Н. П. Кондаков: жизнь и судьба российского ученого тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Винокурова, Наталья Андреевна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 246
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Н. П. Кондаков: жизнь и судьба российского ученого»
В связи с гуманизацией современного общества, возрастает потребность в изучении не только больших сегментов общества - слоев, классов, что является традиционным в исследовательской проблематике, но и личностей. Биографический жанр становится и популярным и востребованным. Образно говоря, история обретает свое «человеческое лицо». В этом русле лежат и работы, посвященные жизни и деятельности крупных представителей российской интеллигенции, которые представляли собой не только пример профессионального служения, но и срез жизни общества в личностной системе координат. Тем не менее, не смотря на изменившуюся ситуацию в отечественной гуманитарной науке, изучение социального облика отдельных представителей отечественной интеллигенции в контексте эпохи пока не получило достаточно широкого распространения. Темы, раскрывающие социальный облик российской интеллигенции, в советской историографии изучались обычно сквозь призму участия ее представителей в революционных событиях начала века, отношения к власти. Роль индивида, "роль личности в истории" была значительно принижена. Господствующая идеология нередко мешала объективному освещению исторических фактов, изложению исторической картины, адекватной прошлой реальности, во всей ее сложности, борьбе идеологий и эмоций. Настоящее время ознаменовано новыми возможностями, в том числе и источникового плана, в изучении российской интеллигенции, История общества немыслима без истории жизни конкретных людей. Трудно, а порой и невозможно провести границу между частным и публичным, личным и общественным. Уникальность каждой конкретной судьбы во многом определяется эпохой. Вторая половина 19 - первая четверть 20 вв., период необычайно богатый крупными личностями в рядах российской интеллигенции, жизнь и судьба которых представляет большой интерес и сегодня. К их числу относится Н.П.Кондаков (1844 - 1925) - историк, археолог, исследователь в области византийского и древнерусского искусства, заслуженный профессор Императорского Санкт
Петербургского университета, ординарный академик Императорской Академии Наук, почетный вольный общник Императорской Академии Художеств, действительный член Императорской Академии Художеств, член Совета Академии Художеств, почетный и действительный член многих русских и иностранных академий, университетов, институтов, научных обществ. Среди русских историков Н.П. Кондаков занимал одно из наиболее почетных мест: "Кондакову посчастливилось обогатить систему гуманитарных наук совершенно новым разделом - историей византийского искусства. При этом Кондаков не опирался ни на какую традицию. Кондаков не только воссоздал историю византийского искусства путем привлечения совершенно нового материала, но сделал нечто большее: он выработал также вполне оригинальный метод для данной научной дисциплины, создав тем самым собственную школу. В этом не приходящее значение Кондакова для науки"1. Не минула Н.П. Кондакова и эмиграция. Он в преклонном возрасте, потеряв в большевистской России абсолютно все, не только в материальном, но и в профессиональном смысле, начал новую жизнь заграницей и смог в 76 лет реализовать себя как специалист в лучших учебных заведениях Европы.
В последнее время интерес к творчеству знаменитого византиниста растет по мере возрождения православной духовности2. Личность Н.П. Кондакова привлекает внимание сегодня и в контексте процессов самоидентификации русского народа, поисков новой идеологической парадигмы в быстро меняющейся реальности. Творчество знаменитого византиниста привлекало внимание исследователей, но в основном, искусствоведов. Социальные аспекты жизни и деятельности Н.П. Кондакова, формирование и эволюция его мировоззрения, практически не рассматривались.
Ситуация, которая сложилась в России, в начале двадцатого века необычайно созвучна современности. В новой ломке общественной системы интеллигенция оказывается в наиболее уязвимом положении,
1 Лазарев В.Н. Никодим Павлович Кондаков. / Византийская живопись. М., 1971. С. 7.
2 См.: Российское Византиноведение. Итоги и перспективы: тезисы конференции к 100-летию Византийского временника, 24-26 мая 1994 года. СПб., М., 1994. Сборник материалов научной конференции к 150-летию Н.П. Кондакова. СПб., 1994. ощущает себя ненужной и невостребованной. Трагедия «старой» российской интеллигенции в годы революций и Гражданской войны, кажется, повторяется вновь на новом витке (к счастью, в более мягкой форме). Изучение жизни и деятельности российского интеллигента Н.П. Кондакова в сложное время может быть особенно интересно и поучительно.
Н.П. Кондаков оставил очень яркий след в гуманитарной мировой и отечественной науке. Его научное наследие является объектом анализа на протяжении многих десятков лет3. В этих трудах достаточно полно описан вклад Н.П. Кондакова в изучение древнерусской иконописи и византийского искусства. Темы, проливающие свет на политические, религиозные воззрения, жизненные принципы, социальную активность, бытовые условия существования ученого при этом не были основными, но отдельные моменты, связанные с биографией ученого были представлены. В изучении социальных аспектов жизни и деятельности Н.П. Кондакова можно выделить три основных периода (дореволюционный, советский и современный). Анализ литературы осуществлен в соответствии с указанной периодизацией.
Дореволюционный период - это время, когда ученый смог подняться из средних слоев на вершину профессионального и социального успеха, войти в ряды интеллектуальной элиты страны. Н.П. Кондаков уже при жизни пользовался заслуженным вниманием и признанием. Литература этого периода имеет, преимущественно, мемуарный характер, основным источником для описания социального облика ученого служили личные воспоминания и впечатления. Главное внимание уделялось характеристике его научных достижений в сфере
3 См. о нем: Редин Е.К. "Н.П. Кондаков к 30 - летней годовщине его учено- педагогической деятельности". СПб., 1896; [Кондаков Н.П. Автобиография] //Материалы для биографического словаря действительных членов Императорской Академии наук. Ч. 1. Пг., 1915. С. 338 - 442; Лазарев В.Н. Никодим Павлович Кондаков: 1844 - 1925. М., 1925; Успенский Ф.И. Памяти Н.П. Кондакова //Известия АН. 1926, №9. С. 567 - 576; Айналов Д.В. Академик Н.П. Кондаков как историк искусства и методолог //Бепшагтт Копбактапит. Прага, 1928. С. 311 - 321; Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И. Буслаев, Н.П. Кондаков: методы, идеи, теории). М., 1985; Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. М., 1986; Тункина И.В. Н.П. Кондаков: обзор личного фонда //Архивы русских византинистов в Санкт - Петербурге. СПб., 1995. С. 63 -119; Кызласова И.Л. Н.П. Кондаков. //Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997. С. 303 - 305. византиноведения и искусствоведения. В основном это - критические обзоры, статьи, рецензии на книги ученого. Следует отметить, что эти публикации носят больше комплиментарный, чем аналитический характер. Небольшая часть работ посвящена его педагогической деятельности и заслугам на этом поприще.
К начальному этапу изучения творчества Н.П. Кондакова относится работа его ученика Е.К. Редина4. Он подробно проанализировал основные труды Н.П. Кондакова, его заслуги перед отечественной и зарубежной наукой, а также вклад ученого в развитие искусствоведения как дисциплины в системе в высшего образования в России. Основным источником для Е.К. Редина стали статьи с критическим разбором трудов Н.П. Кондакова не только отечественных, но и зарубежных авторов. Социальный портрет ученого рассматривается Е.К. Рединым сквозь призму вклада Н.П. Кондакова в развитие высшего образования в России, в отечественную и мировую науку. Главную заслугу ученого Е.К. Редин видел в том, что Н.П. Кондаков одним из первых внедрил изучение истории искусств в российские университеты и создал свою методику изучения средневекового искусства. Публикация Е.К. Редина преследовала определенную цель - дать общий перечень заслуг Н.П. Кондакова перед отечественной и зарубежной наукой, поэтому, он не акцентировал внимание на общественных, политических аспектах деятельности ученого.
Некоторые моменты, связанные с общественной деятельностью ученого: его поездку на Кавказ с целью сохранения от разграбления ризниц грузинских монастырей, а также окружение исследователя, его отношения с царским двором затрагивает в своей статье Ф.И. Покровский5. Статья составлена на основании упоминавшейся ранее работы Е.К. Редина. О степени интереса, который проявляли современники к личности исследователя свидетельствует и тот факт, что краткое описание жизни Н.П. Кондакова, его творческой биографии неоднократно включалось в разного рода энциклопедии и справочники.
4 Редин Е.К. "Н.П. Кондаков к 30-летней годовщине его учено-педагогической деятельности".
СПб., 1896.
5 Покровский Ф.И. Н.П. Кондаков. //Богословская энциклопедия. Том. XII. СПб, 1911. С. 744-758.
Однако самой полной публикацией подобного рода можно считать статью в биографическом словаре Императорской Академии Наук6. Эта статья носит справочно-информативный характер, в ней представлены основные даты и события из жизни ученого, а также полный список его трудов в хронологической последовательности. Она дает представление об основных этапах развития карьеры ученого.
В советский период имя ученого - эмигранта было в тени. В Большой Советской Энциклопедии даже не было упоминания о Н.П. Кондакове, его имя связывали с монархической идеологией, враждебной социалистическому строю. Сказывалось и соперничество эмигрантской и советской школ искусствоведения, начавшееся в 20-е - 30-е гг., которое приняло острые формы и длилось вплоть до 1950-х годов XX века.
В первые советские десятилетия изучением наследия Н.П. Кондакова занимались его коллеги - эмигранты, считавшие, что произошел "разгром русской исторической науки" в 1920 году 1. Многие из них в дали от революционной Родины полагали, что настоящая система исследования в области искусствознания создана только благодаря их стараниям, а значит, подлинная история искусств могла развиваться только за пределами России. В основном это были историки, этнографы, искусствоведы, археологи, филологи. Критические статьи и обзоры деятельности Н.П. Кондакова носят комплиментарный характер и посвящены оценке вклада ученого в мировую науку. Социальные, бытовые аспекты жизни ученого не рассматривались. Однако эти работы заложили основы для изучения творческой биографии ученого и имеют значение для исследования социального облика Н.П. Кондакова.
Советская историография, которая руководствовалась классовым, марксистско-ленинским подходом, считала Н.П. Кондакова буржуазным историком, труды которого не имеют серьезного исторического значения.
6 Императорская академия наук. Материалы для биографического словаря действительных членов
Императорской Академии Наук. Часть первая. Петроград, 1915. С. 338 - 342.
7 Это выражение одного из современников Н.П. Кондакова историка Г.В. Вернадского, с которым трудно не согласиться. См. например: Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998. С. 4. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания и письма российской профессуры к Н.П. Кондакову, зарубежная пресса, в том числе и "Последние новости" П.Н. Милюкова, которые издавались в Париже.
Однако в 20-е гг. не все было так однозначно. Первой монографией в советский период, посвященной творчеству Н.П. Кондакова, была работа В.Н. Лазарева8. Она была посвящена выявлению специфики исследовательского метода Н.П. Кондакова в области истории искусств и рассмотрению сильных и слабых сторон его метода с точки зрения советской школы искусствоведения. Эта работа имеет особенную ценность для понимания позиции советских искусствоведов в отношении социального облика Н.П. Кондакова и его вклада в историческую науку. Работа В.Н. Лазарева доказывает также, что далеко не все представители советской науки оценивали творчество и заслуги Н.П. Кондакова только сквозь призму идеологических штампов. В.Н. Лазарев систематизировал всю дореволюционную и эмигрантскую литературу, посвященную творчеству Н.П. Кондакова, привел полный перечень всех его трудов, вышедших и в России и за рубежом к тому времени. Он поэтапно изложил основные факты творческой биографии Н.П. Кондакова, отметил преимущества и недостатки его метода исследований. Косвенно В.Н. Лазарев упомянул и об особенностях личностных качеств ученого, относящихся к профессиональной деятельности, круге интересов, отношению с правящими кругами и научной элитой, выявил общий колорит эпохи. Однако, В.Н. Лазарев оценивал жизнь и деятельность Н.П. Кондакова больше не как историк, а как искусствовед, поэтому многие социальные аспекты в его работе не затрагивались, т.к. это не входило в задачу исследователя.
С 30-х гг. имя Н.П.Кондакова надолго было забыто советской исторической наукой. Тем не менее, оно привлекало внимание исследователей за рубежом. В своих трудах по отечественной историографии, ученик Н.П. Кондакова, Г.В. Вернадский уделил своему наставнику должное внимание.9 Несмотря на то, что статья носит больше справочно-информативный характер, содержит краткие комментарии к основным датам из жизни ученого, ее значение трудно переоценить. Г.В. Вернадский был одним из лучших учеников академика, современником, единомышленником, и его небольшая статья об учителе
8 Лазарев В.Н. Н.П. Кондаков (1844 - 1925). М., 1925.
9 Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998. С. 365 -372. имеет особое значение. Он внес уточнения в список посмертных изданных за рубежом трудов Н.П. Кондакова, дал полный список его учеников в Праге, попытался раскрыть социальную роль Н.П. Кондакова в контексте общего развития отечественной истории и истории искусства. Работы Г.В. Вернадского выходили не только на русском, но и на английском языке10.
Внимание исследователей к Н.П. Кондакову усиливается (возможно, благодаря усилиям Вернадского Г.В.) за рубежом в 1971 -1975 годах. Наглядным подтверждением тому служит статья Г. Райландера11. В своей работе канадский исследователь описывает взаимоотношения эмигрантской и советской науки, сообщает интересные подробности об окружении Н.П. Кондакова в Праге. Тщательно рассматривает значение его института по изучению русской иконописи в Праге для мировой и советской науки. Г. Райландер затронул тему окружения Н.П. Кондакова, попытался описать роль Т. Масарика, Чарльза и Джона Крена в жизни и деятельности Н.П. Кондакова и его института в Праге. Многие свои выводы Г. Райландер основывал на неопубликованных мемуарах Н.Е. Андреева, E.H. Климова (к сожалению, он не указал место хранения мемуаров). Г Райландер приводит интересные подробности жизни ученого за рубежом, полученные им в ходе личных интервью с бывшими участниками семинара Н.П. Кондакова. Пожалуй, это одно из немногих исследований о Н.П. Кондакове, проведенное западным ученым в 70 - х годах, в котором была сделана попытка объективно оценить роль русских ученых-эмигрантов первой волны в развитии российской культуры. Стоит отметить, однако, что Г. Райландера занимала больше деятельность института Н.П. Кондакова в Праге, чем его жизнь и судьба.
В СССР интерес к творческому наследию искусствоведа проявился вновь только в середине 80-х годов. Главным образом, за изучение его наследия взялись искусствоведы. В 1985 году И.Л.
10 См. об этом более подробно: Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998. С. 5 - 26.
11 Rhinelander Н. Exiled Russian Scholars in Prague: The Kondakov Seminar and institute //Canadian Slavonic papers. Vol. XVI, 3,1974, p. 331-351.
Кызласовой была защищена кандидатская диссертация12 (по специальности искусствоведение), в которой проанализирован иконографический метод Н.П. Кондакова. И.Л. Кызласова предложила периодизацию основных этапов творчества ученого, определила окружение искусствоведа на разных этапах становления его научной карьеры, уточнила последовательность его научного поиска в работе над отдельными темами. Работа носит искусствоведческий характер. Тем не менее, И.Л. Кызласова первой пробила заговор умолчания и вспомнила заслуги русского исследователя - византиниста.
В 1986 году появилась монография Г.И. Вздорнова 13. одна из глав которой посвящена развитию университетской науки. В этой связи упоминается и творческая деятельность Н.П. Кондакова. В своем труде Г.И. Вздорнов практически не использует архивные документы, мотивируя это тем, что: "письменные материалы мало что прибавляют к печатным(.) Они образуют настолько фундаментальную базу для изучения поставленной темы, что было бы напрасной тратой сил и времени перетряхивать архивную пыль ради немногочисленных новых сведений."14 . Но тем не менее, Г.И. Вздорнов учитывает значительную часть библиографии по Н.П. Кондакову, пожалуй, впервые упоминая неопубликованное исследование малоизвестного ленинградского византиниста Ф.И. Шмита "Византиноведение на службе самодержавия: Н.П. Кондаков" (архив Петербургского Института Археологии Российской Академии Наук, ф. 55, №40, л. 1- 68)15. На страницах монографии разворачивается полемика с И.Л. Кызласовой по поводу заслуг Н.П. Кондакова перед отечеством и наукой. Исследователь указал, что открытие иконографического метода не единственная заслуга академика Н.П. Кондакова. Г. И. Вздорнов считает, что куда более важной задачей является понимание смысла "кондаковской" науки о византийских
12 Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И. Буслаев, Н.П. Кондаков, методы, идеи, теории). М., 1985.
13 Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи XIX век. М., 1986.
14 Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи XIX век. М., 1986 . С. 220.
15 Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи XIX век. М., 1986. С. 348. древностях и той пользы, которую она принесла для изучения национального искусства народов, бывших соседями Византии и связанных с нею узами исторической и культурной общности16.Для раскрытия темы данного диссертационного исследования эта полемика особого значения не имеет, однако упомянуть о ней стоит, так как она дает представление о степени интереса современных исследователей к отдельным сферам деятельности Н.П. Кондакова. Интересно и то, что Г.И. Вздорное впервые упомянул о влиянии личностных качеств ученого на отношения с окружающими, социальный и профессиональный рост, карьеру .и т. п.
Интерес к творчеству Н.П. Кондакова проявляли и деятели православной церкви17. О синайских исследованиях академика написана статья иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры О. Исайей (Беловым). О. Исайю заинтересовали не только история опубликования работы о синайских древностях, но и религиозные чувства византиниста, его впечатления от посещения монастыря Св. Екатерины, древнейшей христианской обители. Статья О. Исайи - новый штрих к социальному облику Н.П. Кондакова. Синайские исследования русского ученого рассматриваются сквозь призму религиозности российского интеллигента. Анализ этой стороны жизни ученого сделан духовным лицом, с позиции реалий сегодняшнего дня, и поэтому статья интересна с точки зрения необычности восприятия творчества Н.П. Кондакова.
Современный период можно определить хронологически так: с конца 80-х - начала 90-х годов по настоящее время. В эти годы наблюдается возрастание внимания к творчеству и судьбе Н.П. Кондакова. Сначала это проявилось в контексте интереса к древнерусскому православному искусству, церковной идеологии, а затем зародился интерес и к личности ученого, который впервые изучение русской иконописи осуществил в контексте православного миропонимания. В последние годы появилось много публикаций, связанных с художественными выставками. Однако в этой группе
16 Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи XIX век. М.,
1986. С. 225.
17 Иеромонах Исайя (Белов) Н.П. Кондаков и его исследования на Синае. //Богословские труды.
М., 1987. С. 262 - 271. литературы собственно социальный облик Н.П. Кондакова не раскрывается, в ней лишь упоминается об участии этого исследователя в художественной жизни страны18. Музейные сотрудники включились в изучение творческого наследия Н.П. Кондакова. С.Г. Савина посвятила небольшую статью заслугам Н.П. Кондакова в отечественном музееведении19. Она остановилась на роли Н.П. Кондакова в формировании средневековой коллекции Государственного Эрмитажа. С.Г. Савина впервые упомянула о хранящемся в архиве Государственного Эрмитажа личном деле Н.П. Кондакова. Однако музейная сторона деятельности ученого это, опять таки, всего лишь отдельный штрих к социальному портрету Н.П. Кондакова.
Интерес к жизни и творчеству Н.П. Кондакова не ослабевает в наши дни, а скорее нарастает. Это доказывает осуществленная в Санкт -Петербурге программа "Храм", посвященная 150-летию со дня рождения Н.П. Кондакова. Активными участниками и организаторами этой программы, длившейся с ноября 1993 по июнь 1994 года, выступили: Санкт - Петербургский Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской Академии художеств, Научно - исследовательский музей и Научная библиотека Российской Академии художеств, Псковский Государственный Объединенный историко-архитектурный и художественный музей - заповедник, сотрудники Администрации города Можайска и журналисты радио России, Санкт - Петербургского радио и телевидения. На третьем заседании древнерусского семинара "Храм и культура", состоявшемся 30. 11. 1993 года был зачитан доклад И.В. Тункиной20, который в контексте изучаемой темы представляет интерес. И.В. Тункина, являясь хранителем фонда Н.П. Кондакова в архиве Санкт - Петербургского филиала Российской Академии наук, привела информацию о хранящихся в его фондах документах, связанных с
18 См.: Товарищество передвижных художественных выставок. 1869 - 1899. Письма, документы. В 2 кн. М., 1987; и др. ,
19 Савина с.Г. Н.П. Кондаков. //Государственный Эрмитаж. К XVIII международному конгрессу византинистов. Москва, 8-15 августа. 1991. Византиноведение в Эрмитаже. Л., 1991 . С. 31 - 40.
20 Тункина И.В. Документы фонда академика Н.П. Кондакова в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук. //Программа "Храм". К 150-летию со дня рождения Н.П. Кондакова. Сборник материалов, (ноябрь 1993 - июнь 1994). Вып. 6. СПб., 1994 .С. 10-29. жизнью и творчеством Н.П. Кондакова. Автор доклада сообщила историю поступления фонда Н.П. Кондакова в архив академии наук, упомянула о первом суммарном описании фонда в 1930 году, во время которой часть россыпи осталась в необработанном виде, сообщила также и о принципах распределения документов по описям, тематику документов, что важно для исследователей. Доклад И.Л. Кызласовой был посвящен обзору некоторых страниц дневника Н.П. Кондакова за 1917 год и был прочитан на декабрьском заседании древнерусского семинара "Храм и культура"21. Исследовательница описала посещение Н.П. Кондаковым Москвы с 1 09. по 11.10 1917 года, впечатления ученого от посещения второй столицы, его окружение в тот момент.
Ill Российская научно - практическая конференция "Охраняется Государством», в рамках программы "Храм" работала в марте 1994 года. В ее работе принимали участие академики Д.С. Лихачев, Ж.М. Вержбицкий. Г.И. Вздорнов, A.A. Мыльников, A.M. Потапенко и В.Л. Янин. Конференция прошла в несколько этапов, 150-летию со дня рождения ученого посвятили не одно заседание. Из семнадцати докладов пять было непосредственно посвящено жизни и деятельности Н.П. Кондакова: один исследователь из Санкт - Петербурга (Вялова С.О.) и четыре из Москвы (Кызласова И.Л., Сорокатый В.М., Фонкич Б.Л., Щенникова Л.А.).
Доклад Вяловой С.О. был посвящен работе Н.П. Кондакова над Синайским альбомом22. Этот альбом уже сразу стал библиографической редкостью, имел ограниченный тираж, так как был издан на собственные средства Н.П. Кондакова С.О. Вялова отметила, что будучи талантливым и разносторонним человеком, Н.П.Кондаков привлек в отечественную археологию огромное количество редких материалов. Из рассуждений и данных, которые приводила С.О. Вялова видно, что Н.П. Кондаков был азартным исследователем, искренне увлеченным своим делом, воспринимаемым нередко и как служение Богу. Однако, доклад
21 Кызласова И.Л. Из дневника Н.П. Кондакова за 1917 г. //Программа "Храм". К 150-летию со дня рождения Н.П. Кондакова. Сборник материалов, (ноябрь 1993 - июнь 1994). Вып. 6. СПб., 1994 . С. 44 - 55.
22 Вялова С.О. Кондаков и его "Синайский альбом". //Сборник материалов III научно -практической конференции к 150 - летаю со дня рождения Н.П. Кондакова: ноябрь 1993 - июнь 1994. Вып.5,4.II. СПб., 1994 . С. 37 - 44.
С.О. Вяловой в основном был посвящен уникальности "Синайского альбома", а не личности Н.П. Кондакова, хотя и та и другая темы органично связаны между собой. В докладе И.Л. Кызласовой23 затрагивалась методика преподавания истории искусств, разработанная Н.П. Кондаковым на основе опыта Ф.И. Буслаева. Методика преподавания Н.П. Кондакова разобрана подробно, упомянуто и об отношениях ученого с учениками24. Облик Н.П. Кондакова как преподавателя рассматривался сквозь призму искусствоведческих методов в преподавании.
В докладе В.М. Сорокатого особое внимание также уделялось не личности Н.П. Кондакова, а методу его научных исследований25. Он утверждал, что формула возникновения иконографии святых, предложенная Н.П. Кондаковым, универсальна и применима к позднейшим эпохам развития христианского искусства. Доклад В.М. Сорокатого, как и предыдущих его коллег, добавил несколько штрихов к социальному портрету Н.П. Кондакова - ученого. По мнению докладчика, Н.П. Кондаков ставил и разрешал грандиозные научные задачи и обладал редким даром: умением концентрироваться на ключевых проблемах в науке26. Доклад Фонкича Б.Л. посвящен греческим рукописям Н.П. Кондакова27. Сообщалось и о том, что во время своих
23 Кызласова И.Л. Забытая традиция в преподавании истории искусства. Из опыта Ф.И. Буслаева и Н.П. Кондакова. //Сборник материалов III научно - практической конференции к 150 - летию со дня рождения Н.П. Кондакова: ноябрь 1993 - июнь 1994. Вып.5,4.II. СПб., 1994 . С. 69 -86.
24 Кызласова И.Л. Забытая традиция в преподавании истории искусства. Из опыта Ф.И. Буслаева и Н.П. Кондакова. //Сборник материалов III научно - практической конференции к 150-летию со дня рождения Н.П. Кондакова: ноябрь 1993 - июнь 1994. Вып. 5, 4.II. СПб., 1994 . С. 76 - 82.
25 Сорокатый В.М. Иконография Никиты и Иоанна Новгородских в XVI в. и взгляды Н.П. Кондакова на происхождение икон русских святых. //Сборник материалов III научно -практической конференции к 150-летию со дня рождения Н.П. Кондакова, ноябрь 1993 - июнь 1994. СПб., 1994. С.105 - 123.
26 См.: Сорокатый В.М. Иконография Никиты и Иоанна Новгородских в XVI в. и взгляды Н.П. Кондакова на происхождение икон русских святых. //Сборник материалов III научно -практической конференции к 150-летию со дня рождения Н.П. Кондакова, ноябрь 1993 - июнь 1994. СПб., 1994. С. 118.
27 Фонкич Б.Л. Греческие рукописи Н.П. Кондакова. //Сборник материалов III научно -практической конференции к 150-летию со дня рождения Н.П. Кондакова, ноябрь 1993 - июнь 1994. СПб., 1994. С.128-131. многочисленных поездок и путешествий на Восток и в Европу28 Н.П. Кондаков приобрел 12 греческих рукописей (по мнению докладчика, это совсем не много)29. Из них 8 еще при жизни Н.П. Кондаков пожертвовал в 1900 году Библиотеке Императорской Академии наук30. Эти факты добавляют новые детали к социальному облику Н.П. Кондакова, так как дают представление о достатке ученого, его взглядах на благотворительность, проясняют его гражданскую позицию.
Работа Н.П. Кондакова над последним трудом - "Русская икона"31, привлекал внимание искусствоведов в связи с пробудившимся не только научным, но и религиозным интересом к русской иконописи в наше время. Доклад Л.А. Щенниковой был посвящен анализу этой работы Н.П. Кондакова32. В нем впервые затронута такая важная черта социального облика Н.П. Кондакова, яркого представителя российской интеллигенции конца XIX - начала XX вв., как его религиозные убеждения. Об этой стороне мировоззрения российской интеллигенции до недавнего времени писать было не принято. Н.П. Кондакова к религиозности подталкивали не только воспитание, среда, убеждения, но и сама тема исследований. Обращение Л.А. Щенниковой к этой стороне личности ученого представляется необычайно важным. Она утверждает, что русская икона привлекла внимание ученого не только как новый, неосвоенный материал по истории христианского искусства, неразрывно связанного с "открытой" им Византией, но и как "живое религиозное творчество народного благочестия»33.
28 Имеется в виду путешествия Н.П. Кондакова на Синай (1881г.), Константинополь (1884г.), Сирию и Палестину (1891г.), на Афон (1898г.) и в ряд стран Европы предпринятые ученым в 70 -90-х годах прошлого столетия.
29 См.: Фонкич Б.Л. Греческие рукописи Н.П. Кондакова. //Сборник материалов III научно -практической конференции к 150-летию со дня рождения Н.П. Кондакова, ноябрь 1993 - июнь 1994. СПб., 1994. С. 129.
30 См.: Фонкич Б.Л. Греческие рукописи Н.П. Кондакова. //Сборник материалов III научно -практической конференции к 150-летию со дня рождения Н.П. Кондакова, ноябрь 1993 - июнь 1994. СПб., 1994. С. 130.
31 Имеется в виду: Кондаков Н.П. Русская икона. Т. 1-4. Прага, 1928- 1933.
32 Щенникова Л.А. "Русская икона" Никодима Павловича Кондакова. //Сборник материалов III научно - практической конференции к 150-летию со дня рождения Н.П. Кондакова, ноябрь 1993 -июнь 1994. СПб., 1994 . С. 149 -156.
33 Щенникова Л.А. "Русская икона" Никодима Павловича Кондакова. //Сборник материалов III научно - практической конференции к 150-летию со дня рождения Н.П. Кондакова, ноябрь 1993 - июнь 1994. СПб., 1994 . С. 149.
Одним из наиболее заметных изданий последних лет явилась "Золотая книга русской эмиграции"34., куда вошли свыше 400 биографий выдающихся представителей русской эмиграции первой трети XX века. Статья о Н.П. Кондакове, подготовленная И.Л. Кызласовой, информативна, хотя и невелика по объему, в силу специфики справочного издания. В сжатой форме дана характеристика основных этапов жизненного пути Н.П. Кондакова. К сожалению, некоторые моменты из биографии ученого изложены не совсем точно, что свидетельствует о недостаточной ее изученности. Например, вопреки содержащемуся в статье о Н.П.Кондакове утверждению, источники свидетельствуют, что он никогда не был основателем Одесской рисовальной школы35, а всего лишь поставил образование в ней на новый, более высокий уровень, будучи ее директором в 1883 - 1988 годах36.
Заметной публикацией последних лет, затрагивающей некоторые социальные аспекты в деятельности Н.П. Кондакова, стало издание, посвященное жизни и творчеству М.И. Ростовцева37, выдающегося историка первой половины XX века, одного из учеников Н.П. Кондакова. Одна из глав этого сборника посвящена переписке М.И. и С.М. Ростовцевых с Н.П. и С.Н. Кондаковым,. В написании главы участвовал целый коллектив авторов: Г.М. Бонгард-Левин, В.Ю. Зуев, И.Л. Кызласова, И.В. Тункина38. Процесс создания Ростовцевым своей концепции скифской культуры, как части истории России, шел под знаком постоянного творческого диалога с Н.П. Кондаковым. Этому диалогу и посвящена основная часть корреспонденции М.И. Ростовцева. В
34 Кызласова И.Л. Кондаков Н.П. / Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. М., 1997. С. 303 -305.
35 Кызласова И.Л. Кондаков Н.П. / Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. М., 1997. С. 303.
36 Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств. 1764 - 1914. [Спб., 1915.] Ч. 1. С. 220. Данные эти представлены сыном Н.П. Кондакова - С. Н. Кондаковым, писавшим и редактировавшим юбилейный сборник.
37 Скифский роман. Под ред академика Российской академии наук Г.М. Бонгард-Левина. Москва, 1997.
38 Письма М.И. и С.М.Ростовцевых Н.П. и С.Н. Кондаковым ( Публикация Бонгард - Левина, В.Ю. Зуева, И.Л. Кызласовой, И.В. Тункиной)./ Скифский роман. М., 1997 . С.431-461. комментариях к переписке уделялось особое внимание окружению Н.П. Кондакова.
Подводя итог изучению научных исследований, в которык в той или иной степени рассматривались социальные аспекты жизни и творчества Н.П. Кондакова, следует отметить, что до сих пор отсутствуют исследования, посвященные изучению личности
H.П.Кондакова. Проблемы, связанные с социальными аспектами, научной карьерой, социальным обликом Н.П. Кондакова, как крупного ученого - гуманитария, с его отношением к политике и власти в научной литературе представлены весьма фрагментарно. На основе имеющейся литературы нельзя составить сколько-нибудь целостное представление о крупнейшем представителе российской дореволюционной интеллигенции, его мировоззрении, окружении, условиях его труда и быта в России и за рубежом, в эмиграции. Н.П. Кондаков был ученым мирового уровня, труды которого составили целую эпоху в исторической науке и предопределили первенство русских ученых в византиноведении на несколько десятилетий. Это делает особо актуальным представленное диссертационное исследование.
Целью данного диссертационного исследования является раскрытие социального облика Н.П. Кондакова, как видного представителя отечественной интеллигенции, в контексте переломной исторической эпохи.
Задачи диссертационного исследования.
I. Изучить процесс формирования мировоззрения ученого и его последующую эволюцию, раскрыть роль семьи и социальной среды в мировоззренческих вопросах.
2. Выявить причины и условия, способствовавшие социальному взлету, карьерному продвижению, проанализировать изменения в условиях труда, уровне жизни и быта через призму восхождения Н.П. Кондакова по социальной лестнице.
3. Показать влияние социальной активности и профессиональной деятельности на изменение круга общения ученого в Петербурге по сравнению с Московским и Одесским периодами жизни Н.П. Кондакова.
4. Выявить изменения в мировоззрении ученого под влиянием политических событий 1917 года, а также показать его отношение к стране и ее судьбе в условиях революции и Гражданской войны. Определить причины эмиграции.
5. Проанализировать процесс социализации и профессионального утверждения ученого на особом этапе его жизни - в эмиграции, определить степень влияния иных условий жизни и быта, нового окружения, на мировоззрение ученого.
Временной интервал, взятый для изучения, определяется датами жизни Н.П.Кондакова и охватывают временной промежуток с 1853 - 1925 гг. В рамках предложенного периода можно выделить несколько этапов, которые различались как по характеру профессиональной деятельности, так и по социальному положению, условиям жизни и кругу общения. В основу периодизации жизни и деятельности Н.П. Кондакова положены данные о профессиональном росте, профессиональной карьере ученого. Выделяется четыре основных периода:
1. 1853 - 1865 гг. - детские и юношеские годы жизни. С этим периодом связаны формирование личности, учеба в Московском университете, выбор научной специализации.
2. 1866 - 1892 гг. - время педагогической карьеры Н.П. Кондакова в средних специальных учебных заведениях, а затем высшей школе (Новороссийский университет, Петербургский университет). Хотя педагогическая сфера преобладает, но его деятельность носит разносторонний характер.
3. 1892 - 1917 гг. - период жизни и творчества Н.П. Кондакова, связанный с работой в Академии Наук и Академии Художеств, пик его творческой деятельности. В это время его социальная активность выходит за рамки чисто профессиональной деятельности: ученый часто высказывает свои общественно-политической взгляды в периодической печати того времени. Его имя пользуется особым авторитетом, его жизнь и творчество в представлении современников являлись неким символом, примером истинного патриотизма и служения отчеству.
4. 1917 - 1925 гг. - завершение творческого и жизненного пути, время подведения итогов, испытания на прочность прежних идеалов и принципов. Этот небольшой временной промежуток, очень важен для создания полного социального портрета Н.П. Кондакова, так как именно взгляд со стороны, из эмиграции на события, происходившие в России, во многом проясняет гражданскую позицию ученого. Факт профессиональной самореализации ученого за рубежом, в преклонном возрасте, без прежних средств к существованию, сам по себе свидетельствует о масштабности личности ученого.
Разумеется, в рамках кандидатской диссертации невозможно подробно рассмотреть все тонкости, связанные с социальными аспектами жизни ученого. Ранний этап рассматривался только с точки зрения условий формирования личности. Наибольшее внимание уделено тем этапам в его биографии, когда творческая деятельность и социальная активность были особенно наполненными и плодотворными.
Методологическую основу работы составляют принципы историзма, объективности, а также представление об истории как многомерном процессе. Изложение материала осуществляется в хронологически-проблемном и историко-культурологическом ключе.
Источниковая база диссертации включает как опубликованные, так и неопубликованные документы. Архивные материалы составляют главную группу источников, которые зачастую выступают в роли единственного информатора о событиях в биографии ученого. В работе использованы материалы пяти московских архивов (ГАРФ, ОР ГМИИ им Пушкина, ОР ГТГ, ОР ГИМ, РГАПИ39), трех петербургских архивов (ПФА
39 ГАРФ - Государственный Архив Российской Федерации, ОР. ГМИИ им. Пушкина - Отдел Рукописей Государственного Музея Изобразительных Искусств им. A.C. Пушкина, ОР. ГТГ -Отдел Рукописей Государственной Третьяковской Галереи, ОР. Государственного Исторического Музея, РГАЛИ - Российский Государственный Архив Литературы и Искусства.
РАН, ОР РНБ, ОР ИРЛИ40), и пражского архива (архив литературного музея Чешской республики - РЫР.).
Самый большой и самостоятельный фонд документов Н. П. Кондакова хранится в архиве ПФА РАН (ф. №115). Фонд поступил в архив АН в 1931 году из рукописного отделения Библиотеки АН СССР, куда он был передан в 1920 году старшим, приемным сыном академика -С.Н. Кондаковым. Составлявшая более 5 тысяч томов петербургская библиотека Н.П. Кондакова осталась в БАН. Основную часть фонда, включающего более 4 тыс. дел, зафиксированных в 9 описях, составляют документы 1880-х - 1910-х гг., отражающие в основном петербургский период жизни Н.П. Кондакова. В работе использованы многие документы по научно - организационной, общественной деятельности. К ним относятся неопубликованные воспоминания о раннем детстве Н.П. Кондакова (1900 - 1910-е гг.), размышления о жизненных принципах (1880-е гг.), наброски воспоминаний о Чехове А.П. ( начало 1900-х гг.), воспоминания о Витте С.Ю. и Соловьеве В.С. (1915 г). В архиве хранятся также и дневники ученого. Часто ученый вел эмоциональные записи, писал очень быстро, "на одном дыхании", поэтому сокращал слова и пропускал знаки препинания. Из - за этого читать дневники очень сложно. В дневники аккуратно вклеивались заметки из газет на политические, общественные темы. Некоторые газетные статьи и вырезки из статей содержат высказывания самого ученого, интервью с ним на общественно политические темы41. Подборка разнообразных материалов из газет дает представление об интересах, принципах, взглядах, мировоззрении, степени вовлеченности в общественно - политическую жизнь страны академика Н.П. Кондакова. Традиция вести записи собирать газетные статьи сохранялась у Н.П. Кондакова вплоть до конца жизни. Последняя запись в дневнике была сделана всего за несколько часов до смерти в 1925 г. В дневниках велись и финансовые счета. Многие документы, извлеченные из ПФА
40 ПФА РАН - Петербургский Филиал Архива Российской Академии Наук, ОР РНБ - Отдел
Рукописей Российской Национальной Библиотеки им. Салтыкова - Щедрина, ОР ИРЛИ - Отдел Рукописей Института Российской Литературы (Пушкинский Дом).
РАН, не использовались исследователями и вводятся в научный оборот впервые.
Дневники за 1917 - 1925 гг. хранятся в Литературном архиве Чешской республики в Праге. Фонд Н.П. Кондакова был передан в этот архив его приемным сыном С.Н. Кондаковым в 1942 году42. Фонд Н.П. Кондакова в литературном Архиве Чешской республики состоит в основном из личных документов, писем, дневников, неоконченных работ, рукописей. Все документы расформированы по специальным коробкам, общее количество которых равно 23-м. Учет документов ведется по темам: личная переписка, личные документы, статьи, воспоминания и дневники и т.п. Корреспонденция представлена основательно и занимает 125 дел. Большая часть корреспонденции - письма от коллег, знакомых, друзей - эмигрантов из Англии, Америки, Германии, Франции, Италии, России. В том же архиве находится фонд приемного сына Н.П. Кондакова - С.Н. Кондакова. Из этого фонда в исследовании использовалась переписка С.Н. Кондакова с отцом. Из фондов, хранящихся в Чехии, исследователями использовались лишь некоторые документы - некоторые письма, фрагменты дневника за 1917 год. Часть документов используется впервые .
Не меньший интерес для данной темы представляют и документы, хранящиеся в архиве института российской литературы (ИРЛИ) Пушкинский Дом, - письма А.П. Чехова к Н.П. Кондакову, Н.П. Кондакова к И.С. Аксакову. И, наконец, автобиография ученого - Н.П. Кондаков беспристрастно изложил свой творческий путь для знаменитого словаря Венгерова С.А.44 Сведения, содержащиеся в автобиографии, дополняют, а иногда и расходятся с информацией об ученом в энциклопедиях и словарях, вышедших в свет еще при жизни
42 Часть документов воспитанник ученого отдал в другой архив: Истории и теории изобразительного искусства. Это в основном документы, проливающие свет на организацию ученым семинаров по древнерусскому искусству.
43 Перечислить все документы весьма проблематично, так как их очень много, однако, некоторые из них можно перечислить. Автобиография для общего перечня автобиографий Венгерова С.А. -Отдел рукописей Института Российской Литературы (ИРЛИ) (Пушкинский Дом), ф. 377, оп. 7, д. 1850. Размышления о жизненных принципах. Заметка. ПФА РАН, ф.115, оп 3, д. 20. Воспоминания о Витте С.Ю. и Соловьеве B.C. ПФА РАН, ф. 115, оп.З, д. 23. "Из моих воспоминаний" (о раннем детстве). ПФА РАН, ф. 115, оп. 3, д.21.
44 Кондаков Н.П. Автобиография для общего перечня автобиографий Венгерова С.А. Отдел рукописей Института Российской Литературы (ИРЛИ) (Пушкинский Дом), ф. 377, оп 7, д. 1850. академика. Например, в материалах для Биографического словаря действительных членов Императорской Академии Наук45 упоминается, что Н.П. Кондаков был избран доцентом по кафедре истории искусства в Новороссийском университете в 1870 г. Однако там ничего не говорится о том, что 1871 г. Н.П. Кондаков стал уже профессором46, что было весьма редким явлением в жизни работника высшей школы и шло вразрез с официальным университетским уставом 1863 г. В том же издании отмечено, что ученый стал Членом Археологической Комиссии в 1876 г.47, в то время как сам Н.П. Кондаков отмечает, что это произошло в 1875 г.48. очевидно, что этот документ особенно интересен для изучения профессиональной деятельности академика, тем более, что он также привлекается к исследованию впервые.
Отношение к исследовательскому труду можно проследить по переписке Н.П. Кондакова со В.В. Стасовым, хранящейся в отделе рукописей Российской национальной Библиотеке им. Салтыкова -Щедрина49. Эти материалы в значительной мере введены в оборот, но при изучении совсем других проблем (см. работы И.Л. Кызласовой50, Вяловой С.О.51, Отца Исайи (Белова).
В архивах Москвы нет отдельного фонда Н.П. Кондакова, его письма или упоминания о нем находятся в разных фондах. Наименее известным архивом для исследователей жизни и творчества Н.П.
45 Материалы для биографического словаря действительных членов Императорской Академии Наук. Петроград: Императорская Академия Наук. Часть 1. А - JI. С. 338 - 343.
46 Кондаков Н.П. Автобиография для общего перечня автобиографий Венгерова С.А.-Отдел рукописей Института Российской Литературы (ИРЛИ) (Пушкинский Дом) ф. 377, оп 7, д. 1850, л.1.
47 Материалы для биографического словаря действительных членов Императорской Академии Наук. Петроград: Императорская Академия Наук. Часть 1. А - Л. С. 339.
48 Кондаков Н.П. Автобиография для общего перечня автобиографий Венгерова С.А. - Отдел рукописей Института Российской Литературы (ИРЛИ) (Пушкинский Дом) ф. 377, оп. 7, д. 1850, л. 2.
49 Н.П. Кондаков. Письма к В.В. Стасову. Август 1886 по 12.10.86. ОР РНБ., ф. 738, д. 160, с 4.11. 1895 по 27.11. 1895. ф. 738, д. 161.
50 Кызласова И.Л. ссылается на публикацию: Каренин В. Владимир Стасов. Очерк его жизни и деятельности. Л. 1927 . С. 331, 333 - 335.
51 Использовались письма и некоторые цитаты из них ОР РНБ, ф. 738. В.В. Стасова д.158, л.1. ф. 120 Бычковых, д. 799, л. 1. См.: Вялова С.О. Н.П. Кондаков и его "Синайский Альбом" //Сборник материалов III Российской научно-практической конференции, март 1994. Вып.5,4.II. СПб., 1994. С. 37-43.
Кондакова является ОР ГМИИ им. A.C. Пушкина. Переписка И.В. Цветаева с Н.П. Кондаковым дает представление о степени участия Н.П. Кондакова в общественной жизни столицы, в том числе его участии в оформлении византийских залов музея И.В. Цветаева, подборе литературы для библиотеки музея. О личностных взаимоотношениях с коллегами, окружении Н.П. Кондакова дает представление переписка отдельных выдающихся деятелей науки и искусства с И.В. Цветаевым, где упоминается имя ученого, его заслуги и характеристика личных качеств. В данной работе использованы в основном документы фонда И.В. Цветаева52
Интересные материалы, добавляющие штрихи к социальному облику Н.П. Кондакова, его личностным характеристикам содержатся в ОР ГТГ. Это в основном письма, связанные с деятельностью Н.П. Кондакова и его участием в художественной жизни страны. Они рассредоточены по разным фондам: П.М. Третьякова (ф.1), И.С. Остроухова (ф.50), В.Д. Поленова (ф.54 ) и т.п. Учет этих документов по описям не ведется, но они хорошо известны таким исследователям как Г.И. Вздорнов и И.Л. Кызласова. Переписка Д.И. Поленова с женой была опубликована в архивном варианте53. В архиве Государственного Исторического Музея представляет интерес переписка Н.П. Кондакова с И.Е. Забелиным54. В ГАРФ изучался фонд члена Государственного Совета, управляющего делами Палестинского Комитета Б.П. Мансурова, который высоко оценил труды Н.П. Кондакова (1894 г.)55.
К группе опубликованных источников можно отнести и монографические исследования Н.П. Кондакова. Эти труды дают наглядное представление об изменении мировоззрения ученого с течением времени, росте профессионального мастерства, повышении социального и профессионального статуса и т.д. 56 Особый интерес для
52 ОР. ГМИИ им. A.C. Пушкина,ф. 6, оп. 1.
53 Сахарова Е.В. В. Д. Поленов Е.Д. Поленова. Хроника семьи художника. М., 1964.
54 Фонд И.Е. Забелина 440, д. 116.
55 ГАРФ, Фонд Мансурова Б.А. 990, оп.2, д. 305.
56 Из работ дореволюционного периода стоит выделить отдельно магистерскую диссертацию "Памятник Гарпий из Ксанфа в Ликии" //Записки Новороссийского Университета. T.XII, Одесса, 1873 . С. 1 - 234; докторскую диссертацию "История Византийского искусства иконографии по данной темы представляют воспоминания ученого, написанные им в разгар гражданской войны (в 1919 г., в Одессе), на закате своих лет57. Это был сложный период в жизни академика. "Оторванный от привычной обстановки, лишенный своей библиотеки, собранной с такой любовью в течение всей жизни, живя в чужой квартире."58 он не мог быть беспристрастным и объективным, в чем пытался убедить читателей. Обида на российскую действительность в период лишений, достигла апогея, поэтому мемуары несколько тенденциозны, дает о себе знать и связанный с этим пессимизм. Но при этом, мемуары - ценнейший источник. В них автор подробно анализирует основные этапы становления своей научной карьеры. Особый интерес представляют его замечания о возможностях творческой самореализации интеллигента в России. Пессимистические прогнозы о судьбе квалифицированных научных кадров в России были сделаны на основании анализа политической, социальной жизни в конце XIX - начале XX века, а также на основе впечатлений от личного жизненного опыта. Однако воспоминания обрываются 80 годами прошлого века, когда наступил расцвет научной деятельности академика Н.П. Кондакова. Публиковались также отчеты Н.П. Кондакова о работе за границей, которые дают представление о профессиональных интересах ученого и методах исследования .
Особый интерес представляют опубликованные воспоминания современников о Н.П. Кондакове: П.Н. Милюкова60, A.A. Кизеветтера61, миниатюрам греческих рукописей" //Записки Новороссийского Университета, т. XVIII. Одесса, 1876; "История Византийского искусства и иконографии. II Мозаики мечети Кахрие-Джамиси в Константинополе". Одесса, 1881."Путешествие на Синай в 1881 году. Из путевых впечатлений. Древности Синайского монастыря" //Записки Новороссийского Университета, т. XXXIII. Одесса, 1882; "Византийские перегородчатые эмали. Собрание A.B. Звенигородского история и памятники эмали", СПб., 1892. и многие другие работы ученого. Пост революционный цериод представлен намного скромнее, из него можно выделить лишь некоторые издания, в основном это труды изданные посмертно, выделю самые известные: Сокращенный английский перевод "Русской иконы": N.P. Kondakov. The Russian Ikon, by N.P. Kondakov. Translated by E.E. Minns. Oxford, 1927. "Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры" Прага, 1929.
57 Кондаков Н.П. Воспоминания и думы Н.П. Кондакова. Прага, 1927.
58 Кондаков Н.П. Воспоминания и думы Н.П. Кондакова. Прага, 1927. С.2.
59 См. например: Отчет доцента Н. Кондакова о его занятиях заграницей с 1 - го марта по 1 - е сентября 1875 года. Вырезка из XVIII тома Записок Императорского Новороссийского Университета. Одесса, 1876.
60 Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990.
Г.В. Вернадского («Русская историография»62 и «Русская история»63), сокурсника Н.П. Кондакова В.О. Ключевского64. Воспоминания В.И. Войейкова, .дворцового коменданта Государя Императора, раскрывают перед читателями картину эмиграции российской интеллигенции в Констатинополь65. Г.Н. Трубецкой делится своими воспоминаниями о белом движении в Крыму66.
Использовались также различные издания справочного характера соответствующих лет издания. Важные сведения о деятельности Н.П. Кондакова в Императорской Академии Художеств почерпнуты из Юбилейного справочника Императорской Академии Художеств (1764 -1914 )67, в академии наук - в памятной книжке Императорской Академии Наук68. При освещении периода учебы и работы в российских университетах в дореволюционный период использован Проект главнейших положений устава Университета, выработанного советом Императорского Санкт-Петербургского Университета69.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в отечественной историографии представлена социальная биография виднейшего представителя отечественной науки Н.П. Кондакова на основе анализа широкого круга архивных и опубликованных источников, значительная часть которых вводится в научный оборот впервые. Благодаря гранту, предоставленному фондом «Открытое общество», удалось существенно расширить спектр, привлекаемых к историческому анализу источников за счет материалов фондов Н.П. и С.Н. Кондаковых, хранящихся в Праге (Чехия).
61 Кизеветтер A.A. На рубеже двух столетий. Воспоминания. 1881 -1914. М., 1997.
62 Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998.
63 Веонадский Г.В. Русская история. М., 1998.
64 Ключеский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993.
65 Войейков В.И. С Царем и без Царя. М., 1994.
66 Трубецкой Г.Н. Годы смут и надежд. / Россия воспрянет! М., 1996 . С. 45 - 123.
67 Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств. 1764 - 1914. [Спб]., 1915.] Ч. 1.С. 220.
68 Памятная книжка императорской Академии наук на 1894 год. СПб., 1894.
69 Проект главных положений Устава Университета, выработанный советом императорского С-Петербургского Университета. СПб., 1905. А также см.: Сравнительную таблицу Уставов Университетов. 1884,1863, 1835,1804 гг. СПб., 1901.
На основе рассмотренного комплекса источников изучен в целом жизненный путь ученого мирового уровня, показан процесс формирования его сложной и многогранной личности в эпоху реформ, революций и социальных потрясений. Выявлены объективные и специфические факторы, способствовавшие восхождению ученого вверх по социальной лестнице. Жизнь и деятельность Н.П. Кондакова дает материал для характеристики общего уровня квалификации российской профессуры, возможностей для самореализации интеллигента в России на рубеже двух эпох, двух столетий.
Впервые сделана попытка изучения и осмысления сложного внутреннего мира ученого. В этой связи, автор исследования предпринял попытку выявить роль религиозного, православного мировоззрения Н.П. Кондакова в формировании политических пристрастий и выборе научной специализации. Используя не привлекавшиеся ранее к изучению источники, автор диссертации исследует процесс социальной адаптации Н.П. Кондакова в эмиграции, основные аспекты его социальной и профессиональной активности.
Материалы данной работы могут быть использованы при чтении как общих, так и специальных курсов лекций по истории России, истории российской интеллигенции, истории российской культуры. Этот опыт может быть полезным в последующих исследованиях в биографическом жанре.
Работа прошла апробацию на кафедре истории Российского государства ИГУиСИ МГУ им. М.В.Ломоносова, на научной конференции. По теме диссертации опубликованы 3 статьи70.
70 Винокурова H.A. Академик Н.П. Кондаков (1844 - 1925) :ученый и власть. //Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее. Тезисы докладов международной научно - теоретической конференции 23 - 25 сентября 1998. Иваново, Ив. ГУ, 1998. С. 417 - 419; Винокурова Н.А Личность и творчество Никодима Кондакова в зеркале мемуарного и эпистолярного наследия. //Научные труды Московского государственного университета леса. Москва, МГУ леса, 1998. Вып.292. Т. 1. С.52 - 60; Винокурова H.A. Как это было: Н.П. Кондаков о политических потрясениях в России //Историки размышляют. Сборник статей (Под редакцией Л.И.Семенниковой) - М.: Университетский гуманитарный лицей, 1999. С.97 -115.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Петербургская академия художеств и формирование украинской художественной интеллигенции конца XIX - начала XX века: На материалах творчества А.Г. Лазарчука2004 год, кандидат исторических наук Инчакова, Светлана Андреевна
Социальная адаптация ученых-эмигрантов в 1920-1930-е гг.2012 год, доктор исторических наук Волошина, Валентина Юрьевна
Ф.А. Коваленко в культурной жизни Кубани конца XIX - начала XX века2005 год, кандидат исторических наук Федина, Татьяна Юрьевна
Русская эмиграция и советская интеллигенция: проблемы культурного взаимодействия в 1920-1929 гг.2008 год, кандидат исторических наук Климова, Ольга Николаевна
Художники Москвы как социально-профессиональная группа накануне Февральской революции 1917 года2000 год, кандидат исторических наук Клычников, Владимир Михайлович
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Винокурова, Наталья Андреевна
Заключение.
Жизнь Н.П. Кондакова и судьба страны неразрывно взаимосвязаны меду собой. Проведенное на основе архивных документов, исследование раскрывает социальный портрет Н.П. Кондакова в динамике и эволюции, в контексте проблем и противоречий, которые существовали в обществе. Вторая половина 19 в. - начало 20 в. представляют собой время глубоких преобразований во всех сферах жизни общества, которые при всей противоречивости и непоследовательности обеспечили формирование гражданского общества, бурное развитие гуманитарной сферы, увеличение численности и уровня квалификации интеллигенции. Благодаря реформам расширились возможности для высокопрофессиональной деятельности для выходцев из средних слоев общества. Личность и судьба Н.П. Кондакова являются в известном смысле характерным символом эпохи, эпохи разночинной интеллигенции, которая буквально ворвалась в культуру и науку в пореформенное время.
Благодаря способностям и постоянному, упорному труду, Н.П. Кондаков поднялся на вершину профессионального успеха, добившись как ученый признания внутри страны и за рубежом. Лестница к этой вершине не была короткой. Он начинал как преподаватель в средних учебных заведениях. Много лет отдал высшей школе, работая в Новороссийском и С.-Петербургском университетах. Это была и школа жизни, и школа профессионализма. В диссертации показаны особенности процесса преподавания в университетах пореформенной России, возможности и условия для преподавательской карьеры, взаимоотношения со студентами. Прослежены ступени профессиональной карьеры Н.П. Кондакова. Он, защитив магистерскую и докторскую диссертации, смог внедрить в систему российского высшего образования новый предмет - история искусств. Много внимания он уделял методике преподавания, изучал опыт работы с наглядными пособиями в лучших университетах Европы и разработать собственную методику преподавания своего предмета. Н.П. Кондаков благодаря трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям становится профессором Петербургского университета, штатным академиком Императорской Академии Наук.
Особенностью исследования является то, что его собственно научная деятельность осталась за пределами анализа, рассматривается лишь профессионально-статусная сторона - становление его профессионального авторитета, деятельность в Академии Художеств и в Академии Наук. Уделено внимание и такой стороне как административные таланты Кондакова Н.П. и их применение. Трудолюбие Н.П. Кондакова проявилось и в организационной, административной деятельности. Она была успешной и в Одесской рисовальной школе, а затем в Императорской Академии Художеств в Санкт - Петербурге, в Императорской Академии наук.
Российская дореволюционная действительность была далека от благополучия, но государство создавало для высококвалифицированной интеллигенции благоприятные условия. Достаточно высокий уровень материального обеспечения, возможность для ведения научных исследований, финансирование экспедиций и т.п. - все это вполне прослеживается по документам Н.П. Кондакова. При этом надо иметь в виду, что научная деятельность Н.П. Кондакова отвечала идеологическим задачам и геополитическим интересам государства в то время и, естественно, он получил, может быть, больше возможностей для своих исследований, чем другие. Византиноведение было сравнительно малоизученной сферой, обладая большими способностями, он смог многое сделать в этой области. История искусства и культуры Византии была близка к православной русской культуре, поэтому научная деятельность Н.П. Кондакова имела большой общественный резонанс. Византинистика имела и идеологическое значение. В период реформ, социальных волнений, и первой мировой войны возрастал интерес к геополитике, идеологическое обоснование которой могла дать византинистика. Таким образом, Н.П. Кондаков, профессионально рассматривая преемственность российской и византийской культуры, мог укрепить идеологические позиции России в православном мире и на Балканах. Соответственно члены царской семьи проявляли интерес к работам Н.П.Кондакова, способствовали подобным исследованиям, оказывали покровительство. Государственная власть выделяла деньги на экспедиции, издание монографий, организацию научных обществ и институтов. Следовательно, поддержка государства, необходимая для эффективного проведения научных исследований и экспедиций была обеспечена Н.П. Кондакову.
Личность Н.П. Кондакова была очень сложной. В ней переплелись как положительные, так и отрицательные качества. Закрепившиеся в детстве комплексы повлияли на некоторые стороны характера ученого. Он был некоммуникабельным человеком, замкнутым, не всегда понятным в общении, строг в оценках профессиональных и личных качеств окружающих его людей, упрям, категоричен. Однако в этом скрывались и положительные качества ученого. Сложные условия, в которых он формировался, как профессионал и как личность, научили его быстро принимать решения, мгновенно отличать любую фальшь от истины, пренебрегать комфортом, быть великодушным по отношению к талантливым и трудолюбивым людям, помогать сохранению и приумножению культурного наследия страны, быть последовательным в рассуждениях и принципах.
Социально-политические потрясения в период революций 1917 г. и гражданской войны кардинально изменили не только исторический путь страны, но и жизненный путь Н.П. Кондакова. В этом смысле его судьба -сколок судьбы поколения. На примере Н.П. Кондакова видно как государство в период политических и социально-экономических преобразований теряло свой интеллектуальный потенциал, лучшие научные кадры.
Пример судьбы Н.П. Кондакова показывает, что российское общество не всегда нуждалось в профессионалах, их знании и опыте. Вынужденная эмиграция не стала «пустым» этапом его жизни. В эмиграции Н.П. Кондаков, несмотря на преклонный возраст, смог вести профессиональную деятельность и как преподаватель, и как ученый, смог реализовать свой творческий потенциал, что еще раз доказывает истинный профессионализм ученого. Академик читает лекции в одном из лучших университетов Европы - Карловом университете, организует частные студенческие семинары на дому, продолжает воспитывать последователей своего научного направления. Ученики Н.П. Кондакова после смерти своего учителя основывали научный институт по изучению русской иконописи, который носит имя российского ученого. В Праге искусствовед подготовил к публикации свои труды, созданные им за последние годы.
Таким образом, на примере жизни и судьбы Н.П. Кондакова, известного российского ученого изучается проблема взаимоотношений творческой личности и государства, влияние социальных, политических условий на профессиональную деятельность. Творческие люди, в данном случае, Н.П. Кондаков, видели многие недостатки общественного устройства, однако в силу своей сознательной отстраненности от прямого участия в политических преобразованиях, не знали действенных способов их исправления, нередко они идеализировали действительность. Погружаясь в книжный мир, провозглашая идеи, интеллигенция порой не могла предположить, как новые теории будут преломляться в общественном сознании.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Винокурова, Наталья Андреевна, 2000 год
1. Опубликованные материалы Н.П. Кондакова и о Н.П. Кондакове
2. Кондаков Н.П. Введение в археологию варваров: Лекции академика Кондакова, читанные перед его смертью в Пражском университете. Прага, 1924. 60 с.
3. Кондаков Н.П. Византийские перегородчатые эмали. Собрание A.B. Звенигородского. История и памятники византийской эмали. СПб, 1892.
4. Кондаков Н.П. Воспоминания и думы Н.П. Кондакова. Prague.: Seminarium kondakovianum. 1927. 79 с.
5. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью раннего возрождения Иконописный Сб., вып. IV. Изд. Высочайше утвержденного Комитета Попечительства о русской иконописи. СПб., 1911.
6. Кондаков Н.П. История Византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876.
7. Кондаков Н.П. История Византийского искусства и иконографии. II. Мозаики Кахрие-Джамиси. Одесса, 1881.
8. Кондаков Н.П. наука классической археологии и теория искусства. Вступительная лекция, читанная 9-го сенября 1871г. в императорском Новороссийском университете. Одесса, типография: Ульриха и Шульце, 1872. 42 с.
9. Кондаков Н.П. Отчет доцента Н. Кондакова о его занятиях заграницей с 1- го марта по 1 е сентября 1875 года. // вырезка из XVIII тома Записок Императорского Новороссийского Университета. Одесса. Печ. В типографии Ульриха и Шульце, в Красном переулке.
10. Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага: Изд. Чеш. академии наук и искусств, 1929,455 с.
11. Кондаков Н.П. Современное положение русской народной иконописи. Спб., Общество любителей древней письменности (ОЛДР), 1901. 67 с.
12. Кондаков Н.П."Памятник Гарпий из Ксанфа в Ликии'У/ Записки Новороссийского Университета. Т.ХИ, Одесса, 1873. С. 1 234.
13. Никодим Павлович Кондаков, 1844-1924: К 80-летию со дня рождения /ст профессора Л. Нидерле, доктора Е. Миннса, профессора Муньоса и др. Прага: Пламя, 1924. 85 с.
14. Памятная книжка Императорской Академии Наук на 1894 год. СПб., 1894, 291 с.
15. Русские древности в памятниках искусства, издаваемые графом И. Толстым и Н. Кондаковым. Вып 1 6. СПб. 1889-1899.
16. Сравнительная таблица Уставов университетов 1884, 1863, 1835 и 1804 г.г. Санкт- Петербург. Типо литография, 1901. 295с.
17. Товарищество передвижных художественных выставок. 1869 1899. Письма, документы. В 2 кн. М., 1987. 668 с.1. Архивные материалы.
18. Отдел рукописей Государственного музея Изобразительных Искусств им Пушкина, ф. 6, Цветаев И. В., оп 1. (ГМИИ Им. Пушкина)
19. Отдел Письменных Источников. Государственного Исторического Музея. (ОПИ ГИМ):ф. 440. Забелин И.Е.;ф. 37. Симони П.К.
20. Отдел рукописей Института Российской Литературы (ИРЛИ Пушкинский дом):ф. 3; Аксаков И.С. оп 4;ф. 66. Гагарин Г.Г.;ф. 134. Кони А.Ф.;ф. 377. Венгеров С.А.;ф. 3331 32 б/н. Письма Чехова А.П. к Кондакову Н.П.
21. Отдел рукописей Российской Национальной Библиотеки. (РНБ):ф. 738. Стасов В.В.;ф 608. Помяловский И.В.;ф. 246. Бутлеров М.А.
22. Государственный Архив Российской Федерации. (ГАРФ): ф. 543, Царскосельский дворец;ф. 990. Мансуров Б.П.
23. Отдел рукописей Государственной Третьяковкой Галереи. (ГТГ): ф. 1. Третьяков П.М;ф. 10. Остроухов И.С.; ф. 54 Поленов В.Д.1. Мемуары
24. Муромцева В. Н.П. Кондаков (к пятилетию со дня смерти) //Последние новости (Париж). 1930. 21. 02. С.4.
25. Бунин И. А. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. М.: "Советский писатель", 1990, 416с.
26. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М.: "Высшая школа", 1991,- 352 с.
27. Воейков В.Н. С царем и без царя. М.:"Родник", 1994. 272 с.
28. Кизеветтер A.A. На рубеже двух столетий. Воспоминания 1881-1914. М.: "Искусство", 1997. 396 с.
29. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.: "Мысль", 1993. 416 с.
30. Князья Трубецкие (составитель A.B. Трубецкой). Россия воспрянет! М.: "Военное издательство", 1996. 528 с.
31. Трубецкой Г.Н. Годы смут и надежд. / Россия воспрянет. М., 1996 . С. 45-123.
32. Кондаков С.Н. Предисловие к Воспоминаниям Н.П. Кондакова Prague.: Seminarium kondakovianum. 1927 С. 5-8.
33. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств. 1764 1914. Спб., 1915. Ч. 1. 353 с.
34. Кони А.Ф. "Вестник Европы"/ Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т.7. М., 1969. С. 220-260.
35. Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т. 7. М.: "Юридическая литература", 196ä568c.
36. Милюков П.Н. Воспоминания. Т. 1. М.: "Современник", 1990. 446с.
37. Шульгин В.В. Дни. 1920. Москва: Современник, 1989. 559 с.39