Национальный мир и художественные образы лирики Микаэля Чикатуева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Псху Аза Абдул-Керимовна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Псху Аза Абдул-Керимовна
Введение
ГЛАВА I Этногенетические истоки абазинской поэзии.
ГЛАВА II Поэзия Микаэля Чикатуева в свете ценностных ориентиров абазинской литературы 1960-х - 80-х - 90-х годов.
ГЛАВА III Мир национальных художественных образов в поэзии Микаэля Чикатуева: эволюция художественного сознания.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Поэзия Османа Хубиева: Проблематика и поэтика2004 год, кандидат филологических наук Айсандырова, Земфира Алашевна
Новаторские искания карачаевской лирической поэзии 60-90-х годов1999 год, кандидат филологических наук Биджиева, Зарема Солтан-Муратовна
Генезис и эволюция сюжетно-повествовательной поэмы в абазинской литературе2003 год, кандидат филологических наук Баталова, Фатима Касаевна
Фольклор и литература абазин: динамика взаимодействия2003 год, доктор филологических наук Тугов, Владимир Батахович
Философско-нравственные и жанровые искания Б. Тхайцухова в контексте развития абазинской литературы 60-80-х годов1998 год, кандидат филологических наук Дзамыхова, Миледи Карповна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальный мир и художественные образы лирики Микаэля Чикатуева»
Актуальность проблематики диссертационного исследования состоит в постановке и теоретическом осмыслении неразработанной в абазинском литературоведении кардинальной проблемы художественного мировидения и национального мира художественных образов в творчестве абазинского поэта Микаэля Чикатуева.
Поэтическое творчество Микаэля Чикатуева обозначило новую веху в развитии абазинской поэзии XX столетия. Его приход в литературу ознаменовал новаторские искания абазинской поэзии 1960-х - 80-х годов, связанные с формированием лирического эпоса, созданного усилиями К. Джегутанова, Ш. Физикова, П. Цекова и других, заложивших основы поэтических жанров абазинской литературы
Актуальность темы исследования обусловлена назревшей необходимостью осмысления творческой индивидуальности М. Чикатуева, особенностей мира художественных образов, с помощью которых постигается национальное бытие и человек как объект художественного изображения, исследование национального мира и художественных образов лирики М. Чикатуева в связи с эволюцией художественного сознания абазин в ходе формирования лирического эпоса. Поэтическое творчество М. Чикатуева впервые исследовано в контексте абазинской поэзии 1960-х - 80-х - 90-х годов и в свете жанровых исканий поэтов-«шестидесятников»: К. Джегутанова, Д. Лагучева, М. Тлябичевой, Б. Тхайцухова, Ш. Физикова, П. Цекова и др.
Концепция диссертационного труда базируется на аналитическом исследовании актуальных проблем, связанных со стилем, поэтикой, художественными образами поэзии М. Чикатуева, в которых выражается мировидение поэта, его миропонимание.
Впервые предметом монографического исследования становится эволюция художественного сознания абазин, рассмотренная в преемственных связях фольклорного и литературного творчества. В связи с означенной темой в диссертации рассматриваются различные аспекты проблемы, связанные с генетическими истоками абазинской поэзии, определившими особенности художественного мировидения и принципов воссоздания мира художественных образов поэта - носителя народных традиций.
Исследована поэзия М. Чикатуева в связи с развитием в ней лирических жанров в свете ценностных ориентиров поэта. Прослежена эволюция художественного сознания поэта, исследован национальный мир художественных образов, выявлены гуманистические идеалы, воплощенные в лирическом герое М. Чикатуева.
Цель диссертационного исследования - изучить особенности художественного мировидения поэта, индивидуальные приемы создания национального мира, образа человека, воплощающего нравственное представление народа, его философию.
Для решения поставленной цели в диссертации предлагается решение следующих исследовательских задач:
-выявить генетические основы, охарактеризовать этнонациональные традиции изображения и характеристики человека средствами фольклора, этикета, эпической традиции;
- проанализировать лироэпические традиции абазинского фольклора, выраженные в эпосе «Нарты», в поэтических жанрах абазинского фольклора, исследовать способы воспитания человека в философско-нравственной традиции;
- проследить эволюцию жанрового развития лирики Микаэля Чикатуева;
- провести классификацию лирических жанров;
- исследовать процесс освоения М. Чикатуевым опыта поэтических традиций русской и современной многонациональной литературы, осмыслить гражданскую лирику поэта, его идейно-эстетические взгляды в свете новаторских исканий поэтов-«шестидесятников», повлиявших на мировоззрение поэта;
- исследовать динамику формирования поэтического языка М. Чикатуева, принципы изображения человека, исповедующего традиционные нравственные понятия добра, чести, совестливости, долга, гуманности как философского мировосприятия героя, определяющего философию созданных поэтом образов.
Указанные задачи предполагают комплексное исследование особенностей поэтики и стиля Микаэля Чикатуева в контексте творческих исканий абазинских поэтов 1960-80-90-х годов.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые монографически исследовано творчество М. Чикатуева, определившее особенности развития лирических жанров абазинской поэзии в ее национальной специфике и неповторимости, в своеобразии национальных образов мира.
Вопросы художественного мировидения и особенностей мира художественных образов стали предметом монографического исследования впервые. По заданной теме проанализированы произведения двадцати пяти сборников поэта, прослежена эволюция его творчества на уровне формы и содержания художественного сознания поэта.
Объектом исследования явились сборники и книги стихов М. и с/
Чикатуева («Иг1асахвит1 апхьарца» - 1958, «Иынджьыгь амакъымква» -1961, «Ауарбаква рц1ас» - 1963, «Адунейква райчважвара» - 1964, «Сердце Абазашты» - 1964, «Два абрека» - 1964, «Горное эхо» - 1966, «Аба йытшг1ва»
- 1966, «Сгвы амшг1выра» - 1967, «Абаза тшыг1вква» - 1969, «Ветка акации»
- 1970, «Скыт цриква» - 1973, «Орлиный нрав» - 1973, «Хочу верить» - 1974, «Адзыг1вбжьа йач1ва» - 1978, «Аг1выч1вг1выс йыхъаз» - 1982, «Зеленый остров» - 1983, «Абазашта - край родной» -1984, «Абыгъьква ралалх1вачвг1ара» - 1986, «Песня, найденная в горах» - 1987, «Сара с-К1авк1аз» - 1989, «Мой Кавказ» - 1990, «Абаза Х1ваджьа» - 1992, «Агвы алашара» - 1998, «Сонеты» - 1998, а также эпос «Нарты» и другие жанры абазинского фольклора.
Степень научной разработанности темы. Творчество М. Чикатуева в основном исследовано на идейно-тематическом уровне в контексте творчества абазинских поэтов, включенных в соответствующую главу «Очерков истории абазинской литературы» (В. Тугов), частично исследовано литературоведом П. Чекаловым в его кандидатской диссертации «Маяковский и абазинская поэзия», где определяется роль В. Маяковского в формировании гражданской лирики М. Чикатуева; поэзия М. Чикатуева анализируется П. Чекаловым также в пособии для учащихся старших классов, студентов, преподавателей средних и высших учебных заведений («Страницы истории абазинской литературы»).
Отдельные аспекты творчества поэта в форме рецензий на книги поэта были опубликованы в газетах, а также в форме предисловий к сборникам. Это статьи и рецензии К. Баталова, Ф. Баталовой, Л. Бекизовой, К. Братова, А.-З. Гожева, М. Джардисова, Л. Егоровой, X. Жирова, К. Кулиева, У. Пшмахова, Ф. Сетина, Л. Туговой, Б. Тхайцухова, П. Цекова, У. Цекова.
С опорой на указанные работы, оказавшие помощь в осмыслении эстетических достоинств поэзии М. Чикатуева, мы предприняли первую попытку исследовать художественную концепцию лирического героя, образа человека, созданного М. Чикатуевым, особенности художественного мышления поэта, проблемы генетических истоков его творчества.
Методологической и теоретической основой диссертации явились труды по теории исследуемых нами проблем поэтики и стиля известных теоретиков и историков литературы: С.Аверинцева, М.Андреева, М.Гаспарова, П. Гринцера, А. Михайлова, М. Бахтина, А. Бочарова, А.Бушмина, А.Веселовского, П. Выходцева, Л. Гинзбург, И. Гринберг, В. Кожинова, Д. Лихачева, Е.Мелетинского, Н. Надъярных, Г. Поспелова, В. Проппа, В. Сквозникова и других ученых.
В формировании концепции диссертации важную роль сыграли монографические труды северокавказских ученых, литературоведов и фольклористов, осмысливших проблемы поэтики, национального своеобразия, традиции и новаторства. Это труды X. Бакова, Л.Бекизовой, А. Гутова, 3. Толгурова, Ю. Тхагазитова, А. Хакуашева, Ш. Шаззо, Т.Эфендиевой и др.
Существенным подспорьем в нашей работе послужили исследования абазинских историков литературы К. Баталова, Ф. Баталовой, М. Дзамыховой, А. Дзыба, В. Меремкулова, В. Тугова, Л. Туговой, П. Чекалова И др.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке актуальной литературоведческой проблемы, впервые решаемой на материале творчества абазинского поэта М. Чикатуева - проблемы национального мира и художественных образов лирики Микаэля Чикатуева с учетом эволюции художественного сознания и в ходе выявления этногенетических истоков, мира художественных образов, определивших национальное своеобразие творчества поэта.
Полученные результаты могут способствовать дальнейшему детальному изучению историко-культурных основ и сравнительно-типологических проблем абазинской поэзии и выявлению закономерных этапов эволюции северокавказского литературоведения.
Практическая значимость. Результаты исследования проблем, связанных не только с поэтическими жанрами, но и повествовательными, будут способствовать исследованию эволюции художественного сознания, особенностей мировосприятия художников слова абазин и литературы в целом. Полученные результаты могут быть использованы в лекционном курсе литературы народов России, литературы народов Карачаево-Черкесии, а также при подготовке учебников и учебно-методических пособий по абазинской литературе для школ и вузов.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В названиях глав отражены основные аспекты исследования заявленной темы. К работе прилагается библиографический блок, где приведен список научно-критической и художественной литературы, послужившей теоретической и практической базой данного исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Национальные художественные традиции и становление повествовательных жанров в абазинской и абхазской литературах: Сравнительно-типологическое исследование2002 год, кандидат филологических наук Бебия, Стэлла Леонидовна
Духовно-философские основы адыгейской поэзии и своеобразие ее художественной эволюции: Проблемы поэтики и стиля2005 год, доктор филологических наук Шаззо, Шамсет Еристемовна
Содержательно-художественное и национальное своеобразие лирики Г.Х. Кайтукова2010 год, кандидат филологических наук Дряева, Анжела Анатолиевна
Жанр рассказа в абазинской литературе: истоки и становление: Сравнительно-типологическое исследование2004 год, кандидат филологических наук Пазова, Марят Сергеевна
Авторская песня 1950-1970-х гг. в русской поэтической традиции: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи2008 год, доктор филологических наук Ничипоров, Илья Борисович
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Псху Аза Абдул-Керимовна
Заключение
Среди различных форм и видов абазинской поэзии, развитие которой в письменных формах началась в XX столетии, в связи с обретением народом письменности, на сегодняшний день лироэпическая поэзия является преобладающей над всеми другими видами поэзии. Особая заслуга в становлении жанров лироэпической поэзии, начавшей свою новую точку отсчета с конца 1950-х годов, и достигла наивысших форм выражения в 1960-е-80-е-90-е годы, принадлежит Микаэлю Хаджиевичу Чикатуеву, первому профессиональному поэту абазин. Он сумел выразить в соответствующих художественных образах нравственно-философские и социальные проблемы целого века, именуемого XX столетием, увязать проблемы века с историей, жизнью и судьбой своего народа, воплотить в образе лирического героя этические и нравственные идеалы своего народа. Заслуга поэта М. Чикатуева состоит в том, что ему удалось фактически создать лирический эпос жизни и судьбы абазинского народа, выразить в лирическом герое личностное мировосприятие, вобравшее в себя поэтические раздумья «о времени и о себе». В этом смысле Человек в лирическом эпосе М. Чикатуева предстает как соучастник всего происходящего. Мысли, чувства и думы поэта свидетельствуют, как и думы лирического героя, об осознании своей общественной значимости и ответственности перед народом, представителем которого он является. Личность лирического героя М. Чикатуева не просто осознает необходимость выразить свое отношение к происходящему, но и прилагать определенные усилия к действию, к активности, как того требуют обстоятельства.
Характерной особенностью поэтики, выражающей поэтическое мировидение Микаэля Чикатуева, является соотношение лирического и эпического начал. Эти начала, как правило, объединены в его стихах единством идейного и нравственного содержания. В поэзии М. Чикатуева формирование лирического эпоса происходит в контексте русской литературы 1950-60-х годов, связанной с возрождением в лирическом эпосе национальных художественных традиций, заложенных в поэзии А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского и др. первопроходцев в создании лирического эпоса в отечественной литературе.
В своем творчестве М. Чикатуев опирается на лиро-эпические традиции абазинского народа, на его нравственные идеалы, выраженные в эпосе «Нарты», а также на опыт русской классической и советской многонациональной литературы.
В рамках формирования лирического эпоса М. Чикатуев создал целый ряд жанровых форм, ранее неведомых абазинской поэтической культуре. Это лирическая поэма, тяготеющая к эпическому содержанию, по форме переплетающаяся с национальным героическим эпосом: поэма-симфония «Ачхуда» (о судьбе абазинского народа); героическая поэма «Белые следы, или Легенда о двух всадниках» (светлой памяти командира кавалерийского эскадрона Муссы Тахировича Дакумова, геройски павшего в бою под Варшавой в 1944 году); поэма-легенда «Абазинский Ходжа», горские легенды «Кайдух», «Хаджи-Бекир», «Сердце матери», «Два абрека»; фантастическая поэма «Разговор планет»; поэма-посвящение «Легенда о Песне» (памяти Муссы Батчаева); стихи-посвящения «Ян Янович Сабо», «Сыну» (Азамату), «Мурату и Фатиме», «Письмо Кайсыну Кулиеву» (после прочтения его книги «Раненый камень»), «Зынзаджвык1гьи угвы уымрыдзын.» («Никогда не падай духом» - Галисе Ионову посвящается), «Ауи гьйак1вым йпсыз.» («Не он это умер.» - памяти Керима Мхце); религиозная лирика «День святой молитвы»; философская миниатюра: «Грустные строки, пришедшие ко мне в полночь», маленькая поэма «Дума», «Искание», «Родной язык», «Ушло мое лето, и осень ушла», «Я - человек», «Старуха и Смерть» и др., философская поэма «Человек и Тысячелетье»; стихи-эпиграммы, стихи-пародии: цикл «Ожерелье голосов», сатирическая лирика «Разговор с издателем»; стихотворение в прозе - верлибр - книга «Перезвон листьев»; сонеты - триста сонетов, сонет-пролог, сонет-эпилог; стихи и поэмы-путешествия «Мой Кавказ».
Лирический герой в поэзии Микаэля Чикатуева раскрывается в его связях с жизнью общества, с жизнью народа, в социальных характеристиках, как гражданина общества. Выразительность стихов М. Чикатуева связана с умением передать в яркой, образной, а подчас и публицистической форме философскую мысль произведения, его идею. Для этого поэт использует различные приемы, вступая в диалог с тысячелетней историей своего народа, высвечивая из нее важнейшие вехи жизни и судьбы абазин, образы его лучших представителей. В поле зрения поэта всегда находится диалог представителей двух поколений, в первую очередь, отцов и детей. Предметом этого диалога является философия бытия, нравственные этические проблемы, связанные с национальной концепцией понимания человека, человечности, выработанные в национальной этической традиции, в этикете «Апсуара». М. Чикатуев в своей лирике использует и традиционные формы поэтики, с помощью которых выражены мысли и чувства народа в отношении тех или иных понятий и в характере духовного облика человека. Поэтику произведений Микаэля Чикатуева отличает метафоричность, аллегоричность в выражении мыслей и чувств лирического героя. Лирическое и эпическое начала творчества М. Чикатуева определяют особенности художественной структуры произведений, их язык и стиль. Главное то, что в лирике М. Чикатуева структурообразующим фактом становится не сюжет, а лирическая тема, воссоздаваемая с помощью воспоминаний и раздумий автора и определяющая духовное становление ее героя.
Обращение к традиционным фольклорным образам, к так называемой гимновой поэзии, дает новую жизнь традиционной форме, благодаря новому качеству осмысливаемого содержания. Это содержание, облаченное в традиционную жанровую форму, проистекает из конкретной задачи, связанной с авторским замыслом, с его желанием рассказать о знаковой личности, о заметном событии из жизни народа, об историческом времени, насыщенном поворотными событиями. В лирическом эпосе М. Чикатуева в этой связи занимает философски воссозданный образ времени и образ человека во времени, а также осмысление важнейшего чувства лирического героя - чувство патриотизма, т. е. любовь к Родине, к родному очагу. Героическое начало лирического героя, таким образом, оказывается в тесной связи с готовностью лирического героя совершить подвиг во благо народа и Родины. Лирический герой Микаэля Чикатуева исповедует идеалы дружбы, добрососедства, являющиеся главенствующими в этических традициях и нравственно значимыми и определяющими личность героя, философию его поведения во все времена.
Образцом философского осмысления образа значительной человеческой личности, связанной с национальной историей, является образ Муссы Тахировича Дакумова, командира кавалерийского эскадрона, геройски погибшего в бою под Варшавой в 1944 году, из поэмы «Белые следы, или Легенда о двух всадниках».
Лирика М. Чикатуева определила особенности становления и дальнейшего развития стихотворных жанров в абазинской литературе, заложила основы формирования новых традиций, нового качества ее развития. Абазинская поэзия приобретает в творчестве Микаэля Чикатуева качественно новое явление, претерпевающее изменения как на уровне тематическом, содержательном, так и формальном. В этом смысле следует подчеркнуть философскую направленность лирического эпоса М. Чикатуева, формирование в ней жанров философской лирики.
Мир художественной философской лирики М. Чикатуева, подробно охарактеризованный в третьей главе диссертации, дает основание говорить о непрерывающейся связи творчества М. Чикатуева с мифо-эпической традицией абазин.
Лирика Микаэля Чикатуева позволяет судить не только об эволюции художественного сознания, но и о коренных изменениях, произошедших в литературном художественном процессе. В первую очередь, поэт отходит от фактографичности, от примитивного нанизывания обыденных фактов, от констатации отдельных событий и характеристики положительных качеств героя, отражающего социальные перемены в жизни народа. На первое место выходит философия факта. Вместо суммарных характеристик героев, статических образов, не выделявшихся из общего фона, появляются индивидуализированные характеры и образы, осмысливается диалектика внутреннего мира личности, меняется форма стиха. На смену импровизационно-песенного склада мышления приходит стих, организованный ритмом и рифмой, выдвигается поэтическое «я» автора, выражающее его собственный стиль и голос. Авторское лирическое начало становится главным моментом художественного познания, основным принципом лирического мышления, пришедшего на смену созерцательного. Лирические жанры дали возможность М.Чикатуеву отойти от схематизма сюжетно-композиционного построения. Это качественно изменило принципы использования мифо-эпических традиций национального фольклора, что привело к творческому обращению к нему. М.Чикатуев использует мотивы лиро-эпических произведений национальных мифов, но в видоизмененной форме, а не путем переложения и пересказа готовых сюжетов.
Поэтическое видение мира у Микаэля Чикатуева формировалось под воздействием традиционного восприятия поэзии жизни его народа. Поэт пропускает сквозь призму своего лирического «я» жизнь и дела своих современников, своих земляков и соседей. Его сердце живет радостями и тревогами Родины, идеями времени и эпохи. Как отмечает К. Кулиев в строках, предпосланных книге стихов «Ветка акации», «он благожелателен к людям, их заботы - его заботы, их победы - его победы. В этой слитности с людьми, в озабоченности их судьбой, заинтересованности в их счастье, в этой влюбленности в краски и звуки родной земли, в ее неповторимый облик - видна цельная и благородная личность поэта. В этом главная сущность его работы» [141].
Лирика М. Чикатуева позволяет судить не только об эволюции художественного сознания, но и о коренных изменениях, произошедших в литературном художественном процессе абазин. В первую очередь, поэт отходит от фактографичности, от примитивного нанизывания обыденных фактов, от констатации отдельных событий и характеристики положительных качеств героя, отражающего социальные перемены в жизни народа. На первое место выходит философия факта. Вместо суммарных характеристик героев как статических образов, не выделявшихся из общего фона, появляются индивидуализированные характеры и образы, осмысливается диалектика внутреннего мира личности, меняется форма стиха. На смену импровизационно-песенного склада мышления приходит стих, организованный ритмом и рифмой, выдвигается поэтическое «я» автора, выражающее его собственный стиль и голос. Авторское лирическое начало становится главным моментом художественного познания, основным принципом лирического мышления, пришедшего на смену созерцательного. Лирические жанры дали возможность Микаэлю Чикатуеву отойти от схематизма сюжетно-композиционного построения. Это качественно изменило принципы использования мифо-эпических традиций национального фольклора, что привело к творческому обращению к ним. Микаэль Чикатуев использует мотивы лиро-эпических произведений, национальных мифов, но в видоизмененной форме, а не путем переложения и пересказа готовых сюжетов. Отличительная черта поэта М. Чикатуева состоит в том, что он подчинил в своих произведениях традиционные сюжеты своим социально-философским воззрениям, своим этико-эстетическим задачам. Новые эстетические принципы поэтического творчества М. Чикатуева базируются на философско-социологическом анализе действительности, на концептуальности выдвигаемых проблем и на других факторах, способствующих расширению граней созданной им художественной системы. Отсюда и широта дифференцированного подхода к изображаемому объекту, разнообразие способов художественной интерпретации, свидетельствующие о качественном обновлении поэзии, природы лирических жанров, в частности, сформировавшихся в его творчестве. Новаторство и поэтическая сила реализма поэзии М. Чикатуева характеризуются чертами его индивидуально-художественного мышления, углублением интеллектуально-философского глубиной психологизма, способами поэтического выражения, индивидуальными приемами, определяющими его стиль, способностью превратить песенную форму в стихотворную. М. Чикатуев ознаменовал новую ступень развития абазинской поэзии, заложил основы формирования лирических жанров.
Конкретный анализ произведений поэта, написанных в разное время, дал возможность проследить закономерности обновления поэтической традиции, осмыслить качественные сдвиги, произошедшие в поэтическом мышлении народа. В ходе анализа был обозначен учет двух уровней, двух слагаемых, предопределивших эволюцию художественного мышления поэта. Это лиро-эпическая и мифопоэтическая традиция и освоение многонационального художественного опыта литератур народов России.
В системе ценностных ориентаций поэтов-лириков 1960-х - 80-х - 90-х годов оказываются традиционные темы и образы, связанные с любовью к Родине, очагу, родной природе, Отчизне, с понятиями дружбы и добрососедства, честью, достоинством, мужеством, с традиционным понятием «намыс» и другими категориями, обусловившими функционирование этих художественных систем на новом этапе развития общества. Новаторские искания поэтов связаны с ориентацией на новые ценности, были обусловлены тенденциями накопления в застойный период ценностных художественных качеств, находящихся в противовесе с произведениями, выражавшими «генеральную» линию официального искусства и литературы.
Рассмотрение поэзии М. Чикатуева дает возможность определить жанровый состав абазинской лирики и лирического эпоса, осмыслить языковые и выразительно-художественные средства, определить их национальную специфику, способствующую образному выражению нравственных, этических традиций народа, важнейших событий истории и времени, обусловивших национальный идеал, принципы раскрытия и характеристики личности и т. п. В исследовании поэзии 1960-х - 80-х годов, в рамках которой проходило становление поэтического «я» Микаэля Чикатуева, мы придерживаемся методологии, основанной на комплексных подходах к духовному наследию, к творчеству поэтов, на которых сказались идеологические установки партийности, являвшиеся общими для всех писателей Советского Союза, развивавших свое творчество в рамках единого метода социалистического реализма. В творчестве абазинских поэтов 1960-х - 80-х годов мы обнаруживаем многообразие жанровых форм поэтического творчества.
Творчество абазинских поэтов 1960-х - 80-х годов, в контексте которого исследуется лирика М. Чикатуева, свидетельствует о том, что оно развивалось в ходе обращения поэта и осознанного освоения этнонациональной и этнохудожественной традиции народа в процессе обращения к опыту русской литературы, поэтической культуре, в частности. Уже на первом этапе формирования лирики М. Чикатуева, начиная с 1960-х годов, обозначаются формы адаптации этнонациональных традиций, традиций русской поэтической литературы в сюжете, композиции и языке его произведений. Уже на этом этапе определяются особенности художественного мировидения поэта, опирающегося на национальные образы мира своего народа. В этой связи выдвигается на первый план проблема этнонациональной ментальности в творчестве М.Чикатуева как представителя новой поэтической традиции.
М. Чикатуев с самого начала ориентируется на национальную символику мифы, этнографические детали, синтезирует традицию, идущую от фольклора, с литературными традициями, выработанными в ходе контакта с русской языковой и художественной культурой. Главным и определяющим в лирике М. Чикатуева становится не декларация видения национального мира, а национально-художественное воссоздание его. Формирование поэтического сознания Микаэля Чикатуева тесно связано с особенностями образного освоения окружающего мира, с созданием образа человека. В его поэзии идея и образ находятся в прямой зависимости и взаимообусловленности, представляют неразложимое единство способов отражения и принципов осмысления жизни. Опираясь на понятие художественного образа как категории поэтики, исследование национальных основ созданных М. Чикатуевым образов, принципов художественного осмысления жизненных фактов, национальной действительности, изображения образа человека позволило увидеть взаимосвязь и формы выражения того, что изображает поэт и как, с помощью каких образов выражает он эстетический идеал, создает образ лирического героя.
В своем творчестве М. Чикатуев, как представитель новой поэтической традиции, как бы проецирует свой мир, каждый элемент имеет свое, неповторимое место. Как живописец рисует мир с натуры, не копируя его, так и поэт не просто описывает мир, а, описывая, пересоздает его. М. Чикатуев четко придерживается мнения, что поэтический мир - не фотография, а оригинал, рождающийся только тогда, когда реальность, пропущенная через сознание народа, представляет собой нечто новое, похожее и не похожее на натуру, несущую в себе индивидуальные черты самого творца.
На осмыслении истоков, корней, нравственных и этических представлений своего народа, на изображении героя - носителя лучших качеств своего народа, базируется лирическая интонация поэзии М. Чикатуева, философия его творчества, начиная с первых же шагов. Динамика формирования поэтического сознания Микаэля Чикатуева, становление образного мира поэзии связано с художественным исследованием жизни абазинского народа как одного из древних народов Кавказа.
Руководствуясь классическим определением критика русской литературы В.Г. Белинского о том, что «народ - почва, хранящая жизненные соки всякого развития, личность - цвет и плод этой почвы», мы проследили способы воссоздания концепции лирического героя поэзии М. Чикатуева, уяснили динамику формирования лирического сознания поэта, определили этноментальные основы созданных им образов, выявили индивидуальные особенности поэтического мышления с учетом факторов, сформировавших его поэтический почерк.
Художественные искания М. Чикатуева предопределили параметры, сформировавшие новаторские черты его поэтического творчества. В этой связи необходимо обратить внимание на широкий круг вопросов, связанных с принципами художественного исследования личности, человека, в первую очередь, лирического героя, запечатленного в поэзии М. Чикатуева.
В лирике М. Чикатуева в 1960-е - 80-е - 90-е годы на первый план выходит образ лирического героя, образ человека как объект литературы. Жизнь и судьбу народа, пропущенные сквозь призму восприятия человека, можно обозначить как тему «Человек и мир», что коренным образом меняет концепцию человека и принципы ее воссоздания в творчестве поэта. Неизменной остается взаимосвязь традиционных моральных принципов народа и новых рожденных временем отношений. Герой М. Чикатуева обозревает прошлое и настоящее, философски осмысливает историческую связь времен, прослеживает процесс формирования нового человека как равноправного члена нового сообщества людей. Особенностью творчества поэта М. Чикатуева с ярко выраженным лирическим дарованием является внимание к историческим судьбам своего народа и к судьбе отдельной личности как представителя народа. Поэт стремится философски осмыслить образ человека - представителя народа на новом историческом витке, в новых социальных условиях. Социально-философское осмысление взаимосвязей личности и общества становится основным предметом его раздумий и философских размышлений. Главным предметом изображения и действующим лицом в поэзии становится человек. Его глазами он всматривается и в прошлое своего народа, и в события, преобразовавшие мир в XX веке, сказавшиеся и на судьбе его народа. Основная доминанта его творчества, его лирических исканий определяется историческим временем, сформировавшим общественное сознание народа, его социальные, философские и этические устремления.
М. Чикатуев один из первых вступил на путь раскрытия и изображения человеческого содержания, процессов, произошедших в обществе, в жизни и судьбе его народа, он попытался осмыслить воздействие этих процессов на судьбы и характеры людей, попытался объяснить происходящее в их связи с национальными традициями, с исторически сложившимися особенностями мировосприятия и мироотношения глазами и сердцем представителя народа. Он показал национальное в индивидуальном выражении, отразил в своей лирике черты исторически сложившегося психического склада своего народа. Анализ произведений Микаэля Чикатуева дает основание для утверждения мысли о том, что национальный характер, выраженный в его лирическом герое, есть явление движущееся, диалектически развивающееся и изменяющееся. Но, несмотря на это, в основе определения лирического героя Микаэля Чикатуева как национального характера, лежат устойчивые особенности, отражающие национальную психику, психологию народа, его воззрение на внешний мир.
155
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Псху Аза Абдул-Керимовна, 2007 год
1. Абуашвили А. Вожа Пшавела. Мировидение и поэтика. - М.: ИМЛИ РАН, 2000.-197 с.
2. Аверинцев С.С., Андреев, M.JL, Гаспаров, М.А., Гринцер, П.А., Михайлов A.B. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1974. - 395 с.
3. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости. М., 1989. - 263 с.
4. Азадовский М.К. История русской фольклористики. В 2 т. М., 1963. -693 с.
5. Азадовский М.К. Литература и фольклор: Очерки и этюды. Л, 1988. -185 с.
6. Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1975-1984. - 1904 с.
7. Арутюнов Л.Н. Национальное и интернациональное. М., 1971.-241 с.
8. Арутюнов Л.Н. Поэзия Егише Чаренца (этапы художественной эволюции). / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1965. - 24 с.
9. Баков X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгейской литературе. Майкоп, 1994. - 197 с.
10. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1983. - 416 с.
11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 504 с.
12. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. - 592 с.
13. Бахтин М.М. Творчество Француа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М.,1965. - 233 с.
14. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. - 173 с.
15. Бекизова Л.А., Балтии П.И. Литература народов Карачаево-Черкесии : Филологические статьи КЧНИИ. Черкесск, 1970. - 169 с.
16. Бекизова Л., Караева А., Тугов В. Литература Карачаево-Черкесии на современном этапе. Черкесск, 1970. - 186 с.
17. Бекизова JI.А. Черкесский поэт X. Гашоков. Черкесск., 1996. - 153 с.
18. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т.1. М., 1953.
19. Бочаров А. Чем жива литература? Современность и литературный процесс. М., 1986. - 400 с.
20. Бушмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л., 1969. - 228 с.
21. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. Л., 1978. -223 с.
22. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 406 с.
23. Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. / Под ред. А.И. Алиевой М.И. Мижаева. Черкесск, 1983. - 125 с.
24. Вундт В. Зачатки философии и философия первобытных народов. / Сб. «Общая философия». С-Петербург, 1910. - 399 с.
25. Выходцев П. Поэты и время. М., 1967. - 293 с.
26. Гадагатль A.M. Героический эпос. Нарты адыгских (черкесских) народов. Майкоп, 1987. - 397 с.
27. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988. - 446 с.
28. Гей Н.К. Метохудожественность литературы. / Теория литературы. Т. 1. М., ИМЛИ РАН, 2005.-471 с.
29. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1964. - 206 с.
30. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979. - 222 с.
31. Горький М. Собр. соч. В 30 т. М., 1949 - 1955.
32. Гринберг И.Л. Над картой Советской поэзии. М., 1974. - 294 с.
33. Гринберг И.Л. Современная лирическая поэзия. М., 1971. - 253 с.
34. Гутов А. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса. -Нальчик, 2000.-216 с.
35. Дагестанская литература. Закономерности развития 1965-1985 гг. -Махачкала, 1999. 392 с.
36. Джапуа 3. Нартский эпос абхазов: сюжетно-тематическая и поэтико-стилевая система. Сухум, 1995. - 349 с.
37. Егорова Л.П. Дороги дружбы. Черкесск, 1969. - 364 с.
38. Егорова Л.П. Литературы жанров Северного Кавказа. / Учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2001. - 196 с.
39. Ина-Ипа Ш.Д. Героический эпос абхазского народа. Сухуми, 1958. -385 с.
40. Исследования по теории стиха. Л., 1978. - 539 с.
41. История научных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Выпуск 1.-М., 1995.-126 с.
42. Капиев Э. Избранное. М., 1955. - 391 с.
43. Касумова М.Ю. Русско-кабардинские связи. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Нальчик, 1988. - 22 с.
44. Краткая литературная энциклопедия. М., 1967. - Т.4. - 560 с.
45. Клычев Р.Н. К публикации абазинской исторической песни «Кына йпх1а Минат» (или «Саба Кына»). Карачаевск, 1992. - 98 с.
46. Контекст 73. Литературно - теоретические исследования. - М., 1974. -359 с.
47. Контекст 74. Литературно - теоретические исследования. - М., 1975. - 294 с.
48. Контекст 75. Литературно - теоретические исследования. - М., 1977. -363 с.
49. Контекст 81. Литературно - теоретические исследования. - М.,1982. -357 с.
50. Контекст 82. Литературно - теоретические исследования. - М.,1983. -388 с.
51. Курбан С., Нуров Р. Вопросы мастерства и новаторских тенденций. -М., 1997.-203 с.
52. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. / Учебное пособие для вузов.-М., 1989.-496 с.
53. Леонов Л.М. Собр. соч. Т. 10. М, 1984.
54. Литературное наследие Г.В. Плеханова. М., 1939. - 329 с.
55. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - 752 с.
56. Литературы народов России: XX в.: словарь отв. ред. Н.С. Надъярных.; ИМЛИ РАН. М., 2005. - 365 с.
57. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л., 1981. - 215 с.
58. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. - 352 с.
59. Ломидзе Г.И. Единство и многообразие. М., 1957. - 264 с.
60. Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига. Советская литература и Великая Отечественная война. М., 1975. - 246 с.
61. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990. - 275 с.
62. Минц С.И., Померанцева, Э.В. Русская фольклористика. М., 1971. -284 с.
63. Михайлов А., Огнев В. Лирика сердца и разума. М., 1965. - 143 с.
64. Михайлов A.B. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. М., 1989. - 211 с.
65. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем: литературоведческие статьи. Нальчик, 1978. - 168 с.
66. Надъярных Н.С. Время перечтений. / Способность к диалогу. Ч. I. -М„ 1993.-375 с.
67. Огнев В. Поэзия и современность. М., 1961. - 355 с.
68. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. - 302 с.
69. Палиевский П.В. Литература и теория. М., 1978. - 126 с.
70. Палиевский П.В. Пути реализма. Литература и теория. М., 1974. -203 с.
71. Паперный 3. Поэтический образ у Маяковского. М., 1961. - 176 с.
72. Пермяков Г.Л. Основы структурной паремиологии. М.,1988. - 327 с.
73. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М.,1948. - 381 с.
74. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972.-271 с.
75. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978. - 351 с.
76. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1967. - 483 с.
77. Пропп В .Я. Фольклор и действительность. М., 1976. - 399 с.
78. Русская советская поэзия и народное творчество. Л., 1995. - 385 с.
79. Сокуров М. Лирика Алима Кешокова. Нальчик, 1969. - 160 с.
80. Салакая Ш. X. Абхазский народный героический эпос. Тбилиси, 1968.-428 с.
81. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии. Становление реализма в русской лирике. М., 1975. - 474 с.
82. Сквозников В.Д. Творческий метод и образ. / Теория литературы. Образ. Метод. Характер. М., 1962. - 569 с.
83. Степанова Т.М. Поэзия и правда. Структура, поэтика публицистической прозы Бориса Зайцева. М., 2002. - 369 с.
84. Султанов К.К. Национальное самосознание и литература. М., ИМЛИРАН, 2001.-195 с.
85. Султанов К.К. Поэзии неугасимый свет. Махачкала, 1975. - 194 с.
86. Суюнова Н.Х. Национальный мир ногайской прозы. Творчество И. Капаева. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1998. - 21 с.
87. Суюнова Н.Х. Ногайская поэзия 60-70 годов XX века. / Тюркологический сборник. Элабуга, 2003. - 567 с.
88. Суюнова Н.Х. Преемственность идейно эстетических традиций в современной ногайской поэзии. - Махачкала,2002. - 231 с.
89. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1999. - 395 с.
90. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. / Теория литературы. М., 1962. - 569 с.
91. От мифа к литературе. М., 1993. - 352 с.
92. Роды и жанры литературы. / Теория литературы. М., 1964. - 593 с.
93. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности: Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа. Нальчик, 1991. - 288 с.
94. Тугов В.Б. Очерки истории абазинской литературы. Черкесск, 1970. -276 с.
95. Тугов В.Б. Память и мудрость веков. Карачаевск, 2002. - 349 с.
96. Тугов В.Б. Становление абазинской литературы. Черкесск, 1966. -На аб. яз. - 258 с.
97. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов: Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман. Нальчик, 1996. -256 с.
98. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. Нальчик, 1994. - 248 с.
99. Хайбуллаев С. Художественный строй аварской поэзии. Махачкала, 2000. - 369 с.
100. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта. -Нальчик, 2000.-352 с.
101. Хакуашев, А.Х. Истоки становления. Нальчик, 1984. - 212 с.
102. Хакуашев А.Х. Кабардинское стихосложение. Нальчик, 1998. - 365 с.
103. ЮЗ.Халилов Халил Рза Оглы. Поэзия Максуда Шейхзаде и актуальные проблемы азербайджанско-узбекских литературных связей. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Баку, 1985. - 56 с.
104. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1986. - 439 с.
105. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1970. - 439 с.
106. Художественная культура и археология античного мира. М., 1976. -497 с.
107. Хут Ш. Адыгское народное искусство слова. Майкоп, 2003. - 535 с.
108. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. - 288 с.
109. Чамоков Т. Н. В созвездии сияющего братства. М., 1976. - 251 с.
110. ПО.Чекалов П.К. Абазинские писатели. Библиографический справочник.-М., 1996.-397 с.
111. Чекалов П.К. Абазинский фольклорный стих. Карачаевск, 2000. -237 с.
112. Чекалов П.К. Абазинское стихосложение. Истоки и становление. -Ставрополь, 2000. 250 с.
113. Чекалов П.К. Из истории развития абазинской поэзии. / Антология литературы народов Северного Кавказа. Поэзия. Т.1. Часть 1. -Пятигорск, 2003. 693 с.
114. Чекалов П.К. Керим Мхце. / Наброски к творческому портрету. -Карачаевск, 2001. 94 с.
115. Чекалов П.К. Маяковский и абазинская поэзия./ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1991.-23 с.
116. Чекалов П.К. Маяковский в творчестве М. Чикатуева. / Анализ художественного произведения в школе и вузе. Горький, 1988. - 49 с.
117. Чекалов П.К. Страницы истории абазинской литературы. Черкесск, 1995.
118. Чернец JI.B. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. -М., 1982.-192 с.
119. Чичерин A.B. Ритм образа. Стилистические проблемы. М., 1973. -219 с.
120. Шаззо Ш.Е. Духовно-философские основы адыгской поэзии и своеобразие ее художественной эволюции. Проблемы поэтики и стиля. Майкоп, 2003. - 379 с.
121. Шамота Н. О художественности. М., 1958. - 263 с.
122. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. JL, 1971. - 396 с.
123. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. -М., 1993.-500 с.
124. Шенкао Г. Миф и мудрость. М., 1997. - 237 с.
125. Шенкао М.А. Специфика мифо-эпического сознания. Черкесск, 2005.-361 с.
126. Шортанов А.Т. Адыгские культы. Нальчик, 1992. - 164 с.
127. Юсупова Ч. О современной аварской лирике. О традициях и новаторстве. М., 1997. - 267 с.1.
128. Апсова Ф. Абазинский Ходжа. // Абазашта. 1992. - 23 янв. - На аб. яз.
129. Баталов К.А., Баталова Ф.К. «Абазинские всадники» М. Чикатуева: жанровый и фольклорно-этнографический аспекты. // Алиевские чтения. Тезисы докладов. Карачаевск, 2002.
130. Баталова Ф.К. Жанровые и стилевые особенности книги Микаэля Чикатуева «Абазинские всадники». // Вестник Карачаево-Черкесского госпедуниверситета. Карачаевск, 2002. - № 8.
131. Бекизова JI.A. Несите, люди, доброту, как знамя. // Лен. зн. 1983. -21 мая.
132. Бекизова Л.А. Становление молодого абазинского поэта. // Ком. Алашара. 1958. - 22 марта. - На аб. яз.
133. Братов К. Обычай орлов. // Ком. алашара. 1963. - 30 нояб. - На аб. яз.
134. Гожев А.-З. Спор. // Ком. алашара. 1966. - 8 дек. - На аб. яз.
135. Джердисова А. Пусть кружится жизни юла. // Ком. алашара. 1991. -8 авг. - На аб. яз.
136. Джердисов М. Стихи рассказывают. // Ком. алашара. 1969. - 20 дек. - На аб. яз.
137. Егорова Л.П. В добрый путь. // Ставрополье. 1982. - № 4.
138. Егорова Л.П. Ветка акации. // Лен. зн. 1970. - 20 мая.
139. Егорова Л.П. Все живое яростно любя! // ДН. 1965. - № 1.
140. За человека. // Ком. алашара. 1982. - 4 мая. - На аб. яз.
141. Кулиев К. Путем зерна. // Чикатуев М. Ветка акации. Ставрополь, 1970.
142. Мелодии Инжича. // Ком. алашара. 1962. - 28 июля. - На аб. яз.
143. Меремкулов В. Поэт и поэзия. // Ком. алашара. 1966. - 15 нояб. - На аб. яз.
144. Михайлов, В. Стихи М. Чикатуева.// Лен. зн. 1960. - 21 авг. - На рус. яз.
145. Моя планета зеленый остров. // День Респ. - 1996. - 13 февр.
146. Мхце К. Новая книга Микаэля.// Ком. алашара. 1978. - 2марта. - На аб. яз.
147. Панов В. Микаэль Чикатуев поэт, ученый, патриот. // Возрождение Республики. - 2003. - 28 янв.
148. Сердце Абазашты. // Ком. алашара. 1964. - 6 окт. - На аб. яз.
149. Сетин Ф. Поэтическая легенда. // Лен. зн. 1966. - 9 фев.
150. Табулов Т. Сосруко и Сотраш. // Черкес къапщ (Красная Черкесия). -1941.-№49.
151. Тугов В. Бекизова Л. Образ современника в литературе.// Ком. алашара. 1962. - 20 нояб.
152. Тугова Л.Н. Жанрово-композиционные особенности лиро-эпической поэмы (на материале абаз. литературы). // Художественно-историческая интеграция литературного процесса. Материалы региональной научной конференции. Майкоп: АТУ, 2003.
153. Тугова Л.Н. Особенности цикла маленьких поэм М. Чикатуева. // Алиевские чтения 20-25 апреля. Тезисы докладов. Часть 1. -Карачаевск, 1998.
154. Тхайцухов Б. Дневник сердца. // Ком. алашара. 1967. - 1июля. - На аб. яз.
155. Цеков П. Абазинские всадники. // Ком. алашара. 1969. - 11 нояб. -На аб. яз.
156. Цеков У., Пшмахов У. По нашему мнению. // Ком. Алашара. 1969. -13 дек. - На аб. яз.
157. Чекалов П.К. Песня не исчезнет без следа. // Ставр. пр. 1988. - 17 марта.
158. Чикатуев М. Моя Абхазия. // Чикатуев М. Сонеты. Карачаевск, 1998.1.I
159. Антология абхазской поэзии. М., 1958.
160. Афористическая поэзия абазин: Пословицы, поговорки, приметы и крылатые выражения. (Сост. и перевела на рус. яз. Н.Т.Табулова). -Черкесск, 1977.
161. Баталов К. Варианты песни-плача «Кыны дочь Минат» / Къвбиналокт Къвбина - Кубина: материалы, посвященные Дню аула Кубина. -Черкесск - Карачаевск, 1996.
162. Из кабардинской народной лирики. Нальчик, 1958.
163. Из филиппинской поэзии XX века. М., 1981.
164. Нарты. Абазинский народный эпос: Сбор, составление, перевод и комментарии Владимира Меремкулова отв. ред. Ш.Х.Салакая. -Черкесск, 1975.
165. Табулов Т. Книга для чтения после букваря. Карачаевск, 1996.
166. Табулов Т. Хрестоматия для начальной школы. Карачаевск, 1995.
167. Чикатуев М.Х. Беру апхиарцу: стихи. Черкесск, 1958. На аб. яз.
168. Чикатуев М.Х. Мелодии Иижича: стихи. Черкесск, 1961. На аб. яз.
169. Чикатуев М. X. Обычай орлов: стихи. Черкесск, 1963. На аб. яз.
170. Чикатуев М.Х. Разговор планет: поэмы. Черкесск, 1964. На аб. яз.
171. Чикатуев М.Х. Сердце Абазашты: стихи и поэмы. М., 1964.
172. Чикатуев М.Х. Два абрека: поэма. М., 1965.
173. Чикатуев М.Х. Горное эхо: стихи, поэмы. Черкесск, 1966.
174. Чикатуев М.Х. Очаг сердца: стихи. Черкесск, 1966. На аб. яз.
175. Чикатуев М.Х. Дневник сердца: стихи. Черкесск, 1967. На аб. яз.
176. Чикатуев М.Х. Абазинские всадники: маленькие поэмы. Черкесск, 1969. На аб.яз.
177. Чикатуев М.Х. Ветка акации: стихи. Ставрополь, 1970.
178. Чикатуев М.Х. Родные аулы: стихи и поэмы. Черкесск, 1973. На аб. яз.
179. Чикатуев М.Х. Орлиный нрав: стихи. Сухуми: Алашара, 1973. На абх. яз.
180. Чикатуев М.Х. Хочу верить: стихи. М., 1974.
181. Чикатуев М.Х. Зеленый остров: стихи. Черкесск, 1978. На аб. яз.
182. Чикатуев М.Х. За человека: стихи. Черкесск, 1982. На аб. яз.
183. Чикатуев М.Х. Зеленый остров: стихи. Ставрополь, 1983.
184. Чикатуев М.Х. Абазашта край родной: стихи, легенды, поэмы. -Сухуми: Алашара, 1984. На абх. яз.
185. Чикатуев М.Х. Перезвон листьев: стихи и поэмы. Черкесск, 1986. На аб. яз.
186. Чикатуев М.Х. Песня, найденная в горах.: поэмы. Ставрополь, 1987.
187. Чикатуев, М.Х. Мой Кавказ: стихи и поэмы. Черкесск, 1989. На аб. яз.
188. Чикатуев М.Х. Мой Кавказ: стихи и поэмы. Сухуми: Алашара, 1990. На абх. яз.
189. Чикатуев М.Х. Абазинский Ходжа: стихи и поэмы. Черкесск, 1992. На аб. яз.
190. Чикатуев М.Х. Свет сердца: сонеты. Черкесск, 1998. На аб. яз.
191. Чикатуев М.Х. Сонеты. Сухуми: Алашара, 1998. На аб. и абх. яз.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.