Национальные истоки и художественное своеобразие лирики Алима Кешокова: 1930-1970 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Хежева, Лена Хабиловна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 166
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Хежева, Лена Хабиловна
Введение.
Глава I. Поэзия Алима Кешокова в контексте национальной литературы.
1.1. Раннее творчество Алима Кешокова в контексте становления и развития кабардинской поэзии.
1.2. Военная лирика.
1.3. Художественная концепция кабардинской поэзии послевоенного периода.
1.4. Творчество Алима Кешокова и проблемы кабардинской поэзии.
Глава II. Идейно - эстетические основы поэзии А. Кешокова. 82 2.1. Идейно - эстетические основы кабардинской поэзии советского периода.
2.2. Проблематика лирики А. Кешокова.
2.3. Идеологические императивы лирики А. Кешокова.
Глава III. Художественные особенности лирики А. Кешокова.
3.1. Поэтика. Основные черты и тенденции.
3.2. А. Кешоков и современная кабардинская поэзия.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественные истоки и формирование новой поэтики в литературах Северного Кавказа: на основе творчества А. Кешокова и К. Кулиева2007 год, кандидат филологических наук Алафаева, Валерия Александровна
Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов: К. Кулиев, А. Кешоков2009 год, кандидат филологических наук Калабекова, Нуржан Ансаровна
Кабардинская лирическая поэзия ХХ века: культурно-эстетическая основа, поэтика жанров и стилей2009 год, доктор филологических наук Куянцева, Елена Александровна
Сравнительно-исторический анализ кабардинской и балкарской лирики 1940 - 1970-х гг.: А. Кешоков и К. Кулиев2002 год, кандидат филологических наук Бжаумыхова, Венера Леонидовна
Поэзия Инны Кашежевой: проблемы традиций, жанров, поэтики2008 год, кандидат филологических наук Торогельдиева, Зухра Нурматовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальные истоки и художественное своеобразие лирики Алима Кешокова: 1930-1970 гг.»
Актуальность исследования. Проблемы роли и места народных традиций в литературе, взаимодействия фольклора и письменной национальной поэзии, развития художественного сознания народов Российской Федерации в современных условиях имеют в литературоведении особое значение. С ними тесно смыкаются вопросы самого различного характера, большинство аспектов реализации этической и культурной ориентации современного российского общества, актуальные моменты национального бытия народов государства.
Практика советского литературоведения в качестве концептуальных начал имела свои особенности в решении национального вопроса и ориентировалась либо на «большую» русскую советскую литературу, либо на «периферийную» национальную, само существование которой зачастую зависело от актуальной картины политического состояния страны.
Кроме того, само развитие литературы в национальных субъектах характеризовалась ярко выраженными специфическими особенностями, в совокупности своей способствовавших возникновению расхожего выражения «периферийная литература». Не вникая во все подробности эволюционных и конституирующих движений национальной литературы Северного Кавказа, считаем возможным констатировать, что стадиальное развитие ее носило запаздывающий характер и в каждой временной точке своей траектории оно было отмечено художественным качеством, не отвечавшим запросам общественного эстетического сознания - зачастую даже на региональном уровне.
Теория ускоренного («форсированного») развития литератур, в основном своем объеме относящаяся именно к новописьменным народам СССР, а позднее — РФ, с достаточно высокой степенью точности описывала парадигму формирования национальных литературных систем.
До достижения ими определенного порога, с небольшими расхождениями локализованного для литератур народов Северного Кавказа в конце 60-х — середине 70-х, в положения, сформулированные, М. Храпченко, Г. Ломидзе Г. Гачевым, вполне четко вписывалась и поэзия новописьменных народов.
Поэтому сами принципы анализа национальной поэзии были стандартизированы в одинаковых схемах — речь либо шла об общих тенденциях развития, свойственных целым группам и поколениям писателей, либо объектом внимания исследователей становились отдельные авторы, чье творчество представляло собой вершинные достижения национальной художественной мысли. При этом факт их вхождения в определенные тенденциальные рамки подразумевался, но акцент в исследовании делался, все же, на уникальных компонентах творчества.
Таким образом, главные составляющие творческого почерка таких художников слова как Р. Г. Гамзатов (1923-2004), К. Ш. Кулиев (19171985), А. Кешоков (1914-2001) в смысле их интегрированности в общий контекст эстетического развития литератур своих народов, оставались как бы вне зоны внимания исследователей - исключение составляли лишь связи этих авторов с фольклором.
Структурная перестройка экономики России, кардинальные изменения в отношениях собственности, приводящие к трансформации социума в целом, экономические трудности становления рыночной системы сказываются на отношениях внутри системы художественных воззрений любого народа. Продолжает падать реальный статус национально значимых элементов культуры, сокращается как число активно действующих авторов, так и число потенциальных читателей. В целом отмечается неустойчивость институтов национальной культуры, на сегодняшний день представляющихся основой всей традиционно сложившейся системы самоидентификации, как отдельной личности, так и подавляющей части населения России в целом.
Во многих регионах Российской Федерации наблюдаются явления кризисного характера, одним из проявлений которых можно считать деградацию литературных языков новописьменных народов, переход их на чисто бытовой уровень, негативные трансформации в сфере ментальных и эстетических стереотипов, общее падение качества художественных произведений национальных авторов, уход их от фольклорных основ национальных литератур.
Рыночная экономика и ее последствия изменили отношение национального сознания к процессу эстетического освоения окружающего, его значимости в целом, и, в первую очередь, к его основной составляющей - обеспечению национального своеобычия художественного сознания. Главная проблема видится в том, что при явных изменениях экономических, социальных, ментальных и прочих жизненно важных секторов национального бытия, общепринятая идеология взаимоотношений национальных культур в Российской Федерации не претерпела сколь-нибудь заметных изменений и, в принципе, находится в той же стадии развития, которая сложилась в советский период. По сути дела, дисбаланс между нефункциональной ныне социальной иерархией культурных явлений и возросшим интересом к истокам своей национальной специфичности во многом определяет вектор развития национальных культур на обозримое будущее. И в этом смысле вполне можно ожидать дальнейшего усугубления негативных явлений эстетического и морально-этического толка, опосредованно влияющих на ситуацию в других областях жизнедеятельности.
Происходящие сегодня в России преобразования обуславливают перемещение центра тяжести общей активности культурной жизни страны, в том числе, и в сфере литературы, на периферию. Одновременно с этим, меняется само понятие художественного, принимая в условиях острейшего кризиса традиционно сложившихся институтов культуры уродливые формы.
Одним из четко выраженных знаковых направлений изучения данной проблематики служит анализ истории формирования и развития национальной литературы во всех ее формах - от констатации прямого механического использования готовых формул до влияния народного творчества в архетипах общеконцептуального эстетического характера, так или иначе задействованных в авторских текстах.
В то же время, изучение основных тенденций эволюции и функционирования литератур новописьменных народов невозможно вне анализа творчества наиболее ярких их представителей, таких, например, каким был для кабардинской литературы А. Кешоков. Изучение его поэзии представляется задачей, решение которой может привести к пониманию фундаментальных закономерностей процессов изменения национального сознания, в конечном итоге - формированию адекватной стратегии в деле выявления и соответствующей поддержки ресурсов специфического национального мышления, что видится весьма актуальной проблемой в последние два десятилетия.
Целью диссертационной работы является исследования генезиса, эволюции и поэтики творчества А. Кешокова — поэта, яркого носителя национального эстетического сознания, а также осмысление основных черт его индивидуального стиля как фактора, детерминированного особенностями региональной культуры, изучение специфических черт этого стиля. Мы связываем поэтическое творчество А. Кешокова с основными закономерностями всего национального литературного развития, выявляем в его творчестве формы национальной культуры, наиболее соответствующие как традиционным воззрениям адыгских народов, так и реалиям сегодняшнего дня.
Для конкретного решения поставленной цели мы определяем в работе следующие задачи:
- определение национально-художественных и историко-культурных факторов зарождения и формирования поэзии А. Кешокова;
- изучение проблемы эволюции художественных воззрений А.
Кешокова; исследование специфических и типологических признаков поэтических жанров в творчестве кабардинского поэта;
- определение национального своеобразия лирики А. Кешокова;
- систематизация основных форм его поэтической символики;
- определение значения поэтического творчества А. Кешокова в современном эстетическом мире.
Методологической основой диссертационного исследования являются важнейшие теоретические положения, выдвинутые учеными А. Веселовским, Г. Гачевым, JI. Гинзбург, Д. Лихачевым, Ю. Лотманом, М. Храпченко и другими о социальной детерминированности художественных движений. В работе также нашли отражение положения основных исследований о взаимодействиях фольклора и литературы: У. Далгат, Е. Мелетинский, В.Пропп и другие.
В основу работы легла современная теория целостного восприятия литературного процесса, в ходе изучения проблемы нами использовались общенаучные методы: культурно-исторический, социологический, структурно-функциональный, сравнительный и другие.
Объект исследования. В качестве объекта исследования нами выбраны лирические произведения А. Кешокова разных периодов творчества, также фольклорные произведения и произведения народных сказителей-джегуако в контексте общеэволюционного движения форм народного творчества.
Изученность проблемы. Творчество Алима Кешокова, основные моменты его своеобразия как автора характеризуются достаточной изученностью, и количество исследований, посвященных тем или иным сторонам его литературного наследия довольно значительно.
В ряду ученых, обращавшихся к изучению поэзии великого кабардинского писателя нельзя не назвать целый ряд имен, составивший на сегодняшний день основной корпус литературоведов северокавказского региона. Первая попытка монографического исследования творчества А. Кешокова была произведена В. Гоффеншефером. Затем последовали более детальные исследования. Это, прежде всего, М. Сокуров, чья монография «Лирика Алима Кешокова» (1969) продолжает оставаться наиболее полным исследованием поэзии кабардинского автора во всех ее компонентах — формальных, образных, идеологических, эстетических. Несомненно, значительный вклад в наш фонд знаний об А. Кешокове внесен В. Дементьевым. И хотя других работ, посвященных исключительно поэзии А. Кешокова, на сегодняшний день, к сожалению, нет, практически все ученые, занимавшиеся проблемами кабардинской, адыгских, вообще -северокавказских литератур - обращались к творчеству А. Кешокова. Нельзя обойти вниманием труды исследователей северокавказских литератур, таких как Л. А. Бекизовой, 3. X. Баковой, А. М. Гутова, X. X. Кажарова, А. X. Мусукаевой, 3. М. Налоева, М. Г. Сокурова, К.К. Султанова, 3. X. Толгурова, Ю. М. Тхагазитова, А. X. Хакуашева, К. Г. Шаззо, Т. Е. Эфендиевой и других - все они в своих исследованиях, так или иначе освещали особенности творческого мастерства А. Кешокова, касаясь либо конкретных моментов его поэтики, либо — общеконцептуальных положений эстетики и художественного мышления, задействованного в контексте кабардинской и северокавказской литератур в целом.
Весьма ценные наблюдения над формально поэтическими сторонами поэзии А. Кешокова содержатся в кандидатской диссертации А. 3. Пшиготыжева «Кабардинское стихосложение», Тбилиси , 1980.
В то же время, считаем необходимым отметить существенное обстоятельство. Прежде всего, работы, касающиеся фольклорной составляющей в творческом наследии А. Кешокова, фактически отсутствуют. Рассмотрение данного вопроса в большинстве монографий и статей носит попутный характер и обусловлено естественной взаимосвязью стилистической проблематики с моментами социальной и идеологической значимости произведений.
Хотя работы современных кавказских литературоведов практически полностью заполнили «белые пятна» общей системы аналитических и методологических моделей, образовавшиеся после отказа от жестко идеологизированных подходов в рассмотрении различных сторон словесного творчества - как фольклора, так и авторского - в общетеоретическом аспекте они лишь мимоходом касаются вопросов взаимоотношений фольклорной составляющей творчества и социально обусловленной его частью.
В нашей работе мы пытались восполнить решение тех проблем, которые, на наш взгляд, наиболее актуальны сегодня.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем, опираясь на достижения литературоведческой науки по теории и истории комплексного изучения лирических жанров, на примере конкретных произведений А. Кешокова достигнуты определенные результаты.
Кабардинская поэзия в период 1930-1940-х годов подошла к той точке своего развития, когда ей был нужен новый взгляд на окружающее, взгляд, в котором интернациональное, идущее от русской поэзии, содержание перестало бы дисгармонировать с национальным. Ощущалась потребность в серьезной реформе как традиций русской поэтической школы — от которой было усвоено в основном идеологическое — так и национального стиха, страдавшего малой разработанностью самого образного строя, не приспособленного к выражению нового окружения в произведениях.
А. Кешоков оказался именно тем автором, талант которого позволил ему произвести эту реформу. Суть ее заключалась в том, что в его произведениях национальный читатель впервые столкнулся с гармоничным сочетанием исконно национальной символики и советской тематики, когда привычные образы фольклорного происхождения, потеряв свою конкретику, стали выражать обобщенный смысл новых идеологических красок советского строя. Большинство его стихов довоенной поры («Дикая яблоня» (1935), «Счастье» (1939) и др.) отмечены именно удачным вхождением в традиционные для кабардинской поэзии описания новых явлений и предметов - с одной стороны. С другой -сделав сочетание национальной символики, национальных атрибутов (кинжал, чабан, отара, и т.п.) с явлениями-знаками нового (орден, Кремль, партия, колхоз) постоянным, А. Кешоков уже тогда, в довоенные годы заложил основы своего индивидуального стиля, для которого характерным является именно постоянное сопоставление обобщенной и символизированной национальной атрибутики с универсальными для всей советской поэзии тематическими и образными областями.
В дальнейшем своем развитии А. Кешоков постепенно избавился от диктата идеологии, шире и разнообразней стали те проблемы, к которым он обращался в своем творчестве, более лаконичным и отточенным стал его поэтический язык, но главная его находка, главное достижение его художественного таланта - интеграция образных рядов, относившихся к различным не только поэтическим школам, но и к различным культурным традициям, и приведшая уже после войны к формированию школы советской кабардинской поэзии.
Проблема изучения творчества А. Кешокова имеет и другую сторону. Северный Кавказ с одной стороны является многонациональным регионом, где соседствуют различные культуры, традиции, обычаи и поэтому любая национальная литература имеет целый набор специфических дифференцированных черт.
В то же время, культура и ментальность народов Северного Кавказа достаточно аттрактивны и характеризуются как развитостью нормативов, относящихся к понятиям прекрасного и эстетического, так и их относительной устойчивостью. Интерес к проблемам функционирования национальных литератур в части, касающейся их эволюционного движения, к проблемам деятельности культурно-этнических институтов, закономерно обращает нас к творчеству таких авторов как Алим Кешоков, ибо сама концептуальная идея национального развития в целом, культурного, литературного развития в частности, немыслима вне деятельности личностей подобного масштаба. Как мы попытались показать в нашей работе, А. Кешоков был тем человеком, который не только шагал вровень с развитием литературной традиции кабардинского народа, но во многом и определял скорость этого движения и его направление.
В связи с этим проблемы изучения творчества А. Кешокова, истории эволюции его эстетических воззрений представляются тем полем исследования, где могут быть выяснены основные моменты развития эстетического самосознания кабардинского народа; в связи с упоминавшейся определенной монолитностью культур народов Северного Кавказа - эстетического сознания всех этносов региона. Мы считаем, что его творчество дает возможность выявить точки культурного взаимодействия как фактора полноценного развития общества, что в условиях сегодняшней экономической и социальной ситуации Российской Федерации представляются одной из наиболее важных тем современного научного поиска.
Основные результаты исследования, полученные нами, и их научная новизна заключается в следующем:
- определены некоторые аспекты парадигмы национального стиля, реально присутствующие на сегодняшний день в общественном сознании и зафиксированные в творчестве А. Кешокова;
- на примере поэзии А. Кешокова выяснены частные моменты специфичности развития художественного сознания адыгских народов; уточнены детерминационные факторы развития форм национального художественного сознания и выявлены основные принципы взаимодействия фольклорного и авторского начал в период становления национальной литературы;
- проведен анализ образных систем поэзии А. Кешокова, рассматриваемых как результат совокупного воздействия на сознание писателя национального и социального начал.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в попытке решения одной из наиболее важных проблем современного адыгского да и всего Северо-Кавказского литературоведения: этапов эволюции, проблематики и поэтики творчества Алима Кешокова, основных черт его поэтического стиля. Определить роль выдающегося кабардинского поэта в развитии национальной поэзии, а также изучить закономерности формирования и развития северокавказской поэзии в целом.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты исследования могут способствовать углубленному изучению кабардинской поэзии, творчества А. Кешокова. Материалы диссертационного исследования, наблюдения и обобщения могут быть рекомендованы к использованию при изучении курса «Истории кабардинской литературы», при прохождении спецкурсов и спецсеминаров по творчеству А. Кешокова в вузах Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и других учебных заведениях.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Диссертационная работа обсуждалась на совместном заседании кафедры кабардинского языка и литературы Кабардино-Балкарского государственного университета и сектора кабардино-черкесского языка Института Гуманитарных исследований правительства КБР И КБНЦ РАН (февраль 2005), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (март 2005 года).
Основные положения диссертации отражены в материалах научных конференций, а также в двух статьях (Нальчик 2003, 2004).
Структура диссертационной работы определена поставленной целью и задачами: введение, три главы, заключение и библиография.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются и задачи, научная новизна, изученность вопроса, раскывается теоретическая значимость.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Проблематика и жанровое своеобразие художественной публицистики и критики Алима Кешокова2003 год, кандидат филологических наук Пшибиев, Алим Иналович
Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии: 1941-1945 гг.2005 год, кандидат филологических наук Нахушева, Залина Адальбиевна
Поэзия Анатолия Бицуева: Основные мотивы и жанры2005 год, кандидат филологических наук Багова, Ирина Борисовна
Эволюция фольклорных элементов в кабардинской поэзии2004 год, кандидат филологических наук Хашхожева, Фатимат Нануевна
Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии: вторая половина XX века2011 год, кандидат филологических наук Бекалдиева, Камилла Даниловна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Хежева, Лена Хабиловна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истоки кабардинской поэзии, которое берет свое начало в фольклоре и творчестве певцов - импровизаторов (джэгуак1уэ) и дореволюционных авторов начала XX века, долгое время находились в определенном эстетическом противоречии с проблемами и тематикой поэзии советского периода. Виду этого, довольно продолжительное время в поэзии первых кабардинских авторов соседствовали образы, которые никак не гармонировали друг с другом. Одни из них относились к миру нового идеологизированного общества, другие - брали свое начало в национальной поэтической традиции.
К концу 30-х годов XX века большинство стихов кабардинских поэтов представляли собой или чисто лирические произведения, свободные от идеологических клише и не несшие в себе признаков времени, или стихотворения, в которых авторы пытались - по большей части безуспешно - соединить в гармоническое целое специфические национальные схемы описания мира чувств с миром понятий и предметов, тяготеющих к новому художественному взгляду на мир.
В этой ситуации стихи если и несли в себе признаки художественного, обобщенного осмысления действительности, то, как правило, образы их строились на основе тех понятий, которые относились к духовности нового времени - «партия», «новое время» и т.д.
Именно тогда кабардинская поэзия подошла к той точке своего развития, когда ей был нужен новый взгляд на окружающее, взгляд, в котором интернациональное, шедшее от русской поэзии, содержание перестало бы дисгармонировать с национальным. Ощущалась потребность в серьезной реформе как традиций русской поэтической школы — от которой было усвоено в основном идеологическое - так и национального стиха, страдавшего малой разработанностью самого образного строя, не приспособленного к выражению нового окружения в произведениях.
А. Кешоков оказался именно тем автором, талант которого позволил ему произвести эту реформу. Суть ее заключалась в том, что в его произведениях национальный читатель впервые столкнулся с гармоничным сочетанием исконно национальной символики и советской тематики, когда привычные образы фольклорного происхождения, потеряв свою конкретику, стали выражать обобщенный смысл новых идеологических красок советского строя.
Большинство его стихов довоенной поры («Дикая яблоня» (1935), «Мое село» (1938), «Счастье» (1939) и др.) отмечены именно удачным вхождением в традиционное для кабардинской поэзии описания новых явлений и предметов — с одной стороны. С другой — сделав сочетание национальной символики, национальных атрибутов (образы постуха, табунщика, землепашца, кинжал, отара, и т.п.) с явлениями-знаками нового (партия, Кремль, колхоз, орден) постоянным, А. Кешоков уже тогда, в довоенные годы заложил основы своего индивидуального стиля, для которого характерным является именно постоянное сопоставление обобщенной и осимволизированной национальной атрибутики с универсальными для всей советской поэзии тематическими и образными областями.
В дальнейшем своем развитии А. Кешоков постепенно избавился от диктата социалистической идеологии, шире и разнообразней стали те проблемы, к которым он обращался в своем творчестве, более лаконичным и отточенным стал его поэтический язык, но главная его находка, главное достижение его художественного таланта - интеграция образных рядов, относившихся к различным не только поэтическим школам, но и к различным культурным традициям, и приведшая уже после Великой отечественной войны к формированию школы современной советской кабардинской поэзии. Следует признать, что уже к середине 50-х годов кабардинская поэзия в своем развитии подошла к новому этапу. Это проявилось не в том, что национальные писатели в массе своей перешли к новым методам и приемам изображения, заинтересовались новыми тематическими направлениями. Основная часть кабардинских поэтов продолжала работать в старом ключе, и их произведения были привычным, известным по довоенному периоду набором образов, тем и проблем, освещенных сугубо идеологическими подходами и идеями.
Нельзя сказать, что представители нового поколения были полностью свободны от влияния старых традиций. Нет, первые их произведения продолжают оставаться порой наивными в плане привычных методов описания, прежним в основных своих чертах остаются и их лирическое «я». Однако ростки новых подходов к изображению действительности очевидны, и именно их наличие позволяет говорить о наступлении нового этапа в кабардинской поэзии.
Этот этап развития кабардинской поэзии хронологически связан с серединой - концом 50-х годов прошлого столетия, и попытками вычленить или наметить в этом потоке те черты, знаковые для понимания характера и хода эволюции национальной литературы, которые смогли привести нас к пониманию того, что таковыми прежде всего являются новации идеологического плана, естественным образом повлекшие за собой изменения эстетических стереотипов, а также новые тенденции на структурно-художественном уровне.
Первое, что отличается при анализе поэзии кабардинских авторов этих лет - те моменты, которые позволяют говорить нам о повышении значения личностного подхода авторов к описываемым объектам и, соответственно - о большей идеологической раскрепощенности поэтов.
Однако нет никакого сомнения в возросшем художественном уровне поэтических произведений. Высокое поэтическое мастерство кабардинских поэтов, так же как и большая степень идеологической свободы, сами по себе свидетельствовали о значительном прогрессе национальной поэзии, и единственным, что в плане изобразительно-выразительном напоминает о характерных чертах национальной литературы предыдущего этапа, можно считать некоторую узость тематического ряда поэзии этих лет, а также экзальтированность лирического героя, излишнюю сентиментальную наивность его эмоциональных реакций.
Впервые поэзия кабардинских авторов отмечена таким новым художественно-эстетическим качеством как цельность образного ряда различных частей произведения.
Этот период отмечен появлением в кабардинской поэзии стихов особого рода, отмеченных достаточным уровнем профессионализма, свободой выражения в смысле эмоционального содержания их образных систем, и все это сопровождалось надуманной проблематикой, объектом приложения поэтического переживания. И здесь мы столкнулись с тем явлением, когда социальный, политический заказ если и не определял поэтику стихотворения, то, во всяком случае, значительно влиял на общую целеустановку автора, а через нее - на общее эстетическое качество стихотворения.
Тем не менее, за исследуемый период кабардинская поэзия значимо повысился стандарт поэтического описания со всей присущей ему атрибутикой - от образного воплощения и психологической достоверности строф, до серьезных подвижек в области тематики, идеологии и общей концепции прекрасного и эстетичного.
Явление это весьма сложное и однозначную оценку ему дать невозможно. Однако мы считаем, что придание образной сложности кабардинской поэзии есть процесс формирования литературы нового типа, поэзии, главной чертой которой должна стать, в конце - концов, на наш взгляд, не идеологическая составляющая, а, прежде всего — индивидуальное мастерство авторов, их самобытность, помноженная на истинно национальный стиль лирического описания и переживания. Всем своим существом и творчеством Алим Кешоков находился на переднем краю этого процесса. Именно в его творчестве (поэзия) в наиболее чистом и законченном виде воплотились все основные тенденции, свойственные общему эволюционному движению кабардинской литературы. А. Кешоков оказался именно тем автором, который смог на протяжении всего своего творческого пути поддерживать стремительный прогрессирующий порыв, пройдя путь от обычных для довоенного периода развития национальной поэзии от стихов агитационного, идеологического плана до подлинных высоко поэтических произведений, в которых явственно выразилось как художественное своеобразие национального мышления как такового, так и личный талант и необычность взгляда на мир самого Кешокова.
Сейчас мы можем сказать с уверенностью, что А. П. Кешоков не столько следовал эволюционным правилам развития кабардинской поэзии, не столько был самым быстро эволюционирующим национальным поэтом, сколько, намного опережая и предвосхищая пути дальнейшего движения кабардинской эстетической мысли, сам способствовал ее изменениям в том или ином направлении. Иначе говоря, Алим Кешоков во многом определил лицо современной кабардинской поэзии, и именно он был первым из кабардинских авторов, сумевшим полностью освободится от диктата традиций русской поэтической школы.
Совокупность обстоятельств, сложившейся на сегодняшний день в национальной, в частности - кабардинской поэзии позволяет нам говорить, что проблемы формирования и развития национальной культуры во всей широте ее спектра, могут быть отнесены к сфере главных соотношений в современном обществе. По мере развития цивилизационного уровня, они приобретают все более и более многоплановый характер, охватывают новые, часто трудноожидаемые области функционирования и на определенных стадиях развития выходят за рамки второстепенных по отношению к обществу вопросов.
Поэтому естественно, что проблемный ряд, вопросы эволюции культурного пространства тесно переплетаются с общей проблематикой государства, всегда находясь с ней во взаимообусловленной связи.
В этом аспекте творчество кабардинского поэта, попытка оценки его поэтического наследия приобретает особый оттенок. Как мы попытались показать, лирика А. Кешокова в своем развитии прошла несколько стадий. Лирические переживания кабардинского автора, определявшие его стиль в довоенный период и в первой половине 60-х годов, базировались, в основном, на идеологизированном представлении, чаще всего связанном с так называемым социальным заказом, воплощавшем в себе все идеологические требования времени.
Однако с самого момента обращения А. Кешокова к лирическим жанрам его стиль отличало своеобразие, тонкость лирического описания, что видится нам результатом действия его природного таланта. Тем не менее, долгое время глобальные изменения в идеологии и формах управления обществом, постоянные социальные подвижки и катаклизмы, обусловившие совершенно особую эстетико-идеологическую среду СССР, полностью определяли характер образных, тематических, идейных и структурных уровней его произведений.
Поэтому история становления нового общества, активизации народного потенциала на новых морально-нравственных и нормативно-поведенческих основаниях совершенно естественно и неотвратимо была основной и практически единственной темой творчества Алима Кешокова. Но даже в узких рамках требований соцреалистической доктрины кабардинский поэт сумел преодолеть долгий путь от наивно-просветительских и идеологических произведений эпохи политического и социально-идеологического заказа до действительно оригинальных произведений, положивших в числе немногих прочих, начало новой северокавказской поэзии - поэзии специфически национальной и самостоятельной. Анализ стихотворений 60-х однозначно свидетельствует об роли А. Кешокова в истории развития национальной лирики — роли первопроходца и новатора. Именно его эстетические находки, его опыт в деле освоения новых образных рядов и выразительных средств в целом, новых психологических и морально-нравственных типов лирического переживания во многом определили пути развития современной кабардинской поэзии, ее сегодняшнее лицо.
В нашем исследовании мы постарались акцентировать внимание именно на тех новационных моментах, которые были разработаны А. Кешоковым. Конечно, многое осталось вне поля нашего зрения, мы вполне отдаем себе отчет в том, что обошли своим внимание ряд существенных моментов, таких, как, например, контаминационный анализ произведений А. Кешокова в общем контексте литературы Северного Кавказа и всей страны, или - стилевое многообразие военной лирики кабардинского поэта. Однако это вопрос отдельного и весьма объемного исследования.
Исходя из проведенной нами работы, мы, на наш взгляд, пришли к ряду достаточно аргументированных выводов, некоторые из которых могут считаться значимыми для понимания характерных особенностей развития не только лирики А. Кешокова, не только кабардинской поэзии, но и всей новописьменной литературы советского периода в целом.
Алим Кешоков в этом смысле явился своеобразным связующим звеном между поколениями кабардинских поэтов, и мы считаем, что именно он наиболее успешно продемонстрировал пути выхода из систем шаблонных и вторичных поэтических форм на рубеже 50-х - 60-х годов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Хежева, Лена Хабиловна, 2005 год
1. Абакарова Ф. Очерки даргинской советской литературы. -Махачкала, 1969. - 203с.
2. Абрамов A.M. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М., 1975.-559 с.
3. Алиева А. И. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. -М„ 1975.-214 с.
4. Апухтина В., Удонова 3. Героический эпос народа: Советская литература о Великой Отечественной войне. М., 1965. - 195 с.
5. Баков X. И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. - 203с.
6. Бакова 3. X. Алим Кешоков. Нальчик, 2000. 148 с.
7. Баруздин С. А. Люди и книги. М., 1978. - 143 с.
8. Бекизова Л. А., Караева А.Ч., Тугов В. Б. Жизнь, герой, литература. -Черкесск, 1978.-214 с.
9. Берков П. Н. Проблемы исторического развития литератур. -Л., 1981.-281с.
10. Ю.Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1969. - 496 с.11 .Бочаров А.Г. Человек и война. М., 1973. - 456 с.
11. Бычков Д., Пипинис В. Кабардинские советские писатели. -Нальчик, 1957. 79 с.
12. Вайль П. Пространство и время. М., 1995. - 192 с.
13. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 405 с.
14. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., 1963.-255 с.
15. Вопросы литературы народов СССР. Киев-Одесса, 1975.- 187 с.
16. Вороков В. X., Курашинов Б. М. Али Шогенцуков.- Нальчик, 1981.99 с.
17. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984. - 304 с.
18. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм.- М., 1968.298 с.
19. Гачев Г. Д. Ускоренное развитие литературы. М., 1963. - 311 с.
20. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1973. - 407 с.
21. Голубков М. Д. Утраченные альтернативы. М., 1922. - 167 с.
22. Гоффеншефер В. Ц. Путь всадника: Очерк жизни и творчества А. Кешокова. М., 1969. - 48 с.
23. Гулыга А.В. Искусство истории. О нравственных уроках минувших времен.-М., 1980.-288 с.
24. Гуртуева Т. Б. Маленький человек с большой буквы. Поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма. Нальчик, 1994. -207 с.
25. Гутов A.M. Слово и культура. Нальчик, 2003. - 156 с.
26. Далгат У. Б. Литература и фольклор. М., 1962.
27. Дементьев В. В. Со временем в ладу. Очерк жизни и творчества Алима Кешокова. Нальчик, 1985. - 236 с.
28. Джиоев X. С. Народное стихосложение и речевой стих осетинской поэзии. Орджоникидзе, 1974. - 55 с.
29. История дагестанской литературы. Махачкала, 1967. Т.2. - 329 с.
30. История советской многонациональной литературы. В 6-ти томах. Т.-2, 3,5.-М., 1972.
31. Козловский Я. А. Две музы две сестры. - М., 1978. - 134 с.
32. Кормилов С.И. Теоретические аспекты художественного историзма в русской советской литературе. М., 1986. - 190 с.
33. Курашинов Б. М. Ориентир (на каб.яз.). Нальчик, 1996. - 152 с.
34. Ленобль Г. История и литература. М., 1977. - 120 с.
35. Лингвистика и поэтика. М., 1979. - 309 с.
36. Лихачев Д.С.Литература реальность - литература. - Л., 1984.-185 с.
37. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем. Нальчик, 1987. - 167с.
38. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. Нальчик, 1978. - 140 с.
39. Мышковская Л. М. О мастерстве писателя. М., 1967. - 444с.
40. Налоев 3. М. Корни и ветви. Нальчик, 1991. - 134 с.
41. Налоев 3. М. Послевоенная кабардинская поэзия.-Нальчик,1970. -155 с.
42. Национальный язык и национальная культура. М., 1978. - 209 с.
43. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1974.-520 с.45.0сманова З.С. Художественная концепция личности в литературах советского Востока. М., 1972. - 265 с.46.0черки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. - 101 с.
44. Панеш У. М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур.-Майкоп, 1990. 273 с.
45. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. -М., 1972. -271 с.
46. Пушкин А.С. О литературе. М.,1962. - 72 с.
47. Русская советская литература. М., 1958. - 203 с.
48. Сокуров М. Г. Лирика Алима Кешокова.- Нальчик, 1969. 224 с.
49. Сокуров М. Г. Поступь литературы. Нальчик, 1977. - 145 с.
50. Сокуров М. Г. Избранное (на каб.яз.). Нальчик, 1995. - 576 с.
51. Солоухин В. Слово живое и мертвое. М., 1976. - 333 с.
52. Спивак И.А. Советская поэзия периода Великой Отечественной войны ее жанрового развития. Киев, 1979. - 199 с.
53. Схакумидов А.С.Дружба, скрепленная в боях.-Майкоп,1975.- 112 с.
54. Теунов Х.И. Литература и писатели Кабарды. М., 1958. - 385 с.
55. Тимофеев Л. И. Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика. -М., 1964.-523 с.
56. Толгуров 3. X. В контексте духовной общности. Нальчик, 1997. -285с.бО.Тхагазитов Ю. М.Традиции и новаторство. Нальчик, 1991. - 164 с.61 .Тхагазитов Ю. М. Художественный мир Али Шогенцукова. -Нальчик, 1994.- 125 с.
57. Тхагазитов Ю. М. Эволюция художественного сознания адыгов: Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман. -Нальчик, 1996.-265с.
58. Урбан А.А. Образ человека образ времени. - JI., 1979. - 324 с.
59. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Нальчик, 1982. - 175 с.
60. Хакуашев А. X. Истоки становления. Нальчик, 1984. - 209 с.
61. Хакуашев А. X. Али Шогенцуков. Нальчик, 2000. - 350 с.
62. Хапсироков X. X. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. Черкесск, 1968. - 104 с.
63. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. Черкесск, 1968.-266 с.
64. Хапсироков X. X. Жизнь и литература. М., 2002. 302 с.
65. Хапсироков Х.Х. Восхождение. Творческий путь Алима Кешокова. М., 2002. 320 с.
66. Хафица М.М., Кашубаев Дж. П. Всадник чести. Алим Кешоков: жизнь и творчество. Нальчик, 2003.
67. Храпченко М.Б. Художественное творчество, деятельность, человек. М., 1976. - 416 с.
68. Чамоков Т. Н. В ритме эпохи. Нальчик, 1986. - 134с.
69. Чамоков Т. Н. В созвездии сияющего братства. М., 1976. - 147 с.
70. Час поэзии. М., 1971. - 98 с.
71. Человек в современных философских концепциях. Волгоград. 1998.-410с.
72. Шаззо К. Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. - 238 с.
73. Шаззо К.Г. Главная мера человек. - М., 1974. - 230 с.
74. Шевлоков П. Ж. Правда жизни. Критические заметки. Нальчик, 1978. - 164с.
75. Щербина В. А. Наш современник. Концепция человека в литературах XX столетия. М., 1964. - 572 с.
76. Щербина В. А. Пути искусства. М., 1970. - 415 с.
77. Эфендиева Т. Е. Поэзия жизни. Нальчик, 1977. - 266 с.
78. Якименко Л.Г. На дорогах века. М., 1973. - 416 с.1.
79. Алиева С. У. Была война народная // «Дон». 1985, № 4.
80. Апажев М. Л. Поэт века, борец за правду // «Ошхамахо». 1999,№ 4.
81. Апухтина В.А. Современная советская проза // «Высшая школа». 1984, №2.
82. Баков Х.И. Адыгский литературный процесс сегодня // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1995. Вып. 9.
83. Бакова З.Х. «Любовь в груди его живет.» // Литературная Кабардино-Балкария. 1999, №3.
84. Бекизова Л.А. Иноциональный характер (русский человек) в системе образов историко-революционного эпоса адыгских литератур // Современный литературный процесс. Герой и время. -Черкесск, 1988.
85. Гиршман М. Целостность литературного произведения // Проблемы художественной формы социалистического реализма. -М., 1971.
86. Гоффеншефер В. Ц. Путь всадника // «Кабарда». 1947, №1.
87. Гоффеншефер В. Ц. Традиционный образ и современность // Сб. статей о кабардинской литературе. Нальчик, 1957.
88. Гринберг И. Л. Два крыла литературы // Вопросы литературы. 1982, №3.
89. Гринберг И. Л. Мужество ума и сердца // «Дон», 1964, №1.
90. Гринберг И. JL Простор созидания // Вопросы литературы. 1975, №7.
91. Гринцер П. А. Поэтика слова // Вопросы литературы. 1984, № 1.
92. Гутов А. М. Стиль. Образ. Характер // Литературная Кабардино-Балкария. 2001, №6.
93. Гутов А. М. Без него человечество неполно // Кабардино-Балкарская правда. 2002, 29 янв.
94. Гутов А. М. Гордость нации // А.Кешоков. Произведения, в пяти томах. Том 1. Нальчик, 2004.
95. Дементьев В. В. Алим Кешоков // Кавказская тетрадь. М., Современник, 1989.
96. Дементьев В. В. Крылья песни // «Дон». 1984, № 7.
97. Добровольский О. Путь всадника // «Дон». 1982, № 9.
98. Кажаров X. X. Большая дорога // «Ошхамахо». 1999, № 4.
99. Капиева Н. Волны времени // «Ошхамахо». 1977, № 2.
100. Балкарии А. Кешоков // «Созвездие». Нальчик, 1986.
101. Кармоков М. М. Первый всадник: Народный поэт Кабардино-Кауфов X. X. Головной журавль сам выбирает дорогу // «Ошхамахо». 1999, № 4.
102. Кашежева И. Н. Путешествие в молодость или один день с Алимом Кешоковым // Очерки истории кабардинской литературы Нальчик, 1990.
103. Кашежева Л. Н. Послевоенная кабардинская проза // Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968.
104. Кедрина 3. С. Многообразие национальное, многообразие художественное // Вопросы литературы. 1977, № 8.
105. Керефов М.Ж. Слово об односельчанине //«Ошхамахо». 1990,№ 5.
106. Ломидзе Г. Методологические вопросы изучения взаимосвязей и взаимообогащения советских литератур // Пути развития советской многонациональной литературы. М., 1967.
107. Львов С. Л. По горным дорогам // Дружба народов. 1958, №1.
108. Мусукаева А. X. Художественный реализм и фольклорная символика в прозе А. Кешокова // Литературная Кабардино -Балкария. 1994, №4.
109. Налоев 3. М. Передовой всадник // «Ошхамахо». 2002, № 1.
110. Огнев В. У карты поэзии. // «Дон», 1968, №3.
111. Орлов В. Высокогорная поэзия // «Известия». 1965, 18 февраля.
112. Пшибиев А. И. Кешоков — рецензент, критик, мемуарист // Литературная Кабардино-Балкария. 2003, № 4.
113. Пшимахова Б.Б. Взаимосвязь природы и человека в лирике. А. Кешоков // Этнологическая культура и проблемы охраны окружающей среды. Нальчик, 2003.
114. Утижев Б. К. Наш Алим // «Ошхамахо». 1999, № 4.
115. Хакуашев А. X. Война и поэт. // «Ошхамахо». 2004, № 6.
116. Эбаноидзе А. Л. .Не храм, а мастерская // Вопросы литературы. 1978, №5.
117. Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха // О поэзии. Л., 1969.
118. Эльгаров К. М. Односельчанин, которым я горжусь // «Ошхамахо». 1999, №4.
119. Эфендиев Ф. С. Алим Кешоков и Кайсын Кулиев // «Культурная жизнь Юга России». Краснодар: КГИКИ, 2004, №4.
120. Эфендиев Ф. С. «Мы горской песни два крыла.» // Кабардино -Балкарская правда. 2004, 30 июня.1.I
121. Губжоков Л. М. Поледняя молния. Нальчик, 1994.
122. К1ыщокъуэ А. П. Батырыбжьэ: усыгъэхэр. Налшык, 1977.
123. К1ыщокъуэ А. П. Вагъуэ махуэ. Усыгъэхэр. Налшык, 1980.
124. К1ыщокъуэ А. П. Дамыгъэ, Усэхэмрэ поэмэхэмрэ. Налшык, 1969.
125. К1ыщокъуэ А. П. Мывэ хуабэ. Усэхэр. Налшык, 1953.
126. Юыщокъуэ А. П. Усэхэмрэ поэмэхэмрэ. Налшык, 1956.
127. Юыщокъуэ А. П. Усэхэр. Налшык, 1956.
128. Юыщокъуэ А. П. Шум и гъуэгу. Налшык, 1946.
129. Юыщокъуэ А. П. Щ1алэгъуэ щ1ыналъэ. Усэхэр. Налшык, 1948.
130. Юыщокъуэ А. П. Щхьэлыкъуэ. Усэхэр. Налшык, 2001.
131. Кармоков М. Созвездие. Нальчик, 1986.
132. Кармоков X. Произведения. Нальчик, 1997.
133. Кауфов X. X. Соль земли нашей. Нальчик, 2001.
134. Кешоков А. П. Горской песни два крыла. Нальчик, 1974.
135. Кешоков А. П. Девочка с косичками. Стихи. М., 1957.
136. Кешоков А. П. Долголетие. Стихи. Нальчик, 1957.
137. Кешоков А. П. Заоблачные люди. Стихи. М., 1964.
138. Кешоков А. П. Избранное в 2-х кн. Нальчик, 1964.
139. Кешоков А. П. Избранные произведения в 2- томах. М., 1972.
140. Кешоков А. П. Напутствие. Стихи. М., 1978.
141. Кешоков А. П. Поэзия. Т.- I. Нальчик, 2004.
142. Кешоков А. П. Свет в окне. Стихи и поэмы. М., 1982.
143. Кешоков А. П. Собр. соч. в 5 т. М., 1984.
144. Кешоков А. П. Собр.соч. в 4-х т. М., 1982.
145. Кешоков А. П. Стихи стрелы. - М., 1981.
146. Кешоков А. П. Стихотворения и поэмы. -М., 1957.
147. Кешоков А. П.Плечом к плечу. Стихи и поэмы. Нальчик, 1970.
148. Куашев Б. И. Салам. Нальчик, 1955.
149. Кулиев К. Ш. Так растет и дерево. М., 1975
150. Мисаков П. Т. Горные ручьи. Нальчик, 1955.
151. Пачев Б. М. Рождение жизни. М., 1950.
152. Поэты Москвы о времени и о себе. Стихи. М., 1974.158. Поэты РСФСР. М., 1967.
153. Пшиготыжев А.З. Кабардинское стихосложение. Автореферат. -Тбилиси, 1980.
154. Хажбекир X. X. Русскому другу. Нальчик, 1977.
155. ОДНИ КБР, Ф 1, оп.1, д.43, л.6.
156. Шогенцуков А. А. Избранное. Нальчик, 1975.
157. Шогенцуков А. О. Избранные поэтические произведения в 2-х томах.-М., 1990.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.