Художественный мир Аскерби Шортанова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Шадова, Ирина Хажисетовна

  • Шадова, Ирина Хажисетовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 157
Шадова, Ирина Хажисетовна. Художественный мир Аскерби Шортанова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2009. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шадова, Ирина Хажисетовна

Введение.

Глава I. Ранний период творчества Аскерби Шортанова в контексте становления и развития национальной литературы 30 - 50-х годов XX века.

Глава II. Художественное решение проблемы личности и народа в прозе

А. Шортанова (1960-1980-е годы XX века).

2.1. Жанр романа в литературе Северного Кавказа и

Горцы» А. Шортанова.

2.2. Проблема человека и истории в романе.

Глава III. Соотношение исторического факта и художественного вымысла в прозе А. Шортанова 1950-1980-х годов.

3.1. Жанры «малой прозы»: проблематика и поэтика.

3.2. Особенности сатирической направленности прозы А. Шортанова.

3.3. Искусство драматурга.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир Аскерби Шортанова»

Актуальность темы диссертационной работы обусловлена тем, что в современном литературоведении проблемы творческого самоопределения, формирования художественной индивидуальности и систематизации творчества отдельных художников слова, нового подхода к выявлению их роли и места в истории национальной литературы остаются постоянным объектом научных изысканий. В тесной связи с данными проблемами находятся и вопросы взаимосвязи фольклора и национальной литературы, типологии, жанровой специфики, поэтики.

Как известно, обращение к художественному миру крупного, значительного представителя национальной культуры и литературы всегда поднимает комплекс актуальных проблем. Художественный мир писателя - это тот центр, от которого расходятся и к которому сходятся все нити, все направления его творческого «я», во многом определяющие особенности национального литературного процесса в целом.

Проблема творческой индивидуальности, художественного мира наиболее значительных представителей национальной литературы в литературоведении не нова. Каждая новая эпоха вносит свой вклад в ее понимание и решение, она конкретизируется, прежде всего, особенностями реальных исторических условий. В национальной литературе расцвет прозы определяется развитием творческих исканий в конкретные исторические периоды: общие черты духовной жизни эпохи, народа, социальной среды по-разному проявляются во внутреннем мире отдельных личностей - у одних в меньшей степени, у других в значительной степени яркости, глубины и индивидуальности. Именно они оказываются характерными носителями социального сознания своего народа, своей среды, своего времени. Одним из таких ярких художников, несших в своем творчестве социально-историческое сознание народа и эпохи, является народный писатель, заслуженный деятель искусств КБР Аскерби Тахирович Шортанов.

Яркая творческая индивидуальность, художественное воплощение в прозе проблем своего времени способствуют ускоренному развитию национальной литературы. Трудно переоценить значение художественного мира для формирования и развития молодой литературы: он совмещает и национальную историю народа, и эстетические достижения времени, вносит значительный вклад в культурное богатство своего народа.

Художник слова - один из зачинателей национальной литературы в целом и жанра романа в частности - А. Шортанов приходит в искусство убежденным сторонником нового направления, новых замыслов и убеждений; он уважительно внимает духовному прошлому своего народа и строит свое искусство слова на лучших традициях народного поэтического творчества. Важен и фактор влияния, если оно не противоречит его собственному мировидению.

Процесс формирования творческой индивидуальности - это непрерывный контакт, взаимовлияние различных творческих направлений, личностей, это взаимообогащение и поиск собственного художественного «я». Философская, интеллектуальная проза А. Шортанова формировалась не одно десятилетие, она пользовалась широкой популярностью, ей неоднократно посвящались критические статьи и работы. Тем не менее, многогранное творческое наследие А. Шортанова в силу объективных причин не стало предметом отдельного научного анализа, хотя некоторые аспекты творчества писателя изучались в том или ином ракурсе.

До настоящего времени при изучении творчества А. Шортанова основной акцент делался на анализе одного или двух и более произведений. Как правило, большее внимание уделялось роману - тетралогии «Горцы», который рассматривался наряду с другими произведениями северокавказских писателей, творивших в жанре исторического, историко-революционного романа: «Новый талисман» Б. Гуртуева, «Горные орлы» Ж. Залиханова, романа-дилогии «Вершины не спят» А. Кешокова, «Шамбуль» Т. Керашева, «Голос в горах» Д. Кубанова, «Род Шогемоковых» X. Теунова и других.

На сегодняшний день остаются открытыми вопросы, связанные с жанровыми и стилистическими особенностями прозы А. Шортанова. Необходимость решения этих и ряда других важных вопросов, выходящих на обозначенную проблему, обуславливает актуальность темы данного исследования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Настоящая работа ставит целью изучение художественного мира прозы А. Шортанова, этапов эволюции его творчества, структуры и поэтики его произведений. Таким образом, работа сочетает сравнительно-исторический, структурно-культурологический методы с аналитическим исследованием отдельных художественных текстов.

Поставленная цель реализуется в решении следующих конкретных задач:

• проанализировать этапы эволюции творчества Аскерби Шортанова;

• исследовать творчество писателя во взаимосвязи аналогий мирового опыта и индивидуальных национальных творческих открытий писателя;

• выявить этно-фольклорную основу прозы А. Шортанова;

• выявить круг проблем его творчества, а также своеобразие воплощения основных поэтических тем;

• провести анализ индивидуальной творческой манеры Аскерби Шортанова, определить новаторство его прозы;

• определить роль и место писателя в национальной, а также в северокавказской литературе.

Опираясь на общетеоретические положения, а также на труды ведущих ученых по данной проблематике, мы рассматриваем в работе вопросы эволюции творчества писателя, основные тенденции и мотивы его прозы, отдельно анализируем тему Великой Отечественной войны в творчестве писателя, а также исследуем прозу А. Шортанова в контексте русской и национальных литератур XX века.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые анализируются художественный мир прозы кабардинского писателя Аскерби Шортанова и вопросы формирования его художественной индивидуальности.

В данной диссертационной работе предпринята попытка системного изучения проблематики и поэтики прозы писателя в ее эволюционном развитии. В работе мы выделяем важнейшие аспекты в изучении прозы А. Шортанова, определяем типологическую общность национального романа, пересматриваем некоторые оценки прозаических произведений писателя, исследуем поэтическое своеобразие с учетом достижений современной литературоведческой науки. Нами анализируется не только содержательный уровень произведений писателя, но также выявляются жанровые и стилистические особенности поэтического языка.

Материалом исследования послужили прозаические произведения А. Шортанова: документальные очерки 30-50-х годов; публицистические произведения, рассказы, очерки, искусствоведческие статьи, роман-тетралогия «Горцы», написанные как на кабардинском, так и в переводе на русский язык.

Методологической основой диссертационного исследования послужила теория целостного восприятия литературного процесса, ориентация на закономерности его развития. Основой нашего труда также стали историко-теоретический и типологический принципы исследования прозаических жанров в кабардинской литературе.

В работе мы опирались на основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах ведущих исследователей: Г. И. Ломидзе, Н. С. Надьярных, М. Н. Пархоменко, Г. Г. Гамзатова, Ч.Г. Гусейнова, К.К. Султанова, Р.Г. Бикмухаметова и других.

Значительную роль в работе сыграли исследования северокавказских ученых: J1. А. Бекизовой, А .М. Гутова, А. X. Мусукаевой, У. М. Панеш, Ю. М. Тхагазитова, А. А. Схаляхо, А. X. Хакуашева, P. X. Хашхожевой, К.Г. Шаззо и других.

Объект исследования. В качестве объекта исследования нами выбраны прозаические и драматургические произведения А. Шортанова: роман-тетралогия «Горцы», очерки, статьи. Творчество А. Шортанова представлено нами как уникальное явление национальной литературы в контексте северокавказского литературного процесса XX века. Прозаические и драматургические произведения писателя изучаются нами в процессе эволюции его художественного мировидения.

Степень научной разработанности темы. При всем многообразии научных мнений по проблемам эволюции жанров, проблематики и поэтики кабардинской литературы, проза А. Шортанова не подвергалась монографическому исследованию, хотя в некоторых статьях и монографиях, посвященных адыгской прозе, анализировались отдельные аспекты его творчества. Среди таких работ необходимо отметить труды: А.Ч. Абазова «Очерки истории кабардинской драматургии», В.Ц. Гоффеншефера «Кабардинская художественная проза», A.M. Гутова «Святой грешник», Р.Х. Камбачоковой «Адыгский исторический роман», Л.Н. Кашежевой «Совершеннолетие пера», «Кабардинская советская проза», А.Х. Мусукаевой «Соверокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология», Б. Пшимаховой «Место и роль политического конфликта в творчестве А. Шортанова и А. Кешокова» и другие. В этих работах анализируются художественные особенности прозы А. Шортанова, они дают определенное представление о самобытности писателя, и его художественном стиле. Однако в существующих работах исследуется, как правило, какой-то отдельный период творчества или тематический цикл произведений автора.

Таким образом, при всем многообразии мнений относительно прозы А. Шортанова, специального монографического исследования, посвященного художественному миру его прозы, нет.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в методологии исследования проблем, связанных с формированием художественного мира отдельного писателя в контексте национальной литературы, с жанровой и художественно-стилистической спецификой его прозы, с ролью и местом писателя в истории адыгской и северокавказских литератур. Впервые в адыгском литературоведении нами рассмотрена проблема художественного мира прозы А. Шортанова, а также проанализированы жанровые особенности его произведений.

Результаты исследования могут быть использованы при изучении истории кабардинской литературы XX века, при чтении специального курса по творчеству А. Шортанова, а также при составлении учебников, учебных пособий и программ по истории кабардинской литературы.

Цели и задачи диссертационного исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Шадова, Ирина Хажисетовна

Заключение

Анализируя жизненный и творческий путь А. Шортанова, испытываешь особое чувство - это судьба не только отдельного художника слова, это судьба народа, охватывающая эпоху 30-80-х годов XX века. Школьник, курсант ЛУГа студент, фольклорист, драматург, искусствовед, начинающий писатель и, наконец, один из корифеев кабардинской литературы. Его имя стоит рядом с именами Т. Борукаева, Дж. Налоева, Али Шогенцукова в 30-х годах, А. Кешокова, X. Теунова, 3. Налоева - 40-80-х годах.

Многие факты биографии писателя стали широко известны еще при его жизни - читатель хотел знать, кто он - Аскерби Шортанов, откуда вышел, как он сформировался, у кого учился творческому мастерству, как он, человек и писатель, относился к тем или иным событиям жизни. Своими газетными очерками, публикациями, фольклорными источниками и текстами, публицистическими статьями, рассказами и сатирами А. Шортанов последовательно и обоснованно рассказывал об истоках своего творчества, о своих учителях и соратниках.

Замечательный русский писатель Валентин Григорьевич Распутин отмечает: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что и дает ему право взяться за перо» [80:445]. Вероятно, А. Шортанов в детские годы не думал о будущем писательском труде, но уже тогда у него выработался свой взгляд на многие вещи, свое понимание жизни и человеческих взаимоотношений, своя активная жизненная позиция. Свидетельство тому, первые труды юноши - А.Шортанова.

Душу будущего писателя и эстетику его взглядов формировала великолепная природа Северного Кавказа: сияние снежных вершин, чистота горных рек, красота и величие его соплеменников. Трудности голодного детства, быт крестьянской семьи, стремление к свету, к знаниям постепенно формировали характер пытливого, любознательного юноши. Те цели, которые в годы его юношества ставила республика, колхоз, были его целями, достижения, происходившие в жизни народа, - его достижениями. Именно так смотрел на современную ему жизнь молодой писатель. Отсюда и та, известная читателю, глубокая идейно-художественная направленность его произведений: она не привнесена извне, она продиктована жизнью общества и самого писателя.

Работа в Кабардино-Балкарском научно-исследовательском институте, плодотворное сотрудничество с группой московских ученых и литераторов способствовали формированию литературного вкуса, оттачивала перо, учила отбирать жизненные факты и коллизии, оценивать и типизировать их.

Фольклор А. Шортанов впитал в себя в детстве, да и потом, будучи известным писателем, ученым, фольклористом, был уверен, что без фольклора нет художественного творчества. Уже в первых его художественных произведениях есть немало фольклорных «вкраплений», а такие произведения, как драмы «Аул Батыр» (вариант «Мурат»), «Навечно», роман-тетралогия «Горцы» и другие, имеют фольклорную основу. Сочное, емкое народное слово рождало простоту и доступность повествования, оно же наделяло это повествование глубоким смыслом и содержанием.

Такие работы, как «Адыгская мифология» и «Адыгские культы», следует признать как успешную попытку научного осмысления общественного сознания адыгов. Восстановив по фольклорным реликтам древние формы обрядовых регламентаций и эволюцию языческих представлений, трансформировавшихся под влиянием христианства и ислама, писатель создал собственную концепцию оригинальной фольклорно-мифологической модели пантеона богов адыгов.

С другой стороны, было мощное, ориентирующее, удивительное влияние традиций русской классики. Переводы на русский язык произведений русской классики - это не просто дань требованиям времени, это веление сердца, желание учиться у лучших из лучших. Из классиков советского периода А.

Шортанов особо выделял М. Горького. Подытоживая мысль о предшественниках и учителях, об истоках творчества, следует отметить: фольклор, народный язык и традиции, русская и советская классика, но главное

- его, А. Шортанова, жизненная позиция, философия, его понимание добра и зла, правды и справедливости, его искреннее и трепетное отношение к своей земле и своему народу. В творчестве А. Шортанова есть целый комплекс политических, этнографических и эстетических проблем, характеризующих его художественное «я».

Итак, если произведения А. Шортанова рассматривать не только как материал для анализа, а как некое единое художественное целое и художественный мир, то следует отметить слияние в его творчестве двух начал

- кабардинского национального фольклора и традиций русской классической литературы.

Но при всей обусловленности формирования художественного дарования А. Шортанова с помощью указанных двух начал, следует отметить глубокую самобытность: оригинальность и неповторимость творчества писателя, сумевшего обогатить национальную и в целом советскую литературу интереснейшим миром, бытом, морально-нравственными, этно-философскими проблемами кабардинской семьи и кабардинского общества.

Основной художественной задачей писателя было изображение восстанавливающейся национальной жизни, создание характера героя во всех аспектах национального своеобразия и богатства. Все это было им успешно решено в творчестве.

Национальная литература обогащается за счет многовековой культуры и опыта других литератур - такая тенденция в мировой литературе не нова. К примеру, А.С. Пушкин указывал на единственный источник, способный внести жизнь в книжную словесность - устное предание. В итоге, в русской литературе

- устное народное творчество с одной стороны, произведения Гомера, Данте,

Шекспира - с другой. История русской литературы XIX века, специфика ее развития свидетельствуют о том, как национальный фольклор становится почвой для формирования и развития народной литературы. А с другой стороны, влияние литератур, многовековых, имеющих великие открытия и достижения.

Период 40-х годов XX века в жизни и творчестве писателя характеризуется активной публицистической деятельностью. Хроника военных лет стала одной из основных тем его послевоенных рассказов и очерков. Событиям Великой Отечественной войны, борьбе кабардинского народа против фашистских захватчиков посвящены сборники «Во имя Родины», «Все беритесь за оружие», «Смех убивает врага», в которых раскрывались темы героизма и патриотизма советских людей, темы интернационализма, рассказывалось о героях фронта, об отличившихся земляках, о сплоченном и героическом труде в тылу врага и т.д.

О каждой грани таланта А. Шортанова следует говорить отдельно и серьезно. К примеру, переводческая деятельность А. Шортанова на сегодняшний день вовсе не исследована. А ведь именно благодаря ему произведения Пушкина, Гоголя, Горького, Толстого стали достоянием широкого кабардинского читателя. Аскерби Шортанов - автор не только монументального исторического романа, но и многочисленных очерков, рассказов, которые сыграли значительную роль в том, чтобы кабардинский рассказ как малая эпическая форма приобрел свое национальное лицо и традиции. Он зачинатель в кабардинской литературе такого жанра, как художественный очерк, включая и такой оригинальный его вид, как «литературные портреты». Писатель обратился к очерку в 40-е годы, а в 60-х годах XX века на новом уровне разрабатывает его, создавая новые виды жанра -очерки жизнеописания основоположников кабардинской литературы и культуры. Своеобразие творческого почерка писателя, сочетание художественного и публицистического начал - характерны и для серии его художественно-документальных очерков о выдающихся кабардинских поэтах и писателях, лучших представителях кабардинской национальной интеллигенции.

Переводы классики русской литературы на кабардинский язык - это не только дань уважения великой литературе, великим художникам слова, на творчество которых была ориентирована начинающая кабардинская литература. Но это и учеба, это школа мастерства. Именно традиции русской классической литературы, специфика решения в ней задач народностей литературы, ее идейно-художественной направленности, высокого художественного мастерства и определили собственное понимание роли писателя в обществе, в культуре народа у Шортанова.

Послевоенный период нашел свое художественное воплощение уже не в новом для Шортанова жанре - драматургии. Выступая с очерками и рассказами, занимаясь большой общественной деятельностью, писатель не перестает интересоваться судьбой национального театра. Чуткость писателя, умение откликнуться на злободневные вопросы своего времени сказались в выборе темы и основной проблематики его первой послевоенной пьесы «Когда загорается свет».

Пафос пьесы - оптимистический, относящийся к общей вере человека в его созидательные возможности. В ней есть общее чувство времени, чувство героя и своеобразный, неповторимый авторский голос.

Главные герои пьесы «Когда загорается свет» - Фатимат и Колосов наделены чертами цельного народного характера, глубоким умом, чутким и сострадательным сердцем, совестливостью и стойкостью, решительностью, крепкими и спокойными характерами.

У каждого человека слова есть свой тип героя, как, к примеру, у Гоголя -тип «маленького человека», у Платонова - типы странников и правдоискателей А. Шортанов создал в кабардинской литературе тип горца - честного, целеустремленного, гордого, многое в жизни испытавшего, но не сломленного судьбой и лишениями. Таковы персонажи пьесы «Когда загорается свет», романа «Горцы» и других произведений. Через все творчество А. Шортанова проходит тема своеобразного гимна труду, отношением к которому, кстати, определено место героя в повествовании. Писатель не жалеет ярких красок, чтобы воссоздать образ человека труда, наделить его красотой, природной силой, нравственной чистотой, стремлением к совершенству. Драмы А. Т. Шортанова - «Аул Батыр», «В одной семье», «Навечно», пьеса «Когда загорается свет» и роман-тетралогия «Горцы» стали вехами в развитии кабардинской художественной литературы.

Наиболее значительное художественное произведение А. Шортанова роман-эпопея «Горцы» общей проблематикой, жанровой и сюжетно-композиционной особенностями, решением поставленных художественных задач продолжает лучшие традиции жанра романа 30 - 50-х годов.

В художественных произведениях А. Шортанова сильно публицистическое начало, недаром он начинал как журналист и очеркист, но публицистичность не мешает художественности, не вытесняет ее, а дополняет.

Природа у Шортанова подстать человеку и переживаемому моменту: мощная, прекрасная, незыблемая, как и герой. В его произведениях нередко встречаются пейзажи, особенно философски насыщенные: моменты затишья, ожидания перед каким либо решающим моментом (сдвигом) в жизни героя.

Уже отмечалось, что талант А. Шортанова многогранен и своеобразен: очеркист, новеллист, фольклорист, драматург, романист, переводчик, критик и литературовед - он многое сделал, чтобы кабардинская литература достигла определенных вершин, стала вровень с литературами зрелыми.

Есть еще одна особенность, которая характеризует творчество А. Шортанова: его произведения идут от жизни, от фактических событий, в течение всего творческого пути он был в гуще этих событий. Публицистическая о деятельность дала Шортанову возможность принимать самое непосредственное участие в жизни республики, освещать в печати достижения тружеников села. Творчество его - конкретное, реальное, строящееся на факте, и это касалось не только очерков, документальных эссе, но художественных и драматических его произведений. Героями театральных постановок стал простой рабочий народ, чья жизнь была хорошо известна. Кабардинская литература произведениями А. Шортанова достигла своей идейно-художественной направленности, на новую высоту подняла мастерство художественного изображения действительности, реалистически и достоверно решила проблему национального характера в прозе.

Творчество А. Шортанова характеризуется единством и целостностью художественных достижений. В каком бы жанре ни работал писатель, он умел глубоко проникнуть в события, умел правильно оценивать их, талантливо решал проблемы «вечных истин» как на историческом, так и на современном материале.

153

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шадова, Ирина Хажисетовна, 2009 год

1. Абазов А. Ч. Очерки истории кабардинской драматургии. - Нальчик: Эльбрус, 1996. - 128 с.

2. Абаев В.И. Нартский эпос осетин // Нарты. Осетинский героический эпос. Кн. 1. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. — 432 с.

3. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. — М.: Просвещение, 1966. -352 с.

4. Анализ литературного произведения. Д.: Наука. - 235 с.

5. Андреев Ю. Вопросы эстетики и поэтики. Изд-е 4-е, доп. — М.: Современник, 1983. 416 с.

6. Аристотель. Об искусстве поэзии. — М.: Гослитиздат, 1957. — 183 с.

7. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970.-655 с.

8. Арутюнов JI.H. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М., 1972. - 224 с.

9. Ауэзов М.О. Мысли разных лет. Алма-Ата, 1967. - 311 с .

10. Ю.Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. Изд-е 4-е, доп. — М.:1. Современник, 1983. 416 с.

11. П.Баруздин С. Писатель. Жизнь. Литература. Изд-е 2-е, доп, М.: Сов. писатель, 1990. - 428 с.

12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1995. - 502 с.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -320 с.

14. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М.: Худ. литература, 1986.-542 с.

15. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика. В 2-х т. М.: Гослитиздат. 1959.-703 с.

16. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. - 288 с.

17. Бекизова Л., Караева А., Тугов В. Жизнь. Герой. Литература. — Черкесск: Карачаево-Черкесского отделение Ставропольского книжного издательства, 1978. 216 с.

18. Бехер И.Р. Любовь моя, поэзия. О литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1965. - 559 с.

19. Бейтуганов С.Н. Кабарда в фамилиях. Нальчик: Эльбрус, 1998. - 556 с.

20. Блок А. О литературе. М.: Федерация, 1931. - 343 с.

21. Брехт Бертольд. О литературе. / Изд. 2-е, доп. — М.: Худ. литература, 1988.-524 с.

22. Буало II. Поэтическое искусство. М.: Гослитиздат, 1957. - 231 с.

23. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. - 228 с.

24. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. / Изд-е 2-е, доп. -Л.: Худ.лит-ра, 1978.-224 с.

25. Бычков Д., Пипинис В. Писатели советской Кабарды. Нальчик, 1957. -156 с.

26. Вейман Р.История литературы и мифология.- М.: Прогресс, 1975. 344 с.

27. Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. / Материалы дискуссии. 11-15 января 1960 г. -М.: АН СССР, 1961.-439 с.

28. Виноградов И.И. Проблемы содержания и формы литературного произведения. М.: Изд-во МГУ, 1958. - 216 с.

29. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996. - 651 с.

30. Гегель. Сочинения. М., 1938. Т. 12.-440 с.

31. Гегель. Эстетика. В 4-х т.- М.: Искусство, 1971. Т.З. 621 с.

32. Гете И.В. Об искусстве. -М.: Искусство, 1975. — 623 с.

33. Гетегежев В. Ленинские принципы партийности и народности в советской кабардинской литературе. Нальчик: Эльбрус, 1972.

34. Гинзбург Л. О психологической прозе. М.: Наука, 1977. - 442 с.

35. Горький М. Письма о литературе. — М.: Советский писатель, 1967. 480 с.

36. Гусев В. Память и стиль. Современная советская литература и классическая традиция. М.: Советский писатель, 1981.-351 с.

37. Гутов A.M. Слово и культура. Нальчик: Эльбрус, 2003. - 156 с.

38. Далгат У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты. М.: Наука, 1981.-303 с.

39. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. -М.-Л.: Советский писатель, 1981.-431 с.

40. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1978. - 205 с.

41. Ермилов В.В. Связь времен. О традициях советской литературы. / Сб. крит.статей. М.: Сов. Россия, 1964. - 414 с.

42. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. / Избр.труды. Л.: Наука, 1977. - 407 с.

43. История Кабарды. М.: Издательство АН ССР, 1957. - 394 с.

44. История русской советской литературы. 40-е 70-е годы. — М.: Просвещение, 1980. — 496 с.

45. История советской многонациональной литературы. / В 6-ти т. М., 1970.

46. Камбачокова Р.Х. Адыгский исторический роман. — Нальчик: Эль-Фа, 1999.- 120 с.

47. Караева А. Обретение художественности. М.: Наука, 1979. -176 с.

48. Карданов Ч.Э. Родословная кабардинских княжеских фамилий. -Нальчик: Эльбрус, 1997.-476 с.

49. Кауфов Х.Х. В зеркале социальной жизни. Нальчик: Эльбрус,1980. — 254 с.

50. Кашежева JI.H. Кабардинская советская проза. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1962. - 148 с.

51. Кожинов В. В. Происхождение романа: теоретико-исторический очерк. — М.: Советский писатель, 1963. 439 с.

52. Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975.- 1136 с.

53. Кузнецов Ф.Ф. Пафос историзма. / Избранное: В 2-х т. М.:1981.Т.1. -560 с.

54. Кумыков Т.Х. Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия. Нальчик: Кабардино-Балкарское кн. изд., 1957. - 134 с.

55. Литература 60-х годов.-М. Л., 1956. Т.8, ч.1. - 634 с.

56. Ломидзе Г.И. В поисках нового. / Статьи о проблемах национальных литератур. М.: Советский писатель, 1963. - 351 с.

57. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927. - 248 с.

58. Любарева Е.П. Эпос А.Т. Твардовского. М.:Высшая школа, 1982. - 95 с.

59. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. — М.: Наука, 1986.-318 с.

60. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М.: Наука, 1982. - 240 с.

61. Монтень М. Э. Опыты. М.: Наука, 1979. - 703 с.

62. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линии человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. М.: Наука, 1983. -301 с.63 .Миф фольклор - литература. / Сб. статей АН СССР, Ин-т русск. лит. -Л.: Наука, 1978.-250 с.

63. Музаев Н. Взаимосвязь литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1974.- 236 с.

64. Мусукаева А. X. Поиски и свершения. Нальчик: Эльбрус, 1978. - 140 с.

65. Мусукаева А. X. Ответственность перед временем: Проблема эволюции романа в литературах Северного Кавказа. — Нальчик: Эльбрус, 1987. 168 с.

66. Мусукаева А. X. Северокавказский роман: художественная и этнокультурная типология. Нальчик: Эльбрус, 1993. - 192 с.

67. Надьярных Н.С. Типологические особенности реализма. М.: Наука, 1972.-324 с.

68. Налоев З.М. Послевоенная кабардинская поэзия (1945 1956). — Нальчик,1970.- 194 с.

69. Национальное и интернациональное в советской литературе. М.: Наука,1971.-518 с.

70. Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советской литературы. — М.: Современник, 1978.-352 с.

71. Паустовский К.Г. Наедине с осенью. Портреты. Воспоминания. Очерки. М.: Советский писатель, 1972. — 448 с.

72. Пасецкий В.М. Адольф Яковлевич Купфер. М.: Наука, 1984. - 207 с.

73. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М.: Изд-во МГУ, 1976.-2009 с.

74. Проблемы литературной формы. / Сб. ст. под ред. и с предисловием Жирмунского В. Л.: Academia, 1928. - 224 с.

75. Распутин. В.Г. Избранные произведения : В 2-х т. М.: Художественная литература, 1990. - 445 с.

76. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. / Сб.статей. — М.:Наука, 1995.-348 с.

77. Сахновский-Панкеев В.А. О комедии. Л.; - М., Искусство, 1964. - 223 с.

78. Современный литературный процесс и литературная критика. М.: Художественная литература, 1982. — 470 с.

79. Современная советская литература. 70-е годы. — М.: Изд-во МГУ, 1983. -230 с.

80. Султанов К.К. Динамика жанра (Особенное и общее в опыте современного романа). М.: Наука, 1989. - 152 с.

81. Сучков Б.Л. Собр.соч. в 3-х т. М.: Художественная литература, 1984. -511 с.

82. Стефанеева Е. Заметки о кабардинской драматургии. / Сб. статей о кабардинской литературе. — Нальчик: Эльбрус, 1957. 326 с.

83. Теппеев А. Балкарская проза. Нальчик: Эльбрус, 1974. - 176 с.

84. Теунов X. И. Литература и писатели Кабарды. М.: Советский писатель, 1958.-383 с.

85. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1966. -366 с.

86. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности (проблемы развития литератур народов Северного Кавказа). Нальчик: Эльбрус, 1991. — 286 с.

87. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1974. - 234 с.

88. Тресков И.В. Горький и Кабарда. / Сб. статей о кабардинской литературе. -Нальчик, 1957.-190 с.

89. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман. Национально-эпическая традиция и Современность. Нальчик: Эльбрус, 1987. - 110 с.

90. Тхагазитов Ю. М. Художественный мир А. Шогенцукова. Нальчик: Эль-Фа, 1994. - 126 с.

91. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. М.: Наука, 1977. — 74 с.

92. Урусбиева Ф. А. Путь к жанру. Очерк истории жанров в балкарской литературе. Нальчик: Эльбрус, 1972. - 174 с.

93. Фидарова Р.Я. Развитие художественного сознания народов Северного Кавказа и проблема характера. Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе, 1984. - 174 с.

94. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик: Эльбрус, 1978. - 258 с.

95. Хапсироков X. Пути развития адыгских литератур. Черкесск, 1968. -268 с.

96. Хашхожева Р. Адыгские просветители второй половины XIX — н. XX вв. Нальчик: Эльбрус, 1983. - 242 с.

97. Хайбулаев С.М. Поэтическая летопись Кавказской войны. — Махачкала, 2005. 247 с.

98. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Наука, 1990. - 370 с.

99. Храпченко М.Б. Художественное творчество. Действительность. Человек. М.: Советский писатель, 1978. - 446 с.

100. Хут Ш. Несказочная проза адыгов. Майкоп, 1989. - 323 с.

101. Чамоков Т. Н. В ритме эпохи (О литературе адыгских народов). -Нальчик: Эльбрус, 1986. 184 с.

102. Чамоков Т.Н. В созвездии сияющего братства. М.: Современник, 1976.-253 с.

103. Шакова М. Аскербий Шортанов. Очерки. Статьи. Доклады. Письма. Нальчик: Эльбрус, 2000. — 360 с.

104. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. — Тбилиси: Мецниереба, 1978. — 238 с.

105. Шевлоков П.Ж. Правда жизни. / Сб. литературно-критических статей. Нальчик: Эльбрус, 1982. - 164 с.

106. Щербина В.Р. Наш современник. Концепция человека в литературах XX столетия. — М.: Советский писатель, 1964. 571 с.

107. Эльсберг Я. Е. Вопросы теории сатиры. М.: Советский писатель, 1957. - 428 с.Эфендиева Т.Е. К. Кулиев. - М., 1985. - 125 с.

108. Эфендиева Т.Е. Откровение. // О творчестве Т. Зумакуловой. -Нальчик: Эльбрус, 1981. 136 с.1.

109. Балкаров К. Шортанов Аскерби. Горцы. Послесловие. // А. Шортанов. Горцы. Нальчик: Эльбрус, 1978. Кн.1.

110. Балкарова Ф.С. С действительностью в ладу. // Ошхамахо, 1973, № 6.

111. Бекизова JI. Историзм как принцип художественного осмысления человека и действительности в адыгской прозе. // Современный литературный процесс. Проблемы историзма. Черкесск, 1989.

112. Беков П.Н. О многочисленном характере советской литературы. // Ученые записки ЛГУ. Серия филол. Л. Вып. 16.

113. Бердова С. Здесь был его дом. Воспоминания об Аскерби Шортанове. // Кабардино-Балкарская правда, 1941, 14 декабря.

114. Бочаров А.Г. Круги художественного конфликта. // Вопросы литературы, 1974, № 5.

115. Бычков Д. Образы русских людей в кабардинской прозе // Сб.статей о кабардинской литературе. Нальчик, 1957.

116. Воробьева Н.Н. Изображение характера в современной литературе. //Автореф. дис. д-ра фил. наук. -М., 1985.

117. Гоффеншефер В. Кабардинская художественная проза. // Сб.статей о кабардинской литературе. Нальчик, 1957.

118. Гутов А. Святой грешник. Аскерби Шортанову 75 лет. // Кабардино-Балкарская правда, 1991, 14 декабря.

119. Гутов А. Писатель и ученый. // Ленинский путь, 1986, 16 декабря.

120. Гутов А. Не прожив полной жизни, успел на две жизни // Адыгское слово, 1991, 14 декабря.

121. Джусойты Н. Г. От сказителя к писателю путь далекий. // Вопросы литературы, 1971, №9.

122. Ефремов А.А. Творческий путь кабардинского театра. // Ученые записки Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института. -Нальчик, 1952, т.7.

123. Журтов Б. Был достойным сыном своего народа. //Советская молодежь, 1991, 20 декабря.

124. Журтов Б. Очерк в кабардинской литературе. // Кабардино-Балкарская правда, 1970, 14 окт.

125. Захохов Л. Аскерби Шортанов. Избранное. // Вступительная статья. -Нальчик, 1957.

126. Итоги конкурса по РСФСР на лучшие современные пьесы. // Комсомольская правда, 1947, 15 ноября.

127. Кажаров X. Многогранность таланта // Кабардино-Балкарская правда, 1976. 16 дек.

128. Кардангушев 3. «Слово о друге» // Ленинский путь, 1967, 2 апреля.

129. Кармоков X. Труд и честь. // Ошхамахо, 1977, № 2.

130. Кармоков X. Знаменит делами. // Ленинский путь, 1971, 8 сентября.

131. Кармоков X. Правда рукописи. // Ленинский путь, 1976, 23 января.

132. Кармоков X. Правда истории. // Ленинский путь, 1982, 20 октября.

133. Кашежева Л. На пути поисков и открытий. // Кашежева Л.Н. Совершеннолетие пера. Нальчик: Эльбрус, 1965.

134. Кашежева Л. Творчество А.Т. Шортанова. // Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1968.

135. Киреев М.В. В кабардинском драмтеатре. // Социалистическая Кабардино-Балкария, 1940, 4 ноября.

136. Кузин А. Посланец партии. // Ленинское знамя, 1960, 18 ноября.

137. Куашев X. Большой писатель. // Маяк, 1992, 21 января.

138. Курашинов Б. Драматург, прозаик, ученый. // Курашинов Б. Добро пожаловать! Нальчик: Эльбрус, 1991.

139. Курашинов Б. Гордость народа. // Ошхамахо, 1987, № 4.

140. Курашинов Б. Драматургия А. Шортанова и наш театр. // Ошхамахо, 1967, №2.

141. Кагермазов Б. Мой земляк, писатель, ученый. // Адыгское слово, 1991, 3 декабря.

142. Липкин С. Первая книга кабардинской прозы. // Огонек, 1950, № 23.

143. Ломидзе Г. Расширение эстетического диапазона. // Вопросы литературы. 1971, № 9.

144. Мамий Р.Г. Вопросы изучения современного адыгского романа. // Проблемы адыгской литературы и фольклора. — Майкоп, 1977.

145. Мамий Р.Г. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгской прозы второй половины XX века. // Вровень с веком. — Майкоп, 2001.

146. Мирлэ М. Рождение театра. // Известия, 1940, 25 сент.

147. Минкина М. Посланец партии. // Советская молодежь, 1960, 22 января.

148. Мидов X. Он обладал огромной энергией. // Адыгское слово, 1991, 12 июля.

149. Налоев 3. Роман Аскерби Шортанова «Горцы» // А. Шортанов. Горцы. Нальчик, 1954.

150. Налоев 3. Послевоенная кабардинская поэзия (1945-1956). // Сб.статей. Нальчик, 1970.

151. Нарты. Кабардинский эпос // Ленинский путь, 1958, 1 февр.

152. Павловский А. О сатире // Звезда, 1955, № 6.

153. Пачев Б.Произведения (Тхыгъэхэр). // Сб.статей. Нальчик, 1996.

154. Первый кабардинский роман. // Кабардино-Балкарская правда, 1954, 6 ноября.

155. Писатель, ученый, общественный деятель // Советская молодежь, 1967,19 апреля.

156. Путешествие господина А. де ла Мотрэ в Европу, Азию и Африку/ //Сб.: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII XIX вв. - Нальчик, 1974.

157. Пшибиев И. «Горцы». // Ленинский путь, 1989, 4 января.

158. Пшибиев И. «Горцы». // И. Пшибиев. Благодатное половодье. -Нальчик, 1993.

159. Сокуров М. Возросшее мастерство. // Кабардино-Балкарская правда, 1955, 2 апреля.

160. Сокуров М. Чувство времени. // Дон, 1963, № 9.

161. Султан К.- Г. Долина Ажигутай. // Современник. СПб., 1836, т.1.

162. Станиславский Н. «Аул Батыр». // Социалистическая Кабардино-Балкария, 1939, 1 декабря.

163. Стефанеева Е. Когда загорается свет. // Кабардинская правда, 1947, 21 дек.

164. Стефанеева Е. Заметки о кабардинской драматургии. // Сборник статей о кабардинской литературе. Нальчик, 1957.

165. Столяров Н. Когда загорается свет. // Кабардинская правда, 1947, 22 декабря.

166. Тал па М.Е. Художественная литература Кабардино-Балкарии. // Литературно-художественный альманах. Нальчик, 1936.

167. Театральная энциклопедия. М., 1967, т.5.

168. Театральное искусство Кабардино-Балкарии. // Кабардино-Балкарская правда, 1962, 2 ноября.

169. Телефонд КБИГИ, ф.14, оп.1, д. 10. т.12.

170. Теунов X. Аул Батыр. // Социалистическая Кабардино-Балкария, 1940, 6 января.

171. Теунов.Х. Наш товарищ Аскерби. // Ошхамахо, 1966, №5.

172. Толгуров 3. Обновление традиции. // Шуехлукъ, 1974, №3.

173. Увжуков Т. Вечер памяти писателя. // Советская молодежь, 1991, 20 декабря.

174. Хавпачев X. «Горцы». // Кабардинская правда, 1955, 5 января.

175. Хавпачев.Х. Театральное искусство Кабардино-Балкарии. // Кабардино-Балкарская правда, 1962, 2 ноября.

176. Хужоков А. Аскерби Шортанов. // Маяк, 1991,26 декабря.

177. Хужоков А. Воспоминания // Маяк, 1992, 21 января.

178. Черемисин Б. Память подсказала. // Кабардино-Балкарская правда, 1991, 14 декабря.

179. Шакова М. Реликвия, доступная всем. // Нарт, 1994, № 14-15.

180. Шакова М. Художник, исповедовавший истину. //Кабардино-Балкарская правда, 1996, 9 апреля.

181. Шакова М. Аскерби Тахирович Шортанов (1916-1985). // Вопросы кавказской филологии и истории. Нальчик, 2000. Вып.

182. Шортанов Аскерби Тагирович. // Кабардино-Балкарская правда, 1985, 24 декабря.

183. Шортанов А.Радость творчества. // Молодой сталинец, 1941, 1 янв.

184. Шортанов А. Друг Кабарды. // Кабардино-Балкарская правда, 1948, 28 марта.

185. Щеглов Л. Ответ оказался простым. // Театральная жизнь, 1961, № 13.

186. Эвентов А. Остроумие схватывает противоречие. // Вопросы литературы, 1973, № 6.

187. Эльберд М. «Горцы» Шортанова. // Кабардино-Балкарская правда, 1968, 13 февраля.

188. Яковлева Г.А. О языке «Навечно». // Ученые записки Кабардино-Балкарского государственного педагогического института. Нальчик, 1957, вып. 13.Ш

189. Белинский В. Г. Поли, собр: соч. Т. 5. М., Худ. лит. 1955. - 528 с.

190. Белинский В.Г. Полн.собр:соч. Т. 7. М., Худ. лит. 1955. - 528 с.

191. Белинский В.Г. Собр: соч. Т. 2. М., ГИХЛ. 1948. - 864 с.

192. Пушкин А.С. Поли, собр: соч. Т. 12. М.: Воскресенье, 1995. - 600 с.

193. Пушкин А.С.Полн. собр: соч. 10 т. Л.: Наука, 1977. Т. 7. - 479 с.

194. Толстой Л.Н. Поли, собр: соч. М., 1965. Т. 20. - 400 с.

195. Толстой А.Н. Поли, собр: соч. -М., 1978. Т. 15. 432 с.

196. Шортанов А. Когда загорается свет. / Избранное. Нальчик: Эльбрус, 1950.- 110 с.

197. Шортанов А. Избранное. Нальчик: Эльбрус, 1957. - 273 с.

198. Шортанов А. Классик кабардинской литературы Али Шогенцуков. -Нальчик: Эльбрус, 1950. 114 с.

199. Шортанов А. Жабаги Казаноко. / Кабардинская правда, 1955, 1 мая.

200. Шортанов А. Всегда в седле: Рассказы о Б. Калмыкове. Нальчик: Эльбрус, 1970.-326 с.

201. Шортанов А. Горцы. / Роман. Нальчик, 1967. - Кн. 1. - 320 с.

202. Шортанов А. Горцы. / Роман. Нальчик, 1954. - Кн. 1. - 504 с.

203. Шортанов А. Горцы. / Роман. Нальчик: Эльбрус, 1975. - Кн. 2. -403 с.

204. Шортанов А. Горцы. / Роман. Нальчик: Эльбрус, 1978. — Кн. 1. -384 с.

205. Шортанов А. Горцы. / Роман. Нальчик: Эльбрус, 1985. - Кн. 3. -403 с.

206. Шортанов А. Горцы. / Роман. Нальчик: Эльбрус, 1988. - Кн. 4. -304 с.

207. Шортанов А. «Шора» отрывок из романа. // Кабарда, 1953, №5.

208. Шортанов А. Театральное искусство Кабардино-Балкарии. — Нальчик: Кабардино-Балкарское кн. изд., 1961. 159 с.

209. Шортанов А. Адыгские культы. Нальчик: Эльбрус, 1992. - 165 с.

210. Шортанов А. Адыгская мифология. Нальчик: Эльбрус, 1982. - 194 с.

211. Шортанов А. Валлаги, правда. / Рассказы. Нальчик, 1961, - 155 с.t-vtr5ч? S

212. Шортанов А. В окопах:"" Дневник офицера. / Социалистическая Кабардино-Балкария, 1946, 16 июня; 6 июля.

213. Шортанов А. Гармонистка. Нальчик, 1952. - 24 с.

214. Шортанов А. Горцы. / Роман. М.: Современник, 1978. - Кн.1. - 320

215. Шортанов А.Т. Две сестры // Кабардинская правда, 1947, 27 октября.

216. Шортанов А.Т. Звезда героя. Нальчик, 1952. - 26 с.

217. Шортанов А.Т. Куйцук и сохсты. / Кабардинская правда, 1954, 20 октября.

218. Шортанов А.Т. Моя Лескения. // Кабардино-Балкарская правда, 1971, 15 сентября.

219. Шортанов А.Т. Неспешивающийся всадник. Кабардинская правда, 1950, 8 февраля.

220. Шортанов А.Т. Предание о Жабаги. Нальчик: Эльбрус, 1985. - 152

221. Шортанов А.Т. Пьесы. Нальчик, 1957. - 256 с.

222. Шортанов А.Т. Случай в Волчьем овраге. Нальчик, 1952. - 23 с.с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.