Нью Эйдж как культурная парадигма современного общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Крючкова, Екатерина Владимировна

  • Крючкова, Екатерина Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Астрахань
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 170
Крючкова, Екатерина Владимировна. Нью Эйдж как культурная парадигма современного общества: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Астрахань. 2012. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Крючкова, Екатерина Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НЬЮ ЭЙДЖ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1. Формирование новой культурной парадигмы в рамках трансформации

современного общества

1.2. Нью эйдж в философском дискурсе

ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЬЮ ЭЙДЖ В США

2.1. Предпосылки зарождения идей Нью Эйдж в XIX в

2.2. Специфика распространения Нью Эйдж в США в XX веке

ГЛАВА 3. РОЛЬ СУЬАЛЬТЕРНОВЫХ ГРУПП В РАЗВИТИИ НЬЮ ЭЙДЖ

3.1. Роль полиэтнического компонента в становлении Нью Эйдж

3.2. Американский феминизм и рождение «новой духовности» в Нью Эйдж

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нью Эйдж как культурная парадигма современного общества»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Последняя треть XX века

ознаменовалась серьёзными социально-экономическими, политическими и

/

культурными сдвигами, явившимися результатом новых культурных процессов в большинстве стран мира. Подобные изменения наблюдаются и сегодня, это и начало эпохи постмодерна, и глобализация, и возникновение постиндустриального общества, и формирование «глобальной деревни», и модификации социальной и тендерной картины мира и т.д.

Соединённые Штаты Америки стали одной из первых стран, где названные тенденции воплотились в полной мере. Позднее часть этих процессов активно проявилась и в нашей стране и, несомненно, ещё будет заявлять о себе в последующее десятилетие. Изучение подобных процессов позволяет не только переосмыслить происходившие в конце прошлого века события, но и прогнозировать дальнейшее развитие культуры многих стран.

Заявленная тема актуальна ещё и в силу важнейших социально-экономических перемен, произошедших на постсоветском пространстве, так как российское общество сталкивается с рядом различных вызовов, в том числе и культурных. Одним из значимых процессов в условиях трансформации культуры в это период стало изменение духовных приоритетов, ценностей общества, сложившейся культурной парадигмы, что происходило и под влиянием такого фактора, как Нью Эйдж.

Понимание Нью Эйдж как определённой культурной парадигмы проясняет механизм формирования новых культурных моделей и их связь с другими процессами в обществе. Дальнейшее развитие России по пути формирования постиндустриального общества, инкорпорация её в такое новое международное явление, как «глобальная деревня», может привести к тому, что наша страна столкнётся с множеством проблем, которые встали перед западным обществом несколько десятилетий назад. Чёткое понимание законов не только социально-экономических трансформаций общества, но и развития национальной культуры является залогом преобразования России в передовую страну XXI века. То, что

Нью Эйдж являлся частью этих процессов, не вызывает сомнения, а изучение его феномена помогает не только реагировать на зарождающиеся вызовы, но и преобразовывать их из негативных в позитивные. Изучение Нью Эйдж в компаративном плане позволяет глубже понять происходящее не только в западных странах, но и в нашей стране, да и во многих странах мира. Являясь отражением определённых социальных и экономических процессов, культурные модели Нью Эйдж выступают индикатором, указывающим на определённые тенденции в развитии того общества, в котором существует этот феномен.

Степень разработанности проблемы. Нью Эйдж как особое явление культуры конца XX века рассматривается исследователями с различных позиций. Традиционно выделяют три подхода к изучению движения Нью Эйдж: исследования, посвящённые научному анализу данной проблематики; труды сторонников движения, которые на собственном опыте пытаются осмыслить этот культурный феномен, и работы критиков как религиоведческой, так и светской позиции.

Научная и публицистическая литература, посвященная изучению Нью Эйдж, весьма разнообразна, как и само движение, которое изучают историки, социологи культуры, социальные антропологи, религиоведы, философы, культурологи, специалисты по маркетинговым исследованиям и т.д.

Исторический аспект Нью Эйдж рассматривается такими исследователями, как Дж. Льюис, Г. Мелтон, С. Сатклифф, С. Пайк, Б. Ринсберг, Л. Уотте, Н. Друри, В. Ханеграафф, Д. Кемп1 и др., изучающих социальную историю США, историю движения, эволюции идей Нью Эйдж и т.д. История контркулыурной традиции в США анализировалась Б. Куком, С. Уотсоном, Дж. Хитом и Э. Потером, М. Исситт, Л.В. Баевой2 и т.д. Религиоведческий аспект Нью Эйдж был

1 Perspectives on the New Age / ed.: J.R. Lewis, J.G. Melton. Albany, N.Y., 1992; Sutcliffe S. Children of the New Age: A History of Spiritual Practices. London, 2002; Pike S.M. New Age and Neopagan Religions in America. N.Y., 2004; Greensbeerg В., Watts L. The social history of the United States. N.Y., 2009; Drury N. The New Age: the History of a Movement. N.Y., 2004.

2 Cook B. The Beat Generation: The tumultuous '50s movement and its impact on today. N.Y., 1971; Watson S. The

Birth of the Beat Generation: Visionaries, Rebels, and Hipsters, 1944-1960. N.Y., 1998; Heath J., Potter A. Nation of Rebels: Why Counterculture Became Consumer Culture. N.Y., 2004; Issitt M.L. Hippies: a guide to an American subculture. N.Y., 2009; Баева Л.В. Экзистенциально-аксиологические основания формирования молодёжных субкультур // Молодёжные субкультуры в современном мире: мат-лы студенческой интернет-конференции; ЮРГИ (Ростов-на-Дону, 15 мая - 30 июня 2009 г.) // URL : http://forum.urgi.info/index.php.

4

изучен М. Гарднером, М. Фишвиком, Р. Брауном, Т. Миллером, У Ханеграафом, П. Кларком, С. Пайком. В России этот вопрос рассматривался Е.Г. Балагушкиным, А.П. Романовой, Ю.В. Рыжовым, Л.П. Пендюриной1 и др. Социологический аспект Нью Эйдж был исследован М. Йорком, П. Хиласом, М. Кузино, Д. Винном, М. Васкесом, М. Марквардтом, Р. Мичманом, Э. Греко, М. Кастельсом2 и т.д.

Особый интерес представляют работы, направленные на анализ западного общества в изучаемый период и позволяющие выявить закономерные черты развития как самого рассматриваемого феномена, так и культуры Запада в целом. К подобным исследованиям следует отнести, прежде всего, труды американского социолога Э. Тоффлера3, в которых учёный не только проанализировал специфику западного мира, выделив основные черты нового индустриального общества, но и сделал ряд прогнозов, которые в начале XXI века во многом оправдались. Значительный вклад в понимание современного общества внёс канадский философ М. Маклюэн, работы которого (прежде всего, «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего») дают чёткие ориентиры для развития современного информационного общества4. Если Э. Тоффлер и М. Маклюэн анализировали технократические характеристики западного общества (развитие технологии, информационную структуру и т.д.), то социальный аспект

1 The God Pumpers: Religion in the Electronic Age / ed.: M. Fishwick, R.B. Browne. Bowling Green, OH, 1987; Gardner M. The New Age: Notes of a Fringe Watcher. Buffalo. N.Y., 1991; Miller T. America's Alternative Religions. N.Y., 1995; Hanegraaff W.J. New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Albany, 1998; Clarke P.B. New Age Movement // Encyclopedia of New Religious Movements / ed. P.B. Clarke. London, 2006; Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1994; Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. M., 1999; Романова А.П. Феноменология нового религиозного сознания // Гуманитарные исследования: журнал фундаментальных и прикладных исследований. 2005. № 4. С. 17-22; Рыжов Ю.В. Новая религиозность как социокультурный феномен. M., 2005; Пендюрина Л.П. Идеи индийской философской традиции в западной духовной культуре (XIX-XX вв.): дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01. Ростов-н/Д., 2009.

2 York М. The Emerging Network: A Sociology of the New Age and Neo-Pagan Movements. Lanham, MD, 1995; Heelas P. The New Age Movement: the Celebration of the Self and the Sacralization of Modernity. Oxford, 1996; Cousineau M. Religion in a Changing World: Comparative Studies in Sociology. Westport, CT, 1998; Wynne D. Leisure, Lifestyle, and the New Middle Class: A Case Study. London, 1998; VÄsquez M.A., Marquardt M.F. Globalizing the Sacred: Religion across the Americas. New Brunswick, NJ, 2003; Michman R.D., Mazze E.M., Greco A.J. Lifestyle Marketing: Reaching the New American Consumer. Westport, 2003; Castells M. The power of identity. Oxford, 2010.

3 Toffler A. Future Shock. N.Y., 1970; Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980; Toffler A. Powershift: Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century. N.Y., 1990.

4 McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. The making of Typographic Man. Toronto, 1962; McLuhan M. Culture is Our Business. N.Y., 1970.

его развития был представлен в работах американского социолога Ч.Р. Миллса1. Несмотря на то, что эти труды были созданы в 1950-х гг., основные выводы, касающиеся среднего класса в США, не потеряли актуальности и по сей день.

Оригинальный взгляд на понимание основных парадигм американского общества представлен американским философом и социологом культуры У. Уорнером, проанализировавшим архетипы общества потребления2.

Своеобразной визитной карточкой Нью Эйдж была его полиэтничность и поликультурность, что нашло отражение в работах таких авторов, как Ф. Дженкинс, О. Хаммер, Ч. Гроб, Р. Уолш, И. Харв3 и др. Учёные пришли к выводу

0 том, что формирование толерантности к различным этническим группам шло параллельно с осознанием своей идентичности и поиском исторических и этнических корней, что и выразилось во влиянии культур коренных американцев как на движение Нью Эйдж, так и на культуру мейнстрима США.

Значительный вклад в анализ роли малых групп в движении Нью Эйдж внесли И. Райз, Ф. Девлин-Гласс, JX Макгредден, К. Тамбер, J1. Дилап, К. Кроули4 и др., показавшие роль, которую играли феминистские идеи в становлении данного движения.

Однако вышеперечисленные труды посвящены либо общей социокультурной ситуации, сформировавшей феномен Нью Эйдж, либо детальному рассмотрению его отдельных этапов и направлений, вопрос же о культурной парадигме Нью Эйдж рассмотрен недостаточно, что и обусловливает наше внимание к данному аспекту.

Объектом диссертационного исследования стали культурные процессы в США в последней трети XX века.

1 Mills Ch. W. White Collar: The American Middle Classes. Oxford, 1953; Mills Ch. The Images of Man. Oxford, 1960; Миллс Ч.Р. Властвующая элита. M., 1959.

2 Уорнер У. Живые и мёртвые. М., 2000.

3 Jenkins Ph. Dream Catchers: How Mainstream America Discovered Native American Spirituality. Oxford, 2004; Hammer O. Claiming Knowledge. Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. Boston, 2004; Grob Ch., Walsh R. Higher Wisdom: Eminent Elders Explore the Continuing Impact of Psychedelics. Albany, 2005; Wa-Na-Nee-Che, Harvey E. White Eagle Medicine Wheel: Native American wisdom as a way of life. N.Y., 1997.

4 Reis E. Spellbound: women and witchcraft in America. Oxford, 1998; Devlin-Glass F., McCredden L. Feminist poetics of the sacred: creative suspicions N.Y., 2001; Tumber C. American Feminism and the Birth of New Age Spirituality: Searching for the Higher Self, 1875-1915. N.Y., 2002; Delap L. The Feminist Avant-Garde: Transatlantic Encounters of the Early Twentieth Century. Cambridge, 2007; Crowley K. Feminism's New Age: Gender, Appropriation, and the Afterlife of Essentialism. N.Y., 2011.

Предметом исследования выступает движение Нью Эйдж как культурная парадигма.

Цель исследования - выявление закономерностей движения Нью Эйдж в США как особой культурной парадигмы.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

• выявить этапы формирования и особенности структуры культурной парадигмы Нью Эйдж в рамках трансформации современного общества;

• проанализировать место Нью Эйдж в современном философском дискурсе;

• выявить предпосылки возникновения движения Нью Эйдж;

• концептуализировать основные направления движения Нью Эйдж в рамках культурной парадигмы;

• показать роль субальтерновых групп в формировании Нью Эйдж на примере этнических групп коренных американцев;

• выявить роль тендерного фактора в движении Нью Эйдж.

Теоретико-методологической базой исследования стал

постмодернистский подход к движению Нью Эйдж как культурной ризоме, сформулированный Ж. Делезом и П.-Ф. Гваттари и названный ими номадологией. Методологические характеристики ризомы, обоснованные данными авторами, дают понимание аморфного культурного движения, сформировавшегося в последней трети XX в. как особой культурной формы, что и было названо нами культурной парадигмой. Следующим методологическим посылом, широко использованным в работе, был подход Ж. Бодрияра, также относящийся к постмодернистской теории. Если идеи Ж. Делеза и П.-Ф. Гваттари легли в основу эпистемологического подхода в исследовании, то в качестве онтологических направлений исследования были выбраны теории, получившие развитие в трудах Т. Веблена, П. Нистрома и Ж. Бодрияра и известные как теория «общества потребления» и теория «праздного класса». При анализе социально-экономических характеристик западного общества мы исходили из теоретико-методологического подхода,

изложенного Э. Тоффлером.

Поскольку пик влияния движения Нью Эйдж пришёлся на 80-е гг. XX века, принципиально важным для настоящего диссертационного исследования стал теоретико-методологический подход М. Маклюэна, обосновавшего понятия «глобальная деревня», «информационное общество» и т.д. по отношению как к американскому, так и к современному обществу в целом.

Для определения Нью Эйдж как культурной парадигмы целесообразным представляется обращение к теоретическому подходу историка и философа науки Т. Куна, который предложил использование термина «парадигма» применительно к ряду феноменов человеческой деятельности, в том числе и к культуре.

Концептуальной основой диссертационного исследования стал системный подход, позволивший изучить Нью Эйдж как культурную парадигму в синхронном и диахронном аспектах. Диахронный подход не только обусловил анализ генезиса данного явления, но и послужил обоснованием для определения основных различий этого движения конца XX века со схожими процессами второй половины XIX века. С этой целью был применён компаративистский метод. Для выявления основных параметров функционирования движения Нью Эйдж был использован структурно-функциональный метод, а также методы типологизации и классификации.

Эмпирической базой исследования явились труды последователей, исследователей и критиков Нью Эйдж, статьи в журналах и газетах Нью Эйдж, литература, отражающая идеи Нью Эйдж, голливудские фильмы конца XX века, изобразительные полотна художников, интернет-страницы сторонников данного движения и т.д. Таким образом, в диссертационном исследовании проанализирован разнообразный художественный и общественный дискурс США последней трети XX века, что дало возможность представить всю широту данного движения и проследить роль, которую играл Нью Эйдж в развитии культуры США в указанный период.

Особая роль в исследовании принадлежит трудам протоньюэйджеров

конца XIX века, которые во многом предвосхитили появление Нью Эйдж в последней трети XX века (художественные и публицистические произведения энвайроменталистов, теоретиков «Новой мысли» и т.д.).

Территориальные рамки исследования ограничены Соединёнными Штатами Америки, что продиктовано, прежде всего, тем обстоятельством, что именно в США движение Нью Эйдж впервые из разнообразных групп сформировалось в ярко выраженную культурную парадигму.

Хронологические рамки исследования охватывают период развития американской культуры в последней трети XX века. Однако для выявления предпосылок данного явления в рамках синхронического подхода были использованы материалы, описывающие и более ранний период, что позволило не только выявить основные характеристики генезиса Нью Эйдж, но и проанализировать его социально-экономические предпосылки.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• на основе философского анализа общественного дискурса США с использованием подходов к понятию «парадигма», определённых Т. Куном, а также теорией ризомы Ж. Делеза, была продемонстрирована возможность применения данных концепций для анализа движения Нью Эйдж, что позволило рассматривать феномен аморфности нового движения как специфичное проявление «дискретного множества» в культуре, противостоящее традиционному «линейному множеству» культуры мейнстрима США;

• определены основные направления философского дискурса феномена Нью Эйдж и проанализированы их мировоззренческие основания;

• выявлены основные предпосылки возникновения движения Нью Эйдж, отражённые в социокультурных изменениях американского общества XIX века;

• концептуализированы основные направления движения Нью Эйдж, выразившиеся в появлении позитивного мышления, направленного на трансформацию личности, социума и окружающего мира (холизм, энвайроментализм, трансперсональная психология, альтернативная медицина,

неоязычество и т.д.);

• проанализирована роль и место субальтерновых групп в формировании идей Нью Эйдж на примере этнических групп коренных американцев;

• выявлена роль женщины в культурной парадигме Нью Эйдж и трансформация понимания места женских образов в проявлениях Нью Эйдж, отразившихся в новых моделях восприятия феминности.

Рабочая гипотеза исследования. Использование ризомного подхода, обозначенного в номадологической теории Ж. Делеза, позволило предположить, что Нью Эйдж - это культурная парадигма, представляющая собой особую культурную модель дискретного множества, в корне отличную от линейного множества модели культуры мейнстрима, возникшей на основе англосаксонской пуританской культурной парадигмы.

Рассматриваемое новое множество является не аморфным образованием, а особым социальным слоем, стремящимся выразить себя через призму совершенно иных ценностей, отражающих его изменившуюся природу. В то же время общество, вступившее в новую стадию своего развития, преломляет эти интересы через призму консьюмеризма, трансформируя свои идеалы до уровня обыденного потребления. Но именно эти параметры и превращают движение Нью Эйдж в новое явление - культурную парадигму общества потребления, нацеленного на личный рост и получение различных благ.

Положения, выносимые на защиту.

1. Культурная парадигма Нью Эйдж, складывающаяся в модусе культуры постмодерна (Ж. Делез, П.-Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяр), представляет собой кардинально новую парадигму мировой культуры, формирующуюся по ризомному принципу как специфическое проявление «дискретного множества» в культуре. Она приходит на смену «линейному множеству» культуры мейнстрима США в эпоху возникновения контркультуры (хипстеры, битники, хиппи и т.д.). Кроме того, специфика культурной парадигмы Нью Эйдж заключается, с одной стороны, в аморфности её структуры, с другой стороны, в

достаточной узнаваемости и общепризнанности основных положений её философии, разделяемых большинством участников движения.

2. Философский дискурс движения Нью Эйдж, как и сама культурная парадигма, носит ризомный характер. Три основных подхода к анализу этого движения - феноменологический, апологетический и критический - даже при условии их принципиальных различий имеют точки соприкосновения. Несмотря на аморфность и разноплановость компонентов культурной парадигмы Нью Эйдж, в её основе лежат общие мировоззренческие установки (монизм, пантеизм, религиозный плюрализм и т.д.), формирующие признаваемый большинством течений Нью Эйдж принцип появления нового позитивного мышления в ходе личностной трансформации его последователей.

3. Предпосылки возникновения феномена Нью Эйдж лежат в появившейся во второй половине XIX в. в США новой идеологии, порождённой рядом социально-экономических перемен (новые формы хозяйствования, освоение новых земель, технологическая революция), носителями которой стала американская элита. Для подобной идеологии характерны: попытки сближения науки и религии, появление идей энвайроментализма, формирование теоретических посылок феминизма, переосмысление роли коренного населения в формировании американской нации и т.д.

4. Нью Эйдж является новой культурной парадигмой современного общества, которая представляет собой движение, возникшее в 60-70-е гг. XX века в рамках контркультуры США и вобравшее в себя идеи восточной философии, западного оккультизма, традиционных верований коренного населения и др.

. Характерной чертой новой культурной парадигмы явилось и то, что в движении Нью Эйдж на передний план выходят культурные ценности субальтерновых групп, чья культура в предыдущий период игнорировалась, а сами они занимали подчинённое положение, что нашло отражение в полиэтническом и тендерном характере этого феномена. Особенно ярко это

проявилось в распространении среди американцев культурных паттернов, связанных с автохтонным населением США, чьи представители под влиянием идей Нью Эйдж стали восприниматься как носители особой мудрости и выступать в качестве учителей или духовных ориентиров.

6. На современном этапе феминистские идеи Нью Эйдж достигли такого уровня развития, что во многом создали новую тендерную модель восприятия современной культуры. Образ женщины-лидера, женщины-духовного наставника, женщины-шамана, женщины-хранительницы тайных знаний, женщины-богини прочно вошёл в современное мировоззрение. Однако плодами данной культурной революции пользуются не только женщины, но и мужчины, обращаясь к феминному образу, популяризированному Нью Эйдж, и используя его в общепринятых для этого направления практиках.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что собранная, обобщённая и систематизированная в ходе исследования информация позволяет уточнить научные представления о движении Нью Эйдж и проследить его развитие в качестве культурной парадигмы.

Материалы диссертации будут востребованы в области решения вопросов культурной и религиозной политики. Изучение характерных особенностей Нью Эйдж может оказать определённую помощь в решении межэтнических конфликтов, понимании современной социокультурной ситуации.

Результаты исследования могут быть полезны при составлении методических пособий, разработке курсов по культурологии, философии, религиоведению, а также специальных курсов в высших и специальных учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры культурологии АГУ, а также были представлены в форме докладов и публикаций на научных конференциях («Электронная культура. Преодоление информационного неравенства» (Астрахань, 2008 г.), Второй и Третий культурологические конгрессы (Санкт-Петербург, 2008, 2010 гг.), Четвёртые

Лойфмановские чтения (Екатеринбург, 2009 г.), Международная научно-практическая конференция «Приоритеты и интересы современного общества» (Астрахань, 2011 г.), Международная научно-практическая конференция «TOUR - XXI: Модернизация образования в туризме и академическая мобильность - международный опыт» (Астрахань, 2011 г.)).

Результаты исследования нашли отражение в 12 научных публикациях (общим объёмом 6 п.л.), 4 из которых помещены в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертационного исследования обусловлена его целью и поставленными задачами, состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Общий объём работы составляет 170 страниц.

ГЛАВА 1. НЬЮ ЭЙДЖ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В 1960-х гг. в культуре США появились ростки новых тенденций, которые позднее сформировались в мощное культурное движение, получившее название «Нью Эйдж» (от англ. New Age - Новая Эра, Новый Век). Со второй половины 1970-х гг. данное движение оформилось в особую культурную парадигму, достигшую своего расцвета в середине 1980-х гг. Нью Эйдж активно проявляло себя вплоть до начала XXI века, а отдельные его элементы в ряде стран продолжают существовать и по сей день.

Движение Нью Эйдж является многообразным и разноплановым феноменом, не поддающимся чётким определениям и характеристикам. Вместе с тем, никто из учёных не сомневается в реальности существования данного явления массовой культуры как на Западе, так и в нашей стране. Литература по Нью Эйдж насчитывает несколько десятков тысяч различных наименований: статей, монографий, популярных изданий и т.д. Однако окончательной научной оценки данного феномена сегодня не существует. Это, на наш взгляд, является вполне закономерным, поскольку вследствие аморфности и многоплановости данного явления ему сложно дать исчерпывающую оценку. Как культурное явление Нью Эйдж - разнопланов: здесь и идеологические течения, порой принимающие откровенно религиозный характер, и музыкальные стили, и некоторые тенденции (как правило, тематические) в изобразительном искусстве, и увлечение здоровым образом жизни, и изучение НЛО и т.д. К перечисленным элементам можно отнести поиск так называемой «новой духовности», выразившейся в строительстве новой религиозности, нового экологического мышления, увлечение психоделиками и различными психотехниками, призванными раздвинуть рамки обыденного сознания, отказ от европоцентризма и обращение к поликультурности и многополярности, возникновение новых теорий личности, получивших отражение в трансперсональных теориях, новой альтернативной медицины, в поиске общих

точек соприкосновения традиционных идеологий и науки и др.

14

Перечисление всех составляющих движения Нью Эйдж привело бы к длинному списку на десятки страниц. Видимо, поэтому энциклопедический словарь Колумбийского университета даёт весьма расплывчатое определение: «Нью Эйдж - термин, популяризированный в 1980-е гг. для описания широкого набора верований и практик, которые являются продуктом контркультуры 1960-х и 1970-х годов в Соединённых Штатах»1. Зачастую для описания данного явления в научной литературе употребляются синонимичные термины «течение», «направление», «явление», «движение» (например, New Age Movement - движение Новой Эры).

Нью Эйдж на протяжении нескольких десятилетий вызывает устойчивый массовый интерес, у этого течения были и остаются как ярые сторонники, так и ярые противники. Помимо конкретных «культурных» тенденций оно превратилось и в очень выгодный экономический проект, принесший корпорациям, работающим в этой сфере, немалые доходы.

В данной связи возникает закономерный вопрос, откуда возникло это социокультурное явление и каковы его истоки? Анализ истории Нью Эйдж показывает, что это движение прошло длинный период становления, насчитывающий как минимум целое столетие.

Примечательно, что многие элементы данной культурной парадигмы, оформившейся окончательно в 1980-х гг., вызревали в различных направлениях молодёжной контркультуры: хипстеры, битники, хиппи, неоязычники и т.д., возникших как некий вызов культурному мейнстриму США.

Вместе с тем, многие элементы, так активно востребованные в начале второй половины XX в., не являлись новыми. Некоторые из них неоднократно становились составной частью самых различных культурных моделей XIX в.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Крючкова, Екатерина Владимировна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь [Текст] / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; под ред. С. А. Ерофеева. - М. : ЗАО «Издательство "Экономика"», 2004. - 428 с.

2. Баева, Л. В. Экзистенциально-аксиологические основания формирования молодёжных субкультур [Электронный ресурс] / Л. В. Баева. // Молодёжные субкультуры в современном мире : мат-лы студенческой интернет-конференции; ЮРГИ (Ростов-на-Дону, 15 мая - 30 июня 2009 г.). - Режим доступа : http://forum.urgi.info/index.php, свободный. - Заглавие с экрана.

3. Бакач, Н. Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. / Н. Б. Бакач. -Волгоград, 1998. -21 с.

4. Балагушкин, Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодёжь Запада) [Текст] / Е. Г. Балагушкин. -М. : Изд-во МГУ, 1986. - 288 с.

5. Балагушкин, Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России : морфологический анализ [Текст] / Е. Г. Балагушкин. - М. : ИФРАН, 1999. - Ч. 1.-244 с.

6. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Текст] : избранные эссе / под ред. Ю. А. Здорового. — М. : Медиум, 1996. - 240 с.

7. Бонгард-Левин, Г. М. От Скифии до Индии. Древние арии : мифы и история [Текст] / Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский. - СПб. : Алетейя, 2001.-223 с.

8. Бурназян, Г. А. Психофармакотерапия [Текст] / Г. А. Бурназян. - Ер. : Айастан, 1985.-344 с.

9. Ван Геннеп, А. Обряды перехода : систематическое изучение обрядов [Текст] / А. ван Геннеп. - М. : Восточная литература, 2002. - 200 с.

10. Гинзбург, Т. Движение Нью-Эйдж // Эзотера : журнал. — 14.04.2003. — [Электронный ресурс] — Режим доступа :

http://ezotera.ariom.rU/2008/04/l 4/newage.html, свободный.

11. Гроф, С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии [Текст] / С. Гроф. - М. : ACT, 2005. - 504 с.

12. Гроф, С. Космическая игра [Текст]. - М. : Изд-во Трансперсонального института, 1997. -256 с.

13. Гроф, С. Человек перед лицом смерти [Текст] / С. Гроф. - М. : ACT, 2002. - 240 с.

14. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 12 т. / В. И. Даль. - М. : Мир книги, 2003. - 363 с.

15. Дворкин, А. Л. Сектоведение Тоталитарные секты [Текст] : опыт систематического исследования / A. JI. Дворкин. - Н. Новгород : Христианская библиотека, 2007. - 816 с.

16. Добреньков, В. И. Социология [Текст] : в 3 т. / В. И. Добреньков А. И. Кравченко. - М. : ИНФА-М., 2001. - Т. 2 : Социальная структура и стратификация. - 536 с.

17. Дойль, А. К. История спиритизма [Электронный ресурс] / А. К. Дойль. -Гл. № 21. - Режим доступа : http://rassvet2000.narod.ru/istoria/21.htm, свободный.

18. Друри, Н. Трансперсональная психология [Текст] / Н. Друри. - М. : Институт общегуманитарных исследований; Львов : Инициатива, 2001. - 208 с.

19. Друри, Н. Шаманизм [Текст] / Н. Друри. - Харьков : Зодиак, 2000. - 144 с.

20. Иванов, Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. [Текст] / Д. В. Иванов. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002. - 224 с.

21. Ильин, В. В. Российская цивилизация : содержание, границы, возможности [Текст] / В. В. Ильин, А. С. Ахиезер. - М. : Изд-во МГУ, 2000. -304 с.

22. Информационно-консультационный центр Св. Иринея Лионского [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://iriney.ru/, свободный.

23. Кантеров, И. Я. Последователи «Нью эйдж» не нашли свое место в Церкви. Ватикан опасается новых религиозных движений [Электронный ресурс] / И. Я. Кантеров // Независимая газета. - 2003.07.02. - Режим доступа :

http://religion.ng.ru/prob lems/2003-07-02/5_newage.html, свободный.

24. Кертман, JI. Е. История Культуры стран Европы и Америки. 1870-1917 [Текст] / Л. Е. Кертман. - М. : Высшая школа, 1987. - 304 с.

25. Кирьянова, О. Г. Американская женщина вчера и сегодня : иллюзии на продажу [Текст]. / О. Г. Кирьянова. - М. : Мысль, 1988. - 238 с.

26. Кнабе, Г. С. Древний Рим - история и повседневность [Текст] : очерки / Г. С. Кнабе. -М. : Искусство, 1986.-208 с.

27. Ковалевская, Е. В. Компьютерные виртуальные реальности [Текст] : философский анализ // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте : сб. / сост. Н. В. Чудова. - М. : Наука, 1998. - С. 287-294.

28. Кондаков, И. В. Культурология : история культуры России [Текст] : курс лекций / И. В. Кондаков. - М. : Омега-Л, 2003. - 616 с.

29. Кондратьев, Ф. В. Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема [Электронный ресурс] / Ф. В. Кондратьев. - Белгород : Миссионерский отдел МП РПЦ, 1999. - Режим доступа: http://ftp.kelia.ru/sekti/Main.htm, свободный.

30. Краткий философский словарь [Текст] / под ред. А. П. Алексеева. - М. : Изд-во Проспект, 2004. - 496 с.

31. Крэнстон, С. Е. П. Блаватская : жизнь и творчество основательницы современного теософского движения [Текст] / С. Крэнстон. - М. : Лигатма, 1999.-752 с.

32. Кун, Т. Структура научных революций (Логика и методология науки) [Текст] / Т. Кун. - М. : ACT, 2009. - 320 с.

33. Кюнг, Г. Религия на переломе времен [Текст] : тринадцать тезисов / Г. Кюнг // Мировое древо. - 1993. - № 2. - С. 68-69.

34. Локхаас, Ф. Ответ движению Новый Век («New Age») [Текст] / Ф. Локхаас. - СПб. : Фонд «Лютеранское Культурное Наследие», 2001. - 250 с.

35. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - нач. XIX в.). [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство, 1994.-400 с.

36. Макдауэл, Д. Обманщики [Текст] / Д. Макдауэл, Д. Стюарт. - М. : Протестант, 1994. - 224 с.

37. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н. Б. Маньковская. - СПб. : Алетейа, 2000. - 348 с.

38. Маршалл, Д. Новый век против Евангелия или Величайший вызов христианству [Текст] / Д. Маршалл. -М. : Autumn House, 1991. - 295 с.

39. Международная Ассоциация исследований культов (ICSA) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.icsahome.com, свободный.

40. Миллс, Ч. Р. Властвующая элита [Текст] / Ч. Р. Миллс. - М. : Иностранная литература, 1959.-549 с.

41. Миссионерско-апологетический интернет-проект Уфимской епархии «К Истине» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kistine.ru/sec ts/sects_stepanenko.htm, свободный.

42. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. -М. .-Оникс, 2011.-736 с.

43. Пендюрина, JI. П. Идеи индийской философской традиции в западной духовной культуре (XIX-XX вв.) [Текст] : дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01 / Л. П. Пендюрина. - Ростов-н/Д., 2009. - 298 с.

44. Питанов, В. Ю. Введение в сектоведение [Электронный ресурс] / В. Ю. Питанов. - 1996 - Режим доступа : http://apologet.orthodox.ru/ apologetika/oglavlenie/sekto vedenie.htm, свободный.

45. Прибрам, К. Языки Мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии [Текст] / К. Прибрам. - М. : Прогресс, 1975. - 464 с.

46. Развитие организации и HR-менеджмент [Текст] / сост. Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. - М. : Независимая фирма «Класс», 2004. - 368 с.

47. Романова, А. П. Феноменология нового религиозного сознания [Текст] А. П. Романова // Гуманитарные исследования : журнал фундаментальных и прикладных исследований. - 2005. - № 4. - С. 17-22.

48. Российский закон слова «секты» не знает [Электронный ресурс] // Грани.Ру. -14.6.2001. - Режим доступа : http://www.grani.ru, свободный.

49. Россия в Интернете, Интернет в России [Электронный ресурс] // ZonaRU.RU. - Режим доступа : http://zonaru.ru/viewpage.php?page_id=6, свободный.

50. Рыжов, Ю. В. Ignoto Deo : новая религиозность в культуре и искусстве [Текст] / Ю. В. Рыжов. - М. : Смысл, 2006. - 328 с.

51. Сайр, Д. Парад миров [Текст] / Д. Сайр. - СПб. : Мирт, 1997. - 248 с.

52. Сведенборг, Э. О небесах, о мире духов и об аде [Текст] / Э. Сведенборг.

- СПб. : Амфора, 2008. - 230 с.

53. Сергеев, Б. Ф. Парадоксы мозга [Текст] / Б. Ф. Сергеев. - JI. : Лениздат, 1985.-207 с.

54. Силичев, Д. А. Постмодернизм : экономика, политика, культура [Текст] : учеб. пос. / Д. А. Силичев. -М.: Финакадемия, 1998. - 196 с.

55. Смирнова, О. М. Пророческие поэмы У. Блейка [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. М. Смирнова. - СПб., 2003. - 20 с.

56. Торчинов, Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника [Текст] / Е. А. Торчинов. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2001. - 384 с.

57. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер. - М. : ACT, 2010. - 784 с.

58. Тоффлер, Э. Шок будущего [Текст] / Э. Тоффлер. - М.: ACT, 2008. - 560 с.

59. Уорнер, У. Живые и мертвые [Текст] / У. Уорнер. - М. : Университетская книга, 2000. - 671 с.

60. Феминизм : проза, мемуары, письма, эссе [Текст] / под ред. М. Шнеир. -М. : Прогресс, 1992. - 398 с.

61. Философия [Текст] : энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ирвина.

- М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

62. Философия культуры. Становление и развитие [Текст] / под ред. М. С. Кагана и др. - СПб. : Лань, 1998. - 448 с.

63. Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fom.ru, свободный.

64. Хайдеггер, М. Время картины мира [Текст] / М. Хайдеггер // Время и

бытие : статьи и выступления. Мыслители XX в. - М. : Республика, 1993. - С. 41-62.

65. Харнер, М. Путь шамана [Текст] / М. Харнер. - М. : КРОН-ПРЕСС, 1996.

- 224 с.

66. Хренов, Н. А. Социальная психология искусства : переходная эпоха [Текст] / Н. А. Хренов. - М. : Альфа-М, 2005. - 624 с.

67. Цивилизация, культура, личность [Текст] / под ред. В. Ж. Келле. - М. : Эдиториал УРСС, 1999. - С. 61-65.

68. Чапнин, С. В. Вавилон - это состояние ума [Электронный ресурс] // Вавилонская башня. «Новое религиозное сознание» в современном мире. -23.04.2010. - Режим доступа : http://www.golden-sMp.ru/load/vavilonskaja_bashnja_novoe_religioznoe_soznanie_v_sovremennom_mi re/1-1-0-57, свободный.

69. Эванс, С. Рождённая для свободы [Текст] / С. Эванс. - М. : Издательская группа «Прогресс», 1993. - 320 с.

70. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» [Текст] // У. Эко // Иностранная литература, 1988. - № 10. - С. 88-104.

71. Элиаде, М. Йога : бессмертие и свобода. [Текст] / М. : Элиаде. - СПб. : Лань, 1999.-448 с.

72. Элиаде, М. Шаманизм : архаические техники экстаза. [Текст] / М. Элиаде.

- К.: София, 2000. - 480 с.

73. Эпштейн, М. Постмодерн в России. Литература и теория [Текст] / М. Эпштейн. - М. : Издание Р. Элинина, 2000. - 368 с.

74. Эра Водолея : Навстречу Новому Мировому Порядку [Электронный ресурс]. - 10.09.2008. - Режим доступа : http://vanger.ru/content/view/28/30/, свободный.

75. Юнг, К. Г. Психологические типы [Текст] / К. Г Юнг. - М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. - 1212 с.

76. Aagaard, J. Professor Aagaard on New Religious Movements [Text] / J. Aagaard // Cult Observer. - 1991. - Vol. 8. - № 2.

77. Ahlstrom, S. E. A Religious History of the American People [Text] / S. E. Ahlstrom. - New Haven : Yale University Press, 1972. - 865 p.

78. Albanese, C. L. America : Religions and Religion [Text] / C. L. Albanese. -Belmont, CA : Wadsworth Publishing, 1999. - 460 p.

79. Algeo, J. Fifty Years Among the New Words [Text] : a Dictionary of Neologisms. 1941-1991 / J. Algeo, A. S. Algeo. - N.Y. : Cambridge University Press, 1991.-234 p.

80. Bauman, Z. Intimations of postmodernity [Text] / Z. Bauman. - London : Routledge, 1991.-264 p.

81. Beckwith, F. Blackwell Companion to Natural Theology [Electronic resource] / F. Beckwith // CENCNUR center for studies on new religions. - 06.09. - Access mode : http://www.whatswrongwiththeworld.net/2009/06/ blackwell_companion_to_natural.html, free.

82. Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society [Text] / D. Bell. - N. Y. : Basic Books, 1973.-616 p.

83. Bernard, L. L. The Interdependence of Factors Basic to the Evolution of Cultur [Text] / L. L. Bernard // American Journal of Sociology. - 1926a. - September, 32. -P. 177-205.

84. Blatty, W. The Exorcist. Harper & Row [Text] / W. Blatty. - N. Y. : Harper & Row, 1971.-340 p.

85. Bosheir, R. Boom Times on the Psychic Frontier [Text] / R. Bosheir // Time magazine. - 1974. - March, 4. - P. 65-72.

86. Braude, A. Radical Spirits : Spiritualism and Women's Rights in Nineteenth-Century America [Text] / A. Braude. - Boston : Beacon Press, 1989. - 268 p.

87. Briggs, I. Recollections of the Lyceum and Chautauqua Circuits. Freeport [Text] /1. Briggs, R. F. DaBoll. - ME : Bond Wheelwright Co., 1969. - 171 p.

88. Brooke, T. When the World Will Be as One [Text] / T. Brooke. - Eugene, OR. : Harvest House, 1989. - 288 p.

89. Brooke, T. When the World Will Be as One [Text] / T. Brooke. - Eugene : Harvest House Pub, 1989. - 288 p.

90. Butler, J. Awash in a Sea of Faith : Christianizing the American People [Text] / J. Butler. - London : Harvard University Press, 1990. - 376 p.

91. Capra, F. The Tao of Physics : An Exploration of the Parallels between Modern Physics and Eastern Mysticism [Text] / F. Capra. - N.Y. : 25th Anniversary Edition, 1975.-366 p.

92. Capra, F. The Tao of Physics : An Exploration of the Parallels between Modern Physics and Eastern Mysticism [Text] / F. Capra. - Boston : Shambhala, 1975.-368 p.

93. Capra, F. The Turning Point : Science, Society, and the Rising Culture [Text] / F. Capra. - N.Y. : 25th Anniversary Edition, 1982. - 464 p.

94. Capra, F. The Turning Point: Science, Society, and the Rising Culture [Text] / F. Capra. - N.Y. : Bantam, 1984. - 464 p.

95. Castaneda, C. Journey to Ixtlan : The Lessons of Don Juan [Text] / C. Castaneda. - N.Y.: Simon and Schuster, 1972. - 480 p.

96. Castells, M. The power of identity [Text] / M. Castells. - Oxford : Blackwell Publishing, 2010.-537 p.

97. Chance, P. Parapsychology Is an Idea Whose Time Has Come [Text] / P. Chance // Psychology Today. - 1973. - October. - P. 105-120.

98. Chandler, R. Understating the New Age [Text] / R. Chandler. - Mich. : Zondervan, 1989. - 367 p.

99. Cook, B. The Beat Generation : The tumultuous '50s movement and its impact on today [Text] / B. Cook. - N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1971. - 254 p.

100. Cousineau, M. Religion in a Changing World : Comparative Studies in Sociology [Text] / M. Cousineau. - Westport, CT : Praeger, 1998. - 256 p.

101. Cross, W. R. The Burned-Over District: The Social and Intellectual History of Enthusiastic Religion in Western New York, 1800-1850 [Text] / W. R. Cross. -Ithaca : Cornell University Press, 2006. - 208 p.

102. Crowley, K. Feminism's New Age : Gender, Appropriation, and the Afterlife of Essentialism [Text] / K. Crowley. - N.Y. : State University of New York Press, 2011. - 243 p.

103. Cumbey, C. The Hidden Dangers of the Rainbow : The New Age Movement and Our Coming Age of Barbarism [Text] / C. Cumbey. - Lafayette, LA : Huntington House, 1985.-286 p.

104. Delap, L. The feminist avant-garde : transatlantic encounters of the early twentieth century [Text] / L. Delap. - Cambridge : University Press, 2007. - 376 p.

105. Devlin-Glass, F. Feminist poetics of the sacred : creative suspicions [Text] / F. Devlin-Glass, L. McCredden. -N.Y : Oxford University Press, 2001. - 268 p.

106. Dictionary of Gnosis and Western Esotericism [Text] / ed. Wouter J. Hanegraaff. - Boston : Brill, 2006. - 1230 p.

107. Douglas, A. The Feminization of American Culture [Text] / A. Douglas. - NY. : Noonday Press, 1977. - 403 p.

108. Drury, N. The New Age : the History of a Movement [Text] / N. Drury. - N.Y. : Thames and Hudson, Inc., 2004. - 223 p.

109. Encyclopedia of New Religious Movements [Text] / ed. P. B. Clarke. -London : Routledge, 2006. - 720 p.

110. Ferguson, M. Aquarius Now : Radical Common Sense and Reclaiming Our Personal Sovereignty [Text] / M. Ferguson. - Weiser : Red Wheel, 2005. - 480 p.

111. Ferguson, M. The Aquarian Conspiracy : Personal and Social Transformation in the 1980s. [Text] / M. Ferguson. - Los Angeles : J. P. Tarcher, 1980. - 371 p.

112. Ferguson, M. The Brain Revolution [Text] / M. Ferguson. - N.Y. : Taplinger, 1973.-380 p.

113. Gardner, M. The New Age : Notes of a Fringe Watcher. Buffalo [Text] / M. Gardner. - N.Y. : Prometheus Books, 1991. - 273 p.

114. Greensbeerg, B. The social history of the United States [Text] / B. Greensbeerg, L. Watts. - N.Y. : ABC-CLIO, 2009. - 3330 p.

115. Grob, Ch. Higher Wisdom : Eminent Elders Explore the Continuing Impact of Psychedelics [Text] / Ch. Grob, R. Walsh. - Albany : State University of New York Press, 2005.-267 p.

116. Grof, S. Beyond the Bounds of Psychoanalysis [Text] / S. Grof // Intellectual Digest. - 1985.-P. 86-88.

117. Groll, U. Swedenborg and New Paradigm Science [Text] / U. Groll. - West Chester, PA : Swedenborg Foundation, 2000. - 124 p.

118. Groothuis, D. R. Unmasking the New Age [Text] / D. R. Groothuis. -Nottingham, U.K. : IVP Books, 1986. - 194 p.

119. Hammer, O. Claiming Knowledge. Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age [Text] / O. Hammer. - Boston : Brill, 2004. - 550 p.

120. Handbook of New Age [Text] / ed. : D. Kemp, J. R. Lewis. - Boston : Brill, 2007. - 486 p.

121. Hanegraaff, W. J. New Age Religion and Western Culture : Esotericism in the Mirror of Secular Thought [Text] / W. J. Hanegraaff. - Albany : State University of New York, 1998.-580 p.

122. Harris, M. Are «Past-Life» Regressions Evidence of Reincarnation? [Text] / M. Harris // Free Inquiry Fall. - 1990. - P. 18-49.

123. Hazen, C. J. The Village Enlightenment in America : Popular Religion and Science in the Nineteenth Century [Text] / C. J. Hazen. - Urbana : University of Illinois Press, 2000. - 208 p.

124. Heath, J. Nation of Rebels : Why Counterculture Became Consumer Culture [Text] / J. Heath, A. Potter. - NY. : HarperBusiness, 2004. - 368 p.

125. Heelas, P. The New Age Movement : the Celebration of the Self and the Sacralization of Modernity [Text] / P. Heelas. - Oxford : Blackwell, 1996. - 266 p.

126. Heinlein, R. A. Stranger in a Strange Land [Text] / R. A. Heinlein. - N.Y. : Ace Trade, 1991.-528 p.

127. Hetherington, K. New Age Travellers : Vanloads of Uproarious Humanity [Text] / K. Hetherington. - London, N.Y. : Cassell, 2000. - 191 p.

128. Hetherington, K. The Geography of the Other : Lifestyle, Performance and Identity [Text] / K. Hetherington // PhD Thesis. Lancaster University. - 1993. - № 2. -P. 13-35.

129. Historical dictionaries of religions, philosophies, and movements [Text] / ed. J. Woronoff. - Lanham, MD : The Scarecrow Press, 2004. - 234 p.

130. Huxley, A. Doors of Perception [Text] / A. Huxley - N.Y. : Harper Perennial

Modern Classics, 2009. - 208 p.

131. Introduction to new and alternative religions in America [Text] / ed. : E.V. Gallagher, W. M. Ashcraft. - London : Greenwood Press, 2006. - V. 3 : Metaphysical, New Age, and Neopagan Movements. - 296 p.

132. Issitt, M. L. Hippies : a guide to an American subculture [Text] / M. L. Issitt. -NY.: ABC-CLIO, 2009. - 164 p.

133. James, W. Varieties of Religious Experience [Text] / W. James. - N.Y. : Cosimo Classics, 2007. - 520 p.

134. Jenkins, Ph. Dream Catchers : How Mainstream America Discovered Native American Spirituality [Text] / Ph. Jenkins. - N.Y. : Oxford University Press, 2004. -320 p.

135. Johnson, M. The New Age Movement [Text] / M. Johnson. - N.Y. : Columbia University Press, 2005. - 258 p.

136. Jung, C. G. Modern Man in Search of a Soul [Text] / C. G. Jung. - N.Y. : Harcourt Harvest, 1955. - 244 c.

137. Keen, S. The Cosmic versus the Rational [Text] // Psychology Today. - 1974. - July. - P. 56-59.

138. Kemp, D. New Age : A Guide. Alternative Spiritualities from Aquarian Conspiracy to New Age [Text] / D. Kemp. - Edinburgh : Edinburg University Press, 2004. - 208 p.

139. Kent, S. Radical Rhetoric and Mystical Religion in America's Late Vietnam War Era [Text] / S. Kent // Religion. - 1993. - №. 1. - January. - P. 45-60.

140. Koestler, A. Roots of Coincidence [Text] / A. Koestler. - N.Y. : Vintage, 1973. -158 p.

141. Kriebel, D. Powwowing : A Consistent American Esoteric Tradition [Text] / D. Kriebel // Esoterica. - 2002. - V. IV. - P. 16-28.

142. Kubler-Ross, E. On Death and Dying [Text] / E. Kubler-Ross - N.Y. : Scribner, 1997.-288 p.

143. Lash, S. Sociology of Postmodernism [Text] / S. Lash. - London : Routledge, 1990.-390 p.

144. Leonard, G. Notes on the Transformation [Text] / G. Leonard // Intellectuall Digest. - 1972. - September. - P. 25-32.

145. LeShan, L. The Medium, the Mystic and the Physicist : Toward a General Theory of the Paranormal [Text] / L. LeShan. - N.Y. : Allworth Press, 2003. - 320 p.

146. Lilly, J. The Centre of the Cyclone [Text] / J. Lilly. - N.Y. : Marion Boyars Publishers, 1973.-360 p.

147. Lilly, J. The Deep Self [Text] / J. Lilly. - N.Y. : Marion Boyars Publishers, 1976.-350 p.

148. Lovelock, J. E. Gaia : A New Look at Life on Earth [Text] / J. E. Lovelock. -Oxford : Oxford University Press, 1982. - 390 p.

149. MacLaine, S. Dancing in the Light [Text] / S. MacLaine. - N.Y. : Bantam Books, 1986.-369 p.

150. MacLaine, S. It's All in the Playing [Text] / S. MacLaine. - N.Y. : Bantam Books, 1987.-239 p.

151. MacLaine, S. Out on a Limb [Text] / S. MacLaine. - N.Y. : Bantam Doubleday Dell Publishing Group, 1983.-300 p.

152. Marrs, T. Mystery Mark of the New Age : Satan's Design for World Domination [Text] / T. Marrs. - Westchester, 111: Crossway Books, 1988. - 288 p.

153. Martin, W. The New Age Cult [Text] / W. Martin. - Minneapolis : Bethany House, 1989.-345 p.

154. Maslow, A. Religious Values and Peak Experiences [Text] / A. Maslow. -N.Y.: Penguin, 1962. - 144 p.

155. Masterman, M. The nature of a Paradigm [Text] / M. Masterman // Criticism and the Growth of Knowledge / ed. : I. Lakatos, A. Musgrave. - Cambridge : Cambridge University Press, 1970. - P. 59-65.

156. Masters, R. The Varieties of Postpsychedelic Experience [Text] / R. Masters, J. Houston // Intellectuall Digest. - 1973. - March. - P. 16.

157. Masters, R. The Varietis of Psychedelic Experience [Text] / R. Masters, J. Houston//Intellectual Digest. - 1973. - March. - P. 16-18.

158. McLuhan, M. Culture is Our Business [Text] / M. McLuhan. - N.Y. : McGraw

Hill, 1970.-363 p.

159. McLuhan, M. The Gutenberg Galaxy. The making of Typographic Man [Text] / M. McLuhan. - Toronto : University of Toronto Press, 1962. - 294 p.

160. Melton, J. G. New Age Almanac [Text] / J. G. Melton, J. Clark, A. A. Kelly. -Detroit : Visible Ink Press, 1991. - 479 p.

161. Michman, R. D. Lifestyle Marketing : Reaching the New American Consumer [Text] / R. D. Michman, E. M. Mazze, A. J. Greco. - Westport : Praeger, 2008. - 256 p.

162. Miller, T. New Age in America [Text] / T. Miller. - Chattanooga : TN: Global Publishers, 2001.-232 p.

163. Mills, C. W. The Images of man : the classic tradition in sociological thinking [Text] / C. W. Mills. -N.Y. : George Braziller, Inc., 1960. - 534 p.

164. Mills, Ch. W. White Collar : The American Middle Classes [Text] / Ch. Mills. - N.Y. : Oxford University Press, 1953. - 378 p.

165. Moody, R. Life After Life : the investigation of a phenomenon - survival of bodily death [Text] / R. Moody. - San Francisco : CA : HarperSanFrancisco, 2001. -450 p.

166. Morrison, A. Serpent and the Cross : Religious Corruption in an Evil Age [Text] / A. Morrison. - Birmingham, UK : K and M Books; New Ed edition, 1999. -740 p.

167. Murphy, M. Brodie John. I Experience a Kind of Clarity [Text] / M. Murphy // Intellectuall Digest. - 1973. - January. - P. 19-22.

168. New Age Encyclopedia [Text] / ed. J. G. Melton. - Detroit : Gale Research, Inc., 1990. - 1350 p.

169. Ornstein, R. Multimind - A New Way of Looking at Human Behavior [Text] / R. Ornstein. - N.Y. : Doubleday, 1986. - 206 p.

170. Perspectives on the New Age [Text] / ed. : J. R. Lewis, J. G. Melton. - Albany, N.Y. : State University of New York Press, 1992. - 369 p.

171. Pike, S. M. New Age and neopagan religions in America [Text] / S. M. Pike. -N.Y. : Columbia University Press, 2006. - 256 p.

172. Reis, E. Spellbound : women and witchcraft in America [Text] / E. Reis. -

Oxford : Rowman & Littlefield, 1998. - 276 p.

173. Reisser, P. C. New Age Medicine : A Christian Perspective on Holistic Health [Text] / P. C. Reisser, J. Weldon, T. K. Reisser. - Chattanooga : TN : Global Publishers, 1988. -204 p.

174. Roszak, T. The Making of a Counter Culture [Text] / T. Roszak. - Berkeley : University of California Press, 1995. - 350 p.

175. Roszak, T. Where the Wasteland Ends [Text] / T. Roszak. - N.Y. : Ancor Book, 1976. - 345 p.

176. Smith, A. Alumni Notes - Altered States U. [Text] / A. Smith // Psychology Today. -1978. - July. - P. 79.

177. Smith, R. The New Age Time [Text] / R. Smith. - N.Y. : Ancor Book, 2003. -125 p.

178. Spangler, D. Revelation : The Birth of a New Age [Text] / D. Spangler. -Everett, WA : Lorian Press, 1979. - 256 p.

179. Spangler, D. The New Age : The Movement Toward the Divine [Text] // New Age Spirituality / ed. D. S. Ferguson - Louisville, KY : Westminster John Knox Press, 1993.-P. 79-106.

180. Sutcliffe, S. Children of the New Age : A History of Spiritual Practices [Text] / S. Sutcliffe. - London : Routledge, 2002. - 288 p.

181. Swedenborg, E. The Universal Human and Soul-Body Interaction [Text] / ed. G. F. Dole. - N.Y. : Paulist Press, 1984. - 256 p.

182. Symons, A. Inner Visions [Text] / A. Symons // Publishers Weekly. - 1987. -September, 25. - P. 30-77.

183. The Columbia Encyclopedia [Text] / ed. : P. Lagasse, L. Goldman, A. Hobson, S. R. Norton. - N.Y. : Columbia University Press, 2007. - 3200 p.

184. The God Pumpers : Religion in the Electronic Age [Text] / ed. : M. Fishwick, R. B. Browne. - Bowling Green, OH : Bowling Green State University Popular Press, 1987.-202 p.

185. The New Age [Electronic resource] / ed. A. R. Orage. - London : The New Age Press, 1907/1922. // The Modernist Journals Project - 9.05.2011 - Access mode

: http://dlJib.brown.edu/mjp/render.php?view=mjp_object&id =1158589415603817, free.

186. Thompson, W. I. At the Edge of History : Speculations on the Transformation of Culture [Text] / W. I. Thompson. -N.Y. : Lindisfarne Books, 1989. - 446 p.

187. Thompson, W. I. Darkness and Scattered Light [Text] / W. I. Thompson. -N.Y. : Anchor Press, 1978.- 189 p.

188. Toffler, A. Future Shock [Text] / A. Toffler. - N.Y. : Random House, 1970. -505 p.

189. Toffler, A. Powershift : Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century [Text] / A. Toffler. - N.Y. : Bantam Books, 1990. - 585 p.

190. Toffler, A. The Third Wave [Text] / A. Toffler. - N.Y.: Bantam, 1980. - 544 p.

191. Trevelyan, G. A Vision of the Aquarian Age [Text] / G. Trevelyan. - London : Gateway Books, 1997. - 224 p.

192. Tumber, C. American feminism and the birth of new age spirituality : searching for the higher self. 1875-1915 [Text] / C. Tumber. - N.Y. : Rowman & Littlefield, 2002. - 208 p.

193. Vasquez, M. A. Globalizing the Sacred: Religion across the Americas [Text] / M. A. Vasquez, M. F. Marquardt. - New Brunswick, NJ : Rutgers University Press, 2003.-272 p.

194. Walter, M. The New Age Cult [Text] / M. Walter. - Minneapolis : Bethany House, 1989.-289 p.

195. Wa-Na-Nee-Che White Eagle Medicine Wheel : Native American wisdom as a way of life [Text] / Wa-Na-Nee-Che, A. D. Harvey. - N.Y. : St. Martin's Press, 1997. -160 p.

196. Watson, S. The Birth of the Beat Generation : Visionaries, Rebels, and Hipsters, 1944-1960 [Text] / S. Watson. - N.Y. : Pantheon, 1998. - 416 p.

197. Wehmeyer, S. C. Indians at the Door : Power and Placement on New Orleans Spiritual Church Altars [Text] // Western Folklore. - 2007. - Vol. 66. - № 1-2. - P. 15-44.

198. Weil, A. The Natural Mind : A Mew Way of Looking at Drugs and the Higher

Consciousness [Text] // Psychology Today. - 1927. - October. - P. 175-177.

199. Whorf, B. L. Language, thought, and reality : selected writings [Text] / ed. J. B. Carroll. - Charleston, SC : Nabu Press, 2010. - 298 p.

200. Woodhead, L. Religions in the modern world : traditions and transformations [Text] / L. Woodhead. - London : Routledge, 2002. - 416 p.

201. Wynne, D. Leisure, Lifestyle, and the New Middle Class : A Case Study [Text] / D. Wynne. - London : Routledge, 1998. - 184 p.

202. York, M. The Emerging Network : A Sociology of the New Age and Neo-Pagan Movements [Text] / M. York. - Lanham, MD : Rowman and Littlefield, 1995. -372 p.

203. Zukav, G. The Dancing Wu Li Masters : An Overview of the New Physics [Text] / G. Zukav. -N.Y. : William Morrow and Company, 1979. - 352 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.