Обновление культурной и духовно-нравственной жизни в СССР (1953 - 1964 гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Хронова, Ирина Алексеевна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 197
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Хронова, Ирина Алексеевна
ВВЕДЕНИЕ.3
РАЗДЕЛ 1. Причины и предпосылки появления новых тенденций в культурной и религиозной сферах жизни советского общества.18
РАЗДЕЛ 2. Творческие поиски в среде художественной интеллигенции: трудности и достижения .53
РАЗДЕЛ 3. Становление и развитие новых массовых культурных и социально ориентированных феноменов.90
РАЗДЕЛ 4. Духовно-религиозная жизнь эпохи «оттепели».132
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Протестные настроения в молодежной среде СССР (1965 - 1985 гг.)2005 год, кандидат исторических наук Бурнос, Владимир Алексеевич
Становление и развитие неформального молодежного движения в СССР, 1945 - 1985 гг.2002 год, доктор исторических наук Давыдов, Станислав Геннадьевич
Развитие альтернативных форм молодежного движения в СССР (1945 - 1960-е гг.)2005 год, кандидат исторических наук Грицай, Владимир Викторович
Культурная политика и художественная интеллигенция Кубани и Ставрополья: 1953-1964 гг.2005 год, кандидат исторических наук Романова, Нина Васильевна
Власть и творческая интеллигенция в СССР: опыт и уроки взаимодействия в условиях культурных перемен середины 1950-х - конца 1960-х гг.2005 год, кандидат исторических наук Дерюгина, Марина Вадимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обновление культурной и духовно-нравственной жизни в СССР (1953 - 1964 гг.)»
Актуальность исследования обусловлена идущими в настоящее время глубокими реформами во всех сферах общественного и государственного бытия. Неотъемлемой частью модернизации является выработка позитивной культурной политики, выстраивание новых подходов к духовным проблемам, совершенствование взаимоотношений власти с социокультурными инициативами граждан.
Без учета прошлого, его трудностей, промахов и успехов сложно, а может быть и невозможно понять настоящее и определить верный путь. Опыт же 1953 - 1965 гг. тем более ценен, что это было время перелома, больших изменений, достижений, упущенных возможностей и больших ошибок. Тщательное изучение это опыта просто необходимо на современном этапе модернизации российского общества для того, чтобы вновь не попасть в «инверсионную ловушку».
Актуальность работы определяется также тем, что сегодня остро стоит вопрос о защите отечественной культуры от культурной экспансии извне. Тревогу вызывает продолжающаяся вестернизация культуры, плохое знание ее молодежью. Острые проблемы обозначились и в религиозной области. Все это требует разработки и осуществления соответствующих мер, что опять обращает нас к истории прошлых десятилетий.
Наконец актуальность исследования связана с важнейшей задачей ликвидации пробелов в изучении важнейших периодов истории нашего Отечества.
Историография. Всю историографию по проблеме исследования можно условно разделить на три периода. Первый из них относиться к 60-м - концу 80-х гг., второй начинается с конца 80-х и охватывает эпоху радикально - либеральных реформ 90-х гг., доходя до начала 2000 гг. Каждый из этих трех периодов имел свои сущностные характеристики, определявшие методологию, общие подходы к оценке того, что происходило в культурной и духовно-нравственной сферах функционирования общества.
Характерными чертами первого периода было господство коммунистической идеологии и соответствующих ей подходов в объяснении политических, культурных и иных явлений. Общими ориентирами здесь были провозглашение неоспоримой исторической победы социализма, склонность к преимущественному анализу позитивного опыта развития советского государства и минимализации, или прямому замалчиванию так называемых «негативных моментов» социалистического строительства, отрицательное отношение к всему, что выпадало из под официального контроля, к неразрешенной социальной активности, неуклонное следование принципу партийности в искусстве, незыблемость метода соцреализма, и уверенность в ведущей и направляющей роли партии. Общие работы, относящиеся к этому времени полны оптимизма1.
Уже в работах, относящихся к первому периоду были определены основные направления исследования социокультурных феноменов советского общества. В 60-70-е годы проводились научные исследования, в которых рассматривалась государственная политика в сфере культурного строительства, а также сущность, состояние и содержание самой художественной культуры социалистического общества. Эти
1 Иовчук М.Т. Культурно-технический подъем трудящихся и его перспективы в период перерастания социализма в коммунизм. — М., 1960; История Коммунистической партии и Советского Союза, - М., 1979; Развитой социализм: проблемы теории и практики - М., 1979; Струмилин С.Т. Проблемы социализма и коммунизма в СССР. - М., 1965 и проч. работы позволяют представить воздействие партии на формирование культуры2.
Значительное внимание в литературе советского периода уделялось освещению деятельности партийных и комсомольских организаций с творческой интеллигенцией. Фундаментальные исследования в этой области принадлежат К.Ф. Шиловой и А.Д. Бородаю.3 Авторы исследуют деятельность общества, всех его социально-политических институтов по формированию художественной интеллигенции и работу комсомола по ее идейно-политическому воспитанию. Большое внимание в этих работах уделяется изучению совершенствования системы взаимодействия партийных и комсомольских организаций и творческих союзов.
Проблеме развития молодой интеллигенции был посвящен ряд отдельных исследований. Работа с творческой молодежью в республиках, краях, областях получила отражение на страницах очерков истории комсомольских организаций. Наиболее широко они создавались и публиковались в 1960-1970-х годов. В них освещался опыт идейно-политического, нравственного и профессионального воспитания творческой молодежи4. Появлялись работы, в которых разрабатывалась
2 Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. - М.: Искусство, 1977; Иванов А.В. Основные задачи культурного развития СССР на современном этапе. -М., 1963; Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. — Свердловск, 1974; Алексеев И.П. Советская культура и формирование нового человека. - М., 1967 и др.
3 Шилова Г.Ф. Идейно-воспитательная работа ВЛКСМ в условиях развитого социализма. М. 1976; Бородай А.Д. Работа комитетов ВЛКСМ с творческой молодежью: опыт, проблемы. М. 1980. С. 128.
4 Очерки истории Московской организации ВЛКСМ. М. Московский рабочий. 1976. С. 635-639 и др. Летопись Волгоградского комсомола. Сборник документов по истории Волгоградской областной организации ВЛКСМ. Волгоград. 1974. 495 е.; Очерки истории Ленинского комсомола Белоруссии. - Минск, 1975. 534 е.; В строю поколений. Очерки истории Красноярской организации ВЛКСМ. Красноярск. 1978. С. 400.; Из истории Марийской организации ВЛКСМ. Сборник документов и материалов. 19191978 гг. Йошкар-Ола. 1978. С. 296.; Юность Татарстана. Очерки истории комсомола Татарстана. Казань. 1978. С. 463.; Наследники Октября. Очерки истории Саратовской тема деятельности творческой молодежи в отдельных видах искусства5. Однако преобладающий парадный тон помешал авторам осветить те проблемы и трудности, с которыми встречались молодые художники, литераторы, композиторы, а также молодежные организации.
Если советские историки, скованные рамками идеологии идеологически испытывали трудности в изучении проблем взаимодействия власти и интеллигенции по вопросам культуры, то зарубежная историография провела большую работу в этом направлении6. Даже учитывая ее антисоветскую ангажированность, следует признать, что вклад зарубежных исследователей в изучение хрущевского периода весьма ценен
В отношении религиозной темы советские исследователи 60-80-х гг. были категоричны в выводах и суждениях. Утверждалось, что религия, поскольку ликвидированы ее корни, не имеет будущего, что отмирание религиозного мировоззрения неизбежно и исторически предопределено. Особенно агрессивны в этом плане работы 60-х гг. созданные под влиянием провозглашенной партией установки на строительство коммунистического общества. Выполняя «социальный заказ» авторы областной организации ВЛКСМ. Саратов. 1979. С. 318.; Амурский меридиан страны комсомолии. Благовещенск. 1980. 152 с. и др.
5 Молодые режиссеры советского кино: Сборник статей. - М., 1962; Колесников Н.А., Сенчакова Г.У. Актеры и роли: Очерки о молодых артистах кино - М., 1961 и проч.
6 Brzezinski Z., Huntington L.S. Political Power: USA / USSR. London. 1964; Leonhard W. The Kremlin since Stalin. London, 1962; McLauley M. Khrushchev and Breznev as Leaders. London. 1982; Crankshaw E. Khrushchev. London 1969; Tucker R. The Soviet Political Mind. London. 1972; 1961; Armstrong J. The Politics of Totalitarism: The Communist Party of the Soviet Union from 1934 to the Presents. New York. 1961; Swayze H Political Control of Literature in the USSR. 1946-1959. Cambridge. 1962; Deriabin P, Gibney F.The Secret World. New York. 1982; Gill G. The Rules of the Communist Party of the Soviet Union. New York. 1988; Sehroeder G. The Soviet Economy on a Treadmill of «Reforms». Washington. 1979; Gregory P Restructuring the Soviet Economic Bureaucracy. Cambridge. 1990; Pistrak L. The Grand Tactician: Khrushchev's Rise to Power. London. 1961; Linden C. Khrushchev and Soviet Leadership. 1957-1964. Baltimore. 1966. стремились доказать правильность взятого курса и верность партийность прогнозов в отношении религии7.
Тон нетерпимости к «религиозным пережиткам» несколько сбавился в 70-80-е гг., однако общий вектор исследований по этому вопросу не изменился8.
Особый раздел составляли публикации призванные сформировать негативный имидж церкви и священнослужителей, убедить общественность в несовместимости облика советского человека и «пережитков прошлого»9. Безусловно, это мешало взвешено, объективно рассмотреть проблему.
В то же время предпринимались серьезные попытки выяснить социальные корни религии, причины сохранения и уровень религиозности населения в стране10. Данные работы, хотя и не свободные от идеологических шор, давали существенное приращение исторического материала и создавали заделы для работ последующего периода.
Второй период характеризуется общей «сменой вех» в общественных науках, в том числе и в подходах к изучению социокультурных и духовно-нравственных феноменов и их истории.
7 Батыгин В.Е. Постановка проблем атеизма в трех программах Коммунистической партии. - Киев, 1966; Струмилин С.Г. Строительство коммунизма и преодолении религиозных пережитков. - М., 1966. и др.
Барменков А.И. Свобода совести в СССР. - М., 1986; Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве; Общество и религия. - М., 1967.; Бычатин В.Е. Постановка проблем атеизма в трех программах Коммунистической партии; Клочков В.В. Закон и религия; Окупов А.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание и др.
9 Вадимов В. Агрессия без выстрелов - Куйбышев, 1981; Веселов В.И. Накипь-Донецк.: Донбасс, 1980; Чертков А.Б. Крах - М., 1968; Владимиров А.Л.Заиширмой святости - М., 1981; Разговор начистоту. — М., 1979 и др.
10 Акинчиц И.И Анализ религиозности молодежи и некоторые аспекты ее атеистического воспитания. — Минск, 1971 г.; Мандрыгин JI.B. Внутренний мир верующего и причины религиозности — М., 1965; Яблоков И. К. Изучение религиозного сознания верующего в социалистическом обществе и задачи атеистического воспитания.
Новое время позволило исследователям обратиться к ранее закрытым, или же «немагистральным» ранее темам, «вдруг» оказавшимися общественно значимыми, и поставленными в повестку дня.
Прежде всего, необходимо выделить работы общего характера11, рисующие новую картину исторического полотна 50-60-х гг.
В работах конца-80-х — 90-х гг. был совершен серьезный прорыв в переосмыслении истории религии, государственной политики в отношении церкви. К числу работ, выделяющихся на общем фоне, следует отнести работы В.А. Алексеева, М.И. Одинцова, Кашеварова А.Н., и ряда других авторов12.
Религиозная тема стала подниматься в контексте работ,
1 о освещавших историю инакомыслия в СССР . В основном авторов этого направления исторических исследований привлекали протестные формы религиозной активности, как организационно оформленные, так и спонтанные - групповые и индивидуальные. В рамках изучения религиозного диссиденства происходило выявление реальных причин конфликта властных структур и церковников - диссидентов, форм и методов, с помощью которых происходило отстаивание населением своих прав и свобод, проводился анализ динамики религиозных движений.
11 Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945 - 1964 гг. - М., 1993; Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917 - 1991 -М., 2001; Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945 - 1991. - М., 1998 и др.
12 Алексеев В.А. Штурм небес отменяется - М., 1991; Одинцов М.И. Государство и церковь в Росси. XX в. - М., 1994; Васильева О.Ю. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. - М., 1994, Кашеваров А.Н. Государство и церковь: Из истории взаимоотношений советской власти и Русской православной церкви 1917 — 1945 гг. — СПб, 1995. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность - Симферополь, 1991.
13 Королева JI.A. Диссидентское движение в СССР в 60-70-е гг. -Дисс.канд. ист. наук. — М., 1999; Давыдов С.Г. Неформальное движение советской молодежи: от Сталина до Горбачева. — М.: МОСУ, 2001; Прищепа А.И. Инакомыслие на Урале (середина 1940 - середина 80-х гг.). Дисс.докт. ист. наук. Екатеринбург, 1999.
Особый пласт исследований составляют труды по деятельности религиозных объединений в отдельных регионах, (из числа последних работ такого рода следует отметить диссертацию Клюшиной JI.B.14, в которой обстоятельно изучен весь спектр конфессий этого региона), и отдельных конфессий (здесь выделяется работа Никольской Т.К. по ЕХБ15 и Шкаровского по РПЦ16. В них вопрос о религиознои жизни в стране ставиться шире, чем написание истории религиозного диссиденства.
В 90-х гг. выходит много публикаций в периодической печати, журналах, монографии, на темы государственного культурного строительства в Советском Союзе, достижений и трудностей развития культуры на различных этапах советской истории, проблеме отношения власти и интеллигенции в 50-80-е годы. По последней проблеме в 90-е годы был защищен ряд интересных диссертационных исследований17.
В литературе 90-х началось активное рассмотрение тех условий развития культуры, которые существовали при советской власти, и которые в определенной мере ограничивали свободу человека и негативно
18 сказывались на его творчестве.
14 Клюшина J1.B. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940-первой половине 1960- х гг. - Дисс.канд. ист. наук. -М., 2004.
15 Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905 — 1991 гг. -СПб., 2003. - Дисс.кан. ист наук.
16 Шкаровский М.В. Русская православная церковь и религиозная политика Советского государства в 1939 — 1964 гг.- Дисс.док. ист наук. - СПб, 1996.
17 Ильина З.Д. Культурная политика и духовная жизнь горожан во второй половине 70-х — 80-х гг. (на материалах Центрально-Черноземного региона РСФСР). Автореферат . доктора исторических наук. М. 1999. / МПГУ; Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е — 60-е годы. Автореферат . доктора исторических наук. М. 2000 / МПГУ.
18 Куропаев А.Е. Очерки интеллигенции России: В 2 ч. М. 1995.; Лихачев Д.С. Декларация в защиту прав культуры. // Российский обозреватель. 1996. № 6. С. 11-23; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М. 1992.; Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995.; Каграманов Ю. Демократия и культура. // Новый мир. 1997. № 1. С. 168-194; Хазагеров Г. Семидесятые. Двойничество? Двоемирие? Бинарность? (О противостоянии «официальной» и «неофициальной» культур 70-х годов). // Знамя. 1998. № 12. С. 173-183; Соколянский А. Двадцать лет
Отдельной красной строкой проходила сквозь общий массив публикаций тема сопротивление тоталитаризму со стороны творческой
19 интеллигенции, в том числе и со стороны творческой молодежи. Весомый вклад в разработку отечественной историографии противостояния власти и художественной интеллигенции, изучении условий подготавливающих либеральные реформы в стране внесли А.Б. Безбородовым, А.А. Даниловым, А.А. Королевым, В.К. Криворученко20.
Довольно много литературы вышло в 90-е гг. по развитию художественного и литературного творчества в эпоху «оттепели»21 , массовым культурным феноменам — авторской песне , поэтическому
О'Х движению 50-х- начала 60-х гг." , модным музыкальным жанрам - джазу спустя: «Другое искусство» другими глазами. (К 20-летию выставки московских художников-авангардистов) // Столица. 1994. № 37. С. 54-56; Орлова М. Выставка одного бульдозера. // Власть. 1999. 21 сентября и др.
19 Королев А.А. Диссидентство и молодая творческая интеллигенция: к проблеме духовных истоков современных радикально-либеральных реформ. // Соц. реформы в России: теория и практика. Вып. 2. М. 1996. Казак В. Конец эмиграции? К ситуации русских писателей «третьей волны» в постсоветский период. // Знамя. 1994. № 11. С. 189-198; Старикова Е. Заметки запоздалого читателя. (О русской «эмигрантской» литературе). // Октябрь. 1991. № 3. С. 196-201; Козинцев А. Придворные диссиденты и «погибшее поколение». О судьбах литературного поколения 70-х годов. // Наш современник. 1991. 33. С. 171-176 и др.
20 Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М. 1995; Королев А.А. Диссидентство и молодая творческая интеллигенция: К проблеме духовных истоков современных радикально-либеральных реформ. // Социальные реформы в России: теория и практика. Вып. 2. - М., 1996.
21 Богданова А. Музыка и власть: постсталинский период. М. Наследие. 1995. 432 е.; Гульченко В. Между «оттепелями» // Искусство кино. 1991. № 6. С. 57-69; Морозов А.Н. Поколение молодых: Живопись советских художников. - М.: Советский художник, 1989; Жидков B.C. Культурная политика и театр. М. Изд. AT. 1995. и др.
22 Бирюкова СС. Б.Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде. Дисс.канд. ист. наук. —М., 1990; Андреев Ю.А. Наша авторская.История, теория и современное состояние самодеятельной песни - М.: Молодая Гвардия, 1991; От костра к микрофону. Из истории самодеятельной песни в Ленинграде — СПБ.: РЕСПЕКС, 1996.; Румянцев С.Ю. Любительский музыкальный театр: Авторская песня и самодеятельное художественное творчество в СССР: очерки истории (конец 1950-х — начало 1990-х годов. Под редакцией Л.П. Солнцевой, М.В. Юнисова — СПб, 1999.
23 Иванов Б. В бытность Петербурга Ленинградом // Новое литературное обозрение. — 1994, № 7; Констриктор Б. Из истории самиздата // Лабиринт - 1991; Крохин Ю. Профили на серебре. Повесть о Леониде Губанове. — М., 1992. и року" . Данные книги и журнальные статьи обращались к тем вопросам и аспектам культурной жизни страны, которые не имели должного освещения, или же вообще замалчивались ранее, показывали судьбы творческих личностей, целых культурных явлений. В целом появление этих публикаций дало существенное приращение знаний о сфере культурной жизни СССР.
Отдельным блоком идут исследования по социально ориентированным видам общественной активности населения 25 . Обращение авторов к этому аспекту бытия советского общества расширило и углубило представление о целях, задачах которые ставились активистами движений по охране природы, культурного наследия Родины, помогло определить роль и место этих и других инициатив в общей палитре социокультурной жизни государства.
В целом, отмечая серьезные заделы по теме исследования следует признать, что требуется дальнейшая работа по созданию цельной картины социокультурной и духовно-нравственной жизни общества в 1953 — 1965 гг.
Исходя из этого цель работы - анализ процессов возникновения и развития новых явлений и тенденций в культурной и духовно-нравственной жизни советского общества в контексте эпохи «оттепели».
В соответствие с целью сформулированы частные задачи диссертационного исследования:
24 Троицкий А. Рок в СССР. - М., 1991; Козлов Рок: истоки и развитие. - М., 1998; Сегодня он играет джаз, а завтра.//Родина, - 1992., № 11-12.
25 Приступко В.А. Исторический опыт советского государства и общества по вовлечению студенческой и учащейся молодежи в решение народнохозяйственных задач посредством движения студенческих отрядов. 1959 0 1990 годы Дисс.канд. ист. наук. — М., 1998; 30 лет движения: неформальное природоохранительное молодежное движение в СССР факты и документы. — Казань, 1993 и др.
- выявить предпосылки и основные факторы, обусловившие развитие инноваций в социокультурной и духовно-нравственной областях жизни советского общества в годы «оттепели»;
- исследовать динамику развития новых форм в сфере массовой культуры и социально ориентированных проявлений активности населения;
- проанализировать движение творческой интеллигенции, направленное на обновление подходов к отражению в искусстве реалий жизни и расширение прав художника в области творчества;
- показать изменения в духовно-нравственной жизни в контексте советской культурной традиции.
Хронологические рамки исследования охватывают период с середины 50-х до середины 60-х гг. прошлого века. Выбор данного отрезка обусловлен тем, что перед нами особый, уникальный и логически завершенный период истории Отечества, характеризующийся рядом специфических черт. В рамках этого периода происходят глобальные процессы, определившие, что называется, «лицо эпохи» не только 60-х, но и 70-х и середины 80-х гг. Именно в это время происходит корректировка приемов управления и контроля над обществом, что позволяет многим формам социального творчества выйти из латентного состояния и развиться до, подчас весьма заметных, масштабов, появляется возможность, пусть и не всегда до конца реализуемая, по иному оценить мир, осознать и попытаться ответить на вызовы времени, восстанавливается «среда обитания» религии, закладываются основы и создаются предпосылки для дальнейшего развития социокультурных и духовно-нравственных явлений.
Источниковая база исследования. Основу составляют архивные материалы. Прежде всего, это комплекс документов содержащийся в
РГАСАПИ. Они содержат сведения о настроениях и деятельности советской интеллигенции, молодежи, работе государственных органов и органов ВЛКСМ, их методах и средствах воздействия на общество. Существенно дополняют исследовательскую базу материалы РГАНИ В этом архиве интересны фонды административного, идеологического и общего отделов аппарата ЦК ВЛКСМ, коллекция рассекреченных документов.
Весьма ценными источниками по религиозной проблеме оказались дела ГАРФ. Они поистине полифоничны. Здесь можно найти обильный материал и по отношениям партийных и государственных органов в отношении религии, и по вопросам внутренней жизни религиозных объединений, и по уровню религиозности населения в стране. Интерес представляют не только аналитические материалы центральных органов, но и информационные отчеты, докладные записки Советов по делам РГТЦ и религиозных культов, Совета по духовным учебным заведениям. Материалы в архиве представлены практически по всем конфессиям.
Архивный корпус источников дополняют фонды ЦАОДМ. Отличительная черта материалов этого архива — региональный характер. Ценность же их определяется тем, что культурная жизнь, нововведения в стиле общения, взглядах и проч. имели местом «прописки» большей частью столицы и крупные города.
Следующий комплекс источников составляют партийно
26 политические и нормативно-правовые акты . В них излагается
26 Культура и Власть от Сталина до Горбачева. Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958 — 1964 гг. Документы. - М., 1998; О третьем Всесоюзном смотре творчества молодых композиторов. Постановление коллегии Министерства культуры СССР, секретариата правления Союза композиторов СССР, секретариата ЦК ВЛКСМ и комитета по радиовещанию и телевидению, 31 октября 1968 года// Документы ЦК ВЛКСМ; Постановление ЦК ВЛКСМ от 1 марта 1963 г. О грубой ошибке журнала нормативная точка зрения на культурное строительство, разного рода «негативные явления», принципах выстраивания отношений с интеллигенций, верующими и проч.
В отдельную группу источников объединены мемуары . Страницы воспоминаний государственных деятелей, и тех, кто был очевидцем, участником, а иногда и жертвой событий дают иной ракурс видения предмета исследования и высвечивают те его стороны, которые часто не просматриваются в официальных документах.
Еще один массив источников — это периодика, как советского, так и
28 постсоветского времени . Материалы статей, интервью, очерков заметок способствуют «погружению в эпоху», помогают лучше понять время, события и людей.
В качестве источника по теме исследования выступают и художественные произведения того времени, отражающие духовный настрой, чаяния и интересы слоев общества, фиксирующей эпоху строчках и страницах. Трудно обойтись при изучении любых общественно-политических проблем 50-60-х без Дудинцева, Солженицыны, Эренбурга, Пастернака и многих других авторов, чьи имена стали нарицательными и прочно связанны с историей страны.
Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые на основе широкой базы архивных документов и
Молодая Гвардия» //Сборник постановлений ЦК ВЛКСМ (январь - декабрь 1963 г.) -М.: Молодая Гвардия , 1964 и проч.
27 Поликовская JI. Мы предчувствие.предтеча. - М., 1997; Батшев В. Записки тунеядца. - М., 1994; Хрущев Н.С. Воспоминания. - М., 1997; Евтушенко Е. Волчий паспорт. - М., 1998; Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953 - 1985): Свидетельство современника. - М., 1991; Вине Г. Тропою верности. - СПб, 1997; Грачев Ю.С. В иродовой бездне. Кн. 1-4., М., 1994; Фадюхин С.П. Воспоминания о пережитом. - СПб, 1993.
28 Комсомольская правда, Ленинское знамя, Комсомольская жизнь; Литературная газета, Октябрь, Советская культура, Нева, Дружба народов, Искусство и др. опубликованных материалов проведено комплексное исследование процессов обновления социокультурной и духовно-нравственной жизни советского общества эпохи «оттепели».
В работе доказано, что корни, исходные моменты всех явлений и процессов исследуемого периода в полной мере определились уже в первые послевоенные годы. Однако в силу агрессивности среды они смогли развиться только с наступлением «оттепели» во внутриполитической жизни Советского Союза.
Автором рассмотрен комплекс сложных, взаимосвязанных явлений и процессов, протекавших в 1953 — 1964 гг. в политической жизни страны, показано его влияние на развитие новых веяний в духовной и социокультурной сферах. В этом плане в качестве наиболее значимого фактора определена неоднозначность, противоречивость оттепельных процессов и судеб творческой интеллигенции, поиска ею новых форм и тем, массовых социокультурных явлений и проявлений религиозной жизни в стране. Изученные материалы позволили обосновать вывод о доминирующем значении данной зависимости.
При сопоставлении влияния внутренних и внешних факторов на культурную и духовную жизнь населения страны автором установлено приоритетное значение внутренних факторов влияния на общее поле социокультурных инициатив. При этом характерным для «оттепели» являлось переплетение объективных и субъективных факторов воздействия на общественную среду. Среди последних в первую очередь автор выделяет роль личности самого Н.С. Хрущева.
На основе анализа динамики развития и движения творческой интеллигенции и пестрой картины массовых культурных и социально ориентированных форм общественной активности, а также религиозной жизни различных конфессий установлено неуклонное поступательное развитие этих явлений. Автор доказывает, что позиция власти, безусловно, вносила свои, нередко жесткие коррективы, но все же не в силах была переломить обозначенную выше тенденцию. Преследования и ограничения имели обратный эффект, стимулируя возникновение протестных форм активности.
В работе показано, что особая роль в обновлении культурной жизни принадлежала творческой интеллигенции. Именно она была той силой, которая генерировала новые идеи, оказывала воздействие на широкие массы читателей, зрителей, слушателей.
Исследование богатой истории массовых культурных начинаний 50-60-х гг. позволило установить, что важным элементом их социальной базы и наиболее активным участником выступала молодежь, побудительным мотивом которой выступало желание самовыражения и удовлетворения своих культурных запросов.
Автор обосновала вывод, о том, что религиозная жизнь советского общества довольно органично вписывалась в общий контекст «оттепельных» инноваций, и переплеталась с попытками найти новую идентичность во вполне мирских движениях за сохранение культурного наследия прошлого.
Методологическую основу диссертации составили общенаучные и специальные исторические методы, опора на диалектическое понимание исторического процесса, накопленное общественное знание. При проведении исследования автор строго придерживался принципа историзма. Для одновременного изучения различных социокультурных, духовно-нравственных направлений общественной активности применялись историко-системный и логический метод. Исследование форм и методов проявления новых явлений в общественной жизни советского общества проводилось при опоре на историко-типологический метод. В исследовании также использовались сравнительно-исторические методы.
Научная и практическая значимость исследования заключается в обогащении исторического знания о социокультурной и духовно-нравственной жизни 1953 - 1965 гг., возможности использования полученных в ходе исследования выводов и результатов в разработке культурной политики, создании учебно-методических пособий и разработке спецкурсов, чтении лекций по истории Отечества.
Апробация работы Основные результаты исследования изложены в печатных трудах соискателя, выступлениях на конференциях, нашли применение в ходе учебного процесса в высшей школе.
Структура работы Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х-1980-х годов2004 год, кандидат философских наук Самушенок, Дмитрий Владимирович
Региональные особенности диссидентского движения в СССР, середина 60-х - 70-е гг.2000 год, кандидат исторических наук Мельник, Михаил Романович
Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.)2010 год, кандидат исторических наук Догадаева, Маргарита Лолиевна
Взаимоотношения творческих союзов писателей и журналистов Верхней Волги с властью в 1960-е годы2003 год, кандидат исторических наук Тепикин, Виталий Владимирович
Власть и художественная интеллигенция Карелии в 1950-е - первой половине 1960-х гг.2005 год, кандидат исторических наук Адамович, Ирина Викторовна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Хронова, Ирина Алексеевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования, следует отметить, что важные перемены произошедшие в сознании советских людей в годы Великой Отечественной войны, расширение информации о внешнем мире, появление новых культурных потребностей и осознание необходимости их удовлетворения стимулировали стихийное движение к новому. Это нашло свое отражение в области литературы, музыки, изобразительного искусства. Причем наряду с творческой интеллигенцией стремление к обновлению культурного поля наглядно демонстрировали и простые советские люди. Особенно активной в этом плане являлась молодежь, которая начала создавать различные объединения культурной и самообразовательной направленности. Ответом власти стало ужесточение в конце 40-х - начале 50-х гг. политики по отношению к неразрешенным экспериментам, преследование тех, кто не был согласен с официальным курсом.
Недолговечным оказалась и нормализация отношений власти с религиозными объединениями. «Разрешенная» в годы войны церковь, сумела привлечь в храмы прихожан, возросло и число совершаемых обрядов, повысился интерес к богословскому образованию. Однако очередной силовой нажим на религию вновь заморозил церковно-государственные отношения.
Вместе с тем, предпринятая после смерти И. Сталина модернизация советской системы создала благоприятную обстановку для обновления культурной и духовно-нравственной среды. Изменения в правовой сфере, реорганизация правоохранительных органов позволили обществу чувствовать себя более свободно. В 50-е гг. рядом с официальными установками стало формироваться реальное общественное мнение. Возникали альтернативные точки зрения.
Советское общество становилось не только более «законным», но и менее закрытым. Здесь с успехом проходили выступления зарубежных артистов, большой популярностью пользовалось зарубежное киноисскуство. Все это оказывало прямое влияние на сознание людей. Следует также заметить, что процесс культурного взаимодействия не был однобоким, а носил взаимный характер. Такой же взаимностью были отмечены контакты на уровне различного рода зарубежных делегаций и туристических поездок. В начале 60-х гг. в одной Москве побывало около миллиона зарубежных туристов.
В середине 50-х годов произошло резкое увеличение литературно-художественных изданий. Демократизация художественной культуры вызвала публикацию новых произведений, которые не всегда вписывались в идеологические рамки линии партии. На полки книжных магазинов вернулись книги забытых писателей. Вместе с тем, процесс «оттепели» носил ограниченный и противоречивый характер. Следствием этого стали возникновение «самиздата» и «тамиздата», обострение отношений между творческой интеллигенцией и властью.
Постепенно процесс обновления набирал темпы. В качестве важнейших факторов влияния на общественное сознание, судьбы культурной оттепели оказали XX съезд партии, реабилитация, события в Венгрии и Польше, теоретические разработки хрущевской «оттепели», экономические трудности конца 50-х - начала 60-х гг., зарубежные печатные и радиоматериалы, ориентированные на советскую аудиторию.
Инициатором и вдохновителем происходивших перемен в сфере культуры и духовно-нравственной жизни, безусловно, выступала интеллигенция, прежде всего, творческая, которая начала активный поиск новых подходов к изображению жизни.
В частности, в литературе магистральными направлениями этого процесса стали антирибюрократическая и антисталинская, «лагерная» темы, создание образа нового литературного героя и обсуждение свободы творчества, «деревенская тема» и тема цены, которую платит человек за успехи сталинской экономики. Поднимаемые литераторами вопросы находили горячий отклик у читателей, становились предметом острых дискуссий. Роман «Не хлебом единым» В.Д. Дудинцева, «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына, «Тишина» Ю. Бондарева буквально «вздыбили» образованное общество.
Спектр обсуждаемых интеллигенцией вопросов, произведений и злободневных проблем культурной и общественной жизни имел тенденцию к расширению, и вызывал неоднозначные оценки. Свое мнение высказывали и маститые литераторы, и молодые, начинающие авторы. При этом отношения с властью складывались непросто и нередко приводили к конфликтам, что заставляло представителей интеллигенции обращаться к «самиздату» и «тамиздату» и еще больше обостряло отношения власти и интеллигенции.
На этом фоне постепенно произошел отход советского руководства от линии XX съезда, наметилось ужесточение позиции в отношении свободомыслящих писателей. Но творческая интеллигенция не прекратила своих поисков, борьбы за раскрепощение культуры. Одной из форм этой борьбы стали поэтические методы. В частности, 1950-60-е гг. были отмечены исканиями художников-нонконформистов. От квартирных выставок они переходили к выставкам в научных институтах и клубах. В Москве и Ленинграде сложились неформальные объединения художников-авангардистов: «Орден нищенствующих художников», союз «кинетистов», группа Э. Белютина, Лианозовская группа О. Рабина, коллектив В. Стерлигова и др. Художественные студии, объединяющие нетрадиционно мыслящую творческую интеллигенцию организовывались и в других крупных городах Советского Союза. Главные требования нонконформистов сводились к ограничению идеологического контроля, получению возможности творить в индивидуальной манере, свободно показывать и реализовывать свои работы, обсуждать формы художественных произведений и объединяться в творческие союзы. Вполне понятно, что также как и литераторам, художникам пришлось столкнуться с отторжением их творчества властью и испытать на себе административный прессинг, катком прошедшийся по судьбе многих их них. Однако и в этом случае искоренить тягу к свободе творчества не удалось.
На 50-е - первую половину 60-х гг. пришлось также творческое становление молодых советских композиторов: А. Шнитке, В. Артемова, А. Волконского. Их с трудом пробивавшуюся на сцены «параллельную» музыку можно было услышать на неофициальных, квартирных концертах, в домах артистов, художников, музыкантов.
В кинематографе 50-60-х гг. как и в других видах искусства шли сложные творческие процесс, оказывавшие влияние на эстетику «оттепели». Для режиссеров и сценаристов было свойственно обращаться к темам нравственного выбора человека в сложных ситуациях, преодоления культа личности, современности. Развитие этих тем в значительной мере было связано с именами молодого поколения «киношников»: А.Тарковского, Т. Абдуладзе и др. На всех новых направлениях, разрабатываемых в кино, прогрессивным деятелям кинематографа приходилось сталкиваться с трудностями, настойчивым вмешательством, а нередко и прямым противодействием творческим замыслам со стороны партийно-государственных структур.
Под влиянием интеллигенции, на волне общего потепления общественного климата, культурные перемены в стране захватывали все более широкие слои населения. Новыми массовыми культурными феноменами в рассматриваемый период являлись поэтическое движение и связанный с ним студенческий самиздат, движение самодеятельного театра, бардовская песня, джазовая и рок-музыка, формирование субкультурного поля постсталинского периода. Рождение и развитие всех этих явлений происходило под влиянием как внешних, так и внутренних факторов, испытывая на себе влияние творческой интеллигенции. При этом" главным в масскультурных феноменах было стремление к выражению своего «Я», к расширению возможности средств и форм этого выражения, адекватных времени и себе.
Самодеятельная поэзия бытовала в молодежной среде. Движение приняло значительный размах, и показало себе способным двигаться иным, не официальным путем. Войдя в конфликт с нормативными требованиями, поэтическое движение смогло отстоять себя и выйти в конце 50-х на новый виток развития. Как показало исследование, средой обитания самодеятельной поэзии был самиздат, вмещавшего в себя также и запрещенную прозу, и доморощенные попытки публицистики. Конец 50-х гг. и первая половина 60-х ознаменовались появлением сложных по культурной конфигурации явлений, как массовые собрания на площади Маяковского и неформальных объединений, таких как «СМОГ».
Расцвет джаза, начавшийся после молодежного фестиваля 1957 г. вызвал настоящую «джазоманию» советской молодежи. Современная музыка и формируемый ею молодежный «стиль» стали одной из граней обозначившегося конфликта поколений, формально отрицавшегося, но реально существовавшего. В середине 60-х джаз начинает уступать место новому перспективному явлению - рок-музыке.
Одним из самых интереснейших массовых культурных феноменов стала бардовская песня. Из ее среды вышли культовые фигуры: А. Галич, В. Высоцкий и Б. Окуджава и др. Самодеятельная песня вмещала в себя интересы и чаяния целого поколения, давала богатые возможности для самовыражения, способствовала налаживанию неформальной коммуникации между людьми. Исследование показало, что песня не замыкалась на достигнутом, постоянно рождалось что то новое, свежее. Так, в 60-е гг. родилась так называемая «литературная песня».
Немало авангардных задумок, впоследствии получивших постоянную прописку в профессиональном искусстве, удалось реализовать через клубы и самодеятельные студенческие коллективы. Любительские театры становились культурно-эстетическими центрами, привлекавшими массу зрителей. Движение студенческого театра распространилось на всю страну. Почти в каждом вузе возникали театральные коллективы. До середины 60-х гг. молодежная художественная самодеятельность развивалась относительно свободно, но затем начались трудности: ужесточение цензуры, запрещение постановок, закрытие театров, что вызывало возмущение и протесы зрителей.
Одной из сущностных черт эпохи «оттепели» стало бурное развитие социально ориентированных общественных инициатив. Большую общественную ценность имели движения студенческих строительных отрядов, за охрану природы, исторических памятников. Исследование показало, что они возникали, как низовые инициативы и не сразу признавались официальными структурами, вынуждены были доказывать свое право на существование. Между тем участки работы, на которые ориентировались указанные движения, несмотря на свою важность, выпадали из сферы внимания официальных органов, или же не достаточно ими курировались. Их ждала разная судьба. В частности, трудной была судьба движения клубов «юных коммунаров». Войдя в конфликт с догматической системой работы с молодежью, они были фактически запрещены.
Иной подход наблюдался в отношении народных дружин по охране общественного порядка. Они создавались по инициативе «сверху» и быстро получили широкое распространение. В СССР уже в 1960 году действовало более 80 тысяч народных дружин, объединяющих 2,5 млн. человек. Дружины сделали много полезного, хотя и не стали панацеей от преступности.
Существенные изменения в духовно-нравственной жизни советского общества были связаны с развитием религиозных воззрений в широких кругах общества. Уже в 1950-х гг., воспользовавшись новыми условиями, конфессии смогли улучшить свое материальное положение, модернизировать церковную идеологию и развернуть деятельность по укреплению позиций религии в обществе. В частности, выросли ряды прихожан РПЦ, (согласно статистическим данным в 1959 гг. их насчитывалось 60 млн. человек), паломников к «святым местам, и количество совершаемых обрядов. Большую роль здесь играли усилия священников и сохранение у населения привычки следовать традициям, особенно сильным в сельской местности. Аналогичные процессы шли и в других конфессиях, а наибольшую выгоду, как показал анализ происходивших событий, извлекли из новой ситуации для себя секты.
В 50-е отмечалось усиление тяги учащейся молодежи и интеллигенции к религии и духовному пути совершенствования личности. Неуклонно рос престиж богословского образования, с середины 50-х гг. усилился приток в монастыри, как мужские, так и женские. Автором установлено, что рост религиозности, и неготовность власти к такому повороту событий обусловил возникновение движения за открытие церквей во всех конфессиях. Подъем религиозной жизни в стране был прерван новой антирелигиозной кампанией, начавшейся в конце 50-х гг. Приложив немалые усилия власть сумела добиться ограничения внешних признаков религиозности, числа поступающих в богословские учебные заведения, совершающих обряды, посещающих храмы и «святые места». Однако изжить религиозное чувство у населения не удалось, успехи воинствующего атеизма были временными. В 60-е гг. религиозность продолжала оставаться высокой, а люди по-прежнему интересовались корням религии, ее канонами.
Ограничения возможности населения удовлетворять свои религиозные потребности привело к появлению религиозного диссиденства, ставшего частью движения за защиту прав человека, имевшего широкое хождение религиозного самиздата. Отмечались и попытки представителей новой волны диссиденствующих интеллектуалов опереться в выработке альтернативной идеологической платформы на религию.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Хронова, Ирина Алексеевна, 2005 год
1. ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. 14-21 февраля 1956 г. М., 1956. -ТТ. 1-2.
2. Культура и Власть от Сталина до Горбачева. Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964 гг. Документы. -М., 1998.
3. Постановление ЦК ВЛКСМ, август 1957 г. «О сокращении платного аппарата и развитии самодеятельности в комсомоле» // Документы ЦК ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1971. - С. 247-252.
4. Постановление ЦК КПСС от 17 февраля 1967 г. «Об улучшении качества и повышении действенности общественно-политической литературы» // КПСС в резолюциях. М.: Политиздат, 1986. - Т. 10. -С. 146-149.
5. Постановление пленума ЦК КПСС от 18-21 июня 1963 г. «Об очередных задачах идеологической работы партии» // КПСС в резолюциях.-М.: Политиздат, 1986. Т. 10. - С. 352-366.
6. Культура и Власть от Сталина до Горбачева. Идеологические комиссии ЦК КПСС 1958-1964 гг. Документы. М., 1998. - 539 с.
7. МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Амальрик А. Записки диссидента. М., 1991.-432 с.
8. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление /1953-1985/: Свидетельство современника. -М., 1991.-398 с. Батшев В. Записки тунеядца. М., 1994, Бобков Ф.Д. КГБ и власть. М., 1995.-382 с.
9. Буковский В. «И возвращается ветер.»: Письма русскогопутешественника. Лондон, 1978. - 280 с.
10. Гидони А. Солнце идет с Запада. Торонто, 1980. - 536 с.
11. Григоренко П. В подполье можно встретить только крыс. Нью-Йорк,1981.-466 с.
12. Евтушенко Е. Волчий паспорт. М., 1998. - 572 с.
13. Мазус И. История одного подполья. М., 1998. - 353 с.
14. Марченко А.Т. Мои показания. Париж, 1969. - 369 с.
15. Моргулис М. «Еврейская» камера Лубянки. Иерусалим, 1996. 224 с.
16. Новодворская В. По ту сторону отчаяния. М., 1993. - 268 с.
17. Туманова А. Шаг вправо, шаг влево. -М., 1995. -240 с.
18. Хейфец. М. Украинские силуэты. Сучастнисть, 1983. - 287 с.
19. Хрущев Н.С. Воспоминания. М. 1997.-512.
20. Щаранский Н. Не убоюсь зла. -М., 1991.-386 с
21. Российский государственный архив социально-политическойистории (РГАСПИ).1. Ф. М-1.-ЦКВЛКСМ.
22. Ф. М-3, оп. 15 Всемирный фестиваль молодежи и студентов (г. Москва)
23. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991, on. 1 — Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР.
24. Центральный архив общественных движений г. Москвы (ЦАОДМ).
25. Ф. 478, оп. 2 Партком Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова.
26. Ф. 2903, оп. 5 Свердловский районный комитет ВЛКСМ (1968 - 1971 гг.)
27. Ф. 635 Московский городской комитет ВЛКСМ.
28. Ф. 4, оп. 40 Отдел вузов и школ МГК ВКП(б). (1943 - 1948 гг.)
29. Ф. 4, оп. 89, 100, 139 Отдел пропаганды и агитации МГК КПСС.
30. Ф. 6083, on. 1 Комитет ВЛКСМ Московского Государственногоуниверситета им. М.В. Ломоносова. (1956- 1971 гг.)
31. Ф. 4013, оп. 2 Ленинский районный комитет ВЛКСМ.
32. Исследовательская литература. Авторханов А. Империя Кремля. Советский тип колониализма. -Вильнюс, 1990.-237 с.
33. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. -Вильнюс-Москва, 1992. 352 с.
34. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. - 303 с.
35. Бордюгов Г.А. Козлов В.А. История и конъюнктура: Субъективныезаметки об истории советского общества. М., 1992. - 352 с.
36. Бородай А.Д. Работа комитетов ВЛКСМ с творческой молодежью:опыт, проблемы. -М., 1990. 127 с.
37. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л., 1973. -200 с.
38. Бузаров А.Ш., Вознесенский Л.О., Терновой О.И. Поколение застоя. Майкоп, 1992.-139 с.
39. Галич А. Поколение обреченных. Франкфурт-на-Майне. 1974. - 304 с. Гефтер М. И. Из тех и этих лет. - М., 1991. - 486 с.
40. Гончарук Г.К. Роль комсомольского политического просвещения в формировании марксистско-ленинского мировоззрения молодежи. Киев-Одесса, 1984 - 163 с
41. Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. М., 1994.-192 с.
42. Давыдов С.Г. Молодежная оппозиция в СССР в послевоенный период. -М, 1998.-173 с.
43. Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991.-Уфа, 1995. -103с.
44. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945-1964 гг. М., 1993. - 200 с. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М. 1988.
45. Иконникова С.Н, Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М., 1970. Ильичев Л.Ф. Очередные задачи идеологической работы партии. М., 1963.-78 с.
46. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. -М, 1991.-214 с.
47. История СССР. Эпоха социализма (1917-1961 гг.).-М., 1964.-356 с. Ковалева А.И., Луков В.И. Социология молодежи. М., Социум. 1999. -350 с
48. Козлов А. Козел на саксе. М., 1998. - 444 с. Козлов А. Рок истоки и развитие. - М, 1988 - 201 с.
49. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953-начало 1980-х гг.).-Новосибирск, 1999.-416 с. Колтанов Н.Г., Москвичев И.И., Рыков В.В. Актуальные проблемы изучения политической культуры студенческой молодежи. Бийск. 1997. -80 с.
50. Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М., 2001. - С. 240.
51. Королева Л.А. История советского диссидентства (40-80-е гг.). М.,1998.-199 с.
52. Криворученко В.К. Наука о молодежи: история и политика. М., Социум.1999.-205 с.
53. Махрова Г. Запретные краски эпохи. СПБ. 1988. - 271 с.
54. Медведев. Р.А. Книга о социалистической демократии. Амстердам1. Париж, 1972.-401 с.
55. Миф о застое. -Ленинград, 1991. -478 с.
56. Ненашев С.В. Молодежные объединения: проблемы истинные и надуманные. Л.: Лениздат. 1988 63 с.
57. Ненашев СВ., Пилатов С.Г. Дети андеграунда: приглашение к разговору. Л.: Лениздат. 1990. 113 с. Неформалы. -М., 1990.-239 с.
58. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня., .а завтра? М., 1988.-68 с.
59. Неформальные объединения молодежи и идеологическая борьба. М., 1988.-210 с.
60. Плаксий С.И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988.
61. Пыжиков А. В. Опыт модернизации советского общества в 1953-1964годах: общественно-политический аспект. М., 1998. - 300 с.
62. Развитой социализм и кризис «советологии». М., 1982.
63. Русланов. И. Молодежь в русской истории. Фракфурт-на-Майне,1972.-142 с.
64. Рыбин А.Р. Кино с самого начал. Смоленск, 1992.
65. Свет и тени «великого десятилетия». Н.С. Хрущев и его время. JL, 1989.-480 с.
66. Семичастный B.C. В партийном руководстве источник силы и крепости комсомола. - М., 1958. - 46 с.
67. Сербии Е. Политические настроения советской армии в послесталинский период. Мюнхен. 1956. - 87 с.
68. Сивохина Т.А., Зезина М.Р. Апогей режима личной власти. «Оттепель»
69. Поворот к неосталинизму. М., 1993. - 31 с.
70. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». JL, 1990.
71. Синявин И. Глас. -Л., 1991.-216 с.
72. Славкин. В. Памятник неизвестному стиляге. М., 1996.
73. Советский Союз глазами буржуазных советологов. М., 1987. В 2-хтт.
74. Соколов В.И. Молодежное движение в России. Рязань, 1994.
75. Солдатов В.А. XX съезд КПСС и задачи советской молодежи. Л., 1957.-44 с.
76. Старченко Е.Т, Пустельник И.О., Черныш Н.И. Молодежь: вехи социальной зрелости. Львов, 1988. - 264 с.
77. Комаров Е.Г. Политическая культура молодежи. -М., 1986.- 156 с.
78. Стецовский Ю. История Советских репрессий. М., 1997. т. 2. - 433 с.
79. Сулемов В.А. Союз молодых борцов. М., 1971. - 303 с.
80. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М, 1986. ,
81. Федоров Г.Т. Молодежь и современная идеологическая борьба. Киев.1979.-183 с.
82. Хоружий Г.Ф. Несостоятельность буржуазных фальсификаций социального облика и общественной роли советской молодежи. М., 1983 — 28 с.
83. Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. -М., 1994. -В 2-х тт.
84. Шинкарев В.И. Митьки. -М., 1990.
85. Ширяев Э.В. Алейников А.В. Новое в идейно-политическом воспитании молодежи. Ленинград, 1990. - 32 с.
86. Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. М., 1990. Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917 1985 гг. М., РОССПЭН. 2001-766 с.
87. Щегорцев А. А., Щегорцев В. А. Советская молодежь: Эволюция политических взглядов. М., 1990. - 144 с.
88. Яковлев Л.С. Проблемы исторического опыта формирования молодого поколения в СССР (1961-1986 гг.) Саратов, 1991. 187 с. Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. - Саратов, 1984. - 320 с. Яницкий О.Н. Социальные движения. -М., 1971. -272 с.1. СТАТЬИ
89. Алексеева Л. После XX съезда. // Карта. 1996. - № 13-14. - С. 17. Алексеева Л. Социалисты в советском подполье // Время и мы. - 1985. № 87.-С. 126-142.
90. Батшев В. СМОГ: Поколение с перебитыми ногами. // Столица. 1992. № 14.
91. Безбородое А.Б. Вузовская молодежь Москвы и «Хрущевская оттепель». Предыстория диссидентского движения в СССР // Молодежь и общество на рубеже веков. Ч. 1.-М., 1998. С. 29-31.
92. Буковский В. Я вдруг расцвел в удивительно сжатые сроки. // Независимая газета. 31.01.92. - С. 7.
93. Вишняк А.И. Социальные проблемы советской молодежи //
94. Философская и социологическая мысль. 1989. №8.-С.3-10. Гаев А. Советская художественная литература послесталинского десятилетия // Ученые записки. Институт по изучению СССР. - Мюнхен, 1963. т. 1 .Вып. 1.-С. 150-170.
95. Глезер. А. 20 лет спустя // Континент. Мюнхен, 1976. № 6. - С. 389 -409.
96. Гнездовский М. Майк или секретная лаборатория российского рок-н-ролла//Россия. Москва Венеция 1998.-С. 179-196.
97. Гуревич П. Музыка и борьба идей // Молодой коммунист. 1987. - № 7. -С. 82-88.
98. Даниэль А. Ю. Диссиденство: культура, ускользающая от определений //Россия.-1998.-С. 111-123.
99. Дело Джалал Абадских школьников. К истории молодежных антисталинских организаций // Звенья. - М., 1991. - С. 528 - 535. Довиденко Г. Это было бы немного смешно, если бы не было так горько // Карта. - 1988. - № 21. - С. 25-26.
100. Домнышева Е. Всю боль испить до дна // Литературная газета 1990. 19 декабря.
101. Корсакова П. Дети оттепели // Комсомольская правда. 1989. 13 октября.
102. Краснопевцев Л.Н. «Дело» молодых историков // Вопросы истории. -1994. №4.-С. 106-135.
103. Кулаков В. СМОГ: взгляд из 1996 года. // Новое литературное обозрение 1996. - С. 281 - 292.
104. Леванов Е.Е. Самодеятельные объединения: истоки и тенденции развития // Глобус. 1988. № 3. - С. 20 - 25.
105. Лисюткина Л.Л., Хлопин А.Д. Неформалитет // Человек. М, 1990. Вып. 4-С. 84-96.
106. Лурьи Ю. На процессе ВСХСОН // Новый журнал. Нью-Йорк, 1975. № 119. С- 119-129.
107. Марков Я. Подполье выходит в эфир // Посев. Франкфурт-на-Майне, 1963. №35.-С. 2.
108. Медведев Ф. Римский мир // Родина. 1990. № 12. - С.
109. Михаил Хейфец. Русский патриот Владимир Осипов // Континент.
110. Мюнхен, 1981. №27.-С. 159-214.
111. Осипов В. Площадь Маяковского, статья 70-ая // Грани. Франкфурт-на-Майне, 1971. № 80. - С. 107 - 162.
112. Пименов Р.И. Один политический процесс.// Память. Париж, 1979. № 2.-С. 160-260.
113. Померанцев К. Во что верит советская молодежь // Новый журнал. -Нью-Йорк, 1965. № 78. С. 140 - 158.
114. Померанцев Н. Советская молодежь // Новый журнал. Нью-Йорк, 1965. Кн. 78.-С. 151-170.
115. Революционная группа в Ленинграде // Посев. Франкфурт-на-Майне, 1964. № 1.-С. 2.
116. Рождественский С.Д. Материалы к истории самодеятельных объединений в СССР после 1945 г // Память. М., 1981. Париж, 1982. № 5. -С.226-283.
117. Русланов И. Молодежь в русской истории // Грани. Франкфурт-на Майне, 1971. №81. -С. 180-221.
118. Семенов А. Топор над головой: что происходило 40 лет назад на физическом факультете МГУ // Неделя. 1990. № 36. - С. 12. Сундиев И.Ю. Неформальные молодежные объединения: опыт экспозиции // Социс. - 1987. № 5. - С. 56 - 62.
119. Танин Е. Откуда берутся перерожденцы // Мосты. -Мюнхен, 1959. № 2.-С. 403-413.
120. Тарасов А.И. Всесоюзная демократическая партия // Вопросы истории. 1995. №7.-С. 133-139.
121. Устав Нравов В. Скурлатова // СССР внутренние противоречия. 1982. №6.-С. 175-178.
122. Фадин А.В. Неформалы и власть // Вестник АН СССР. М, 1989. № 10.-С. 87-96.
123. Файк А.П. Люди «Системы» (мироощущение советских хиппи) //
124. Социс, 1989 № 1.-С. 85 -92.
125. Фашизм в СССР // Страна и Мир. 1984. - С. 51 - 55.
126. Щекочихин. Ю.П. По ком звонит колокольчик? // Социс. 1987.№ 1. -С. 81-93.
127. Яковлева Е. Борьба и победа // Комсомольская правда. 31 августа 1988. Янов А. Идеальное государство Геннадия Шиманова // Синтаксис -1978. Париж. № 1. С. 31 - 56.
128. Янов А. Русская идея в молодогвардейском исполнении // СССР внутренние противоречия. 1986. Вып. 15. - С. 146 - 196. Молодежь Советского Союза сборник статей. - Мюнхен. Институт по изучению СССР. 1959.-101 с.
129. Молодежный ренессанс: (проблемы социализации молодежи) М.: Наука. 1990.-237 с.
130. XIV конференция по изучению СССР. Молодежь Советского Союза. -Мюнхен, 1962.-159 с.
131. Культура. Политика. Молодежь: Сборник научных работ. М., 1996. Институт молодежи. Вып. 2.-117 с.
132. Опыт осуществления политики КПСС в отношении молодежи: история и современность. М., 1989. - 153 с.
133. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ. Антонов М.Г. Молодежная политика партий, государственных и общественных организаций: историко-политический и теоретический аспект. 1918-1995 годы. Автореф. Дис. канд. ист. наук. -М., 1996. -28 с.
134. Бакланов В.И. Национальные движения в СССР 1953-1985 гг. Дисс.канд. ист. н. М., 1999. - 312 с.
135. Прищепа А.И. Инакомыслие на Урале (середина 1940-х-середина 80-х гг.) Дисс. .докт. ист. наук. Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, 1999.
136. Давыдов С.Г. Инакомыслие в СССР в 50-е первой половине 60-х гг. Дисс. канд. ист. н. - М., 1996. - 262 с.
137. Кантемирова. СМ. Творческая молодежь России в 60-е гг. Дисс. канд. ист. н. М., 1995.
138. Кондратьев А.С. Общественно-политическое самодеятельное движение советского студенчества в середине 50-х 60-е гг. Дисс. канд. ист. н. - М., 1992. - 144 с.I
139. Бородай А.Д. Культурная политика в Советском обществе: формирование молодой художественной интеллигенции. Дисс.док. ист. наук. М., 2000 - 464 с.
140. Axelbank A. Soviet Dissent: Intellectuals, Jews Detente. -N.Y., 1975. Brumberg A. td. In Quest of Justice: Protest and Dissent in the Soviet Union Today. -L., 1970
141. Feldbrvgge FJ. Samizdat and political dissent in the Soviet Union. Leyden,
142. Nahirny V.C. The Russian Intelligentsia: From Torment To Silence. L., New Brunswick, 1983.
143. Samizdat. Voices of the Soviet Opposition. -N. Y., 1975
144. Brake M. Comparative Youth Culture. The Sociology of Youth Culture and
145. Pearson G. Hooligan. A History of Respectable Fears. London: Macmillan,
146. Pilkington H. Russia's Youth and its Culture. A Nation's Constructors and Constructed. London and New York: Routledge, 1994.
147. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ.1975.1983.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.