Народная художественная культура как фактор воспитания: На материале государства Вьетнам тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ха Дык Нгок

  • Ха Дык Нгок
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 153
Ха Дык Нгок. Народная художественная культура как фактор воспитания: На материале государства Вьетнам: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Мурманск. 2005. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ха Дык Нгок

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1.Обзор психолого-педагогических материалов по использованию средств и форм народной художественной культуры в учебновоспитательном процессе.

1.2. Воспитательные возможности народного искусства.

1.3. Освоение подрастающим поколением материалов народной художественной культуры.

ГЛАВА И. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ТРАДИЦИОННЫХ ОСЦОВАХ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

11.1. Средства педагогических воздействий вьетнамской народной культуры.С.

11.2. Педагогические проблемы осуществления воспитательнообразовательного процесса во Вьетнаме на материалах народной художественной культуры.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народная художественная культура как фактор воспитания: На материале государства Вьетнам»

Актуальность исследования. Одна из важнейших задач педагогических учебных заведений в условиях социально-экономического обновления общества - воспитание личности, обладающей высокой культурой, компетентностью в применении полученных знаний, умений и навыков в различных жизненных условиях и профессиональной деятельности. Особые требования предъявляются к воспитательно-образовательным учреждениям разных статусов, которые должны обеспечить первоначальное становление личности, выявление и развитие ее способностей. Исследование базируется на современной концепции гуманизации образования и идеях межсубъектной педагогики (Ш.А. Амонашвили, М.И. Берулава, В.В. Горшкова, А.Е. Дмитриев, А.С. Запесоцкий, Н.Д. Никандров, Н.М. Конжиев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Дао Тхань Ам, Нгуен Тхи Ань Тует, Нгуен Тхи Нгок Чук, Чан Тхи Чонг и др.).

В процессе совершенствования системы воспитательно-образовательной работы, укрепления нравственного, эстетического, умственного развития подрастающего поколения огромную роль играет народная культура. В понятие «культура» входят многие составные части, в том числе воспитание, образование, проявление творческих сил и способностей человека в обществе на данном историческом этапе его развития. В более узком смысле понятие «культура» обозначает сферу духовной жизни людей, нормы морали и права, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития и др. Ее воспитательные возможности могут быть успешно реализованы, если педагоги сумеют с детского возраста заложить в человеке потребность в общении с материалами народной художественной культуры - сказками, пословицами, поговорками, загадками, играми, инструментальной музыкой, традиционными обрядами, декоративно-прикладным искусством. Эффективность применения материалов народной культуры в педагогическом процессе состоит не в использовании ее отдельных компонентов, а в создании системы работы на основе ее главных идей: празднично-игровой обрядовой культуры, труда и общения.

Деятельность в этих сферах, понимание их идей, оценка образов народного творчества, сопереживание им могут развить интерес к народным традициям, народному искусству, усилить их воспитательное воздействие. Освоение культурного наследия связывается с развитием чувств сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины, ее региональной культуре, что, в свою очередь, облегчает восприятие и понимание национальных культур других народов, способствует развитию дружественных межнациональных отношений.

Современная жизнь ставит перед педагогами новые задачи воспитания, 1 обучения и развития подрастающего поколения, в том числе и знания возможностей использования/материалов народной художественной культуры в педагогическом процессе. Они должны быть в курсе актуальных проблем современной педагогики, суметь обосновывать насущные вопросы образования и в то же время вести учебно-воспитательный процесс с учетом исторически сложившихся традиционных форм обучения, что характерно содержательному аспекту народной педагогики (С.А. Арутюнов, А.Ф. Афанасьев, В.Г. Бабаков, Г.И. Батурина, Б.П. Блонский, З.П. Васильцова, By Нгок Хань, Динь Жа Хань, А.Н. Зимина, Т.С. Комарова, Г.Ф. Кузина, До Бинь Чи, Нго Дык Хинь).

В связи с задачами демократического преобразования в настоящее время педагогической наукой и практикой особое внимание обращается на возрождение традиционной культуры воспитания, восстановление культурных традиций, что, в свою очередь, связывается с перспективами приумножения культурного потенциала каждого народа.

Проводимые в настоящее время реформы призваны опираться на традиционную культуру воспитания. Поэтому деятельность учебных заведений гуманного демократического общества немыслимо без связи педагогической науки с народной педагогикой, народной художественной культурой.

Определить роль и место народной художественной культуры в воспитательно-образовательной системе той или иной страны, закономерности ее использования в учебном процессе помогает знание ее становления и развития в образовательных системах разных стран. Умение видеть достоинства и недостатки каждой из них способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса на современном этапе развития общества, а также помогает в создании условий для творческой деятельности педагога и его воспитанников, формировании их художественного вкуса и духовных потребностей.

Цель исследования — выявление и анализ важнейших закономерностей становления и развития вьетнамской народной художественной культуры и возможностей использования её материалов в воспитательно-образовательном процессе подрастающего поколения.

Объект исследования -/учебно-воспитательный процесс в государстве Вьетнам, ориентированный на ценности народной художественной культуры.

Предмет исследования - освещение путей приобщения подрастающего поколения государства Вьетнам к народной художественной культуре средствами народных традиций воспитания.

Гипотеза исследования основана на том, что деятельность педагога в учебно-воспитательном процессе будет осуществляться более плодотворно при знании им истории становления народной художественной культуры и аспектов ее педагогических воздействий на подрастающее поколение, что, в свою очередь, будет способствовать становлению положительных черт личности.

Проблема развития культурного потенциала подрастающего поколения может решаться при использовании в учебно-воспитательном процессе материалов народного художественного творчества. При этом педагогическая деятельность будет осуществляться более успешно, если педагоги будут эмоционально обогащать её историческими сведениями о становлении и развитии народной художественной культуры разных этносов.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать процесс общественного воспитания подрастающего поколения в России и Вьетнаме на материале народной художественной культуры.

2. Раскрыть сущность и особенность вьетнамской народной художественной культуры с позиций выявления ее общих традиций и закономерностей.

3. Осветить содержание традиций вьетнамского народа, оказывающих плодотворное влияние на воспитание художественной культуры подрастающего поколения и этнографических средств их применения для достижения цели I исследования.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные положения о формирующей роли гуманитарных ценностей народной художественной культуры в процессе становления личности (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Бакланова, М.М. Бахтин, М.И. Берулава, Н.А. Бердяев, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачев, Г.М. Пономарев); положения педагогики и психологии о положительно-концептуальной роли влияния культурных ценностей на процесс развивающего обучения (Г.И. Батурина, Б.Т. Лихачев, Т.С. Комарова, Г.Ф. Кузина); система воспитательных воззрений педагогов Вьетнама на использование материалов народного художественного творчества в целях развития культурного потенциала подрастающего поколения (By Нгок Хань, Данг Дык, Динь Жа Хань, Дао Тхань Ам, Ле Нгок Кань, Ле Чунг By, Ma Жанг Лан, Нгуен Чи Бен, Чу Суан Зиен и др.).

Для решения поставленных задач в работе использовался комллексметодов исследования: теоретический анализ философской, исторической, культурологической, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта работы по применению материалов народной художественной культуры в педагогическом процессе; систематизация, классификация, сравнительный анализ; анализ учебно-воспитательных программ; анкетирование, педагогические наблюдения, беседы.

Научная новизна исследования определяется обоснованием выявленных условий и особенностей процесса воспитания подрастающего поколения во Вьетнаме на материалах народной художественной культуры. Разработкой концептуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разных статусов государства Вьетнам на материалах народной художественной культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в описании и характеристике построения учебно-воспитательной системы Вьетнама с применением материалов народной художественной культуры, способствующих становлению гуманной, культурной, нравственной личности; в определении модели педагогического процесса по приобщению детей и подростков к национальной художественной культуре во Вьетнаме.

Практическая значимость диссертации усматривается в возможности организации жизнедеятельности детей разных возрастных уровней развития на традициях народной педагогики согласно обычаям и обрядам народностей государства Вьетнам; освещении вопросов воспитания подрастающего поколения Вьетнама на материалах народной художественной культуры, что может содействовать совершенствованию процесса использования народной художественной культуры в России, вызывать интерес педагогов и их воспитанников к существующим в практике различных государств культурообразовательным ценностям, развивать межнациональное общение. Педагогической практике предлагается вопросник, характеризующий уровень знаний подрастающего поколения в народной художественной культуре Вьетнама.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Мурманского государственного педагогического университета (Мурманск, 2000-2004 гг.); на международной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (Мурманск, 2002); на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы регионального образования и этнопедагогики» (Мурманск, 2002); на X международной научно-практической конференции «Гуманистические традиции и инновации в педагогике» (Казань, 2003); на межвузовской научно-практической, конференции «Перспективы развития начального образования России» (Мурманск, 2004); на межвузовской научно-практической конференции «Педагогические идеи К.Д. Ушинского и модернизация современного начального образования» (Москва, 2004).

Основные положения диссертации изложены в пяти статьях, опубликованных автором. I

Достоверность полученных результатов подтверждается методологической обоснованностью теоретических положений и выводов; тщательным анализом исторических материалов; научно-теоретической базой исследования; многоаспектным изучением и обобщением информации из области народной художественной культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая проблема народной художественной культуры заключается в воспитании, образовании, развитии творческих сил и способностей личности средствами народной педагогики России и Вьетнама; обогащении сферы духовной жизни подрастающего поколения, интеллекта, нравственных устоев синтезом искусств в учебно-воспитательной деятельности.

2. Сущность вьетнамской художественной культуры выражают идеи воспитания гуманной нравственной личности; освоение, усвоение и присвоение народного опыта в процессе социализации личности.

3. Процесс приобщения подрастающего поколения к народной художественной культуре Вьетнама реализуется в субъект-субъектном взаимодействии детей и взрослых и в свободной творческой деятельности.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, в котором изложен понятийный аппарат исследования; двух глав, раскрывающих вопросы народной художественной культуры России и Вьетнама и ее роли в воспитательно-образовательном процессе; выводов, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ха Дык Нгок

Выводы

Приведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Особую роль б становлении личности педагогическая мысль отводит культуре, которая формирует духовную жизнь не только подрастающего поколения, но и взрослых, закладывает основы эмоционального и интеллектуального развития, воспитывает разнообразные потребности и творческие способности.

2. Исследования национальных корней и традиций, специальной среды, обстановки позволяют увидеть ценность народной культуры, которая выражается в различных видах искусств и представляет собой явление, имеющее общие человеческие ценности и региональное своеобразие, где t отражаются мир природы, быта, социальных явлений, внутренний мир жизнедеятельности человеку.

3. Проведенное исследование позволяет высказать мысль о том, что педагогические проблемы использования материалов народной художественной культуры заключается в: разработке вопросов использования видов, форм, жанров народного искусства в учебно-воспитательном процессе; в отборе материалов, соответствующих уровню развития детей того или иного возрастного периода развития; в окружении ребенка с раннего возраста пробуждающими душу и воспитывающими чувство красоты, любознательность национальными предметами; в широком использовании материалов фольклора; в приобщении к народным праздничным традициям; в разработке методов педагогической деятельности, которая позволяет дать каждому из воспитуемых ощутить духовную жизнь своего народа, творчески утвердить себя в ней; в подготовке ведущих в данных вопросах педагогических кадров.

4. Воспитательное воздействие элементов народной художественной культуры заключается в знании своей родословной, почитании предков, родителей, знании фольклора, сути обрядов и традиций, отражающих духовность народа, цеди существования, характер, установки на поведение и деятельность. На основе изучения развития этнопедагогических традиций народностей Вьетнама мы выявили средства народной культуры (природа, быт, труд, общение, фольклор, праздник и обряды), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт вьетнамского народа. Использование этих средств в учебно-воспитательном процессе позволяет не только знакомить подрастающее поколение с сущностью традиций народов и народностей Вьетнама, но и воспитывать чувство гордости за сво*. народ, уважение к народным традициям, приобщать их к миру общечеловеческих ценностей.

5. В культуре народов Вьетнама большое место занимает народное творчество, которое органично связано с трудом и бытом и в котором живет дух парода, проявляются его способности, склонности, таланты, характер. Оно органично связано с трудом, бытом и заключается в речи, музыкальном и песенном творчестве, богатстве и разнообразии художественных ремесел, которые являются элементами народной художественной культуры.

6. Исследованием установлено, что содержание знаний о народной художественной культуре ориентируется на воспитании деятельностной, гуманистической направленности личности детей разных возрастных периодов развития, что и позволило разработать вопросник, характеризующий уровень знаний подростков о народной художественной культуре Вьетнама, (см. Приложение 1 на С. 2-3).

7. После Великой Августовской революции в 1945 г. и победы над американскими захватчиками в 1975 г., приведших к полной независимости Вьетнама, подрастающее поколение повсеместно получило возможность воспитываться в детских садах и школах на родном языке. Вместе с этим были созданы условия для его всестороннего развития: способности мыслить, полно чувствовать и выражать свои мысли и чувства в естественных для него формах. Поэтому обеспечение развития родного языка со всей его выразительностью и богатством, свойственных народной речи — одна из главных проблем вьетнамской педагогическог науки. Ценнейшим материалом для этого являются устное народное творчество и родная художественная литература, отражающие традиции смелого, воинственного, трудолюбивого и свободолюбивого вьетнамского народа.

8. Использование в педагогической работе материалов народной культуры приближает подрастающее поколение к особенностям быта, нравам и обычаям народа, в яркой образной форме знакомит его с красотой родной природы, с этапами борьбы народа за освобождение, его почитываемыми героями. Если учесть, что национальные меньшинства пэлучили письменность, а вьеты — грамотность только после революции 1945 г., то становится ясным, что культурно-художественное наследие в виде фольклора и декоративно-прикладного искусства имеет огромное значение в развивающейся педагогической науке.

9. Знание культурного и исторического наследия своей Родины осознается Вьетнамской педагогикой как проблема воспитания духовности, фактор преемственности поколений. В системе образования развитие нравственности справедливо связывается с развитием чувств сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины. В них заложены истоки любви к Отечеству, ибо у каждого Родина начинается по-своему, с дорогих мест, событий, обрядов. Народная мудрость, выраженная в народной художественной культуре и вобравшая в сеоя все общечеловеческие ценности, в своем корне является педагогической, ибо обладает учебно-воспитательным воздействием. В ней, в доступной уровню возрастного развития, в понятной и интересной форме, прививаются и закрепляются выработанные и проверенные веками правила и нормы поведения, взаимоотношений, трудовых процессов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ха Дык Нгок, 2005 год

1. Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. / Под общ. ред. Т.С. Комаровой и М.Б. Зацепиной. М.: Альфа, 2002.-171 с.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. М.: Педагогика, 1990. - 603 с.

3. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. —

4. М.: Учпедгиз, 1959. 256 с.

5. Амонашвили Ш.А. личлостно — гуманистическая основа педагогического процесса Минск, 1990.- 348с. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагоги. :е — М. 1996- 138с.

6. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. -М.: Современная Россия, 1986. 366 с.

7. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В 5-и т. Т. 1. М.: Терра, 1999. - 318 с.

8. Байм\чэзин Х.Х. Из истории развития народных игр// Языки, духовная культура и история тюрков: традиции в современности. В 3 т. Т.2. М.: Инсан, 1997. - С. 140 - 141.

9. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. - 50 с.

10. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура' (методологическая проблема). Институт философии./ Отв. ред. А.А. Кара-Мурза. М.: Наука, 1996. - 70 с.

11. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства. М.: Изд-во МГИК, 1991. - 53 с.

12. Барабухина М.Н. Актуальные вопросы воспитания и развития детей. М.: Альфа, 2002. - С. 77-97.

13. Батурина Г.И, Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: РАО, 1995. - 72 с.

14. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследование разных лет. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

15. Белинский В.Г. Общий взгляд на народную поэзию и ее значение. Русская поэзия // Полн. Собр. соч./ Под ред. Н.Ф. Бельчи:, оваа. -М.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. 6. С. 548.

16. Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир ф.шософии. М.: Политиздат, 1991.4.2. - С.543-549.

17. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Мысль, 1991. - 320 с.

18. Берулава М.И Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика 1996 - N1.- С. 9 - //.

19. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы м методы психолого-педагогичесиого обеспечения тех. обучающихся систем. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та., 1977. -304 с.25

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.