Драматургия Афры Бен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Плошкина, Наталия Сергеевна
- Специальность ВАК РФ10.01.05
- Количество страниц 241
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Плошкина, Наталия Сергеевна
Вв е д е н и е
Глава I. АФРА БЕН И ЕЕ ВРЕМЯ.
Глава П. ПУТИ РАЗВИТИЯ АНГЛИЙСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В 60-80-ых гг. ХУЛ в.
Глава Ш. ЖАНРЫ, ИХ МОДИФИКАЦИИ И ИДЕЙНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ
НАПОЛНЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АФРЫ
1. Трагикомедии А.Бен. Конфликт "любви и чести"
2. Трагедия "Абделайзер" и национальная традиция в драматургии Афры Бен.
3. От комедии интриги к комедии нравов. Проблемы "отцов и детей", "брака и любви", "социального противостояния"
4. Политическая тематика в комедиях А.Бен. Комедия юморов как новая жанровая модификация в ее драматургии
5. Мольеровский сюжет е комедии Афры Бен "Сэр Мнимый Больной" или "Сэр Пейшент Фенси".
6. Фарс "Император Луны"
Глава 1У. ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВЫЕ ИСКАНИЯ АФРЫ БЕН-ДРАМАТУРГА
За к л ю ч е н и е
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК
Литературная критика и драматургия Артура Мэрфи в контексте эстетических исканий английского просвещения2009 год, кандидат филологических наук Маркова, Ирина Васильевна
Маска как художественный прием в комедии Уильяма Уичерли "Деревенская жена" в контексте традиции западноевропейской драматургии2006 год, кандидат филологических наук Ломакина, Екатерина Александровна
Творчество Р.Б. Шеридана и его место в истории развития английской драмы1984 год, Лазарева, Ирина Валентиновна
Жанр комедии в критике и драматургии Джона Драйдена2009 год, кандидат филологических наук Тарасюк, Оксана Александровна
Театр У. Сомерсета Моэма в контексте развития западноевропейской драматургии конца XIX - первой трети XX вв.2010 год, кандидат филологических наук Седова, Елена Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Драматургия Афры Бен»
ХУЛ век является самостоятельным этапом в истории английской культуры. Противоречивый характер эпохи, отличавшейся острыми социально-политическими и религиозными конфликтами, оказал огромное влияние на литературу и искусство Англии» Развитие ее культурного процесса определялось кризисом ренессансного миропонимания, крушением идеала гармоничной и всесильной личности, более сложными в сравнении с эпохой Возрождения представлениями о взаимодействии человека с окружающей его действительностью» "Литература ХУЛ века как и ренессансная, - отмечал известный отечественный литературовед ЮвБвВиппер, - исходит из представлений об автономной, свободной от средневековых ограничений личности и ее правах и возможностях как основном мериле гуманистических ценностей. Однако рассматривает эту личность в более глубокой и одновременно более широкой с точки охвата действительности перспективе, как некую точку преломления находящихся вне ее самой, но воздействующих на нее сил"^. Значительную роль в формировании нового мироощущения сыграло становление материалистической и рационалистической философии, а также быстрый прогресс научных экспериментальных знаний, обнаруживших зависимость человека от законов бытия, движения общественной жизни. Бурные катаклизмы, которые переживало английское общество на протяжении всего ХУЛ столетия, обозначили глубокие сдвиги в художественном сознании эпохи, обусловив своеобразие ее литературного процесса. Характерной особенностью английской литературы того времени являлось сосуществование и тесное взаимодействие элементов двух художественных систем: барокко и классицизма«, "Часто Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история,- М., 1991.- С.70. перекликаясь и сплетаясь", они одновременно вступали в противоречие друг с другом и выражали самые различные идеологические устремления века: от демократических (Дж.Мильтон) до элитарных (Дж. Драйден)^. Динамизм эпохи нашел непосредственное воплощение в драматургии Афры Бен (Aphra Befcrn » I640?-I689), чье творчество органично вписывается в хронологические рамки периода Реставрации (1660-1689).
Литературное наследие А.Бен богато и разнообразно. Ею написаны 14 новелл, 40 прологов и эпилогов к своим и чужим пьесам, эпистолярный роман в трех частях "Любовная переписка между дворянином и его сестрой" ("Love Letters Ъе^/ееп a Nobleman and his Sister", 1687) и роман "Оруноко, или Царственный раб" ( "Oronooko, or the
Hoyal Slave", 1688), который "предвосхитил ряд важнейших мотивов о просветительской литературы" . Ее перу также принадлежит галантно-прециозный роман "Лисидус, или Изысканный влюбленный" (»Lycidus.or the Lover in Fashion" » 1688), написанный по-французски. А.Бен занималась переводами с латинского и французского языков. В 1685 г. она познакомила английских читателей с философско-политическими воззрениями герцога Франсуа де Ларошфуко, изложенными им в своем о сочинении "Размышления, или Моральные изречения и максимы" (1665) , в 1687 г. - с "Баснями Эзопа" в стихотворном переводе Лафонтена (1679). Она является одним из первых авторов английского текста Виппер Б.Р. Введение // Ренессанс. Барокко. Классицизм /
Отв. ред. Б.Р.Виппер, Т.Н.Ливанова. - М., 1966. - С. 10. о
История зарубежной литературы ХУЛ века / Под ред. 3,И,Шишкина. - М., 1987. - С. 241.
Turker J. The earlist English Translation of La Rochefoucauld's "Maximes" // MLN. - 1949. - V. 64. - P. 413-415. философского трактата Бернара де Фонтенеля "Беседы о множестве миров" (1686). Ее перевод вышел в 1688 г., т.е. спустя два года после публикации французского оригинала. В 1684 г. одно из лондонских издательств напечатало "Метаморфозы" Овидия, переложенные на английский язык А.Бен. Особое место в ее творчестве занимали драматические произведения. Из шестнадцати пьес, созданных ею, одиннадцать принадлежат к комедийному жанру, три являются трагикомедиями, одна - фарсом, одна - трагедией.
На протяжении более двух столетий в зарубежной критике сохранялось негативное отношение к драматургии А.Бен (А.Поуп, Дж.Кэвэ-но, Е.Бернбаум, С.Нейл). Между тем при жизни автора ее пьесы привлекали внимание современников. Талантливые комедиографы периода Реставрации Дж.Драйден, Т.Седли, У.Уичерли, Дж.Этеридж приняли ее в свой литературный круг, правда относились к ней как ко второразрядному автору. Оставляя за собой право на первенство, они, по всей вероятности, все же опасались "той вольности в письме, которую позволяла себе "несравненная Афра"^.
Эпоха Просвещения переосмыслила многое из того, что было достигнуто в предшествующее столетие. Просветительских классицистов отпугивала эротическая тематика в литературе периода Реставрации и, в частности, комедии. Призывая к социальной и нравственной гармонии, они порой были несправедливы к своим предшественникам. Известный драматург и публицист того времени Р.Стиль считал произведения английских драматургов 60-80-ых гг. ХУЛ в. "низкопробной халтурой", отличавшейся перегруженностью стиля, и среди порицаемых им р имен называл А.Бен # Знакомясь с пьесами миссис Бен, А.Поуп не без
1 Dryden J. The Works: In 18 v. - London, 1895. - V.18.-P. 166.
More P. A Bluestocking of the Restoration // The Nation. -1916. - N 103. - P. 299. иронии заметил, что их автор имела склонность укладывать всех героев в постель"'". Однако среди читателей она, определенно, пользовалась популярностью. Новеллы "несравненной Афры" появились в печати еще в 1698 г,, а в 1702 г. был издан сборник ее пьес. В 1724 г, вышел в свет четырехтомник драматических произведений "бесподобной миссис Бен", как значилось на обложке. На сценах лондонских театров почти до середины ХУШ в. с успехом шли ее комедия "Скиталец" ( "The Rover", 1677) и фарс "Император Луны" ( "The Еш-piore of the Moon", 1689).
В первой четверти XIX в. интерес к комедии Реставрации воскресили романтики Ч.Лэм, Л.Хант, В.Хэзлитт, В.Скотт. Последний, касаясь А.Бен, припомнил рассказ старой леди, которая в молодости зачитывалась ее книгами. Но, когда она, будучи уже в преклонном возрасте, вновь обратилась к ним, то была неприятно удивлена. Кажо дая строка ее любимицы - Афры дышала явной непристойностью .
В конце XIX столетия малым тиражом вышел шеститомник, включивший все, что было создано талантливой писательницей. Критики не упустили случая напомнить читателю о скандальной репутации автора. С этого времени имя А.Бен стало все чаще появляться в печати. Сведения о ней были зарегистрированы в "Критическом словаре английской литературы" (I859-I87I гг.). Основной упор в словарной статье делается на безнравственность произведений миссис Бен, содержание которых признается оскорбительным не только для представительниц женского пола, но и для всех носителей английского языка. Признавая мужество и независимость А«Бен, английская исследовательница Цит. по: Halsband R. Ladies of Letters in the 18th Centu -ry. - London: Los Angeles, 1972. - P. 271.
2 Scott W. The Life of Dryden // Dryden J. The Works. - Op. cit. - V. I. - P. 202. конца XIX в. Дж. Кэвэно обратила внимание на то, что резкость суждений и выражений писательницы заслонила ее талант и красоту языка ее произведений ^.
Англичанин Э.Бейкер был первым в XX столетии, кто проявил живой интерес к творчеству первой профессиональной писательницы Англии. В 1905 г« в серии "Полузабытые книги" ("Half-Forgotten Books") он опубликовал наиболее известные новеллы А,Бен0 В предисловии к изданию Э.Бейкер отметил, что ее произведения непростительно прео даны забвению а В 1915 г. М.Саммерс выпустил шеститомник, куда,помимо пьес и новелл, вошли стихи А.Бен и выполненные ею переводы.
Многие зарубежные литературоведы негативно отнеслись к росту популярности скандально известного автора. Сначала они обвинили ее в плагиате, затем вернулись к критике проблематики ее произведений. Полемика, касающаяся оценки творческого наследия и личности самой писательницы, длится по сей день. Ряд исследователей творчества миссис Бен, представители различных литературных школ и направлений, дают явно заниженную оценку ее писательскому труду. Дж.Сатерленд, например, относит драматургию А.Бен к "наивному, милому вздору" . С.Нейл делает основной упор на аморализм писательницы и ее произведений4. Дж.Веджвуд указывает на то, что А.Бен не обладает достаточным мастерством, а ее пьесы лишены серьезных идей и проб
1 Kavenagh J. English Women of Letters. - London, 1863. - P.7.
2 Baker E. The Introduction // Behn A. The Novels. - London, 1913. - P. 11.
-5 th
J Sutherland J. English Literature of the Late 17 Century.-Oxford, 1969. -P. 125.
4 Heil S. A Short History of English Hovel. - London, 1951.
P. 46. лем"^. Во многих работах зарубежных исследователей, отличающихся фрагментарностью и описательностью, представлен недостаточно глубокий анализ художественной формы и содержания произведений миссиз Бен. Однако такие известные ученые-литературоведы, как М.Даффи, С.Карлсон, ФоЛинк и др„ дают высокую оценку ее творческому наследию. По мнению Ч.Миша, крупнейшего специалиста по прозе периода
Реставрации, А.Бен занимает "первое место среди писателей-романис
2 Я тов ХУЛ Во" . В драматургии ее считают мастером комедии интриги .
С.Карлсон указывает на то, что в комедиях А.Бен присутствует элемент новизны в трактовке женских характеров, а также проблемы любви и брака, традиционной для английских пьес П-ой половины ХУЛ в.^ А.Горео утверждает, что в пьесах "несравненной Афры" четко прослеживается отношение драматурга к женскому вопросу. Ее героини борются за финансовую независимость от мужчин, за свободу выбора в браке. Исследовательница называет А„Бен "пионером женского движения к за эмансипацию".
О признании художественной ценности драматических произведений миссис Бен в последнее десятилетие свидетельствует тот факт, что ее пьесы постоянно переиздаются в Англии, а комедии "Скиталец" и "Счастливый случай" ( "The Lucky Chance" , 1686) начали свою но Wedgewood J. Seventeenth Century English Literature. - London, 1950. - P. 169.
2 Mish Ch. Bestsellers in the Seventeenth Century Fiction // PBS A. - 1953. - N 47. - P. 95.
3 Link P. Aphra Behn. - N.Y. , 1968. - P. 152. Carlson S. Women Comedy. - Michigan Univ. Press., 1991. -P. 127. к
Goreau A. The Reconstructing Aphra. - Oxford, 1981. - P. 3. вую сценическую жизнь в Шекспировском театре (1985)Интерес западню: литературоведов к творчеству А.Бен заметно усилился в связи с вниманием к женской проблематике в западно-европейской литературе. На одной из научных конференций по истории мировой литературы были прочитаны несколько докладов, посвященных роли А.Бен как драо матурга и писателя в движении английских женщин за свои права . В Англии создано общество А.Бен, о заседаниях которого сообщается в Q ведущих филологических журналах за рубежом .
Однако, несмотря на столь пристальный интерес к ее творчеству со стороны западных литературоведов, наличие многочисленных публикаций и исследований, остаются неразрешенными еще много спорных вопросов, касающихся драматургического наследия А.Бен. До сих пор не определены роль и место драматурга в становлении английской комедии Реставрации, не выявлены жаноровые особенности ее пьес, отсутствуют публикации, раскрывающие эстетические и этические основы ее творчества, отношения А.Бен с тогдашними литераторами. Неоднозначность оценки ее драматургии, а также недостаточная изученность перечисленных проблем открывают перспективу для их научной разработки,,
Актуальность данного исследования подтверждается также и тем, что в отечественном литературоведении творческое наследие драматурга почти не известно. Краткие сведения об А.Бен и ее произведениях содержатся в справочных изданиях. Обзорная статья о ее творчестве приведена в академической "Истории английской литературы", где она рассматривается прежде всего как "наиболее значительная романистка т
British National Bibliography. ~ London, 1986. - V". II.
2 PMLA, 1992. - U 1. - P. 2125.
3 Ibid. одна из самых колоритных фигур своего времени""'". В разделе
Комедия Реставрации" ее имя упоминается наряду с именами таких известных драматургов 60-80-х гг0 ХУЛ в., как Дж.Этеридж, У.Уичер2 ли и других зачинателей комедиографии этого периода . Мастерство
А.Бен как прозаика наиболее полно проанализировано в работах С.А, о
Ватченко „ Драматургический талант А„Бен отмечен лишь в ряде публикаций И0В0Ступникова, где особо выделен фарс "Император Луны", пользовавшийся наибольшей известностью в начале ХУШ в., наряду с фарсами Дж.Ванбру и К.СиббераЧ В "Театральной энциклопедии" в ста* тье об АвБен перечислены лишь некоторые из пьес драматурга и подчеркнута традиционность их проблематики . В "Истории Всемирной литературы" комедия Реставрации представлена именами таких художников слова, как Дж.Драйден, Дж.Этеридж, У.Уичерли, У.Конгрив, Дж. Ванбру и Дж.Фаркер. При этом А.Бен упоминается лишь в связи с ее романами "Оруноко" и "Лисидус", а также ее политической пьесой История английской литературы / Ред. М„П.Алексеев, Н.И.Ани-симов, АоК.Дживелегов и др.: В 3 т. - М.:Л., 19450 - Т. I. - Вып. 2с - С. 456.
2 Там же. - Со 251. о
Ватченко С.А. I) Особенности художественного метода Афры Бен в жанровых разновидностях "history" и "novel" // Автореф.канд. дисс«, - М., 1981. 2) У истоков английского антиколониалистского романа. - Киев, 1984. Ступников Й0В. Английский театр. Конец ХУЛ - начало ХУШ века. - Л., 1986, с
Театральная энциклопедия / Под ред. А.А.Александрова. - М., 1963. - Т. I. - С. 178<, т
Круглоголовые" ( "НоипсШеааву 1681) . Все эти факты подтверждают необходимость обращения к драматургии А.Бен, выявления ее роли и места в развитии английской драмы 60-80-ых гг. ХУЛ в.
В задачи диссертации входит; I) анализ драматического искусства Англии во 11-ой половине ХУЛ в. в контексте историко»литературной ситуации эпохи; 2) анализ драматургии А.Бен в связи с эволюцией ее идейных и литературно-эстетических взглядов; 3) исследование жан-рово-стилевой природы пьес драматурга, исходя из традиций и новаторства в английской и западноевропейской драме ХУЛ в.; 4) выявление роли и места драматургии А.Бен в становлении и эволюции комедиографии периода Реставрации и ее влияние на развитие просветительской комедии в Англии.
Научная новизна диссертации определяется тем, что она является первым на русском языке исследованием драматургии А.Бен, В диссертации подвергаются пересмотру некоторые устоявшиеся в отечественном литературоведении положения, несомненно влияющие на оценку английской драмы рассматриваемого периода и, прежде всего, жанровая специфика комедии 60-80 гг. ХУЛ в. и ее историко-литературные рамки.
В основу методологии исследования положен комплексный подход к изучению литературных процессов и произведений периода Реставрации, включающий в себя элементы конкретно-исторического и сравнительно-типологического анализа, позволяющего выявить традиции и новаторство драматургии А.Бен.
Научно-практическая значимость работы определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в общих курсах по
История всемирной литературы: В 9 т. - Т. 4 / Под ред. Ю.Б,Виппера, Д.С.Лихачева, П.А.Гринцера. - М., 1987. - С. 204. зарубежной литературе и в спецкурсах по истории английской литературы периода Реставрации. Представленные в работе факты жизни и творчества А.Бен могут быть включены в справочную литературу по истории английской драматургии.
Основные положения исследования были изложены в докладах, про' читанных на аспирантском семинаре при кафедре истории зарубежных литератур Санкт-Петербургского университета (1991), на Всесоюзной конференции "Актуальные проблемы литературы и культуры ХУЛ века" (Москва, 1990 г.), на Первой Всесоюзной конференции литературоведов-англистов (Москва, 1991), на Всероссийской межведомственной на учной конференции (Ижевск, 1991), а также в 5 публикациях^ объемом 1,5 п.л.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК
Мотивы "порок" и "успех" в творчестве Джона Ванбру2008 год, кандидат филологических наук Колесникова, Ольга Юрьевна
Концепт "провинция" в английской комедии нравов XVIII века: Дж. Фаркер, Дж. Аддисон, Г. Филдинг, О. Голдемит, Р.Б. Шеридан2007 год, кандидат филологических наук Боровлева, Марина Юрьевна
Драматургия Алена-Рене Лесажа от Великого века к веку Просвещения2002 год, кандидат филологических наук Красова, Ольга Владимировна
Эволюция комедии в творчестве Жана-Франсуа Реньяра1984 год, кандидат филологических наук Мурсалиева, Людмила Ивановна
Драматургия Бена Джонсона и ее место в английской литературе позднего Возрождения1983 год, доктор филологических наук Парфенов, Александр Тихонович
Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Плошкина, Наталия Сергеевна
Заключение
Драматическое творчество А.Бен неразрывно связано с эпохой Реставрации, развитием английского драматического искусства того времени, которое было обусловлено целым комплексом факторов, в том числе превалирующим влиянием на него вкусов аристократического зрителя.
Кризисный характер эпохи, проявивший себя во всех сферах жизни страны, определил своеобразие ее литературного процесса, сосуществование в противоборстве двух художественных систем классицизма и барокко. Теоретическое осмысление закономерностей их становления и функционирования в английской драме позволяет выявить ее национальную специфику: синтез классицистических, барочных и ре-нессансных элементов в драматических произведениях 60-80-ых гг. ХУЛ в.
Реставрация Стюартов обозначила новые пути развития английской драмы. Начало 60-ых гг. связано с переоценкой творческого наследия отечественных драматургов, которая главным образом, сводилась к переработке их пьес, согласно рафинированному вкусу английских аристократов.
Вместе с тем, отталкиваясь от богатого художественного опыта эпохи Ренессанса и используя лучшие традиции европейского искусства, драматурги оттачивали свое мастерство, которое обрело яркое воплощение в комедиях и трагедиях Дж.Драйдена, Дж.Этериджа, У.Уи-черли, Т.Шэдуэлла, А.Бен.
Особой популярностью у зрителя пользовалась комедия, поскольку в ней, как в зеркале, отражалась жизнь его современников. Существенным вопросом в понимании и объективной оценке позиции английской комедиографии того времени является вопрос определения ее историко-литературных границ. Комедия периода Реставрации совпадает с исторической эпохой и связана с аристократизацией английской драмы (1660-1688).
К 80-ым гг. сложилась теоретическая база комедии, которая постоянно трансформировалась под влиянием практической деятельности драматургов. Особое место в ее создании принадлежит Дж.Драйдену. Большинство драматургов и литературных критиков сформулировали свое понимание цели комедии: удовлетворять изысканный вкус театрального зрителя, следуя классицистическому принципу "подражания прекрасной природе". В конце 80-ых гг. художники слова особо подчеркивали воспитательную роль этого жанра и одновременно выступали за объективизацию действительности в ее ренессансной трактовке "держать зеркало перед природой",
В период Реставрации главными компонентами комедии считали действие, характеры и диалог. По преобладанию в пьесе того или иного компонента определялась ее жанровая разновидность. Анализ английской комедии 60-80-ых гг. ХУЛ в. на уровне жанровых разновидностей опровергает закрепившееся за ней в отечественном литературоведении определение как исключительно комедии нравов.
Идейно-содержательный уровень комедий определен любовной интригой, составляющей основус сюжета любой пьесы. Она обусловила обращение драматургов к проблемам "любви и брака", "отцов и детей", "социального противостояния", ставшими благодатной почвой для изображения тогдашнего быта и нравов английских аристократов.
Особое внимание в комедии отводилось остроумному диалогу, который предусматривал широкое использование средств метафорической образности, и прежде всего, сравнений и метафор. Значительное влияние на речевое оформление комедий оказало движение за реформу английского языка. При написании своих пьес комедиографы старались придерживаться концепции "декорума" в сочетании с эстетической категорией "меры". В комедиях периода Реставрации присутствуют как
- 219 барочные, так и классицистические сжатые метафоры и сравнения. Стилевой фон комедий менялся на протяжении всех трех десятилетий в соответствии со стилевыми исканиями в литературе, от барокко к классицизму. В конце 80-ых гг. в творчестве ряда драматургов, в том числе АЛ5ен, стало очевидным преобладающее влияние классицистических тенденций.
Процесс развития английской комедии эпохи Реставрации особенно ярко представлен драматургией А.Бен, одного из самых популярных комедиографов того времени. Анализ дошедших до нашего времени ее пьес, позволяет говорить о значительной роли А.Бен в истории драматического искусства Англии 60-80-ых гг. ХУЛ в. Наследуя традиции от своих предшественников и перенимая опыт своих современников, она отличалась от них необычайно чутким восприятием новых художественных тенденций. Творчески следуя лучшим образцам испанской и французской драмы, А.Бен вместе с тем твердо стояла на национальной почве. Ее пьесы отличаются национальной самобытностью, которая проявилась как в создании характеров, построении сюжета, так и в словесной и метрической организации текста. Драматические произведения художника представлены почти всеми жанрами и модификациями английской драмы периода Реставрации и отражают процесс ее эволюции от "романтической" трагикомедии в духе Бомонта и Глетчера до просветительской драмы, от комедии интриги к комедии нравов.
В своих пьесах драматург обращалась к целому ряду актуальных для того времени проблем, но рассматривала их в совершенно новом для ее эпохи ракурсе. Близость ее мировоззренческой позиции с ли-бертенами определила новаторский подход А.Бен к трактовке проблемы любви. Она различает любовь-сделку и свободное чувство, утверждая, что так называемые устроенные браки ничем не лучше проституции. Ее комедии показывают, что симпатии автора на стороне естественного чувства.
Центральное место в пьесах А.Бен занимает женский вопрос. Впервые в истории английской литературы ее героини отстаивают равенство полов в любви и их одинаковую ответственность за свои чувства. В посвящениях, прологах и эпилогах драматург выступает за равные права с мужчиной на профессиональную деятельность и образование. Все это позволяет говорить об А.Бен как о "пионере женского движения за эмансипацию в Англии""^, родоначальнике "женского" течения в английской литературе. Оценивая тот вклад, который внесла драматург в национальную литературу, В.Вульф отмечала, что художественные шедевры не рождаются сами по себе. Они - результат труда многих авторов, практического опыта тысячи людей Ф.Берни, Дж.Остен,
Дж. Элиот и многие английские писательницы "обязаны возложить цвер ты на могилу А.Бен" .
В пьесах А.Бен нашли отражение современные ей политические события и проблемы. В них достаточно отчетливо представлена позиция автора-роялиста, ее откровенные симпатии к правящей королевской династии. Придерживаясь католической доктрины о божественном происхож' дении власти короля, она отвергала любые выступления против монарха и призывала своих соотечественников к политическому миру и согласию.
В комедиях драматург разоблачала кажущееся благополучие "самодовольного века", обнажала те реальные, во многом трагические и неразрешимые противоречия, которые она видела в окружающей действительности. Насмехаясь и бичуя пороки своих персонажей и считая общество их главным источников, она следовала ренессансной концепции добродетельной человеческой природы. Однако роялистские симпатии
1 Goreau A. Op. cit. - Р. 3.
2 Woolf V. A Room of One's Own. - L., 1936. - P. 245. симпатии драматурга препятствовали проникновению в ее сознание идеи об общественном переустройстве. Герои А.Бен пытались противостоять шившим морально-нравственным канонам в рамках семьи, но еще были далеки от открытого конфликта с окружающим их миром.
Художественно-стилевые искания А.Бен во многом были связаны с ее эстетической позицией, которая не была постоянной, а изменялась в соответствии с новыми тенденциями в драматическом искусстве Англии в течение всего периода Реставрации. В начале своего творческого пути А.Бен отвергала приверженность классицистическим правилам единств в драме и выступала за свободу творческого процесса, считая главным литературным авторитетом Шекспира, строго следовавшего, как писала драматург в "Обращении к читателю", ренессансному принципу" подражания природе". При этом главную задачу комедии она видела в том, чтобы доставлять удовольствие зрителю и не принимала принципа дидактической заданности драматического искусства, на котором настаивали Т.Шэдуэлл, а позднее У.Конгрив, Дж.Ваибру и Дж.Фаркер. К середине 80-ых гг. ее эстетические взгляды заметно трансформировались под влиянием новых требований со стороны театрального зрителя. Она приняла воспитательную роль комедии и правила трех единств.
Эстетические взгляды драматурга нашли непосредственное отражение в ее пьесах, художественная форма которых не поддается однозначному определению. Ее ранние драматические произведения имеют ярко выраженную барочную направленность как в плане композиции, развития характеров, так и в словесной и метрической организации текста. В зрелых комедиях А.Бен ("Скиталец", "Куртизанки ~притворщицы", "Городской щеголь", "Сэр Мнимый больной") очевидно смешение барочных и классицистических элементов, приверженность драматурга драйденов-ской концепции остроумия. Несомненно большое влияние на нее оказало движение за реформу английского языка, определившее ее выбор средств метафорической образности, В последних пьесах А.Бен ("Фальшивый граф", "Счастливый случай") наблюдается трансформация художественной формы в сторону классицизма.
Анализ драматургии А.Бен подтверждает жизнеспособность ее пьес для эпохи Просвещения. С комедиографами раннего Просвещения У.Кон-гривом, Дж.Ванбру, Дж.Фаркером драматурга объединяет отчетливо выраженное нравоучительное начало ее последних пьес, концентрация внимания на характерах героев, психологии их поведения. Главные персонажи А.Бен уже не походят на светских щеголей-остроумцев. Отличительными особенностяг® характера ее героев становятся: активная жизненная позиция, деловитость, рассудительность, в сочетании со скромностью и душевной теплотой. Вместе с тем мастерство интриги, меткость и блестящее остроумие реплик V персонажей, а также обилие бытовых деталей, являющихся типичными признаками ее комедий, в полной мере проявились в драматургии О.Голдсмита, Г.Филдинга, Р»Шеридана, во многом следовавших традициям комедиографии эпохи Реставрации. С просветителями А.Бен объединяет необычайное для ее времени понимание душевного мира простого человека: куртизанки Анжелики ("Скиталец" I ч.) и вдовы Рэтнер ("Вдова Рэтнер"), искреннее сочувствие своим героям и, в особенности, женским персонажам. Проведенное исследование драматургии А.Бен показывает, что сохраняя связь с литературным процессом ХУП в., она в то же время наметила пути в будущее. Многие черты ее творчества получили подлинное развитие лишь в эпоху Просвещения. Все это позволяет говорить об А.Бен как о значительном художнике своего времени.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Плошкина, Наталия Сергеевна, 1993 год
1. Публикации текстов на русском языке
2. Бомонт Ф., Флетчер Дж. Пьесы / • Под ред. А.А.Аникста:1. В 2 т. м., 1965.
3. Ванбру Дж. Неисправимый, или Добродетель в опасности. -М., 1975.
4. Джонсон Б. Пьесы / Под ред. А.Смирнова. Л., М., i960.
5. Конгрив У. Комедии / Отв. ред. А.А.Аникст. М., 1977.
6. Отвей Т. Возмущение против Венеции. СПб., 1764.
7. Уичерли У. Деревенская жена. м. 1981.
8. Уичерли У. Прямодушный. М., 1968.
9. Фаркер Дж. Комедии. М., 1973.
10. Шекспир У. Собр. соч.: В 8 т. М., 1957.
11. Этеридж Дж. Комическое мщение, или Любовь в бочке. М.,1975.
12. П. Научная и критическая литература на русском языке
13. Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1974.
14. Аксенов И.А. Елизаветинцы. М., 1938.
15. Английская буржуазная революция ХУЛ в. /Под ред. ЕД.Кос-минского: В 2 т. М., 1954.
16. Аникин Г.В., Михальская H.H. История английской литературы. М., 1985.
17. Аникст А. История английской литературы. М., 1956,
18. Аникст А. Оценка Шекспира английской критикой второй половины ХУП в. // Классицистическое искусство Запада. М., 1973.1. С. I49-I7I.
19. Аникст А. Современники Шекспира // Современники Шекспира: В 2 т. М., 1959.
20. Аникст А. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе и театре Западной Европы // Ренессанс, барокко, классицизм. М,,1966.
21. Аникст А. Творчество Шекспира, М., 1963„
22. Аникст А» Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М,,1967.
23. Аристотель. Об искусстве поэзии, М«, 1957,
24. Бартошевич А.В. Комедия предшественников Шекспира // Шекспировский сборник, М,, 1985,32, Бахмутский В,Я, На рубеже двух веков // Спор о древних и новых, М,, 1985,
25. Бахтин М.М, Вопросы литературы и эстетики, М., 1975,34, Березкина В. Из истории жанра эссе в английской литературе ХУЛ в. // Философские науки. 1984, - № 6, - С. 16-20,35. Библия. Петроград, I9I7,
26. Борев Ю. О комическом. М., 1957*
27. Бояджиев Г.В. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия, Испания, Англия. Л., 1973.
28. Бояджиев Г.Н. Искусство классицизма // Вопросы литературы. 1965. - № 10.
29. Бояджиев Г.На Комедии итальянского Возрождения // Комедии итальянского Возрождения. М9, 1965.
30. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1988.
31. Быховский Б.Э. Гассенди. М., 1974.
32. Бэкон Ф. Новый Органон. Л., 1935.
33. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Фрэнсис Бэкон. Соч.: В 2 т. Т. I. - М., 1977.44„ Ватченко С.А. У истоков английского антиколониалистского романа. Киев, 1984.
34. Ватченко СвАс Особенности художественного метода Афры Бен в жанровых разновидностях "history" и "novel" / Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1980.
35. Верховский Н.П„ Шекспир в европейских литературах // Шекспир. М.-Л., 1939.
36. Вейш Я„Я. Религия и церковь в Англии. М., 1976.
37. Виппер Ю.Бо 0 "семнадцатом веке" как особой эпохе в истории западноевропейских литератур // ХУЛ век в мировом литературном развитии /Под ред. Ю.Б.Виппера. М., 1969.
38. Виппер Ю.Б., Самарин P.M. Курс лекций по истории зарубежных литератур ХУЛ века. М,, 19540
39. Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1991.
40. Волков И.Фв Творческие методы и художественные системы. -М., 1978.
41. Гоббс Т. Левиафан. М., 1991.
42. Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко и его теоретики // ХУЛ век в мировом литературном развитии. М., 1963.
43. Горбунов А.Н. Драматургия младших современников Шекспира // Младшие современники Шекспира. М., МГУ* 1986.
44. Грасиан Б. Остроумие, или Искусство изощренного ума // Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977.-С. 200-222.
45. Грин Д.В. Краткая история английского народа. М., 1898.
46. Джонсон Бен. Заметки // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. - С. 175-186.
47. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Л.,1979.
48. Жирмунский В.М, Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -Л., 1977.
49. Зонина Н.В. Английская драма первой половины ХУЛ в. (к проблеме взаимовлияний народного и придворного искусств) // Вестник Ленинградского Университета. 1989. Сер. 2. - Вып. 2. - Р 9,
50. Зонина Н.В. Творчество Ричарда Брума и пути развития английской комедии 1620-30 гг. / Автореф. канд. дисс* Л., 1991.
51. История английской литературы/ Ред. М.П.Алексеев, Й.И.Ани-симов, А.К.Дживелегов и др.: В 3 т. М.:Л., 1945. - Т. I. - Вшь 2.
52. История всемирной литературы: В 9 т. Т. I. /Под ред. Ю^Б.Виппера, Д.С.Лихачева, П.А.Гринцера. - М., 1987.
53. История западноевропейского театра / Под ред. С.С.Мокуль-ского. М., 1956,
54. История зарубежной литературы ХУП века / Под ред. З.й. Плавскина. М., 1978.
55. Историческая поэтика /Под редв М.В.Храпченко. М., 1986.
56. Козлова Н.П» Ранний европейский классицизм (ХУ1-ХУП вв.) // Литературные манифесты западноевропейских классицистов / Под ред. Н.П.Козловой. М., 1980.
57. Кадышев В, Расин, М., 1990.
58. Кожевников М.В. Система жанров в творчестве Джозефа Адди-сона / Автореф. дисс. канд. филол, наук. М,, 1991,
59. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. Л», 1987.
60. Конгрив Ув 0 юморе в комедии // У.Конгрив, Комедии /Под ред. А.А.Аникста. М., 1977. - С, 285-292.
61. Лабутина Т. л* Политическая борьба в Англии в период Реставрации Стюартов 1660-1681. М,, 1982.
62. Лейдерман Н.Л. "Поэтика" Аристотеля и некоторые вопросы теории жанра // Проблемы жанра в зарубежной литературе. Вып. I,-Свердловск, 1976. - С. 5-32.
63. Литературные манифесты западноевропейских классицистов / Отв. ред. Н.П.Козлова. М., 1980.
64. Лихачев Д.С. Барокко и его русский вариант ХУЛ в. // Русская литература ХУП в. 1969. - № 2.
65. Лихачев Д.С. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах // Развитие русской литературы ХУП в. М., 1973.
66. Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л., 1982.
67. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. И«, 1982.
68. Лосев А.Ф., Шестаков В,П. История эстетических категорий. М., 1965.
69. Лукреций. О природе вещей. М», 1983.
70. Миклашевский К. Театр итальянских комедиантов. Петроград, 1914.
71. Михед Т.В. Жанрово-стилевое своеобразие драматургии Томаса Отвея / Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1987.
72. Морозов А.А., Софронова JI.A. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко. Историко-литературные проблемы эпохи. М., 1979.
73. Мортон А.Л. История Англии. М., 1950.
74. Нарский Н.С. Западноевропейская философия 17 века. М.,1974о
75. Новая история. Первый период / Под ред. И.П.Юровского. -М., 1983.
76. Парамонова Т.И. Английская литература ХУЛ века. Ашхабад,1973.
77. Парфенов А.Г. Кристофер Марло. М., 1964.
78. Плавскин З.И. Золотой век испанской национальной драмы // Испанская классическая комедия / Сост. А.М.Косс. Л., 1991.
79. Плавскин З.И. Испанская литература ХУП-Х1Х веков. М.,1978.
80. Решетов В.Г. Английская литературная теория ХУП века. -Свердловск, 1987.
81. Решетов В.Г. Джон Драйден и становление английской литературной критики ХУ1-ХУП веков / Автореф. дисс. докт. филол. наук. -М., 1989о
82. Сен-Симон Л. Мемуары: В 2 т. Т. I. - Academia, 1934.
83. Сидорченко Л.В. Александр Поуп: в поисках идеала. Л., ЛГУ. 1987.
84. Сидорченко Л.В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти ХУШ века. СПб., 1992.
85. Сидорченко Л.В. Дж.Драйден в полемике о классическом наследии в Англии конца ХУП-начала ХУШ вв. // Вестник ЛГУ. 1987. -№ 2. - С. 23-26.
86. Сидорченко JI.В. Творчество Александра Поупа и формирование английского просветительского классицизма конца ХУЛ первой четверти ХУШ вв. / Автореф. дисс. докт. филол. наук. - Л., 1988.
87. Смирнов A.A. Из истории западноевропейской литературы. -Мл.-Л., 1965.
88. Смирницкий А.И. История английского языка. М., 1965.
89. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. М.: МГУ, 1988.
90. Стороженко Н. Предшественники Шекспира. СПб., 1872.
91. Ступников И.В. Английский театр. Конец ХУП начало ХУШ века. - Л., 1986.
92. Ступников И.В. Комедиография английской сцены конца ХУП-начала ХУШ в. / Автореф. дисс. докт. искусствоведения. Л., 1981.
93. Ступников И.В. Как в зеркале отразили свой век // Английская комедия ХУП-ХУШ веков. Антология / Сост. И.В.Ступников. М., 1989.
94. Субботин А,Л. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. I. - М., 1977. - С, 3-45.
95. Тайц И.Ф. Женские характеры в комедии Шекспира 90-ых годов // Проблема характера в литературе зарубежных стран. Свердловск, 1988. - С. 3-13.
96. Театральная энциклопедия: В 10 т. /Под ред. А.А.Александрова. М., 1963. - Т. I.
97. Томашевский Н. Театр Кальдерона // Кальдерон П. Пьесы: В 2 т. М., 1961. - Т. I. - С. 3-14.
98. Тревельян Д.М. Социальные истории Англии. М., 1959.
99. НО. Тэн И. История английской литературы. СПб., 1887.
100. Философия эпохи ранних буржуазных революций / Под ред. Т.И.Озермана. М., 1983.
101. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: В 2 т. М.,1913. Т. 2.
102. Хазлиев В. Драма как род литературы. М., 1986.
103. Хаустов Н.Г. К вопросу о жанре трагикомедии // Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1982.
104. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. М.,1953.
105. Чебышев А.А. Очерки истории европейской драмы. СПб.,1987.
106. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.
107. Ярхо В.В. У истоков европейской комедии. М., 1979.
108. Ярцева В.Н. Развитие национального литературного языка. М., 1969.
109. Ш. Публикации текстов на английском языке
110. Вelm. A. All the Histories and Novels: In 2 v. L., 1705.
111. Behn A. The Histories and Novels: In 2 v. L., 1735.
112. Behn A. The Novels with an Introduction by E.A.Baker. -L. , 1905.
113. Behn A. The Plays, Histories and Novels: In 6 v. Lon-ion: Pearson, 1987.
114. Behn A. Selected Writtings. N.Y., 1950.
115. Behn A. The Works: In 6 v. /Ed. by M.Summers. L.,1915.
116. Congreve W. The Works: In 2 v. L. , 1719127. Crown J. Comedies. - L. , 1984.
117. Dryden J. The Works: In 18 v. L. , 1956.
118. Parquhar J. Dramatic Works: In 2 v. / Ed. by C.Alex. -j. , 1892.
119. Shadwell Т. Plays. L., 1720.
120. Shirley -T. The ^rama Works and Poems: In 6 v. L. ,1833.
121. Vanbrugh J. Plays: In 2 v. L. , 1734.
122. Wycherley W. The Complete Plays / Ed. by W.C.Ward. -L. , 1949.1У, Научная и критическая литература на иностранныхязыкахь +ъ
123. Atkins J.W. English Literary Criticism 17 and 18 Centuries. U.Y.: L., 1951.
124. Avery E.L., Scouten A.H. The London Stage 1600-1700. -Southern Illinois Univ. Press, 1968.
125. Baker D.E. , Reed I., Jones S. Biographia ^ramatica: In 2 v. L. , 1782.
126. Baker E.A. The Introduction // Behn A. The Novels. L. , 1913. - P. 3-16.
127. Baker H.B. The London Stage in History and Traditions from 1576-1888: In 2 v. L., 1889.
128. Barret Q.G. Plot, Characterization and Theme in the Plays of Aphra Behn. Unpub. doc. Diss. // da. Univ. of Pennsylvania, 1966. - V. 26.
129. Batten Ch.L. The Source of A.Behn*s The Widow Ranter // RE^TR. 1934. - P. 12-18.
130. Beljame A. Men of Letters and the English Public in the Eighteenth Century 1660-1744. L., 1897.
131. Bentley G. The Jacobian and Caroline Stage: In 5 v. -L. , 1946.
132. Bentley G. Shakespear and Jonson. Univ. of Chicago,144* Bernuaum E. The Drama of Sensibility. Cambridge; Harvard Univ. Press , 1925.145» Bernbaum E. Mrs Behn's Biography a Fiction // PMLA. -1913. № 28. - P. 432-52.
133. Blackmore R. Prefaceto Prince Arthur // Critical Essays of the Seventeenth Century / Ed. by J.E.Spingarn. Bloomington, 1957. - V. 3.
134. Boker . Sir Walter Ralegh, Daniel Defoe und die Namen-gebung in A.Behn's Oroonoko // Anglia 1972. - V. 90. - № 1. -P. 92-104.
135. Booth C. The Self-Conscious Narrator in Comic Miction // PMLA. 1952. - № 67.
136. Boswell E. The Restoration Court Stage. Camb.9, 1932.
137. Bridges A. The British Theatre. L., 1944.
138. Brome R. The Dramatic Works: 3 v. / Ed. by J.Pearson. -L. , 1876. V. 2.
139. Brown L. English Dramatic Form. New Haven; L.: Jale Univ. Press, 1981.
140. Bruce D. Topics of Restoration Comedy. L., 1974.154. ^ryant A. The Letters, Speeches and Declarations of King Charles. L., 1935.
141. Bryant J. The England of Charles. N.Y., 1973.
142. Bunnett R.E. A Bibliographical correction. Note on the Emperor of the Moon // RES. 1927. - V. 3. - P. 451.
143. Burnet G. Bishop Burnet's History of His Own Time: 4 v. L. , 1818. - V. 1.
144. Bunyan J. The Pilgrim»s Progress. N.Y., 1969.
145. Cambridge History of English Literature: 15 v. /Ed. A.W. ferd, A.R.Waller. V. 8.
146. Cameron W.J., George Granville and the Remaines of A.Behn ,// N & Q. 1959. - V. CCIV. - P. 142-144.
147. Cameron W.J. New Light on Aphra Behn // N & Q. 1959. -7. CCIV. - P. 88-92.
148. Canfield D. Corneile and Racine in England. N.Y. , 1900.
149. Carlson S. Women Comedy. Michigan Univ. Press. - 1991.
150. Cibber C. An Apology. L., 1740.
151. Clarendon. English & American Memoires. N.Y.:L., 1901.
152. Clarendon P. The History of Great Rebellion. L., 1967.
153. Clark G. The Later Stuarts. Oxford, 1947.
154. Clumes A. The British Theatre. N.Y. , 1967.
155. Collier J. A Short View of the Immorality and Profaneness of the English Stage // Critical Essays of the Seventeenth Century /Ed. by J.E.Spingarn. Bloomington, 1957. - V. 3.
156. Congreve W. The Double Dealer. Dedication // The Works: 2 v. V. 1. - L., 1719.
157. Cruss E. Mrs Behn's Character // N & Q. V. 11. - Ser. 2. - P. 201-202.
158. Cumberland R. The British Drama: 13 v. L., 1817.
159. Day R.A. A.Behn's First Biography // Studies in Bibliography. 1965. - V. XXII. - P. 227-40.th
160. Delany P. British Autobiography in the 17 Century. L.,1969.
161. Dobree B. Restoration Comedy. Oxford, 1924.
162. Dobree B. Restoration Tragedy. Oxford, 1929.
163. Donolson J. The World Upside Down: Comedy from Jonson to fielding. Oxford, 1970.
164. Dowries J. Roscious Anglicanus. L. , 1708.
165. Dryden J. ^he Works: 18 v. /Ed. by W. "cott. L. , 1895.
166. Dudos P. Aphra Behn, la George Sand de la Restauration // RLY. 1954. - № 4. - P. 439-451.
167. Duffy M. The Passionate Shepherdess. L. , 1977.
168. Dutton G. Theory and Practice in English Tr.agedy 16501700 // ES. 1915-1916. - V. XLIX. - P. 136-142.
169. Ellehauge M. The English Restoration Drama. Copenhagen, 1933.
170. Essays in English Literature of the Classical Period presented to Dougald MacMillan /Ed. by D.W.Patterson // SP. -1967. № 4.
171. Evelyn J. The Diary (1641-1706): In 2 v. /Ed. by B.Bray. L. , 1918.
172. Ewald A. The Life and the Times of Prince Charles. -L. , 1883.
173. Farquhar J. A Discourse upon Comedy in Reference to the English Stage// Clark B.H. European Theories of Drama. N.Y.:L., 1930.
174. Feibleman J. In Praise of Comedy: A Study in its Theory and Practice. N.Y., 1939.
175. Flecknoe J. The Discourse of the English Stage // The Critical Essays of the 17th Century /Ed. by J.E.Spingarn. V. 2.
176. From Dryden to Jonson /Ed. by R.Ford. Pelican Guide to English Literature. - 1957. - V. 4.
177. Fjumora T. The Man of Mode as a Comedy of Wit. Princeton, 1952.
178. Goreau A. The Reconstructing Aphra. Oxf. 1981.
179. Genest J. Some Account of the English Stage 1660-1830: In 10 v. / Ed. by H.E. Garrington. L. , 1832. - V. 1.
180. Gildon Ch. The Account of the Life of the Incomparable Mrs Behn // Behn A. The Younger Brother. L., 1696. - P. 3-17.
181. Gilder R. Aphra Behn: England first professional woman playwright // Theatre Arts. 1928. - № 12. - P. 397-409«
182. Giles J. The Poetical Register: 2 v. L., 1733.
183. Gosse E. Mrs Behn // Athenaeum. 1984. - V. 2. - P. 304.
184. Graham C.B. An Echo of Jonson in A.Behn's Sir Patient Fancy // MLN. 1938. - V. LIII. - P. 278-279.
185. Grierson H.J. Cross Currents in English Literature of theth
186. Century. L.: Penguin Books, 1966.
187. Hahn E. Aphra Behn. L., 1958.
188. Hamelius P. The Source of Southern's Fatal Marriage // MLR. 1909. - V. IV. - P. 352.
189. Hamilton G. English and American Memoires. N.Y.:L.,1901.
190. Harbage A. Thomas Killigrew Cavalier Dramatist. Philadelphia, 1930.
191. Hargreaves H. The Case of Mrs. Behn // U & Q. 1962. -7. 9. - № 16. - P. 203-205.
192. Hartman C. Charles and Madam. L. , 1934.
193. Harris B. A.Behn's Bajazet to Gloriana // TLS. 1933. -Ei° 9. - P. 92.
194. Heilman R.B. The Way of the World. Comedy and Society. Seatle:L., 1978.th
195. Heisband R. Ladies of Letters in the 18" Century. L.: Los Angeles, 1972.
196. Hill R.M. Aphra Behn's use of Setting // MLA. 1946.1. V. 7. P. 189-203.
197. Hoicombe I. Mrs A.^ehn Biography // N & Q. L. . 1936.- S. 8. V. 1. - P. 45.
198. Holland. N. The Way of the World // Restoration and Eighteen Century Comedy / Ed. by W.Scott. N.Y., 1984. - P. 528542.
199. Hughes L., Scouten A. Ten English Farces. Austin: Univ. of Texas Press, 1948.
200. Hume R. The Development of Einglish Drama in the Late 17 Century. Oxf. , 1977.
201. Jackson A. Restoration Scenery 1656-1680. // Restoration and the Eighteenth Century Theatre Research. 1964. - V. 3. -№ 2. - P. 136-138.
202. Jones R.F. The Seventeenth Century. L. , 1969.
203. Kavenagh J. English Women of Letters. L. , 1863.
204. Kerr W. Tragedy and Comedy. N.Y., 1967.
205. Knight L.C. Restoration Comedy. The Reality and the Myth // Restoration and 18 Century Comedy /Ed. by W.Scott.1. P. 494-502.
206. Knight G. The Weel of Fire. L. , 1949.
207. Knight L. Explorations. Essays in Criticism. L. , 1946.
208. Ithuriel . Behn. Petitions // N & Q. Ser. 2. - V. 8.- P. 265.
209. Langhans E.A. Three early 18 Century Prompt Books // Theatre Notebook. - 1966. - № 20. - P. 43.
210. Lanier H.W. The First English Actresses. N.Y., 1930.
211. Lauter P. Theories of Comedy. N.Y., 1964.
212. Link F. Aphra Behn. N.Y. , 1968.
213. Literary Criticism of the 17th Century England / Ed, by1. E.W.Taylor. N.Y., 1967.227* Loftis J. Restoration Drama // Modern Essays in Critic. -N.Y. , 1966. P. 89-91.
214. MacCarthy B. Women Writers. Their Contribution to the English Novel . Oxford, 1946.
215. Mackerness J. A Social History of English Music. L. ,1964.
216. Malekin P. Liberty and Love. Hutchinson, 1981.
217. Mathews E. Montfleury's Ecole des Jaloux and Aphra Behn's. The False Count // MM. 1939« - № 54. - P. 438-439.
218. Mazzeo J. Reason and Imagination. N.Y., 1962.
219. Meinde V. Sir J.Etheredge sein Leben, sein Zeit und sein Dramen. Wien:Leipzig, 1901.234« Mignon E. Grabbed Age and Youth. Durham: Duke Univ. Press., 1947.
220. Milhous J. Review of the Book: Brown L. English Dramatic Form // JEGP. 1982. - 4- - P. 13-151. Vi
221. Miner E.R. 17 Century Imagery. Univ. of Calif., 1971.
222. Miner E. Stuart and Georgian Moments. Univ. of Calif. , 1972. - V. XXIV.
223. Miner E. The Restoration Mode from Milton to Dryden. -Princeton Univ. Press., 1-74.
224. Mish Ch. Bestsellers in the Seventeenth Century Fiction // PBSA. 1953. - № 47. - P. 47-48.
225. Mizener A. Poems by Mrs Behn // TLS. 1937. - 8. -P. 364241. Mizener A. To the Memory of Buckingham // TLS. - 1937.fl° 8. P. 364
226. More P. A Bluestocking of the Restoration // The Nation. 1916. - № 103. - P. 299.
227. Mundy P. Aphra Behn // N & Q. 1955. - V. CC. - P. 456-457.
228. Mundy P. Aphra Behn Novelists and Dramatist // N & Q.- 1954. V. CXCIX. - P. 199-201.
229. Neil S. A Short History of English Novel. L. , 1951.
230. Nicoll A. Restoration Drama / A History of English Drama 1660-1900: In 3 v. Carnb., 1955. - V. 1.
231. Nicoll A. Stuart Masques and the Renaissance Stage. -L. , 1937.
232. Nicoll A. The World of Harlequin. Cambr., 1976.
233. Noyes R. Ben Jonson on the English Stage // Harvard Studies in English. 1935. - V. 17. - № 8. - P. 35.
234. Olson E. The Theory of Comedy. L., 1968.
235. Palmer J. The Comedy of Manners // Restoration and English 18th Century Comedy / Ed. by W.Scott. N.Y., 1984. - P. 484492.
236. Pepys S. The Diary: 3 v. /Ed. withan Introduction by J.Warrington. L.:N.Y., 1970. - V. 1.
237. Piatt H. Astrea und Celadon // PMLA. 1934. - V. XLIX.- P. 544-549.
238. Pfitzner K. Die Auslandertypen in English Drama der Restauration Zeit. Breslau, 1931.
239. Poetry and Drama 1570-1700 /Ed. by A.Coleman. L.aN.Y.,1981.
240. Powell J. G.Etherege and the Form of Comedy // Restoration and English 18th Century Comedy /Ed. by W.Scott. N.Y. , 1984.
241. Purvis A. Mrs Behn // Amateur Historian. 1953-54. -№ 9. - P. 53-54.
242. Rainsaran J.A. Oroonoko. The Study of the Factual Elements // U & Q, 1960. - № 4. - P. 142-145.
243. Rapin's Whole Critical Works, newly translated into English by several Hands: 2 v. L., 1706.
244. Riedel 0. Dryden's Influence on Dramatic Literature. -Crossen, 1868.
245. Rosenbaum S.P. English Literature and British Philosophy. Univ. of Chicago, 1971.
246. Rothstein E. Restoration Tragedy. L., 1967.
247. Sackville-West V. The Incomparable Astrea. N.Y.: Viking Press, 1928.
248. Sasek L. The Literary Temper of English Puritans. -Baton Rough, 1961.
249. Scott W. The Life of Dryden // Dryden J. The Works: In 18 v. L. , 1956. - V. 1.
250. Scouten A. Notes on Restoration Comedy // PQ. 1966.-№ 45. - P. 69.
251. Selections from Clarendon / Ed. G.Huehns. L., 1852.
252. Shadwell T. Preface to the Sullen Lovers // Critical Essays of the Seventeenth Century. V. 2.
253. Shea P. A.Behn and Pope on Wit // N & Q. 1975. -V. 22. - № 1. - P. 13.
254. Shulman J. An Ovidian Echo in Behn's The Rover // N & Q. 1984. - V. 3. - NG 3. - P. 136.
255. Siegel P.A. A.Behns Gedichte und Prosawerke // Anglia.- 1902. V. 25. - P. 86-128.
256. Smith J.H. Shadwell, the Ladies and the Change in Comedy // MP. 1948-49. - V. XLVI. - P. 86.273» Sola Pinto. Birthplace and Parantage of A.Behn // YWES. 1955. - V. 36. - P. 171-172.
257. Spencer J. Feminism in 18 Century England // H & Q. -1984. № 1. - P. 130-131.
258. Sorbiere S. Relation d'un Voyage en Angleterere. Paris, 1664.
259. Sorelius G. The Giant Race before the Flood. Uppsala: Studia Anglistica Unsaliensia, 1966.
260. Southhall R. Literature and the Rise of Capitalism -L. , 1973.
261. Stoll E. The Real Society in Restoration Comedy // MLU. 1943. - V. LIU. - P. 136-140.
262. Stone L. The Family, Sex and Marriage in England 15001800. L., 1979.
263. Summer M. A.Behn and Montfleury // MLN. 1997. -V. LVI. - P. 562.
264. Summer M. The Restoration Theatre. 1. , 1934.
265. Twelve Centuries of English Poetry and Prose. H.Y. ,1928.
266. Van Lennep W. Two Restoration Comedies // T.L.S. -1939. № 28. - P. 36-37.
267. Wedgewood G. Seventeenth Century English Literature. -L. , 1950.
268. Weide E. Henry Fielding und die Restaurations Komidie // Dichtung Word und Sprache. Hamburg, 1947. - Bd. 10. - S. 4850.
269. Wein J. Restoration Comedy and Modern Critics // Essay in Criticism. 1956. - № 4. - P. 15-17.
270. Westerfrolke H. Englishe Kaffehauser. Jena, 1924.
271. Whiting G, Political Satire on London Stage. 16801683. N.Y., 1976.
272. Wheatley K. Racine and English Classicism. Austin Univ. Press., 1956.
273. Wilcox M. The Relation of Moliere to Restoration Comedy. Columb. Univ. Press, 1938.
274. Wiley N. Rare Prologues and Epilogues 1642-1700. -L., 1940.
275. Wilson J.H. The Influence of Beaumont und Fletcher on the Restoration Drama. Ohio Univ. Press, 1928.
276. Witmer A. A.Behns Strange Hews from Virginia // Lib. Chron. 1968. - № 34. - P. 40.
277. Woodcock G. The Incomparable Aphra. L., 1949.
278. Zimbardo R. The Country Wife as a Satire // The Restoration and the Eighteenth Century Comedy / Ed. by W.Scott. -U.Y. 1984.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.