Национальный мир как художественная модель в романе А. Кешокова "Сабля для эмира" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Срукова, Юлия Юрьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 0
Оглавление диссертации кандидат наук Срукова, Юлия Юрьевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3 Глава 1. Репрезентация национальной истории в романе
А. Кешокова «Сабля для эмира»
1.1. История как факт и как национальное прошлое
1.2. История как миф и как вымысел 69 Глава 2. Генерация национальной идентичности в романе
А. Кешокова «Сабля для эмира»
2.1. Особенности национальной идентичности
2.2. Художественная генерация национальной идентичности
в национальных стереотипах, этно-, авто-, гетерообразах 108 Глава 3. Художественная репрезентация национальных характеров
и национального мира в романе А. Кешокова «Сабля для эмира»
3.1. Художественное воплощение национальных характеров
3.2. Специфика художественной репрезентации национального мира 135 Заключение 145 Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Дилогия А. Кешокова "Вершины не спят": этнофольклорная основа, жанровая специфика, историко-культурный контекст2012 год, кандидат наук Кушхова, Асият Лиуановна
Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова1999 год, кандидат филологических наук Борова, Асият Руслановна
Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова2010 год, кандидат филологических наук Хамдохов, Сурен Юрьевич
Проблема психологизма в кабардинской прозе 1960-1990 годов2006 год, кандидат филологических наук Губжокова, Светлана Владимировна
Проблематика и жанровое своеобразие художественной публицистики и критики Алима Кешокова2003 год, кандидат филологических наук Пшибиев, Алим Иналович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальный мир как художественная модель в романе А. Кешокова "Сабля для эмира"»
ВВЕДЕНИЕ
В современном мировом пространстве, ориентированном на глобализацию, на сознательную оторванность от традиционных ценностей и национальных моделей мира, большое значение приобретает осознание уникальности национальных литератур и культур. В связи со сложностью национальной идентификации становится необходимым обращение к историко-литературному опыту разных народов России.
В первой половине XIX века в литературе и искусстве европейского романтизма была поставлена проблема художественной модели национального мира. В 1990-е годы в российском литературном и культурном обиходе появились понятия «национальный образ мира», «национальная картина мира», которыми обозначили совокупность общих образцов и представлений об устройстве национального мира и месте человека в нем, отраженных в сознании и культуре носителей одного этноса. Однако данные дефиниции имели существенные различия, в основе которых находились понятия «образа» как наиболее устойчивого и целостного явления и «картины» как определенного представления о мире и о человеке в конкретное историческое время.
Единство отражения и понимания национального мира в культуре и литературе заключается в понятии «художественной модели», о которой писал Ю.М. Лотман: «На определенном этапе развития для культуры наступает момент самосознания - она создает свою собственную модель. Эта модель определяет унифицированный, искусственно схематизированный облик, возведенный до уровня структурного единства. Наложенный на реальность той или иной культуры, он оказывает на нее мощное упорядочивающее воздействие, доорганизовывая ее конструкцию, внося стройность и устраняя противоречия» [120, с. 501 - 502].
Прозаическое творчество кабардинского (адыгского) писателя Алима Кешокова явилось новым этапом в развитии жанра романа в новописьменной литературе, стало значительным достижением в российской многонациональной литературе второй половины ХХ века. Художественный мир его прозы представляет собой взаимодействие реалистических принципов отображения действительности, историзма и этническо-культурных традиций, синтеза национального, лирического и эпического начал, концепции личности человека и истории.
В современном северокавказском литературоведении поэтическое и прозаическое творчество А. Кешокова изучено в достаточной мере. Романная проза писателя в том или ином аспекте исследуется в монографических трудах Л.А. Бекизовой «От богатырского эпоса к роману» (1974), В.В. Дементьева «Со временем в ладу» (1985), А.Х. Мусукаевой «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993), «Всадник чести. А. Кешоков: жизнь и творчество» (Составители М.М. Хафицэ. и Дж.П. Кошубаев, 2003), А.М. Гутова «Слово и культура» (2003), З.Х. Баковой «Алим Кешоков» (2000), К.К. Султанова «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы» (2007), Ю.М. Тхагазитова «Эволюция художественного сознания адыгов» (2006) и др. [30, 64, 130, 45, 59, 15, 168, 180].
Среди более десяти кандидатских диссертаций, посвященных различным проблемам в творчестве А. Кешокова, особо следует отметить работы А.Р. Боровой «Художественная концепция человека и истории в прозе Ал. Кешокова» (Нальчик, 1999), А.Л. Кушховой «Дилогия А. Кешокова «Вершины не спят»: жанровая специфика, этнофольклорная основа, историко-культурный контекст» (Нальчик, 2012) [38, 110]. Вместе с тем, в романной прозе А. Кешокова недостаточно исследовалась проблема национального мира как художественной модели, а роман
«Сабля для эмира» не подвергался целостному литературоведческому анализу.
Алим Кешоков обратился к прозе, когда был уже известным кабардинским поэтом. Его первый роман «Чудесное мгновение» опубликовали в 1958 г., а в 1965 г. появилось продолжение начатой истории - роман «Зеленый полумесяц». Эти произведения, связанные между собой историко-революционной темой, сюжетными линиями и системой образов, составили дилогию Кешокова «Вершины не спят».
Спустя 16 лет после создания историко-революционной дилогии «Вершины не спят» писатель публикует роман «Сабля для эмира» («Эмирым и сэшхуэ», 1981), связанный с ней проблематикой и образной системой, хотя по хронологии изображенных в нем исторических событий должен был предшествовать ей [93]. Следует отметить, что некоторые литературоведы в своих научных трудах пытались тематически объединить дилогию и роман А. Кешокова, называя ее трилогией [38], но при этом не учитывали тот факт, что «Сабля для эмира» - это произведение, посвященное не столько идеологизированному соцреалистическому осмыслению историко-революционной тематики, сколько осознанию национальной истории, тяжелой судьбы адыгского (кабардинского) народа, а главное - постижению подлинной сути национального характера.
Большинство исследователей [38, 110] определяло роман А. Кешокова «Сабля для эмира» (как и предшествующую дилогию «Вершины не спят») как историко-революционный, однако сегодня данная дефиниция советского периода кажется формальной, ограниченной и не актуальной. Современный исследовательский взгляд на произведение Кешокова на первом плане позволяет обнаружить художественную реконструкцию переломных, противоречивых исторических событий, произошедших на обширных территориях Северного Кавказа, Закавказья и
Турции в конце XIX - начале XX века, а затем, в финальных главах, увидеть описание эпизодов становления революционной власти.
Существует множество научных работ, посвященных проблемам историзма, исторического мышления, жанровой специфики исторического романа в Европе и России. Это, например, труды Л.П. Александрова, Ю.А. Андреева, В.В. Кожинова, Г.М. Ленобля, А.А. Пауткина, С.М. Петрова, М.И. Серебрянского и др. [3, 9, 101, 111, 141, 142, 153]. Неоднократно к аспектам этих проблем обращалось и национальное литературоведение, представленное учеными северокавказского региона, -Л.А. Бекизовой, У.Б. Далгат, Р.Х. Камбачоковой, Г.И. Ломидзе, А.Х. Мусукаевой, В.Д. Оскоцким, У.М. Панешем, А.А. Схаляхо, З.Х. Толгуровым, Ю.М. Тхагазитовым, К.Г. Шаззо и др. [30, 60, 78, 116, 130, 136, 139, 169, 174, 178, 200]. Тем не менее, вопрос историзма в адыгской национальной литературе еще полностью не изучен и требует новых аналитических подходов. Что же касается анализа историзма в прозе А. Кешокова, то в основном он был произведен на материале дилогии «Вершины не спят», романов «Сломанная подкова», «Грушевый цвет» и практически не затрагивал историческую основу романа «Сабля для эмира».
Актуальность диссертационного исследования обусловлена теоретическими и историко-литературными причинами:
неразработанностью проблемы национального мира как художественной модели в романе А. Кешокова «Сабля для эмира» и связанных с нею теоретических вопросов репрезентации национальной истории, генерации национальной идентичности, национальных стереотипов, этно-, авто- и гетерообразов, репрезентации национальных характеров и национальной среды, а также актуальностью проблематики, которая вызвана постоянно растущим интересом к феномену национального мира, потребностью в обновлении методологического инструментария, необходимого для его
анализа в кабардинской (адыгской) и, в целом, северокавказских литературах.
Объект исследования - роман Алима Кешокова «Сабля для эмира», литературно-критические, исторические, философские и
культурологические труды по теме исследования.
Предмет исследования - художественная модель национального адыгского (черкесского) мира в романе А. Кешокова «Сабля для эмира».
Цель диссертационной работы - на основе научной историко-литературной позиции представить концептуальный анализ художественной модели адыгского (черкесского) национального мира в контексте романа А. Кешокова «Сабля для эмира».
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить репрезентативные модели и техники отображения национальной истории в романе А. Кешокова «Сабля для эмира», позволяющие раскрыть авторскую концепцию;
- проанализировать исторические модели национального мира «история как факт» и «история как национальное прошлое»;
- выявить в романе особенности реконструкции исторических событий и определить роль исторических личностей, раскрыть формы фиксации понятия «национального»;
- рассмотреть в романе «Сабля для эмира» соотношение историзма и мифологичности;
- исследовать способы организации мира романа А. Кешокова как вымысла: наполнение событийного ряда прошлого с применением домысла, разработка системы вымышленных образов; введение прототипов исторических лиц, использование фольклорного, мифологического, исторического материала, этнографических сведений, создание комплекса мотивов, символов, пейзажей и т.д.;
- охарактеризовать типы национальной идентичности в романе «Сабля для эмира»;
- на основе категориального аппарата современной имагологии изучить процесс художественной генерации национальной идентичности;
- дать целостное описание специфических особенностей национальных стереотипов, этно-, ауто-, гетерообразов в романе А. Кешокова «Сабля для эмира»;
- установить и проанализировать элементы идейно-художественной структуры национального характера;
- раскрыть специфику художественной репрезентации национального мира в романе «Сабля для эмира» по этнографическому, этнокультурному, национально-символическому и анималистическому аспектам.
Теоретическую базу диссертационной работы составляют теоретико-литературные труды Л.П. Александрова, М.М. Бахтина, Г.А. Гачева, А.В. Гулыги, В.В. Кожинова, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Д.С. Наливайко, А.А. Потебни, Б.Г. Реизова, О.М. Фрейденберга, М.Б. Храпченко и др. [3, 23 - 25, 47, 56, 101 - 103, 119 - 120, 124 - 125, 132, 147, 151 - 152, 184 - 185, 195 - 197], посвященные национальным, историческим проблемам теории, истории литературы, вопросам поэтики и семантики, труды зарубежных ученых и мыслителей Р. Барта, И. Гердера, Гегеля, М. Элиаде и др. [21, 46, 48, 206], исследования отечественных северокавказских ученых З.Х. Баковой, Л.А. Бекизовой, Б.Х. Бгажнокова, А.Р. Боровой, А.Х. Мусукаевой, У.М. Панеша, Ю.М. Тхагазитова, К.Г. Шаззо и др. [14 - 19, 29 - 31, 26 -27, 38 - 39, 128 - 131, 139, 175 - 180, 200 - 201].
Методологическая основа диссертационного исследования обеспечивается опорой на основные методы исследования: историко-генетический, историко-культурный, мифологический, теоретического
целостного анализа художественного текста и рецептивной поэтики, системно-структурный, сравнительно-типологический, методы
имагологии.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые осуществляется комплексный историко-литературный и теоретический анализ романа А. Кешокова «Сабля для эмира», в контексте которого выявляются основные параметры и специфика художественной модели концепции национального мира.
В диссертационной работе расширяются научные представления о национальной проблематике, терминологически уточняется и раскрывается понятие «художественная модель национального мира». В романе А. Кешокова «Сабля для эмира» под новым углом зрения выявляется специфика национального историзма, этнического мифотворчества, рассматриваются национальные идеи, образы, характеры, анализируются аспекты национальной идентичности.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Роман А. Кешокова «Сабля для эмира» - это образец не исторического романа-эпопеи или хроники, а историко-художественный роман о значительных исторических событиях и трагических этапах прошлого, содержание которых связывается с судьбами вымышленных персонажей. Авторская концепция национальной истории раскрывается в репрезентативных моделях: история как факт, как национальное прошлое, как миф и как вымысел.
2. Реконструируя в романе «Сабля для эмира» переломные исторические события, А. Кешоков охватывает масштабное географическое пространство Северного Кавказа и Закавказья, описывает многонациональное кавказское общество, рассматривает политическое соперничество и контакты Османской Турции, России, Англии, Германии, поднимает вопросы исторической значимости.
3. Универсальным топосом полинационального пространства становится Кавказ. Незамкнутость, открытость этого топоса формирует в произведении особое восприятие кавказской природы, где горы, леса, реки, водопады - это не просто живописный ландшафт Северного Кавказа, а идейная константа Родины, с которой связано национальное прошлое кабардинцев, адыгов (черкесов) и других горских народов.
4. В романе «Сабля для эмира» национальный мир и национальная история связаны с мифотворчеством. Используя форму мифа, автор разрабатывает в романной поэтике и его основные признаки: слияние реального и идеального (мысли и действия); синтез художественного и логически обусловленного, повествовательного и ритуального; символическое и сакральное значение; нерасчлененность образа и значения, историчность, персонализация мифа; полисемантичность или смысловое тождество мифологических предметов, слов и атрибутов.
5. В романе А. Кешокова «Сабля для эмира» репрезентация национального мира как художественной модели обусловлена идеями и представлениями адыгского этноса, к которому принадлежит автор, его мировоззренческой и философской позицией. Данное произведение может послужить релевантным источником по актуальной проблеме национальной идентичности, в которой отражаются формы национальной сущности (жанры хабара, фольклорной песни, пословицы, поговорки и сказки), язык, национальные предания, эпическое и поэтическое наследие, этнические ценностные нормативы кодекса Адыгэ Хабзэ, реализуются понятия «родовой характер народа», «внутренний принцип нации», «национальный дух», содержится обобщение национального самосознания. Художественная генерация национальной идентичности в романе А. Кешокова происходит в национальных стереотипах, этно-, ауто-, гетерообразах.
6. Концепция национального характера определяется авторским
поиском национального идеала, связанным с системой духовных ценностей адыгского (кабардинского) народа Адыгагъэ (Адыгство), этическими, моральными, философскими и правовыми нормами - Адыгэ Хабзэ. Главный герой романа А. Кешокова «Сабля для эмира» - князь Жираслан является носителем национального героического начала, поэтому он и изображен доблестным адыгским джигитом, имя и дела которого становятся легендой не только в Кабарде, но и на всем Северном Кавказе.
7. В национальной картине мира романа «Сабля для эмира» этнообраз Кавказа развивается в бинарной оппозиции - «гармония - хаос», в которой романтизация Кавказа (Черкесии) соединяется с его изображением как арены затяжного военного конфликта, сопровождающегося кровопролитием и массовым выселением народа.
8. Репрезентация национального мира в романе А. Кешокова «Сабля для эмира» осуществляется по нескольким аспектам художественного отражения: по историко-национальному; фольклорно-мифологическому; нравственно-этическому; национально-стереотипному; поведенческому; образному; национально-характерологическому; этнографическому; обрядово-традиционному; этнокультурному; анималистическому, национально-символическому и др.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в расширении научных представлений о национальной проблематике, в терминологическом уточнении и семантическом раскрытии понятия «художественная модель национального мира». Под новым углом зрения исследуется специфика национального историзма, этнического мифотворчества, рассматриваются национальные идеи, образы, характеры, анализируются аспекты национальной идентичности в романе А. Кешокова «Сабля для эмира». Исследование национального мира как художественной модели осуществляется в его целостности,
эволюции и трансформации. Аналитическая часть диссертации включает методологию, основанную на синтезе традиционных литературоведческих методов исследования и приемов постмодернистского анализа, имагологии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при чтении вузовских лекционных курсов по теории литературы, по истории адыгских литератур, истории кабардинской литературы. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для спецкурсов, спецсеминаров по проблемам национальной прозы и межнациональных литературно-творческих связей.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования, выносимые на защиту, были представлены в докладах на международных научно-практических конференциях - Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 2009», Нальчик, VI Международной научной конференции «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии», Майкоп (2008), VII Международной научной конференции «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии», Майкоп (2010), на симпозиуме «Адыгэ филологиер непэрэ 1офыгъохэр», Турция, Университет Дюзджэ (2016). Диссертация обсуждалась на кафедре литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета. Различные аспекты проблематики диссертационного исследования нашли отражение в 11 научных работах, из них 3 - в изданиях, входящих в Перечень ВАК.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех исследовательских глав, заключения и библиографического списка. Библиография включает 212 источников. Общий объем диссертации составляет 171 страницу.
Глава 1. Репрезентация национальной истории в романе А. Кешокова «Сабля для эмира»
1.1. История как факт и как национальное прошлое вромане
«Сабля для эмира»
Исследователь А.Х. Мусукаева отмечает в прозе А. Кешокова «несбалансированность исторического материала и художественного вымысла», которая приводит к определенному искажению фактов [128]. Эту точку зрения развивает А.Р. Борова, считающая, что «А. Кешоков называет исторический факт (империалистическая война, Зольское восстание, Октябрьская революция и т. д.), и на этом достоверность исторических событий заканчивается. Закономерность развития исторических событий дается А. Кешоковым через описание судеб героев, их поступков, чаяний и надежд. Такой литературный прием, как переход от общего (исторический факт) к частному (вымысел) и наоборот, встречается в кешоковской прозе очень часто и придает повествованию неповторимое своеобразие» [39].
На основе всех существующих исследований, посвященных анализу концепции истории в прозе А. Кешокова, мы попытаемся в нашей работе под новым углом зрения рассмотреть формы репрезентации истории в романе «Сабля для эмира» для того, чтобы всесторонне и целостно осмыслить историко-национальную проблематику произведения. Термин «репрезентация» исключительно важен для понимания отношений национальной литературы и истории. Для литературоведческого анализа наиболее приемлемой становится его философская трактовка, на которую мы будем опираться: ««Репрезентация - многозначное понятие <...> Наиболее общее определение может быть зафиксировано как «представление одного в другом и посредством другого» <...> Феномен
репрезентации изначально задается как «запаздывающий» или вторичный относительно присутствия - презентации, то есть репрезентация возникает в силу отсутствия (в момент репрезентирования) объекта, который она репрезентует» [73]. Именно это значение понятия «репрезентация» позволит нам проанализировать текст романа «Сабля для эмира», в котором фиксируется не сама история как объект, а представление о ней.
В романе А. Кешокова «Сабля для эмира» можно выявить несколько репрезентативных моделей истории, позволяющих раскрыть авторскую концепцию:
1) история как факт;
2) история как национальное прошлое;
3) история как миф;
4) история как вымысел.
История как факт
Национальная репрезентация истории «требует» историзма. И здесь возникает вопрос: как же А. Кешоков понимал историзм в своей «Сабле для эмира» и реализовывал свое понимание, создавая национальный исторический роман?
На протяжении многих лет в советском и российском литературоведении ставился и решался вопрос о том, что должно лежать в основе историко-литературного сочинения: художественно-оформленная, вымышленная фабула на фоне исторической эпохи или документально подтвержденные факты. Подчас писателю выдвигались высокие требования в детальном соблюдении историчности и хронологичности, но они не были обоснованы. Ведь автор художественного произведения пишет не научный труд, претендующий на абсолютную или относительную правдивость, а создает вымышленный художественный
мир, степень соответствия которого объективным фактам является условной, а исторические сведения, касающиеся событий и лиц имеют определенное прикладной смысл. «Автор художественного произведения обладает более значительным «люфтом» для интерпретации исторических фактов и событий» [203].
В большинстве художественно-исторических произведений писатели представляют интерпретацию истории, поэтому переплетают в единое целое реальные и вымышленные факты, избирательно извлекая из многообразного историко-событийного ряда прошлого те факты, которые нужны для раскрытия его замысла. Создатель исторического романа стремится к документальному соблюдению исторической правды, к художественной объективности, но при этом может дополнить исторический материал собственными домыслами и представить собственную художественную оценку исторических событий.
Говоря о достоверности художественного произведения как исторического источника, необходимо подчеркнуть, что, достоверность содержания должна оцениваться историками лишь в отношении к таким произведениям, которые могут служить материалом для изучения изображенной в ней эпохи, так как созданы его свидетелями. Данная оценка в силу специфики художественного отображения действительности может относиться к воссозданной автором картине жизни лишь в целом, а не в деталях. С такими ограничениями можно принять как степень исторической достоверности произведения его художественную убедительность, которая тем ниже, чем больше искажается истина.
Очевидно, что создавая свой образец исторического романа, А. Кешоков изучил множество исторических документов, воспоминаний свидетелей событий и других материалов, за которыми стоит историческая правда. Это позволило писателю воспроизвести прошлое в соответствии с уровнем научных и житейских знаний о нем, изобразить историческую
эпоху на Кавказе и за его ближайшими пределами с достаточной достоверностью.
В романе А. Кешокова «Сабля для эмира» присутствуют две основные линии развития сюжета - историческая и романическая, каждая из которых служит отражению генеральной авторской задачи -целостному осмыслению прошлого кабардинского (адыгского) народа и истории народов Северного Кавказа.
Воссоздавая в своем произведении бурные события прошлого, Алим Кешоков охватывает масштабное географическое пространство Северного Кавказа и Закавказья (Кабарда, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Грузия и Азербайджан), описывает полинациональное кавказское общество, рассматривает политическое соперничество, контакты Османской Турции, России, Англии, Германии и других держав, поднимает вопросы большой исторической значимости: об исторических обстоятельствах, которые определяют трагические конфликты, об исторической необходимости и свободе выбора, о характере связей личности с историческими судьбами народа.
Можно утверждать, что роман «Сабля для эмира» имеет в своей основе три компонента исторического романа Вальтера Скотта - описание, повествование и диалог. Описания национальной жизни кавказцев появляются на первых страницах произведения и присутствуют наряду с интенсивно развивающимся повествованием, когда динамичное действие требует постоянного авторского комментария. Часть первая «Кавказ» открывает роман реалистическим, исторически достоверным описанием кабардинского аула Шхальмивоко и его жителей. Как справедливо заметил писатель С. Дангулов, «сильная сторона кешоковской прозы - это бытописание» [61, с. 8]. Картина жизни воссоздается с помощью описаний места действия, конкретных деталей быта, характеристик персонажей.
Драматический характер повествованию придают диалоги, связанные с историзмом романа и художественной объективностью ее автора.
Сочетание исторической и романической линий в «Сабле для эмира» А. Кешокова восходит к традициям исторического романа. В центре вымышленный персонаж - кабардинский князь Жираслан, который находится внутри исторической фабулы. Все драматические события истории, отраженные в кешоковском произведении, проходят через судьбу героя. Жизненные обстоятельства заставляют его покинуть родной аул и отправиться в долгий путь. Необразованный, политически неграмотный, но смелый, умный и благородный Жираслан словно «проходит» сквозь событийный ряд истории, становится свидетелем и участником происходящего и пытается постичь суть исторических перемен. Почти все исторические эпизоды романа связаны с передвижениями Жираслана по Северному Кавказу, Закавказью и Турции. Так история вымышленного героя переплетается с историей реальных событий и лиц. Создается широкий исторический фон, на котором воспроизводится художественная действительность, созданная фантазией автора.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Становление и развитие исторического романа в адыгской прозе: Формирование историзма художественного мышления и проблемы художественной интерпретации исторической действительности1998 год, кандидат филологических наук Камбачокова, Римма Хажкеловна
Национальные истоки и художественное своеобразие лирики Алима Кешокова: 1930-1970 гг.2005 год, кандидат филологических наук Хежева, Лена Хабиловна
Художественное решение проблемы характера в кабардинском романе2002 год, кандидат филологических наук Шакова, Марина Эльбердовна
Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе2008 год, кандидат филологических наук Татарова, Рамета Хамидбиевна
Художественный мир Аскерби Шортанова2009 год, кандидат филологических наук Шадова, Ирина Хажисетовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Срукова, Юлия Юрьевна, 2019 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азадовский, М.Ч. Литература и фольклор. Очерки и этюды / М.Ч. Азадовский. - Л., 1998. - 185 с.
2. Алафаева, В.А. Художественные истоки и формирование новой поэтики в литературах Северного Кавказа: на основе творчества А. Кешокова и К. Кулиева: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Алафаева Валерия Александровна. - Нальчик, 2007. - 23 с.
3. Александров, Л.П. Советский исторический роман: типология и поэтика / Л.П. Александров. - Киев, 1987. - 159 с.
4. Алиева, А. Историко-героический эпос адыгов и его стадиальная квалификация / А. Алиева // Типология народного эпоса. - М.: Наука, 1975. - 327 с.
5. Алиева, С. Была война народная: военная проза народов Северного Кавказа // Дон. - 1985. - № 4. - С. 101-108.
6. Алиева, А. Кабардинская литература / А. Алиева // История советской многонациональной литературы: в 6 т. Т. 5 / Г.И. Ломидзе, Л.И. Тимофеева. - М., 1974. - 839 с.
7. Алиева, А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека / А. Алиева. - Махачкала, 1968. - 290 с.
8. Алиева, А. Народные истоки творчества А. Кешокова / А. Алиева // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР: сб. статей / отв. ред. У.Б. Далгат. - М.: Наука, 1975. - С. 214-232.
9. Андреев, Ю.А. Русский советский исторический роман (20-30-е годы) / Ю.А. Андреев. - М.; Л., 1962. - 167 с.
10. Арутюнов, Л. Развитие эпических традиций в современной советской литературе / Л. Арутюнов // Взаимодействие литератур и художественных культур развитого социализма. - М., 1981. - С. 185-238.
11. Арутюнова, Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры // Res philologica = Филологические исследования / ред. Д.С. Лихачев. - М.; Л., 1990.
12. Баков, Х.И. Национально-эстетические аспекты изучения адыгской словесности: избр. статьи / Х.И. Баков. - Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2010. - 224 с.
13. Баков, Х.И. Национальное и интернациональное в литературе / Х.И. Баков // Литература народов Карачаево-Черкесии. Концепция художественного развития: сб. статей / отв. ред. А.И. Алиев. - Черкесск, 1990. - С. 190-206.
14. Бакова, З.Х. Алим Кешоков и современный литературный процесс: трилогия «Сломанная подкова». Лирика / З.Х. Бакова. - Нальчик: Полиграфсервис и Т., 2007. - 60 с.
15. Бакова, З.Х. Алим Кешоков: к 85-летию со дня рождения / З.Х. Бакова. - Нальчик: Изд-во КБГУ, 2000. - 148 с.
16. Бакова, З.Х. К 85-летию писателя А. Кешокова / З.Х. Бакова // Известия КБНЦ РАН. - 1999. - № 4.
17. Бакова, З.Х. «Любовь в груди его живет»: к 85-летию А. Кешокова / З.Х. Бакова // Литературная Кабардино-Балкария. - 1999. - № 3. - С. 19-28.
18. Бакова, З.Х. Художественное мировидение адыгов и его роль в формировании творческой индивидуальности А. Кешокова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Бакова Зера Хачимовна. - Нальчик, 1994. -25 с.
19. Бакова, З.Х. Художественное мировидение адыгов и его роль в формировании творческой индивидуальности А. Кешокова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Бакова Зера Хачимовна. - Нальчик, 1994. - 173 с.
20. Барабаш, Ю. Вопросы эстетики и поэтики / Ю. Барабаш. - М., 1983. - 126 с.
21. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1994. - 615 с.
22. Баруздин, С. Об Алиме Кешокове // Барухдин, С. Люди и книги / С. Баруздин. - М., 1978. - С. 43-55.
23. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.
24. Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин. - СПб., 2000. - 304с.
25. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
26. Бгажноков, Б.Х. Адыгская этика как соционормативная система / Б.Х. Бгажноков // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности) / сост. и науч. ред. Р.А. Ханаху. - Майкоп, 2002. - С. 164.
27. Бгажноков, Б.Х. Адыгский этикет / Б.Х. Бгажноков.- Нальчик: Эльбрус, 1978. - 159 с.
28. Бекизова, Л.А. Историзм как принцип художественного осмысления человека и действительности в адыгской прозе / Л.А. Бекизова // Современный литературный процесс: проблемы историзма: сб. статей. -Черкесск, 1989. - С. 3-8.
29. Бекизова, Л.А. Литература в потоке времени: литература черкесов-адыгов XX века: науч. изд. / Л.А. Бекизова - Черкесск: Карачаево-Черкесское республиканское книжное изд-во, 2008. - 412
30. Бекизова, Л.А. От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгейской литературы / Л.А. Бекизова. - Черкесск, 1974. - 288 с.
31. Бекизова, Л.А. Художественная концепция человека в адыгской эпической традиции / Л.А. Бекизова // Литературная Адыгея. - Майкоп, 2007. - № 1. - С. 132-137.
32. Белая, Г. Историзм как нравственная и художественная позиция писателя / Г. Белая // Жанрово-стилевые искания современной советской
прозы: сборник. - М.: Наука, 1971. - С. 93-119.
33. Белая, Г. Художественный мир современной прозы / Г. Белая. -М.: Наука, 1983. - 191 с.
34. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. в 9т. Т. 8 / В.Г. Белинский. - М., 1955. - 565 с.
35. Берков, П.Н. Проблемы исторического развития литератур / П.Н. Берков. - Л.: Худож. лит., 1981. - 495 с.
36. Бикмухаметов, Р. Роман и литературный процесс. Роман А. Кешокова «Вершины не спят» / Р. Бикмухаметов // Вопросы литературы. -1971. - № 9. - С. 4-16.
37. Бойцов, М.А. Что такое потестарная имагология? // Власть и образ. Очерки потестарной имагологии / под ред. М.А. Бойцова, Ф.Б. Успенского. - СПб., 2010. - С. 5-37.
38. Борова, А.Р. Художественная концепция человека и истории в прозе Ал. Кешокова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Борова Асият Руслановна. - Нальчик, 1999. - 23 с.
39. Борова, А.Р. Художественная концепция человека и истории в прозе Ал. Кешокова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Борова Асият Руслановна. - Нальчик, 1999. - 182 с.
40. Бумбур, Ю.Н. Проблема национальной идентичности в творчестве современных еврейских писателей Великобритании / Ю.Н. Бумбур // Sworld: сборник науч. трудов. Философия и филология. Литературоведение. - Иваново, 2014.
41. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Л.: Худож. лит., 1940. - 648 с.
42. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы: избр. тр. / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1980. - 360 с.
43. Виноградов, В.Б. Россия и Северный Кавказ: история в зеркале художественной литературы: сб. ст. / В.Б. Виноградов; под ред. С.Л.
Дударева; Междунар. акад. наук, Кубан. отд-ние «Рус. ист. о-ва». -Армавир, 2003. - 120 с.
44. Вирлахер, А. Культурная толерантность / А. Вирлахер. - Гамбург, 2001.
45. Всадник чести: Алим Кешоков: жизнь и творчество / сост. М.М. Хафицэ, Дж.П. Кошубаев. - Нальчик: Эльбрус, 2003. - 288 с.
46. Гайм, Р. Гердер, его жизнь и сочинения: в 2 т. - СПб.: Наука, 2011.
47. Гачев, Г. Национальные образы мира / Г. Гачев. - М.: Сов. писатель, 1988. - 448 с.
48. Гегель, Г.В.Ф. Философия истории // Гегель, Г.В.Ф. Сочинения: в 14 т. Т. 8 / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Госполитиздат, 1956.
49. Гинзбург, Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург. - 2-е изд. -Л.: Сов. писатель, 1971. - 464 с.
50. Горький, М. Собр. соч.: в 30 т. Т. 27 / М. Горький. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955. - 588 с.
51. Горький, М. Беседы о ремесле // Горький, М. Собр. соч.: в 30 т. Т. 25 / М. Горький. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955. - 518 с.
52. Гоффеншефер, В.Ц. Путь Всадника: о кабардинском поэте и прозаике Алиме Кешокове / В.Ц. Гоффеншефер. - М.: Сов. Россия, 1969. -48 с.
53. Гочияева, Л.Ю. Художественная концепция национального характера в русской и северокавказских литературах: дис... канд. филол. наук: 10.01.02 / Гочияева Лейла Юзефовна. - Карачаевск, 2007.
54. Гулыга, А.В. Гердер / А.В. Гулыга. - М.: Мысль, 1975. - 184 с.
55. Гулыга, А.В. Искусство в век науки / А.В. Гулыга. - М.: Наука, 1978. - 184 с.
56. Гулыга, А.В. Миф как философская проблема / А.В. Гулыга // Античная культура и современная наука. - М., 1985. - С. 271-278.
57. Гусев, В. Эстетика фольклора / В. Гусев. - Л., 1967. - 319 с.
58. Гусейнов, Ч. Формы общности советской многонациональной литературы / Ч. Гусейнов. - М.: Мысль, 1978. - 179 с.
59. Гутов, А. Стиль. Образ. Характер / А. Гутов // Литературная Кабардино-Балкария. - 2001. - № 6. - С. 101-115.
60. Далгат, У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты / У.Б. Далгат. - М.: Наука, 1981. - 207 с.
61. Дангулов, С. У истоков прозы - стихи: предисловие / С. Дангулов // Кешоков, А. Сабля для эмира. Грушевый цвет: романы / А. Кешоков. -М., 1984. - 655 с.
62. Дахужева, Н.А. Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Дахужева Нуриет Аслановна. - Майкоп, 2000. - 174 с.
63. Дементьев, В. Кавказская тетрадь: о К.Кулиеве, Р. Гамзатове, А. Кешокове / В. Дементьев. - М.: Современник, 1989. - 430 с.
64. Дементьев, В. Со временем в ладу: очерк жизни и творчества А.П. Кешокова / В. Дементьев. - Нальчик: Эльбрус, 1985. - 240 с.
65. Джусойты, Н. Алим Кешоков. Вершины не спят: послесловие / Н. Джусойты // Бакова, З.Х. Алим Кешоков: (К 85-летию со дня рождения) / З.Х. Бакова. - Нальчик, 2000. - 44 с.
66. Джусойты, Н. Все начинается с размышления / Н. Джусойты // Вопросы литературы. - 1976. - № 5. - С. 89-91.
67. Джусойты, Н. Люди чести и подвига / Н. Джусойты // Литературная Россия. - 1973. - 1 июня.
68. Джусойты, Н. От сказителя к писателю - путь далекий / Н. Джусойты // Вопросы литературы. - 1971. - № 9. - С. 32.
69. Добровольский, О. Путь всадника // Добровольский, О. Времен связующая нить: сб. статей / О.Добровольский. - М., 1984. - 271 с.
70. Егорова, Л.П. Литературоведческие аспекты имагологии (инновации и традиция) / Л.П. Егорова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2007. - № 1-2. - С. 31-39.
71. Зелинский, К. От фольклора к роману. Актуальные проблемы социалистического реализма / К. Зелинский. - М., 1966. - 86 с.
72. История советской многонациональной литературы: в 6 т. Т. 1 / отв. ред. Г.И. Ломидзе, Л.И. Тимофеев. - М.: Наука, 1970.
73. История философии: энциклопедия / сост. и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. - Минск: Книжный дом, 2002. - 1376 с.
74. Кажаров, Х. К вопросу о фольклоризме в творчестве А. Кешокова / Х. Кажаров // Ученые записки Кабардино-Балкарского университета. - Нальчик, 1966. - Вып. 32. - С. 231-239.
75. Калабекова, Н.А. Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1 960-80-х годов: К. Кулиев, А. Кешоков: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Калабекова Нуржан Ансаровна. - Нальчик, 2009. - 156 с.
76. Камбачокова, Р.Х. Адыгский исторический роман / Р.Х. Камбачокова. - Нальчик: Эльбрус, 1999. - 120 с.
77. Камбачокова, Р.Х. К вопросу о поэтике современного адыгского исторического романа / Р.Х. Камбачокова // Языки и литература народов Кавказа: проблемы изучения и перспективы развития: материалы регион. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения У.Б. Алиева. - Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2001.
78. Камбачокова, Р.Х. Становление и развитие исторического романа в адыгской прозе: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.02 / Камбачокова Римма Хажкеловна. - Нальчик, 1998. - 25 с.
79. Карамурзова, З.С. Лирика А Кешокова: своеобразие жанровой системы, мотивы и поэтика: автореф. дис. ... канд. филол. наук:10.01.02 / Карамурзова Зита Султановна. - Нальчик, 2009. - 22 с.
80. Кашежева, Л. Кабардинская советская проза / Л. Кашежева. -Нальчик, 1962. - 138 с.
81. Кашежева, Л. Послевоенная кабардинская проза / Л. Кашежева // Очерки истории кабардинской литературы. - Нальчик, 1968. - С. 165-168.
82. Кашежева, И. Путешествие в молодость или один день с Алимом Кешоковым / И. Кашежева // От второго лица: переводы кабардинских поэтов. - Нальчик, 1990. - С. 80-87.
83. Кешоков, А.П. Вершины не спят: роман: в 2 кн. Кн. 1: Чудесное мгновенье / А.П. Кешоков; авториз. пер. с кабард. С.П. Бондарина. - М.: Сов. Россия, 1970. - 447 с.
84. Кешоков, А.П. Вершины не спят: роман: в 2 кн. Кн. 2: Зеленый полумесяц / А.П. Кешоков; авториз. пер. с кабард. С.П. Бондарина. - М.: Сов. Россия, 1970. - 347 с.
85. Кешоков, А.П. Вид с белой горы: автобиогр. повесть и лит.-критич. статьи / А.П. Кешоков. - 2-е изд. - М.: Современник, 1977. - 431 с.
86. Кешоков, А.П. Грушевый цвет: роман / А.П. Кешоков. - М.: Мол. гвардия, 1981. - 303 с.
87. Кешоков, А.П. Долина белых ягнят: роман / А.П. Кешоков. - М.: Сов. Россия, 1989. - 778 с.
88. Кешоков, А.П. Замысел и его воплощение: о романе «Чудесное мгновенье» / А.П. Кешоков // Кабардино-Балкарская правда. - 1962. - 21 сентября.
89. Кешоков, А.П. Зеленый полумесяц: роман / А.П. Кешоков; авториз. пер. с кабард. С. Бондарина. - М.: Сов. писатель, 1967. - 418 с.
90. Кешоков, А.П. Знак Мастера / АП. Кешоков // Лауреаты России: автобиографии Российских писателей. Кн. 2. - М., 1976. - С. 125-174.
91. Кешоков, А.П. Избранное: в 2 кн. Кн. 1 / А.П. Кешоков; пер.с кабард., вступ. статья В. Гоффеншефера. - Нальчик, 1964. - 259 с.
92. Кешоков, А.П. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2: Стихи. Поэмы / А.П. Кешоков; пер.с кабард., вступ. ст. В. Солоухина. - М.: Худож. лит, 1972. - 255 с.
93. Кешоков, А.П. Сабля для эмира; Грушевый цвет: романы / А.П. Кешоков. - М.: Худож. лит., 1984. - 655 с.
94. Кешоков, А.П. Сломанная подкова: роман / А.П. Кешоков; пер. с кабард. В. Солоухина. - М., 1976. - 542 с.
95. Кешоков, А.П. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2: Сломанная подкова: роман в 2 кн. / А.П. Кешоков; пер. с кабард. В. Солоухина. - М.: Худож. лит., 1981. - 607 с.
96. Кешоков, А.П. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1: Вершины не спят: роман в 2 кн. / А.П. Кешоков; пер. с кабард. С. Бондарина. - М.: Худож. лит., 1981. - 845 с.
97. Кешоков, А.П. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3: Восход луны; Вид с белой горы: автобиогр. повесть; Публицистика; Литературно-критические статьи / А.П. Кешоков. - М.: Худож. лит., 1981. - 711 с.
98. Кешоков, А.П. Чудесное мгновенье: роман / А.П. Кешоков; авториз. пер. с кабард. С. Бондарина. - М.: Известия, 1964. - 512 с.
99. Климович, Л. Историзм, идейность, мастерство / Л. Климович. -М., 1985. -354 с.
100. Книгин, И.А. Словарь литературных терминов / И.А. Книгин. -Саратов: Лицей, 2006. - 270 с.
101. Кожинов, В.В. Происхождение романа / В.В. Кожинов. - М.,
1963. - 439 с.
102. Кожинов, В.В. Сюжет, фабула, композиция / В.В. Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. - М.,
1964.
103. Кожинов, В.В. Роман - эпос нового времени / В.В. Кожинов // Вопросы литературы. - 1957. - № 6. - С. 64-94.
104. Конрад, Н.И. Запад и Восток / Н.И. Конрад. - М.: Наука, 1972. -
520с.
105. Кравцов, Н. Фольклор и литература / Н. Кравцов // Взаимодействия литературы и фольклора. - Душанбе, 1974. - С. 8-9.
106. Краткая литературная энциклопедия / под ред. А.А. Суркова. -М.: Сов. энциклопедия, 1971.
107. Крысько, В.Г. Стереотип национальный (этнический) / В.Г. Крысько // Этнопсихологический словарь. - М., 1999.
108. Кудашев, В. Исторические сведения о кабардинском народе / В. Кудашев. - Нальчик: Эльбрус, 1991. - 188 с.
109. Кумахов, М. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос / М. Кумахов. - М., 1985. - 223 с.
110. Кушхова, А.Л. Дилогия А. Кешокова «Вершины не спят»: жанровая специфика, этнофольклорная основа, историко-культурный контекст: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Кушхова Асият Лиуановна. - Нальчик, 2012. - 21 с.
111. Ленобль, Г. История и литература / Г. Ленобль. - М.: Худож. лит., 1977. - 300с.
112. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
113. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Николюкина. - М., 2003. - 1600 с.
114. Лихачев, Д.С. Заметки о русском / Д.С. Лихачев. - М., 1984. - 400
с.
115. Лихачев, Д.С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы методологии литературоведения. - М., 1966. - С. 142-169.
116. Ломидзе, Г. Вырастая из единого корня / Г. Ломидзе // Октябрь. -1976. - № 7. - С. 175-176.
117. Ломидзе, Г. Расширение эстетического диапазона / Г. Ломидзе // Вопросы литературы. - 1971. - № 9. - С. 20-21.
118. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев // Философия, мифология, культура. - М., 1991.
119. Лотман, Ю.М. Заметки о художественном пространстве / Ю.М. Лотман // Семиотика пространства и пространство семиотики: сб. статей / ред. Ю.М. Лотман. - Тарту, 1986.
120. Лотман, Ю.М. О семиотическом механизме культуры // Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - С. 501502.
121. Макоева, А.Х. проблема «человек и война» в художественном решении адыгской прозы: автореф. дис.... канд. филол. наук:10.01.02 / Макоева Ася Хусеновна. - Нальчик, 2001. - 23 с.
122. Мамий, Р. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы втор. пол. ХХ века. / Р. Мамий. - Майкоп: Качество, 2001. - 340 с.
123. Маслова, В.Л. Лингвокультурология / В.Л. Маслова. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
124. Мелетинский, Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е.М. Мелетинский. - М., 1986. - 318 с.
125. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - М., 1976. - 171 с.
126. Мижаев, М. Мифологическо-обрядовая поэзия адыгов / М. Мижаев. - Черкесск, 1973. - 216 с.
127. Миры образов - образы мира: справочник по имагологии / пер. с нем. М.И. Логвинова, Н.В. Бутковой. - Волгоград: Перемена, 2003. - 93 с.
128. Мусукаева, А.Х. Адыгский исторический роман и проза А. Кешоков / А.Х. Мусукаев // Вестник РУДН. Сер. Литературоведение. Журналистика. - 2012. - № 2.
129. Мусукаева, А.Х. Ответственность перед временем: проблемы эволюции романа в литературе Северного Кавказа / А.Х. Мусукаева. -Нальчик, 1987. - 167 с.
130. Мусукаева, А.Х. Северокавказский роман: художественная и этнокультурная типология / А.Х. Мусукаева. - Нальчик: Эльбрус, 1993. -191 с.
131. Мусукаева, А.Х. Художественный реализм и фольклорная символика в прозе А. Кешокова / А.Х. Мусукаева // Литературная Кабардино-Балкария. - 1994. - № 4. - С. 188-196.
132. Наливайко, Д. Теорiя лггератури й компаративютика: наукове видання / Д. Наливайко. - Киев: Вид. дiм «Киево-Могилянська академiя», 2006. - 347 с.
133. Налоев, З. Споры вокруг романа: «Чудесное мгновение» / З. Налоев // Литературная газета. - 1962. - 10 февраля.
134. Напсо, Р.Н. Национальная идентичность и ее атрибуты / Р.Н. Напсо // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 7. -С. 138-143.
135. Николаев, П. Историзм в художественном творчестве и литературоведении / П. Николаев. - М., 1983. - 366 с.
136. Оскоцкий, В. Роман и история: Традиции и новаторство советского исторического романа / В. Оскоцкий. - М.: Сов. писатель, 1980.
137. Очерки истории кабардинской литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1968. - 302 с.
138. Ощепков, А.Р. Имагология / А.Р. Ощепков // Знание. Понимание. Умение. - М., 2010. - № 1. - С. 251-253.
139. Панеш, У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства в адыгских литературах / У.М. Панеш. -Майкоп, 1990. - 277 с.
140. Папилова, Е.В. Имагология как гуманитарная дисциплина / Е.В.
Папилова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки. -2011. - № 4. - С. 31-40.
141. Пауткин, А. Советский исторический роман / А. Пауткин. - М.: Знание, 1970. - 108 с.
142. Петров, С. Русский советский исторический роман / С. Петров. -М.: Современник, 1980. - 412 с.
143. Петросян, А.А. История народа и его эпос / А.А. Петросян. - М.: Наука, 1982. - 261 с.
144. Писатели Кабардино-Балкарии Х1Х - конец 80-х годов ХХ века: библиографический словарь / Институт Гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. - Нальчик: Эль-Фа, 2003. - 441 с.
145. Поляков, О.Ю. Имагология: теоретико-методологические основы. / О.Ю. Поляков, О.А. Полякова. - Киров, 2013. - 162 с.
146. Попова, М.К. Национальная ментальность и национальная литература в (пост) имперскую эпоху / М.К. Попова, П.А. Бородина, Т.А. Тернова. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2006. - 166 с.
147. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика / А.А. Потебня. - М.; СПб., 2003. - 373 с.
148. Потто, В. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР / В. Потто. - М., 1975. - 278 с.
149. Приймакова, Н.А. Жанрово-стилевое богатство адыгского романа об историческом прошлом: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Приймакова Наталья Александровна. - Майкоп, 2003. - 21 с.
150. Приймакова, Н.А. Жанрово-стилевое богатство современного адыгского романа об историческом прошлом (Поэтика сюжета) / Н.А. Приймакова. - Майкоп: Изд-во МГТИ, 2003. - 115 с.
151. Реизов, Б.Г. Сравнительное изучение литературы / Б.Г. Реизов // История и теория литературы. - Л., 1986. - С. 276-310.
152. Реизов, Б.Г. Творчество Вальтера Скотта / Б.Г. Реизов. - М.; Л.,
1965. - 500 с.
153. Серебрянский, М. Советский исторический роман / М. Серебрянский. - М.: Гослитиздат, 1936.
154. Солоухин, В. Алим Кешоков - поэт кабардинский / В. Солоухин // Кешоков, А. Избранные произведения / А. Кешоков. - М., 1972. - С. 513.
155. Солоухин, В. Кабардинский поэт А. Кешоков // Солоухин, В. Слово живое и мертвое / В. Солоухин. - М., 1976. - С. 150-156.
156. Срукова, Ю.Ю. Алим Кешоков - национальный писатель Кабарды / Ю.Ю. Срукова // Адыгэ филологиер непэрэ 1офыгъохэр: материалы симпозиума университета Дюзджэ. - Дюзджэ (Турция), 2016. -С. 388-384.
157. Срукова, Ю.Ю. Исторические судьбы Родины и нации в творчестве Алима Кешокова / Ю.Ю. Срукова // Перспектива - 2009: материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Т. I. - Нальчик, 2009. - С. 142-146.
158. Срукова, Ю.Ю. Концепция национального характера в романе А. Кешокова «Сабля для эмира» / Ю.Ю. Срукова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. -Майкоп: Изд-во АГУ, 2018. - Вып. 1. - С. 134-137.
159. Срукова, Ю.Ю. Нравственно-философские аспекты в военной прозе А. Кешокова / Ю.Ю. Срукова // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - Нальчик, 2014. - С. 203-206.
160. Срукова, Ю.Ю. Подвиг народа в Великой Отечественной войне в творчестве Алима Кешокова / Ю.Ю. Срукова // Архивы и общество. Дэфтэрхъумап1эхэмрэжыла гъуэмрэ. - Нальчик, 2010. - № 13. - С. 328-331.
161. Срукова, Ю.Ю. Свой путь (К 95-летию выдающегося поэта и писателя адыгского народа Алима Кешокова / Ю.Ю. Срукова // Вестник
Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. - Вып. 2. - С. 38-41.
162. Срукова, Ю.Ю. Тема войны в романе Алима Кешокова «Сломанная подкова» / Ю.Ю. Срукова // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: материалы VI Междунар. науч. конф., 24-26 апреля 2008 г. - Майкоп, 2008. - С. 264-265.
163. Срукова, Ю.Ю. Художественная концепция национального характера в формировании прозы Алима Кешокова (посвящается 100-летию кабардинского писателя) / Ю.Ю. Срукова // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - Нальчик, 2014. - С. 199-202.
164. Срукова, Ю.Ю. Художественная концепция национального характера в прозе Алима Кешокова / Ю.Ю. Срукова // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: материалы VII Междунар. науч. конф., 14-15 октября. - Майкоп, 2010. - С. 147-149.
165. Срукова, Ю.Ю. Къалэмым Ьщэркъыдэщтэн хуей щыхъум / Ю.Ю. Срукова // Ошхамахо = Эльбрус. - Нальчик, 2010. - № 3. - С. 55-58.
166. Срукова, Ю.Ю. Охътэлъэшым ц1ыфлъэшхэркъыпкъырэк1ых (К1щэкъо Алим къызыхъугъэрмыгъэ илъэс 95-рэ мэхъу / Ю.Ю. Срукова // Зэкъошныгъ, Илъэсымпл1э къыдэк1ырэ литературнэ-художественнэ, общественнэ-политическэ журнал. - Майкоп, 2009. - № 2. - С. 101-102.
167. Степанова, Т.М. Национальные образы мира сквозь призму фольклорного жанра / Т.М. Степанова // Филологический вестник РГУ. -2000. - № 1.
168. Султанов, К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы / К. Султанов. - М.: Наследие, 2001. - 374 с.
169. Схаляхо, А. Идейно-художественное становление адыгской литературы / А. Схаляхо. - Майкоп, 1987. - 178 с.
170. Татарова, Р.Х. Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Татарова Рамета Хамидбиевна. - Нальчик, 2008. - 19 с.
171. Теунов, X. Литература и писатели Кабарды / Х. Теунов. - М., 1958. - 172 с.
172. Тимофеев, Л. Основы теории литературы / Л. Тимофеев. - М., 1966. - 487 с.
173. Тимофеев, Л. Человек и история / Л. Тимофеева // Современный советский роман. Философские аспекты. - Л., 1979. - 262 с.
174. Толгуров, З.Х. В контексте духовной общности / З.Х. Толгуров. -Нальчик: Эльбрус, 1991. - 285 с.
175. Тхагазитов, Ю.М. Адыгский роман: (Нац.-этич. традиция и современность / Ю.М. Тхагазитов. - Нальчик: Эльбрус, 1987. - 109 с.
176. Тхагазитов, Ю.М. Время собирать камни / Ю.М. Тхагазитов. -Нальчик, 1988. - 98 с.
177. Тхагазитов, Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы / Ю.М. Тхагазитов. - Нальчик: Эльбрус, 1994. - 241 с.
178. Тхагазитов, Ю.М. Развитие жанра романа в адыгских литературах: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Тхагазитов Юрий Мухамедович. - М., 1984. - 24 с.
179. Тхагазитов, З. Только правду / З. Тхагазитов // Политическая агитация. - 1990. - № 15-16. - С. 57-60.
180. Тхагазитов, Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов (опыт теоретической истории: эпос, литература, роман) / Ю.М. Тхагазитов. - Нальчик: Эльбрус, 1996. - 256 с.
181. Филатова, А. Современный исторический роман: вопросы классификации / А. Филатова // Русская литература - 1977. - № 4. - С. 2135.
182. Филюшкина, С. Национальный стереотип в массовом сознании и литературе / С. Филюшкина // Логос. - 2005. № 4 (49). - С. 141-155.
183. Фомин, В.Е. Национальный дух как основание русской релизиозной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Фомин Вадим Евгеньевич. - Барнаул, 2001.
184. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. - М.: Восточ. лит., 1998. - 798 с.
185. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. - Л.: Гослитиздат, 1936.
186. Хакуашев, А. Адыгские просветители / А. Хакуашев. - Нальчик: Эльбрус, 1978. - 259 с.
187. Хакуашева, М.А. Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских писателей / М.А. Хакуашева. - Нальчик, 2007. -146 с.
188. Хамдохов, С.Ю. Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Хамдохов Сурен Юрьевич. - Нальчик, 2010. - 19 с.
189. Хапсироков, Х.Х. Восхождение: творческий путь Алима Кешокова / Х.Х. Хапсироков. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 319 с.
190. Хачемизова, М.Н. Художественный мир Тембота Керашева / М.Н. Хачемизова. - Майкоп, 2005. - 276 с.
191. Хашхожева, Р. Адыгские просветители второй половины Х1Х-начала ХХ века / Р. Хашхожева. - Нальчик, 1963. - 184 с.
192. Хежева, Л.Х. Национальные истоки и художественное своеобразие лирики Кешокова / Л.Х. Хежева. - Нальчик, 2009. - 106 с.
193. Хежева, Л.Х. Национальные истоки и своеобразие лирики А. Кешокова: 1930-1970 гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Хежева Лена Хабиловна. - Нальчик, 2005. - 16 с.
194.Хорев, В.А. Имагологический аспект изучения литературных связей / В.А. Хорев // Российское славяноведение в начале XXI в.: задачи и перспективы развития: межрегион. конф. славистов. - М., 2005.
195. Храпченко, М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М. Храпченко. - М., 1982. - 389 с.
196. Храпченко, М. Художественное творчество. Действительность. Человек / М. Храпченко. - М., 1976. - 306 с.
197. Храпченко, М. Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев / М. Храпченко. - Нальчик, 1981. - 247 с.
198. Хюбнер, К. Нация: от забвения к возрождению / К. Хюбнер. - М.: Канон+, 2001. - 400 с.
199. Чамоков, Т. В ритме эпохи / Т. Чамоков. - Нальчик: Эльбрус, 1986. - 133 с.
200. Шаззо, К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах / К. Шаззо. - Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 238 с.
201. Шаззо, К.Г. Художественная структура конфликтов эпохи и духовно-философские искания личности. Размышления о процессах в современной литературе (поэтика, жанр, стиль) / К.Г. Шаззо. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2007. - 278 с.
202. Шаов, А.А. Доля и жребий УБ нетождественная оппозиция / А.А. Шаов. - Майкоп, 2018. - 140 с.
203. Шарифова, С.Ш. Интерпретация и фальсификация в художественно-исторической романистике / С.Ш. Шарифова // История и современность. - 2011. - № 1. - С. 200-209.
204. Шортанов, А. Адыгская мифология / А. Шортанов. - Нальчик, 1982. - 41 с.
205. Эфендиев, Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание / Ф.С. Эфендиев. - Нальчик: Эль - Фа, 1999. - 304 с.
206. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - М.: Академический проект, 2010. - 251 с.
207. Юдин, В. Человек. История. Память / В. Юдин. - М., 1990. - 254 с.
Интернет-ресурсы
208. Биографии исторических лиц, политических и культурных деятелей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org
209.Маршуба, Д.А. Проблема классификации сфер исследования в имагологии [Электронный ресурс] / Д.А. Маршуба // Молодой ученый. -2015. - № 6. - С. 532-535. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/86/16143/ (дата обращения: 21.10.2018).
210. Проблема национального характера и национальный образ мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://megapredmet.ru/1-84530.html
211. Цитаты великих людей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.citaty.net
212. Элиаде, М. Мифы современного мира [Электронный ресурс] / М. Элиаде. - Режим доступа: http://www.aquarun.ru/psih/relig/relig1p1.html
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.