Научно-методическое обоснование системы обучения школьников дизайну на базе черчения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Салтыкова, Галина Михайловна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 251
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Салтыкова, Галина Михайловна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИЗАЙНА КАК ВИДА ШКОЛЬНОЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.¡.Анализ существующего опыта обучения дизайну в России и за рубежом.
1.2. Философско-социальные аспекты дизайнерской деятельности.
1.3. Интеграционные функции дизайнерской деятельности.
1.4. Обоснование введения курса «Дизайн» в школьную практику обучения на базе черчения.
1.5. Психолого-педагогическое основы разработки содержания курса «Дизайн» и методики обучения школьников.
Выводы по главе 1.
ГЛАВА П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ДИЗАЙНУ НА БАЗЕ ЧЕРЧЕНИЯ.
2.1. Методика педагогического эксперимента.
2.2. Разработка методической системы обучения дизайну школьников на базе черчения.
2.3. Методические особенности обучения школьников дизайну.
2.4. Анализ результатов экспериментального обучения школьников.
Выводы по главе П.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие способностей к дизайнерской деятельности: На материале обучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графике2002 год, доктор педагогических наук Марченко, Марина Николаевна
Активизация развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма1998 год, кандидат педагогических наук Коваленко, Юлия Геннадьевна
Условия развития проектной культуры подростков на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе2003 год, кандидат наук Фильчакова, Юлия Александровна
Педагогически целесообразные условия эстетического воспитания школьников-подростков средствами дизайна2004 год, кандидат педагогических наук Недумова, Надежда Викторовна
Методика формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8-9 классов1994 год, кандидат педагогических наук Кочетков, Олег Леонидович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научно-методическое обоснование системы обучения школьников дизайну на базе черчения»
Проблема исследования и ее актуальность. В современных социально-экономических условиях ежедневного ускорения темпа технологических, информационных и коммуникативных преобразований в жизни общества, возникает необходимость модернизации содержания образования, от которой в большой степени зависит интеллектуальное и эмоциональное развитие молодого поколения, формирование его ценностных ориентаций, социальных, этических и эстетических идеалов, овладение опытом творческой деятельности и профессионального самоопределения.
Поиск моделей обучения, соответствующих уровню мирового образовательного пространства активизирует исследования, направленные на раскрытие творческого потенциала ребенка. Для этого все чаще в учебный процесс включаются дисциплины, интегрирующие в себе как материальную, так и духовную культуры. Одним из решений таких поисков может стать дизайнерская деятельность, в которой объединены различные формы общественной деятельности и познания, проявляющиеся в отношении личности к окружающему миру, предметной среде и самой себе. В дизайне устанавливается отношение эстетического начала к объективной реальности, пространственно-временного порядка и социальной действительности, проблемы ценностного отношения с обширными контекстами современной культуры.
Известно, что теоретические основы дизайна - это техническая эстетика. В самом понятии здесь заложено сочетание рационального и чувственного, что в свою очередь является основой познавательной деятельности ребенка. Наряду с этим, в дизайне слиты воедино два направления творческих поисков - от функции к форме и от формы к функции. Причем, методом дизайнерской деятельности является художественное конструирование, которое в качестве составной части входит в общий процесс конструирование предметной среды и имеет своей целью обеспечивать удобство ею пользоваться, в случае ее высокой эстетической ценности и рациональности, содействующие формированию у человека не потребительского, а активно-творческого отношения к жизни.
Мы убеждены в том, что в ходе дизайнерской деятельности школьники могут развивать свои творческие способности, воспринимая, анализируя, переосмысливая, перерабатывая информацию, разрабатывая принципиально новую идею с последующим ее графическим отображением на плоскости и воплощением в реальный объект. При этом, сталкиваясь с проблемной ситуацией в том или ином задании, учащиеся заняты поиском рационального решения, что в свою очередь формируют подвижность (динамичность) и гибкость мышления.
Интегративность курса «Дизайн», фронтальность и дифференциация дизайнерской деятельности позволяет в процессе обучения создать целостную картину знаний, получаемых в полной средней школе, усилить эмоциональную окраску учебного процесса, активизировать творческий потенциал, изменить мотивацию в обучении, вызвать потребность в самообразовании, в самоусовершенствовании, развитии творческих способностей у учащихся. Выше сказанное создает возможность для развития индивидуальных качеств личности, ее интеллектуального потенциала.
К настоящему времени обучение дизайну в школе можно отнести к нововведениям, завоевывающим должное пространство в учебном процессе. Необходимой базой для художественного конструирования является черчение. Существующий отечественный и зарубежный опыт, описанный в диссертационных исследованиях, в специальной и педагогической литературе, показал, что возможности дизайнерской деятельности в школьном образовании используются недостаточно. В силу ряда объективных и субъективных причин в практике существуют либо отдельные направления дизайна (например, элементы графического дизайна на уроках изобразительного искусства и черчения) или краткосрочные учебные курсы, знакомящие с основами дизайна и не использующие весь арсенал художественного конструирования.
Проведенные исследования отечественных и зарубежных ученых показали, что при использовании практических методов дизайна творческие способности учащихся повышаются на семьдесят пять и более процентов.
Нельзя не отметить и то, что в существующей школьной практике обучения пока отсутствует единая система обучения дизайну. Более того - не везде в школах преподается курс черчения. Это можно отнести и к школам с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. До сих пор не разработаны вопросы содержания, методики, не определены границы дизайнерской деятельности в процессе обучения. Практически отсутствуют учебные пособия, за исключением работы Ю.Ф.Катхановой для учащихся младших классов, нет учебников (кроме специальных узконаправленных изданий для профессионалов дизайнеров), учебных программ, представляющих полный курс дизайна, а не отдельные его направления. Вместе с тем, многолетнее экспериментальное обучение дизайну в отдельных школах г. Москвы (Учебный центр № 109, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов образовательной области «Искусство» № 1637 и др.) показало, что учащиеся самого различного возраста достигают высоких результатов в данной художественно-эстетической деятельности. В этой связи, мы вправе говорить о целесообразности и необходимости расширения рамок наших исследований, упорядочению вопросов теории и практики, связанных с обучением дизайну в школе. В основном это и определило проблему исследования, где необходимо ответить на главный вопрос - каково должно быть содержание курса «Дизайн» в практике обучения школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла и как методически грамотно организовать это обучение на базе черчения.
Цель исследования: разработать и научно - методически обосновать систему обучения школьников дизайну на базе черчения.
Объект исследования: процесс обучения учащихся курсу «Дизайн» на базе черчения.
Предмет исследования: методическая система обучения школьников дизайну.
Гипотеза исследования: обучение дизайну на базе черчения учащихся школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла будет эффективным, если:
- в его основу будет положена методическая система, включающая:
• цели, задачи и содержание, включающее курсы «Дизайн», «Компьютерный дизайн» и «Черчение»;
• различные формы организации учебного процесса, методы и методические приемы (блиц-опрос, проблемная ситуация, сюжетная игра и др.);
• средства обеспечения учебного процесса (компьютерные технологии, таблицы, динамические пособия и др.); будут определены педагогические условия, предусматривающие интегративность дизайнерской учебной деятельности, единство и взаимосвязь мотивационного, содержательного и организационного аспектов обучения на базе гуманизации как методологического принципа.
Обучение дизайну на базе черчения будет эффективным, потому что данная методическая система обладает следующими ценными качествами:
- соединение в обучении интеллектуальной и практической деятельности, на основе познавательно-творческого начала, нацеленность на активизацию творческой деятельности школьников;
- базирование на методологическом принципе гуманизации;
- конструирование содержания по принципу блокового строения, включающее этапность (последовательность) наращивания учебного материала, систему заданий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующий опыт обучения дизайну в России и за рубежом, определив концептуальные подходы к данной проблеме.
2. Выявить сущность дизайна, основываясь на интегративности дизайн -деятельности, в том числе с черчением.
3. Определить содержание курса «Дизайн» для практики обучения учащихся школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.
4. Экспериментально проверить разработанную методическую систему обучения школьников дизайну.
Теоретической основой исследования явились:
- философские положения о всестороннем и гармоничном развитии личности;
- положения психологии, педагогики, эстетики;
- изучение проектной художественно-конструкторской деятельности как формы продуктивного отражения действительности;
- научно-теоретические основы педагогики и методики художественно-эстетического образования и воспитания школьников;
- труды философов, педагогов, психологов, социологов, искусствоведов, теоретиков и практиков дизайна;
- отечественный и зарубежный опыт применения дизайна в учебной и творческой деятельности.
В методологию исследования положено изучение теоретических и практических аспектов дизайна, его роли в жизни общества и значение в обучении в школьников, исследования философов Л.А.Зеленова, Л.И.Новиковой, К.М.Кантора, посвященных проблеме дизайнерской деятельности. Философско-социологическому анализу дизайна посвящены работы Ю.Л.Егорова, Н.Л.Емельяновой, В.П.Кузьмина, М.Г.Чепикова, А.И.Уемова, Э.Г.Юдина и др. Искусствоведческие исследования об эстетической деятельности и социальной роли дизайна в культурном развитии общества проводились В.М.Видгофом, К.М.Кантором, А.Н.Козловым, Ю.Б.Сомовым, М.В.Федоровым и др.
Исследования общих вопросов дизайна изложены в трудах В.Р.Аронова, Л.Н.Безмоздина, О.И.Генисаретского, В.Л.Глазычева, А.П.Ермолаева, А.В.Иконникова, А.И.Ковешникова, Б.И.Клубикова, И.А.Спичака, С.О.Хан-Магамедова, Л.М.Холмянского, Е.Д.Щедрина и многих других.
Международный опыт был проанализирован по исследованиям А.В.Бойчука, Л.Е.Быкасовой, А.А.Карху, Г.Г.Курьеровой, Г.Б.Минервина, И.В.Приваловой, И.И.Тереховой, а также зарубежных авторов Р.Арнхейма, Р.Боумена, Г.Земпера, Н.Кларка, К.Кимуры и др.
Психолого-педагогические и социо-культурные аспекты развития личности ребенка средствами художественно-эстетической деятельности рассматривались s
В.П.Беспалько, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, И.Я.Лернером, А.В.Усовой и другими авторами.
О познавательных способностях, формировании творческих интересов проведены исследования Б.Г.Ананьевым, Н.Н.Волковым, Л.С.Выготским, Е.И.Игнатьевым, В.С.Кузиным, С.Л.Рубенштейном, Б.Г.Тепловым, Г.И.Щукиной и др.
Вопросы связи обучения черчению и дизайну рассмотрены в работах Ю.Ф.Катхановой, М.Н.Марченко, А.А.Павловой и др.
Вопросам художественно-графического обучения и воспитания в школе и вузе посвящены исследования Н.Н.Анисимова, А.Д.Ботвинникова, Е.А.Василенко, В.Н.Виноградова, И.С.Вышнепольского, В.А.Гервера, Л.В.Занкова, С.Е.Игнатьева, Ю.Ф.Катхановой, В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной, Л.П.Маленовской, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова и других.
Методы исследования. В работе использованы взаимодополняющие методы исследования, которые можно охарактеризовать как теоретические и экспериментальные:
- теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, а также научных исследований по проблеме исследования;
- анализ существующих школьных и вузовских программ и учебных планов, а также основных положений и документов об организации и перспективах развития художественно-графического образования;
- наблюдение и анализ процесса учебной и творческой деятельности школьников, студентов и преподавателей в урочное и внеурочное время;
- анкетирование и тестирование школьников и студентов;
- педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент по изложенной проблеме проводился на базе средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов образовательной области «Искусство» №1637, Центра образования № 109, колледжа МИР Международного института рекламы, а так же в процессе педагогической практики студентов художественно-графического факультета МПГУ.
Исследование осуществлено поэтапно.
Первый этап (1993 - 1995 гг.) - поисково-эмпирический. Определялись особенности учебной деятельности школьников в процессе изучения изобразительного искусства, черчения и декоративно-прикладного искусства. Проводился анализ теории и практики освоения школьниками учебных дисциплин художественно-эстетического цикла и развития их способностей.
Второй этап (1996 - 1997 гг.) - теоретический, в течение которого проводился анализ литературных источников, психолого-педагогических исследований, накапливался практический опыт работы по выявлению концептуальной основы курса «Дизайн», структурировалось содержание этого курса, определялись педагогические условия введения в процесс обучения школьников нового учебного курса на базе черчения.
Третий этап (1998 - 2001) - опытно-экспериментальный, в ходе которого создавались учебные программы курсов «Дизайн» (5-8 классы - основная школа, 9 класс - предпрофильное обучение, 10-11 классы - профильное обучение), «Компьютерный дизайн» (10 - 11 классы - профильное обучение) и «Черчение» (10 - 11 классы - профильное обучение) и проводилась проверка разработанного содержания этих курсов в практике обучения, а также его коррекция. Разрабатывались методические рекомендации для учителей изобразительного искусства и студентов ХГФ.
Четвертый этап (2001 - 2004) включал систематизацию и обобщение полученных результатов исследования, оформление полученных данных эксперимента в качестве методических рекомендаций, а также техническое оформление кандидатской диссертации.
На защиту выносится . научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система обучения школьников дизайну на базе черчения, которая включает в себя:
- цели, задачи и содержание курсов «Дизайн» (5-8 классы - основная школа, 9 класс - предпрофильное обучение, 10 - 11 классы - профильное обучение), «Компьютерный дизайн» (10 - 11 классы - профильное обучение) и «Черчение» (10-11 классы - профильное обучение);
- комплекс методов, условий и средств, содействующих развитию художественно-графических способностей школьников в процессе обучения дизайну.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система обучения школьников дизайну на базе черчения, которая включает в себя:
• цели, задачи и содержание с выявленной структурой и компонентами содержания учебного материала курса «Дизайн» для учащихся (форма и формообразование, теория построения изображений, цветоведение, функциональные свойства цвета, средства отображения окружающей предметной среды);
• различные формы организации учебного процесса (самостоятельная работа, работа в группе, коллективная работа), методы и методические приемы, включающие блиц-опрос, проблемные ситуации, сюжетные игры и др.;
• средства обеспечения учебного процесса (методические таблицы, иллюстрирующие содержание разработанных программ «Дизайн», «Компьютерный дизайн», «Черчение», компьютерные технологии).
2. Выявлены педагогические условия: интегративность дизайнерской учебной деятельности, единство и взаимосвязь мотивационного, содержательного и организационного аспектов обучения на базе гуманизации обучения как методологического принципа.
3. Разработаны критерии оценки работ учащихся для контроля за качеством обучения.
4. Проанализированы современные тенденции и стратегии образования в области художественно-графической подготовки школьников, существующий опыт обучения дизайну в России и за рубежом.
5. Доказано, что дизайнерская деятельность в школьной практике обучения позволяет реализовать на практике принципы интеграции, преемственности, внутри - и межпредметные связи в осуществлении дизайнерских проектов, включая использование компьютерных технологий.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения школьников дизайну -научно обосновано и экспериментально проверено содержание учебного материала курса «Дизайн» для учащихся школ с целью повышения эффективности их учебной деятельности и развития творческого потенциала.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что:
- созданная учебная база в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов образовательной области «Искусство» № 1637, позволяет в процессе педагогической практики знакомить будущих учителей изобразительного искусства с методикой преподавания дизайна, расширяя, таким образом, область его внедрения в практику обучения на основе черчения
- разработанные и прошедшие апробацию вышеперечисленные учебные программы могут быть использованы в школах с углубленным изучением дисциплин образовательной области «Искусство», в условиях дополнительного образования, а также частично внедрены в процесс обучения многих школ.
Достоверность исследования обеспечивается.
- исходными методологическими позициями;
- комплексной методикой исследования;
- результатами педагогического эксперимента;
- соотнесением полученных результатов экспериментального обучения с учебно-методическими материалами, а также с существующим педагогическим опытом;
- работой автора в качестве учителя изобразительного искусства, черчения, дизайна и компьютерного дизайна в школе на протяжении одиннадцати лет, в качестве преподавателя графического дизайна на ХГФ Mill У в течение двух лет, в качестве преподавателя графического дизайна в рекламе в колледже МИР Международного института рекламы в течение четырех лет, а также в качестве эксперта секции изобразительного искусства Федерального экспертного совета Министерства образования России в течение четырех лет.
Апробация результатов исследования и разработанных учебных материалов осуществлялась:
- в процессе экспериментальной работы с учащимися в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов образовательной области «Искусство» № 1637, учащимися Центра образования № 109, учащимися колледжа МИР Международного института рекламы;
- со студентами художественно-графического факультета Mill У в учебной деятельности, а также при прохождении педагогической практики в школе;
- со слушателями ФПК при Mill У, с педагогами на семинарах МИПКРО г. Москвы.
По материалам исследования были сделаны доклады на конференциях по итогам научно-исследовательских работ Mill У (1997 - 2003 гг.). Опыт работы освещался на научно - практических общероссийских и московских конференциях и семинарах: городской семинар «Найти тропинку к каждому» (1997 г.); городской круглый стол «Работа с детьми повышенной мотивации» (1998 г.); круглый стол МКО в рамках панорамы воспитательных систем по теме «Актуальность проблемы творческого развития детей как фактора оптимизации воспитательного процесса» (2000 г.); VI Всероссийская конференция «Московский научно - практический семинар» «Москва России, Россия Москве» по теме «Образовательная область «Искусство» - школа XXI века» (2000 г.), Московский научно-практический семинар «Область «Искусство» в системе общего образования» (2000 г.), Городская научно-практическая конференция «Образовательные технологии XXI века» (2001 г.), Научно-практический семинар «Интеграция как способ формирования среды в художественно-эстетическом образовании» (2004 г.). Опыт работы также был представлен и высоко оценен в рамках конкура МКО «Учитель года - 97», «Учитель года - 98». Результаты работы были представлены в рамках деятельности школы № 1637 на выставках: Международная выставка «Карьера и образование» (1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.); «Школа - 2000» IV Московская международная выставка (КВЦ «Сокольники» 2000г.); Дни образования на ВВЦ (МКО)(2000, 2001, 2002, 2003 гг.). Работы учащихся были опубликованы в журнале «Летопись интеллектуального зодчества» № 1-2 2001 г. (см. приложение). Старшеклассники принимали участие в Студенческих фестивалях рекламы Miracle (1999, 2000, 2001, 2002, 2003гг.). Работы призеров представлены в каталогах фестиваля (см. приложение). Автор также привлекался к деятельности методического совета фестиваля. В 2004г. Проектная деятельность учащихся была представлена на Ломоносовских чтениях.
Ход исследования и его основные положения обсуждались на Ученом Совете художественно-графического факультета, заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна ХГФ Mill У (19982004 гг.).
Внедрение результатов исследования осуществлено с помощью публикаций, разработанных учебных программ для школы, научных статей, тезисов докладов, посвященных внедрению учебных дисциплин «Дизайн», «Компьютерный дизайн» и «Черчение» в процесс обучения учащихся школ художественно-эстетического направления.
Учебные программы «Дизайн» (5-8 классы - основная школа, 9 класс -предпрофильное обучение, 10 - 11 классы - профильное обучение), «Компьютерный дизайн» (10 - 11 классы - профильное обучение) и «Черчение» (10 - 11 классы - профильное обучение) полностью или частично внедрены в практику работы школ г. Москвы (средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов образовательной области «Искусство» №1637, Центр образования № 109), а также в колледже МИР Международного института рекламы.
Всего по теме исследования опубликовано 13 научных и учебно-методических работ, общим объемом 3.5 печатных листов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Гуманитаризация обучения геометрическому черчению студентов художественно-графического факультета2003 год, кандидат педагогических наук Демьяненко, Илья Юрьевич
Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности1994 год, доктор педагогических наук Катханова, Ю. Ф.
Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятельном поле курса "Основы дизайна"2000 год, кандидат педагогических наук Ладыгин, Евгений Владиславович
Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна2002 год, кандидат педагогических наук Саланкова, Светлана Евгеньевна
Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания1997 год, доктор педагогических наук Сокольникова, Наталья Михайловна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Салтыкова, Галина Михайловна
Выводы по главе II.
1.В методике педагогического эксперимента были определены основные этапы исследовательской деятельности. Для определения системы обучения дизайну последовательно изучались особенности учебной деятельности по дисциплинам художественно - эстетического цикла, определялись условия для проведения эксперимента, исследовались художественно - конструкторские способности учащихся. В начале исследования элементы дизайн - деятельности вводились в обучение черчению. На основе результатов обучения проводилась проверка эффективности дизайн - деятельности, корректировалось содержание учебного материала.
2. На основании вышеизложенных исследований вопросов теории и практики дизайна, дизайн - образования нами разработана методическая система обучения школьников дизайну на базе черчения.
Разработана педагогическая концепция учебной дисциплины «Дизайн». Она основана на продуктивно-деятельностном подходе и базируется на методологическом принципе гуманизации. В основе концепции:
- интеграция содержания дизайнерской учебной деятельности;
- взаимосвязь и координированность этапов дизайнерской деятельности;
- фронтальность и дифференциация дизайнерской учебной деятельности;
- цикличность и замкнутость учебной деятельности;
- единство требований к качеству дизайнерской деятельности; общеобразовательная направленность дизайнерской учебной деятельности.
Для достижения наилучших результатов в основу учебной дизайн-деятельности должна быть положена этапность (последовательность). Так же должно быть полржено: четко сконструированное содержание, разработанная система заданий, этапность (последовательность) учебного процесса, требования для достижения ожидаемого результата.
Далее были разработаны структура содержания курса «Дизайн» и формы организации обучения. При конструировании содержания обучения дизайну нами выработан принцип блокового строения. Содержание поделено на четыре основных блока:
- форма и формообразование;
- теория построения изображения;
- цветоведение;
-средства отображения.
Определены основные составляющие каждого блока. Для наилучшего освоения содержания разработаны различные виды заданий, позволяющие не только освоить и закрепить полученные знания и навыки, но и развить творческие способности, потенциал обучающихся, привести к самостоятельной созидающей творческой деятельности. Разработаны учебные программы дисциплин «Дизайн» (5-8 классы, 9 класс, 10 - 11 классы), «Дизайн на компьютере» (10 - 11 классы), «Черчение» (10 - 11 классы). Для этого определены цели, задачи и организация процесса обучения. Каждая программа предусматривает блоковое строение содержания, примерные практические задания, понятийный аппарат, требования к знаниям и умениям школьников. Также разработаны технология и методика обучения, которые определили организацию обучения дизайну.
3. На следующем этапе дизайн вводился в процесс обучения школьников как новая учебная дисциплина. Для этого в школьную практику были внедрены учебные программы, выявлены особенности обучения школьников, разработаны методические рекомендации.
4. Проведена апробация содержания и организации обучения дизайну. Анализ результатов экспериментального обучения школьников дизайну показал эффективность введения новой дисциплины в учебный процесс.
144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Теоретический анализ существующего опыта обучения дизайну школьников в России за рубежом выявил существенные отличия по структуре, содержанию и организации. Определены основные направления и тенденции развития преподавания дизайна. Существующие недостатки выражаются в существенных различиях содержания и организации обучения дизайну, отсутствии четкой структуры, базы учебного процесса. Проблемой нашего исследования явилась необходимость разработки системы обучения дизайну школьников.
2. Для определения теоретической базы исследования были рассмотрены философско-социальные аспекты дизайна, существующие теории и концепции. Всесторонний анализ выявил основополагающие принципы дизайна с целью дальнейшего формирования системы обучения.
3. Для определения базы формируемого содержания курса «Дизайн» были исследованы теория дизайна, фундаментальные принципы, существующие направления, методологические подходы и перспективы развития дизайна, определены развития образования. На их основе нами определялись виды дизайн-деятельности, необходимые для создания целостной картины технической эстетики для школьников. К ним относятся: художественное конструирование и проектирование, компьютерный дизайн, стайлинг, элементы инженерного дизайна, эргодизайн, артдизайн и другие.
Обучение дизайну соединяет в себе интеллектуальную и практическую деятельность, в его основе лежит познавательно-творческое начало. Нами было определено три основных компонента процесса обучения:
- теоретические знания как понятийно-логическая составляющая творческого процесса; эстетическое чувство как художественно-образная составляющая творческого процесса;
- практические умения и навыки в процессе художественно-проектной деятельности.
4. Нами разработана педагогическая концепция учебной дисциплины «Дизайн», основанная на продуктивно-деятельностном подходе, базирующаяся на методологическом принципе гуманизации. Разработаны технология и методика обучения, определяющие организацию обучения дизайну.
Сконструировано содержание, включающее этапность (последовательность) наращивания учебного материала, систему заданий. При конструировании содержания обучения дизайну был выработан принцип блокового строения. Содержание поделено на четыре основных блока:
- форма и формообразование;
- теория построения изображения;
- цветоведение;
- средства отображения.
Разработаны и внедрены учебные программы дисциплин «Дизайн» (5-8 классы, 9 класс, 10-11 классы), «Дизайн на компьютере» (10 - 11 классы), «Черчение» (10-11 классы). Определены цели, задачи и организация процесса обучения.
5. В экспериментальном исследовании изучались особенности учебной деятельности по дисциплинам художественно - эстетического цикла, исследовались художественно - конструкторские способности учащихся, были разработаны формы организации обучения, выявлены особенности обучения школьников, разработаны методические рекомендации. Проведена апробация содержания и организации обучения дизайну. Анализ результатов экспериментального обучения школьников дизайну показал эффективность введения новой дисциплины в учебный процесс.
6. Учебные программы «Дизайн» (5-8 классы, 9 класс, 10-11 классы), «Дизайн на компьютере» (10 - 11 классы), «Черчение» (10 - 11 классы) представляют основу для формирования обучающего пространства художественно-эстетической направленности. Программы «Графический дизайн» (10-11 классы), «Графический дизайн в рекламе» (9 класс, 10-11 классы), представленные в приложении, расширят эти возможности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Салтыкова, Галина Михайловна, 2004 год
1. Алексахин H.H. Формирование художественно-конструкторских навыков, знаний и умений на уроках трудового обучения в 5 7 классах: Дис. .канд. пед наук. М., 1989 - 181 с.
2. Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности // Вопросы психологии. 1975. № 4.-С.77 - 87.
3. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.: Просвещение, 1968. -334 с.
4. Ангеловски К. Учителя и инновации (пер. с македонского В.П. Диденко). -М.: Просвещение, 1991. 157 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (пер. с англ. В.Н.Самохина). Б.: БГК им. И.А.Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 392 с.
6. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимосвязи материальной и художественной культуры XX века.- М.: Сов. Художник, 1987. 230 с.
7. Безмоздин Л.Н. Визуальная культура Визуальное мышление в дизайне. - М.: ВНИИТЭ, 1990. - 112 с.
8. Белов A.A., Гвоздев Е.М. История дизайна: Лекции / Рос. гос. пед. ун-т. им А.И.Герцена. СПб.: Образование, 1993. 76 с.
9. Бине А. Измерение умственных способностей (пер. с фр. М. Владимирского) СПб.: «Союз», 1998. - 431 с.
10. Ю.Близнюк A.C. Объемное макетирование в системе профессиональной подготовки студентов на художественно-графических факультетах: Автореф. дне. . канд. пед. наук. М., 1990. 16 с.
11. П.Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. О педагогических проблемах // Магистр.- 1992.- Май. С. 16 -17.
12. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.- Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. С. 86 - 90.
13. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000. 62 с.
14. Бумажная пластика: Пособие для учителя / НИИ шк.; Копцев В.П.- М., 1990. 65 с.
15. Быкасова Л.Е. Современное художественное образование в Германии: В школах федеральной земли Северной Рейн Вестфалии: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Таганрог, 1997. - 16 с.
16. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников.- Д.: Образование, 1980. 80 с.
17. Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне. / В.Ф.Колейчук, А.В.Лаврентьев, И.В.Рочеева и др.- М., ВНИИТЭ, 1990. 88 с.
18. Волкова В.В. Дизайн рекламы.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 144 с.
19. Волошко В.М. Принципы решения знаковых изображений: Учебное пособие. М., МВХПУ, 1987. - 32 с.
20. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: УРАО, 1999. - 208 с.
21. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.-480 с.
22. Гамезо М.В. / ред. / Психосемиотика познавательной деятельности и общения: Межвуз. сб. науч. тр. МГЗПИ, М., 1988. - 171 с.
23. Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: Дис. . . .канд. искусствоведения. М., 1989. 200 с.
24. Гервер В.А.Творчество на уроках черчения: книга для учителя М. Гуманит. изд. центр ВЛАЛОС, 1998. 144 с.
25. Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки о теории и практике дизайна на Западе. М.: Искусство, 1970.- 192 с.
26. Глазычев B.JI. Стиль мышления в дизайне // Проблемы формализации средств художественной выразительности: Сб. статей / ВНИИТЭ.- М., 1980.-С. 44-45.
27. Глассер У. Школы без неудачников. / Пер. с англ. М., 1991. 158 с.
28. Графические знаки: проблемы исследования, разработки, стандартизации. (Мат. Всесоюзной науч. практ. конференции) / Пред. В.И.Стрельченко (отв. ред.). - Киев, ВНИИТЭ, Киевский филиал, 1988. - 137 с.
29. Грегори P.J1. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.-271 с.
30. Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни предметной среды: Сб. статей / Редкол.: О.И. Генисаретсий (отв. ред.) и др. / Труды ВНИИТЭ. Сер «Техническая эстетика»; Вып. 58 М., 1989. - 144 с.
31. Даниэль С.М. Искусство видеть. JL: Искусство, 1990. - 223 с.
32. Джонс Дж. К. Методы проектирования. / пер. с англ., 2-е изд., доп. М.: Мир, 1986. - 326 с.
33. Диалектика деятельности и культура.- Киев: Наук, думка, 1983. 296 с.
34. Дизайн в системе культуры.- М.: Издательство Техническая эстетика, 1982. 173 с.
35. Дизайн и техническое творчество: (Метод, рекомендации) / Авт. сост. Е.М.Гвоздев; Рос. гос. Ун-т им. Герцена.- СПб: Образование, 1993. - 91 с.
36. Дизайнер слово иностранное // Обучение за рубежом. - 1999. № 2 (3). -С. 25-31.
37. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. (Теоретические подходы и эмпирические исследования.) -М.: «Смысл», 1997. 426 с.
38. Дроздецкий А.Г. Принципы и методы построения учебных планов и программ по основам дизайна для внешкольного обучениястаршеклассников: (из опыта Краснодар, нар. ун-та пром. эстетики): Автореф. дис. . на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1982. 17 с.
39. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна вита, 1995.- 150 с.
40. Емельянова Н.Л. Философско-социологический анализ дизайн-деятельности: Дис. .канд. филос. наук. Томск, 1986. 209 с.
41. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. - 277 с.
42. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М., АУТОПАН, 1993. - 132 с.
43. Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. М.: Искусство, 1986. -271 с.45.3еленов Л.А. Курс лекций по основам эстетики. Горький, 1974. - 184 с.
44. Зенкевич Е.П. Общие принципы подготовки дизайнеров в США // художественно-конструкторское образование. / Тр. ВНИИТЭ Тех. эстетика; Вып. 4 М., 1973. - С.84 - 98.
45. Ивахнова Л.А. Научные основы подготовки учителя изобразительного искусства к конструированию содержания учебных предметов: Дис. .д-ра пед. наук. Алматы, 1996. 448 с.
46. Искусство и предметно-пространственная среда: Материалы науч-практической конф. преподавателей и аспирантов, 1992 СПб.: Высш. худож.-пром. уч-ще им В.И.Мухиной, 1992. - 149 с.
47. Кантор K.M. Опыт социально философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии.- 1981. № 11. - С. 84 - 96.
48. Кантор K.M. К проблеме общественной природы дизайна // Вопросы технической эстетики. Вып. 2. М., 1970. - С. 18-80.
49. Карху A.A. Опыт исследования природного фактора в эволюции финского дизайна: Дис. .канд. искусствоведения. М., 1984. - 195 с.
50. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1994. 503 с.
51. Катханова Ю.Ф. Техническая графика и основы дизайна. Программы средней общеобразовательной школы (8-9 классы). М.: Просвещение, 1990. - 14 с.
52. Кириленко И.В., Папаскири Т.В. Скандинавский дизайн. Традиции и современность. -М.: «Сашко», 1996. 162 с.
53. Клубиков Б.И. Методы активизации творческого поиска в дизайне: (Пед. и проектно-практ. аспект): Дис. .канд. искусствоведения. Л. 1978. 288 с.
54. Ковешников А.И. Композиция в пропедевтическом курсе дизайна / Мое. пед. гос. ун-т им. В.И.Ленина; Науч. ред. С.И. Архангельский. М.: Прометей, 1991. - 273 с.
55. Ковешников А.И. Теория и методика изучения основ дизайна в процессе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1992.- 30 с.
56. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности. М.: Знание, 1981. - 64 с.
57. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студ. Высш. И сред. Пед. учеб. Заведений. М: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
58. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. А.И. Пискунова / отв. ред. / и др. М., Педагогика, Т. 1. 1982. - 656 е., Т. 2., 1982. - 576 с.
59. Кондратьева К.А., Раппапорт А.Г. Колористика в художественно-конструкторском образовании / Промышленное ис-во. Выпуск 1 / Межвузовский тематический сб. тр. / М., Издание МАРХИ, 1980. - 162 с.
60. Корешков В.В. Эстетическая среда школы и личность учащегося. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В.И.Ленина, 1994. - 75 с.
61. Коськов М.А. Основные закономерности художественно-конструкторской деятельности: Дис. .канд. филос. наук. Л., 1980. 195 с.
62. Кругликов Г.И. Методика обучения учащихся основам профессионального творчества: Дис. .канд. пед. наук в форме научного докл. Курск, 1996. 23 с.
63. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. 2-е изд., доп. и перераб.: М.: Просвещение, 1977. - 207 с.
64. Кузин В. С. Психология. М.: Высшая школа, 1982. - С. 15 - 16.
65. Кузьмичев Л.А. Дизайн программа: понятие, структура, функции: Дис. .канд. искусствоведения. М., 1983. - 243 с.
66. Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна: (Проект. поисковые концепции второй половины XXI века): Дис. .канд. искусствоведения. М.,1990. - 345 с.
67. Ладыгин Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятельностном поле курса «Основы дизайна»: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М.: МПГУ, 2000. 16 с.
68. Лазарев E.H., Валькова Н.П. Дизайн как фактор формирования эстетической культуры. Л., о-во «Знание» РСФСР, Ленинградская организация, 1974. - 237 с.
69. Лазарев E.H., Валькова Н.П. Дизайн // Стенограмма семинара аспирантов по спец. 17.00.06. «Техническая эстетика». СПб.: ВХПУ им. В.И. Мухиной. - 1994.- 156 с.
70. Ленинградская школа дизайна: Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной: Методические материалы / ВНИИ тех. эстетики. М., ВНИИТЭ, 1990. - 100 с.
71. Лихачев Б.Г. Теория эстетического восприятия школьников. М.: Просвещение, 1989. - 237 с.
72. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. -М.: Педагогика, 1970. -431 с.
73. Маврин Б.М. Развитие технического творчества как средство повышения профессионального мастерства учащихся ВПУ (Лицея): Дис. .канд. пед. наук. М., 1996. 143 с.
74. Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. / (Постановка проблемы и поиск путей ее разрешения.) Тернополь, 1993. - 183 с.
75. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.- 284 с.
76. Марченко М.Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности (на материале обучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графике): Автореферат дис. . д-ра пед. наук. М, 2002.-40 с.
77. Методика художественного конструирования / ВНИИТЭ; Междунар. редкол.: Ю.Б. Соловьев, М. Хасымский, М. Кельм и др. Изд. 2-е, перераб.-М., 1983. - 165 с.
78. Московская школа дизайна: Опыт подгот. специалистов в Моск. высш. худож.-пром. уч-ще (б. Строгановском): Метод, материалы / ВНИИ техн. эстетики! -М.: ВНИИТЭ, 1991. 180 с.
79. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей.-2-е. изд. / Л.М. Миронова. Мн.: Беларусь, 2003. - 151 с.
80. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: Учеб. для вузов / Под ред. С.М.Михайлова.-2-e изд., перераб. и доп. М: «Союз Дизайнеров», 2002. - 240 с.
81. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1: Учеб. для вузов.-2-e изд. исправл. и дополн. М: «Союз Дизайнеров России», 2002. - 270 с.
82. Михайлов С.М. История дизайна. Том 2: Учеб. для вузов. М: «Союз Дизайнеров России», 2002. - 270 с.
83. Невзорова Г.В., Соломонов С.А. Некоторые вопросы методики художественного конструирования. JL: Образование, 1966. - 230 с.
84. Неменский Б.М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1987,- 190 с.
85. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.-334 с.
86. Новикова Л.И. Искусство и техника. Искусство и общество. М.: Политиздат, 1972. - 220 с.
87. Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. М.: Политиздат, 1976. - 231 с.
88. Нодельман Л.Я. Технология обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике: Дис. .канд. пед. наук. М., 2000.-275 с.
89. Основные термины дизайна. Краткий справочник словарь / Отв. ред. Л.А. Кузьмичев. - М., ВНИИТЭ, 1989. - 88 с.
90. Павлова A.A., Жуков C.B. Методика обучения черчению и графике: Учеб. метод, пособие для учителей. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -96 с.
91. Подготовка дизайнеров за рубежом. / Ред. кол.: .Л.С. Переверзев (отв. ред.) и др. М., ВНИИТЭ, 1986. - 109 с.
92. Постников Н.О. Графический дизайн в системе эстетического восприятия и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства: Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. -224 с.
93. Привалова И.В. Социокультурный аспект концепций современного дизайна ФРГ и Западного Берлина: Дис. .канд. искусствоведения. М., 1990. -166 с.
94. Проблемы развития дизайнерского образования / Ред. кол.: .В.Ф.Сидоренко (отв. ред.) и др. -М., ВНИИТЭ, 1986. 98 с.
95. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. / Сост. B.C. Кузин, И.В. Корнута. 3-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2001. - 224 с.
96. Программы средней общеобразовательной школы. Черчение. / А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М.Селиверстов М.: Просвещение, 1993. - 16 с.
97. Промышленное искусство. Выпуск 1 / Межвузовский тематический сборник трудов / М., Издание МАРХИ, 1980. - 162 с.
98. Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. 1989. № 6. - С. 17 - 30.
99. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. АА.Бодалева, В.И. Сластенина. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 585 с.
100. Психология цвета. Сб. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1996.-352 с.
101. Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 1997. - 270 с.
102. Ричардсон Г. Образование для свободы, (пер. с англ. И. Иванова, П. Петрова). М.: РГГУ, 1997. - 212 с.
103. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. М.: Искусство, 1974. - 176
104. Родин O.B. Эстетическая ценность дизайна: Автореф. дис. . канд. фил. Наук. М., 1985. 24 с.
105. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. М.: Эдиториал УРСС, 1996. - 224 с.
106. Роль культуры в формировании личности. Минск: Беларусь, 1980. - 192 с.
107. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. - 100 с.
108. Рубинштейн C.JI. Основы психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т.1.-488 с.
109. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
110. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций) М.: МЗ-Пресс, 2001. - 252 с.
111. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических ВУЗов и институтов повышения квалификации. М. Народное образование, 1998. - 156 с.
112. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. № 11. - С. 87 - 89.
113. Сидоренко В.Ф. Категория стиля в структуре эстетического сознания дизайнера. В кн.: Проблемы формализации средств художественной выразительности. - М: ВНИИТЭ Вып. 24. 1980. - 120 с.
114. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Техническая эстетика. 1989. № 12. - С. 1 - 2.
115. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетики дизайнерского творчества // Дизайн: Сб. науч. тр. Выпуск П. М.: НИИ PAX. 1993. - 164 с.
116. Сидорина Е.В. Сквозь весь двадцатый век. Худож.-проектн. концепции рус. Авангарда. М.: Рус. мир, 1994. - 373 с.
117. Современный дизайн и наследие ВХУТЕМАСа / Отв. ред. С.О. Хан-Магомедов. М.: ВНИИТЭ, 1982. - 90 с.
118. Советский энциклопедический словарь / Науч.-ред. совет: A.M. Прохоров (пред.). М.: Советская энциклопедия, 1981. - 1600 с.
119. Социологические исследования в дизайне: Труды ВНИИТЭ, Вып. 54. М.: ВНИИТЭ, 1988. - 94 с.
120. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. / Под ред. Н.Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. -472 с.
121. Сурина М.О. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». Москва: ИКЦ «Март», Ростов н / Д: Издательский центр «Март», 2003. - 325 с.
122. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Серия «Школа дизайна». Москва: ИКЦ «Март», Ростов н / Д: Издательский центр «Март», 2003. - 288 с.
123. Творческие направления в современном зарубежном дизайне. Труды ВНИИТЭ вып. 60. М.: ВНИИТЭ. 1990. - 149 с.
124. Терехова И.И. Влияние традиций народного предметного творчества на формирование региональных школ в дизайне СФРЮ: Дис. .канд. искусствоведения. М., 1990. 185 с.
125. Тухарели H.JI. Терминология дизайна в лексической системе русского языка: Дис. .канд. филол. Наук. М., 1994. 210 с.
126. Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теоретич. очерк). М.: Политиздат, 1982. - 288 с.
127. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.
128. Ульяновский A.B. Мифодизайн рекламы. М.: Ин-т Личности, 1995.- 300 ç.
129. Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Свердл. архит. ин-те: Метод, материалы / ВНИИТЭ, М.А. Бобковская и др. М.: ВНИИТЭ. 1989.- 115 с.
130. Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
131. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФА -М, 1997. -576 с.
132. Хан-Магомедов С. А. О месте и роли дизайна системе художественной культуры // Техническая эстетика. 1985. № 7. - С. 1 - 4.
133. Харьковская школа дизайна: Опыт подготовки дизайнеров в Харьк. худож.-промышл. ин-те / А.П. Бляхер, A.B. Бойчук, C.B. Вергунов и др.; ВНИИТЭ. -М., 1992. 116 с.
134. Художественная культура и народное творчество: Сб. ст. / Мое. худож.-пром. ин-т С.Г. Строганова. М., 1994. - 106 с.
135. Художественное проектирование. / Под ред. Б.В. Нешумова и Е.Д. Щедрина. / М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
136. Цвет в дизайне и колористическое образование: Материалы конф., совещ. М.:ВНИИТЭ, 1990. - 94 с.
137. Цветкова Л.Н. Педагогическое руководство графической художественной деятельностью подростков: Автореф. дис. . канд. пед. Наук. М., 1990 16 с.
138. Цицишвили Этери Дизайновское проектирование в Грузии. Тбилиси: «Хеловнеба», 1985. 128 с.
139. Черневич Е.В. Исследование языка графического дизайна: Дис. . канд. Искусствоведения. М., 1975. 175 с.
140. Черневич Е.В. Язык графического дизайна. Материалы к методике художественного конструирования. -М.: ВНИИТЭ, 1975. 138 с.
141. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. -Мн.: Харвест, 1999.-312 с.
142. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.-320 с.
143. Шевелев И.Ш. Формообразование. Кострома: «ДиАр», 1995. - 166 с.
144. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 372 с.
145. Эксперимент в дизайне. Методические материалы (Ефимов A.B., Колейчук В.Ф., Лаврентьев А.Н., Хан-Магомедов С.О.). М.: ВНИИТЭ, 1987.-69 с.
146. Эксперимент: новое содержание общего образования: Примерные программы среднего (полного) общего образования: Искусство / Е.С. Медкова, Е.С. Кузин, С.П. Ломов и др.- М.: Просвещение, 2002. 31 с.
147. Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989. - 445 с.
148. Эстетические ценности предметно-постранственной среды / A.B. Иконников, М.С. Коган, В.Р. Пилипенко и др.; Под общ. Ред. А.В.Иконникова; ВНИИТЭ. М.: Стройиздат, 1990. - 334 с.
149. Юлдашев А.Г. Эстетическое чувство и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. - 256 с.
150. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. - С. 64 - 76.
151. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997. - 352 с.
152. Яцюк О.Г., Романычева Э.Т. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. СПб.: БХВ - Петербург, 2004. - 432 с.
153. I/insostenibile leggerezza delle cose / Colloguidi E.Manzini, P. Cau, A. Branzi a cura di C. Morozzi // Modo. 1988. № Ю9 - p. 18 - 21.
154. Manzini E. Virtual objects // Ottagono. 1998. № 91.-p. 64 - 71.159
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.