Музыкальное искусство Кореи XV века в контексте художественно-эстетических течений эпохи Возрождения (период Чосон, историческое правление Сечжона) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Лим Хён Чжун

  • Лим Хён Чжун
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 0, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 135
Лим Хён Чжун. Музыкальное искусство Кореи XV века в контексте художественно-эстетических течений эпохи Возрождения (период Чосон, историческое правление Сечжона): дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 0. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Лим Хён Чжун

художественно-эстетических 1ечений >похн Возрождения.

1 I Основные направления музыкально-художественного творчества в Европе XV столетия

1 1 1 Инструментальная музыка

1 1 2 Вокальная музыка

112 1 Религиозная музыка Бургундской школы

112 2 Религиозная музыка франко-фламандской школы

1123 Светская музыка Бургундской школы

112 4 Светская музыка франко-фламандской школы

112 5 Английский кэролл

1 2 Духовно-художественные основы музыки раннего периода Чосон

I 2 1 Инструментальная музыка

I 2 2 Вокальная ч\ зыка

1 2 3 Танцевально-хореографические произведения Чончжэ 55 12 3 1 Хянак Чончло раннего периода Чосон (дворцовый танец в сопровождении традиционной м\зыки Хянак) 55 12 3 2 Такак Чончжэ периода Чосон (творцовый танец пришедший в Корею из Суньекого Китая)

Г-ыва 2 Музыка Аак и буддистская музыка Чосона

2 1 Чохве Аак «Изысканная музыка \тренних собраний» 59 2 2 Хвере Аак «Изысканная музыка соборных церемонии»

Таблица № 2 Хвере Хопга при дворе Сечжона

Габ шца К» 3 Хвере Гы ira при дворе Сечжона

Таблица N" 4 Хвереен 1 ыш а при творе Сечжона

Гаопича Я- 5 Хвереен Хонга при дворе С ечжонд

2 3 Мере Аак «Изысканная \(\ !ыка жерпзепных церемоний»

2 3 1 Чонме Череак «М\ зыка Ai.piвенной церемонии Чонмс > 65 2 3|| I loc ic ювть |ыюсгь ри г\а.1ьпы\ этапов жертве!шоп церемонии 66 2 3 12 М\ 1ыка п.ная up\Ki\pa 67 2 3 2 Mmiml Черык \h зыьа жеризеинои церемонии М\име 67 2 3 2 1 Hoe ie u>Baie ibiioeii и шов жершепнои церемонии и вока 1ыю ишцевадьная м\(ыка

2 3 2 "" ( I )i\ к I \ р 1 м\ <ыка и мои композиции

2 3 2 3 ОеобеШ1ое1И ефчмлры

2 4 Ь\ I шеккая м\ (ыка 70 2 4 1 Иеюрпчеекни фон

2 4 2 С пецифнчеекне особенноеги 6v 1 шетекои музыки 72 Г шва 3. М\ зыка Чянак, Гамак и Кочхвиак периода Чосон

3 1 М\ зыка Хянак

3 I 1 Ч\зыка п>иые инефчменгы ия Хянак раннею перио ia Чоеон 78 3 I 2 Мчзыка п.ныи кагр Хянак раннего иерио ta Чоеон 78 3 12 1 Понннь н <1 нбиочхо1па> 7е) 3 12 2 Чан i юл п I lo I х )i ixeii

3 2 М\ зыка 1анак

32 I М\ зыка н ные ине ф\мины i1я 1аиак раннею перио u> Чосон

3 2 2 М\ и гка п libit кочпатпмп Ian ik раннею перпо ui Чоеон

3 2 2 1 Похочжа

3 2 2 2 I lai янчх\н

3.2 I пик на п нын канр I анак Чошыо pamitio iu рио ia Чо« он

3 3 Iоржес 1 вепно маршевая музыка Кочхвиак

3 3 1 Рашови шоеш м\ зык и Кочхвиак и коми юкюванис оркестра

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальное искусство Кореи XV века в контексте художественно-эстетических течений эпохи Возрождения (период Чосон, историческое правление Сечжона)»

Актуальность исследования. Явление музыкально-художественного творчества, будучи частью общей культурной среды, формируется в соответствии с целым рядом взаимозависимых обстоятельств, характеризующих конкретную историческую эпоху, таких как: социальная система, политический строй, географический ландшафт, а также особенности языка и местных обычаев в купе с религиозными учениями. Если рассматривать музыку как составную часть материальной и духовной реальности мира, то ясно прослеживается взаимодействие и взаимопроникновение культур на гуманистических, объединяющих началах в таком огромном обществе, как человечество в своей совокупной целостности. Это и есть наиболее оптимальный и эффективный способ связать воедино и духовный потенциал, и эмоциональный мир человека Востока и Запада. Корейская музыка едва ли упоминается в каких-либо работах по истории этого искусства. Поразительно, однако, то, что и в корейской музыке был период XV в., который по масштабности произошедших перемен и по глубине творческой мысли людей его сотворивших способен соперничать с европейской историей. На данном историческом этапе созрела необходимость обобщения опыта и анализа творческих достижений корейских музыкантов эпохи Чосон. Необходимо иметь в виду, что эта эпоха охватывает несколько исторических периодов. В данной работе речь идёт о временном отрезке, называемом ранний Чосон, т. е. о XV в., времени правления короля Сечжона, возродившим к жизни музыкальные достижения предшествующих столетий и открывшим перед музыкой новые реальные горизонты.

Актуальность исследования определяется научной не изученностью процесса исторического развития музыкального искусства в Республике Корея, являющейся одной из трех основных стран, составляющих такой своеобразный и самобытный в культурном отношении феномен, как Дальневосточная цивилизация. Данная работа обращена к этой проблеме с позиций аналитического метода исследования, сложившегося в европейской науке, позволяющей выйти за рамки одного конкретного культурного ареала, с тем, чтобы найти общетеоретические позиции для сравнения столь различных по своим культурным истокам и традициям сообществ, как Европа и Дальний Восток, а также благодаря этому раскрыть специфику и глубину музыкальной уникальности последнего.

Западная музыка с незапамятных времен по настоящее время, при наличии фундаментальной научно-теоретической базы, развивалась на основе исторических традиций, имевших конкретное материальное выражение, что и позволило ей стать общераскрытым всему миру языком международного общения. Рост и эволюция музыкального искусства на Западе осуществлялись на фоне философии конкретных исторических реалий, таких как: общественный строй, экономика, политика, культурный арсенал. В особенности столь значительный период как Ренессанс явился для истории человечества важнейшим поворотным моментом, круто изменившим его духовное, культурное и художественно-эстетическое развитие.

Еще одно важное обстоятельство, обусловившее актуальность обращения к теме исследования. Именно XX век можно считать эпохой возрождения ренессансной музыки. Любовь к национальной культуре особенно характерна для XX столетия; как очевидно, именно в периоды острых мировых катаклизмов с особой яркостью и полнотой пробуждается национальное самосознание. Сосредоточие внимания на национальных особенное'.ях художественного творчества включает и обострённый интерес к его корням и традициям. Именно в этой художественной атмосфере благодаря композиторам и музыковедам было сконцентрировано внимание на раскрытии и исследовании давно забытых пластов средневековой и ренессансной культуры. Древние рукописи, хранившиеся столетиями в монастырях и частных коллекциях, увидели, наконец-то, свет, тем самым значительно сокращая «белые пятна» в музыкально-исторической картине мира.

Объект исследования - теория и практика формирования музыкального искусства Кореи XV века в единстве социальных, культурных и эстетических аспектов (историческое правление Сечжона) Предмет исследования - процесс целостного развития музыкального искусства Кореи XV века (историческое правление Сечжона) в сопоставлении с художественными течениями эпохи европейского Ренессанса

Цель настоящего исследования - раскрыть уникальность музыкального искусства периода Чосон, послужившего особой плодотворной почвой для дальнейшего совершенствования музыкальной культуры Кореи в целом Задачи: проанализировать основные направления музыкального творчества в Европе XV века,

- выявить особенности развития инструментальной, вокальной, религиозной и светской европейской музыки,

- исследовать художественные течения в музыке Кореи XV века,

- раскрыть специфику национальных жанров корейской музыки,

- сравнить особенности музыки Аак и буддистской музыки периода Чосон,

- описать виды и особенности национальных музыкальных инструментов Кореи XV века,

- рассмотреть музыкальное искусство периода Чосон в контексте художественных тенденций эпохи Возрождения,

Методологической основой исследования явились:

- философское положение о единстве мира,

- теория комплексной деятельности человека во всем многообразии его взаимоо г ношений с окружающей средой

Степень изученности проблемы Самым важным источником сведений об исторической эпохе правления корейского короля Сечжона была и остается хронология главных событий его царствования, собранных в книгу «Сечжон Силлок» - «Записи о фактах времени Сечжона» В ней содержится подробный перечень событий, произошедших во дворце и семейном кругу короля, что дает весьма точные исторические данные об этом времени. Чан Сахун, который всю свою жизнь посвятил изучению музыки считал: «История музыки никогда не будет полной, если ограничиться лишь библиографическим или же историческим обзором эпохи». Несмотря на важность таких вопросов, как: формы музыкального искусства, особенности мелодики, музыкальные инструменты, использованные в ту или иную историческую эпоху, - если ограничиться ответом лишь на эти вопросы, история музыки в истинном значении этого слова не будет обладать обстоятельностью. С этой точки зрения подробное изучение материалов, составлявших социально-художественный фон эпохи короля Сечжона, на основе хроники «Сечжон Силлок» - крайне важное и необходимое дело.

Всемирно известный историк музыки Н. М. Миллер справедливо полагал, что всё, что мы знаем о минувших веках, взято из анонимных нотных записей и хранящихся в рассыпанных по Земле библиотеках и музеях. Поэтому всем студентам, стремящимся посвятить жизнь изысканиям в области истории музыки, нужно много и упорно изучать подобного рода документы. Учитывая такое понимание музыкально-исторического знания, а также тот факт, что в «Сечжон Силлок» входит не только общее описание событий, связанных с музыкой, но и содержит нотные записи самих произведений - именно этот источник представляется наиболее соответствующим целям данного исследования. Ясно также и то, что все известные учёные, занимавшиеся проблемами истории корейской музыки, такие как: Чан Сахун, Сон Бансон, Сон Гённин и Ли Хэгу, опирались главным образом на данные, приводимые в этой исторической летописи.

Автор данной работы постарался расширить круг рассматриваемых источников. В частности, были собраны подробные сведения по истории возникновения и совершенствования оригинальных музыкальных инструментов, использовавшихся при исполнении корейской музыки. Затем, используя также конкретно-исторический метод европейской науки, автор произвёл знали i музыкально-исторических фактов периода начала правления династии Ли в Корее.

В частности, при рассмотрении буддистской музыки в качестве основного материала был взят научный труд доктора наук Пак Помхуна. В результате постижения собранных в нем данных удалось установить факт непосредственного участия короля Сечжона в создании буддистской музыки в период, когда в стране утвердилась идеология конфуцианства, а буддизм подвергался систематическим ограничениям и гонениям. Благодаря сведениям, непосредственно сообщённым автору диссертации буддистским священнослужителем по имени Ли Гён в музее Сеульского университета Тонгук, были обнаружены ценнейшие письменные свидетельства по истории корейской буддистской музыки, упоминания о которых нет ни в хронике «Сечжон Силлок», ни в аналогичной летописи, хранящей факты о событиях, произошедших за весь период правления династии Ли в Корее. Впервые предпринятое изучение древнейших документов, таких как «Сари Ёнунги» и др., касающихся эволюции буддистской музыки, стало для автора значительным этапом в работе по изучению одной из составляющих музыкальной культуры периода Чосон.

Теоретической основой послужили труды корейских исследователей по проблемам философии (Свитерих, Хан Хынсон и др.), по истории музыки (Хуго Лейхтентгрит, Чан Сахун, Ли Хэгу, Сон Гённин, Сон Бансон, Ли Сончжон, Хан Нанён и др.), по вопросам теоретического музыкознания (Со Ханбон, Сон Бансон, Ли Квансук, Сон Тхэрён и др.), работы по вопросам преподавания музыки в Корее (Ю Докхи, Кин Ёндон).

Базой для диссертационной работы стали исследования российских учёных по истории музыки (В В. Протопопова, Ю.К. Евдокимовой, Ю Н. Холопова, М.А. Сапонова, В. Д. Конен, Т. Н. Ливановой, Н.А. Симаковой, О.И. Захаровой, Е.Б. Долинской, М.С. Филатовой-Скребковой и др.)

Изученная литература на английском языке посвящена проблемам философии, истории и теории музыки эпохи Ренессанса (А. Веструп, Н. М. Миллер, Г. Риис, Пауль Генри и др.)

В диссертации использовались следующие методы исследования:

- сравнительный анализ музыковедческой литературы, изданной на корейском, русском, английском языках по проблемам исследования;

- комплексный исследовательский метод. Организация исследования.

Этап первый (1991-1995)

Для всестороннего анализа проблемы, заявленной в названии диссертации, был определён круг вопросов, подлежащих изучению, с целью формирования фактологической базы исследования; собраны имеющиеся в наличие материалы и монографии; изучены письменные исторические свидетельства и литература, хранящиеся в архивах Мемориала короля Сечжона, Государственного института национального музыкального искусства, Национально-музыкального училища и корейских специализированных школ искусств, произведен отбор работ, опубликованных на корейском, английском и русском языках, посвященных европейской музыке эпохи Ренессанса, проведена их классификация в соответствии с ракурсом исследования Этап второй (1995-2000)

Вследствие ограниченности общедоступных источников информации по вопросам исторического процесса формирования музыкальных традиций в Корее были проведены личные встречи со специалистами и исследователями, располагающими интересными для автора архивными данными по обусловленной проблеме В частности были изучены отчёты научно-исследовательского Института Искусств Есульвон относящихся к вопросам обоснования музыкально-исторического процесса в Корее, и отобраны необходимые материалы

Этап третий (2001) - период окончательного оформления собранных на предыдущих этапах работы научных материалов, ранее представленных в виде статей в специализированных музыкальных и академических периодических изданиях, в форме докладов на научных семинарах. Основные теоретические выводы проведенной работы оформлены в четырех статьях, опубликованных в специализированном музыкальном журнале «Сиса ымак». Получены положительные заключения об этих работах читателей, учащихся музыкально-образовательных учреждений, а также студентов профессиональных музыкальных высших учебных заведений. 30 мая 2001 года на заседании научного семинара, организованного университетом Самюкый мёнтэхак, прочитан доклад по теме данного исследования; научное сообщение «Влияние, оказанное философией периода Чосон на музыкальное искусство» было сделано на собрании научно-музыкальной ассоциации Республики Кореи - «Восточно-Западная академия».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эпоха Ренессанса в истории культуры Востока и Запада - важнейшая веха в процессе гуманистического развития человечества. Музыкальное искусство в этот период миновало границы отдельного государства, сохранив свою специфику и уникальность.

2. В истории художественной культуры музыкальное искусство Кореи является самобытным феноменом, имеющим национальные истоки и собственные традиции

3. Политические, экономические, общественные и культурные преобразования Кореи XV века послужили стимулом бурного развития музыкального искусства.

4. Бурный расцвет музыкальных стилей и жанров в государстве Чосон -выдающееся и своеобразное явление в истории мировой культуры.

5. Исследования художественных течений и музыки Чосон в контексте направлений музыкального творчества в Европе XV столетия позволяют выявить ключевые позиции, объединяющие культуры Востока и Запада.

6. Влияние реформ исторического периода правления короля Сечжона осуществляется через оптимизацию созданной лично им теоретической базы для классификации музыкальных жанров, развитие музыкального инструментария и распространение художественных принципов, сложившихся в XV столетии, в современной культуре корейского государства.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые:

- изучено музыкальное искусство Кореи периода Чосон, исторического правления Сечжона на историческом фоне художественно-эстетических течений Европы эпохи Ренессанса;

- выявлены особенности становления музыкальной культуры Кореи в XV столетии;

- на примерах, прославивших историческую эпоху правления Сечжона, проанализировано значение личности музыканта,

- определено принципиальное значение музыкального искусства Кореи XV века для дальнейшего развития национальной культуры последующих веков

Практическая значимость исследования заключена в систематизации материалов по истории корейской музыки XV века, классификации сочинений на основе собранных исторических фактов Диссертация вводит в научный оборот комплекс проблем, касающихся истории корейской музыки и культуры Положения, выводы, материал приложений позволяют значительно расширить научные представления о существе изучаемой культуры Материалы диссертации могут быть использованы в качестве учебного пособия для колледжей и вузов искусств по истории музыкального искусства Кореи, в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий по проблемам истории искусства

Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением ком апекса теоретических и практических методов исследования, адекватных его предмету, объекту, задачам и этапам

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры Музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт

Петербург, Россия), а также в Ханянгском и Самхоокском Университетах. Теоретические материалы диссертации были апробированы в лекционной и просветительской деятельности автора работы. Структура работы: диссертация объемом 135 машинописных страниц состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Лим Хён Чжун

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение диссертации суммируются результаты проведенной научной работы Далее мы приводим основные положения сделанных нами заключений, явившихся основой для доказательства выдвинутых в начале этой работы гипотез и положений, вынесенных на защиту

Во-первых, Ренессанс и ранний период Чосон были ознаменованы идейно-философской революцией, в каждом из случаев сломавшей старые барьеры привычных представлений о мире и заставившей людей жить в соответствии с новыми ценностями Идейное течение гуманизма стало основой для нового мировоззрения, результатом которого явилось религиозное движение Реформации, одного из главных поворотных пунктов в истории религии Это определило особенности музыкального искусства того времени, заключающиеся в том, что связь между пришедшей из Средневековья музыкой и светско-популярным музыкальным творчеством стала неразрывной и главенствующей Схожей с европейским средневековым христианством по силе духовного господства в умах и сердцах людей явилась религиозно-философская система буддизма, которая столь же уникальным образом управляла мыслями и делами Кореи на протяжении более 1000 лет, включая период существования первых трех корейских государств, период Объединенной Сиплы и 400-легний огрезок правления династии Коре, непосредственно предшествовавший рассматривавшемуся нами периоду Чосона Музыкальная культура этого переходного периода была подготовлена и сформирована выкристаллизовавшимися на протяжении веков сложнейшими религиозно-церемониальными действами богопочитания государственного уровня, такими как Ендынхве («Собрание «горящих фонарей») и Пхальгванхве («Собрание восьми ворот»), цель проведения которых заключалась в вознесении молитв о мире и процветании государства и королевской семьи Музыка и танцы носили при этом задачу привлечения божественного внимания к делам смертных и дарования им своего покровительства и благоденствия В этом проявилось общечеловеческое назначение музыкального искусства - обращение к высшему трансцендентному началу, и его сакральный характер, призванный восстанавливать связи между миром духа и миром людей. Различие эпохи Ренессанса и эпохи раннего Чосона с точки зрения идеологического контекста музыкального искусства заключалось в том, что, если Ренессанс привнёс в музыку свободу самовыражения творческой личности во всём многообразии её индивидуальных особенностей, ставшими определяться как божественные проявления, то в эпоху корейского политико-культурного переворота XV века, совершённого при решающей роли короля-реформатора Сечжона, божество не утратило своей значительности, разделив её со смертными созданиями, оно лишь изменило свой облик, став более национально-окрашенным. Так если ранее сонмы буддистских духов и небожителей носили интернациональный характер, замена их в сознании корейцев в таких религиозных ритуалах как Чонмё на фигуры предков короля и своих собственных прародителей, ставшими основными после основателя конфуцианства объектами религиозного почитания, перенаправила поток религиозных чувств, выражавшихся в музыке, на более конкретно понимаемую зависимость людского от божественного, как перехода души из менее совершенного в более совершенное существование, которое есть вечность, предопределяющая жизнь конечного материального мира, сконцентрировавшегося для корейцев в рамках китайско-корейско-японского культурного ареала.

XV век - период расцвета корейской религиозно-культовой музыки, по широте охвативших её изменений и небывалому жанровому разнообразию, генерированного внутри неё, значительно превзошел европейскую церковную музыку по степени прогрессивности её трансформаций. Таким образом, можно считать доказанным тезис о том, что при полной изоляции художественных процессов, шедших в Корее на протяжении столетий, предшествовавших XV веку от Ближневосточно-Европейской монотеистической цивилизации и полной невозможности любого культурно-идейного взаимодействия или противостояния, функция музыки как инструмента сакрального контакта мира материального и мира трансцендентного была полностью идентична в традиционных обществах до-ренессансной Европы и до-Сечжоновской Кореи Не вызывает сомнения и тот факт, что и после глобального по масштабам идейно-культурного переворота, произошедшего по различным историческим причинам, но совпавшего по времени в Европе и Корее XV века, музыка сохранила свой статус «священного искусства», обязанного служить целям и задачам духовного очищения и облагораживания человеческой природы

Во-вторых, как в музыкальном, так и в социальном отношении вокальная музыка получила несравненно большее развитие в Европе, по сравнению с Кореей начала XV века Вокальная музыка Ренессанса была рождена идеями гуманизма о теснейшей связи слова и музыки, развившись в четырех-, а иногда, и в пяти-шести голосную полифонию Это была эпоха музыкально-художественного совершенства, имя которому - золотой век хоровой музыки в жанре каппелы (а сарреНа)

В то время, как вокальная музыка в Европе, следуя закономерностям исторического процесса, приобрела неизвестную ранее свободу в оперировании элементами полифонии в соответствии с замыслами автора, талант которого стал единственным мерилом и критерием при оценке близости произведения к божественному, именно сохранение в неизменности музыкальной формы при смене текстового наполнения оказались главными принципами, определившими тенденцию развития вокального искусства в Корее в это же время Причиной тому было диктуемое конфуцианством положение о следовании образцам и моделям, признанными лучшими в своем роде Поскольку созданные в предыдущий исторический период произведения вокального искусства подверглись процедуре тщательного отбора, прежде чем быть признанными последующими поколениями, они были, безусловно, предпочтительней любой новой формы, ибо она вносила бы вариативность в систему жанров этого вида искусства Данный вывод может служить доказательством тезиса о социально-идеологической обусловленности тенденций развития музыкального искусства в любом обществе, вне зависимости от конкретно-исторических особенностей и различий их музыкальных систем.

В-третьих, в области инструментальной музыки период Чосона в Корее оказался явно более продуктивным по сравнению с ренессансной Европой XV века как по объёму, так и по разноплановости данного вида художественного творчества.

Набор инструментария корейских музыкантов того же периода поражает разнообразием и количеством. Изготовлением и производством инструментов занимались специально созданные правительством органы Акки Тогам, а реструктуризация музыки Аак привела к значительному усилению струнно-духовой группы в оркестре, обслуживающем разнообразные церемонии и процессии. Помимо этого, каждая официальная церемония или религиозно-культовое мероприятие были разделены на этапы Для них, соответственно, создавалась и музыкально-инструментальная композиция

Систематическое и строгое разделение инструментального инвентаря для исполнения определенных или даже предписанных к исполнению определённых произведений на самом деле определяется ведущей ролью инструментов во всей музыкальной системе сформированной в условиях нового конфуцианского государства, вполне сравнимой с ведущей ролью вокальной музыки Средневековья и раннего Ренессанса

В-четвёртых, очевидно различное положение светской музыки в музыкальных системах Европы периода Ренессанса и начала периода Чосон в Корее Под воздействием процесса смены мировоззрения музыкальное искусство становилось в XV веке все более и более популярным в Европе

Развитие книгопечатания ещё больше расширило сферу влияния и распространения светской музыки, и для любого образованного европейца стало обязательным умение играть на музыкальных инструментах и читать ноты с листа. Европейское общество жило по христианским законам, в то время как корейская музыкальное искусство полностью подчинялось принципу «Служения сильному», в основе которого лежала конфуцианская мораль.

В силу этого положения музыкально-жанровая система, обслуживавшая нужды ритуально-церемониального этикета королевского дворца и его приближённых, получила довольно значительный импульс к своему развитию, при том что вся фольклорная музыка, такая как Хянак и Минсогак, почти в неизменном виде была унаследована от прошлой эпохи государства Коре. Только лишь во времена короля Сечжона Хянак был выделен как особый жанр, учреждённый в качестве официально признанного среди остальных видов и стилей музыки.

В отличие от европейской светской музыки, которой в равной мере могли наслаждаться как простолюдины, так и аристократы, музыка периода Чосон, несмотря на всё её многообразие и развитость средств музыкальной палитры, была предназначена для небольшого правящего слоя и процедур ритуально-церемониального характера Это и явилось одной из основных причин её застоя в последующие годы

Идеология гуманизма явилась синтезом идеи двойственности мира -мир стал снова един, когда человек стал мерилом обоих миров Музыка отразила этот процесс синтезом сферы светской культуры шансона, понятной и близкой душам многих людей, и вокально-музыкального творчества, относившегося к области чисто религиозного искусства Однако закономерности революционного процесса, который переживала Корея в начале XV века были иными, поскольку сутью их было восстановление нарушенной прежними правителями гармонии во вселенной, а она состояла не в соединении двух миров бытия, а напротив, в чёткой стратификации их взаимного расположения Кроме того, поскольку порядок установления гармонии имел чёткую вертикально-имманирующую направленность, все усилия движущих сил этого революционного процесса в лице идеологов новой королевской династии были направлены на наведение порядка в сфере «высокого» искусства, так как считалось, что остальное будет приведено в соответствие с этим образцом в силу естественного закона вселенной. Дело в том, что роль религиозной сферы жизни в корейском обществе как раз и составляла область религиозно-церемониальных процедур, исполнение которых входило в обязанности короля и его высших сановников. А светская сфера совпадала с «низким», то есть, бытовым, простонародным. Таким образом, можно считать доказанным тезис о том, что духовная революция имевшая место в жизни как Европы, так и Кореи в XV веке, по своей сути преследовала одни и те же цели, а именно, задачу «возрождения» сакральности мира, восстановления утраченной гармонии и приведение вселенной в соответствие с представлением об идеальном мире, где божественное имманентно человеческому.

В-пятых, особенностью музыкальной культуры периода Чосон, определённым образом отличавшей её от европейской музыкальной традиции была синтетичность. При рассмотрении наиболее значительного явления в этой области в начале периода Чосон, которым являлась музыка Аак, нельзя не заметить тот факт, что она всегда исполнялась только в соответствие с ритуальным этапом той или иной официальной процедуры, а гакже и то, что по форме это было комплексно-музыкальное действо, объединявшее в себе инструментальный компонент, вокальные партии и танцевальное представление Это, несомненно, является ещё одним проявлением концепции о строгом отражении и следовании небесному закону «Ли», который управляет всем многообразием материального и духовного бытия Суть объединения всех имевшихся средств выражения музыкального творчества в особые комбинации, логичным образом связывавшие различные стороны человеческого существа в единый образ гармоничной целостности, состояла в максимально интенсивном контакте с миром духовным - в зависимости от типа содержания, которое было необходимо довести до него. Корни же подобного понимания необходимо искать в шаманистском прошлом корейской нации, которые за столетия «цивилизаторства» китайской культурой были выведены из активного сознания нации, но сохранились в форме эстетических канонов и эмоционально адекватных форм музыкального творчества. в 2001 году ЮНЕСКО объявило один из жанров традиционного музыкального искусства, а именно, Чонмё Череак, культурным достоянием человечества, что ещё раз подчеркивает интернациональную значимость и высокий уровень музыкального художественного творчества периода Чосон

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Лим Хён Чжун, 0 год

1. Ан Чонмо: История западной музыки, Тара, 1992

2. Арнольд Освое / пер. Со Бэсик: Эстетика и искусствоведение, Тэванса, 1997

3. Блюмер, Фридрих: Музыка барокко и Ренессанса, изд. Самхо, 1986

4. Дориан Ф. / пер. Ан Гичжа: История исполнения музыки, муз изд. Сегван, 1986

5. Издательский комитет корейских словарей: Словарь мировых музыкальных инструментов, изд. Исследования по корейской лексикографии, 1996

6. Издательский комитет корейских словарей: Иллюстрированный музыкальный словарь, изд. Исследования по корейской лексикографии, 2000

7. Издательский комитет Национального института искусств Республики Корея: История корейской музыки, изд. Нац. инст. искусств Республики Корея, 1985

8. Ким Донхван: Рассказы по истории музыки, Ымак Чхунчхуса, 1999

9. Ким Ёндон: История преподавания западной музыки, Кёуса, 1961

10. Ким Ёнок: Знакомство с корейской музыкой, Национальный институт этнографии, 1996

11. Ким Миэ: Западная церковная музыка, изд. Самхо, 1990

12. Ким Ухён: Принципы и методы преподавания традиционной музыки, Корейский музыкальный педагогический комитет, 1995

13. Ли Квансук: Корейское музыковедение, Сборник научных монографий Дэу, 1996

14. Ли Соннэ: Путеводитель по национальной музыке, изд. Сеул-медиа, 1997

15. Ли Сончхон: История национальной музыки, изд. Самхо, 1986

16. Ли Хэгу: Введение в историю корейской музыки, изд. Сеульского университета, 1975

17. Ли Хэгу: Сборник работ по корейской музыке, Муз. Изд. Сегван, 1988

18. Ли Чанчжик: Социальная история музыки, Чонъевон, 1988

19. Научное общество истории корейской музыки: Исторический альманах по корейской музыке, Национальный институт этнографии, 1996-2001

20. Но Чонхи и др. 3: Знакомство с историей западной музыки, изд. Конгукского университета, 1999

21. НИИ Музыки: История западной музыки часть первая, Симсольдан, 2000

22. Отдел аспирантуры Корёсского университета: Западные мыслители и история мысли, Поммунса, 1982

23. Пэк Кипхун: Заново написанная история церковной музыки, Чагынури, 1994

24. Рассел Н. Скваер: История церковной музыки, Хосаннаымакса, 1995

25. Ри Чхаюн: История музыки государства Чосон, изд. Искусства и Образования, 1987

26. Сборник Музыкального издательства Сегван: Большой словарь музыки, муз. изд. Сегван, 1993

27. Свитерих / пер. Ха Хечхан: История мировой философии, Пэчжэсогван, 1991

28. Со Ханбом: Введение в национальное музыковедение, изд. Тхэрим, 1985

29. Сон Бансон: Личности в корейской музыке, Ильчогак, 1988

30. Сон Бансон: Исследование по истории корейской музыки, изд. Ённамского университета, 1995

31. Сон Бансон: Направления развития корейского музыковедения, Йесоль, 1998

32. Сон Гённин: Музыка эпохи Сечжона, Изд. Мемориал Великого Сечжона, 1985

33. Сон Тхэрён: Основы корейского музыковедения, изд. Тончжин, 1996

34. Франсис Н. / пер. Пак Ильман: Основы истории философии, Сонгванмунхваса, 1992

35. Хан Манён: Изучение традиционной корейской музыки, Пхуннам, 1991

36. Хан Хвачжин: Личности в музыке государства Чосон, Национальный институт этнографии, 1995

37. Хан Хынсоп: Идеология корейской музыки, Минсогвон, 2000

38. Хон Севон: Знакомство с историей музыки, изд. Артсорс-лайбрари, 1990

39. Хон Севон: История западной музыки, изд. Современная музыка, 1995

40. Хон Севон. История музыки с комментариями, изд. Ёнсейевского университета, 2000

41. Хуго Лайтентрит/ перевод Ким Чэнгю: История и идеология музыки, Ханмунса, 1987

42. Чан Сахун: Музыка при дворе короля Сечжона, изд. Сеульского университета, 1982

43. Чан Сахун: Исследование традиционной корейской музыки, Национальный институт этнографии, 1982

44. Чан Сахун: Большлй словарь национальной музыки, муз. Изд. Сегван, 1984

45. Чан I ахун: История корейской музыки, муз. изд. Сегван, 1986

46. Ч;ш Сахун: Теория национальной музыки, муз. Изд. Сегван, 1986

47. Чан Оври: Музыка и литература, изд. Самхо, 1986

48. Чо Намвон / Ким Чонсу: Музыкальные инструменты, Национальный институт этнографии, 2000

49. Ю Докхи: История преподавания музыки в мире, Ханмунса, 1987

50. Ясперс, Карл / пер. Юн Сонбон: Введение в философию, Ыльсомунхваса, 1963

51. Richard Н. Hoppin: Средневековая музыка, изд. Самхо, 1991

52. Литература на английском языке

53. Alien, Warren Dwight: Philosophies of Music History, New York : Dover, 1962.

54. Apel, Willi : The Nation of Polyphonic Music, Cambridge Medieval Academy of America, 1949.

55. Apel, Willi: Harvard Dictionary of Music, Mass; Harvard Univ., 1944.

56. Blom, Eric(ed) : Groves Dictionary of Music, N. Y : St. Martins Press, 1966.

57. Bukofzer, Manfred : Studies in Medieval and Renaissance Music, W. W. Norton, 1988.

58. Bumey, Chas: A General History ofMusic, New York : Dover, 1962.

59. Cattin, Giulio : Music of the Middle age. New York : Cambridge Univ. Press, 1984.

60. Grout, Donald J. : History of Western Music, New York : W. W. Norton, 1988.

61. Hadow H. W. : The Oxford History of Music 6 vols., Oxford Univ. Press, 1929-1932.

62. Lang, Paul Henry : Music m Western Civilization, New York : W. W. Norton, 1941.

63. McKinneyand Anderson : Music in History, American Book Corn., 1980.

64. Miller, H. M.: History ofMusic, Harper and Row Pub., Inc., 1970.

65. Reese, Gustave . Music in the Renaissance, New York : W. W. Norton, 1954

66. Reese, Gustave : New Grove High Renaissance Masters, New York: W, W. Norton, 1984

67. Westrup, J. A.: New Oxford History ofMusic, Oxford University, 1960.

68. Westrup, Abraham : The New Oxford History ofMusic

69. Литература на русском языке

70. Вопросы музыкальной формы. Выпуск 2. М., 1972

71. И Гои-Ён. Логика и этика корейской музыки. Сеул., 1985

72. Из истории зарубежной музыки. Выпуск 4. М., 1980

73. Историко-теоретические вопросы Западноевропейской музыки. М., 1978

74. Конен В.Д. Эподы о зарубежной музыке. М., 1968.

75. Конен В.Д. Клаудио Монтеверди. М., 1971

76. Конен В.Д. Пёрселл и опера. М., 1978

77. Корейское классическое искусство. Сб. ст. (сост. Л. Киреева) М., 1972

78. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 г. Т. 1. -М„ 1988

79. Ли Чжу-Хван. Исследование о Кая. Сеул., 1985

80. Пак Тэ-уй. Структура тональности в корейской традиционной музыке. Сеул., 1982

81. Пелецис Г. Э. Месса Жоскена Депре «Matheur me hat». К вопросу о технике сочинения их cantus firmus» // Теоретические наблюдения над историей музыки. М , 1978

82. Протопопов В. В. История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII XIX веков. - М., 1965

83. Протапопов В В. Из истории инструментальных форм XII нач. XIX века. - М., 1979

84. Протапопов В. В. Из истории форм инструментальной музыки XVI -XVIII веков. Хрестоматия. М., 1980

85. Сон Бан-Сон. Введение в восточную музыку. 1991

86. Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978

87. У Ген-Ир. Введение в корейскую национальную музыку. -Петразаводск., 1996

88. У Ген-Ир, Ким Тх>Хун. Из истории корейской национальной музыки. Петразаводск., 1996

89. Чан Са-Хун. Сборник «Кугал». 1960

90. Чан Са-Хун Западная и восточная музыкт. Сеул., 1974

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.