Мусульманские общины в политической жизни современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Филь, Мария Сергеевна

  • Филь, Мария Сергеевна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 153
Филь, Мария Сергеевна. Мусульманские общины в политической жизни современной России: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2006. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Филь, Мария Сергеевна

Введение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН.

1.1. Основные подходы к исследованию политического участия мусульманских общин.

1.2. Традиционные исламские представления о политике в контексте исторически сложившихся моделей государственно-конфессионального взаимодействия в России.

1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности мусульманских общин в современной России.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН В РОССИИ.

2.1. Роль мусульманских общественных и политических движений в политическом процессе России (1991 — 2005 гг.).

2.2. Проблема оценки конфликтного потенциала исламских общин России (на примере Центрального Федерального Округа).

2.3. Принципы и механизмы укрепления интеграции мусульманских общин в единое политико-правовое пространство России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мусульманские общины в политической жизни современной России»

Актуальность темы исследования. Формы политической активности, возникающие на базе догматов ислама, сегодня находятся в центре общественного внимания не только в России, но и в мире. При этом многие экспертные оценки данного феномена носят эмоциональный оттенок, что значительно препятствует осознанию реального положения дел.

Разработки в области оценки характера политического участия исламских общин особенно актуальны для нашей страны: по сведениям Совета муфтиев России в различных регионах РФ сегодня проживает около 20 млн. мусульман (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года - 14,5 млн.). Если допустить, что первая цифра верна, то следует признать, что этнические мусульмане составляют примерно 14% населения страны, настроения и специфику мировоззрения которых необходимо учитывать при выработке и реализации политических решений.

Автор отдает себе отчет в том, что тенденция к политизации религии существует во всем мире1 и обусловлена рядом объективных обстоятельств, непосредственно связанных с процессом глобализации. Очевидно, что эта тенденция по сути своей достаточно противоречива и на практике может привести как к усилению ценностной компоненты политической деятельности, так и к увеличению конфликтного потенциала религиозных общин, причем не только исламских. Поэтому в задачи политологического сообщества, безусловно, входит осуществление мониторинга процессов, происходящих в духовной сфере жизни общества, в частности, с позиций решения проблем обеспечения государственной безопасности.

Основная проблема нашего диссертационного исследования включает в себя ряд составляющих, среди которых: исторические тенденции развития государственно-исламских взаимоотношений в России;

1 См., в частности: Сычев В.Ф. Ислам в истории и политике Афганистана. М.: Изд-во НИЕВ, 1997 г., стр. 11. потенциал политической мобилизации, заложенный в догматах ислама;

- формы и возможности политического участия мусульманских общин в РФ;

- степень влияния догматов ислама на политическое поведение россиян, исповедующих эту религию; качество системы мониторинга конфликтного потенциала мусульманских общин в регионах РФ;

- технологии, направленные на оптимизацию политического участия мусульманских общин в современной России.

Говоря о географических рамках исследования надо подчеркнуть, что основной задачей работы была выработка общей оценки политического участия мусульманских общин в современной России. Однако, в рамках одной кандидатской диссертации невозможно одинаково подробно рассмотреть ситуацию во всех регионах, которая в интересующем нас аспекте неравномерно изучена политической наукой. Поэтому, дав общую картину в первой главе, во второй мы сфокусировали свое внимание на положении в регионах Центрального федерального округа, так как роль мусульманских общин в политических процессах, происходящих в этих субъектах Федерации, мало освещена в научной литературе. Акцент на выделенной группе регионов связан с рядом обстоятельств, жизненно важных для дальнейшего развития нашей страны, в частности, с изменением этноконфессионального состава населения вследствие демографических процессов и увеличения миграции из «мусульманских» регионов и стран на территории, для которых характерно традиционное преобладание русского населения.

Следует особо подчеркнуть, что комплекс проблем Северного Кавказа, непосредственно связанный с темой данного исследования, детально нами не рассматривался. Разработке данной проблематики посвящен ряд

•л диссертационных исследований таких авторов как Бережной С.Е. , Карсанова Е.С.3, Кристалинский Л.Б.4, Новиков Д.В.5, Тепляков О.В.6. Этот список можно продолжить. Хотя обращает на себя внимание тот факт, что значительное число исследований данного комплекса проблем произведено в тех регионах, которые обозначенная проблематика напрямую затрагивает. Это симптоматично: во-первых, ввиду усиления процессов регионализации в стране, а, во-вторых, вследствие избирательного внимания исследователей к развитию политического участия мусульманских общин в Российской Федерации, о котором речь пойдет в дальнейшем.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на достаточную новизну поставленной проблемы для отечественной и зарубежной политической науки, отдельные вопросы влияния религиозного фактора на характер политического участия мусульман подробно освещены в научной литературе.

Проблема формирования исламской концепции государства и представлений о должном характере политических отношений в обществе, построенном на догматах ислама, рассматривается в работах таких авторов

7 8 9 10 как Бартольд В. В. , Борисов А.Б. , Грюнебаум Г.Э. , Жданов Н.В. и многих других. Большинство работ, посвященных данному вопросу, носит историографический характер, однако в исследовании Жданова Н.В. предпринята попытка, проследить влияние специфики исламских

2 Бережной С.Е. Исламский фундаментализм на Юге России: политологический анализ. Диссертация кандидата политических наук. Ростов н/Д: РГБ, 2004.

3 Карсанова Е.С. Регулирование этнополитических конфликтов на Северном Кавказе. Диссертация кандидата политических наук. М.: РГБ, 2003.

4 Кристалинский Л.Б. Этнополитические факторы и их учет в обеспечении безопасности РФ в СевероКавказском регионе. Диссертация кандидата политических наук. М.: РГБ, 2004 г.

5 Новиков Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия. Диссертация кандидата политических наук. Ростов н/Д: РГБ, 2002.

6 Тепляков О.В. Использование конфессионального фактора в террористической деятельности политическими радикалами. Диссертация кандидата политических наук. СПб: РГБ, 2004.

7 Бартольд В. В. Сочинения. Т. 6: Работы по истории ислама и арабского халифата. М: Наука, 1966 г.

Борисов А.Б. Арабский мир: прошлое и настоящее. М.: Изд-во РАН. Институт востоковедения, 2002 г.

Грюнебаум Г.Э. Классический ислам: очерки истории. 600-1258. М.: Наука, 1988 г.

Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003 г. представлений о государстве и политике на современные политические процессы, ценная в контексте нашего исследования.

Различные аспекты соотношения исламской и светской правовых систем детально и разносторонне освещены в работах Аль-Альуани Т.Д.11, Мухаметшина Ф. М.12, Петрова Э.А.13, Сюкияйнена JI.P.14 и других ученых. Так как данная проблема является особо острой и непосредственно затрагивает сферы влияния многих групп интересов, авторами высказываются прямо противоположные оценки. На наш взгляд, наиболее взвешенный анализ данной проблемы представлен в работе Петрова Э.А., который научно обосновывает невозможность сосуществования двух различных правовых систем на территории одной страны.

Заслуживающие внимания подходы к оценке развития ислама на территории России и генезиса государственно-исламских отношений в нашей стране представлены в работах Батунского М.А.15, Гайнутдина Р.16, Кобищанова Ю.М.17, Ланды Р.Г.18, Малашенко А. В.19, Мелькова С. А.20, Мизун Ю.В. и Мизун Ю. Г.21, Нуруллаева А. А.22, Силантьева Р. А.23, Фаизова Г.Б.24. Работы перечисленных авторов преследуют разные цели,

11 Аль-Альуани Т.Д. Некоторые размышления относительно Фикха для меньшинств//Мусульмане в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления. М.: Идея-Пресс, 2005 г.

12 Мухаметшин Ф. М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды. М.: Изд-во РАГС, 2001 г.

13 Петров Э.А. Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама. Диссертация кандидата политических наук. Ростов н/Д: РГБ, 2003 г.

14 СюкияйненЛ. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986 г.

15 Батунский М.А. Россия и ислам. Т. 3., М.: Прогресс-Традиция, 2003 г.

16 Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М.: Фаир-Пресс, 2004 г.; Выборы в России и выбор мусульман. М., 2004 г.

17 См., в частности: Кобищанов Ю.М., Место ислама в этноконфессиональной структуре Северной Евразии — России/Юбщественные науки и современность. M., 1996 г., № 2; Россия и ислам: взаимодействие культур//Восток. 2000, № 9.

1 Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.: Восточная литература, 1995 г.

19 Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М.: Московский центр Карнеги, 1998 г.

20 См., в частности: Ахмадуллин В. А., Мельков С. А. Государственно-исламские отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты. M., 2000 г.; Журавлев И.В., Мельков С.А., Л.И. Шершнев Путь воинов Аллаха. Ислам и политика России. М.: Вече, 2004 г.

21 Мизун Ю.В., Мизун Ю. Г. Ислам и Россия. M.: Вече, 2004 г.

22 Нуруллаев А. А. Мусульманские религиозные организации в современном обществе. Эволюция идеологических установок и культовой практики. Автореферат диссертации доктора философских наук. M.: РГБ, 1990 г.

23 Силантьев Р. А. Этносоциальные, политические и религиозные аспекты раскола исламского сообщества России. Диссертация кандидата исторических наук. М.: РГБ, 2003 г.

24 Фаизов Г. Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа: УНЦ РАН, 1995 г. поэтому сравнивать их по степени значимости достаточно проблематично. Однако, среди перечисленного надо особо выделить исследование Силантьева Р.А., который на основании данных различных видов мониторинга показывает динамику развития всей совокупности религиозных объединений мусульман в РФ, делая акцент на анализе дезинтеграционных процессов.

Среди огромного массива работ, посвященных проблемам, связанным с возникновением феномена «исламского фундаментализма», хотелось бы выделить работы Игнатенко А.А. , Ж. Кепеля и Медведко JI. И. . Каждый из этих авторов олицетворяет определенную точку зрения на рассматриваемый феномен. На наш взгляд, наиболее прагматичный подход предложен в работах Игнатенко А.А., так как трактовка возникновения деструктивных исламистских движений как реакции на процессы глобализации (Медведко Л.И.), а, тем более, гипотеза об их скором исчезновении под влиянием естественных факторов (Ж. Кепель), имеет под собой слишком мало фактических оснований.

Вследствие специфики темы нашего исследования особого внимания также заслуживают разработки, посвященные проблематике межэтнических отношений и политике России в области межнациональных отношений. Среди них обязательно необходимо упомянуть работы известных этносоциологов Арутюняна Ю.В.28 и Дробижевой JI.M.29. Именно в трудах социологов, написанных в советский период, впервые появляется вывод о том, что этнические мусульмане менее подвержены внешним культурным влияниям, очень важный для нашей работы. В этой группе следует выделить так же труды специалистов, имевших непосредственное отношение к

25

См., в частности: Игнатенко А. А. Ислам и политика. М.: Институт религии и политики, 2004 г.

26 Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М.: НИЦ «Ладомир», 2004 г.

27 Медведко Л. И. Россия, Запад, Ислам: «столкновение цивилизаций»? Жуковский - Москва: Кучково поле, 2003 г. г%Арутюнян Ю.В. Социальное и национальное. М.: Наука, 1973 г.; Арутюнян Ю. В., Бромлей Ю. В. (отв. ред.) Социально-культурный облик советских наций. По результатам этносоциологических исследований. М.: Наука, 1986 г. и другие работы.

29 См, в частности: Дробижева JJ.M. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений, М.: Мысль, 1981 г. практическому регулированию вопросов национальной политики во время работы в органах исполнительной власти, - Зорина В.Ю.30 и Тишкова В.А.31.

Оценивая степень разработанности темы в целом, можно констатировать, что при достаточном количестве работ общетеоретического и исторического плана ощущается нехватка практикоориентированных разработок в данной сфере. Это заметно даже на уровне оценки характера употребления в научном языке ключевого для нашей работы термина «мусульманская община». В большинстве исследований он трактуется как совокупность всех мусульман, проживающих на определенной территории, хотя в современных условиях говорить о «единстве» всех верующих, принадлежащих к определенной конфессии, не представляется возможным даже в рамках одного региона. В связи с этим в нашей работе понятие «мусульманская община» используется исключительно как единица анализа, необходимая для выделения автономных групп верующих: обоснование данной трактовки представлено в первой главе диссертации.

Надо отметить, что российскими учеными пока не накоплен достаточный опыт работы с локальными объединениями, созданными по конфессиональному признаку, к которым относится значительная часть исламских общин. В этом контексте изучение характера политического участия членов этих объединений приобретает особое значение для реализации эффективной государственной политики в области этноконфессиональных отношений.

Объектом исследования являются российские мусульманские общины, а также общественные и политические объединения, созданные на базе догматов ислама.

Предмет исследования - совокупность теоретических, методических и практических аспектов политической активности мусульманских организаций и объединений в нашей стране.

30 Зорин В.Ю. Государственная национальная политика в России: историко-политологический анализ. Диссертация доктора политических наук. М.: РГБ, 2003 г.

31 См., в частности: Тишков В. А. Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 2001 г.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили основные понятия, инструментарий, законы и принципы наук: политологии, социологии, этнологии и религиоведения. Решение поставленных задач требовало комплексного подхода: в нашу методологию вошли элементы ретроспективного, сравнительного, системного и структурно-функционального анализа.

Мусульманские общины рассмотрены как элемент российского гражданского общества, находящийся во взаимодействии и взаимоотношениях с другими группами, организациями и институтами.

Источниковую базу исследования составили теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам этноконфессиональных отношений (в частности, диссертационные исследования), нормативно-правовые акты (в том числе, проекты документов), тексты государственных целевых программ, материалы общественных и религиозных организаций и объединений, периодические научные издания и публикации СМИ, а также результаты социологических исследований (включая данные экспертного опроса, проведенного автором).

Цель диссертационной работы - комплексное исследование роли мусульманских общин в политическом процессе России в контексте общего политологического анализа влияния ислама как религии на политическое поведение его приверженцев.

Эта общая цель раскрывается в следующих конкретных задачах, среди которых:

- изучение влияния исламских представлений о государстве на отношение мусульман к российской политической системе; анализ исторического опыта государственно-исламского взаимодействия в России; анализ системы нормативно-правового регулирования деятельности мусульманских общин в нашей стране;

- рассмотрение перспектив создания влиятельных общественно-политических объединений происламской направленности на территории РФ;

- выработка подхода к оценке конфликтного потенциала религиозных общин;

- выявление существующих и возможных направлений взаимодействия между мусульманскими общинами и органами государственной власти и управления РФ.

Наиболее существенными результатами исследования, выносимыми на защиту, являются следующие выводы:

• сегодня влияние религиозного фактора (в частности, ислама) на политическое поведение граждан России является значительным, в первую очередь, в социокультурном и ценностном аспектах, однако, на настоящий момент оно еще не обрело оптимальных институциональных форм, соответствующих специфике светского государства;

• работа органов власти, направленная на усиление позитивной вовлеченности мусульманских общин в жизнь гражданского общества, политические и экономические процессы, должна включать в себя три основных направления:

- стимулирование экономической активности (в первую очередь, в «депрессивных» регионах с преобладанием мусульманского населения);

- реализацию государственных целевых программ как регионального, так и федерального уровня;

- соответствующую информационную политику (путем использования всех возможностей СМК);

• успех реализации мер, направленных на повышение степени вовлеченности членов мусульманских общин в процессы, происходящие в российском обществе, во многом зависит от роста уровня доверия их членов к институтам государственной власти страны;

• необходимо воссоздание единого координационного центра реализации государственной политики в области этноконфессиональных отношений для обеспечения большей согласованности предпринимаемых действий;

• проблема возможного роста конфликтного потенциала мусульманских общин напрямую связана с проблемой миграции, поэтому одной из самых важных задач государственной политики на данный момент является совершенствование миграционного законодательства и создание эффективных механизмов интеграции мигрантов в единое социально-политическое пространство России.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

• предложена оригинальная классификация мусульманских общественно-политических объединений, возникавших в России с 1991 по 2005 гг.;

• уточнено понятие «мусульманская община», и сформулирован принцип выделения религиозных общин;

• диагностирован характер и тенденции развития политического участия мусульманских общин на территории 16 областей Центрального федерального округа;

• впервые комплексно исследованы факторы, способные повлиять на увеличение конфликтного потенциала исламских общин в современной России;

• предложен авторский подход к оценке влияния принадлежности к исламу на политическое поведение россиян;

• разработаны основы модели оценки конфликтного потенциала религиозных общин;

• даны практические рекомендации по совершенствованию работы органов государственной власти и управления РФ в области этноконфессиональных отношений.

Практическая значимость результатов исследования заключается в выводах и рекомендациях автора, в первую очередь, направленных на совершенствование деятельности органов государственной власти и управления. Они могут быть использованы при решении таких задач как:

• формирование государственных целевых программ федерального и регионального уровня;

• сбор и анализ информации о политической деятельности мусульманских общин;

• выработка информационной политики в области этноконфессиональных отношений;

• организация взаимодействия с лидерами мусульманских общин;

• проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации государственных служащих в области этноконфессиональных отношений.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на таких научно-практических мероприятиях, как X и XII Международные конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов" (2002 г., 2005 г.) и круглый стол «Взаимодействие общеисторического и национального в политическом процессе», состоявшийся в рамках IV Российского философского конгресса (2005 г.).

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 5 публикациях автора общим объемом 1,88 печатных листа.

Внедрение. Разработанные в диссертации научные положения и рекомендации были использованы при формировании комплекса мер Подпрограммы № 9 «Содействие формированию атмосферы межконфессиональной солидарности» Среднесрочной городской целевой программы "Москва многонациональная формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 годы)", а также проекта Губернаторской программы по гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области на 2006 год.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 153 страницах печатного текста, иллюстрирована блоками информации в виде 4 таблиц и 3 рисунков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Филь, Мария Сергеевна

Заключение

В условиях «кризиса идентичности» народов России, ставшего результатом возникновения идеологического вакуума в конце 1980-х -начале 1990-х гг., активизировалась коммуникативно-интегративная функция религий, которые стали выступать в качестве объединяющей силы для локальных сообществ. Религиозная идентичность предусматривает конструирование социальной реальности на основе религиозных взглядов, которые складываются в результате личного опыта и внешнего воздействия, в том числе, и информационного, поэтому сфера межконфессиональных отношений является потенциальным объектом манипулятивного воздействия со стороны групп, заинтересованных в дестабилизации обстановки в стране. Это обстоятельство придает особую актуальность теме проведенного исследования.

Насколько принадлежность к исламу влияет на политическое поведение россиян? Какова вероятность возникновения влиятельных общественных движений и политических партий «происламской» направленности? Возможно ли разделение российского общества по религиозному принципу? Ответы на эти и другие вопросы искал автор данной работы. Безусловно, в связи с новизной поставленной проблемы, исчерпывающие ответы на них не были найдены. Окончательно прояснить ситуацию может только проведение соответствующих комплексных исследований обозначенного круга проблем.

Хотя уже сейчас можно сделать ряд важных выводов. Во-первых, надо признать, что сегодня религия отделена от политической сферы не только в законодательстве РФ, но и в массовой политической практике. Это позволяет утверждать, что пока в России не наблюдается критической раздробленности общества по конфессиональному принципу. Но для того, чтобы сохранить данное положение вещей, необходимы целенаправленные усилия со стороны государства, в частности, осуществление постоянного мониторинга конфликтного потенциала религиозных общин.

Возникновение крупных общественных и политических объединений, созданных на основе догматов ислама, в ближайшие 10-15 лет автором не прогнозируется. В первую очередь, это связано с тем, что религиозность россиян, несмотря на свою массовость, преимущественно носит номинальный характер. При этом следует отметить, что религиозный фактор может быть использован определенными группами интересов для провокации межнациональных конфликтов на территории России. Успех этих попыток во многом будет зависеть от того, насколько эффективной будет политика властей в области государственно-конфессиональных отношений.

Попытки восстановления «конфессиональной иерархии», существовавшей в России до 1917 г., по мнению автора, являются изначально не конструктивными, так как могут создать повод для возникновения межконфессиональных конфликтов, которые, в связи с российской спецификой, могут быстро перерасти в межнациональные. Нельзя отрицать существенного влияния, оказанного традиционными религиями народов РФ, и, прежде всего, Православием на формирование российской политической традиции, но при этом необходимо помнить, что «. Православие было не единственным и, тем более, не определяющим фактором, способствовавшим становлению русского национального самосознания, и его роль не следует абсолютизировать»173.

По нашему глубокому убеждению, новая объединительная идеология для России не может формироваться на основе догматов любой из религий, так как в многонациональной и многоконфессиональной стране религиозный фактор является потенциальной причиной раскола общества. Поэтому правы те, кто выстраивает проекты, направленные на укрепление солидарности в российском обществе, на основе формирования региональной идентичности,

173 Девина И.В. Религия в политической культуре современной России (обзор)//Россия и современный мир, № 1,2002 г., стр.234. через обретение которой открывается путь к осознанию идентичности общенациональной.

В этой связи необходимо затронуть еще один принципиально важный вопрос: нужна ли в России официальная концепция государственно-конфессиональных отношений? На наш взгляд, принятие такого документа не сможет кардинально изменить сложившуюся ситуацию. Религиозная сфера неотделима от других сфер жизни общества: в частности, основные проблемы, связанные с ролью мусульманских общин в российском политическом процессе, лежат в области межнациональных отношений и миграционной политики. Существующее законодательство в области свободы совести предоставляет оптимальные возможности для жизнедеятельности религиозных организаций, при условии его полноценного выполнения. Также следует подчеркнуть, что вопросы этноконфессиональных отношений сильно привязаны к региональной специфике, поэтому нуждаются в предельно гибком регулировании, основанном на осознании политической целесообразности. При таких обстоятельствах любой жесткий программный документ либо не будет выполняться, либо создаст ненужные ограничения при решении оперативных вопросов на региональном уровне.

Вторым важным выводом, сделанным в процессе работы, является положение о необходимости обеспечения большей прозрачности деятельности религиозных организаций. Сегодня обращает на себя внимание факт среднего, а порой даже низкого уровня информационной обеспеченности деятельности органов власти в данной сфере. Отсутствие информации препятствует выработке эффективных стратегий взаимодействия в области государственно-конфессиональных отношений. При этом, очевидно, что те религиозные организации, чья деятельность соответствует уставу, сами заинтересованы в максимальной транспарентности своей работы, так как доверие к ним со стороны государства может выражаться в различных формах материальной поддержки, которая должна перестать быть односторонним «актом доброй воли». Сегодня ряд представителей мусульманских общин ставит вопрос о необходимости государственных «инвестиций» в традиционные религиозные организации в целях борьбы с религиозным экстремизмом, но прежде чем вкладывать бюджетные средства куда бы то ни было, необходимо иметь четкую объективную картину происходящего в религиозной сфере жизни общества.

На мой взгляд, сегодня имеет смысл ставить вопрос о возрождении единого федерального органа, координирующего вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений. В основе его создания должна лежать идея равенства всех народов и конфессий страны, соответствующая духу Конституции РФ, потому как на практике осуществление национальной политики в нашей стране часто сводилось исключительно к отстаиванию интересов «национальных меньшинств», в то время как любые государственные решения должны приниматься в интересах всех россиян.

Процесс выработки оптимальных форм государственно-конфессиональных отношений напрямую зависит от роста доверия населения к институтам государственной власти в целом, этому должны способствовать как реальные действия, направленные на развитие экономики страны, так и продуманная информационная политика. С сожалением приходится признать, что за последние 15 лет средства массовой коммуникации внесли и продолжают вносить существенный вклад в развитие исламофобии в российском обществе. Выход из этой ситуации автору данной работы видится в формировании независимой системы экспертной оценки материалов, предназначенных для публичного использования, по ряду направлений, отнесенных к сфере национальных интересов. Возможно, такую функцию может взять на себя подразделение, аккредитованное при создаваемой ныне Общественной палате при Президенте РФ.

Также на повестке дня стоит вопрос выработки оптимальной стратегии освещения деятельности религиозных организаций в СМИ, в особенности, на каналах центрального телевидения. На данный момент существует определенный вакуум в области СМИ, ориентированных непосредственно на мусульман, который в результате частных инициатив заполняется продуктами различного качества. На мой взгляд, для того, чтобы избежать укрепления тенденции к внутриобщинной замкнутости у этой категории верующих необходимо расширить возможность их доступа к общероссийским каналам распространения информации, в частности, путем создания федерального телеканала «Вера» (данное предложение рассмотрено в тексте работы).

В результате нашего исследования также сделан вывод, что вопросы интенсификации политического участия мусульманских общин напрямую связаны с вопросами миграции. Сейчас население России увеличивается преимущественно за счет мигрантов, значительное число которых представляет традиционно «исламские» государства (Азербайджан, Таджикистан и др.). В этом контексте интересны данные Института этнологии и антропологии РАН, согласно которым, миграция и демографическая ситуация в России в 2001 г. явились причиной 18,8%, а в 2002 г. — 12,5% конфликтов. Закономерно, что увеличение числа мигрантов - «этнических мусульман» влияет не только на политическую активность мусульманских общин, но и на их конфликтный потенциал. В условиях адаптации к новым условиям жизни объединение мигрантов, как правило, происходит на основе этнической и религиозной близости, поэтому мусульманские общины в ряде регионов страны могут рассматриваться как центры консолидации мигрантов из «мусульманских» регионов и государств. По наблюдениям сотрудников правоохранительных органов, как только в городе появляется мечеть, значительно увеличивается количество мигрантов-мусульман. На наш взгляд, данное обстоятельство вполне можно использовать в процессе регулирования миграционных потоков.

При этом, особое внимание должно уделяться реализации предложений Президента В.В.Путина в области миграционной политики, высказанных им на заседании Совета безопасности РФ 17 марта 2005. Тогда Президент подчеркнул, что право на въезд в Россию с правом работы должно преимущественно предоставляться квалифицированным специалистам, причем проживать им следует «в тех местах, где они, действительно востребованы, а не только там, где им хочется жить».

В связи с ростом «мусульманского» населения России время от времени различными представителями религиозных общин (и не только ими) поднимается вопрос о введении квоты представительства мусульман в органах власти, внесении изменений в российское законодательство в соответствии с законами шариата, делаются другие подобные предложения. Позиция автора данной работы по этому поводу однозначна: любые попытки такого рода противоречат Конституции РФ и являются проявлением интересов сил, заинтересованных в распаде России. На данный момент ни что в нашей стране не мешает реализации прав верующих: именно поэтому подобные провокационные инициативы не находят широкой поддержки в среде членов мусульманских общин.

В то же время сохраняется необходимость повышения уровня политической культуры российских мусульман и более тесной интеграции исламских общин в единое политико-правовое пространство страны в целях предотвращения возникновения и развития в их среде экстремистских идеологических течений и организаций.

В этом контексте большое значение приобретает повышение уровня информированности россиян о специфике различных религиозных учений. Одной из мер, направленных на коррекцию существующей ситуации, может стать повсеместное введение предмета «Религиоведение» в программу средней школы (не «Основ православия» или какой-либо другой религиозной традиции, а дисциплины, дающей непредвзятый научный анализ доктрин различных вероисповеданий). Такой метод информирования молодежи, не содержащий элементов религиозной пропаганды, может стать эффективным инструментом противодействия экстремизму и оптимизации этноконфессиональных отношений в России. Необходимо иметь ввиду, что средний уровень образования в обществе напрямую связан со степенью лояльности его граждан к экстремистским религиозно-политическим учениям: чем выше первый, тем ниже второй. Давно доказано, что человек с неразвитым мышлением легче поддается на провокации, более подвержен воздействию манипулятивных технологий и не может предвидеть стратегические последствия своих поступков. Поэтому именно знание, а не вера может стать основной преградой на пути распространения различных проявлений экстремизма в российском обществе.

Обобщая все положения работы, необходимо отметить, что проблема оценки роли и характера политического участия мусульманских общин в России требует комплексного подхода и не может рассматриваться вне контекста общих тенденций развития страны. В этой системной деятельности акцент должен быть сделан не на подчеркивании особенностей и отличий, а на поиске совпадений интересов всех граждан России, вне зависимости от их религиозной и национальной принадлежности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Филь, Мария Сергеевна, 2006 год

1. Абдулатипов Р.Г. Историческая многонациональность в России: политика, мораль, управление. М.: Славянский диалог, 1999 г.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Аспект-пресс, 2001 г.

3. Арутюнян Ю.В. Социальное и национальное: опыт этносоциологических исследований по материалам Татарской АССР. М.: Наука, 1973 г.

4. Арутюнян Ю. В., Бромлей Ю. В. (отв. ред.) Социально-культурный облик советских наций. По результатам этносоциологических исследований. М: Наука, 1986 г.

5. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M. Социально-культурное развитие и сближение наций в СССР на современном этапе. М.: Прогресс, 1972 г.

6. Асадуллин Ф. А. Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. Справочник. М.: Совет муфтиев России. Духовное Управление мусульман Европейской части России, 1999 г.

7. Аствацатурова М.А. Диаспоры в РФ, формирование, управление: на материалах Северо-Кавказского региона. Диссертация доктора политических наук. М.: РГБ, 2003 г.

8. Ахмадуллин В. А., Мелъков С. А. Государственно-исламские отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты. М. 2000 г.

9. Ахмедов С. Социальная доктрина ислама. Махачкала: Издательство ДГУ, 1982 г.

10. Бартолъд В. В. Сочинения. Т. 6: Работы по истории ислама и арабского халифата. М.: Наука, 1966 г.11 .Батунский М.А. Россия и ислам. Т. 3., М: Прогресс-Традиция, 2003 г.

11. Баширов Л. А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. М.: Изд-во РАГС, 2000 г.

12. Баширов С.-М.В. СМИ как механизм совершенствования национальных отношений. Диссертация кандидата политических наук. М.:РГБ, 2004 г.

13. ХЛ.Баширов Л. А. История религий в России. М.: Изд-во РАГС, 2002 г.

14. Бенигсен А. Мусульмане в СССР. Париж: Ymca-Press, 1983 г.

15. Хв.Берри Дж. В. «Как нам всем жить вместе? Альтернативный взгляд на межкультурные отношения» Адрес текста в сети Интернет: http://www.moles.ee/03/Nov/05/9-l.php

16. П.Борисов А.Б. Арабский мир: прошлое и настоящее. М.: Изд-во РАН. Институт востоковедения, 2002 г.

17. Борисов К. Г. Международное право религиозных конфессий мирового сообщества. М.: Изд-во РУДН, 2001 г.

18. И.Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Россия Путина: пристрастный взгляд. М.: ИИЦ «Панорама», 2003 г.23 .Витковская Г. С., Петров Н.В. Политические предпочтения вынужденных переселенцев. М.: Науч. докл./ Моск. центр Карнеги; Вып. 17, 1997 г.

19. Власов В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М.: Изд-во РАГС, 2003 г.

20. Володин А.В. Региональный сепаратизм: проблемы теории и практики. М.: Диалог-МГУ, 1999 г.2 б.Газиева Г., Мелъкое С. Мусульманская умма в современном российском обществе. М.: Московская типография № 9, 2003 г.

21. Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М.: Фаир-Пресс, 2004 г.

22. Гайнутдин Р. Выборы в России и выбор мусульман. М., 2004 г.

23. Гараджа В.И. Социология религии: учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: ИНФРА-М, 2005 г.

24. Гаспринский И. «Русское мусульманство», Оксфорд, 1985 г.31 .Гилязитдинов Дж. М. Электорат Башкортостана. Уфа: Академия Наук Республики Башкортостан, 1999 г.

25. Ъ2.Грюнебаум Г.Э. Классический ислам: очерки истории. 600-1258. М.: Наука, 1988 г.

26. ЪЪ.Давлетшин К. Д. Проблемы взаимосвязи национального и религиозного компонентов культуры и быта. М.: Полиграф плюс, 2004 г.

27. ЪАДзидзоев ВД Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ: Алания, 1997 г.

28. Джемалъ Г. «Политический ислам и Россия взаимодействие идентичностей»// Со-общение, № 3, 2003 г.

29. Ъв.Дееина И.В. Религия в политической культуре современной России (обзор)//Россия и современный мир, № 1, 2002 г.

30. Ъ1.Дробижева JI.M. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений, М.: Мысль, 1981 г.

31. Ежова М. Ю. Управление миграционными процессами в РФ в условиях постсоветских трансформаций: этнополитический аспект. Диссертация кандидата политических наук. М.: РГБ, 2004 г.4{.Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990 г.

32. Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003 г.

33. Журавлев И. В., Мельков С. А., Шершнев Л. И. Путь воинов Аллаха. Ислам и политика в России. М.: Вече, 2004 г.

34. Журналистика и война: освещение российскими СМИ военных действий в Чечне. М.: Исследовательская группа Российско-американского информационного пресс-центра, 1995 г.

35. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветстком пространстве. М.: Аспект-пресс, 1999 г.4в.Зорин В.Ю. Государственная национальная политика в России: историко-политологический анализ. Диссертация доктора политических наук. М.: РГБ, 2003 г.

36. Игнатенко А. А. Ислам и политика. М.: Институт религии и политики, 2004 г.

37. Имперский строй в России в региональном измерении (XIX начало XX вв.) Сборник научных статей. М.: Московский общественный научный фонд, 1997 г.

38. Ионова А. И. Региональные особенности организации управления и государственной службы в Российской империи. М.: Изд-во РАГС, 2001 г.

39. Ислам: энциклопедический словарь. Институт Востоковедения АН СССР. М.: Наука, 1991 г.

40. Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского Ислама, их трансформация в массовом сознании ивыражение в искусстве мусульманских народов России. М.: Прогресс-Традиция, 2001 г.

41. Ислам и исламизм. Под редакцией Коэгсокина Е. М. М.: Российский институт стратегических исследований, 1999 г.

42. Ислам и политическая борьба в странах СНГ. Под ред. А. Верховского. М.: Панорама, 1992 г.

43. Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. Составитель Червонная С. М. М.: РАН, 1998 г.

44. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2002 г.

45. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: Восточная литература, 1998 г.

46. Ислам и средства массовой информации. Материалы круглого стола. Казань: КГУ, 2004 г.

47. Исламофобия в Москве. Сборник статей. М.: РГГУ, 2003 г.

48. Как выстраивать взаимоотношения власти и конфессий в новом веке. Основы политики российского государства в сфере свободы совести//НГ Религии 27 июня 2001 г. № 12 (83)

49. Каневский К. «Социальная программа российских мусульман: ислам и светское государство»//Российская юстиция, № 4, 2003 г.61 .Каппелер А. Россия многонациональная империя. М.: Прогресс-Традиция, 2000 г.

50. Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М.: НИЦ «Ладомир», 2004 г.вЪ.Керимов Г. М. Учение ислама о государстве и политике. М.: Знание, 1986 г.

51. Климович ЛИ. Ислам. Очерки. М.: АН СССР, 1962 г.

52. Кобищанов Ю.М. Место ислама в этноконфессиональной структуре Северной Евразии России//Общественные науки и современность. М., 1996 г., №2бб.Кобищанов Ю.М. Россия и ислам: взаимодействие культур//Восток. 2000, № 9

53. Коробов А.А. Иммиграционный аспект политического терроризма в России//Власть, № 9, 2005 г.

54. Котанджян Г.С. Этнопсихология консенсуса — конфликта. М.: Аспект-пресс, 1992 г.

55. Крымский А.Е. История мусульманства. М.: Кучково поле, 2003 г. Ю.Кудрина Т. А. Вероисповедные реформы в России в начале XX века.1. М.: Изд-во РАГС, 2003 г.

56. Х.Кудрявцев А.И. Конституционно-правовые основы свободы совести всовременной России. Адрес текста в Интернете: http://www.rlinfo.ru/proiects/suzdal/kudriavcev.html 72.Кухаренко Н. В. Китайские этнорелигиозные сообщества в США.

57. Диссертация кандидата политических наук. Благовещенск: РГБ, 2004 г. 73 .Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.: Восточная литература, 1995 г. 1А.Лопаткин РА. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. М., 2001 г.

58. Луис Б. «Ислам и Запад. Диалог», глава 2. Адрес текста в сети Интернет: http://www.agnuz.info/librarv/books/islamizapad/page05.htm

59. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Общественное согласие в Российской Федерации», Казань, 1997 г.

60. Материалы второго очередного съезда мусульман Татарстана. Казань, 2002 г.81 .Махачев Г.Н. Исламское измерение. Ислам, США и религиозный фактор в международной политике. М., 2002 г.

61. Медведко Я. И. Россия, Запад, Ислам: «столкновение цивилизаций»? Жуковский Москва: Кучково поле, 2003 г.

62. ЪЪ.Мельков С., Газиева Г. Экспертный опрос: «Исламский фактор -фактор политический?» Рукопись, 2004 г.

63. МецА. Мусульманский ренессанс. М.: ВиМ, 1996 г.

64. Мизун Ю.В., Мизун Ю. Г. Ислам и Россия. М.: Вече, 2004 г.

65. Михалева А.В. Мусульманские общины в политической жизни немусульманских регионов: сравнительный анализ России и Германии. Автореферат диссертации кандидата политических наук. Пермь: РГБ, 2004 г.

66. Мусина Р.Н. Ислам и мусульмане в современном Татарстане//Ислам в татарском мире: история и современность (материалы международного симпозиума). Казань: 1997 г.

67. Мусульмане изменяющейся России, М.: РОССПЭН, 2002 г.

68. Мусульмане в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления. М.: Идея-Пресс, 2005 г.

69. Мусульманские страны на пороге XXI века: власть и насилие. Реферативный сборник. М.: ИНИОН РАН, 2004 г.

70. Мусульманская цивилизация. Энциклопедический словарь. Составитель И. Торавалъ. М.: Лори, 2001 г.

71. Мухаметшин Р., Татары и ислам в XX веке, Казань: Фэн, 2003 г.

72. Мухаметшин Ф. М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды. М.: Изд-во РАГС, 2001 г.

73. Мчедлов М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия // СОЦИС, № 9, 2004 г.

74. Ожиганов Э.Н. Причины этнополитических конфликтов. М.: Наука, 1996 г.

75. Основы теории коммуникации: учебник. Под редакцией М.А.Василика. М.: Гардарики, 2003 г.

76. Очерки теории и практики этничности в России. М.: Просвещение, 1997 г.

77. Панарин А.С. Политология. Западная и Восточная традиции: Учебник для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 2000 г.

78. Петров В.П. Россия: кризис федерации. Прошлое, настоящее, будущее. М.: Астра семь, 1999 г.

79. Петров Э.А. Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама. Диссертация кандидата политических наук. Ростов н/Д: РГБ, 2003 г.

80. Понкин КВ. Светскость государства. М.: УНЦ ДО, 2004 г.

81. Понкин И.В. Секулярные религии в светском государстве. М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2003 г.

82. Понятие «Интернационализм». Опрос населения. Адрес текста в сети Интернет: http://bd.fom.ru/report/map/tb010907

83. Программные документы мусульманских политических партий 1917-1920 гг. Оксфорд, 1985 г.

84. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М.: Восточная литература РАН, 2004 г.

85. Прохоров В. «Коранный номер»//Секрет фирмы, № 34, 2005 г.

86. Рагузин В. Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. М.: Изд-во РАГС , 1998 г.

87. Религии современных народов России. Словарь. М.: Республика, 1999 г.

88. Религия и политика в современной России. Сборник. М.: Изд-во РАГС, 1997 г.

89. Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. М.: Совпадение, 1998 г.

90. Саидбаев Т. С. Ислам и общество: опыт историко-социологического исследования. М.: Наука, 1978 г.

91. Самаркин О. А. Электоральное поведение населения Республики Татарстан. Теоретические средства анализа и эмпирия. Автореферат диссертации кандидата социологических наук. Казань: РГБ, 2000 г.

92. Священный Коран. Двуязычное издание. Подготовил Маулана Мухаммад Али. Перевод на русский язык: А. Садецкий. Лахор ИНК. США. 1997 г.

93. Силантьев Р. А. Этносоциальные, политические и религиозные аспекты раскола исламского сообщества России. Диссертация кандидата исторических наук. М.: РГБ, 2003 г.

94. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб: Нева, 1997 г.

95. Собольников В.В. Мигранты в структуре экономической преступности.//Власть, № 9, 2005 г.

96. Соколовский С.В. Категория "коренные народы" в российской политике, законодательстве и науке. // Профессионалы за сотрудничество. Сборник работ выпускников программ IREX1 а, вып.З. М., 1999 г.

97. Социологические наблюдения (2002-2004). М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2005 г.

98. Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX- XX вв. М.: Институт философии РАН, 1982 г.

99. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986 г.

100. Сюкияйнен Л. Р. Знание Шариата лучшее средство противостояния экстремизму. Мусульмане. 2000. Февраль-март. № 1(4)

101. Сюкияйнен JT.P. Ислам против исламского экстремизма// Азия и Африка сегодня, М., 2003 г.

102. Сычев В.Ф. Ислам в истории и политике Афганистана. М.: Изд-во НИЕВ, 1997 г.

103. Тишков В.А. О концепции перестройки межнациональных отношений в СССР. М.: Советская этнография, 1989 г.

104. Тишков В. А. Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 2001 г.

105. Трофимчук Н. А. Мировой опыт государственно-церковных отношений. М.: Изд-во РАГС, 1998 г.

106. Усманова Д. М. Мусульманская фракция и проблема «свободы совести» в Государственной Думе России (1906 1917 гг.). Казань: Мастер Лайн, 1999 г.

107. Фаизов С. Ф. Ислам в Поволжье VIII-XX вв. М.: Спутник +, 1999 г.

108. Фаизов Г. Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа: УНЦРАН, 1995 г.

109. Федотова JI.H. Социология массовой коммуникации: учебник для вузов. СПб: Питер, 2003 г.

110. Филимонов Э. Г. Социально-политические ориентации верующих и неверующих// Национальное и религиозное. М.: РНИСИНП, 1996 г.

111. Филиппов В.Р. Этнические процессы в столичном мегаполисе// Свободная мысль-XXI, № 9, 2004 г.

112. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т., М.: Республика, 2001 г.

113. Фурман Д. Е., Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России.// Свободная мысль-XXI, № 7, 2003 г.

114. Хачшаев Н. Руководство к программе всемирного восстания мусульман. Из книги «Наш путь к Газавату». 1999 г. (?)

115. Хантингтон С. Запад уникален, но не универсален // МЭиМО, 1997 г., №8

116. Ходжаева Е. А., Шумилова Е. А. Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в республике Татарстан // СОЦИС, № 3, 2003 г.

117. Хоперская Л. Проблемы региональной безопасности на Северном Кавказе//Что хотят регионы России? М.: Гендальф, 1999 г.

118. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. СПб.: Питер, 1999 г.

119. Чагилов В.Р. Проблема политизации этнической идентичности. М.: Прометей, 2000 г.

120. Червонная С. «Исламский фактор в современном крымскотатарском национальном движении» // Ислам в России. Второй международный конгресс этнографов и антропологов. М.: 1997 г.

121. Чернов П.В. Россия: этногеополитические основы государственности. М.: Восточная литература, 1999 г.

122. Чесноков А. С. Специфика влияния иммиграции на политические процессы в РФ и США. Диссертация кандидата политических наук. Екатеринбург: РГБ, 2004 г.

123. Цхурбаев А. Влияние ислама на современные европейские процессы. Адрес текста в Интернет: http://www.viu-online.ru/science/publ/buletenl0/page6.html

124. Широбоков С. А. Особенности современной политической и электоральной культуры России. Автореферат диссертации кандидата философских наук. М.: РГБ, 2000 г.

125. Яблоков И.Н. Основы религиоведения: Учебник. М.: Высшая школа, 2004 г.1. Нормативно-правовые акты1. Конституция РФ;2. Уголовный кодекс РФ;

126. Федеральный закон № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях»;

127. Федеральный закон «О противодействии экстремизму»;

128. Федеральный закон "О политических партиях";

129. Концепция государственной национальной политики (1996 г.);

130. Концептуальные Основы государственно-церковных отношений в РФ (проект);

131. Концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в РФ (проект);

132. Постановление Правительства РФ № 842 от 25 декабря 2004 г.;

133. Ю.Свод законов Российской империи Т. 2 часть 1, Т. 9 Кн.1 раздел 5.1. СПб., 1903 г.

134. Государственные целевые программы

135. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.);

136. Комплексная городская программа "Москва на пути к культуре мира (основные направления)", 1999 г.;

137. Среднесрочная городская целевая программа "Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002 2004 годы)";

138. Среднесрочная городская целевая программа "Москва многонациональная формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 годы)".

139. Информационные ресурсы сети Интернет1. www.compromat.ru2. http://echo.msk.ru3. www.psy-gratis.ru4. www.mos.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.