Новые аспекты исследования выражения и выразительности визуального искусства: опыт эстетико-теоретического расширения значения технических инноваций в живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Данилочкина, Анастасия Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.04
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат философских наук Данилочкина, Анастасия Николаевна
Введение.
Глава 1. Изучение технических инноваций в отечественном изобразительном искусстве XX века из собрания ГТГ и их выразительные возможности
1.1.Оценка инновационное™ произведений отечественного искусства XX века из собрания ГТГ.
1.2. Основания для дальнейшего изучения связи технических инноваций с установлением новых коммуникативных возможностей произведения искусства.
Глава 2. Становление терминологии, относящейся к творческому действию в истории европейско-эстетическоП мысли.
2.1. Становление терминологии, относящейся к творческому действию (Античность).
2. 1. 1. Т£хъг| (лексема «тс;*ч)Г|»): история понятия и сравнительный анализ с другими родовыми понятиями.
2. 1.2. Соотношение значений лексем «ТЕ^ил» и «техника» исполнения искусного действия в отношении к становлению артефакта в историческом аспекте.
2.2. Становление терминологии, относящейся к творческому действию (эпоха Средних веков).
2.2.1. Формирование представлений готической эпохи о художнике и художественном творчестве.
2.2.2. Творческая личность в контексте средневековой культуры.
2.2.3. Анализ латинских терминов arti - fex, auctor, creator, factor как лексемы, обозначающие субъекта продуктивного действия. Предварительное выяснение значение рабочего термина «авторской техники».
2.2.4. Изучение иерархии некоторых лексем креативной терминологии: artisan, homo faber, craftsman, artist в отношении к акту творчества в историческом аспекте.
2.2.5. Оценка возможности использования лексемы «автор» как термина, обозначающего понятие субъекта продуктивного действия в наиболее общих и фундаментальных проявлениях.
2.2.6. Авторская техника (author's technique): становление лексем «те^ит]» и «auctor». Анализ выражения «искусство как прием».'.
2.3. Становление терминологии, относящейся к творческому действию (эпоха Возрождения).
2.3.2. Творческая личность в контексте ренессансной культуры. Развитие представлений о творческой индивидуальности в европейской традиции.
2.3.3. Проблема сигнатуры как один из способов демаркации авторской техники.
Глава 3. Уточнение оперативной терминологии Нового и Новейшего Времени в отношении творчества.
3.1 Становление терминологии, относящейся к творческому действию в XVII веке.
3.2. Изучение проблемы становления авторской техники из арт- практик.
3.3. Частный случай становления художественной индивидуальности на практике «технической инновации» на примере творческого метода Алессандро Маньяско.
3.4. Изучение зависимости появления новых направлений в искусстве и индивидуальной манеры от технических приемов на примере живописных техник.
3.5. Становление терминологии, относящейся к творческому действию в XVIII веке. Салоны й экспозиционная деятельность художника.
3. 6. Уточнение терминологии, описывающейся творческий процесс и эстетический опыт в концепции романтизма. Взгляд на природу творчества и новая дефиниция художника, предлагаемая романтиками. 105 3.7. Импрессионизм как техника, выражающая новации.
Глава 4. Изучение специфики творческого действия в XX веке на примере западноевропейского искусства.
4.1. Постановка проблемы: выделение экспериментальной деятельности в творческом процессе и ее эстетическое значение.
4.2. Проблема границы в творческом процессе: творческий эксперимент и новый статус произведения искусства.
4.3. Идентификация субъекта продуктивной деятельности в творческом процессе и проблема авторства в творчестве XX веке.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Режиссура мультимедиа: Генезис, специфика, эстетические принципы2004 год, доктор искусствоведения Дворко, Нина Ивановна
Творчество скульптура А.П. Хмелевского в контексте художественных тенденций в изобразительном искусстве последней трети XX - начала XXI века2012 год, кандидат искусствоведения Ткаченко, Андрей Викторович
Тема "мимесиса" в ренессансной теории художественного творчества2002 год, доктор философских наук Дубова, Ольга Борисовна
Проблемы "нон-финито" в творчестве Николая Ивановича Фешина2009 год, кандидат искусствоведения Серяков, Дмитрий Геннадьевич
Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога2011 год, кандидат педагогических наук Векслер, Анна Кирилловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Новые аспекты исследования выражения и выразительности визуального искусства: опыт эстетико-теоретического расширения значения технических инноваций в живописи»
Актуальность темы исследования
В настоящее время в художественной практике и различных формах эстетического дискурса можно видеть свободную интерпретацию выразительной формы, а также неограниченное использование средств творческого действия в искусстве и вербальных инструментов их анализа. Следовательно, обостряется вопрос об артефактуальности произведения искусства, включая и современные продукты творческого действия, а также методах анализа, основаниях идентификации произведения искусства и других важных вызовах, постоянно посылаемых художественной практикой практике эстетического дискурса о творчестве и искусстве.
Данная диссертация актуальна как один из вариантов поиска теоретического ответа философской эстетики на часть этих вызовов. Целью и задачами настоящего научного исследования можно считать обоснование статуса произведения искусства, его авторства на основании изучения выразительной возможности различных технических инноваций. В настоящем исследовании, таким образом, мы полагаем своевременным провести последовательную теоретическую работу, где речь пойдет об анализе коммуникативной способности произведения искусства и его выразительных возможностей, что в свою очередь, позволяет говорить как о значении искусства, выделяя его автора как уникального творческого субъекта, с которым можно идентифицировать творческий продукт. Данная диссертация рассматривается нами как актуальная форма эстетического дискурса в том смысле, что она представляет собой самостоятельное философское исследование вызовов современной художественной практики, выполненное на основании специально собранного эмпирического материала, к которому затем были применены когнитивные аналитической средства эстетики как они сложились к настоящему времени в специальной литературе.
Анализ выразительных возможностей произведения визуального как специального эстетического канала позволяет изучить природу творческого действия, значение искусства, а также эстетическую реакцию, поскольку экспрессия или экспрессивность есть результат эстетического опыта, в который помещено произведение искусства, его автор и зритель. Изучение выражения и выразительности на примерах художественных форм позволяет плодотворно использовать как эмпирические, так и теоретические процедуры исследования, доставляющие новые данные о предмете исследования. Изучение выражения как проблемы фундаментальной эстетики и визуальной выразительности, которая создается художественными средствами в творческом процессе, выделяет произведение искусства из универсума артефактов, а также позволяет рассмотреть процесс становления творческого субъекта.
Степень разработанности проблемы
Изучение понятия «выражение» как проблемы философской эстетики было поставлено Б. Кроне (1866 - 1952)1. Понятие «выразительности» также было следствием его философско-эстетических трудов, характеризующее специфику эстетического как такового. Было установлено в рамках эстетики интуитивизма, что выразительность есть философско-эстетическое проявление выражения. Данной проблеме посвящена статья М. В. Салеевой «Понятийный круг "выражение" и "выразительность" в свете эстетики Б.Кроче»2. Далее развитие этой проблемы можно найти в работах Е.Ф. Керрита и Р. Дж. Коллингвуда, а также в теории «вчувствования» Т. Липпса.
Проблема выражения и выразительности как эстетическое проявление индивидуальности получает основание на особом эмпирическом материале, источником которого является творчество, поскольку эстетический опыт наиболее чисто обнаруживает себя именно в искусстве. Так, в трудах классика современной западной эстетики Г. Рида (1893 - 1968) можно выделить связь эстетики и искусства, на основании которой решается проблема выражения. Было установлено, что произведение искусства на основании изобразительно-выразительных средств обладает эстетическим значением. Иными словами, проблема выразительности была рассмотрена на основании данных визуального искусства. В частности, Г. Ридом были выделены три стадии и характеристики эстетического чувства, первое из которых есть непосредственное восприятие, второе — согласование восприятий в форму и, наконец, выражение, которое характеризуется достижением некого согласования восприятия с прежде существующим состоянием эмоции3.
Поэтому выразительность изменчива на основании той или иной коммуникации, несмотря на то, что чувствительность остается постоянной. Искусство в той или иной степени есть выражение, коммуникация чувствования. Как показывает эстетическая рефлексия XX века, стремление к выразительности основано на такой творческой инстинктивной активности как «воля к форме». Искусство достигает форму на основании хКроче Б, как один из основателей интуитивизма в Италии внес особый вклад в понимание сущности эстетического. Ключевым понятием его эстетики послужило понятие «выражение», характеризующее неповторимость индивидуальности и является особой формой эстетического познания. Спецификой эстетического послужило производное понятие «выразительность». Таким образом, проблема выражения и выразительности становится в центре философских споров в начале XIX веке, продолжающиеся по настоящий период. Свое развернутое воплощение получает в бесконечном многообразии произведений искусства. Поэтому настоящее научное исследование основано на анализе эмпирического материала визуального искусства, одной из изучаемых проблем, которого ставится «визуальная выразительность».
2 Салеева М. В. Понятийный круг «выражение» и «выразительность» в свете эстетики Б.Кроче // II Овсяниковская международная конференция (ОМЭК II). Научное и постнаучное в современной эстетике. -М., 2006. С.141 - 144.
3 Рид Г. Значение искусства (Фрагмент). // Современная западноевропейская эстетика. / Пер. с англ. С.А. Дзикевича. - М., 2002, С.186-205. выразительных визуальных средств, их изучение легло в основание настоящего исследования.
Для того чтобы исследовать художественную выразительность в искусстве, многие авторы трудов по теории и истории искусства выделяли такую характеристику как новация, демаркируя, таким образом, ее неповторимый оригинальный аспект. Следовательно, выразительность в искусстве сопряжена с появлением новаций, которая в свою очередь, может служить характеристикой и некой степенью выразительности как таковой. Так, для описания творческой деятельности художника авторами, как правило, акцент ставился на инновацию его продуктивного действия, что способствовало выделению его оригинальности и творческого гения.
Следует упомянуть фундаментальные работы по эстетике и теории
1 2 искусства таких авторов как, например, Х.В. Янсон , Э. Гомбрих или энциклопедические работы по истории и теории искусства3, в которых прописывается, прежде всего, авторские новации. Так же отдельные труды, посвященные анализу творчества персонального художника можно отметить выделение инновации как особого маркера индивидуальности и средства выразительности его подчерка или стиля, например, работа Р.Х. Марейниссена4 или отдельного течения как техника в системе живописи импрессионизма и т.д.
Инновационный процесс свидетельствовал о появлении творческого продукта в стадиях ремесленной деятельности. Таким образом, это свидетельствовало о становлении творческого действия в рафинированном виде из недифференцированной практики, которая в античной терминологии обозначалась таким термином как «techne»5.
Продукт творческого действия, следовательно, получает статус авторского продукта и, таким образом, понятие «автор» будет обозначать художника творца как привилегированного уникального субъекта6. Следует отметить, что имплицитной форме в истории теории искусства уже были намечены
1 Янсон Х.В. Основы истории искусств. - Санкт-Петербург, 1996.-480 с.
2 Гомбрих Э. История искусства. - М., 1998. - 369 с.
3 Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионистов до наших дней, - СПб., 2006. - 192 с.
4 Марейниссен Р.Х. Брейгель. / Пер с англ. - М., 2003. - 597 с.
5 Итак, под термином «techne» (греч. вариант написания термина «&хщ»), согласно словарным данным, предоставленным Л.Д.Вейсманом (см. Греческо - русский словарь. / Сост. А.Д. Вейсман. - С-Петербург, 1899. - С. 1240) в первом значении, следует понимать искусство, ремесло, наука, во втором, - хитрость, ловкость, средство.
6 О статусе творческого субъекта как привилегированного субъекта, и о таком его позиционировании как уникальный творец говорится в трудах Ж. Маритена (Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем. // Проблема человека в западной философии. / Пер. В.Л. Губмана. - М., 1988. - 87 с.) и др. работах. специальные изучения «авторской техники»1, как, например, можно выделить изучение проблемы становления сигнатуры2 и прочее.
Предметом для изучения выразительности в пластических искусствах может служить понятие «техническая инновация»3, на основании которого можно выделить эстетическое значение произведения искусства, установить его статус и прочее. Изучение выражения и выразительности на эмпирическом материале, предоставляющим искусством позволяют демаркировать эстетический опыт, а конкретные примеры творческого действия следует считать частным случаем данного опыта. В качестве одного из примеров частного случая становления «авторской техники» и «технической инновации» в конце работы будет приведен на опыте живописной техники фактура.
Следует отметить, что данный частный случай художественной выразительности может быть обобщен, на основании того, что доминирующей формой в данном научном исследовании служат примеры искусства живописи, а также, согласно этимологии латинского термина «factura»4 означает делание, творение. Иными словами, не только как свойство поверхности, но и определенная эстетическая реакция, побуждающая к творческому действию, мотивирующая эстетического субъекта к совершению творческого акта.
Таким образом, под фактурой в визуальном искусстве следует понимать как базовый элемент эстетического опыта, который может служить конкретным примером и эмпирическим основанием для изучения художественной выразительности.
В искусстве XX века проблема выразительности изучается с точки зрения такого вида инновационной деятельности как творческий эксперимент, который во второй половине столетия и особенно начала XXI века приобретает форму экспозиционного эксперимента5. Данные явления следует рассматривать как частные случаи проявления выразительных возможностей «технической инновации» и «авторской техники» соответственно.
Современное творчество и его формы выражения представлены трудами разных авторов, которые во многом сходятся во мнении, что творчество XX
1 Лаврова О.И. К проблеме творческого метода Алессандро Маньяско // Западноевропейская художественная культура XVIII века. - М., 1980. - С.40 - 63.
2 Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. - М., 1991. -268 с.
3 Под рабочим термином «техническая инновация», которое используется в настоящем исследовании как базовое понятие, будет пониматься совокупность как самой техники исполнения художником, его художественного приема, так и особенность творческого материала, создающие специфику и оригинальность авторской работы как конечного произведения. Указанные интегральные заключения станут основанием для нашего дальнейшего изучения связи технических инноваций с установлением новых коммуникативных возможностей произведения искусства.
4 Полный латинский словарь. / Сост. А. Ананьев и др. - М., 1862. - С 44.
5 MacdonaldS., Basu P. Exhibition Experiments. - Oxford, 2007. - 378 c. 6 века следует относить к созданию творческого эксперимента. Экспериментальная деятельность в творческом процессе, следовательно, служит характеристикой и необходимым составляющим визуальной выразительности современного искусства и как следствие той же творческой новации1. Таким образом, творческий эксперимент является выразительным приемом современного художника, продукт деятельности которого и есть удавшийся эксперимент. Экспериментальный продукт творческого действия также может быть изучен и классифицирован с точки зрения «технической инновации».
Научная новизна
Во-первых, следует отметить, что изучение художественной выразительности на основании изучения новаций в пластических искусствах основано на уникальной коллекции, собранной в Государственной Третьяковской Галереи на Крымском Валу (ГТГ). Данные залы представляют собой постоянную экспозицию искусства XX века. Так же в рамках данной институции был создан новый вариант экспозиции «Искусство XX века» как самостоятельный проект, имеющий собственное концептуальное решение. Именно это собрание из фондов ГТГ, которое и будут служить эмпирическим материалом настоящего научного исследования. Отбор указанных в работе произведений визуального искусства выполнен хронологически, следуя структуре самих экспозиционных залов.
Каждая из выделенных и анализируемых работ была первоначально отобрана автором на основании непосредственного визуального восприятия. Его данные, составившие исходное основание для предварительного заключения о наличии в работе технической инновации были классифицированы в Таблице 1. Затем после соответствующего анализа теоретических источников была сформирована Таблица 2, в которую вошли те данные, которые были верифицированы. Таким образом, данные Таблицы 2 послужили материалом для дальнейшей аналитической работы. В этой теоретической интерпретации содержатся анализ коммуникативных возможностей произведений, в которых была зафиксирована и верифицирована «техническая инновация». Это в свою очередь дает основания для дальнейшего изучения связи технических инноваций с установлением новых коммуникативных возможностей произведения искусства.
Проделанная работа систематизирует эмпирический материал коллекции ГТГ и представляет собой попытку интерпретации отобранных произведений с точки зрения изучения инновации. Материал собран в
1 Бусев М.А. Творчество скульптора Сезара. Между традицией и экспериментом. // Западное искусство. XX век: мастера и проблемы. - М., 2000. - С. 71-86. соответствующие таблицы по указанному принципу. Данный метод представляет собой пример точного метода анализа.
Предметом анализа служит явление инновационных элементов, как случай художественной выразительности. Во-вторых, следующие главы исследования посвящены проблеме становления терминологии, относящейся к творческому действию в историческом аспекте. Таким образом, складывается и систематизируется рабочий аппарат, на основании которого возможно описание творческого процесса. В исследовании поэтапно на основании словарных данных и этимологического анализа терминов выстраивается логика становления креативности.
Так, анализу подлежат соответствующие греческие термины, латинские понятия, итальянские словосочетания, которые можно ввести в терминологический аппарат. А также проделана попытка анализа современных понятий, их интерпретация, некоторые термины, вводимые как рабочие и базовые понятия исследования, были предложены впервые для обозначения процессов и стадий художественного творчества. Следовательно, данное научное исследование разрабатывает и систематизирует аппарат для описания творческого действия.
Метод исследования
Данное исследование представляет собой совмещение теоретического и эмпирического методов. К теоретическому методу следует отнести историческое исследование терминологии, аналитической работу с текстами по теории истории искусства. К эмпирическому методу -наблюдения, описания, статистическое исследование.
Таким образом, исследование построено на исторически-логическом методе и представляет собой логическое конструирование новой терминологии для описания творческого действия. Работа со словарными источниками представляет собой процедуру логического конструирования необходимых терминов, которая в свою очередь предлагает новые конструкции. Метод логического конструирования понятий таюке необходим для описания продуктов современного искусства, обозначения статуса произведения искусства как такового и выделения его выразительных возможностей, то есть для обозначения артефактуальной инновационности.
Анализ теоретических источников
Настоящая работа основана на таких источниках, которые следует классифицировать как: философско-эстетическая литература, по истории и теории искусства, литература по техникам, справочная и энциклопедическая литература и словари. Так, к первой группе следует отнести такие источники как, например, Аристотель1-, Асмус В.Ф.2;
1 Аристотель Сочинения в четырех томах. Т. 1. - М., 1976. - 550 с.
2 Асмус В.Ф. Искусство и действительность в эстетике Аристотеля // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. - М., 1961.-143 е.;
Вёлъфлин. Г.1.; Винкелъман И.И2.\ Гегель Г.В.Ф3.; Гомбрих Э4.\ Кроче Б5. и др.
Ко второй группе следует отнести: Алпатов М.В6.; Античные мыслители об искусстве: Сборник высказываний древнегреческих философов и писателей об искусстве7.; Античные поэты об искусстве8.; Баткин JI.lvP
Бусев М. А10.\ Вазари Джорджо11.; Валяева М12.; Даркевич В.П13.; Дворжак
Мы. Деготь Е.Ю15Дмитриева Н.А16. Дюбо Ж-Б17. и др.
К третьей группе относятся: Западное искусство. XX век18.; Западное искусство. XX век: Классическое наследие и современность19.; Западное искусство. XX век20.; Западное искусство. XX век: Современные изыскания
21 и культурные традиции .; Западноевропейская художественная культура XVIII века22.; Западноевропейское искусство XVII века. Публикации и исследования23.; Западноевропейское искусство XVIII века. Публикации и исследования24.; Западноевропейское искусство25.; Западноевропейское
1 Вёлъфлин. Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. - М., 1934. -231с.;
2 Винкелъман И.И. История искусства древности. - Л., 1933. - 567 е.;
3 Гегель Г.В.Ф. «Эстетика» В 4т. - Т.1. - М., 1968. - 302 е.; Гомбрих Э. История искусства. - М., 1998. - 369 с
5 Кроче ЯЭстетика как наука о выражении или общая лингвистика. - М., 2000.-289 с.
6 Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1. - М., и - Л., 1948. - 257 с
7 Античные мыслители об искусстве: Сборник высказываний древнегреческих философов и писателей об искусстве. - М., 1938. — 367 с.
8 Античные поэты об искусстве. - СПб., 1996. - 368 с.
9 Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. - М., 1995.-235 с.
10 Бусев М. А. Об эволюции категории «художественное произведение» в изобразительном искусстве Франции XX века. // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. - СПб., 2001.-253 с
11 Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5т. - Т. 1 - 3. -М., 1993.-543с.
12 Валяева М. Эдуард Гороховский. Заметки о творческом методе. // Гороховсий Э. Фотография-картина-фотография. - М., 1999. - 83 с
13 Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. - М., 1972. - 187 с.
14 Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. - М., 1934. - 148 с.
15 Деготь Е.Ю. Русское искусство XX века.- М., 2002. - 178 с.
16 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. М., 1985. -345 с.
17 Дюбо Ж-Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи. - М., 1975. - 86 с. ,8 Западное искусство. XX век. - М., 1991.-273 с.
19 Западное искусство. XX век: Классическое наследие и современность: Сб. статей. - М.: 1992. - 283 с.
20 Западное искусство. XX век: Сб. статей. - М., 1978. - 342 с.
21 Западное искусство. XX век: Современные изыскания и культурные традиции: Сб. статен. - М., 1997. -289 с.
22 Западноевропейская художественная культура XVIII века. - М., 1980. - 378 с.
23 Западноевропейское искусство XVII века. Публикации и исследования. - Ленинград, 1981.-438 с.
24 Западноевропейское искусство XVIII века. Публикации и исследования: Сб. статей, - Ленинград, 1987. — 195 с.
25 Западноевропейское искусство, 6, -Ленинград, 1982. -384 с. искусство. XX век: проблема развития западного искусства XX века1.; Инфаннтэ Фр., Горюнова Н. Артефакты2.; Муратова К.М3. и др.
К четвертой группе следует отнести: Греко-латино-русский словарь4.; Греческо - русский словарь5.; Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионистов до наших дней6, дней6, и др.
Апробация диссертации
Результаты данной научной работы были положены в основу нескольких публикаций автора по данной проблеме. В частности в статье «Изучение выразительных возможностей некоторых технических инноваций в отечественном изобразительном искусстве XX века (на материале собрания ГТГ)» было проиллюстрировано применение эмпирического метода в изучении произведения искусства и его эстетическое значение. В статье «Новые аспекты исследования выражения и выразительности на примере отечественного визуального искусства XX века» говорится, как при помощи сравнительного метода и классификации данных в соответствующие таблицы можно установить выделенную в произведении искусства техническую инновацию. Статья «О развитии терминологии, относящейся к творческому действию в период Средних веков» посвящена изучению символического языка средневековья на примере готического искусства. Основная цель данной статьи состояла в том, чтобы показать становление и развитие терминов, которые могут служить основанием характеристики мира культуры, который как таковой представляет собой искусственный универсум артефактов. Методологически было показано, как на базе анализа изучения специальных терминов, кодирующих результаты творчества, становится возможным понимание данной культуры, а через неё — относительное постижение и расшифровка дальнейшего пути развития культуры. Далее эта тема развивается автором в статье «Формирование представлений готической эпохи о художнике и художественном творчестве», в которой речь идет о конкретных понятиях, составляющих рабочий аппарат данной эпохи, разбираются латинские термины, применяемые к описанию творческого действия. Например, предлагается этимологический анализ понятия «артефакт». На основании разбора соответствующих латинских терминов автором предлагается определение данного понятия, описываются его подвиды. Так, в частности, выделяются из
1 Западноевропейское искусство. XX век: проблема развития западного искусства XX века. - СПб., 2006. -201 с.
2 Инфаннтэ Фр., Горюнова Н. Артефакты // Искусство. - 2006. № 6. - 207 с.
3 Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII. Проблемы теории и практики художественного творчества. - М., 1988. - 367 с.
4 Греко-латино-русский словарь. / Сост. Тихонович П. - Харьков, 1874. - 435 с
5 Греческо - русский словарь. / Сост. Вейсман А.Д. - С-Петербург, 1899. - 840 с.
6 Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионистов до наших дней, - СПб., 2006. - 192 с. обширного класса множества разнообразных изделий и произведений искусства, коммуникативные уникальные артефакты, которые можно идентифицировать с особым субъектом продуктивного действия. Коммуникативные уникальные артефакты есть уже некий подкласс во всем универсуме артефактов. Коммуникативные уникальные артефакты могут быть выделены на основании творческого процесса их создания, в отличие от продуктов человеческого мастерства вообще. Продолжение изучения терминологии, относящейся к творческому действию, находит отражение в статье «Развитие взглядов на творческую индивидуальность в период Ренессанса: отражение самосознания художника как властной общественной силы в мастерской сигнатуре». В работе рассматривается проблема становления терминологии, относящаяся к творческому действию в эпоху Возрождения, изучается процесс сложения представления о художнике как об уникальном творце, легитимность которого, подтверждается сигнатурой, дающая возможность рассматривать себя как влиятельную силу, необходимую как светской, так и духовной власти.
Тезисы диссертации, вынесенные на защиту, были представлены в ряде докладов на конференциях, в частности «Методы, понятия, и коммуникации в современном эстетическом дискурсе», МГУ, ноябрь, 2008 г., «XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых' учёных "Ломоносов 2005"» МГУ, апрель, 2005г.
Материалы, составляющие диссертацию, были апробированы в следующих формах:
Статьи в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для публикации результатов диссертаций на соискание докторской и кандидатской степени:
• Данилочкина А.Н. Развитие взглядов на творческую индивидуальность в период Ренессанса: отражение самосознания художника как властной общественной силы в мастерской сигнатуре // Власть, 2010. №4. С. 7478, 0,5 п.л.
• Данилочкина А.Н. О развитии терминологии, относящейся к творческому действию, в период Средних веков [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. 2010. №29, 0,6 п.л. Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2010 1/013.
Другие публикации:
• Данилочкина А.Н. Формирование представлений готической эпохи о художнике и художественном творчестве // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ. Тезисы докладов научно-практической конференции. Т. 2. М.: Архитектура-С, 2010. С. 188-190, 0,1 п.л.
• Данилочкина А.Н. Новые аспекты исследования выражения и выразительности на примере отечественного визуального искусства XX в. // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ. Тезисы докладов научно-практической конференции. Т. 2. М.: Архитектура-С, 2010. С. 213-214, 0,1 п.л.
• Данилочкина А.Н. Обзор по III Овсянниковской Международной Эстетической Конференции (ОМЭК III) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2009. №3. С. 103-112, 0,7 п.л.
• Данилочкина А.Н. (Россия, Москва, МГУ) Изучение выразительных возможностей некоторых технических инноваций в отечественном изобразительном искусстве XX века (на материале собрания ГТГ) // Методы, понятия, и коммуникации в современном эстетическом дискурсе. Материалы III международной конференции, проведенной в МГУ 21-22 ноября, 2008 года. М., 2008, С.295-327. 1,8 п.л.
• Данилочкина А. О живописной технике, которая связует между собой мир внешний и мир внутренний // Собрание №2 (17) июнь 2008, С.136-141, 0,4 п.л.
• Данилочкина А.Н. Интерпретация пространства как поиски «символической формы» эстетическим познанием на примере искусства живописи // Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Том 5. М., Изд-во МГУ, 2005, С. 52-54, 0,2 п.л.
А также другие формы апробации по теме диссертации
• Доклад, с получением диплома участника секции «Философия», прочитанный на Международной Научной конференции «Ломоносов 2005» под названием «Экспериментальное исследование графической выразительности».
Теоретическое и практическое значение диссертации
Материалы диссертации можно использовать в лекционных курсах по философии и психологии искусства, в исследованиях современных процессов в пластических искусствах, в анализе живописных техник, идентификации и прочее. А также в учебных курсах по эстетике, истории и теории искусства и различных ближайших областей.
В ближайшее время на основании данных диссертации планируется разработать и прочитать курс для программы профессиональной переподготовки «Эстетика: арт - бизнес» в МГУ имени М.В.Ломоносова.
Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств2005 год, кандидат искусствоведения Монетов, Виктор Мартынович
Творчество Уильяма Морриса в контексте эстетизации Средневековья и взаимодействия литературы с другими видами искусства2009 год, доктор филологических наук Седых, Элина Владимировна
Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты2009 год, доктор искусствоведения Познин, Виталий Федорович
Тема деревни в творчестве советских живописцев 1960 - 1970-х годов2005 год, кандидат искусствоведения Бондаренко, Людмила Константиновна
Функции экфрасиса в русской прозе 1920-х годов2009 год, кандидат филологических наук Криворучко, Анна Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Эстетика», Данилочкина, Анастасия Николаевна
Заключение
Настоящее заключение будет построено из двух частей. В первой части следует подытожить первую и последнюю главы исследования, показывая как на основании самостоятельного анализа, творческий процесс приобретает общие черты и схожие мотивации, таким образом можно выделить некоторые объективные стороны для основания последующих обобщений во второй части заключения.
Итак, изучение проблемы «технической инновации» как проблемы выделяющая, авторское начало в творческом процессе, было основано на конкретных примерах изобразительного искусства. Как показали данные исследования, изучение творческих процессов в арт- практиках XX века, оказались показательными с точки зрения новаций и форм творческого самовыражения, которые были выражены экспериментальной деятельности в работе с новыми материалами, техниками и прочее. Этот процесс был обозначен как работа автора по созданию «творческого эксперимента». Данное рабочее понятие было введено для уточнения описания и характеристики современного формотворчества. Продукты экспериментальной деятельности, также следует классифицировать как продукты «технической инновации». Поэтому, начало исследования было посвящено изучению новаций в отечественном изобразительном искусстве XX века и завершилось рассмотрением данной проблемы на примерах западноевропейского искусства. Соответственно первые и четвертая главы настоящего исследования. Вторая и третья главы, соответственно, были посвящены терминологическому анализу понятий, относящихся к творческому действию и дальнейшему уточнению оперативной терминологии, что в свою очередь позволило проследить становление соответствующего терминологического аппарата. Согласно методологии исследования этимологический анализ понятий был проделан в историческом аспекте, начиная с античности до новейшего времени, что позволило рассмотреть генезис творческого процесса и его эволюцию на примере истории европейско-эстетической мысли. Так, выделяя «техническую инновацию» и авторское начало творческого субъекта в творческом процессе как соотнесенные понятия, подкрепляя данный тезис представленной терминологией, позволило изучить коммуникативную возможность авторского произведения. Следовательно, выделить новые аспекты исследования выражения и выразительности в творческом процессе как эстетические проблемы, уточняющие положение автора, статус произведения и эстетическое значение продуктов художественного творчества. Итак, рассматривая данные экспериментального творчества в отечественном и западном искусстве, были выделены авторские новации и рассмотрены их выразительные возможности. Независимые анализы показали разновидности и многообразие творческих экспериментов в минувшем столетии, имеющие общую установку на новацию и эксперимент,
150 следовательно, имеют и общие черты, о которых будет сказано ниже. Однако конечный продукт как сугубо авторский всегда будет отличаться характерной ему оригинальностью, уникальностью и новизной, предложенной только соответствующим автором. Новые материалы, техника исполнения всегда способствует выражению индивидуальности художника, его идее.
Итак, следует выделить некие общие черты экспериментальной деятельности в творческом процессе XX века. Как было отмечено, эксперименты начались в живописных направлениях, когда переосмыслялись вопросы создания произведения. Данные эксперименты привели к расширению установившихся границ, использованию новых средств, методов и материалов для творчества. Одним из художественных методов, направленных на разграничение традиционного создания произведения, стала техника коллажа, предпосылки и результаты которой, уже неоднократно прописывались в работе. Данная техника наиболее ярко была представлена в деятельности синтетического кубизма в западном искусстве. В отечественном искусстве в начале XX века, как уже было отмечено в первой главе исследования, появляется направление кубофутуризм или «русский кубизм», просуществовавший с 1911 по 1916 годы.
В этом направлении также можно выделить экспериментальные работы авторов, направленных на расширении границ в творческом процессе, поисков новых материалов и техник, прежде всего в живописи. Так, можно выделить создание коллажей, использование новых материалов и прочее. Достаточно привести примеры создания скульптурно-живописных рельефов Ивана Клюна, которые сделаны из дерева, металла, фарфора и проволоки. Под названием «Пробегающий пейзаж» (1915) картина представляет собой, во-первых, использование готовых предметов в решении композиции и некую динамическую конструкцию. На основании этих данных можно отметить явные признаки разграничения в понимании создания станкового произведения. Или работы Владимира Стенберга, например композиция «Спираль» (1920), выполненная с использованием дерева и металла, представляет собой живописные архитектоники, то есть своего рода произведения, объединяющие искусство живописи и скульптуры. А также разработки и пластические эксперименты в деятельности Любви Поповой, например, ее работа под названием «Пространственно-силовое построение» (1921) , иллюстрирует фомо-цвето-пластический опыт и другие, проанализированные в первой главе примеры. Эстетическое значение данных произведений и коммуникативные возможности таких композиций схожи с работой западноевропейского автора, скажем у коллажей Пикассо или работ художников-сюрреалистов, меняющий взгляд, как на создание произведения, так и на его статус как таковой.
Ориентация творческого процесса на создание такого творческого продукта как живописного эксперимента была аналогичная. В то же время, если
151 рассмотреть каждое произведение в отдельности, то авторская техника, материалы и их идейное воплощение каждый раз будет носить выраженный индивидуальный характер. Общим остается такая направленность в творческом процессе как создание экспериментов в работе с новыми материалами. Что послужило разграничению канонов в создании живописного полотна, внесение новых предметов на основании техники коллажа, достижение объемной живописной композиции и прочие особенности проводимых экспериментов.
Так, в кубофутуризме были созданы такие произведения, которые также содержали в себе зачатки для создания абстрактных, сюрреалистических, конструктивных, объемных и других построений художественных композиций, поскольку данная арт практика состояла в создании абстрактных, , геометрических композиций, коллажей, пространственных конструкций с применением различных материалов и особых техник. Достаточно привести еще такие примеры работ как «Коллаж» (1914) Давида Бурлюка, «Сбор урожая» (1915) Казимира Малевича, «Пианист» (1914-1915) Людмилы Поповой, «Велосепедист» (1913) Наталии Гончаровой и многие другие примеры первой половины XX столетия.
Создание «изобразительной инновации», исходя из применения особой авторской техники, также имело место в русском искусстве. Так, например, если выделить специально такие направления как лучизм и неопримитивизм в творчестве тех же Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. Новые техники, на основании теоретических деклараций также обосновывают себя в отдельные направления и течения. Далее авангардные явления в живописи будут представлены такими оригинальными направлениями как супрематизм в творчестве Казимира Малевича, конструктивизмом Владимира Татлина, работы Александра Родченко, или аналитическим искусством в лице Павла Филонова с его дробной структурой живописной композиции.
Так, в первой главе исследования была проделана пошаговая аналитическая работа, направленная на установление методом верификации или фальсификации «технической инновации» на примерах отечественного искусства первой и второй половины XX века, представленная экспозиционными фондами ГТГ. Поэтому нет необходимости останавливаться отдельно на рассмотрении деталей этих течений, поскольку их эстетический анализ был широко представлен в первой главе. Итак, неопримитивизм, кубуфутуризм, беспредметное искусство, трехмерная композиция, архитекторы, супрематизм, конструктивизм первой половины века перекликаются с эстетическими взглядами с европейской мысли.
Такая направленность на разграничение творческого процесса, начавшаяся с экспериментов на плоскости, затем с пространством, задает мотивацию к появлению кинетических конструкций, акций, инсталляций и прочих форм. А также с учетом применения современных технологий и видеоинсталляций, фотоколлажей и прочих жанров и творческих экспериментов,
152 свойственных отечественному искусству во второй половине века. Материалом для творчества могли становиться любые объекты и материалы. Так, применялся акрил, неоновые краски и другие новые материалы в живописи. Эстетическому восприятию были предоставлены самые разные материалы, в том числе также и утилитарные объекты или предметы мусора.
Если обратиться к примерам, то следует вновь перечислить произведения художников, упомянуть, например, трехмерную композицию «Стоящая нить» (1970) Вячеслава Колейчука, который применял такие материалы как бамбук, металлическую струну, металл, фанеру. Или эксперименты Эдуарда Гороховского с созданием фото имиджей и техникой шелкографии, «Артефакты» (1979) Франциско Инфантэ, инсталляции Ильи Кабакова, например, «Ящик с мусором» (1981). Или такие готовые объекты, представленные Михаилом Рогинским как «Серая дверь» (1992) или объекты Сергея Шеховцова «Свежесть» (2003), представляющие собой поролоновые скульптуры и т.д. Данные примеры пересекаются общей направленностью творческого процесса, мотивированы поисками новых средств выразительности материала, и техник. Так, этот список перекликается с работами, разобранными в последней главе: коллажи Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и композиции кубуфутуристов, «картины рельефы» и «архитектоны», трехмерные и кинетические объекты, «ассамбляжи» и композиции т.д. Ведение новых рабочих понятий, обозначающих специфику работы автора, технику или новый жанр. Например, «иература» Шварцмана, «артефакты» Инфантэ, «поролоновые вещицы» Шеховцова, «фотоимиджы» Гороховского. По аналогии с рассмотренными «компрессиями» Сезара, техникой «фроттажа» Макса Эрнста и т.д.
Новые материалы при создании живописной композиции: металл, фанера, песок, опилки, акриловые краски и прочие. В создании скульптуры: полиуретан и поролон и т.д. С долей условности можно проводить соответствующие сравнения и аналогии, и как показывают данные, получение «изобразительности выразительности» автором есть результат «творческого эксперимента». Творческий процесс также принимал форму акции, например перформансы арт практике групп «Коллективные действия», «Гнездо», «Мухоморы» и другие, включая современность. Продолжаются эксперименты с экспозиционной деятельностью, когда среда, в которую помещается творческий продукт, становится равнозначной с созданием произведения искусства. Следует уточнить, что данная апелляция к примерам, уже разобранным детально в первой главе, представляющей самостоятельное исследование, основана на перечислении без эстетического анализа, но лишь в качестве данных для подведения необходимого итога. Как видно из примеров, творческий процесс в XX веке имел явную экспериментальную направленность, даже если специально не проводить аналогий, то с долей очевидности можно сделать соответствующие выводы. Иными словами, творческий процесс в XX веке раскрывает творческую
153 мотивацию, открыт к авторскому становлению и выражению его индивидуальности. Что в свою очередь еще раз подчеркивает общую структуру творчества: субъективную причину и конечный результат, между которыми протекает творческий процесс, изучению особенностей и выразительных возможностей которого, было посвящено исследование.
Так, расширение границ в понимании творческого процесса, объявление нового статуса произведения искусства, привело к появлению новых художественных форм, к расстановке новых эстетических акцентов, выявлению новых выразительных свойств материалов, что составило многообразие палитры современного искусства. Так, оставляя разбор конкретных примеров, во второй части заключения будут сделаны теоретические выводы.
Итак, на протяжении всего исследования была рассмотрена проблема становления творческого субъекта как привилегированного субъекта, уникальной личности и творца как процесс эстатизации, создающей предметы эстетического познания. На основании анализа деятельности такого субъекта и ее конечных продуктов можно попытаться изучить природу творческого действия, сущность искусства и его значение, которое как неотъемлемое эстетическое качество сосуществует на протяжении его существования. По аналогии того, как происходит становление личности, Я, можно рассмотреть становление «творческого Я», тогда как акт творчества есть его самовыражение, попытка познать бытие и изобразительно-выразительными средствами передать свои переживания. Процесс творчества как поиск выражения, а художественная выразительность как канал невербального познания. Поэтому в исследовании предлагается понимать искусство как выражение и одновременно познание и самопознание, произведение искусства как актуализация творческой мотивации приобретает онтологический статус.
В работе под творческой личностью рассматривался художник вообще как создатель визуального искусства. Согласно методологии само исследование было основано на рассмотрении генезиса становления художественного произведения, выявления чисто творческого начала из особой деятельности, поэтому было важным, например, рассмотрение процесса «techne». Так, поскольку научный анализ данной проблемы, был начат с рассмотрения греческого искусства, был рассмотрен именно этот особый вид деятельности, обозначенный как «techne» и обнаружение на его этапах самого возникновения творческих и эстетических аспектов, присутствующие в имплицитной форме.
Попытка выявить истоки творчества из процесса «techne», тем самым попытаться прояснить сущность искусства как таковую, была осуществлена на основании терминологического анализа рабочих слов, относящиеся к прото творчеству. Поэтому, приняв за утверждение, что процесс «techne» мог послужить основой становления творчества, а также творческого субъекта
154 как самостоятельной единицы творения, была рассмотрена и обозначена такая проблема для исследования как «техническая инновация», этимологически отсылаемая к своему недифференцированному истоку, то есть процессу «techne». Как аспект нового, то есть создание инновации предлагалось рассмотреть как случай творческого акта, то есть процесс, в результате которого появляется новая выразительная форма. В исследовании в разделах каждой главы предполагался терминологический анализ специальных слов и понятий в историческом становлении, анализ которых позволял делать промежуточные выводы.
Творческая инновация» рассматривалась в креативных процессах, в большей степени с доминантой на искусство художника-живописца. Конечно, мастер, как в случае с искусством готики нельзя рассматривать во многих случаях эта привилегированность оставалась оправданной. В арт-практиках XX века творческий процесс, авторское позиционирование, предметы творчества предлагается интерпретировать по иному, а самовыражение субъекта творчества приобретает новые формы. Расширение границ творческого субъекта предполагает и расширение границ эстетики.
Так, творческое «techne», затем творчество как уже самостоятельный и самодостаточный процесс приобретают свой необходимый статус и самозначимость. Изучению творческого продукта как предмета эстетики и эстетического опыта стало специальным фрагментом исследования для понимания таких проблем фундаментальной эстетики как выражение и выразительность. Искусство предлагалось рассмотреть как создание особой формы выразительности, служащей эстетизации. Само произведение искусства как продукт творческого акта, представляется как создание особой изобразительной выразительности, служащей каналом особой коммуникации. «Техническая инновация» есть достижимый результат автора и особый творческий эксперимент, приводящий к изобразительной выразительности. Процесс создания творческого продукта можно также рассмотреть как род особого познания — получение эстетического знания о мире.
И далее, на основании соответствующих терминов, можно было изучить становление творческого процесса, которого можно было обозначить как такового в процессе становления творческого субъекта, творца, художника. Поэтому становление творческой личности, ее позиционирования как автора, а рафинированности искусства сопровождался процессу становления автора, именно поэтому творчество, автор как субъект творения были рассмотрены параллельно и взаимосвязано. На этом основании для исследования был выбран такой универсум продуктов творчества как предметы «технической инновации». Разумеется, что история искусства не состоит из данных явлений, которые были выделены как специальный объект научного анализа.
Понятие «творческий субъект» применялось как общее рабочее понятие, применимое к особой деятельности по созданию особых форм, в последствии
155 именуемые как артефакты, произведения искусства, арт продукт и прочее. В исследовании была попытка разобраться с понятием «автор» как создатель произведении искусства, эстетику мастера, понимание творческой личности, художника и художественности. Художник работал изначально как ремесленник, создавая продукцию. Как творческий субъект он создает искусство, предмет эстетического созерцания, необходимую эстетизацию. Постепенно выражая свою манеру, свое авторство как привилегированный субъект, субъект творения, то есть того, чего ранее не существовала, становясь его причиной.
Проблема создания произведения искусства предлагается рассмотреть как органический процесс спонтанного эстетического познания. Художник как уникальный творец, автор своего произведения из ремесленной деятельности становился все более и более независимым от своего заказчика и покровителя, искусство становилось и менее подражательным, художником становился пленником только собственного таланта и свободы. Чистое искусство, сводимое только к авторской идее, во многом есть итог творческих экспериментов XX века. С другой стороны масштаб свободы самовыражения, работа с поисками и применениями новых материалов, приемов и техник потребовало своих граней и зависимостей, скажем от требования экспозиции, фиксации и реакции и отзывов реципиентов непосредственно. Современное искусство как во многом творческая процессуальность и открытость авторской идеи, требует и особых методов экспозиции — экспозиционных экспериментов. Как произведение искусства зависит от своего создателя, так и художник от своего реципиента, пространства. Произведение искусства в итоге с необходимостью зависит от автора и восприятия, на основании которого и складывается его эстетическое существование.
Творческий процесс имеет с долей условности общую структуру: субъект творения и его идея, процесс и конечный результат. Как особое состояние эстетического переживания творческий процесс, поэтому аналитический подход к его изучению вообще проблематичен. С этой целью вторая и третья главы были посвящены терминологическому анализу, поскольку изучение терминологии, относящаяся к творческому действию, позволяло установить зафиксированные в понятиях проблемы, характеризующий творческий процесс, творческого субъекта, например, становление авторства и прочее. Выбранная для анализа этимология слов, следовательно, послужила основанием для необходимой характеристики творчества, представленная в исследовании в историческом аспекте. Приоритетной в творческом процессе остается авторская идея, выражаемая субъектом средствами искусства. Поэтому было важно проследить становление творческого процесса из такой недифференцированной практики как «techne» как особого умения схожего с ремеслом.
Выделяя творческое в процессе такой деятельности, было показано, как формируется «творческое Я» как особая эстетика субъективности, то есть процесс, требующий самовыражение. Автор в искусстве как уникальный творец, создающий произведение искусства, которое авторское по сути, ибо отсылает к своему идейному создателю.
Необходимость создания особой эстетичной формы, выражение эстетического переживания, предлагалось рассмотреть по аналогии с творческим процессом. И если сузить обобщение, то можно отметить, что из эстетического выводится творческое. Поэтому творческий процесс мотивирован к эстетике. Но и обратный путь возможен, когда изучение творческого процесса позволяет выделять эстетическое значение как таковое. Деятельным субъектом, создающий изобразительную форму является художник как уникальный творец, создающий нечто новое, подлежащее эстетическому восприятию. Творческий процесс в изобразительных искусствах как особое выражение идеи в форме можно соотнести с процессом особого познания, получения сведения о мире и его переживание, как особая невербальная коммуникации. Изобразительная форма как передача данных переживаний выражена творческими приемами, средствами и необходимыми материалами как необходимые условия развития творческого акта. Поэтому творческий процесс, был рассмотрен на примере визуальных искусств, там, где можно было рассмотреть проблему «технической инновации», маркирующей своего автора.
Так, выделение необходимых черт и основной структуры в творческом процессе становится возможным. В процессе становления творчество отстаивало свои границы, выделяя себя от других практик. Современное искусство XX века ставит также проблемы границ, но переосмысляя этот вопрос, во-первых, расширяя утвержденные границы, перенося статус произведения искусств на иные предметы и т.д. Что было возможным на основании «творческих экспериментов». Но, несмотря на переосмысление, новые приемы и техники, на основании которых протекал творческий процесс, субъект творчества как автор оставался константой как вообще причина творческого процесса, некой универсалией.
Другое отличие экспериментального искусства от классического состоит еще и в том, эстетическое качество как совершенство достигалось завершенностью, а современное произведение искусства претендует на открытость, динамику, процесс, иногда элиминированный к творческому жесту или акции. Попытка расширить границы, пересмотреть их или задать новые границы творчества были свойственны арт практикам XX века, словно оставляя некое «креативное пространство» для новых экспериментов, выражения новых авторских идей и концепций, иными словами место для создания новой художественной выразительности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Данилочкина, Анастасия Николаевна, 2010 год
1. Аграрых В. и др. 10-ая Государственная выставка «беспредметное творчество и супрематизм». // Наков А. Русский авангард. От нуля к бесконечности. / Перевод с фр. Е.М. Титаренко. М.: Искусство, 1991. -С.168 - 174.
2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.1. М., и - Л., 1948. — 257 с.
3. Античные мыслители об искусстве: Сборник высказываний древнегреческих философов и писателей об искусстве. М.: Искусство, 1938.-367 с.
4. Античные поэты об искусстве. СПб.: Алетейа, 1996. — 368 с.
5. Антология мировой философии. Т.1. 4.2. - М., Мысль, 1969. - 538 с.
6. Аристотель. Сочинения в четырех томах. T.l. М.: Мысль, 1976. — 550 с.
7. Асмус В.Ф. Искусство и действительность в эстетике Аристотеля // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961. С. 124- 143.
8. Баткин JI.M. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: Российск. гос. гуманит. Ун-т, 1995. — 235 с.9: Борьба тенденций в современном западном искусстве: Сб. статей. — М., 1986.-279 с.
9. Ю.Булатов Э. О своем творчестве // Искусство. 1990. №1. - С.20 -32.
10. П.Бусев. М.А. Творчество скульптора Сезара. Между традицией и экспериментом. // Западное искусство. XX век: мастера и проблемы. -М.: Наука, 2000. С. 71-86.
11. Бусев М. А. Об эволюции категории «художественное произведение» в изобразительном искусстве Франции XX века. // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С 197 - 228.
12. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5т. Т. 1 - 3. - М.: ТЕРРА, 1993. - 543с.
13. Валяева М. Эдуард Гороховский. Заметки о творческом методе. // Гороховсий Э. Фотография-картина-фотография. М.: ГТГ. Крымский Вал-10, 1999. - С.8 - 12.
14. Варки Б. Диспуты // Эстетика Ренессанса. Антология. Т. 1-2. М., 1981. -135 с.1 б.Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.: Из-во В.Шевчук, 2002. - 344 с.
15. Вёльфлин. Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. М.: Изогиз, 1934.-231с.
16. ХЪ.Винкельман И.И. История искусства древности. Л.: Изогиз, 1933. -567 с.
17. Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. М: Наука, 1972. - 325 с.158
18. Всеобщая история искусств. Т. 2,-4.1 М., 1960. 387 с.21 .Гегель Г.В.Ф. «Эстетика» В 4т. Т. 1. - М.: Искусство, 1968. - 302 с.
19. Гомбрих Э. История искусства. М.: ACT 1998. - 369 с.2Ъ.Гончарова Н.С., Ларионов М.Ф. Исследования и публикации. М.:
20. Наука, 2001.- 148 с. 2А.Гороховский Э. Что делает картину картиной // Искусство. 1990. №1.- С.19 -25.
21. Греко-латино-русский словарь. / Сост. Тихонович П. Харьков, 1874. — 435 с.
22. Греческо русский словарь. / Сост. Вейсман А.Д. - С-Петербург, 1899. -840 с.
23. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.-265 с.2%.Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себеи обо всем прочем. М., 1996. - 326 с. 29Данилова КВ. Искусство Средних Веков и Возрождения. - М.:
24. Советский художник, 1984. — 321 с. 30.,Данилова КВ. От Средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М.: Искусство, 1975. -213 с.
25. Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. М., 1972. — 187 с. Ъ2.Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. - М.: Изогиз, 1934. — 148 с.
26. ЪЪ.Деготъ Е.Ю. Русское искусство XX века.- М.: Трилистник, 2002. 178 с.
27. ЪЪДюбо Ж-Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи. М.:
28. Сб. статей. М.: 1992. - 283 с. 43.Западное искусство. XX век: Сб. статей. - М., 1978. - 342 с.15944.3ападное искусство. XX век: Современные изыскания и культурные традиции: Сб. статей. — М., 1997. 289 с.
29. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М.: Наука, 1980.-378 с.
30. Западноевропейское искусство XVII века. Публикации и исследования. Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение, 1981. - 438 с.
31. Западноевропейское искусство XVIII века. Публикации и исследования: Сб. статей, Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение, 1987. — 195 с.
32. Западноевропейское искусство, 6, -Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение, 1982. —384 с.
33. Западноевропейское искусство. XX век: проблема развития западного искусства XX века. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. - 201 с.
34. Из истории классического искусства запада: Сб. статей. / Под ред. М.Я. Либмана. М.: Искусство 1980. - 123 с.51 .Инфаннтэ Фр., Горюнова Н. Артефакты // Искусство. 2006. № 6. - С. 98 - 107.
35. Искусство Италии XVI-XVIII веков, М.: PAX, 1997. - 486 с.
36. Искусство, живопись, скульптура, архитектура, графика. Книга для учителя в 3-х частях. Ч.З. Русское искусство и советское искусство. -М.: Просвещение, 1989. 283 с.
37. История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935. -567 с.
38. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 6т. Т. 1: Античность. Средние века. Возрождение. - М.: Из-во Акад. худож. СССР, 1962.-345с.
39. Кабаков И. Семидесятые годы. Из воспоминаний Ильи Кабакова // Искусство. 1990. №1. - С.16 - 18.51 .Кандинский В.В. Серия «Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве». М.: ИЦ «Классика», 2000. - 64 с.
40. Кашук Л. Фотография в творчестве Эдуарда Гороховского // Гороховский Э. Фотография-картина-фотография. М., ГТГ. Крымский Вал-10, 1999.-С.10.
41. Классическое и современное искусство Запада: мастера и проблемы: Сб. статей. М.: Наука, 1989. - 345 с.
42. Юнон И.В. в Третьяковской Галерее. К 125-летию со дня рождения. — M.-RA, 1999.- 198 с.61 .Козлова О. Пространственные игры Франциско Инфантэ // Искусство. -1990. №1. С.17- 26.
43. Крученых А. «Глы-глы». // Наков А. Русский авангард. От нуля к бесконечности. / Перевод с фр. Е.М. Титаренко. М.: Искусство, 1991. -С. 169-171.63 .Кроче Б. Эстетика как наука о выражении или общая лингвистика. М.: Intrada, 2000. - 289 с.
44. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2003. - 547 с.
45. Литературные манифесты от символизма до наших дней. М.: XXI век-Согласие, 2000. - 364 с.70.,Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн. 2. -М.: Искусство, 1994. - 543 с.
46. Мясковская О.А. Французская готика. М., 1973. — 234 с.
47. Малевич К. Супрематизм. // Каталог 10-ой государственной выставки «Беспредметное творчество и супрематизм». М., 1919. — С. 164 - 173.
48. Малевич К. Установление «А» в искусстве. 1919. Витебск, 1919. - 165 с.
49. Марейниссен Р.Х. Брейгель. / Пер с англ. М.: Библион, 2003. — 597 с.
50. На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века: Сб. статей. -М., 1994.-257 с.
51. На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве XX века: Сб. статей. М., 1994. - 364 с.81 .Наков А. Русский авангард. От нуля к бесконечности / Пер. с фр. Е.М. Титаренко. М.: Искусство, 1991. - 184 с.
52. Научное и постнаучное в современной эстетике. // Материалы II Овсянниковская международная эстетическая конференция (ОМЭК II),проведенной в МГУ 21-22 ноября, 2006 года. / Сб. научн. докл. М.: ЗАО «Книга и Бизнес», 2006. - 256 с.
53. Несселыитраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в Средние века. М., 1964.-289 с.
54. Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века: Сб. статей. -М.: 1984. 354 с.
55. От кубизма и футуризма к супрематизму. М., 1919. - 162 с.
56. Очерки по истории и технике гравюры. М., Изобразительное искусство, 1987.
57. Пановски Э. Idea: к истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб., 2002. - 237 с.
58. SS.IJempoe-Водкин К. С. II Филатов Ю., Данилова И. Натюрморт в европейской живописи. СПб.: «Аврора», 2001. - С. 5 - 14.
59. Полный латинский словарь. / Сост. А. Ананьев и др. М., 1862. - 467 с.
60. Родченко А. Линия. Рукопись. 1921. // Наков А. Русский авангард. От нуля к бесконечности. / Перевод с фр. Е.М. Титаренко. М.: Искусство, 1991. - С. 171 - 185.
61. Романтизм: открытия и традиции. — Калинин: Калининский государственный университет, 1988. 183 с.
62. Романтизм: эстетика и творчество. Тверь, 1994. — 179 с.
63. Салеева М. В. Понятийный круг «выражение» и «выразительность» в свете эстетики Б.Кроче // II Овсяниковская международная конференция (ОМЭК II). Научное и постнаучное в современной эстетике. М.,: ЗАО «Книга и Бизнес», 2006. - С. 141 -144.
64. Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века. Основные направления и ведущие мастера. М., 1999. — 327 с.
65. Свидерская М.И. Караваджо. Первый художник. Проблемный очерк. С.-Петербург, 2001. - 367
66. Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. -М., 1995.- 176 с.
67. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953. - 167 с.
68. Словарь античности. М.: Эллис Лак; Прогресс, 1994. - 356 с.
69. Современная западноевропейская и американская эстетика: Сб. переводов /Под ред. Е.Г. Яковлева. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. 224 с.
70. Современное западное искусство. Идейные мотивы. Пути развития: Театр. Кино. Живопись. Музыка: Сб. статей. М., 1971. — 265 с.
71. Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции: Сб. статей. -М., 1982. -316 с.
72. Современное западное искусство. XX век: Проблемы комплексного изучения: Сб. статей. — М., 1988. — 270 с.
73. Терминологический словарь. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. М.: Эллис Лак, 1997. - 584 с.
74. Федотова Е.Д. Венецианская живопись Века Просвещения, М.: НИИ Российской академии художеств, 1998. - 258 с.
75. Ченнини Ч. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М.: Изогиз, 1933.-358 с.
76. Шеховцов С. Цветаево // Искусство. 2005. № 6. - С. 94 - 102.
77. Шопенгауэр А. Сочинения в 6 т. Т.1. М.: Наука, 1999. - 485 с. '
78. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. — СПб.: Алетейя, 2003.-256 с.
79. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 254 с.
80. Эстетика немецких романтиков. М., Искусство, 1994. - 376 с.
81. Эстетика Ренессанса: Антология. В 2т. Т. 1: Литература и поэзия. Живопись, скульптура и архитектура. Музыка. - М.: Искусство, 1982.-321 с.
82. Янсон Х.В. Основы истории искусств. Санкт-Петербург, 1996. — 480 с.
83. Macdonald S., Basu P. Exhibition Experiments. Oxford, 2007. -378 c.
84. Croce B. Aesthetic. / Trans. D. Ainslie. London: Peter Owen, 1953.- 284c.
85. Croce B. Estetica come scienza dell'espressione у linguistic generale. -Palermo., 1902.-283 c.
86. Wildon H. Carr. The Philosophy of Benedetto Croce. London, 1997/- 185 c.
87. Piccoli R. Benedetto Croce. An Introduction to his Philosophy. New York, 1923.-375 c.
88. Nardo G. The Aesthetics of Benedetto Croce. New York, 1957. -327 c.
89. Rudolf Wittkower. Sculpture. Harmondsworth: Penguin, 1977. - 367 c.
90. Ralph Mayer. The Artist's Handbook of Materials and Techniques -London: Faber, 1991. 345 c.
91. Hind A.M. An Introduction to the History of Woodcut.2 vols., -London: Constable, 1935. 267 c.
92. Hind. A.M. A History of Engraving and Etching. London: Constable, 1927.-294 c.
93. Francis Ames-Lewis, Joanne Wright. Drawing in the Italian Renaissance Workshop. London: Victoria and Albert Museum, 1983. -325 c.
94. John Fitchen. The Construction of Gothic Cathedrals. -Oxford U.P., 1961.-384 c.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.