Композиционно-речевая организация рассказов В. Шукшина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Папава, Елена Ивановна

  • Папава, Елена Ивановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1983, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 198
Папава, Елена Ивановна. Композиционно-речевая организация рассказов В. Шукшина: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Москва. 1983. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Папава, Елена Ивановна

В в е д е н и е.

Глава I, Композиционно-речевая структура рассказов

В.Шукшина, организованных "образом автора".

§ I, "Образ автора" и речевая структура литературно-художественного произведения.

§ 2. Способы субъективации повествования в рассказах В.Шукшина, организованных "образом автора". Соотношение авторского повествования и речевых сфер персонажей. Субъектная многоплановость авторского повествования. Взаимодействие словесных рядов в тексте. Использование несобственно-прямой речи.

§ 3. Способы субъективации авторского повествования в рассказах "смешанного" типа.

Г л а в а П. Композиционно-речевая структура рассказов В.Шукшина, организованных "образом повествователяУ.

§ I. Соотношение "образ автора" - "образ повествователя" и речевая структура рассказов В.Шукшина.

§ 2. Использование элементов сказа как способ субъективации повествования в рассказах, организованных "образом повествователя".

§ 3. Неоднородность речевой сферы "образа повествователя". . •

Глава HU Композиционно-речевая структура рассказов В.Шукшина, организованных "образом рассказчика".

§ I. Соотношение "образ автора" - "образ рассказчика" и речевая структура рассказов

В.Шукшина.

§ 2.оСпособы субъективации повествования в рассказах В.Шукшина, организованных первым лицом "образа рассказчика".-.

§ 3. Приёмы организации диалога. Индивидуализация речевых сфер образов персонажей в рассказах ВДукшина.

3 а к л ю ч е н и е

Литератур а.

Ист очник и.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Композиционно-речевая организация рассказов В. Шукшина»

Актуальность данного исследования определяется, несколькими причинами. Главная-из них - настоятельная необходимость дальнейшей разработки общих принципов и конкретных приёмов лингвистического анализа литературного произведения, направленных на исследование особенностей композиционно-речевого развития художественного текста как целостной, замкнутой структуры, объединенной авторским замыслом»

Своевременным и необходимым, на наш взгляд, является выбор в качестве объекта исследования рассказов В.Шукшина, оказывающих большое влияние на характер и направление художественных поисков в малых жанрах современной советской литературы благодаря их несомненной идейно-художественной значимости. Богатство и глубина идейного содержания, разнообразие типов композиционно-речевой организации его рассказов, многообразие речевых модификаций "образа автора" и способов субъективации повествования, особенности взаимодействия субъектных речевых сфер и словесных рядов в тексте дают интересный материал для наблюдений над композиционно-речевой структурой рассказов В. Шукшина.

Однако в работах литературоведческого характера (и в том числе учебно-педагогических изданиях) нередко встречаются замечания о "бедности" стиля В. Шукшина, о том, что стилистические достижения писателя отстают от открытий идейного плана. Подобная критика языка и стиля писателя, открывающая содержание художественных произведений от их формы, зачастую прямо противоречит тем выводам, которые делаются на основании лингвистического изучения его рассказов как целостных композиционно-речевых структур, объединенных авторским замыслом.

Небезосновательным поэтому кажется следующее утверждение С.Залыгина в предисловии к двухтомнику избранных произведений Шукшина: "То, что критики не очень художественно называют "художественным разбором" произведений искусства, для творчества Шукшина ещё впереди» Время для них ещё не настало, оно, может быть, только-только настаёт". Подобная мысль высказана и в книге известного критика В.Чалмаева: "ныне оказывается, что только читая, "слушая" - уже наедине, а не в атмосфере кинозала - новеллы, повести и сценарии Шукшина и начинаешь понимать его! Слово, постигаемое в тишине, весь стеснённый мир страстей, не выплеснувшийся на экран, не разыгранный, не оживший в жестах, и сценах внутренний портрет писателя - вот что обретает ныне решающее значение. Не смотреть Шукшина, а думать над Шукшиным. Путь "назад" - к слозу от жеста, к мысли от кинокадра - это путь к тоцу "кремню характера", что и составлял так называемый феномен Шукшина. Он сейчас, бесспорно, и становится шагом вперед в его познании! И может быть, это путь и единственный, и беспредельный"

Следовательно, недостаточная изученность рассказов В.Шукшина в лингвистическом отношении также определяет актуальность исследования по избранной теме.

Исследования в области методики лингвистического анализа литературно-художественных текстов отвечают также потребностям подготовки учителей-словесников, важнейшим элементом которой является умение "разъяснять детям не только "идеи", но и художественную сторону поэтических произведений" и одновременно "приучать Чалтев В.А. Обновление перспективы. (Реализм современной русской литературы). - М.: Современник, 1978, с. 116. учащихся к лингистическому анализу текста и к разысканию тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов русского языка"1.

Научная новизна работы заключается в том, что рассказы В. Шукшина исследуются в аспекте лингвостилистическзом (т.е. аспекте не строя, а употребления языка), в котором литературное произведение рассматривается как словесно-художественное единство, а языковые единицы, его образующие, как элементы его композиционно-речевой структуды.

Выдвижение на первый план вопросов композиционно-речевой организации текстов обусловлено тем, что именно при таком подходе оказывается возможным наблюдение за простейшими стилистическими единицами, образующими художественный текст как замкнутую систему, организованную "образом автора", и принципами их взаимодействия и объединения.

По справедивому замечанию В.В.Виноградова, "в качестве предельной единицы" лингвистического анализа можно брать "только такие словесные объединения, которые представляют собой не непосредственную "данность" языка, а определенный продукт построения. Это органические элементы художественного произведения, найденные в процессе имманентного анализа. Fx не следует расчленять далее, ибо таким образом мы можем вскрыть только их языковую структуру, а не стилистическую природу. Языковая морфология этих стилистических единиц очень невыразительна. Они могут совпадать со сло Щерба JI.B. Опыты лингвистического толкования стихотворений. "Воспоминание" Пушкина. - В сб.: Избранные работы по русскому языку. - M.S. Учпедгиз, 1957, с. 26-27. вами, фразами, предложениями, с большими синтаксическими единствами, с комплексом синтаксических групп. Иначе говоря: стилистические единицы в структуре данного художественного целого нужно соотносить друг с другом, а не с лексическими единицами языка"*.

Поиски и характеристика таких единиц (называемых вслед за В.В.Виноградовым "словесными рядами"), обусловленных спецификой "образа автора" в данном литературно-художественном произведении-, представляют собой наиболее плодотворный путь его лингвистического анализа*

Основная цель диссертации - определить особенности композиционно-речевой организации рассказов В.Шукшина как целостных словесно-художественных структур и дать их лингвостилистическую характеристику.

При этом в работе решаются следующие задачи;

I* Характеризуются формы и способы словесного выражения авторской оценочности в рассказах В.Шукшина в связи с речевой компо** зицией текстов.

2. Выделяются значимые элементы речевой структуры рассказов, характеризующиеся речевыми модификациями "образа автора", сменой субъектных сфер повествования.

3. Определяются основные типы композиционно-речевой организации рассказов В.Шукшина.

В связи с этим основным приёмом исследования является наблюдение над особенностями разных типов композиционно-речевого раз

1 Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды. - И.: Наука, 1980, с. 244. вития рассказов В.Шукшина с последующим описанием способов субъективации повествования, определяемых соотношением и взаимодействием субъектных речевых сфер и соответствующих им словесных рядов в этих текстах.

Практическая ценность работы состоит в том, что выводы и материалы данного исследования могут быть использованы в вузовском преподавании в курсах лингвистического анализа текста и стилистики русского языка, в спецкурсах и спецсеминарах по языку художественной литературы, а также в школьном преподавании русского языка и литературы, включая систему факультативных занятий в старших классах.

По теме диссертации опубликованы четыре статьи общим объемом 2,1 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Папава, Елена Ивановна

- 179 -Заключение

Анализ рассказов В.Шукшина как целостных словесно-художественных структур, объединённых авторским зашел ом, позволил выделить три основных композиционно-речевых типа рассказов в зависимости от того, как в них организовано повествование - "образом автора" или его композиционными заместителями - "образами" повествователя или рассказчика.

Особенности композиционно-речевой структуры рассказов каждого типа определяются формами проявления авторской оценочности или способами субъективации повествования в этих рассказах.

Способы субъективации повествования, в свою очередь, обусловлены приёмами соотношения и взаимодействия в тексте субъектных речевых сфер и соответствующих им словесных рядов, выражающих разные точки зрения на изображаемое.

В рассказах В.Шукшина, организованных "образом автора"., способы субъективации повествования обнаруживаются во взаимодействии речевой сферы автора (авторского повествования) и субъектных речевых сфер персонажей. В рассказах этого типа авторское повествование является стимулированным, отраженным, оно приобретает речевые особенности персонажей или изображаемой среды, а происходящее при этом несовпадение субъекта оценки и субъекта речи приводит к пересечению соответствующих им словесных рядов. Отметим, что такой, способ субъективации повествования отмечается во всех типах композиционно-речевой организации рассказов В.Шукшина.

Однако в рассказах, организованных "образом автора", этот способ субъективации повествования нередко осложняется откры- . тым и последовательным использованием "чужой" точки зрения и чужого" слова в качестве авторских, объективных. Причём такая композиционно-стилистическая ориентация авторского повествования на речевую сферу ведущего персонажа наблюдается не только в тех рассказах, где ведущий персонаж по интеллектуальному и духовному уровню близок личности автора (см., например, рассказы "Солнце, старик и девушка", "Шире шаг, маэстро!", "Экзамен" и др.), но и в тех, где этот персонаж совсем иного уровня культуры и образования (см., например, рассказы "Ваня, ты как здесь?", "Забуксовал" и др.). Соответственно и авторское повествование в этих рассказах строится то как литературно-нормативное с .элементами просторечия, то - как просторечно-характерологическое с элементами литературного.

Существует и такой тип рассказов, организованных "образом автора", в которых авторское повествование при широком использовании словоупотребления изображаемой среды обособляется от него с помощью специальных стилистических сигналов в виде элементов книжной,, деловой или поэтической речи для выражения иронического или лирического отношения автора к изображаемым событиям и персонажам (см., например, рассказы "Космос, нервная система и шмат сала", "Племянник главбуха" и др.).

Ориентация на точку зрения ведущего персонажа в некоторых рассказах В.Шукшина, организованных "образом автора", обнаруживает такой способ субъективации повествования как использование различных форм несобственно-прямой речи, при котором авторское повествование превращается в текст, комментирующий несобственно-прямую речь персонажа (см. анализ рассказа "Шире шаг, маэстро!").

Среди рассказов рассмотренного типа своеобразием композиционно-речевой структуры выделяются также рассказы "смешанного", или "переходиorом типа, повествование в которых организовано "образом автора" с включением элементов повествовательных структур, организованных "образом повествователя" (см. рассказы "Змеиный ,яд", "Крепкий мужик", "Заревой дождь" и др.).

Композиционно-речевая организация рассказов В.Шукшина, написанных от третьего лица, обусловлена спецификой "образа повествователя" - не названного и социально не определенного рассказчика, который выделяется стилистически. Близостью "образа автора" и "образа повествователя", не исключающей при этом их обособленности, определяются основные способы субъективации повествования в этих рассказах.

В первую очередь к ним относится использование элементов сказа, которое выражается в общей установке повествования на устные формы речи с отступлениями от норм речи литературно-нормативной, а также в названиях некоторых рассказов, в традиционных сказовых зачинах, содержащих риторические вопросы, восклицания, обращения к читателю как участнику воображаемой беседы, в короткшс комментариях эмоционально-оценочного характера, встречающихся как в описаниях, так и в повествовательных фрагментах, в употреблении вводных и вставных конструкций, в передаче некоторых интонационных особенностей сказа.

Особенностью повествования в рассказах этого типа является стилистическая неоднородность речевой сферы "образа повествователя", которая наиболее отчётливо и регулярно обнаруживается в композиционн(речевых отрезках, представляющих собой ироническое, повествование или описания природы, переходящие в лирико-философские рассуждения повествователя, а также в несобственно-прямой речи . и внутренних монологах персонажей, где.от лица последних автор высказывает свои сокровенные мысли и наблюдения. В таких отрывках происходит -усложнение* речевой сферы повествователя за счёт преимущественного употребления книжных и книжно-поэтических лексико-синтаксических средств языка (см, рассказы "Залётный", "Мастер", "Ночью в бойлерной",.-"Страдания молодого Ваганова" и др.).

Композиционно-речевая структура рассказов В.Шукшина, написанных от первого лица и организованных "образом рассказчика", в способах субъективации повествования имеет много общего с рассказами уже рассмотренных типов: неоднородность речевой сферы "образа рассказчика" создаётся субъектной- многоплановостью повествования, возможной при сохранении индивидуальной речевой экспрессии персонажей, значительными стилистическими колебаниями внутри речевой сферы рассказчика, связанными, с одной стороны, с использованием речевых элементов сказа, а с другой, - традиционно-поэтических, книжных средств выражения (см. рассказ "Жил человек"). Однако в рассказах, организованных первым лицом рассказчика, существует возможность дополнительного субъектного расслоения речевой сферы рассказчика, так как в рассказах, содержащих разнообразные воспоминания из далёкого прошлого рассказчика, последний одновременно может .вы ступать и как субъект, и как объект повествования. В таких случаях в текстах формируется особый словесный ряд, который выражает новую точку зрения - детское восприятие изображаемых людей и событий (см. рассказы "Горе", "Дядя Ермолай", "Из детских лет Ивана Попова" и др.).

Особую роль в композиционно-речевой организации рассказов В.Шукшина играют приёмы создания диалога - они имеют непосредственное отношение к способам субъективации повествования, выражая сложные речевые соотношения между авторским повествованием и прямой речью персонажей. Поскольку в рассказах писателя авторское повествование, как правило, строится с установ- г кой на разговорные речевые средства, то прямая речь персонажей имеет немного ярких стилистически, окрашенных элементов» Поэтому мастерство В.Шукшина заключается в создании конструктивных способов субъективации речей персонажей, выражающихся в разнообразии приёмов "сцепления" реплик персонажей, реплик и авторских ремарок, реплик, ремарок и авторского повествования. При этом авторские ремарки, как правило, имеют экспрессивно-оценочный характер, а реплики персонажей находятся не в линейно-однонаправленных отношениях, а в отношениях контрастного сопоставления, при которых возможно развитие дополнительного, "подтекстного" смысла диалога, а в репликах, лишённых ремарок, угадывается жест и реакция персонажа на предыдущую реплику.

Таким образом, анализ композиционно-речевой организации рассказов В.Шукшина показывает, что при видимой простоте и внешней "похожести" они оказываются сложно, гармонично и разнообразно построенными, а одновременное использование в них выразительных средств литературной и нелитературной речи является художественно оправданным.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Папава, Елена Ивановна, 1983 год

1. Анализ художественного текста. - М.: Педагогика, 1975,-1.I с.

2. Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. - 679 с.

3. Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. М.: Высшая школа, 1981. -80 с.

4. Ахметова Г .Д. Повесть К.Г.Паустовского "Кара-Бугаз" (лингвостилистический анализ). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М.: ИРЯЗ АН СССР, 1980.- 16 с.

5. Ахумян Н.С. О композиционной и языковой структуре рассказа А.П.Чехова "Человек в футляре". Русский язык в школе, 1975, № 5, с. 73-80. .

6. Баландина Н.В. Структура авторской речи в романе М.М.Пришвина "Кащеева цепь". Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филол. наук. Новосибирск: НГУ, 1971. - 23 с.

7. Барлас Л.Г. Оценочно-речевой план в рассказе Чехова "Ионыч". Русский язык в школе, 1976, $ 2, с. 56-61.

8. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: художественная литература, 1975 - 502 с.

9. Белая Г.А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления "нейтрального" стиля. В сб.: Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. - М.: Наука, 1978, с. 460-485.

10. Биличенко Н.А. "Нравственность есть правда" (В.М.Шукшин).- В сб.: Творческие взгляды советских писателей. Л.: Наука, 1981, с. 253-269.

11. Белов В. Ответ на анкету "Литература и язык". Вопросы литературы, 1967, №6, с. 98-99.

12. Бельчиков Ю.А., Карпов Е.Л. Наблюдения над стилем авторского повествования в рассказах Чехова. Русский язык в школе, I960, $ I, с. 39-43.

13. Бландова Н.Г. Автор в диалоге своих героев. Русская речь, 1975, № I, с. 41-47.

14. Бочаров С.Г. О смысле "Гробовщика". (К проблеме интерпретации произведения)< В сб.: Контекст - 1973. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1974, с. 196230.

15. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. М.: Высшая школа, 1967. - 376 с.

16. Будагов Р.А. Что же такое лингвистическая поэтика? НДВШ. Филологические науки, 1980, № 3 (117), с. 18-26.

17. Васёва-Кадынкова Ив. Диалог без авторского текста. Русская речь, 1972, № 5, с. 38-43.

18. Васильева А.Н» художественная речь. М.: Русский язык, 1983. - 256 с.

19. Веденина Л.Г., Шор Е.Н. Некоторые приемы стилистического исследования текста. М.: Наука, 1973. - 72 с.

20. Виноградов В.В. К изучению языка и стиля пушкинской прозы.- Русский язык в школе, 1949, № 3, с. 18-32.

21. Виноградов В.В. Наука о языке художественной литературы и её задачи (на материале русской литературы). М.: АН СССР, 1958. - 51 с.

22. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. - 240 с.

23. Виноградов В.В. О языке Толстого (50-60 годы). ~ В кн.: Литературное наследство. Л.Н.Толстой. I. т. 35-36. M.s АН СССР, 1939, с. 117-220.

24. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. - 654 с.

25. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды. М.: Наука, 1980. - 360 с.

26. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. - 507 с.

27. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа, 1981. - 320 с.

28. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963. - 255 с.

29. Виноградов В.В. Стиль петербургской поэмы "Двойник". (Опыт лингвистического анализа). В кн.: Ф.Достоевский-т. 1-2. -Пб.: Мысль, 1922, с. 211-254.

30. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. М.: Наука, 1963. - 190 с.

31. Виноградова В.Н. О стилизации разговорной речи в совре-. менной художественной прозе. В сб.: Очерки по стилистике художественной речи. - М.: Наука, 1979, с. 66-76.

32. Виноградова В.Н. Стилистические функции словообразовательно мотивированных слов в художественной прозе. В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературе. Проза. - М.: Наука, 1977, с. 289-335.

33. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. - 492 с.

34. Винокур Т.Г. К вопросу о норме в художественной речи. ~ В кн.: Синтаксис и норма. М.: Наука, 1974, с. 249-267.

35. Винокур Т.Г. Об изучении функциональных стилей русского языка советской эпохи (к постановке вопроса). В кн.: Развитие функциональных стилей современного русского языка.- М.: Наука, 1968,.с* 3-II.

36. Вомперский В.П. Образ автора в повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка". Русская речь, 1979, № 3, с. 29-36.

37. Вульфович Г.Л. О формах выражения авторского отношения к изображаемому средствами композиции в новелле Мопассана "Тетка Соваж". В сб.: Ученые записки Калининградского университета, вып. 5, Калининград: КГУ, 1970, с. 195-202.

38. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.- 576 с.

39. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. - 139 с.

40. Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы.- М.: Наука, 1967. 364 с.

41. Гей Н.К. художественность литературы. Поэтика. Стиль. -М.: Наука, 1975. 471 с.

42. Гончарова Е.П. Реализация стилистического средства иронии в авторском повествовании и различных видах передачи речи.- В кн.: Система языка и речевая реализация его категорий. Л., 1978, с. 34-37.

43. Горн В.Ф. Живой язык Василия Шукшина. Русская речь, 1977, № 2, с. 24-31.

44. Горшков А.И. Вопрос о вариантности норм в связи с пониманием языка как системы систем. В сб.: Литературная норма и вариантность. - М.: Наука, 1981, с. 234-248.

45. Горшков А.И. Вопросы лингвостилистического анализа текста.- Русская речь, 1976, № 2, с. 90-97.

46. Горшков A.F. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования. В сб.: Русский язык. Проблемы художественной речи, лексикология и лексикография. Виноградовекие чтения. Ix-X* - М.: Наука, 1981, с. 8291.

47. Горшков А.И. О композиции и языке рассказа К.Паустовского "Колотый сахар". В сб.: Очерки по стилистике художественной речи. - М.: Наука, 1979, с. 31-49.

48. Горшков А.И. О предмете истории русского литературного языка. Вопросы языкознания, 1978, № 6, с. 3-14.

49. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца ХЯ-ХХ века (проблематика и поэтика жанра). Л.: Наука, 1979. - 208 с.

50. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе.- М.-Л.: Просвещение, 1966. 266 с.

51. Гулак А.Т. Стилистико-речевая организация военных расскаgзов Л.Н.Толстого., Атореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Днепропетровск: ДГУ, 1979. - 24 с.

52. Драгомирецкая Н.В. Слово героя как принцип организации стилевого целого. В сб.: Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. - М.: Наука, 1978, с. 446459.

53. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М.: МГУ, i9 6i. - 519 с.

54. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избранные труды. Л.: Наука, 1977. - 404 с.

55. Залыгин С. Герой в кирзовых сапогах. К творчеству Василия Шукшина. В кн.: Шукшин В.М. Избранные произведения. В двух томах. Т. I. Рассказы. Калина красная. - М.: Молодая гвардия, 1975, с. 5^12.

56. Залыгин С. О художественном языке и художественном образе. Вопросы литературы, 1969, № 6, с. II4-I23.

57. Земская Б.А. Речевые приемы комического в советской литературе. В сб.: Исследования по языку советских писателей. - М.: АН СССР, 1959, с. 215-278.

58. Золотухин В. Самостоятельное слово. Литературная газета, 1981, 19 августа, № 34, с. 6.

59. Иванова Н.Н. Источник стилистической выразительности. -В сб.: Очерки по стилистике художественной речи. М.: Наука, 1979, с. 155-164.

60. Иванчикова Е.А. Об изобразительных возможностях синтаксических средств в художественном тексте. В сб.: Русский язык. Проблемы художественной речи, лексикология и лексикография. Виноградовские чтения. IX-X. - М.: Наука, 1981, с. 92-110.

61. Иванчикова Е.А. Синтаксис текстов, организованных авторской точкой зрения. В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. - М.: Наука, 1977, с. 198-240.

62. Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971. - 238 с.

63. Каверин В.А. Идея признания. Вопросы литературы, 1969,№6, с:.; I24-.I3I.

64. Катаев В.Б. К постановке проблемы образа автора. НДВШ. Филологические науки, 1966, № I (33), с. 29-40.

65. Ким Л.Л., Малисова В.Н. Традиционные типы повествователей в русской прозе и синтаксическая организация текста художественного произведения. Научные труды Ташкентского университета, вып. 412. Ташкент, 1971, с. 70-82.

66. Кирилюк З.В. Художественная функция повествователя в военных рассказах Л.Толстого. В кн.: Лев Толстой: проблемы творчества. - Киев.: КГУ, 1978, с. 223-232.

67. Ковтунова И.И. Вопросы структуры текста в трудах акад. В.В.Виноградова. В сб.: Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения. XI. - М.: Наука, 1982, с. 3-18.

68. Кожевникова Н.А. Несобственно-прямой диалог в художественной прозе. В сб.: Синтаксис и стилистика. - М.: Наука, 1976, с. 283-300

69. Кожевникова Н.А. 0 соотношении речи автора и персонажа. -В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. М.: Наука, 1977, с. 7-98.

70. Кожевникова Н.А. 0 типах повествования в советской прозе. В кн.: Вопросы языка современной русской литературы. -М.: Наука, 1971, с. 97-163.

71. Кожевникова Н.А. Речевые разновидности повествования в русской советской прозе. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук. М.: ИРЯЗ АН СССР, 1973. - 27 с.

72. Кожин А.Н. О стилевой ориентации средств языка. В сб.: Русский язык. Проблемы художественной речи, лексикологияи лексикография. Виноградовские чтения. IX- X» М.Наука, 1981, с. 61-71. .

73. Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. М.: Советская Россия, 1977. - 192 с.

74. Крамов И.Н. В зеркале рассказа. Наблюдения, разборы, портреты. М.: Советский писатель, 1979. - 294 с.

75. Краснянский В.В. Повествовательная речь в рассказах И.Бунина 1915-16 гг. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1973. - 22 с.

76. Краснянский В.В. Стилистика художественной речи. (Повествовательная речь). М.: МГУ им. М.В.Ломоносова.,, 1972.- 35 с.

77. Кузнецова М.В. (Ушакова). Герой-рассказчик и автор в повестях А.П.Чехова. В сб.: Русская литература 1870-1890годов. Сб. 2. Ученые записки № 75, серия филологическая. Вып. 7. Свердловск.: УГУ им. А.М.Горького, 1969, с. 123 -138.

78. Левадов A.M. Автор образ - читатель. - Л.: ЛГУ, 1977.- 278 с.

79. ЛевитинЛ.С. Сюжет и композиция рассказа А.П.Чехова "Скрип ка Ротшильда". В кн.: Вопросы сюжетосложения. Сюжет и композиция. Вып. 4. - Рига.: Звайгзне, 1976, с. 33-46.

80. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. - 359 с.

81. Лотман Ю.М. О разграничении лингвистического и литературоведческого понятия структуры. Вопросы языкознания, 1963, № 3, с. 44-52.

82. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. - 384 с.

83. Малисова В.Н. О языковых сигналах образа повествователя в художественном произведении. В сб.: Научные труды Ташкентского университета, вып. 412. - Ташкент.: ТГУ, 1971, с. I03-II5.

84. Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Крайчик Л.Е. Поэтика сказа.- Воронеж.: ВГУ, 1978. 273 с.

85. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. М.: Русский язык, 1979. - 251 с.

86. О Шукшине. Экран и жизнь. М.: Искусство, 1979. - 335 с.

87. Огнев А.В. Русский советский рассказ 50-70 годов. М.: Просвещение, 1978. - 208 с.

88. Одинцов В.В. Грамматические формы в художественной прозе.- В сб.: Стилистика художественной литературы. Й.: Наука, 1982, с. 76-85.

89. Одинцов В.В. Народно-разговорная речь в диалогах пушкинской прозы. Русский язык в школе, 1967, № с. 15-17.

90. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. М.: Наука, 1973. - 104 с.

91. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. - 263 с.

92. Одинцов В.В. Стилистическая структура диалога. В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. - М.: Наука, 1977, с. 99-129.

93. Одинцов В. Язык персонажей и речевая индивидуализация.- русский язык в школе, 1966, № 2, с. 22-28.

94. Павликов Г.Ф. Проза В.Й.Шукшина. (Творческая индивидуальность писателя и эволюция героя). Автореф. Дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Л.: ЛПИ им. А.И.Герцена, 1977. - 13 с.

95. Панкин Б. Василий Шукшин и его "чудики". В кн.: Строгая литература. Литературно-критические статьи и очерки. - М.: Советский писатель, 1982, с. 188-210.

96. Петрищева Е.Ф. Внелитературная лексика в современной художественной прозе. В сб.: Стилистика художественной литературы. - М.: Наука, 1982, с. 19-33.

97. Петрищева Е.Ф. Лексика и фразеология в авторском повествовании от 1-го лица. В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. - М.: Наука, 1977, с. 241-288.

98. Пешковский А.И. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.-Л.: Госиздат, 1930. - 176 с.

99. Пешковский A.M. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. -252 с.

100. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков : Изд. М.В.Потебня, 1905. - 652 с.

101. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 614 с.

102. Поэтика. Сб. I. Л.: Acactenua, 1926. - 162 с.

103. Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1911. - 459 с.

104. Проблема автора в художественной литературе. Воронеж.: вгаи, 1967, т. 79, вып. I. - 84 с.

105. Проблема автора в художественной литературе. Воронеж.: ВГП1Г, 1969, т. 93, вып. 2. - 91 е.

106. Проблема автора в художественной литературе. Воронеж.: В1Ж, 1972, т. 125, вып. 3. - 159 с.

107. Проблема автора в художественной литературе. Воронеж.: ВГПИ, 1974, т. 148, вып. 4. - 114 с.

108. ИЗ. Проскурина Ю.М. Повествователь-рассказчик в прозе натуральной школы. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1964. - 18 с.

109. Руднева Н.П. Опыт лингвостилистического анализа повести А.И.Герцена "Сорока-воровка". В сб.: Проблемы диахронно-го анализа грамматического строя русского языка, вып. 10. - М.: МОПИ им. Н.К.Крупской, 1977, с. 72-83.

110. Рудяков Н.А. Проблемы стилистического анализа художественного произведения. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук. Воронеж : ВГУ им. Ленинского комсомола, 1978. - 37 с.

111. Рыбникова М.А. Введение в стилистику. М.: Советский писатель, 1937. - 282 с.

112. Рыбникова М.А. . По вопросам композиции. М., 1924. -III с.

113. Семинар по теории прозы. Вопросы литературы, 1976, № 7, с. 306-308.

114. Сидоров Е.Ю. О стилевом многообразии современной советской прозы. М.: Знание, 1977. - 62 с.

115. Сильман Т.Н. Подтекст как лингвистическое исследование.- НДВШ. Филологические науки, 1969, № I (49), с. 84-90.

116. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М.: Наука, 1980. - 352 с.

117. Скшидло А.Я. Опыт композиционно-стилистического анализа произведения. (Рассказ И.А.Бунина "Чаша жизни"). В сб.: Ученые записки хабаровского педагогического института, серия русский язык, т. 29. - Хабаровск.: ХПИ, 1970, с. 137 -149.

118. Соболевский АЛ. О стиле. Харьков, 1909. - 12 с.

119. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. - 223 с.

120. Соколова Л.А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория. Томск, 1968. - 281 с.

121. Соколова Л.А. "О языковой композиции повести А.Гайдара "Судьба барабанщика". В сб.: Труды Томского университета. Вопросы русского языка и говоров, т. 197. - Томск : ТГУ, 1968, с. 23-32.

122. Соловьева Н., Шитова В. Свои люди сочтемся. - Новый мир, 1974, № 3, с. 245-250.

123. Толченова Н.П. Василий Шукшин его земля и люди. Литературные заметки. - Барнаул : Алтайское кн. изд-во, 1978.- 206 с.

124. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М#: Советский писатель, 1965. - 30I с.

125. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970.- 223 с.

126. Федь Н.М. Поэтика литературного сказа. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук. М.: ИМЛ им, A.M. Горького, АН СССР, 1978. - 28 с.

127. Филин Ф.П. Что такое литературный язык. Вопросы языкознания, 1979, № 3, с. 3-19.

128. Фомин В.И. Пересечение параллельных. М.: Искусство, 1976. - 357 с.

129. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1975. -408 с.

130. Чалмаев В. Укрепиться и жить. (Молодые герои и новеллистическое искусство Василия Шукшина). В сб.: Обновление перспективы (реализм современной русской литературы). -М.: Современник, 1978, с. II3-I64.

131. Чичерин А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова. М.: Советский писатель, 1968. - 374 с.

132. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1911. - 291 с.

133. Чудаков А.П. Проблема сказа в работах В.В.Виноградова. -В сб.: Русский язык. Проблемы художественной речи, лексикология и лексикография. Виноградовские чтения. IX-X. -М.: Наука, 1981, с. 3-19.

134. Чудакова М. Заметки о языке современной прозы. Новый мир, 1972, Ш I, с. 212-245.

135. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. -265 с.

136. Шкловский В.Б. художественная проза. Размышления и разборы. М.: Советский писатель, 1959. - 628 с.

137. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях (к постановке проблемы). М.: Наука, 1977. - 168 с.

138. Шубин Э.А. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра. Л.: Наука, 1974. - 182 с.

139. Шукшин В.М. Как я понимаю рассказ. Литературная Россия, 1964, 20 ноября, с. 15.

140. Шукшин В.М. Ответ на анкету "Литература и язык". Вопросы литературы, 1967, № 6, с. 140-148.

141. Щелокова Е.Н. Своеобразие несобственно-прямой речи в повестях и рассказах Л.Н.Толстого 90-900-х годов. В сб.: Стилистика художественной литературы. - M.s Наука, 1982, с. 135-162.

142. Шерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. M.s Учпедгиз, 1957. - 188 с.

143. Эйхенбаум Б.М. О прозе (сборник статей). Л.: 'Художественная литература, 1969. - 503 с.- 198 -Ист очники

144. Шукшин В.М. Брат мой. Рассказы, повести. М.: Современник, 1975. - 447 с.

145. Шукшин В.М. Далекие зимние вечера. Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1978. - 80 с.

146. Шукшин В.М. Избранные произведения. В двух томах. Т. I. Рассказы. Калина красная. М.: Молодая гвардия, 1975. -494 с.

147. Шукшин В.М. Рассказы. Роман-газета, 1975, № 17 (783). -127 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.