Международное общество сознания Кришны как религиозный феномен в современной России (конец XX – начало XXI в.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Ясная Татьяна Валерьевна

  • Ясная Татьяна Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 177
Ясная Татьяна Валерьевна. Международное общество сознания Кришны как религиозный феномен в современной России (конец XX – начало XXI в.): дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2021. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ясная Татьяна Валерьевна

Введение

Глава 1. Особенности рецепции гаудия вайшнавизма в условиях России

1.1. Ортодоксия и гетеродоксия: динамика конкретизации учения Свами Прабхупады среди его последователей

1.2. Основные этапы становления общин гаудия вайшавов и их специфика

1.3. Динамика и основные векторы развития Российского общества сознания Кришны

Глава 2. Пути формирования конфессионального самосознания вайшнавов в современной России

2.1. Особенности миссионерской деятельности Российского общества сознания Кришны

2.2. Мотивы конверсии в гаудия вайшнавизм

2.3. Религиозная социализация гаудия вайшнавов

Глава III. Общество сознания Кришны в контексте социально-конфессиональных процессов России и их глобализации на рынке религии

3.1. Совмещение традиционных и нетрадиционных ценностей в сознании гаудия вайшнавов

3.2. Межконфессиональные связи Российского общества сознания Кришны

3.3. Образ кришнаита в современной России

Заключение

Список сокращений

Библиография

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Международное общество сознания Кришны как религиозный феномен в современной России (конец XX – начало XXI в.)»

Актуальность темы исследования.

В данной работе предпринята попытка обозначить возможности и пределы адаптации к отечественному конфессиональному пространству чужеродной религиозной системы, понять, как ориенталистские ценности прививаются на русской почве. В качестве примера взято религиозное движение с индуистскими корнями - Международное общество сознания Кришны (далее МОСК).

Ученые утверждают, что индуизм в своих многообразных синкретических формах способен конкурировать с мировыми религиями и оказывать прямое (и косвенное) влияние на мировую культуру, и это относится не только к МОСК.

Сегодня восточные культы адаптируются к западной культуре, становясь специфическим феноменом современной конфессиональной палитры и значимым вектором религиозно-культурной жизни Европы, Америки и России.

Международное общество сознания Кришны (МОСК, ИСККОН, 1Б-КСОК) в научных кругах принято относить к новым религиозным движениям (НРД), под которыми понимаются не традиционные для данного общества религиозные объединения, возникшие после II Мировой войны. Интерес к изучению НРД сохраняется в современной отечественной науке до сих пор и не теряет своей актуальности. Не угасает внимание академических кругов и к МОСК. Эта организация прошла с конца 1980-х путь от оппозиции традиционным ценностям к поиску компромисса во взаимоотношениях с обществом и осуществлению последовательной аккультурации.

Исследование МОСК актуально, во-первых, в связи с неугасаемым в последние десятилетия интересом российских граждан к религии в целом, и к новым формам религиозности, в частности.

Во-вторых, исследование МОСК актуализирует развернувшаяся в последние годы его масштабная проповедническая деятельность и последовательно акцентируемая Обществом претензия занять особое место в конфессиональной жизни нашей страны. Кришнаиты заняли специфическую нишу, отличаясь от представителей других новых религиозных движений и Нью Эйдж своей религиозно-культурной фундаментальностью и консервативностью. Их интерпретации концепции кармы, дхармы, мокши получили известность в культурной жизни нашей страны и простимулировали образование нового пласта нетрадиционной религиозности. Некогда экзотические индуистские образы и мифологемы вплелись в культурную среду россиян, дистанцирующихся от религий, отнесенных к традиционным для страны, в том числе и законодательно.

В-третьих, актуальность выбранной темы связана и с переменами в государственно-церковных отношениях настоящего времени в России, которые не способствуют распространению новых религиозных движений.

Научная разработка проблем взаимодействия МОСК с российским обществом теоретически значима для практики урегулирования межконфессиональных конфликтов, ровно как и для продолжения исследований данной проблематики.

Несмотря на уже существующее многообразие научных публикаций по данной тематике, в обществе все еще циркулирует страх перед стереотипами «сектантства» и «промывки мозгов», а средства массовой информации и ан-тикультистские группы усиливают страх перед ними.

Степень научной разработанности проблемы

Международное общество сознания Кришны в различных контекстах исследовали западные ученые Д. Андерсон1, Р. Бэрд2, С. Гелберг3, Р. Эллвуд4,

1 Anderson J. The Hare Krishna Movement in the USSR // Religion in Communist Lands. 1986. Vol. 14. № 3, p. 316-317.

2 Robert D. B. Swami Bhaktivedanta: Karma, Rebirth and the Personal God // Karma and Rebirth: Post-Classical Developments. Albany: State University of New York Press, 1986. 357 p.

Л. Шинн5, Д. Бромли6, Э. Брайант7, Ю. Галахер8, К. К. Клостермайер9, К. Нотт10, Э. Б. Рочфорд11, Р. Гупта12, Ч.Р. Брукс, А. Баркер13,С. Роузен14, Л.Д. Бэкер15, М. Хэддон16, М. Най17 и др.

В отечественной науке исследования религиозных течений Индии основаны на трудах С.И. Ольденбурга, Н.Р. Гусевой, Г.М. Бонгард-Левина, Г.Ф. Ильина, Л.С. Васильева, Е.А. Торчинова, Р. Б. Рыбакова, Н.В. Исаевой, В.И. Рудого, В.К. Шохина, Е.П. Островской и др.

Кришнаизм в контексте общих индологических исследований рассматривали современные исследователи И.П. Глушкова18, С.В. Пахомов19, А.К. Куценков20 и др.

3 Gelberg S.J. The Future of Krishna Consciousness in the West: An Insider's Perspective // The Future of New Religious Movements / Edited by David G. Bromley and Phillip E. Hammond. Macon, GA: Mercer University Press, 1987. 278 p.

4 Ellwood R. S. Harry B. Partin. Religious and Spiritual Groups in Modern America. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1988. 384 p.

5 Shinn L. D., Bromley D. G. A Kaleidoscopic View of the Hare Krishnas in America // Krishna Consciousness in the West. Lewisburg, PA: Bucknell University Press, 1989. P. 13—31.

6 Bromley D. G. Krishna Consciousness in the West. Lewisburg: Bucknell University Press, 1988. 290 p.

7 The Hare Krishna Movement: The Postcharismatic Fate of a Religious Transplant / Edited by Edwin F. Bryant and Maria L. Ekstrand. New York: Columbia University Press, 2004. 448 p.

8 Gallagher E. V. The New Religious Movements Experience in America. Westport, CT; London: Greenwood Press, 2004. 297 p.

9 Klostermaier K. K. A Survey of Hinduism. 3rd ed. Albany, NY: State University of New York Press, 2007. 700 p.

10 Knott K. Healing the Heart of ISKCON: The Place of Women // The Hare Krishna Movement: The Postcharis-matic Fate of a Religious Transplant / Edited by Edwin F. Bryant and Maria L. Ekstrand. New York: Columbia University Press, 2004. P. 291—311.

11 Rochford E. B. Hare Krishna Transformed. New York: NYU Press, 2007. 285 p

12 Gupta R. M. The Caitanya Vaisnava Vedanta of Jiva Gosvami: When Knowledge Meets Devotion. London; New York: Routledge, 2007. 225 p.

13 Barker E. Revisionism and Diversification in New Religious Movements. London School of Economics and Inform, UK, 2013. 288 p.

14 Rosen S. J. The Agni and the Ecstasy: Collected Essays of Steven J. Rosen. Arktos Media Ltd, United kingdom. 2012. 308 p.

15 Luc De Backer Conversion and Ritualisation: an Analysis of How Westerners Enter the International Society for Krishna Consciousness and Assimilate its Values and Practices. Doctoral thesis, University of Wales Trinity Saint David. 2016

16 Haddon M. Anthropological proselytism: Reflexive questions for a Hare Krishna ethnography// The Australian Journal of Anthropology. 2013, №3. P. 250-269.

17 Nye M. Multiculturalism and Minority Religions in Britain Krishna Consciousness, Religious Freedom and the Politics of Location. London, 2012. 331 p.

18 Глушкова И.П. Способы существования сакрального индусского текста и образ России в Индии// // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24). С.139

19 Пахомов С.В. Индуистские тантрические мантры: значение, разновидности, практическое применение// Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 9. Вып. 1. СПб.: РХГА, 2008. 225-241.

20 Куценков А.К. Бхакти в индийской культуре // Вайшнавизм. Открытый форум, 1997. С. 5-16.

Неоведантизм, благодаря которому стал возможен выход индуизма за рамки исходной этнической принадлежности в нашей стране, исследовали В.С. Костюченко21, Р.Б. Рыбаков22, А.Д. Литман23, А.А. Ткачева24 и др.

Российские исследователи МОСК (И.Р. Григулевич25, Е.Г. Балагушкин26, Б.З. Фаликов27, А.А. Ткачева, Л.Н. Митрохин28 и др.) анализировали, в основном, деятельность вайшнавов в западных странах29. Это обусловлено тем, что в СССР кришнаиты исповедовали и проповедовали свою религию подпольно и подвергались уголовному преследованию. Как следствие, все сведения об Обществе с 1971 года до конца 1980-х гг. основана на нарративах самих вайшнвавов, либо, нередко в искаженной форме, на материалах СМИ.

Появление первых работ о российском Обществе сознания Кришны относится к середине 90-х годов. В этот период вайшнавы проповедовали наиболее активно, а само Общество насчитывало около пяти тысяч последователей. В это же время наблюдался всплеск антикультовой деятельности, связанный с гибелью последователей Аум Сенрикё и Белого Братства. Кроме того, в России был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997), призванный ограничить деятельность НРД в стране. К данному периоду относятся первые попытки исследовать причины распространения МОСК в России, его специфику. Тогда же кришнаизм в контексте исследования новых религиозных движений рассматривали Л. И. Григорьева30,

21 Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М.: «Мысль», 1983. 272 с.

22 Рыбаков Р.Б. Духовные учения на рубеже веков. Дельфис. № 13(1) .1998.

23 Литман А.Д. Индуизм: традиции и современность: [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т востоковедения; Отв. ред. А. Д. Литман, Р. Б. Рыбаков. М.: Наука, 1985. 284 с.

24 Ткачёва А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур / Отв. ред. Р. Б. Рыбаков. М.: Наука, "Восточная литература", 1989. 139 с

25 Григулевич И. Р. Пророки «новой истины»: Очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М.: Политиздат, 1983. 303 с.

26 Балагушкин Е. Г. Критика идеологии и практики современного кришнаизма. М.: Знание, 1984. 64 с.

27 Фаликов Б. З. Трансформация индуизма в США // Взаимодействие культур Востока и Запада : сборник статей / отв. ред. Е. П. Челышев. М.: Наука, 1987. С. 127—145.

28 Митрохин Л.Н. Религиозные «культы» в США// Научный атеизм. №6, 1984. 64 с.

29 Вайшнав - санскр. «имеющий отношение к Вишну», самоназвание адептов МОСК

30 Григорьева Л.И. Религии "нового века" в современной России: Социально-философский анализ: дисс. ... доктора философских наук. М., 2000. 394 с.

Е.Г. Балагушкин31, Л.Н. Митрохин32, С.М. Дударенок33, С.Б. Филатов34, А.А. Ткачева35 и др.

Процесс распространения вайшнавизма в отдельных регионах России и странах СНГ освещали и анализировали в своих работах А. В. Гурко36, С.М. Дударенок37, А.С. Седенко38, М.А. Савинова39. В последнее десятилетие увеличилось количество научных публикаций, посвященных отдельным аспектам деятельности МОСК в различных регионах России40.

В ряде научных работ проведен анализ некоторых процессов внутри организации (исследование конверсии (Ю.В. Шаповал41, М.А. Филатова-Сафронова42), психологических установок адептов (М.Н. Ясин43).

31 Балагушкин Е. Г. Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России. М.: ЛЕНАНД, 2014. 256 с.

32 Митрохин Л. Н. Религии «Нового века». М.: Советская Россия, 1985. 157 с.

33 Дударёнок С.М. Нетрадиционная религиозность : Что это? : учеб. пособие. Владивосток : ПИППКРО, 1997. 58 с.

34 Филатов С. Б. Религия и политика в общественном сознании советского народа // Религия и демократия. М.: Прогресс, 1993.

35 Ткачёва А. А. Неоиндуистский мистицизм в России // Индуизм и современность. Материалы научной конференции / Центр индийских исследований Института востоковедения РАН. Отв. ред. сб. к.и.н. И. П. Челышева. М.: Центр индийских исследований, 1994. 112 с. ISBN 5-202-13188-3.

36 Гурко А.В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция. Минск: Изд-во МИУ, 2006. 274 с.

37 Дударёнок С. М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность: монография. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. 532 с.

38 Седенко, А.С. Международное Общество Сознания Кришны в России Текст. : дис. . канд. филос. наук. / А. С. Седенко СПб., 2001г . 137с.

39 Савинова М. А. Кришнаизм и Вера бахай в полиэтническом регионе: сравнительно-исторический анализ. автореферат дис. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 1998.

40 Стародубцева М. Н. Традиции неоиндуизма в культурной жизни провинциального города конца ХХ -начала XXI в. (на примере г. Тюмени) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1966-1970. URL: http://e-koncept.ru/2016/86421.htm.; Друзяка П. В., Иванова А. С. Международное общество сознания Кришны в Новосибирске: характеристика состава и деятельности сообщества// Материалы 54-й международной научной студенческой конференции МНСК-2016: ЭТНОГРАФИЯ Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (Новосибирск),2016. С. 99100; Андреянова, С.И. Территориальная организация религиозной группы «Международное общество создания Кришны на Северном Кавказе» /С. И. Андреянова // Science Time. 2014. №6 (6). С. 14-18; Шаповал, Ю. В. Конверсионные нарративы кришнаитов в постсоветском Казахстане: неожиданные повороты и траектории// Религия и/или повседневность : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16-18 апр. 2015 г. Минск, 2015. С.235-241; Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Особенности функционирования общества сознания Кришны в Башкортостане// Труды Х Всероссийского съезда востоковедов, посвященного 125-летию со дня рождения выдающегося востоковеда Ахмет-Заки Валиди Тогана. Уфа, 2015. Кн. 1. С. 124-125.

41 Шаповал Ю. В. Конверсионные нарративы кришнаитов в постсоветском Казахстане: неожиданные повороты и траектории. 2015.

42 Филатова-Сафронова М.А. Кришнаизм и саморазвитие личности // Балтийский гуманитарный журнал. Тольятти, 2013, № 4 (5). С. 114-117.

43 Ясин М.Н. Внутренняя религиозная мотивация у вайшнавов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 100-103.

При изучении феномена РОСК было обнаружено, что исследователи рассматривают его с различных позиций. Представители одного подхода (В.С. Пудов44, М.А. Савинова, Б.З. Фаликов45, С.И. Иваненко46, А.Н. Борисова47, А.С. Тимощук48, С.В. Ватман49) стремятся снять клеймо «сектантов» с вайшнавов, поставленного при советской власти (в 80-х гг. XX в.), а позднее представителями антикультизма в период перестройки.

Параллельно критиками различных сторон деятельности вайшнавов выступили такие исследователи, как Е.Г. Балагушкин50, А.В. Гурко51, Е.Э. Деря-гина52, Д.Г. Курачев53 и др. Поэтому создание объективной картины деятельности РОСК в современной России требует анализа публикаций, принадлежащих самой организации: интернет-публикации, периодические печатные издания, монографии лидеров и вайшнавов-ученых, программные документы МОСК и т.д.

Цель исследования - дать характеристику конфессиональной специфики и основных направлений деятельности МОСК как религиозного феномена в современном российском обществе.

Данная цель определяет следующие задачи:

1) определить современные особенности вероучения, организации и основных направлений деятельности МОСК;

44 Пудов B.C. Кришнаиты в СССР //На пути к свободе совести / под ред. Фурмана Д.Е. М„ 1989 . С.468-480.

45 Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. М.: Наука: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. 219 с.

46 Иваненко С.И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. М.: Философская книга, 1998. 296с.

47 Борисова А. Н. Вайшнавские общины в России; социологический анализ// Религии России: проблемы социального служения. Сборник материалов конференции — Москва — Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. С. 235 - 239.

48 Тимощук А.С. Ведическая культура как традиционная культура// Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: проблемы функционирования и развития культуры» 24-26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 3. Новгород: НовГУ, 2000.

49 Ватман С. В. Рецепция мистического опыта в бенгальском вишнуизме XVI-XVIII вв. как предмет научного исследования // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Философия. — Пушкин: ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2015. Т. 2, № 4. С. 212—225.

50 Балагушкин Е. Г. Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России. М.: ЛЕНАНД, 2014. 256 с.

51 Гурко А.В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция. Минск: Изд-во МИУ, 2006. 274 с.

52Дерягина Е.Э. Вайшнавизм: процессы трансформации и модернизации в Рос-сии на рубеже XX-XXI вв.: дис. канд. филос. наук. Красноярск, 2009. С. 98.

53 Курачев Д.Г. Самосознание молодых приверженцев культа кришнаитов // Социологические исследования. Казань. 2010. № 9. с. 99-107

2) выявить специфику возникновения и распространения общин МОСК в России, определить религиозно-культурную нишу, занимаемую РОСК в межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношениях в России, охарактеризовать виды деятельности РОСК в российском обществе;

3) на примере общины вайшнавов определить специфику формирования религиозной идентичности и процесса религиозной социализации представителей РОСК в современной России;

4) выявить и классифицировать основные группы, воздействующие на формирование общественного мнения о РОСК.

Объект исследования: организация Международное общество сознания Кришны в современной России (РОСК).

Предмет исследования: особенности религиозной деятельности Общества сознания Кришны (РОСК) в современной России.

Научная новизна исследования:

1) на основании проведенного анализа вероучительных текстов и актуальных документов определены современные особенности вероучения, организации и основных направлений деятельности МОСК, описаны религиозные и нерелигиозные типы деятельности на территории России, показана особенность процессов трансформации религиозной деятельности членов РОСК;

2) в результате комплексного анализа источников охарактеризованы условия и особенности функционирования РОСК в контексте современных межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений в России, выявлены вероятные позитивные эффекты функционирования РОСК;

3) на основе аналитической обработки данных о составе, положении и деятельности вайшнавов в России, полученных автором в ходе проведенного исследования описаны и развернуто охарактеризованы современные религиозные представления вайшнавов, влияющие на формирование религиозной

идентичности членов РОСК, выявлены основные типы мотивации вступления в РОСК и ухода из данной Организации;

4) по результатам проведенного контент-анализа ранее не исследовавшихся публикаций о МОСК с целью определения характера современного научного, общественного, конфессионального, публицистического взгляда на РОСК охарактеризованы виды деятельности РОСК в российском обществе, а также выявлены и классифицированы сложившиеся в научной среде мнения о причинах распространения РОСК.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Результаты исследования расширяют и, вместе с тем, конкретизируют поле изучения «новой» религиозности в религиоведении и могут быть использованы при разработке общих курсов по истории и социологии религии, а также спецкурсов, например «Новые религиозные движения в современной России», «РОСК и его функции в российском социуме» и др.

Данные, полученные в результате исследования, могут стать основной для подготовки аналитических сообщений, разработки учебных пособий и специальных курсов по проблемам НРД и кришнаизма в ВУЗах, а также при составлении экспертных заключений.

Методология исследования.

Теоретическая база диссертации основана на исследованиях зарубежных и отечественных ученых XX-XXI вв., в частности социологов М. Вебера, Э. Трёльча, Г. Бекера, Г.Р. Нибура, П. Бергера и др.

Исследование религиозно-философской традиции Индии в России стало возможным благодаря научным трудам Г.М. Бонгард-Левина, Е.А. Торчино-ва, Л.С. Васильева, В.И. Рудого, В.К. Шохина, Н.Р. Гусевой, Н.В. Исаевой, Е.П. Островской и др.

Анализ феномена РОСК проводится с опорой на теоретико-методологические разработки отечественных религиоведов Д. М. Угринови-ча, И.Я. Кантерова, И.Н. Яблокова, И.П. Давыдова и др.

Также использованы следующие концептуальные разработки:

- концепция священного Э. Дюркгейма;

- теория идентичности Э. Эриксона;

- критерии религиозности Ч. Глока и Р. Старка;

- типология конверсии Дж. Лофланда и Н. Сконовда;

- исследование формирования образа НРД в СМИ Дж. Бэкфорда;

- классификация источников описания НРД А. Баркер;

- функциональный анализ религии И.П. Давыдова.

Методологическую базу исследования составляют историко-генетический метод, структурно-функциональный анализ, контент-анализ, биографический метод, а также полуформализованное интервью и метод массового заочного анкетирования.

Использован также основывающийся на этнографическом методе метод включенного наблюдения, позволяющий изучать объект в непосредственной близости, а также в постоянной динамике, и, тем самым, постоянно актуализировать полученные ранее данные.

Комплексное религиоведческое исследование опирается на идеи и методологию религиоведческих исследований указанных выше авторов, а также на данные полевых исследований и включенного наблюдения, двух социологических опросов в форме анкетирования, открытого и опосредованного интервьюирования около трехсот верующих, являющихся членами РОСК, знакомстве с культовой практикой, с разнообразными формами миссионерства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время в МОСК (и РОСК как его филиале) продолжается процесс конкретизации вероучения Бхактиведанты Свами Прабхупа-ды посредством издания комментаторской литературы, распространения лекций лидеров Общества. Активная миссионерская деятельность в период с 2000 по 2016 годы привела к возрастанию численности организации и усложнению духовной и организационной структуры Общества.

2. Основными направлениями деятельности РОСК на современном этапе являются: улучшение качества вайшнавского образования, адаптация миссионерства к существующим социокультурным условиям, поиск новых форм взаимодействия с социумом на основе благотворительности и культурного просвещения, организация прибыльных проектов.

3. В Российском обществе сознания Кришны (РОСК) прослеживается две тенденции - изоляция от окружающих неверующих в Кришну людей и, вместе с тем, попытка интеграции в социум. Диссертант относит кризисные явления внутри Организации к системным (а не временным) феноменам, неизбежным для Движения, пытающегося сочетать два разнонаправленных процесса. В целом, для членов РОСК сегодня свойственен уход от маргинальных установок.

4. Эффективность религиозной социализации в РОСК сегодня повышается путем улучшения качества вайшнавского образования. Результатом становится ориентация верующих на ценности культуры, транслируемой Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Однако религиозная идентичность вайшнавов в России имеет относительно неустойчивый характер в связи с наличием в их сознании значимого альтернативного компонента культурной идентичности, не совпадающей с религиозной

5. Данные, полученные в ходе опроса, включенного наблюдения, а также анализ документов, видео- и письменных материалов показывает, что в МОСК и в РОСК (как его филиале) существуют системные проблемы, не афишируемые руководством организации, имеет место феномен уровней и степеней доверия, характерный для структур, сохраняющих закрытость определенных участков своей деятельности.

6. РОСК как часть конфессиональной среды стало в настоящее время функциональным элементом современного российского общества. Интерес россиян к нему поддерживается как массовой культурой, так и специфическими психологическими установками, бытующими в разных слоях населения страны. Вместе с тем, нет достаточных оснований ожидать расшире-

ния влияния данной организации в России. Отмечается нарастание критики, исходящей, как от некоторых лидеров Организации, так и от бывших членов РОСК. Со стороны СМИ и традиционных для России конфессий также сохраняется тенденция транслировать предвзятые установки.

Степень достоверности результатов исследования.

Достоверность исследования определяется тем, что результаты были получены с использованием большого круга разнообразных источников, рассматривающих Российское общество сознания Кришны с различных позиций, а также с помощью проведенных диссертантом опросов методом заочного массового анкетирования и методом полуформализованного интервью. Источники были проинтерпретированы с учетом критически рассмотренных концепций индологов и религиоведов. Выводы обоснованы методологически и аргументированы фактическим материалом.

Апробация результатов исследования.

Положения диссертационного исследования отражены в 9 публикациях автора, в том числе, 5 статьях общим объемом 2,8 а.л., из которых 4 общим объемом 2 а.л. опубликованы в изданиях, отвечающих требованиям п. 2.3 Положения о присуждении ученых степеней в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены автором в выступлениях на пяти научных конференциях: VII Российский философский конгресс «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений» (2015 г.); VI Международная научная конференция «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран: религия, наука и образование» (19 - 21 мая 2014 г.); Второй Конгресс российских исследователей религии «Наука о религии в XXI веке: традиционные методы и новые парадигмы» (20-22 ноября 2014 г.);Третий конгресс российских исследователей религии «Академическое ис-

следование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы» (7 - 9.10.2016 г.); XII Конвент Российской ассоциации международных исследований «Мир регионов vs. регионы мира» (21-22 октября 2020 г.).

Структура работы определяется логикой исследования и соответствует поставленным задачам. Работа состоит из Введения, трех глав, каждая из которых сдержит по три раздела, Заключения, Списка сокращений и Библиографии.

Глава 1. Особенности рецепции гаудия вайшнавизма в условиях России. 1.1. Ортодоксия и гетеродоксия: динамика конкретизации учения Свами Прабхупады среди его последователей.

Индуизм - многоветвистый и пестрый конгломерат разных религиозных верований и религиозно-философских идей. Он сочетает в себе традицию почитания четырех вед (нигама - санскр. «путь» или «итог») с более поздней ассимиляцией племенных верований Индостана (агама - санскр. - «прибытие», «появление»)54. Вишнуизм, будучи одним из направлений агамы, также не однороден. Согласно принятой в индуизме традиции, он насчитывает четыре линии передачи знаний (сампрадая), каждая из которых имеет собственную оригинальную религиозно-философскую систему: Рудра-сампрадая, Брахма-сампрадая, Лакшми-сампрадая, Кумара-сампрадая55.

Современный культ поклонения божеству Кришне, как он представлен в Индии, относится к Брахма-сампрадае, центральная идея которой состоит в религиозно-философском учении двайта56 (монотеистическое направление Веданты в вишнуизме), которое создал индуистский философ Мадхва (13— 14 вв. н.э.). Данная религиозно-философская традиция получила новый импульс к развитию в средние века благодаря философу Вишвамбхаре Мишре (Чайтанья, 1486-1533) и его ученикам Рупе Госвами (1493—1564), Санатане Госвами (1488—1558), Дживе Госвами (1511—1596), Гопале Бхатта Госвами (1503—1578), которые канонизировали поклонение Кришне в форме бхакти, то есть в эмоционально-личностном аспекте взаимоотношений верующих с божеством.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ясная Татьяна Валерьевна, 2021 год

Библиография

1. АльбедильМ. Ф. Индуизм: Радость бытия. СПб.: Вектор, 2014. 224 с.

2. Андреянова С.И. Территориальная организация религиозной группы «Международное общество создания Кришны на Северном Кавказе»// Science Time. 2014. №6 (6). С. 14-18.

3. Андропов Ю. В. Памятные послания: Из записки председателя КГБ Ю. В. Андропова в ЦК КПСС // Коммерсантъ-Власть.10 августа 2009. № 31

4. Астахова А.С. Изучение процессов обращения индивида в новые религиозные движения// Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. 2009. №7. С. 3-11.

5. Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1. / Отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. М.; СПб., 2005. 621 с.

6. Аудиозапись Прабхупады от 28 мая 1977 года "Ритвик. Да." [2018][Электройнный ресурс]: Форум Кришна.ги [сайт]. URL:http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=18207&page=6 (дата обращения 23.09.2020).

7. Балагушкин Е. Г. Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России. М.: ЛЕ-НАНД, 2014. 256 с.

8. Балагушкин Е. Г. Критика идеологии и практики современного кришнаизма. М.: Знание, 1984. 64 с.

9. Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. 2006. Т. 15, № 2.С.62-78.

10. Балич Н. Л. Социологическое исследование идентификации верующих в религиозных общинах// Социологический альманах. Минск. Институт социологии НАН Беларуси, 2010. С. 169-203.

11. Беседа Кришнаита с Православным. Встреча 1 (2017) [видео]// YouTube [2017 г] URL: https://www.youtube.com/watch?v=ngS7P5c1oYo (дата обращения 16.05.2020).

12. Бжезински Я. Движение сознания Кришны и индуизм// Вайшнавизм: открытый форум. М. 2006. №. 4. С. 96-125.

13.Биография Бхактиведанты Свами Прабхупады [Электронный ресурс]// Кришна.ру [сайт]. [2016]. URL: http://www.krishna.ru/encyclopedia/srila-prabhupada/learn-more/47394_biography-of-a-c-bhaktivedanta-swami-prabhupada.php (дата обращения 16.05.2020).

14. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация, история, религия, философия, эпос, литература, наука, встреча культур// Восточная литература. 2007. 491 с.

15. Борисова А. Н. Вайшнавские общины в России; социологический анализ// Религии России: проблемы социального служения. Сборник материалов конференции. Москва — Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. С. 235 - 239.

16. Бражникова А.Н. Отношение современной молодежи к религии. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. №6. С. 41-46.

17. Бхакти Вигъяна Госвами Лекция «7 целей ИСККОН», прочитанная в Сухуми (02.07.2009 г.) [Электронный ресурс]// Сайт Его Святейшества Бхак-

ти Вигьяны Госвами Махараджа и Его учеников.[сайт]. [2014]. URL: http://www.saranagati.ru/lectures/lectures-all/1541 -7--.html (дата обращения: 31.05.2020).

18. Бхакти Вигъяна Госвами Лекция. Мадхурья Кадамбини, Джаганнатха-Пури, 29.10.2014 [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/wall-8348973_2372 (дата обращения 31.05.2020).

19. Бхакти Викаша Свами «Решительно проповедуя в служении Шриле Прабхупаде» [рукопись. 71с.]// URL: https: //valentincehov. livej ournal. com/481746. html. (дата обращения 31.05.2020).

20. Бхакти Тиртха Свами 64 принципа устройства вайшнавской общины, сформулированные Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати. М.: Черный лотос, 2012 г. 272 с.

21. Бхактиведанта Свами Прабхупада Аудио-запись лекции по Чайтанья Чаритамрите, Ади-лила 1.4. Маяпур, 28 марта, 1975 г.// «Общество сознания Кришны г. Липецка» [сайт] URL: https://krishna48.ru/guru/Prabhupada/audio/ (дата обращения 24.05.2020).

22. Бхактиведанта Свами Прабхупада В поисках божественного// Журнал "Обратно к Богу", № 49. 1970. 32 с.

23. Бхактиведанта Свами Прабхупада Шри Чайтанья-Чаритамрита. Мадхья-лила. Т. 3, гл.16, текст 64. BBT. 2008. 768 с.

24. Бхактиведанта Свами Прабхупада Шримад Бхагаватам. Творение. BBT, в 20 тт., 1990 - 2017 гг.

25. Бхактиведанта Свами Прабхупада Бхагавад-гита как она есть. BBT, 2018. 976 c.

26. Бхактиведанта Свами Прабхупада Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.16.5 (2 января 1974, Лос-Анжелес) [Электронный ресурс]// Каратала [сайт]. [2017] URL: http://karatala.ru/shrila-prabhupada-lekcija-po-shrimad-bhagavatam-1-334.html (дата обращения 5.05.2020).

27. Бхактиведанта Свами Прабхупада Наука самоосознания. М.: BBT, 2017. 496 с.

28. Бхактивинода Тхакур Шри Чайтанья Шикшамрита (Нектар поучений Шри Чайтаньи), М.: Философская Книга. 2004. 464 с.

29. Бхарадваджа Ведийская Империя Мира на Руси (ВИМР) (1971-2006). [Электронная книга]// Публикации для учащихся [сайт].[2013]. URL : http : //www. userdocs. ru/istoriya/37004/index.html ?page=13 (дата обращения 24.12.2020).

30. Быков Р.А. Новые религиозные движения как способ формирования социокультурного опыта в постиндустриальном обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2011. 19 с.

31. В Томске прокуратура требует признать экстремистской литературой комментарии к "Бхагавад-Гите" [Электронный ресурс]// Информационно -анлитический центр СОВА. [сайт]. [2011]. URL: https://www.sova-center.ru/misuse/news/persecution/2011/08/d22379/ (дата обращения 16.05.2020).

32. Вайшнавские общины, поселения [Электронный ресурс]: Форум Криш-на.ги [сайт]. [2015]. URL: http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=12871 (дата обращения 13.05.2020).

33.Варшавский Н. Религиозный экстремизм Александра Дворкина// Religious Freedom Watch. [Электронный ресурс]. URL: http://religiousfreedomwatch-ru.org/religious-extremists/alexander-dvorkin/religious-extremism-of-alexander-dvorkin (дата обращения 15.05.2020).

34.Ватман С.В. Бенгальский вайшнавизм/ Под ред. С.В. Пахомова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 403 с.

35. Вишнутаттва дас Еще раз о духовном патриотизме [Любительское видео]// YouTube [4 апр. 2017] URL: https://www.youtube.com/watch?v=tMNQkENu-NA (дата обращения 14.10.2020).

36. Вопросы к Е.С. Бхакти Вигьяне Госвами Махараджу (13 января 2009) [Электронный ресурс]: Студия Е.С. Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа [сайт]. URL: http://old.goswami.ru/articles/159.html (дата обращения 14.05.2020).

37. Восток на Западе: материалы научных конференций, посвящённых Году Индии в России / сост. и общ. ред. А. С. Тимощук. Владимир: Изд. Вла-дим. гос. ун-та, 2009. 135 с.

38. Глаголев В.С. Некоторые тенденции взаимодействия религиозной и этно-конфессиональной коммуникации в условиях глобализации// Религия и гражданское общество: кризис идентичности и новые вызовы постсеку-лярного общества. Материалы 7 Международного семинара. Севастополь, 2008. С.36-39.

39. Глаголев В.С. Общее и особенное в тенденциях конфессионального универсализма глобализирующегося мира// Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы VI Российского философского конгресса (Н. Новгород, 27-30 июня 2012). Т.1. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. унив. им. Н.И. Лобачевского, 2012. С. 435-436.

40. Глаголев В.С. Объективные предпосылки взаимодействия культур в современном мире// Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Международные Лихачевские научные чтения, 17-19 мая 2018 г. СПб.: СПбГУП, 2018. С. 397-398.

41.Глушкова И.П. Способы существования сакрального индусского текста и образ России в Индии// Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24). С. 138-145.

42.Глушкова И.П., Карпицкий Н.Н., Хазанов О.В. и др. Резолюция научной конференции «Бхагавад-гита в истории и в современном обществе», принятая по итогам обсуждения на круглом столе 25 февраля 2012 г. «Социальное и правовое значение суда о признании книги "Бхагавад-гита как она есть" экстремистским материалом» // Бхагавад-гита в истории и в со-

временном обществе: материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием. Томск, 2012. С. 400-402.

43. Горин А. А. Разрушение этнокультурной идентичности как основополагающий этап вовлечения человека в систему нетрадиционных религиозных вероучений// Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 19. Вып. 2. СПб.: Изд-во РХГА, 2018. C.189-196.

44. Сатсварупа Госвами Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие. М.: Бхактиведанта Бук Траст, 2007. 608 с.

45.Григорьева Л.И. Религии "нового века" в современной России: Социально-философский анализ: дисс. ... доктора философских наук. М., 2000. 394 с.

46. Гурко А.В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция. Минск: Изд-во МИУ, 2006. 274 с.

47. Давыдов И.П. Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества): диссертация ... доктора Философских наук: 09.00.14. ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»], 2019. 352 с.

48. Дворкин А. Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. 3-е изд., перераб. и доп. Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2014. 816 с.

49. Дворкин А.Л. Сектоведение и тоталитарные секты [Любительское видео]. [2018]// YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WQ9N4ewbg84 (дата обращения 16.05.2020).

50. Декларация принципов государственно-конфессионального диалога и социального служения российских вайшнавов [Электронный ресурс]: Официальный сайт Централизованной религиозной организации Центр обществ сознания Кришны в России. [сайт]. [2017]. URL: http://www.vaishnavism.ru/dokumenty/342-declaratsiya-go (дата обращения 13.05.2020).

51.Дерягина Е.Э. Вайшнавизм: процессы трансформации и модернизации в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: дис. канд. филос. наук. Красноярск, 2009. 144 с.

52. Древо индуизма/ под ред. И.П. Глушковой. М.: Восточная литература. РАН, 1999. 559 с.

53. Друзяка П. В., Иванова А. С. Международное общество сознания Кришны в Новосибирске: характеристика состава и деятельности сообщества// Новосибирский нац. иссл. гос. унив.,2016. С. 99-100.

54. Дударёнок С.М. Нетрадиционная религиозность: Что это? : учеб. пособие. Владивосток, 1997. 58 с.

55. Дударёнок С. М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность: монография. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. 532 с.

56. Дэдвейлер В. История ИСККОН на Западе: Очищение сердец: история реформ в ИСККОН // Вайшнавизм - открытый форум. №1, 1997. С.31-40.

57. Жиртуева Н. С. Бхакти-йога в контексте компаративного анализа мистических традиций мира// Парадаигма истории и общественного развития. Севастополь: СГУ, 2018. С. 36-41

58. За какие вопросы выгоняют из ИСККОН? [Электройнный ресурс]: Форум Кришна.ги [сайт] [2018]: URL:http://www.forum.krishm.ru/showthread.php?t=18158 (дата обращения 14.05.2020).

59. Зубков С.А. Проблема совершенствования экофильного челове-ка//Манускрипт. Изд-во «Грамота». Тамбов. 2019. С.140-44.

60. Иваненко С. И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность. М.: Философская книга, 2008. 320 с.

61. Иваненко С. И. Дерево познаётся по плодам: К 25-летию регистрации Общества сознания Кришны в России. М.: Философская книга. 2014. 464 с.

62. Иваненко С.И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. М.: Философская книга, 1998. 294 с.

63. Иваненко С.И. Антикультовое и контркультовое движения с религиоведческой точки зрения// Новые вызовы свободе совести в современной России. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2012. С.57-62.

64. Индия назвала «абсурдом» суд в Томске, который может признать трактат Бхагавад-гита экстремистским [Электронный ресурс]// Газета.т. [сайт]. [2011]. URL: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/12/21/n_2142470.shtml (дата обращения 16.05.2020).

65. Институт Бхактиведанты// Перспективы. 1979. С. 11// Институт Бхакти-веданты// Запись Vkontakte от 16 октября 2018. URL: https://vk.com/wall349502063_358 (дата обращения 15.05.2020)

66. Интервью Иваненко С.И. на тему антикультовых движений [Электронный ресурс]// Сетевое издание Религия и право [сайт]. [2016]. URL: http://www. sclj .ru/news/detail.php?SECTION_ID=449&ELEMENT_ID=6964 (дата обращения 16.05.2020)

67. Информация по первичному документу № М-5601/2018 [Электронный ресурс] // Суды общей юрисдикции города Москвы [сайт]. [2018]. URL: https://www.mos-gorsud.ru/rs/izmajlovskij/services/cases/claim-civil/details/3639e265-2cf9-4d35-bdd4-00046eec48b0 (дата обращения 15.05.2020)

68. Исаева В. Б. Современные концептуальные модели социологии конверсии// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург. 2014. № 166. С. 108-113.

69. Исаева В.Б. Феномен конверсации: конструирование религиозной идентичности в биографическом нарративе// Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13, №1. C. 127-147.

70. Как стать «русским вайшнавом»? [Электронный ресурс]// Форум Криш-на.ги [сайт]. [2016]. URL: http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=15141 &ЫgЫight=русская+ку льтура (Дата обращения 15.05.2020).

71. Калиновская Е.Д. Влияние психокульта «ведической женственности» на личностную автономию// Проблемы теории и практики современной психологии [Электронный ресурс] : материалы XVII Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Иркутск, 26-27 апр. 2018 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ». Электрон. текст. дан. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). С. 240-244.

72. Карабашева Н. Где обитают кришнаиты? [Электронный ресурс] // "Электронная версия газетаы АиФ Северный Кавказ.2007. URL: http://www.stav.aif.ru/archive/1801622 (дата обращения: 13.05.2020).

73. Карпицкий Н.Н. Основания межрелигиозного диалога // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3 (22). Ч 3. С. 97-99.

74. Карпицкий Н.Н., Филькин К.Н. Межрелигиозный диалог и трансформация понимания религиозной общности в современном сознании// Религиоведение. №1. 2014. С. 179-190.

75. Кнорре Б.К. Индуизм: от глобалистской адаптации — к альтернативному глобалистскому проекту// Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. 2-е изд. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); М. Центр Карнеги, 2009. 3 С. 256-295.

76. Конституция Российской Федерации// Государственная Дума Федерального собрания Российской Феде-рации// URL: http://duma.gov.ru/news/48953 (дата обращения 11.11.2020)

77. Концепция развития Российских обществ сознания Кришны (РОСК) на период 2003-2008 годов. [Электронный ресурс]// VEDACLUB. URL: https://vedaclub.org/blog/7162 (дата обращения: 13.05.2020).

78. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М.: «Мысль», 1983. 272 с.

79. Кривелъская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: Благовест, 1999. 267 с.

80. Кришнаканкт Последний приказ. Движение за возрождение ISKCON. [Электронная книга]. Great Britain. 2008. URL: https://www.iskconirm.com/docs/pdf/TFO_Russian.pdf.

81. Кубелъский А. Лекция по истории возникновения бхакти-врикш. [Электронный ресурс]: БВ Онлайн [сайт.] [2013] URL: http://bhakti-vriksha.ru/m/statiy/(дата обращения 15.05.2020).

82. Кузнецов И. (2017) Запись Vkontakte: [22.06.2017] // URL: https://vk.com/simplygreen?w=wall4844529_2087%2Fall (дата обращения 16.05.2020).

83.Кураев А., Стеняев О. Диспут с кришнаитами. Витебск, 2005. 68 с.

84. Курачев Д.Г. Самосознание молодых приверженцев культа кришнаитов // Социологические исследования. Казань. 2010. № 9. C. 99-107.

85. Курс «Основы философии и духовной практики сознания Кришны» (Программа подготовки бхакт): учебное пособие. 4-е изд. М.: Вайшнавский Университет, 2007. 168 с.

86. Куценков А.К. Бхакти в индийской культуре // Вайшнавизм. Открытый форум, 1997. С. 5-16.

87. Литман А.Д. Индуизм: традиции и современность: [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т востоковедения; Отв. ред. А. Д. Литман, Р. Б. Рыбаков. М.: Наука, 1985. 284 с.

88. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. 270 с.

89. Лункин Р.Н. Образ РПЦ в светских массмедиа: между мифом о государственной церкви и фольклорно-оккультным православием // Православная

церковь при новом патриархе / под ред. А. Малашенко и С. Филатова; М.: Центр Карнеги, Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 171-223.

90. Лункин Р.Н. От религиозного бума к Закону Яровой: атеизм без атеизма и православие без православия [Электронный ресурс]// Мегапортал христианских ресурсов [сайт] . 2016. URL: http://www.invictory.com/columns/1429/ (дата обращения 14.05.2020).

91. Мальцев В. На пути чьего миссионерства встал законопроект Яровой [Электронный ресурс]// Информационный портал «Life.ru» [сайт].[2016].URL:

https://life.ru/t/религия/425906/na_puti_chiegho_missionierstva_vstal_zakono proiekt_iarovoi (дата обращения 15.05.2020).

92. Манифест Варнашрамы [Электронный ресурс]// Форум Кришна.ру [сайт]. [2012]. URL:http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=6656 (дата обращения 25.06.2020).

93. Мартинович В. А. К вопросу о православном сектоведении в современном мире. Минские Епархиальные Ведомости. № 3 (74), 2005. С.55-59.

94. Мартинович В.А. Проблема индикаторов конверсии. // Религия и общество: актуальные проблемы со-временного религиоведения: сборник научных трудов / Под общей редакцией В.В.Старостенко. Могилев.: МГУ им. А.А.Кулешова, 2006. C .187-190.

95. Международное Общество Сознания Кришны в России [Электронный ресурс]: ИСККОН: [сайт]. URL: http://vedic.ulcraft.com/istoriia (дата обращения 25.06.2020).

96. Мельникова О.О. Новые религиозные движения: границы интерпретации участия молодёжи (на примере ISKSON г. Томска)// Вестник Томского государственного университета. 2007. № 301. С. 25-28.

97. Миссия запрещена. Член СПЧ Владимир Ряховский — о рекомендации для религиозных организаций и верующих в связи с принятым «законом Яровой» [Электронный ресурс]: Новая газета: электрон. версия газ.

2016.URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/08/21/69627-missiya-zapreschena (дата обращения 25.06.2020).

98.Митрохин Л. Н. Религии «Нового века». М.: Советская Россия, 1985. 157 с.

99. Москвичка подарила кришнаитам свои квартиры и деньги [Электронный ресурс]// Телеканал Москва 24 [сайт]. [2018] URL: ttps://tv.m24.ru/videos/153823 (дата обращения 16.05.2020).

100. Мукатаева А.А. Религиозная идентичность в культурной идентичности личности// Педагогическое образование и наука, № 5, 2010. С. 44-51.

101. Мурали Мохан Махарадж Судьба преуспевающего кришнаита [Электронный ресурс] [2018] Tilak Официальный сайт Ачарьи-основателя «Объединения Санкиртана» [сайт]. URL: http://sankirtana.org/sudba-preuspevayushhego-krishnaita.html. (дата обращения 16.05.2020).

102. Мусульмане и иудеи - против кришнаитской программы благотворительной раздачи идоложертвенной пищи в России [Электронный ресурс]// Интерфакс. Религия. [сайт]. [2004]. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=archive&div=3852 (дата обращения 16.05.2020).

103. Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Особенности функционирования общества сознания Кришны в Башкортостане// Труды Х Всероссийского съезда востоковедов, посвященного 125-летию со дня рождения выдающегося востоковеда Ахмет-Заки Валиди Тогана. Уфа, 2015. Кн. 1. С. 124-125;

104. Новые религии в России: двадцать лет спустя/ Элбакян Е. С., Иваненко С. И., Кантеров И. Я., Ситников М. Н.// Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, Центральный дом журналиста, 14 декабря 2012 г. Москва, 2013. 240 с.

105. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: учебное пособие. /Е.В. Эгильский, А.В. Матец-кая, С.И. Самыгин. М: КНОРУС. 2011. 224 с.

106. О запрете ягий полубогам [Электронный ресурс]: Форум Кришна.т. 2017. URL: http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=17626 (дата обращения 13.05.2020).

107. Обращение Чайтаньи Чандры Чарана прабху о законе о миссионерской деятельности [Электронный ресурс] // Форум Кришна.т [сайт]. [2016]. URL: http: //www.forum.krishna.ru/showthread.php?t= 16191 (дата обращения 3.06.2020).

108. Общество сознания Кришны как оно есть // Вестник Миссионерского отдела Московской епархии. Видное. №6.2012. С.53-62.

109. ОльшанскийД.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2001. 368 с.

110. Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» [Электронный ресурс] // Официальный сайт московской патриархии [сайт]. [2009].URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/530422 (дата обращения 15.05.2020).

111. Опрос «Мотивы вступления в Общество сознания Кришны» (6 февраля по 15 марта 2016 год); опрос «Мотивы ухода из общества сознания Кришны» (январь 2018 - март 2018 г.).

112. Опрос 80 общин об образовании [Электронный ресурс]// Бхакти-лата [сайт]. [2018] URL: https://bhaktilata.ru/resources/articles/opros1 (дата обращения 1505.2020).

113. Основы религиоведения: учебник для вузов / Ю.Ф Борунков, И.Н. Яб-локов, К.И. Никонов и др.; под. ред. И.Н. Яблокова. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. Шк., 2006. 368 с.

114. Основы философии и духовной практики сознания Кришны (Программа подготовки бхакт): учеб. пособие. Москва: Вайшнавский Университет, 2007. 168 с.

115. Островская Е. А. Буддийские Общины Санкт-Петербурга. Спб.: Але-тейя, 2016. 198 с.

116. Открытое письмо Екатерины Кафарской (Грязновой) в связи с сюжетом «Осторожно, секты!» на Первом канале [Электронный ресурс] //

Vasudeva.ru [сайт]. [2016].

URL:http://www.vasudeva.ru/index.php?option=com_content&view=article&i d=2925 : otkrytoe-pismo-ekateriny-kafarskoj -gryaznovoj -v-svyazi-s-syuzhetom-ostorozhno-sekty-na-pervom-kanale&catid=13&Itemid= 186 (дата обращения 16.05.2020).

117. Отрытое письмо и обращение мусульманских ученых [Электронный ресурс] // Издательский до МЕДИНА [сайт]. [2007]. URL: http : //www. idmedina.ru/books/history_culture/minaret/15/open_let.htm (дата обращения 15.05.2020).

118. Пахомов С.В. Индуистские тантрические мантры: значение, разновидности, практическое применение// Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 9. Вып. 1. СПб.: РХГА, 2008. 225-241 с.

119. Пестриков Д.В., Камнев Н.А. Медитативные психотехники как инновационный метод обеспечения психологической безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы// Международный пенитенциарный журнал. Рязань: Издательство: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. № 3 (7). 2016. С. 53-55.

120. Письмо от GBC EC о Маханидхи Свами Прабху [Электронный ресурс]// Официальный сайт комиссии правления ИСККОН. [сайт]. [2012] URL: http://gbc.iskcon.org/letter-from-gbc-ec-about-mahanidhi-swami/ (дата обращения 15.05.2020).

121. Письмо Шрилы Прабхупады к Джадурани д.д., Нью Вриндаван. 4 сентября 1972 года [Электронный ресурс]// ISKCONIRM [сайт]. URL: https://www.iskconirm.com/ru/pisma_shrily_prabhupady.htm (дата обращения 1.05.2020).

122. Письмо Шрилы Прабхупады к Сатсварупа-дасу Госвами, 20 ноября 1975 [Электронный ресурс]// Письма Шрилы Прабхупады [сайт]. URL: http://gitabase.eom/rus/LTRS/9/1/17EBA (дата обращения 30.09.2020).

123. ПМА1. - Полевые исследования автора (дневник «Вайшанвизм в России», 150 стр.); ПМА 2. - Полевые материалы автора. [Материалы из ин-

формационной рассылки вайшнавских общин]; ПМА 3. -Полевые материалы автора. «Записи со встреч бхакти-врикш» (сентябрь 2013 - июнь 2014 гг.).

124. Последующее письмо, касающееся отставки Прабхавишну Прабху [Электронный ресурс]// Официальный сайт комиссии правления ИСК-КОН. [сайт]. [2012]. URL: http://gbc.iskcon.org/follow-up-letter-regarding-prabhavisnu-prabhus-resignation/ (дата обращения 15.09.2020).

125. Проблема коммерческих ягий в ИСККОН [Электронный ресурс]: Форум Кришна.т. 2015. URL:http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=13780 (дата обращения 13.05.2020).

126. Публичное заявление Бхакти Викаши Свами [Электронный ре-сурс]//Его святейшество Бхакти Викаша Свами. [сайт]. [2012]. URL: https://bvks.ru/reader/announcements/publichnoe_zayavlenie_bhakti_vikashi_s vami/ (дата обращения 14.05.2020).

127. Пьер Эдель и «Цена молчания» [ Электронный ресурс]// Форум Кришна.т [сайт]. [2017]. URL: http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=17770 (дата обращения 16.05.2020).

128. Радха-Дамодар Теологическое образование внутри современных вайшнавских общин в свете социальной интеграции// Ежегодная индоло-гическая конференция "Индуизм: от племенных верований к мировой религии" [Электронный ресурс// ISKCON Запорожье [сайт]. [2014]. URL: (http://krishna.zp.ua/news/iskcon/2245-na-ezhegodnoj-indologicheskoj-konferentsii-obsudili-temu-vaj shnavskogo-obrazovaniya (дата обращения 15.05.2020).

129. Рашковский Е. Б. Индуизм: от племенных верований к мировой религии // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 5. С. 104-112.

130. Религиозно-политические войны: позиция РПЦ// Информационно -аналитическая служба [сайт] . [2004]. URL: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/07/06/religiozno-politicheskie_vojny_poziciya_rpc/ (дата обращения 16.05.2020).

131. Решение № 2-1641/2011 от 28 декабря 2011 г. по делу № 2-1641/2011 [Электронный ресурс]// Судебные и нормативные акты РФ [сайт]. [2011]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/6AR5cZlaznJ4/7regular (дата обращения 16.05.2020).

132. Решения Национального совета российского ИСККОН (г. Сочи,2012) [электронный ресурс]// Vasudeva.ru: [сайт]. [2012].URL: http://www.vasudeva.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=723

: reshenij a-natsionalnogo-soveta-rossij skogo-iskkon-g-sochi-2012&Itemid= 101 (дата обращения 14.05.2020).

133. Романова Е. Г. К вопросу об использовании психотехник или пресловутом "контроле сознания" в религиозных новообразованиях // Независимый психиатрический журнал. 2013. № 2. С. 59-65.

134. Российская ассоциация центров изучения религий и сект (РАЦИРС) [Электронный ресурс]// Официальный сайт московского патриархата [сайт]. [2006]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/381854 (дата обращения 16.05.2020).

135. Рузов В.О. «Семинар во время путешествия на Тунганатх» [Электронный ресурс]// Аудиоведа [сайт]. [2008]. URL: http://audioveda.ru/audios/1158 (дата обращения: 15.05.2020).

136. Рузов В.О. О проповеди в интернете [2012]. [Электройнный ресурс]: Форум Кришна.т [сайт]. URL: http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=5632 (дата обращения 14.05.2020).

137. Рыбаков Р. Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981.184 с.

138. Рыбаков Р.Б. Духовные учения на рубеже веков. Дельфис. № 13(1) .1998.

139. Савинова М. А. Кришнаизм и Вера бахай в полиэтническом регионе: сравнительно-исторический анализ. автореферат дис. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 1998. 24 с.

140. Свами Вивекананда Четыре йоги. М.: Эксмо, 2009. 606 с.

141. Сединко А.С. Международное Общество Сознания Кришны в России : автореферат дис. ... кандидата философских наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2001. 18 с.

142. Серохвостов А. «Проповедь - это сущность» - Шрила Прабхупада такого никогда не говорил [2012][Электронный ресурс]// Живой журнал «БхактиРаса в книгах Шрилы Прабхупады». Запись от 21 марта 2012. URL: http://bhaktirasa.livejournal.com (дата обращения: 14.05.2020).

143. Серохвостов А. Что такое косвенная проповедь? [2012]. [Электронный ресурс]// Живой журнал «БхактиРаса в книгах Шрилы Прабхупады». Запись от 21 марта 2012. URL: http://bhaktirasa.livejournal.com (дата обращения: 14.05.2020).

144. Силантьева М.В. Аксиолого-этические аспекты межкультурной коммуникации в условиях глобализации // Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. М.: Проспект, 2016. С.7-33.

145. Силантьева М.В. Ментально-символическое преодоление барьера "свой - чужой" как основа стратегий освоения инокультурного пространства / Силантьева М.В. // Диалог культур и партнерство цивилизаций. XIV Международные Лихачевские чтения, 15-20 мая 2014 г. СПб.: СПбГУП, 2014. С.429-431.

146. Силантьева М.В. Религия в поле цивилизационных конфликтов: способы профилактики// Религиоведение. Благовещенск: АмГУ. 2018. №4. С. 118-125.

147. Склярова Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. №4 (15), 2009. С. 7-17

148. Скороходова Т.Г. «Духовные искания индийской интеллигенции и универсализация индуизма»// журнал "Культура и искусство", № 2, 2015. С. 122-132.

149. Сознание Кришны: индуистский культ или божественная культура7 [Электронный ресурс]// Кришна.ру [сайт]. [2016]. URL: http://www.krishna.ru/encyclopedia/srila-prabhupada/everyday-with-prabhupada/letters-and-conversations/55465_krsna-consciousness-hindu-cult-or-divine-culture.php (дата обращения 14. 02.2020).

150. Соколовская И.Э. Религиозная идентичность в структуре личности и ее связь с процессами социально-психологической адаптации // Мир науки, культуры, образования. № 5 (42) 2013. С.220-222.

151. Специальное определение V встречи Межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов. 27 сентября 2012. [Электронный ресурс]//Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. [сайт]. [2012]. URL: https://iriney.ru/main/dokumentyi/itogovyie-dokumentyi.html (дата обращения 15.05.2020).

152. Стародубцева М. Н. Традиции неоиндуизма в культурной жизни провинциального города конца ХХ - начала XXI в. (на примере г. Тюмени) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1971-1975. URL: http://e-koncept.ru/2016/86421 .htm. (дата обращения 15.05.2020).

153. Тимощук А.С. Вайшнавизм: стратегии конструирования и концептуализации// Народы и религии Евразии. Барнаул: Алтайский государственный университет, №1 (14), 2018. С. 72-80.

154. Тимощук А.С. Христианство, ислам и ведическая культура, как единое поле экзистенциальных смыслов// Альманах ведической культуры. 2004. №1. С. 54-59.

155. Тимощук А.С., Филькин К.Н. Томский суд над Бхагавад-гитой Свами Прабхупады: сущность, генезис, роль интеллигенции и влияние масс-

медиа// Бхагавад-гита в истории и в современном обществе: материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием / общ. ред. Н.Н. Карпицкий. Томск, 2012. 414 с.

156. Тихон Шевкунов рассказал об отношении к раздающим еду кришнаитам [Электронный ресурс] // MK.RU Псков [сайт]. [2019]/ URL: https://www.mk-pskov.ru/social/2019/01/18/tikhon-shevkunov-rasskazal-ob-otnoshenii-k-razdayushhim-edu-krishnaitam.html (дата обращения 16.05.2020).

157. Ткачёва А. А. Неоиндуистский мистицизм в России // Индуизм и современность. Материалы научной конференции / Центр индийских исследований Института востоковедения РАН. Отв. ред. сб. к.и.н. И. П. Челыше-ва. М.: Центр индийских исследований, 1994. 112 с.

158. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника). СПб. 1997. 384 с.

159. Улановский А. М., Матюхина А. Б. Изучение религиозных переживаний и дискурса (на материале исследования кришнаитов)// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010.Т. 7, №1. C. 55-74

160. Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. М.: Наука: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. 219 с.

161. Фаликов Б. З. Трансформация индуизма в США // Взаимодействие культур Востока и Запада: сборник статей / отв. ред. Е. П. Челышев. М.: Наука, 1987. С. 127-145.

162. Фаликов Б. З., Смирнов М. А. Новые религии - откуда они? // Наука и религия. 2010. № 10. С. 2-6.

163. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ ст. 24.2 (ред. от 05.02.2018) [Электронный ресурс]// ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ [сайт] URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-26091997-n-125-fz-o/ (дата обращения: 23.09.2020).

164. Филатов С. Б. Атлас современной религиозной жизни России. /Отв. Ред. М. Бурдо, С. Филатов. М.; СПб.: Летний сад. В IV тт.

165. Филатов С. Б. Религия и политика в общественном сознании советского народа // Религия и демократия. М.: Прогресс, 1993. С.9-42.

166. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. М.: Логос. В IV тт.

167. Филатова-Сафронова М.А. Кришнаизм и саморазвитие личности// Балтийский гуманитарный журнал. Тольятти, 2013, № 4 (5). С. 114-117.

168. Философия культуры в системе изучения международных отношений: монография. В двух книгах. Книга 2: Наука и культура в современном мире: поиск общего языка/ В.С.Глаголев, В.И.Коннов, Н.В.Литвак и др. ; под общей редакцией М.В.Силантьевой; научный редактор А.В.Шестопал; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. интеграционных процессов. М.: МГИМО-Университет, 2020. 259 с.

169. Философия: Энциклопедический словарь/ Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.

170. Философский словарь [Электронный ресурс]// Словари и энциклопедии GUFO.ME [сайт]: URL: http://gufo.me/content_fil/geterodoksija-17026.html (дата обращения: 23.09.2020).

171. Филькина А.В. Этический аспект в исследованиях новых религиозных движений: сопоставление опыта отечественных и западных социологов// Вестник Томского государственного педагогического университета №5 (95), 2010 г. С. 73-78.

172. Харикеша Свами Интервью об ИСККОН / Harikesha Swami interview about ISKCON (2014) [Любительское видео]// YouTube. 8 июля (URL: https://www.youtube.com/watch?v=-DcCdGmb_tc) (дата обращения: 23.09.2020).

173. Храм Кришны в Москве: [сайт]. URL: http://krishna-temple.ru/category-kalendar-sobytij (дата обращения 23.09.2020).

174. Чайтанъя Чандра Чаран (Хакимов А.Г.) Как я пришел в сознание Кришны. Сборник писем и историй. 2005. 590 с.

175. Чайтанъя Чандра Чаран Лекция о Бхакти-Врикше [Электронный ресурс]. [2010.// БВ.Онлайн [сайт] URL: http://bhakti-vriksha.ru/m7statiy/ (дата обращения 23.09.2020).

176. ЧалдиниР.Б. Психология влияния. СПб.: Питер, 2016. С. 336.

177. Шангин Н.В., Масловский М. В. Новые религиозные движения современной России в телевизионном СМИ [Электронный жур-нал]//Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. [сайт]. URL: http://www.science-education.ru/108-9030 (дата обращения 23.09.2020).

178. Шаповал Ю. В. Конверсионные нарративы кришнаитов в постсоветском Казахстане: неожиданные повороты и траектории// Религия и/или повседневность : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 1618 апр. 2015 г. Минск, 2015. С.235-241.

179. Шилов М. Харе Кришна Вчера и сегодня. Москва: Санкиртана, 2010. 320 с.

180. Шри Лакшмивара Тиртха Свами - махант (понтифик) Мадва сампра-дайи из Удупи - обращается в защиту «Бхагавад-Гиты как она есть» [Электронный ресурс]: 25 ноября 2011 г.// Эл. Журнал «Сева таттва» [Запись в Facebook]: URL: https://www.facebook.com/notes/элжурнал-сева-таттва/шри-лакшмивара-тиртха-свами-махант-понтифик-мадва-сампрадайи-из-удупи-обращается/342473135790105 (дата обращения 23.09.2020).

181. Шрила Бхакивинода Тхакур Далалера-Гита/Жемчужины вайшнавской поэзии. Сборник бхаджанов и молитв. «САТЧИТАРТ». 2000. 42 с.

182. Шрила Прабхпада об Иисусе Христе (Упендре, 4 августа 1970) [Электронный ресурс]// Рупануги. [сайт.] [2018]. URL: https://rupanugi.com/шрила-прабхупада-об-иисусе-христе/ (дата обращения 23.09.2020).

183. Шрутакирти даса В чем сложность? Записки из дневника личного слуги Шрилы Прабхупады Bhaktiveanta Book Trust International. Днепропетровск. 2008. 415 с.

184. Штитенкрон Г. фон О правильном употреблении обманчивого термина// Древо индуизма. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. С. 246-264.

185. Эделъ П. Я не кришнаит [любительское видео]// YouTube [22 окт. 2017]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=P_qHWNgH_gs (дата обращения 23.09.2020).

186. Экабхакта дас Шрила Бхакти Викаша Свами о косвенной проповеди [Электронный ресурс]// Персональный сайт Экабхакта даса [сайт]. [2013]. URL: http://ekabhaktadas.ru/kosvennaya-propoved/ (дата обращения: 23.09.2020).

187. Элбакян Е.С. 2016. От миссии — к миссионерству. Религиоведение. № 3. С. 77-90.

188. Элбакян Е.С. Религии России. Словарь-справочник. М.: Издательство «Энциклопедия», 2014. 464 с.

189. Ядунандана дас Вайшнавы Москвы привели в порядок парк «Березовая роща» [Электронный ресурс]: Ежедневный вайшнавский журнал [Сайт]. [2019]. URL: http://www.dandavat.ru/vajshnavy-moskvy-priveli-v-poryadok-park-berezovaya-ro shha/ https: //www.youtube.com/watch?v=yYnhSRH9YuY (дата обращения 23.09.2020).

190. Ясин М.Н. Внутренняя религиозная мотивация у вайшнавов // Изв. Са-рат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 100-103.

191. Яшомати-нандана дас Заочный Курс Вайшнавского Образования: учебное пособие [Электронный ресурс]. [2000]. URL: http://textarchive.ru/c-1364479.html (дата обращения 23.09.2020).

192. Вайшнавська традищя ^зь столггтя : зб. матерiалiв Мiжнар. релтезнавчо!' лггаьо! шк. «Вайшнавська традищя ^зь столггтя» за 2012-

2013 рр. / Центр релтезнавчих дослщж. та мiжнар. духовних стосунюв. Донецьк : Донбас, 2014. Вип. 1 : 2014. 503 с.

193. An Apology by Jayadvaita Swami// Back To Godhead N 25, no 01, 1991 [Электронный ресурс] The Back To Godhead. Magazine of the Hare Krishna movement [сайт]: URL: // http://www.backtogodhead.in/back-to-godhead-volume-25-number-01-1991/. (дата обращения 14.05.2020).

194. Backer L. Conversion and Ritualisation: an Analysis of How Westerners Enter the International Society for Krishna Consciousness and Assimilate its Values and Practices. Doctoral thesis. Swansea. 2016. 297 p.

195. Baird R. D. Swami Bhaktivedanta: Karma, Rebirth and the Personal God // Karma and Rebirth: Post-Classical Developments / Edited by Ronald W. Neufeldt. Albany: State University of New York Press, 1986. 357 p.

196. Barker E. Revisionism and Diversification in New Religious Movements. London: Routledge. 2016. 288 p.

197. Beckford J. A. The Mass Media and New Religious Movements // in B.R. Wilson & J. Cresswell (eds.) New Religious Movements: challenge and response. London: Routledge, 1999. pp. 101-19.

198. Beckford J.A. "Start together and finish together": Shifts in the premises and

paradigms underlying the scientific study of religion / Journal for the scientific study of religion. vol 39. №4. 2000, pp. 481-495.

199. Bhakti Vikasa Swami On Speaking Strongly in Srila Prabhupada's Service. Bhakti Vikas Trust, India, 2018. 80 p.

200. Bromley D. G. Krishna Consciousness in the West. Lewisburg: Bucknell University Press, 1988. 290 p.

201. Broo M. As good as God: the guru in Gaudiya Vaisnavism. Abo Akademi University Press. 2003. 308 p.

202. Burke E. R. Jr. Hare Krishna Transformed// Journal of The American Academy of Religion , vol. 76, no. 1, 2008, pp. 189-192.

203. Fahy J. 2019. Becoming Vaishnava in an Ideal Vedic City. New York, Oxford: Berghahn Books. 204 p.

204. Gallagher E.V. The New Religious Movements Experience in America. Westport, CT; London: Greenwood Press, 2004. 297 p.

205. Gelberg S. The Future of Krishna Consciousness in the West: An Insider's Perspective // The Future of New Religious Movements / Edited by David G. Bromley and Phillip E. Hammond. — Macon, GA: Mercer University Press, 1987. 278 p.

206. Gonda J. Indian Mantra // Gonda J. Selected Studies. In 4 vols. Leiden: E. J. Brill, 1975. Vol. IV. 430 p.

207. Gupta R. M. The Caitanya Vaisnava Vedanta of Jiva Gosvami: When Knowledge Meets Devotion. London; New York: Routledge, 2007. 225 p.

208. Haddon M. Anthropological proselytism: Reflexive questions for a Hare Krishna ethnography// The Australian Journal of Anthropology. 2013, N3. Pp. 250-269.

209. Hatcher B.A. Hinduism in the Modern World (Religions in the Modern World). London: Routledge. 2015. 340 p.

210. Hubner J., Gruson L. Monkey on a stick: Murder, Madness, and the Hare Krishnas.New York, 1990. 414 p.

211. Kates G. In Russia, the Bhagavad Gita Has a Date in Court [Электронный ресурс]// The New York Times [сайт]. [2011]. URL: http:// india. blogs.nytimes.com/2011/12/23/in-russia-the-bhagavad-gita-has-a-date-incourt (дата обращения 16.05.2020);

212. Kilbourne B., Richardson J.T. Paradigm Conflict, Types of Conversion, and Conversion Theories // Sociological Analysis. Vol. 50 (1), 1988. Pp. 1-21.

213. Knott K. Healing the Heart of ISKCON: The Place of Women // The Hare Krishna Movement: The Postcharismatic Fate of a Religious Transplant / Edited by Edwin F. Bryant and Maria L. Ekstrand. New York: Columbia University Press, 2004. P. 291—311.

214. Krishna's Children [сайт]. URL: http://krishnachildren.com/ (дата обращения 16.05.2019).

215. Lofland J., SkonovdN. Conversion Motifs Journal for the Scientific Study of Religion// Journal for the Scientific Study of Religion. Vol. 20, №. 4, 1981. Pp. 373-385.

216. Lofland J., Stark R. A Theory of Conversion to a Deviant Perspective// American Sociological Review, Vol. 30, №6, pp. 862-875.

217. Luc De Backer Conversion and Ritualisation: an Analysis of How Westerners Enter the International Society for Krishna Consciousness and Assimilate its Values and Practices. Doctoral thesis, University of Wales Trinity Saint David. 2016. 296 p.

218. Minutes of Plenary Meeting, Sridhama Mayapura, Feb. 3, 1996 [Электронный ресурс]: официальный сайт GBC ISKC0N.2012. URL: http://gbc.iskcon.org/1996/ (дата обращения 13.05.2020).

219. Nicholson Andrew J. Unifying Hinduism: Philosophy and Identity in Indian Intellectual History, Columbia University Press. 2010. 280 p.

220. Rochford E.B. 2018. Aligning Hare Krishna: Political Activists, Hippies, and Hindus. Nova Religio. 22 (1). P. 34-58.

221. Rochford E. B. Hare Krishna Transformed. New York: NYU Press, 2007. 285 p.

222. Melton J. G.Encyclopedic Handbook of Cults in America. New York: Garland, 1992. 407 p.

223. Snow D. A., Machalek R. The Sociology of Conversion// Annual Review of Sociology, Vol. 10, 1984. pp. 167-190.

224. Sri Caitanya Bhagavata Antya Lila.Chapter 4, пер. с англ. Т.В. Ясной [Электронный ресурс]// Вайшнавский портал. URL: http://causeofallcauses.com/bhagt4.htm. (дата обращения: 31.05.2020).

225. The Cambridge Companion to New Religious Movements edit by Olav Hammer, Mikael Rothstein. Cambridge University Press, 2012. 346 p.

226. The Hare Krishna Movement Презентация Гаудия вайшнавской традиции православным христианам [любительское видео]// YouTube [14 мар.

2016 г] URL: https://www.youtube.com/watch?v=VENS8z2TazI (дата обращения 16.05.2020).

227. The Oxford Dictionary of World Religions by John Bowker. Oxford University Press. 2007. 111 p.

228. What Is Hinduism? Modern Adventures Into a Profound Global Faith. Himalayan Academy Publications, 2007. 416 p.

229. Yadunandana Swami A History of Education in ISKCON// ISKCON Studies Journal 1 (1), 2009. P. 77-99.

230. Zambon О., Aechtner T. Vaishnavism, Antievolutionism, and Ambiguities: Revisiting Iskcon's Darwin-Skepticism. Zygon. 2018. 53 (1). P. 67-94.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.