Мотивы "порок" и "успех" в творчестве Джона Ванбру тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Колесникова, Ольга Юрьевна

  • Колесникова, Ольга Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Самара
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 197
Колесникова, Ольга Юрьевна. Мотивы "порок" и "успех" в творчестве Джона Ванбру: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Самара. 2008. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Колесникова, Ольга Юрьевна

Введение. 3

Глава 1. Мотивы 'порок' и 'успех' в западноевропейской драматургии.

1.1 Порок в западноевропейской комедии: Античность

XVII'век.17

1.2 Своеобразие взаимодействия мотивов 'порок' и 'успех' в английской комедии эпохи Реставрации.46

Глава 2. Эволюция мотивов 'порок' и 'успех' в творчестве

Дж. Ванбру в контексте английской комедиографии XVII -XVIII вв.

2.1 Слияние мотивов 'порок' и 'успех' в комедии Дж. Ванбру «Неисправимый, или Добродетель в опасности». 76

2.2 Трансформация мотивов 'порок' и 'успех' в комедии

Дж. Ванбру «Заговор жен».125

2.3 Ванбру и Шеридан: две формы взаимодействия мотивов порок' и 'успех' в контексте одного сюжета. 150

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мотивы "порок" и "успех" в творчестве Джона Ванбру»

История комедии нравов Англии неразрывно связана с эпохой Реставрации. Возродившись после изгнания со сцены пуританами, комедия нравов отразила важнейшие изменения, произошедшие в обществе. По словам Ю.Ь. Виппера; комедия: Реставрации1 относится к третьему и самому «интересному в художественном отношении» периоду Реставрации — этапу «отображения последствий; и осмысления' итогов общественных перемен».2 «Осмыслив» произошедшие перемены, драматурги старались показать типичные пороки века, изъяны <; и; уродства окружающей действительности, «и нарастающие' -в- ней" критические и сатирические тенденции».' Комедиографы' я'сно: видели1- диссонанс между внешним поведением людей, и: их внутренней сущностью: Поэтому исследователи драматургии Реставраций характеризуют ее в первую очередь как «лицемерную».3 Ю. Кагарлицкий утверждает, что постепенно «циника времен "Реставрации сменил1 лицемер»: 'Лицемерие; было одним из основополагающих жизненных принципов того"'времени, и даже циники прикрывали им свои истинные намерения.' Лицемерие стало признаком светского общества, «драпирующим основные человеческие желания: тщеславие, деньги и физическое наслаждение»'.?1

1 Драматургию второй половины XVII века (с 1660 года) принято обозначать как театр Реставрации. В Англии'Закончилась, длительная» и- йстомившая. нацию революция. В1 1658 г. умер Оливер Кромвель, диктатор волевой и непримиримый. В стране царили беспорядок и. развал. На престол всходит Карл II Споарт.'Была восстановлена власть короля^ парламента и закона. Возродился театр, закрытый пуританами во время революции. К драматургии эпохи Реставрации* согласно исторической хронологии следует относить- период ' с 1660 по 1668 гг. Отечественные • исследователи.'И:' Ступников и Ю. Кагарлицкий разфаничивают драматургию Реставрации как драматургию, созданную непосредственно во время Реставрации -Стюартов ■ (1660-1688 гг.) и как драматургию,-, отражавшую : ' дух данной эпохи и основывающуюся на выработанных ею традициях. Во втором случае хронологические рамки этого литературного .явления оказываются расширенными (1660-1730 it.),* и»оно включает в -себя; творчество драматургов, писавших после 1688; г. Употребляя термины, «драматургии Реставрации», «комедия Реставрации»; мы основываемся на втором, расширенном значении, что позволяет отнести к этому явлению творчество Ванбру. См.: Ступников И.В. Английский театр конец XVII - начало XVIII вв. М., 1986; Кагарлицкий {О.И. Театр на века М., 1987. , - !. .

2 Виппер Ю.Б. <<0 семнадцатом веке как особой эпохе в истории западноевропейских литератур» // 17 век в мировом литературном развитии. Сб. статей M:, 1969. С. 30-31.

3 Мокульский С.С. История западноевропейского театра. М., 1956. С. 523-524; Ступникоп И.В. Английский театр конец XVII начало XVIII вв. M., 1986. С.27; Bevis Richard W. Mask and Veil: Comedy // English Drama: Restoration and Eighteen century 1660-1789. L.: Longman 1988. P. 69.

4 Krönenberg L. The Thread of Laughter, A Dramabook Hillway. N.Y. 1965. P. 62/

Комедии ярко представляли быт аристократического Лондона и, в то же время, авторы «противопоставляли идеалам светского общества подлинные человеческие сущности», а их сатира напоминала «дубинку, бьющую наотмашь».5 К «человеческим сущностям» писатели, по мнению JI. Кроненберга, относили удовлетворение плотских желаний, тщеславие и жажду денег. Герои их пьес, «чьим требованиям нет предела, чья воля определяет две трети их мыслей, связанных с деньгами и сексом»6, шли на различные уловки, чтобы любыми путями добиться желаемого.

Исследователи драматургии эпохи Реставрации сходятся во мнении, что распущенность нравов - во времена-' правления Карла II явилась следствием сильного пуританского давления как на повседневную сферу, так и на литературную. Осуществляя тотальный контроль в социальной жизни, Кромвель небезосновательно уделял пристальное внимание театрам, и, в результате, они были закрыты для широкой публики. Этот факт стал переломным этапом на шкале движения от «абсолютной условности до абсолютного натурализма».7

Комедию1 Реставрации обвиняли в аморальности и «животности», драматургов-в «несообразности, так как они насмехаются над узами брака в течение пяти долгих актов, а затем быстренько подводят своего героя под г Ä венёц ! в последней сцене». Однако следует заметить, что после Реставрации политическая власть' все больше переходила в руки крупных землевладельцев. И браки стали заключаться с тем, чтобы приумножить семейный капитал: «Появилось новое отношение к браку: первопричиной для его заключения стала возможность увеличения земельных владений, ни о каких чувствах речи не шло».9 Неудивительно, что результатом подобных браков были взаимное недоверие, тирания; ревность и презрение. Измена же приравнивалась к свободе выбора и противопоставлялась навязываемой

5 Алексеев М.П. Английская литература: очерки и исследования. JL, 1991. С. 249.

6 Kronenberg L., The Thread of Laughter, A Dramabook Hillway. N.Y. 1965. P. 62.

7 Bethel S.L. Shakespeare and the popular dramatic tradition. London - N.Y., 1944. P. 13.

8 Wain J. Restoration Comedy and its Modern Critics. L., 1957. P. 12.

9 Hill C. Clarissa Harlow and their times. Essays in Criticism. Vol. V, 1955. P. 315. финансовой тюрьме». Над старым мужем буржуа смеялись молодые любовники, и публика разделяла их презрение к современному институту брака. Обманутый муж не вызывал ни сочувствия, ни симпатии: «Только сами люди, так беззастенчиво отождествлявшие себя с финансовой системой, виноваты в том, что их жены не уважали ни их самих, ни брачные узы, им навязанные».10 Таким образом, основная мысль, которую драматурги пытались донести до зрителя, заключалась в том, что рогоносцами мужья делали себя сами. В этом случае, на наш взгляд, нельзя упрекать комедиографов в «несообразности» заявлений их героев с их действиями. • •• ' ' - :

Конфликт, по мнению К. Роджерс, разворачивался между фасадом социальным и естественным, что вело* к проникновению драм Реставрации в «человеческую природу», лежащую за 'социальными институтами, с целью «выставить напоказ различные виды притворства, при помощи которых люди скрывают свое «Я».11 Драматурги периода Реставрации стремились отобразить не только внутренний конфликт человека, но и новое поколение» путем «бичевания своих предшественников», иначе говоря - в процессе «осмеяния и отрицания» их старомодных правил морали: «Комедия Реставрации возникла как реакция на пуританское благочестие. Она призывала без ханжества взглянуть на человека и прямо, без ужимок оскорбленной добродетели, признать его1 подверженность

10 жизненным соблазнам или порокам».

Порок становится своего рода знаковым признаком не только рассматриваемой нами эпохи Реставрации, но и «центральным

1 ^ драматическим мотивом» (термин Ф.Ф. Зелинского) ''комедий Дж. Ванбру, символизируя собой изменения, происходящие' внутри исторической действительности^ драматургиив целом! " • ■ и - , :> •

10 Vernon P.F. Marriage of Convenience and The Moral Code of Restoration Comedy. Essays in Criticism. Oxford, 1962. P. 376.

11 Rogers K. William Wycherley. N.Y., 1972. P. 3 -4.

12 История зарубежного театра. СПб., 2005. С.209.

13 Зелинский Ф.Ф. Происхождение комедии//Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. Пг., 1916. С. 365.

В комедии эпохи Реставрации, а у Ванбру - особенно, мотив 'порок' сливается с мотивом 'успех' и начинает выступать как единый мотив 'успешный порок'.

В использовании Ванбру мотива 'успешный порок' мы наблюдаем своего рода переоценку традиционного мотива 'порок' «в новой функции и ином осмыслении»14, что и явилось условием его художественной жизнеспособности. Автор не порицает своих героев, как было принято раньше, он не только выставляет напоказ пороки своих героев, но и делает их успешными. Для понимания подобной трансформации следует рассматривать историю самого понятия' 'порок': его эволюцию от общепринятого понимания до художественного прийципа организации материала в произведении. В художественном отношении мотив 'успешный порок' у Ванбру - это способ организаций драматургических средств с целью показа нравов эпохи15.

В современном литературоведении, когда аксиологические проблемы литературы выходят на первый план, вытесняя идеологические оценки, возникает необходимость обращения к английской комедии нравов и творчеству Джона Ванбру, дающим своеобразные ответы на многие нравственные вопросы. Этим и определяется актуальность нашей работы, уточняющей некоторые закономерности эволюции понятия 'порок' и обретения им статуса 'успешного' как социального явления и функционирования мотива 'успешный порок' в английской комедии эпохи Реставрации на примере творчества Джона Ванбру.

Прежде чем говорить об успешности- порока, следует обозначить границы' самого понятия. В' данном исследовании успешный порок понимается нами как совокупность дёйствий; персонажа и его характеристики и определяется как мотив. Мы в своей работе

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 2003. С. 14.

15 По терминологии Л.И. Белецого 'успешный порок' можно назвать 'реальным мотивом', который «является элементом фабульно-событийного состава сюжета конкретного произведения». А 'порок' - это 'схематический мотив', т.к. «соотносится уже не с самим сюжетом в его конкретной фабульной форме, а с инвариантной 'сюжетной схемой'» (Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964. С. 98). рассматриваем мотив 'успешный порок' в качестве «метафорической» или литературно-художественной функции, опираясь на теоретические работы отечественных литературоведов.

Одним из основателей отечественной теории мотива является А.Н. Веселовский. В своей работе «Поэтика: сюжета» он дает следующее . определение: «Иод мотивом я< разумею формулу, образно отвечающую на первых порах общественности на вопросы,.которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие; казавшиеся важными или. повторявшиеся впечатления действительности».16 Существенными характёристиками повторяющихся и сходных - мотивов, по Веселовскому, являются: * во-первых, единство • психологических процессов и, во-вторых, исторические влияния.

В.М! Жирмунский в своих историко-типологических исследованиях основывается на положениях А. Веселовского, уточняя й интерпретируя их. Он' больше уделяет внимание бытовой и социальной обусловленности мотивов и их взаимодействие в сюжете объясняет логикой «объективной действительности и* историческими особенностями».1^ • ' О.М: Фрейденберг добавила к определению мотива одну очень важную характеристику —' она связала ''понятие мотива с понятием персонажа: «Значимость, выраженная в имени персонажа и, следовательно, в его метафорической сущности, развертывается в действие, составляющее - л 1 о мотив:' герой делает только* то, что семантически1 сам? означает». Для нас это наблюдение особенно" ценно; так как осмысление имен персонажей комедий Дж. Ванбру, как мы увидим, порождает определенные мотивы.

1 В1Я. Пропп в «Морфологии сказки» заменяет мотив функцией дёйствующего лица: «Функции действующих 'лиц представляют собой те; составные части, которыми ' могут быть " заменены «мотивы»

16 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 301.

17 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Я;, 1977. С.22.

18 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С.223.

Веселовского».19 Пропп заметил, что при смене действующих лиц, неизменными остаются функции и одни действия могут выполнять разные персонажи: «Под функцией понимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия».

В последующие годы, в литературоведении лидирующую позицию занимает дихотомическая теория мотива. Мотив понимается как объект, имеющий два начала: Одно* - обобщенное значение, инвариант, не связанный с фабульным воплощением, второе - совокупность вариантов мотива, выраженных в фабулах нарратива. Эта теория находит отражение в работах таких ученых, как Б.Н. Путилов, Н:Д. Тамарченко, Е.М. Мелетинский." ' ' • • «

Ю.М. Лотман устанавливает связь мотива с художественным пространством, персонажем, картиной мира и т.д. Он находит обобщение идеям Веселовского, Шкловского и Проппа. То, что является мельчайшей единицей сюжетного строения (у Веселовского мотив), Лотман называет событием (функция у Проппа). По его мнению, Веселовский подошел к знаковой природе мотива: «Выделив* в мотиве двуединую — словесное выражение и идейно-бытовое содержание — сущность, и указав на его 21 повторяемость» , Ю. Лотман дает следующее определение мотива (у него — событие):' «Событием в тексте является перемещение персонажа через границу семантического поля». Таким образом, чтобы определить мотив, необходимо выявить и описать семантическое поле и его границы. Семантическое поле,' по Лотману, определяется: во-первых, типом культуры; во-вторых, местом 'внутри' культуры; в-третьих, местом в иерархии мелких событий — сюжете.

19 Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928. С. 29. . , •

20 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. Спб. 1994. С. 174-175; Тамарченко Н.Д. Мотив преступления и наказания в русской литературе // Материалы к словарю сюжетов н мотивов в русской литературе: Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998. С. 40-44; Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. .

Лотман Ю.В. О мифологическом коде сюжетных текстов // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 281-294.

Несколько в стороне от дихотомической теории мотива стоят тематический и интерконтекстуальный подходы к понятию мотив. Тематическая концепция мотива начинает развиваться еще в работах В.Б. Томашевского и Б.В. Шкловского.22 Они понимают мотив как неотъемлемую часть темы произведения, ее мельчайший фрагмент. По вопросу об источнике, порождавшем мотив, и о том, что в мотиве отражалось, последний расходился с А. Веселовским. Б. Шкловский отдает предпочтение «несуществующему», поскольку здесь больше поводов и возможностей для возникновения конфликта.

Новый интерконтекстуальный подход переносит основной акцент на сходство мотивов. По мнению ученых, придерживающихся этого подхода, на основании сходства мотивов, то есть словесных повторов в тексте, оказывается возможным включать разные тексты в единое смысловое пространство. «В роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краски, звуки т. д.; единственное, что определяет мотив, - это его репродукция * в тексте».23 Текст в таком понимании есть сетка мотивов, а мотивы обеспечивают смысловые связи текста как внутри, так и за его пределами.

В английском литературоведении упор делается на новейшее представление о мотиве как «типичной человеческой ситуации».24 Следует отметить, что термин мотив идентичен понятию лейтмотив.25 Это можно

26 проследить в работе Юджина Фолка , который приводит следующее высказывание Томаса Манна: «Было бы полезно четко определить и ясно выделить различия между мотивами, к которым' может быть приложен

22 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2003. С. 182-184; Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 4983.,С. 18.; Тюпа В.И., Ромодановская Е.К. Словарь мотивов как нау.чная проблема // Материалы к словарю сюжетов и мотивов в русской литературе: от сюжета к мотиву. Новосибирск, 1998. С.8.

23 Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М., 1994. С. 30.

24 Francois J. Introduction to Comparative Literature. Indianapolis, N.Y.: Pegasus, 1974. P. 12. Для англичан характерно изучение не мотивов, а некой специфической «тематологии». См.: Ulrich Weissiein. Comparative Literature and Theory: Survey and Introduction. L., Bloomington, 1973. P.124-149.

25 Garland H., Garland M./ The Oxford Companion to German Literature. Oxford, 1976.

26 Falk E. H. Types of Thematic Structure: The Nature and Function of Motifs in Gide, camus, and Sartre. Chicago, London, 1967. P. 2-16. термин «лейтмотив», и остальными, к которым он не приложим». Фолк по-разному называет лейтмотивы - «повторяющийся знак», «связующая фраза», «связующий образ», понимая под ними особенные формы мотивов, различающиеся как «текстовые элементы действия, состояния ума или эмоций, жестов, окружающей среды, объединенных в общем конструкте».

В германистике употребительны традиционные термины. В частности, мотив в немецком литературоведении предстает именно как «повтор», причем в самом широком плане. По словам Элизабет Френцель,

27 мотив является «образным и сюжетным элементом». Другими словами, мотив - это идея некоего элемента содержательного уровня, который является своеобразной движущей силой, оформляющей порядок действий в данном контексте, но в то же время несущий и определенную традицию.

• Исходя из анализа основных точек зрения на художественные функции мотива, мы вводим рабочее определение. Мотив - устойчивый формально-содержательный компонент . литературного текста, возникающий' на основе образного преобразования действительно существовавших событий, отношений, явлений и отражающий доминанты культурно-исторического и литературного процесса. Необходимо заметить, что функция мотива зависит от авторской индивидуальности и от конкретных особенностей, целей и задач при создании отдельного произведения.28

Таким образом, обозначив термином «мотив» константный компонент художественного текста, несущий в себе элементы авторского миропонимания, и наделенный чертами определенных историко-литературных эпох, дальнейшее внимание' сосредоточим на основных

I >•

27 Frenzel Е. Stoff- und Motivgeschichte, Grundlagen der Germanistik. Berlin, 1974. S. 12. 28 Б.Н. Путилов разграничил функции мотива в системе эпического повествования. На наш взгляд, выделенные ученым функции 'работают' и в драматическом тексте. Согласно точке зрения Б.Н. Путилова, мотив «выполняет одновременно, по крайней мере, три постоянные функции- конструктивную, динамическую и семантическую; он входит в составляющие сюжета, он выступает как организованный момент сюжетного движения и несет свои значения, определяющие содержание сюжета». Четвертая функция мотива — 'продуцирующая': «мотив продуцирует новые значения и оттенки значении в силу заложенных в нем способностей к изменению, варьированию, трансформациям» (Путилов Б.Н. Героическим эпос и действительность. Л., 1988. С. 140). мотивах художественного творчества Джона Ванбру в контексте его жанрового своеобразия. В настоящей работе мы попытаемся установить закономерность функционирования мотивов 'успех' и 'порок' в художественном тексте как сознательно выбираемого автором приема.

Мотивы 'успех' и 'порок' могут сливаться и выступать как единый мотив 'успешный порок', как это происходит в творчестве комедиографов Реставрации, а наиболее отчетливо - у Ванбру. Но эти же мотивы могут функционировать в одном тексте и как раздельные, противоречивые, несовместимые мотивы, что в эпоху Ванбру отметил К. Сиббер, а во второй половине XVIII века — Шеридан. Сюжеты пьес Сиббера «Последняя уловка любви» и Шеридана «Поездка в Скарборо» непосредственным образом связаны с комедией Ванбру. ' Объект " исследования - западноевропейская комедиография от Античности' до XVIII века и комедии Дж. Ванбру «Неисправимый, или Добродетель в опасности» и «Заговор жен». Кроме того, привлекается материал комедии Реставрации-для создания необходимого литературно-исторического контекста, а также комедии Сиббера и-Шеридана, так как комедия «Неисправимый» Ванбру является полемическим продолжением пьесы Сиббера, а пьеса Шеридана представляет собой переделку комедии Ванбру.

Предмет исследования - различные аспекты функционирования мотивов 'порок' и 'успех в английской комедии нравов эпохи Реставрации и их своеобразие в комедиях Ванбру. I

При выборе материала исследования мы руководствовались мнением 5 ведущих отечественных и зарубежных исследователей, утверждающих, что обе комедии являются ярким примером остроумия и комического таланта I

Ванбру. «Неисправимый, или Добродетель "в опасности» может выступать в качестве ' образца комедии Реставрации, как по своему содержанию, так и по форме художественного представления материала. Комедия «Заговор жен» заслуживает особенное внимание, так как именно в ней отражены черты переломного этапа истории английского театра. Эта комедия принадлежит уже XVIII веку - эпохе Просвещения. Комедиограф чутко уловил и показал важное социальное явление эпохи — рост и укрепление третьего сословия.

Эти две комедии объединены мотивом 'успешный порок', исторически обусловленным- эпохой и трансформирующимся вследствие перемен, происходящих в обществе. Мы выделяем также две темы, напрямую связанных с указанным мотивом: тема любви и тема денег.29

Не менее значимым, по нашему мнению, является тот факт, что многие исследователи комедии Реставрации отмечали, что «зрители настолько были очарованы репликами героев, что почти не обращали внимания на их поступки. Персонажи доставляли такое удовольствие, что зрители искренне желали им успеха во всех их деяниях, даже самых неблаговидных. Ни одного человека нельзя было упрекнуть в его безнравственности, если его перекрывает остроумие». Авторы, по мнению исследователей, превозносили успех и высмеивали неудачников. Таким образом,'можно сделать вывод, что именно мотив успешного порока мог найти живой отклик у публики эпохи Реставрации.

Научная новизна настоящей работы заключается в следующем: во-первых, для анализа привлечен практически не исследованный в отечественном литературоведении драматургический материал (комедии Дж.' Ванбру «Неисправимый, или добродетель в опасности», «Заговор жен»). В последние десятилетия написан ряд кандидатских и докторских диссертаций, рассматривающих различные аспекты изучения творческого наследия* английских комедиографов XVII - XVIII вв. Однако среди исследований нет работ, в которых была' бы предпринята попытка

I I I

29 1.' • I , , ч . V

Для многих отечественных ученых мотив и тема неразрывно связаны: к примеру, Б.В. Томашевсыш определяет мотив исключительно через категорию темы (см Томашевский Б.В Указ. соч. С. 182). Н.Д. Тамарченко считает, что мотив может выступать и как "элемент темы" (Теоретическая поэтика: Понятия и определения. М., 2002. С 212).

30 Walpole Н. Thoughts on Comedy, Works. London, 1798. Vol. II. P. 316.; Burton KM.P. Restoration Literature. Hutchinson University Library, London. 1958. P.72. рассмотреть английскую комедию нравов XVII - XVIII вв. с точки зрения функционирования в ней мотивов 'порок' и 'успех'; во-вторых, впервые рассматривается функционирование мотивов 'успех' и 'порок' как средств художественного изображения действительности на примере произведений, принадлежащих разным эпохам - Реставрации и Просвещения.

В связи с выше изложенным цель нашего исследования состоит в том, чтобы определить место и значение мотивов 'успех' и 'порок' в английской комедии нравов конца XVII - начала XVIII вв. на примере творчества Дж. Ванбру и их дальнейшую трансформацию.'

Целью работы определяется и соответствующий круг задач:

1. рассмотреть эволюцйю понятия" 'порок' в социуме и комедиографии от Античности до эпохи Реставрации;

2. рассмотреть своеобразие использования мотива 'успешный порок' в комедии нравов эпохи Реставрации;

3. проанализировать особенности функционирования мотива 'успешный- порок' в комедиях Дж. Ванбру «Неисправимый, или Добродетель в опасности» и «Заговор жен»;

4. ' проследить изменение функции мотивов 'успех' и 'порок' в комедии Шеридана «Поездка в Скарборо» в контексте эволюции жанра.

Проблема и цель определяют методологические принципы данной работы, в'основе которых'лежит многоаспектный подход, обусловивший использование нескольких аналитических методов:

1) функционального, позволяющего исследовать особенности функционирования отдельных мотивов и художественных приемов в г » литературном произведении;

2) историко-теоретического («на разных этапах и в различных исторических условиях одни и те же понятия, характеризующие литературный процесс, могли менять свое содержание»31). Историко

31 См.: Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2003. С.7. теоретический метод позволяет выявить изменения исторических условий и трансформацию смыслового наполнения мотивов 'успех' и 'порок';

3) историко-литературного, в центре которого: «. установление связей между литературными явлениями и их значения в эволюции литературы».32

Теоретической основой нашего исследования послужили работы отечественных ученых, посвященные общим.вопросам теории литературы, английской литературы XVII века и английского Просвещения: A.A. Аникста, М.М. Бахтина, Г.Н. Бояджиева, Б.М. Гаспарова, Ю.И. Кагарлицкого, А. Кауфмана, М.В. Кожевникова, В'.А. Лукова, Н.П. Михальской, JI.E. Пинского, Б.И. Пуришева, И.В. Ступникова, И.О. Шайтанова, A.JI. Штейна.

А также' работы зарубежных - исследователей, посвященные английскому театру и драматургии XVII - XVIII веков: Э. Бентли, Е. Бернбаума,' Б. Добрэ, Дж. Неттлтона, А Николла, Дж: Палмера, В. Хэзлитта, Дж. Уильяма, и др. 1

Методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, в которых разрабатываются вопросы, связанные с понятием «мотив»: А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, В.Я. Проппа, В.Б. Шкловского, Б.В. Томашевского, В.И. Тюпы,' О.М. Фрейденберг.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в учебных курсах по истории зарубежной литературы XVIII века; по истории английской литературы; по истории европейского театра; для разработки спецкурсов и спецсеминаров, посвященных тёории и практике зарубежной драматургии.

Апробация: диссертация обсуждалась на заседании кафедры культурологии и зарубежной литературы МаГУ.' По теме диссертации были прочитаны доклады на международной' конференции преподавателей

32 ТомашевскиП Б.В. Указ. соч. С.25. английской литературы (Самара, 2004); на международной научной конференции "Пуришевские чтения" (Москва 2007); на научных конференциях Магнитогорского государственного университета. Основные положения работы изложены в 6 публикациях.

Работа состоит из. введения, < двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 208 наименований.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие 'порок' и его оценка с точки зрения успешности претерпело значительную эволюцию: . от .(непреднамеренного совершения порочных действий .через деструкцию моральных принципов разумного человека под влиянием аффективной части души в Античности к сознательному нарушению нравственных установок, принятых в обществе в конце XVII столетия.

2. Предпосылки слияния мотивов 'порок' и 'успех' их трансформацию в I мотив 'успешный порок' в комедии нравов эпохи Реставрации были обусловлены происходившими в Англии социально-историческими событиями.

3. В раннем творчестве Дж. Ванбру наблюдается сильное влияние и приверженность традиции комедии Реставрации: Образцом такой комедии является пьеса «Неисправимый, или Добродетель в опасности». Отталкиваясь от пьесы Колли Сиббера «Последняя уловка любви», Ванбру дал свое' понимание роли и места порока в современном обществе. Сентиментальная комедия Сиббера* с отчетливой моральной установкой на торжество добродетели была продолжена Ванбру1' в духе комедии Реставрации, где порок приобретает характеристику успешного.

4.'- С изменением исторических условий* изменяется и содержание мотива-'успешный порок" в творчестве Дж. Ванбру: теперь доминирующим успешным пороком становится-не адюльтер, а жажда денег, что приводит к смене" типичного персонажа комедии Реставрации: щеголь и остроумец трансформируется в скаредного буржуа.

5. Последняя треть XVIII века ознаменована возрождением «веселой» комедии. В творчестве Р. Шеридана отлились в законченную художественную форму достижения драматургов Реставрации. Довольно правдиво показывая разложение правящих классов, комедиографы Реставрации приходили к отрицанию всяких моральных критериев. Успешный порок выставлялся образцом для подражания. Основой же реализма Шеридана стало осмеяние и разоблачение пороков общества. Порок перестает быть успешным, как в результате социальных и политических изменений в жизни страны, так и вследствие позиции автора.

6. Комедии К. Сиббера, Дж. Ванбру и Р. Шеридана демонстрируют ■ ' . * < тесную взаимосвязь мотивов 'успех' и 'порок' с историческими и социальными изменениями, происходящими в обществе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Колесникова, Ольга Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая исследование, посвященное выявлению своеобразия функционирования мотивов 'успех' и 'порок' в комедиях Дж. Ванбру «Неисправимый, или Добродетель в опасности» и «Заговор жен», необходимо подвести итоги проделанной нами работы.

Долгое время люди стремились выяснить, что такое порок, и какое влияние он оказывает на судьбу человека, поддается ли он управлению и может ли служить оправданием каких-либо действий. Сократ рассматривал порок как незнание и неосведомленность. Аристотель определял порочность как преобладание аффектов над разумной волей. Затем порок наделялся функцией и причины и следствия: сначала' появлялся «дурной помысел», постепенно переходящий' в «дурной навык». В новоевропейской этике возникают сентименталистская, рационалистическая и "утилитаристская модели, которые рассматривают порок как регулярное нарушение нормативно определенного отношения к установленным объектам. В XVII веке ' в Англии доминирующее "место занимает философия Гоббса, выдвигающая тезис об эгоистической природе человека, - которая, будучи ограничена рамками гражданского общества, может принести большую пользу обществу.

Претерпевающий изменения характер английской действительности конца XVII - начала XVIII века обусловил специфику 'трансформации мотивов 'успех' й 'порок'. - ' ' ; В эпоху Реставрации комедиографы стремились отразить пороки века, а превалирующим пороком на тот момент являлся порок прелюбодеяния. Воплощением этого порока стал сам король'и его придворное общество. Драматурги достоверно переносили реалии времени' на сцену, поэтому главным' героем' их пьес становится джентльмен-остроумец, презирающий традици'онныё добродетели, присущие третьему сословию. Образ буржуа подвергается всяческим насмешкам, он - глуп, невежествен, неотесан, его

I 1 манеры грубы, он выступает либо в роли мужа-рогоносца, либо обманутого дельца.

Аристократ, напротив, был вольнодумцем в мыслях и желаниях. Он — утончен, изящен, получает удовольствие от жизни, которое, главным образом, заключается для него в соблазнении замужней дамы. Отличительная черта этого персонажа — успешность его неблаговидных поступков. Преступая нравственные законы, он остается не только безнаказанным, но и вознагражденным. Все эти особенности отношения к пороку характерны для комедии Ванбру, в пьесах которого мотивы 'успех' и 'порок' сливаются, образуя новый мотив — 'успешный порок'. «Неисправимыми» остаются главные герои комедии Дж. Ванбру «Неисправимый, или Добродетель в опасности»: Ловлас, Беринтия и Щегольтон. Их не трогают страдания родных, они стремятся лишь получить удовольствие. Даже будучи разоблаченными, они все равно сохраняют семью (Ловлас), дружеское доверие (Беринтия), титул и деньги (Щегольтон).

Исторические изменения, происходящие в социальной жизни английского общества конца XVII - начала XVIII века, нашли свое отражение и в драматургии: комедия Реставрации, отражавшая разнузданность светского общества, его порочность, безнравственность, притворство, лицемерие и цинизм, стала вызывать недовольство нового класса, пришедшего к власти.

Приоритетными становятся прежде гонимые буржуазные добродетели. Светский щеголь оказывается проученным, порок наказанным, добродетель торжествует. В этих новых условиях комедиографы Реставрации начинают поиски новых героев и тем. Одни комедиографы (как Конгрив) прекращают свой творческий путь, другие (как Фаркер), следуя требованиям времени, выводят на сцену' нового героя — буржуа и прославляют его добродетели. Джон Ванбру видел недостаток буржуазии в непомерной жажде денег. Теперь традиционный порок Реставрации - прелюбодеяние - уступает место пороку нового класса — алчности.

Разоблачению нового доминирующего порока посвящена комедия Ванбру «Заговор жен». Ванбру со свойственной ему , художественной чуткостью уловил и отразил в своей пьесе изменение ценностных приоритетов в обществе. Если в эпоху Реставрации главной ценностью считалось сексуальное наслаждение, а деньги рассматривались как необходимое: средство, обеспечивающее беззаботную и распутную жизнь, то уже в начале XVIII столетия деньги обретают самостоятельную и главную ценность. Теперь любовь, дружба, наслаждение и все жизненные блага рассматриваются как предмет купли-продажи; как то; что можно приобрести за деньги.'' Комедия Ванбру показывает эту трансформацию общественного сознания. Отныне главным пороком является стремление к богатству любой ценой;4;"'" ' •' '' "•" ■ .■

Удовольствие для' новых героев, в отличие от традиционных героев Реставрации^ '' заключается ' в обладании деньгами- Последние ' становятся мерилом'всего; ими можно оплатить любовь и дружбу: Наделив персонажей только отрицательными качествами,- драматург показал насколько циничным и лицемерным может быть буржуазное общество. Но и здесь пороку алчности' сопутствует успех: корыстные ростовщики ¡сохраняют свои средства^ авантюрист Дик получает богатую невесту, жадные слуги также вступают в брак : и объединяют : нажитый интригами, обманом и мошенничеством капитал.

Таким-¡'"образом!;:';ДжЬ№:"Ванбру'-:в-:''своих-, комедиях;- • йспользуя мотива 'успешный порок', изобличал- не только интриганство, недоброжелательность и распущенность высшего света, но и пуританское лицемерие английского буржуа, прикрывающего'эгоизм и корыстолюбие показным благочестием.

Сиббёра^ Ванбру и Шеридана - привлекал • традйцйонньш сюжет 'любовного треугольника', но каждШ- драматург по-своему показал 'природу человека. Сиббер, положивший"' начало комедий сентиментальной, был убёждён, что порочного человека можно исправить, чтб в; основе характера лежит нравственное: начало. Исправление порочного; героя он показал в комедии «Поеледняя; уловка любви».

Ванбру, создавший «Неисправимого» в духе комедии нравов1 эпохи Реставрации, не верил в добрую природу человека, считал ее порочной и эгоистичной: Он написал продолжение комедии; Сиббера, где показал, что герои остаются «неисправимыми», порочными и успешными.

Комедия: Шеридана «Поездкам в Скарборо» - переделка «Неисправимого» = Ванбру — была, по терминологии? ©■ Голдсмита, комедией «веселой». При создании образов героев Шеридан.опирается на опыт.своего предшественника^ Ванбру, • он - - также: высмеивает надуманные' : чувства,' аффектацию ' в поведении ' и представлениях/о жизни. Но, в отличие от Ванбру, Шеридан не разделяет' морального ■ индеферентйзма своего предшественника! и; при; отсутствий; прямой назидательности порок у' него -.в финале изобличён и наказан,' а буржуазные • семёйньтё' добродетели торжествуют: • Таким образом, в комедии Шеридана порок утрачивает успешность',-а- характеризующие их мотивы: '—''порок'/ и 'успех!''- теперь разъединяются.' ' .' '•'■''• - .''

- Рассмотрев? вышеизложенное,' мы пришли- к: заключению: мотивы 'успех' и 'порок' в комедиях Дж. Ванбру являются ' исторически обусловленным» и- самостоятельным ' художественным • средством, функционирующим на всём пространстве текста' и определяющим характер действййперсонажеш ; : '". '•'. ' f; • • • .•■.''■ •1 ' ■ Под влиянием, изменений, происходящих в обществе!, данные мотивы претерпёвают следующую эволюцию: сливаются в новый-мотив 'успешный порок' ¿^ комедии эпохи^ Реставрации; в- частности, в первой пьесе Ванбру, затём,' " во''* второй; комедии, эти? мотивы видоизменяются- - традиционное прелюбодеяние сменяется: алчностью; ' а::;-\успешньш5::!\1становится-:'1 нё «изысканный' джентльмен», а со'стоятёльныйГчёловек. Во; второй половине XVIII века мотив 'успешный порок' распадается на традиционные мотивы 'успех' и. 'порок', что и отмечает Шеридан в своейс переделке' пьесы Ванбру.

Таково было требование новой эпохи — «сцена должна быть школой нравственности» (Mist's Weekly Journal, 1735). В комедиях стали изображаться пары героев; - порочный и положительный. Сострадая и сочувствуя последнему должен отныне воспитываться зритель. Таким героем стал персонаж с говорящим именем Ловлас - типичный для английской драматургии эпохи: Реставрации образ распутника: Шеридану необходим был распутный Ловлас, чтобы- в финале показать обязательную победу добродетели. Именно вокруг добродетели выстраивалась новая нравственная парадигма, то есть система- ценностей эпохи, ниспровергнувшая представление о полной : развращенности -человека;-' характерное ; для Реставраций: Меняется и главный герой; пьес; если в эпоху Реставрации господствующим "нравственным образцом был аристократ; то теперь это буржуа/ Акцент с личности ; переносится' на1 эффективность ее действий; польза и ! богатство рассматриваются как показатели нравственного достоинства человека. Теперь деньги' — слишком серьезное дело,1 чтобы доверить' его прощелыгам, деньги должны быть!только у добропорядочных и степенных "людей!.1 Уже в комедии Сиббера Ловлас," образец изысканного джентльмена, раскаиваясь в своем распутстве, готов; даже'трудом доказать эт6:к<Я'буду работать, копать, умолять или голодать, чтобы подтвердить мою искреннюю любовь» (V,2). Там, где господствовала щедрость вплоть до расточитёльного пренебрежения к деньгам, возникает расчетливость и бережливость; там, где властвовал баловень судьбы, появляется человек,: во многом обязанный самому себе и несущий ответственность' за свой действия; там;! где успешность была; порочной и безнаказанной,' возникает яростный протест против уклада жизни «изысканного джентльмена»;.' л ."■' ".'''".';: ■";'4Наряду с социальными изменениями эволюционировала1 и драматургия Англии-;:! "ас-."-''• 'успешный', порок' Ванбру перестал быть востребованным публикой. Изменилась система цённостей, на сцену прйшел новьш гёрой, в зал! - новый зритель; и комедий Ванбру на время потеряли свою актуальность. Однако обращение к ним Шеридана еще раз подтверждает несомненное достоинство комедий Ванбру, а именно — их реалистичность. Несмотря на разный финал, и Ванбру, и Шеридан показали человеческую натуру, ее слабые стороны, и варианты решения моральной проблемы: если у первого порок оставался безнаказанным, более того, он поощрялся и вознаграждался, то у второго - порок посрамлен, в него «играли», а добродетель торжествовала.

Таким образом, мотив 'успешный порок', появившийся в первой комедии Ванбру в результате слияния традиционных мотивов 'порок' и 'успех', в конце XVIII столетия исчезает: в пьесе Шеридана успешными становятся, в первую очередь, герои добродетельные, т.е. можно говорить о возникновении нового мотива — 'успешная добродетель'.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Колесникова, Ольга Юрьевна, 2008 год

1. Vanbrugh, J. The Relapse, or Virtue in Danger / J. Vanbrugh // Hunt L. The dramatic works of Wycherley, Congreve, Vanbrugh. With biographical and critical notices / ed. by L. Hunt. London, - 1857. - 306 p.

2. Ванбру, Дж. Неисправимый, или добродетель в опасности / Дж. Ванбру; пер. Н. Рыковой. М.: Искусство, 1975. - 173 с.

3. Ванбру, Дж. Заговор жен / Дж. Ванбру; пер. П.В. Мелковой. М.: Искусство, 1958. - 95 с.1.

4. Художественные произведения других авторов

5. Аристофан. Комедии. / Аристофан; пер. К. Полонской // Собр. соч.: в 2 т. М.: Искусство, 1954. - Т. 1. - 449.

6. Менандр. Комедии. / Менандр; пер. А. Ларина / сб. сост., предисл. и коммент. Н. Подземской, В. Ярхо. М.: Искусство, 1984. — 293 с.6\ Мольер, Ж.Б. Комедии. / Ж.Б. Мольер; пер. М. Лозинского М.: Рипол Классик, 2002. - 938 с.

7. Плавт. Избранные комедии. / Плавт; пер. А. Артюшкова М.: Художественная лйтература; 1967. -661 с.' • '

8. Уичерли, У. Деревенская жена / У. Уичерли; М.: Искусство, 1981.- 153 с. * • ' •

9. Уичерли,У. Простодушный / У. Уичерли; М.: Искусство, 1975.77 с.

10. Фаркер, Дж. Комедии / Дж. Фаркер; пер. Р. Померанцевой. М.: Искусство, 1973.- 224 с. '*

11. Шекспир, У. Двенадцатая ночь, или Что угодно / У. Шекспир; пер. М. Лозинского М.: Интербук, 1997. — 573 с.

12. Шеридан, Р.Б. Драматические произведения / Р.Б. Шеридан / сб. сост., предисл. и коммент. Ю.И. Кагарлицкого. М.: Искусство, 1956. - 484 с.1. Основная литература

13. Baker, R. Mr. Cibber of Drury Lane / R. Baker. N.Y., 1939. - 180 p.

14. Barnard, R. A Short History of English Literature / R. Barnard. -Norway Basil Blackwell, 1984: -218р.1 " '

15. Bateson, F.W.L.S. Knights and Restoration Comedy / F.W.L.S. Bateson // Restoration Drama: Modern Essays in Critisism / ed. by J. Loftis. — L.: Oxford University Pr., 1966 370 p.

16. Bernbaum, E. The drama of sensibility / E. Bernbaum. —'N.Y.: Harvard, 1958. -288 p.

17. Bethel, S.L. Shakespeare and the popular dramatic tradition / S.L. Bethel. London-N.Y., 1944. - 179'p.

18. Bevis, R.W. English drama: Restoration and Eighteen century* 16601789 / R. W. Bevis'. L.: Longmans, 1997. - 341 p.

19. Bevis, R.W. 18 century drama: Afterpieces / R. W. Bevis. L.: Oxford University Pr.,'1970.-286'p. - ч!

20. Bevis, R. W. Mask and Veil: Comedy / RW. Bevis // English Drama: Restoration and Eighteen century 1660-1789. L.: Longman 1997. - 341 p.

21. Bingham, M. Sheridan: The track of a comet / M. Bingham. L.: Allen &Unwin, 1972. -383 p.

22. Bredvold, L. I. The Literature of The Restoration and the Eighteenth Century (1660-1798) / L. I. Bredvold. -N.Y.: Collier books, 1962. 220 p.

23. Brett-Smith, H.F.B. The Dramatic Works of Sir George Etherege / H.F.B. Brett-Smith. L.: Oxford University Pr., 1927. - 210 p.

24. Brown, L. English dramatic form 1660-1760 / L. Brown. — New Haven; L.: Yale University. Pr., 1981.-240 p.

25. Bruce, D. Topics of Restoration comedy / D. Bruce. — L.: Gollancr, 1974.-189 p. ' • -.m-'

26. Approach / R. Carlsen, R.C. Carlsen. N.Y.: Mc. Craw-Hill, 1985. - 685 p.i t * " '31. Chesterton, G.K. On the Comic Spirit. Eight Great Comedies / G.K.

27. Chesterton, — N.Y.: New American Lit.', 1958. 580 p.' *

28. Cibber, C. The Dramatic works of Colley Cibber / C. Cibber. — London, 1777.-245 p.

29. Clark, J.C. D. English society, 1688-1832 / J.C.D. Clark. Cambridge: Cambridge Univ. Pr., 1985. - 442 p. ' ' ' ' ivi''

30. Collier, J. A Short View of the Immorality and profaneness of the English Stage / J. Collier.' N.Y.: AMS press; 1974! - 288 p. ■ ' •

31. Collins, P. Restoration comedy // P. Collins. From Dryden to'Johnson. Of the Pelican guide to English Literature. L.: Oxford Univ. Pr., - 1959.- Vol. 4. - 516 p.

32. Cox J.E. The Rise of Sentimental comedy / J.E'.' 'Cox. Norwood, 1976: - p. 362.

33. Cumberland, R. The British Drama, in 14 vol. / R. Cumberland, L.: Cooke, 1817. - Vol. 7. - 354 p., Vol. 9. - 412 p., Vol. 12. - 453 p.

34. Daiches, D. A Critical History of English Literature / D. Daiches. — L.: Oxford Univ. Pr, 1969. Vol. 3. - 837 p.

35. Dennis, J. Critical works / J. Dennis. Baltimore, 1939. - 362 p.

36. Dobree, B. Restoration Comedy 1660-1J20 / B. Dobree // Restoration and Eighteen Century Comedy / ed. by Scott McMillin. Norton, 1997. - 182 p.

37. Dobree, B. English literature in the early 18-th century, 1700-1740 / B. Dobree. Oxford: Clarendon press, 1959. - 701 p.

38. Dry den, J. The Dramatic Works, in 6 vol. / J. Dryden. — L.: Tonson, 1762.-Vol. 2-465 p.

39. Dryden J. Essays of John Dryden / J. Dryden. — L.: Oxford University Pr., 1926.-246 p.

40. Feibleman, J.K. In Praise of Comedy / J.K. Feibleman. N.Y.: Horizon Pr., 1972.-285 p.

41. Forster, Ji The'life and! times.'of Oliver Goldsmith 7 J. Forster. L.: Ward- Lock and co., 1890. - 472 p.

42. Francois, J. Introduction to Comparative-Literature V J: Francois. -Indianapolis, N.Y.:' Pegasus, 1974. 432 p.

43. Frenzel, E. Stoff- und Motivgeschichte, Grundlagen der Germanistik / E.Frenzel:-Berlin; 1974.-320 s. •• ' '

44. Fräser, D.A. The War Against Poetry / D.A. Fräser. Princeton, 1970.-270 p.•ll'

45. Fujimura, T. H. The Restoration comedy of wit / T.H. Fujimura. -Princeton, 1952. 232 p.

46. Garland H., Garland M. The Oxford Companion to German Literature / H. Garland, M. Garland. Oxford: Clarendon Press, 1976.

47. Gaskel, Ph. Landmarks in English Literature / Ph. Gaskel. Edinburgh University. Pr., 1978. - 176,p.

48. Goldsmith, O. The Good-Natured Man / O. Goldsmith // The works of Oliver Goldsmith, in 5 volumes, with notes by L. Gibbs. — L., 1885. — v. 5.

49. Gurewitch, M. The Irrational Vision / M. Gurewitch, — London: Cornel Univ. Pr., 1975.-245 p.

50. Hazlitt, W. Lectures on the English comic writers / W. Hazlitt. Intro. R.

51. B. Johnson. -N.Y.: Garden City, 1960. 239'p. • •

52. Hirst, D. Comedy of Manners / D. Hirst: London, 1979. - 238, p.

53. Hill, C. Clarissa Harlowe and their times. Essays in Criticism. Vol. V. /

54. C. Hill. L.: Oxford University Pr., 1955. - 439 p.

55. Jonson, S. Lives of the English Poets / S. Jonson. London* and N.Y., 1787. ' ' '

56. Kaufman, A. Restoration' and' 18 century Theatre research / A. Kaufman. NY.: Clarendon press, 1996. -412'p: ! M" •65.' Kavenik, F.M. British Drama, 1660-1779: a Critical history / F.M. Kavenik. N. Y., 1995. - 415 p.

57. Kernold, G.R. The Theatre' in History / G.R. Kernold. London:

58. FayerriVillej 1989. 685 p.r

59. Kronenberg, L. The Thread of Laughter / L. Kronenberg. — Drama book N.Y.: Hillway, 1965. 300 p.

60. Krutch, J.W. Comedy and conscience after the Restoration / J.W. Krutch. -N. Y.: Columbia univ. press, 1960. 300 p.

61. Loftis, J. Restoration Drama. Modern Essays in Criticism / J. Loftis. -Oxford: University Pr., 1966. 195.

62. Lynch, K.M. The social mode of Restoration comedy / K.M. Lynch. -N.Y., L.: The Macmillan company, 1926. 242 p.

63. Macaulay, T.B. Literary Essays / T.B. Macaulay. L.: Oxford Univ.1. Pr., ,1923.-320 p.i '

64. Macaulay, T.B. The Task of the Modern Historians / T.B. Macaulay. -N.Y.: Doubleday, 1898. 200 p.t j»

65. Meredith, G. An Essay on Comedy and the uses of the comic spirit / G. Meredith. N.Y.: Cornell Univ. Pr., 1948. - 326 p.

66. Mignon, E. Crabbed Age and Youth. / E. Mignon. Durham, 1974.287 p.

67. Miner, E. Restoration Dramatists. A Collection of Critical Essays / E. Miner. N.J., 1966. - 386 p.

68. Moore, T. Memories of the life of the rt. hon. Richard Brinsley Sheridan, in 2 vol. / T. Moore. N.Y.: Clarendon press, 1968. - Vol. 1. - 345 p., Vol. 2.-389 p.

69. Morwood, J. The life and works of R.B. Sheridan / J. Morwood. -Edinburgh: Scott, acad. press, 1985.-200 p.

70. IS/luir, K. The Comedy of Maimers / K. Muir. L.: Oxford Univ. Pr.,1970.-168 p.

71. Nelson, T.G.A! Introduction to Comedy in Literature, Drama and Cinema / T.G.A. Nelson. Oxford Univ. Pr., 1990. - 200 p.

72. Nettleton, G.H. English drama of the Restoration and Eighteen Century (1642-1780) / G. H. Nettleton. N.Y.: Cooper Square publ.', 1968. - 366 p.

73. Nicoll, A. British drama / A. Nicoll; rev. by J.C. Trewin.- 6th ed., rev. a. reset. — L.: Harrap, 1978. -261 p.

74. Nicoll, A. English drama: a modern viewpoint / A. Nicoll. — N.Y.: Barnes and Nobel, 1968. 184 p.

75. Nicoll, A. A history of Restoration drama (1660-1700) / A. Nicoll. -Cambridge: Cambridge Univ. Pr., 1940. 410 p.

76. Palmer, J. The comedy of manners / J. Palmer. —NY.: Russell & Russell, 1962. -308 p.

77. Perry, H. The comic spirit in Restoration drama / H. Perry. — L.: New Haven Yale Univ. Pr., 1925. 148 p.

78. Rawson, CJ. Satire and sentiment, 1660-1830 / C. J. Rawson. -Cambridge: Cambridge Univ. Pr., 1994. - 309 p.

79. Rodway, A. English Comedy. Its Role and Nature from Chaucer to the Present Day/A. Rodway.-London, 1975.-288 p. ' '' ;

80. Rogers, K.- William Wycherley / K. Rogers. N.Y., 1972. - 174 p.

81. Sambrook, J. The 18-th century: The Intellectual and Cultural contextiof English literature 1700-1789 / J. Sambrook. — L. N.Y.: Columbia Univ. Pr., -1986.-224 p.

82. Sanders, A. The short Oxford history of English literature / A. Sanders.- Oxford: Clarendon press, 1994. 678 p.i >

83. Styan, J.L. The English Stage: Drama and Performance / J.L. Styan.1 . ' ' ' Cambridge: Cambridge Univ. Pr., 1996. — 432 p.

84. Styan, J.L. Restoration Comedy in Performance / J.L. Styan. N.Y.: Cambridge Univ. Pr., 1986. - 378 p.

85. Summers, M. The Restoration Theatre / M. Summers. N.Y.: Humanities Press,11964. - 267 p. 1 u •

86. Sutherland, J. Impact of Charles II on the Restoration Literature / J. Sutherland // Restoration and Eighteenth-Century Literature. — Chicago: Univ.1. Pr., 1969.-347 p.i

87. Taine, H. History of English Literature / H. Taine. N.Y., 1872.652 p.

88. Thorndike, A. H. English Comedy / A. H. Thorndike. N. Y.: Macmillan, 1929. - 327 p.

89. Trevelyan, G. M. English Social History / G. Trevelyan. London, 1942.-326 p.

90. Underwood, D. Etheredge and the 17th Century Comedy of Manners / D. Underwood. L.: New Heaven, 1975.

91. Weissiein, U. Comparative Literature and Theory: Survey and Introduction / U. Weissiein. L. - Bloomington: Indiana University Press, 1973. -390 p.

92. Vernon, P.F. Marriage of Convenience and The Moral Code of Restoration Comedy. Essays in Criticism / P.F. Vernon. Oxford, 1962. -435 p.

93. Wain, J. Restoration Comedy and its Modern Critics / J. Wain. L.: Oxford University Pr., 1957. - 460 p. ' •' J

94. Walpole, H. Thoughts on Comedy, Works / H. Walpole. London, 1798. Vol. II.-390 p.

95. Алексеев, М.П. Английская литература: Очерки и исслед.: избр. тр. /' М.П. Алексеев / послесл.' Н. Я. Дьяконова, Ю.Д. Левин. Л.: Наука, 1991.-463 с.

96. Аникин, Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы / Г.В. Аникин, Н.П. Михальская: 2-е изд. М.: Академия, 1998. - 516 с.

97. Английская комедия XVII-XVIII веков: Антология / сост., предисл., коммет. И.В. Ступникова. М.: Высш шк., 1989. - 815 с.

98. Андреев, M.JI. На границах комедии / M.JI. Андреев. — М.: РГТУ, 2002. 134 с.

99. Аникст, A.A. История английской литературы / A.A. Аникст. -М.: Учпедиз., 1956. 438 с.

100. Аникст, A.A. Английская драма и театр периода Реставрации / A.A. Аникст // История западноевропейского театра. — М.: Просвещение, 1956.-Т. 1.-556 с.

101. Аникст, A.A. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / A.A. Аникст. М.: Наука, 1967. - 455 с.112: Аристотель. Никомахова этика'/ Аристотель. — М.: Наука, 2003. 430 с.

102. Бахтин, М.М. Тетралогия / М.М. Бахтин. М.: Наука, 1998. - 340с.

103. Бахтин, М.М. Собрание сочинений / М.М. Бахтин.М.: Наука, 1997. -Т.5.- 504 с.' 1

104. Белецкий, А.И. Избранные труды по теории литературы / А.И. Белецкий.— М.: Наука, 19641

105. Бентли, Э. Жизнь драмы / Э. Бентли; пер. В. Воронина. М.: ' Искусство, 1978. - 368 с. ' • 117. Блюменталь, Т.С. Некоторые особенности комедии Реставрации на примере творчества У. Конгрива / Т.С. Блюменталь. — М.: Искусство, 1979.-230 с.

106. Бояджиев, Г.Н. Душа театра / Г.Н. Бояджиев: М.: Мол. Гвардия, 1974.-389 с. "

107. Бэкон, Фр. Сочинения: в 2 т. / Фр. Бэкон. М.: Наука, 1971. -Т.1.-189 с.

108. Великобритания: драматургия и театр: справочник / Сост. И.В. Ступников. М.: Высш. шк., 1992. - 214 с.

109. Венгерова, 3. Шеридан: (Очерк) / 3. Венгерова7/ Мир Божий.' — 1893.-№8.-С. 33-46.

110. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. -М.: Высшая школа, 1989. 406 с.

111. Виппер, Ю.Б. О семнадцатом веке как особой эпохе в истории западноевропейских литератур / Ю.Б. Виппер. — М.: Наука, 1969. — 286 с.

112. Виппер, Ю.В., Самарин, P.M. Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII века. / Ю.В. Виппер, P.M. Самарин. — М.: Наука, 1954.- 813 с.

113. Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. М.: Наука , 1998.235 с.

114. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы / Б.М. Гаспаров. М.: Высшая школа, 1994. - 112 с.

115. Гельвеций. Сочинения / Гельвеций. М.: Наука, 1979. — 190 с.• 128.Теттнер, Г. История всеобщей литературы: в 2-х т.' / Г. Геттнер. -М., 1910.-Т. 1.-470 с! '

116. Гоббс, Т. Избранные произведения: в 2-х т. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1964. -Т.1.-583 с.

117. Гусейнов, 'A.A. Этика: словарь изречений и'афоризмов / А.А Гусейнов. М.: Высшая школа, 1995. - 430 с.

118. Давыдова, М. Ю: Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. / М. Ю. Давыдова. М.: РГГУ, 2001. -436 с.

119. Дамаскин, И. Точное изложение православной веры / И. Дамаскин. М.: Наука, 1992. - 132 с.

120. Дейч, А.Р.Б. Шеридан'на русском языке /А.Р.Б. Дейч'// Советская культура. 1956. - 28 апр. - С. 4.

121. Дробницкий, О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк / О.Г.'Дробницкий М.: Наука, 1974. - 156 с.

122. Дружинин, A.B. Жизнь- и драматические произведения Р.Б. Шеридана / A.B. Дружинин // Современник. — 1854: №L' — С. 1-36; №9. -С.1-36; №10. С.73-114.

123. Елистратова, A.A. Английский роман эпохи Просвещения / A.A. Елистратова М.: Наука, 1966. — 472 с.

124. Ерофеева Н.Е. Вопросы морали и воспитания в комедиях Р.Б. Шеридана / Н.Е. Ерофеева // Проблемы нравственности в зарубежной литературе. — Пермь, 1990. С. 27-35.

125. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. / В.М. Жирмунский JL:, 1977. - 470 с.

126. Зелинский, Ф.Ф. Происхождение комедий / Ф.Ф. Зелинский -Пг., 1916.

127. Ингер, А.Г. Оливер Голдсмит: (1728-1774) / А.Г. Ингер // Голдсмит О1. Избранное. М.: Худ. лит., 1978. - С.3-20.

128. История английской литературы: в 3 т.; вып. 2. АН СССР Ин-т мировой лит. / под ред. И. И. Анисимова. М.: АН СССР, 1955. - Т.2. - 443 с:

129. История.зарубежного театра. Театр Западной Европы / под ред. Г.Н. Бояджиева. — М.: Просвещение, 1971. — Ч. 1. — 360 с.

130. История зарубежного театра. В 4 т. — М.: 1982 1987. Т. 1-2.

131. История западноевропейского театра. — М.: 1963. Т.2.

132. История английской литературы / под. ред. Г. Аникина; Н.М. Михальской. М.: Высшая Школа, 1975. - 528 с.

133. История всемирной Литературы. В девяти томах. Т. 9. М.: Наука, 1987.-688 с. • •

134. Кагарлицкий, Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения: тенденции и традиции / Ю.И. Кагарлицкий. — М.: Искусство, 1987. — 350 с.148.'Кант, И. Сочинения: в 4 т. / И. Кант Т.4. - М.: Сов. наука, 1965. -460 с. : л ! 1

135. Карасев, Л. Философия смеха / Л. Карасев. М.: РГТУ, 1996. -221 с. ' 'v 150. 'Клименко, Е.И. Традиции и новаторство в английской литературе / Е.И. Клименко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. -192 с:

136. Коган, П.С. Очерки по истории западноевропейской литературы / под ред. Проф. Я. Металлова. М.: Сов. наука, 1943. — 319 с.

137. Кожевников, М.В. Плачущая муза / М.В. Кожевников. -Магнитогорск: МаГУ, 2001. 244 с.

138. Козловский, А. О комедии и комическом. В защиту жанра / А.О. Козловский // Современная драма. 1988-. —№4. - С.180-184.

139. Кут, С. Августейший мастер выживания. Жизнь Карла II / С. Кут; пер. H.A. Анастасьева. М.: Изд-во ACT: Ермак, 2004. — 446 с.

140. Лазарева, И.В. Творчество Р.Б. Шеридана и его место в истории развития английской драмы : Автореф. дис.' канд. филол.'наук / Моск. пед. гос. ин-т. М., 1984. - 15 с: •

141. Ланн, Е. Забытая английская комедия: Англиская драматургия 17 в.1 и современный театр) /Е. Ланн // Театр. 1941. -№2. — С. 121-131.

142. Ларошфуко, Ф. Мемуары. Максимы. / Ф. Ларошфуко.- М., 1993.- 122 с.

143. Лейбниц, Г.' Сочинения: в 4 т. / Г. Лейбниц. Т. 4. - М.: Сов. наука, 1986. - 432 с.

144. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюьсина. Институт науч. Информации по общественным наукам РАН.- М.:'НПК "Интелвак", 2003. 1600 стб.

145. Лотман, Ю.В: О мифологическом коде сюжетных текстов / Ю.В: Лотман. ' // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С.'281-294. ' • *

146. Лотман, Ю.В. Тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века /Ю.В. Лотман // 1975• : 194163; Луков, В.А. История : литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней / В.А. Луков. — М.: Академия, 2003. 512 с.

147. Лэм, Ч. Об искусственной комедии прошлого века / Ч. Лэм. // Очерки Элии. Л.: Наука, 1979. - С.147-152. • •• *

148. Маколей, Т.Б. Английские комики времен Реставрации V Т.Б. Маколей // Современник. • 1856. - № 9, Отд. 5. — С. 25-56.

149. Маколей, .Т;Б, Рассказы из истории Ангаии при королях Якове П^ Вильгельме III и королеве Анне / Т.Б. Маколей. — СПб., 1858. — Т.1. — 451 е.,Т.2;-471-с. ■ ■ ■' ', ''

150. Мандевиль,1 Б. Басня о пчелах /. Б.гМандевйль.': M.Y Искусство , 1974::-240 с: " • ' л-.,.

151. Маршова, Н.М:Р.Б.Шеридан / Маршова; Н.М. '- Л.-М.: Искусство, 1960. - 124 с. •

152. Г- : 174. Мортон, Г: В! В поисках Лондона. Красота и величие■ столицы; мира / F. В. Мортон; пер. Е. Зотовой; Ю. Яблокова: - М.: Изд-во Эксмо; СПб^ Изд-во Мйдгард-,'2005. - 576 с.''

153. Общественная;'жизнь Англии / Издание'* И:'Д.! Трайля; пер. П. Николаева;. М-: Изд. К.Т. Солдатенкова, 1898. — T.IV.-537 с.

154. Пинский, Л.Е. Ренессанс. Барокко. ' Просвещение.; Статьи. Лекции./ Л.Е. Пинский;'-М-РГЕУ, 2002; 829 с.

155. Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. JL-.Искусство, 1928.-357 с.

156. Прозоров, В. Г. Корона, крест и кошелек: Очерки истории и литературы Англии XVII-XVIII вв.: Учеб. Пособие / В. Прозоров. -Петрозаводск: КГПУ, 1999.-200 с.

157. Пуришев, Б.И., Колесников, Б.И. Краткий очерк развития английской просветительской литературы XVIII века / Б.И. Пуришев, Б.И. Колесников // Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII века. — М.: Высш. шк., 1970. Т. 1. - С.27-64.

158. Пуришев, Б.И. Литература эпохи Возрождения1/ Б.И. Пуришев. -М.: Высшая школа, 1996. 366 с.

159. Путилов, Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент / Б.Н. Путилов'// Типологические исследования по фольклору. Сб. ст. памяти В.Я. Проппа. -М.: Наука, 1975.

160. Путилов, Б.Н. Веселовский" проблемы фольклорного мотива / Б.Н. Путилов // Наследие' Александра Веселовского. Исследования и материалы. СПб., 1992.

161. Руссо, Ж.-Ж. О причинах неравенства / Ж'.-Ж. Руссо. СПб., 1907.

162. Сахновский^ В. О комедии / В.О. Сахновский. JL: Искусство, 1964. - 165 с.

163. Слэйтер, М. Сатира в английском театре / М. Слэйтер // Британский союзник. 1946. - №44. - С.6.. : ■ 196 189; Ступников, И:В.Английский театр: Конец XVII- начало XVIII в /.

164. И;В.Ступников.-Л:: Искусство, 1986. -351 с.

165. Ступников, И.В. Как в зеркале отразил свой? век . / И.В; Ступников. М.: Художественная литература, 1981. — С. 3 - 27.

166. Ступников,. И:В: Уильям Конгрив и его комедии / И.В. Ступников // Конгрив У. Комедии. -М.: Искусство, 1977. С.305-334.

167. Тайц, И.Ф. Сатирическая комедия Шеридана "Школа злословия" и традиции комедии Реставрации / И.Ф. Тайц // Зарубежная драматургия. Метод .и жанр. Свердловск, 1983 . - С.52-63- ' •

168. Урнов, М.В. Вехи традиции в английской литературе / М.В! Урнов. М.: Худ. лит., 1986.-382 с. ' "'"■" ;г-г-:*>'•!

169. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра. / О.М. Фрейденберг. М., 1997.

170. Чебышев, A.A. Очерки из истории европейской драмы: Английская комедия XVII и половины XVIII века / A.A. Чебышев // ЖМНП. 1897. - №4. - С. 358-407; №5. - С. 158-205.

171. Черноземова, E.H., Штейн, A.JI. Трагедии и комедии. Этюды по истории английской драмы / E.H. Черноземова, A.JI. Штейн- М.: Прометей, 2004. 208с.

172. Шайтанов, И.О. Западноевропейская классика от Шекспира до Гете / Й.О. Шайтанов. М.: Изд. МГУ, 2001. - 178 с.

173. Швыдкой, М. Комедия в 30-ти действиях (Фаркер, Ванбру, Этеридж) / М. Швыдкой // Театр. 1977. - №2. - С. 101-103.

174. Шефтсбери, Э. Эстетические опыты / Э. Шефтсбери; сост., пер., вступ. ст. и комм. A.B. Михайлова. -М.: Искусство, 1975. 543 с.

175. Шкловский, В.Б. О теории прозы / В.Б. Шкловский. М.: Наука, 1983.-324 с.

176. Штейн, A.JI. Веселое искусство комедии / A.JI. Штейн- М.: Юрид. лит. 1990. 336 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.