы Аквинского, 1995. - 36 с.

47.

Зайцев Р.В. Миссия иезуитов в Китае (XVII-XVIII вв.) в контексте взаимодействия цивилизаций // Путь Востока. Межкультурная коммуникация. Материалы VI Молодежной научной конференции по проблемам философии,

религии, культуры Востока. Выпуск 30. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 106-109.

48. Иван Грозный и иезуиты: миссия Антонио Поссевино в Москве. Сост. и предисл. И.В. Курукина, пер. с нем. С.П. Гиждеу, пер. с лат. Л.Н. Годовиковой. - М: Аграф, 2005. - 256 с.

49. Иезуиты в Полоцке: 1580—1820 гг.: Часть 1 / Сост. Л. Данько. — Полоцк, издатель А. И. Судник, 2005. — 40 с.

50. Иезуиты в Полоцке: 1580—1820 гг.: Часть 2 / Сост. Л. Данько. — Полоцк, издатель А. И. Судник, 2005. — 48 с.

51. Ильин А. Иезуиты и их влияние на историю человечества. - М.: Издательство И.Д. Сытина 1905. - 79 с.

52. Инглот М. Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. - 632 с.

53. Информационный бюллетень Генеральной Курии № 17, 10 апреля 2013 года.

URL:http://www.sjweb.info/news/index.cfm?Tab=7&Language=l&PubNumI Э=188 ( дата обращения 29.08.13)

54. История II Ватиканского собора. Том 1. Навстречу новой эре в истории католичества. Провозглашение и подготовка собора. Январь 1959 -Сентябрь 1962. Под общей редакцией Д. Альбериго, А. Бодрова и др. - М: Библейско-богословского институт св. апостола Андрея, 2003. - 664 с.

55. История II Ватиканского собора. Том 2. Формирование соборного сознания. Первый период и перерыв между сессиями октябрь 1962 - сентябрь 1963. Под общей редакцией Д. Альбериго, А. Бодрова и др. - М.: Библейско-богословского институт св. апостола Андрея, 2005. - 764 с.

56. История II Ватиканского собора. Том 3. Сформировавшийся собор. Под общей редакцией Д. Альбериго, А. Бодрова и др. - М.: Библейско-богословского институт св. апостола Андрея, 2005. - 700 с.

57. История II Ватиканского собора. Том 4. Соборная церковь. Третий период и перерыв между сессиями. Сентябрь 1964 - Сентябрь 1965. Под общей редакцией Д. Альбериго, А. Бодрова и др. - М.: Библейско-богословского институт св. апостола Андрея, 2008. - 867 с.

58. История II Ватиканского собора. Том 5. Собор - поворотный момент в истории Церкви. Четвертый период и завершение собора. Сентябрь-декабрь 1965. Под общей редакцией Д. Альбериго, А. Бодрова и др. - М: Библейско-богословского институт св. апостола Андрея, 2009. - 912 с.

59. История религий. Под ред. И.Н. Яблокова. T. II. - М.: Высшая школа, 2002. - 639 с.

60. Католическая энциклопедия. Том I. - М.: Издательство Францисканцев, 2002. - 976 с.

61. Католическая энциклопедия. Том И. - М.: Издательство Францисканцев, 2005. - 928 с.

62. Католическая энциклопедия. Том III. - M.: Издательство Францисканцев, 2007. - 982 с.

63. Католическая энциклопедия. Том IV. - М.: Издательство Францисканцев, 2011. - 982 с.

64. Католичество / Автор-составитель A.A. Грицанов. - Минск: Книжный Дом, 2006. - 384 с.

65. Кимелев Ю. А. Философия религии. Систематический очерк. - М.: Nota Вепе, 1998 -424 с.

66. Кирьянов Д.В. Богословие природы и благодати и возникновение доктринального плюрализма в католическом богословии

URL: http://www.bogoslov.ru/greek/text/255955.html - _ftn42 (дата обращения: 23.08.13).

67. Кирьянов Д.В. Томистская философия XX века. - СПб: Алетейя, 2009.-169 с.

68. Кирьянов, Д. В. Философско-богословский синтез Бернара Лонергана // Религиоведение. - Благовещенск: АмГУ, №3, 2010. - С. 116-123.

69. Кихле Ш. Игнатий Лойола. Учитель духовности. - М.: Истина и Жизнь, 2004. - 208 с.

70. Коваль А.Н. Чудо, ставшее явным. «Духовный дневник» святого Игнатия Лойолы. // Точки № 1-2. - М., 2002. - С.239-289.

71. Коваль А. Н. Энеко-Иньиго-Игнатий // Точки № 1-2. - М., 2002. -С. 120-158

72. Ковальский H.A. Эволюция социальной доктрины церкви. - М.: Знание, 1974.-64 с.

73. Ковальска-Стус X. Польское католичество в России и русское католичество сегодня // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. -М.: РАГС, №1, 2009.-С. 80-89.

74. Кольвенбах П.Х. Воспитание в духе св. Игнатия // Точки № 1-2. -М.:ИФТИ, 2001.

75. Конфессионализация в западной и восточной Европе в раннее Новое время. Доклады русско-немецкой научной конференции 14-16 ноября 2000 г. Под ред. А.Ю. Прокопьева. - СПб.: Алетейя, 2004. - 208 с.

76. Корзо М.А. О полемике янсенистов и иезуитов о благодати и свободе воли // Этическая мысль. - Вып. 2. - М.: ИФ РАН. 2001. - С. 118-129.

77. Красников А.Н. Б. Лонерган: программа обновления католической теологии // Религиоведение. - Благовещенск: АмГУ, № 2, 2002. - С. 84-87.

78. Красников А.Н. Методология современного неотомизма. - М.: МГУ, 1993.-78 с.

79. Кузмицкас Б.Ю. Философские концепции католического модернизма. Дисс. докт. филос. наук. - Вильнюс, 1984. - 208 с.

80. Кюнг Г. Великие христианские мыслители. - СПб.: Алетейя, 2000. - 442 с.

81. Кюссон Ж. Духовные упражнения // Символ. - Париж-Москва, №50, 2006. - С.45-69.

82. Лейн Т. Христианские мыслители. - СПб: Мирт, 1997. - 345 с.

83. Леруа М. Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 464 с.

84. Лилов А.О. О зловредных действиях иезуитов в отношении православной церкви в России в конце XVI и в начале XVII века. - Казань, 1856.

85. Лиценбергер О. А. Римско-католическая Церковь в России. История и правовое положение. Саратов, 2001. - 388 с.

86. Лойола И. Духовный дневник // Точки № 1-2. - М., 2001. - С. 161238.

87. Лойола И. Рассказ паломника о своей жизни, или автобиография св. Игнатия Лойолы, основателя общества Иисуса // Точки № 1-2. - М., 2002. -С. 8-119.

88. Лойола И. Духовные упражнения // Символ. - Париж-Москва, №26, 1991.-С. 15-123.

89. Лойола И. Выдержки из общего экзамена // Символ. - Париж-Москва, №26, 1991.-С. 129-133.

90. Лонерган Б. Метод в теологии. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. - 400 с.

91. Лонерган Б. Теология в ее новом контексте // Религиоведение. № 2. — Благовещенск; АмГУ, 2002. - С. 87-95.

92. Лортц Й. История церкви, рассмотренная в связи с историей идей. В 2-х томах. - М.: Христианская Россия, 1999. - 511 и 579 с.

93. Лушпай В.Б. Антипапская пропаганда белорусских иезуитов во второй половине XVIII в. // Вопросы истории. № 8. - М.: Наука, 2001. - С. 124133.

94. Лушпай В.Б. Иезуиты и Екатерина II.// Вопросы истории. № 8. -М.: Наука, 1999. -С. 130-137.

95. Любак де А. Драма атеистического гуманизма. - Милан-Москва, 1997.-302 с.

96. Любак де А. Мысли о Церкви. - Милан: «Христианская Россия», 1994-305 с.

97. Любак де А. Парадокс и тайна церкви. - Милан - Москва, б.г. - 144

с.

98. Любак де А. Католичество. Социальные аспекты догмата. - Милан-Москва, 1992.-397 с.

99. Лявшук В.Е. Организационные аспекты образовательной модели иезуитского коллегиума. - Гродно: ГрГУ, 2010. - 239 с.

100. Маракушина Е.В. Католические монашеские миссии на Северо-Западе России: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.13. - СПб: СПбГУ, 2007.- 183 с.

101. Матеос X., Тафт Р.. Развитие византийской литургии. - Киев: Quo Vadis, 2009. - 128 с.

102. Мелло де Э. Одна минута мудрости. - М.: София, 2004. - 189 с.

103. Меллони X. Упражнения св. Игнатия Лойолы в Западной традиции // Точки № 3-4. - м., 2003. - С. 66-112.

104. Михневич Д.Е. Очерки из истории католической реакции (Иезуиты). - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 312 с.

105. Минкявичус Я.В. Новые тенденции в католической философии // Вопросы научного атеизма. Вып. 6. - М.: Института научного атеизма, 1968. -С. 49-85.

106. Моно Г. Об истории Общества Иисуса // Орден иезуитов: правда и вымысел. Составитель А. Лактионов. - М.: ACT, Мидгард, 2004. - С. 5-260.

107. Морошкин М. Иезуиты в России, с царствования Екатерины II и до нашего времени. Часть первая, обнимающая историю иезуитов в царствование

Екатерины Великой и Павла Первого. - СПб.: Типография Второго отделения Собственной его императорского величества канцелярии, 1867. - 501 с.

108. Мчедлов М.П. Католицизм. 2-е издание. - М.: Издательство политической литературы, 1974. - 278 с.

109. Начала христианской психологии. Учебное пособие для ВУЗов. Под ред. Б.С. Братусь, B.JI. Воейкова, C.JI. Воробьева и др. - М.: Наука, 1995. - 236 с.

110. Наука и вера в диалоге. П. Тейяр де Шарден и П. Флоренский. Материалы конференции. Пиза 10-11 декабря 2004 г./ Под ред. A.A. Гриба, JI. Галенни и др. - СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2007. - 288 с.

111. Никифорова М.Е. Планетарное католичество: Ватикан и глобализация. - М.: Либроком, 2010. - 320 с.

112. Николе Э. Контуры католического богословия. Введение в его источники, принципы и историю. - М: Библейско-богословский институт, 2009. - 432 с.

113. Никонов К. И. Критика антропологического обоснования религии. -М.: МГУ, 1989- 190 с.

114. Никонов К.И. Современная теология религий: антропологические аспекты межрелигиозного диалога // Религиоведение. - Благовещенск: АмГУ, №3,2011.-С. 75-83.

115. Никонов К.И. Современная христианская антропология. - М.: МГУ, 1983 - 184 с.

116. Овсиенко Ф.Г. Католическая философия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - М.: РАГС, специальный выпуск к №3, 2009. -С. 6-15.

117. Овсиенко Ф.Г. Личность и социальное развитие в католической «антропологизированной» теологии // Вопросы религии и религиоведения Антология отечественного религиоведения. Выпуск 1. Часть 2: Институт

научного атеизма - Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. - М.: РАГС, 2009.-С. 135-150.

118. Овсиенко Ф.Г. Критика методологических основ социального учения католицизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. -М.: РАГС, специальный выпуск к №3, 2009. - С. 103-112.

119. Опеля С. Россия не будет католической // Новая Польша. - Краков: Институт книги, №4, 2001.

120. Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. Изд. 4-е. - М.: Высшая школа, 2004. - 508 с.

120. Паскаль Б. Письма к провинциалу. Пер. с фр. О.И. Хома. - Киев: Port-Royal, 1997.-592 с.

121. Перроа А. Святой Игнатий Лойола // Символ. - Париж-Москва, №26, 1991.-С. 135-195.

122. Печников Б.А. Отцы тьмы или иезуиты Просвещения. - М.: Педагогика, 1989. - 276 с.

123. Пирлинг П. Князь Гагарин и его друзья // Символ 2001, №44. -Париж-Москва. - С.7-178.

124. Письма и донесения иезуитов о России конца XVIII вв. Иржи Давид. Современное состояние Великой России, или Московии. - Рязань: Александрия, 2010. - 336 с.

125. Поссевино А. Исторические сочинения о России в XVI веке. - М.: МГУ, 1983.-272 с.

126. Пуссе Э. Введение к Духовным Упражнениям // Символ. - Париж-Москва, №26, 1991.-С. 9-15.

127. Райт Д. Иезуиты. Тайная гвардия Ватикана. - М.: ЭКСМО, 2006. -

464 с.

128. Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие. -М.: Библейско-богословского институт св. апостола Андрея, 2006 - 662 с.

129. Ранер X. Игнатий Лойола и историческое становление его духовности. - М.: Институт философии, теологии и истории святого Фомы, 2002- 116 с.

130. Ранер X. Играющий человек. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. - 95 с.

131. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 2001. - 992 с.

132. Рауш Т. Католичество в третьем тысячелетии. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. - 432 с.

133. Рашкова Р.Т. Католицизм. - СПб: «Питер», 2007. - 240 с.

134. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. - СПб: Пневма, 2002. - 880 с.

135. Реати Ф.Э. Бог в XX веке: Человек - путь к пониманию Бога. (Западное богословие XX века) — Пер. с итальянского Ю.А. Ромашева. — СПб.: Европейский Дом, 2002. - 186 с.

136. Рождественская И. С. Понятие «сверхъестественного экзистенциала» Карла Ранера в контексте проблемы соотношения природы и благодати / И. С. Рождественская // Религиоведение. - Благовещенск: АмГУ, №2, 2011. - С. 8493.

137. Россия и иезуиты. 1772-1820 / [Отв. ред. М. Инглот, S.J., Е.С. Токарева]; Институт всеобщей истории РАН; Исторический институт Общества Иисуса. - М.: Наука, 2006. - 341 с.

138. Руло Ф. Святой Игнатий Лойола и восточная духовность. // Символ. -Париж-Москва, №26, 1991. - С. 195-207.

139. Самарин Ю. Ф. Иезуиты и их отношение к России. Письма к иезуиту Мартынову. - М. : Тип. Грачева и К, 1870. - 510 с.

140. Сапунов А.П. Заметка о коллегии и академии иезуитов в Полоцке. -Витебск: Издатель Л.Ф. Данько, 1997. - 30 с.

141. Святловский B.B. Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII ст. - Петроград: Путь к знанию, 1924. - 56 с.

142. Середкина Е.В. Программа обновления католической теологии в работах Г. Кюнга и Б. Лонергана: от диалога ad intra к диалогу ad extra // Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России. Материалы Всероссийской научной конференции. — Белгород: БелГУ, 2004. - С. 28-32.

143. Серто М. По городу пешком // Communitas / Сообщество. 2005. № 2. -С. 80-87.

144. Серто де М. Разновидности письма, разновидности истории. // Логос №4.-М., 2001.-С. 7-18.

145. Скворцов Д.И. Орден иезуитов, как сила политическая. - М., 1897. -

39 с.

146. Религии народов современной России: Словарь / Редкол.: М.П. Мчедлов, Ю.И. Аверьянов, В.Н. Басилов. - М.: Республика:, 1999. - 624 с.

147. Слюнькова И. Н. Проект уничтожения греко-российского вероисповедания, представленный в 1717 г. государственным чинам Речи Посполитой иезуитом С. Жебровским //Вестник церковной истории. - М.: Православная энциклопедия, № 3(7), 2007. - С. 186-195.

148. Совместное послание народам России и Польши Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Председателя Епископской Конференции Польши Архиепископа Юзефа Михалика, митрополита Перемышльского. 17 августа 2012 г.

URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2411498.html (дата обращения: 23.08.13).

149. Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания. Т.1 / Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. - М.: Логос, 2004. - 328 с.

150. Соколов С. История восточного и западного христианства (IV-XX века). - М.: Издательство св. Кирилла и Мефодия, 2008. - 344 с.

151. Солонин Ю.Н. Философия Суареса в историко-философской перспективе // Verbum. Франциско Суарес и европейская культура XVII-XVIII веков. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 1999. С. 7-9.

152. Стричек А. Автобиография рядового иезуита отца Алексея Стричека. - Новосибирск: Римско-Католическая Преображенская епархия, 2009. - 111 с.

153. Струговщиков Е. Тейяр де Шарден и православное богословие. - М: Fazenda «Дом надежды», 2004. - 256 с.

154. Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Пер. с латинского Г.В. Вдовиной. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. — 776 с.

155. Судо Ю.В. Теология освобождения : Социально-философское исследование : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. -Новосибирск, 2005. 177 с.

156. Тафт Р. Византийский церковный обряд. - СПб.: Алетейя, 2000. -

160 с.

157. Тафт Р., Никифорова А.Ю. «В темные для России годы советского пленения я ежедневно повторял молитву: "Спаситель мира, спаси Россию!"» Интервью с профессором Папского Восточного института священником Робертом Тафтом 9 июня 2011 года

URL: http://www.bogoslov.ru/text/1743074.html (дата обращения: 23.08.13).

158. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: ACT, 2002. - 553 с.

159.Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Айрис-пресс, 2002. -640 с.

160. Толстой Д.А. Римский католицизм в России. В 2-х томах. - СПб: Типография В. Ф. Демакова, 1876-1877. - 538 и 438 с.

161. Тонди А. Иезуиты. - М.: Иностранная литература, 1955. - 332 с.

162. Тышкевич С. Католичество. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1950. - 71 с

163. Усков Н.Ф. Церковь в X-XV вв. // История средних веков. Под ред. С.П. Карпова. T. I. - М.: МГУ, 2000. - 432 с.

164. Фарузи Ф. Иезуит: семантическая эволюция этого слова // Символ. -Париж-Москва, №26, декабрь 1991. - С. 207-211.

165. Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Общество иезуитов. - М.: Либроком, 2011. - 208 с.

166. Фома Аквинский Сумма против язычников. В 2-х книгах. Перевод с лат. Т.Ю. Бородай. - М.: ИФТИ, 2004. - 440 и 584 с.

167. Фома Аквинский Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43. Перевод с лат. С.И. Еремеева, A.A. Юдина. - Киев: Ника-Центр, 2002. - 560 с.

168. Фома Аквинский Сумма теологии. Часть II. Вопросы 44-74. Перевод с лат. С.И. Еремеева. - Киев: Ника-Центр, 2003. - 336 с.

169. Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских Орденах. -Брюссель: Жизнь с Богом, 1973 г. - 136 с.

170. Церковь и религиозное сознание в Новое и Новейшее время: Сборник обзоров и рефератов. Отв. ред. З.Ю. Метлицкая. - М.: ИНИОН РАН, 2010.- 184 с.

171. Цимбаева E.H. Русский католицизм: Идея всеевропейского единства в России XIX века. - М.: Издательство ЖИ, 2008. - 208 с.

172. Хардон Дж. Кризис веры. 18 декабря 2009.

URL: http://www.bogoslov.ru/text/529562.html (дата обращения 23.08.13).

173. Харьков С. А, Философско-теологические источники трансцендентальной теологии К. Ранера // Религиоведение - Благовещенск: АмГУ, №3, 2006. - С. 119-129.

174. Харьков Сергей Александрович. Влияние «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы на становление антропологической концепции Карла Ранера : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 [Место защиты: Российский государственный гуманитарный университет]. - Москва, 2009. -163 с.

175. Христианство: Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева. Том 1. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 863 с.

176. Хромец И.С. Христианская антропология Карла Ранера: философский и теологический аспекты: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.14 - СПб, 2012. - 23 с.

177. Шмонин Д.В. В тени Ренессанса. Вторая схоластика в Испании. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. - 277 с.

178. Шмонин Д.В. Вторая схоластика, XVI - начало XVII в.: Культурный контекст, метафизические основания, место в истории мысли : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.03. - СПб, 2003.- 429 с.

179. Шмонин Д.В. Regulae professoribus, или как иезуиты учили философии // Вестник русской христианской гуманитарной академии. - СПб: РХГА, №4, том 10, 2009. - С. 84-99.

180. Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства. Систематическое изложение. - М.: Паолине, 2000. - 496 с.

181. Шпионы Ватикана... О трагическом пути священников-миссионеров: воспоминания Пьетро Леони, обзор материалов следственных дел. Сост. И.И. Осипова. - М.: Братонеж, 2012г. - 448 с.

182. Baumgardt G. Opening First-World Catholic Theology to Third-World Ecofeminism: Aruna Gnanadason and Johann В. Metz in Dialogue. Ph.D. Faculty of the Graduate School. - Milwaukee, Marquette University, 2012.

183. Begheyn P. Studies in the spirituality of jesuitsA bibliography on St. Ignatius' Spiritual exercises : a working-tool for American students. - St. Louis : American Assistancy Seminar, 1981. - 56 p.

184. Breemen P. Trouver Dieu en toutes choses. Pour que la vie trouve sa place dans la foi. - Paris: Le Cerf, 1997. - 225 p.

184. Calvez J.-Y Chrétiens penseurs du social. - Paris: Le Cerf, 2002. - 210 p.

185. Creixell J. San Ignacio de Loyola. - Barcelona: Subirana, 1922. - 414 p.

186. Crowe F. The Christology of Bernard Lonergan from 1935 to 1982. -Ottawa: Novalis, 2005. - 279 p.

187. Demoustier A. Qu' appelle-t-on exercices spirituels? La proposition ignatienne. - Paris: Médiasèvres, 2004. - 52 p.

188. Dhotel J.-C. La spiritualité ignatienne. Points de repère. - Paris: Vie Chrétienne, 1990. - 71 p.

189. Diccionario historico de la Compania de Jesus : biografico-tematico / Charles E. O'Neill, Joaquin M. Dominguez. - Roma, Madrid: Universidad Pontifica Comillas, 2001.-4110 p.

188. Feingold M. Jesuit Science and the Republic of Letters. - Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2003. - 484 p.

189. Gagey H.J., Holzer V. Balthasar, Rahner : Deux pensées en contraste. -Paris: Bayard, 2005. - 217 p.

190. Ganss E. Ignatius of Loyola: the Spiritual exercises and selected works. -New York: Paulist Press, 1991.-503 p.

191. Guichard A. Les jesuites. - Paris: B. Grasset, 1974. - 253 p.

192. Klug, Joseph H. Teacher reflective practice in Jesuit high schools Ph.D. -Saint Louis Univercity, 2010. - 188 p.

193. Kotani N. Studies in Jesuit art in Japan Ph.D. - Princeton University, 2010.-408 p.

194. Leamy K. A Comparison of the Kenotic Trinitarian Theology of Hans Urs von Balthasar and Sergei Bulgakov Ph.D. - Marquette University, 2012.

195. Lecrivain P. Pour une plus grande gloire de Dieu. Les missions jesuites. -Paris: Gallimard, 1991. - 176 p.

196. Loret M. Kosciol katolicki a Katarzyna II. 1772-1784. - Krakow-Warszawa: Dr.: L. Anczyc, 1910. - 323 s.

197. Lubac H. de La pensee religieuse du Pere Pierre Teihard de Chardin. -Paris: Aubier, 1962 - 375 p.

198. Pierling P. La Russie et Saint-Siege. Etudes diplomatiques. T. 1-5. - Paris: Perrin et Cie, 1896-1912. - 466, 589, 422 p.

199. Sintas L. Pluralisme dans l'Eglise. - Toulouse: Prière et vie, 1968. - 168

P-

200. Teevan D. Lonergan. Hermeneutics, Theological Method. - Milwaukee: Marquette University Press, 2005. - 225 p.

201. Valadier P. Un christianisme au present. - Paris: Cerf et Desclée, 1977. -

120 p.

202. Valadier P. L'Eglise en process. - Paris: Flammarion, 1989. - 241 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.