Митрофан Рукавишников: от становления мастера до скульптурной династии. Творческая личность в художественном процессе эпохи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Седова Ирина Николаевна

  • Седова Ирина Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 224
Седова Ирина Николаевна. Митрофан Рукавишников: от становления мастера до скульптурной династии. Творческая личность в художественном процессе эпохи: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2019. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Седова Ирина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Становление личности художника

1.1. Выбор образовательной стратегии и первые творческие результаты. (1887-1919 гг.)

1.2. Московский период творчества: поиск новых форм и художественные эксперименты. (1919-1925 гг.)

ГЛАВА 2. Творческая зрелость: художник в контексте вызовов времени

2.1. От исторического портрета к монументальным проектам. (1925-1946 гг.)

2.2. Семейное наставничество как метод профессионального формирования художника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Каталог произведений М.С. Рукавишникова

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. И.М. Рукавишников «Скульптура-профессионализм»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Митрофан Рукавишников: от становления мастера до скульптурной династии. Творческая личность в художественном процессе эпохи»

Введение

Русская скульптура ко второй половине XIX века в своем развитии демонстрировала достаточно спорные творческие результаты, как в отношении пластического мастерства, так и в плане убедительности образного построения. Именно в этот период возникает понимание того, что скульптура не может идти «по стопам искусств иной пластической и даже пространственно-временной природы, будь то живопись, графика или литература»1. Такой путь являлся для этого вида искусства тупиковым, так как был не способен предоставить скульптуре полноценные возможности для самопрезентации. Новые задачи, которые ставила перед искусством жизнь, в том числе в отношении образно-пластического выражения, не могли быть убедительно разрешены в рамках академической традиции. Назревала необходимость смены пластического языка с тем, чтобы найти свойственные исключительно скульптуре, как особому виду искусства, специфические приемы для воплощения той или иной идеи. Этот процесс развернулся на базе московской скульптурной школы, в противовес сохранившей верность академическому направлению столичной школе. Именно в Москве, вслед за Н.А. Рамазановым, явившимся первым руководителем скульптурного класса МУЖВ , но остававшимся все-таки носителем системы представлений Императорской академии художеств, сформировался талант его приемника Сергея Ивановича Иванова. Сам Рамазанов характеризует молодого мастера как «коренного московского ваятеля первого, образовавшегося в

-5

Белокаменной» . С.И. Иванов много лет посвятил выработке не просто иной системы преподавания, но поиску основ нового пластического языка, благодаря которому скульптура могла бы отобразить сложные жизненные

1 Калугина О.В. Русская скульптура Серебряного века. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 2013. С.44. (Далее: Калугина О.В. Русская скульптура Серебряного века)

2 См. список принятых сокращений на стр. 203. Аббревиатурой МУЖВ это учебное заведение (московское училище живописи и ваяния) обладало с 1848 г. - даты своего основания - по 1865 г., когда к нему было присоединено Московское дворцовое архитектурное училище и МУЖВ было переименовано в МУЖВЗ.

3 Цитата по: Калугина О.В. Русская скульптура Серебряного века. С. 46

реалии современности. Выпускниками его класса на рубеже Х1Х-ХХ веков стали такие ее представители, как С.М. Волнухин, А.С. Голубкина, С.Т. Конёнков, Н.А. Андреев, составившие впоследствии славу московской скульптурной школы.

Среди этих мастеров, безусловно, выделяются своей значимостью фигуры А.С. Голубкиной и С.Т. Конёнкова, явившихся родоначальниками новой образно-пластической системы. Оба скульптора, в той или иной степени, занимались преподавательской деятельностью, однако история не сохранила сколько-нибудь значимых имен их учеников, через которых могла быть напрямую передана традиция новационного подхода, как к освоению скульптурного мастерства, так и личностной творческой самореализации. По-видимому, процесс творчества, а не преподавания являлся для них основополагающим. Однако имя одного из учеников С.Т. Конёнкова все же дошло до наших дней. Речь идет о Митрофане Сергеевиче Рукавишникове (1887-1946), который не только стал ярким представителем культуры своего времени, но явился основателем одной из крупнейших династий, как московской скульптурной школы, так и России Новейшего времени в целом. Процесс становления его как художника в полной мере явил собой яркий пример стратегии получения художественного образования, характерный для эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков, когда художник сам выбирал того или иного мастера для творческого наставничества, а также мог получать образование в качестве вольнослушателя. К сожалению, в силу различных причин, большая часть наследия мастера оставалась на протяжении ХХ-ХХ1 веков неизвестной профессиональному сообществу. Однако, невзирая на это, художническая судьба М.С. Рукавишникова, как удалось убедительно доказать в процессе ее реконструкции, стала показательным примером отражения художественного процесса эпохи в творческой практике мастера.

Актуальность темы данной диссертации определяется тем, что в ней впервые произведена реконструкция творческой биографии одного из выдающихся представителей отечественной культуры периода 1910-1940-х

годов Митрофана Сергеевича Рукавишникова, и выполнен анализ произведений, созданных мастером в различных видах, родах и жанрах изобразительного искусства. Это позволило более полноценно представить себе ряд художественных процессов рассматриваемой эпохи, значительно расширив и углубив представления о них. Также в диссертации впервые было выдвинуто положение о месте и значении династической традиции передачи мастерства.

Степень разработанности темы исследования

Прежде чем приступить к рассмотрению использованных нами источников, необходимо отметить, что, в силу объективных причин, провести полноценный историографический анализ данной проблемы представлялось весьма проблемной задачей. До настоящего времени творчество М.С. Рукавишникова оставалось, практически, неизвестным ни широкому научному сообществу, ни даже узкому кругу специалистов. Вследствие этого источниковая база данной проблематики оставалась совершенно не проработанной. Как следствие, перед нами вставала задача впервые представить определенный корпус источников, благодаря которому удалось реконструировать жизненный и творческий путь М.С. Рукавишникова, являвшегося не только ярким представителем отечественной художественной культуры первой половины ХХ века, но и основателем одной из выдающихся скульптурных династий России Новейшего времени. Впервые нами были собраны и изучены все доступные на данный момент публикации в периодической печати по данной теме (общим количеством 43), охватывающие период с 1919 по 1934 годы. К ним принадлежат упоминания о работах М.С. Рукавишникова, небольшие заметки, сопровождавшие воспроизведения его работ, а также крайне немногочисленные статьи о творчестве мастера самого общего характера, относящиеся к прижизненной критике.

Первые отклики на произведения Митрофана Сергеевича Рукавишникова появились еще в Нижнем Новгороде, когда он впервые

принял участие в выставке Союза живописцев. Об этом событии написали сразу два местных издания, и в обоих работы М. Рукавишникова получили высокую оценку. Его талант скульптора сразу же заслужил признание критиков. Причем в одной из газет - «Нижегородская коммуна» - было опубликовано сразу две, посвященные его работам, статьи с разницей в один день. Показательно, что во всех трех публикациях одобрительный отклик получили как скульптуры, выполненные Рукавишниковым в символическом ключе в период обучения у С.Т. Конёнкова («Свист-голова», дерево, инкрустация. Собрание семьи Рукавишниковых; «Лунное божество»4, мрамор, местонахождение неизвестно)5, так и те, в которых ясно прослеживалось неоклассицистическое направление его творчества («Грузчик с бочкой», «Грузчик с мешком», «Голова грузчика», все - гипс, местонахождение неизвестно). Но если в двух статьях6 выставка целиком получает положительную оценку авторов [61, 137]7, как демонстрация передовых течений в творчестве нижегородских художников, то в очерке М. Гондельмана [32] звучит много критики в адрес «футуристов», как называет участников сам автор: «От выставки в целом остается, несмотря на обилие картин, разнообразие и красочность, впечатление поверхностности, необщности духа, почему кроме названия и произведений Рукавишникова пролетарского меньше всего. Приходится с скорбью констатировать, что творчество все еще в тупике субъективности, односторонности, растраченной в мелочах, ничего не дающих ни уму, ни сердцу». Однако в адрес именно М. Рукавишникова критиком были высказаны слова поощрения: «Единственно чисто пролетарским духом повеяло от

о

произведений, захвативших по праву название всей выставки , скульптора Митрофана Рукавишникова. Сколько творческой простоты и ясности в его

4 Сам М.С. Рукавишников в своей «Автобиографии» называет это произведение «Луна». В связи с этим мы посчитали правильным дать в полном списке работ мастера именно это название данной работы.

5 Все данные произведений приводятся при первом их упоминании в тексте.

6 Оценка творчества М.С. Рукавишникова в этих статьях более подробно будет рассмотрена нами в последующих главах.

7 Цифрами в квадратных скобках обозначены порядковые номера в библиографическом списке.

8 Выставка называлась «О пролетарском искусстве».

грузчиках, сколько близкого пролетарскому понятию в голове старушки, ведьмы и даже лунного божества...». Несомненно, отзыв явно овеян вульгарно-социологическими установками времени и сложно, конечно, говорить о «пролетарском» характере таких работ М. Рукавишникова, как «Лунное божество» и «Ведьма»9 (дерево, 1909-1911, 28х42х23, собрание семьи Рукавишниковых), но столь искреннее восхищение автора статьи разными по стилистике работами скульптора может свидетельствовать о достаточно высокой степени мастерства молодого М.С. Рукавишникова и глубоко прочувствованной образности этих работ.

Однако уже в конце того же 1919 года М.С. Рукавишников вместе с братом Иваном покидают родной город и окончательно обосновываются в Москве. Наступает затишье в прессе в адрес Митрофана Сергеевича -скульптору, ярко заявившему о себе на родине, приходится «начинать все сначала» в столице, завоевывая авторитет и признание коллег по цеху. Только спустя пять лет, в 1924 году, появляются первые московские публикации о творчестве мастера на тему, которую М. Рукавишников начал разрабатывать еще в Нижнем Новгороде - волжские грузчики. Важно отметить самую первую публикацию, посвященную достаточно значимому событию тех лет - открытию «Художественного Музея Труда» при ВЦСПС, где должны были быть «собраны художественные произведения старых и новых художников (картины, скульптура), посвященные пролетариату, его быту и борьбе, славе его труда и его великим идеалам» [133, с.8]. Журнал обещал воспроизводить снимки работ, выставленных в музее, и в качестве первой иллюстрации было помещено изображение «Грузчика»10 М.С. Рукавишникова.

В то же время основное внимание прессы, вызвали не полнофигурные статуи грузчиков, хотя фототипии с этих работ М.С. Рукавишникова также активно публиковались и в дальнейшем, но его передвижная фреска

Видимо, автор статьи имеет в виду произведение М.С. Рукавишникова «Голова ведьмы».

10 В журнале «Фабзавком» было опубликовано изображение скульптуры «Грузчик с мешком» под названием «Грузчик».

«Отдыхающие грузчики», работе над которой автор посвятил семь лет (1913-1920). В связи с этим особенно значимой представляется статья [131] известного философа и теоретика искусства, профессора Алексея Константиновича Топоркова11, в которой впервые дается описание этой новаторской работы мастера, а также присутствует краткий художественный анализ произведения12. Показательно, что на творчество пока еще малоизвестного художника обратил внимание столь авторитетный критик-искусствовед, по достоинству оценивший произведение молодого скульптора. Спустя год теме волжских грузчиков был посвящен целый разворот в журнале «Эхо» [98] с заметкой самого Митрофана Сергеевича. Также в 1924 году в журнале «Красная Нива» [59] была опубликована фототипия с фресковой живописи «Волжские грузчики». Здесь имеется в виду одна и та же работа М.С. Рукавишникова «Отдыхающие грузчики», которая получала разные названия при публикациях в различных изданиях.

Очевидно, к этому времени Митрофан Сергеевич уже активно работал в области станковой пластики, так как с 1925 года на страницах московских изданий, в том числе и на их обложках, регулярно стали появляться воспроизведения созданных Рукавишниковым бюстов деятелей французской

13

революции, а также работ иной тематики . Среди них особый интерес представляет фотография, размещенная в журнале «Р.И.» («Рабочая иллюстрация мира»), [94] на которой в Ленинском уголке рядом с бюстом «Марат» (мрамор, 1925-1930, РГАСПИ) М.С. Рукавишникова стоят моряки

11 Топорков Алексей Константинович (1882-1934). Философ, теоретик искусства, литературный и художественный критик, журналист, писатель, публицист. (и^:Шр://е-heritage.ru/ras/view/person/historv.html?id=46992067. Дата обращения 20.08.2016)

12 Подробнее об этой публикации в Главе 1, раздел 1.2: «Московский период творчества: поиск новых форм и художественные эксперименты. (1919-1925)».

13 Рупор. 1925, №4-5: «Сгонщики плотов», фототипия с гипсового горельефа; Эхо. 1925, №14: «Марат». Меццотинто с мраморного бюста (обложка); Эхо. 1925, №23: «Голова Дантона». Меццотинто с гипсовой головы (обложка); Вестник работников искусств. 1926, №88 (40): «Луи Огюст Бланки»; Вечерняя Москва. 1926, №151 (759): «Огюст Бланки», «Марат» (фототипии с мраморных бюстов); Наша газета. 1926, №158: «Марат» (перерисовка с мраморного бюста); Наша газета. 1926, №63: «Огюст Бланки» (перерисовка с мраморного бюста); Новый зритель. 1927, №11 (66). С5: «Бюст Бланки» (фототипия с мраморного бюста); Экран рабочей газеты. 1927, №12: «Бюст Бланки»; Р.И. (Рабочая иллюстрация мира). 1929, №14: «Барух Спиноза»; Вечерняя Москва. 1929, №168 (1680): «Спиноза»; Вечерняя Москва. 1929, №73 (1585): «Парижские коммунары»; Р.И. 1929, №6: «Гегель».

одноименного линкора14. Этот факт является еще одним важным штрихом, характеризующим эпоху и свидетельствующим о том, что скульпторы получали заказы на изготовление скульптур, в том числе и для военно -морского флота, и среди них был М.С. Рукавишников. Некоторые из работ скульптора публиковались с так называемыми пояснительными текстами, в которых, как правило, указывалось имя автора и название произведения, над которым он работает. В одном из таких текстов мы обнаружили фразу, метко характеризующую уже сложившуюся к тому времени узнаваемую авторскую манеру М.С. Рукавишникова: «Работа выполнена в обычной манере художника - сочетание строгих классических форм с глубоким психологизмом» [19].

Данная характеристика относилась к портрету Гегеля («Гегель», мрамор, 1928, собрание семьи Рукавишниковых), выполненному Митрофаном Сергеевичем в 1928 году. Представленная работа являлась одним из талантливых образцов скульптурного портрета этого времени и сразу обратила на себя внимание специалистов. Так, в 1929 году, в четырнадцатом томе первого издания «Советской энциклопедии» под редакцией О.Ю. Шмидта, была размещена статья А. Деборина о Гегеле, проиллюстрированная портретом великого философа работы М.С. Рукавишникова. А в 1931 году журнал «Вестник знания» опубликовал перерисовку с того же бюста на обложке одного из своих номеров [15].

В 1926 году Митрофан Сергеевич создает в гипсе поистине выдающееся по своим художественным качествам произведение - бюст Карла Маркса, который вскоре переводит в мрамор («Карл Маркс», мрамор, 1926, местонахождение неизвестно). Появление этой работы незамедлительно получило самый горячий отклик в прессе. Так, в 1926 году в «Вечерней Москве» [17] появляется заметка «Новый бюст Маркса», где вкратце освящается пока еще не завершенный процесс создания

14 «Марат» - линкор русского и советского Балтийского флота. В строю с 1914 года. Изначально назывался «Петропавловск», а с 1921 по 1943 годы был переименован и стал называться «Марат». Являлся участником Первой мировой, Гражданской, Советско-финской и Великой Отечественной войн.

произведения. В том же, 1926 году, когда скульптором уже был представлен окончательный вариант работы в мраморе, «Новая газета» публикует перерисовку с мраморного бюста Маркса с пояснительным текстом, где произведению дается высокая оценка с чисто художественной точки зрения: «Скульптором Митр. Рукавишниковым закончен новый бюст К. Маркса, сделанный им для Института К. Маркса и Ф. Энгельса при ЦИК СССР. Работа над бюстом заняла более 3 месяцев, при чем15 скульптор пользовался редкими портретами и фотографиями Маркса. Скульптура представляет собой голову Маркса раза в два больше натуральной, как бы вырастающую из глыбы мрамора. По отзыву специалистов, это изображение Маркса является самым удачным из всех существующих по точности и сходству. Но и помимо этого, бюст имеет большие чисто скульптурные достоинства: в нем чрезвычайно удачно и остро сочетается спокойный и ясный классицизм с динамикой экспрессионизма. Вся работа производит удивительное впечатление мощности, чистоты и благородства» [76]. А через год журнал «Новый зритель» публикует хоть и краткую, но в полной мере профессионально написанную искусствоведческую рецензию, где предложенная М. Рукавишниковым трактовка образа вождя пролетариата названа «неожиданным просветом в художественной иконографии Маркса» [77].

Среди публикаций второй половины 1920-х годов для нас представляет наибольший интерес статья Алексея Топоркова [1 32], где автор определяет Митрофана Рукавишникова как крупного мастера современности. На данный момент это единственный известный нам критический очерк, наиболее полно раскрывающий грани таланта М.С. Рукавишникова как скульптора-станковиста. В качестве объекта исследования А. Топорков взял последние работы мастера: «Марат», «О. Бланки» (мрамор, 1926, местонахождение неизвестно), «Дантон» (гипс, 1925, местонахождение неизвестно), «К. Маркс». Безусловно, данная публикация не претендует на роль сколько -

15 Здесь и далее синтаксис и орфография оригинала.

нибудь научного анализа творчества художника, однако автор четко прослеживает истоки его вдохновения, связанные с античным искусством. И в то же время, А. Топорков тонко подмечает важные особенности работ Рукавишникова: «Однако,16 отличие от классики слишком очевидно: в скульптурах Митроф. Рукавишникова нет той холодной аристократичности, которая присуща всему античному искусству, начиная от его истоков и вплоть до конца... Напряженная сосредоточенность этих бюстов соединяется с большой их выразительностью. Благодаря этому работы Рукавишникова в одно и то же время обретают в себе большой эмоциональный центр и в то же время обращены к зрителю, которого они предполагают, как бы свое живое окружение».

При этом автор отмечает принципиально важную составляющую работы скульптора, а именно поиск новой формы для выражения наиболее полного содержания исторического образа: «Художник к трактовке своих тем подошел в высшей степени скромно и самоотверженно, нигде он не манерничает. всецело отдается своему содержанию, стремится преимущественно выразить с исчерпывающей полнотой определенный исторический образ теми средствами, которые может дать ваяние. Подобные задачи, при современных направлениях в пластике, становятся, в силу необходимости, борьбой за новую форму». Приведенные нами высказывания А. Топоркова являются ярким доказательством того, что М.С. Рукавишникову удавалось воплощать, пусть пока только в станковой скульптуре, идеи, которые он считал для себя в творчестве краеугольными: сочетания преемственности и новационности в искусстве.

Не менее существенным представляется и тот факт, что впервые из уст профессионального критика прозвучали слова о монументальности и синтетизме в искусстве М.С. Рукавишникова, то есть А. Топорков сумел увидеть и вычленить те пластические особенности скульптурных работ Митрофана Сергеевича, которые являлись воплощением его

16

Здесь и далее синтаксис оригинала.

основополагающих стремлений в творчестве в целом : «Прежде всего бросается в глаза основная синтетическая тенденция, целое решительно доминирует и поглощает все частности, детали трактованы так, что они находятся на границе своего исчезновения... Реализм... у Рукавишникова сочетан с монументализмом и напряженностью, выражающими идею классовой борьбы». И, наконец, в заключение статьи автор приходит к принципиально значимому для оценки творчества скульптора выводу об его творческом методе. Говоря о работе «Маркс» Рукавишникова, А. Топорков отмечает, что «здесь более, чем где-либо, самый метод творчества художника становится диалектическим, так что целое и части разрешены им в таком единстве, которое расширяет впечатление от конкретной цельности до пределов великого целого».

Несомненный интерес представляют сообщения в прессе о выставках института Маркса и Энгельса (далее ИМЭ), где в те годы служил М.С. Рукавишников, дающие представление о специфике работы этого учреждения и об участии скульптора в организуемых институтом проектах. Так, в 1927 году в газете «Известия» вышла статья Эдмондо Пелузо18 о «Выставке по истории Французской революции»[84], проводимой в музее ИМЭ. В ней упоминается об участии в экспозиции трех работ19 Митрофана Сергеевича, которым даны краткие характеристики. В 1928 году газета «Известия» опубликовала очерк Н. Лукина-Антонова «Выставка "Парижская Коммуна 1871 г."», из которой становится известно, что бюст «Бланки»

работы М. Рукавишникова был расположен в экспозиционных залах рядом с

00

«Портретом Прудона» Курбе .

Высокий уровень исполнения и яркие образные характеристики созданных М.С. Рукавишниковым портретов революционных деятелей

17 Проблема синтеза искусств в монументальных работах М.С. Рукавишникова специально рассмотрена во 2 главе, в разделе 2.1: «От исторического портрета к монументальным проектам. (1925-1946 гг.)».

18 Эдмондо Пелузо - итальянский революционер-коммунист, журналист-антифашист. Приехал в 1927 году в СССР, принял советское гражданство и вступил в ВКП(б).

19 На выставке были показаны следующие работы М.С. Рукавишникова: «Марат», «Дантон», «К. Маркс».

20 Гюстав Курбе. Портрет Прудона. Масло, холст, 1965, Музей Орсе, Париж.

привлекли внимание и зарубежной прессы. Газета «The Daily Worker»21 в обзорной статье о месте и роли различных видов искусства в

постреволюционной России отводит центральное место этим работам

22

мастера , называя его одним из передовых скульпторов, который «производит глубокое впечатление с его молодостью и искренностью» [145]. Несмотря на то, что в публикации говорится об общем состоянии культуры в советской стране, ее заголовок уже с самого начала акцентирует внимание на личности скульптора: «Молодой скульптор начинает выражать чаяния Революции в мраморе». В том числе, в статье упоминается о том, что работа М.С. Рукавишникова сейчас привлекает большое внимание в Советском Союзе, что свидетельствует о достойном положении, занимаемым скульптором в сфере станкового скульптурного творчества того времени.

Ценным и весьма информативным источником послужили каталоги и бюллетени Всероссийского кооперативного товарищества «Художник» («Всекохудожник»), членом которой являлся М.С. Рукавишников. Эти публикации дают возможность не только дополнить творческую биографию скульптора фактами его участия в достаточно крупных выставках, устраиваемых этой организацией, но также предоставляют информацию о художественной и социальной специфике заказов, получаемых в то время скульпторами. Так, из каталога, датированного апрелем-маем 1931 года, мы узнаем, что Митрофан Рукавишников являлся экспонентом I выставки

23

«Союза Советских художников» .

Тогда же, в апреле 1931 года был выпущен бюллетень «Всекохудожника» со вступительной статьей И. Воблого «Красная Армия и советский скульптор» [23], где проанализированы итоги выполненного скульпторами задания по изготовлению призов для различных частей Особой

21 «The Daily Worker» — ежедневная американская политическая газета левой направленности, созданная в 1924 году в Нью-Йорке Коммунистической партией США.

22 В статье упоминаются следующие работы М.С. Рукавишникова: «К. Маркс», «Бланки», «Марат», «Дантон». Воспроизведена скульптура «Марат».

23 На этой выставке экспонировались следующие произведения М.С. Рукавишникова: «Гегель», «Ф. Дзержинский», «Спиноза», «Коммунары».

О А

Краснознаменной Дальне-Восточной Красной Армии (ОКДВКА ). Многие из представленных работ не были приняты комиссией по различным соображениям. Вариант приза, изготовленный М.С. Рукавишниковым для конной дивизии, (1930. Конная группа. Бронза. Приз для конной дивизии. Местонахождение неизвестно), был принят, но с определенными критическими замечаниями, в которых улавливается вполне соответствующей духу времени упрек скульптору в том, что он излишне увлекся чисто образной стороной работы, упустив из вида идеологическую составляющую: «По заданию для конной дивизии были приняты оба варианта: скульптора Рукавишникова, давшего очень хорошо с формальной стороны выполненное, крепкое и живое по композиции изображение красного кавалериста, рубящего белокитайца, в котором однако нет специфики Красной армии, вследствие узкости взятого, кстати из действительности, момента не выявленности25 классовой физиономии противников». Знаменательно, что спустя год, в каталоге «Скульптура "Всекохудожника"»26 известный искусствовед Анатолий Васильевич Бакушинский [5, с.24] дал высокую оценку этой работе мастера27.

Пожалуй, одним из самых значимых источников в этой группе является каталог масштабной выставки «Художники РСФСР за XV лет (1917-1932)» [166]. Только в Москве в 1933 году в ней приняли участие около пятисот мастеров. Раздел «Скульптура» в каталоге включал 375 произведений, 22 из которых были опубликованы в виде репродукций. Среди них воспроизведена

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Седова Ирина Николаевна, 2019 год

Источники и литература Литература

1. Абрамов В.А. Истории Сада «Эрмитаж» достоверные и не очень. М., 2006.

2. Азизян И.А. Александр Архипенко. М., 2010.

3. Азизян И.А. Диалог искусств XX века. М., 2008.

4. Архитектура СССР. М., 1941. №2.

5. Бакушинский А.В. Скульптура «Всекохудожника» // Скульптура «Всекохудожника» 1929-1932. М., 1932.

6. Баранова М.Н. С. Эрьзя. Саранск, 1981.

7. Бедретдинова Л.М. Скульптура на всесоюзных выставках 1930-х годов // Третьяковские чтения 2016. М., 2017. С. 321-333.

8. Березкин В.И. Советская сценография 1917-1941. М., 1990.

9. Березкин В.И. Советский театр. М., 1967.

10. Богородский Ф.С. Воспоминания художника. М., 1959.

11. Большая Советская энциклопедия. М., 1929.

12. Бычков Ю. Знак интеграла перед фамилией Рукавишниковы // Московский художник. 1993. №20 (1456).

13. Василевская Е.В. Русская деревянная скульптура XX века. К истории московской скульптуры в дереве // Русская скульптура в дереве. XX век. Государственный русский музей, 2001.

14. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М., 1977.

15. Вестник знания. 1931. №23-24.

16. Вестник работников искусств. 1926. №88 (40).

17. Вечерняя Москва. 3 июля 1926. №150 (758).

18. Вечерняя Москва. 5 июля 1926. №151 (759).

19. Вечерняя Москва. 1929. №40 (1552).

20. Вечерняя Москва. 1929. №73 (1585).

21. Вечерняя Москва. 1929. №168 (1680).

22. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изд. В. Шевчук, 2008.

23. Воблый И. Красная Армия и Советский скульптор // Бюллетень Всероссийского Кооперативного Товарищества Художник. Апрель 1931.

24. Воронов Н.В. Мухина. М., 1989.

25. Воронова О.П. В.И. Мухина. Серия жизнь в искусстве. М., 1976.

26. Встречи с прошлым. Выпуск 8. М., 1996.

27. Галай Ю.Г. Хранить истории следы. Охрана памятников истории и культуры на Нижегородской земле. 1917-1941 гг. Горький. Волго-Вятское книжное издательство, 1989.

28. Галина Т.В. Символизм в творчестве А.С. Голубкиной // Символизм как художественное направление: Взгляд из XXI века. М., 2013.

29. Головин В.П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. М.: Изд-во МГУ, 1999.

30. Герман М.Ю. Сердцем слушая революцию. Ленинград, 1980.

31. Голубкина А.С. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983.

32. Гондельман М. О пролетарском искусстве // Нижегородская коммуна. 1919, №6 (55).

33. Гречишкин С.С. Архив А.М. Ремизова // Ежегодник РО Пушкинского Дома на 1975 г. Л., 1977.

34. Давыдова О.С. Эстетическая топография модерна // Символизм как художественное направление: Взгляд из XXI века. М., 2013.

35. Дмитргевъ Максим. Волжская коллекция. По Волге-реке. Альбом. Авторы-составители: Я. Гройсман, М. Храповицкий, В. Гройсман, С. Пожарская.

36. Доронина Л.Н. Мастера русской скульптуры XVIII-XX веков. Том II. Скульптура XX века. М., без даты.

37. Евангели А.Н. Превращения воли. Вступительная статья каталога работ Иулиана Рукавишникова // Иулиан Рукавишников. Скульптура. М., 2012.

38. Евстигнеева А.Л. Особняк на Поварской (Из истории Московского Дворца Искусств) // Встречи с прошлым. Выпуск 8. М., 1996.

39. Ефимов И.С. Об искусстве и художниках. Художественное и литературное наследие. М., 1977.

40. ЖуковЮ.Н. Иной Сталин. М., 2010.

41. Злыднева Н.В. Мотив волны в искусстве модерна // Европейский символизм. СПб.: Алетейя, 2006.

42. Злыднева Н.В. Мотив двойничества в живописи символизма и постсимволизма // Доклад, сделанный на заседании межинститутской группы под руководством доктора искусствоведения И.Е. Светлова 6 апреля 2012 г. Государственный институт искусствознания. Москва. 17 с.

43. Иконников А.И. Примечания и дополнения к опусу Л.В. Розенталя «К истории Нижегородского художественного музея» С. 8-9 // «Нижегородский музей». 2008. №15.

44. Инар Гюстав. Парижские баррикады // Экран. 1927. №12.

45. Иорданская М.К. Новый table-talk // Новое литературное обозрение. 1994. №9.

46. Ипполитова А.Б. История музея народов СССР в Москве // Этнографическое обозрение 2001. №2.

47. Калугина О.В. Женщина в старообрядческой традиции в русской культуре рубежа XIX-XX веков // Женщина в старообрядчестве. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию основания Лексинской старообрядческой обители. Петрозаводск, 2006. С. 82-91.

48. Калугина О.В. Русская скульптура Серебряного века. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 2013.

49. Калугина О.В. Скульптор Анна Голубкина. Опыт комплексного исследования творческой судьбы. М., 2006.

50. Калугина О. В. Эволюция и превращения. С. 59 // ACADEMIA. №2, 2010.

51. Камзолкин Е.И. Дневник художника. М., 2010.

52. Клюн И.В. Мой путь в искусстве. Воспоминания, статьи, дневники. М., 1999.

53. Князева Н. Каждый день и всю жизнь // Наше наследие. 1990. №3.

54. Комов О.К. Вступительная статья // Каталог выставки «Рукавишниковы». Без даты.

55. Коненков С.Т. Воспоминания, статьи, письма. Т. 1. М., 1984.

56. Коненков С.Т. Встречи. Воспоминания современников о скульпторе. М., 1980.

57. Коненков С.Т. Мой век. Воспоминания. М., 1988.

58. Коненков С.Т. Слово к молодым. М., 1958.

59. Красная Нива. (Приложение к газете «Известия»). 1924. №38.

60. Красная Нива. (Приложение к газете «Известия»). 1927. №34.

61. Кузнецов А. Первая выставка профессионального союза художников // Нижегородская коммуна. 1919. №8 (57).

62. Кузнецов И.А., Наумова О.И. Неизвестный Нижний Новгород. Нижний Новгород, 2014.

63. Лансере Евгений. Дневники. Книга третья. Художник и государство. М., 2009.

64. Лесли Р. Сюрреализм. Мечта о революции. БЕЛФАКС, 1997.

65. Лукин-Антонов Н.М. Выставка «Парижская Коммуна 1871г.» // Правда. 1928. №248 (4080).

66. Луначарский А.В. Конёнков для цирка // Вестник театра. 1919, №44.

67. Меркуров С.Д. Записки скульптора. М., 1953.

68. Макаров И.А. Купеческий Нижний. Нижний Новгород, 2006.

69. Макаров И.А. Карман России. Нижний Новгород, 2006.

70. Мантурова Т.Б. Возрождение дерева в русской скульптуре ХХ века // Русская скульптура в дереве. XX век. Государственный русский музей, 2001.

71. Музыка и революция. 1927. №12 (24).

72. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. М.,1982.

73. Наумова О.И. 100 биографий домов Нижнего: Каждый - своя судьба. Нижний Новгород, 2013.

74. Наша газета. 1926. №63.

75. Наша газета. 1926. №158.

76. Наша газета. 1926. №223.

77. Никель. Новый бюст Маркса // «Новый зритель». 1927 год. №5 (160).

78. Новый зритель. 1927. №11 (166).

79. Орлов С. Творчество художников «Бригады восьми» // Советская скульптура. М., 1984. №8.

80. Осокин В.Н. Волшебный резец: С.Т. Коненков в Москве. М., 1981.

81. Очиаури Г.А. О природе европейской скульптуры. Грузия 2002. С 53.

82. Павлюченков А.С. Памятники революционной России. М., 1986.

83. Паперный В.З. Культура Два. М., 2016.

84. Пелузо Эдмондо. Выставка по истории французской революции // Известия ЦИК. 1927. № 141 (3075).

85. Петров В.Н. Искусство С.Т. Коненкова // Мастера нашего века. Сергей Коненков. М.,1978.

86. Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Изд-во «Искусство», Ленинградское отделение, 1970.

87. Письмо А. Ремизова к П. Щеголеву, опубликованное в виде фотографии в журнале «Наше наследие», 1990, №3. С. 32 // Статья Н. Князевой «Каждый день и всю жизнь».

88. Помыткина Л.И. К вопросу о формировании собрания Нижегородского художественного музея в 1919-1923 годах. С. 18-20 // Нижегородский музей. 2008. №16.

89. Пономарев Н.А. Вступительная статья // Каталог выставки «Рукавишниковы». Без даты.

90. «Правда». 1928, 24 октября. №248 (4080).

91. Ремизов А.М. Жизнь несмертельная // Собрание сочинений. Т. 3. Петербургский буерак. М., 2000.

92. Р.И. (Рабочая иллюстрация мира). 1929. №6.

93. Р.И. (Рабочая иллюстрация мира). 1929. №14.

94. Р.И. (Рабочая иллюстрация мира). 192 №17.

95. Рожин А.И. Свыше озарен. Вступительная статья каталога работ Иулиана Рукавишникова // Иулиан Рукавишников. Скульптура. М., 2012.

96. Розенталъ Л.В. К истории Нижегородского художественного музея. С. 6 // «Нижегородский музей». 2008. №15.

97. Ромм А.Г. Скульпторы старшего поколения. Выставка художников РСФСР за 15 лет // Искусство, 1933. №4. С. 189.

98. РукавишниковМ.С. Волжские богатыри // Эхо. 1925. №18.

99. Рупор. 1925. № 4-5.

100. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.

101. Рыбаков Б.А. Язычество Древних славян. М, 2002.

102. Сарабъянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980.

103. Седова И.Н. Вспоминая Ангелину // Русское искусство. 2015. № 1. С. 72-77.

104. Седова И.Н. Династическая традиция передачи мастерства как современный феномен московской скульптурной школы // Актуальные вопросы развития искусствоведения в России, странах СНГ и тюркского мира. К 120-летию со дня рождения Петра Евгеньевича Корнилова. Часть 2. Казань, 2018. С. 49-58.

105. Седова И.Н. Династия Рукавишниковых. Александр // Третьяковская галерея. 2018, №1 (58). С. 86-107.

106. Седова И.Н. Династия Рукавишниковых. Митрофан // Третьяковская галерея. 2018, №1 (58). С. 52-67.

107. Седова И.Н. Забытые имена Серебряного века. Нижегородец Митрофан Рукавишников - основатель скульптурной династии // Уроки прошлого, вызовы XXI века и творчество Н.А. Добролюбова. Тема войны в исторической, художественной и философской памяти. Материалы международных научных конференций. Нижний Новгород, 2016. С. 188-198.

108. Седова И.Н. Митрофан и Иулиан Рукавишниковы. Эволюция метода от отца к сыну // Ценностные приоритеты и гражданская активность: рефлексии и реализация в науке, литературе и искусстве -от эпохи Н.А. Добролюбова до современности. Сборник докладов Международной научной конференции XLII чтения и Всероссийской научно-практической конференции «"В усадьбе, у себя, в раю..."(Усадьба: мир, миф и миг действительности)» Нижний Новгород, 2018. С. 140-146.

109. Седова И.Н. Митрофан Рукавишников в кругу скульпторов-современников. К проблеме реконструкции творческой судьбы мастера // Третьяковские чтения 2017. Материалы отчетной научной конференции. Государственная Третьяковская галерея. М., 2017. С. 238-253.

110. Седова И.Н. Митрофан Рукавишников: вопросы реконструкции творческой биографии мастера. К проблеме историографии // Вестник РГГУ. М., 2017. № 4 (10) часть 1. С. 92-101.

111. Седова И.Н. Митрофан Рукавишников - ученик Сергея Конёнкова // Научные конференции, круглые столы, симпозиумы. Павел Федотов, Валентин Серов, Сергей Тимофеевич Коненков, русский культурно-исторический музей в Праге. Материалы научной конференции. Государственная Третьяковская галерея. М., 2016. С. 419-431.

112. Седова И.Н. Мотивы двойничества в скульптуре Серебряного века. Анна Голубкина и Митрофан Рукавишников // Третьи казанские искусствоведческие чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2014. С. 58-65.

113. Седова И.Н. Найденный альбом // Русское искусство. 2016, №1. С.60-67.

114. Седова И.Н. Неизвестный Митрофан Рукавишников // Национальное: характер, идея, культура и самоидентификация личности в историческом развитии. Тема отцов и детей в работе

литературно-мемориальных музеев. Сборник докладов Международной научной конференции XXXX Добролюбовские чтения и IV Международной научной конференции «Мемориальные и литературно-мемориальные музеи России: тема отцов и детей в экспозиционной и научно-просветительской работе». Нижний Новгород, 2016. С. 209-216.

115. Седова И.Н. Образ матери в творчестве Александра Рукавишникова. Арт-объект, как репрезентация субъективного // Актуальные проблемы теории и истории искусства. СПГУ, 2018. С. 467-474.

116. Седова И.Н. Особенности образовательной стратегии творческой личности. По материалам биографии скульптора Митрофана Сергеевича Рукавишникова // Инновации в образовании. 2016. №10. C. 96-110.

117. Седова И.Н. От эксперимента к монументальному образу. Александр Рукавишников: скульптурная мастерская как творческая лаборатория // Искусство скульптуры в XX-XXI веках: мастера, тенденции, проблемы. М., 2017. С. 385-393.

118. Седова И.Н. Пластическое и вербальное в русском символизме // Третьяковские чтения 2014. Материалы отчетной научной конференции 2014. М., 2015. С. 216-235.

119. Седова И.Н. Скульптор Митрофан Рукавишников. Станковая пластика послереволюционного периода. (1920-1930-е годы) // Культура и искусство. М., 2017. С. 11-20.

120. Седова И.Н. «Современное язычество» скульптора Александра Рукавишникова // Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы. Prague, 2014. С. 87-102.

121. Седова И.Н. У истоков скульптурной династии. Митрофан Рукавишников: творческие искания предвоенных десятилетий // Вестник славянских культур, 2016. Т. 41, №3. С. 162-176.

122. Седова И.Н. Эволюция природы и художественные метаморфозы // История и педагогика естествознания. Выпуск 3. М., 2015. С. 71-76.

123. Седова И.Н. Языческие мотивы в творчестве Анны Голубкиной и Александра Рукавишникова. К постановке проблемы // Третьяковские чтения 2013. Материалы отчетной научной конференции. М., 2014. С. 339-354.

124. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермское книжное издательство, 1967.

125. Сергей Коненков. М., 1978.

126. Сиблер М. Искусство Древней Греции. Tashen/Арт-родник, 2007.

127. Силина М.М. История и идеология: монументально -декоративный рельеф 1920-1930-х годов в СССР. М., 2014.

128. Сим. Дрейден. Уроки Луначарского // Луначарский А.В О массовых празднествах, эстраде, цирке. М., 1981. URL: http: // lunacharsky.newgod. su/Hb/o-massovyh-prazdnestvah/uroki-lunacharskogo.

129. Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. Нижний Новгород, 2007.

130. Соколов М.Н. Павел Филонов. М., 2008.

131. Топорков А.К. Волжские грузчики // Рупор. 1924. №4.

132. Топорков А.К. Новые пути в скульптуре // Жизнь искусства. 1926. №47.

133. Фабзавком (издательство газеты «Труд»). 1924. №3.

134. Хазанова В.Э. Некоторые вопросы синтеза искусств в современной архитектуре первых послереволюционных лет. М., 1963.

135. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. М., 1996.

136. Цветаева А.И. Неисчерпаемое. М., 1992.

137. Шмерельсон Г. Первая выставка членов союза художников Нижнего Новгорода // Жизнь и творчество Русской молодежи. 1919. № 22.

138. Шуб Э.И. Крупным планом. М., 1959.

139. Эхо. 1925. №14.

140. Эхо. 1925. №22.

141. Эхо. 1925. №23.

142. Якимович А. К. Двадцатый век. Три лика мистерии // Собрание, 2011. №1.

143. Якимович А. К. Превращения Иулиана Рукавишникова// Иулиан Рукавишников. Скульптура. М., 2012.

144. Янковская Г.А. «Всекохудожник» в тисках советской экономики // Художник между властью и рынком. Культурологические записки 14. М., 2013.

Издания на иностранных языках

145. J. Louis Engdahl. Young Sculptor Begins to Express the Aspirations of Revolution in Marble // The Daily Worker. 1927, Sept.28. №220.

146. Skworzow A.M. Die Skulpturen-Ausstellung // DZZ (Deutsche Zentral-Zeitung). 1933, 28 Juli. №172 (1393).

Каталоги, бюллетени, альманахи

147. Александр Рукавишников. Skira editore, Милан, 2009.

148. Государственная Третьяковская галерея. Серия «Скульптура XVШ-XX веков». Том I. Скульптура XVШ-XIX веков. Каталог собрания. М., 2000.

149. Государственная Третьяковская галерея. Серия «Скульптура XVШ-XX веков». Том II. Скульптура первой половины XX века. Каталог собрания. М., 2002.

150. Государственная Третьяковская галерея. Серия «Скульптура XVШ-XX веков». Том III. Скульптура второй половины XX века. Каталог собрания. М., 1998.

151. Бюллетень Всероссийского Кооперативного Товарищества Художник. Апрель 1931.

152. Бюллетень Всероссийского Кооперативного Союза художников «Всекохудожник». Июнь 1932 г. М., без даты.

153. Домогацкая С.П. Николай Андреев в контексте времени // Скульптор Николай Андреев. М., 2017

154. Иулиан Рукавишников. Скульптура. М., 2012.

155. Каталог I выставки Общества «Союз советских художников» с 15 апреля 1931 года. М., без даты.

156. Каталог XXV выставки «Всекохудожника», апрель-май 1932 г. Выставка работ художников командированных в районы индустриального и колхозного строительства. М., без даты.

157. Леняшин В.А. «Мир искусства» - миссия искусства // Дягилев и его эпоха. Альманах. Вып. 11. СПб., 2001.

158. Логдачева Н.В. Первые скульптурные работы В.И. Мухиной // Вера Мухина. Альманах. Вып. 245. СПб, 2009.

159. Отчетная выставка произведений художников командированных Совнаркомом РСФСР, Наркомпросом РСФСР, Всекохудожником, МОССХ. Каталог выставки. М., 1934.

160. Петрова Е.Н. Вступительная статья к альманаху «Дягилев и его эпоха». Вып. 11. СПб., 2001.

161. Рукавишников М.С. Творческая автобиография советских художников. Художник-скульптор М.С. Рукавишников. Для издания ИЗОГИЗА // Митрофан Рукавишников. Альбом-каталог. Автор-составитель И.Н. Седова. М., 2017. С. 193-198.

162. Рукавишниковы. Каталог выставки. Без даты.

163. Седова И.Н. Митрофан Рукавишников. Альбом-каталог. М., 2017.

164. Скульптура «Всекохудожника» 1929-1932. М., 1932.

165. Славова Л.А. Рыцарь скульптуры // Борис Королев. Каталог выставки. СПб, 2008.

166. Художники РСФСР за XV лет (1917-1932). Каталог выставки. М., 1933.

167. Alexander Rukavishnikov. Selected works. Palace editions. Без даты. Рукописи и документы

168. Альбом с рисунками М.С. Рукавишникова. Архив семьи Рукавишниковых.

169. Аттестат зрелости Митрофана Рукавишникова. Архив семьи Рукавишниковых.

170. Рукавишников И.М. Скульптура-профессионализм. Рукопись. Архив семьи Рукавишниковых.

171. Скульптура. Работы М.С. Рукавишникова. Машинописная копия. Архив семьи Рукавишниковых.

172. Фотоархив семьи Рукавишниковых.

173. ОР ГТГ. Ф. 122, ед. хр. 160. Кузнецов Н.Е. Воспоминания. Митрофан Сергеевич Рукавишников.

174. РГАЛИ. Ф. 1147. оп. 2 ед. хр. 7. Родословная схема Рукавишниковых.

175. РГАЛИ. Ф. 1147. оп. 2 ед. хр. 23. Рукавишников И.С. Письмо Конёнкова Сергея Тимофеевича Рукавишникову Ивану Сергеевичу. 24 февраля 1924.

176. РГАЛИ. Ф. 2442. Дело №49. Оп. 1. Кузнецов Николай Ефимович. Фотографии Кузнецова Н.Е. в группах с М.Р. Кузнецовой, Д.И. Нечкиным, М.С. Рукавишниковым, К.М. Федоровым и др.

177. РГАЛИ. Ф. 2442. Е. х. 60 оп. 1. Кузнецов Николай Ефимович. Фотографии сотрудников института Маркса и Энгельса: М.Э. Голосовкер, Д.И. Нечкина и др.

178. РГАЛИ. Ф. 2442. Е. х. 34. Оп. 1. л. 78. Рекомендация М.С. Рукавишникова Кузнецову Ник. Еф. (ул. Горького 30/2 кв.4) для вступления в Союз Советских художников Живописный сектор. 1942 III 15.

179. РГАЛИ. Ф. 645. оп. 1. е. х. 441. Главное управление по делам искусств НКП РСФСР (Главискусство).

180. РГАЛИ. Ф. 645. оп. 1. е. х. 485. Главное Управление по делам художественной литературы и искусства Н.К.П.Р.С.Ф.С.Р. (Главискусства). Секция изобразительных искусств. Протокол № 7 заседания Государственной Комиссии по приобретениям от 17/1 - 1930 года. 31. 20/1.

181. РГАЛИ. Ф. 2075. оп. 7. ед. хр. 347. Управление по делам искусств при СМ РСФСР. Дело Союза Художников. (1937 - 14 марта 1946). Список членов МОССХ'а на 1942-й год.

182. РГАЛИ. Ф. №2943, оп. №1, е. х. №2104. С. 2. Акт Комиссии, созванной Скульптурно-Производственным Комбинатом «Всекохудожник» по вопросу об освобождении модельного склада на б. территории Комбината по требованию филиала завода им. Ворошилова.

183. РГАЛИ. Ф. №2943, оп. №1, е. х. № 2104. С. 8. Московский союз советских художников (МССХ) секция скульптуры. Ч. 1. 17 января - 22 июня 1942 г. Заявление члена МОССХ - скульптора М.С. Рукавишникова.

184. РГАЛИ. Ф. №2943, оп. №1, е. х. №2104. С. 9. Выписка из протокола заседания Бюро скульптурной секции МОССХ от 10.02.42.

185. РГАЛИ. Ф. №2943, оп. №1, е. х. №2104. С. 10. Постановление.

186. РГАЛИ. Ф. №2943, оп. №1, е. х. №2104. С. 22. Протокол совещания скульпторов в оргкомитете ССХ С.С.С.Р. 23 января 1942 г.

187. РГАЛИ. Ф. №2943, оп. №1, е. х. №2104. С. 48. Список скульпторов, рекомендованных на получение заказа в Управлении скульптурных предприятий Худ. Фонда.

188. РГАЛИ. Ф.2943. оп. 1. е. х. 2104. с. 55. Список художников с указанием мест назначения для работы над созданием портретов героев Советского Союза.

189. РГАЛИ. Ф. №2943, оп. №1, е. х. №2129. л. 35. Московский союз Советских художников. (МССХ). Секция скульптуры. 19 января - 22 декабря 1946 г. Заявление от А.Н. Рукавишниковой.

190. РГАСПИ. Инвентарная книга №14. К-ция «Скульптура».

191. РГАСПИ. Ф. 374. оп. 1. дело №9. л. 31. Штатное расписание Института К. Маркса и Ф. Энгельса, распоряжения, списки и личные листки сотрудников ИМЭ, переписка по личному составу. I января 1925г. - 25 февраля 1931 г. Список научных сотрудников Института К. Маркса и Ф. Энгельса - на 15 января, 1931.

192. РГАСПИ. Ф. 374. оп. 1. дело №9. л. 42. Штатное расписание Института К. Маркса и Ф. Энгельса, распоряжения, списки и личные

листки сотрудников ИМЭ, переписка по личному составу. I января 1925г. - 25 февраля 1931 г. Музей.

193. РГАСПИ. Ф. 374, оп. 1, дело №14, л. 14. С.С.С.Р. Институт К. Маркса и Ф. Энгельса «ИМЭ» при Ц.И.К. С.С.С.Р. 24 апреля 1926 г. №1359.

194. ЦАНО. Ф. 120. оп. 2, е. х. 38, л. 212. №7672. В Городской Жилищно-Земельный Отдел.

195. ЦАНО. Ф. 120. оп. 2, е. х. 38, л. 213. Список лиц, живущих в здании Народного Музея в доме № 10 на Откосе.

196. ЦАНО. Ф. 120. оп. 2, е. х. 38, л. 4. Выписка из протокола заседания Комитета Нижегородского городского художественного исторического музея 4-го марта (19 февраля) 1918 года. По вопросу о переводе музея.

197. ЦАНО. Ф. 120. оп. 2, е. х. 38, л. 5. Выписка из протокола заседания Комитета Нижегородского городского художественного исторического музея 4-го марта (19 февраля) 1918 года. По вопросу о переводе музея. А.П. Мельников - в защиту И.С. Рукавишникова.

198. ЦАНО. Ф. 120. оп. 2, е. х. 38, л. 9. Р.Ф.С.Р. Народный комиссариат по просвещению отдел Упр. Делами 18 июля 1919 года №6904. Охранная грамота. Копия.

199. ЦАНО. Ф. 120. оп. 2, е. х. 38, л. 10. Р.Ф.С.Р. Народный комиссариат по просвещению Отдел Упр. Делами 18 июля 1919 года №6905. Охранная грамота. Копия.

200. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15. е. х. 17, л. 15. Нижегородский раб. и крестьянск. Депутат. Губернский Отдел Народного образования. Подотдел искусств. Марта 21 дня 1919 г. №2391. Удостоверение.

201. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15. е. х. 17, л. 22. В квартирную часть Транспортного Отдела Губвоенкома. №8422. 22/Ш-19г.

202. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15. е. х. 17, л. 25. (Об организации Свободных Государственных Художественных Мастерских в Нижнем Новгороде)

203. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 35. Удостоверение №25-85. 29/Ш-19г.

204. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 65. В комиссариат, в Народный Комиссариат по Просвещению, Отдел Изобразительных Искусств.

205. ЦАНО. Ф.120. оп.15, е. х. 17, л. 79. Удостоверение е. Р.С.Ф.С.Р. 24 января 1919 г. №606.

206. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 108. Список личного состава Подотдела Искусств и Художественного и Исторического Музея.

207. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 114. Заседание Коллегии по делам искусств Нижегородского Губернского Отдела Народного Образования. 8 мая 1919 г.

208. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 141. Список Художественного музея.

209. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 168. М.С. Рукавишникову. 23/VII 19 г.

210. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 176. Краткий отчет о состоянии Нижегородского Художественного Музея за первое полугодие 1919 года.

211. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 181. Гр. Рукавишникову.

212. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 190. В Нижегородский отдел Народного Комиссариата по просвещению. 22/VIII. Подотдел искусств.

213. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 191. №7201. 23/VIII 19 г. В Междуведомственную Комиссию.

214. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 196. АН 182. 26/VIII. Подотд. Искуссв. В управление делами Нижгуботнароба.

215. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 212. В Городской Жилищно-Земельный Отдел. 2/IX-19. № 7672.

216. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 213. (к №7672). Список лиц, живущих в здании Народного Музея в доме № 10 на Откосе.

217. ЦАНО. Ф. 120. оп. 15, е. х. 17, л. 246. (о записи в Нижегородские Художественные мастерские).

Интернет ресурсы

218. Антиквар на Мясницкой. URL: http://www.antique13.ru/blog/80-biografii-khudozhnikov/97-voloshinov-voloshin-valerian-andreevich-1887-1938.

219. Гапеева В.И. Кузнецова Э.В. «Л.В. Шервуд (1871-1954) "Часовой"» // Беседы о советских художниках, М.-Л. 1964. URL: Artvek.ru.

220. Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. История музея. URL: http://www.arts-museum.ru/museum/history/index.php .

221. Музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Дом на Большой Садовой. URL: http://dom10.bulgakovmuseum.ru.

222. Научное наследие России. Топорков Алексей Константинович. URL: http://e-heritage.ru/ras/view/person/history.html?id=46992067.

223. Нижегородские фотографы. Карелин Андрей Осипович. URL: http : //nn-panorama.narod.ru/publ/karelin_andrej_o sipovich/1-1-0-2.

224. Образцова А.Г. Творческое наследие Эдварда Гордона Крэга. URL: http://teatr-lib.ru/Library/Craig/vosp/#_Toc336608704.

225. Открытый текст. Электронное периодическое издание. Мельников Андрей Павлович. URL: http://www.opentextnn.ru/history/historiografy/historians/ros/nn/?id=340.

226. Пантелеева Ксения. Судьба Нижегородского купечества в трилогии И.С. Рукавишникова «Проклятый род». URL: http://teacher-klimova.narod.ru/index/0-15.

227. Первая мировая война 1914-1918 годы. URL: http://иванов-ам.рф/vse_voiny_rossii/20_vek_02. html.

228. Прицкер Майя. Диего Ривера и Рокфеллеры. URL: http : //reporterru.com/?p=16991.

229. Розанов Ю.В. Драматургия Алексея Ремизова и проблема стилизации в русской литературе начала XX века// Глава V. Опыт реставрации народной драмы. http : //www.booksite. ru/fulltext/dis/ser/tac/dissertacii/rozanov/5. htm

230. Серпинская Н.Я. Флирт с жизнью. Главы из «Мемуаров интеллигентки двух эпох»//Наше наследие, 2003. №65. [Электронный ресурс] URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6505.php.

231. Устинова Ирина. Иулиан Рукавишников//Персона. №2, 2000. URL : http : //www.peoples.ru/art/sculpture/rukavishnikov/iulian.

232. Хазанова В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925гг.М., 1970.

http://www.alyoshin.ru/Files/publika/hazanova/hazanova_october_16.html# mon.

233. Харевский С. Московский архитектор из Пинска. http : //www.istpravda.ru/pictures/2115.

234. Шиян Л.И. Иван Рукавишников и его роман "Проклятый род"/, http://az.lib.ru/r/rukawishnikow_i_s/text_1999_shiyan.shtml.

235. Яхонт О.В. Советская скульптура. М., 1973. URL:http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st004.shtml. Дата обращения 11.02.2017.

236. URL: http://moscowgrand.ru/10255-Malaja_Semenovskaja_1_str_1_Usadebnyj_dom_Nosovyh-

Rj abushinskoj .html.

Медиа-источники

237. Интервью С.О. Шмидта о М.С. Рукавишникове в фильме «Хроника летящего слона». Производство: киностудия «Фильм-Медиа», 2012.

Список сокращений

АН СССР - Академия наук Союза Советских Социалистических республик ВАК - Высшая аттестационная комиссия

ВКП(б) - Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) Всекопромсоюз - Всероссийский союз промысловой кооперации Всекохудожник - Всероссийское кооперативное товарищество «Художник» ВЦСПС - Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов ГИМ - Государственный исторический музей

ГМИИ им. А.С. Пушкина - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

ГСХМ - Государственные свободные художественные мастерские ГТГ - Государственная Третьяковская галерея ГУБОНО - Губернский отдел народного образования

ГЦМСИР - Государственный центральный музей современной истории России

ИЗОГИЗ - «Изобразительное искусство», советское специализированное издательство

ИМЭ - Институт К. Маркса и Ф. Энгельса

ИМЭЛ - институт Маркса-Энгельса-Ленина. (В ноябре 1931 года институт ИМЭ был объединен с институтом Ленина и создан институт Маркса-Энгельса-Ленина: ИМЭЛ). ММГ - Мемориальный музей А.С. Голубкиной

МоМА - Museum of Modern Art, один из первых музеев современного искусства в мире. Находится в Нью-Йорке на Манхеттене (США).

МОСХ - Московское отделение союза художников. (В 1959 г. МССХ, как самостоятельная организация, вошёл в Союз художников РСФСР и был переименован в Московское отделение Союза художников РСФСР - МОСХ РСФСР).

МОССХ - Московское отделение союза советских художников

МССХ - Московский Союз Советских художников. Так он стал называться с

1938 года. До этого аббревиатура была следующей: МОССХ.

МУЖВ - Московское училище живописи и ваяния

МУЖВЗ - Московское училище живописи, ваяния и зодчества

МХТ - Московский художественный театр

Наркомпрос - Народный комиссариат просвещения

НЭП - Новая экономическая политика

ОКДВА - Особая Краснознаменная Дальневосточная армия

ПУР - Политуправление Реввоенсовета

РАХ - Российская академия художеств

РГАЛИ - Российский государственный архив литературы и искусства РГАСПИ - Российский государственный архив социально-политической истории

РККА - Рабоче-Крестьянская Красная Армия

СНР - секция научных работников в профсоюзе работников просвещения

ССХ - Союз советских художников

СТД - Союз театральных деятелей

СХШ - Средняя художественная школа при РАХ

ТЕО - Театральный отдел

ЦАНО - Центральный архив нижегородской области ЦИК - Центральный исполнительный комитет ЦКБу - Центральная клиническая больница «Узкое»

Приложение 1

Каталог произведений Митрофана Сергеевича Рукавишникова

1909-1911

Голова слепого певца. Дерево. Местонахождение неизвестно402.

Голова ведьмы. Дерево. 28х42х23. Собрание семьи Рукавишниковых.

Луна». (В некоторых источниках носит название «Лунное божество»).

Мрамор. Местонахождение неизвестно.

Домовой. Материал и местонахождение неизвестны.

Голова старухи. Бронза. Местонахождение неизвестно.

Дерево-Демон. Гипс. Местонахождение неизвестно.

Голова. Мрамор. Местонахождение неизвестно.

1910 Свист - голова. Дерево. 42х82х49. Собрание семьи Рукавишниковых.

1911 Дракон. Рельеф. Мрамор. 29х23. Собрание семьи Рукавишниковых.

1912 Голова грузчика. Бронза. Местонахождение неизвестно.

1912-1913

Грузчик с мешком. Гипс. 1,5 натуры. Местонахождение неизвестно. Грузчик с бочкой. Гипс. 1,5 натуры. Местонахождение неизвестно. Сгонщики плотов. Горельеф. Гипс, обработанный краской. Местонахождение неизвестно.

1913-1920 Экспериментальные работы по созданию передвижной фрески «Отдыхающие грузчики», 2х2,5м. Местонахождение неизвестно.

1923

Эскизы костюмов и декораций к монументально-театральной постановке «Моцарт и Сальери», 3 листа. Собрание семьи Рукавишниковых:

«Эскиз сценической декорации». Бумага. Смешанная техника. 80х63. «Моцарт». Бумага. Смешанная техника. 80х63. «Сальери». Бумага. Смешанная техника. 80х63.

402 В тех случаях, когда не указаны те или иные данные, касающиеся работ М.С. Рукавишникова, они считаются на данный момент неустановленными.

1923-1924

Эскизы костюмов и декораций к монументально-театральной постановке Хорео-действо «Исход», 21 лист. Собрание семьи Рукавишниковых:

«Эскиз театральной декорации». Бумага, смешанная техника. 69х51.

«Без названия». [Персонаж с длинной бородой и с рогами]403.

Бумага, графитовый карандаш, золотая краска. 32х43.

Бумага, графитовый карандаш, бронзовая краска. 32х43.

«Без названия». [Дед с клюкой]. Бумага, графитовый карандаш. 24х35.

«Аарон». Бумага, графитовый карандаш. 55х73.

«Гром, Град, Дождь». Бумага, графитовый карандаш. 70х47.

«Группа Фараона». Бумага, графитовый карандаш, пастель, золотая

краска (гуашь?). 68х45.

«Египет». Бумага, графитовый карандаш, золотая краска, восковой мел (?). 64х45.

«Жабы». Бумага, графитовый карандаш. 70х47. «Змеи». Бумага, графитовый карандаш, золотая краска. 73х54. «Золотой телец». Бумага, графитовый карандаш, бронзовая краска. 69х57.

«Кровь». Бумага, цветной карандаш.45х33.

«Мариам». Бумага, графитовый карандаш. 51х70.

«Мошки - 12 - дети». Бумага, графитовый карандаш. 67х45.

«Народ Израильский - (группа коленопреклоненных

женщин)». Бумага, графитовый карандаш. 74х55.

«Народ Израильский - (группа коленопреклоненных

мужчин)». Бумага, графитовый карандаш. 74х55.

«Песьи мухи». Бумага, графитовый карандаш. 62х44.

«Деталь массового балета 3-его акта - мужская фигура из "Пляски

Золота"». Бумага, графитовый карандаш. 69х51.

«Саранча». Бумага, графитовый карандаш. 70х47.

«Символ слабости». Бумага, графитовый карандаш. 66х45.

«Старейшины». Бумага, графитовый карандаш. 72х56.

«Тьма». Бумага, графитовый карандаш. 70х47

ноябрь 1924 - январь 1925

Эскизы костюмов и декораций к монументально -театральной постановке «Балет на льду», 7 листов. Собрание семьи Рукавишниковых:

403 Для удобства обозначения работ в квадратных скобках даны условные названия для тех графических листов, которые не имеют авторского названия.

«Без названия». [Персонаж с оранжевыми факелами]. Бумага, графитовый карандаш, акварель. 51х69.

«Без названия». [Персонаж с синими факелами]. Бумага, графитовый карандаш, акварель. 51х69.

«Без названия». [Персонаж с желтыми факелами]. Бумага, акварель, карандаш. 51х69.

«Без названия». [Персонаж с фиолетовыми факелами]. Бумага, графитовый карандаш, акварель. 51х69.

«Глашатай праздника». Бумага, графитовый карандаш акварель. 69х51.

«Лучи света». Бумага, графитовый карандаш, акварель, золотая краска. 50х70.

«Группа черных плащей», «Группа белых плащей». Бумага, гуашь. 55х75

1924-1925

Эскизы костюмов и декораций к монументально-театральной постановке «Царь Максимилиан», 13 листов. Собрание семьи Рукавишниковых:

«Град Антон». Эскиз сценической декорации. Бумага, графитовый карандаш, гуашь, акварель, бронзовая краска. 51х69. «Венерин брат Звезда». Бумага, графитовый карандаш, акварель. 55х75.

«Кумирицкая богиня». Смешанная техника 75х55.

«Поп и дьякон». Бумага, графитовый карандаш, акварель. 70х52.

«Смерть Аники-воина». Бумага, смешанная техника. 55х75.

«Ябеда». Бумага, графитовый карандаш, акварель. 51х69.

«Старик-гробокопатель». Бумага, графитовый карандаш,акварель.

56х36.

«Старуха могильщикова Маланья». Бумага, графитовый карандаш, акварель. 56х37.

«Чертенок». Бумага, графитовый карандаш. 26х28. «Скороход-фельдмаршал». Бумага, графитовый карандаш. «Кузнец». Бумага, графитовый карандаш. Предположительно «Адольф - непокорный сын царя».

Бумага, графитовый карандаш. 13,5х30.

Предположительно «Исполинский рыцарь». Бумага, графитовый карандаш. 13,5х30.

Предположительно «Царь Максимилиан». Бумага, графитовый карандаш. 14,5х28.

1926 Эскизы костюмов и декораций к монументально-театральной постановке «Робеспьер» (первоначально носила название «Максимильян»). Не сохранились.

1925-1930

Марат. Бюст. Мрамор. 49х50х19. РГАСПИ. Инв. 32181. СК 235. Феликс Дзержинский. Голова и другие портреты. Материал и местонахождение неизвестны. Проект памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу.

1925

«Через голову отмирающей воловьей обработки к грядущей механизированной сельскохозяйственной культуре». Проект монументально-конструктивной скульптуры для постройки из дерева или металла. Художник Митрофан Рукавишников, скульптор Михаил Тихомиров. Местонахождение неизвестно.

Дантон. Гипс тонированный. Собрание семьи Рукавишниковых.

1926

О. Бланки. Бюст. Мрамор. Местонахождение неизвестно. (Акт №358 от 21.06.78 Государственного Эрмитажа: мрамор списан как не найденный). Экземпляр, отлитый из металла тонированного под мрамор, находится в РГАСПИ. 48х42х14. Инв. 99611. СК 115. Карл Маркс. Мрамор. Местонахождение неизвестно.

1927 Гимн революции. Проект монументальной скульптурной группы. Вариант в глине. Местонахождение неизвестно.

1928 Гегель. Бюст. Мрамор. 1928. 44х65х40. Собрание семьи Рукавишниковых.

1929

Спиноза. Гипс. Местонахождение неизвестно.

Парижские коммунары 1871г. Дерево. Местонахождение неизвестно.

До 1930-го Садовница. Малая скульптура. Гипс. Местонахождение неизвестно.

1929-1932

Сван. Проект монументальной композиции. Гипс. На страже. Фигура в рост. Гипс. 61х16х20. Музей современной истории России. ГИК 9183/4. (Вариант: Гипс. 32х14х16. Собрание семьи Рукавишниковых).

На вахте. Фигура в рост. Гипс. Местонахождение неизвестно. Клоуны. Малая скульптура. Фарфор. Местонахождение неизвестно. Лошадь. Камень. 50х60х15. Местонахождение неизвестно.

Адам Смит. Мрамор. Местонахождение неизвестно. Переходящий приз для ОКДВА. Конная группа. Бронза. Приз для конной дивизии. Местонахождение неизвестно. Бронзовый отлив, 1990-е, 63х32х57. Собрание семьи Рукавишниковых.

1931 Три поколения на производстве. Три головы. Гипс. Местонахождение неизвестно.

1932 Проект памятника Советскому аэростроительству.

Премирован в 1932 году.

1933

Голова молодого свана. Бюст. Гипс. Местонахождение неизвестно. Проект памятника В.И. Ленину. По заказу Бежицкого Горсовета Западной области для Брянских заводов. Рекомендован к постройке в 1933.

До 1934 Девушка с попугаями. Гипс. Местонахождение неизвестно. Бронзовый отлив, 14х32х10, собрание семьи Рукавишниковых. (Отсутствует деталь - птица над головой девушки).

1934

Проект монумента, посвященного героическим завоеваниям воздушных пространств советскими стратонавтами. Модель выполнена по заданию Всероссийского объединения художников, была признана лучшей на всесоюзном конкурсе, но проект не был осуществлен. Местонахождение неизвестно. Эскиз Триумфальной арки. Бумага, карандаш. Местонахождение неизвестно.

Эскиз фонтана. [Рыбаки, держащие на плечах сеть с рыбой]. Бумага, сангина, цветной карандаш. 55х41. Собрание семьи Рукавишниковых. Эскиз фонтана. [Конный памятник: сван трубит в буки]. Бумага, графитовый карандаш, цветной карандаш. 45х55. Собрание семьи Рукавишниковых.

Эскиз фонтана. [Лебеди]. Графитовый карандаш, цветной карандаш. 55х43. Собрание семьи Рукавишниковых.

Доска почета «Сталинградстрой». (г. Бобрики404). Бронза. Макет монумента «ХХ лет Советов». Задуман для Ленинских гор в Москве. Не осуществлен. Местонахождение неизвестно. Проекты монумента «ХХ лет Советов». Бумага, тушь, карандаш. 2 листа. Местонахождение неизвестно.

Эскиз монумента «ХХ лет Советов». Бумага, графитовый карандаш цветной карандаш. 79х69. Собрание семьи Рукавишниковых. Эскиз монумента «ХХ лет Советов». Бумага, графитовый карандаш, цветной карандаш. 77х77. Собрание семьи Рукавишниковых. Эскиз фонтана. [ Обнаженный мужчина на коне, держащий в руках сеть с рыбой]. Бумага, пастель, восковой карандаш. 40х60. Собрание семьи Рукавишниковых.

1936

Эскиз памятника Потемкинцам для Одессы. Бумага, тушь, карандаш. Местонахождение неизвестно.

Макет памятника Потемкинцам для Одессы. Не осуществлен. Местонахождение неизвестно.

Вариант эскиза памятника Потемкинцам. Бумага, тушь, карандаш. 2 листа. Местонахождение неизвестно.

Фонтан «Капитель». Установлен в саду Эрмитаж в Москве. Не сохранился.

1937

«Оборона Царицына». Проект архитектурно-скульптурного монумента для главной площади набережной Красный Октябрь в Сталинграде. Архитектор А. Мешкичев. Бумага, тушь, карандаш. 3 листа. Местонахождение неизвестно. «Оборона Царицына». Макет архитектурно-скульптурного монумента. Местонахождение неизвестно.

1938 Н.Г. Чернышевский защищает диссертацию. Мрамор. 110х120х70. МУК Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского. г. Саратов. Основной фонд №369. Поступила в музей в 1948 году от Комитета по делам Культпросвет. учреждений при Сов. Мин. РСФСР к 120-летию со дня рождения Н.Г. Чернышевского.

1939 Бык. Монументально-декоративная фигура, выполненная для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Бетон. Местонахождение неизвестно.

1930-е

Проект мраморного бюста М.С. Щепкина и архитектурной

404 г. Бобрики - ныне Новомосковск, город в Тульской области. С 1933 по 1961 - Сталиногорск.

обработки стены фойе для Курского театра. г. Курск. Иван Грозный. Бюст. Гипс. Местонахождение неизвестно. М.И. Кутузов. Бюст. Гипс. Местонахождение неизвестно. П.С. Нахимов. Бюст. Местонахождение неизвестно. Петр Великий. Бюст. Местонахождение неизвестно. Фонтан «Флора». Бронза. (Осуществлен). Фонтан «Павлин». (Осуществлен).

Конец 1930-х

Монументально-декоративная композиция, посвященная русским авиаторам для оформления Центрального Дома гражданского воздушного флота на Ленинградском шоссе в Москве. Также для этого здания М.С. Рукавишников создает барельефы с изображениями деятелей авиации. Бетон. Не сохранились.

Голова пилота. Этюд к монументально-декоративной композиции, посвященной русским авиаторам для оформления Центрального Дома гражданского воздушного флота на Ленинградском шоссе в Москве. Глина. Собрание семьи Рукавишниковых.

Начало 1941

Четыре макета и один эскиз к монументально-декоративным композициям на тему «Дружба народов» для установки на Большом Каменном мосту в Москве. (Конные статуи). Местонахождение макетов неизвестно.

Эскиз монументального рельефа. Бумага, карандаш. Местонахождение неизвестно.

1945 Муза с бубном. Монументально-декоративная композиция, предназначенная для установки на фасаде Государственного академического Большого театра в Москве. 1945г. Известняк. В. 3,5м. (В данный момент скульптура демонтирована и находится в собрании семьи Рукавишниковых).

1940-е

Иван Павлов. Бюст. Гипс. Местонахождение неизвестно. Солдат. Бюст. Мрамор. Местонахождение неизвестно.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.