Мусульманское сообщество Среднего Поволжья в этноконфессиональном дискурсе имперской политики России во второй половине XIX - начале XX в.: историко-политический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат исторических наук Шакирова, Алсу Минхайдеровна

  • Шакирова, Алсу Минхайдеровна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2009, Ульяновск
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 216
Шакирова, Алсу Минхайдеровна. Мусульманское сообщество Среднего Поволжья в этноконфессиональном дискурсе имперской политики России во второй половине XIX - начале XX в.: историко-политический анализ: дис. кандидат исторических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Ульяновск. 2009. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Шакирова, Алсу Минхайдеровна

Введение

Глава 1. Историография и методика диссертационного исследования

Глава 2. Эволюция государственной этноконфессионалыюй политики в отношении мусульман Среднего Поволжья : вторая половина

XIX в.-1917 г.

2.1.Мусульманское сообщество Средневолжского региона: социокультурная характеристика

2.2. Динамика конфессиональной политики российского правительства в отношении мусульманского населения региона

2.3.Проявления эволюции государственной политики контроля над деятельностью мусульманских общин и духовенства в регионе

Глава 3. Ислам в этнокультурной жизни народов Среднего Поволжья во второй половине XIX — начале XX в.

3.1. Этнокультурные особенности проявления исламского фактора в межконфессиональном общении народов региона

3.2. Проблемы модернизации идеологических основ культурно-образовательных и национально-религиозных сфер жизни мусульманского населения региона

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мусульманское сообщество Среднего Поволжья в этноконфессиональном дискурсе имперской политики России во второй половине XIX - начале XX в.: историко-политический анализ»

Актуальность исследования. Этнополитические и этнокультурные реалии современного общественного развития Российской Федерации приводят к необходимости обратиться к прошлой истории российского общества в поисках истоков тех проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. По мнению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева; «накоплен неплохой опыт общения сотрудничества мусульманской общины с государством» При выборе стратегии развития современного общества национальные и конфессиональные проблемы занимают важное место во внутренней и внешней политике государства. Возникает острая потребность проанализировать переломные моменты в истории Российского государства, когда решалась проблема толерантного сосуществования представителей мусульманской и христианской религиозных конфессий, и по возможности постараться выявить повторяемость основных законов и тенденций этого исторического процесса. Подобное отношение к истории в переходные периоды приобретает общенациональное звучание.

Особую актуальность, заявленная проблематика, приобретает и в связи с возрождением духовных институтов, становлением конфессиональных учебных заведений, породивших целый ряд научно-практических проблем. Именно, поэтому, среди главных проблем развития нашей страны история развития мусульманских объединений в российских регионах занимает ключевое место. Исследование закономерностей и основных тенденций развития мусульманских этнокультурных ценностей в российском обществе в области конфессиональных отношений придают этой теме научное и

1 Пятницкая С. Дмитрий Медведев пообщался с муфтиями и посетил главный мусульманский храм, URL: http.V/kp.by/online/news/514010/?geo=3 (дата обращения: 15.07.2009). общественно-политическое звучание. В общественном сознании созрело понимание поверхностности представлений о культурно-просветительской роли мусульманских духовных институтов в жизни дореволюционного татарского сообщества; исследователи признают необходимость отказа от упрощенных трактовок истории становления и развития джадидистской идеологии. Поэтому подробное изучение этноконфессионального дискурса имперской политики России в отношении мусульманского сообщества Среднего Поволжья во второй половине XIX — начале XX в. позволит не только пролить дополнительный свет на понимание явлений, которые разворачивались в стране в те годы, но и поможет ответить на многие вопросы современности. Только в процессе комплексного изучения разных аспектов заявленной проблематики мы можем освободиться от многих стереотипов, сложившихся за долгие годы развития российской истории.

Создание серьезных научных обобщений и теоретических выводов в области изучения мусульманского сообщества Среднего Поволжья в этконфессиональном дискурсе имперской политики России во второй половине XIX — начале XX в. требует максимального учета конкретных исторических материалов всех регионов России. Как известно, у народов, исповедующих ислам, многие стороны их культуры, быта, общественно - политических взглядов определяются именно религиозными воззрениями. Религиозная практика ислама испытывает влияние местных этнических традиций. Среднее Поволжье является одним из регионов мусульманского мира, где религиозная жизнь, духовная культура мусульман, государственная политика в отношении мусульман приобрели специфичные черты. В этом ключе большой научный интерес представляют анализ истории региональных связей правительства и мусульман, взгляды мусульман Казанской и Симбирской губерний на политику империи. Эти аспекты позволяют рассмотреть отношения между самими мусульманами и господствующей властью, на существование которых влияли местные социальные, историко-культурные особенности, традиции. Изучение законодательства, стилей и методов функционирования органов власти с мусульманской общиной и духовенством Казанской и Симбирской губерний 2-й половины XIX — начала XX в. позволяют рассмотреть положение мусульман в регионах и в России в целом, выявить роль конфессионального фактора в политике самодержавия. Поэтому исследование данного комплекса вопросов представляет интерес для изучения предпосылок социальных, политических, экономических, культурных преобразований 2-й половины XIX - начала XX в., позволяет глубже понять причины мирного существования и взаимодействия населений разных конфессий в России, дает возможность выявить специфику в их соотношении с общими закономерностями исторического развития.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного сочинения является комплексный, историко-политический анализ мусульманского сообщества Среднего Поволжья в этноконфессиональном дискурсе имперской политики Российского государства во 2-й половине XIX — начале XX в.

В соответствии с поставленной целью автор решает выявить источниковую базу и охарактеризовать следующие научно-исследовательские задачи: дать историографический анализ литературы по исследуемой тематике, выявить ее характерные особенности;

- проанализировать основные направления развития государственной идеологии в отношении мусульманских общин и духовенства изучаемого региона; выявить специфику социально-экономического и этнокультурного развития мусульманского населения исследуемых губерний в контексте политических процессов;

- определить основные моменты конфессиональной политики российского правительства в отношении мусульманского населения Среднего Поволжья;

- исследовать процесс развития мусульманских культурно-образовательных и этнорелигиозных институтов изучаемых губерний.

Объектом исследования является политика царского правительства в отношении мусульманской религиозной конфессии Российской империи во второй половине XIX — начале XX в., предметом — проявления государственной политики в социально-экономической, политико-правовой, этнорелигиозной, культурно-просветительской жизни мусульманских объединений Среднего Поволжья во второй половине XIX — начале XX в.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1861 г. по 1917 г.: верхняя граница работы — отмена крепостного права в 1861 г., ставшая прологом для буржуазных реформаций в России; нижняя — Февральская революция 1917 г., приведшая к падению царского самодержавия и смене общественно-политического строя в стране.

Территориальные рамки исследования охватывают Казанскую и Симбирскую губернии, которые входили в состав Среднего Поволжья во 2-й половине XIX - начале XX в. Выбор территориальных рамок соискатель связывает: во-первых, с этноконфессиональным и этнографическим своеобразием развития мусульманской уммы; во-вторых, со спецификой этнокультурной и хозяйственной жизнедеятельности татарского населения этих губерний. Казанская губерния являлась регионом, который ассоциировался с мусульманским центром Среднего Поволжья. Этнический состав населения Симбирской губернии также имел свои характерные социальные, экономические, политические и культурные особенности развития.

Научная новизна исследования заключается в том, что это первая комплексная работа по заявленной тематике. В ней впервые всесторонне проанализировано мусульманское сообщество Среднего Поволжья в этконфессиональном дискурсе имперской политики России во второй половине XIX - начале XX в. Научной новизной исследования является также системное аналитическое обобщение материалов о хозяйственной деятельности татарского населения, мусульманских образовательных и благотворительных учреждениях. В процессе работы выявлено и введено в научный оборот значительное количество источниковых документов и материалов по истории общественно-политического и этнокультурного развития татарского народа, а также сделаны ряд авторских аналитических выводов и обобщений, некоторые из них представлены в виде таблиц.

Методологические основания исследования. Диссертация выполнена посредством комплексного применения общенаучных специально-исторических, а также сравнительно-исторических, историографических, источниковедческих методов исследования, каждый из которых позволяет решить определенные исследовательские задачи. Анализ основных характеристик и этапов отношений государства с мусульманским сообществом строился на принципах историзма, системного и комплексного изучения общественных явлений. Это позволяет, во-первых, вписать историю государственно-конфессиональных отношений в общий контекст общественно-политического и социокультурного развития России; во-вторых, вычленить применительно к каждому из его самостоятельных периодов устойчивую сумму характеристик политики государства в отношении религиозных конфессий.

Источниковая база. Для написания диссертационного сочинения автор привлек широкий круг документальных источников. Основу источниковой базы работы составляют опубликованные и архивные материалы делопроизводственного характера, связанные с функционированием центральных и губернских структур власти. Автором обследовано свыше 10 фондов архивохранилищ Москвы, Казани и Ульяновска, в которых отложился богатый фактический материал по изучаемой теме. По происхождению, содержанию все источники условно можно разделить на ряд групп: опубликованные источники по законодательным и подзаконным актам (законодательные акты; циркуляры и распоряжения центральных, окружных и духовных управлений);

- документы делопроизводства центральных и местных органов государственной власти, официальная переписка;

- материалы учета населения, статистика;

- материалы периодической печати (на русском и татарском языках);

- документы личного происхождения: письма, дневники, частная переписка, воспоминания современников.

Первую группу источников составляют опубликованные материалы. Прежде всего, это сборники, содержащие законодательные и нормативные акты Российской империи, распоряжения центральных светских и духовных властей; стенографические отчеты Государственной Думы; программы, уставы, труды идеологов и руководителей российских политических партий; протоколы и документы соборов и съездов религиозных организаций, постановления и решения органов церковного управления1.

В «Полном собрании законов Российской империи» , содержащий тысячи императорских манифестов, именных указов и повелений, определявших статус конфессий, их функции, управление, правовое положение этносов и духовенства. Положения и уставные документы «В своде законов Российской империи», регулирующие внутренний распорядок и профессиональную деятельность различных учреждений позволяют осветить основные мероприятия, проводившиеся в русле правительственной политики по отношению к этносам и мусульманской конфессии, в частности, во второй половине XIX - начале XX в.

Вторую группу источников составляют документы и материалы, хранящиеся в архивохранилищах Российского государственного исторического архива (РГИА), Национального архива Республики Татарстан (НАРТ), Государственного архива Ульяновской области (ГАУО).

1 Записка С.Ю. Витте по «мусульманскому вопросу» 1900 г. // Сборник Русского исторического общества. Т. 7 (155). М., 2003.-С. 198-209; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1888 н 1889 гг. СПб., 1891; Государственная Дума. 1906-1907. Стенографические отчеты. М., 1995 и др.

2 СЗРИ. Изд. 1887 г. Т. 10, ч. 1. Свод законов гражданских. СПб., 1887; СЗРИ. Изд. 1890. Т. 4, ч. 3. Устав о предупреждении и пресечении преступлений. СПб., б.г.; СЗРИ. Изд. 1896. Т. 11, ч. I. Уставы духовных дел иностранных исповеданий. СПб., 1896; СЗРИ. Изд. 1893. Т. 11, ч. 1. Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений. СПб., 1893; СЗРИ. Изд.1900. Т. 12, ч. 1 Устав строительный. СПб., 1900; Справка о свободе совести, составленная Департаментом Духовных дел иностранных исповеданий МВД. СПб., 1906.

В фондах Российского государственного исторического архива (Ф.821 — Департамент Духовных дел иностранных исповеданий Министерства Внутренних Дел, Ф.1284 — Департамент общих дел МВД, 1802-1917 гг.) содержатся материалы ведомств, через которые проходили вопросы, связанные с мусульманскими подданными России.

В фондах Национального архива Республики Татарстан: Канцелярии Казанского губернатора (Ф. 1) и Казанском губернском правлении (Ф. 2) содержатся материалы о привилегиях, которые представлялись российским правительством крещеным инородцам, действиях властей по предотвращению отпадения из православия, волнений мусульманского населения во время политики христианизации и русификации, революции 1905 — 1907 гг., об итогах взаимодействия мусульманских общин и духовенства с органами власти губернии по реализации национальной политики, по вопросам строительства мечетей, назачения мулл, материалы обследований и учета населения.

В фонде Казанской духовной консистории (ФА) и входят материалы о насильственном крещении мусульманского населения края в XVIII - XIX вв., о создании миссионерских школ и обществ с целью борьбы с распространением неправославных религиозных учений.

Личный фонд М.А. Машанова (Ф. 967) позволяет изучить труды ученого и проанализировать его взгляды на политику Российского правительства в отношении мусульманского населения в XIX в.

Ценные архивные сведения были обнаружены в Государственном архиве Ульяновской области в фонде Канцелярии Симбирского губернатора (Ф. 76), где хранятся делопроизводственные документы о поисках путей сотрудничества между органами власти и представителями мусульманских объединений и духовенства в области просвещения, административных, религиозных и бытовых проблем. В нем также имеются материалы статистических обследований и учета населения.

В фонде Симбирского губернского правления (Ф. 88) содержатся материалы о постройке мечетей на территории Симбирской губернии в 1867-1908 гг., статистические сведения о мусульманском духовенстве и числе прихожан в Симбирской губернии (1913-1915 гг.). Среди архивных документов фонда Инспектора-директора народных училищ Симбирской губернии (Ф. 99), найдена переписка директора народных училищ с местными уездными органами — исправниками по вопросам развития мусульманского новометодного обучения в губернии, русско-татарских и частных школ (19081909 гг.).

В фонде Симбирской духовной консистории (Ф. 134) имеются материалы о принудительно закрытых мечетях в 1865-1904 гг., официальная переписка и ходатайства об учреждении в Симбирской епархии противомусульманского отдела. Из этих документов можно узнать не только причины учреждения в епархии должности миссионеров для работы с мусульманским населением, но и их заработную плату, имена выпускников Казанской духовной академии в 1886-1899 гг.

В фонде Симбирского губернского комиссара Временного правительства (Ф. 677) нами обнаружены документы 1917 г., где имеются материалы по проблемам образования Симбирского губернского мусульманского совета. Данные документы упоминаются впервые и имеют огромное значение, т.к. авторов, занимающихся исследованием Симбирского мусульманского совета начала XX. в. до настоящего времени не было и этим вопросом еще предстоит заняться. Кроме того, в фонде Оренбургского магометанского духовного правления (Ф. 981) нами найдены материалы о Симбирской соборной мечети (1871-1889 гг.), метрические книги г. Симбирска (1890-1896 гг.) и уездов Симбирской губернии (1831-1918 гг.).

Все архивные сведения отличаются разнообразием и позволяют судить о различных сторонах религиозной, общественной и этнокультурной жизнедеятельности мусульман Казанской и Симбирской губерний, взаимоотношениях верующих с государственными органами власти.

Особое место в исследовании отведено третьей группе источников — дореволюционным статистическим сборникам, где имеются ценные фактические (цифровые) данные, комментарии к ним. Много интересного было обнаружено в материалах Всеобщей переписи населения 1897 г., особенно по вопросам сословий, занятий, грамотности мусульманского населения и состояния образования дореволюционным статистическим сборникам, где публиковались важнейшие архивные документы, комментарии к ним, давалась их правовая, политическая и экономическая оценка. Много интересного было обнаружено в материалах Всеобщей переписи населения, особенно по вопросам сословий, занятий, грамотности мусульманского населения и состояния образования .

В приложениях к ежегодным «всеподданнейшим» отчетам губернаторов Казанской и Симбирской губерний (1880, 1881, 1885 гг.) представлены ведомости о численности населения в уездах и городах по вероисповеданиям, об учебных заведениях (мектебе и медресе, миссионерских, церковноприходских, русско-татарских школах), об общественных и религиозных зданиях мусульманской конфессии и др.

Четвертая группа источников представляет периодическая печать, которая содержит разнообразные материалы, запечатлевшие те или иные события с точки зрения тогдашнего обывателя. Анализ этих исторических источников дает возможность оценить и сравнить источниковые материалы различных инстанций.

С 1843 по 1876 гг. в газетах «Казанские губернские ведомости» , «Симбирские губернские ведомости» публиковались сведения о повседневной

1 Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. СПб., 1899 - 1905.

2 О казанском купечестве // Казанские губернские ведомости. — 1843. — 27 ноября.

3 Милькович К.С. Быт и верование татар Симбирской губернии в 1783 г. (из записок уездного землемера) // Симбирские губернские ведомости. — 1851. — № 44. — С. 1—3; № 45. — С. 1—4; Заметки о промыслах в селениях временно-обязанных крестьян Буинского уезда // Симбирские губернские ведомости. - 1863. - 7 сентября (36), 21 сентября (38); Арнольдов М.В. Этнографические заметки по Симбирской губернии // Симбирские

11 жизни, народном просвещении, социокультурном развитии местных народов, заметки о происходящих в среде татар тех или иных общественных и политических событиях. В некоторых ведомственных изданиях, в частности в миссионерских и православных журналах «Православное обозрение», «Православный благовестник», печатном органе учебного ведомства «Журнале Министерства народного просвещения», опубликованы материалы, связанные с мусульманским сообществом, его жизнедеятельность рассматривается в различных аспектах, имперских и региональных проявлениях.

Пятая группа источников включает дневники и воспоминания государственных, общественных и церковных деятелей1.

Практическое значение исследования определяется тем, что содержащиеся в нем материалы могут быть использованы при подготовке новых обобщающих трудов по истории России, в том числе Татарстана и Ульяновской области; при издании работ по истории мусульманского конфессионального образования; при разработке и преподавании курсов и спецкурсов по региональной истории. Материалы диссертационного исследования могут быть также использованы государственными структурами, общественными и религиозными организациями при формировании современной конфессиональной политики, а также при решении конфликтных ситуаций в сфере межконфессиональных и этнорелигиозных отношений.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования были изложены в 7 научных статьях, а также во время выступлений на научно-практических конференциях: «Опыт и проблемы взаимодействия ветвей государственной власти и органов местного самоуправления: 100 лет российского парламентаризма» (г. Ульяновск, 2006 г.); «Исламские богослужебные заведения в Российской империи» (г. Казань, 2006 г.); губернские ведомости. - 1868. — № 76; Челобитная грамота Петру Великому симбирских мурз и ключищенских татар, 1701 г. // Симбирские губернские ведомости. - 1876. —№ 35 (часть неофициальная).

1 Автобиография Ш. Марджани // Эхо веков. - 2000. - № 3-4.; Е. Малов о Ш. Марджани, К. Насыри н В.Радлове. // Эхо веков. - 1999. -№ 1-2; Из воспоминании об Н. И. Ильминском. // Русский вестник. - 1892. — № 2.; Витте С. Ю. Воспоминания. Москва-Минск, 2001. Т.1; Глинка Л. В. Одиннадцать лет в Государственной Думе 1906-1917: Дневник и воспоминания. М., 2001.

Источники существования исламских институтов в Российской империи» (г. Казань, 2007 г.); «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии» (г. Нижний Новгород, 2007 г.) и Др.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Имперская государственная модель управления различными этноконфессиональными сообществами с момента своего формирования в

XVIII веке отличались заметной ассимиляцией и динамикой.

2. Государственная политика в отношении мусульманского населения Среднего Поволжья представляет собой сложное многофункциональное явление, специфический способ регулирования, управления и контроля практически всех сторон жизни мусульманского сообщества и духовенства.

3. Эта конфессиональная политика, отражая сложности и противоречия общемодернизационных процессов в Российской империи во 2-й половине

XIX — начале XX в. объективно проявляла динамику, испытывала разновекторное воздействие, с одной стороны, воплощала имперские унификаторские тенденции, периодичное направление русификаторской и миссионерской деятельности, поддержку миссионерских, министерских учебных заведений для мусульман с преподаванием в них на русском языке, с другой стороны, отражала процессы этноконфессиональной идентификации мусульман Поволжья, развитие национального образования и новых форм культурной жизни и социокультурной практики.

4. Эволюция государственных контрольных функций над деятельностью мусульманских общин и духовенства включали систему регулирования деятельности Средневолжского духовенства мусульманским духовным управлением (г. Оренбурга), усиливавших зависимость мусульманской жизни региона от бюрократии, административных структур и подконтрольных властей.

5. Важную роль в осуществлении государственной политики имело включение мусульманских духовных лиц в систему осуществления военно -идеологических задач, развитие военной и гражданской служб для мусульман региона.

6. Идейно — политическое значение исламского фактора в этнокультурной жизни реализовывалось в национально — конфессиональных и культурно -образовательных практиках, в возрастающем значении социально — политических аспектов общественной жизни мусульман региона.

7. В процессе исследования обосновывается политический рост антиправительственных настроений мусульманского населения, выявлены формы и методы появления наднациональных мусульманских движений, развитие просветительства и культурного подъема в среде мусульман Среднего Поволжья во 2-й половине XIX — начале XX в., а также их отражение в политической жизни - общемусульманской партии «Иттифак — аль — муслимин», а также в мусульманской фракции Государственной думы.

8. Установлены этнокультурные особенности проявления исламского фактора в межконфессиональных контактах народов Волго — Урала, а также тенденции защиты свободы вероисповедания в части прав на национальное образование и культуру, которые вошли в практику не только политических и религиозных объединений, но и других социокультурных организаций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Шакирова, Алсу Минхайдеровна

Заключение

Во 2-й половине XIX - начале XX в. главным критерием этноконфесеиональной идентичности населения России было вероисповедание. В зависимости от конфессиональной принадлежности в Среднем Поволжье формировались самобытные социокультурные традиции. Татары — мусульмане, составляя этноконфессиональное меньшинство в регионе, устойчиво сохраняли свои специфические культурно-образовательные, национально-религиозные черты, регулирование социальных, экономических, общественных вопросов. Более того, они оказывали культурное влияние на другие местные народы: чуваш, марийцев, удмуртов, под их скрытой поддержкой происходило движение возвращенцев крещеных татар в ислам. В результате интерес государственных органов Российской империи к мусульманам Среднего Поволжья оставался актуальным на протяжении многих столетий, отличаясь заметной ассимиляцией и динамикой в управлении.

В 60 - 70-х гг. XIX в. в период либерализации либерально-буржуазных реформ наблюдалось постепенное стирание сословных различий и появление новых институтов местного самоуправления, усилились модернизационные процессы в пореформенной России. Все эти явления в той или иной мере воздействовали на мусульманское население Российской империи.

Либерализация страны отнюдь не означала свободного развития национальной культуры и просвещения. Новая государственная конфессиональная политика создавала законодательно-правовую базу в отношении мусульман страны в области местного управления, суда, просвещения, печати, духовной сферы и армии, основываясь на традициях внутриполитического кзфса дореформенной николаевской эпохи. На уровне подзаконных актов существовали ограничения прав татар-мусульман. Проанализировав эти отношения, следует сделать вывод, что они были распределены по следующим направлениям: 1) ассимиляция через распространение русского языка; 2) миссионерская политика. Принадлежность большинства татарского населения к крестьянскому сословию, языковой барьер, незнание государственного языка, исповедование «нехристианской» религии усиливали их неполноправие.

Следует отметить, что в Казанской и Симбирской губерниях, привилегированное сословие Российского общества в лице дворян были представлены отнюдь не местными народами. Мусульмане и другие народы не занимали государственных должностей в органах местной власти. При наборе в армию по этноконфессиональному признаку ущемления не прослеживаются. Рассмотренный материал не позволяет утверждать, что государственная военная и гражданская служба стала наиболее надежным путем закрепления мусульманской знати в дворянском сословии. Лишь представители ряда дворянских мусульманских фамилий окраин России активно участвовали в политической жизни страны, получали высшее светское и военное образование, занимали высокие должности.

В период контрреформ 1881-1905 гг. государство сохранило приоритетный курс на ассимиляторскую политику нерусского населения. Как филиалы Православного миссионерского общества в губерниях учреждались ее Комитеты, стали проводиться миссионерские мероприятия. Ключевым методом антиисламской пропаганды признавалось: становление контроля над деятельностью конфессиональных учебных заведений, введение русского образовательного ценза для лиц, желающих занять мусульманские духовные должности, открытие русско-татарских школ и русских классов при мусульманских конфессиональных школах. Распространение государственного языка являлось объективно прогрессивным делом. Однако полицейско-административные методы реализации школьной политики при недоверии к власти мусульман, превратили действия властей в этой сфере в ключевой фактор нестабильности среди татар-мусульман Среднего Поволжья. Самое непосредственное влияние на общественную ситуацию имела миссионерская деятельность духовной власти среди крещеных татар, насаждение церковноприходских школ, школ Братства Святого Гурия

Государственная политика в отношении мусульманского населения Среднего Поволжья представляла собой сложное многофункциональное явление, специфический способ регулирования, управления и контроля практически всех сторон жизни мусульманского сообщества и духовенства.

ОМДС рассматривалось властью как орган, способствовавший сплочению мусульман Европейской части России и Сибири в пределах своего округа. Поэтому в 80-х гг. XIX в. в правительственных кругах началось обсуждение планов реорганизации духовного управлении мусульман, которые, однако, не были реализованы. В отношении контроля над исламскими институтами и мусульманским населением в пореформенный период, усиливавших зависимость мусульманской жизни региона от бюрократии, административных структур и подконтрольных властей, осуществлялись ряд мер. Это — усиление роли православной церкви в рассмотрении вопросов строительства мечетей, попытки власти ограничить рост численности мечетей и духовенства, установить контроль над учебным процессом в мектебе и медресе, изолировать их от иностранного влияния путем запрещения в конфессиональных учебных заведениях учебников и книг, изданных в исламских странах и недопуске мулл, получивших образование за границей в российские мектебе и медресе, включение мусульманских духовных лиц в систему осуществления военно-идеологических задач. Эти меры следует оценивать как часть реализуемой самодержавием национальной политики в отношении нерусских народов страны.

Начало XX в. в социокультурном развитии мусульманского сообщества Среднего Поволжья ознаменовала ускоренную европеизцию национальной культуры, резкое повышение национального самосознания населения, высокой социальной активностью, появлением прослойки по европейски образованной национальной интеллигенции, вовлечение татар в политическую и общественную жизнь России.

В 1905 - 1907 гг. изменения национальной политики в демократическом духе сменились в 1908 г. обвинениями татар в панисламизме и пантюркизме (пантатаризме).

В начале XX в. властями подчеркивалась роль исламского фактора в активизации мусульман России (создание культурно-просветительских и благотворительных учреждений, книгоиздательств, периодических изданий и др.), проводивших в широкие народные массы татарско-мусульманскую идеологию.

Успехи культурно-просветительских начинаний мусульман во многом зависели от мусульманских идеологов и общественных и политических деятелей. Они были не только не против создания новых государственных школ для мусульман, но сами стремились довести до народа положительное значение для развития татар знание государственного языка. Мусульманские деятели - уроженцы, родившиеся в Казанской и Симбирской губерний, проводили огромную работу с различными группами татар-мусульман. Они сыграли ключевую роль в создании концепции образования татар, где наряду с религиозными и светскими дисциплинами предполагалось изучение русского языка.

Татары научились использовать предоставленные властью права. В частности, огромное значение имело издание газет, журналов, книг. Они формировали единое национальное культурно-информационное пространство, воздействовали на широкие слои мусульманского населения. Их идеология, нацеленная на возрождение национальной культуры по европейским стандартам, не признавая достижения русской культуры образцом подражания, конкурировала и противоречила официальной идеологии самодержавия.

Примером социального развития татарско-мусульманского сообщества Казанской и Симбирской 1уберний во 2-ой половине XIX- начале XX в. стало увеличение численности джадидов, труппы людей, нацеленных на развитие культурной, общественной и политической жизни родного народа с целью улучшения качества жизни, приобщения к современным и новаторским идеям России и Европы, оказании материального и морального содействия в решении житейских проблем социально незащищенных слоев населения.

В начале XX в. татарское национальное движение было направлено на борьбу за равноправие мусульман в общественной, религиозной, образовательной и других сферах жизни с титульным населением Российской империи.

В годы Первой российской революции в общественно-политическом движении мусульман Среднего Поволжья сформировалось несколько социально-политических течений: социалистическое, либеральное, промонархичекое. За каждым из них стояли отдельные представители социальных слоев и профессиональных групп населения. Антиправительственные выступления в активной и пассивной формах выразились: в крестьянских волнениях:, создание и выступление крестьян против различных нововведений правительства, в петиционных компаниях, в которых излагалась точка зрения и требования мусульман.

Огромное воздействие на общественно-политическое движение татар и создание мусульманской политической партии «Иттифак-аль-муслимин» оказали политические события в России и выборы в Государственную думу.

В 1908 — 1914 гг. происходит усиление идеологического и этнокультурного натиска на мусульманское общество. Были проведены Особые совещания 1910, 1911, 1914 гг., рассмотревших различные аспекты «татаро-мусульманского вопроса» и наметившие мероприятия и рекомендации по реализации внутриполитического курса правительства в новых общественно-политических условиях. Особое совещание 1910 г. было попыткой обсуждения мусульманского вопроса на государственном уровне и выработкой определенных мероприятий, направленных на противодействие культурному возрождению татарско-мусульманского населения в Приволжском крае для сохранения единства страны. В 1911 г. в Совете министров обсуждались меры противодействия панисламизму и пантюркизму среди мусульманского населения Средневолжстсого региона.

Однако многие предложения Особых совещаний не удалось реализовать. С началом Первой мировой войны на первом плане для самодержавия оказались военные вопросы. К тому же общественно-политические лидеры мусульман и татарские культурно-просветительские общества сосредоточили свои усилия в решении общегосударственных социальных проблем: оказание материальной помощи и моральной поддержки семей воинов, ушедших на фронт, раненным солдатам и офицерам.

Проявлением политического давления на мусульманское население великодержавной идеологии явилось: увольнение отдельных лиц от духовных должностей в административном порядке, закрытие ряда культурно-просветительских организаций (благотворительных учреждений, занимающихся религиозными вопросами). Распространение идеологического натиска правительством происходило за счет притеснения джадидистких школ, ущемления прав мусульманских духовных лиц — учителей и заведующих этих религиозных учебных заведений, сталкивания двух религиозных методов обучения (кадимистов и джадидов). Такие политические меры властей приводили еще к ответному отторжению этого со стороны мусульманского населения, что привело к революционным событиям в России 1917 г. и свержению самодержавия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Шакирова, Алсу Минхайдеровна, 2009 год

1. Т. Архивные документы и материалы Российский государственный исторический архив

2. Департамент общих дел МВД (1802-1917 гг.). Ф. 1284, оп. 190, д. 86.

3. Департамент Духовных дел иностранных исповеданий Министерства Внутренних Дел. Ф. 821, оп. 8, д. 680, 682, 743, 800, 801.

4. Департамент Духовных дел иностранных исповеданий Министерства Внутренних Дел. Ф. 821, оп. 10, д. 256.

5. Коллекция печатных записок библ. Папка 3090 — Положение инородцев восточной окраины России. JT.2,

6. Коллекция печатных записок библ. Папка 2829 — Всеподданнейший отчет губернатора Казанской губернии за 1885г. JT.7.

7. Государственный Архив Ульяновской области

8. Симбирское губернское по делам об обществах присутствие (1906—1917гг.). — Ф. 20, on. 1, д. 35, 36,. 79,. 90, 95.

9. Канцелярия симбирского губернатора (1821—1917 гг.). — Ф. 76, оп. 1, д. 22, 399, 649, 864, 1110, 1412.

10. Канцелярия симбирского губернатора (1821—1917 гг.). — Ф. 76, оп. 2, д. 905, 1809.

11. Канцелярия симбирского губернатора (1821—1917 гг.). — Ф. 76, оп. 6, д. 280.

12. Канцелярия симбирского губернатора (1821—1917 гг.). — Ф. 76, оп. 7, д. 867.

13. Канцелярия симбирского губернатора (1821—1917 гг.). — Ф. 76, оп. 8, д. 594.

14. Симбирское губернское правление (1799-1918 гг.). — Ф. 88, оп. 1, д. 268, 310, 707, 934.

15. Инспектор директор народных училищ Симбирской губернии (1869-1917гг.). - Ф. 99, оп. 5, д. 456.

16. Симбирская духовная консистория — Ф. 134, оп. 3, д. 294.

17. Симбирская духовная консистория Ф. 134, оп. 7, д. 345, 353, 644.

18. Симбирская Городская Дума (1864 1870 гг.). - Ф. 144, оп. 1, д. 93

19. Старший нотариус Симбирского окружного суда (1843-1918 гг.). — Ф. 401, on. 1, д. 420.

20. Симбирский губернский комиссар Временного правительства (1915-1918 гг.).- Ф. 677, оп.2, д. 12.

21. Симбирское губернское жандармское управление (1856—1916 гг.). — Ф. 855, on. 1, д. 85.

22. Оренбургское магометанское духовное собрания (1864-1899). Ф. 981, оп. 1; оп. 2; оп. 3.

23. Национальный архив Республики Татарстан

24. Канцелярия казанского губернатора (1800-1917 гг.). Ф. 1, оп. 2, д. 483.

25. Канцелярия казанского губернатора (1800-1917 гг.). Ф. 1, оп. 3, д.7798.

26. Казанское губернское правление (1798—1917 гг.). — Ф. 2, оп. 2, д. 1962, 2282.

27. Казанское губернское правление (1798-1917 гг.). Ф. 2, оп. 3, д. 318, 264, 236, 2638.

28. Казанское губернское правление (1798—1917 гг.). — Ф. 2, оп. 4, д. 233; 353.

29. Казанское губернское правление (1798—1917 гг.). — Ф. 2, оп. 11, д. 81.

30. Казанская духовная консистория (1724—1929 гг.). — Ф. 4, on. 1, д. 121818; 122760.

31. Казанская духовная консистория (1724—1929 гг.). — Ф. 4, оп. 131 д. 34.

32. Машанов Михаил Александрович (1821—1915 гг.). Ф. 967, оп. 1, д. 169.

33. Опубликованные документы и материалы

34. Баратынский А. Записка о введении русского языка и русской грамотности в татарских училищах : сб. документов и статей по вопросу образования инородцев / А. Баратынский. — Симбирск, 1884. — 619 с.

35. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1888 и 1889 тт. — СПб., 1891.

36. Государственная Дума. 1906. Стенографические отчеты. Сессия 1. Т. 1. Заседания 1—18 (с 27 апреля по 30 мая). — М., 1906. — 868 с.

37. Грамоты, касающиеся Симбирского края (Запись ГТ. И. Муромцева). — Симбирск, 1704 г. 20 с.

38. Заметки симбирского губернатора при объезде им всех уездов Симбирской губернии 8 июля, августа и сентября месяца 1893г.

39. Захарьевский П.И. Церковные школы Казанской епархии за двадцать пять лет их существования (1884 —1909) : историко-статистический обзор / П. И. Захарьевский. — Казань, 1909.

40. Знаменский П.В. О татарских переводах христианских книг / П.В. Знаменский // Русский архив. — 1894. — Вып. 2.

41. Знаменский, П.В. Руководство к русской церковной истории / П.В. Знаменский. 5-е изд. - Казань : Унив. тип., 1888. - 510 с.

42. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Т / П.В. Знаменский. — Казань : Унив. тип., 1873. — 850 с.

43. Износков И.А. Об инородческих школах с миссионерским направлением / И.А. Износков // Народное образование. — 1897. № 3. - С. 105-110.

44. Износков И.А. Инородческие приходы Казанского уезда / И.А. Износков // Православный благовестник. — 1897. — № 21. — С. 225.

45. Износков И. А. Инородческие школы братства Святого Гурия / И. А. Износков. М. : Печатня А. И. Снегиревой, 1901. — 43 с.

46. Извлечения из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода за 1868 год. СПб., 1869.

47. Ильминский Н.И. Беседы священника с магометанами / Н. И. Ильминский. — Казань, 1898.

48. Ильминский, Н.И. Записка об устройстве учебных заведений / Н. И. Ильминский. Казань, 1904.

49. Ильминский Н.И. Материалы для изучения и обличения мухамеданства. Вып. 2. / Н. И. Ильминский. Казань, 1877.

50. Инородческое обозрение. — Казань, 1915. Кн. II (Июнь). 840 с.

51. Календарь Симбирской губернии 1878 год. — Симбирск, 1879.

52. Календарь Симбирской губернии за 1875 год. Симбирск, 1876.

53. Календарь Симбирской губернии за 1876 год. — Симбирск, 1877.

54. Календарь Симбирской губернии за 1878 год. — Симбирск, 1879.

55. Кеппен П. И. Девятая ревизия. Исследование о числе жителей в России в 1851 г. / П. И. Кеппен . СПб. : Тип. Имп. Акад. Наук, 1857. - 298 с.

56. Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар / Я.Д. Коблов. — Казань : Центр, тип., 1916. 119 с.

57. Коблов Я.Д. О магометанских муллах : религ.-быт. очерк / Я.Д. Коблов. — Казань : Центр, тип., 1907. — 17 с.

58. Коблов Я.Д. О татаризации инородцев Приволжского края / Я.Д. Коблов. — Казань : Центр, тип., 1910. — 27 с.

59. Коран / пер. И. Ю. Крачковского. 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 543 с.

60. Малов Е.А. Приходы старокрещенных и новокрещенных татар в Казанской епархии / соч. Е. Малова. — М.: Унив. тип., 1866. — 2., 87 с.

61. Малов Е. О татарских мечетях в России / Е. Малов // Православный собеседник. 1867. - Ч. III. - С. 285-320 ; 1868. - Ч. I. - С. 3-46.

62. Малов Е. Православная Противомусульманская миссия в Казанском крае в связи с историей мусульманства в первой пол. XIX в. / Е. Малов // Православный собеседник. — 1866. — Ч. I—III.

63. Малов Е. Православная противомусульманская миссия в Казанском крае в связи с историей мусульманства в первой половине XIX в. / Е. Малов // Православный собеседник. — 1869. — Ч. II—Ш.

64. Малов Е. А. Миссионерство среди мухамеддан и крещенных татар : сб. статей / Е. А. Малов ; кафедра протоиерея Е. А. Малова. — Казань : Казанский ун-т, 1892.-426 с.

65. Марджани Ш. Автобиография / Ш. Марджани // Гасырлар авазы — Эхо веков. 2000. - № 3/4. - С. 114-122.

66. Марджани Ш. Вафийат ал-асляф ва тахийат ал-ахляф : отрывок из сочинения / Ш. Марджани ; пер. А. Н. Юзеева // Гасырлар авазы Эхо веков. — 1999. -№ 1/2. - С. 169-172.

67. Марджани Ш. Китабуль-хикма аль-балига аль-джанийя фи шархило-акаид аль-ханафийя («Книга о зрелой философии, помогающей объяснить учение ханафитов»). Казань, 1888.

68. Марджани Ш. Мукаддима. — Казань, 1883.

69. Марджани Ш. Мустафад аль-ахбар («Кладец сведений о делах Казани и Булгара»). Казань, 1885.

70. Марджани Ш. Назурат ал хакк. - Казань, 1887.

71. Марджани Ш. Хаккуль-ма'рифа ва хуснуль-идрак («Истина познания и красота постижения»). — Казань, 1880.

72. Марджани Ш. Вафият ал-аслаф ва тахият ал—ахлаф : (подроб. о предшественниках и приветствие потомкам) / Шихаб ад—дин Марджани ; публ.

73. A. Н. Юзеева. ; пер. с араб., коммент., вступ. ст. и примеч. А. Н. Юзеева]. — [Б.м.], [Б.г.]. 125, 1. с.

74. Марджани. Назурат ал — хакк / Марджани. — Казань, 1887.

75. Марков B.C. Историческое значение церковноприходских школ для православной России : речь, произнес. 14 февр. 1899 г., на годич. общ. собр. членов Моск. епарх. училищ. Кирилло-Мефодиев. братства. / [соч.] прот.

76. B.C. Маркова. -М. : Унив. тип., 1899. 20 с.

77. Мартынов П.Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : систематический сборник исторических сведений о г. Симбирске / П. Мартынов. — Симбирск : Симбирская губ. учен. арх. комис., 1898. — 4., VIII, [2], 400, VII с.

78. Масленицкий Т.Г. Топографическое описание Симбирского наместничества, 1783 год / Т.Г. Масленицкий. — Машинописная копия с рукописи.

79. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба : в 33-х ч. Т. 8. Казанская губерния / сост. М. Лаптев. — СПб.: Воен. тип., 1861. —617с.

80. Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. В 4-х вып. Вып. 4. Симбирск : Симбирский губ. стат. ком., 1867.

81. Машанов М. А. Обзор деятельности братства святителя Гурия за 25 лет его существования (1867— 1892) / М. А. Машанов. Казань, 1892. - 256 с.

82. Министерство финансов 1802—1902.Ч.1.-Репринтное изд. М.: Полигран, 1991.-640с.

83. Министерство финансов 1904-1913.-Репринтное изд. — М.: Полигран, 1994. 122с.

84. Можаровский А.Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению инородцев с 1552 по 1867 гг. / А. Ф, Можаровский. — М., 1879.

85. Можаровский А.Ф. Покорение Казани русской державе и христианству / А. Ф. Можаровский. Казань, 1871.

86. Можаровский А.Ф. Православие и современная жизнь. Полемика 60-х гг. об отношении православия к современной жизни / А. Ф. Можаровский. — М., 1906.

87. Насыри К. Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся помимо влияния на жизнь их суннитского магометанства / соч. Кайюм-Насырова. -СПб.: Тип. В. Безобразова и К°, 1880. 30 с.

88. Насыри К. Избранные произведения. — Казань : Татарское кн. изд-во, 1977.61 .Никольский Н. В. Сборник исторических материалов о народностях Поволжья / Н. В. Никольский. Симбирск, 1920.

89. Нольде Б.Э. Национальный вопрос в России : доклад, читанный на IX делегатском съезде ПНС, 24 июля 1917 г. / Б. Э. Нольде. Петроград : Партия нар. свободы, 1917. - 8 с.

90. Обзор Симбирской губернии за 1911 год. Симбирск, 1912.64.0бзор Симбирской губернии за 1896 год. Симбирск, 1897.

91. Обзор Симбирской губернии за 1897 год. Симбирск, 1898.

92. Обзор Симбирской губернии за 1904 год. Симбирск, 1905.

93. Обзор Симбирской губернии за 1905 год. — Симбирск, 1906.

94. Обзор Симбирской губернии за 1911 год. Симбирск, 1912.

95. Обзор Симбирской губернии за 1913 год. — Симбирск, 1914.

96. Обзор Симбирской губернии за 1914 год. Симбирск, 1915.

97. Общий свод данных хозяйственно-статистического исследования Казанскойгубернии. Общий свод данных хозяйственно-статистического исследования

98. Казанской губернии : Часть экон. / Стат. бюро Казан, губ. земства. — Казань :

99. Типо-лит. В. М. Ключникова, 1896. 636 с.

100. Остроумов Н.П. Колебание русского правительства во взглядах на миссионерскую деятельность православной русской церкви / Н.П. Остроумов // Сотрудник Братства Св. Гурия. — Казань, 1910. № 42.

101. Памятная книжка Симбирской губернии на 1861—1863 гг. — Симбирск : Губернская типография, 1863.

102. Памятная книжка Симбирской губернии на 1862-1863 гг. Симбирск : Губернская типография, 1863.

103. Памятная книжка Симбирской губернии на 1868 г. — Симбирск : Губернская типография, 1868.

104. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / Изд. Центр, стат. ком. М-ва вн. дел ; под ред. Н. А. Тройницкого. — СПб., 1899-1905.

105. Подворная перепись Симбирской губернии 1910-1911 тт. / Оценочно-стат. отд. Симбирского губ. земства. — Симбирск : Изд—во Симб. губ. Земства ; Тип.

106. A. П. Балакирщикова, 1913—1915.

107. Положение об управлении церквами и духовенством Военного и морского ведомств. СПб., 1890.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.