Образы казахов в русской литературе 1890–1930-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Дюсекенев Дамир Нурулланович

  • Дюсекенев Дамир Нурулланович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 204
Дюсекенев Дамир Нурулланович. Образы казахов в русской литературе 1890–1930-х годов: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет». 2023. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дюсекенев Дамир Нурулланович

Введение

1 Образы Казахской степи и казахов-кочевников в русской литературе как проблема постколониальной критики и имагологии

1.1 Восток как проблема постколониальной критики и русский ориентализм

1.2 Внутренний Восток России как значимая проблема русской словесности в позднеимперский и раннесоветский периоды

1.3 Казахи как «внутренние Другие» русской словесности

1.4 Выводы по главе

2 Имагология Казахской степи и казахов-кочевников на рубеже XIX-XX вв

2.1 Степь и казахи-кочевники в творчестве М.М. Пришвина и В.Г. Короленко - взгляд «извне»

2.2 Степь и казахи-кочевники в творчестве Г.Д. Гребенщикова и

А.С. Сорокина - взгляд «изнутри»

2.3 Экзотика Степи в раннесоветской литературе

2.4 Выводы по главе

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образы казахов в русской литературе 1890–1930-х годов»

Введение

Актуальность исследования образов Степного края (Казахской степи) Российской империи обусловлена бурным развитием в последние десятилетия постколониальных и имагологических исследований в отечественной и зарубежной науке. В рамках исследования немаловажно отметить, что для рубежа ХХ-ХХ1 веков характерно зарождение таких междисциплинарных объектов изучения, как образы «Другого», дискурсы национальной и региональной идентичности, культурные трансферы, литературные рефлексии колониального опыта Российской империи и др. Исследователями отмечается, что в художественной картине мира, созданной русской литературой на различных этапах исторического развития, не последнее место отводилось репрезентации других этносов, в том числе - азиатских, благодаря такой ее специфике как «всемирная отзывчивость» 1 . Актуальность определяется также все более развивающимся и углубляющимся процессом диалога культур в условиях глобализации, проблемами межкультурной коммуникации Запада и Востока на постсоветском пространстве.

Степень разработанности темы исследования

Одним с первых исследований, посвященных изучению образов казахов и Казахской степи, является монография М.И. Фетисова «Первые русские повести на казахские темы» . В книге автор рассматривает произведения В.А. Ушакова, Ф.В. Булгарина и В.И. Даля на казахские темы и отмечает романтическую тенденцию в восприятии кочевников, преклонение перед патриархальностью «детей степи». В другой работе М.И. Фетисова «Литературные связи России и Казахстана. 30-50-е годы XIX век рассматриваются произведения малоизученных русских литераторов начала XIX века, в частности сравнение романтической поэмы «Киргизский пленник» Н. Муравьева с рассказом «Киргизский набег» и повестью «Якуб-Батырь» А.П. Крюкова. Кроме того, в отдельной главе

1 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1984. Т. 26. С. 146.

2 Фетисов М. И. Первые русские повести на казахские темы. Алма-Ата, 1950. 154 с.

3 Фетисов М. И. Литературные связи России и Казахстана (30-е -50-е годы 19 века). М., 1956. 383 с.

«Петрашевцы и Казахстан» интерес М.В. Петрашевского и его соратников (А.П. Балосогло, А.Н. Плещеева и др.) к Востоку связывается с темой инородцев, востоковедческими штудиями, а также модой на Восток в русском обществе того времени. При этом М.И. Фетисов отмечает, что, по мысли петрашевцев, единственный путь к спасению для инородцев лежит через приобщение к русской культуре. В работе «Русско-казахские литературные отношения в первой половине XIX века»4 раскрывается идеология межнационального содружества во взглядах таких социал-демократов, как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, которые противостояли официальной имперской практике восприятия инородческого населения как дикого племени, подверженного экономической эксплуатации.

В другом значимом исследовании - монографии К.Ш. Кереевой-Канафиевой «Русско-казахские литературные отношения» 5 - в историко-литературном плане прослеживаются истоки дружбы русского и казахского народов, сближения их культур. Раскрывается характер отражения казахской тематики в творчестве русских классиков второй половины XIX - начала XX века (Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, Д.Н. Мамин-Сибиряк и др.), а также в русской демократической литературе этого периода.

Из работ последних десятилетий, посвященных русско-казахским литературным отношениям, также значима монография Г.Г. Исаева «Код исламской культуры в творчестве русских писателей»6, в которой в одном из параграфов рассматривается казахская тема в русской литературе первой половины ХХ века. На примере произведений таких писателей, как М.М. Пришвин, В. Хлебников, Вс. Иванов, В. Каверин, А. Бек и др., автор показывает, как бурные исторические события ХХ века отразились на казахах. При этом делается вывод, что перед русскими писателями стояла задача не раскрытия характера казахского народа, а воссоздания поэтических образов гор и степей.

4 Фетисов М.И. Русско-казахские литературные отношения в первой половине XIX века. Алма-Ата, 1959.

479 с.

5 Кереева-Канафиева К.Ш. Русско-казахские литературные отношения: вторая половина XIX - первое десятилетие XX в. Алма-Ата, 1980. 280 с.

6 Исаев Г.Г. Код исламской культуры в творчестве русских писателей. Астрахань, 2009. 261 с.

Г.С. Умарова в монографии «В.И. Даль: мир казахского этноса в

7

документально-научных и художественных текстах» на основе традиционного мировоззрения и авторской позиции проводит философский и социально -исторический анализ его текстов. В итоге автор приходит к идее о неразделимости бытового и бытийного в жизни казахского этноса. Литературоведческое и фольклористское наследие В.И. Даля сравнивается с поэтикой А.С. Пушкина как одного из основоположников традиции русской толерантности и формирования в целом российского художественного сознания. Коллективная монография «Литературное трансграничье: русская словесность в

о

России и Казахстане» на основе литературных текстов XIX - XXI веков России и Казахстана репрезентирует наиболее яркие примеры процесса интеграции, их закономерности как факта межлитературного имагологического диалога в условиях интеркультурного общения. Анализируются проблемы и истоки конструирования образа «Другого» в русской и казахской литературах указанного периода в трансграничном имагологическом дискурсе.

Перечисленные работы сосредоточены на проблемах русско-казахского литературного взаимодействия, рассмотренного в определенной связи с культурно-историческими условиями взаимодействиями русских авторов с жителями Степи. Настоящая работа располагается в методологическом поле междисциплинарных исследований русского ориентализма9, где предпринимается попытка показать неравнозначный, в основе - колониальный характер взаимоотношений, что позволит не преувеличивать или преуменьшать интеграционные процессы двух культур, а взглянуть на проблему возникновения образов казахов в русской словесности как естественного процесса имагологического освоения русской культурой имперских окраин, населенных

7 Умарова Г.С. В.И. Даль: мир казахского этноса в документально-научных и художественных текстах: Монография. Уральск, 2012.

8Литературное трансграничье: русская словесность в России и Казахстане: коллективная монография / отв. ред. В. И. Габдуллина. Барнаул, 2017. 290 с.

9 Алексеев П.В. Концептосфера ориентального дискурса в русской литературе первой половины XIX в.: От А.С. Пушкина к Ф.М. Достоевскому. Томск, 2015. 348 с.

народами, находящимися на более низкой, с ее точки зрения, цивилизационной ступени развития.

Теория русского ориентализма, разрабатываемая П.В. Алексеевым10 как система гетерогенных дискурсов о внутренних и внешних «Других» русской культуры выступает методологической основой настоящей работы, однако необходимо вспомнить истоки и основные понятия такого подхода к диалогическим процессам русской культуры. Известные и во многом спорные

11 19

работы Э. Саида «Ориентализм» (1978), «Культура и империализм» (1993) четыре десятилетия назад придали мощное ускорение развитию разных направлений постколониальной критики и предложили тезис о конструктивистском характере образов Востока, сформированных в культурах, по разным причинам выстраивающих ему цивилизационную оппозицию. Подобный конструктивистский подход мы всецело разделяем. Одно из ключевых понятий указанных работ Э. Саида - это дискурс ориентализма как системы генерации не только знания, но и воображения Востока как культурологического subaltern^: «...ориентализм можно считать корпоративным институтом, направленным на общение с Востоком <...> Общение при помощи высказываемых о нем суждений, определенных санкционируемых взглядов, его описания, освоения и управления им, - короче говоря, ориентализм - это западный стиль доминирования,

13

реструктурирования и осуществления власти над Востоком» .

В рамках данного подхода необходимо обратить внимание на исторические исследования русско-азиатских взаимоотношений, а также работы по изучению общественных и государственных дискурсов Российской империи. Так, О.Е. Сухих на большом и вполне репрезентативном материале проследила путь формирования образа казаха-кочевника в русской общественно-политической мысли в конце XVIII - первой половине XIX века14, в итоге выделив два этапа:

10 Alekseev P. V. Notes on Russian Orientalism as a Phenomenon of Cultural Transfers // Tomsk State University Journal of Philology.2020. № 67. P. 189-203.

"Said E.W. Orientalism. N.-Y., 1978. 368 p.

12Said E.W. Culture and Imperialism. N.-Y., 1993. 380 p.

13Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока / пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб., 2006. С.10.

14 Сухих О.Е. Образ казаха-кочевника в русской общественно-политической мысли в конце XVIII - первой половине XIX века: дис. .канд. ист. наук. Омск, 2007. 258 с.

романтический, связанный с идеалами Просвещения, и реалистический, обусловленный появлением националистических настроений, что, в свою очередь, отразилось на языке и культуре управленческих практик российской власти указанного периода.

В книге канадского историка Дэвида Схиммельпэннинка ван дер Ойе «Русский ориентализм: Азия в российском сознании от эпохи Петра Великого до Белой эмиграции» 15 проанализированы представления русской культуры о Востоке. Автор приходит к выводу, что они отличаются от саидовской колониальной концепции отсутствием единодушия, когда взгляды на степных варваров были амбивалентными и порой проникнуты чувством уважения и симпатии. Сравнивая русских востоковедов с английскими и французскими, исследователь отмечает, что они находились в двойственном положении, понимая, что Россия выступает Востоком для Запада и Западом для Востока. Географическое положение, общая история и восточные корни выдающихся русских востоковедов только усугубляли это двойственное положение. Поэтому в отличие от Запада, для которого Восток был alter ego, России приходилось самоидентифицироваться как по отношению к Западу, так и по отношению к Востоку. Исследователь отмечает, что русское востоковедение зародилось в петровскую эпоху, а во время Екатерины II придворная элита отождествляла себя с Европой, изобретая экзотичную Азию. На примере произведений русских романтиков (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Бестужева-Марлинского и др.) и истории Казанской и Петербургской востоковедческой школ автор отмечает особенность русского ориентализма, для которого характерен синтез «своего» и «Другого», европейского и азиатского, толерантное и амбивалентное отношение к внутреннему Востоку.

Монография П.В. Алексеева «Концептосфера ориентального дискурса в русской литературе первой половины XIX в.»16 относится к междисциплинарным

15 Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Русский ориентализм: Азия в российском сознании от эпохи Петра Великого до Белой эмиграции / Пер. с англ. П.С. Бавина. М., 2019. 285 с.

16 Алексеев П.В. Концептосфера ориентального дискурса в русской литературе первой половины XIX в.: От А.С. Пушкина к Ф.М. Достоевскому. Томск, 2015. 348 с.

исследованиям, поскольку сочетает в себе имагологию, структурную поэтику и постколониальные исследования. По мнению автора, дискурс ориентализма в русской литературе был необходим не только для художественного разнообразия, но и для формирования собственной идентичности. Русский ориентализм, заимствовав у Запада основные типы восприятия и конструирования «Востока», для успешной вестернизации страны сформировал специфический дискурс самоориентализации, который, в отличие от восточных масок европейских или американских авторов, имел важное значение для определения и конструирования национальной идентичности. Вследствие этого возникло амбивалентное отношение к Востоку, что привело к возникновению сложного взаимодействия в виде триады «Запад - Россия - Восток». Более того, по мнению исследователя, дискурс русского ориентализма сложнее концепции Саида, поскольку в художественных текстах необходимо учитывать поэтику, форму воплощения и литературные контексты, которые избирательно включали в себя восточные элементы, в итоге преследуя цель не только национальной самоидентификации, но и выполняя семиотическую функцию в конкретном историческом периоде.

Немаловажными являются работы по постколониальным исследованиям Ф.

17 1Я 10

Фанона , Х. Баба , М. Тлостановой , которые раскрывают сущность формирования стереотипных образов в российской словесности и их художественной рецепции. О влиянии роли расы в постколониальных дискурсах говорится в работе философа и психоаналитика Ф. Фанона «Черная кожа, белые маски»20, где на примере чернокожего показан колониальный и расовый комплекс неполноценности, который приводит к тому, что самооценку чернокожего определяет «белый человек». В книге Х. Баба «Мимикрия и человек. Двойственность колониального дискурса» 21 раскрывается понятие мимикрии

17 Fanon F. Black Skin, White Masks. London, 1970. 251 p.

18 Bhabha H. Of Mimicry and Man: The Ambivalence of Colonial Discourse // October. Spring, 1984. № 28. P. 125-133.

19 Тлостанова М. Постколониальный удел и деколониальный выбор: постсоциалистическая медиация // Новое литературное обозрение. 2020. № 1 (161). С. 66-84.

20 Fanon F. Black Skin, White Masks. London: Paladin, 1970. 251 p.

21 Bhabha H. Of Mimicry and Man: The Ambivalence of Colonial Discourse // October. Spring, 1984. № 28. P.

125.133.

колонизованного, которое тесно связано с его попыткой колониальной имитации

22

в иерархичных отношениях. В своих исследованиях М. Тлостанова вводит понятие состояния колониальности, которое отличается от колониализма и постколониализма тем, что не ограничено временем и может возникать не только в имперско-колониальных взаимоотношениях. Типичный пример: Российская империя/СССР как вторичная и периферийная по отношению к западноевропейским вынуждена отвечать агрессией или отрицанием как по отношению к империям Запада, так и к собственным колониям. Наличие самой инаковости России как империи подтверждает существование шкалы цивилизованности в мировом масштабе с точкой отсчета в США, которая прежде начиналась с сердца Европы, и присвоением каждому соответствующего статуса. По мнению Тлостановой, СССР репрезентировал себя оппозиционно Российской империи постколониальной федерацией с имитацией мультикультурализма и освободителя национальных окраин от империи «тюрьмы народов», но, по сути, за этим скрывались формы реколонизации и преемственности с прежней империей. Таким образом, для СССР вполне применимы имперские представления модерности/колониальности, расизма, ориентализма, прогрессизма, что и для имперского периода. При этом у Советского Союза были и отличительные черты, такие как неоднозначное отношение метрополии к своим колониям в зависимости от их близости к Европе, что было связано с ее периферийным характером и комплексом неполноценности. Об особенностях Российской империи/СССР как континентальной, периферийной империи-субалтерна, которые формировали его взаимоотношение как с европейскими державами, так и с собственными колониями, что отражалось на её собственной

22 Тлостанова М. Постколониальный удел и деколониальный выбор: постсоциалистическая медиация // Новое литературное обозрение. 2020. № 1 (161). С. 66-84.

23 24

рецепции, писали такие исследователи, как А. Мартин , А. Эткинд , С.Н.

25 26 27

Абашин , В. Морозов , А. Абалов и В. Иноземцев .

Эти и подобные исследования формируют научную и источниковедческую базу имагологического изучения образа Казахской степи в русской словесности. Однако системных трудов в области имагологии и русского ориентализма на казахском материале в настоящее время не существует. Данная работа нацелена на восполнение этих пробелов.

Объектом исследования являются тексты русской словесности 1890-1930 гг., репрезентирующие казахскую тематику (историю, административно -политическое устройство, этнокультурные особенности). Указанный период выбран в связи с тем, что в русской литературе писатели под влиянием исторических событий позднеимперского и раннесоветского периода культурно переосваивали и рефлексировали модернизацию казахов и степи, что в итоге отразилась на эволюции их образов в русской словесности. В результате мы можем наблюдать трансформацию образа (до)модерна и модерна: в культуре землепользования (бережное/потребительское отношение), в религии (синкретизм/атеизм), в образе жизни (кочевой/оседлый), в национальной идентичности (присутствие/утрата).

Предметом исследования являются образы казахов и Казахской степи в русской словесности 1890-1930 гг. как значимая часть дискурса русского ориентализма.

Цель диссертационного исследования - целостная реконструкция образов казахов и Казахской степи в дискурсе русского ориентализма с точки зрения его места в литературном процессе 1890-1930 гг.

23 Мартин Т. Империя "положительной деятельности". Нации и национализм в СССР, 1923-1939 / пер. с англ. О. Р. Щёлоковой. М., 2011. 662 с.

24 Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России // Новое литературное обозрение, 2018.

448 с.

25 Абашин С.Л. Центральная Азия в составе Российской империи // Новое литературное обозрение, 2008.

464 с.

26 Морозов В. Россия и Другие. Идентичность и границы политического сообщества // Новое литературное обозрение, 2009. 656 с.

27 Абалов А., Иноземцев В. Бесконечная империя. Россия в поисках себя. М.,2020. 426 с.

Для достижения заявленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1.Рассмотреть образы казахов-кочевников и Степи как типологический Восток в контексте исследований постколониальной критики и русского ориентализма;

2. Изучить место и роль внутреннего Востока России как важной проблемы русской словесности в позднеимперский и раннесоветский периоды русской словесности;

3. Выявить и проанализировать комплекс источников, репрезентирующих образы казахов и Казахской степи как внутренний Восток русской литературы конца XIX - начала XX вв.;

4. Рассмотреть способы «изобретения» казахов в русской словесности в позднеимперский и раннесоветский периоды на материале наиболее репрезентативных художественных текстов (М.М. Пришвина «Черный араб», «Адам и Ева», В.Г. Короленко «У казаков», Г.Д. Гребенщикова «Ханство Батырбека», «Каркаралинский мещанин», А.С. Сорокина «Голос Степного края», Вс. Иванов «Киргиз Темербей», «Дитё», В.А. Каверина «Возвращение»).

Материалом исследования являются художественные произведения М.М. Пришвина, В.Г. Короленко, Г.Д. Гребенщикова, А.С. Сорокина, Вс. В. Иванова.

Научная новизна работы определяется тем, что в данном исследовании образы казахов и способы их репрезентации рассматриваются в аспекте постколониальной критики и дискурса русского ориентализма.

Методология исследования определяется имагологическим подходом, компаративным анализом, которые предполагают комплексное раскрытие в текстах русской словесности общих представлении об «ином» народе, регионе и способах их репрезентации, а также структурно-семиотической методологией изучения локальных текстов, благодаря которой вся совокупность художественных и документальных данных, участвующих в создании сверхобраза Казахской степи, рассматривается как единое целое.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды

28 29 30

по имагологии (Ж.М. Карре28, Г. Дизеринк29, Д.А. Пажо30), в том числе дискурса ориентализма и «воображаемой географии», касающихся дихотомии «Запад-

Л 1

Восток» (Э. Саид , Л. Вульф , С. Горшенина ), работы в сфере постколониализма и колониальных практик (Ф. Фанон 34 , X. Баба35 , М. Тлостанова36), в особенности применительно к Российской империи и Казахской

37 38 39

степи в дискурсе русского ориентализма (А. Эткинд , В. Тольц , Т. Мартин , А. Каппелер40, Д. Схиммельпэнинк ван дер Ойе41, А.Н. Зорин42, С.Н. Абашин43, А.И Миллер 44 , В.О. Бобровников 45 , П.В. Алексеев 46 , В.Е. Морозов 47 , Э.Ф.

28 Carré J.M. Les écrivains français et te mirage allemand: 1800-1940. P., 194l. 223 p.

29 Dyserinck H. Zum Problem der «Images» und «Mirages» und ihrer Untersuchung im Rahmen der vergleichenden Literaturwissenschaft II Arcadia. 1966. №1. S. 107-120.

30 Pageaux D.H. Une perspective d' études en littérature compa> rée: l'imagerie culturelle II Synthesis. 1981. № 8. Р. 169-185.

31Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока I пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб., 2006. 639 с.

32 Вульф Л. Изобретая Восточную Европу. Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения I пер. с англ. И.Федюкина II Новое литературное обозрение, 2003. 560 с.

33 Горшенина С.М. Изобретение концепта Средней I Центральной Азии: между наукой и геополитикой. Вашингтон, 2019. 119 с.

34Fanon F. Black Skin, White Masks. London: Paladin. 19l0. 251 p.

35 Bhabha H. Of Mimicry and Man: The Ambivalence of Colonial Discourse // October. Spring, 1984. № 28. P.

125-133.

36 Тлостанова М. Постколониальный удел и деколониальный выбор: постсоциалистическая медиация II Новое литературное обозрение. 2020. № 1 (161). С. 66-84.

31 Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России II Новое литературное обозрение, 2018.

448 с.

38 Тольц В. Собственный Восток России» Политика идентичности и востоковедение в позднеимперский и раннесоветский период II Новое литературное обозрение, 2013. 332 с.

39 Мартин Т. Империя "положительной деятельности". Нации и национализм в СССР, 1923-1939 I пер. с англ. О. Р. Щёлоковой. М., 2011. 662 c.

40 Каппелер А. Россия - многонациональная империя: возникновение, история, распад I пер. с нем. С. Червонная. М., 1996. 379 c.

41 Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Русский ориентализм: Азия в российском сознании от эпохи Петра Великого до Белой эмиграции I Пер. с англ. П.С. Бавина. М., 2019. 285 c.

42 Зорин А. Десять лет советской Киргизии II Революционный Восток. 1934. № 6.С. 159-1l2.

43 Абашин С.Л. Центральная Азия в составе Российской империи II Новое литературное обозрение, 2008.

464 c.

44 Миллер А.И. Российская империя, ориентализм и процессы формирования наций в Поволжье II Ab imperio. 2003. №3. С. 393-406.

45Бобровников В.О.Что вышло из проектов создания в России инородцев? (Ответ Джону Слокуму из мусульманских окраин России) II «Понятия о России». К исторической семантике имперского периода I Отв. ред. Д. Сдвижков, И. Ширле. Т. II ИНовое литературное обозрение, 2012. С. 270.

46 Алексеев П.В. Концептосфера ориентального дискурса в русской литературе первой половины XIX в.: От А.С. Пушкина к Ф.М. Достоевскому. Томск, 2015. 348 с.

4l Морозов В. Россия и Другие. Идентичность и границы политического сообщества II Новое литературное обозрение, 2009. 656 с.

Шафранская ) и работы, основанные на теории культурного трансфера (М. Эспань49, М. Вернер50 и др.51).

Теоретическая значимость темы обусловлена формированием нового, перспективного поля ориенталистских и имагологических исследований степного фронтира поздней Российской империи и раннего Советского Союза, позволяющего более пристально изучить колониальные и постколониальные темы русской словесности и художественные репрезентации проблемы формирования русской национальной идентичности.

Научно-практическая значимость исследования определяется тем, что её результаты могут быть использованы в дальнейшей разработке комплексных работ по истории и культуре народов России и Казахстана, истории русско -казахских литературных взаимоотношений, компаративистике, имагологии и русскому ориентализму. Кроме того, полученные данные могут лечь в основу университетских учебных курсов по русской литературе исследуемого периода, по сравнительному литературоведению, а также в эдиционной практике при подготовке комментированных антологий и собраний сочинений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование образов Казахской степи и ее тюркского населения в русской словесности определялось внутренними потребностями имперской и постимперской культуры рубежа XIX-XX вв.

2. Образы казахов-кочевников и Казахской степи в основной своей массе строились по моделям, апробированным русской культурой в процессе формирования русского ориентализма рубежа XIX-XX вв., в результате чего можно сделать вывод о том, что русский ориентализм второй половины XIX в.,

48 Шафранская Э.Ф. Травелоги: рецепция и интерпретация. СПб., 2016. 220 с.

49 Эспань М. История цивилизаций как культурный трансфер; пер. с франц.: под общ.ред. Е.Е.Дмитриевой // Новое литературное обозрение, 2018. 816 с.

50 Werner M. Dissymmetrien und symmetrische Modellbildungen in der Forschung zum Kulturtransfer // Kulturtransfer im Epochenumbruch - Deutschland-Frankreich 1775-1815.Leipzig, 1997. Р. 139-155.

51 Лобачёва Д.В. Культурный трансфер: определение, структура, роль в системе литературных взаимодействий // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 8. С. 12-17; Культурный трансфер на перекрестках Центральной Азии: до, во время и после Великого шелкового пути / Мустафаев Ш., Эспань М., Горшенина С., Рапэн К., Бердимурадов А., Гренэ Ф. (отв. ред-ры). Париж-Самарканд, 2013. 312 c.

рубежа веков (до 1917 г.) и в раннюю советскую эпоху является одним и тем же дискурсом, сохраняющим свои базовые черты.

3. Имагология казахов-кочевников и Казахской степи способна пролить свет на особенности включения азиатских жителей степи в культурные пространства Российской империи и Советского государства, разграничивая художественные и административные дискурсы (колонизация и просветительство, угнетение и гуманизм, цивилизационное высокомерие и поиск истоков русской идентичности).

4. Образы казахов и Казахской степи в рамках исследуемого периода не однородны и демонстрируют эволюцию нарративных стратегий: от сказочно -романтического («счастливая Аркадия» М.М. Пришвина, «страна Чингисхановичей» В.Г. Короленко, степи патриархальных кочевников Г.Д. Короленко) до конкретно-исторического (пространство маргинальных колонизованных инородцев, участвующих в дискурсах насилия в годы гражданской войны и успешной советской модернизации у А.С. Сорокина и Вс. Иванова). Это позволяет говорить о том, что эта область воображаемой географии русской культуры постепенно становилась более плотной, насыщенной именами, культурой и историей, заменяя ранние образы степи, опиравшиеся исключительно на культурные стереотипы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дюсекенев Дамир Нурулланович, 2023 год

Источники

1. Гребенщиков Г.Д. «Джаксы джигит» / Г.Д. Гребенщиков. - URL: http://grebensch.narod.ru/zhigit.htm (дата обращения: 28.06.2021).

2. Гребенщиков Г.Д. По горам Алтая. (На западных высотах) // Жизнь Алтая. -1915. - № 152 (12 июля).

3. Гребенщиков Г.Д. Собрание сочинений в шести томах. - Барнаул: Барнаул, 2013. - Т. 2: Сибирь - Петроград - Юго-Западный фронт. - 528 с.

4. Даль В. И. Бикей и Мауляна // Даль Владимир Иванович. Оренбургский край в художественных произведениях писателя / сост. А. Г. Прокофьева [и др.]. -Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 2001. - С. 213-289.

5. Даль В. И. Полтора слова о нынешнем русском языке // Неизвестный Владимир Иванович Даль. - Оренбург: Книжное издательство, 2002. - С. 431-451.

6. Державин Г. Р. Фелица // Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота. - СПб., 1864. - Т. 1: Стихотворения, ч. 1. - 872 с.

7. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. / ред. Н.Ф. Буданова и др. - Л.: Наука, 1984. - Т. 26: Дневник писателя, 1877, сентябрь-декабрь - 1880, август. - 518 с.

8. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М. Достоевский. - СПб: Азбука, 2011. - 672 с.

9. Зелинский Г. Киргиз: поэма / Г. Зелинский; пер. с польского Г. Гребенщикова. - Томск: Издание товарищества «Бытовая Сибирь», 1910. - 54 с.

10. Иванов Вс. Дитё // Окрыленные временем: рассказ 1920-х годов. - М.: Худож. лит., 1990. - С. 138-148.

11. Иванов Вс. Киргиз Темербей / Вс. Иванов // Повести и рассказы. - М.: Художественная литература, 1980. - С.129-138.

12. Иванов Вс. Лога / Вс. Иванов // Повести и рассказы. - М.: Художественная литература,1980. - С. 144-153.

13. Каверин В. Собрание сочинений: в 6 т. / В. Каверин. - М.: Художественная литература, 1964. - Т. 2. - 578 с.

14. Короленко В.Г. (1853-1921). Записные книжки [Электронный ресурс]. -URL: http: //bibra.ru/composition/zapisnye-knizhki (дата обращения: 06.05.2021).

15. Короленко В.Г. Собрание сочинений: В 5 т. / В.Г. Короленко. - Л.: Художественная литература, 1989. - Т. 1: Повести и рассказы, 1879 - 1888. - 621 с.

16. Короленко В.Г. Собрание сочинений: В 5 т. / В.Г. Короленко. - Л.: Художественная литература, 1990. - Т. З.Рассказы 1903-1915. -717 с.

17. Короленко В.Г. Собрание сочинений: В 6 т. / под общ.ред. К. Тюнькина. - М.: Библиотека «Огонек»: Правда, 1971. - Т. 5. - 524 с.

18. Мамин-Сибиряк Д. Н. Собрание сочинений в 10 т. / Д. Н. Мамин-Сибиряк. - М.: Правда, 1958. - Т. 10. - 765 с.

19. Муравьев Н. Киргизский пленник, повесть в стихах Н. Муравьева. (Взята с истинного происшествия Оренбургской линии) / Н. Муравьев. - М.: тип. При Императ. Медико-хирургической академии, 1828. - 50 с.

20. Пришвин М.М. Ранний дневник 1905-1913 / М.М. Пришвин. - СПб.: ООО «Изд-во "Росток"». 2007. - 800 с.

21. Пришвин М.М. Собрание сочинений. В 8-ми т. / М.М. Пришвин. - Т. 8. Дневники, 1905-1954. - М.: Художественная литература, 1986. - 759 с.

22. Пришвин М.М. Собрание сочинений. В 8-ми т. Т. 1. Произведения 19061914 годов / М.М. Пришвин. - М.: Художественная литература, 1982. - 830 с.

23. Пушкин А.С. Собрание сочинений в шести томах / А.С. Пушкин. - М.: Правда: Библиотека «Огонек», 1969. - Т. 4: Романы в стихах. Художественная проза. - 477 с.

24. Сорокин А. Голос Степного края / Сорокин А. - Омск.: Дирижабль, 2014. - 156 с.

25. Толстой А.К. Два дня в Киргизской степи / А. К. Толстой // Собрание сочинений: в 4-х т. - М. : Правда, 1969. - Т. 2. - С. 126-139.

26. Ушаков В.А. Киргиз-Кайсак: повесть [в 2 ч.] / А.В. Ушаков. - 2-е изд. -М.: изд. книгопродавца В. Логинова; тип. Н. Степанова, 1835. - 239 с.

Научная литература

27. Абалов А. Бесконечная империя. Россия в поисках себя / А. Абалов, В. Иноземцев. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 426 с.

28. Абашин С.Н. В.П. Наливкин: «...будет то, что неизбежно должно быть; и то, что неизбежно должно быть, уже не может не быть.». Кризис ориентализма в Российской империи? // Азиатская Россия: люди и структуры империи: Сб. статей к50-летию А.В. Ремнева. - Омск, 2005. - С. 43-97.

29. Абашин С.Н. Советское=колониальное? (За и против) // Понятия о советском в Центральной Азии: Альманах Штаба № 2. - Бишкек, 2016. - С.28-48.

30. Абашин С.Н. Центральная Азия в составе Российской империи / С. Н. Абашин, Д.Ю. Арапов, Н.Е. Бекмаханова (отв. ред.). - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 464 с.

31. Абдуллина Л. О некоторых параллелях в польской и русской поэзии XIX-XX вв. (поэма Густава Зелинского Киргиз и русский перевод Георгия Гребенщикова) // Acta Polono-Ruthenica. - 2014. - № XIX. - С. 7-16.

32. Абдуллина Л.И. «Ханство Батырбека» Г.Д. Гребенщикова: авторский вариант имагологического дискурса / Л.И. Абдуллина, П.В. Маркина // Мир науки, культуры, образования. - 017. - № 2 (63). - С. 355-358.

33. Алексеев П.В. Восток и восточный текст русской литературы первой половины XIX в.: концептосфера русского ориентализма: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / П.В. Алексеев. - Томск, 2015. - 42 с.

34. Алексеев П.В. Концептосфера ориентального дискурса в русской литературе первой половины XIX в.: от А.С. Пушкина к Ф.М. Достоевскому / П.В. Алексеев. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2015. - 348 с.

35. Алексеев П. В. М.М. Пришвин и казахская степь: проблемы эволюции русского ориентализма в период поздней империи / П. В. Алексеев, Д. Н. Дюсекенев // Имагология и компаративистика. - 2021. - № 16. - С. 129-147.

36. Алтайский текст в русской культуре: сборник научных статей / под ред. М. П. Гребневой. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2015. -444 с.

37. Андреев И.Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков / Фонд Сорос-Казахстан; Составление, транскрипция скорописи ХУШ в., специальное редактирование текста и комментарии И.В. Ерофеевой. - Алматы: Гылым, 1998. -280 с.

38. Анисимов К.В. «Литературность» в тексте историка: сибирские травелоги Х1Х века и националистический дискурс (случай П.И. Небольсина) / К. В. Анисимов // Филология и человек. - 2015. - № 1. - С. 69-77.

39. Апанович Ф. Между Европой и «страной непуганых птиц» (Образы России и Европы в раннем творчестве М. Пришвина) // Михаил Пришвин: Актуальные вопросы изучения творческого наследия. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. - Вып. 1. - С. 3-21.

40. Басов М.М. Антон Сорокин // Сибирские огни. - 1928. - № 4. - С. 211220.

41. Бобровников В. Что вышло из проектов создания в России инородцев? (Ответ Джону Слокуму из мусульманских окраин России) // «Понятия о России». К исторической семантике имперского периода / Отв. ред. Д. Сдвижков, И. Ширле.- М.: Новое литературное обозрение, 2012. - Т. II. - С. 259-291.

42. Валиханов Ч.Ч. Страна шести городов. Дневник путешествия на Иссык-Куль / Ч.Ч. Валиханов. - М.: Изд. «Э», 2017. - 448 с.

43. Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения / Ч.Ч. Валиханов. - Алматы: Изд. «Арыс», 2009. - 584 с.

44. Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана (1917-1936 гг.). Сборник документов и материалов. - М.: Мысль, 1971. - 464 с.

45. Вульф Л. Изобретая Восточную Европу. Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / пер. с англ. И.Федюкина. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 560 с.

46. Гавердовский Я.П. Обозрение Киргиз-кайсацкой степи (часть 2-я) или Описание страны и народа киргиз-кайсацкого // История Казахстана в русских источниках ХУ-ХХ веков. Первые историко-этнографические описания казахских земель. Первая половина XIX века / Сост. И.В. Ерофеева, Б.Т. Жанаев. - Алматы: Дайк-Пресс, 2007. - Т. 5. - С. 285-495.

47. Головнев И.А. Конструирование образов регионов СССР в советском культурфильме / И.А. Головнев, Е.В. Головнева // Человек в мире культуры. -2017. - №2-3.

48. Головнева Е.В. Конструирование образов территорий СССР средствами культурфильмов (на материале анализа литературных сценариев киностудии «Сибтехфильм») / Е.В. Головнева, И.А. Головнев // Эпоха социалистической реконструкции: идеи, мифы и программы социальных преобразований: сборник научных трудов / гл. редактор Л.Н. Мазур. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2017. - С. 571-578.

49. Горбенко А.Ю. К механизмам жизнестроительства Георгия Гребенщикова: Чураевка как реплика скита Сергия Радонежского // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 4 (64), т. 3. - С. 193197.

50. Горбенко А.Ю. Чураевка и Ясная Поляна: рецепция толстовской модели в жизнестроительстве Г.Д. Гребенщикова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2017. - № 1 (39). - С. 150-155.

51. Горшенина С.М. Изобретение концепта Средней / Центральной Азии: между наукой и геополитикой. / С.М. Горшенина - Вашингтон: Программа изучения Центральной Азии, Университет Джорджа Вашингтона, 2019. - 119 с.

52. Дворцова Н.П. Между Европой и Азией: Сибирское путешествие Михаила Пришвина // Город как культурное пространство. - Тюмень: ИПЦ Экспресс, 2003. - С. 8-18.

53. Дюсекенев Д. Н. Творчество Г.Д. Гребенщикова в дискурсе русского ориентализма // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5(84). - С. 272274.

54. Дюсекенев Д. Н. Трансформация русского ориентализма в позднеимперских и раннесоветских произведениях Антона Сорокина // Филология и человек. - 2021. - № 2. - С. 126-133.

55. Дюсекенев Д. Н. Имагология казахов - кочевников в рассказе В.А. Каверина «Возвращение» // Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества: сборник статей всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург, 28 декабря 2022 г. - Уфа, 2022. - Ч. 1. - С. 30-33.

56. Дюсекенев Д. Н. Имагология казахов-кочевников в рассказе Вс. Иванова «Дитё» // Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества: сборник статей всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург, 28 декабря 2022 г. -Уфа, 2022. - Ч. 1. - С. 33-37.

57. Елеукенов Ш.Р. Евразийский талисман. О литературных истоках движения // Евразийский талисман. - Алматы: Бшм, 1996. - С. 7-45.

58. Западные окраины Российской империи / Л.А. Бережная и др. - Новое литературное обозрение, 2006. - 607 с.

59. Зархин С.Б. «Адам и Ева» и «Черный Араб» М. Пришвина // Ученые записки Пермского пединститута. - 1968. - Т. 49. - С. 40-51.

60. Зорин А. Десять лет советской Киргизии // Революционный Восток. -1934. -№ 6. - С. 159-172.

61. Исаев Г.Г. Код исламской культуры в творчестве русских писателей / Г.Г. Исаев. - Астрахань: Астраханский университет, 2009. - 261 с.

62. Камерон С. Голодная степь: Голод, насилие и создание Советского Казахстана / С. Камерон; авториз. пер. с англ. А. Терещенко. - М.: Новое литературное обозрение, 2020. - 360 с.

63. Каппелер А. Две традиции в отношениях России к мусульманским народам Российской империи // Отечественная история. - 2003. - №2. - С. 129— 135.

64. Каппелер А. Россия - многонациональная империя: возникновение, история, распад / А. Каппелер; пер. с нем. Светлана Червонная. - Москва: Прогресс, 1996. - 379 с.

65. Каппелер А. Южный и восточный фронтир России в XVI-XVIII вв. // Ab Imperio. - 2003. - № 1. - С. 47-64.

66. Катков М.Н. Идеология охранительства / М.Н. Катков. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 796 с.

67. Кереева-Канафиева К.Ш. Русско-казахские литературные отношения: вторая половина XIX - первое десятилетие XX в. / К.Ш. Кереева-Канафиева. -Алма-Ата: Казахстан, 1980. - 280 с.

68. Крылов В.Н. Диалог культур и постижение национальной специфики в публицистике В.Г. Короленко // Филология и культура. Philology and culture. -2015. - №3(41). - С. 227-231.

69. Кулемзин В.М. Григорий Николаевич Потанин и этнографическое сибиреведение // Вестник Томского гос. университета. - 2011. - № 2(14). - С. 2225.

70. Культурный трансфер на перекрестках Центральной Азии: до, во время и после Великого шелкового пути / Мустафаев Ш., Эспань М., Горшенина С., Рапэн К., Бердимурадов А., Гренэ Ф. (отв. ред-ры). - Париж - Самарканд: IICAS, 2013. - 312 с.

71. Кундакбаева Ж. Модернизация ранней советской эпохи в судьбах женщин Казахстана, 1920-1930 годы: монография / Ж. Кундакбаева. - Алматы: Казак университет^ 2017. - 412 с.

72. Куфтин Б.А. Календарь и первобытная астрономия киргиз-казацкого народа // Этнографическое обозрение. - 1916. - № 3-4. - С. 123-150.

73. Куфтин Б.А. Киргиз-казаки. Культура и быт. Применительно к залу Уголок кочевого аула в Казахстане в Центральном Музее Народоведения / Б.А. Куфтин. - М.: Издание Центрального Музея Народоведения, 1926. - 48 с.

74. Кэмпбелл Я. Знание и окраины империи: казахские посредники и российское управление в степи, 1731-1917 (пер. с англ. А. Разина, И. Захаряевой) / Я. Кэмпбелл. - Спб., АсаёеткБШ&евРгевв / Библиороссика, 2022. - 391 с.

75. Кязимов К.Ш. Восток в творчестве Михаила Михайловича Пришвина: автореф. дис. ... канд. филол. наук / К.Ш. Кязимов. - Ленкорань, 2000. - 30 с.

76. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей / Под общ.ред. акад. М.К. Козыбаева. - Алматы: Санат, 1996. - 656 с.

77. Литературное наследство Сибири: в 8 т. - Новосибирск, 1983. - Т. 6: Григорий Николаевич Потанин. Воспоминания. - 336 с.

78. Литературное трансграничье: русская словесность в России и Казахстане: коллективная монография / отв. Ред. В. И. Габдуллина. - Барнаул: АлтГПУ, 2017. - 290 с.

79. Лишова Н.И. Мотив странствий в художественном дискурсе М.М. Пришвина: дис. ... канд. филол. наук / Н.И. Лишова. - Елец, 2012. - 190 с.

80. Макарова Е. А. Формирование религиозно-философской позиции В.Г. Короленко (на материале дневниково-эпистолярной прозы) // Сибирский филологический журнал. - 2007. - № 2. - С. 38-49.

81. Маркина П.В. Имагологический дискурс в произведениях Антона Сорокина / П.В. Маркина // Фундаментальные проблемы гуманитарных наук: опыт и перспективы развития исследовательских проектов РФФИ: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. Барнаул, 24-26 сентября 2020 года / Науч. Ред. Н.А. Матвеева. Отв. редактор Т.П. Сухотерина. -Барнаул: АлтГПУ, 2020. - С. 322-326.

82. Мартин Т. Империя "положительной деятельности". Нации и национализм в СССР, 1923-1939 / Т. Мартин ; [пер. с англ. О. Р. Щёлоковой]. -М.: РОССПЭН: Фонд "Президентский центр Б. Н. Ельцина", 2011. - 662 с.

83. Масяйкина Е.В. Литературное наследие сибирского областничества: на материале архивов Г.Н. Потанина и Г.Д. Гребенщикова: дис. ... канд. филол. наук Е.В. Масяйкина. - Томск, 2020. - 196 с.

84. Миллер А.И. Российская империя, ориентализм и процессы формирования наций в Поволжье // Ab imperio. - 2003. - №3. - С. 393-406.

85. Михайлов Д.А. Сибирское областничество и зарождение алтайского национализма // Этнографическое обозрение. - 2015. - №6. - С. 68-85.

86. Морозов В. Россия и Другие. Идентичность и границы политического сообщества / В. Морозов. -М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 656 с.

87. Моррисон А. Центральная Азия в составе Российской империи / А. Моррисон. - М.: Новое литературное обозрение. 2008. - 464 с.

88. Найт Н. О русском ориентализме: Ответ Адибу Халиду // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет. - М., 2005. - С. 323-344.

89. Нузов В.: Интервью с Вячеславом Ивановым // Вестник. - 1998. - №19 (200). - URL: https://www.chayka.org/node/8417 (дата обращения: 21.09.2021).

90. Нухрат А. Юрты-кочевки: к работе женских Красных юрт / А. Нухрат. -М.: Центриздат, 1929. - 56 с.

91. Панченко А.Б. «Сибирь» или «Азиатская Россия» - областничество между имперским и национальным дискурсами // Studia Cultirae. - 2016. - № 1 (27). - С. 49-59.

92. Папкова Е.А. Народный утопический идеал в творчестве «попутчика революции» Всеволода Иванова // Соловьевские исследования. - 2015. - № 3(47). - С. 143-156.

93. Папкова Е.А. Проблемы культуры в творчестве Всеволода Иванова // Сибирский филологический форум. - 2021. - № 2(14). - С. 80-91.

94. Первый Сибирский съезд писателей // Сибирские огни. - 1926. - №3. -С. 202-232.

95. Письма Г.Н. Потанина/ сост.: А. Г. Грумм-Гржимайло, С. Ф. Коваль, Я. Р. Кошелев. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987. - Т. 1. - 344 с.

96. Потанин Г.Н. Завоевание и колонизация Сибири // Живописная Россия.

- СПб., 1884. - Т. XI. - С. 31-48.

97. Почекаев, Р. Ю. Ч. Ч. Валиханов и правовые преобразования в Казахстане в середине XIX в / Р. Ю. Почекаев // Страны и народы Востока. -2013. - № 34. - С. 333-342.

98. Провинциализмы // Восточное обозрение. - Иркутск ,1882. - № 8. - С.

3-5.

99. Продолжение древней Российской вивлиофики. - СПб., 1791. - Ч.4. - С.

369.

100. Ремнев, А. В. Татары в казахской степи: соратники и соперники Российской империи / А. В. Ремнев // Вестник Евразии. - 2006. - № 4. - С. 5-32.

101. Рерих Н.К. Завет. Зажигайте сердца! Сборник / Н.К. Рерих. - Изд. 2-е.

- М.: Молодая гвардия, 1978. - 208 с.

102. Савицкий Е. Как купец Калинцов в Вене в 1882 году самоедов показывал: покорность и сопротивление «все равно что животные» // Новое литературное обозрение. - 2020. - №1 (161). - URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/161_nlo_1_2020/arti cle/21975/ (дата обращения: 28.06.2021).

103. Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э.В. Саид ; пер. с англ. А. В. Говорунова. - СПб., 2006. - 639 с.

104. Сандерланд В. Русские превращаются в якутов? «Обынародчивание» и проблемы русской национальной идентичности на Севере Сибири, 1870-1914. // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет: Антология. - М.: Новое издательство, 2005. - С. 199-227.

105. Сартори П. Эксперименты империи: адат, шариат и производство знаний в Казахской степи / П. Сартори, П. Шаблей. - М.: Новое литературное обозрение, 2019. - 280 с.

106. Селиверстов С.В. Пути интеграции в евразийском регионе в 1917 г.: Г.Н. Потанин, А. Букейханов, М. Чокай // Азиатская Россия во второй половине

XIX - начале ХХ в.: проблемы региональной истории. - Омск: изд-во ОмГУ, 2008. - С. 162-171.

107. Сибирский сборник: научно-литературное периодическое издание: приложение к «Восточному обозрению» / под ред. Н.М. Ядринцева.- СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1886. - Кн.1. - 216 с.

108. Скреминская Л.Р. Запад - Восток в духовных и творческих исканиях В.Г. Короленко // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. - 2003. - № 2(2). - С. 156-165.

109. Слезкин Ю. Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера / Авторизованный пер. с английского О. Леонтьевой. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 512 с.

110. Соболев В.Г. Историография российского ориентализма: к вопросу о методологии исследования // PAX ISLAMICA. - 2013. - № 2 (11). - С. 39-59.

111. Советский проект. 1917-1930-е гг.: этапы и механизмы реализации: сб. науч. тр. / под ред. О. В. Горбачева и Л. Н. Мазур; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2018. - 558 с.

112. Созина Е.К. Геопоэтика национального ландшафта в русской литературе // Уральский исторический вестник. - 2020. - № 2(67). - С. 99-106.

113. Соколовский В.Г. Казакский аул (из предисловия У. Джандосова), /

B.Г. Соколовский. - Ташкент: КазЦСУ, 1926. - 55 с.

114. Сухих О.Е. «В стране свободной и степной...», или русский романтизм начала XIX в. в поисках казахской экзотики // Вестн. Ом. ун-та. - 2009. - № 3. - С. 62-67.

115. Сухих О.Е. Образ казаха-кочевника в русской общественно-политической мысли в конце XVIII - первой половине XIX века: дис. ... канд. ист. наук / О.Е. Сухих. - Омск, 2007. - 258 с.

116. Сушко А.В. Роль В.И. Анучина в развитии алтайского национализма в 1918 г. // Известия Алтайского государственного университета. - 2008. - № 4/1. -

C. 142-145.

117. Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Русский ориентализм: Азия в российском сознании от эпохи Петра Великого до Белой эмиграции / Д. Схиммельпеннинк ван дер Ойе. - М.: РОССПЭН, 2019. - 285 с.

118. Тишевская Н. С. «Сибирские рассказы и очерки» В. Г. Короленко: контрапункт национальной и региональной идентичности // Филология и человек. - 2013. - №3. - С. 53-60.

119. Тлостанова М. Постколониальный удел и деколониальный выбор: постсоциалистическая медиация / М. Тлостанова // Новое литературное обозрение. - 2020. - № 1 (161). - С. 66-84.

120. Тодорова М. Есть ли русская душа у русского ориентализма? Дополнение к спору Натаниэля Найта и Адиба Халида // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет. - М.: Новое издательство, 2005. - С. 344-360.

121. Токмурзаев Б.С. Колонизация Степного края в общественно-политическом дискурсе второй половины XIX - начала ХХ в. // Вестн. Том.гос. ун-та. - 2019. - № 438. - С. 163-171.

122. Тольц В. «Собственный Восток России» Политика идентичности и востоковедение в позднеимперский и раннесоветский период. - М.: Новое литературное обозрение. 2013. - 332 с.

123. Ударцева С.Ф. Чокан Валиханов. Записки о судебной реформе / -Алматы, 1999.- С.73.

124. Уманец Ф.М. Колонизация свободных земель России / Ф.М. Уманец. -СПб.: Б.и., 1884. - 242 с.

125. Умарова Г.С. В.И. Даль: мир казахского этноса в документально -научных и художественных текстах: Монография / Г.С. Умарова. - Уральск: Редакционно-издательский центр ЗКГУ им. М. Утемисова, 2012. - с. 305

126. Успенский Г. И. Кочевники и русские переселенцы // Русская мысль. -СПб., 1891. - № 3. - С. 41-48.

127. Фанон Ф. Черная кожа, белые маски // Новое литературное обозрение.

- 2020. - № 1 (161). - URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_ literaturnoe_obozrenie/161_nlo_1_2020/article/21969 (дата обращения: 28.06.2021).

128. Фетисов М. И. Литературные связи России и Казахстана (30-е - 50-е годы 19 века) / М.И. Фетисов. - М.: Изд-во: АН СССР, 1956. - 383 с.

129. Фетисов М. И. Первые русские повести на казахские темы / М. И. Фетисов. - Алма-Ата: Изд-во АНКССР, 1950. - 154 с.

130. Фетисов М.И. Русско-казахские литературные отношения в первой половине XIX века / М.И. Фетисов. - Алма-Ата: Казгослитиздат, 1959. - 479 с.

131. Халид А. Российская история и спор об ориентализме // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет. - М.: Новое издательство, 2005. - С. 310-323.

132. Характеристика. Ежемесячный журнал. - 1892. - № 9-10. - 268 с.

133. Холодова З.Я. Дневник как творческая лаборатория: М. Пришвин в работе над очерком-поэмой «Черный араб» // Михаил Пришвин и XXI век. -Елец: ЕГУ им. И. А Бунина, 2013. - С. 44-53.

134. Хомяков В.И. «Киргизская» тема в прозе А. Сорокина / В.И. Хомяков // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. - 2015.

- № 2(47). - С. 97-101.

135. Хомяков В.И. Евразийское начало в творчестве А. Сорокина // Культурное наследие Северной Евразии: проблемы и перспективы освоения: Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева. Якутск, 22-23 марта 2012. - Якутск, 2014.

- С. 358-364.

136. Худенко Е.А. Киргизская степь в путевых записках и очерках М.М. Пришвина: имагология и поэтика // Проблемы исторической поэтики. - 2017. - Т. 15, № 2. - С. 107-118.

137. Худенко Е.А. Путешествие М. Пришвина в Азию (анализ фрагментов из раннего дневника) // Русская словесность в России и Казахстане: аспекты интеграции. - Барнаул: АлтГПА, 2013. - С. 124-130.

138. Царегородцева С. С. Идеи евразийства в творчестве Г.Д. Гребенщикова / С. С. Царегородцева // Русская словесность в России и Казахстане: аспекты интеграции: материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул, 15-16 сентября 2011 г. / Отв. ред. В.И. Габдуллина. - Барнаул: АлтГПУ, 2011. - С. 137-146.

139. Черняева Т.Г. Гребенщиков о Льве Толстом // Алтайский текст в русской культуре. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2004. - Вып.2. - С. 60-74.

140. Шастина Т.П. Творение мира и смерть богов в мотивном комплексе повести Антона Сорокина «Алтай и города» / Т.П. Шастина // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2(51). - С. 402-405.

141. Шафранская Э.Ф. Травелоги: рецепция и интерпретация / Э.Ф. Шафранская. - СПб.: Свое издательство, 2016. - 220 с.

142. Шестаков А. 15-летие восстания в Средней Азии / А. Шестов. - М., Л.: Государственное социально-экономическое издание, 1931. - 40 с.

143. Шиловский М. В. Сибирские корни евразийства // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999. - Вып. 1: Культурный космос Евразии. - С. 102-111.

144. Шиловский М.В. Взаимодействие деятелей «Алаш» и сибирских областников в 1917-1918 гг. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. - № 21. - 2018. - С. 35-41.

145. Шиловский М.В. Сибирское областничество в общественно-политической жизни региона во второй половине XIX - первой четверти ХХ в / М.В. Шиловский; отв. ред. В.П. Зиновьев; Институт истории СО РАН. -Новосибирск: Сова, 2008. - 270 с.

146. Эспань М. История цивилизаций как культурный трансфер / М. Эспань; пер. с франц.: под общ.ред. Е.Е. Дмитриевой; вступ. статья Е.Е. Дмитриевой. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 816 с.

147. Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России / А. Эткинд. -М.: Новое литературное обозрение. - 2018. - 448 с.

148. Ядринцев Н.М. Начало оседлости. Исследования по истории культуры угро-алтайских племен // Литературный сборник. Собрание научных и литературных статей о Сибири и Азии / Ред. Н.М. Ядринцев. - Спб., 1885. - С. 139-177.

149. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония / Н.М. Ядринцев. -СПб.:Типографiя М. М. Стасюзевича, 1889. - 477 с.

150. After Empire: Multiethnic Societies And Nation-building: The Soviet Union And The Russian, Ottoman, And Habsburg Empires / Ed. by K. Barkey, M. von Hagen.

- Westview Press, 1997. - 211 p.

151. Al-Azm Sadik Jalal. Orientalism and Orientalism in Reverse. - New York: New York University Press, 2000. - P. 217-238.

152. Alekseev P. V. Notes on Russian Orientalism as a Phenomenon of Cultural Transfers / P. V. Alekseev // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2020. - № 67. - С. 189-203.

153. Bhabha H. Of Mimicry and Man: The Ambivalence of Colonial Discourse // October. - Spring, 1984. - № 28. - P. 125-133.

154. Burke I.E. Rethinking the Historical Genealogy of Orientalism / I.E. Burke, D. Prochaska // History and Anthropology. - 2007. - Vol. 18, № 2. - P. 135-151.

155. Campbell E.I. The 'Muslim question' and Russian imperial governance in late imperial Russia / E.I. Campbell. - Bloomington: Indiana University Press, 2015. - 320 p.

156. Carré J.M. Les écrivains français et 1е mirage allemand: 1800-1940 / J.M. Carré. - Paris: Bouvin, 1947. - 223 p.

157. Dyserinck H. Zum Problem der «Images» und «Mirages» und ihrer Untersuchung im Rahmen der vergleichenden Literaturwissenschaft // Arcadia. - 1966.

- № 1. - S. 107-120.

158. Elliott J. Empires of Atlantic World Britain and Spain in America, 14921830 / J. Elliott. - New Haven: Yale University Press, 2006. - 608 p.

159. Fanon F. Black Skin, White Masks / F. Fanon. - London: Paladin, 1970. -

251 p.

160. Frank A.J. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia. The Islamic World of Novouzensk District and the Kazakh Inner Horde 1780-1910 / A.J. Frank. -Leiden: Brill, 2001. - 344 p.

161. Hallidey F. 'Orientalism' and Its Critics // British Journal of Middle Eastern Studies. - 1993. - Vol. 20, № 2. - P. 145-163.

162. Hart J. Comparing Empires. European Colonialism from Portugese Expansion to the Spanish-American War / J. Hart. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2003. -273 p.

163. Ivanov Vyach. Vs. "And the world will again appear strange ..." (To the 100th anniversary of the birth of Vsevolod Ivanov, February 24, 1895 // Ivanov Vyach. Vs. Selected works on semiotics and cultural history. - Moscow: Languages of Russian culture, 2000. - Vol. II: Articles about Russian literature. - P. 504-512.

164. Kemper M. How to Take the Muslim Peripheries Seriously in the Writing of Imperial History? // Ab Imperio: Studies of New Imperial History and Nationalism in the Post-Soviet Space. - 2008. - № 4. - P. 472-482.

165. Kemper M. The Soviet Discource on the Origin and Class Character of Islam, 1923-1933 // Die Welt des Islams. - 2009. - № 49. - P. 1-48.

166. Kemper M.'Adat against Shari'a: Russian Approaches towards Daghestani, Customary Law' in the 19th Century // Ab Imperio: Theory and Historyof Nationalism and Empire in the Post-Soviet Space. - 2005. - № 3. - P. 147-174.

167. Khalid A. The Politics of Muslim Cultural Reform: Jadidism in Central Asia / A. Khalid. - Berkeley: University of California Press, 1998. - 400 p.

168. Khodarkovsky M. Russia's Steppe Frontier. The Making of a Colonial Empire, 1500-1800 / M. Khodarkovsky. - Bloomington: Indiana University Press, 2002. -304 p.

169. Knight N. Grigor'ev in Orenburg, 1851-1862: Russian Orientalism in the Service of Empire? // Slavic Review. - 2000. - Vol. 59, № 1. - P. 79-100.

170. Le Turkestan Russe: Une colonie comme les autres? / Ed. Svetlana Gorshenina and Sergei Abashin. - Tashkent and Paris: IFEAC, 2009. - 550 p.

171. Lewis B. The Question of Orientalism // New York Review of Books. -1982. - Vol. 13, № 29. - P. 46-58.

172. Lieven D. Empire. The Russian Empire and Its Rivals. / D. Lieven. -London: Yale University Press, 2000. - 528 p.

173. Martin V. Law and Custom in the Steppe. The Kazakhs of the Middle Horde and Russian Colonialism in the Nineteenth Century / V. Martin. - London: Routledge, 2001. - 264 p.

174. Morrison A. Applied Orientalism in British India and Tsarist Turkestan // Comparative Studies in Society and History. - 2009. - Vol. 51, № 3. - P. 619-647.

175. Morrison A. Russian Rule in Samarkand 1868-1910: A Comparison with British India / A. Morrison. - Oxford: Oxford University Press, 2008. - 400 p.

176. Muldoon J. Empire and Order: The Concept of Empire, 800-1800 / J. Muldoon. - Houndmills: Palgrave Macmillan, 1999. - 209 p.

177. Pagden A. Lords of All the World. Ideologies of Empire in Spain, Britain and France. c. 1500 - c. 1800 / A. Pagden. - New Heaven: Yale University Press, 1995. - 244 p.

178. Pageaux D.H. Une perspective d' études en littérature comparée: l'imagerie culturelle // Synthesis. - 1981. - № 8. - P. 169-185.

179. Panikkar K.M. Asia and western dominance: A Survey of the Vasco Da Gama Epoch of Asian History 1498-1945. - London: Allen & Unwin, 1953. - 530 p.

180. Russia's Orient: Imperial Borderlands and Peoples, 1700-1917. -Bloomington: Indiana University Press, 1997. - 368 p.

181. Sahadeo J.F. Russian Colonial Society in Tashkent. 1865-1923 / J.F. Sahadeo. - Bloomington: Indiana University Press, 2007. - 336.

182. Said E.W. Culture and Imperialism / E.W. Said. - N.-Y.: Knopf, 1993. - 380

p.

183. Said E.W. Orientalism / E.W. Said. - N.-Y.: Pantheon, 1978. - 368 p.

184. Sarkisova O. Screening Soviet Nationalities: Kulturfilms from the Far North to Central Asia / O. Sarkisova. - London: I. B. Tauris, 2017. - 299 p.

185. Schwab R. Le Renaissance Orientale / R. Schwab. - Paris: Payot, 1950. -

526 c.

186. Sunderland W. Taming the Wild Field: Colonization and Empire on the Russian Steppe / W. Sunderland. - London: Cornell University Press, 2004. - 264 p.

187. The Heritage of Soviet Oriental Studies // Kemper M., Conermann S., eds. Routledge Contemporary Russia and Eastern Europe Series.- London: Routledge, 2011. - Vol. 25. - 352 p.

188. Tolz V. Orientalism, nationalism, and ethnic diversity in late Imperial Russia // The Historical Journal. - 2005. - Vol. 48. - P. 127-150.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.