Новгородский художественный фарфор второй половины ХХ века: производства, мастера, произведения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Воропаева Татьяна Александровна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 311
Оглавление диссертации кандидат наук Воропаева Татьяна Александровна
Введение
Глава 1. Новгородский фарфор в контексте истории советского и российского фарфорового искусства
1.1. Новгородские фарфоровые предприятия в конце XIX - первой половине ХХ века: от кузнецовского фарфора к советской художественной промышленности
1.2. Задачи развития фарфорового искусства второй половины ХХ века и место региональных предприятий в процессах формирования новой жизненной среды
1.3. Новгородские предприятия художественного фарфора во второй половине ХХ
века
Глава 2. Развитие новгородских предприятий во второй половине ХХ века и их место в развитии отечественного декоративно-прикладного искусства
2.1. Завод «Пролетарий» и развитие уникального и массового столового фарфора
2.2. Завод «Красный фарфорист» и развитие интерьерной пластики
2.3. Завод «Возрождение» как центр регионального сувенирного фарфора
Глава 3. Продукция новгородских предприятий второй половины ХХ века как искусствоведческая проблема
3.1. Ассортимент, темы, сюжеты, технологии новгородских производств в контексте стилевых задач развития советского декоративного искусства второй половины ХХ века
3.2. Авторские манеры ведущих мастеров новгородских предприятий и характеристика новгородской региональной школы художественного
фарфора
3.3 Эталонные произведения и ключевые характеристики новгородского
художественного фарфора
Заключение
Библиография
Приложение. Альбом иллюстраций
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Фарфор Первомайского завода в контексте развития отечественной художественной промышленности2022 год, кандидат наук Коновалова Наталья Евгеньевна
Становление и развитие искусства фарфора Дании и Швеции во второй половине XVIII - XIX вв.2013 год, кандидат наук Ярмош, Анастасия Сергеевна
Произведения Лнинградского завода фарфоровых изделий 1950–1960-х годов в контексте истории советского художественного фарфора2020 год, кандидат наук Иванова Екатерина Вячеславовна
Античные реминисценции в русском императорском фарфоре второй половины XVIII века2011 год, кандидат искусствоведения Багдасарова, Ирина Радиковна
Скульпторы императорского фарфорового завода: эволюция творческих поисков от историзма к Ар Деко2014 год, кандидат наук Хмельницкая, Екатерина Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Новгородский художественный фарфор второй половины ХХ века: производства, мастера, произведения»
Введение
Диссертация посвящена комплексному искусствоведческому анализу произведений, созданных во второй половине ХХ века на предприятиях художественной фарфоровой промышленности Новгородской области, а именно «Пролетарий», «Красный фарфорист» и «Возрождение» в контексте истории заводов и задач развития советского декоративно-прикладного искусства.
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования определяется активным включением вопросов развития советской художественной промышленности в проблемное поле искусствоведения, а именно вниманием современных искусствоведов к развитию региональных предприятий второй половины ХХ века. Еще недавно этот вопрос не был предметом научного интереса, но в последние годы появились работы, посвященные региональным производствам. Так, диссертация Е. В. Ивановой (2020)1 посвящена изучению интерьерной скульптурной пластики малых форм, созданных ведущими мастерами Ленинградского завода фарфоровых изделий, в контексте массового характера художественной промышленности в 1950-е - 1960-е гг. В работе Н. Е. Коноваловой (2022)2 внимание фокусируется на фарфоре Первомайского завода в контексте развития отечественной художественной промышленности.
Таким образом, есть научный интерес к теме и потребность включить в проблематику искусствоведения корпус исследований новгородского художественного фарфора второй половины ХХ века.
История вопроса. История новгородского фарфора связана со знаменитыми производствами династии Кузнецовых. В 1878 году двоюродный брат владельца «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий»
1 Иванова Е. В. Произведения Ленинградского завода фарфоровых изделий 1950-1960-х гг. в контексте истории советского художественного фарфора. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Специальность 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». СПб. 2020. - 22 с.
2 Коновалова Н. Е. Фарфор Первомайского завода в контексте развития отечественной художественной промышленности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Специальность 5.10.3 Виды искусства (изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура). ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова». М., 2022. - 32 с.
Матвея Сидоровича Кузнецова - Иван Емельянович Кузнецов, основал на территории Новгородской области несколько фарфоровых производств. Среди них были Волховская фарфоро-фаянсовая фабрика, Бронницкая фарфоро-фаянсовая фабрика и Грузинская фарфоро-фаянсовая фабрика3.
После 1917 года фарфоровые заводы были национализированы и получили новые названия: «Коминтерн», «Пролетарий» и «Красный фарфорист». В годы Великой Отечественной войны заводы понесли значительный ущерб, но впоследствии, за исключением «Коминтерна», разрушенного до основания, были восстановлены. С 1950-х годов новгородские художники-фарфористы начали активно обновлять ассортимент продукции и участвовать в крупных выставках. На заводах производили как массовую бытовую посуду, так и скульптуру, и уникальные высокохудожественные изделия. В 1966 году на базе фарфорового завода «Пролетарий» был открыт завод «Возрождение», который специализировался на производстве сувенирной продукции.
Во второй половине ХХ века декоративно-прикладное искусство стало одной из ключевых областей художественной культуры, на которую возлагалась ответственность за формирование вкуса советских граждан, с конца 1950-х годов оно активно включается в пространство дома. В начале 1960-х гг. формируется теоретическая база, связанная с осознанием важной роли прикладного искусства в создании предметно-пространственной среды и его связей с архитектурой и изобразительным искусством4.
Продукция, выпускаемая на новгородских предприятиях во второй половине ХХ века, реализовывалась по всей стране, а также поставлялась за рубеж. Фарфоровые изделия этого периода отличались специфическими стилистическими особенностями и разнообразием форм и декоров. Фарфор играл важную роль в быту - либо в связи со своим функциональным назначением (столовый фарфор), либо в соответствии с общей послевоенной программой украшения дома (произведения мелкой интерьерной пластики, вазы, кашпо).
3 Кузнецов Б. А. Новгородский король российского фарфора. Истории семьи и фабрик /Б. А. Кузнецов. - М.: Галлея-Принт, 2015. - С. 173.
4 Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. - Л.: Художник РСФСР, 1961. - 160 с.
Активно включаясь в повседневное пространство, искусство фарфора во второй половине XX века оказало значительное влияние на развитие дизайна, на формирование эстетических предпочтений самого широкого круга советских людей - прежде всего, горожан первого или второго поколений5.
До недавнего времени изучение тиражного советского фарфора было закреплено, в первую очередь, за музейными сотрудниками и критиками, сформировавшими современную теорию и историю декоративно-прикладного искусства второй половины ХХ века. Исследование новгородского фарфора проводилось преимущественно искусствоведами и сотрудниками Новгородского музея-заповедника, занимавшимися комплектованием и выставочной деятельностью. В основном, это были работы публицистического характера или исследования, выполненные в рамках комплектования, учета и хранения музейных фондов. Трудов, комплексно анализирующих ассортимент новгородских предприятий, а также работ, посвященных основным этапам развития производств и биографиям мастеров, внесших существенный вклад в развитие новгородского искусства к моменту начала работы над диссертацией выявлено не было.
Таким образом, представлялось важным провести комплексное искусствоведческое исследование ассортимента новгородских предприятий «Пролетарий», «Красный фарфорист», «Возрождение» второй половины ХХ века с трех точек зрения: истории производств, биографий крупнейших мастеров и искусствоведческого анализа круга эталонных произведений.
Степень изученности проблемы. Анализ существующей научной литературы позволил выделить корпус работ, оказавшихся необходимыми при написании диссертационного исследования. Предварительно исследовался вопрос, касающийся тематики декорирования и формообразования изделий, что потребовало обращения к изданиям об искусстве Древнего Новгорода и новгородской скани, в частности книги М. А. Орловой об орнаменте в
5 Блинова Е. К. Сапанжа О.С. Бытовая классика как феномен ленинградской послевоенной культуры// Международный журнал исследований культуры. - 2022. - № 2(47). - С. 6-17.
монументальной живописи Древней Руси,6 А. Н. Свирина о древнерусской скани7, статья Е. В. Ухановой об орнаменте Юрьевского Евангелия8. Важное значение имели работы, касающиеся исследования9 искусства европейского и отечественного фарфора10, издания об истории предприятий Новгородской области по выпуску фарфора первой половины ХХ века11.
Непосредственно в рамках изучения темы автора, в первую очередь, интересовали работы, раскрывающие историю и теорию отечественного декоративного искусства второй половины XX века.
Первые исследования отечественного фарфора середины ХХ века представлены трудах А. Б. Салтыкова, который был одним из первых российских ученых, посвятивших в 1950-1960-е годы свои труды проблемам современного декоративного искусства и поставивших вопрос о своеобразии и условности
образного языка предметного искусства и его роли в познании окружающего
12
мира12.
В 1960 году российское искусствоведение пополнилось очерками С. М. Темерина «Русское прикладное искусство. Советские годы». Основное внимание в публикации было уделено тем областям декоративного искусства, которые, по мнению автора, привнесли наиболее значительный и заметный вклад в развитие художественной культуры. Очерки в основном представляют собой исторический обзор основных этапов развития художественного фарфора первой половины ХХ века с элементами формально-стилистического анализа отдельных образцов промышленного производства13. В 1961 году вышла книга М. С. Кагана «О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории», в котором прикладное искусство, в том числе искусство фарфора, было рассмотрено в общей системе
6 Орлова М. А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII - начало XVI в.: в 2 ч. Ч. 1: Текст. - 496 с. Ч. 2: Альбом. - 416 с. / М. А. Орлова - М.: Северный паломник, 2004.
7 Свирин А. Н. Ювелирное искусство древней Руси IX - XVII вв. / А. Н. Свирин. - М.: Искусство, 1972. - 186 с.
8 Уханова Е. В. Юрьевское Евангелие - книга образцов древнерусского орнамента 1120-х гг. / Е. В. Уханова. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://Ыog.mediashm.m/?p=4277 (дата обращения: 25.09.2021)
9 Андреева Л. В. Советский фарфор, 1920-1930 гг. / Л. В. Андреева; Ин-т истории искусств. - Москва: Совет. художник, 1975. - С. 12.
10 Агарков Г. Д., Астраханцева Т. Л., Петрова Н. С. Русский фарфор./ М.: Планета, 1993. - 240 с.
11 Кузнецов Б. А. Новгородский король российского фарфора. Истории семьи и фабрик / Б. А. Кузнецов - М.: Галлея-Принт, 2015. - 731 с.
12 Салтыков А. Б. Избранные труды / [Предисл. М. Некрасова]. - Москва: Сов. художник, 1962. - 727 с.
13 Темерин С. М. Русское прикладное искусство./ С. М. Темерин Советский годы. - Москва, 1960. - 458 с.
14
искусств14.
Интерес представляют исследования в области технологии производства фарфора, например, труд И. А. Булавина15, а также каталоги и статьи о всемирных выставках, в которых принимали участие новгородские мастера, каталоги советского фарфора.
В позднесоветский период в связи с награждением завода Орденом «Знак почета» была издана книга В. А. Измайлова16, посвященная истории завода «Пролетарий». Книга интересна информацией о техническом оснащении завода, стратегии и приоритетах развития завода в период расцвета предприятия, о видах выпускаемой продукции.
Большое значение для анализа эстетических трансформаций в фарфоровой пластике исследуемого периода представляет журнал «Декоративное искусство СССР»17, затрагивающий проблемы теории, истории и практики художественной промышленности и народного творчества.
Каталоги продукции заводов «Возрождение», «Пролетарий», «Красный фарфорист»18, выпущенные в разные годы, позволяют изучить ассортимент предприятий, виды продукции, особенности оформления, тематику произведений, спрос и вкусы потребителя исследуемого периода19.
Первые диссертационные работы, в которых затрагиваются проблемы развития новгородского декоративно-прикладного искусства и, в частности, фарфора появились в середине 1980-х гг. В диссертации Т. В. Володиной «Новгородская организация Союза художников РСФСР: история, творческая практика, 1944-1984»20, освещено творчество некоторых художников,
14 Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. - Л.: Художник РСФСР, 1961. - 160 с.
15 Технология фарфорового и фаянсового производства: под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. И. А. Булавина. - М.: Лег. индустрия, 1975. - 447 с.
16 Измайлов В. А. Новгородский фарфор: история фарфорового завода «Пролетарий»/В. А. Измайлов. - Ленинград: Лениздат, 1980. -208 с.
17 «Декоративное искусство СССР» — советский и российский журнал, который занимался изучением практики, теории и истории монументально-декоративного, декоративно-прикладного и оформительского искусства, дизайна, а также вопросов синтеза различных видов искусства. Журнал был основан Союзом художников СССР и выходил ежемесячно с 1957 по 1991 год.
18 Каталог изделий, выпускаемых заводом «Красный фарфорист» в 1983 г. // ГАНО Ф. Р. -472. Оп. 8. Д. 7. Л. 1-42.
19 Новгородский фарфор (Изоматериал): комплект открыток из 16 открыток / текст М. Д. Аронова. - Ленинград: Лениздат, 1984. -1 обл. (16 отд. л.).
20 Володина Т. В. Новгородская организация Союза художников РСФСР: история, творческая практика, 1944-1984:
работавших на предприятиях фарфоровой промышленности Новгорода.
В XXI веке научный интерес к декоративно-прикладному искусству и искусству фарфора второй половины прошлого века начинает носить систематический характер.
Так, в диссертации Л. Г. Крамаренко21 «Декоративное искусство России XX века» представлено исследование проблемы формирования и развития стиля предметно-пространственной среды. В работе анализируются разные сферы декоративного творчества, включая керамику, фарфор, стекло, текстиль, и оценивается вклад художников в развитие современного искусства. Основное внимание уделяется советскому периоду и новым принципам создания форм предметов.
Т. В. Красильникова в кандидатской диссертации «Современный стиль в советском декоративно-прикладном искусстве периода оттепели» описывает новые стилистические направления, которые стали популярны в декоративном искусстве 1950-1960 гг., доказывая право на введение в научный оборот
категории «современный стиль», и подробно анализирует конкретные проявления
22
новых поисков в авторском и тиражном искусстве эпохи оттепели.22
Современные исследования, целенаправленно посвященные произведениям региональных предприятий фарфоровой отрасли, представлены кандидатскими диссертациями Е. В. Ивановой (Ленинградский завод фарфоровых изделий)23 и Н. Е. Коноваловой (Первомайский завод Ярославской области)24.
В 2016 году вышла книга А. А. Яковлевой, в которой кратко изложены биографии работников завода «Пролетарий», их заслуги и успехи в профессии. В
диссертация ... кандидата искусствоведения: 07.00.12. - Ленинград, 1985. - 334 с.
21 Крамаренко, Л. Г. Декоративное искусство России XX века: автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.04» / Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С. Г. Строганова. - Москва, 2005. - 56 с.
22 Красильникова Т. В. «Современный стиль» в советском декоративно-прикладном искусстве периода оттепели: автореферат дис. ...кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Гос. ин-т искусствознания. Москва, 2004. - 20 с.
23 Иванова Е. В. Произведения Ленинградского завода фарфоровых изделий 1950-1960-х гг. в контексте истории советского художественного фарфора. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Специальность 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». СПб. 2020. - 22 с.
24 Коновалова Н. Е. Фарфор Первомайского завода в контексте развития отечественной художественной промышленности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Специальность 5.10.3 Виды искусства (изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура). ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова». М., 2022. - 32 с.
издании представлены материалы по наградным документам, каталогам продукции, фотографии, связанные с деятельностью предприятия25.
Таким образом к началу работы над диссертационным исследованием публикации о новгородском фарфоре ограничивались лишь каталогами выставок, художественной публицистикой и статьями в информационных периодических изданиях. Научных работ (монографические издания, научные статьи), целенаправленно посвященных истории продукции предприятий «Пролетарий», «Красный фарфорист» и «Возрождение», выявлено не было.
Анализ корпуса материалов, прямо или косвенно связанных с историей новгородских предприятий художественного фарфора, подтверждает необходимость и своевременность проведения комплексного искусствоведческого исследования, направленного на изучение истории предприятий, роли ведущих мастеров в их развитии и стилистических особенностей выпускаемых произведений.
Материалы исследования. Исследование построено на материалах корпуса архивных документов, представленных в Государственном архиве Новгородской области, которые включают следующие фонды: Р-476 АООТ «Пролетарий», Р-472 Арендное предприятие «Красный фарфорист» с. Грузино, Р-4573 Бронницкий фарфоровый завод «Возрождение», Р-4181 Т. А. Гаврилова. В процессе работы было изучено свыше 500 дел. Кроме того, материалами исследования послужил кадровый архив Императорского фарфорового завода, личные архивы бывших художников заводов и членов их семей.
Материалы проведенных автором диссертации интервью позволили получить данные об особенностях производства на заводах «Пролетарий» и «Возрождение», а также ряд неизвестных ранее фактов о творческих биографиях художников. В частности, были проведены интервью с бывшим главным художником завода «Пролетарий» И. М. Бердниковым (род. 1949 г.) и бывшим главным художником завода «Возрождение» М. В. Андреевой (род. 1954 г.).
25 Яковлева А. А. Фарфоровых дел мастера/А. А. Яковлева. - Пролетарский районный Дом культуры и досуга, 2016. - 253 с.
Основой изучения истории и произведений новгородских предприятий, кроме архивных документов, стали фонды Новгородского музея-заповедника, Музея художественной культуры Новгородской земли и экспонаты бывшего Музея завода «Пролетарий». В качестве источников можно рассматривать и статьи искусствоведов Новгородского музея-заповедника, выходившие по итогам выставок, на которых были представлены произведения заводов лет, в частности статьи Т. Б. Зазуленко26, Т. В. Володиной27, И. М. Васильевой28.
Интерес представляли и статьи в краеведческих газетах и журналах: «Звезда», «Новгородские ведомости», «Новгородская правда», «Новгород», «Чудовский краевед» в период с 1951 года по настоящее время. Статьи были проанализированы и по содержанию разделены на следующие группы:
- статьи, посвященные освещению какого-либо события, выставки или юбилейной даты предприятий;
- статьи, посвященные работникам предприятий, в том числе художникам;
- статьи о статистических данных и техническом оснащении предприятий.
Наконец, необходимую группу вещественных источников исследования29 составила фарфоровая продукция заводов «Пролетарий», «Красный фарфорист», «Возрождение» второй половины ХХ века, представленная в музейных коллекциях Новгородского музея-заповедника, Музея художественной культуры Новгородской земли, музея завода «Пролетарий», Музейного центра «Новгородский фарфор XXI век» г. Чудово, в частных музеях и коллекциях.
Хронологические рамки исследования. Выбор хронологических рамок определяется началом нового этапа развития тиражного фарфорового
26 Зозуленко Т. Б., Завьялов А., Гаврилова Т. Живопись. Скульптура. Художественный фарфор. Каталог. Живопись. Скульптура. Художественный фарфор. Новгород: РИО Упрполиграфиздата, 1987. - С. 10-12.
27 Володина Т. В. «Синяя посуда» - новгородский сувенир 1970-1980-х гг. // Материалы IV Всероссийской национальной научно-практической конференции «Образ, знак и символ сувенира» 2018. Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица» (Санкт-Петербург). - С. 23.
28 Васильева И. М. Выставочная деятельность // Ежегодник Новгородского музея - заповедника 2012. - СПб, 2012.
- С. 39 - 41.
29 Сапанжа, О. С. Советский тиражный интерьерный фарфор как вещественный исторический источник// Роль вещественных источников в информационном обеспечении исторической науки: Сборник статей/ Авт.-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. Д.М. Бондаренко, Д.Н. Маслюженко. - Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2020. - С. 441-448.
производства в Советском Союзе (начало 1950-х гг.). В начале 2000-х гг. все три предприятия прекратили свое существование, завершив, на данный момент, историю новгородского художественного фарфора. Именно обозначенный хронологический период является наименее изученным в современном искусствоведении.
Объект исследования - отечественный фарфор второй половины ХХ века как явление авторского декоративно-прикладного искусства, имеющего тиражный характер производства.
Предмет исследования - процессы и результаты развития искусства новгородского художественного фарфора во второй половине ХХ века.
Цель исследования - осуществление комплексного искусствоведческого исследования произведений, выпускаемых на новгородских предприятиях фарфоровой промышленности «Пролетарий», «Красный фарфорист», «Возрождение» в контексте развития отечественного декоративно-прикладного искусства, а также определение роли новгородского фарфора в формировании советской и российской жизненной среды второй половины ХХ века.
Задачи исследования:
1. Определить место новгородского фарфора второй половины ХХ века в отечественном декоративно-прикладном искусстве, выявить его роль в формировании нового типа предметно-пространственной среды советского человека.
2. На основе архивных материалов представить историю фарфоровых предприятий Новгородской области второй половины ХХ века - «Пролетарий», «Красный фарфорист» и «Возрождение».
3. Дать характеристику специфики производств и стилистических особенностей художественной продукции каждого из новгородских предприятий в связи с задачами развития советского и российского декоративно-прикладного искусства, имеющего тиражный характер производства.
4. Описать творческие манеры ведущих мастеров новгородских предприятий художественного фарфора и определить их значение в сложении
стилистических особенностей каждого из производств.
5. Провести сравнительно-сопоставительный анализ наиболее типичных и показательных в художественно-стилевом отношении изделий новгородских предприятий и других отечественных фарфоровых заводов.
Методика исследования. В рамках исследования был использован комплексный подход, который предполагал применение общенаучных, междисциплинарных и специальных методов.
При изучении истории новгородских фарфоровых заводов и их роли в развитии советского фарфорового искусства были применены следующие методы:
- историко-генетический метод позволил проследить историю новгородских фарфоровых предприятий во второй половине ХХ века, определить факторы, влияющие на развитие искусства тиражного фарфора;
- биографический метод позволил изучить творческие биографии и вклад ведущих художников предприятий в развитие искусства советского и российского фарфора;
- историко-культурный метод дал возможность изучить произведения в контексте определенной исторической эпохи и культурной среды, в которой они были созданы, понять, как произведение искусства связано с другими произведениями того же периода, а также с социальными, политическими и культурными событиями;
- количественный метод использовался для анализа и оценки произведений с помощью статистических данных с целью определения популярности определенных стилей, жанров или авторов, определения тиражей ряда произведений;
- формально-стилистический анализ позволил изучить и описать основные стилистические особенности произведений, а также выявить характерные черты уникальных манер, представить авторские замыслы, оценить мастерство художника и его вклад в развитие отечественного искусства;
- иконографический метод применялся для изучения и классификации
произведений на основе их содержания, композиции и стиля. Этот метод позволил определить ключевые темы и сюжеты, композиционные модели и выявить особенности творчества отдельных художников или школ.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые была изучена история и продукция предприятий, которые сыграли значительную роль в развитии советской художественной промышленности, но до сих пор не были подвергнуты комплексному искусствоведческому анализу.
Помимо этого, в рамках работы были систематизированы и введены в научный оборот ранее неопубликованные архивные материалы, которые позволяют представить историю предприятий, проследить развитие фарфоровой промышленности в рассматриваемый период, а также дополнить существующие биографии мастеров и атрибуцию произведений, выпущенных на заводах «Пролетарий», «Красный фарфорист» и «Возрождение».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем впервые проводится искусствоведческий анализ ассортимента фарфора заводов «Пролетарий», «Красный фарфорист», «Возрождение». Предложенный подход последовательного изучения истории предприятий региона, вклада ведущих мастеров предприятий и стилистических особенностей продукции может быть применен при исследовании продукции других регионов, включенных в процессы развития советского фарфорового искусства.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов при подготовке выставок, посвященных художникам, работавшим на заводах «Пролетарий», «Красный фарфорист», «Возрождение», истории фарфоровых предприятий Новгорода, а также в образовательных программах по дисциплинам, связанным с историей искусства и технологией фарфорового производства. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы при составлении научных паспортов и включении произведений в Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации, что может быть полезно в рамках научно-фондовой работы музеев, имеющих в составе коллекций произведения фарфоровой промышленности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Художественная промышленность Южного Урала в контексте индустриальной культуры XX в.2015 год, кандидат наук Шабалина, Наталья Михайловна
Особенности рецепции и интерпретации китайского фарфора в европейском “шинуазри”2022 год, кандидат наук Ляхович Екатерина Викторовна
История развития фарфоро-фаянсового производства в России XIX-начала XX веков2006 год, кандидат исторических наук Балаганская, Александра Викторовна
Художественная керамика Западной Сибири последней трети XX - начала XXI века2009 год, кандидат искусствоведения Ткаченко, Людмила Анатольевна
Фарфоровое производство в России в конце XIX - начале XX вв.2002 год, кандидат исторических наук Никонов, Валентин Викторович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Воропаева Татьяна Александровна, 2024 год
Список литературы и источников
1. Абрамский И. П. Большой театр СССР: Опера. Балет: сб. статей и биогр. очерков мастеров театра / И. П. Абрамский. — Москва: Музгиз, 1958. — 566 с.
2. Амшинский М. Справедливые претензии / А. Амшинский // Декоративное искусство СССР. — 1958. — № 10. — С. 3-6.
3. Андреева Л. В. Советский фарфор 1920-1930 гг. / Л. В Андреева. — Москва: Совет. художник, 1975. — С. 5-9.
4. Арапова Т. Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа: Chinese porcelains in the Hermitage collection : конец XIV - первая треть XVIII века. / Т. Б. Арапова. -Ленинград : Аврора, 1977. - 134 с.
5. Астраханцева Т. Л. Кузнецовский фарфор // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/2119504 (Дата обращения: 10.11.2022).
6. Вера Кизевальтер. Виктор Тоот. Незабытые имена. — М.: Галерея Ковчег, 2014. — С. 5-10.
7. Виктория М. Прошлое настоящего фарфора / М. Виктория // Прямые инвестиции. — 2010. — № 5 (97). — С. 46-50.
8. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства / В. Г. Власов. — Санкт-Петербург: Азбука — классика, 2010. — Т. 3: Г-З. — 743 с.
9. Володина Т. В. «Синяя посуда» — новгородский сувенир 1970-1980-х гг. / Т. В. Володина // Материалы IV Всероссийской национальной научно — практической конференции «Образ, знак и символ сувенира» 2018. — С. 23.
10. Володина Т. В. Выпускники ЛВПХУ имени В. И. Мухиной в Новгороде. Художественный фарфор / Т. В. Володина // Ежегодник Новгородского музея-заповедника 2017. — СПб.: 2017. — С. 110-116.
11. Володина Т. В. Новгородская организация Союза художников РСФСР: история, творческая практика, 1944-1984: диссертация ... кандидата искусствоведения: 07.00.12. — Ленинград, 1985. — 334 с.
12. Воронов Н. В. Монна Рачгус. Керамика. Графика. / Н. В. Воронов // М.: Сов. художник, 1984. — 31 с.
13. Воронов Н. В. От модельщика до художника / Н. В. Воронов // Москва: Декоративное искусство СССР, 1959. — № 3. — С. 33-35.
14. Воропаева Т. А. Каталог выставки «Возвращение к истокам» / Т. А. Воропаева. — Новогород: Новгородский музей-заповедник, 2023. — С. 3.
15. Воропаева Т. А. Массовый советский художественный фарфор: к истории новгородского завода «Пролетарий» 1970-х гг. / Т. А. Воропаева. //
Международный журнал исследований культуры. — 2022. — № 2 (47). — С. 58-69.
16. Воропаева Т. А. Художественный фарфор Бронницкого завода фарфоровых изделий «Возрождение» / Т. А. Воропаева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2022. — Т. 22. № 1. — С. 56.
17. Государственный каталог музейного фонда РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20613192 (Дата обращения 08.05.2023).
18. Государственный каталог музейного фонда РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D1%80%D 0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%A2.%D0%90.%20%D0%A D%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B7%D1%8B&imageExists=null (Дата
обращения: 02.04.2022).
19. Григорьева А. Г. Решение жилищной проблемы советских граждан в годы «оттепели» / А. Г. Григорьева // Теория и практика общественного развития. — 2010. — №4. — С. 239
20. Зозуленко Т. Б. Володина Т.В. Искусство современного Новгорода. Прелесть русского фарфора / Т. Б. Зозуленко, Т. В. Володина // Чело: альманах. — Великий Новгород: 1999. — С.84-90.
21. Зозуленко Т. Б. Завьялов А., Гаврилова Т. Живопись. Скульптура. Художественный фарфор. Каталог. Живопись. Скульптура. Художественный фарфор / Т. Б. Зозуленко. — Новгород: РИО Упрполиграфиздата, 1987. — С. 10-12.
22. Иванова Е. В. Образ детства в скульптурной пластике мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий в 1950-960-е годы. — Тамбов : Грамота, 2019. — Том 12. — Выпуск 8. — C. 169-173.
23. Иванова Е.В. Произведения Ленинградского завода фарфоровых изделий 1950-1960-х гг. в контексте истории советского художественного фарфора :
Автореферат дисс. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Екатерина
Вячеславовна Иванова. — СПб: 2020. — 22 с.
24. Иванова Е. В., Сапанжа О. С., Баландина Н. А. Искусство — в быт. Интерьерная пластика Ленинградского завода фарфоровых изделий 1956-1966 / Е. В. Иванова, О. С. Сапанжа, Н. А. Баландина. — М.: БуксМАрт, 2021. — 192 с.
25. Измайлов В. А. Новгородский фарфор: история фарфорового завода «Пролетарий» / В. А. Измайлов. — Ленинград: Лениздат, 1980. — 208 с.
26. Изотов Е. С. Победа русского фарфора / Е. С. Изотов. // Ленинградская правда. — 1958. — № 220.
27. Интервью с главным художником завода «Пролетарий» Бердниковым И. М.
28. Каган М.С. Поиски современного образа / М.С. Каган // Декоративное искусство СССР. — 1960. — № 6. — С. 305.
29. Кантор К. Полезное и прекрасное в прикладном искусстве / К. Кантор // Декоративное искусство СССР — 1958. — №6. — С. 33.
30. Каталог моделей французского фарфора Даготи. [Электронный ресурс] http://collections.lesartsdecoratifs.fr/projet — pour — 12 — tasses — et — 2 — soucoupes (Дата обращения 20.12.2023)
31. Каталог экспонатов Секции СССР на Всемирной выставке в Брюсселе 17 апреля-19 октября 1958 года. — Москва: ЦБТИ ЭНИМС, 1958. — С. 2.
32. Коллекция онлайн. — Новгородский музей-заповедник. —[Электронный ресурс] https://novgorod — iss.kamiscloud.ru/cross — search?query=%D0%93 %D0%B0%D0%B2%D1 %80%D0%B8%D0%BB%D0%BE% D0%B2%D0%B0%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D 0%BD%D0%B4%D1 %80%20%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1 %81 %D0%BA%D0 %B8%D0%B9 (Дата обращения: 02.04.2022).
33. Коллекция онлайн. Новгородский музей-заповедник. - —[Электронный ресурс] https://novgorod — iss.kamiscloud.ru/cross — search?query=%D0%93 %D0%B0%D0%B2%D1 %80%D0%B8%D0%BB%D0%BE% D0%B2%D0%B0%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D
0%ВВ%Б0%В4%Б1 %80%20%Б0%9В%В0%В5%В0%В2%Б1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B9 (дата обращения: 02.04.2022)
34. Коновалова Н. Е. Фарфор Первомайского завода в контексте развития отечественной художественной промышленности. Автореферат дисс. ... канд. искусствоведения : 5.10.3 / Наталья Евгеньевна Коновалова. — М.: 2022. — 32 с.
35. Кошелев В. В. Скоморохи Новгородской земли в ХУ-ХУП вв. /В. В. Кошелев // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Тезисы докладов и сообщений науч. Конференции / Под общ. ред. Андреева В. Ф. — Новгород: Издательство НГПИ, 1992. — 120 с.
36. Крамаренко Л.Г. Декоративное искусство России XX века: к проблеме формообразования и сложения стиля предметно — пространственной среды: автореферат дис... д — ра искусств : 17.00.04 / Людмила Георгиевна Крамаренко.
— Москва: 2005. — 60 с.
37. Крамаренко Л. Г. Что мешает выпуску красивой посуды? / Л. Г. Крамаренко // Декоративное искусство СССР. — 1958. — № 7. — С.11
38. Красильникова Т. В. «Современный стиль» в советском декоративно -прикладном искусстве периода оттепели: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Татьяна Валентиновна Красильникова — Москва, 2004. — 20 с.
39. Криммер Э. Мысли вслух / Э. Криммер // Декоративное искусство СССР.
— 1960. — № 8. — С. 19.
40. Кузнецов И. Экспертное заключение на скульптуру «Одалиска» / И. Кузнецов. [Электронный ресурс] https://esipovich.com/porcelain/kuznetsov_iva (Дата обращения: 10.12.2021).
41. Кузнецов Б. А. Новгородский король российского фарфора. Истории семьи и фабрик / Б. А. Кузнецов — М.: Галлея-Принт, 2015. — 731 с.
42. Кузьмина О. В. Портрет русского скомороха / О. В. Кузьмина // Чело: альманах. Великий Новгород: 2004. — С. 65-69.
43. Лазарев Е. Готовить художников промышленности / Е. Лазарев // Декоративное искусство СССР. — 1958. — № 9. — С. 15-16.
44. Лансере А. Просто и красиво / А. Лансере // Декоративное искусство СССР — 1957. — № 12. — С. 78.
45. Лансере А. К. Советский фарфор. Искусство Ленинградского Государственного фарфорового завода им. Ломоносова/ А. К. Лансере — Ленинград : Художник РСФСР, 1974. — С. 21.
46. Малий И.М. Из истории завода «Пролетарий» / И.М. Малий // Новгородский исторический сборник. Выпуск Ш-1У / Под общей редакцией академика Б. Д. Грекова. — Новгород: 1938. — С.135-137.
47. Марков В. Подготовка художников-керамистов / В. Марков // Декоративное искусство СССР. — 1959. — № 9. — С. 14.
48. Насонова И. С., Насонов С. М. Советский фарфор: Каталог с оценкой редкости / И. С. Насонова, С. М. Насонов. — М: Локус Станди, 2008. — 479 с.
49. Орлова М. А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец ХШ-начало XVI в.: в 2 ч. Ч. 1: Текст. — 496 с. Ч. 2: Альбом. — 416 с. / М. А. Орлова — М.: Северный паломник, 2004.
50. Писарев С. И. Древнерусский орнамент с X по XVII век включительно на парчах, набойках и других тканях / С. И. Писарев. [Электронный ресурс] https://orpk.org/books/1628 (Дата обращения: 02.04.2022).
51. Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. [Электронный ресурс] -https://poisk.re/awards/anniversaries/1520209991?ysclid=lo6wxzb6px183673325 (Дата обращения 05.11.2023).
52. Праздник декоративного // Декоративное искусство СССР. — 1960. — № 7. — С. 4.
53. Рождественская С. Б. Искусство в быт. Выставка новых образцов изделий художественной промышленности. Хроника / С. Б. Рождественская // Советская этнография. — 1961. — № 6. — С. 110-120.
54. Русский художественный фарфор. Сборник статей о Государственном фарфоровом заводе / под ред. Э. Ф. Голлербаха и М. В. Фармаковского. — Л.: ГИЗ, 1924. — 167 с.
55. Салтыков А. Б. Избранные труды / А. Б. Салтыков. / Предисл. М. Некрасова.
— Москва: Сов. художник, 1962. — 727 с.
56. Сапанжа О. С., Баландина Н. А. Советская фарфоровая мелкая пластика в пространстве повседневной культуры 1950- 1960-х годов: к вопросу развития художественных образов / О. С. Сапанжа, Н. А. Баландина // Новое искусствознание. — 2019. — № 1. — С. 64 — 70.
57. Сапанжа О. С., Иванова Е. В. Детские образы Федоровой Т. / О. С. Сапанжа, Е. В. Иванова // Юный художник. — 2021. — № 6. — С. 19.
58. Сапанжа О. С. «Фарфор второго плана»: предприятия по выпуску интерьерной пластики и их роль в развитии художественной промышленности Ленинграда 1950 — х гг. (Рукопись) / О. С. Сапанжа.
59. Сапанжа О. С. Морфология вещного мира конца 1940-1960-х годов и «план камерной пропаганды» в произведениях предприятий художественной промышленности Ленинграда / О. С. Сапанжа // Петербургские славянские и балканские исследования. — 2023. — № 2(34). — Июль-декабрь. — С. 203.
60. Сафонова М. А. Советский фарфор 1917-1991 года: иллюстрированный справочник — определитель с марочником заводов и ценами / А. М. Сафонова.
— Москва: Любимая книга, 2012. — 291 с.
61. Свирин А. Н. Ювелирное искусство древней Руси 1Х-ХУ11 вв. / А. Н. Свирин.
— М.: Искусство, 1972. — 186 с.
62. Темерин С. За высокое качество изделий художественной промышленности / С. Темерин. // Искусство. — 1953. — № 6. — С. 5-14.
63. Темерин С. М. Русское прикладное искусство./ С. М. Темерин. // Искусство.
— 1960. — 458 с.
64. Технология фарфорового и фаянсового производства / Под общ. ред. И. А. Булавина. — М.: Лег. индустрия, 1975. — 447 с.
65. Тимофеева М. Н. Музыкальные инструменты в контексте былинных сюжетов новгородского цикла (к вопросу: скоморохи и эпос) / М. Н. Тимофеева // Новгородика-2008. Вечевая республика в истории России: материалы Международной научно — практической конференции Великий Новгород: Новгородский гос. ун — т им. Ярослава Мудрого, 2009. — С. 110-119.
66. Тюрин В. В. Скоморохи в контексте культуры Древнего Новгорода / В. В. Тюрин // Новгород в культуре Древней Руси: Материалы Чтений по древнерусской литературе (Новгород, 16-19 мая 1995 г). — Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 1995. — 180 с.
67. Тюрин В. В. Скоморохи в Новгороде / В. В. Тюрин // Новгородское общество любителей древности и краеведческие традиции: (Материалы конф., посвящ. 100
— летию образования о — ва, 25 мая 1994 г.). —Новгород: Новгор. обл. НБ, 1994.
— 144 с.
68. Уханова Е. Юрьевское Евангелие — книга образцов древнерусского орнамента 1120-х гг. / Е. Уханова. [Электронный ресурс] https://blog.mediashm.ru/?p=4277 (Дата обращения: 25.09.2021)
69. Филиппов А. В. Художественное оформление массовой посуды. Сборник / А. В. Филиппов. — Москва : ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1932. - 145 с.
70. Хохлова Е. Н. Как возрождали народное искусство в СССР. / Е. Н. Хохлова. [Электронный ресурс] art — life.biz (Дата обращения 21.03.2021)
71. Цвет небесный, синий цвет... Кобальт на фарфоре Императорского — Ломоносовского фарфорового завода XVIII-XXI веков. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2007. — С. 11-13.
72. Юон С. О культуре декоративного искусства / С. Юон // Декоративное искусство СССР. — 1957. — № 10. — С. 6-7.
73. Яковлева А. А. Фарфоровых дел мастера / А. А. Яковлева. — Пролетарский районный Дом культуры и досуга, 2016. — 253 с.
74. Chinesisches Porzellan in Deutschland Seine Rezeptionsgeschichte vom 15. bis ins 18.Jahrhundert Textband Inaugural — Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde der
Philosophischen Fakultät der Rheinischen Friedrich — Wilhelms — Universität zu Bonn vorgelegt von Daniel Suebsman aus Köln Bonn 2019. — p. 7-118.
75. East Asian and Southeast Asian pottery. China. Ming dynasty (1368-1644). The New Encyclopaedia Britannica: Micropaedia. Ready Reference.Vol. 11.Solovyov — Truck / Encyclopaedia Britannica, Inc.; Norton Peter B., Esposito Joseph J. — 15th edition. — Chicago: Encyclopaedia Britannica, Inc., 1994. — 952 p.
76. Siegfried Niese, Bergrat Gottfried Pabst von Ohain — Hüttenchemiker und Miterfinder des Meißner Porzellans, Heimathefte Mohorn/Grund, Heft 4, Mohorn, 2014. — p. 17-21
Приложение
Альбом иллюстраций
Новгородский художественный фарфор 1878-1917 гг.
периода И. Е. Кузнецова.
Рис. 1. Часть сервиза чайного
крытье, роспись, золочение Волховская фарфоро-фаянсовая фабрика И. Е. Кузнецова 1878-1917 гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 2. Блюдо
печать надглазурная, золочение Волховская фарфоро-фаянсовая фабрика И. Е. Кузнецова 1878-1917 гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 3. Сервиз чайный.
крытье, роспись наглазурная, золочение Грузинская фарфоро-фаянсовая фабрика И. Е.Кузнецова
1897-1917 гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 4. Бокал
роспись надглазурная Волховская фарфоро-фаянсовая фабрика И. Е. Кузнецова 1878-1917 гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 5. Сливочник
роспись, золочение Бронницкая фарфоро-фаянсовая фабрика И. Е. Кузнецова 1878-1917 гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 6. Чашка
деколь
Бронницкая фарфоро-фаянсовая фабрика И. Е. Кузнецова 1878-1917 гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 7. Блюдце
печать надглазурная, золочение Волховская фарфоро-фаянсовая фабрика И. Е. Кузнецова 1878-1917 гг.
Новгородский музей-заповедник
Новгородский художественный фарфор периода 1918-1940 гг.
Рис. 8. Чашка
роспись надглазурная Завод «Красный фарфорист» 1930-е гг.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-ХХ1»
Рис. 9. Чернильница
печать надглазурная Завод «Красный фарфорист» 1940 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 10. Блюдо
роспись надглазурная, золочение Государственная Волховская фарфорово-фаянсовая фабрика «Коминтерн» 1926 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 11. Тарелка
роспись надглазурная, золочение Государственная фарфоро-фаянсовая фабрика «Красный фарфорист» 1927 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 12. Бокал
роспись надглазурная Государственная Волховская фарфорово-фаянсовая фабрика «Коминтерн» 1930-е гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 13. Сахарница
печать, роспись надглазурная Государственная Бронницкая фарфоро -фаянсовая фабрика «Пролетарий» 1930-е гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 14. Чашка
деколь, печать, золочение Государственная фарфоро-фаянсовая фабрика «Красный фарфорист» 1920-е гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 15. Скульптура «Одалиска»
В. П. Фрезе, А. Я. Брускетти-Митрохина
роспись надглазурная, золочение Государственная Волховская фарфорово -фаянсовая фабрика «Коминтерн» 1924 г.
Новгородский музей-заповедник
Новгородский художественный фарфор второй половины ХХ века
1950-е гг. 1. Фарфоровый завод «Пролетарий»
Рис. 16. Чайная пара (сервиз «За мир»)
А. А. Чекулина
роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1950-е гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 18. Чашка А. И. Волкова
роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1951 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 17. Чашка А. И. Емельянова
роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1950-е гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 19. Блюдо
роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1950 - гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 20. Сервиз чайный «Новгород»
И. П. Колонистов, М. В. Овсянников
роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1956 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 21. Сливочник (сервиз «Спорт»)
З. В. Алексеева, Н. В. Морозова
роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1953 г.
Новгородский музей-заповедник
J I f
Рис. 22. Сервиз чайный
И. П. Колонистов
роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1953 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 23. Чайная пара Рис. 24. Чайная пара
В. С. Тоот В. С. Тоот
крытье, роспись надглазурная, золочение крытье, роспись надглазурная
Фарфоровый завод «Пролетарий» Фарфоровый завод «Пролетарий»
1951 г. 1952 г.
Новгородский музей-заповедник Новгородский музей-заповедник
Рис. 25. Сервиз чайный
З. В. Алексеева, В. М. Овсянников
роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1954 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 26. Чайная пара
В. С. Тоот
Фарфор, крытье, роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1950 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 27. Чайная пара
В. С. Тоот
Фарфор, крытье, роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1950 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 28. Чайная пара
В. С. Тоот
Фарфор, крытье, роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1953 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 29. Набор ваз
В. С. Тоот
Фарфор, крытье, роспись подглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1950 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 30. Сервиз чайный
З. В. Алексеева, Н. В. Морозова
роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1950-е гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 31. Сервиз чайный
З. В. Алексеева, В. М. Овсянников
роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1953 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 32. Сервиз чайный
А. И. Горина
Фарфор, деколь, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1953 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 33. Сервиз столовый
А. И. Горина
Фарфор, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1957 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 34. Чайная пара
А. И. Горина
роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1958 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 35. Сервиз чайный (часть)
З. В. Алексеева, М. В. Овсянников
крытье, роспись подглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1957 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 36. Сервиз чайный (часть)
З. В. Алексеева, М. В. Овсянников
крытье, роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1956 г.
Измайлов, В.А. Новгородский фарфор: история фарфорового з-да «Пролетарий». - Л.: Лениздат, 1980.
Рис. 37. Скульптура «Пантера на шаре»
С. И. Вайнштейн-Машурина фарфор, крытье, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1957 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 38. Скульптура «Садко»
Е. С. Изотов фарфор, роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1954 г.
Музей завода «Пролетарий»
2. Фарфоровый завод «Красный фарфорист»
Рис. 39. Сервиз «Дольчатый»
В. П. Шинкаренко, В. Л. Семенов
крытье, роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1954 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 40, 41 Сервиз кофейный «Ретро»
В. П. Шинкаренко, В. Л. Семенов
крытье, роспись надглазурная, роспись поглазурная, золочение Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1954 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-ХХ1»
Рис. 42.
Буклет. Л и Э. Даготи и Оноре , мануфактура, Франция, 1809/1810 г.
Рис. 43. Скульптура «Алёнушка»
Н. А. Лотов
роспись поглазурная, золочение Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1955 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-ХХ1»
Рис. 44. Скульптура «Материнство»
Т. Д. Самойлова роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1957 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-XXI»
Рис. 45. Скульптура «Дружба»
Т. Д. Самойлова роспись поглазурная, золочение Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1956 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-XXI»
Рис. 46. Скульптура «Берёзка»
Т. А. Фёдорова
роспись надглазурная, роспись поглазурная, золочение Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1956 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-XXI»
Рис. 47. Скульптура «Скрипачка»
Т. А. Фёдорова
роспись надглазурная, роспись поглазурная, золочение Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1957 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-XXI»
Рис. 48. Скульптура «Футболист»
Т. А. Фёдорова
роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1954 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-XXI»
Рис. 49. Скульптура «Матрешки»
Б. Д. Быструшкин
крытье, роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1957 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-XXI»
Рис. 50. Композиция «Садко»
Б. Д. Быструшкин
фарфор
Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1954 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-XXI»
1960-е гг.
1. Фарфоровый завод «Пролетарий»
Рис. 51. Сервиз чайный «47 фасон»
В. В. Балашова
фарфор, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Пролетарий» 1961 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 52. Сервиз чайный «47 фасон»
А. И. Волкова, В.В. Балашова
фарфор, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Пролетарий» 1961 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 53. Тарелка мелкая
А. И. Горина
фарфор, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Пролетарий» 1960-е гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 54. Тарелка мелкая
А. И. Горина
фарфор, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Пролетарий» 1960-е гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 55. Чайная пара
А. И. Горина
фарфор, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Пролетарий» 1960-е гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 56. Чайная пара
А. И. Горина
фарфор, крытье, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Пролетарий» 1960-е гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 57. Чайник (сервиз «Колобок»)
Н. П. Славина, Э. М. Криммер
фарфор, надглазурная роспись, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1963 г.
Государственный Эрмитаж
Рис. 58. Сервиз кофейный И.П. Колонистов, В. М. Овсянников
фарфор, подглазурная роспись, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1963 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 59. Сервиз кофейный «Берёзка»
И. П. Колонистов, К. И. Тыркин
фарфор, подглазурная роспись, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1969 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 60. Сервиз кофейный «Ажурный»
З. В. Алексеева
роспись надглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1960-е гг.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 61. Сервиз кофейный «Ильменский игрунок»
З. В. Алексеева
Фарфор, роспись подглазурная, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1967 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 62. Сервиз чайный «Нарядный»
А. И. Горина
фарфор, надшлазурная роспись, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1969 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 63. Сервиз чайный «Кувшинки»
А. И. Горина, К. И. Тыркин
фарфор, надглазурная роспись, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1969 г.
Архив завода «Пролетарий»
Рис. 64. Сливочник
А. И. Горина, К. И. Тыркин
фарфор, надглазурная роспись, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1961 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 65. Сервиз чайный «Ягодка»
А. И. Волкова, К. И. Тыркин
фарфор, деколь, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1969 г.
Архив завода «Пролетарий»
Рис. 66. Сервиз чайный «Орнаментальный рисунок»
А. И. Горина, К. И. Тыркин
фарфор, деколь, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1969 г.
Архив завода «Пролетарий»
Рис. 67. Сервиз чайный «Рассвет»
А. И. Горина, К. И. Тыркин
фарфор, надглазурная роспись, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1969 г.
Архив завода «Пролетарий»
2. Фарфоровый завод «Красный фарфорист»
Рис. 68. Сервиз кофейный «Белые ночи»
Б. Д. Быструшкин
фарфор, крытье, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1961 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-XXI»
Рис. 69. Сервиз кофейный «Лучи»
Б. Д. Быструшкин
фарфор, крытье, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1961 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-XXI»
Рис. 70. Сервиз кофейный «Полосатый»
Б. Д. Быструшкин
фарфор, крытье, надглазурнаяроспись Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1961 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-ХХ1»
Рис. 71. Сервиз кофейный «Березовый»
Б. Д. Быструшкин фарфор, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1960 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-ХХ1»
Рис. 72. Сервиз чайный «Черешня»
М. Н. Мох, В. Л. Семёнов
фарфор, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1966 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-XXI»
Рис. 73. Сервиз чайный «Серые розы»
Г. Д. Шуляк, В. Л. Семёнов фарфор, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1966 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-XXI»
Рис. 74. Сервиз кофейный «Полоски»
Б. Д. Быструшкин фарфор, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1961 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-XXI»
Рис. 75. Сервиз кофейный «Полоски»
Б. Д. Быструшкин фарфор, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Красный фарфорист» 1961 г.
Музейный Центр «Новгородский фарфор-XXI»
3. Бронницкий завод фарфоровых изделий «Возрождение»
Рис. 76. Штоф «Великий Новгород»
Т. А. Гаврилова
фарфор, подглазурная, надглазурная роспись Фарфоровый завод «Возрождение» 1969 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 77. Чайник «Декоративный» В. В. Смоляр
фарфор, печать, золочение Фарфоровый завод «Возрождение» 1969 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 78. Скульптура «Мазила»
Т. А. Гаврилова фарфор, бисквит Фарфоровый завод «Возрождение» 1969 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 79. Скульптура «В музыкальную школу»
Т. А. Гаврилова фарфор, бисквит Фарфоровый завод «Возрождение» 1969 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 80. Скульптура «Заговорщицы»
Т. А. Гаврилова фарфор, бисквит Фарфоровый завод «Возрождение» 1969 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 81. Скульптура «Макет памятника 1000-летия России»
Ю. Марков
фарфор, надглазурная роспись, золочение Фарфоровый завод «Возрождение» 1969 г.
Новгородский музей-заповедник
1970-е гг. 1. Фарфоровый завод «Пролетарий»
Рис. 82. Сервиз чайный «Пион»
А. И. Горина, О. Г. Белова
фарфор, надглазурная роспись, золочение Фарфоровый завод «Пролетарий» 1970 г.
Новгородский музей-заповедник
Рис. 83. Сервиз чайный «Кораблик»
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.