Модус арабской ментальности как фактор восстановления исламской этнокультурной традиции: историко-культурологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Аднан Амер

  • Аднан Амер
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Липецк
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 173
Аднан Амер. Модус арабской ментальности как фактор восстановления исламской этнокультурной традиции: историко-культурологический аспект: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Липецк. 2007. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Аднан Амер

Введение С.З

Глава 1. Генезис этнокультурной специфики арабского С. общества Палестины

§1 Этнокультурные и исторические условия формирования ментальности арабов Палестины

§2 Этническая специфика арабо-израильского С. общества в 1948 - 1967 гг.

§3 Состояние духовной культуры арабского С. населения Израиля до 1967г.

Глава 11. Основные характеристики «исламского С. оживления» и формирование новой исламской ментальности»

§1 «Этнокультурные причины «исламского оживления»

§2 «Условия формирования новой исламской С. ментальности во второй половине XX века»

§3 «Национальная самоидентификация и С. формирование новой исламской ментальности»

§4 «Новая исламская ментальность по данным С. социологических опросов»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Модус арабской ментальности как фактор восстановления исламской этнокультурной традиции: историко-культурологический аспект»

Восстановление модуса арабской ментальности как фактора возрождения исламской этнокультурной традиции становится важной причиной исследования духовных основ развития социума, определяя его поступательное развитие. Ментальная этнокультурная традиция отражает поведенческие аспекты, свидетельствует о внутреннем мире, обычаях, нормах и ценностях различных социумов. Особенно важным этот процесс становится при изучении национальных обществ-диаспор, расположенных внутри территорий других стран. Сохранение картины культурного мира со всей совокупностью его составляющих: языка, обычаев, религиозных ценностей, ритуалов и др., становятся органичной частью как традиционных, так и модернизировавшихся обществ. При этом исследование ментального пласта позволяет одновременно зафиксировать триединство его состояния: прошлого, настоящего и будущего, сделав достаточно точный прогноз нового качественного состояния менталитета.

Важность подобного исследования заключается и в том, что направленность восточного менталитета определила поведенческие особенности государств, внутригосударственных диаспор, этнических групп. Бурное распространение ислама (около 1,5 милллардов чел.), социальные условия милитаризации стали причиной трансформации исламской ментальности. Обусловленность слиянием ментальности и религии привели к тому, что ислам провозглашен в значительном числе развивающихся стран официальной идеологией, закреплен в конституциях, декларирующих верность законам шариата, религиозное мусульманское образование. Тесное влияние ислама как целостной религиозной системы претендует на всеобъемлющее регулирование всех сторон жизнедеятельности мусульман, универсальную религию, содержащую ответы на все вопросы бытия, формируя конкретные ментальные установки и трансформируя через них картину восприятия окружающего мира. Базируясь на исторически сложившихся и закрепленных в социуме представлений об исламской целостности религии и политики, духовного и светского, ритуалов, обрядов и образа жизни мусульман в целом создает мощный ментальный строй, который сложно поколебать окружающим нововведениям.

Одновременно с этим, война 1948-1949 г.г. привела к растерянности и дезориентации арабского населения, усиленного подавлением националистических настроений, нивелирование палестинского и культивирование израильского гражданского самосознания - все это стало отличительными чертами ментальных колебаний и проникновений в них иных социокультурных установок. Колебание и смена ментальных установок, естественно негативно воздействует на стабильности и устойчивости этнокультурной самоидентификации, что требует рассмотрение ее причин, темпоральных периодов, возможности восстановления в новых условиях, обретения утраченной целостности духовного мира. Это приводит к актуализации изучения изменений традиционной исламской ментальности и направлений формирования нового вектора менталитета арабов Израиля во второй половине XX века.

Степень научной разработанности проблемы. Избранная автором проблема является на сегодняшний день недостаточно изученной. Есть несколько специальных научных трудов по данной проблемы среди них Абуганим Зиад, Абу Эль Хасан Аль Надауи, Аль Карадави Йосиф, Барготи Иад, Без Робен, Елжунди Анвар, Жерис Сабри, Кохин Ранаан, Кузнецов Д.В Ланда Р. Г, Ландау Якубь, Майер Томас, Медведко Л.И., Герщанович Gabai, Moshe, Zureik, Elia T, и Tessker, Mark А. Эти авторы рассматривали проблему с разных позиций, акцентируя национальные свойства ментальности, или рассматривая их как нейтральные. В диссертационном исследовании важное место заняли труды известных представителей арабо-мусульманских философских учений.это в первую очередь «Мусульмане и Палестина» Абу Эль Хасан Аль Надауи.,. W

Оживление исламской молодежи» Аль Карадави Иосиф и «Чтобы не потерялась исламская личность и принадлежности к Корану» Елжунди Анвар.

В диссертационном исследовании автор опирался на комплексный подход к изучению факторов возникновения новой исламской ментальности на базе активизации новой исламской движения в арабо-палестинском обществе Израиля в периоде 1967 - 1981 г.и его влияние на развитие, и его влияние на развитие социальный и политический образ жизни мусульман в стране.

В истории русской культуры выделяются труды отечественных авторов, посвященные исследованию проблемы ислама: эти работы Кудрявцев А.В. Исламский мир и палестинская проблема Медведко Л.И., Герщанович А.В., Именем Аллаха, Родионов. М. А., Малышева Д. Б., Еремеев А. Б. Алиев С. А и др.

Эти авторы не рассматривали подробности закономерности развития исламского ментальности в арабском обществе Израиля и ее исторические эволюции.

Следует также отметить, что при рассмотрении истрорисофской проблематики, диссертант акцентирует внимание, прежде всего на направления развития событий и глобальные изменения происходящие в этом период, эффективно влияющие и способствовующие проявлению новой ментальности.

Актуальность темы исследования и степень ее научной разработанности обусловили выбор объекта и предмета исследования, а также его цели и задачи.

Целью исследования стало изучение социо-культурологической специфики изменения ментальных процессов, и их воздействие на жизнедеятельность палестинских арабов в Израиле.

Задачами исследования стали:

• исследование сущности этнокультурной ментальности;

• раскрытие причин возникновения и условий развития исламского движения в арабов Израиля, как основы для изменения исламской ментальности;

• рассмотрение современных интерпретаций социо-культурологического развития ислама;

• анализ особенностей ментальной субъектности духовных структур и организаций мусульман;

• исследование ментальных детерминант включенности в социальную жизнь мусульманского мира;

• изучение мнения арабов Палестины и его отношение к роли ислама;

• исследование современного состояния ментальности как этнокультурной устойчивости арабов.

Объектом исследования стала жизнедеятельность арабской диаспоры Израиля после 1967 г.

Предметом исследования являются социо-культурологические основания и механизмы формирования нового исламского менталитета арабов Израиля.

Теоретико-методологическпой основой исследования стали труды Ф. Грауса, Ж. Дюби, Э. Панофски, И. Хейзинги,

А .Я. Гуревича, В.Н. Шапошникова, Р. Бистрицкаса, Р. Кочюнаса, Л.Я Гозмана, A.M. Эткинда, В.Е. Кагана, А.В. Андреенковой, З.М. Зотова, X. Кентрила, Г.М. Резника, М. Рокича, С. Шварца и других.

Методами исследования стали: компаративно-исторический анализ, который позволил провести сопоставление и изучение разных этапов и направлений возникновения мусульманского движения арабов Израиля; совокупность методов системного, структурно-функционального и институционального анализа, направленного на решение поставленных задач, социологические методы исследования.

Научная новизна работы заключается в:

• определении этнокультурной сущности арабской ментальности, заключающейся в особой картине мировосприятия, основанного на глубоком изучении и внедрении исламских ценностей в жизнедеятельность населения;

• вскрытии векторов трансформации арабской ментальности второй половины XX века вследствие социальных причин, проявленных: с одной стороны в выраженной милитаризации, с другой - с утратой чистоты исламской ритуализации жизни;

• изучении условий восстановления новой исламской ментальности на базе активизации исламского движения в арабо-палестинском обществе Израиля в периоде 1967 - 1981г., и его влияние на развитие социальный и политический образ жизни мусульман;

• определении динамики развития социо-культурных условий и их воздействия на конфессиональное и духовное состояние арабов Израиля.

Научно-практическая значимость исследования. В диссертации систематизированы и сформулированы исторические положения о характере исламского движения, объективные и субъективные предпосылки его возникновения, его воздействие на политическую и социальную жизнь арабского населения и как результат, на изменении самой арабо-исламской ментальности.

Проведенное исследования дает возможность сформулировать ряд рекомендации для дальнейшего развития исламского движения и ее соотношение с органов государственной власти и партийными группировками в страны. Результаты исследования и ее выводы могут использованы для дальнейшего изучения развития менталитета ислама а арабском обществе Израиля и для содержательного, конструктивного национального диалога. Положения, выносимые на защиту:

• Модус национального менталитета - выступает как самосознание локальной культуры, прочувствованное изнутри, в рамках данного ее природно-географического и исторического локуса. В настоящее время понятие менталитет стало граничить с понятием глобалитета, которое рассматривается как самосознание локальной культуры в качестве одной из составляющих мировой цивилизации, как взгляд локальной культуры на самое себя изнутри. Несомненно, менталитет и глобалитет каждой отдельной локальной культуры тесно связаны между собой. Но следует иметь в виду, что глобалитет каждой конкретной локальной культуры является проекцией ее менталитета в мировое культурное пространство.

• Специфика арабской ментальности обусловлена построением на исламских ценностях всех аспектов жизнедеятельности, что переводит ислам в религию-идеологию-политику, структурирующую содержательно и функционально все системы бытия, делая ее одновременно очень прочной (при наличии поддерживающих условий) и чрезвычайно хрупкой, что и произошло после войны 1948-1949 г.г., в процессе смены базовых ценностей. Мощная ассимиляция с еврейским народов и ценностями его культуры, стала приводить к утрате этнокультурной самоидентичности арабов. Растерянность арабского населения и его дезориентация, режим военной администрации, подавление националистических настроений, нивелирование палестинского и культивирование израильского гражданского самосознания - все это стало отличительными чертами переходного периода первого десятилетия, подготовившего базу для последующего укрепления тенденции к интеграции арабского меньшинства в израильское общество. Эта интеграция вызвала неоднозначную реакцию со стороны арабов Палестины, что отразилось на политической стабильности в регионе.

• Восстановление модуса арабской ментальности стало возможным после войны 1967 г., основой для которой послужила совокупность социоэкономических, политических культурно-религиозных причин и, одновременно, создания этнокультурного религиозного движения ислама.

• Новая этнокультурная реальность, основанная на ценностях ислама, стала весомым результатом возрождения национальной ментальное™ с активным участием в этом процессе носителей прежних ценностей - представителей старшего поколения. Естественная модицикация этнокультурных ценностей вошла в оптимальное русло глобализации-индивидуализации и стала приводить к выравниванию ментального строя и и основанной на нем картины мира современного поколения арабов Израиля. Новое прочтение и, соответственно, новое понимание ислама привело к более глубокому его постижению, акцентуации толерантности его содержания, жизнеспособности народа, живущего по его законам.

Апробация работы. Основные теоретические и исторические положения и выводы диссертации апробированы на международной научной-практической конференции «Перспективы исламского движения в арабском обществе Израиля» (Иерусалим, 2002), «Национальное самосознание общества: опыт, перспективы, проблемы». Казань, 2003 г., статьях в изданиях списка ВАК - Вестник БГУ, Улан-удэ; электронных сетевых изданиях - «Аналитика культурологии» номер, гос. per. 0420600022, ISSN 1990-4045; http://analiculturolog.ru; преподавательских симпозиумах университов Бака, Хайфа, Иерусалима и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Аднан Амер

Заключение

Арабское общество в Израиле с момента создания государства Израиля по резолюцию ООН в 1948 г прошло много разных этапов в постижении себя и самоопределении. В пятидесятых и шестидесятых годах, после войны 1967 г. попытки растворения арабского меньшинства в Израильском государстве потерпели провал. После этого арабское меньшинство прошло новые этапы свои жизни и истории вплоть до настоящего времени. Эти этапы базировались и продолжаются основываться на традициях и корнях великого ислама. Идеологии этих этапов строят свою деятельность на базе религиозных священных традиций, основанных на Коране.

Усилия по возвращению к исламу взяла на себя молодежь. Волны возникновения и возвращения к исламу испытывали приливы, удачи и иногда спады и поражения, в зависимости от ситуации и внешних условий.

Корни возникновения исламского побуждения среди арабского меньшинства в Израиле начались с 1967 года, то есть с момента передвижения и общения с своими братьями на западном берегу Иордании и в секторе Газа. В это время многие поступили в университеты на религиозные факультеты. Одновременно большое количество преподавателей и поборников религии из Газы и Западного берега переезжали в Израиль и начинали призывать арабов к исламу.

Вследствие данной деятельности выросло число молящих в мечетях, многие начали соблюдать шариат в свои обыденной жизни, число мечет стало больше и больше и многие среди поколения молодежи соблюдают правили месяца Рамадана. Можно отметить еще, что вырос число желающих выполнить обязанности Хаджа и Умру.

Стало ясно, что дух ислама уже чувствуется в жизни арабского населения Израиля и появилась новая стадия, стадия оживления и активности ислама.

Все это оживление и проявления движущее силы ислама особенно среди молодежи, которая считается движущей силой общества, играла важную роль в сознания арабского общества, думая о принадлежности, самоутверждения и проявления личности.

Исламское движение во главе исламского оживления с недавнего времени и до сих пор играла большую роль во внутренней арене государства Израиля. Она участвовала в установления законы и правил на самоопределения арабских граждан государство Израиля, и невозможности их игнорировать. Тем более, исламское движение применяет активное участие в политической жизни арабского общества в Израиле, и это особенно ярко проявилось когда исламское движение выступает в политическом соперничестве путем участия на выборах в местные органы власти, на выборах парламента (Кнессет).

Удачи исламского оживления во главе исламского движения со времени заключались в двух основных факторах:

1. С одной стороны, исламское движение утверждало религиозные ценности и покаяние, а с другой стороны - оно само выступила в качестве примера к действию. in

2. Исламское движение развивало понятие ислама и самоидентификации среди арабского населения через прессу, формирование религиозных учебных заведений, расширение понятий и толкование ислама, проведение политических и социальных мероприятий. Эти успехи приобрели исламское движение и ее руководство важное и уважительное положение среди арабского населения Израиля. Поэтому народ крепко стал на сторону исламского движения и поддерживал его программу на выборах муниципалитета, на выборах Кнессете и в других местах и все это постепенно привело быть на первых приоритетах среди других политических сил в Израиле.

Исламское движение доказало, что оно достойно положения, в котором находится, и несет ответственность как за реализацию социальных программ, так и за строгое политическое. Несмотря на все стоящие трудности большинство населения утвердят удачи и успехи исламского движения во вдохновения исламского духа среди арабских мусульман в арабском обществе Израиля. При всем этом исламское движение защитило арабских мусульман от израилизма, поэтому государственные органы и власти бдительно следят за деятельностью, идеями и развитием этого движения.

Акса интефада (восстание) возникшая на территории сектора Газа и западном берегу Иордания подняло национальный дух палестинских арабов в Израиле и способствовало закреплению новых элементов в арабском политическом сознании, в целом в арабском менталитете.

Для современного арабского общества Израиля характерна самоидентификация себя с арабским этносом, с арабской культурой, с традиционной исламской религией. Эта самоидентификация стала доминирующей в среде арабского населения Палестины во второй половине XX столетия, что говорит о значительных подвижках в арабском менталитете. Для него стала характерна идентификация себя не столько с территорией, с государством Израилем и гражданством в нем, сколько идентификация себя с арабским мусульманским миром.

В контексте мирового развития, в условиях возрастающей активности мусульманского движения изменение менталитета арабского населения Палестины может стать основанием для формирования международного исламского движения, усиленной исламизации различных территорий, что в свою очередь может вызвать новые конфессиональные конфликты. Поэтому арабское население Палестины должно сохранить не только менталитет своей нации, но и разумность в отношении с другими народами и конфессиями.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Аднан Амер, 2007 год

1. Абдель Хаким Махмут, «Братья-мусульмане»: события которые сделали историю / Абдель Хаким Махмут. Александриа: Дарь эльавда, 1978.

2. Абдуль Рахман Омар, Слова правды, судебный процесс доктора Абдуль Рахмана Омара и проблемы борьбы / Абдуль Рахман Омар. -Нью-Йорк, 1998.

3. Абед Раппо Асаиед Абдельхафед, Философия борьбы в исламе / Абед Раппо Асаиед Абдельхафед. Бейрут: Дар Эль Китаб Эль Лобнани. 1972.

4. Абу Эль Хасан Аль Надауи. Мусульмане и Палестина / Абу Эль Хасан Аль Надауи. Бейрут: Дар Эль Китаб Эль Лобнани, 1998

5. Абу Эльхавалид Эльхассан, Исламское движение в Палестине. Историческое исследование корни исламского движения сопротивление / Абу Эльхавалид Эльхассан. Каир: Дарь эль авда, 1987.

6. Абуганим Зиад, Исламское движение и палестинское проблема / Абуганим Зиад. Амман: Дар Эль Форкан, 1985.

7. Алтаври Абуэльхасан, Мусульмане и Палестина / Алтаври Абуэльхасан. Круг Алших Аллам Аллах Эльхусени. Раи прели. 1996.

8. Аль Карадави Йосиф, Исламское движение между отрицанием и экстремизмом / Аль Карадави Йосиф. Бейрут: Издательство Аль Ресалы, 1999.

9. Аль Карадави Йосиф, Исламское оживление и заботы арабской и исламской родины / Аль Карадави Йосиф. Каир: Дар эльшурок, 1998.

10. Аль Карадави Йосиф, Необходимость и повинность исламского решения. Бейрут: Издательство Аль Ресалы, 1974.

11. Аль Карадави Йосиф. Оживление исламской молодежи / Аль Карадави Йосиф. Катар: Аль Умма. 1980.

12. Арабы и запад. Культурное сравнение. Первое издание. -Мальта: Центр исследования исламского мира, 1992.

13. Аристотель. Сочинения. М., т.4,1984

14. Архаическое общество: Узловые проблемы социологии развития. ч.1-2. М., 1991

15. Атеистический словарь. Издательство политической литературы. М.: Политиздат, 1986.

16. Барготи Иад, Палестинское исламское движение и новая мировая система / И. Барготи. Назорет: Палестинская академическая кооперация для международных дел. Ал коде эльшариф.1992.

17. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989

18. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М., 1994

19. Басма Ибрагим Асаад Еуесат. Исламское движения в Израиле. 1979-1991 / Басма Ибрагим Асаад Еуесат. Бейрут: Дар Эль Олом, 1992.

20. Без Робен, Исламское движение в Израиле после местных арабских съездов /Р.Без. -Тель-Авив: Тель-Авивский университет. 1989.

21. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юга-Запада США. М., 1972.

22. Бин Наби Малик. Рождение общества / Бин Наби Малик. -Дамаск: Дар элб фекр. 1986.

23. Большая Советская Энциклопедия. 1979

24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

26. Вадих Вашид Эль Хасани Эль Надауи. Культура исламского оживления / Вадих Вашид Эль Хасани Эль Надауи. Бейрут: Издательство Аль Ресалы, 1985.

27. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

28. Велик А.А. Психологические направления в этнологии США. Отисследования «культура-и-личность» к психологической антропологии // В кн. Этнология в США и Канаде. М., 1989.

29. Вико Дж. Собрание сочинений. М., 1986

30. Вундт В. Проблемы психологии народов // В кн. Преступная толпа. М., 1998.

31. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

32. Гадамер. X. Герменевтика и деконструкция. СПб. 1999.

33. Гваттари Ф. Язык, сознание и общество (О производстве субъективности)//ЛОГОС. Кн. 1. Л., 199134. Гегель. Соч. М.;Л.,1929

34. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991

35. Генон Р. Духовное владычество и светская власть. М., 2000

36. Генон Р. Кризис современного мира. М., 1991

37. Генон Р. Символы священной науки. М., 1997

38. Гердер И. Избранные сочинения. М.-Л., 1959

39. Государство Израиль. Справочник. М.: Наука, 1986. - 279 с.

40. Грюнебаум Г. Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры: Пер. с англ. /Г.Э. Грюнебаум. М.: Иностранная литература, 1981.

41. Гуревич А.Я. Историк конца XX века в поисках метода // Одиссей. Человек в истории. М. 1996.

42. Гуревич А.Я. Исторический синтез и «Школа Анналов». Москва. «Индрик». 1993.

43. Гуревич А.Я. Территория историка // Одиссей. Человек в истории. Москва. 1996.

44. Гуревич П.С."Философия культуры". 1993 г.

45. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М., 1989

46. Джамал Султан. Обновление исламского оживления / Джамал Султан. Каир, 1996.

47. Дильтей В. Собрание сочинений. Том I. М., 2000.

48. Дюмезиль Ж. Верховные боли индоевропейцев. М., 1986.

49. Дюмезиль Ж. Верховные боли индоевропейцев. М., 1986.

50. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991

51. Елжунди Анвар, Укоренение арабского исламского мышления в противостоянии культурной агрессии / Елжунди Анвар. Каир.Дар эль сахва, 1994.

52. Елжунди Анвар, Чтобы не потерялась исламская личность и принадлежности к Корану / Елжунди Анвар. Каир: Дар Эль Етисам, 2000.

53. Ерасов Б. Социальная культурология. М., 2001.

54. Ерасов Б. Традиция: проблема перегрузки категории в формационном анализе. 1989.

55. Ехиа Елареди, Ислам и запад / Ехиа Елареди. Бейрут: Дар Эль Олом, 1992.

56. Жерис Сабри, Арабы в Израиле / Жерис Сабри Хайфа: Эль Итехад, 1966.

57. Зайд Джамаль, Исламское движение в Израиле / Жерис Сабри -Хайфа: Алкодс элыиариф, 1991.

58. Заки Шауки, Братья мусульмане и Египетское общества / Заки Шауки. Каир: Дар Эль Ансарь, 1980.

59. Ильин И. Главные национальные проблемы. Тобольск, 1972.

60. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996

61. Иномата Ё. Парадигмы современной науки. СПБ, 2003.

62. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

63. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

64. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М.: Просвещение, 1982. - 279 с.

65. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х начало 80-х годов XX в.). - М.: Воениздат, 1986. - 180 с.

66. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики / Под ред. Г.Ф.Ким. М.: Наука. 1985.

67. История теоретической социологии. Т. 2. М., 1998.

68. Каган М. Философия культуры. СПБ, 1997.

69. Канетти Э. Масса и власть. //Человек нашего столетия. М, 1990

70. Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1969

71. Капица С., Курдюмов С., Малинецкий Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2000.

72. Касем Абдель Сатар, аших борец эзь эдин элькассам, дарь эль омма Бейрут, 1984.

73. Касирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. М., 1986.

74. Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 193676. Коран.

75. Кохин Амнон, Политические партии на западном берегу Иордании под нашим управлением. 1948-1967 гг. /А. Кохин. -Иерусалим: Еврейский университет в Иерусалиме. 1981.

76. Кохин Ранаан, Политические организация и виды выбора у арабов Израиля. / Р. Кохин //Магистерская диссертация. Тель-Авив: Телль- Авивский университет, 1985.

77. Крамер Г., Математические методы статистики, пер. с англ., 2 изд. /Г. Крамер. М.: Статистика, 1975.

78. Куббель JI.E. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988

79. Кудрявцев А.В. Исламский мир и палестинская проблема /А.В. Кудрявцев. М.: Наука, 1990.

80. Кузнецов Д.В. Отношение общественности стран Запада и Востока к рабо-израильскому конфликту // История и обществознание в школе, 2005. № 10.

81. Культурные ценности и прогресс человечества. Гарвард, 1999.

82. Культурология. XX век. Словарь. Спб., 1997.

83. Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988

84. Ланда Р. Г. Современный этап борьбы Палестинского движения сопротивления (1971— 1976 гг.) // Народы Азии и Африки, 1976, №5.

85. Ландау Якубь, Арабы в Израиле. Политические взгляды /Я. Ландау. Тель-Авив: Издательство Хацеот марихот, 1971.

86. Леви-Стросс К. Мифологики. В 3-х Т. М-СПб.2000.

87. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983

88. Лейбниц Г. Сочинения. В 4 т. М., 1983-1989

89. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957

90. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989

91. Лотман Ю. Семиосфера. СПБ, 2003

92. Лотман Ю.В. Избранные статьи. Т. III. Таллин: 1993.

93. Лурия А.Я. Язык и мышление. Москва. «Аспект-Пресс». 1998.

94. Лурье С. Историческая этнология. Москва. «Аспект-Пресс». 1997.

95. Майер Томас. Оживления мусульман в Израиле. Перевод Абдель фатах захалька /Т. Майер. Насейри: Народное издательство «Дом дружбы», 1986.

96. Малик Ибраги, Исламское движение в Израиле между теорией и практикой прагматизма / И. Малик. Телль-Авив: Центр арабского образования Геват хабиба, 1990.

97. Медведко Л.И., Герщанович А.В., Именем Аллаха. / Л.И.Медведко, А.В.Герщанович. М.: Из-во Полит, лит-ры. 1988

98. Мирон Иорам, Исламское движение в Израиле от социального движения к политической партии /И. Мирон. Манчестер: Ноябрь. 1995.

99. Мухаммед Хабиб Аллах. Образования и арабское меньшинство в Израиле, проблемы и запросы. Событие третьего арабского съезда образования / Мухаммед Хабиб Аллах Хайфа: Аталла Эль Кипти, 1991.

100. Набиль Мухаммед Дниор, Перспективы мусульманского движения / Набиль Мухаммед Дниор. Амман: Дар Эль Форкан, 2000.

101. Нава Томмар, Исламское движение в Израиле от 1989 до 1993 / Набиль Мухаммед Дниор. Иерусалим: Академическое исследование. 1995.

102. Нихад Али, Исламское движение в Израиле, идеология собственный мотив /А. Нихад. Хайфа: Университет Хайфа. 1998.

103. Нман Абделразик Алсаммараи, Исламское оживление до куда? / Нман Абделразик Алсаммараи. Эль-Риад: Дар эль нахви, 1991.

104. Новейшая история арабских стран (1917-1966). М.: Высшая школа, 1968.

105. Орон Ефтахиль, Расим Хамайси, Синди Кидар, Адель Манна. Израильские проблемы после раскола арабов в Израиле / Е. Орон и др. Тель-Авив: Телль-Авивский ун-т, 2001.

106. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №3

107. Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и конференций. М.: Прогресс, 1984. - 238 с.v>

108. Палестинский вопрос. Объединение наций. Нью-Йорк, 1979.

109. Перес Иоханан, Нерп Дивис, О национальной принадлежности арабов Израиля /И. Перес. Тель-Авив: Ашарк Алжадед, Хамезрах Ахадаш, 1986. том.18.

110. Рахитармец В. «Субстанции культуры, Функции культуры» М., 2003,

111. Рахс Эли, Арабская деревня в Израиле как политический и национальный очаг / Э. Рахс // Еврейские панорама, 1985, № 90 май.

112. Рахс Эли, Пути арабской политики в Израиле /Э. Рахс. Тель-Авив, Тель-Авивский университет. 1985.

113. Рахс Эли. Арабы в израильской политики принадлежности / Э. Рахс. Тель-Авивский университет. 1998.

114. Рембо А. Поэтические произведения в стихах и прозе. М., 1988

115. Рерих С. Письма о культуре. СПБ, 2000

116. Риан Мухамед, Ислам как эффективная сила /М. Риан. Кабул: Рисалет Хараа-Кабул 1990.

117. РиккертГ. Философия жизни. Киев. 1998.

118. РиккертГ. Философия жизни. Киев. 1998.

119. Романов А. Такая повседневность. М., 2004.

120. Советская Военная Энциклопедия, т.6. М.: Воениздат, 1978.

121. Сольтан Джамаль, Обновление исламского оживления /Д. Сольтан. Каир: Дар Эль Рисале, 1969.

122. Тайсер Жбара, Роль исламских движении в палестинской интефаде /Ж. Тайсер. Набульс: Народный университет Эль Нажах. 1992.

123. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987

124. Файза Сара, Исследование в области политического ислама /С. Файза. Дамаск: Хал им Баракат, 1994.

125. Флиер А Культурогенез. М. 1998.

126. Флоренский П. Культ, религия, культура. М., 2002.

127. Хабермас 10. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992 № 4

128. Хава Сайд, Подход к исламской призванию /С. Хава. Амман: Общество рабочих кооперативных издательств, 1979.

129. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997

130. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

131. Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Разговоры на проселочной дороге. М., 1991.

132. Хакен Г. Синергетика. М., 2001.

133. Хамед Раби. Арабская культура между сионистской агрессией и волей национальной интеграции /Р. Хамед. Хайфа: Народное издательство, 1982.

134. Хамид Слиман, Минные пути исламского оживления /С. Хамид. Каир: Азахра, 1990.

135. Хантингтон С. Культуры это серьезно // в кн. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М., 2002.

136. Харрисон JI. В чем значение культуры? // В кн. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М., 2002.

137. Харрисон JI. В чем значение культуры? М., 2002.

138. Хасан Эль Банна, Письмо шахида /Э.Б. Хасан. Бейрут: Издательство Аль Ресалы, 1998.

139. Хевеши М.А.Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода. М., 2002

140. Хелми Мустафа, Исламское оживление, возвращение к самому себе /М. Хелми. Александрия: Лар Эль Авда, 1989.

141. ИЗ.Хефф О. Политика, право, справедливость. М., 1994

142. Хидеки Йосихара Эффективный менеджмент. М., 1989.

143. Холдейн Б. Синергическое измерение мира. М., 1867.

144. Хонда С. Стратегия японского производства. М., \9^>6.

145. Хонигман Дж. Подходы // В кн. Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. М., 2001.

146. Хонигман Дж. Понятия // В кн. Личность. Культура. Этнос.

147. Современная психологическая антропология. М., 2001.

148. Хоруженко К. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону. 1997.

149. Храни Алберт, Арабское мышление во время эпохи возрождения, 1798-1939 /А. Храни. Нацерит: Издательство Фоад Даниаль, 1969.

150. Хсин Бен Мехсен Бен Али Жабер, Путь к исламскому коллективу / Хсин Бен Мехсен Бен Али Жабер. Кувейт: Дар Эль Дави, 1986.

151. Шацкий Е. Традиция. М., 1980.

152. Штернберг JI. .Я. Первобытная религия. Д., 1936

153. Эбрагим Абу Джабер. Акса интефада / Эбрагим Абу Джабер // Международные дела. 2001, № 6.

154. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. М., 2002,

155. Этнокультурная специфика языкового сознания. Москва. 1996.

156. Янаев Якув, Исламское движение в Израиле между растворением и консолидацией /Я. Янаев. Хайфа: Колледж Ахва. 1998.

157. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

158. Nakhleh, Khalil, "Cultural Determinants of Palestinian collective Identity: The case of the Arabs of Israel", New outlook, vol. 18, oct/nov. 1975, pp. 31-40.

159. Tessker, Mark A., "Israel's Arabs and the Palestinian problem", Middle East Journal, vol. 31, pp. 313-320.

160. Zureik, Elia Т., The Palestinians in Israel: A study in international colonialism, Routledge and Kegan Paul, London, 1979.

161. Smooha, Sami, the orientation and politicization of the Arab minority in Israel, University of Haifa, 1983.

162. Mitchell Richard P., The society of the Muslim Brothers, Oxford University Press London, 1969.

163. Wated, Muhammad, "Survey in regional notes", New outlook, vol. 22, sept. 1979, pp. 49-51.

164. Gabai, Moshe, "Israeli Arabs: problems of Identity and integration", New outlook, Oct/Nov. 1984, pp. 18-23.

165. Ibrahim, Saad eddin, "Anatomy of Egypt's militant Islamic groups, methodological note and preliminary findings", IJEMS, vol. 12, 1980, pp. 423-453.

166. Ansari, Hamied N. "The Islamic militants in Egyptian politics", IJEMS, vol. 16,1984, pp. 123-124.

167. Encyclopedia of Islam, vol. 2,1963, (New edition)

168. Habash, Awni Hasan, society in transition A social and political study of the Arab community in Israel (doctoral dissertation) Cornell university, 1973.

169. Dassouki, Ali E. Hilal, (Ed). Islamic resurgence in the Arab world pager, New York, 1982.

170. Rekhess, Elie, Resurgent Islam, the Moshe Dayan center for Middle Eastern and African studies, Tel-Aviv University, 1991.1. Газеты, журналы, статьи

171. Международные дело. Центр современных учении, первый номер. Ом эль фаем. 1994.

172. Международные дело. Центр современных учении, шестой номер. Ом эль фаем. 2001.

173. Международные дело. Центр современных учении, седьмой номер. Ом эль фаем. 2001.

174. Комментарии арабских газет о исламском движения в Израиле.5. «Кул эль араб»,6. -«Ассинара»,7. «Саот эль хак и эль хурия»,8. «Эль биадер эль сиаси»,9. «Панорама»,10.- «Эль билад»,11.- «Эль митак»,12.- «Эль ваттан»,13.- «Ахбар эль муталлат».

175. Новости и дело исламского движения в ивритских газетах:15.- Хаариц,16.- Последние новости,17.-Маарееф.

176. Исламское движения среди арабов Израиля // Рафаильисраиль, общество и воспитание. 1999. 19.Зиад кассим, исламская молодежь изменяетсвои направления. //

177. Амешмар, 13.05. 1982. 20.Зиад кассим, второй корпус, // Амешмар. 11.04.1990. 21.Gabai, Moshe, "Israeli Arabs: Problems of identity and integration", New Outlook, Oct/Nov. 1984, pp. 18-23.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.