Образ татар-мусульман Казанской губернии в трудах современников XIХ – начала ХХ вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Мифтахов, Руслан Габидович
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мифтахов, Руслан Габидович
Введение.
Глава 1. Особенности изучения образа народа в историческом познании.
§ 1. Концепции и особенности формирования образа народа
§ 2. Общественно-исторический и социокультурный факторы и их влияние на формирование образа народа.
Глава 2. Особенности татар в этнографических описаниях современников.
§ 1. Антропологическая характеристика татар в трудах исследователей.
§ 2. Традиционная культура татарского народа в характеристиках современников.
Глава 3. Социальное развитие и духовная жизнь татар в трудах современников.
§ 1. Социокультурная жизнь татар.
§ 2. Мировоззрение и нравственные устои татар.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Традиционные обряды и ритуалы жизненного цикла в повседневной культуре народов Среднего Поволжья: XIX-XX вв.2011 год, кандидат исторических наук Лепешкина, Лариса Юрьевна
Этноконфессиональная политика российского правительства в XIX веке по отношению к нерусским народам Среднего Поволжья: историко-политический анализ2004 год, кандидат исторических наук Кадырметова, Наталья Николаевна
Миссионерская деятельность Русской православной церкви в отношении мусульман Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.: 1800-1917 гг.2008 год, кандидат исторических наук Исхаков, Радик Равильевич
Социальное положение мусульманского духовенства Казанской губернии в конце XIX - начале XX вв.2012 год, кандидат исторических наук Маликов, Рашид Ильязович
Самодержавие и мусульмане Среднего Поволжья в конце XIX в. - 1917 г.: По материалам Казанской, Самарской, Симбирской губерний2005 год, кандидат исторических наук Голубкина, Татьяна Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ татар-мусульман Казанской губернии в трудах современников XIХ – начала ХХ вв.»
Актуальность темы исследования. Происходящие в мире в последние годы события показывают, что плюрализм культур и толерантные взаимоотношения между народами нашей страны являются одними из главных достояний современной России. Они прошли испытание историческими эпохами. Межэтническое согласие и взаимодействие народов в таком многоконфессиональном крае, как Среднее Поволжье оказывают влияние на соседние регионы и в то же время являются примером для применения их позитивного опыта в других местностях.
Одной из актуальных задач укрепления гражданского мира и взаимопонимания между народами и учета ошибок в этой сложной сфере взаимоотношений является изучение исторического опыта восприятия этноконфессиональных меньшинств представителями интеллектуальной элиты титульного народа, которые посредством своих публикаций способствовали формированию образа татар-мусульман для христианского большинства населения страны.
Объектом исследования является формирование образа татар-мусульман Казанской губернии в русскоязычных изданиях XIX - начала XX вв.
Предметом исследования являются тексты публикаций на русском языке в последней трети XVIII - начале XX вв., имеющие отношение к татарам-мусульманам.
Цель работы - изучение процесса эволюции образа татарского народа в трудах современников последней трети XVIII - начала XX вв.
Реализация поставленной подразумевала решение ряда исследовательских задач: рассмотрение концепции и особенностей исследования образа народа; выявление общественно-исторических и социокультурных факторов формирования имиджа татар-мусульман; выявление в трудах современников особенностей антропологической характеристики этнографических особенностей татар; изучение описания авторами элементов традиционной культуры татар; определение особенностей освещения социокультурной жизни татар в русскоязычных публикациях; определение отношения современников к мировоззрению, верованию и нравственным устоям татар-мусульман.
Терминологический аппарат. В диссертационном исследовании под понятием «труды современников» подразумеваются работы современников -краеведов, чиновников, офицеров, земских деятелей, миссионеров, представителей интеллектуальной элиты русско-христианского большинства страны - научно-публицистического характера. Их публикации формировали российскую общественно-политическую мысль и оказывали влияние на её развитие.
Методологическая основа и методы исследования.
Методологическую основу данного исследования составили такие принципы, как объективность и историзм. Они позволили создать органическую связь между историческими явлениями и условиями, которые их породили, показать взаимную обусловленность исторических событий.
Использование проблемно-хронологического позволило выявить тенденцию изменения отношения авторов к татарскому народу и факторы, которые обусловливали эти изменения; использование сравнительно-сопоставительного метода — определить степень достоверности и компиляторства в описаниях изучаемых авторов; историко-системного метода - создать целостный образ татарского народа, сформированный в российской общественно-политической мысли XIX - начала XX вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XVIII в. до падения самодержавия в 1917 г.
Нижняя граница определена появлением первых работ, в которых освещаются хозяйственный уклад и культура татар-мусульман, верхняя -падением самодержавия.
Территориальные рамки диссертационного исследования локализованы границами Казанской губернии, где со средних веков проживали потомки татар-мусульман. Согласно материалам Первой всеобщей переписи населения 1897 г., в губернии проживала одна из самых крупных групп татар в России.
Источниковую базу данного исследования составили две группы источников: источники личного происхождения и исторические нарративы.
1. Работа М. Невзорова «Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 г.» \ опубликованная в 1803 г., представляет собой сборник писем, в которых отражены себя впечатления автора от путешествия по Волге.
Большую информативную ценность представляют письма Н.И. Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву , в которых им дается в целом негативная характеристика мусульман региона, а л также дневник Е.А. Малова , в котором миссионер описал увиденное им во время миссионерской поездки мусульман и крещеных татар Казанской губернии.
2. Основная часть источников представлена историческими нарративами историков-краеведов, этнографов, миссионеров XIX - начала XX вв.
Одним из первых исследователей татар в Казани можно назвать Карла Фукса, автора многочисленных публикаций о Казанском крае. В 1832-1834 гг. он печатал свои статьи в «Заволжском муравье», где публиковались и материалы участников кружка любителей краеведения, который сформировался вокруг К.Ф. Фукса.
Работы К.Ф. Фукса о татарах основаны не на поверхностных и мимолетных наблюдениях, а на длительном и постоянном общении с ними. Фукс проживал в татарской части Казани, приглашался в дома татар в качестве врача. Основной публикацией К.Ф. Фукса по этнографии казанских татар является работа «Казанские татары в статистическом и этнографическом
1 Невзоров, М. Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 г. / М. Невзоров. - М., 1803. - 269 с.
2 Ильминский, П.Н. Письма Николая Ивановича Ильминского [к обер-прокурору святейшего синода К.П. Победоносцеву] / П.Н. Ильминский. - Казань, ред. Православного собеседника, 1895. - 414 с.
3 Малов, Е.А. Миссионерство среди мухаммедан и крещеных татар / Е.А. Малов. - Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1892. - 462 с. отношениях»4, вышедшая в 1844 году. Её достоинством является подробное описание повседневной жизни татарского населения.
Иоганн Эрдман с 1810 г. (7 лет) возглавлял кафедру патологии, терапии и клиники Казанского университета. Результатом его деятельности стал трёхтомный труд «Сведения о России», первая часть которого именуется «Медико-топографическое отношение Казанской губернии и города Казани»5.
Эдуард Турнерелли около 7 лет преподавал английский язык в Казанском университете. Его перу принадлежат такие работы, как «Виды Казани, рисованные с натуры Эдуардом Турнерелли», «Казань и ее обитатели», «Россия на границе с Азией»6. Создавая книгу «Казань и ее обитатели», он стремился сделать её познавательной для иностранцев и столичных жителей России. Чтобы сделать книгу легкой для чтения, Э. Турнерелли писал ее в жанре дружеской беседы, с шаржами и сатирическими зарисовками нравов. Он уделил внимание казанскому обществу в целом, показал негативные стороны его жизни. Татар Э. Турнерелли затрагивает вскользь, он подробно описывает лишь такую их черту как гостеприимство.
Из казанских краеведов, участвовавших в кружке К.Ф. Фукса, необходимо отметить М. Рыбушкина и В.А. Сбоева. М.Рыбушкин в «Краткой истории города Казани»7 дает поверхностную характеристику татар. В.А. о
Сбоев в своих работах сравнивает быт татар с бытом русских, описывает национальные качества татар, такие как леность и чистоплотность, неспособность к земледелию, предприимчивость, тяга к знаниям и др.
В пореформенный период большой интерес исследователи проявили к населению Среднего Поволжья, в частности к татарам. Работы, появившиеся на свет в период с середины XIX в., в большинстве своем отличаются шаблонностью в описании татарского народа, его национальных черт. Идентичные описания встречаются в работах разных авторов, которые часто
4 Фукс, К. Указ. соч.
5 Эрдман, И. Татары: перев. с нем. М. Буевой / И. Эрдман // Актуальное национально-культурное обозрение. - 2000. - №1. - С.12-20.
6 Турнерелли, Э. Татарский город и его жители / Э. Турнерелли // Татарстан. - 1994. - 3-4. - С. 97-99.
7 Рыбушкин, М. Краткая история города Казани / М. Рыбушкин. - Казань: Тип. Л.Шевиц, 1849. - 164 с.
8 Сбоев, В.А. Исследования об инородцах Казанской губернии / В.А. Сбоев. - Казань, 1856. - 188 е.; Он же. О быте крестьян в Казанской губернии / В.А. Сбоев. - Казань, 1856. - 36 с. не ссылаются на первоисточник.
Краевед С.Е. Мельников в своей работе косвенно указывает на такую черту татар, как отсутствие способности к земледелию9.
В 1861 г. вышла книга «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Казанская губерния», составленная М.Лаптевым10. По мнению Н.И. Воробьева11, при написании своей работы М.Лаптев использовал исследование К.Фукса «Казанские татары в этнографическом и статистическом отношениях». л
Путеводители по Поволжью, составленные Д.К. Зелениным , С.
1Ч
Монастырским включают в себя такую же характеристику татар, которую дал М. Лаптев.
Интересна работа А.Ф. Риттиха «Материалы для этнографии России. Казанская губерния»14, написанная им по поручению правительства. А.Ф. Риттих в основном отметил те же черты татар, как и предшествующие авторы, но он одним из первых выделил стремление татар распространять свое влияние (в данном случае идет речь о возвращении крещеных татар в лоно мусульманской религии).
Земский деятель К. Лаврский в своем труде «Татарская беднота (статистико-экономический очерк двух татарских деревень Казанской губернии)»15 писал об экономическом положении разорившихся крестьянских хозяйств.
A.A. Сухарев не только основывался на собственных наблюдениях, но и обращался к другим источникам. Большое внимание он уделил правовому
9 Мельников, С.Е. Село Троицко-Сюкеево в Тетюшском уезде / С.Е. Мельников. - Казань, 1857. - 16 с. (без титул, и обл.).
10 Лаптев, М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Казанская губерния / М. Лаптев. - СПб., 1861. — 615 с.
11 Воробьев, Н.И. К.Ф. Фукс - первый исследователь быта казанских татар / Н.И. Воробьев. - Казань, 1927.-С.5.
12 Зеленин, Д. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края / Д. Зеленин. -Юрьев: Тип. Бергмана, 1904,- 184 с.
13 Монастырский, С. Иллюстрированный спутник по Волге в 3 частях. Историко-статистический очерк и справочный указатель / С. Монастырский. - Казань: тип-лит. Ключникова, 1884. - 500 с.
14 Риттих, А.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния: 2 частях / А.Ф. Риттих. - Казань, 1870. - Ч. 1. - 110 е.; 1870. - 4.2. - 224 с.
15 Лаврский, К. Татарская беднота (Статистико-экономический очерк двух татарских деревень Казанской губернии) / К. Лаврский. - Казань: Тип. Губ. правл., 1884. - 43 с. положению татарской женщины16, выделил ряд национальных черт местного населения.
С середины XIX в. наряду с работой отдельных лиц, изучающих край, возникают научные организации, в деятельности которых активное участие принимали не только русские, но и представители местных народов (Русское географическое общество, Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете).
Некоторые современники печатали свои наблюдения о жизни, быте и религиозном укладе татар-мусульман в периодических изданиях, таких как «Живая старина»17, «Известия Императорского русского географического общества»18, «Известия Общества археологии, истории и этнографии при
Казанском университете»19, а также в «Известиях и научных записках
20
Императорского Казанского университета» и др.
Необходимо отдельно выделить работы миссионеров и студентов Казанской духовной академии. По роду своей деятельности, целью которой являлась христианизация инородческого населения края, миссионеры должны
16 Сухарев, A.A. Казанские татары. Опыт этнографического и медико-антропологического исследования /
A.A. Сухарев. - СПб.: Тип. П.П. Сойкина, Стремянна, 12, 1904. - 195 с.
17 Отчет православного миссионерского общества за 1906 г. // Живая старина. - 1908. - Вып. III. - С.393; Аристов, H.A. Заметка об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об численности / Н.А.Аристов // Живая старина. - 1896. - Вып. III—IV. - С.407-408; О народных песнях Татар, Башкир и Тептяр // Живая старина. - 1894. - Вып. III—IV. - С.334 и др.
18 Чичерина, C.B. Положение просвещения у приволжских инородцев / C.B. Чичерина // Известия Императорского русского географического общества. - 1906. - Т. 42,вып. II-III. - С.610-641.
19 Выдержки из архива Елабужского духовного правления г. председателя общества П.Д. Шестакова // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - 1879. — Т. И. - С.155-157; О мишарях Чистопольского уезда Казанской губернии // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - 1885. - T. IV. - С. 1-11; Ахмаров, Г. О языке и народности мишарей / Г.Ахмаров // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. — 1903. - Т. 19, вып. 1-6. - С. 120—121; Магницкий, В. К вопросу о Тамбовских и Казанских татарах / В. Магницкий // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - 1894. - Т.
12. - С.466-468; Он же. Несколько данных о мишарях и селениях их в Казанской и Симбирской губерниях /
B.К. Магницкий // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - Т.
13. - С.245-257; Катанов, Н.Ф. Исторические песни казанских татар / Н.Ф. Катанов // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете .- 1899. - Т.15, вып. 3. - С.288-302; Малов, Е.А. Книга о последнем времени (или о кончине мира) перевод с татарского / Е.А. Малов // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - 1898. - Т. 14, вып. 1. - С.36-39; Катанов, Н.Ф. Образцы народной литературы / Н.Ф. Катанов, К. Насыри // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - 1896. - Т.13, вып. 6. - С.376-378; К вопросу о взаимодействии русского и инородческого населения в Восточной России // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - 1892. -Т. 10, вып. 3. - С.338-339 и др.
20 Несколько преданий чувашей и татар Чебоксарского уезда Казанской губернии // Известия и научные записки Императорского Казанского университета. - 1882. - №3^1. - С.337-344; Холмогоров, Н.И. Об основных постановлениях ислама / Н.И. Холмогоров // Известия и научные записки Императорского Казанского университета. - 1848. - С. 103-143 и др. были хорошо знать с жизнь этого населения, с тем чтобы найти наиболее удобные формы влияния на него. В связи с этим в их работах присутствует достаточно большой объем материала по описанию быта и жизнедеятельности инородцев. П. Знаменский21, Н.И. Ильминский22, Е.А. Малов23 принимали активное участие в развитии краеведения и мусульманской тематики. Этим
ОД ^^ ОА занимались также Я.Д. Коблов , А.Ф. Можаровский , А. Сперанский . Большую ценность представляют публикации в «Известиях по Казанской епархии», издаваемые при Казанской духовной академии .
Основной темой, которую миссионеры затрагивали в своих работах, была религия. В связи, с чем они устремляли свои взоры на национальные
21 Знаменский, П. Казанские татары / П.Знаменский. - Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1910. - 67 е.; Он же. Казанская семинария в первые годы ее существования / П.В. Знаменский. - Казан: Тип. Имп. ун-та, 1868. - 47 е.; Он же. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период её существования (1842-1870)/П.В. Знаменский.-Вып. 1-3.-Казань: Тип. Имп. ун-та, 1891-1892.-Вып. 1, 1891 -380 е., вып.2, 1892. -592 е., вып.3,1892.-466 с.
22 Ильминский, Н.И. Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и другие инородческие языки в начале текущего столетия: материал для истории православ. рус. миссионерства / Н.И. Ильминский. - Казань: Тип. ун-та, 1883 (обл. 1885). - 356 е.; Он же. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае: [с прил., сост. В.В. Катаринским] / Н. Ильминский. - СПб.: Синод, тип., 1886. - 55 е.; Он же. Письма Николая Ивановича Ильминского [к обер-прокурору святейшего синода К.П. Победоносцеву] / П.Н. Ильминский. - Казань, ред. Православного собеседника, 1895. - 414 е.; Рождествин, A.C. Николай Иванович Ильминский и его система инородческого образования в Казанском каре/ A.C. Рождествин. - Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1900 - 85 с.
23 Малов, Е.А. Сведения о мишарях. Этнографический очерк / Е.А. Малов. - Казань: Тип. Имп. ун-та, 1885. - 79 е.; Он же. Очерк религиозного состояния крещеных татар, подвергшихся влиянию магометанства / Е.А. Малов. - Казань, 1872. - 154 е.; Он же. О новокрещенских школах в XVIII в.: публичная лекция, читанная в Казани 7 апреля 1868 года / Е.А. Малов // Православное обозрение. - 1868. - С.93-123.; Он же. О Новокрещенской конторе / Е.А. Малов. - Казань: Тип. имп. ун-та, 1878. - 208 е.; Он же. Миссионерство среди мухаммедан и крещеных татар / Е.А. Малов. - Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1892. — 462 с.
24 Коблов, Я.Д. О необходимости инородческих миссионеров в деле просвещения инородцев / Я.Д. Коблов. - Казань, 1905. - 23 е.; Он же. Мифология казанских татар / Я.Д. Коблов. - Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1910. -49 е.; Он же. О татаризации инородцев Приволжского края / Я.Д. Коблов. - Казань: Центр, тип., 1910. - 27 е.; Он же. Граф Толстой и мусульмане (по поводу переписки Л.Н. Толстого казанскими татарами) / Я.Д. Коблов. - Казань: Тип-лит. Имп. ун-та, 1904. - 42 е.; Он же. Конфессиональные школы казанских татар / Я.Д. Коблов. - Казань, 1916. - 119 е.; Он же. Мечты татар магометан о национальной общеобразовательной школе / Я.Д. Коблов. - Казань, 1908. - 20 с. (без титульного листа и обложки); Он же. Религия, обряды и обычаи татар-магометан / Я.Д. Коблов // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - 1908. - Т. XXIV, вып. 6. - С.521-564 и др.
25 Можаровский, А.Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 г. / А.Ф. Можаровский. - М.: Унив. тип. (М. Катков) на Страстном бульваре, 1880. - 262 с.
26 Сперанский, А. Казанские татары (историко-этнографический очерк) / А. Сперанский. - Казань: Центр, тип. 1914.-30 с.
27 Краткие сведения о религиозном состоянии инородцев Казанской епархии // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии. - Казань, 1910. - С.824-833, 864-892; Мифология казанских татар // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии. - Казань, 1910. - С.1173-1175; Багин, С. Из дневника миссионера (беседа с магометанами) / С. Вагина // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии.- Казань, 1908. - С.358-376; Григорьев, Д. Из истории отпадения крещеных инородцев в мухамеданство / Д. Григорьев // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии. - 1907. - С.66-73; О православных приволжских инородцах / Епископ Андрей // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии- 1907. - С.1345-1347; Григорьев, Д. По миссионерству среди татар (Многоженство) / Д. Григорьев // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии,- 1906. - С. 1001-1009 и др. качества татар, связанные с религией, которые либо благоприятствовали, либо, что было чаще, препятствовали успешной пропаганде христианской веры. Например, если в первой половине XIX в. миссионеры выделяли такое качество татар, как устойчивость, то во второй половине XIX в. они говорили уже о религиозной замкнутости, о воинственном стремлении татар к распространению своего влияния. Саму религиозность миссионеры обозначают как фанатизм. Стоит отметить, что они были обеспокоены повышением уровня национального самосознания среди татар. Причиной этого они считали политику правительства, которое официально признало ислам, что негативно повлияло на результаты деятельности миссионеров. По их мнению, именно религия давала ту силу, ту устойчивость, которая была присуща татарам.
Огромный вклад в изучение социокультурной жизни татар края внес противомусульманский миссионер Казанской епархии (впоследствии инспектор Казанского учебного округа) Я.Д. Коблов. В своих работах он опирался на личные наблюдения и использовал различные источники, его публикации отличаются критическим подходом к литературе по рассматриваемому вопросу. Так, в работе «Религиозные обряды и обычаи татар-магометан (про наречение новорожденных, свадебные обряды и похороны)» (Казань, 1908) сведения о правилах и постановлениях, касающихся исполнения различных религиозных обрядов, были заимствованы им из «Собрания хутеб» (Казань, 1904), из работы Е.А. Малова «Условия веры» (Казань, 1894). Как указывает сам автор, были также использованы работы Г. Ахмарова, М. Пинегина, К.Фукса, хотя ссылки на их работы в тексте не встречаются.
В своей работе «Конфессиональные школы казанских татар» Я.Д. Коблов уделил большое внимание системе конфессионального образования татар.
А.Ф. Можаровский, как и все миссионеры, большое внимание уделял религиозному укладу и менталитету татар, утверждая, что у них чувство религиозности доходит до фанатизма. В связи, с чем всякие поверхностные мероприятия с целью христианизации, по его мнению, не дают никаких ощутимых результатов. В его работе «Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 г.» (М.,1880) богатый фактический материал сочетается с миссионерской пропагандой. Позиция
28
Можаровского близка к позиции «яркого реакционера-монархиста» .
В работах Н.Ф. Катанова29, М.Н. Пинегина30, H.A. Спасского также представлен ценный фактический материал.
Н.Ф. Катанов уделял огромное внимание сбору различных преданий, образцов народного творчества. М.Н. Пинегин указывал на большое влияние
31 мулл среди татар. Работа же H.A. Спасского представляет собой компиляцию трудов различных авторов.
Вообще в XIX - начале XX вв. историей и этнографией татарского народа ученые занимались сравнительно мало. Литературы на русском языке по истории и этнографии чувашского башкирского народов, например, было больше, чем по истории татар. Литература о татарах в подавляющем большинстве была посвящена вопросам взятия Казани и миссионерского
32 просвещения» (христианизации) татар . Историография темы.
Историография вопроса ограничивается советским и современным периодами. Тема исследования имеет два измерения: оценка историками отдельных черт татар-мусульман и оценка учеными высказываний современников о татарах рассматриваемого периода.
28 Алишев, С.Х. Все об истории Казани / С.Х. Алишев. - Казань: Раннур, 2005. - С.468.
29 Катанов, Н.Ф. О наказании ленивых богомольцев у татар Китайского Туркестана / Н.Ф. Катанов // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - 1895. - Т. XII. - С.578-593; Он же. Адабус-салихын - кодекс приличий на мусульманском востоке. Сборник Мухаммед-Садыка Кашкарскаго. Перевод с тюркского / Н.Ф. Катанов // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - 1896. - Т. XIII. - С.229-230; Он же. Исторические песни казанских татар / Н.Ф. Катанов // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - 1899. -Т. 15, вып. 1-2. - С.273-306; вып.З. - С.288-302; Он же. Сказания иностранцев о Казани / Н.Ф. Катанов // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете — 1903. - Т. 19, вып. 5-6. - С.277-285; Катанов, Н.Ф. Образцы народной литературы / Н.Ф. Катанов, К. Насыри // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - 1896. - Т. 13, вып. 6. - С.376-382.
30 Пинегин, М.Н. Казань в её прошлом и настоящем. Очерки по истории, достопримечательностям и современному положению города, с приложением кратких адресных сведений / М.Н. Пинегин. - Казань: «DOMO «Глобус», 2005. - 784 е.; Он же. Свадебные обычаи казанских татар / М.Н. Пинегин. - Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1891.-20 с.
31 Спасский, А. Казанские татары / А. Спасский. - Казань, 1916. - 112 с.
32 См.: Алишев, С.Х. Все об истории Казани / C.X. Алишев. - Казань, 2005. - С. 469.
20 - 50-е гг. XX вв. были крайне противоречивым периодом в развитии этнографической науки в целом. С одной стороны, наблюдалось её оживление, с другой - процесс формирования культа личности Сталина и связанные с ним явления не могли не сказаться на научных изысканиях. Постановление ЦК ВКП (б) от 9 августа 1944 г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» сыграло роковую роль и в историографии татарской этнографии.
Для нас представляют интерес работы, посвященные пятидесятилетию Общества археологии, истории и этнографии , в которых показана роль данного общества в сборе этнографического материала о татарах.
Следует выделить также группу работ, авторам которых присуще достаточно критическое отношение к высказываниям исследователей изучаемого периода (А. Аршаруни, Н.И. Воробьев, X. Габидуллин, В.М. Горохов, М.С. и К.С. Губайдуллины, Л. Климович).
В работе Н.И. Воробьева «К.Фукс - первый исследователь быта казанских татар» не только анализируются высказывания К.Фукса, но и констатируется наличие компиляторства в трудах авторов последующих десятилетий. Отмечается, что многие авторы (П. Знаменский, М. Лаптев, А.Ф. Риттих, А. Спасский, А. Сперанский, И. Эрдман) часто использовали работу К. Фукса без ссылки на него и, более того, искажали некоторые факты: «не всегда оговаривали заимствование, даже нередко путали факты конца XIX в. с фактами К. Фукса, так что получались довольно большие неувязки»34. Н.И. Воробьев рассматривал различные стороны формируемого К. Фуксом образа татар, а также факторы, влияющие на отношение русского правительства к татарам. Он указывал, что «отношения между руководящей частью тогдашнего татарского общества и русским правительством были очень мирными и даже покровительственными по отношению к татарам . Причины такого отношения крылись, с одной стороны, в том, что в крае, еще не были
33 Пионтковский, С.А. К 50-летию Казанского Общества археологии, истории и этнографии / С.А. Пионтковский // Историк-марксист. - 1929. -11.- С.275 - 276; Бороздин, И.Н. Национальный праздник Поволжья / И.Н. Бороздин // Молодая гвардия. - 1929. - 3. - С.88 - 89 и др.
34 Воробьев Н.И. К.Ф. Фукс - первый исследователь быта казанских татар/ Н.И. Воробьев - Казань, 1927 — С.15 — 16. забыты уроки Пугачевщины, а с другой, что движение русского торгового капитала в Среднюю Азию, начавшее усиливаться в это время, не могло быть г 35 осуществлено без участия татарских капиталистов.» .
М.С. и К.С. Губайдуллины в статье «Пища казанских татар» называют М. Лаптева, А.Ф. Риттиха, А. Спасского, A.A. Сухарева, К. Фукса людьми, не л/знающими народного быта и страдающими религиозными предрассудками .
Если данное утверждение в отношении А. Спасского и имеет некоторое основание, то такая категоричная однозначная оценка других авторов представляется сомнительной. По мнению А. Аршаруни, X. Габидуллина, во всех случаях, когда в Российской империи приходилось иметь дело с движением тюрко-татарских народов, существовала «стандартная форма характеристики его панисламизмом» . JI. Климович в своей монографии описывает действия представителей власти, направленные на формирование
-УО негативного образа татар . В.М. Горохов в рамках освещения школьной политики самодержавия подробно останавливается на описаниях татар миссионером Н.И. Ильминским, показывает его влияние на H.A. Q
Бобровникова и М.А. Машанова .
В 1960-80-е гг. появились труды, посвященные исследованию национальных обычаев, традиций и обрядов. В работах Я.Г. Абдуллина, Н.И. Воробьева, А. Каримуллина, И.А. Мазитовой, Р.И. Нафигова, К.Ф. Фасеева анализируются высказывания авторов изучаемого периода о татарах.
И.А. Мазитова указывала на важную роль Казанского университета в изучении истории и культуры татарского народа, формировании его образа в трудах представителей российской науки, по её мнению, данное явление было обусловлено нуждами внутренней и внешней политики Российского государства. Она также рассматривает деятельность востоковеда И.Н.
35 Там же. - С.4
36 Губайдуллины, М.С. и К.С. Пища казанских татар / М.С. и К.С. Губайдуллины // Вестник научного Общества татароведения. - 1927. - 6. - С. 17.
37 Аршаруни, А. Очерки панисламизма и пантюркизма в России / А. Аршаруни, X. Габидуллин. - Казань: Иман, 2002. -С.5.
38 Климович, Л. Ислам в царской России / Л. Климович. - Казань: Иман, 2003. - С.35.
39 Горохов, В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья / В.М. Горохов. - Казань: Татгосиздат, учебно-пед. сектор, 1941. - 260 с.
Березина, который большое внимание уделял фольклору татарского народа. Как указывает И.А.Мазитова, И.Н. Березин считал, что религиозные пословицы, которые распространяли муллы «с целью реакционной
40 пропаганды», «не прививаются в народе, так как они чужды народу по духу» .
Н.И. Воробьев в работе «Казанские татары» подразделил труды XIX в. на три группы в зависимости от отношения к татарам. В первую группу он выделил сводные работы, написанные исключительно на основании литературных произведений о татарах вообще, без учета времени и социальных групп. Ко второй группе он отнес экономико-статистические и медико-топографические сочинения с попытками описания быта татар отдельных районов. По его мнению, методологически данные работы пользуются указаниями этнографического отделения Русского географического общества, которое ставило своей целью собирание сведений об этноконфессиональных меньшинствах для использования их господствующими классами в целях эксплуатации этих народов. Третью группу составляют работы, написанные миссионерами и лицами, «к ним примыкающими», которые имели определенную тенденцию доказывать преимущество христианской религии над мусульманской41.
Я.Г.Абдуллин уделял внимание отношению представителей правительства и православного духовенства к татарам-мусульманам, подчеркивая целенаправленное формирование ими негативного образа. В частности, он приводит слова М. Остроумова, из видных миссионеров : «Мы должны стоять выше мусульман во всех отношениях, иметь над ними полное преимущество, не физическое только, но больше всего нравственное»42. В его совместной с К.Ф. Фасеевым работе, наряду с вопросом влияния русской революционной мысли на татарскую общественную мысль, раскрываются некоторые аспекты процесса формирования образа татарского народа. В
40 Мазитова, И.А. Изучение Ближнего и Среднего Востока в Казанском университете / И.А. Мазитова. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. - С. 139.
41 Воробьев, Н.И. Казанские татары (этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода) / Н.И. Воробьев. - Казань: Татгосиздат, 1953. - С.37-39.
42 Абдуллин, Я.Г. Татарская просветительская мысль / Я.Г. Абдуллин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. -С. 226-227. частности, в этом ключе рассматривается работа Пашино «Волжские татары»43, в которой представлены довольно яркие психологические картины быта деревенских татар.
Р.И. Нафигов также характеризует некоторые аспекты отражения татарского образа в русскоязычных работах. Так, он выступает против тезиса, утверждаемого царскими чиновниками о том, что татары оказывали одностороннее идейное воздействие на литературу и общественную жизнь других тюркских народов, отмечая, при этом, что и сами татары испытывали громадное влияние прогрессивной русской и восточной культуры. По его мнению, имперская официальная наука отказывала восточным народам в способности самостоятельного мышления, и у некоторых авторов проявлялась явная тенденциозность в подборе материала. Р.И. Нафигов проанализировал в этом контексте работы А.Е.Алекторова, Я.Д. Коблова, А. Крымского, Л.Н. Толстого и т.д.44.
А. Каримуллин в книге «Татары: этнос и этноним» дал краткую, но довольно эмоциональную характеристику образа татарского народа в российской общественно-политической мысли XIX - начала XX вв. По его мнению, «официозная печать характеризовала представителей татарского народа в самом неприглядном виде, не жалея красок. Такая пропаганда привела к проникновению в сознание масс искаженных представлений о культуре и быте татарского народа, особенно у той части русского населения, которая практически не знала татар. Влияние этой пропаганды отразилось и в русском фольклоре. Автор акцентирует внимание на целенаправленности формирования негативного образа народа, в то же время он отмечает наличие самых разнообразных мнений о татарах45.
В ряде работ историков советского периода освещается процесс формирования образа татар через призму произведений национальной
43 Абдуллин, -Я.Г. Н.Г. Чернышевский и татарская общественная мысль /Я.Г. Абдуллин, К.Ф. Фасеев. -Казань: Татар, кн. юд-во, 1978. -С.38.
44 См.: Нафигов, Р.И. Общественно-политическая мысль в Поволжье в XIX — начале XX вв. / Р.И. Нафигов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1977 - С.25.
45 См.: Каримуллин, А. Татары: этнос и этноним / А. Каримуллин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1989. -С.114 -117. литературы. Так, З.А. Ишмухаметов в своем труде критикуя исламскую религию, направленную, по его мнению, на одурманивание простых людей, рассматривает, как татарские писатели и поэты изучаемого периода через свои произведения продвигали идею о необходимости освобождения от религиозного фанатизма46.
В монографии «Формирование татарской буржуазной нации» Х.Х. Хасанов отмечает некоторые стороны мировоззрения, черты характера татарского народа, в том числе в татарской художественной литературе, а также в различных жанрах искусства, выделяет изменения в характере татар, «ненавидевших вековую схоластику и стремившихся в новых условиях к просвещению, к образованию, к грамотности, считая это важнейшим фактором существования и прогресса нации»47.
Специально необходимо выделить работы этнографов, в которых наиболее выпукло освещены повседневная культура и образ татар, дана оценка высказываниям современников. В 1967 г. вышел в свет коллективный труд этнографов о татарах Среднего Поволжья и Приуралья, где представлен систематизированный материал о различных сторонах жизни татарского населения48.
В 1981 г. был опубликован труд H.A. Халикова, посвященный земледелию татар Среднего Поволжья, в нем освещается оценка современниками земледельческой культуры татарских хлебопашцев. В другой его монографии - «Хозяйство татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало XX в.)» - отмечается эмоциональность высказываний современников о
49 татарах .
К этой же группе относится коллективная работа Е.П. Бусыгина, Н.В.
46 Ишмухаметов, З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии (Исторические очерки) / З.А. Ишмухаметов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1979. - С.79-121,138.
47 Хасанов, X.X. Формирование татарской буржуазной нации / Х.Х. Хасанов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1977.-С.191.
48 Татары Среднего Поволжья и Приуралья / отв. ред. Н.И. Воробьев, Г.М. Хисамутдинова. - М.: Наука, 1967.-538 с.
49 Халиков, H.A. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX - начала XX вв. (историко-этнографическое исследование) / H.A. Халиков. -M.: Наука, 1981. - 123 е.; Он же. Хозяйство татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало XX вв.) / H.A. Халиков. - Казань, 1995. - 235 е.; Он же. Промыслы и ремесла татар Поволжья и Урала / H.A. Халиков. - Казань: Мастер-Лайн, 1998. - 100 с.
Зорина, 3.3. Мухина50, в которой рассматривается положение татарской женщины в обществе. Большое внимание уделяется её описанию авторами XIX в.
В постсоветский период произошел отказ от многих стереотипов советской эпохи. В частности, был пересмотрен классовый подход в оценке общественных и социальных отношений, изменилось отношение к роли религии и духовной жизни народов и т.д.
В современной историографии следует выделить монографию Ф.М. Султанова, который рассматривает, с разных ракурсов, ислам и формирование джадидизма, его воздействие на формирование отношения современников к татарскому народу в сфере образования51.
В ряде статей сборнике «Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения»52 рассматривается деятельность миссионеров, показывается их стремление формировать негативный образ татар-мусульман: «внести раскол внутри народа на религиозной почве, посеять ненависть к татарам»53.
В работах Е.П. Бусыгина, О.Н. Коршуновой, С.М. Михайловой, A.A. Хабибуллина раскрываются особенности процесса формирования образа татарского народа в русскоязычных изданиях рассматриваемого периода.
В своем совместном труде О.Н. Коршунова, С.М. Михайлова затронули некоторые грани процесса формирования образа татарского народа, рассмотрев высказывания как русских авторов, так и иностранных. Они отдельно выделили группу немецких профессоров: «Будучи интеллигентным по воспитанию и вкусам, немецкое сообщество профессоров составляло тогда
50 Бусыгин, Е.П. Сельская женщина в семейной и общественной жизни / Е.П. Бусыгин, Н.В. Зорин, З.З.Мухин. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1986. - 143 с.
51 Султанов, Ф.М. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность. - Казань: РИЦ «Школа», 1999 - 236 с.
52 Брайн-Бенигсен, Ф. Миссионерские организации в Поволжье во второй половине XIX в. / Ф. Брайн-Бенигсен // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения: сб. ст., отв. ред. Я.Г. Абдуллин. - Казань, 1994. - С.116-124; Нафигов, Р.И. Н.И. Ильминский - кто он на самом деле? / Р.И. Нафигов // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения: сб. ст., отв. ред. Я.Г. Абдуллин. - Казань, 1994. — С.124—131; Загидуллин, И.К. К вопросу отношения православия к исламу в Среднем Поволжье во второй половине XIX в. / И.К. Загидуллин // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения: сб. ст., отв. ред. Я.Г. Абдуллин. - Казань, 1994. - С.131-136.
53 Нафигов, Р.И. Н.И. Ильминский - кто он на самом деле? / Р.И. Нафигов // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения: сб. ст., отв. ред. Я.Г. Абдуллин - Казань, 1994. - С.124. особый мир, не смешиваясь с русскими коллегами. Речь идет не о национальной вражде, а о несходстве интересов и разной "высоте планок"»54.
Е.П. Бусыгин поставил целью рассмотреть процесс изучения этнографии татарского народа в Казанском университете, он раскрыл многие аспекты, которые были присущи процессу формирования образа татарского народа в российской общественно-политической мысли. Как указывает Е.П. Бусыгин, основное внимание авторов было сосредоточено на изучении культуры и быта народов Поволжья и сопредельных областей. В качестве значительного их недостатка указывается увлечение современников описанием «пережиточных явлений», с помощью которых «можно делать суждения о прошлых этапах жизни народа». Такое явление, по его мнению, было обусловлено тем, что этнография воспринималась лишь как вспомогательная историческая наука, способствующая освещению тех страниц истории, которые остались неотраженными в письменных источниках55.
Е.П. Бусыгин проанализировал изучение этнографии татар представителями различных научных направлений, что отражалось на содержательности этнографических характеристик. Он также затронул и мировоззренческую позицию самих авторов первой половины XIX в., которые' отражали в основном романтические направления, что выражалось в идеализации крестьянского быта, любовании стариной, народными праздниками, обрядами56.
Работа А.А. Хабибуллина посвящена деятельности Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Он считает, что в первой половине XIX в. характеристики татар современниками напрямую зависели от запроса государства. Со второй половины XIX в. возрос интерес к истории и культуре татарского народа, что привело к расширению тематики изысканий. Однако и на рубеже веков ядро Общества составляли представители официально-монархического направления общественно
54 Михайлова, С.М. Поволжье и Приуралье: культура многонациональной провинции / С.М. Михайлова, О.Н. Коршунова. - Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2001. - С.24.
55 См.: Бусыгин, Е.П. Этнография в Казанском университете / Е.П. Бусыгин, Н.В. Зорин. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. - С.35-36.
56 Бусыгин, Е.П. Указ. соч. - С.13. политической мысли, для которых была характерна положительная оценка правительственной политики в крае и её влияния на «инородческое» население, что, конечно же, накладывало отпечаток на работы, в которых описывался татарский народ. Кроме официально-монархического, A.A. Хабибуллин выделяет буржуазно-либеральное направление, которое отличалось, по его мнению, снисходительно-терпимым отношением к татарам, а также демократическо-просветительское направление, состоящее, главным образом, из представителей интеллектуальной татарской элиты. Последнему направлению были присущи пропаганда дружбы с русским народом, борьба с представителями мусульманского мракобесия, стремление перенести лучшие традиции русской и мировой культуры в татарскую культуру57.
Важна также работа Д.Р. Шарафутдиновой, которая посвящена комплексному изучению традиционной культуры татарского народа, в частности, таких её проявлений, как Сабантуй, Джиен, Нардуган, а также их
58 оценке в работах современников .
Своеобразным итогом многолетних изысканий этнографов о татарах является коллективный труд «Татары»59.
Особо следует выделить работу Р.Ф. Мухаметдинова, в которой он утверждает о том, что татарам присуще культуртрегерство, чем отрицает факт воинственного отношения татар к своим соседям60. Р.У. Амирханов отвергает тезис о замкнутости татар в начале XX в.61 Г.Г. Идиятуллина ведет речь о заимствовании татарами опыта иных культур62.
В. Якупов в работе «Татарское «богоискательство» и пророческий ислам» наделяет татар такими чертами, как высокая степень приверженности
57 Хабибуллин, A.A. Изучение истории народов Среднего Поволжья и Приуралья в Обществе археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878-1929 гг.) / A.A. Хабибуллин. - Казань: ООО «Издательский дом «Медок», 2006. - С. 83-85, 94,100.
58 Шарафутдинов, Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа XIX — начала XXI вв. / Д.Р. Шарафутдинов. - Казань: Гасыр, 2004. - 640 с.
59 Татары / под ред. P.K. Уразманова, C.B. Чешко. - М.: Наука, 2001. - 583 с.
60 Мухаметдинов, Р.Ф. Нации и революция: Трансформация национальных идей в татарском обществе 1-ой трети XX в. / Р.Ф. Мухаметдинов. - Казань: Иман, 2000. - 150 с.
61 Амирханов, Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток - Запад» (на примере развития русской культуры)./ Р.У. Амирханов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. - 240 с.
62 Идиятуллина, Г.Г. Абу Наср Курсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конца XVIII — начала XIX вв. (по материалам трактата «ал-Иршад ли-л'ибад»): дис. . канд. ист. наук / Г.Г. Идиятуллина. - Казань, 2001. - 189 с. логике, широта и глубина абстрагирования, достаточно высокая скорость мыслительной деятельности. Автор подводит к мысли о том, что для татар характерна так называемая «гибкость», которая позволяет подстраиваться под исторические условия . Ряд публикаций посвящен религиозности татар. Например, Р. Амирхан считает, что татарам присуща религиозная терпимость64. P.M. Мухаметшин указывает на тесную взаимосвязь религиозного мировоззрения и религиозно-бытового уклада65. Г. Шарифуллина пишет о сильной религиозности татар66.
В большом числе публикаций говорится об отношении татар к своему прошлому, к старшему поколению, к исторической памяти. М.И.Ахметзянов выделяет такие черты татар, как уважение к своим предкам, а значит и к истории своего народа67, Н. Бикчурова68 пишет об уважении и почитании старшего поколения, А. Асанавичюс69, JI. Минц70 - о стремлении западных татар приобщиться к прошлому своего народа, к его ценностям. О. Малышева через анализ семейно-брачных отношений рассматривает такую черту татар, как беспрекословное послушание и уважение к старшим71.
Авторы некоторых публикаций ведут речь о мирном характере татар. Р. Бушков рассматривает такую черту татарского народа, как гостеприимство72. Р.Ф. Мухаметдинов на основе анализа фольклора татарского народа приходит к выводу, что для татар характерен мирный менталитет73. Л.И. Хайруллина пишет о благотворительной деятельности татар, об их помощи
Якупов, В. Татарское богоискательство и пророческий ислам / В. Якупов. - Казань: Иман, 2003. - С.
19-23.
64 Эмирхан Р. Иманлы галимнэр, мэгьрифэтле руханилар кирэк: Идел-Урал тибэндэге ислам: тарихи узечэлеклэре Ьэм килэчэге / Р. Эмирхан // Идел. - 1995. - 9. - 61 - 62 б.
65 Мухаметшин, Р. Исламский фактор в общественном сознании татар (XIV - XX вв.) / Р. Мухаметшин // Татарстан. - 1994. - №3-4. - С. 120-126.
66 Шарифуллина, Г. Поругание веры / Г. Шарифуллина // Идель. - 1993. -№5. - С.43-47.
67 Эхмэтжэнов, М. Ждце бабанны белэсецме?: нэсел шэжэрэлэре турында / М. Эхмэтжанов // Ялкын. -1994.-№1.-3-4 б.
68 Бикчурова, Н. Молчание - золото. (кое-что о забытых семейных традициях» / Н. Бикчурова // Идель. - 1993. — №6. - С.74-75.
69 Асанавичюс, А. Наши корни в глубине веков .: [о татарах] / А. Асанавичюс // Идель. - 1990. - №3. -С.37-39.
70 Минц, Л. Сорок татар и не только это / Л. Минц // Вокруг света. - 1991. - №8. - С. 14-19.
71 Малышева, О. Религиозные основы семейно-брачных отношений татарского народа / О. Малышева // Татарстан. - 1995. -№9-10. - С.76-78.
72 Бушков, Р. «Хлебосольство в высшей степени» / Р. Бушков // Татарстан. - 1994. -№9-10. - С.55-65.
73 Мухаметдинов, Р.Ф. Вобрав в себя и булгар, и татар / Р.Ф. Мухаметдинов // Идель. - 1999. - №8. -С.64-67. нуждающимся.74
Д. Исхаков развивает мысль о том, что для татар характерна
75 76 интеллектуальная, а не торговая культура . П. Вейнсенсел, А. Литвин , С.М.
ПП
Червонная в своих работах отмечают недоверие татар к инокультурному окружению в имперской России.
Историографический обзор показывал, что авторы проявляли определенный интерес к изучению суждений современников о татарах. Однако по сей день отсутствует специальная работа по данной теме. Положения, выносимые на защиту:
1. В российской общественно-политической мысли образ татар-мусульман формировался в рамках ориенталистского подхода. В XIX - начале XX вв., благодаря появлению Казанского университета и востоковедов, сегмент ориентализма в изучении Казанского Поволжья и татар-мусульман стал более основательным.
2. Общественная ситуация в стране, степень изучения татар-мусульман в России, уровень образования, конфессиональная принадлежность, занимаемая должность, социальная ориентированность труда, менталитет авторов оказывали существенное влияние на их оценку татар-мусульман. На основе опубликованного наследия современников мы выделяем две группы авторов, представлявших либеральное (казанские краеведы, востоковеды, ученые и т.д.) и официально-монархическое (чиновники различных ведомств, офицеры генерального штаба, представители казанской миссионерской школы) направления русской общественно-политической мысли.
3. Во второй половине XIX - начале XX вв. в трудах современников проявилась тенденция усиления отрицательных гетеростереотипов о татарах, что было обусловлено: осложнением в Российской империи «национального
74 Хайруллина, Л.И. И вы, пожалуйста, будьте добры. / Л.И. Хайруллина // Татарстан. - 1998. - №11/12. — С.79-83.
75 Исхаков, Д. Наш народ оказался наивным / Д. Исхаков // Восточный экспресс. - 2001. - 14-20 дек.(49). -С.8.
76 Литвин, А. Империя и насилие: подавление национального самосознания / А. Литвин, П. Вейнсенсел // Эхо веков, - 1996.-№1-2.-С.58.
77 Червонная, С.М. Идея национального согласия в сочинениях Исмаила Гаспринского / С.М. Червонная // Отечественная история. - 1992. - №2. - С.34. вопроса», в котором «татарско-мусульманский вопрос» стал играть заметную роль, формированием национального самосознания татар, усилением влияния татар на соседние народы и т.д. Процессы обновления социокультурной жизни татар-мусульман, распространение джадидизма были зафиксированы, главным образом, в публикациях современников начала XX в.
4. С 1860-х гг. наиболее компетентным описанием повседневной жизни мусульманских общин стали публикации православных миссионеров, владевших теоретическими знаниями об исламе и татарским языком и посещавших мусульманские общины.
5. Характерной чертой ориенталистских изысканий в Казанской губернии было не комплексное изучение, а описание социальной жизни на основе личных наблюдений и распространение однажды увиденного на весь народ, что в определенной степени было обусловлено объективными трудностями в изучении повседневной социальной жизни татар-мусульман, вызванными, главным образом, этнопсихологическими и социокультурными особенностями.
6. Другой особенностью работ русских современников второй половины XIX - начала XX вв. было широкое использование, без каких-либо ссылок, трудов предшественников, особенно К.Фукса, что привело к закреплению в литературе этнокультурной ситуации татарской общины Казани второй четверти XIX в.
7. Изучение татар осуществлялось, главным образом, через призму выявления культурных особенностей - религиозных и этнографических отличий. При описании внешности татар авторы акцентировали внимание на одежде, обуви, чертах лица и конституции тела, которые служили маркерами их «восточного облика». При этом фрагментарными являются сведения современников о татарских женщинах, что в значительной степени объясняется их замкнутым образом жизни.
8. К типичным чертам социокультурной жизни татар-мусульман авторы-современники относили: культурную устойчивость, религиозную замкнутость и «фанатизм»; отрицательное отношение к Российскому государству, общение с которым происходило через «маску лояльности»; эмоциональное, чувственное восприятие окружающего мира через призму мусульманской религии; доброжелательность, гостеприимство, хитрость, высокомерие, тщеславие и т.д.
Научная новизна работы состоит в том, что она является первым исследованием, в котором рассмотрены методологические основы изучения и эволюции образа татарского народа в трудах современников XIX- начала XX вв.
Научно-практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных выводов при изучении формирования «народного образа», а также при раскрытии этнопсихологических особенностей носителей этих гетеростереотипов. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке курсов по краеведению, этнологии и этнографии в вузах.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
История татарских общин Иркутской губернии конца XIX - начала XX в.2006 год, кандидат исторических наук Бобкова, Галия Ивановна
Социокультурное взаимодействие этнических общностей Поволжья и Приуралья в XVIII - ХIХ вв. как проблема историко-политического изучения2002 год, доктор исторических наук Коршунова, Ольга Николаевна
Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в отечественной историографии: вторая половина XIX - начало XX в.2008 год, кандидат исторических наук Зайцев, Андрей Владимирович
Российское правительство и народы Поволжья: Идеология и политика в 60-70-е гг. XIX в.1999 год, кандидат исторических наук Кириллов, Игорь Николаевич
Татарское просвещение в Оренбургской губернии в конце XIX - первой четверти XX вв.2005 год, кандидат исторических наук Бакирова, Альфия Мухаммадиевна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Мифтахов, Руслан Габидович
Заключение
В Российской империи изучение татар-мусульман осуществлялось в ориенталистическом русле, что было обусловлено западноевропейской традицией, этнопсихологическим, территориальным, внешне- и внутриполитическим, демографическим факторами, а также особенностями развития российской общественно-политической мысли.
Исторический опыт этноконфессионального взаимодействия способствовал формированию широкого спектра гетеростереотипов о татарах-мусульманах. Во второй половине XIX в. спектр отрицательных гетеростереотипов значительно расширился и они стали намного жестче. В лице татар-мусульман Казанской губернии большинство современников видели образ «Другого» - «загадочного, недоброжелательного и опасного «культурного соперника». Этот образ возникал всякий раз, когда приходилось решать внутриполитические задачи, касающиеся национального вопроса, или внешнеполитические задачи, которые возникали в процессе взаимоотношений с мусульманским Востоком. Активизация этого образа была обусловлена относительной многочисленностью татар в Казанской губернии, а также довольно высоким по сравнению с соседними местными народами уровнем социокультурного развития.
Стремление к объективному изучению народов Среднего Поволжья с середины XIX в. не привело к нивелированию ориенталистической направления, так как культурная дистанция может проявляться как в негативном отношении, так и в положительной валоризации. Данные направленности «ориентального знания» в полной мере проявились в официально-монархическом и либеральном течениях российской общественно-политической мысли. Для официально-монархического направления была характерна связь гетеростереотипов с религиозной стороной жизни татарского общества, для представителей либерального направления - стремление охватить весь спектр национальных качеств татарского народа и оценить его более объективно. Однако и последние не были свободны от субъективизма и относились к татарам с некоторым снисхождением.
Формирование образа происходило в рамках описания этнографических особенностей и черт социокультурной жизни. В работах исследователей рассматриваемого периода нередко встречаются абсолютно идентичные описания, что является свидетельством наличия, с одной стороны, конформизма среди авторов, с другой - культурной устойчивости татарского народа. По мнению современников, эта устойчивость проявлялась не только в сохранении татарами своего национального, но и в его распространении. Татарский язык оценивался как средство распространения влияния мусульман на коренные народы региона. Важной предпосылкой развития устойчивости современники называли мусульманскую религию, она консолидировала татар в рамках религиозной уммы и формировала «единую массу», которая не только могла противостоять внешнему воздействию, но и распространять «свое» на соседние народы. Данный факт обусловил желание современников выделить татар из общей «инородческой массы».
В этнографических описаниях уделялось внимание «восточной внешности» татар, их языку, хозяйственной деятельности, обрядам, в основном тем элементам, которые определяли религиозную принадлежность (тюбетейка и чалма, посох, зилян, закрытость поселений, восточное убранство дома и т.д.). В конце XIX в. в описаниях исследователей проявлялась тенденция деисламизации их внешности. Описывались также элементы, которые шли вразрез с русско-православными традициями (как проявление формирования культурной дистанции).
В описаниях внешнего облика татарских поселений авторы выделяли их восточность: наличие мусульманских культовых зданий; отсутствие в селениях деревьев и садов; наличие множества собак на улицах; отсутствие планировки; устройство усадьбы - внутри двора, а не на красной линии, что было подчинено максимальному сокрытию от чужих глаз происходящего во дворе и в доме; безлюдность улиц, отсутствие признаков празднества, звуков гармони, пения, характерных для русских селений; отсутствие учреждений власти (волостных правлений); восточная покраска мечети и домов богатых. В домашнем быту, согласно описаниям авторов, городским татарам чистоплотность была присуща в большей степени, чем сельским.
Обрядовая сторона жизни татарского общества также являлась предметом пристального внимания современников. Изучались такие аспекты, как процесс принятия пищи, семейный уклад, положение женщины в обществе, праздники, отмечалось отсутствие изменений в питании в течении длительного периода, а также воспитание сдержанности в процессе трапезы. В плане хозяйственной деятельности современники наделяли татар такими чертами, как отсутствие способности к земледелию, торговый характер, крайности в проявлении трудолюбия. Причинами развития таких качеств авторы называли природно-климатические и исторические факторы, в то же время они уделяли незначительное внимание политике государства, которая, несомненно, оказала значительное воздействие на жизнь татарского народа. В хозяйственном укладе татар отмечалось разделение труда, которое отчетливо проявлялось даже в структуре домашнего хозяйства,, а также «особенное» положение женщины в обществе.
В рамках изучения социокультурной жизни татар из «отличительных» признаков духовной жизни татар-мусульман, современники называли «народный» ислам, для которого было характерно сплетение этнического и религиозного, что выделяло татар в особую мусульманскую группу. Огромное значение имели два общественных института — мусульманские школы и духовные лица. Между ними сформировалась теснейшая связь, благодаря которой изменения в одном из них, несомненно, обусловливали изменения в другом.
Также важен вопрос взаимоотношений татар с Российским государством. Проявления недоверия и страха, по мнению современников, выражались в недовольстве существующим государственным строем, а также в нежелании изучать русский язык и знакомиться с русской культурой, что было характерно для основной массы татарского населения.
При описании мировоззрения татар современники акцентировали внимание на его эмоциональной стороне. Восприятие татарами-мусульманами окружающего мира было образным. Это побуждало авторов говорить о необходимости поиска методов влияния на татарский народ, предполагающих использование не разумных доводов в пользу того или иного факта православного мира, а методов эмоционального воздействия.
Изученные нами в процессе исследования некоторые стороны сформированного в XIX - начале XX веков образа татарского народа являют собой лишь небольшую часть его граней, однако и они позволяют раскрыть общий вектор процесса формирования данного образа.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мифтахов, Руслан Габидович, 2011 год
1. Источники личного происхождения
2. Герцен, А. Письма в будущее / А. Герцен. М. : Сов. Россия, 1982.479 с.
3. Ильминский, П.Н. Письма Николая Ивановича Ильминского к обер-прокурору святейшего синода К.П. Победоносцеву. / П.Н. Ильминский. -Казань : Православный собеседник, 1895. 414 с.
4. Малов, Е.А. Миссионерство среди мухаммедан и крещеных татар / Е.А. Малов. Казань : Типо-лит. Имп. ун-та, 1892. - 462 с.
5. Опубликованные в виде книг и статей в периодической печати публикации современников
6. Акчура, Ю. Три вида политики / Ю. Акчура // Татарстан. 1994. -9-10.-С. 130- 135.
7. Ахмаров, Г. Избранные труды. История Булгарии. История Казани. Этнические группы и традиции татар / Г. Ахмаров. Казань : Татар, кн. изд-во, 1998.-238 с.
8. Баженов, Н. Казанская история : в 3 ч. / Н. Баженов. Казань : Тип. Шевиц, 1847.-4.3.-447 с.
9. Белькович, Н.П. Отчет о положении некоторых селений Царево-Кокшайского уезда / Н.П. Белькович. Казань, 1887. - 136 с.
10. Вечеслав, H.H. Описание костюмов русских и инородческих крестьян Казанской губернии / сост. H.H. Вечеслав. Казань, 1878. - 124 с.
11. Гаспринский, И.Б. Русское мусульманство : мысли, заметки и наблюдения / И.Б. Гаспринский // Этнографическое обозрение. 1992. - №5. -С. 91-102.
12. Георги, И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ,вероисповеданий и прочих достопамятностей / И.Г. Георги. СПб. : Тип. И. Глазунова, 1799. - Ч. 2. - 178 с.
13. Гмелин, С Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы : перев. с нем. / С.Г. Гмелин. пер. с нем. - СПб., 1777. - Ч. 2. - 361 с.
14. Зеленин, Д. Кама и Вятка : путеводитель и этнографическое описание прикамского края / Д. Зеленин. Юрьев : Тип. Бергмана, 1904. - 184 с.
15. Знаменитые люди о Казанском крае. Казань : Татар, кн. изд-во, 1990.-221 с.
16. Знаменский, П.В. Казанская семинария в первые годы ее существования / П.В. Знаменский. Казань : Типо-лит. Имп. ун-та, 1868. - 47 с.
17. Знаменский, П. Казанские татары / П. Знаменский. Казань : Тип.-лит. Имп. ун-та, 1910. - 67 с.
18. Из истории миссионерства среди татар // Центральный архив Татарстана. -1933.-№1.-С.17-18.
19. Ильминский, Н.И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае / Н. Ильминский; сост. В.В. Катаринский. -СПб.: Синод, тип., 1886. 55 с.
20. Исхаки, Г.Г. Идель-Урал / Г.Г. Исхаки. Набережные Челны : Газетно-кн. изд-во «КАМАЗ», 1993. - 64 с.
21. Коблов, Я.Д. Граф Толстой и мусульмане (по поводу переписки Л.Н. Толстого с казанскими татарами) / Я.Д. Коблов. Казань : Типо-лит. Имп. ун-та, 1904.-42 с.
22. Коблов, Я.Д. О необходимости инородческих миссионеров в деле просвещения инородцев / Я.Д. Коблов. Казань, 1905. - 23 с.
23. Коблов, Я.Д. Мечты татар магометан о национальной общеобразовательной школе / Я.Д. Коблов. Казань, 1908. - 20 с.
24. Коблов, Я.Д. Мифология казанских татар / Я.Д. Коблов. Казань : Типо-лит. Имп. ун-та, 1910. -49 с.
25. Коблов, Я.Д. О татаризации инородцев Приволжского края / Я.Д. Коблов. Казань : Центртипография, 1910. - 27 с.
26. Коблов, Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар / Я.Д. Коблов. Казань, 1916. -119 с.
27. Коблов, Я.Д. О магометанских муллах : религиозно-бытовой очерк (1907 г.) / Я.Д. Коблов. Казань : Иман, 1998. - 26 с.
28. Лаврский, К. Татарская беднота : статистико-экономический очерк двух татарских деревень Казанской губернии / К. Лаврский. Казань : Тип. Губер, правл., 1884.-43 с.
29. Лаптев, М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба : Казанская губерния / М. Лаптев. -СПб., 1861.-615 с.
30. Малов, Е.А. О новокрещенских школах в XVIII в. : публичная лекция, читанная в Казани 7 апреля 1868 года / Е.А. Малов // Православное обозрение. 1868. - С. 93 - 123.
31. Малов, Е. Очерк религиозного состояния крещеных татар, подвергшихся влиянию магометанства / Е.А. Малов. Казань : Унив. тип., 1872.- 154 с.
32. Малов, Е.А. О Новокрещенской конторе / Е.А. Малов. Казань : Тип. Имп. ун-та, 1878. - 208 с.
33. Малов, Е.А. Сведения о мишарях. Этнографический очерк / Е.А. Малов. Казань : Тип. Имп. ун-та, 1885. - 79 с.
34. Мельников, С.Е. Село Троицко-Сюкеево в Тетюшском уезде / С.Е. Мельников. Казань, 1857. - 16 с.
35. Можаровский, А.Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 г. / А.Ф. Можаровский. М.: Унив. тип., 1880. - 262 с.
36. Монастырский, С. Иллюстрированный спутник по Волге : историко-статистический очерк и справочный указатель : в 3 ч. / С. Монастырский. Казань : Типо-лит. Ключникова, 1884. - 500 с.
37. Насыри, К. Книга о воспитании / К. Насыри. Казань : Татар, кн. изд-во, 1994.-240 с.
38. Невзоров, М. Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 г. / М. Невзоров. М., 1803. - 269 с.
39. Общий свод данных хозяйственно-статистического исследования Казанской губернии : часть экономическая. Казань : Типо-лит. В.М. Ключникова в Казани, 1896. - 509 с.
40. Паллас, П.С. Путешествие по разным местам Российского государства : в 3 ч. / П.С. Паллас. СПб. : Тип. Имп. академии наук, 1786. - Ч. 2.-Кн. 1.-476 с.
41. Пинегин, М.Н. Свадебные обычаи казанских татар / М.Н. Пинегин.- Казань : Типо-лит. Имп. ун-та, 1891. 20 с.
42. Пинегин, М.Н. Казань в её прошлом и настоящем : очерки по истории, достопримечательностям и современному положению города, с
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.