Национальная государственность горских народов Северного Кавказа: 1917-1920 годы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Месхидзе, Джульетта Изаувовна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 190
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Месхидзе, Джульетта Изаувовна
Введение.
Глава I. От Союза объединенных горцев Северного Кавказа к независимой Горской Республике.
1.1. Предпосылки национальной государственности горцев
Северного Кавказа.
1.2. Союз Объединенных Горцев Северного Кавказа.
1.3. Независимая Демократическая Республика Горцев
Северного Кавказа.г.
Глава II. Северный Кавказ в системе общероссийских связей.
ПЛ. Терская Народная Республика.
11.2. Белая армия и судьба Горской Республики.
11.3. Северо-Кавказский Эмират.
Глава III. Национальная государственность горцев Северного
Кавказа в контексте общекавказской и международной политики.
III. 1. Особенности установления советской государственности на Северо-Восточном Кавказе.
111.2. «Кавказская политика» Антанты.
111.3. Об идее объединенного Кавказа.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Нажмуддин Гоцинский и общественно-политическая борьба в Дагестане в первой четверти XX века2008 год, доктор исторических наук Доного, Хаджи Мурад
Политика России на Северном Кавказе в первой четверти XIX в.2004 год, доктор исторических наук Гапуров, Шахрудин Айдиевич
Назрановский (Ингушский) округ: этапы образования, становления и развития(1905-1921гг.) : 1905-1921 гг.2006 год, кандидат исторических наук Угурчиева, Хава Хажбикаровна
Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в национальных районах Северного Кавказа в освещении советской историографии (1918-1978 гг.)1984 год, доктор исторических наук Малиев, Н.Д.
Национальная политика России и проблемы межнациональных отношений на Северном Кавказе: исторический опыт: 1906-1921 гг.2004 год, кандидат исторических наук Афаунов, Артур Ауесович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная государственность горских народов Северного Кавказа: 1917-1920 годы»
Постановка проблемы. К числу наиболее острых проблем, вставших перед российским обществом после Февральской революции 1917 года, принадлежала проблема децентрализации. Разногласия в выборе ее формы - автономии, федерации или местного самоуправления -оказались не столь существенными, как в выборе основы разделения. Перспектива формы российской государственности зависела, в первую очередь, от решения национального вопроса. Некоторые политики предупреждали, что децентрализация по национальному признаку - это «огромная опасность, на которую нельзя закрывать глаз, опасность колоссальная - крушение русской революции и русской республики под ударами разгоревшихся национальных страстей», что она «ведет к разрушению национального единства и образованию союза национальных, самостоятельных суверенных государств и приводит в безвыходный тупик».1 Наряду с таким видением исторической перспективы, существовали и иные точки зрения.
На Северном Кавказе события 1917-1920-х годов происходили в исключительно сложных условиях, преломляясь через призму не только социально-экономических, этнополитических и культурно-религиозных особенностей региона, но и всей истории развития российско-кавказского взаимодействия. Их переплет усложнялся и общей обстановкой в мире: противоречиями между европейскими державами, столкновениями их интересов на Ближнем Востоке, мировой войной и - как ее результат -крушением политического и социального строя ряда государств, V послевоенным переустройством мира, изменениями в системе международных взаимоотношений.
1 Кокошкин Ф.Ф. Автономия и федерация. - Пг., 1917. С. 18.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью объективного, комплексного анализа проблем политической истории Северного Кавказа 17-20-х годов XX века, с учетом религиозного фактора и в контексте международной политики. Обращение к теме имеет немаловажное научное и познавательное значение, поскольку социально- и религиозно-политические процессы в регионе рассматриваемого периода остаются недостаточно освещенными в научной литературе.
Попытка кавказских народов добиться национальной независимости повторилась в начале 90-х годов XX века: после распада Советского Союза, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете / РСФСР и международно-правовыми актами. В этой связи можно согласиться со следующим утверждением: «Выстроить шкалу национальных приоритетов и тем самым определить общие контуры национальной идеи помогает история, изучение реакции общества на те или иные внутренние и внешние "вызовы" времени, с которыми нашим предкам приходилось сталкиваться в прошлом. Выявленная повторяемость их (реакций) характеристик свидетельствует о закрепленных в национальном сознании стереотипах поведения и национальной специфике, об исторических устремлениях и исторической мечте народа, равно как и о заложенных в нем возможностях их реализации».2
Теоретическое обобщение и объективный научный анализ исторического опыта народов Северного Кавказа периода 17-20-х годов XX века представляет собой важный аспект в понимании ряда современных проблем в сфере национальных и федеративных отношений, а также существующих противоречий и конфликтов.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней, опираясь на публикации предыдущих исследователей, на
2 Иванов С.М., Мельниченко Б.Н. Предисловие // История России: Россия и Восток / Сост. Ю.А. Сандулов. - СПб.: «Лексикон», 2002. С. 4. документальные материалы - и введенные ранее в научный оборот, и малоизвестные, - последовательно рассмотрены процессы формирования, развития и функционирования таких социально-политических феноменов, как Союз Объединенных Горцев Северного Кавказа, Терская Народная Республика, Независимая Демократическая Республика Горцев Северного Кавказа, Северо-Кавказский Эмират. Кроме того, выявлены причины неудач как в попытках образования народами Северного Кавказа единого государственного объединения, так и в поисках обретения ими независимости. Особое внимание уделяется роли религиозного фактора в политических событиях, идее Кавказской Конфедерации, вопросам международной политики вокруг Кавказа.
Хронологические рамки исследования охватывают период от Февральской революции 1917 года до провозглашения Дагестанской и Горской АССР (законодательно закреплено Декретом ВЦИК РСФСР 20 января 1921 года). Для более полного раскрытия темы привлечены некоторые материалы, связанные с политической историей региона предшествовавшего 1917 году периода, и с событиями, последовавшими за включением Северного Кавказа в состав советской России, вплоть до настоящего времени.
Территориальные рамки исследования обусловлены спецификой избранной темы и охватывают как Северный, так и Южный Кавказ -Армению, Азербайджан, Грузию. Большее внимание уделено событиям, происходившим на территории Ингушетии, Чечни и Дагестана: это объясняется тем обстоятельством, что именно там особое значение играл религиозный фактор, именно там концентрировались военно-политические силы всего Северного Кавказа, стремящиеся к независимости, а сопротивление установлению советской власти носило наиболее ожесточенный и продолжительный характер.
Основная цель работы - историко-теоретическое исследование социально-политических процессов на Северном Кавказе периода от Февральской революции 1917 года до провозглашения Дагестанской и Горской АССР, с учетом всего доступного для автора объема документальных, исследовательских и публицистических материалов, их отражающих.
Настоящая работа не охватывает всего круга имеющихся проблем, ее доминирующими задачами являются:
- воссоздать последовательную цепь событий в регионе;
- показать роль ислама в процессах государствообразования на Северном Кавказе;
- выявить причины создания Союза Объединенных Горцев Северного Кавказа, Терской Народной Республики, Независимой Демократической Республики Горцев Северного Кавказа, СевероКавказского Эмирата;
- изучить внутреннюю и внешнюю политику данных национально-государственных образований;
- определить причины падения (или перехода в другое качество) каждого из них;
- проследить роль международного фактора в развитии политических процессов в регионе.
Методологическую базу диссертационной работы составляет принцип научного историзма, включающий в себя объективный анализ всей совокупности источников и имеющейся литературы, а также выявленных фактов, конкретной исторической ситуации, генезиса событий и их последствий в рамках рационально-логического способа осмысления действительности.
Историография проблемы. Анализируя политические события на Северном Кавказе периода 1917-1920-х годов, следует помнить, как писал
М.А. Магомедов, «о главном: победа, в конечном счете, досталась большевикам. Они получили не только право на уникальный в своей драматичности более чем семидесятилетний эксперимент, но и на монополию на историческое освещение прошлого».3 Вплоть до конца XX века в отечественной историографии господствовала теория, согласно которой национально-государственное строительство в крае начиналось с провозглашения Терской Народной Республики и установления советской власти.
Тема национальной государственности горских народов Северного Кавказа периода 1917-1920 годов остается до сих пор недостаточно изученной. И это несмотря на то, что звучать в печати - и в периодических изданиях, и в отдельных публикациях - она стала с начала 20-х годов XX века, то есть сразу по следам событий. Более того, интерес к ней с тех пор уже не прекращался. Вопрос состоит лишь в том, насколько глубоко и объективно была представлена проблема в целом, насколько затушевывались, искажались или вовсе умалчивались её отдельные аспекты. До последнего времени, как заметил В.Д. Дзидзоев, «сложнейшие общественно-политические и межнациональные процессы, которые происходили в 1917-1920 гг. на Северном Кавказе, ученые-исследователи сводили к противостоянию двух политических сил - "революционеров" и "контрреволюционеров", "большевиков" и "меньшевиков", "красных" и "белых", забывая о том, что существовала еще одна, третья политическая сила, одинаково отвергаемая и "красными", и "белыми". Это организаторы и руководители Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Горской Республики, истории которых даже поверхностно до сих пор не исследованы».4
3 Магомедов М.А. О некоторых особенностях Октябрьской революции и Гражданской войны на Северном Кавказе//Отечественная история. 1997. № 6. С. 89.
4 Дзидзоев В.Д. От Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горской АССР (19171924 гг.) (Начальный этап национально-государственного строительства народов Северного Кавказа в XX веке). - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003. С. 15.
На разработку проблематики истории Февральской и Октябрьской революций, гражданской войны на Северном Кавказе оказало направление, сформулированное учеными Москвы и Петрограда. Так, в 1922 году Научная ассоциация востоковедения СССР выступила с инициативой изучить и обобщить исторический опыт развития национальных окраин России. В издаваемом этой организацией журнале «Новый Восток» кавказским проблемам отводилось значительное место. Именно на его страницах была опубликована статья Н. Самурского «Гражданская война в Дагестане».5 Согласно данным, в течение второго десятилетия XX века вышло в свет более 70 статей и брошюр, посвященных социально-политическим процессам на Тереке и в Дагестане.6
Огромный фактический материал, собранный очевидцами и участниками тех событий - А. Тахо-Годи, Н. Самурским, X. Ошаевым, С. Такоевым и другими, - может служить достоверным источником при т изучении разных сторон жизни края. Особое место в историографии занимают мемуары представителей Горского правительства, видных политических и военных деятелей - Г. Бамматова, П. Коцева, В.-Г. Джабагиева, Н. Жордания, 3. Авалишвили, А. Авторханова, П.А. Половцова и др. Опубликованные на разных языках и в разные годы, они долгое время оставались недоступными широкому кругу отечественных специалистов, являясь лишь мишенью для критики «буржуазной фальсификации истории социалистической революции на Северном
3 Самурский (Эфендиев) Н. Гражданская война в Дагестане (Из воспоминаний) // Новый Восток. 1923. №
3. С. 231-240.
6 Малиев Н.Д. Советская историография Октябрьской социалистической революции и гражданской войны на Тереке (1918-1978 гг.). Автореф. дисс. на соик. уч. ст. д. и. н. -М., 1981. С. 16.
7 Самурский Н. Дагестан. - М.-Л., 1925; Ошаев X. Очерк начала революционного движения в Чечне. -Грозный, 1927; Тахо-Годи А. Революция и контрреволюция в Дагестане. - Махачкала, 1927; Янчевский H.JI. Гражданская война на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону, 1927; ГатуевДз. Империя Узун-Хаджи // Революционный Восток. 1928. № 4-5. С. 264-301; Ратгаузер Я.А. К истории гражданской войны на Тереке.-Баку, 1928 и др. л
Кавказе». Включенные в повествование мелкие подробности и детали конкретных событий, штрихи к портретам лидеров различных движений и суждения об их действиях позволяют более рельефно представить все обстоятельства, сопутствовавшие принятию тех или иных решений и определившие ход истории.
Формы самоопределения горских народов, социально-экономические программы политических партий, «революция» и «контрреволюция», военное противоборство «белых» и «красных» на территории Северного Кавказа, положение местного населения - вот тот широкий круг вопросов, освещавшихся в 20-е годы прошлого века. Причем авторы тех лет не упрощали сложной и противоречивой картины происходящего, и в частности, как справедливо отметил М.А. Магомедов, роль национально-религиозного фактора в событиях.9 Эти публикации в немалой степени послужили толчком к позднейшим историческим исследованиям.
Среди работ 30-х годов XX века непосредственный интерес для рассматриваемой темы представляют работы И. Борисенко и Н. Буркина.10 Они продолжали анализировать события, связанные с революцией и гражданской войной, но в поле их зрения - уже исключительно советская государственность. Оценка деятельности Горского правительства постепенно утрачивала объективный характер. А вскоре о нем и вовсе «забывают», поскольку во главу угла советской историографии ставился вопрос об отношении различных социальных слоев общества к господствовавшему в СССР государственному строю.
В последующий период основные тенденции менялись медленно, и целостная картина национальной государственности горцев не являлась
8 Магомедов М.А. Горцы Северного Кавказа и социалистическая революция. - Махачкала, 1980. С. 3.
9 Магомедов М.А. О некоторых особенностях Октябрьской революции и Гражданской войны. С. 81.
10 Борисенко И. Советские республики на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону, 1927; Он же. Авантюристы в гражданской войне. - Ростов-на-Дону, 1930; Буркин Н. Октябрьская революция и гражданская война в горских областях Северного Кавказа. - Ростов-на-Дону, 1933. объектом исторических исследований. Определенное влияние на разработку данной тематики оказали XX съезд КПСС, открывший новую страницу развития советской исторической науки, и мероприятия, приуроченные к празднованию юбилея Октябрьской революции. В 50-60-е годы XX века вышли в свет документальные сборники по отдельным республикам Кавказа, мемуары и воспоминания участников гражданской войны, монографии. Так, в 1958 году был выпущен сборник документов и материалов «Борьба за установление Советской власти», включавший не публиковавшиеся ранее архивные данные центральных и местных органов Временного правительства, правительства Горской республики и национальных учреждений. В 1962 году появилась «хроника» важнейших событий в Дагестане 1917-1921 годов.11 Ее автор - Г.А. Аликберов - на основе архивных документов, воспоминаний современников, периодической печати не только составил хронологию известных событий, уточнив датировку некоторых из них, но и выявил новые примечательные даты.
Хотя тема национальной государственности периода Февральской революции - гражданской войны и не находилась под запретом, авторы конца 50-80-х годов были не свободны от политических пристрастий, делали акцент на истории революционного движения, умалчивая многие исторические факты, отчего событийное полотно страдало пробелами и односторонностью. Тем не менее в научный оборот был включен обширный материал. Среди прочих исследований хотелось бы выделить монографию Н.П. Эмирова «Из истории военной интервенции и гражданской войны в Дагестане».12 При том, что в качестве главных автор выдвигал задачи показать «реакционную сущность панисламизма и буржуазного национализма» и дать научный анализ «банкротства плана
11 Аликберов Г.А. Революция и гражданская война в Дагестане. Хроника важнейших событий 1917-1921 гг.-Махачкала, 1962.
12 Эмиров Н.П. Из истории военной интервенции и гражданской войны в Дагестане. - Махачкала, 1972.
Кавказской конфедерации», сведения, выявленные им в архивохранилищах Осетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ростова-на-Дону, представляют значительный интерес для исторических изысканий в масштабах всего Кавказского региона. В 1980 году в Махачкале прошла региональная научная сессия «Гражданская война на Северном Кавказе». Круг тем, затронутых в ее рамках, и интерпретация событий нашли отображение в сборнике материалов сессии.13
Отмечая высокий уровень работ, посвященных истории отдельных республик Северного Кавказа, Ш.М. Магомедов указывал, что «в целях выявления наиболее общих закономерностей и специфических особенностей» следует «стараться воссоздать более целостную картину всего революционного процесса в регионе».14 Как отклик на данное замечание можно рассматривать вышедшую в 1988 году коллективную монографию ученых Кабардино-Балкарии, обобщивших всю отечественную историческую литературу по проблемам революции и гражданской войны.15
С конца 80-х годов XX века внимание к событиям 1917 года возросло в связи с обсуждением проблем альтернативного пути общественного развития России. В докладе М.С. Горбачева, посвященном 70-летию Октябрьской революции, впервые прозвучала ее нетрадиционная оценка, чем фактически были сняты идеологические запреты на раскрытие и интерпретацию темы. Рубеж 1980-х - 1990-х годов был временем, когда «исторические события, исторические лица, которые в течение десятков лет либо замалчивались, либо представали в искаженном виде, сначала
13 Гражданская война на Северном Кавказе. Материалы региональной научной сессии. 23-24 декабрь 1980 г.-Махачкала, 1982.
14 Магомедов Ш.М. Северный Кавказ в трёх революциях. - М.,1986.С.10.
13 Гугов Р.Х., Козлов А.И., Этенко JI.A. Вопросы историографии Великого Октября на Дону и Северном Кавказе.-Нальчик, 1988. осторожно, потом все более смело становились предметом свободного исторического освещения».16
Новый подход к осмыслению истории кавказских народов 1917-1920 годов был сделан 1-й научно-практической региональной конференцией,
1 7 состоявшейся в Махачкале в мае 1992 года. Вряд ли будет преувеличением сказать, что именно тогда проблема приобрела научный статус. Трудно переоценить и значимость выпущенного в 1994 году сборника «Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана 1 б
1917-1918 гг.), Горская республика (1918-1920 гг.)». Большая часть вошедших в него документов из центральных и местных архивов, рукописных фондов ранее не была опубликована. Включенные в сборник материалы периодической печати, таких как «Азербайджан», «Вестник
Горской Республики», «Вольный горец», «Горская правда», «Жизнь национальностей» и т. д., также представляют интерес и дают более широкую панораму общественно-политической жизни того периода.
Проблемы, связанные со становлением советской национальной государственности, опыт социально-экономической истории Горской
АССР, как и причины ее быстрого распада, обстоятельно и глубоко проанализированы в книге А.Х. Даудова.19
Исследованию комплекса вопросов, сопряженных с созданием и функционированием Союза Объединенных Горцев Северного Кавказа и независимой Горской Республики, посвящена диссертационная работа
И.С. Гусейновой.20 В ней, с привлечением новых архивных материалов и
16 Сахаров А.Н. Новая политизация истории или научный плюрализм? Рубеж 90-х гг. (О некоторых тенденциях в мировой историографии истории России в XX в.) // Сахаров А.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация. - М.: [ИРИ РАН], 2004. С. 676.
17 История горских народов Кавказа (1917-1920 гг.) и независимая Горская республика 11 мая 1918 г. Сборник материалов 1-й научно-практической конференции. 18-19 мая 1992 г.-Махачкала, 1992.
18 Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.), Горская республика (19181920 гг.). Документы и материалы. - Махачкала, 1994. .
19 Даудов А.Х. Горская АССР (1921-1924 гг.). Очерки социально-политической истории. - СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 1997.
20 Гусейнова КС. Горская Республика: зарождение, становление и причины падения (1917-1920 гг.). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. - Махачкала, 2003. документальных публикаций, прослежена тенденция к образованию федеративного государства на Северном Кавказе, дана оценка деятельности лидеров горской интеллигенции. Автор рассматривает образование Союза Горцев как очередную, после Имамата Шамиля, попытку создания объединенной государственности.
Монография В.Д. Дзидзоева «От Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горской АССР (1917-1924 гг.)», изданная в 2003 году во Владикавказе, стала первым целостным исследованием данного хронологического пласта и таких национально-государственных образований, как Союз Горцев, независимая Республика Горцев и советская автономия в форме Горской Республики. Заслугой автора является и то, что он проводит параллели между историческими особенностями развития народов Северного Кавказа в первой четверти XX века и политическими процессами, межнациональными и федеративными отношениями в регионе конца XX - начала XXI веков.
Следует отметить, что личностному фактору в общественно-политической жизни рассматриваемого периода историками до сих пор уделяется недостаточно внимания. Так, личность Наджмутдина Гоцинского - одного из видных религиозно-политических деятелей, о котором писали как о «главном враге Советской власти и трудящихся», «лжеимаме», «главаре банд», «барановоде», «злодее, погубившим массу народа», - стала предметом объективного обсуждения лишь в 2005 году, на страницах журнала «Вопросы истории» в статье Х.-М. Доного.21
Объявление независимости Чеченской Республики, война 1994-1996 годов, последовавшие за перемирием события: введение в правовую систему законов шариата, идеологическое обоснование создания имамата на территории Чечни и Дагестана, а вслед за тем - начавшаяся в 1999 году «антитеррористическая операция», на фоне которой звучали призывы
21 Доного Х.М. Нажмудцин Гоцинский // Вопросы истории. 2005. № 6. С. 34-57. лидеров антироссийского военно-политического движения к созданию Северо-Кавказского Халифата, а также их связи с исламскими радикальными движениями - все это усилило интерес к истории российско-кавказских отношений, к проблемам политической истории Северного Кавказа, к истории ислама на Кавказе и его «вписанности» в историю «российского ислама» и мусульманского мира в целом со стороны как отечественных, так и зарубежных ученых.
Насколько возрос в последнее время интерес к рассматриваемой теме, с одной стороны, а с другой - насколько неточными бывают «экскурсы» в исторические перипетии Северного Кавказа, видно, например, из статьи историка-востоковеда Р.Г. Ланды «Мусульманский мир и первая мировая война». «Одним из результатов февраля 1917 г. явился "парад суверенитетов" в мусульманских регионах. В мае 1917 г. имам Узун Гаджи (в свое время сосланный в Сибирь за пропаганду мюридизма и агитацию против власти царя) провозгласил создание Северокавказского эмирата», - пишет автор статьи. И далее: «Наджмутдин и Узун Гаджи установили через Саид-бея (внука Шамиля) прямую связь с младотурками и создали в мае 1917 года Союз объединенных горцев, потребовавший учредить "исламское государство". В августе 1917 г.
22 См., например: Бобровников В.О. Дагестан // ИЭС1 / Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. (СПбФ ИВ РАН). - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. С. 30-33; Месхидзе Д.И. Чечено-Ингушетия // Там же. С. 105-108; Узденов Т.А. Карачай // Там же. С. 42-44; Аликберов А.К. Северный Кавказ // ИЭСЗ, 2001. С. 89-95; Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака 'ию> (XI—XII вв.) - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003. С. 686-697; Бабич И.Л. Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии: перспективы и последствия. - М., 2003; Исхаков С.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 - лето 1918 г.). - М., 2004; Матвеев В.А. Российская идентичность мусульман Северного Кавказа в условиях геополитических вызовов начала XX в. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион Общественные науки. 2005. № 2. С. 31-37; Meskhidze J. Die Rolle des Islams beim Kampf urn die staatliche EigenstSndichkeit Tschetscheniens und Inguschetiens 1917-1925 // Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th Centries. Vol. 2. Inter-Regional and Inter-Ethnic Relations / Ed. by KOgelgen von A., Kemper M., Frank A.J. - Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 1998. S. 457-481.
23 См., например: Bennigsen Broxup M. The last Ghazavaf. The 1920-1921 Uprising // The North Caucasus Barrier. The Russian Advance towards the Muslim World / Ed. G.M. Bennigsen Broxup. - London, 1992. P. 112-145; Halbach U. Von Mansur zu Dudaev? Widerstandstraditionen der nordkaukasischen Bergvolker // Halbach U. und Kappeler A. (Hg.). Krisenherd Kaukasus. - Baden-Baden, 1995. S. 196-215; Gammer M. The
Наджмутдин был провозглашен имамом Чечни и Дагестана при поддержке суфийского шейха Али Митаева и его шести тысяч чеченских и ингушских вооруженных сторонников. С ними соперничал председатель Чеченского национального совета Ахметхан Мутушев, опиравшийся на суфийскую группировку Кунта-Хаджи. Борьба Наджмутдина и Мутушева не дала возможности туркам эффективно влиять на положение на Северном Кавказе».24 Подобные искажения фактов ни в коей мере не раскрывают внутренней логики происходивших процессов и расстановки сил, но лишь вносят большую путаницу в понимание сложной картины социально-политической и этнорелигиозной жизни края.
В отдельных политологических исследованиях и работах публицистической направленности, внимание которых, как правило, сфокусировано на узловых проблемах современного Северного Кавказа: процессах исламского возрождения в постперестроечный период, радикализации исламских движений, вопросах религиозно-политического экстремизма и т.д., авторы считают своим долгом обратиться к событиям 17-20-х годов XX века. Так, к историческим сюжетам обращается философ-политолог К.С. Гаджиев в книге «Геополитика Кавказа». По его мнению, создание в 1918 году Горской Республики «явилось одной из немногих попыток преодоления региональной разобщенности, вражды и взаимного противостояния путем объединения кавказских народов, их интеграции в рамках единого государства».25
В качестве примеров можно привести также книги Дж. Гакаева «Очерки политической истории Чечни» (параграфы «Чечня в огне революции и гражданской войны» и «Геноцид вайнахов сталинским режимом») и арабиста-исламоведа А. Малашенко «Исламские ориентиры
Lone Wolf and the Bear: Three Centuries of Chechen defiance of Russian rule. - London: C. Hurst & Co. (Publishers) Ltd., 2005.
24 Ланда P.Г. Мусульманский мир и первая мировая война // Восток (Orient). 2004. № 1. С. 68,69.
25 Гаджиев К. С. Геополитика Кавказа. - М.: Международные отношения, 2001. С. 80.
Северного Кавказа». И если в первой дается краткий обзор событий, то во втором - и их оценка, и характеристика кавказских политиков того времени.
Так, в контексте динамики отношения советской власти к исламу и «ответной реакции мусульман», А. Малашенко утверждает: «Отношение мусульман к большевикам в первые годы после Октябрьской революции было противоречиво. Изначально большинство кавказских народов было склонно поддерживать новую власть, которая обещала им больше прав, позволяла надеяться на перспективу самоопределения». И далее: «В то же время среди местных политиков было немало честолюбцев, полагавших, что в условиях развала империи им удастся создать суверенное кавказское государство, способное стать субъектом международной политики». Обращаясь к деятельности Временного Центрального комитета Союза Объединенных Горцев, А. Малашенко замечает, что «ислам использовали различные политические силы еще до прихода к власти большевиков». Данные рассуждения обнаруживают поверхностное ознакомление автора с историческим материалом, а потому рискуют привести к неверным идеологическим выводам и прогнозам, к неадекватным политическим «рецептам» решения острых проблем сегодняшнего Северного Кавказа.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на вопрос, поднятый В.А. Тишковым: «Вообще, возможен ли в рамках отечественной обществоведческой традиции взгляд на современность с полезным привлечением материалов истории или мы обречены полагать, что современность - это не более чем плохо осознаваемая нами реализация прошлого или же своего рода кара за его игнорирование или незнание?»29
26 Гакаев Дж. Очерки политической истории Чечни (XX в.). В двух частях. - М.: Чеченский культурный центр, 1997; Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. -М.: «Гендальф», 2001.
27 Малашенко А. Исламские ориентиры. С. 38.
28 Там же.
29 Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). -М.: Наука, 2001. С. 61.
И хотя методологическая позиция В.А. Тишкова исходит из того, что исторический и этнический факторы не лежат в основе конфликтов на территории постсоветского пространства, включая Чечню и Северный Кавказ в целом, - прежде всего, это «современные конфликты современных участников (акторов) социального пространства и по поводу современных проблем и устремлений» - ученый «отдает должное истории как мощному объяснительному и мобилизационному ресурсу».30
Изучение исторического опыта не утратило научно-практической значимости в наши дни. Материалы исследования, его основные положения и результаты могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории Северного Кавказа, послужить основой будущих научных исследований, а также могут найти применение при подготовке общих и специальных лекционных курсов в вузовском образовании.
30 Там же.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Революционные комитеты в борьбе за установление и упрочение Советской власти в национальных районах Северного Кавказа1982 год, доктор исторических наук Исрапилов, Абид Курбан-Магомедович
Россия и Северо-Восточный Кавказ в 20-50 гг. XIX века.: Проблемы и опыт взаимоотношений в период народно-освободительного движения горцев против царизма2004 год, доктор исторических наук Шигабудинов, Джамалудин Магомедович
Восстание в Западном Дагестане в 1920-1921 гг.2007 год, кандидат исторических наук Гусейнов, Гаджи Магомедкамилович
Национально-государственное строительство на Северном Кавказе в 20-30 гг. XX в.2000 год, кандидат исторических наук Потоков, Назим Нурбиевич
Борьба крестьянства национальных районов Северного Кавказа за землю накануне и в ходе Октябрьской революции1984 год, кандидат исторических наук Хубулова, Светлана Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Месхидзе, Джульетта Изаувовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После Февральской революции определились два подхода к пониманию форм самоопределения кавказских народов. Они отражали устремления сторонников демократического развития региона и сторонников теократического государственного устройства.
В марте 1917 года на путь создания национальной государственности встали представители горской интеллигенции, собравшиеся во Владикавказе и решившие созвать съезд народов Северного Кавказа. К тому имелись политические, экономические и исторические предпосылки. Состоявшийся 1-10 мая 1917 года I съезд горских народов Кавказа объявил о создании Союза Объединенных Горцев Кавказа как самоуправляющейся политической единице, руководящим исполнительным органом которого стал Временный Центральный Комитет во главе с чеченским нефтепромышленником Абдул Меджидом (Тапой) Чермоевым. Были разработаны и приняты проекты Конституции, реформ земского самоуправления, местного суда, народного образования и т.д. В аграрной программе провозглашалось право собственности горского населения на землю, леса и воды, подчеркивалось, что земля должна принадлежать «трудящемуся населению». Для обеспечения безземельных и малоземельных горцев предполагалась передача им свободных казенных земель Крестьянского поземельного банка в пределах Северного Кавказа. Окончательное же разрешение земельного вопроса откладывалось до созыва Учредительного собрания. Съезд постановил учредить шариатские суды, ввел должность муфтия.
Главная задача Союза Горцев сводилась к созданию на Северном Кавказе национально-территориальной автономии в составе Российской Федеративной Демократической Республики, провозглашение которой должно было произойти на Всероссийском Учредительном собрании. За период своего существования (май-ноябрь 1917 года) Союз Объединенных Горцев выполнял функции законодательного и исполнительного органа на территории Терской, Дагестанской и Кубанской областей, Ставропольской и Черноморской губерний, Закатальского округа Азербайджана и Абхазии (примкнула к Союзу Горцев в сентябре).
Представители мусульманских священнослужителей Чечни и Дагестана направляли свои усилия на восстановление Северо-Кавказского имамата и провозглашение имамом Наджмутдина Гоцинского. Об этом было открыто заявлено 19 августа (2 сентября) 1917 года на Андийском съезде. Тем не менее делегаты II съезда горских народов выступили против установления на Северном Кавказе шариатского правления, выразив приверженность светскому государству. Кандидатура Наджмутдина Гоцинского единодушно была поддержана, но в звании не имама, а муфтия.
После того, как в октябре 1917 года Временное правительство пало и к власти пришли большевики, позиция кавказских народов стала изменяться в сторону обособления от России. Восприняв провозглашенный «Декларацией прав народов России» ключевой принцип национальной политики СНК - право нации на самоопределение, -северокавказские идеологи демократического направления поставили своей целью отстоять самостоятельную государственность. 15 ноября 1917 года ЦК Союза Объединенных Горцев Северного Кавказа объявил о преобразовании ЦК в правительство, а Союза - в Республику Союза Горцев со столицей во Владикавказе. Первейшими задачами республики декларировались устроение государства на демократических началах, обеспечение его полной независимости и ограждение Северного Кавказа от гражданской войны, разгоравшейся в России.
Предпосылки для включения «кавказского вопроса» в сферу международных отношений объективно сложились в ходе Первой мировой войны, изменившей геостратегическую обстановку в регионе. В апреле 1918 года Горское правительство выступило с обращением к Турции, Германии и ряду стран Европы с просьбой о признании. 11 мая 1918 года на Батумской конференции была провозглашена «Декларация об объявлении независимости Демократической Республики Горцев Северного Кавказа и Дагестана (Горской Республики)». Перед Горской Республикой встали проблемы, типичные для государств, появившихся после развала империй: формирование новой структуры власти и оформление внешних границ. Тогда же началась дипломатическая работа по вопросу признания республики на международной арене.
13 мая 1918 года Горское правительство направило правительству РСФСР Ноту о создании Горской Республики и ее отделении от России. Советское правительство отказалось признать независимость Северного Кавказа, после чего Абдул Маджид Чермоев - глава Горского правительства - обратился за помощью к Турции. В конце мая турецкий генерал Юсуф Изет Паша был назначен командующим войсками Горской Республики. 8 июня 1918 года Турция официально признала СевероКавказское государство, что было зафиксировано подписанием дружественного договора. В июне-июле 1918 года, в соответствии с договором Горской Республики и Турции, на территорию Дагестана были введены турецкие войска.
Терская Народная Республика, провозглашенная II съездом народов Терека в марте 1918 года, стала попыткой превращения буржуазно-демократической автономии в социалистическую. Она была противопоставлена не только Горской, но и Закавказской республикам, которые преследовали общую цель - создание Кавказской Конфедерации.
Политика большевистской партии на Северном Кавказе - пример того, как умело она манипулировала общественным сознанием и конкретно решала проблему привлечения на свою сторону народов, отличающихся глубокой религиозностью и консерватизмом. Идеология позволяла большевикам занимать политически разумную позицию: они видели свою задачу в создании нового социалистического мира, и временные уступки (включая временную лояльность в отношении мусульманских священнослужителей, пользовавшихся уважением местного населения) не имели для них принципиального значения. Рассчитывавшие превратить территорию Кавказа в плацдарм наступления войск в поддержку мировой революции, провозглашение национальной автономии было призвано предотвратить прямую конфронтацию с национальным движением. Когда к октябрю 1918 года советская власть находилась на грани разгрома, деятели Терской Республики стали искать компромисса с представителями правительства Горской Республики в Тифлисе. В силу неприемлемых для обеих сторон условий, переговорный процесс зашел в тупик.
В феврале 1919 года на территорию Северного Кавказа вступила Добровольческая армия. Ставивший целью воссоздание «великой и неделимой России», главнокомандующий Вооруженными силами Юга России А.И. Деникин не только отказался признать Горское правительство, но и предоставление какой бы то ни было автономии народам Кавказа не входило в его планы. Воевавший против большевиков, среди определенной части местного населения он смог найти сторонников. Однако желание горцев устроить государственную жизнь по собственному разумению А.И. Деникин истолковал как «национальный большевизм», искоренить который считал своей задачей, чем позже вызвал разочарование первоначально сочувствовавших ему кавказцев. В значительной степени это определило и конечное поражение Белой армии.
Международная обстановка для всего Кавказа в 1919-1920 годах определялась преимущественно «русским вопросом», то есть исходом гражданской войны в России. На дипломатической арене кавказские республики действовали совместно (особую позицию занимала Армения). После ухода военных сил Великобритании с территории Кавказа, туда должны были вступить итальянские войска, но Ф.С. Нитти, сменивший в июле 1919 года главу правительства В.Э. Орландо, отказался от договоренностей и плана интервенции. Затем американское правительство тормозило решение проблемы о мандате (к концу 1919 года она уже потеряла свою актуальность). Страны Антанты, поддерживая экономически и политически Добровольческую армию, по отношению к Горскому правительству вели двусмысленную политику.
Затянувшееся рассмотрение вопроса о признании независимости демократической Горской Республики на Парижской конференции стало определяющим мотивом для провозглашения в сентябре 1919 года СевероКавказского Эмирата во главе с шейхом Узун Хаджи и резиденцией в чеченском селении Ведено. Осторожность политики большевиков по отношению к Узун Хаджи, их показное внимание к религиозным чувствам горцев, позволили заключить временный военный союз с СевероКавказским Эмиратом против Деникинской армией.
Такая «гибкая» политика прекратилась вскоре после того, как советская власть была провозглашена 24 марта 1920 года в Грозном, а затем, 28 апреля 1920 года, в Баку. Выходом к нефтяным месторождениям Московское правительство чрезвычайно усилило свои позиции в глазах Антанты, а следовательно - и в коммерческих переговорах, особенно с Великобританией. Это обусловливалось тем обстоятельством, что позиции стран Антанты и США в отношении признания независимости кавказских республик характеризовались, главным образом, их заинтересованностью в природных ресурсах и транспортных коммуникациях региона. Дипломатическая миссия Горской Республики не была допущена на Парижскую конференцию и, в отличие от республик Южного Кавказа, Северо-Кавказская республика не была признана даже de facto.
Настойчивая и целенаправленная работа большевиков по дискредитации Горской Республики достигла цели: государственность горцев была уничтожена. Декретами ВЦИК от 20 января 1921 года были законодательно закреплены советские автономные национальные образования - Дагестанская и Горская АССР в составе РСФСР. Стратегическая задача Горской АССР сводилась к тому, чтобы любой ценой вернуть в состав России горцев, провозгласивших 11 мая 1918 года о создании Независимой Демократической Республики Горцев Северного Кавказа, а в сентябре 1919 года - о создании Северо-Кавказского Эмирата.
Тем не менее процесс втягивания кавказцев в большевистскую идеологию, а Северного Кавказа - в советское государство сталкивалось с серьезными трудностями. Антисоветское восстание 1920-1921 годов затруднило установление советской власти на горных территориях Ингушетии, Чечни и Дагестана. Подавление организованного в военном отношении сопротивления произошло в период с 25 августа по 11 сентября 1925 года: тогда в результате спецоперации силами ОГПУ и частями Красной армии было арестовано около трехсот повстанцев, в том числе тридцать девять лидеров, среди них - имам Наджмутдин Гоцинский.
Вряд ли можно согласиться с мнением о том, что Горское правительство не представляло реальной силы и сошло со сцены, не находя поддержки большинства народов Северного Кавказа. Анализ событий, фактов и документов позволяет сделать следующие выводы о причинах неудачи попыток создания независимого Северо-Кавказского государства.
1. Большевики, признавшие национальное самоопределение ключевым принципом своей национальной политики, отказали горцам Северного Кавказа в праве создания Независимой Демократической Горской Республики, хотя признали новые государства Польши, Финляндии, Прибалтики, Закавказья.
2. Молодая республика не имела достаточных военных, экономических, финансовых средств, чтобы противостоять Добровольческой армии А.И. Деникина, не признавшего ни статуса автономии горцев в составе России, ни их самостоятельности вне рамок Российского государства.
3. Горская Республика не дождалась реальной поддержки со стороны западных государств, входивших в Антанту, несмотря на их заверения в оказании всяческой помощи в укреплении независимой государственности.
4. Ошибки и упущения руководства Горской Республики, как во внутренней, так и во внешней политике.
Один из идеологов объединенного Кавказа Зураб Авалишвили писал: «История человечества порою принимает формы сумасшедшей пляски. За внешними бредовыми формами, за быстрым мельканием событий важно видеть основные темы, постоянно возвращающиеся прочные нити. Стремление народов к свободе, к творческому независимому существованию в таинственном единении национальных коллективов и есть одна из таких тем, одна из мнимо лишь прерывающихся нитей».289 Возвращение к нереализованным идеям Горской Республики и Кавказской Конфедерации произошло на рубеже 80-90-х годов XX века. Тогда кавказоцентристские тенденции проявились в формировании и деятельности Ассамблеи горских народов Кавказа (АГНК), преобразованной позже в Конфедерацию горских народов Кавказа (КГНК), а затем - в Конфедерацию горских народов (КГН), и Международного Форума Кавказский Дом.
Одной из своих целей руководители организации провозгласили восстановление суверенной государственности Северного Кавказа. Судя
289 Авалов 3. Независимость Грузии в международной политике 1918-1921 гг. - New-York, 1982 (репринт с парижского издания 1924 г.). С. XIV-XV. по публикациям, Конфедерация горских народов представляла собой реально действовавшее государственное образование со своим президентом, парламентом, вооруженными силами и другими атрибутами. По словам Президента КГНК Муссы Шанибова, являвшегося параллельно председателем Конгресса кабардинского народа, Конфедерация создавалась для того, чтобы помешать процессам «стравливания» кавказских народов с целью их уничтожения, «высвобождению жизненного пространства на Кавказе и нанесению удара по целостности и стабильности России».290 Однако руководство Конфедерации не обладало средствами контроля над развитием событий, смогло допустить развитие военных действий (грузино-абхазской, осетино-ингушской, чеченской войн) и оказалось неспособным повлиять на их прекращение.
Во всяком случае, вопрос о том, имеет ли перспективу «Кавказская идея» или идея единого Кавказа, вновь был поставлен открыто. Ответы на него давались зачастую противоположные. Так, согласно К.С. Гаджиеву, деятельность лидеров «стала ударом по Конфедерации, консолидации горцев в единое государство в качестве альтернативы российской государственности», единое же Северо-Кавказское государство - «плод досадного недоразумения», а установки на его создание имеют право на существование лишь «в качестве идеала», к которому стремились бы все проживающие там народы». Другой точки зрения придерживается А.В. Кухианидзе: по его мнению, «осуществление Кавказской идеи (или кавказской региональной демократии) может начаться, потому что таковы
292 мировые тенденции к регионализации и демократизации».
Исходя из исследованного в диссертационной работе материала, автор приходит к следующим основным выводам:
290 Шанибов М. Меня называют предателем (интервью корреспондента газеты «Смена» Вл. Чертанова) // Смена. 29 марта 1995 г. № 70 (21057). С. 3.
291 ГаджиевКС. Геополитика Кавказа. -M.: Международные отношения, 2001. С. 83.
292 Кухианидзе А.В. Кавказоцентристская концепция демократии // Научная мысль Кавказа. 1995. № 4. С. 70.
1. При всей кратковременности существования таких социально-политических феноменов как Союз Объединенных Горцев Северного Кавказа, Независимая Демократическая Республика Горцев Северного Кавказа и Северо-Кавказский Эмират, они не были «фикцией»: опыт самостоятельной государственности народов Северного Кавказа является фактом истории.
2. Народы Северного Кавказа предприняли попытку обретения независимости в качестве теократического государства - СевероКавказского Эмирата в тот момент, когда стало очевидным, что на Парижской мирной конференции признание демократической Горской Республики со стороны стран Антанты и США затягивается.
3. На протяжении всего периода 1917-1925 годов очевидна тенденция к созданию общего Кавказского государства на федеративных / конфедеративных началах, поскольку, несмотря на политическую разделенность, регион представлял собой единую экосоциокультурную целостность, и события, происходившие на одной стороне Кавказского хребта, неизбежно резонировали на другой.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Месхидзе, Джульетта Изаувовна, 2006 год
1. Борьба за победу Советской власти в Грузии. Документы и материалы (1917-1921 гг.) / Сост.: С.Д. Бериадзе, A.M. Иовидзе и др. Тбилиси, 1958.
2. Борьба за Советскую власть в Северной Осетии (1917-1920 гг.). Сб. документов и материалов / Сост.: B.C. Гальцев, А.К. Джанаев и др. -Орджоникидзе, 1972.
3. Борьба за Советскую власть в Чечено-Ингушетии (1917-1920 гг.). Сб. документов и материалов / Сост.: В.П. Киреев, Л.Ф. Мануйленко. -Грозный, 1958.
4. Борьба за установление и упрочение Советской власти в Дагестане в 1917-1921 гг. Сб. документов материалов / Редколл.: Г.-А.Д. Даниялов (отв. ред.) и др. Махачкала, 1958.
5. Внешняя политика контрреволюционных «правительств» в начале 1919 г. (Из документов парижского «посольства») // Красный архив. Т. 6 (37). 1929.
6. Внешняя политика СССР. Сб. документов. Т. 1 (1917-1920 гг.). М., 1944.
7. Горская контрреволюция и интервенты // Красный архив. Т. 1 (68). 1935.
8. Декларация генерала Деникина по вероисповедальному вопросу. -Издание Киевского Гарнизонного пункта Особой Части при Штабе Главнокомандующего Вооруженными силами на юге России, 1919.
9. Декреты Советской власти: В 13т./ Ред. комисс.: Г.Д. Обичкин, С.Н. Валки др. Т.1.25 окт. 1917-16 марта 1918.-М., 1957.
10. Демократическое правительство Грузии и английское командование. -Тбилиси, 1928.
11. Документы международных отношений (1917-1945 гг.) / Сост. И.А. Ахтамзян. М.: МГИМО, 1999.
12. За власть Советов в Кабарде и Балкарии. Документы и материалы по истории борьбы за Советскую власть и образования Кабардино-Балкарской автономной области (1917-1922 гг.) / Сост.: Д.В. Шабаев, Л.Б. Татарокова и др. Нальчик, 1957.
13. Из истории гражданской войны в СССР. Сб. документов и материалов. 1918-1922: В 3 т. / Ред. колл.: Г.А. Белов и др. М., 1961.
14. Ключников Ю., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. 2. От империалистической войны до снятия блокады с Советской России. М., 1926.
15. Пипия Г.В. Политика Германии в Закавказье в 1918 г. Сб. документов. -Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1971.
16. Резолюции Всероссийского Мусульманского съезда, состоявшегося в Москве 1-11 мая 1917 г. -Пг., 1917.
17. Союз Объединенных Горцев Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.). Горская Республика (1918-1920 гг.). Документы и материалы. -Махачкала, 1994.
18. Съезды народов Терека. Сб. документов и материалов: В 2 т. / Сост.: Х.Х. Бекузаров и др. Орджоникидзе, 1978.
19. Церцвадзе К, Бахтадзе М. Грузия и единый Кавказ (архивные документы 1918-1921 гг.). Тбилиси, 2000 (на грузинском языке).
20. Речи, публицистика и трудыгосударственных, политических и военных деятелей
21. Х.Авалов (Авалишвили) 3. Независимость Грузии в международной политике 1918-1921 гг. Нью-Йорк, 1982 (репринт с парижского издания 1924 г.).
22. Александр Иванович Гучков рассказывает. М., 1993.3 .Бамматов Г. Панисламизм и русское мусульманство // В мире мусульманства. 1911. № 19.
23. Баммат Г. Кавказ и русская революция. Исторический обзор (опубликовано в Париже в 1929 г.) // Наш Дагестан. 1994. № 172/173.
24. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. 4, 5. Вооруженные силы Юга России. Берлин: Медный всадник, 1925.
25. Джабаги В.-Г. Революция и гражданская война на Северном Кавказе // Наш Дагестан. 1994. № 167/168.
26. Джабагиев В.-Г. Борьба Северного Кавказа за свободу // Свободный Кавказ. 1951. № 1.
27. Джабагиев В.-Г. К истории провозглашения независимости Республики Северного Кавказа // Свободный Кавказ. 1953. № 5.
28. ЖорданияН. Итоги.-Париж, 1928.
29. Коцев П. Свобода не дается без жертв. Из истории Горской Республики // Наш Дагестан. 1994. № 172/173.
30. Ленин о Доне и Северном Кавказе. Сб. документов. Изд. 2-е, дополн. -Ростов-на-Дону, 1969.
31. Ллойд Джордж Д. Европейский хаос. -М.,-Л., 1924.
32. Милюков П.Н. Россия на переломе. Париж, 1927.
33. Никольсон Г. Как делался мир в 1919 году / Пер. с англ. под ред. проф. И.С. Звавича. Вступ. ст. и общ. ред. И.М. Майского. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во политической литературы, 1945.
34. Нитти Ф. Европа без мира. Пг.,-М., 1923.
35. Орджоникидзе Г.К. Избранные статьи и речи о борьбе трудящихся Чечено-Ингушетии за Советскую власть в период иностранной военной интервенции и гражданской войны / Сост. и предисловие А.Г. Цветкова. -Грозный, 1962.
36. Расул-заде М.Э. О пантуранизме. В связи с кавказской проблемой / Пред. Ноя Жордания. Париж, 1930.
37. Родзянко М.В. Крушение империи. Нью-Йорк, 1986.
38. Сталин И.В. Положение на Кавказе. Беседа с сотрудником газеты «Правда» // Правда. 1920. 30 ноября.
39. Сталин ИВ. Сочинения: В 4 т. Т.4. Ноябрь 1917-1920. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1954.
40. Цалыккаты А. Борьба за волю гор // Эхо Кавказа. 1992. № 2.
41. Шаханов Б. Избранная публицистика / Предисловие, сост., комм. Т.Ш. Биттировой. Нальчик: Эльбрус, 1990.
42. Шерипов А. Статьи и речи. Сб. 3-е изд., испр. и доп. / Сост. Е.П. Киреев, М.Н. Музаев. Грозный, 1990.1. Мемуары и дневники
43. Авторханов А. Мемуары. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1983.
44. Бутаев К. Борьба горцев за революцию (беглые очерки и воспоминания). Владикавказ, 1922.
45. Бутбай М. Воспоминания о Кавказе. Записки турецкого разведчика. -Махачкала, 1993.
46. Гречкин КВ. Воспоминания о стодневных боях в городе Грозном и о партизанской борьбе в горах Чечни против деникинцев // Известия ЧИ РКМ. Выпуск 9. Грозный, 1957.
47. Джемал-паша. Записки. 1913-1919 гг. / Пер. с английского Б.Т. Руденко с пред. С. Такоева. Тифлис: Изд-во Заккрайкома РКП (б), 1923.
48. Жордания Н. Моя жизнь = My life / Пер. с грузинского Инны Жордания. Stanford (California), 1968.
49. Квинитадзе Г.И. Мои воспоминания в годы независимости Грузии. 1918-1921.-Paris: Ymsa-press, 1985.
50. Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте. М., 1996.
51. Микоян А.И. Из воспоминаний // Юность. 1967. № 3.
52. Микоян А.И. Так было: Размышления о минувшем М.: ВАГРИУС, 1999.
53. Носов А.Ф. Октябрьская революция в Грозном и в горах Чечено-Ингушетии (К истории Чечено-Ингушетии). 1917-1920. Воспоминания. -Грозный, 1961.
54. Половцов П.А. Дни затмения (Записки главнокомандующего войсками Петроградского военного округа генерала П.А. Половцова в 1917 году). -М.: ГПИБ, 1999.
55. СавичН.В. Воспоминания. Спб. - Дюссельдорф, 1993.
56. Такоев С. К истории революционного движения на Тереке (по личным воспоминаниям) // Известия ОНИИК. Вып. 2. Владикавказ, 1926.
57. ШкуроА.Г. Записки белого партизана. М.: ЭНИО-ИНТУ, 1991.1 в.Шкуро А.Г. (Шкура А.Г.). Записки белого партизана (генерала А. Шкуро) / Вступ. ст. Ю. Зюзина. Краснодар: РИА «Сполох», 1996.1. Литература
58. Абазатов М.А. Из истории гражданской войны в Чечено-Ингушетии. -Грозный, 1962.
59. Абазатов М.А. Борьба трудящихся Чечено-Ингушетии за Советскую власть (1917-1920 годы). Грозный, 1969.
60. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX века. Махачкала, 1987.
61. Абдулова Е.А. Партия во главе национально-государственного строительства народов Северного Кавказа (1917-1937 гг.). Ростов-на-Дону, 1984.
62. Аветисян Г. К вопросу о «Кавказском доме» и пантюркистских устремлениях // Этнические и региональные конфликты в Евразии. Кн. 1. Центральная Азия и Кавказ / Общ. ред. А. Малашенко, Б. Коппитерс, Д. Тренин. М.: Весь мир, 1997.
63. Авторханов А. Революция и контрреволюция в Чечне. Из истории гражданской войны в Терской области. Краткие очерки. Грозный: Чеченское национальное издательство, 1933.
64. Аликберов А.К. Северный Кавказ // ИЭС. Вып. 3 / Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров (СПбФ ИВ РАН). М.: Восточная литература, 2001.
65. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия "Райхан ал-хака'ик" (XI-XII вв.). -М.: Восточная литература, 2003.
66. Аликберов Г.А. Революция и гражданская война в Дагестане. Хроника важнейших событий. 1917-1921 гг. Махачкала, 1962.
67. Амалатбек. От патриархальной семьи к атеистической // Революция и горец. 1929. №7-8 (9-10).
68. Аптекарь П. Война без края и конца // Родина. 2000. № 1-2.
69. Апухтин В. Материалы о гражданской войне в Чечне в 1919 г. // Новый Восток. 1925. №8-9.
70. ХЪ.Арский Р. Кавказ и его значение для Советской России. Петроград: ГИЗ, 1921.
71. Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России.-М.: Безбожник, 1931.
72. Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур (Народно-освободительное движение в Чечне и на Северном Кавказе в конце XVIII в.). Грозный, 1991.
73. Бабич И.Л. Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии: перспективы и последствия. М., 2003.
74. П.Бадже Г.Д. Участие горцев Северного Кавказа в мятеже генерала Корнилова // Россия в XX веке: реформы и революции: В 2 т. Т. 1. / Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. М.: Наука, 2002.
75. Больший А. Социально-экономическое состояние Нагорной Чечни // О тех, кого называли абреками. Грозный, 1927.
76. Белое движение на юге России (1917-1920): неизвестные страницы и новые оценки. -М., 1997.
77. Борисенко И. Советские республики на Северном Кавказе. Т. 1. -Ростов-на-Дону, 1927.
78. Борисенко И. Авантюристы в гражданской войне. Ростов-на-Дону, 1930.
79. Буркин Н. Октябрьская революция и гражданская война в горских областях Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 1933.
80. Бурмистрова Т.Ю., Гусакова B.C. Национальный вопрос в программах и тактике политических партий в России. -М., 1976.
81. Бутаев К Политическое и экономическое положение Горской республики. Владикавказ, 1921.
82. Бутаков Я.А. Белое движение на юге России: концепция и практика государственного строительства (конец 1917-начало 1920 г.). -М.: Изд-во Российского университета Дружбы народов, 2000.
83. Вопросы исторической географии Чечено-Ингушетии в дореволюционном прошлом. Грозный, 1984.
84. Гаджиев В.Г. Введение: Об авторе и его книге И Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля / Под ред. В.Г. Гаджиева, Н.Н. Покровского. М.: РОССПЭН, 2000.
85. Гаджиев КС. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2001.31 .Гакаев Дж. Очерки политической истории Чечни (XX в.). В двух частях. -М.: Чеченский культурный центр, 1997.
86. Гатуев Дз. Империя Узун-Хаджи // Революционный Восток. 1928. № 4-5.
87. Герасименко Г.А. Судьба демократической альтернативы в России 1917 года и роль ее лидеров // Вопросы истории. 2005. № 7.
88. Готова 3. А.-Г. Народы Чечено-Ингушетии в борьбе против Деникина // Труды ЧИ НИИ ИЯЛ. Т. 7. Грозный, 1983.
89. Готлиб В.В. Тайная дипломатия во время первой мировой войны. М., 1960.
90. Гражданская война на Северном Кавказе. Материалы региональной научной сессии. 23-24 декабрь 1980 г. Махачкала, 1982.
91. Гугов Р.Х., Козлов А.И., Этенко JI.A. Вопросы историографии Великого Октября на Дону и Северном Кавказе // Отечественная история. 1997. № 6.
92. Гусейнов М. Тюркская демократическая партия федералистов «Мусават» в прошлом и настоящем. Баку, 1927.
93. Гусейнова КС. Горская Республика: зарождение, становление и причины падения (1917-1920 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. Махачкала, 2003.
94. Датиев А.Д. Два течения в горской интеллигенции // В мире мусульманства. 1911. № 30.
95. ДаудовА.Х. Горская АССР. Очерки социально-экономической истории. -СПб., 1997.
96. Джавахишвили Н.Г. Борьба за свободу Кавказа (Из истории военно-политического сотрудничества грузин и северокавказцев в первой половине XX века). Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 2005.
97. Дзидзоев В.Д. От Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горской АССР (1917-1924 гг.). Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. K.JI. Хетагурова, 2003.
98. Дибиров М.-К. История Дагестана в годы революции и гражданской войны. Махачкала, 1997.
99. ДоногоХ.М. Нажмуддин Гоцинский // Вопросы истории. 2005. № 6.
100. Зубачевский В.А. Геополитическая страница истории Гражданской войны. 1918-1919 годы // Отечественная история. 2005. № 5.
101. Из истории взаимоотношений грузинского и осетинского народов (Заключение комиссии по изучению статуса Юго-Осетинской области). -Тбилиси, 1991.
102. Иванов С.М., Мельниченко Б.Н. Предисловие // История России: Россия и Восток / Сост. Ю.А. Сандулов. СПб.: Лексикон, 2002.
103. Исрапилов А. К.-М. Революционные комитеты в борьбе за установление и упрочение Советской власти в национальных районах Северного Кавказа. Махачкала, 1976.
104. История горских народов Кавказа (1917-1920 гг.) и независимая Горская республика 11 мая 1918 г. Сборник материалов 1-й научно-практической конференции. 18-19 мая 1992 г. Махачкала, 1992.
105. История Кубани. XX век: Очерки / Под общ. ред. В.Е. Щетнева. -Краснодар: Перспективы образования, 1998.
106. История национально-государственного строительства в СССР. 19171978. 3-е изд., доп. и перераб.: В 2-х т. / Редколл.: В.П. Щерстобитов (отв. ред.) и др. М., 1979.53 .Исхаков С.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. -лето 1918 г.).-М., 2004.
107. Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в XIX-XX веках. Этностатистическое исследование. СПб.: Рус.-Балт. информ. центр БЛИЦ, 1996.
108. Каратаева М.А. Реакционная идеология мусульманского духовенства Чечено-Ингушетии и борьба с ней с 1920-1931 гг. // Социология, атеизм,религия. Известия ЧИ НИИ ИЯЛ. Т. I. Вып. 1. Научный атеизм. -Грозный, 1972.
109. Касумов А.Х. Из истории атеистического движения на Северном Кавказе (1917-1937 гг.) // Социология, атеизм, религия. Известия ЧИ НИИ ИЯЛ. Т. I. Вып. 1. Научный атеизм. Грозный, 1972.
110. Кашкаев Б. Красная армия в Дагестане. Махачкала, 1964.5%.Кашкаев Б.О. От февраля к Октябрю (национально-освободительное движение в Дагестане). М., 1972.
111. Кенез П. Идеология белого движения // Россия в XX веке. Историки мира спорят. М.: Наука, 1994.
112. Киреев ЕЛ. К вопросу о хищническом хозяйничании иностранных капиталистов в дореволюционной нефтяной промышленности Грозного (1893-1917 гг.) // Известия ГОКМ. Вып. 5. Грозный, 1953.
113. Кокошкин Ф.Ф. Автономия и федерация. Пг., 1917.
114. Колосов JI.H. Чечено-Ингушетия накануне Великого Октября. 1907-1917.-Грозный, 1968.
115. Кониев Ю.И. Автономия народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1973.
116. Коренев Д.З. Революция на Тереке. Орджоникидзе, 1927.
117. Костерш А. 1919-1920. В горах Кавказа. Исторический очерк горского революционного движения. Владикавказ: Гос. изд-во, 1921.
118. Котович Ф.И. Захватническая политика германского империализма на Востоке в 1914-1918 гг. -М., 1947.
119. Кухианидзе А.В. Кавказоцентристская концепция демократии // Научная жизнь Кавказа. 1995. № 4.
120. Панда Р.Г. Мусульманский мир и первая мировая война // Восток (Oriens). 2004. № 1.
121. Магомедов М.А. Горцы Северного Кавказа и социалистическая революция. Махачкала, 1980.71 .Магомедов М.А. О некоторых особенностях Октябрьской революции и гражданской войны на Северном Кавказе // Отечественная история. 1997. №6.
122. Магомедов Ш.М. Северный Кавказ в трех революциях. М., 1986.
123. Магомедов Э.Ш. Нефть и политика Великобритании в Закавказье // Кавказ. Балканы. Передняя Азия: Сборник научных трудов СевероКавказского регионального отделения МНАБ. Вып. 2 (9). Махачкала: Издательский дом «Народы Дагестана», 2004.
124. Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: Гендальф, 2001.
125. Малиев Н.Д. Советская историография Октябрьской социалистической революции и гражданской войны на Тереке (1918-1978 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени д. и. н. М., 1981.
126. Манкиев А.А. Из истории мусульманско-клерикальной мысли в Чечено-Ингушетии // Социология, атеизм, религия. Известия ЧИ НИИ ИЯЛ. Т. I. Вып. 1. Научный атеизм. Грозный, 1972.
127. Мартиросиан Г. История Ингушетии. Орджоникидзе, 1933.
128. Матвеев В А. Российская идентичность мусульман Северного Кавказа в условиях геополитических вызовов начала XX в. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005. № 2.
129. Ментешашвили A.M. Октябрьская революция и национально-освободительное движение в Грузии. Тбилиси, 1987.
130. Ментешашвили A.M. Политическая история Грузии (1917-1921 гг.). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. и. н. Тбилиси, 1991.
131. ЧА.Месхидзе Д.И. Чечено-Ингушетия // ИЭС. Вып. 1 / Сост. и отв. ред.
132. С.М. Прозоров (СПбФ ИВ РАН). -М.: Восточная литература, 1998. 82. Миллер А.Ф. Оттоманская империя (Султанская Турция). М., 1946. 83 .Мнацаканян А. Правая агентура немецко-турецких захватчиков на Кавказе (Канун первой мировой войны). - Ереван, 1948.
133. Мужев КВ. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа (1900-1914). Нальчик, 1965.
134. Мусаясул Х.-Б. Страна последних рыцарей. Махачкала, 1999.
135. Национальная политика России: История и современность. М.: Русский мир, 1997.
136. Национально-государственное строительство Российской Федерации: Северный Кавказ (1917-1941 гг.) / Редколл.: Бугай Н.Ф. и др. Майкоп: Меоты, 1995.
137. Никольсон Г. Как делался мир в 1919г./ Вступ. статья и общ. ред. И.М. Майского. Пер. с англ. под ред. И.С. Звавича. М., 1945.
138. Ошаев X. Очерк начала революционного движения в Чечне. Грозный, 1927.
139. Почешхов Н.А. Гражданская война в Адыгее: причины эскалации (1917-1920 гт.). Майкоп: АГУ, 1998.
140. Россия в 1917 году. Новые подходы и взгляды: Сб. статей. СПб., 1994.
141. Раутгаузер JI. К истории гражданской войны на Тереке. Баку, 1928.
142. Саламов А.А. Не затушевывать социальные противоречия прошлого // Известия ЧИ НИИ ИЯЛ. Т. IV. Вып. 1. Грозный, 1964.
143. Самурский (Эфендиев) Н. Гражданская война в Дагестане (Из воспоминаний) // Новый Восток. 1923. № 3.
144. Самурский (Эфендиев) Н. Гражданская война в Дагестане. -Махачкала: Даггосиздат, 1925.
145. Самурский (Эфендиев) Н. Дагестан. М.-Л., 1925.
146. Сайерс М., Кан А. Тайная война против России. М., 1947.
147. Серков А.И. История русского масонства, 1845-1945 гг. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 1997.
148. Ставровский А. Закавказье после Октября. Взаимоотношения с Турцией в первой половине 1918 года. М.-Л., 1925.
149. Сулаев И. Мусульманское духовенство Дагестана в революции и гражданской войне. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. и. н. Махачкала, 1997.
150. Сулейманов С. Из истории чекистских органов Дагестана. -Махачкала, 2000.
151. Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма // Сочинения: В 12-ти т. / Гл. ред. А.С. Ерусалимский. Т. 5. -М.: Издательство АН СССР, 1958.
152. Тахо-Годи А. Революция и контрреволюция в Дагестане. Махачкала, 1927.
153. Тодорский А. Красная армия в горах. Действия в Дагестане. М., 1925.
154. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). -М.: Международные отношения, 2001.
155. Узденов Т.А. Карачай // ИЭС. Вып. 1 / Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров (СПбФ ИВ РАН). М.: Восточная литература, 1998.
156. Филькин В.И. Северо-Кавказская партийная организация в борьбе за осуществление ленинской национальной политики (1917-1936 годы). -Грозный, 1969.
157. Форлесонг Д.С. Соединенные Штаты, проблема самоопределения наций и борьба против большевиков в Прибалтике. 1918-1920 // Первая мировая война: Пролог XX века. М.: Наука, 1998.
158. Хейр-Хаев (Гойгов А.-Г.). Этапы революции в Ингушетии // Горский вестник. 1924. № 2.
159. Шаипов И. Таштемир Эльдарханов. Грозный, 1960.
160. Шамилев А.И. Религиозные культы чеченцев и ингушей и пути их преодоления. Грозный, 1963.
161. Штейн Б.Н. «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции (1919-1920 гг.).-М., 1949.
162. Эмиров Н.П. Из истории военной интервенции и гражданской войны в Дагестане. Махачкала, 1972.
163. Янчевский H.JI. Гражданская борьба на Северном Кавказе. В 2-х т. -Ростов-на-Дону, 1927.
164. Bennigsen А. (& Boratav P.). Un mouvement populaire au Caucase au XVIIIe siecle La «Guerre Sainte» du sheikh Mansur (1785-1791), page mal connue et controversee des relations Russo-Turques // Cahiers du Monde russe et sovietique. Vol. 5. 1964. № 2.
165. Bennigsen Broxup M. The Last Ghazawat: The 1920-1921 Uprising // The North Caucasus Barrier. The Russian Advance towards the Muslim World / Ed. G.M. Bennigsen Broxup. London, 1992.
166. Erel S. Dagistan ve Dagistanlilar. Istambul, 1961.
167. Gammer M. The Lone Wolf and the Bear: Three Centuries of Chechen defiance of Russian rule. London: C. Hurst & Co. (Publishers) Ltd., 2005.
168. Halbach U. Von Mansur zu Dudaev? Widerstandstraditionen der nordkaukasischen Bergvolker // Halbach U. und Kappeler A. (Hg.). Krisenherd Kaukasus. Baden-Baden, 1995.
169. Meskhidze J. Die Rolle des Islams beim Kampf um die staatliche Eigenstandichkeit Tschetscheniens und Inguschetiens 1917-1925 // Muslim
170. Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th Centries. Vol. 2. Inter-Regional and Inter-Ethnic Relations / Ed. by A. von Kugelgen, M. Kemper, A.J. Frank. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 1998.
171. Meskhidze J. Imam Shaykh Mansur: a few stanzas to a familiar portrait // Central Asian Survey. 2002. Vol. 21. № 3.
172. Petricioli M. L'occupazione italiana del Caucaso: un ingrato sevizio da rendere a Londra // Quaderni de «II Politica». Guffre, Pavia, 1972.
173. Serra E. Nitti e la Russia // Barbagallo F. e l'altri. Francesco Saverino Nitti. Meridionalismo e Europeismo. Atti del convegno di Potenza 27-28 settembre 1984. -Editori Laterza, 1985.
174. Veneruso D. L'Europa dopo la prima guerra mondiale nella riflessione di F.S. Nitti//Ibid.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.