Национальные культурные ценности как фактор формирования личности специалиста сервисной службы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Габдуллина, Лейла Батухановна

  • Габдуллина, Лейла Батухановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 195
Габдуллина, Лейла Батухановна. Национальные культурные ценности как фактор формирования личности специалиста сервисной службы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2003. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Габдуллина, Лейла Батухановна

ВВЕДЕНИЕ.

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СЕРВИСНОЙ СЛУЖБЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы формирования личности.

1.2. Подходы к решению проблемы интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс различных типов учебных заведений.

1.3. Модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы как механизм формирования личности будущего специалиста.

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА).

2.1. Проектирование содержания подготовки будущего специалиста с использованием ценностей национальных культур.

2.2. Формирование духовной культуры личности как непрерывный процесс.

2.3. Выбор педагогических технологий формирования духовной культуры специалиста.

2.4. Организация и ход опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальные культурные ценности как фактор формирования личности специалиста сервисной службы»

Последнее десятилетие 20 века, наряду с его достижениями, поставило перед человечеством ряд задач, выполнение которых должно дать позитивные перемены в обществе. В их ряду - вопросы образования и воспитания будущих поколений. "Сегодня образование — ведущий социогенетический механизм развития всей цивилизации. В связи с эволюцией образовательной системы общество превратилось в интеллектно-информационное. Отсюда неизбежно следует, что образовательная политика любого государства имеет стратегический характер. Образование — важнейший фактор обеспечения конкурентоспособности экономики государства, капитал, который концентрируется развитыми государствами для удержания монополии в геополитическом пространстве."[6]

Модернизация как перспективное направление российского образования на ближайшие годы предполагает возрастание роли человеческого капитала, "сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета личности, равноправия национальных культур. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке трмда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования".[86]

В Законе "Об образовании" Российской Федерации подчеркивается, что образование направлено на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни общества, создания основы для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных общеобразовательных программ[71]. Одной из задач образования остается задача подготовки специалиста, призванного работать в определенном регионе, в определенных условиях труда и быта.

Регион, в переводе с английского языка, означает обширный район, соответствующий нескольким областям (районам) страны или нескольким странам, объединенным историко-культурными, экономическими, географическими и иными особенностями. Это то социальное пространство, которое посильно для освоения отдельным человеком с целью удовлетворения базовых жизненных потребностей, прежде всего в труде и работе как основном способе поддержания существования. Этот ближайший социум одновременно и более понятен человеку, он чувствует себя в нем более комфортно и уверенно. Социальные перемены имеют смысл, если им удается естественным образом интегрироваться в социальную жизнь региона. Территориальная форма организации совместной жизни людей одна из самых ранних и естественных, органичных; жизнь на определенной земле, в определенном географическом ландшафте, имеющая определенные общие черты. Это формирует специфические способы социальной и профессиональной активности, формы отношений людей друг к другу, труду, природе и т. д. Разработка моделей регионального развития с ориентацией на собственные ресурсы, традиции, возможности, естественно, рассматривает образование важнейшим средством развития. Большое внимание уделяется совершенствованию профессиональной школы с учетом специфических особенностей региона, что предусматривает подготовку специалиста, необходимого региону, способного самореализоваться в многонациональных, многокультурных условиях. Поэтому реформирование образования заключается не только в обновлении содержания образования в процессе приобретения профессии, специальности, квалификации в соответствии с интересами учащихся и социальным заказом региона, но и в создании условий, способствующих формированию личности будущего специалиста, в том числе, созданию условий для изучения языков (родного, русского как языка межнационального общения для представителей других национальностей, иностранных) и формирования этнически-ориентированной личности, приобщенной к национальным ценностям с развитым национальным самосознанием, способной к творческому саморазвитию и самореализации в поликультурном мире. По мнению ученых, специалист должен определять свое положение в обществе как " профессионал -труженник и как носитель культуры"[46]. Этого требует новый социокультурный стереотип личности специалиста XXI века, его уже начинают определять не только по способности мобильно адаптироваться к быстрым изменениям развития общества и производства, быстрой смене профессий и сферы деятельности, но и по духовно-нравственным качествам, судят о нем как о личности (личность специалиста "должна наполняться здоровым смыслом национального достоинства и культуры межнациональных отношений"[47]). А это, в свою очередь, предполагает, что в числе функций профессионального образования педагогическая (воспитание и развитие личности) и культурологическая (трансляция, сохранение и совершенствование общей, интеллектуальной и духовно-нравственной культуры общества, формирование носителя этой культуры) функции становятся в числе первостепенных по значимости.

Вышесказанное важно и по другой причине. Сегодня в мире наблюдается появление этнического парадокса. С одной стороны, растет популярность проблемы общечеловеческих ценностей, планетарного мышления с тенденцией к сближению народов. С другой стороны, налицо углубление кризиса межнациональных отношений, связанного с распадом федеративных государств, противодействие "формированию надэтнических народов", "потере" национальных языков, сближению этнического статуса "меньших народов". А "разве это уж так умно отказаться от своих родных, от собственного прошлого."[23]. В то же время, имеются тенденции безразличия к "соседям". Так, по результатам опроса, проведенного газетой "Восточный экспресс" 26 апреля 2002 года, 55 % казанцев признались, что равнодушны к культуре других народов! Это тревожный знак, свидетельствующий о происходящих в обществе внутренних расколах. "Да, конечно, число людей, интересующихся литературой, музыкой, живописью или театром других народов ненамного меньше, чем равнодушных ко всему этому богатству. Но все-таки меньше. Всего 41 %". Интересно, что интерес к этим вопросам есть и у девушек, и у юношей до 24 лет, потом он резко падает, и вновь появляется только после 35 лет. В этих реалиях необходимо позаботиться о том, чтобы у молодого человека формировалось стремление самореализоваться и образовываться в соответствие с традициями семьи, ближайшего социума, этноса, не утеряв интереса к ним и подкрепляя интерес к "соседям". "Кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц"[132].

Для этого важно преодолеть противоречия между глобальными и локальными проблемами, в частности: стать гражданами мира без утраты собственных корней и активно участвуя в жизни своего народа; между традициями и современными тенденциями - адаптация без отрицания собственных корней; глобализация культуры приобретает всеобщий характер (риск забвения уникального характера каждой личности, опасность для традиций отдельных культур).

Идея интернационализации материальных и духовных ценностей привела к ассимиляции народов, унификации их образа жизни, стиранию различий в культурных и поведенческих стереотипах. Это противоречие актуализирует проблему всех народов - проблему воспитания молодежи, что в полной мере относится и к нашей стране. Во Всеобщей Декларации прав человека ООН сказано: "Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами.". Поэтому изменились требования к подготовке выпускника образовательного учреждения, особенно это касается тех будущих работников, которые в силу своей деятельности включены в межличностные коммуникации. Как отмечал Н.А.Бердяев, человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный, а не отвлеченный человек, а именно как русский, француз, немец или англичанин[24].

Еще одна проблема актуальна для нашей страны сегодня как никогда - мы сталкиваемся с необходимостью вхождения в мировую цивилизацию на бытовом уровне общения. Расширяются культурные связи, обмен туристами, делегациями на самых разных уровнях.

Обобщая все вышесказанное, становится очевидным, что отечественная система образования должна укреплять достоинство и самосознание как общероссийское, так и, в первую очередь, национальное. Учитывая обстоятельство, что мы живем в поликультурном мире, это определяет путь для воспитания гражданина, патриота, формирования гуманистического мировоззрения. На нем три этапа: формирование национального самосознания и сознания, формирование межнациональной, межкультурной толерантности, формирование поликультурности (интернационализма). Логично, что для этого, содержание образования (в соответствие с целями, задачами, содержанием и технологиями обучения), должно: обеспечивать учащимся знания о народах, с представителями которых они учатся, об их культуре, традициях, этике, быте, прививать любовь к родному языку, культуре, истории своего народа, формировать правильное национальное сознание и самосознание. Со времен К.Д.Ушинского идея народности в образовании постоянно являлась одной из главных идей российского просвещения. Ее верными последователями были С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.

Сухомлинский и др. Однако в последние десятилетия советского периода интерес к народному опыту, национальным особенностям, традициям, обычаям, больше декларировался, нежели использовался в практической учебной деятельности. С началом новых социально-экономических изменений, вновь возникла потребность в обращении к народным корням. Проблемы возрождения национальной системы образования раскрыты в "Концепции развития татарского просвещения" (Казань, 1991), "Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия)", "Этнопедагогической концепции национальной школы" (Г.Н.Волков) и других источниках. В нашей республике ведущие ученые и учителя - Г.В. Мухаметзянова, P.A. Низамов, 3. Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков, P.A. Исламшин активно обращаются к идеям народной педагогики как источнику развития нравственности, гуманизма, духовности. Большая работа ведется в Закамском регионе по пропаганде и использованию идей и принципов народной педагогики и культуры (Р.Х. Шаймарданов, Л.Г. Ахметов, М.И. Богомолов, И.М. Хамитов и др.). Сущность и принципы формирования национального самосознания разработаны в исследованиях И.Я. Курамшина, Г.Ф. Хасановой. Вопросы интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса исследованы Ф. Ф. Харисовым, религиозной культуры и содержания образования - JI.A. Харисовой, ценностей татарской семьи — в исследованиях В.Г. Закировой.

Учитывая такое количество научных работ по использованию национальной культуры в образовании, можно предположить, что в новых экономических условиях ориентация на национальную культуру как составляющую общей культуры личности будущего специалиста останется актуальной. В этой связи, особую важность и практическую значимость приобретает интеграция национальной культуры в учебно-воспитательный процесс профессионального учебного заведения. Таким образом ликвидируется разрыв в цепочке "семья - дошкольное учреждение - школа" - "начальная, средняя, высшая профессиональная школа". Его связующее звено — этнокультурный компонент учебно-воспитательного процесса профессиональной школы. Актуальность этого особенно важна при подготовке специалиста сервисной службы, связанной с постоянным общением с клиентом - важны знания языков народов региона, их традиций, обычаев, других ценностей. Настоящее исследование посвещено этому вопросу. Однако, проведя анализ имеющейся литературы, можно заключить, что сегодня мы не имеем разработанных в полной мере научно-методических рекомендаций по интеграции национальных культурных ценностей в профессиональную подготовку будущих специалистов. Наблюдается отставание в уровне подготовки преподавателей, владеющих инновационными педагогическими технологиями в области национального образования. Заброшена система воспитания как составная часть педагогического процесса. Перечисленные трудности отражают наличие противоречия между объективной потребностью в специалистах, которых отличает высокий профессионализм и этнокультурный потенциал личности и неготовностью профессиональной школы к интеграции национальных культурных ценностей в процесс подготовки такого специалиста, формирования его личности.

Имеются и другие противоречия, в которых отражаются грани проблемы: между необходимостью разработки и применения эффективных методов формирования знаний, умений, навыков в области национального образования с учетом современных требований к учебно-воспитательному процессу в профессиональном звене системы образования, с одной стороны, и ориентацией профессиональной школы на использование традиционного содержания образования, с другой стороны; между необходимостью формирования толерантности всех членов общества, в том числе и в молодежной среде, с одной стороны, и несовершенством государственной политики в этой области, с другой стороны; между необходимостью вхождения молодого человека в новое полиэтнокультурное пространство, с одной стороны, и внутренняя его чС неготовность к этому, в, другой стороны.

Все эти противоречия в полной мере относятся к подготовке специалиста сервисной службы и позволяют сформулировать проблему исследования: Каковы педагогические условия интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы, способствующие формированию личности будущего специалиста сервисной службы?

Тема исследования: Национальные культурные ценности как фактор формирования личности специалиста сервисной службы. Цель исследования: разработать теоретико-прикладную модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс средней профессиональной школы и обосновать педагогические условия ее реализации.

Объект исследования: Формирование личности специалиста в учебно-воспитательном процессе средней профессиональной школы. Предмет исследования: Педагогические условия интеграции национальных культурных ценностей в процесс формирования личности специалиста в средней профессиональной школе сервисной службы. Анализ проблемы в теории и практике позволил выдвинуть гипотезу: формирование личности будущего специалиста сервисной службы на основе национальных культурных ценностей будет успешным, если: а) разработана теоретико-прикладная модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс; б) создаются и поддерживаются педагогические условия реализации этой модели в учебном заведении сервисной службы: содержание образования спроектировано путем интеграции ценностей национальных культур в общую и профессиональную подготовку,

- организация педагогического процесса предусматривает интеграцию ценностей национальных культур в содержание образования, социокультурное пространство учебного заведения способствует формированию этнокультурного потенциала личности каждого учащегося и естественности его проявления; в) осуществляется подготовка педагогического коллектива с учетом традиций народной педагогики и национальных культурных ценностей. Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ проблемы исследования и обобщить имеющиеся психологические, педагогические, философские концепции по теме исследования;

2) Определить методику отбора национальных культурных ценностей для интеграции их в общеобразовательную, профессиональную подготовку, воспитательную деятельность профессионального учебного заведения на основе адаптационной авторской версии;

3) Разработать и апробировать теоретико-прикладную модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы сервисной службы;

4) Провести опытно-экспериментальную проверку педагогических условий реализации модели интеграции национальных культурных ценностей в о учебно-воспитательный процесс ССУЗ сервисной службы. При разработке теоретического и прикладного аспектов интеграции ценностей национальных культур в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы мы опирались на методологические положения о соответствии содержания образования и воспитания этнофилософским традициям, этнопедагогическим особенностям народа (Г.В.Мухаметзянова), о формировании социокультурного потенциала современного специалиста (Л.А.Волович). Методологическими основами данного исследования являются философские, психологические и педагогические труды, посвященные проблеме формирования личности, теории ценностей, вопросам формирования национальной культуры и ее интеграции в учебно-воспитательный процесс. Исследование опирается на следующие теории: национально-ориентированного образования, опирающегося на принцип народности в педагогике (К. Д. Ушинский, К. Насыри), развития национальной системы образования (Г.В.Мухаметзянова), основы этнологии (Е.П. Бусыгин), гуманистические идеи воспитания ребенка (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, а также труды современных ученых Л.А.Воловича, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, Я.И.Ханбикова), целостного процесса формирования личности (JI. А. Волович, М. А. Данилов, В. С. Ильин, А. А. Кирсанов, Н. М. Таланчук), интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе (Ф.Ф.Харисов), социализации личности, понимаемой как ее включение в систему общественных отношений (И.С.Кон, В.Ш.Масленникова, П.Н.Осипов), творческого развития личности (В.И.Андреев), положение о культуре как источнике формирования содержания образования (И. Я. Лернер, М. И. Скаткин), культуры (Ю.В.Бромлей, Э.С.Маркарян), основы обучения и воспитания в профессиональной школе (С.Я.Батышев, Г.И.Ибрагимов, А.М.Новиков), психологии управления (Р.Х.Шакуров), идеи педагогической герменевтики (Л.С.Выготский), теории ценностей (Б.С.Алишев, Р.Ф.Шакуров), саморазвития и самореализации учащихся (П. Н. Осипов), использования народной педагогики в педагогическом процессе (К.ХАхияров, Я. И. Ханбиков, Д.С.Ягафарова, Г.Ф. Хасанова, В.Г. Закирова). Для решения поставленных в этой работе задач применялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ педагогической, психологической, философской и методической литературы по исследуемой проблеме,

- анализ предмета и проблемы исследования, педагогическое наблюдение, анкетный опрос, педагогический эксперимент, изучение и анализ педагогического опыта работы преподавателей, а также самоанализ собственного опыта работы в должности заместителя директора по национальному образованию и воспитанию, абстрагирование, анализ, синтез в разработке концептуальной модели интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс.

Эмпирической базой исследования является передовой опыт преподавателей, мастеров, администрации Торгово-Технологического колледжа № 117 и филиала Казанского государственного университета (г. Набережные Челны).

На защиту выносятся:

1. Теоретико-прикладная модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы.

2. Совокупность педагогических условий, обеспечивающих интеграцию национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы.

3. Методика отбора национальных культурных ценностей для интеграции их в содержание образования. Исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (1996 год) был проведен анализ проработанности в науке и практике проблемы исследования. Раскрыта сущность и определено содержание исследования, разработаны его теоретические основы. Определена методика и программа педагогического эксперимента.

На втором этапе (конец 1996-2000 годы) проводилась экспериментальная проверка эффективности интеграции ценностей национальных культур в учебно-воспитательный процесс на базе торгово-технологического колледжа, изучалось влияние и взаимодействие социокультурных пространств города (в их числе Набережночелнинский филиал КГУ, школы и предприятия торговли и общественного питания города).

На третьем этапе (2001-2002 годы) были обобщены результаты эксперимента, выполнена корректировка концептуальной модели, сформулированы выводы и разработаны рекомендации для работников системы профессионального образования и руководителей сервисной службы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в , что

- обоснована, предложена и апробирована теоретико-прикладная модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс средней профессиональной школы, повышающая качество профессиональной подготовки и личностного потенциала будущего специалиста сервисной службы;

- уточнены и обогащены понятия "национальные культурные ценности" и "этнокультурный потенциал" личности. Национальные культурные ценности мы понимаем как социокультурные ценности, созданные, сохраненные, реализуемые и воспроизводимые в процессе жизнедеятельности этнической общности. Этнокультурным потенциалом личности мы называем способность личности к восприятию, освоению, осмыслению, передаче, сохранению и обогащению национальных культурных ценностей как родного, так и других народов, умению использовать эти ценности в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности;

- выявлено продуктивное взаимовлияние социокультурных пространств учебного заведения и города на процесс формирования этнокультурного потенциала личности специалиста сервисной службы.

Практическая значимость исследования состоит в научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса рекомендованной методикой отбора ценностей национальных культур для интеграции их в содержание образования; в разработанном курсе "Национальные культуры: сервисный аспект", позволяющем использовать национальные ценности различных народов для формирования как профессиональных, так и личностных качеств, знаний, навыков и умений. Теоретические и экспериментальные результаты могут стать основой серии методических рекомендаций для преподавателей, руководителей ССУЗов и предприятий сервисной службы.

Для всех типов современной сервисной службы выводы о необходимости повышения этнокультурного потенциала личности помогут сориентироваться на специалиста, способного работать эффективно в изменяющихся социальных условиях. В свою очередь, это, возможно, позволит избежать существенных затрат на переподготовку и переучивание специалиста, а также будет способствовать формированию здорового микроклимата в трудовом коллективе.

Непосредственно для отдельного учащегося возможность развития его этнокультурного потенциала сделает более привлекательным процесс учебы, позволит лучше подготовиться к профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды. Апробация исследования и внедрение его в практику проводилось путем выступления диссертанта на:

1. Научно-практической конференции "Инновации в профессиональном образовании: теория и практика", Казань, 1997. - "Опыт и проблемы внедрения национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс колледжа",

2. Всероссийской научно-практической конференции "Гуманистическая парадигма профессионального образования: реалии и перспективы", Казань, 1998. - "Включение ценностей национальных культур в учебно-воспитательный процесс средней профессиональной школы",

3. Международной научно-практической конференции "Социально-профессиональное становление молодежи" Казань, 1999. - "Необходимые условия социально-профессионального становления молодежи и роль национального образования в социализации студентов торгово-технологического колледжа",

4. Республиканской научно-практической конференции "Формирование конкурентоспособного специалиста в новых типах учебных заведений профессионального образования: опыт, проблемы, пути решения", Набережные Челны, 1999. - "Двуязычие как фактор формирования конкурентоспособного специалиста",

5. VIII Всероссийской научно-практической конференции "Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования", Казань, 2000. - "Включение ценностей национальных культур в воспитательную работу ССУЗа",

6. Межрегиональной научно-практической конференции "Этнокультурный фактор совершенствования системы образования республики Татарстан" Казань, 2000. - "Этнокультурный фактор улучшения межличностных коммуникаций",

7. Всероссийской научной конференции "Социальная психология в периоды кризиса общества", Набережные Челны, 2000. - "Обращение к национальным культурным ценностям в воспитании молодого поколения",

8. Седьмой Международной научно-практической конференции "Этнопе-дагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений", Казань, 2000. - "Основа духовности личности - в ее национальных корнях",

9. Всероссийской научно-практической конференции "Совершенствование организационно-экономического механизма управления общеобразовательным комплексом", Набережные Челны, 2002. - "Национальные культурные ценности в образовательной системе многонационального города", статьях:

10. Ориентир - на национальные культурные ценности. // Профессиональное образование. - Казань, № 2, 1998. - С.69-71,

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Габдуллина, Лейла Батухановна

Выводы по первой главе:

1. Формирование личности будущего специалиста среднего звена сервисной службы - процесс длительный, многогранный, определяемый ¿социальным заказом на подготовку современного специалиста; результатом взаимодействия социокультурных пространств, в которых живет и учится личность; содержанием образования в профессиональной школе, направленного на формирование и развитие личности; педагогическими условиями профессиональной и общей подготовки; влиянием и взаимовлиянием семьи и учебного заведения и многим другим.

2. Один из путей решения, один из самых действенных, по нашему мнению, путь обращения к истокам национальных культур многонациональной страны. Реализация этого - предложенная нами теоретико-прикладная модель интеграции национальных культур в учебно-воспитательный процесс, которая позволяет использовать ценности национальных культур в педагогическом процессе средней профессиональной школы при подготовке современного специалиста, формирования и развития его этнокультурного потенциала.

3. Модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс представляет собой структурированный и целостно-ориентированный способ формирования и развития личности.

4. В нашем исследовании данное положение конкретизируется через четыре качественных уровня существования и разработки анализируемой проблемы:

- уровень получения информации,

- уровень эмпирической разработки,

- уровень технологической разработки проблемы,

- уровень обратной связи и мониторинга.

5. Успешность реализации модели зависит от создания в профессиональной школе педагогических условий: а) проектирования содержания образования путем интеграции ценностей национальных культур в общую и профессиональную подготовку, б) организации педагогического процесса^'#:±±ЧШ[©Ж^©ва«ием—ценноетей-национальных культур^ со-дг^'-сам.^ в) создания социокультурного пространства учебного заведения, способствующего формированию этнокультурного потенциала личности каждого учащегося.

6. Успешная реализация представленной выше модели интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы поможет молодому человеку:

- выбрать правильную ориентацию в системе ценностей, освоении начал духовной культуры,

- выбрать нравственный и профессиональный идеал своей жизни, основанный на взаимодействии с педагогами, являющими пример духовности и нравственности, высокой культуры и интеллекта, глубоких знаний и социокультурной средой, способствующей разносторонней самореализации личности,

- активизировать участие во внеурочной деятельности, ориентированной на развитие национального и интернационального сознания и самосознания,

- научиться жить в пространстве поликультурных коммуникаций.

2. Опытно-экспериментальная проверка модели интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы (на примере торгово-технологического колледжа).

2.1. Проектирование содержания подготовки будущего специалиста с использованием ценностей национальных культур.

Опытно-экспериментальная проверка представленной модели осуществлялась в торгово-технологическом колледже города Набережные Челны - инновационном учебном заведении системы начального профессионального образования. Некоторые дополнительные исследования проводились на базе филиала Казанского государственного университета, изучение социального заказа, уровня актуальности проблемы исследования — в составляющих социокультурного пространства города (школах, других вузах, предприятиях общественного питания и торговли, национальных культурных общинах города Набережные Челны).

С начала 90-х годов в колледже проводится педагогический эксперимент, направленный на подготовку конкурентоспособного специалиста для сферы торговли и общественного питания города. Разработана, апробирована модель выпускника колледжа. Мы полагаем, что теоретико-прикладная модель интеграции национальных культурных ценностей является дополнением и составляющим компонентом механизма реализации модели конкурентоспособного выпускника колледжа.

Логику опытно-экспериментальной работы мы выстраивали, учитывая два следующих момента:

1) В развитии и формировании личности значительную роль играют следующие группы факторов:

- биологическая детерминанта (природные задатки),

- детерминанты окружающей среды (социокультурное пространство),

- целенаправленный учебно-воспитательный процесс,

- собственная активность студентов, обозначенная потребностями, склонностями, целью и мотивами.

Важна взаимосвязь и постоянная интеграция перечисленных факторов для получения положительного результата.

2) Требования к уровню подготовки современного специалиста предполагают изменения сложившихся подходов к организации процесса обучения и воспитания с учетом состояния развития будущей сферы деятельности наших студентов. Сегодня в сфере организованной торговли города Набережные Челны занято 7,5 тысяч человек, которые объединяют работу 183 стационарных магазинов, 96 предприятий общественного питания: 15 ресторанов, 14 баров, 38 кафе и 28 закусочных, более 700 магазинов среднего и мелкого бизнеса, 38 рынков и микрорынков, 625 единиц объектов мелкой торговли, соответственно потребность города и региона в специалистах не уменьшается и требования к его подготовке увеличиваются. Социальный заказ формируется в соответствии с требованиями времени. В их числе требования, связанные со знанием государственных языков, национальных традиций и обычаев народов республики.

С учетом отмеченного планировалась и ведется учебная, производственная и воспитательная деятельность в колледже.

Проектирование содержания подготовки будущего специалиста составило четыре основных фазы (Таблица 2):

- теоретико-подготовительную,

- диагностическую,

- фазу включения национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс,

- фазу анализа результатов и подготовки рекомендаций.

Теоретико-подготовительная фаза включила в себя следующие этапы:

- изучение актуальности проблемы исследования в учебном заведении и разработанности проблемы в городе;

- изучение опыта и подходов к решению проблемы в различных учебных заведениях города, республики, страны;

- подбор и изучение научной и методической литературы по теме исследования;

- анализ исходного состояния проблемы в рамках учебного заведения (методическое обеспечение, готовность педагогического коллектива к исследованию);

- актуализация проблемы исследования на уровне администрации;

- разработка теоретических основ исследования (модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс, методика отбора национальных культурных ценностей для их последующей интеграции в учебно-воспитательный процесс);

- включение целей и задач исследования в общие цели и задачи учебно-воспитательного процесса колледжа.

Актуальность нашей деятельности освещена во введении и параграфе 1.1, опыт и подходы к решению проблемы - в параграфе 1.2., модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс колледжа, вспомогательные модели и схемы, формализующие проблему - в параграфе 1.3.

Учитывая ситуацию, связанную с введением государственного образовательного стандарта и включением национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений, актуальность проблемы нашего исследования была теоретически очевидна. Поддержка исследования была обозначена и в городском управлении образования, и на уровне администрации Торгово-технологического колледжа. В этот период в учебных заведениях города была введена должность заместителя директора по национальному образованию и воспитанию. Даже когда через год эта ставка была сокращена, в колледже решили сохранить должность, и тем самым, способствовать продолжению работы по обучению и воспитанию с опорой на национальные культурные ценности и исследованию по этой проблеме.

В целом трактовка такой работы в различных учебных заведениях города была разной. Мы рассматриваем развитие национального образования в стенах колледжа как органичную часть всей учебно-воспитательной работы, без которой невозможно формирование современного специалиста. При этом имеется в виду:

- преподавание татарского языка как основополагающего элемента национальной культуры татарского народа и государственного языка для представителей всех национальностей, обучающихся в колледже;

- преподавание русского языка как государственного языка и языка межнационального общения;

- обновление содержания общего и профессионального образования с использованием национально-регионального компонента для ориентации на "преимущественное, усиленное изучение Родины" (К.Ушинский);

- создание возможности для этнокультурной самореализации учащихся и преподавателей; проведение мероприятий, способствующих формированию и развитию этнокультурного потенциала личности представителей всех национальностей.

Такой подход позволяет считать национальные культурные ценности важным фактором профессиональной и общей подготовки будущего специалиста>^формирования его личности. Содержание образования в этом случае направлежТшГфо.рмирование этнокультурного потенциала личности, на интеллектуальное развитие и социалкную-^ащищенность каждого учащегося, на умение понимать и принимать людей разных надйональностей и культур.

Заключение

Настоящее исследование помогает решить актуальную задачу формирования личности будущего специалиста сервисной службы путем обращения к ценностям национальных культур многонационального социума Современная сервисная служба предъявляет все более высокие требования к подготовке специалистов в профессиональной школе. Объективные общественные процессы, связанные с выходом страны из экономической и политической изоляции и, как следствие, увеличением международных контактов разных уровней - туристических, экономических, предпринимательских, личных; рост национального самосознания и процесс самоопределения регионов; падение духовно-нравственной культуры общества и возросший интерес к национальным ценностям; процессы регионализации в системе образования и экономики; специфика профессиональной деятельности специалиста сервисной службы - высокая персонификация работы и зависимость результатов от личностных качеств работника - актуализировали проблему формирования личности будущего специалиста сервиса. Однако, сегодня существует противоречие между объективной потребностью в таких специалистах, которые обладают не только высоким профессионализмом, но и высоким этнокультурным потенциалом личности и неготовностью профессиональной школы к интеграции национальных культурных ценностей в процесс подготовки специалиста сервисной службы и формирования его личности, обоснована, предложена и апробирована теоретико-прикладная модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс средней профессиональной школы, повышающая качество профессиональной подготовки и личностного потенциала будущего специалиста сервисной службы;

Национальные культурные ценности мы понимаем как социокультурные ценности, созданные, сохраненные, реализуемые и воспроизводимые в процессе жизнедеятельности этнической общности.

Решение задач данного исследования позволяют сделать выводы: 1. Сегодня очевидно, что профессиональность и интеллект современного специалиста сервисной службы должны подкрепляться его личностными качествами, в число которых входят духовность и социокультурность, предполагающие здоровое национальное сознание и самосознание, межэтническую, межконфессиональную толерантность, знание языков и основ культуры народов, проживающих в Отечестве. Мы определили это комплекс качеств как "этнокультурный потенциал" личности - способность личности к восприятию, освоению, осмыслению, передаче, сохранению и обогащению национальных культурных ценностей как родного, так и других народов, умению использовать эти ценности в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности;

Анализ педагогической, психологической, философской литературы, социологических исследований по проблеме исследования подтвердил актуальность проблемы формирования личности будущего специалиста и его этнокультурного потенциала. Различные подходы к решению проблемы намечены и успешно реализуются в разных уголках нашей многонациональной страны. В то же время, общемировые тенденции глобализации, модернизации, интернационализации не отвергают, а, наоборот, придают особое внимание воспитанию человека в русле уважения, понимания, знания национальных языков и культур. Понимая эти процессы, отечественные ученые и практики, работающие в средней профессиональной школе, все больше внимания уделяют интеграции национальных культурных • ценностей в учебно-воспитательный процесс, предъявляя повышенные требования к подготовке профессионала и формированию его личностных качеств, способного работать в специфических условиях региона. Этот процесс требует корректировки содержания общего, профессионального образования, воспитательной деятельности в соответствии с народной педагогикой, профессиональными, бытовыми, сервисными и другими традициями.

2. Процесс интеграции педагогического процесса и основ национальной культуры - процесс непростой, связанный со спецификой содержания общего и профессионального образования. Поэтому важна методика, в соответствие с которой педагог может использовать национальные культурные ценности при проектировании нового содержания общего, профессионального образования, воспитательной деятельности. Так, в качестве критериев отбора мы выбрали историческую достоверность (факта, события, продукта материальной или духовной культуры), актуальность в современной жизни, связь с личным жизненным опытом учащихся или преподавателя, значимость в культуре народа, учет специфики учебных предметов и производственного обучения, эмоционально-ценностное содержание. Процесс интеграции может идти в различных видах (упоминание, иллюстрация, ссылка и т.д.). Деятельность педагогического коллектива и диссертанта в должности заместителя директора по национальному образованию и воспитанию подтвердили правильность выбора нашей методики для конкретного профессионального учебного заведения. Можно предположить, что они будут действенны и в других профессиональных учебных заведениях сервисной службы.

3. В проведенном исследовании осуществлен комплексный подход к всестороннему рассмотрению проблемы, в том числе, созданию теоретико-прикладной модели их интеграции в учебно-воспитательный процесс средней профессиональной школы и экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих реализовать эту модель.

Модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс была апробирована в ходе подготовки специалистов службы сервиса, в частности, торговли и общественного питания. Процесс интеграции был непрерывным, осуществлялся в системе воспитательных воздействий не только в учебной и профессиональной подготовке, но и во внеучебной воспитательной деятельности. Можно рассматривать предложенную модель как механизм формирования и развития личности учащегося - будущего специалиста сервисной службы.

4. Основными педагогическими условиями реализации модели интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы как механизма формирования личности будущего работника сервисной службы мы определили: а) проектирование содержания образования путем интеграции ценностей национальных культур в общую и профессиональную подготовку, б) организация педагогического процесса с использованием ценностей национальных культур, в) создание социокультурного пространства учебного заведения, способствующего формированию этнокультурного потенциала личности каждого учащегося и естественности его проявления.

Анализ реализации модели показал, что:

- наиболее эффективными являются деятельность - учебная, профессиональная, воспитательная, которая представляет собой циклы, направления, способствующие формированию и развитию этнокультурного потенциала личности будущего специалиста;

- необходимо включать в учебно-воспитательный процесс комплекс мероприятий, основанных на проверенных временем традициях национальных культур, способных в определенной мере нейтрализовать влияние негативных и опасных явлений жизни на учащихся;

- необходимо постоянно повышать профессиональный уровень педагогического коллектива на основе традиций народной педагогики и национальных культур.

Проведенное исследование не может претендовать на решение всего комплекса проблем, связанных формированием личности будущего специалиста сервисной службы. Нуждаются в специальном глубоком изучении проблемы преемственности в формировании этнокультурных знаний, умений, навыков на всех ступенях профессионального образования, взаимовлияния социокультурных пространств города и учебного заведения на развитие этнокультурного потенциала личности специалиста сервисной службы и другие. Это говорит о необходимости продолжения исследований в данном направлении.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Габдуллина, Лейла Батухановна, 2003 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.-М.,1980.-301 с.

2. Акарцева H.H. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика.-№ 1 .-С.81 -86.

3. Акимов Б.Г. и др. Культурология. Краткий терминологический словарь/ Под ред. И.Кафели С.-Пб.,1994.- 24 с.

4. Алишев Б.С. Психология формирования демократической культуры студентов ССУЗ.- Казань, ИСПО РАО,2001.-244 с.

5. Алишев С.Х. Мы стали сельским народом.//Восточный экспресс.2001.-12-18.10.

6. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М., Педагогика-Пресс, 1993.-168 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

8. Андреев В.И. Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера.-М.,1995.-278 с.

9. Анисимов П.Ф., Коломенская А.Л. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы // Регионология.-1998.-№ 1-С.89-95

10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.-М.,Мысль, 1988.-253 с.

11. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности.- М., 1982.- 273 с.

12. Арнольдов А.И. Настоящее и будущее культур^ утраты, поиски, обретения.-М.,МГИК,1992.

13. З.Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие.- М.,1989.

14. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности.- М., Мысль, 1974.-218 с.

15. Архипова М.П., Волович Л.А., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии в интеграции гуманитарной и профессиональной подговки студентов ипрофессиональной школы гуманитарного профиля.- Казань, ИСССО РАО,1997.- 55 С.-С.8.

16. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.-М.:Изд-во МГУ, 1990.

17. Ахметзянова Г.Ф., Музафарова Л.Б., Нохрина И.Г. Взаимодействие представителей разных национальностей в ходе учебного процесса // Профессиональное образование.- Казань,2000.- № 2,- С.34-39.

18. Байдавлетов Р.И. Современное производство требует профессионалов // Профессиональное образование.- 2000.-№ 4.- СЛ.

19. Батурина Г. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания-М.,2000.-№ 3-С. 106-107.

20. Батыршина А. Развитие торговли в Казанской губернии в первой половине 19 века // Наука и школа.- Набережные Челны,2000 — № 3- С.44-50.

21. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии. // Народное образование.-1994.-№ 4-С.4-9.

22. Беляева А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования,- СПб.,1995.- 63 с.

23. Бенуа А.Н. Художественные письма: 1930 1936. //Последние новости. Париж. - М. Галарт, 1997.-69 с.

24. Бердяев H.A. Российская идея (О России и русской философской культуре).-М.,1990.- 54 с.

25. Бердяев H.A. Философия Свободы. Смысл творчества.-М.,1989.

26. Беспалько В.П. Педагогическое обеспечение Государственного стандарта образования. Выпуск 1.- М.,1994.

27. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия //Советская педагогика,-1991.-№ 9.-С. 123-128.

28. Боголюбова Е.В. Культура и общество. М.,1978.- 281 с.

29. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики // Педагогика.- 1998.- № 7,- С.82 87.

30. Большой экономический словарь/ под ред. А.Н.Азрилияна.-М., Институт новой экономики, 1997.- 2-е изд., Доп. и перераб.- 261 с.31 .Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика.-1995.-№4.- С.29-36.

31. Брожик В. Марксистская теория оценки. М.,Прогресс, 1982 - 261 с.

32. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.-М.:Наука,1983.-С.88-143.

33. Буева Л.П. Духовная культура личности в современном образовании //Современные проблемы культурологического образования.- 1993.-С.58-65.

34. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.-Л., 1978.-86 с.

35. Валеев Ф.Т.Домилов H.A. Татары Западной Сибири: история и культура.-Культура народов России.,т.2.- Новосибирск, Наука, 1996.- 224 с.

36. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики.- М., Педагогика, 1983,- 144 с.

37. Вебер М. Избранные произведения: Пер.с нем. М.,1990.-268 с.

38. Вербицкий A.A. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы.-Жуковский,2000.

39. Власов В.М. Профессиональное образование важнейший приоритет региона // Профессиональное образование.-Казань,1999.-№ 11.-С.4-5.

40. Возрождение народов Российской федерации и формирование национальных система образования. Вып. 1-3.-М., 1992-1993.

41. Волков Г.Н. Национальное и общечеловеческое в содержании образования. Научные труды ГНИИ семьи и воспитания.-М., ГНИИ, 1999.-С.24-25.

42. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры //Советская педагогика,- 1989,- № 7,- С. 19-28.

43. Волков Г.Н. Педагогическое сознание средневекового купца //Педагогика.1998.-№ 1.-С.114-115.

44. Волков Г.Н. Этнопедагогика. / Под ред. чл.- корр. АПН СССР, проф. И.Т.Огородникова.- Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1974.-376 с.

45. Волович Л.А, Мухаметзянова Г.В. Национальный компонент образовательных стандартов в специальной школе Казань, 1997.- С.4.

46. Волович Л.А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе Казань, ИСПО РАО, 1999.-56 с.

47. Вулфсон Б.Л., Малкова З.А. Сравнительная педагогика. М., Издательство Институт практической психологии, Воронеж, НПО "МОДЭК",1996.- 94 с.

48. Выготский Л.С.История развития высших психических функций//Собр.соч.в 6-ти т.,Т.З.-М.:Педагогика, 1983 .-С.5-328.

49. Габдуллин Г.Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань, 1990.167 с.51 .Гавриловен К.В. Воспитание человечности. Минск, Народная света, 1995.

50. Гайнетдинов Г.Халык педагогикасы атналыгы.// Мэгариф,1993. №3 - с. 21

51. Гайфуллин В.Г. Образование в Татарстане. Проблемы и перспективы // Народное образование.-1995.- №7.- С.78-82.

52. Галямова З.Г. Воспитываю любовь к родному краю // Профессиональное образование,- 2000.-№ 4.- С. 15.

53. Гасанов 3. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнациональных отношений // Педагогика.- 1996.- № 6 С.51-52.

54. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнациональных отношений в многонациональной регионе//Педагогика. 1994.-№ 5.- С.11-15.

55. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика.-2001.- № 4.-С.24-26

56. Гаспаров М.Л. Нужно ли формировать понятия индивидуальности. //Одиссей. Человек в истории .1990.-М.,1990. С.21.

57. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры,- Ростов-на-Дону, 1992.- 156 с.

58. Грамши А. Избранные произведения. Т.З, 1959. - 43 с.

59. Даутов Т.М. Личность как социологическая проблема.- Алма-ата, 1987.-211с.

60. Демин В.В. Проблемы теории личности.- М.,1987.- 181 с.

61. Джуринский А.Н. Школа Франции: пора перемен:уч.пособие (для студентов высших пед.уч.зав.).-М.:Изд-во УРАО, 1998.-80 с.

62. Джуринский А.Н. Японское чудо: мифы и реальность. Школьное образование и воспитание в Японии :учебное пособие для студентов пед.вузов.-М.:Изд-во УРАО, 1998.-64 с.

63. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности в марксистской философии.- М., Политиздат, 1967.-351 с.

64. Закон об образовании Российской федерации. 1996 ст.9, п.2

65. Закон РФ основы законодательства РФ о культуре. М., Мин-во культуры РФ,1992.- С.З.

66. Ибрагимов Г.И. Программа и методика экспериментальной работы по концентрированному обучению в средней профессиональной школе.-Казань-ИССО РАО.- 1997.- 60 с.

67. Иконникова С.Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания. Л., 1988.-с.62.7 5. Исае в М.И. Нация и язык.-ВИ,1968.-№ 2.-С.106.

68. Кадакин В.В. Формирование новой концепции воспитания // Профессиональное образование. 2000.- № 12. - С. 15-16.

69. Казакина M.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности.-Л.: 1983.-81 с.

70. Калинин А.Чем крепки крепости // Шанс.- 2002.-№ 1.- С.2.

71. Кирсанов В.В. Государственная политика в сфере досуга. Сущность. Структура. Неиспользованные возможности.//Российская культура глазами молодого ученого.- СПб., 1993.- С.78

72. Кларина JI. Диалог с Корчаком // Народное образование.-1995.-№ 2.- С.20.

73. Коган М.С. Человеческая деятельность .-М.:Искусство,1974.-С.82.

74. Коган J1.H., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. -Свердловск, УНЦ АН СССР, 1972,- С.58

75. Коменский Я. А. Великая дидактика. // Избранные педагогические сочинения. М.,1955.

76. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.-М., 1984.-335 с. -С.54-55.

77. Кон И.С. Открытие "Я",- М., 1987.-367 с.

78. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования.- 2002.- № 6.- 40 с.

79. Костенко И. Стратегическая задача российского образования и политизированная педагогика//Aima mater.- 1997.- № 7- с. 14.

80. Крайнова Э. Региональные образовательные программы: подходы к разработке // Народное образование.-1995.- № 2.- С.5.

81. Краткий словарь по философии под ред. Блацберга И.В., Пантина И.К.- М., Политиздат, 1979.- 410 с.

82. Ксенополь А.Д. Познание ценности в истории.-Киев, 1912.-52 с.

83. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа, Китап, 1997.-128 с.

84. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика,- 1999.- № 6.- С.3-11.

85. Культура и перестройка. Нормы. Ценности. Идеалы / Под ред. И.К.Кучмаева. M., 1990. -154 с.

86. Культура межнационального общения // Советская педагогика.-1991.- №3.- С.37

87. Культурология. Краткий терминологический словарь. (Б.Г.Акимов и др.) под ред.И.Ф.Кафели С.-Пб.Балтийский техн.унив-т,1994.- 24 с.

88. Кульчинский Г. Безъязыкая гласность // Век XX и мир.- 1990.-№9.-С.44-47.

89. Лейбович А.Н. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования.- М., Высшая школа, 1996.

90. Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики.-М.:Изд-во МГУ, 1981.

91. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М., Прометей, Юрайт,1998.-464 с.

92. Лушников И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании //Педагогика, 2000,- № 10,- С.21-25.

93. Макаренко A.C. О воспитании молодежи.-М., 1951.

94. Макарцева H.H. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика, 1998.- № 1.- С.81-86.

95. Максимов Ю.Г. К вопросу об изучении этнопедагогики / Народная педагогика основа воспитания. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции.- Казань, 1993.- С.43.

96. Малыгина И.В. Проблемы взаимодействия культуры национального самосознания: Автореф.дис.канд.филос.наук-М., 1993.- 16 с.

97. Маркарян Э.С. Место и роль исследования культуры в современном обществознании // Вопросы философии,-1970.- № 5.- С. 110-111.

98. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч., Т.З.- С.36.

99. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т.42,- М., Политиздат, 1957-1966 гг.-265 с.

100. Материалы по образовательной системе Саха-Якутия //Профессиональное образование.-Казань, 1999.-№ 10.

101. Махмутов М.И. Как мыслим так и живем (о понятиях интеллект и менталитет) // Профессиональное образование.-1996.- №2.

102. Махмутов М.И. Долг сыновний, долг гражданский // Народное образование,-1989,-№ 9.-С. 122-129.

103. Молодежь и духовность,- Томск, 1996.- С.55-57.

104. Мосолов В.А. О современной идеологии воспитания // Профессиональное образование.-Казань, 1999.-№ 10.-С.22-23.

105. Мочалов И.И. Вернадский В.И. человек и мыслитель.-М.,Наука.- 1970.

106. Мухаметзянова Г.В. Проблема создания национальных систем образования //Тезисы международной научно-практической конференции "Национальное образование: опыт организации, проблемы, результаты исследования."-Казань, 1994.-С.39-41.

107. На пути к региональной программе. Материалы круглого стола // Народное образование,-1995.-№ 5-С.64.

108. Назарова Т.С. Педагогическая технология: новый этап эволюции? // Педагогика,- 1997,- № 3,- С.20-27.

109. Национальная школа: Концепция и технология развития (доклады и материалы международной конференции.Якутск,1993) /Под ред. Жиркова Е.П.- М.: Просвещение, 1993.-320 с.

110. Нигматов З.Г.Религия и нравственность // Тезисы международной научно-практической конференции "Национальное образование: опыт организации, проблемы и результаты исследования".-Казань, 1994.-С.75-80.

111. Никандров Н.Д. Российская национальная идея и воспитание // Смольный университет,- 1999.-№ 1.- С. 1,4.

112. Николаев J1.B. Личность и общество.-М., 1986.- 124 с.

113. Новиков A.M. Проектирование педагогических систем // Специалист,-1998.-№4,- С.23-28.

114. Новиков A.M. Профессиональное образование России (Перспективы развития) М., ИЦП НПО РАО, 1997.124. Новицкий В. Огонь очажного костра // Народное образование.-1995.-№ 1.1. С.95.

115. Нохрина И. Г. и др. Межнациональное взаимодействие участников педагогического процесса. (Результаты исследования в учебных заведениях профтехобразования) // Наука и школа.- Набережные Челны, 2000.- № 3.-С.17-21.

116. Общение за "круглым столом" в Гжели //Профессиональное образование.-Казань,2000.-№ 2.-С.74-90.

117. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся.-Казань, 1997 с.

118. Осовский Е.Г. Профессиональное образование:термин и понятие // Профессиональное образование.-2000.-№ 2,- с.5-6.

119. Открытое образование стратегия XXI века для России./под ред. Филлипова В.М. и Тихомирова В.П.- М., 2000.- 19 с.

120. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (с древнейших времен до конца 17 века) Отв. ред. Днепров Е.Д. - Педагогика, 1989.-26 с.

121. Панова Л.Г. Инновационные образовательные технологии в условиях профессионального лицея // Профессиональное образование,- Казань, 1999.-№ 10,- С.20-21.

122. Педагогические размышления: национальное воспитание // Опыты православной педагогики.- М.,1993.- 179 с.

123. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие.- М., Высшая школа, 1981.-175 с.

124. Поташник М. Между Бештау и Эльбрусом // Народное образование -1996.- №9.- С.62.

125. Принципы гуманизма основа народной педагогики.Тезисы докладов 3-й международной научно-практической конференции "В будущее, сохраняя народные педагогические традиции", ч. 1,2, Казань, 1996.

126. Проблемы нравственного формирования личности (отв. Ред Д.И.Чесноков) (Материалы научно- теоретической конференции). М.: изд. МГУ, 1967.-56 с.

127. Проблемы повышения качества профессионального образования на основе Государственного стандарта. Материалы всероссийских педагогических чтений. /Под ред.И.П.Смирнова/.- Саратов- М.,1994.-С.14-15.

128. Психологический словарь /под ред. Петровского A.B., Ярошевского М.Г. -М., Политиздат.-1993.

129. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцев Е.Б. Современный экономический словарь М., Инфра-М.,1997.-С.156.

130. Региональная система непрерывного образования и воспитания молодого поколения художественного промысла " Гжель" //Специалист -1996.-№8- С. 15

131. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.- СПб.-Образование.1911.-196 с.

132. Рожнова П. Семья в народных традициях //Воспитание школьников.-№ 5,1998.- С.29-32.

133. Сибирская М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. Учебное пособие. СПб., 1995.- С.79.

134. Скальская A.A. Реализация национально-регионального компонента образования // Профессиональное образование.- Казань,2000.- № 3.-С.52.

135. Слимов Ю.В. Духовное общение как культурная ценность // Общество и современность: вопросы мировоззрения, экономики, культуры.-Казань,1993.-С.50-54.

136. Словарь по этике.- М., Изд-во политической литературы, 1984.-285 с.

137. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1980,- с.1481.

138. Соколов Э.В. Культура и личность. М.: Наука, 1972.- с.95.

139. Сорокин П.А.Система социологии.В 2-х т.-М.: Наука, 1993.

140. Столович JI.H. Жизнь творчество - человек. Функции художественной деятельности. - М., Политическая литература, 1995. - 415 с.

141. Сухомлинский В.А. Избр. произв. в 5 томах Киев, 1979.

142. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе//Педагогика.- 1999.-С.30-35.

143. Тихонова Л.П., Багавиева Г.М. Этнокультурное содержание исторической подготовки студента ССУЗа

144. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика, 1999.- № 8.- С.3-11.

145. Толковый словарь русского языка /под ред. Д.Н.Ушакова-М., 1940.- 1103с.

146. Тоффлер О. Столкновение с будущим // Иностранная литература, 1982.-№ 3,- 290 с.

147. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., Ленинградский университет, 1960.-55 с.

148. Тыхеев В.А. Модель непрерывного профессионального образования. //Образование. Бизнес. Сибирь.- 1996,- №3.-С.22-24.

149. Тюнников ю.С., Хасанова Г.Ф., Курамшин И.Я. и др. национальное самосознание: сущность и принципы формирования.-Казань, 1994.-24 с.

150. Уледов А.К. Духовная жизнь общества.- М., 1980.- 38 с.

151. Уразман Р. Татар халкынын йолалары Ьэм бэйрэмнэре.- Казань, 1992.-23с.

152. Ушинский К.Д. Собрание соч.т. 12.-М., 1952

153. Федоров И.С. Экологическое образование насущная необходимость // Профессиональное образование.- Казань, 1999.- № 11.- С. 18-19.

154. Философский словарь /под ред. Фролова Н. Изд.4.- М., Политическая литература, 1980.- С.407.

155. Философский энциклопедический словарь /под ред. Ильичева Л.Ф. и др. -М., Сов.энцикл., 1983.- 839 е.- С.293.

156. Франкл В. Человек в поисках смысла / Ред. Л.Я.Гозмана, Д.А.Леонтьева-М., Прогресс, 1990.-366 с.

157. Хайруллин Р. Учебники нового поколения // Педагогика, 1994.- №4-СЛ 12-115.

158. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки.- Казань:татар.кн.изд-во, 1989.-222 с.

159. Хамитов И.М. Семейные традиции в воспитании детей // Наука и школа, Казань, Таткнигоиздат, 1996.- с.

160. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань: Татакнигоиздат, 1967.-232 с.

161. Харисов Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса.- Автореф. докт.пед.наук.-Казань,1999.- 42 с.

162. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. // Автореф.докт.пед.наук.- Казань,2002.- С.28.

163. Хасанова Г.Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности.- Казань, Магариф, 1999.-192 с.

164. Хлебникова В.Е. Динамика образовательных ценностей.- Калининград, Изд-во Калин.университета,1994,- № 8.- С.77-82.

165. Цаллагова З.Б. Этнопедагогика: первый учебник и первая программа спецкурса // Педагогика, 2000.- № 6.- С.98-101.

166. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности,- Тбилиси, 1984,-134 с.

167. Чапыгина И.В. Проблема взаимодействия культуры и национального самосознания: Автореф.канд.филос.наук МГИК- М., 1993.-16 с.

168. Шакуров Р.Х. Теоретические проблемы исследования ценностей // Профессиональное образование. Казанский пед.журнал,- 1998.-№ 1.- С.3-18.

169. Шакуров Р.Х., Дырин С.П., Чичаева И.И. Ценностные ориентации студентов вузов (на примере управленческих специальностей).- Набережные Челны, Издательство Института управления, 1998.-108 с.

170. Шаров К.Н. Этнопедагогическая подготовка будущего учителя // Профессиональное образование, 1999.-№ 10.-С.26-28.

171. Шепотин А.Р. Современные педагогические технологии основа повышения качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование, 1998.- № 2,- С. 32-38.

172. Щепотин А.Ф. Важнейшее условие повышения качества подготовки специалистов в современных условиях // Среднее образование, 1999.- № 7.-С.2-6.

173. Щуркова Н. Воспитание как вхождение ребенка в культуру// Воспитание школьников, 1998.- № 5,- С.2-8.

174. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т./ Под ред. С.Я.Батышева.-М., АПО. 1998.-568 с.

175. Ягафарова Р.Х. Проектирование содержания татарско-русского и русско-татарского двуязычия студентов педагогических колледжей распублики Татарстан: Автореф.канд. пед.наук.- Казань, 1997.- 28 с.

176. Якубов 3. Педагогическая мудрость народа // Народное образование, 1995.-№ 2,- 85 с.

177. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования.-М.,1986.

178. Evans, Robert The Human Side of School Change Jossey-Bass Publishers, San Fransisco.- 1996.- 317 p.

179. Peoples J., Bailey G. "Humanity" an itroduktion to cultural anthropology.3rd ed.St.Paul (Mn),N.Y,L.A,S.F.,1994,488 p. .p.354.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.