Образы деревьев в русской народной лирике: К проблеме ассоциативного наполнения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Пазынин, Валерий Вячеславович

  • Пазынин, Валерий Вячеславович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 170
Пазынин, Валерий Вячеславович. Образы деревьев в русской народной лирике: К проблеме ассоциативного наполнения: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Москва. 2005. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пазынин, Валерий Вячеславович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава

АССОЦИАТИВНЫЙ АСПЕКТ СИМВОЛИЧЕСКОГО ОБРАЗА

1. История вопроса

2. Семантика фольклорного слова

3. Ассоциации

4. Коннотации . . . . . . . .31 - 5. Стереотипные образы фольклора

6. Обрядово-лирический универсум

7. Методология исследования

8. Региональные аспекты изучения фольклорной образности

Глава

УСТОЙЧИВЫЕ АССОЦИАЦИИ СТЕРЕОТИПНЫХ ОБРАЗОВ

1. Берёза

2. Дуб.

3. Ель.

4. Осина.

5. Рябина

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образы деревьев в русской народной лирике: К проблеме ассоциативного наполнения»

1. Обоснование направления исследования

Деревья как образы тематической группы «растения» являются одним из основных компонентов символики русской народной лирики. В качестве устойчивого символа традиционной культуры и ряда жанров фольклора они изучаются целым рядом смежных дисциплин: фольклористикой, этнографией, этнолингвистикой и лингвофольклористикой.

Традиционная символика фольклора издавна привлекала внимание исследователей. В частности, к исследованию символики деревьев обращались Н.И. Костомаров, А.А. Потебня, А.Н. Веселовский, Н.Ф. Сумцов, Я.А. Автамонов, В.А. Водарский, Е.В. Аничков, Н.П. Колпакова, С.Г. Лазутин, JI.A. Астафьева-Скалбергс, В.И. Ерёмина, Г.Г. Шаповалова, И.С. Климас, И.М. Денисова, Т.А. Агапкина, А.В. Кулагина. Однако сопоставление результатов, полученных в этой области учёными прошлого и настоящего, затруднено тем, что исследователи по-разному видят само понятие символа. Многозначность этого понятия представляет проблему не только для фольклористики, но и для других дисциплин1.

Очевидно, что такие учёные прошлого и настоящего, как А.А. Потебня, Я.А. Автамонов, Н.П. Колпакова, В.И. Ерёмина и А.В. Гура, не просто предлагают разные способы изучения символа, но и по-разному представляют себе его сущность и содержание. В этой ситуации нужно признать, что, несмотря на интерес исследователей к символам фольклора и традиционной культуры в целом, не существует единого понимания их содержания и механизмов их функционирования. Этим обусловлена актуальность настоящего исследования.

Символ - синтетическое понятие, в нём слитно представлены информативный, эмоциональный и эстетический аспекты, которые могут

1 О разнообразных подходах к категории символа в литературоведении и эстетике см.: [Ерошкина 2004]. восприниматься через рациональное познание, интуитивное понимание, ассоциативное сопряжение или традиционное соотнесение [Шейнин 1997, с. 407]. Неоднозначность и многоаспектность этого понятия затрудняют его использование, поэтому в основной части исследования избран терминологический инструментарий более узкого значения. Такой подход позволил сосредоточиться на одном из аспектов традиционной символики, а именно исследовать ассоциативное наполнение устойчивых образов русской народной лирики в контексте смежных жанров фольклора и ряда форм традиционной культуры. Исходной предпосылкой автора диссертации является признание факта не изолированного развития песенной символики в f рамках фольклорной жанровой системы, а взаимовлияние и j взаимопроникновение значений, присущих тем или иным символам в пределах традиционной культуры.

Новизна подхода состоит в том, что детальный анализ"^ функционирования конкретного образа в фольклорных текстах разного [ жанра совмещён с исследованием функционирования одноимённой лексемы j S в языке (диалекте) и одноимённого объекта в бытовой и ритуальной формахj традиционной культуры. С ^особ^гм вниманием анализируется конструктивная и содержательная роль символических образов в поэтических текстах фольклора. 'Особенность нашего подхода состоит в том, что поэтика изучается в контекстных и этнографических связях, которые рассматриваются сквозь призму специфической семантики фольклорного слова. Специфику семантики фольклорного слова составляют стоящие за ним ассоциативные смыслы, не входящие в его лексическое значение, но регулярно реализующиеся в текстах фольклора. Ассоциативные смыслы . j • * слова, по нашему убеждению, не рождаются в тексте песни, они привносятся словом извне, но играют заметную роль в композиции и содержании х фольклорного произведения.

Работа выполнена на материале фольклора Русского Севера, преимущественно Вологодского региона. В этом нам тоже видится своеобразие и новизна предлагаемого подхода, поскольку большинство исследователей рассматривают символику традиционной культуры на общерусском или даже на общеславянском фоне.

2. Проблематика исследования

Символический образ традиционного фольклора «закрыт» для понимания средним носителем русского литературного языка и нуждается в интерпретации. Одна из возможностей приблизиться к адекватности интерпретации - анализ семантики фольклорного слова. Под семантическим анализом в данном случае мы подразумеваем выявление в первую очередь тех смыслов, которые определяют художественную природу фольклорного слова, которые надстраиваются над номинативным значением лексемы говора и не входят в него непосредственно. К таким смыслам мы относим сферу устойчивых традиционных ассоциаций. Необходимо подчеркнуть, что они не сводятся ни к иносказательным соответствиям психологического параллелизма, ни к эмоциональной окраске образа.

Большинство фольклористов начинают исследование поэтического мышления от ритуала (мифо-ритуальной практики), полагая, что сфера практического мышления отграничена от искусства и неактуальна в поэтическом тексте. Мы же исходим из представления о целостности традиционной культуры и в своей работе попытаемся проследить, как взаимодействуют бытовая реальность, ритуальная практика, язык и поэтический текст2.

Исследование носит в большей степени синхронный, чем диахронный характер. В центре внимания оказывается не реконструкция мифологических представлений, застывших в структуре ритуала и поэтических формулах, а предметно-акциональный ряд ритуала и лексическое наполнение текста в их

2 Отдельные положения нашей работы созвучны представлениям В.Н. Романова о симпрактическом характере традиционной культуры [Романов 2003, с. 68-181] и идеям Б.Н. Путилова о взаимосвязи фольклорной и этнографической действительности [Путилов 1994, с. 117-144]. взаимодействии и связи с нефольклорной действительностью: с жизнью предмета в быту, а слова - в языке. Автор стремится раскрыть механизмы взаимодействия форм традиционной культуры. В частности, ему интересно, как обрядовые, игровые и бытовые формы иносказаний поддерживают актуальность песенной символики и целостность лирического текста (взаимообусловленность его компонентов и мотивированность выбора художественных средств) и как жанровая природа лирики влияет на структуру переносных значений фольклорного слова.

Перед исследователем стоят следующие вопросы: насколько прочна связь фольклорного образа с языковыми тропами (в говоре исследуемого региона) и символами ритуала; можно ли считать, что поэтический образ вырастает из бытового языка и (или) из обрядовой реальности, и какой семантический сдвиг в этом случае сопровождает появление слова в составе поэтической формулы.

3. Цели н задачи исследования

Исследование преследует две цели:

1. Описать функционирование образов деревьев в текстах народной лирики.

2. Раскрыть ассоциативное наполнение устойчивых образов русского песенного фольклора, обусловленное их тесной взаимосвязью с языковыми образами диалектной фразеологии, ритуальными символами народных обрядов и бытовым восприятием одноимённых реалий на примере стереотипных образов дикорастущих деревьев в традиционной культуре Русского Севера.

По мере продвижения к целям исследования решаются следующие задачи:

1. Выявление конструктивной роли ассоциативных смыслов в организации поэтического текста.

2. Установление соотношения между ассоциативным наполнением символического образа и художественной проекцией этого образа в структуре фигуры параллелизма.

3. Интерпретация текстов фольклора с учётом ассоциативных смыслов лексем и изучение взаимосвязи содержательной структуры текста и лексического наполнения поэтических формул.

4. Методика и этапы исследования

Диссертация предполагает комплексный филологический анализ символических образов традиционной лирики, основанный на идее регулярности взаимосвязей между различными формами традиционной культуры. Комплексный характер методики обусловлен попыткой целостного рассмотрения функционирования лексемы в языке, соответствующей реалии в обрядовых и бытовых формах традиционной культуры и её образной реализации в поэтическом тексте фольклора. Помимо привычных для фольклорной текстологии методов системного описания образности народной поэзии и сопоставительного исследования вариантов, там, где этого требует материал, автор прибегает к методам лексико-семантического и контекстуального анализа.

Иносказания лирических песен тесно связаны с иносказаниями других жанров народного творчества, поэтому перспектива исследования традиционной символики видится в установлении межжанровых и контекстных связей и в попытках выделить наджанровый компонент ассоциативного наполнения иносказаний. Это требует привлечения значительного объема непесенного материала, в котором особое внимание обращается на обряды (где существенным для нас оказывается как вербальный, так и предметный ряд), игровые формы и малые жанры фольклора.

Основными этапами исследования явились: определение списка исследуемых лексем и необходимого объема материала; составление базы данных, которая структурирует фольклорный, этнографический и диалектологический материал вокруг избранных лексем; анализ диалектной фразеологии и выделение коннотаций исследуемых лексем говора; анализ ритуальных функций соответствующих реалий и их бытового восприятия и использования носителями исследуемой культуры; текстологический анализ вариантов народных песен; анализ контекста и выделение устойчивых ассоциаций исследуемых лексем в структуре образов деревьев; поиск семантических связей между языковой, ритуальной, бытовой и художественной ипостасями стереотипного образа и формулировка выводов.

5. Характеристика материала исследования

Работа выполнена на материале фольклора, языка и этнографии Русского Севера. В первую очередь это материалы всех районов Вологодской области и всех уездов Вологодской губернии, включая территории Вологодской губернии, отошедшие позднее соседним областям, и западные районы Вологодской области, ранее входившие в состав Новгородской губернии. Кроме того, привлекаются материалы других областей Русского Севера, а иногда и более отдаленных регионов. Выбор региона обусловлен наличием полного спектра богатых и доступных фольклорно-этнографических источников, поскольку уже в печатных материалах XIX века представлен широкий спектр жанров фольклора Вологодской губернии.

Второе ограничение материала касается набора исследуемых номинаций. Хотелось ограничить материал так, чтобы исследуемый сегмент был не разрозненным набором формально связанных позиций, а целостным фрагментом системы иносказаний. Нужно заметить, что символика лирической песни распадается на несколько своего рода семантических полей: животные, растения, явления природы, предметы быта и явления культуры. Для каждого из них характерны свои наборы имён и глаголов, которые лишь отчасти пересекаются. Причём если в параллелизме нередко основой сопоставления становится глагол, то семантические поля иносказаний, как видно, задаются именами; поэтому, хотя схема настоящего исследования допускает анализ ассоциативной семантики слов разных частей речи, работа формально строится вокруг нескольких имен существительных, называющих деревья. Тому есть не только формальные причины. Исследователи этнопсихолингвистического направления отмечают, что имена несут больше этнокультурной ассоциативной информации, чем слова других частей речи. Лингвофольклористы также пишут о том, что имена ^ существительные в наибольшей степени «задают семантическую модель мира и являются основным средством создания образов [Климас 1989, с. 3]. Впрочем, слова других частей речи, задействованные в семантическом поле «деревья», также неизбежно попадают в сферу внимания автора. ;

Из списка дендронимов, встречающихся в поэтическом фольклоре, мы отобрали пять имён, руководствуясь принципом частотности и желанием показать разнообразие семантических истоков ассоциативных связей.

6. Обзор источников ?

В исследовании используются источники разного плана:

1. Региональные сборники фольклорных текстов: «Сказки и песни Белозерского края» братьев Б. и Ю. Соколовых, «Вологодский фольклор» (1975), «Сказки и песни Вологодской области» (1955), «Народные песни Вологодской области» (1937), «Русская свадьба» Д.М. Балашова и его коллег, «Севернорусская причеть» Б.Б. Ефименковой, «Устьянские песни» и «Народные песни Вологодской области» A.M. Мехнецова, а также «Народные песни, собранные в Новгородской губернии Ф. Студитским» (1874), «Песни северо-восточной России.» А. Васнецова, «Обрядовая поэзия Пинежья» (1980), «Песни Печоры» (1963), серия «Ветлужская сторона», и другие издания. Помимо этого привлечены публикации фольклорных текстов в периодических изданиях: «Этнографическое обозрение», «Живая старина», «Вологодские губернские ведомости». В качестве вариантов к анализируемым песням указываются тексты, опубликованные в региональных сборниках, которые выходят за пределы территории Русского Севера [Гацак; Новикова 1981; Новикова 1989; ФГО].

2. Межрегиональные сборники текстов (песен, частушек, пословиц и т.п.). Сюда относятся такие авторитетные издания, как «Великорусе.» П.В. Шейна, «Великорусские народные песни» Соболевского, «Поэзия крестьянских праздников» И.И. Земцовского, «Обрядовая поэзия» Ю.Г. Круглова, «Русская свадьба» А.В. Кулагиной и А.Н. Иванова, «Лирика русской свадьбы» Н.П. Колпаковой, «Русская народная поэзия: Лирическая поэзия» А. Горелова, «Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия» К. и Б. Чистовых. Издание «Песни, собранные П.В. Киреевским» не включено в основной фонд источников, песни из этого источника лишь указываются в качестве вариантов к тем, которые привлечены как основной массив текстов. При этом записи П.И. Якушкина из собрания Киреевского, изданные отдельно, включены в основной массив.

3. Привлечены в качестве источников такие комплексные фольклорно-этнографические своды, как «Народный быт Великого Севера» А.Е. Бурцева и «Быт русского народа» А. Терещенко.

4. Ценные сведения почерпнуты из региональных фольклорно-этнографических описаний обрядов. Использованы материалы, опубликованные в разное время такими собирателями, как Ф.А. Арсеньев, И.В. Волков, Г.А. Воронов, П.А. Дилакторский, М.Б. Едемский, М. Зверов, М. Кукпин, А.Д. Неуступов, Н.Г. Ордин, Е.Б. Островский, А. Попов, Г.Н. Потанин, И.О. Разова, а также региональные сборники «Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года» (2000) и «По заветам старины: Материалы традиционной культуры Вожегодского края» (1997).

5. Использованы этнографические описания быта вологодских крестьян, составленные И.А. Иваницким, этнографические заметки Г.Н. Потанина и книга И.М. Денисовой «Вопросы изучения культа священного дерева у русских» (1995).

6. Ценные этнографические сведения почерпнуты из этнолингвистического словаря «Славянские древности» и этнодиалектного словаря «Духовная культура северного Белозерья».

7. В качестве языковых источников привлечены «Толковый словарь.» В.И. Даля и диалектные словари: [СРНГ, СППП, СРГНП, СВГ, СРГКиСО].

8. Помимо печатных изданий XIX и XX веков, автор обращается к материалам архива кафедры РУНТ филологического факультета МГУ.

7. Структура работы

Первая глава основной части посвящена разработке теоретических вопросов. Наличие этого раздела, предваряющего основную часть, продиктовано необходимостью дифференцировать, с одной стороны, ассоциативные смыслы фольклорного слова, попадающие в поэтический текст извне, и, с другой стороны, более или менее регулярные соответствия, которые предоставляются в самом тексте фигурой параллелизма и которые обусловлены жанровой спецификой народной лирики.

Кроме того, поскольку термин «ассоциация» не является однозначно определённым и используется разными научными • дисциплинами, необходимо обозначить степень сужения этого понятия, принятую в нашей работе, а также дифференцировать в его объёме лингвистические и художественные явления.

В первой главе также обосновывается необходимость рассмотрения ассоциативных смыслов в комплексе жанров фольклора и вводится понятие обрядово-лирического универсума.

Методологический раздел первой главы призван обосновать комплексный филологический подход, применяемый в нашей работе, и описать исследовательский инструментарий.

Вторая глава представляет собой изложение результатов анализа, организованное по словарно-семантическому принципу. В неё вошли пять статей, посвящённых ассоциативному наполнению таких стереотипных образов фольклора, как дуб, берёза, ель, осина, рябина.

Для удобства восприятия каждую статью предваряет таблица, в которой представлены итоги анализа, и завершают выводы о характере ассоциативного поля исследованного стереотипного образа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Пазынин, Валерий Вячеславович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В результате нашего исследования мы приходим к выводу, что фольклорный сегмент АП стереотипных образов может формироваться на базе разного рода реальностей. Ассоциации формируются в связи с ритуальной практикой (использование берёзы в семицко-троицких обрядах, ели - в похоронном и в свадебном обряде), в связи с языковым клише (коннотации лексемы дуб), или в связи со сферой легендарных рассказов и мифологических представлений (например, объясняющих, почему осина проклятое дерево). При этом во всех случаях ассоциативные смыслы так или иначе восходят к определённым признакам дерева как биологического рода. Плотность и прочность дубовой древесины и крупный размер дерева, белый цвет наружного слоя коры берёзы и раннее яркое распускание, колючая хвоя и густота зарослей ели, трепетание листьев осины, горький вкус рябиновых ягод - вот те основные признаки, которые получили в русской традиционной культуре особый семантический статус и, преображённые коллективным сознанием, выступают в качестве основания для серии ритуальных, языковых и художественных образов.

Художественный образ фольклора не является изолированным элементом народной культуры; напротив, его рождение обусловлено семантикой смежных форм, ассоциативная связь с которыми в поэтическом тексте сохраняется. Он базируется на стереотипном восприятии реалии носителями культуры и стоит в ряду аналогичных форм реализации метафорической потенции имени: языковой фразеологии и символики обрядовых атрибутов.

2. Рассмотренные стереотипные образы деревьев сопоставимы по объёму основных ассоциаций. Впрочем, при другом подходе к выделению устойчивых фольклорных ассоциаций их число может значительно возрасти или, наоборот, редуцироваться до одной, центральной семы.

На фоне рассмотренных дендронимов дуб заметно отличается развитой системой языковых коннотаций, что обусловило большое разнообразие фразеологических сочетаний на основе этого образа. В то же время берёза обладает развитым фольклорным АП, что должно быть следствием той особой роли, которую играют в русской традиционной культуре семицко-троицкие обряды, и причиной высокой частотности формул с берёзой в русском необрядовом фольклоре.

3. Обобщим наблюдения над взаимодействием общефольклорного АП с эстетикой попавших в орбиту нашего исследования поэтических жанров.

Обрядовые и лирические необрядовые песни характеризуются широким спектром реализации ассоциативного наполнения образов в проекции на обрядовую и бытовую реальность. При этом необрядовая лирика может провоцировать более широкий спектр семантических модификаций ассоциативного значения, чем свадебная и календарная поэзия, в силу того, что тематика необрядовой лирики несколько шире и в ней больше возможностей для сюжетной комбинации мотивов.

В частушке образ настолько индивидуализируется, что начинают f размываться границы его устойчивости. Семантическая связь с общефольклорным АП во многих случаях может быть прослежена, но нужно признать, что для жанрового канона частушки характерна большая доля оригинальности и неожиданности в отборе художественных средств и в решении традиционных для фольклора или нетрадиционных тем.

Для игровых песен характерна менее прочная смысловая связь между частями текста, чем в других жанрах обрядовой и необрядовой поэзии, поэтому реализация ассоциативных смыслов не всегда может быть в них убедительно прослежена.

Срамные» песни, как правило, не поддерживают общефольклорную символику деревьев. Дендронимов в них вообще довольно мало, а те, что есть, не реализуют всего потенциала своей ассоциативной семантики. Это связано, видимо, с тем, что эстетика этой поэзии, принадлежащей «антимиру» русского фольклора, в чём-то близка эстетике абсурда.

4. Ассоциативные поля синонимичных дендронимов частично перекрываются (пересекаются), поэтому не удивительно, что не только одна поэтическая формула иногда получает в разных текстах вариативное лексическое наполнение, но даже в близких вариантах порой встречаются разные дендронимы. Однако в целом преобладает тенденция предпочтительного распределения дендронимов по разным формулам и сюжетным типам, а вариативность лексического наполнения, даже семантически оправданная, носит окказиональный характер.

5. Параллелизм, подобно языковому или художественному тропу, преимущественно соотносит объекты из разных сфер с миром человека. Форма психологического параллелизма носит характер, обусловленный поэтикой песенных жанров, однако основанием для художественного сопоставления в параллелизме становятся ассоциативные связи слова, которые в меньшей степени обусловлены эстетикой жанра и обладают относительным единством в различных формах культуры.

Перспектива исследования видится нам не только в том, чтобы описать ассоциативное пространство других стереотипных образов русского фольклора и сравнить, например, дикорастущие деревья с садовыми или сопоставить ассоциативные поля соответствующих лексем в разных славянских культурах, но главным образом в том, чтобы, включив в орбиту исследования диахронический аспект, изучить процессы формирования ассоциативных признаков культурно значимых стереотипов на материале различных по времени сложения жанров.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пазынин, Валерий Вячеславович, 2005 год

1. Александров — Александров В.А. Вологодская свадьба // Библиотека для чтения. СПб., 1863. № 5. Приложение. С. 1-44; № 6. Приложение. С. 145.

2. Антипов — Антипов В. Пословицы и поговорки (Новгородская губерния, Череповецкий уезд) // Живая старина. 1906. Вып. 1. Отд. 2. С. 69-74.

3. Арсеньев — Арсеньев Ф.А. Крестьянские игры и свадьбы в Янсогоре. Бытовой этюд // Вологодский сборник. Т. 1. Вологда, 1879.

4. Балов — Балов А. О свадебных обычаях в с. Корбанке Кадниковского уезда Вологодской губернии//Живая старина. 1894. Вып. 1. Отд. 2. С. 98-99.

5. БМК Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба: Свадебный обряд на верхней и средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский р-н Вологодской обл.) М., 1985.

6. Бурцев Бурцев А.Е. Народный быт Великого Севера. Т. 3. СПб., 1898.

7. Васнецов — Песни северо-восточной России: Песни, величания и причеты, записанные Александром Васнецовым в Вятской губернии. М., 1894.

8. Викулов Вологодские частушки, пословицы и поговорки. Сост. Викулов С.В. Вологда, 1957.

9. Волков Волков И.В. Свадебные причеты, записанные крестьянином (Вологодской губернии Грязовецкого уезда), часто бывшим сватом // Живая старина. 1904. Вып. 1-2.

10. Воронов Воронов Г.А. Крестьянские свадьбы в Устюженском уезде Новгородской губернии // Устюжна. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 1995. С. 199-222.

11. ВС 2 — Ветлужская сторона. Вып. 2. Шарья, 1996.

12. ВС 5 — Ветлужская сторона. Вып. 5. Пышуганье. Фольклорный сборник. Пыщуг, 2001.

13. ВФ Вологодский фольклор. Народное творчество Сокольского района.

14. Гура Сказки. Песни. Частушки. Под ред. В.В. Гура. Вологда., 1965. Даль — Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М., 2000.

15. Едемский 1906 Едемский М.Б. Загадки в Кокшеньге Тотемского уезда //

16. Живая старина. 1906. Вып. 1. Отд. 2. С. 62-68. Едемский 2002 Едемский М.Б. Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда. Вологда, 2002.

17. Ефименкова — Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть: Междуречье

18. Сухоны и Юга и верховья Кокшеньги (Вологодская обл.). М., 1980. Загадки Загадки, приветствия при встрече, шутки и остроты крестьян Вологодской губернии // Живая старина. 1903. Вып. 4. С. 482-488.

19. Зверов Зверов М. Свадебные обычаи в Ново-Никольской волости Грязовецкого уезда // Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып. 4. Вологда, 1917.

20. Зеленин 1905 Зеленин Д.К. Сборник частушек Новгородской губернии // Этнографическое обозрение. 1905. № 2-3. С. 164-230.

21. Иваницкий 1884 Иваницкий Н.А. Список растений Вологодской губернии. Казань, 1884.

22. Иваниг{кий 1890 Иваницкий Н.А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Известия императорского Общества любителей естествознания, антропологи и этнографии. Т. 69. М., 1890.

23. Иваницкий 1898 Иваницкий Н.А. Сольвычегодский крестьянин, его обстановка, жизнь и деятельность // Живая старина. 1898. Вып. 1. С. 5763.

24. Иваницкий I960 — Иваницкий Н.А. Песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки, собранные Н.А. Иваницким в Вологодской губернии. Вологда, 1960.

25. ИЛ — Истомин Ф.М.,. Ляпунов С.М. Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 г. СПб., 1899.

26. Киреевский — Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серия. Вып. I. М., 1911; Вып. II, ч. 1, 1917; ч. 2, 1929.

27. Колпакова — Лирика русской свадьбы. Изд. подг. Н.П. Колпакова. Л., 1973.

28. Криничная — Криничная Н.А. Предания Русского Севера. СПб., 1991.

29. Круглов 1 — Обрядовая поэзия. Кн. 1: Календарный фольклор. / Сост., вступит, ст. и ком. и ком. Ю.Г. Круглов. М., 1997.

30. Круглов 2 — Обрядовая поэзия. Кн. 2: Семейно-бытовой фольклор. / Сост., вступит, ст. и ком. Ю.Г. Круглов. М., 1997.

31. Куклин — Куклин Мих. Свадьба у великоруссов Вологодской губернии, а) Свадебные обычаи и песни у крестьян Стрелецкой волости Тотемского уезда // Этнографическое обозрение. 1900. № 2. С. 79-105. б)

32. Свадебные обычаи и песни Шонгско-Никольской волости Никольского уезда Вологодской губернии // Там же. С. 105-114.

33. Линееа 1903 — Линева Е.Э. Деревенские песни и певцы // Этнографическое обозрение. 1903. № 1. С. 78-97.

34. Линева 1909 — Линева Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 2. Песни новгородские. СПб., 1909.

35. Мехнецов — Народные песни Вологодской области (по материалам студенческих фольклорных экспедиций). Песни средней Сухоны. Сост. A.M. Мехнецов. Л., 1981.

36. Минц Сказки и песни Вологодской области. Сост. С.И. Минц и Н.И. Савушкина. Ред. Э.В. Померанцева и С.В. Викулов. Вологда. 1975.

37. МП — Мифология Пинежья. / Сост. А.А. Иванова. Карпогоры, 1995.

38. МЦ — Мыльникова К., Циниус В. Северно-великорусская свадьба // Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Вып. 1. Л., 1926. С. 17-170.i

39. Неуступов — Неуступов А.Д. Крестьянская свадьба Васьяновской волости (Кадниковского уезда Вологодской губернии) // Этнографическое обозрение.1903. № 1. ^

40. Новикова 1981 — Новикова A.M., Пушкина С.И. Свадебные песни Тульской области. Тула, 1981.

41. Новикова 1989 — Новикова A.M., Пушкина С.И. Традиционные бытовые песни Тульской области. Тула, 1989.

42. НПВО — Народные песни Вологодской области. Сб. фонографических записей под ред. Е.В. Гиппиуса и З.В. Эвальд. Л., 1938.

43. ОПП- Обрядовая поэзия Пинежья. М., 1980.

44. Ордин — Ордин Н.Г. Свадьба в подгородных волостях Сольвычегодского уезда. // Живая старина. 1896. Вып. 1.

45. Островский — Островский Е.Б. Ритуалы свадьбы Вашкинского района Вологодской области // Живая старина. 1985. №4. С. 52-54.

46. ПКП — Поэзия крестьянских праздников. / Вступ. ст., подг. текста и прим.

47. Потанин 1899а Потанин Г.Н. Этнографические заметки на пути от г.

48. Преображенский Преображенский Н.С. Баня, игрище, слушанье и 6 января

49. Русский эротический фольклор. М., 1995. Протопопов — Протопопов М. Свадебные песни. Записаны в Архангельской и Вологодской губерниях // Живая старина. 1903. Вып. 4. Отд. 5. С. 499-513.

50. Розова Разова И.О. Похоронный обряд Белозерского района Вологодскойобласти. Живая старина. 1994. № 3. С. 48-49. РАС — Русский ассоциативный словарь. Т 1-2. М., 2002. РЗЗ Русские заговоры и заклинания. М., 1998.

51. PC — Русская свадьба, в 2-х т. Составители А.В. Кулагина, А.Н. Иванов. Т. 1.

52. М., 2000; т. 2. — М., 2001. РТК — По заветам старины: Материалы традиционной народной культуры

53. Вожегодского края. // Русская традиционная культура. 1997. № 2. РЧ— Русская частушка. М., 1993.

54. РЭФ 1995 — Русский эротический фольклор: Песни. Обряды и обрядовый фольклор. Народный театр. Заговоры. Загадки. Частушки. М., 1995.

55. РЭФ 1997 Русский эротический фольклор. Киров, 1997.

56. СВГ- Словарь вологодских говоров. Вып. 1. Вологда 1983.

57. СД — Славянские древности: этнолингвистический словарь под общей' редакцией Н.И.Толстого. Т. 1. М., 1995. Т. 2. М., 1999.

58. СМ 1995 Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

59. Соб. — Великорусские народные песни. Изданы профессором Соболевским. : т. 1---7 спб,-1895—1901:г ; v : , • •

60. Соколовы — Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края // Полное собрание русских сказок. Т. 2. Кн. 1-2. СПб., 1999.

61. СППП— Словарь псковских пословиц и поговорок. СПб., 2001.

62. СРГКиСО Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. Вып. 4. СПб., 1999.

63. СРГНП- Словарь русских говоров низовой Печоры. Т. 1. СПб., 2003.

64. СРНГ— Словарь русских народных говоров. Вып. 1-28. JL, 1965-1994.

65. Студитский — Студитский Ф.Д. Народные песни, Собранные в Новгородской губернии Ф. Студитским СПб., 1874.

66. Терещенко Терещенко А. Быт русского народа. Ч. 1. М., 1997; Ч. 2-3, 4-5, 67. М, 1999.

67. Традиционные обряды — Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья. Сост. Г.Г. Шаповалова и JI.C. Лаврентьева. Л., 1985.

68. УП — Устьянские песни. Сост. А. Мехнецов, Ю. Марченко, Е. Мельник. Л., 1983. Вып. 1.

69. ФГО — Песни и сказки пушкинских мест: фольклор Горьковской области. Вып. 1. Л., 1979.

70. ФЭ Архив фольклорных экспедиций кафедры РУНТ филологического факультета МГУ.

71. ФЭЛ— Архив фольклорных экспедиций Лицея № 1553 «Лицей на Донской».

72. Череповец Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года. Вологда, 2000.

73. Чистовы — Русская народная поэзия: обрядовая поэзия. JL, 1984.

74. Шейн Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, верованиях, сказках,легендах и т. п. Т. 1. Вып.1. СПб., 1898; Вып. 2. СПб., 1900.

75. Якушкин Собрание народных песен П.В. Киреевского, Записи П.И.

76. Якушкина. В 2-х т. Л., 1986. 81• • 'Исследования >>'- •'

77. Агапкина 1997 — Агапкина Т.А. Ель // Живая старина. 1997. № 1 (13). С. 3-5. Агапкина 2000 Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. М., 2000.

78. Артеменко 1977 Артеменко Е.Б. Синтаксический строй русской народной лирической песни в аспекте её художественной организации. Воронеж, 1977.

79. Артеменко 1982 — Артеменко Е.Б. О принципах художественно-синтаксической организации текстов русского фольклора // Поэтическая стилистика. Воронеж, 1982.

80. Артеменко 1984 — Артеменко Е.Б. О синтаксическом аспекте фольклорной формульности // Специфика семантической структуры и внутритекстовых связей фольклорного слова. Курск, 1984, с. 5-14. .' .

81. Артеменко 1985 Артеменко Е.Б Фольклорная формульность и вариативность в аспекте текстообразования // Язык русского фольклора. Петрозаводск, 1985. С. 4-12.

82. Артеменко 2003 — Артеменко Е.Б. Язык русского фольклора и традиционная народная культура // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 5. М., 2003. С. 7-21.

83. Арутюнова 1998 — Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.

84. Астафьева-Скалбергс 1971 Астафьева-Скалбергс JI.A. Символика в русской народной лирической любовной песне. Дисс. . канд. филол. наук. М., 1971.

85. Байбурин 1978 — Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978. С. 89-105.

86. Байбурин 1984 — Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К проблеме «у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов» // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 229-245.

87. Байбурин 1985 — Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 7-21.

88. Байбурин 1990 Байбурин А.К., Левинтон Г.А. Похороны и свадьба. // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. М., 1990. с. 64-98.

89. Байбурин 1993 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре (структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов). СПб., 1993.

90. Бернштам 1978 Бернштам Т.А. Девушка-невеста и предбрачная обрядность в Поморье в XIX — начале XX вв. // Русский народный . : . свадебный обряд. Л., 1978. С. 48-71. . , * : • •.- • .

91. Бернштам 1982а Бернштам Т.А. Орнитоморфная символика у восточных славян // Советская этнография. 1982. № 1. С. 22-34.

92. Бернштам 19826 Бернштам Т.А. Обряд «расставания с красотой» (к семантике некоторых элементов народной культуры) // Сб. МАЭ Т. XXXVIII: Памятники культуры народов Европы и европейской части СССР. Л., 1982. С. 43-66.

93. Бернштам 1986 — Бернштам Т.А. К реконструкции некоторых русских переходных обрядов совершеннолетия // Советская этнография. 1986. №6.

94. Бернштам 1988 Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988.

95. Бернштам 1991 — Бернштам Т.А. Совершеннолетие девушки в метафорах игрового фольклора (традиционный аспект русской культуры) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 234-256.

96. Бернштам 2000 Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт церкви о народном православии. СПб., 2000.

97. Бобунова 1990 Бобунова М.А. Динамика народно-песенной речи. На материале фитонимической лексики в необрядовой русской народнойлирической песне. Автореферат диссертации. канд. филол. наук. Воронеж, 1990.

98. Богаевский 1911 — Богаевский Б. Яблок садовой <как символ девушки и юноши> // ЖМНП. СПб., 1911. № 10. С.451-471.

99. Богатырев 1971 Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

100. Богословская 1985 Богословская И.О. Язык фольклора и диалект. Учебное пособие. — Пермь: Пермский университет, 1985.

101. Буслаев 1887 — Буслаев Ф.И. Народная поэзия. СПб, 1887.

102. Вавилова 1994 Вавилова М.А. Крестьянский календарь Кадниковского уезда Вологодской губернии (по материалам коллекции Шустикова А.А.) // Культура Русского Севера: Межвуз. сб. науч. тр. Вологда, 1994. С. 119-131.

103. Велецкая 1978 — Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.

104. Веселовский 1894 — Веселовский А.Н. Гетеризм, побратимство и кумовство в купальской обрядности. // ЖМНП. 1894. Февраль.

105. Веселовский 1940 Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Историческая поэтика. Л., 1940. С. 125—199.

106. Веселовский 1979 Веселовский А.Н. Миф и символ // Русский фольклор. Т. 19: Вопросы теории фольклора. Л., 1979. С. 186-199.

107. Виноградов 1959 Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.

108. Виноградов 1971 — Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

109. Водарский 1914 — Водарский В.А. Символика великорусских народных песен (материалы) // Русский филологический вестник. 1914. № 1; 1915. № 1,2; 1916. № 1,3,4.

110. Гура 1978а — Гура А.В. Опыт выявления структуры севернорусского свадебного обряда (по материалам Вологодской губернии) // Русский народный свадебный обряд: Материалы и исследования. JL, 1978. С. 72-78.

111. Гура 19786 — Гура А.В. Описание структуры севернорусского свадебного обряда (по материалам Вологодской губернии) // Русский народный свадебный обряд. М., 1978. С. 163-185.

112. Гура 1994 — Гура А.В. Вологодская свадьба глазами крестьянина // Живая старина. 1994, № 2. С. 40-43. • -Л—гл-- ,г.v—

113. Гура 1997 — Гура А. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.

114. Гусев 1996 — Гусев Л.Ю. Птицы русского фольклора (лингвистическое исследование). Курск, 1996.

115. Даль 1994 — Даль В.И. О повериях, предрассудках и суевериях русского народа. СПб., 1994.

116. Данилов 1907 Данилов В^ Символика птиц и растений в украинских похоронных причитаниях. Киев, 1907.

117. Денисова 1995 — Денисова И.М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995.

118. Добровольская 2003 Добровольская В.Е. Дерево в русской волшебной сказке // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Художественная обработка дерева. Вып. 12. М., 2003. С. 8-15.

119. Елатов 1977 — Елатов В.И. Песни восточнославянской общности. Минск, 1977.

120. Еремина 1967а — Еремина В.И. Иносказания народной лирики (От метафоры к символу). Автореферат дисс. канд. филологических наук. Л., 1967.

121. Еремина 19676 — Еремина В.И. Об основных этапах развития метафоры в народной лирике // Русская литература. М., 1967. №11. С.65-72.

122. Еремина 1968 Еремина В.И. К вопросу о жанровой дифференциации народной символики // Вестник МГУ. История, язык, литература. Вып. 1. 1968. №2.

123. Еремина 1978 Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л., 1978.

124. Еремина 1991 Еремина В.И. Ритуал и фольклор. М., 1991.

125. Ерошкина 2004 Ерошкина Е.В. Категория художественного символа в русском литературоведении XX века. Автореферат дисс. канд. фил. наук. М., 2004.

126. Ефименкова 1982 — Ефименкова Б.Б. Свадебная песня в среднем течении реки Юг // Традиционное народное музыкальное искусство и современность: (Вопросы методологии). М., 1982. С. 14-47.

127. Ждан 1997 Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности. М., 1977.

128. Зачевская 1998 Залевская А.А. Значение слова и возможности его описания // Языковое сознание: Формирование и функционирование. М., 1998. С. 35-54.

129. Зеленин 1916- Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. П., 1916. '

130. Зеленин 1937 — Зеленин Д.К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. // Труды Института антропологии, археологии и этнографии. Т. 15. Вып. 2. М.; Л., 1937. (Этнографическая серия № 5).

131. Зеленин 1991 — Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

132. Земцовский 1974 Земцовский И.И. К проблеме взаимодействия календарной и свадебной обрядности славян // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. С. 147-161.

133. Земцовский 1980 — Земцовский И.И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии (Опыт этномузыковедческой постановки вопроса) // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980.

134. Земцовский 1983а — Земцовский И.И. К теории жанра в фольклоре // Сов. музыка. 1983. №4.

135. Земцовский 19836 — Земцовский И.И. Введение в вероятностный мир фольклора (к проблеме этномузыковедческой методологии) // Методы изучения фольклора. JL, 1983.

136. Зорин 1981 — Зорин Н.В. Русская свадьба в среднем Поволжье. Казань, 1981.

137. Зорин 2001 Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. М., 2001.

138. Ивакин 1972 — Ивакин Г.Ю. Священный дуб языческих славян // Советская этнография. 1972. №2.

139. Иванов 2002 — Иванов Н.В. Проблемные аспекты языкового символизма (опыт теоретического рассмотрения). Минск, 2002.

140. Кагаров 1929 — Кагаров Е.Г. Магия в хозяйственно-производственном быту крестьянства. // Атеист. 1929. № 37. С. 46-72.

141. Калинина 1985 — Калинина А.А. К вопросу об историческом развитии свадебного обряда: (на материале Вологодской области) // Русский фольклор: Полевые исследования. JL, 1985. Т. 23. С. 217-226.

142. Кассирер 1990 — Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры (сборник). М., 1990. С. 33-43. '

143. Кедрина 1912 — Кедрина Р.Е. Обряд крещения и похорон кукушки в связи с народным кумовством // Этнографическое обозрение. М., 1912, № 1-2. С. 179-203.

144. Климас 1989 Климас И.С. Жанровое своеобразие русской устнопоэтической речи: На материале лексико-тематической группы «растительный мир». Автореферат диссертации. канд. филол. наук. Воронеж, 1989.

145. Климас 1991 — Климас И.С. Специфика названий растений в фольклорной лексике // Русский фольклор. Вып. XXVI: Проблемы текстологии фольклора. Л., 1991. С. 134-142.

146. Климас 1992 Климас И.С. Конструкции с приложениями (на примере названий растений в русском фольклоре). // Синтагматика и парадигматика фольклорного слова. Курск, 1992. С. 38-47.

147. Климас 2000 — Климас И.С. Ядро фольклорного лексикона. Курск, 2000.

148. Кляус 1997 Кляус B.J1. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М., 1997.

149. Колпакова 1960 Колпакова Н.П. Опыт классификации крестьянской бытовой песни // Русский фольклор. Т. 5. АНСССР, M.-JL, 1960. С. 167182.

150. Колпакова 1962 Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. M.-JL, 1962.

151. Колпакова 1967 Колпакова Н.П. Некоторые вопросы сравнительной поэтики (причет и песня). // Советская этнография. 1967. №1. С. 41-53.

152. Комарова 1979 Комарова Г.А. Трансформация свадебного обряда Кокшеньги Вологодская обл. в советское время И Этнокультурные проблемы в современных и традиционных обществах. М., 1979. С., 6576.t

153. Корепова 1975 Корепова К.Е. Традиционные календарные обряды в Поветлужье // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1975, вып. 2, с. 161-168.

154. Костомаров 1843 Костомаров Н.И. Об историческом значении русской народной поэзии. Харьков, 1843.

155. Костомаров 1872 Костомаров Н.И. Историческое значение южно-русского народного песенного творчества. Беседа, 1872, кн. 4, 8.

156. Котельникова 2003 — Котельникова Н.Е. Дерево в русских поверьях и суеверных рассказах // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Художественная обработка дерева. Вып. 12. М., 2003. С. 1621.

157. Кравцов 1969 — Кравцов Н.И. Искусство психологического изображения в русском народном поэтическом творчестве // Фольклор как искусство слова. Психологическое изображение в русском народном поэтическом творчестве. МГУ. Вып. 2. М., 1969. С. 5-36.

158. Красных 2001 — Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001.

159. Кулагина 2000 — Кулагина А.В. Поэтический мир частушки. М., 2000. Курочкин 1982 — Курочкин А.В. Растительная символика календарной обрядности украинцев // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С.138-163.

160. Лазутин 1955 Лазутин С.Г. Художественная форма русской народной лирической песни. // Труды Воронеж, гос. ун.-та. Т. 42. Вып. 3. Воронеж, 1955. С. 68-70. Лазутин 1958 — Лазутин С.Г. Вопросы поэтики русской народной песни //

161. Славянский сборник. II. Вып. Филология. Воронеж, 1958. С. 185-196.f

162. Лазутин 1981 — Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981. Лакофф 1995 — Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике XXIII. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. С. 12-51.

163. JIeeu-Брюль 1930 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

164. Левинтон 1974 — Левинтон Г.А. К вопросу о функциях словесных компонентов обряда // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. С. 162-170.

165. Левинтон 1991 Левинтон Г.А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог). // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Сб. ст., отв. редакторы А.К. Байбурин, И.С. Кон. СПб., 1991.

166. Леви-Стросс 1970 Леви-Стросс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970, №7.

167. Левкиевская 2002 Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М., 2002.

168. Лобкова 2000 Лобкова Г.В. Древности Псковской земли. СПб., 2000.

169. Лосев 1970 — Лосев А.Ф. Проблема символа в связи с близкими к нему литературоведческими категориями. Известия АНСССР, серия литературы и языка. Т. XXIX. Вып. V. М., 1970. С.377-390.

170. Лосев 1976 — Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976; М., 1995. f

171. Лосев 1982 — Лосев А.Ф. Терминологическая многозначность в существующих теориях знака и символа // Знак. Символ. Миф. М., 1982. С. 220-245.

172. Лотман 1987 — Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам. XXI. Тарту, 1987. С. 10-21.

173. Любимова 1997 Любимова Г.В. Система возрастного симвлизма в традиционной культуре русского населения Сибири // Народы Сибири: история и культура. Новосибирск, 1997.

174. Любимова 1998 — Любимова Г.В. Обрядовые игры с переходной семантикой в русской традиционной культуре // Этнографическое обозрение. 1998. №4.

175. Максимович 1827 Максимович М. Предисловие к собранию малороссийских песен. // Вестник Европы. 1827. Ч. 154. № 15. С. 184200.

176. Мальцев 1981 — Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики. И Русский фольклор. Вып. XXI. JL, 1981.

177. Мальцев 1989 Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. JL, 1989.

178. Мережковский 1893 — Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб., 1893.V

179. Мехнецов 1993 Мехнецов A.M., Лобкова Г.В. Особенности обрядовой системы и фольклора северо-западного региона Вологодской области //I

180. Информационно-практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры северо-западного региона России: Тез. докл. и сообщ. Вологда, 1993. С. 19-31.

181. Мореева 1927 — Мореева А.К. Традиционные формулы в приговорах свадебного дружки. // Художественный фольклор. Т. 2-3. М., 1927. С. 69-129.

182. Морозов 1993 Морозов И.А., Слепцова И.С, Праздничная культура Вологодского края. Ч. 1: Святки и Масленица. М., 1993.

183. Морозов 1998 — Морозов И.А. Женитьба добра молодца. М., 1998.

184. Никитина 1975 — Никитина С. Е. О словаре языка песенного фольклора. // Предварительные публикации проблемной группы по экспериментальной и прикладной лингвистике. М., 1975. Вып. 74.

185. Никитина 1993 Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993. (О языке фольклора см. С. 61 и далее.)

186. Никитина 2000 Никитина С.Е., Кукушкина Е.Ю. Дом в свадебных причитаниях и духовных стихах. Опыт тезаурусного описания. М., 2000.

187. Никитина 2002 Никитина А.В. Образ кукушки в славянском фольклоре. СПб., 2002.

188. Новый объяснительный словарь — Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Под ред. Ю.Д. Апресяна. Вып. 1. М., 1997.

189. Обряды и обрядовый фольклор Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.

190. Озаровская 1927 — Озаровская О.Э. Северная свадьба // Художественный фольклор. Вып. 2-3. М., 1927. С. 96-102.

191. Осовецкий 1975 — Оссовецкий И.А. О языке русского традиционного фольклора. Материалы и сообщения. Вопросы языкознания. 1975. № 5. С. 66-77.

192. Оссовецкий 1982 Оссовецкий И.А. Лексика современных русских народных говоров. М., 1982.

193. Пазынин 2001 — Пазынин В.В. Сопоставление традиционной символики деревьев в свадебной и необрядовой русской народной лирике. Дипломная работа. М., 2001. •

194. Пазынин 2002 — Пазынин В.В. Деревья в свадебных и бытовых песняхсопоставление традиционной символики обрядовой и необрядовой лирики) // Актуальные проблемы филологической науки: взгляд нового поколения. М., 2002. С. 222-228.

195. Пашина 1998 — Пашина О.А. Календарно-песенный цикл восточных славян. М., 1998.

196. Померанцева 1975 Померанцева Э.В. Ярилки // Советская этнография, 1975, №3.

197. Потебня I860 — Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1860.N

198. Потебня 1880 Потебня А.А. Заметки этимологические и о народной поэзии. // Русский филологический вестник. Т. 3-4. Варшава, 1880. № 1, 2,3.

199. Потебня 1883 — Потебня А.А. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Т. 1. Варшава, 1883.

200. Потебня 1887 — Потебня А.А. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Т. 2. Варшава, 1887.

201. Потебня 2000 — Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии; Переправа через воду как представление брака // Потебня А.А. Собрание трудов: Символ и миф в народной культуре. М., 2000.

202. Поэзия и обряд — Поэзия и обряд: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1989.

203. Пропп 1961 — Пропп В.Я. О русской народной лирической песне. Вступительная статья в сб.: Народные лирические песни. Л., 1961. С. 571.i

204. Пропп 2000 — Пропп Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000.

205. Путилов 1980 — Путилов Б.Н. Миф обряд - песня Новой Гвинеи. М., 1980.

206. Путилов 1994 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб.,-1994.

207. РГЭС — Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т. 1. М., 2002.

208. РКП — Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. М., 2004.

209. Розина 1991 — Розина Р.И. Человек и личность в языке // Логический анализ языка: Культурные концепты. М., 1991.

210. Романов 2003 — Романов В.Н. Историческое развитие культуры: Психолого-типологический аспект. М., 2003.

211. Савранский 1970 — Савранский И.Л. Роль ассоциативности в словесном искусстве. Дисс. канд. филос. наук. М., 1970.

212. Самарин 1959 — Самарин Ю.А. Об ассоциативной природе умственной деятельности // Вопросы психологии. 1959. № 2.

213. Седакова 1983 Седакова О.А. Метафорическая лексика погребального обряда: (Материалы к словарю) // Славянское и балканское языкознание: Проблемы лексикологии. М., 1983. С. 204-220.

214. Селиванов 1990 Селиванов Ф.М. Художественные сравнения русского эпоса. М., 1990.

215. Соколова 1979 — Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX — начало XX в. М., 1979.

216. Сумцов 1996 — Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских // Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.

217. Терновская 1993 — Терновская О.А. Божья коровка и народный календарь // Мифологические представления в народном творчестве. М., 1993. С. 50-69.

218. Токарев 1957 — Токарев С.А. Религиозные воззрения славян. JL, 1957.j

219. Толстая 1994 — Толстая С. К понятию функции в языке культуры. // Славяноведение. 1994. №5.

220. Толстой 1994 Толстой Н.И. Мифологическое в славянской народной поэзии: 1. Между двумя соснами (елями) // Живая старина, 1994. № 2. С. 18-19. f

221. Толстой 1995 — Толстой Н.И. «Мужские» и «женские» деревья и дни в славянских народных представлениях // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 333-340.

222. Тулы{ева 1976 Тульцева JI.A. Рябина в народных поверьях // Советская этнография, 1976, № 5, с. 88-99.

223. Тэрнер 1983 — Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

224. Тюпа 2001 — Тюпа В.И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. М., 2001.

225. Ухов 1957 Ухов П.Д. О типических местах (loci communes) в русских народных традиционных песнях // Вестник МГУ. 1957. № 1.

226. Хроленко 1977 Хроленко А.Т. Лексика русской народной поэзии: (Наматериале лирической песни). Курск, 1977. Хроленко 1979 — Хроленко А.Т. Проблемы фольклорной лексикографии // Диалектная лексика — 1977. Л., 1979.

227. Хроленко 1981а Хроленко А.Т. Ассоциативные ряды народной лирики //

228. Русский фольклор. Вып. XXI. Л., 1981. Хроленко 19816 — Хроленко А.Т. Поэтическая фразеология русской народнойIлирической песни. Воронеж, 1981. Хроленко 1982 — Хроленко А.Т. Коннотативный аспект фольклорного слова //

229. Вопросы семантики. Калининград, 1984. С. 89-95. *

230. Хроленко 1983 Хроленко А.Т. О методике лингвистического анализа русской народной песни // Методы изучения фольклора. Л., 1983. С. 139-145.

231. Хроленко 1984 Хроленко А.Т. Блоки в народно-песенном тексте // Специфика семантической структуры и внутритекстовых связей фольклорного слова. Курск, 1984, с. 14-21. Хроленко 1992 — Хроленко А.Т. Семантика фольклорного слова. Воронеж, 1992.

232. Хроленко М. — Хроленко М.А. Лексико-семантическая группа существительных «растительный мир» в русской народной лирической песне // Специфика семантической структуры и внутритекстовых связей фольклорного слова. Курск, 1984, с. 101-106.

233. Цертлев 1818 — Цертлев Н.А. О старинных малороссийских песнях // Сынотечества. 1818. Ч. 35. № 16. С. 135. Цертлев 1820 — Цертлев Н.А. О произведениях древней русской поэзии //

234. Сын отечества. 1820. Ч. 63. № 30. С. 142-167. Цертлев 1827 Цертлев Н.А. О народных стихотворениях // Вестник

235. Европы. 1827. Ч. 153. № 12. С. 270-278. Червинский 1989 Червинский П.П. Семантический язык фольклорнойтрадиции. Ростов-на-Дону, 1989. Чистов 1970 Чистов К.В. Фольклор и обряды // Фольклор и этнография. Л., 1970.

236. Чистов 1986- Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986. Чистяков 1982 — Чистяков В.А. Представления о дороге в загробный мир врусских похоронных причитаниях Х1Х-ХХвв. // Обряды и обрядовыйiфольклор. М., 1982.

237. Шаповалова 1977 Шаповалова Г.Г. Майский цикл весенних обрядов //i

238. Шейкин 1997 — Шейкин А.Г. Символ // Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997.

239. Юнг 1991 Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

240. Юнг 1996- Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб, 1996.

241. Bartminski 1993 Bartminski J. Ludowy styl artystyczny I I Encyklopedia kulturypolskej XX weku, torn 2, Wroclaw, 1993, s. 213-222. Krawicka Krawicka T. D^b w wierzeniach i praktykach magicznych // Rocznik

242. Muzeum Etnograficznego w Toruniu. 1978. № 1. S. 49—61. Mannhardt — Mannhardt W. Der Baumkultus der Germanen. 1879. SSL Slownik stereotypow i symboli ludowych. Т. 1. Kosmos. Lublin, 1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.