Исламский фактор в политическом процессе современной России: на примере республик Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Курайши, Денис Афизуллаевич

  • Курайши, Денис Афизуллаевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 158
Курайши, Денис Афизуллаевич. Исламский фактор в политическом процессе современной России: на примере республик Северного Кавказа: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2009. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Курайши, Денис Афизуллаевич

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические и исторические аспекты анализа исламского фактора в политическом процессе современной России на примере республик Северного Кавказа.

1.1. Теоретико-методологические основы анализа исламского фактора в политическом процессе России на примере республик Северного Кавказа.

1.2. Исламский фактор в политическом процессе России: историко-политический анализ.

Глава 2. Особенности проявления исламского фактора в современном политическом процессе на Северном Кавказе.

2.1. Основные политические концепции современного исламского мира.

2.2. Идеи радикального ислама в политическом процессе на Северном Кавказе.

2.3. Некоторые направления политики государства по предотвращению негативного развития ситуации на Северном Кавказе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исламский фактор в политическом процессе современной России: на примере республик Северного Кавказа»

Актуальность темы исследования. Исламский фактор оказывал значительное влияние на политику России на протяжении всей ее истории. Еще со времен первых князей Русь находилась в интенсивных цивилизационных и религиозных контактах со своими многочисленными соседями, в том числе с Волжско-Камской Булгарией, принявшей в X в. ислам. В целом, изучение исламского фактора является важной частью анализа российской истории и политического процесса. По словам известного татарстанского политолога Р. Хакимова «.судьбу России в прошлом и будущем не объяснить без исламского фактора. Россия с первого дня существования сталкивалась с исламом как внутри страны, так и во внешней политике.»1. Согласно федеральному закону №125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» ислам относится к религиям, составляющим «неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Это подтверждается и тем, что из 182 этносов современной России 57 ассоциируют себя с исламом, составляя около 10% населения2.

Исследование исламского фактора в политическом процессе современной России особенно актуально на примере республик Северного Кавказа, где с конца 1980-х годов по сегодняшний день идёт борьба между государственной властью и представителями радикального ислама и этнического сепаратизма. Как заявил еще в 2000 г. В.В. Путин, «.в сфере наших государственных интересов Северный Кавказ занимает особое место.

1 Хакимов Р. Исламский фактор во внешней политике России: исторический шанс // http://www.religare.ru/2 1128.html.

2 Малашелко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. - М.: «Весь мир», 2006. С, 27. Также см. данные переписи населения 2002 года fwww.perepis2002.ru).

Сегодня в этом российском регионе происходят испытания на прочность базовых основ нашего конституционного строя.»3.

Важность исламского фактора в политической жизни современной России отмечается многими представителями государственной власти и лидерами общественно-религиозных организаций и движений. В июне 2009 г. в Москве прошла конференция «Мусульмане СНГ за межконфессиональное и межнациональное согласие», на которой представителем Администрации Президента Российской Федерации была поддержана идея об открытии в Москве и республиках Северного Кавказа филиалов кувейтской организации «Умеренный ислам» для противодействия экстремизму. 15 июля 2009 года на встрече с духовными лидерами российских мусульман Президент РФ Д.А. Медведев заявил: «Наш мусульманский мир представляет очень авторитетную силу в целом. Это очень важно для нашей страны»4. Президент отметил, что «к сожалению, в России деятельность экстремистских организаций является весьма активной», и призвал мусульманское духовенство распространять идеи веротерпимости. Д.А.Медведев заявил об исламском экстремизме: «.этот фактор является весьма сложным, дестабилизирующим ситуацию в нашей стране.».

Таким образом, исламский фактор во многом формирует политическую повестку дня в современной России; его анализ является особенно актуальным в условиях эскалации террористической угрозы на Северном Кавказе в последние годы.

3 Путин В.В. Обращение к читателям журнала «Родина» // Родина, 2000, №1, С. ].

4 Медведев Д.А. Вступительное слово на встрече с духовными лидерами мусульман России 15 июля 2009 года // http://kremlin.ru/appears/2009/07/15/1542 type63376 219649.shtml.

Возрастание влияния ислама на политический процесс современной России вызвано причинами как мирового, так и внутрироссийского масштаба. При этом следует заметить, что в силу глобального характера мусульманской религии, анализ её воздействия на политику России нельзя ограничить только внутриполитическими проблемами.

В целом актуальность темы настоящего исследования обусловлена следующими причинами:

- глобализацией, предоставившей религиозным экстремистам новые средства осуществления своих целей и актуализировавшей глобальные притязания ислама в условиях информационного общества;

- крахом биполярной системы, а также кризисом связанных с ней идеологий и модернизационных проектов, в результате чего усилилась религиозная и этническая идентичность, а также обострились межцивилизационные конфликты;

- кризисом советского проекта модернизации и последовавшим за ним ослаблением российской государственности, вызвавшим всплеск религиозного экстремизма на Северном Кавказе в условиях ухудшающегося социально-экономического положения республик региона; отсутствием у государственной власти продуманной и последовательной стратегии борьбы с исламизмом, сепаратизмом и терроризмом на Северном Кавказе, что в условиях специфической правовой и политической культуры кавказских народов, коррупции и бедности привело к формированию сложного клубка проблем («кавказского узла»), неразрешимых путем отдельных решений, разовых действий и силовых методов.

Существование указанных причин приводит к тому, что в республиках Северного Кавказа постоянно тлеют очаги сепаратизма, экстремистской террористической деятельности, в том числе в форме радикального исламизма. В связи с этим представляется особенно актуальным поиск как причин создавшегося положения, так и способов его преодоления.

Степень научной разработанности проблемы. Тема исследования предполагает обращение к широкому кругу источников разнообразной направленности и характера. Проблема разрабатывалась многими авторами, поскольку исламский фактор оказывал и оказывает значительное воздействие на российский и мировой политический процесс.

К первой группе исследований относится литература, посвященная исламу в целом, а также его отдельным сторонам и проявлениям. К этой группе источников относятся работы известных ученых-исламоведов, таких как В.В. Бартольд, И.Ю. Крачковский, Г.Э. Грюнебаум и, др.5 В них раскрывается сущность исламского видения мира, истории, государства и общины верующих, жизни индивида.

Вторая группа исследований рассматривает историю ислама в России, в том числе взаимоотношения государственной власти Российской империи и СССР с мусульманским духовенством и населением. Сюда входят сочинения таких авторов, как Р.Г. Абдулатипов, И.К. Загидуллин, Р. Ланда и

5 Крымский А.Е. Ваххабиты. М., 1912; Медников Н.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов (по арабским источникам). СПб., 1903; Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850; Бартольд В.В. Ислам. Петроград, 1918; Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992; Вагабов М.В. Ислам и семья. Махачкала, 1973; Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1982; Кирабаев КС. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья). М., 1987; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М., 1975; Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М., 1955; Шмидт А.Э. Очерки истории ислама как религии // Мир ислама. Т. I. СПб., 1912; Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб., 1911; Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерки истории (600-1258). М., 1986; Массо А. Ислам. Очерки истории. М., 1982; Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996; Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976; Степаняпц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М., 1982; Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984. др.6 Эти исследователи отмечают, что исторически взаимоотношения государственной власти и ислама в России были противоречивы: с одной стороны государство навязывало исламу определенную институциональную структуру, с другой стороны - проводила, в целом, политику веротерпимости.

При рассмотрении исторического аспекта воздействия исламского фактора на политический процесс России особое внимание следует уделить Кавказской войне, в ходе которой Российской империи противостояло теократическое исламское государство горцев - имамат. Описанию Кавказской войны посвящены труды В.А. Потто, Р.А. Фадеева и др.7 Важными для темы исследования являются работы, рассматривающие историю, нравы и особенности политического устройства кавказских народов, распространение среди них ислама как в его умеренных, так и в о радикальных формах .

6 Ланда Р. Ислам в истории России. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995; Курныкгт О.Ю. Исламский фактор в «империостроительстве» России // Первые научные чтения памяти Е.М. Залкинда. Барнаул, 2003; Алов А.А., Владимиров Н.Г. Ислам в России. М., 1996; Журавлев К.В., Мелькав С.А., Шеришев Л. И. Путь воинов Аллаха. Ислам и политика России. М: «Вече», 2004; Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Ислам и Россия. М.: «ВЕЧЕ», 2004; Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М.: Мысль, 2002; Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). М., 2001; Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи. Казань, 2007; Гаспринскгш Исмаил-бей. Россия и Восток. Казань, 1993; Бенигсеп А. Мусульмане в СССР // Россия и Татарстан: проблемы асимметричных отношений. 1995, № 2; Гайнуддипов Р.И. Ислам в современной России (опыт философского анализа). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2003.

1 Потто В.А. Кавказская война. В пяти томах. Ставрополь, 1994; Фадеев Р.А. Кавказская война. М., 2003; Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2000; Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1. СПб., 1871; Блиев М.М., Дегоев В.А. Кавказская война. М., 1994.

8 Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским. Москва, 1823; Берэ/се А.Н. Этнографическое обозрение Кавказа. СПб., 1879; JIaydaee У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. IV. Тифлис, 1868; Kyuieea Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI -30-е годы XVIII века). М., 1963; Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М.,1963; Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994; Авксентьев А.В. Ислам на Северном

Отдельную группу исследований составляют труды, посвященные воздействию ислама на политический процесс современной (после 1991 года) России. Среди них можно отметить работы А.В. Малашенко, Л.Р. Сюкияйнена, А.А. Игнатенко, А.К. Алиева и др.9 Они раскрывают причины и характер актуализации ислама в российском пространстве, произошедшей за последние двадцать лет. Так, А.А. Игнатенко полагает, что имманентно присущая исламу конфликтность циклически воспроизводится в истории как реакция на совпадение определенных политических, культурных и экономических факторов. А.В. Малашенко считает, что современный исламизм - это «не болезнь ислама, это его вечная реакция на проигранную историю»10.

Ряд авторов, например К.М. Ханбабаев, Д.А. Нечитайло и др., рассматривает вопросы политизации ислама на современном Северном

Кавказе. Ставрополь, 1984; Муэюухоев М.Б. К эволюции верований народов Центрального Кавказа в период средневековья. Грозный, 1983; Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Ростов-на-Дону, 2001; Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. VII-XV вв. Махачкала, 1969; Бабич И.М. Эволюция правовой культуры адыгов. М., 1999; Нунуев С.Х. М. Исторические этапы и особенности распространения и укоренения ислама в Чечне (конец XVIII - начало XXI вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва, 2007.

9 Алиев А.К. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. - М.: Наука, 2007; Ислам на территории бывшей Российской империи: Энцикл. словарь. — М., 1999; Игнатенко А.А. Ислам и политика. М.: Институт религии и политики, 2004; Ислам и мусульмане в современной России. М., 1999; Мухаметшин Ф.М. Ислам в современном российском обществе // Мусульмане изменяющейся России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002; Сюкшйнеп JI.P. Мусульманско-правовая культура и российское законодательство // Мусульмане России накануне XXI века: Материалы Международной научной конференции, Москва, б сентября 1997 г. М., 1998; Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998; Баширов JI.A. Ислам и этнополитические процессы в современной России: точка зрения. М., 2000; Градировский С. Русский ислам // Эксперт. 2003. № 6; Филь М.С. Мусульманские общины в политической жизни современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2006.

10 Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. - М.: «Весь мир», 2006. С. 201.

Кавказе с учетом внешнего фактора11. Особое внимание многих ученых сконцентрировано на причинах возникновения и распространения на Северном Кавказе такой радикальной формы ислама, как ваххабизм12.

Проблемам исламского экстремизма, радикализма и терроризма в целом и на Северном Кавказе в частности посвящены работы З.С. Арухова, И.П. Добаева, В.А. Тишкова, JI.A. Баширова и др.13 В этом контексте также

11 Заяимханов З.М., Ханбабаев КМ. Политизация ислама на Северном Кавказе (на примере Дагестана и Чечни). Махачкала, 2000; Алиев М.Р. Влияние зарубежных религиозных организаций на радикализацию ислама в Дагестане // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень № 3. Махачкала, 2002; Поляков К.И. Влияние внешнего фактора на радикализацию ислама в России в 90-е годы XX в. (на примере арабских стран) // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001; Ментешашвши Заза. Исламское возрождение на Северном Кавказе и в Центральной Азии. - Тб.: Изд-во Тб. ун-та, 1999; Малашенко А.В. Исламские ориентиры на Северном Кавказе. М., 2001; Нечитайпо Д.А. Международный исламизм на Северном Кавказе. М., 2006.

12 Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: Особенности его проявления на Северном Кавказе. - Махачкала: ГУП «Даг. кн. изд-во», 2002; Ханбабаев КМ. Этапы распространения ваххабизма в Дагестане // Алимы и ученые против ваххабизма. Махачкала, 2001; Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала, 2002; Кудрявцев А.В. «Ваххабизм»: проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 3(9); Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999.

13 Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам и исламизм на Юге России. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2003; Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975; Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М., 1988; Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2000; Ислам и исламизм. М., 1999; Арухов 3. С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999; Ярлыкапов А.А. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: к постановке проблемы // Бюллетень № 3 Владикавказского центра этнополитических исследований ИЭА РАН. Владикавказ, 1999; Башнров Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. М., РАГС, 2000; Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2; Нуруллаев А.А., Нуруллаев Ал.А. Религиозно-политический экстремизм. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». 2003. № 4; Бобровников В. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М.: Вост. лит., 2002; Макаров Д. Радикализация ислама в Дагестане: возможности и пределы джихадизма // Общественные науки и современность. 2004. № 6; Тишков В.А. Российский Кавказ: книга для политиков. М., 2007; Акаев В.Х. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: миф или реальность // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 3(9); Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 2002; Добаев И.П. Традиционализм и радикализм в современном Исламе на Северном Кавказе // Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2000; Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике (на примере регионов Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа). Ростов-на-Дону, 2000; Добаев И.П. Исламский необходимо отметить работы А.-Х. Султыгова, И.А. Цечоева, А.А. Мантаева и др., в которых проблемы исламского экстремизма рассматриваются на примере социально-политических процессов и проблем в сфере этнополитических конфликтов в конкретных республиках Северного Кавказа'4. В ряде исследований вопросы исламского радикализма ставятся в контексте проблем национальной безопасности России15.

Отдельную группу исследований составляют работы, в которых производится анализ воздействия исламского фактора на политический процесс в условиях глобализации. К этой группе относятся труды Н.В. Вагапова, Н.В, Жданова, JI.P. Скжияйнена и др.16 Проблемы глобализации и радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, 2002; Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика. М., 2001; Кисриев Э. Дагестан: причины конфликтов и факторы стабильности // Центральная Азия и Кавказ 2000. № 4(10); Рамазанов P.O. Концептуальные основы и современная практика исламистского терроризма в региональном конфликте. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2006.

14 Султыгов А.-Х. Урегулирование этнополитических конфликтов в современных условиях: зарубежный опыт и Россия. Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. Москва, 2006; Цечоев И.А. Особенности социально-политических процессов в Республике Ингушетия в современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва, 2007; Мантаев А.А. «Ваххабизм» и политическая ситуация в Дагестане. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва, 2002; Димаева Ф. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2003.

15 Баринов В.В. Религиозно-политические процессы на Северном Кавказе и их влияние на безопасность России (политологический анализ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2005; Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России. Научный отчет Российского института стратегических исследований. Под общ. ред. Е.М. Кожокина. М., 1995; Морозов Ю.В., Лутовинов В.И. Агрессивный экстремизм под прикрытием ислама: авантюра в Дагестане, ее последствия и уроки // Вызовы безопасности и защита геополитических интересов России. М., 1999; Геополитика Кавказа. М., 2003; Мельков С.А. Исламский фактор и военная политика России. М„ 2001.

16 Религия и глобализация на просторах Евразии. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009; Вагапов II.B. Ислам и глобализация современного мира. Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Махачкала, 2006; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: мировой политики анализируются в работах Е.М. Примакова, А.С. Панарина,

17

А.И. Уткина, И. Валлерстайна, 3. Бжезинского и др. В контексте идеи С. Хантингтона о «столкновении цивилизаций» ряд авторов (Т. Али, Л.И. Медведко) рассматривает глобализацию с точки зрения противостояния Запада и мира ислама18.

Исламские политические идеологии рассматриваются в работах Г.Р. Балтановой, С.В. Голунова, Ю.А. Зараховича, А.В. Малашенко, Г.Б. Фаизова, Ф.И. Хачима, Г. Джемаля и др.19 Мировому «исламскому возрождению»

Международные отношения, 2003; Сюкияйнен Л. Ислам против ислама: Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму // Центральная Азия и Кавказ. 2002, № 3; Сюкияйнен Л. Ислам против исламского экстремизма // Азия и Африка сегодня. 2003. № 2; Материалы международной конференции «Ислам в контексте диалога цивилизаций» // Иракский кризис и становление нового мирового порядка. М., 2004; Исламская альтернатива и исламистский проект. М.: Весь Мир, 2006; Кулиев Э.А. Коран и глобализация. Баку, 2005; Игнатенко А.А. Эпистемология исламского радикализма // Религия и глобализация на просторах Евразии. М., 2005; Мамедова Н.М. Исламская экономика и глобализация // Ислам и политика. М., 2000; Мазруи Али. Глобализация: ислам и Запад между гомогенизацией и гегемонизацией // Полис., 2000, №4.

17 Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М., 2003; Бек У. Что такое глобализация? М., 2001; Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. М., 2002; Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2005; Уткин А.И. Глобализация: процесс осмысления. М., 2002; Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2003.

18 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003; Али Тарик. Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность. М., 2006; Медведко Л.И. Россия, Запад, Ислам: столкновения цивилизаций? М., 2003; Модестов С.Ю. Геополитика ислама. М., 2003; Mahathir Mohammad. Islam and Globalization. Kuala-Lumpur, 2000; Ахтаев Ахмад-Кади. Война идей. M., 2005; Аль-КардавиЮсуф. Современные фетвы. М., 2003.

19 См.: Балтанова Г.Р. Социально-политический анализ зарубежных концепций эволюции ислама в России и СНГ. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1994; Годунов С.В. Ислам в СНГ в общественно-научной мысли Запада. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1998; Зараховин Ю.А. Анализ исламского возрождения на постсоветском пространстве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1998; Ибрагимов М. Современная англоамериканская политология об «Исламском возрождении». Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1990; Малашенко А.В. Феномен ислама в политической жизни СССР/СНГ. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1995; Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1993; Хачим Ф.И. Проблемы государственной власти в исламской доктрине (на примере шиизма). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1992; Хатами Мохаммад. Ислам и диалог. М., 2001; Фадеев И. Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. М., 2001; Лари Рукни посвящены труды таких зарубежных авторов, как Б. Льюис, Ж. Кепель, Д.

20

Ландау, Д. Эспозито и др.

Особую часть использованной литературы составили оригинальные источники на арабском языке - труды идеологов исламского фундаментализма и радикализма (Абу Маудуди, Ахмад Такиддин ибн

Таймийя, Ахмад ибн Ханбал, Мухаммад Абдо, Сейид Кутб, Хасан ат-Тураби,

21

Хасан аль-Банна, Фейсал Мавляли, Юсуф аль-Кардави) , в значительной степени повлиявшие на исламистов Северного Кавказа.

Значительный объем информации по интересующим нас вопросам содержится в Интернете, особенно на сайтах информационных агентств и различных мусульманских организаций, в том числе экстремистских22.

Во многих упоминаемых выше работах, однако, не была чётко

Мусави. Западный мир глазами мусульманина. Баку, 1994; Хайдаров А. Источник международного права в доктрине и практике стран ислама. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1996; Бсишев М.А. Ислам: происхождение, эволюция и роль в общественной жизни. Политологический аспект проблемы. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1991; Джемаль Г.Д. Освобождение ислама. М., 2004; Джемаль Г.Д. Революция пророков, М., 2003.

20 Льюис Б. Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм. М., 2003; Landau John. The Politics of Pan-Islamism: Ideology and Organization. L., 1990; Кепель ^ Жиль. Дэюихад. Экспансия и закат исламизма. М., 2003; МецАдам. Мусульманский ренессанс. М., 1996; Esposito John. Islamic Threat: Myth or Reality. N.-Y., 1999.

21 Абдель-Хамид Джуда ас-Сахар. История пророков. М.: «Сантланда», 1992; Ахмад ан-Наими. На пути к исламской реформации. Гражданская свобода, права человека и международное право. М., 1999; Абу алъ-Маудуди. Основы ислама. М.: «Сатланда», 1993; Кутб Сейид. Под сенью Корана. -М.: «Умма», 2003; Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990; Умара абл эр-Рахман. Эль Мазахиб аль-Муасира. Бейрут, 1987 (на арабском языке); Журнал «Аттарика» (Бейрут), № 4, 1987 (на арабском языке); Послание Хасана аль-Банны V съезду «Ассоциации Братьев-мусульман» (1939 г.). Каир, 1981 (на арабском языке); Ас-Сибаи Мустафа. Социализм ислама. Дамаск, 1959 (на арабском языке).

22 См.: Совет муфтиев России (http://www.muslim.ru): «Дагестанская правда» (http://www.dagpravda.ru); «Ассалам» (http://assalam.dgu.ru'); Независимый исламский информационный канал (www.islam.ru); «Звезда Востока» (http://www.fergana.ru/zvezda.html); «Мусульманский вестник» (http://islam.dgu.ru); «Ислам для всех» (http://www.islamua.net/index.shtml): «Нурул Ислам» (http://nurul-islam.iwt.ru): «Северный Кавказ» (http://www.sknews.ru); «Чеченское общество» (http://www.chechensociet.net); «Кавказ - центр» (http://kavkazcenter.com) и др. зафиксирована необходимость комплексного подхода к исследуемой проблеме. Политический процесс в республиках Северного Кавказа определяется совместным действием целого ряда факторов, к числу которых, в первую очередь, необходимо отнести исламский фактор, деятельность органов государственной власти, слабость или отсутствие институтов гражданского общества и др. По словам известного исследователя исламского экстремизма на Северном Кавказе А.К. Алиева «в изучении этой проблематики ещё остаются определённые пробелы, обусловленные в первую очередь отсутствием комплексных разработок, которые бы позволили свести воедино отдельные концептуальные достижения»23.

Объект исследования - исламский фактор в политическом процессе современной России. Предмет исследования - воздействие исламского фактора на политический процесс в республиках Северного Кавказа.

Цель исследования - изучение особенностей воздействия исламского фактора на политический процесс современной России на примере республик Северного Кавказа.

В соответствии с целью необходимо выделить следующие задачи исследования:

- определить теоретико-методологические основы анализа исламского фактора в политическом процессе современной России на примере республик Северного Кавказа;

- провести исторический анализ воздействия исламского фактора на политический процесс России;

- проанализировать основные политические концепции ислама, повлиявшие на исламистов Северного Кавказа;

23 Алиев А.К. Религиозно-политический экстремизм и отноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. - М.: Наука, 2007. С. 22.

- установить причины радикализации ислама в условиях Северного Кавказа;

- проанализировать теорию и практику исламского экстремизма на территории Северного Кавказа;

- исследовать воздействие исламского фактора на политическую систему современной России;

- выявить основные недостатки российской государственной политики в области борьбы с исламским экстремизмом и пути их преодоления.

Теоретико-методологическая база исследования включает в себя совокупность научных принципов и подходов, таких как системный, комплексный, сравнительно-исторический, проблемный, социокультурный и другие. Системный подход позволяет выявить наиболее значимые элементы и проявления исламского фактора в политике, их взаимозависимость и взаимообусловленность. Особое внимание уделяется комплексному подходу, поскольку комплексный подход позволяет учесть все многообразие факторов (политических, культурных, географических, социально-экономических, геополитических), сопряжённых с исламским фактором. Сравнительно-исторические методы помогают рассмотреть эволюцию исламских концепций, их влияние на политические процессы в различных регионах на разных этапах. Большое значение в рамках предпринятого исследования имеет принцип историзма, который позволил проанализировать современные события и тенденции в исторической ретроспективе, выявить исторические корни современного исламского радикализма на Северном Кавказе. Анализируя политические процессы в республиках Северного Кавказа в современный период, следует помнить, что нельзя отрывать их от исторических предпосылок. Как справедливо отмечает В.И. Коваленко, назрела необходимость задуматься над тем, «как осуществлялись крупномасштабные реформы в нашей стране, а именно те из них, которые обозначали собой заметные отходы от традиционалистских оснований общественной жизни»24.

Научная новизна диссертации заключается в проведении комплексного анализа влияния исламского фактора на политические процессы в республиках Северного Кавказа с учетом новейших тенденций, а также в контексте актуальных задач Российского государства. В ходе проведенного анализа:

- предложен системный подход к изучению исламского фактора в политике;

- выявлены исторические корни и особенности исламского радикализма в республиках Северного Кавказа, определено место исламского экстремизма в системе современных политических отношений на Северном Кавказе;

- предложен подход, увязывающий феномен исламского экстремизма с уровнем социально-экономического развития общества;

- определены некоторые направления и способы борьбы с исламским экстремизмом на территории Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Общий анализ российской истории и политического процесса (особенно на современном этапе) не может быть проведен без учета исламского фактора.

2. Ислам по своему влиянию является всемирной религией. Следовательно, анализ исламского фактора в политическом процессе России должен осуществляться не только с точки зрения внутриполитических проблем и задач России, но и с точки зрения глобальных притязаний и

24 Коваленко В.И. Проблемы трансформации демократии в условиях новых вызовов // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. №2, 2007. С 9. перспектив ислама в условиях глобализации, становления информационного общества и многополярного мира.

3. Северный Кавказ, как показывают события конца ХХ-начала XXI вв. (в том числе «Пятидневная война» в Южной Осетии в августе 2008 г.), является «ключевым» регионом для Российского государства, поскольку от мира и стабильности на Северном Кавказе в значительной степени зависит безопасность, территориальная целостность и конституционный строй России в целом. Использование исламского фактора на Северном Кавказе с целью борьбы против государственной власти зачастую является не средством борьбы за «независимость», а инструментом влиятельных международных игроков в «холодной» войне против России.

4. Исторически ислам на Северном Кавказе носил синкретический характер, органично наложившись на доисламские верования, этнические традиции и обычаи (адаты). Политизация и, соответственно, радикализация ислама в регионе всегда значительно усиливались в периоды кризисов идентичности местных народов в результате конфликтов или внешней экспансии. Кроме того, после окончания эпохи советского «научного атеизма», а также в условиях глобализации и наступления информационного общества, политизация ислама на Северном Кавказе приобрела во многом несамостоятельный характер, став результатом вхождения Северного Кавказа в мировое информационное пространство в качестве периферии исламского мира. В результате на Кавказе возникло противоречие между традиционным исламом и его радикальными версиями, приходящими в основном из арабского мира. Таким образом, исламский фактор в политическом процессе современной России не является чем-то целостным и однородным, что создает значительное пространство возможностей для действий государственной власти, духовенства и гражданского общества.

5. Исламский фактор не является определяющим для политического процесса на современном Северном Кавказе. Это связано с тем, что ислам утвердился на Северном Кавказе относительно недавно (в XVII-XVIII веках), с отсутствием у горских народов длительного и успешного опыта проживания в исламском теократическом государстве, а также с длительным воздействием российской, европейской и советской культуры. Исламский фактор, скорее, обостряет основополагающие социально-экономические и политические факторы нестабильности на Северном Кавказе. Действующие в республиках Северного Кавказа экстремистские «джамааты» не являются свободными в своей идеологической устремленности и политической практике объединениями, поскольку в финансовом, идейном, организационном и других отношениях в большой степени зависят от зарубежных экстремистских организаций. Вследствие этого на практике активность северокавказских экстремистов лишена созидательного содержания и не выходит за рамки тех целей, которые преследуются в регионе внешними, далеко не всегда исламскими, силами.

6. Для решения проблем исламского экстремизма и терроризма на Северном Кавказе необходима реализация ряда мер: развитие политико-институционального строительства, способствующего нейтрализации исламского экстремизма и терроризма; совершенствование политических и правовых принципов федерализма, их реализация на практике с учетом геополитических интересов России; реализация организационных, социальных, административных, силовых и других мер по борьбе с исламским радикализмом, прежде всего с его крайними формами; организация просвещения населения в духе традиционного умеренного ислама, лояльного к государственной власти России.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положения могут быть использованы при дальнейшем анализе социально-политических процессов на Северном Кавказе, в деятельности органов государственной власти по реализации государственной политики в регионе и по борьбе с исламским экстремизмом. Материалы данной работы также могут быть применены в учебном процессе.

Апробация работы осуществлена в выступлениях автора на научно-практических мероприятиях и конференциях: семинаре-совещании «О взаимодействии федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ в реализации государственной национальной политики» (Совет Федерации ФС РФ, Москва, 22-23 марта 2007 г.), научно-практической конференции «Сохранение этнокультурного наследия народов России» (Институт социально-консервативной политики, Москва, 2 ноября 2007 г), Российском конгрессе народов Кавказа «Российский Кавказ» (Президент-отель, Москва, 20-21 марта 2008 г.).

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, приложения и список литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Курайши, Денис Афизуллаевич

Основные выводы исследования состоят в следующем.

1. Исламский фактор является константой политического процесса Российского государства, поскольку оно с самого начала своего существования сталкивалось с исламом как во внутренней, так и во внешней политике. Исламский фактор является полноценной составляющей российского политического и научного дискурса, а также объектом постоянного внимания со стороны государственной власти. Исламский фактор ставит вопрос о политической модели и даже цивилизационной идентичности России, заключающийся в том, насколько она способна интегрировать мусульманскую общину, реализовывать проект надконфессионального и надэтнического государства в новых исторических условиях. В связи с этим представляется необходимым развитие правовой базы Российского государства, в частности разработка и принятие комплексной стратегии государственной этноконфессиональной политики.

2. Исламский фактор в политическом процессе на Северном Кавказе является не самостоятельным, а производным от политических и социально-экономических факторов. Прежде всего всплеск радикального исламизма вызван отсутствием интегрирующей государственной идеологии, возникновением идейного вакуума, который заполнили представители маргинальных экстремистских направлений в исламе. Этому способствует продолжающаяся демодернизация и деиндустриализация Северного Кавказа, отток образованных кадров и русского населения, возвращение людей к преимущественно сельскому образу жизни. Как показывает опыт России, основой ее исторического бытия наряду с сильной идеологией и централизованной властью всегда была способность к интеграции и модернизации обширных социальных и географических пространств. В связи с этим для России жизненно необходима разработка и проведение комплексного модернизационного проекта, ориентированного именно на Северный Кавказ. Этот проект должен включать в себя прежде всего создание высокоразвитой производственной и социальной среды, повышение привлекательности городского образа жизни, развитие туристического обмена и инфраструктуры (создание «Кавказской Швейцарии»), создание особых преференций для деятелей науки и образования, поддержание статуса русского языка при одновременном развитии регионального компонента образовательных стандартов. В условиях фактического постепенного ослабления связи Северного Кавказа с остальной территорией страны все эти меры имеют исключительно важное значение.

3. Внешнеполитические факторы радикализации ислама на Северном Кавказе хотя и играют существенную, местами определяющую роль, тем не менее, в целом являются вторичными. Зарубежные исламисты, их идеи и финансовые средства просто занимают то пустое пространство, которое возникло в результате отката государства, снижения его идеологической, политической, экономической, инфраструктурной мощи.

4. Историко-политический анализ отношений Российского государства и ислама показывает, что в этой области накоплен как продуктивный, так и негативный опыт, в котором были как подавление ислама, так и веротерпимость. Сегодня, пусть и в значительно изменившемся виде, в России сохраняются принципы и институты контроля над мусульманской общиной, созданные при Российской империи и Советском Союзе. Задачей государственной власти, на наш взгляд, является постепенное смягчение государственного воздействия на ислам при условии, что сами мусульмане и их духовные лидеры будут готовы во всей полноте принять конституционные принципы России и интересы остального населения. В связи с этим представляются чрезвычайно необходимыми постоянные консультации представителей органов власти с мусульманским духовенством по вопросам религиозного просвещения, развитию легальной (вплоть до государственной аккредитации) мусульманской образовательной среды. Подобные консультации послужат основой для практических мер.

5. Радикальный ислам (особенно в форме ваххабизма) в современном политическом процессе на Северном Кавказе, несмотря на временные успехи, показал свою бесперспективность, внутреннюю ущербность, неспособность к организации жизни больших масс людей в рамках единого социально-политического организма. Антиисторичность, «некавказскость» радикального ислама на Северном Кавказе возвращает общество к архаичным ценностям и практикам, зачастую несовместимым с достоинством человека, его духовными и материальными интересами в целом. Для России победой будет не физическое уничтожение исламских радикалов, а преодоление собственной государственной слабости, прежде всего в политико-идеологической и экономической областях. Исламизму не должно остаться места не потому, что он уже проиграл перед лицом истории, а потому, что он никому не будет нужен в успешном Российском государстве.

6. В условиях современного демократического общества особенно важным для Северного Кавказа является открытость, доступность и прозрачность деятельности государственной власти и ее представителей. Положительный опыт нового президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова, организовавшего постоянный продуктивный диалог со всеми представителями ингушского общества, показывает, что опора на принцип открытости и доступности власти для населения поможет решению таких системных проблем Северного Кавказа, как коррупция, насилие и бедность. Политический мир служит основой успешных социально-экономических преобразований. Именно поэтому главный удар современных кавказских экстремистов будет направлен на лидеров, чья деятельность создает основы для мирного развития.

7. Комплексная государственная политика по борьбе с радикальным исламизмом должна включать в себя меры политико-идеологического, социально-экономического, образовательного характера. Представляется необходимым создание единой системы информационного мониторинга этноконфессиональной ситуации и террористической активности на Северном Кавказе, а также разработка стратегии государственной этноконфессиональной политики России.

Постановление маджлиса Конгресса народов Ичкерии и Дагестана от 10.11.1998

В условиях глубокого кризиса власти как в общем Дагестане, так и в отдельно взятой Республике Дагестан, сегодня идет изнурительный и бесплодный поиск причин и виновных в образовании этого кризиса. Но так как рупор информации и сообщений находится в руках самих создающих этот кризис, они норовят назвать бичом проблем что угодно и кого угодно, лишь бы это было подальше от них.

Так, в очередной раз Госсовет РД на очередном спектакле своего собрания, который состоялся 29 октября 1998 года, сделал категорическое «Требование» (заявление) к руководству ЧРИ, а именно президенту А. Масхадову о необходимости безотлагательного запрещения деятельности Конгресса народов Ичкерии и Дагестана и закрытии его как юридического лица в ЧРИ.

По вышеизложенному факту Маджлис и Махкамат конгресса приняли решение:

1. Дать информацию в СМИ об основах статуса Конгресса народов Ичкерия и Дагестана.

2. Рассмотреть вопрос о правомочности Госсовета РД принимать подобные решения и делать ультиматум руководству ЧРИ.

3. Дать рекомендательную справку руководству РД, способную разрешить их проблему по поводу Конгресса народов Ичкерия и Дагестана.

Принято:

По первому вопросу: а) Конгресс народов Ичкерии и Дагестана основан полномочными учредителями Ичкерии и Дагестана, которые представляли все народы, общественно-политические партии, движения, объединения, регионы, джамааты, мечети и ученые алимы. Более того, на учредительном съезде конгресса принимали участие, в качестве президиума съезда и учредителей, руководство ЧРИ в полном составе, муфтий ЧРИ, заместитель муфтия РД и представители правительства РД; б) Конгресс народов Ичкерии и Дагестана учрежден с соблюдением всех норм и требований конституции ЧРИ и РД, о чем свидетельствует акт регистрации, выданный МЮ ЧРИ; в) Конгресс народов Ичкерии и Дагестана является единственным юридически правомочным органом на территории ЧРИ и РД, который вправе осуществлять управленческие функции как в отдельности, так и на вместе взятой территории обеих республик. По второму вопросу: а) Признать «Требование» Госсовета РД к президенту ЧРИ юридической безграмотностью; б) Считать «Требование» Госсовета РД грубейшим нарушением норм Шариата, за что и должны ответить перед шариатом. По третьему вопросу: единственной легитимной властью на территории общего Дагестана является Конгресс народов Ичкерии и Дагестана.

Исходя из этого, все претензии, заявления и требования временного пророссийского правительства на территории РД должны быть направлены в соответствующие инстанции руководства Конгресса, а именно, в Шариатский суд.

Руководство Конгресса гарантирует рассмотреть «Требование» Госсовета РД с соблюдением порядка очередности и требований норм шариата.

Конгресс народов Ичкерии и Дагестана Председатель Конгресса Ш. Басаев

Выписка из Постановления Маджлиса Конгресса народов Ичкерии и Дагестана №30 от 10 ноября 1998 г.

В Госсовет РД.

В связи с тем, что МВД России, под видом борьбы против организованной преступности и коррупции в верхних эшелонах власти, на территории РД начало преследование мусульман Дагестана за свои вероубеждения, Маджлис Конгресса народов Ичкерии и Дагестана вынес решение о недопустимости подобных акций в отношении членов Конгресса, от кого бы это ни исходило. Маджлис поручил Совету безопасности Конгресса пресекать любые формы преследования средствами, не нарушающими нормы Шариата.

Маджлис Конгресса народов Ичкерия и Дагестана Председатель Конгресса Ш. Басаев

Обращение к молодежи Кавказа

Хвала и слава Аллаху - Господу миров. Наши приветствия пророку, его родным, сподвижникам и всем тем, кто находится на пути джихада, до дня воскресенья. Враги ислама сегодня хорошо поняли, что силой и оружием нас не победить. Они предприняли другую тактику, суть которой заключается во внесении раскола и раздора среди нас. Они хотят, чтобы мы, став врагами друг другу, уничтожали сами себя. 24 часа в сутки посредством своих радио, телевидения, газет и журналов ведут борьбу против мусульман во всем мире иезуитскими, коварными методами. До чего же подлы и скверны наши враги. Они, назвав нас «ваххабитами» и «фундаменталистами», подстрекают неблагоразумных сограждан против нас. Униженное положение мусульман в мире и заставило нас обратиться к-вам. Нам - мусульманам - необходимо за свою дорогую религию воевать и начать джихад. Наша победа неминуема, ибо Аллах предначертал ее. Но только в этом чувствительном и судьбоносном этапе мы должны отведать привкус джихада. Пророк говорит в своем хадисе: «Если вы оставите джихад и займетесь неразрешенным видом торговли, и уцепитесь за хвосты своих коров, довольствуясь возделыванием земли, то Аллах пошлет на вас унижение и не избавит вас от него до тех пор, пока не вернетесь к своей религии». В другом хадисе сказано, что 12 тысяч муджахедов, готовых отдать свою жизнь во имя Аллаха, могут завоевать весь мир. Неужели на Кавказе среди мужественных народов не найдется 12 тысяч муджахедов, готовых воевать на пути Аллаха. Учитывая все это, джамааты Чечни и Дагестана объединились и создали единую «Исламскую армию Кавказа» и решили вести освободительную борьбу во имя Аллаха - джихад. В связи с этим призываем всех желающих принять участие в джихаде вступать в «Исламскую армию Кавказа», взять с собой все необходимое для проживания в полевых условиях.

Амир джамаата Урус-Мартана Умар бен-Исмаил

06.12.1419 м. э. / 23.03.1999 г.

Обращение к молодежи Кавказа

Хвала Аллаху - Господу миров, салят и салам посланнику Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем тем, кто следует его пути до судного дня. Джихад в исламе занимает высокое место, он является единственно эффективным средством возрождения религии и одержания победы над неверием и неверными. Всевышний Аллах - Господин миров (свят он и велик) требует от своих рабов объединиться под общим знаменем ислама, готовить муджахедов, оружие, боеприпасы и продолжать джихад до победного конца. Посланник Аллаха - Мухаммад говорит: «Всякий народ, оставивший джихад, непременно впадает в унижение». Учитывая униженное положение мусульман в мире, джамааты Дагестана и Чечни в лице их амиров Багаутдина Мухаммада и Умара бен-Исмаила создали «Исламскую армию Кавказа». В связи с этим всем дагестанцам, кто желает принять участие в джихаде, амир джамаата Дагестана приказывает: 1. Прибыть на место дислокации «Исламской армии Кавказа». 2. Взять с собой все необходимое для проживания в полевых условиях.

Амир Джамаата Багаутдин Муххамад 06.12.1419 м. э., 23.03.1999 г.

Заявление V съезда мусульман КЧР и Ставрополья «О религиозном экстремизме и терроризме»

Съезд вынужден констатировать, что в последнее время складывается ситуация, которая не может не волновать российских мусульман. К сожалению, в последнее время об исламе все чаще начинают вспоминать лишь в связи с деятельностью международных экстремистов и террористов. Между тем ислам - это не просто религиозная конфессия, одна из сотен, действующих на территории России, а религия, являющаяся настоящей духовной основой многих российских народов. Съезд решительно осуждает религиозный экстремизм и терроризм во всех проявлениях. Ислам не признает жестокость и принуждение к религии, нам чужды фанатизм и экстремизм. Съезд категорически возражает против деятельности нелегальных организаций, которые распространяют религиозные идеи, не имеющие ничего общего ни с историческим наследием народов, ни с настоящим исламом. Нельзя допустить, чтобы благословенный Кавказ стал плацдармом международного терроризма, а кавказские народы - пешкой в игре иностранных государств, стремящихся разрушить Российскую державу. История показала, что только в составе РФ кавказские народы смогли не только сохраниться как самостоятельные этносы со своей уникальной культурой, языком, традициями, но и приобщиться к мировой культуре, включиться в общечеловеческий исторический процесс. Съезд поддерживает действия федеральных вооруженных сил в Чечне по уничтожению международных террористических формирований. В то же время необходимо помнить о тысячах людей, оставшихся без крова. Съезд обращается к правительству РФ, правительствам КЧР и СК, мусульманским организациям оказать гуманитарную помощь тысячам беженцев. Съезд обращается к правительствам КЧР и СК поддержать традиционные для народов республики конфессии, являющиеся надежной преградой на пути всякого рода экстремистских течений. Всем нам надо сплотиться, чтобы обуздать все силы, разжигающие конфликты и раздоры, распространяющие зло и тревогу на кавказской земле и установить мир. Аллах напоминает в священном аль-Куране: «Все верующие - братья. Примири обоих своих братьев и бойся Аллаха - может ты будешь из спасенных».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе настоящего исследования удалось выполнить его цель и задачи. Объект - исламский фактор в политическом процессе современной России (на примере республик Северного Кавказа) - подвергнут комплексному изучению. Дано описание и определение исламского фактора в политическом процессе, проанализированы его составляющие, даны дефиниции терминов «фундаментализм», «экстремизм», «исламский радикализм», «терроризм» и др. Показаны причины радикализации ислама в мировой и российской политике в последние десятилетия, раскрыта сущность, формы и методы исламизма, особенно такой его формы как ваххабизм. Выявлены политические, социально-экономические и культурно-исторические предпосылки радикализации ислама на Северном Кавказе.

Таким образом, удалось осуществить комплексный анализ проблемы и предложить способы ее решения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Курайши, Денис Афизуллаевич, 2009 год

1. Монографии, сборники статей, учебники

2. Абдулатипов Р.Г. Историческая многонациональность в России: политика, мораль, управление. М., 1999.

3. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М.: Мысль, 2002.

4. Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования., 1999, №3.

5. Акаев В.Х., Магомедов С. С. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения и участие в современной общественно-политической жизни // Научная мысль Кавказа. 1996, №3.

6. Аккиева С. Международная конференция «Ислам религия мира» // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. М., 1999, № 28.

7. Ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере: Избранные главы. М., 1980.

8. Алиев А.К. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М.: Наука, 2007.

9. Алъ-Маудуди. Ислам сегодня. М., 1992.

10. Аль-Умар. Религия истины. М., 1997.

11. Ю.Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Аспект-пресс, 2001.

12. Арапов Дмитрий. Ислам в архивных материалах высших государственных учреждений Российской империи (1721-1917 гг.) // Ab Imperio, 2008, №4.

13. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999.

14. Асадуллин Ф.А. Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. М., 1999.

15. Ахмадуллин В.А., Мельков С. А. Государственно-исламские отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты. М., 2000.

16. Ахмедов С.Социальная доктрина ислама. Махачкала: Издательство ДГУ, 1982.1 в.Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. М., 1984.

17. Бартольд В.В. Сочинения. Т. 6: Работы по истории ислама и арабского халифата. М., 1966.

18. Баширов JI.A. История религий в России. М., 2002.

19. Белая книга российских спецслужб. М., 1996.

20. Бенигсен А. Мусульмане в СССР. Париж, 1983.

21. Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам и исламизм на Юге России. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2003.

22. Блиев М.М., Дегоев В. А. Кавказская война. М., 1994.

23. Борисов А.Б. Арабский мир: прошлое и настоящее. М., 2002.

24. Борисов КГ. Международное право религиозных конфессий мирового сообщества. М., 2001.

25. Брусницын Ю.А. и др. Политический терроризм и религиозный. Очерки истории. М., 1999.

26. Власов В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М., 2003.21 .Володин А.В. Региональный сепаратизм: проблемы теории и практики. М., 1999.

27. Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: Особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала: ГУП «Даг. кн. изд-во», 2002.

28. Газиева Г., Мелъков С. Мусульманская умма в современном россиском обществе. М., 2003.

29. Гайнутдин Р. Выборы в России и выбор мусульман. М., 2004. ЪХ.Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М., 2004. Ъ2.Гараджа В.И. Социология религии: учебное пособие.

30. Годунов С.В. Ислам в СНГ в общественной и научной мысли Запада. М., 2002.

31. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988.

32. Игнатов В.Г., Хоперская JI.JI. и др. Технология управления этнополитическими процессами в Северо-Кавказском регионе. Ростов-на-Дону, 1999.46ЛдрисШах. Суфизм. М., 1994.

33. Имперский строй в России в региональном измерении (XIX начало XX вв.). Сборник научных статей. М., 1997.

34. АЪ.Ионова А.И. Региональные особенности организации управления и государственной службы в Российской империи. М., 2001.

35. Ислам и политическая борьба в странах СНГ. М., 1992.

36. Ислам в России. Второй международный конгресс этнографов и антропологов. М., 1997.

37. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). М., 2001.

38. Ислам и исламизм. М., 1999.

39. Ислам и средства массовой информации. Материалы круглого стола. Казань, 2004.

40. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри, М., 2002. Ислам на территории бывшей Российской империи. М., 1998.

41. Исламофобия в Москве. Сборник статей. М., 2003.

42. История политических партий России. М., 1994.

43. Казанцев А. А. «Ваххабизм»: опыт когнитивного анализа институтов в ситуации социокультурного кризиса // Полис, 2002, №5.58 .Каппелер А. Россия многонациональная империя. М., 2000.

44. Кепелъ Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М., 2004.

45. Керимов Г. М. Учение ислама о государстве и политике. М., 1986.61 .Кисриев Э.Ф. Движение «ваххабитов» в Дагестане // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад. М., 1999.

46. Климович JI.И. Ислам. М., 1965.

47. Кожокин Е.М. (редактор). Ислам и исламизм. М., 1999.

48. Коран. Перевод смыслов Элъмира Кулиева. М., 2003.

49. Костин А. И. Экополитология и глобалистика. М., 2005.

50. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

51. Котанджян Г.С. Этнопсихология консенсуса- конфликта. М.: Аспект-пресс, 1992.

52. Крымский А.Е. История мусульманства. М., 1902.

53. Кудрина Т.А. Вероисповедные реформы в России в начале XX века. М., 2003.

54. Кудряшова КВ. Фундаментализм в пространстве современного мира // Полис, 2002, №1.

55. Кулиев Э.А. Коран и глобализация. Баку, 2005.

56. Кутб Сейид. Будущее принадлежит исламу. М.: Сатланда, 1993.

57. ПЪ.Ланда Р. Ислам в истории России. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995.

58. Лопаткин Р. А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. М., 2001.

59. Лурье С. Двойное дно этничности. М.: Панорама, 1998.

60. Магомедов А.К. Мистерия регионализма. Региональные правящие элиты и региональные идеологии в современной России. М.: Политиздат, 2000.11 .Малашенко А. Исламская альтернатива и исламистский проект. М.: «Весь мир», 2006.

61. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

62. Массэ А. Очерк истории ислама. М., 1982.

63. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Общественное согласие в Российской Федерации». Казань, 1997.

64. Махачев -Т.Н. Исламское измерение. Ислам, США и религиозный фактор в международной политике. М., 2002.

65. Медведко Л.И. Россия, Запад, Ислам: «столкновение цивилизаций»? Жуковский Москва, 2003.

66. S3.Медников Н.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов (по арабским источникам). М., 1956.

67. Мельков С, Газиева Г. Экспертный опрос: «Исламский фактор -фактор политический?». Рукопись, 2004.

68. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Ислам и Россия. М., 2004.

69. Мусульмане в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления. М., 2005.

70. Мухаметшин Ф.М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды. М., 2001.

71. Мухаметшин Р. Татары и ислам в XX веке. Казань, 2003.

72. Наккаш А.Х. Проблема власти в исламе. Историческая эволюция арабских мусульманских концепций. М., 1987.

73. Нечитаило Д.А. Международный исламизм на Северном Кавказе. М., 2006.91 .Нуруллаев А. А. Мусульманские религиозные организации в современном обществе. Эволюция идеологических установок и культовой практики. М., 1990.

74. Овсепян Р.П. Региональная пресса и межэтнические конфликты. М., 1998.9Ъ.Ожиганов Э.Н. Причины этнополитических конфликтов. М.: Наука,1996.94.0сновы теории коммуникации: учебник. Под редакцией М.А.

75. Понкин ИВ. Секулярные религии в светском государстве. М., 2003.

76. Программные документы мусульманских политических партий 19171920 гг. Оксфорд, 1985.

77. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.

78. Прусакова Н.Г. Мусульманские меньшинства в политической жизни стран Востока. М., 1990.

79. Рагузин В.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. М., 1998.

80. Религия и глобализация на просторах Евразии. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009.

81. Религия и политика в современной России. Сборник. М., 1997.

82. Рукавишников В., Халман JI., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. М., 1998.

83. Сайдбаев Т. С. Ислам и общество: опыт историко-социологического исследования. М., 1984.

84. Симония Н.А. Некоторые проблемы электорального участия в странах Востока. М., 1985.

85. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб.: Нева, 1997.

86. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М., 1982.

87. Сычев В.Ф. Ислам в истории и политике Афганистана. М., 1997.

88. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

89. Тишков В.А. Этничность и власть в полиэтничных государствах. М„ 2001.

90. Тодуа 3. Экспансия исламистов на Кавказе и в Центральной Азии. М, 2005.

91. Трофимчук Н.А. Мировой опыт государственно-церковных отношений. М., 1998.

92. Усманова Д.М. Мусульманская фракция и проблема «свободы совести» в Государственной Думе России (1906-1917 гг.). Казань, 1999.

93. Фадеев РА. Кавказская война М., 2003.

94. Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа, 1995.

95. Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения: историко-философский и социологический анализ на материалах Башкирии и Татарии. М., 1993.

96. Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье VIII-XX вв. М., 1999.

97. Файнберг Р. (редактор). Лицом к лицу. Религиозный диалог: международная конференция, Москва, Дом ученых РАН, 7-9 сентября 1993.

98. Федотова JI.H. Социология массовой коммуникации: учебник для вузов. СПб., 2003.

99. Фурсов А.И. (ответственный редактор). Мусульманские страны на пороге XXI века: власть и насилие. Реферативный сборник. М.,2004.

100. Хачшаев Н. Руководство к программе всемирного восстания мусульман. Из книги «Наш путь к Газавату».

101. Диссертационные исследования

102. Анвар Аль Биляль. Стереотипный образ ислама в англоамериканской политологии и западных СМИ. М., 2006.

103. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя четверть XIX начало XX вв.). М.,2005.

104. Асхабалиев Р.Х. Государство Имамат и роль ислама в его становлении и развитии. Махачкала, 2002.

105. Балаев М.А. Ислам: происхождение, эволюция и роль в общественной жизни. Политологический аспект проблемы. Диссертация доктора философских наук. М., 1991.

106. Балтанова Г.Р. Социально-политический анализ зарубежных концепций эволюции ислама в России и СНГ. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1994.

107. Баринов В.В. Религиозно-политические процессы на Северном Кавказе и их влияние на безопасность России (политологический анализ). Автореферат диссертация на соискание ученой степеникандидата политических наук. М., Пограничная академия ФСБ РФ-2005.

108. Вагапов Н.В. Ислам и глобализация современного мира. Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин. Диссертация доктора философских наук. Махачкала, 2006.

109. Вердиев Р.Т. Особенности социально-политических процессов в республике северная Осетия-Алания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2008.

110. Годунов С. В. Ислам в СНГ в общественно-научной мысли Запада. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических, наук. М., 1998.

111. Димаева Ф. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М, 2003.

112. Добаев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2003.

113. Зарахович Ю.А. Анализ исламского возрождения на постсоветском пространстве печатью США. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1998.

114. Ибрагимов М. Современная англо-американская политология об «Исламском возрождении». Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1990.

115. Малашенко А.В. Феномен ислама в политической жизни СССР/СНГ. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1995.

116. Мантаев А. А. «Ваххабизм» и политическая ситуация в Дагестане. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2002.

117. Мороз Р.И. Терроризм как форма политического экстремизма. Тенденция развития в XIX-XX вв. М., 2004.

118. Мухаметов P.M. Политическое самоопределение исламского мира в условиях глобализации (политические доктрины и действия). Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2006.

119. Мухаметшин P.M. Ислам в общественно-политической жизни татар. Возрождение и функционирование религиозных традиций в XX веке. Диссертация на соискание степени доктора политических наук. Казань, 2000.

120. Мухаметшин Ф.А. Ислам в политической жизни России. Диссертация на соискание степени доктора политических наук. М., 1998.

121. Нечиташо Д.А. Исламское политическое движение на Северном Кавказе. М., 2003.

122. Нунуев С.-Х.М Исторические этапы и особенности распространения и укоренения ислама в Чечне (конец XVIII начало XXI вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва, 2007.

123. Нуруллаев Ш.Ф. Ислам как фактор регулирования в интеграционных процессах. Диссертация на соискание степени кандидата философских наук. М., 1995.

124. Орудэ/сев Р.Э. Политические концепции «исламского государствава». Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2005.

125. Рамазанов Р. О. Концептуальные основы и современная практика исламистского терроризма в региональном конфликте. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2006.

126. Резникова А.Н. Структурные и динамические характеристики современного религиозного экстремизма. Роль «Исламского фактора» в Северо-Кавказском регионе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ростов-на-Дону, 2005.

127. Фаизов Г.Б. Государственно исламские отношения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1993.

128. Филъ М.С. Мусульманские общины в политической жизни современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2006.

129. Хайд аров А. Источник международного права в доктрине и практике стран ислама. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1996.

130. Хачим Ф.И. Проблемы государственной власти и исламской доктрине (на примере шиизма). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1992.

131. Хомушов Х.С. Исламские доктрины и регулирование межгосударственных отношений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2000.

132. Цечоев И.А. Особенности социально-политических процессов в республике Ингушетия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2007.

133. Чжун Се Чжин. Кавказкая война и исламский фактор на Северном Кавказе (первая половина XIX в.). М., 2005.

134. Словари и справочная литература

135. Ислам: энциклопедическй словарь. М.: Наука, 1991.

136. Мусульманская цивилизация. Энциклопедический словарь. Составитель И. Тораваль. М., 2001.

137. Религии современных народов России. Словарь. М., 1991.

138. Философский словарь. М., 2001.

139. Нормативно-правовые акты, иные документы

140. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинством» от 1922 года.

141. Конституция Российской Федерации.

142. Конституционное право субъектов Российской Федерации // под редакцией В.М. Кряжкова. М., 2002.

143. Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

144. Федеральный закон N 148-ФЗ «О противодействии экстремизму».

145. Федеральный закон об общих принципах организации государственной организации государственной власти в субъектах федерации № 387-23.

146. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы» (принят ГД ФС РФ 05.07.1995г.).

147. Постановление Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «Об обстановке на Северном Кавказе» // Парламентская газета. 1999, 13 апреля.

148. Союз Объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.), Горская Республика. Владикавказ. Документы и материалы. Махачкала, 1921.

149. Литература на иностранных языках

150. Ansari Н. Egypt: The Stalled Society. N.-Y., 1986.

151. Binder L. Islamic Liberalism: a Critique of Development Ideologies. Chicago, 1988.

152. Bruse J. Brigade Azzam. // Jane's Intelligence Review. Vol. 7, № 4.

153. Burgat F. Cacher le politique. Les representations de la violence en Egypt. Maghreb-Machrek. №142, 1993.

154. Charle J. Adams. Mawdudi, and the Islamic State. In Voices of Resurgent Islam. N.-Y. 1983.

155. Dekmejian R. H. Islam in revolution. Fundamentalism in the Arab world. N.-Y., 1985.

156. Dessuki A. Islamic Resurgence: Sources, Dynamics and Implications // Islamic Resurgence in the Arab World. N.-Y., 1982.

157. Esposito J. The Islamic Threat: Myth or reality? N.-Y., 1992.

158. Etienne B. L'lslamisme radical. P., 1987.

159. Hansen Birthe. Unipolarity and the Middle East. Richmond, Surrey. Curson Press, 2000.

160. Hudson M. C. Islam and Political Development // Islam and Development. Religion and Sociopolitical Change. Syracuse, 1980.

161. Ibrahim S. Egypt's Islamic Militants // MERIP Reports. Vol. 12, №2, 1982.

162. Islam and Power. L., 1981.

163. Islam in the Political Process. Cambridge, 1983.

164. Jansen J. J. G. The dual nature of Islamic fundamentalism. L.: Hurst, 1997.

165. Miller J. The Challenge of Radical Islam. // Foreign Affairs. Vol. 72, №2, 1993.

166. Mitchell R. The Society of the Muslim Brothers. L., 1969.

167. Partner P. God of battles. Holy Wars of Christianity and Islam. Princeton, N.-J.: Princeton univ. press, 1997.

168. Piscatori J. Islam in a World of Nation-States. Cambridge, 1986.

169. Reuven P. Is there an Islamic International? http://www.ict.org.il.

170. Reuven P. Targeting Terrorist Financing in the Middle East. http://www.arab.net/iiro.

171. Roy O. The failure of Political Islam. Cambridge (Mass.): Harvard univ.press, 1994.

172. Ruthven M. Islam in the World. N.-Y., Oxford, 1984.

173. Sivan I. Ibn Taymiyya: Father of the Islamic Revolution // Encounter, vol. 60, №5, 1983.

174. Sivan I. Radical Islam. Medieval Theology and Modern Politics. London, 1985.

175. Tibi B. The Renewed Role of Islam in the Political and Social Development of the Middle East // The Middle East Journal, vol. 37, №1, 1983.

176. Vatikiotis P. J. Islamic resurgence: a critical view // Islam and Power. Baltimore, London, 1981.

177. Voll J. O. Islam: Continuity and Change in the Modern World. Boulder, 1982.

178. Источники на арабском языке

179. Абд аль-Хафиз алъ-Ухли. Аль-джаваб ас-сахих лиль-ах аль-муслих (Верный ответ моему достойному брату). Рукопись.

180. Аль Бухари. Сборник хадисов. Эр-Рияд, 1996.

181. Ан-насаи. Сборник хадисов. Каир, 1994.

182. Джамалуддин Гумуки. Адаб аль-мардзийя (Достойное воспитание). Тимерхан-Шура, 1907.

183. Ибн Джаузий. Талъбис иблис (Наущения дьявола). Эр-Рияд, 1987.

184. Ибн Касир. Тафсир аль-коран (Толкования Корана). Каир, 1987.

185. Ибн Маджа. Сборник хадисов. Каир, 1980.

186. Ибн Таймийя. Аль-акида аль-васитийа (Срединное вероубеждение). Эр-рияд, 1997.

187. Ибн Таймийя. Аль-Васита байна аль-Хакк ва аль-Хальк. (Посредничество между Истиной и творением). Медина, 1986.

188. Ибн Таймийя. Тавассуль валь-василя (Посредничество и средство приближения). Эр-Рияд, 1978.

189. Ибн Таймийя. Фатави (Фетвы). Медина, 1991.

190. Ибн Ханбал. Сборник хадисов. Каир, 1986.

191. Муслим. Сборник хадисов. Эр-Рияд, 1985.

192. Мухамад Ибн Абд алъ-Ваххаб. Китаб ат-тавхид (Книга единобожия). Эр-Рияд, 1996.

193. Мухаммад Ибн Абд алъ-Ваххаб. Кашф аш-шубухат (Отведение сомнений). Эр-Рияд, 1992.

194. Мухаммад Ибн Абд алъ-Ваххаб. Расаиль ва масаиль (Послания и ответы на вопросы). Эр-Рияд, 1996.

195. Мухаммад Ибн Абд алъ-Ваххаб. Фадль аль-ислам (Достоинство ислама). Каир, 1984.

196. Мухаммад Мухтар. Джаваб ли Мухаммад 'Али мударрис аль-улюм аш-шарийя фи карйяти Карамахи (Ответ Мухаммада Мухтара Мухаммаду Али преподавателю шариатских наук в селении Карамахи). -Рукопись.

197. Мухаммад Яраги. Асар аль-Яраги (Наследие Яраги). Тимерхан-Шура, 1903.

198. Назир Ад-дургели. Аль-та'лик аль-хамид 'аляль-каул аль-садид (Верное слово в соответствии Кораном и Сунной). Рукопись.

199. Назир Ад-дургели. Иджтихад ва таклид (Иджтихад и таклид). -Рукопись.

200. Сайид Кутб. Фи зыляль аль-коран (В тени Корана). Каир, 1975.

201. Тирмизи. Сборник хадисов. Каир, 1984.

202. Хасан алъ-Кахи. Хуласат аль-адаб лиман арада фатх аль-абваб (Суфийская этика). Рукопись.

203. Хусейн ибн Ганнам. Тарих аль-наджд (История Неджда). Каир, 1949.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.