Неоромантические тенденции в лирике Н. С. Гумилева 1900-1910 годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Кармалова, Елена Юрьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кармалова, Елена Юрьевна
Введение
Глава 1. Понятие «неоромантизм» в культуре Серебряного века
Глава 2. Неоромантические контексты поэзии Гумилева 1900 годов. Эволюция лирического сознания поэта
§1 Понятие «неоромантизм» в современном литературоведении
§2 Лирические книги Н. Гумилева 1900 - 1910 тт. Эволюция основных мотивов - творчество, любовь, познание - и их эстетическое воплощение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Лирическая поэзия Н.С. Гумилева: духовные основы, мифологические и литературные истоки2007 год, кандидат филологических наук Климчукова, Вера Николаевна
Художественная концепция игры в поэзии Н. Гумилева: "Романтические цветы", "Жемчуга", "Чужое небо" "Колчан"1998 год, кандидат филологических наук Мелешко, Татьяна Альбертовна
Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н.С. Гумилева2006 год, кандидат филологических наук Соколова, Дарья Владимировна
Структурообразующая роль мотива в книге стихов Н. С. Гумилева "Костер"2003 год, кандидат филологических наук Щеголькова, Ольга Владимировна
Проблема циклизации в поэзии акмеистов: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам2009 год, кандидат филологических наук Верхоломова, Елена Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Неоромантические тенденции в лирике Н. С. Гумилева 1900-1910 годов»
Творчество Н. С, Гумилева все чаще привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей, но отечественное литературоведение смогло обратиться к его изучению в достаточно полном объеме совсем недавно. Актуальность нашей темы определяется и малой изученностью раннего творчества Н. Гумилева. В отечественном и западном гумилевоведении преобладает интерес к зрелому творчеству поэта, оно исследуется как в историко-литературном тте, так и в культурологическом аспектах, при этом акцентируется внимание на поздних поэтических книгах. Исследуется эволюция образного строя поэзии Гумилева, ее связи с символизмом, рассматриваются отдельные тематические комплексы: военные стихи, поздняя любовная лирика и пр. (А. И. Павловский, Ю. В. Зобнин, М. Д. Эльзон, С. Л. Слободнюк, Н. В. Лущик). Отдельные тксты последних книг, особенно книги «Огненный столп» - «Слово», «Душа и тело», «Заблудившйся трамвай», «Звездный ужас» и др. - исследуются в разнообразных философско-художественных и мифопоэтических контекстах. (Л. Аллен, Р. Тименчик, Р. Эшельман, Н. Богомолов). Кроме того, в последнее время появилось много интересных работ, цель которых - показать связи позднего творчества Гумилева с мистической традицией, оккультизмом (Н. Богомолов, Р. Эшельман, М. Баскер), масонством (М. Йованович) и другими философско-религиозными системами, интерес к которым характерен для культуры Серебряного века.
Для нашей темы особенно важны работы о творческих связях и контактах Н. Гумилева, в которых обозначены основные тенденции в изучении проблемы: поднимаются вопросы о влиянии западноевропейской культуры на творчество Гумилева (Л. Аллен), о некоторых параллелях между творчеством Гумилева и Э. По (И.
Кравцова), Гумилева и Ф. Ницше (Н. Богомолов, А. Комольцев, В. Десятое), Гумилева и А. Белого (А. Комольцев), Гумилева и А. -Блока (С. Шварцбанд) и др.
Что касается раннего творчества Гумилева, оно до последнего времени представляло меньший интерес для исследователей, поскольку в литературоведении утвердилась мысль о значительности позднего творчества Гумилева и подражательности, эклектичности его ранней лирику. Опровергала это утверждение еще в 60-е гг. А. А. Ахматова, которая замечала, что поздний Гумилев, визионер и пророк, совершенно непонятен без своего раннего творчества, все «выросло» именно оттуда. Действительно, необходимость изучения ранних книг Гумилева определяется типом творческой индивидуальности поэта; он не пришел в литературу зрелым, «готовым» творцом, но эволюционировал, развивался, в соответствии с установкой «брюсовской школы» занимался «самостроительством», совершенствовал свое поэтическое мастерство. Позднее, зрелое творчество любого художника нельзя изучать, не имея представления о раннем, тем более творчество такого художника,как Н. С. Г умилев.
Кроме того, одно из основных свойств поэзии Гумилева (оно присуще акмеизму в целом) - включенность в литературный контекст эпохи, как в русский (символистский, постсимволистский), так и в западноевропейский, диалог с разными эпохами и культурами,
Интерес к раннему творчеству Гумилева возник в литературоведении совсем недавно, и результаты исследований еще не исчерпывают проблематику материала, Во-первых, сделана попытка рассмотреть ранние поэтические книги, «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы», в их художественной целостности, определить их организующий, структурирующий принцип (М. Баскер, А. Ком< мольцев). Во-вторых, отдельные стихотворения из ранних книг становятся объектом анализа в контексте мистической традиции и философской эстетики (Э. Русинко, Р. Эшельман, С. Слободнюк). Кроме того, исследователи начали проявлять интерес и к ранней прозе Гумилева, которая, несомненно, должна рассматриваться в связи с его лирикой (М. Баскер, О. Обухова). Как видно из этого небольшого обзора, изучение раннего творчества Гумилева еще только начинается, но обращение к нему закономерно и необходимо.
Основным объектом исследования в настоящей работе являются ранние поэтические книги Н. С. Гумилева - «Путь конквистадоров» (далее ПК), «Романтические цветы» (далее РЦ 1908 или РЦ 1918) и «Жемчуга» (далее Ж 1910 или Ж 1918). Нас интересовало проявление в них неоромантических тенденций, отражение контактов с романтической и постромантической культурой. Восприятие и осмысление Гумилевым романтической и постромантической традиций определило эволюцию лирического субъекта от «сверхчеловека», конквистадора в «Пути конквистадоров» через амбивалентного, двойственного, не различающего добро и зло героя «Романтические цветов» к трагически познающему и нашедшему путь духового освобождения герою «Жемчугов». В диссертации рассматриваются первоначальные редакции книг (из трех первых книг впоследствии были сформированы и переизданы две с радикально измененной структурой и общим замыслом). Относя РЦ 1918 и Ж 1918 к позднему творчеству Гумилева, мы не рассматриваем их в диссертации, но иногда привлекаем вторую' редакцию некоторых стихотворений.
Основная цель работы - выявить контакты творчества Гумилева с романтической культурой, исследуя внешние и внутренние ассоциативные контексты ранних поэтических книг, тип лирического героя, мотивную структуру книги, эволюцию лирического сюжета.
Научная новизна диссертации заключается прежде всего в том, что в ней устанавливается содержание ряда понятий, которые до сих пор не имели достаточно меткого определения в литературоведении. Это понятия «неоромантизм», «неоромантическое» и «неоклассическое» применительно к русской культуре Серебряного века. В работе подробно прослеживается, как формировались и развивались эти понятия е сознании художников, критиков и литературоведов той эпохи. Эстетическая позиция Гумилева, нашедшая отражение в немногочисленных, но важных для понимания его творческой индивидуальности эстетических работах, рассматривается на фоне концепций русских неоромантиков-символистов.
Новизна исследования заключается еще в то^что ранняя лирика Гумилева впервые становится объектом системного анализа в таком объеме. Также всесторонне рассматривается эволюция основных мотивов ранних поэтических книг: пути, творчества, познания и любви.
Характер поставленной проблемы, специфика литературного материала определяет методологическую направленность исследования, в котором сочетается теоретический и историко-литературный подходы. Объектом анализа становятся не только художественные тексты; возникает необходимость обращения к эстетическим манифестам, литературно-критическим статьям, литературоведческим исследованиям начала века, поскольку лишь в таком широком контексте возможно осмысление ведущих тенденций литературного процесса. Синтетический характер культуры Серебряного века требует соответствующей ему методологии исследования.
Практическое значение диссертации. Результаты диссертационной работы могут быть использованы при чтении общих курсов по истории русской литературы первой трети XX в., в специальных курсах («Русская эстетическая мысль первой трети XX в.»), «Неоромантизм в русской и западной культуре конца XIX - начала XX вв.»), в спецсеминаре «Русская поэзия начала XX в.»; на факультативных занятиях, в пособиях (теоретического й историко-литературного характера) для студентов.
Апробация диссертации. Содержание диссертации отражено в четырех печатных работах и в докладах, прочитанных на межвузовских и региональных конференциях в городах Омске и Томске.
Диссертация состоит из введения, в котором определяются объект и основные цели исследования, его методология и научная новизна, двух глав и заключения. Библиография включает 336 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественное мировоздание Н. Гумилева и романтическая идея2009 год, кандидат филологических наук Дерина, Наталья Владимировна
Николай Гумилев: Геософический путь поэта2005 год, кандидат филологических наук Бердоносова, Светлана Юрьевна
Экзотический топос в творчестве Н.С. Гумилева2006 год, кандидат филологических наук Полиевская, Александра Сергеевна
Книга стихов Н. С. Гумилева как художественное целое: "Путь конквистадоров", "Романтические цветы", "Жемчуга"2003 год, кандидат филологических наук Белобородова, Анна Артуровна
"Религиозный" символизм Н.С. Гумилева2006 год, кандидат филологических наук Аброчнова, Екатерина Александровна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Кармалова, Елена Юрьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятое исследование позволяет сделать выводы о наличии неоромантических тенденций в ранней лирике Н. С. Гумилева. При этом «неоромантизм» понимается нами не как отвлеченная схема, модель, но как определенная направленность русской культуры Серебряного века в целом, ее устремленность к диалогу с романтической, постромантической и неоромантической традицией в том числе. Эта направленность реализуется в определенных элементах лирической системы раннего Гумилева: типе героя, лирико-ассоциатйвном сюжете и его эволюции, поэтической картине мира, концепции любви, познания и творчества.
У Гумилева романтическая традиция представлена, прежде всего, творчеством английских и французских авторов (Дж. Г. Байрона, С. Кольриджа, У. Вордсворта, Ж. Санд и др.). Гумилеву остались чужды мистицизм немецкой романтической культуры, ее трактовка творческой личности и взаимоотношений индивида-творца с Богом и Универсумом. В английском и французском романтизме Гумилева привлекали мотивы богоборчества и познания, трактовка темы художника и понимание природы творчества («лейкисты», Байрон, Ж. Санд, А. де Виньи). Гумилеву также было близко решение вопроса о соотношении формы и содержания в поэзии у «лейкистов», их концепция поэтического языка. Заметим, однако, что освоение традиций поэтической культуры осуществлялось Гумилевым, скорее всего, уже в их постромантической трактовке. Именно поэтому достаточно трудно разграничить романтическую и постромантическую «струю» в ранней лирике Гумилева.
Творчество постромантиков (Ф. Ницше, Ш. Бодлера, Р. Вагнера, парнасцев, прерафаэлитов и др.) оказало более сильное влияние на раннюю лирику Гумилева, чем творчество романтиков. Воздействие Ф. Ницше проявилось в создании образа лирического героя, в эволюции лирического сюжета. Переклички с лирикой Ш. Бодлера и Л. де Лиля очевидны в трактовке образов героя и героини следующей книги Гумилева, «Романтический цветы», «парнасский» стиль воздействовал на особенности авторской поэтики этого периода (преобладание описательного элемента над психологическим, «отсутствие» лирического героя и его воплощение в разнообразных масках и «ликах» и т. д.). Постромантическая традиция в большей степени, чем романтическая, способствовала формированию самобытной творческой индивидуальности Гумилева; именно в ее освоении и переосмыслении складывались некоторые черты поэтики Гумилева - субъектная организация стихотворений, специфика изобразительно-выразительных средств.
Предшествующая творчеству Гумилева и развивавшаяся параллельно неоромантическая традиция русской и западной культуры представлена в его поэзии еще более широко, чем постромантическая. Творчество К. Бальмонта, В. Брюсова, Д. Белого, А. Блока, а также Г. Ибсена, К. Гамсуна и других неоромантиков стало источником многих мотивов лирики Гумилева, образов его книг, их композиционных и художественных особенностей. И речь здесь идет не о подражательности, ученичестве ранней лирикф/ поэта, но о формировании собственной художественной системы, освоений опыта и традиций предшественников и современников. Анализируя ранние поэтические книги Гумилева мы пытались показать, в чем проявляется самобытность его творческого мышления и поэтики, как осуществляется взаимодействие собственной художественной системы и романтической традиций.
Еще раз заметим, что раннее творчество Гумилева нельзя однозначно назвать «неоромантическим», поскольку невозможно не заметить «неоклассических» тенденций в нем. И если эстетика поэта представляет собой парадоксальную слиянность «неоромантического» и «неоклассического», то в лирике эти тенденции разделяются более легко как в сфере контекстов, так и в области лирической книги.
С точки зрения существования неоромантических тенденций в ранней лирике Гумилева интересна эволюция лирико-ассоциативного сюжета первых поэтических книг, а также форм выражения авторского сознания. В «Пути конквистадоров» лирический герой сначала предстает как ницшеанский сверхчеловек, сильная личность, утверждающая принцип героического познания и проходящая путь посвящения. Главный момент испытаний -встреча с героиней - Девой, которая отвергает героя. В финале герой «развенчивается», что выражается в замещении его двойником-гномом, образ которого так же имеет неоромантические источники (Ф. Ницше, Г. Ибсен, А Белый).
Герой РЦ 1908 чаще вообще не представлен непосредственно, а воплощен через «лики» мага, жреца, возлюбленного и др.
В основе лирико-психологического сюжета РЦ лежит идея двойственности всего сущего, неразличимости добра и зла, их амбивалентности. Образ героя, воплощенный в разных «ликах», восходит к лирическому герою Бодлера. Женское начало представлено в двух противоположных ипостасях. Во-первых оно характеризуется как чувственное, плотское - что также соответствует бодлеровской трактовке. Другая ипостась образа героини восходит к блоковской Прекрасной -Даме - это Дева, недостижимая, чистая, возвышенно-отчужденная. Отношения между ними определяются как борьба, вражда, любовь-ненависть. В финале книги РЦ герой приходит к новому состоянию: страсти укрвщены, поединок остановлен, вместо страдания наступает покой сна, смерти ("Мне снилось: мы умерли оба."). И в этом новом состоянии близости, необладания герои остаются рядом, но не вместе. А лирический герой все так же пытается обрести ее, хотя это удается ему только в смерти.
В Ж 1910 героиня появляется всего в нескольких стихотворениях и, в целом, сохраняет черты сходства с женскими образами ПК и РЦ. А герой трансформируется очень интересно. Во-первых, исчезает раздробленность его образа на «лики», возникает более цельное лирическое «я». Во-вторых, герой эволюционирует от байронического, бодлерианского, демонического типа в цикле «Жемчуг черный» через духовную смерть, существование между жизнью и смертью в «Жемчуге сером» к обновлению, включающему в себя элементы неохристианства на ряду с идеей приятия мира во всех, даже самых мелкий его проявлениях. Возникновение этих идей, эволюция образа лирического героя Ж 1910 позволяют нам говорить о появлении иных, не-романтических тенденций в лирике Гумилева.
Необходимо отметить наличие в «Жемчугах» ключевых текстов, в рамках которых соединяются сквозные идейно-образные мотивы книги, образуются \ устойчивые идейно-образные комплексы. Это, как правило, тексты, насыщенные мифопоэтической символикой, причем, традиционная семантика становится базой для образования оригинальных гумилевских неомифологических моделей. Анализ стихотворений из циклов «Жемчуг серый» («Завещание», «Озера», «Орел») и «Жемчуг розовый» («Путешествие в Китай», «Сказочное», «Северный раджа») подтверждает нашу точку зрения.
Как мы уже отмечали в рамках I главы диссертации, «неоромантизм» в культуре Серебряного века воспринимался прежде всего как мироощущенческая общность^поэтому неоромантические черты характерны не только для творчества, но и для мировоззрения Гумилева. Оно * эволюционировало от немецкого ницшеанско-вагнеровского постромантического идеала героической личности через богоборческую, мятежную, демоническую линию романтизма и постромантизма (Байрон, Бодлер) к приятию «маленькой жизни» в духе Мих. Куз мина, с одной стороны, а с другой - к выходу в иную, мистическую реальность. Кроме того, эволюционирует и любовная тема, представление о любви: от близкого к младосимволизму восхищения духовным женским началом через бодлерианское презрение к женскому как к животному и ужас перед ним к отказу от обладания и борьбы, перерождения и обновления сознания.
Еще одна черта неоромантизма ранних поэтических книг Гумилева - его концепция творчества и художника. В книге «Путь конквистадоров» лирический герой изначально выступает как сильная, творческая, познающая личность, которая должна пройти свой Путь. Этот образ сложился под воздействием концепций Ф Ницше и А Белого. В «Романтических цветах» лирический герой имеет много ликов, и все они - маски творческого индиввда, хотя природа искусства в этой книги Гумилева - темная, злая сторона жизни. В Ж 4910 поэт разрабатывает концепцию творчества, определяет его природу, обозначает тип творческой личности, развивает антиномию «этическое -эстетическое» и представляет понятие эстетической нравственности, В последнем цикле «Жемчугов» утверждается новая, просветленная природа художника.
Разумеется, данная работа не исчерпывает всего исследовательского потенциала материала, круг проблем, стоящих перед исследователем. Актуальные проблемы в изучении данного аспекта раннего творчества Гумилева могут быть обозначены. Во-первых, это разработка «неоклассической» тенденции в его лирике и взаимодействие этой тенденции с «неоромантической». Во-вторых, изучение двух типов поэтической книги, которые также условно можно обозначить как «неоромантическую (символистскую) и «неоклассическую». За рамкой нашей работы остались многие контексты ранней лирики Гумилева: античный, средневековый, религиозно-философский.
В данной работе мы разграничили содержание некоторых эстетических понятий и рассмотрели их художественную реализацию в лирике Гумилева. Намеченные нами проблемы могут стать предметом следующих исследований.
142
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кармалова, Елена Юрьевна, 1999 год
1. Гумилев Н.С. Собрание сочинений в 4-х тт. - Вашингтон , 1962 - 68.
2. Гумилев Н.С. Неизданные стихи и письма. Париж, 1980.
3. Гумилев Николай. Неизданное и несобранное. Paris, 1986.
4. Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. Л., 1988.
5. Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. -М., 1989,
6. Драматические произведения. Л.,1990.
7. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990.
8. Гумилев Н.С. Проза. -М„ 1990.
9. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. -М., 1990. Ю.Гумилев Н.С. Собрание сочинений: в 4-х тт. М., 1991. П.Гумилев Н.С. Сочинения: вЗ-хтт. -М., 1991.
10. Гумилев Н.С. Carmina ab auctore selesta. -СПб 1994.
11. Гумилев Н.С. Избранное. -М., 1995.1.
12. Белый А. Ибсен и Достоевский //Весы. -1905. -№12. -1906. -№1. Также: Белый А. Символизм как миропонимание. -М.,1994.
13. Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен // Белый А. Арабески. -М.,1911. Также: Белый А. Символизм как миропонимание. -М.,1994.
14. БелыйА. Священные цвета //Белый А. Арабески. -М.,1911. Также: Белый А. Символизм как миропонимание. М.,1994.
15. Белый А. Символизм и современное русское искусство // Весы. 1908. -№12. Также: Белый А. Символизм как миропонимание. -М.,1994.
16. Белый А. Символизм как миропонимание // Мир искусства. -1904. №5.
17. Также: Белый А. Символизм как миропонимание. -М., 1994.
18. Белый А. Смысл искусства /У Белый А. Символизм. М., 1910. Также: Белый А. Символизм как миропонимание.-М., 1994.
19. Бердяев Н. Самопознание. -Paris, 1949. Также: Бердяев Н. Самопознание. -М.,1991.
20. Блок A.A. Творчество Вячеслава Иванова // Также: Блок A.A. Собр. Соч. в 8-мит.-Т.5,-М.-Л.,1962.
21. Блок A.A. Девушка розовой калитки и муравьиный царь /V Также: Блок A.A. Собр. соч. в 8-ми т. Т.5. - М.-Л.,1962.
22. Блок A.A. О лирике. Также: Блок A.A. Собр. соч. в 8-ми т. -Т.5. М.-Л.,1962.
23. Генрих Ибсен // Также: Блок A.A. Собр. соч. в 8-ми т. Т.5. - М,-Л,,1962.
24. Блок A.A. Ирония // Также: Блок A.A. Собр. соч. в 8-ми т. Т.5. - М.-Л., 1962.
25. Блок A.A. О современном состоянии русского символизма // Также: Блок A.A. Собр. соч. в 8-ми т. Т.5. - М.Л.,1962.
26. Блок A.A. Крушение .Гу^йкзма // Также: Блок A.A. Собр. соч. в 8-ми т. -Т.6.-М.-Л., 1962
27. Блок A.A. О романтизме // Также: Блок A.A. Собр. соч. в 8-ми т. -Т.6. -М,-Л.,1962.31 .Блок A.A. О "Голубой птице'' Метерлинка // Также: Блок A.A. Собр. соч. в 8-ми т.-Т.6. М.-Л., 1962.
28. Брюсов В.Я. Андрей Белый. Возврат// Весы. 1904. -№12. Также: Брюсов В.Я. Среди стихов. - М.,1990.
29. Брюсов В.Я. Бальмонт// Мир искусства. 1903. - №7 -8. Также: Брюсов В.Я. Среди стихов. - М.Д990.
30. Брюсов В.Я. Вехи. I. Страсть // Весы. 1904. - №12. Также: Брюсов В.Я. Среди стихов. - М., 1990.
31. Брюсов В.Я. О искусстве // Брюсов В.Я. Собр. соч. в 7-ми т. Т. б. -М.Л975.
32. Брюсов В.Я. О "Речи рабской" в защиту поэзии // Аполлон. 1910. - №9. Также: Брюсов В.Я. Среди стихов. - М., 1990,
33. Брюсов В.Я. Священная жертва. // Весы. -1905. №1. Также: Брюсов В.Я. Среди стихов. - М., 1990.
34. Брюсов В.Я. Смысл современной поэзии // Художественное слово. -1920. -№2. Брюсов В.Я. О "речи рабской" в защиту поэзии // Аполлон. -1910. -№9. Также: Брюсов В.Я. Среди стихов. М., 1990.
35. Брюсов В.Я. Торжество победителей // Весы. -1907. -№9. Также: Брюсов В.Я. Среди стихов. -М.Д990.
36. Вейдле В. Петербургская поэтика // Гумилев Н.С. Собрание сочинений в 4-х тт. -Т.4. Вашингтон, 1968. Также: Вайдле В. О поэтах и поэзии.1. Paris,1973.41 .Венгеров С.А. Основные черты истории новейшей русской литературы. -СПб. 1909.
37. Гофман М. Романтизм, символизм и декадентство // Гофман М. Поэты символизма. СПб.,1908.
38. Жирмунский В. Анна Ахматова и Александр Блок /У Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
39. Жирмунский В. Валерий Брюсов и наследие Пушкина. Опыт сравнительно-стилистического исследования. — Пг.,1922. Также: Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
40. Жирмунский В. На путях к классицизму (О.Мандельштам-Tristia) //'Вестник литературы. -1921. -№5.Также: Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
41. Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика. -СПб., 1996.
42. Жирмунский В. О поэзии классической и романтической II Жирмунский В. Вопросы теории литературы. Л., 1928. Также: Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977.
43. Жирмунский В. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. Вопросы теории литературы. Л.,1928. Также: Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика, Стилистика, -Л., 1977,
44. Жирмунский В. Религиозное отречение в истории немецкого романтизма. -Пг., 1919.
45. Иванов Вяч. Две стихии в современном символизме // Золотое руно. -1908. -№3-4,5. Также: Иванов Вяч. Лик и личины России. -М.,1995.
46. Иванов Вяч. Предчувствия и предвестия. Новая органическая эпоха и театр будущего // Золотое руно. 1906. -Кн.5 -6. Также: Иванов Вяч. По звездам. - М.,1909. Также: Иванов Вяч. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. - М.,1995.
47. Иванов Вяч. Lermontov -Лермонтов ÍIY protagoisti délia litteratura russa . -Milano, 1958. Также: Иванов Вяч. Лик и личины России. М.,1995.
48. Иванов-Разумник. А. Блок. А. Белый. -Петерберг,1919.54 .Иванов-Разумник, История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в. Т.П. -СПб., 1911.
49. История западной литературы. Под ред. проф. Ф.Д.Батюшкова. -Т. 1-4. -М„ 1912-17.
50. Книга о русских поэтах последнего десятилетия. Под ред. Модеста Гофмана. -СПб. И М.,1909.
51. Мочульский К. Классицизм в современной русской поэзии // Современные записки. -1922. -№11. -С. 369-370.
52. Мочульский К. Поэтика Гумилева // Звено. 1928. -№20.
53. Русская литература XX века (1890-1910). Под ред. Проф. С.Венгерова. -Т.1. -М.,1914.
54. Сакулин П.Н. Романтизм и "неоромантизм" // Вестник Европы. -1915. -Кн.З. -С.148-163.61 .Флоренский П. Эмпирея и эмпирия //Богословские труды. -Вып.27. -М.,1986.1.I
55. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. -М.Д975,
56. Вельский A.A. Неоромантизм и его место в английской литературе конца XIX века // Из истории реализма в литературе Англии. -Пермь, 1 980.
57. ГаспаровМ.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Связь времен. -М.,1992.
58. Деринг-Смирнова Р., Смирнов И. Очерки по исторической типологии культуры. -Zalzburg, 1982.
59. Дронов B.C. В.Брюсов и традиции русского романтизма // Русский романтизм. Л., 1978.
60. Дьяконова Н.С. Стивенсон и английская литература XIX века. -Л.,1984.
61. Елистратова A.A. Наследие английского романтизма и современность. -М.,1960.
62. Иванов Вяч.Вс. О взаимоотношениях символизма, предсимволизма и постсимволизма в русской литературе конца XIX начала XX в. // Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII-XX вв. -Таллинн, 1985.
63. Ионике Г.Э. Поэзия Р.Киплинга // Проблемы романтизма и реализма в зарубежных литературах. Кишенев,1972.71 .История немецкой литературы в 3-х тт. -Т.З. M., 1986.
64. История Французской литературы в 4-х тт. -Т.З (1871-1917). М.,1959.
65. Каминский В.И. Романтическое течение в русской литературе "переходного времени" //' Русский романтизм. -Л.Д978.
66. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975.
67. Кириченко Е. Неоклассицизм и акмеизм в русском искусстве начала XX века // Вопросы искусствознания. 1994. - №2-3 .
68. Клинг О. А. Брюсов : через эксперимент к неоклассике /7 Связь времен. М.^ 1992.
69. Клинг О. А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х гг. : Автореф. дис. докт. филол. Наук. М. 1996.
70. Конева Н.И. Основные этапы творчества Р. Киплинга. К проблеме творческой эволюции писателя : автореф. дис. канд. филол наук. М., 1978.
71. Корольский В. В. Поэзия Англии и Ирландии рубежа XIX-XX вв. Киев, 1991.
72. Корольский В. В. Эстетизм и символизм в поэзии Англии и Ирландии рубежа XIX-XX вв. Воронеж, 1995.81 .Кругляк М.Т. Своеобразие реализма в творчестве Дж Конрада (1895-1900 гг.): автореф. дис. канд. филол. Наук. М., 1967.
73. Ладыгин М.Б. Неоромантический роман Р. Киплинга // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. Свердловск, 1982.
74. Котова Ю.П. Творчество Р.-Л. Стивенсона с 1878 по 1888 (к проблеме жанра "romance" в английской литературе): автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1974.
75. Луков В.Н. Эволюция драматургического метода Э. Ростана : автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1975.
76. Минц З.Г. "Новые романтики". (К проблеме русского символизма) И Тыняновский сборник. Третьи тыняновские чтения. Рига, 1988.
77. Минц З.Г. Футуризм и "неоромантизм" ( к проблеме генезиса и структуры "Истории бедного рыцаря" Ел. Гуро) // Функционирование русской литературы в разные исторические периоды. Уч. зал Тартусского гос. ун-та.- Вып. 822. Тарту, 1988.
78. Петросов К.Г. О спорных проблемах романтизма в русской литературе конца XIX начала XX в. // Русский романтизм. - Л., 1978.
79. Подгаецкая И. К понятию "классический стиль" 11 Теория литературных стилей. Типология стилевого развития нового времени. М., 1976.
80. Проскурнин Б.П. Английская литература 1910 1914 гг. - Пермь, 1993.
81. Силард Л. Русская литература конца XIX начала XX в. (1890 - 1917). -Т. 1. - Budapest, 1983.
82. Сляр Ф.М. Творчество Киплинга 1882 1891: от репортажа к рассказу и балладе: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1977.
83. Сойни Е.Г. Проблемы финского неоромантизма и литературно -эстетическое наследие Н.К. Рериха: Аавтореф. дис. канд. филол. наук. М., 1983.
84. Старикова Е. Реализм и символизм // Развитие реализма в русской литературе. Т.З. - М., 1974.
85. Судьбы русского реализма начала XX века. Л., 1972.
86. Федякин С.Р. К. Мочульский о неоклассицизме в русской поэзии // Культурное наследие российской эмиграции: в 2-х кн. Кн.2. - М., 1994.
87. Хлебиикова А.И. Художественный мир "Книги джунглей" и "Сказок просто так".-Л., 1985.
88. Царик Д.К. Типология неоромантизма. Киев, 1984.
89. Цибульная В.В. Новеллистика Джозефа Конрада (проблематика и поэтика),- Одесса, 1982.
90. Яковлев Д.Е. Эстетика английского неоромантизма конца XIX века. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1982.
91. Calder Y. (ed.) Stevenson and victorian Scotland. Edinburd, 1981. 101 .Canbv H.S. The short story in English. - New York, 1909.
92. Carrington Ch. Rudiard Kipling: His lite and work Penguin, 1970.
93. Colvin S. Robert Louis Stevenson: his work and his personality. London, 1983.
94. Dennis Vannata (ed.) The English short stoiy 1945 1980: A critical, histoiy. -Boston 1985.
95. Eigner Edvvtn Moss. Robert Louis Stevenson and romantic tradition. Princeton, 1966.
96. Hanson C. Short story and short Fiction. London, 1985.
97. Joseph M. Flosa (ed.) The English short story 1880 1945. A Cutial History. -Boston, 1985.
98. Kasamjan L.A. History of English Literature. London, 1954.
99. Lagarde A. Michard L. XX siecie. Bruxelles, Lausanne, Londre, 1972.
100. O'Connor Frank. The Lonely Voice. A study of the short story. New York, 1963.1.l .Romantic irony. Budapest, 1988.
101. Ronianticism, Modernism and Postmodernism. Lewisburg, London, Toronto, 1980.
102. Rutherford A. (ed.) Kipling mind and art. London, 1964.
103. Stone D.D. Novelist in Changing World. Cambrige, 1972.
104. The Romantic movement. Boulder (Colo.), 1977.
105. Walter Allen. The short story in English. Oxford, 1981.
106. Wilson Angns. The strange ride of Rudiard Kipling. His life and works. -New York, 1977.
107. IS.Yilbert E.(ed.)Kipling and the critics. New York,1965.iv
108. А.Ахматова, Н.Гумилев и русская поэзия начала XX века. -Тверь, 1995.
109. А.Белый. Проблемы творчества. М.,1988.121 .А. Блок и основные тенденции развития литературы начала XX века -Тарту, 1979.
110. А.Блок и русский постсимволизм. -Тарту, 1991.
111. Аверинцев С.С. "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. -1970. =№3.
112. Аверинцев С.С. Вяч. Иванов и русская литературная традиция // Связьвремен. -М.,1992.
113. Аллен Л. Гумилев и русская литература // Гумилевские чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. -СПб., 1996.
114. Аллен Л. Литературные реминисценции Гоголя у Пастернака и Гумилева // Аллен Л. Этюды о русской литературе. Л.,1989.
115. Аллен Л. "Заблудившийся трамвай" Н.С. Гумилева: Комментарий к строфам // Аллен Л. Этюды о русской литературе. Л., 1989.
116. Аллен Л. У истоков поэтики Н.Гумилева. Французская и западноевропейская поэзия // Н.Гумилев. Исследования. Материалы. Библиография, -СП6.Д994,
117. Аллен Л. Этюды о русской литературе. -Л., 1989.
118. Асоян А.А. Данте и русская литература конца XIX начала XX века. -Свердловск, 1988.131 .Асоян А.А. Символическая природа "Слова" Н.Гумилева // Человек. Культура. Слово. Мифопоэтика древняя и современная. -Омск, 1994. -Вып.2
119. Багно В.Е. Ф.Сологуб переводчик французских символистов // На Рубеже XIX -XX вв. - Л., 1991.
120. Баскер М. Гумилев, Рабле и "Путешествие в Китай": К прочтению одного прото-акмеистического мифа // Н.Гумилев и русский Парнас. СПБ., 1992.
121. Г34.Баскер М. "Далекое озеро Чад" Николая Гумилева (к эволюции акмеистической поэтики) // Гумилевские чтения, СПб., 1996.135,Баскер М. К разбору рассказов Н.СХумилева "Принцесса Зара" и "Дочери Каина" // Гумилевские чтения. СПб., 1996.
122. Зб.Батай Ж. Литература и зло. М., 1994.
123. Бент М.й. Немецкая романтическая новелла. // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1989. - №1.
124. Беньямин В. Теория искусства у ранних романтиков и позднего Гёте // Логос. 1993. -№4.
125. Беренштейн Е.П. Концепция культуры Ник. Гумилева /'/ Литературный текст: проблемы' и методы исследования. -Тверь, 1977. №3.
126. Беренштейн E.H. Феномен культуры в осмыслении Н.С.Гумилева// Проблемы романтизма в русской и зарубежной литературе. Тверь, 1996.
127. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.,1973.
128. Биография и творчество в русской культуре начала XX века. Тарту, 1989.
129. Богомолов Н.Я. "Мы два грозой зажженные ствола." (Эротика в русской поэзии Серебряного века от символистов до обериутов) // Литературное обозрение. - 1991. - №11.
130. Богомолов H.A. Оккультные мотивы в творчестве Гумелева // Н.Гумилев и русский Парнас. СПб., 1992.
131. Богомолов H.A. Эротика и русский модернизм: две заметки // Новое литературное обозрение. 1997. - №28.
132. Борисова Л.М. Драматургия русского символизма. -Киев, 1991.
133. Бройтман С.Н. Источники формулы "нераздельность и неслиянность" у Блока// А.Блок. Исследования и материалы. -Л., 1987.
134. В мире АБлока. Сборник статей. М., 1980.
135. Вайнштейн О.Б. Индивидуальный стиль в романтической поэтике // Историческая поэтика: литературные эпохи и типы художествеиноого сознания. М .,1994.
136. Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. М.,1994.151 .Валерий Брюсов: Сборник материалов. М., 1976,
137. Ваннер А. Бодлер в русской культуре конца XIX начала XX вв. // Русская литература XX века . Исследования американских ученых. - СПб.,1993.
138. Вишневская H.A., Зыкова Е.П. Запад есть Запад, Восток есть Восток. Из истории англо-индийских литературных связей в Новое время. М.,1996.154.Восток Запад. - М., 1982.155.Восток Запад. - М.,1985.156.Восток Запад. - М.Д988.
139. Время Дягилева. Универсалии Серебряного века. Пермь, 1993.
140. Вяч. Иванов. Материалы и исследования. 1994. - №10.
141. Вячеслав Иванов. Материалы и публикации // Новое литературное обозрение. 1994. - №10.
142. Габитова P.M. Романтизм и немецкая классическая философия // Ежегодник философского общества СССР, 1986.- М.,1987.
143. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. Гёльдерлин. Шлейермахер. М., 1989.
144. Габитова Р.М Философия немецкого романтизма: Фр. Шлегель. Новалис,-М.,1978.
145. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.
146. Гаснаров Б. Поэма А . Блока "Двенадцать" и некоторые проблемы карнавализации в искусстве начала XX века \\ Slavica Ilierosolymitana . Jerusalem , 1977 . - Vol. 1 .
147. Гаспаров M . Л. Русские стихи 1890 1925-х годов в коментариях . - М., 1993.
148. Гинзбург Л. Я. О лирике. — Л., 1974.
149. Голенищев-Кутузов И. Мистическое начало в поэзии Гумилева \\ Россия и славянство. —29 августа 1931 г. —№ 144.
150. Греем Ш. Гумилев и примитив \\ Н. Гумилев и русский Парнас. — Спб.} 1992.
151. Гройс Б. Ницшеанские темы и мотивы в советской культуре 30-х гг. \\ Бахтинский сборник. — М., 1991. — Вып. 2.
152. Грякалова Н. Ю. К генезису образности ранней лирики Блока ( Я. Полонский и Вл. Соловьев ) \\ А. Блок. Исследования и материалы. — Л., 1991.
153. Грякалова Н. Ю. Н. Гумилев и проблемы эстетического самоопределения акмеизма \\ Н. Гумилев. Исследования. Материалы. Библиография.— Спб., 1994.
154. Гумилевские чтения.— Wien, 1984.
155. Давыдов Ю.H. Освальд Шпенглер и судьбы романтического миросозерцания \\ Проблемы романтизма. — Вып. 2. — M., Î971.
156. Данилевский Р. Ю. Русский образ Фр. Ницше \\ На рубеже XIX и XX в. — Л., 1991.
157. ДелезЖ. Логика смысла. — М., 1995.
158. Десятов В. В. "Блудный сын" — проводник в интегральный мир Н.
159. Гумилева \\ "Вечные" сюжеты русской литературы. — Новосибирск, 1996.
160. Десятов В.В. Ф, Ницше в художе ственном и экзистециальном мире Н. Гумилева ; Автореф. дис. канд. филол. наук. — Томск, 1996.
161. Дмитриев A.C. Проблемы йенсого романтизма. — М., 1975.
162. Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. — М., 1978.
163. Европейский романтизм. —М., 1973.
164. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. — М., 1989.
165. Жажоян М. Пьяные корабли : Бодлер, Рембо , Гумилев , Бродский \\ Русская мысль. — Париж, 1997. — № 4166 ,4167.
166. Жолковский А. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма.— М., 1992.
167. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. — Paris, 1974.
168. ЗобнинЮ. В. Воля к балладе (лиро-эпос в акмеистической эстетике Гумилева) \\ Гумилевские чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. — Спб., 1996.
169. Зобнин Ю. В. Миропонимание Гумилева-акммеиста и "Письма о русской поэзии" \\ Писатели как критики . Материалы вторых Варзобских чтений "Проблемы писательской критики". — Душанбе, 1990.
170. Зорина Т. С. Рим Н. С. Гумилева \\ Гумилевские чтения . — Спб., 1996.
171. И.Анненский и русская культура XX века. — Спб., 1996.
172. Иванов. Вяч. Be. Звездная вспышка (Поэтический мир Н.Гумилева ) \\ Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии. — М., 1989.
173. Иванов Вяч. Вс. Темы и стили Востока в поэзии Запада \\ Восточные мотивы. Стихотворения и поэмы. — М., 1985.
174. Ильев С.П. Русский символистский роман. —Киев, 1991.
175. Интертекстуальные связи в художественном тексте. — Спб., 1993.
176. Искусство и культура. — Спб., 1993.
177. Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М., 1994.
178. История русской литературы, XX век ¡Серебряный век, — М., 1995.
179. Йепсен X. Заметки об оккультных мотивах в раннем творчестве Гумилева \\ Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia/ — Heisinku, 1996.и
180. Иованович M. Николай Гумилев и масонское учение \\ Н.Гумилев и русский Парнас. — СП,, 1992.
181. Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 г. -London, 1988.
182. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. — М.Д992,
183. Ю0. Карлинский С. Вещественность Анненского \\ Новый журнал. — 1966 № 85.
184. Кормановские чтения. —Ижевск, 1994.
185. Киркегор С. О понятии иронии \\ Логос. — 1993. — № 4.
186. ЮЗ, Киселева Л, Ф. О формах метаморфоз романтизма в русской прозе XX в, \\ Проблемы романтизма в русской и зарубежной литературе. — Тверь, 1996.
187. Козовой В. Поэт в катастрофе. — М., 1994.
188. Ю5. Комолова Н. Н. "Италия" Ахматовой и Гумилева \\ Россия и Италия. — М., 1992.
189. Ю6. Комольцев А. В. Русское ницшеанство и особенности композициисборника Н. С. Гумилева "Путь конквистадоров" \\ Гумилевские чтения .1. Спб., 1996.
190. Кондаков Й. В. "Дух музыки" в философии русского символизма \ Общественные науки и современность. — 1996 — № 4.
191. Коренева М. Ю. Д. Мережковский и немецкая культура \\ На рубеже XIX и XX вв. — Л., 1991.
192. Корецкая И. В. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. — М.,1995,
193. Корецкая И. В. О русских литературных аналогах югендстиля \\ Известия Академии наук. Серия лит. и языка. — М., 1994. — Т. 53. — № 3.
194. Косиков Г. К. Готье и Гумилев \\ Готье Т, Эмали и камеи, — М.Д 989.
195. Кравцова И. Г. Н. Гумилев и Эдгар По .Сопоставительная заметка Анны Ахматовой \\ Н Гумилев и русский Парнас. — Спб., 1992.
196. Крейд Вадим. Н. Гумилев: Библиография. —Orange (Conn.), 1988.
197. Кузьмина С. Ф. О. Мандельштам и русская художественная традиция: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Свердловск, 1991.
198. Культура русского модернизма . — М., 1993.
199. К проблемам истории русской литературы XX века . — Краков ., 1992.
200. Лавров А. В, Маргиналии к блоковским текстам \\ А. Блок. Исследования и материалы . — Л., 1991.
201. Левин Ю, Д. ""Поэмы Оссиана" Дж. Макферсона \\ Макферсон Дж. Поэмы Оссиана. — Л., 1983.
202. Левин Ю. И., Сегал Д.М., ТименчикР, Д., Топоров В. Н„ Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма \\ Russian Literature. — 1974. — Ж7 / 8 .
203. Лекманов О. А. Н. Гумилев и акмеистическая ирония /7 Русская речь . — М., 1977. — № 2.
204. Литературная теория немецкого романтизма . — Л., 1934.
205. Литературные манифесты западноевропейских романтиков . — М., 1980 .
206. ЛотманЮ.М. Театр и театральность в строе культуры начала XX в. /У
207. Semiotika i struktura tekstu . — Wroclaw, 1974 .
208. Лущик H. В. Эволюция лирического мира H. Гумилева ( 1914 -1921): Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1994 .
209. Мазаев А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма . — М., 1992.
210. Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока . — Л., 1975.
211. Максимов Д Е. Русские поэты начала века . — Л., 1986.
212. Микушевич В . Ирония Ф. Ницше //Логос . — 1993 . — № 4.
213. Минц 3. Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство . А. Блок . Новые материалы и исследования . — Т. 92 . — Кн. 1. — М., 1980.
214. Минц 3. Г. О некоторых "неомифологических" текстах в творчестве русских символистов // Творчество А. Блока и русская культура XX века . — Тарту, 1979.
215. Михаил Кузьмин и русская культура начала XX века . — Л., 1990.
216. Н. А. Бердяев : Pro et contra . — Кн.1. — Спб., 1994.
217. Н. Гумилев в воспоминаниях современников . — М., 1990.
218. Н. С. Гумилев : pro et contra : Личность и творчество Н. Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей : Антология . — Спб., 1995.
219. На рубеже XIX и XX в. — Л., 1991.
220. Неженец Н. И. Русские символисты . — М., 1992.
221. Никитин А. Неизвестный Николай Гумилев . Исследования и публикациитекстов . — М., 1996.
222. Никольская Л. И. Поэзия Байрона и Шелли в России конца XIX начала Ххвв. — М., 1992.239. О Блоке.— Ь., 1929.
223. Обухова О. Ранняя проза Гумилева в свете поэтики акмеизма// Гумилевские чтения . — Спб., 1996.
224. Оцуп Н. А. Николай Гумилев . Жизнь и творчество . — Спб., 1995.
225. Павловский А. И. О творчестве И. Гумилева и проблемах его изучения //
226. Н. Гумилев : Исследования . Материалы . Библиография . — Спб., 1994.
227. ПаперноИ. Пушкин в жизни человека Серебряного века//Cultural mythologies of russian modernism : from the Golden Age to the Silver Age . — California. —1992.
228. Паперный В. M. Блок и Ницше // Типология русской литературы и проблемы русско- эстонских литературных связей . — Тарту, 1979.
229. Петербургские чтения по теории . истории и философии культуры . — Спб. ,1993. —Вып. 1.
230. Плетнев Р. История русской литературы ХХвека . —New York, 1987.
231. Подорога В, Выражение и смысл , — М., 1995.
232. Проблемы истории русской литературы начала ХХвека. — Хельсинки, 1989.
233. Проблемы типологии русской литературы ХХвека . — Пермь ,1991.
234. Проблемы эволюции русской литературы XX в. — М., 1994.
235. Прокофьева Д. С. О некоторых чертах "поэтической прозы" эпохи романтизма // Советское славяноведение . — 1991. № 6.
236. Рицци Д. Р. Вагнер в русском символизме // Серебряный век в России . —1. Спб., 1993.
237. Розенталь Ш. Символический аспект романа Ф. Сологуба "Мелкий бес" // Русская литература XX века . Исследования американских ученых. — Спб., 1993.
238. Романтизм ; эстетика и творчество , — Тверь, 1994.
239. Россия и Германия. Опыт философского диалога . — М., 1993.
240. Русская литература XX века : направления и течения . — Екатеринбург, 1992.
241. Русская литература XX века: образ, язык, мысль . — М., 1995.
242. Русская литература в зарубежных исследованиях 1980-х годов . — М.,1990.
243. Русская литература и зарубежное искусство . — Л., 1986.
244. Русская литература и культура Нового времени . — Спб, 1994.
245. Русская литература Серебряного века . — М, 1994.
246. Русские поэты Серебряного века . — Л., Í991.
247. Сарычев В. А. Эстетика русского модернизма . — Воронеж, 1991.
248. Серебряный век в России . — М, 1993.
249. Сиклари Дж. У истоков русского символизма — немецкая романтическая эстетика // Из истории русской эстетической мысли . — Спб., 1993.
250. Силард Л. Петер Барта . Дантов код русского символизма // Studia Slavica
251. Academiae scientarum Hungaricae . — Budapest ,1989. — Tamus 35 , pase 1 -2 .
252. Слобод шок С. Л. Н. Гумилев : модель мира (к вопросу о поэтике образа) /УН. Гумилев : Исследования . Материалы . Библиография . — Спб., 1994.
253. Слободнюк С. Л. Н. С.Гумилев : проблемы мировоззрения и поэтики . — Душанбе, 1992.
254. Слободнюк С. Л. Поэтика символистов в произведениях Н. Гумилева // Проблемы развития русской литературы XI-XX вв. — Л., 1990.
255. Слободнюк С. Л. Русская литература начала XX века и традиции древнего гностицизма . — СПб., Магнитогорск ,1994.
256. Слободнюк С. Л. Элементы восточной духовности в поэзии Н. С. Гумилева // Николай Гумилев. Исследования. Материалы. Библиография. — СПб, 1994.
257. Смелова М. В. Онтологические мотивы лирики Н. С. Гумилева : Автореф. дис. канд. филол. наук. — Тверь ,1998.
258. Смелова М. В. Роль христианства в картине мира Н. Гумилева // Ахматовские чтения . А. Ахматова, Н. Гумилев и русская поэзия начала XX в.— Тверь, 1995
259. Смелова М. В. Элементы романтического мироощущения в структуре поэтики Н. С. Гумилева // Проблемы романтизма в русской и зарубежной литературе . — Тверь ,1996.
260. Современные зарубежные исследования по романтизму . — М., 1976.
261. Соловьева Н. А. Английский предромантизм и формирование романтического метода . — М., 1984.
262. Сорокина Л. Н. Поэтика символизма . — Алма-Ата, 1990.
263. Софронова Л. А. Несколько замечаний о поэтике романтизма // Русская литература и культура Нового времени . — Спб.,1994.
264. Спиваковский П. "Индия духа" и Машенька ; "Заблудившийся трамвай" Н. С. Гумилева как символистско-акмеистическое видение // Вопросы литературы . — М., 1977.
265. Струве Г, И. Й. Анненский и Н. Гумилев // Новый журнал . — 1965. № 78.
266. Тайны ремесла : Ахматовские чтения . — М.Д992.
267. Творчество О. Мандельштама и вопросы исторической поэтики. — Кемерово ,1990.
268. Тименчик Р. Д. Заметки об акмеизме // Russian Literature — 1974-№78 .
269. Тименчик Р. Д. Заметки об акмеизме II //Russian Literature — 1977- V. 3.
270. Тименчик Р. Д. Заметки об акмеизме III /У Russian Literature — 1981. №1..
271. Тименчик Р. Д. И. Анненский и Н. Гумилев // Вопросы литературы . —1987. № 2.
272. Тименчик Р. Д. О "библейской тайнописи у Ахматовой" II Звезда , —1995. -№ 10.
273. Тименчик Р. Д. Чужое слово у Ахматовой // Русская речь . — М., 1989. -№ 3 .
274. Тименчик Р. Д. Чужое слово : атрибуция и интерпретация . // Лотмановский сборник. — М.1997. 2.
275. Толмачев В. М. Декаданс : опыт культурологической характеристики // Вестник МГУ . Серия 9 . Филология. — 1991. № 5.
276. Федоров Ф. П. Романтический художественный мир : пространство и время. — Рига, 1988.
277. Федоров Ф. П. Человек в романтической литературе . — Рига, 1987.
278. Фридлендер Г. М. Н. С. Гумилев — критик и теоретик поэзии // Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии . — Л., 1990.
279. Фридлендер Г. М. Пушкин , Достоевский . Серебряный век . — Спб., 1995.
280. Хайдегер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопросы философии . — 1990. -№7.
281. Ханмурзаев К . Г, Немецкий романтический роман и проблемы его исследования IJ Весник МГУ. Серия 9 . Филология. — 1989. № 2.
282. Черных В. А. Творчество Гумилева в поздней оценке Анны Ахматовой // Гумилевские чтения . — Спб., 1996.
283. Чеховиана . Чехов и "серебряный век ". — М., 1996.
284. Чистякова Э. И. "Эстетическое христианство" А. Белого //'Вопросы философии. — 1990. -№11.
285. Чекалов И. И. Поэтика Мандельштама и русский шекспиризм начала XX века. — М., 1994.
286. Чуич Н. Н. Парадоксы интерпретации "иронического текста" // Понимание и интерпретация текста . — Тверь , 1994.
287. Шварцбанд С. "Четвертая книга" стихотворений Н. Гумилева //Nikolay Gumilev, 1886 1986, — Berkeley Д987,
288. Шелковников А. Ю. Критика в художественной системе Н. Гумилева : Автореф. дис. канд. филол. наук. — Барнаул, 1999.
289. Эткинд А. М. Содом и Психея : Очерки интеллектуальной истории Серебряного века . — Б., 1996.
290. Эткинд Е. Г. Поэзия Новалиса : "Мифологический перевод" Вяч. Иванова Н Русская литература . — 1990. № 3.
291. Эшельман Р. Гумилевское "Слово" и мистицизм // Русская мысль . — 29августа 1986 г.
292. Ямпольский М. Демон и Лабиринт . — Ь., 1996.
293. Ясенский С. Ю. Роль и значение реминисценций и аллюзий в поэме "Ночная фиалка" // А. Блок. Исследования и материалы . — Л., 1991.
294. Блинов В. Вяч. Иванов и возникновение акмеизма // Cultura е memoria atti del terzo Simposio Internetionale dedicato a Vjaceslav Yvanov . — Firenze , 1988.
295. Backer M. Gumilyov s " Akteon " ; A. Forgotten Manifesto of Acmeism // The slavic and East European Review . — 1963. № 4.
296. Backer M. Nicolai Gumilev and Engineer Krestin : The Problem of Publication on the Eve of the " Lost Tramcar" // Rusistika. — 1995. № 12.
297. Backer M. Stixi iz snow : Art, Magic and Dream in Gumilev's "Roman ticeskie cvety" /7 Nicolaj Gumilev, 1889 1986. Papers from the Gumilev Centenary Symposium. — Oakland .Berkeley Slavic Specialities, 1987.
298. Bristol E. Nietzsche and Soloviev // Nietzsche in Russia. — Princeton , 1986.
299. Bristol Evelyn. The Acmeists and the Parnassian heritage . American Contributions to the Tenth International Congress of slavists . Sofia, September 1988. Literature. — Columbus , 1988.
300. Chalsma W. Russian Acmeism : It s History, Doctrine and Poetry . Ph ,D. dissertation, University of Washington. — 1967.
301. Donchin G. The influence of French Symbolism on Russian Poetry .— Mouton, 1958,
302. Doherty Justin. The Acmeist movement in Russian poetry . — Oxford, 1995.
303. Eshelman Raoul. " Daj mne, Gospodi, znak" : Das Kryptiche in Gumilevs akmeistischer Dichtung /7 Wiener slawischer Almanach. — 1988. № 21.
304. Eshelman Raoul .Nicolaj Gumilev and neoclasical modernism. — Frankfurt, 1993.320 . Karlinsky Simon . Gumilev and Tsvetayeva as Neo-Romantic Playrights //Russian Theatre in the Age of Modernism. — New York , 1990.
305. Kassack W. Lexicon der russischen Literatur ab 1917. — Munchen, 1986.
306. Nicolaj Gumilév, 1886 -1986. Papers from the Gumilev Centenary Symposium. — Oakland : Berkeley Slavic Specialities , 1987.
307. Papla Eulalia. Acmeism. Geneza i program. — Wroclav , 1980.
308. Papla Eulalia. Homo Peregrinas v lirike Nik. Gumileva // Nicolay Gumilev, 1886 1986. Papers from the Gumilev Centenary Symposium. — Oakland: Berkeley Slavic Specialities, 1987.
309. Religious world of Russian culture . — Paris , 1975.
310. Rusinko E. Acmeism ,Post-Symbolism and Ann Bergson //Slavic review. — 1982.-V. 41. №3.
311. Rusinko E. Adamism and Acmeist Primitivism // Slavic and East European journal. — 1988.-XXXI1.
312. Rusinko Elaine . Russian Acmeisme and Anglo-American Imagism/7 Ulbanius Review. — 1978. no 2.
313. Rusinko Elaine . The Two Adams : Gumilev s creative personality //Nicolaj Gumilev, 1886 1986. Papers from the Gumilev Centenary Symposium. — Oakland : Berkeley Slavic Specialities , 1987.
314. Sampson Earl. Nicolaj Gumilev. — Boston , 1979.
315. Sampson E. The prose Fiction of Nicolaj Gumilev // Nicolaj Gumilev, 1886 -1986. Berkeley, 1987.
316. Scharzband S. Alexandr Blok and Nikolaj Gumilev // Slavic and East European journal. — 1988. V. 32, 3.
317. Thompson Ewa . Some structural Patterns of Nikolaj Gumilev //Welt der Slavven. — 1974 1975. - 19 20.334. fucker J. Innokentii Annenskij and the Acmeist Doctrine . — Columbus, 1986.
318. Wachtel M. Russian Symbolism and literary tradition : Goethe, Novalis and poetics of Vyach. Yvanov. — Madison ; L., 1994.
319. Ylinskii Oleg . Osnvnye principy poezii Gumilev's. K stoletiiu so dnya rozdenija (Basic principles jf Gumilev's poetry) \\ Zapiski Russkoj
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.