Мировосприятие и философия автора и героев в художественном мире И. А. Бунина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Новикова, Елена Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 208
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Новикова, Елена Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Мир природы и человека в поэзии И.А.Бунина.
ГЛАВА II. Формирование творческой индивидуальности Бунина-прозаика (от "Антоновских яблок" к "Митиной любви")
ГЛАВА III. "Новый тип прозы" И.А.Бунина в интерпретации филологической науки (роман "Жизнь Арсеньева" и цикл
Темные аллеи").
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Концепция человека в творчестве И. А. Бунина1997 год, кандидат филологических наук Плешков, Владимир Викторович
Природа в прозе И. А. Бунина2000 год, кандидат филологических наук Вазина, Марина Федоровна
Диалектика образа Украины в творчестве И. А. Бунина: Историко-культурный и структурно-поэтический аспект2000 год, кандидат филологических наук Юрченко, Лариса Николаевна
Мифопоэтический и философско-эстетический аспекты воплощения образа природы в прозе И.А. Бунина2004 год, кандидат филологических наук Иванова, Диана Михайловна
Образ детства в творческом наследии И.А. Бунина2009 год, кандидат филологических наук Черкашина, Елена Леонидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мировосприятие и философия автора и героев в художественном мире И. А. Бунина»
Личность И.А.Бунина-художника остается неразгаданной до сих пор, хотя изучению его творческого наследия посвящено немало исследований. Он достиг необыкновенных высот в своем искусстве, признан выдающимся мастером слова. Его судьба была и счастливой, и трагичной. В неутоленной тоске по родной земле и духовной близости с ней он провел, живя на чужбине, 30 лет. На Западе Бунин пережил короткий период шумной славы, связанный с присуждением ему Нобелевской премии в 1933 году, но очень скоро европейские читатели его забыли.
В настоящее время тема данной работы представляется актуальной. Это обусловлено интенсивным вниманием широкого круга читателей к художественному наследию И.А.Бунина, ко всему что связано с формированием его творческой личности, а также глубоким интересом наших современников к вопросам философским: добра и зла, памяти, жизни и смерти.
Научная новизна работы состоит в комплексном литературоведческом подходе к бунинским текстам. Это современное специальное исследование, в котором последовательно анализируется цельная художественно-философская система И.А.Бунина
Цель нашего диссертационного исследования - раскрыть особенности мировосприятия и философии автора и героев в художественном творчестве И.А.Бунина.
Целью работы были определены следующие задачи:
1) обозначить философско-эстетические аспекты бунинской поэзии и прозы;
2) выделить значимые компоненты мировосприятия автором и героями природы и Вселенной в бунинском творчестве;
3) выявить поэтику выражения воплощения мирочувствования автором "Жизни Арсеньева".
Материалом исследования являются поэтические произведения и различные прозаические жанры, воспоминания, литературно-критические статьи, посвященные восприятию бунинского творчества в различные периоды XX века. Предметом изучения в работе является творчество И.А.Бунина в полном объеме. Особое внимание в диссертации уделяется анализу рассказов "Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", романа "Жизнь Ар-сеньева", книги "Темные аллеи" как наиболее зрелым произведениям И.А.Бунина, в значительной мере отразившим творческую эволюцию писателя. В исследовании рассматриваются произведения, включенные в школьную и вузовскую программы, так как, на наш взгляд, целесообразнее проанализировать специфику художественного мира И.А.Бунина, на примере тех текстов, которые формируют представление об этом удивительном художнике у юношества. На данном этапе развития буниноведения существует необходимость систематизировать и обобщить накопленный литературоведческий материал, отражающий все грани творчества писателя.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды теоретиков и историков литературы: М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева,
Ю.М.Лотмана; буниноведов В.А.Афанасьева, А.К.Бабореко, Т.М.Бонами, А.А.Волкова, В.А.Гейдеко, Н.П.Евстафьевой, И.П.Карпова, Г.П.Климовой, Ю.Мальцева, О.Н.Михайлова, Л.А.Смирновой и других.
Исследование включает элементы сравнительно-структурного, сравнительно-исторического, историко-биографического методов. В зависимости от характера анализируемого материала в отдельных главах преобладает тот или иной метод исследования. Изложение ведется в проблемно-хронологической последовательности.
Объем и структура диссертации были определены спецификой исследуемой проблемы, поставленными целью и задачами.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библио
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Русская литература XIX века в контексте художественной прозы И. А. Бунина: Проблема реминисценций1998 год, кандидат филологических наук Атаманова, Елена Тихоновна
Дневники И. А. Бунина в контексте жизни и творчества писателя2000 год, кандидат филологических наук Крюкова, Наталья Григорьевна
Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И.А. Бунина: На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол"2003 год, кандидат филологических наук Смелковская, Марина Юрьевна
Древнерусская литература в эстетическом восприятии и творческой практике И. А. Бунина1998 год, кандидат филологических наук Меренкова, Светлана Борисовна
Художественное миросозерцание И.А. Бунина конца 1880-х - начала 1900-х годов2011 год, кандидат филологических наук Балановский, Роман Михайлович
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Новикова, Елена Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всей своей жизнью, судьбой, биографией И.А.Бунин принадлежит России, великой русской литературе. Он входил в нее в сложную эпоху умирания, ухода прежней России, накануне революций, о которых так много говорили, которых ждали, в том числе и писатели, готовили, призывали. Автор "Антоновских яблок", в отличие от многих, никогда не выступал в поддержку революционеров, не создавал революционных стихов или обличительных произведений - как почти все русские писатели (он слишком хорошо знал крестьян, деревню, свой народ и видел кроме черт добрых, благих, божеских
- и дикость, и жестокость, и тупую силу русского мужика). Бунин сожалел о добром, старом укладе жизни, он любил старинные усадьбы, тихую милую природу, красивых людей. Жизнь перестраивалась на новое, на жестокое и страшное, которое должно было захлестнуть все вокруг. В результате исследования можно заключить, что художественное своеобразие творчества И.А.Бунина определяют:
- особо значимо - в эстетическом и нравственном отношении - обращение писателя в прозе и в лирике к вечным темам любви, страсти, смерти; эк-зистенциальность мироощущения Ивана Алексеевича делает его близким не только русскому человеку;
- самобытность и разнообразие характеров его героев, реалии русской жизни и русской мысли, наконец, красота русской природы и высокая поэтичность чувств;
- особенную бунинскую композицию произведений; фрагментарность их сюжета, пристальное внимание к детали;
- великолепный язык его поэзии и прозы - эталон русского литературного языка;
- овладение разными гранями категорией художественного времени; специфическое отношение к прошлому, которое оказывается ярче и важнее настоящего, а отсюда своеобразие бунинского хронотопа - все это составляет специфику поэтики бунинской прозы.
И.А.Бунин есть явление исключительное. Уникальность его феномена заключается в том, что вышел он из лона русской православной культуры, и как писатель, наделенный гениальным даром слова, воплотил все многообразные вечно живые грани исторического бытия России на страницах своих бессмертных книг.
В работе определены индивидуально-художественные особенности поэтики И.А.Бунина с учетом идей произведений для показа преобразований действительности. Создавая свой художественный мир, писатель структурирует его, помещая в определенное время и пространство (для Бунина прошлое важнее настоящего). Есть примеры, когда по тексту можно воссоздать детальную топографию ("Поздний час", "Жизнь Арсеньева").
В некоторых случаях мир произведений Бунина членится, дробится на подсистемы, структурируется по-разному, с преобладанием центробежных или центростремительных тенденций. Как часть в целое входят вставные новеллы (История о Петре и Февронии - "Чистый понедельник"), "сны" героев ("Митина любовь", "Жизнь Арсеньева") и др.
Мир произведений: персонажи, сюжет как система событий, обстановка действия и пр. - воплощает содержание. Не будучи собственно содержанием (идеей, концепцией) произведения, его мир в то же время - ведущая сторона художественного изображения, порождающая его целостность (условие эстетического переживания читателя). Ведь без наличия деталей предметной изобразительности писателю нечего было бы компоновать, ему не о чем было бы вести свою художественную речь.
Как поэт-живописец Бунин не знает себе равных, но это качество его творчества лишь одно из многих достоинств его поэзии, где есть и запахи, и звуки, и говорящее молчание.
Особые приметы бунинского стиля конца XIX века:
1) мягкий лиризм и строгая форма;
2) отсутствие внешней интриги, замена ее движением настроения героя;
3) умение сжато набросать картину и внести в нее настроение.
В миросозерцании Бунина начала 1900-х годов очевиден и драгоценен романтический строй его души: религиозно-философский взгляд на природу, стремление к познанию первородных жизненных начал, уход от общественных неурядиц в мир вечности, красоты и гармонии. Писатель привлекает своего читателя к решению "вечных" философских проблем, к поиску новых идеалов, реализуя потребность осмыслить предназначение человека и смысл жизни, отсюда его интерес к библейским и космическим мотивам.
Оставаясь идеалистом в объяснении человеческих судеб и законов общественного развития, Бунин верил в преобразующую силу духовных факторов и нравственных идеалов. Он убежден в благотворности воздействия природы на человека. В основе идеала Бунина лежала мечта о счастье человека, о приобщении его к красоте природы, искусства, религии, поиски гармонии в жизни и любви.
Обращение к вечным духовным ценностям, "гармонии прекрасного и вечного", красоты и истины не уводили поэта в мир иллюзий. Эстетизируя духовную сущность человека, он стремился осмыслить человеческую жизнь в философско-эмоциональном аспекте, познать в личном общечеловеческое. Основную линию бунинского творчества всегда определяли здоровые жизненные начала. Его поэтический мир полон земных образов, мотивов чувств, ощущений. Он многолик и многокрасочен, радует обилием музыки и ароматов. Поэтические картины природы создают атмосферу лирической взволнованности и приподнятости. В этот период Бунин часто обращается к пейзажным обрамлениям, используя символико-аллегорические или фантастические образы: заря, утро, море, тихий терем вдовы-осени, дом, образ нечистой силы в волчьей плоти. Многие бунинские пейзажи данного периода овеяны романтическим дыханием: омытый дождем и преображенный лес, дымящаяся степь, звездное небо и звездное зеркало волн, гроза в саду и шум ливня, сапфиры и искры синего пламени - морской воды. Природа воспринимается писателем глубоко лично, одухотворенно.
И.А.Бунину как автору присуща сознательно им выстроенная, последовательная система мирочувствования. В лирике он сближает не только все направления христианства, но и другие религии, стремясь показать всю полноту бытия. Это художественный акт поэта, воплощающий его эстетический идеал: гармония личности и мира, человека и природы, настоящего и прошлого, всех народов и рас. Он ощущал такую гармонию как "сладостную боль соприкасанья Душой со всем живущим" (1, 425) и завещал ее потомкам.
Мотив несовершенства земного бытия, проходящий красной нитью по всем произведениям Бунина, является одним из главных, доминирующих в лирике поэта. Отсюда темы разочарования, одиночества, щемящей тоски. Центральное место в поэзии эмигрантского периода занимает образ смерти, звучащий грозно и мрачно.
Автор "Листопада" не только сохранил величайшее свойство русской реалистической поэзии - искренность и непосредственность переживаний, но и раздвинул горизонты изобразительности и художественной точности русской поэзии XX века. Его стихотворения в афористической форме передают важнейшие человеческие чувства, любовь, жизнь, смерть. Бунинскому стиху доступны гражданские чувства, философия разных времен и народов, всечеловеческая мудрость и христианская суть бытия. Его темы, раздумья, тревоги обращены к вопросам вечности и мира.
Бунинская картина мира проецируется на громадные, в пределе - космические и метафизические массивы бытия. Человеческое "Я" в такой картине - лишь равноправный с другими элемент, песчинка в необъятной Вселенной. Поэтическая и прозаическая стихии в мире Бунина имеют общий синтетический источник, поэтому субъективное и объективное в его творчестве резко сближается; в глубине авторского сознания сливаются полюса лиризма и описательности.
Художественные поиски И.А.Бунина сложны. Писателя волновало человеческое мироощущение, рожденное суетной текущей жизнью, но устремленное к вечным вопросам бытия. В этой сфере обретал он близкие себе ценности. Поэтому внешние условия, события в произведениях намечены как исходная точка каких-то сокровенных чувств персонажа, а в повествование органично вплетены авторские раздумья, укрупняющие представления о связях между настоящим и прошлым, конкретно-временным и всеэпохальным, национальным и всечеловеческим.
Ощущение вечной тайны, невысказанное™, непрозрачной смысловой глубины - содержательное ядро художественного мира Бунина. Внешне спокойное описание одного жизненного мгновения напоминает читателю о вечности, намекает на слитность, цельность мировой жизни. На наших глазах настоящее (миг) тонет в неразличимой временной дали, становится историей. Текст его произведений способен порождать в сознании читателя неопределенно широкую цепь ассоциаций, он рассчитан на встречную лирическую активность читателя. В памяти одного возникнут переклички с трагическим периодом российской истории, у другого оживут впечатления, связанные с "ямщицкими" мотивами лирики XIX века, третий услышит приглушенную перекличку с гоголевскими лирическими отступлениями, - но любое из рождающихся впечатлений не исчерпывает потенциальной смысловой глубины текста. Бунинский текст открывает перспективу для разнообразных непротиворечивых интерпретаций (понимать и объяснять в зависимости от жизненного и эстетического опыта читателя, а также от того, в какой смысловой ряд попадают в восприятии читателя элементы бунинского текста). Общий принцип литературы нового века - расчет на повышенную читательскую активность - был заложен в художественный мир Бунина.
Писателя влекут сложные стороны жизни. Бунин непоколебимо сосредоточен на прекрасном и трагическом в индивидуальном человеческом существовании. Смысл индивидуального бытия для него всегда заведомо шире и глубже каких-либо общественно-идеологических целей. Никакие социально-политические перемены не в состоянии отменить критических состояний в жизни личности - испытания любовью и смертью, осознание радости и трагической конечности частного человеческого существования. Вот почему независимо от используемого конкретного материала (жизнь русской деревни, зарисовки восточной экзотики, те или иные "случаи из жизни") Бунин почти всегда в зрелый период творчества пишет о загадке человеческого существования. Он наделяет многих своих героев способностью к переживанию предельной полноты жизни, обостряющемуся в моменты критических испытаний. Едва ли не важнейшими способностями человека для него оказываются память и умение почувствовать прекрасное в жизни, ощутить как можно полнее ее трагическое великолепие, отнестись к природе как к вечной и незыблемой ценности. Бунинское повествование почти всегда явно или неявно опирается на поток памяти, а порой и внешне представляет собой художественно организованное воспоминание. Память для писателя - не всегда благо и счастливая способность (она может быть мучительной, изнурительной, злой), но она всегда - условие подлинности чувства и необходимая предпосылка творчества.
Поэзия и проза Бунина полны дальних отголосков. В произведениях художника радость и печаль, солнечный свет и тьма. Обладая острой наблюдательностью, способностью отобразить мельчайшие детали окружающего мира, в сочетании с присущим ему ощущением прапамяти, писатель выстраивает в диалектически противоречивом единстве прошлое и настоящее. Мир его катастрофичен, напряжен. Эта напряженность находит проявление в ритме сюжетов и композиции произведений.
Мировоззрение И.А.Бунина формировалось в особых обстоятельствах, которые обусловили неповторимость его способности отражать самые разные стороны бытия. Ум и чувства будущего писателя формировались под влиянием русской природы, крестьянской жизни и дворянской культуры. Впоследствии они были дополнены уникальной исторической средой города Ельца.
Основой художественно-философского мира творчества И.А.Бунина явилось развитие русской национальной идеи, понимаемой им как соединст-во человека с природой и показанной на самых разных уровнях: от изображения жизни и быта крестьян, дворян, интеллигенции до постижения глубин славянской души и их общечеловеческого смысла.
Бунин сумел увидеть и показать те человеческие типы, которые сыграли важную роль в судьбе России и всего мира. Русский крестьянин, бывший носителем духовности, явил из своей среды подобных Дениске. Русская женщина сопоставима с героинями древнерусских летописей, подобна и Татьяне Лариной и Анне Карениной одновременно, но изменена окружающей ее реальностью настолько, что "монастырь и смерть для нее становятся благом" [121, 128]. Художник, создатель, творческая личность, показанные в "Жизни Арсеньева" и других произведениях, впервые позволили читателю осознать необходимость себя в мире не только как отдельной величины, но и как целого: "я русский и живу в России" (3, 57). Постигая русский национальный характер, Бунин показал его "способность к всемирной отзывчивости" (Ф.М.Достоевский), для него чувственное восприятие - возбудитель и эстетических и духовных эмоций. В его творчестве представлены образы стран и людей самых разных от Иудеи до Индии. Оставаясь представителем русской культуры, всегда помня о России, И.А.Бунин смог, уловив свет различных культур, постичь мир во многих его проявлениях. Отсюда восточные, языческие и другие мотивы в его творчестве.
Для бунинской прозы характерна особая музыкальность, ритмичность, художественное совершенство, живописность. В речи его героев историческая глубина оказывается бездонной. Звуки, запахи, цветопись его произведений уникальны, обретают в его мире глубокую содержательность.
Историко-литературные ассоциации являются знаками включения в бесконечность мира, уравновешивают пространственно-временные характеристики повествования с бесконечностью и быстротечностью бытия, помогают передать испытываемое автором и его героем чувство. Особенно ярко это отразилось в его прозе ("Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", "Легкое дыхание", "Жизнь Арсеньева", цикл "Темные аллеи"). В бунинских произведениях прослеживается естественное единение деятельности и душевного состояния человека с жизнью природы в качестве коренной глубинной традиции национальной культуры.
Авторская позиция в художественно-философском мире диалектически сложна, так как с одной стороны, писатель утверждает, что он все "выдумал" ("Господин из Сан-Франциско", "Легкое дыхание" и др.), с другой стороны, он постоянно возвращается к разным местам, что слышал и видел раньше ("Деревня", "Суходол", "Жизнь Арсеньева", "Поздний час" и др.). Реальные события, о которых автор мог и не помнить, напрямую связаны с их художественным воссозданием. Внутренняя, глубинная, подчас подсознательная связь с Россией, с родиной, остается главной чертой творчества писателя.
Бунин говорил, что не посрамил ту литературу, которую начали Карамзин и Жуковский, и ощущал себя как необходимое звено культурной преемственности.
Бунин-писатель так богат, так щедр, так многообразен, так точно видит любого человека от господина из Сан-Франциско до плотника Аверкия, видит каждый жест и каждое душевное движение удивительно ясно, говорит о природе, неотделимой от течения человеческой жизни.
Жестокости, бездушию и фальши цивилизации, войнам, социальным катаклизмам, геноциду народов в XX веке в художественно-философском мире И.А.Бунина противопоставлена его убежденность в том, что нить жизни непрерывна, т.е. непрерывна эстафета добра, красоты, совести, милосердия, духовной преемственности, какую из глубин древности несет слово.
Продолжая тему нашего исследования было бы интересно рассмотреть связи философско-эстетической концепции Бунина с различными способами воплощения мировосприятия автора и его героев писателями-современниками: Б.Зайцевым , И.Шмелевым, А.Куприным, В.Набоковым и другими. Еще одна из перспектив изучения воздействия И.А.Бунина на последующий литературный процесс (на творчество К.Паустовского, Ю.Казакова, В.Распутина, Ф.Абрамова и других).
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Новикова, Елена Александровна, 2002 год
1. Бунин И.А. Поли, собр.соч.: В 5 т. Пг.: изд. А.Ф.Маркса, 1915.
2. Бунин И.А. Собр. соч.: В 5 т. С.-Петербург: Знание, 1902.
3. Бунин И.А. Собр. соч.: В 5 т.-М.,1956.
4. Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. М.: Худ. лит., 1965 - 1967.
5. Бунин И.А Собр. соч.: В 4 т. М., 1988.
6. Бунин И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1993-2000.
7. Бунин И.А. Весной в Иудее. Смоленск, 1959.
8. Бунин И.А. Воспоминания // Новый мир, 1965,- №10.
9. Бунин И.А. Деревня. М., 1910.
10. Ю.Бунин И.А. Записи // Иллюстрированная Россия. Париж, 1938.-№2. П.Бунин И.А. Интервью // Московская весть, 1911. №3.- 12 сентября.
11. Бунин И.А. Окаянные дни. М., 1991.
12. Бунин И.А. Повести, рассказы, воспоминания. М., 1961.
13. Н.Бунин И.А. Происхождение моих рассказов // Литература и жизнь, 1960,5 августа.
14. Бунин И.А Стихотворения. Л., 1956.
15. Адамович Г.В. Одиночество и свобода. Изд. им. Чехова. - Нью-Йорк, 1955.- С.37-52.
16. Адамович Г.В. Бунин // Знамя.-1988.-№ 4.-С. 178-191.
17. Белый А. Речь памяти Александра Блока // Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994.
18. Белый А. Начало века. М., 1990.- 687 с.
19. Белый А. Между двух революций, М., 1990,- 670 с.
20. Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре. -М.: Наука, 1990,- 240 с.
21. Бердяев H.A. Самопознание. ИМКА-Пресс. - Париж, 1983.
22. Блок A.A. Письма о поэзии // Собр. соч.: В 6т.- М., 1971,- Т.5.
23. Блок A.A. Собр. соч.: В 8т,- М.-Л., ГИХЛ, 1962.- Т.5.
24. Брюсов В.Я. Статьи и рецензии 1893-1924. Из кн. Далекие и близкие. М., 1912.
25. Гейдеко В. А.Чехов и И.Бунин.- 2-е изд.- М.: Сов. писатель, 1987,- 310 с.
26. Гиппиус 3. О любви. .// Последние новости, 1925.- 18 июня; 2 июля.
27. Гиппиус 3. Тайна зеркала // Общее дело, 1921,- 16 апреля.
28. Горьковские чтения (1958-1959).- М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1961,-С.50-53.
29. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990.
30. Гумилев Н.С. Собр. соч.: В 4т.-М., 1991,-Т.4.
31. Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч.: В 30т.-Т8- Художественный вкус. Произведения. Л., 1973.
32. Зайцев Б.К. Молодость И.Бунин. - Москва, Мюнхен, 1960.
33. Катаев В.П. Святой колодец. Трава забвения. М., 1969. - 344 с.
34. Кузнецова Г.Н. Грасский дневник. М.: Моск. рабочий, 1995.
35. Литературное наследство. Т.84./ АН СССР В 2-х кн. - Из творческого наследия Бунина. - Письма.- М.: Наука, 1973,- 696 е.; 551 с.
36. Муромцева-Бунина В.Н. Беседы с памятью. Новый мир, 1969. - №3.
37. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. М.: Сов. писатель, 1989.- 512 с.
38. Набоков В.В. Ив. Бунин. Избран. Статьи // В.В. Набоков. Рассказы. Приглашение на казнь. Роман. Эссе, интервью, рецензии,- М., 1989.-528 с.
39. Никулин Л.В. Чехов. Бунин. Куприн. Литературные портреты,- М., 1960.327 с.
40. Паустовский К.Г. Собр. соч.: В 6т,- М.: Худож. лит., 1969.- Т.З.
41. Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., 1990.
42. Тэффи H.A. По поводу чудесной книги // Лит. Россия, 1979. №14, 6 апреля.
43. Устами Буниных. Собр.соч.: В Зт.- Франкфурт-на-Майне, 1977-1982.
44. Ходасевич В. О поэзии Бунина // Серебряный век. Поэзия.- М.,1998.
45. Чехов А.П. О литературе. М.,1955,- 404 с.
46. Чуковский К.И. Ранний Бунин // Вопросы литературы , 1968. № 5.- С.83-101.
47. Чуковский К.И. Смерть, красота и любовь в творчестве И.А.Бунина.-Нива. 1914,- №49.- С.949.1. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
48. Альманах библиофила. Вып. 12,- М., 1982.
49. Бенедиктов Н., Бенедиктова И., Баруздина Е. Словарь русской истории. -Новгород, 1997.
50. Глушко Е., Медведев Ю. Словарь имен. Н.Новгород, 1996.
51. Жюльен Н. Словарь символов. Урал-ЛТД, 1999.
52. Народный месяцеслов. М., 1992.
53. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 1994.
54. Писатели русского зарубежья: 1918-1940. Справочник. 4.1,11,111,- М., 1993-1995.
55. Словарь русского языка: В 4т.- Академия наук СССР.- М., 1961.- Т.4.
56. Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 1999.
57. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
58. Айхенвальд Ю.И. И.Бунин: Силуэты русских писателей. М.,1994.- 591 с.
59. Альберт И.С. Некоторые вопросы психологии творчества в романе И.Бунина "Жизнь Арсеньева" // Вопросы литературы. Львов, 1985.-Вып.1(45). - С.58-64.
60. Альберт И.С. Проблема памяти в системе этико-философских и эстетических взглядов И.Бунина // Вопр. русск. лит. Львов, 1983.-Вып.1(41).- С.113-119.
61. Анипкин Ю.Д. Лиризм поэм в прозе «Суходол» И.А.Бунина и «Печаль полей» С.Н.Сергеева-Ценского // Бунин. Воронеж, 1971. - С. 163-169.
62. Аркин И.И. Уроки литературы в 5 6 классах. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1996.
63. Архангельский А.Н. Последний классик.//Предисловие к кн. И.Бунин. Избр.проза. М.: Олимп, 1998.-С. 5-14.
64. Афанасьев В.А. И.А.Бунин в работе над рассказом «Господин из Сан-Франциско» // Известия Академии Наук СССР, серия литературы и языка. -Т.28.- 1965,-Вып. 1.
65. Афанасьев В.Н. Иван Бунин. Очерк творчества. М.: Просвещение, 1966,384 с.
66. Ачатова A.A. И.Бунин. «Жизнь Арсеньева»: Наблюдения над композицией // Художественное творчество и литературный процесс.-Томск, 1976.-Вып. 1.-С. 116-126.
67. Бабореко А.К. Из переписки Бунина // Новый мир. 1956,- №10.- С.197-211.
68. Бабореко А.К. Дневники Бунина 1917 // Подъем. Воронеж, 1979. - №1,-С. 113-121.
69. Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы к биографии. 1870-1917.- 2-е изд. -М.: Худож. лит.,1983. 351 с.
70. Бабореко А.К. Дороги и звоны: Воспоминания. Письма. М.: Моск. рабочий, 1993.-223 с.
71. Бабореко А.К. Новое о Бунине // Проблемы реализма. Вологда, 1980.-Вып.7,- С. 153-172.
72. Бабореко А.К. Письма Бунина Нилусу // Рус. лит. Л., 1979.- №2,- С. 140 -155.
73. Бабореко А.К. Поэзия и правда Бунина: (Дневники. Воспоминания и письма современников) // Подъем. Воронеж, 1980.-№1.- С.132-140.
74. Барковская А.Ф. В мире Пушкина: Бунин и Пушкин // Писатель и действительность. Минск, 1978. - С.26 - 45.
75. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит.,1975.-502 с.
76. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986,- 445 с.
77. Бачалдин И.С. Ученик читатель // Русск. школа, 1912.-№3-4.
78. Бицилли П.М. Ив. Бунин // Современные записки. 1931. - №47,- С.493-495.
79. Благасова Г.М. И.А.Бунин в оценке русской критики 1910-х годов // Подъем. Воронеж, 1981.- №11.- С. 133-139.
80. Благасова Г.М. Двуединое начало в бунинской концепции любви ("Темные аллеи") // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000. - Вып.2. - С. 15-20.
81. Благасова Г.М. Из переписки И.А.Бунина // Подъем. Воронеж, 1976.-№3,- С.157- 168.
82. Блюм A.B. «Под серпом и молотом»: (Бунин под советской цензурой) // Звезда. 1995.- №10,- С.131-137.
83. Бонами Т.М. Художественная проза И.А.Бунина (1887-1904).- Владимир, 1962,-282 с.
84. Борецкий М.И. Художественный мир и частотный словарь поэтического произведения // Изд. АН СССР. Серия литературы и языка. - 1978. №5. -С.453.
85. Бочаева Н.Г. Мир детства в творческом сознании и художественной практике И.А.Бунина: Автореф. дис. . канд. филол. наук.- Елец, 1999.-19с.
86. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. - 296 с.
87. Верещагин A.A. Тайны поэтического слова // Лит. газета, 1976. -6 октября. №40.
88. Возвращение Ивана Бунина: Подборка статей.: Великому русскому писателю 125 лет // Досье - ЛГ,- 1995. №11/12.
89. Волков А.А. Бунин: В кн. Очерки русской литературы. М., 1952.
90. Волков А.А. Проза Бунина. М., 1969. - 230 с.
91. Воровский В.В. Статьи о русской литературе. М., 1986,- 447 с.
92. Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Проблемы структурной лингвистики. М., 1988.-С.126.
93. Гончаров Ю.Д. Предки И.А.Бунина // Подъем. Воронеж, 1972.- С. 9-48.
94. Гречнев В.Я. Цикл рассказов И.Бунина «Темные аллеи»: Психологические заметки // Русск. литература. СПб., 1996. - №3.- С.226-235.
95. Григорьева Н.В. Авторское пространство в книге Ивана Бунина «Темные аллеи» / Киев: Киев, ун-т, 1993. 15с.
96. Долгополое Л.К. На рубеже веков. Л.,1985,- 352с.
97. Долгополов Л.К. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества И.Бунина эмигрантского периода. Рус. лит., 1973,- №2,- С.93-109.
98. Долгополов Л.К. Судьба Бунина//Вопр. лит.- М.,1975,- №1.-С.90-125.
99. Доманский Ю.В. Мотив дома в русской рок-поэзии 1970 1980-х годов. (Творчество Майка Науменко) // Сб. Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. - Гродно, 1998.- С.245-251.
100. Донская Т.К. Духовно-нравственные истоки поэтического слова И.А.Бунина // Творчество И.А.Бунина и русская литература Х1Х-ХХ веков. Белгород, 2000,- Вып. 2,- С. 175-178.
101. Евстафьева Н.П. Новелла и рассказ ведущие жанровые формы в книге И.А.Бунина «Темные аллеи» // Вопр. рус. лит. - Львов, 1986,- Вып.1.- С.94 - 100.
102. Евстафьева Н.П. Своеобразие жанровых форм в книге И.А.Бунина «Темные аллеи»: Автореф. дис. . канд. филол. наук,- Харьков, 1990.-19с.
103. Жемчужный И.С. Стихи А.Фета в контексте рассказа И.Бунина «Холодная осень» // Фет A.A. Проблемы изучения жизни и творчества. -Курск, 1994.-С.139-144.
104. Золотарев А. Бунин и Горький. // Наш современник, 1957.- № 7.
105. Зайцева Н.В. Концепция мелкопоместной усадьбы в творчестве И.А.Бунина 1890-х начала 1910-х годов. - Автореф. дис. . канд. филол. наук.-Елец, 1999.- 19с.
106. Зверева Л.И., Меренкова С.Б. Мотив сна в творчестве И.А.Бунина и древнерусская литературная традиция // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX XX веков. - Белгород, 1998. - С.35- 42.
107. Иванов В. Роман в стихах // Лики и личности России. Эстетика и литературная теория. М., 1995.- 668с.
108. Измаилов A.A. Пестрые знамена. М.,1913.
109. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. Собрание сочинений: В 10-ти т. - Т.6.- Кн.1.-М.,1996. - С.210 - 270.
110. Карпенко Г.Ю. Океан и небо как «первостихийные бездны» в творчестве И.А.Бунина // И.А.Бунин и русская культура. / Межвуз. сб. научн. трудов. Елец: ЕГПИ, 1995.-С. 116-121.
111. Карпенко Г.Ю. Царственная свобода: О творчестве И.А.Бунина. -Воронеж, 1995.-С.35- 45.
112. Касторский С. Горький и Бунин (Их истории идейно-творческих взаимоотношений).// Звезда, 1956.- № 3.
113. Каштанова И.А. К вопросу об изображении крестьянства в творчестве Л.Н.Толстого и И.А.Бунина // Толстовский сборник. Тула, 1976.- №6.-С.97-107.
114. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975.- С.98-130.
115. Келдыш В.А. Творчество Бунина и реалистические движения предоктябрьского периода // История всемирной лит-ры.: В 9т. Т.8.- М.,1994.
116. Климова Г.П. Мировое значение творчества Ивана Алексеевича Бунина // И.А.Бунин и русская культура / Межвуз. сб. науч. тр. Елец, 1995.-С.126-134.
117. Климова Г.П. Елецкий уезд в жизни и творчестве И.А.Бунина // Тезисы докладов на межвузовской науч. конференции. Орел: Изд-во Орловского гос. пед. ин-та., 1991.- С.84-89.
118. Климова Г.П. Здесь жил Иван Бунин // История и культура Ельца и Елецкого уезда. Елец, 1994,- С.5-26.
119. Климова Г.П. Образ города в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // И.А.Бунин и русская литература конца XX века. М., 1995,- С.117-124.
120. Климова Г.П. Образ Ельца в творчестве И.А.Бунина // Материалы межд. науч. конф. посвященной 850-летию г. Ельца. Елец: ЕГГ1И, 1996.-С.107-111.
121. Климова Г.П. «Свет незакатный.»: Творческое наследие И.А.Бунина и мировой литературный процесс. Орел: Изд-во Орловск. гос. пед. ун-та,1995,- С.126-130.
122. Климова Г.П. Творчество И.А.Бунина и М.М.Пришвина в контексте христианской культуры. Автореф. дис. . д-ра филол. наук. -М., 1993.-52с.
123. Климова Г.П. Художественный мир И.А.Бунина. М., - 1991. - 100 с.
124. Климова Г.П. Русская Россия Ивана Бунина. // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков,- Белгород, 2000,- Вып. 1.- С.98-104.
125. Кожевникова H.A. Типы повествования в русской литературе Х1Х-ХХ веков.-М., 1994,-332с.
126. Коновалов A.A. К вопросу о мотиве смерти в книге И.Бунина «Темные аллеи» // Проблемы эволюции русской литературы XX века. М., 1995.-Вып.2,- С. 107-109.
127. Кочетков А.К. Средства выражения эмоциональности и экспрессивности в языке И.А.Бунина (Сборник «Темные аллеи») // Бунин.-Воронеж, 1971.
128. Котляр A.B. Художественная проза И.А.Бунина (1917-1953): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1967.- 19с.
129. Краснова C.B. Идейно-композиционные функции народной поэзии в произведениях И.А.Бунина // Бунин. Воронеж, 1971. - Вып.114. - С. 131140.
130. Крутикова Л.В. И.Бунин // История русской литературы: В 4т,- Т.4. -Л., 1983,-С.150-167.
131. Кулешов В.И. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) // Бунин И.А. Антоновские яблоки. М., 1975. - С.З - 20.
132. Кузнецова O.A. Сюжет и композиция новеллы И.А.Бунина «Солнечный удар» // Поэтика литературы и фольклора. Воронеж, 1980,-С.29 - 39.
133. Курляндская Г.Б. И.А.Бунин и русская литература XIX XX веков / Тезисы. - Воронеж, 1995.-С. 11-13.
134. Кучеровский Н.М. История Дурновки и ее "мертвые души" // Рус. литература XX в. Калуга, 1970.
135. Кучеровский Н.М. И.А.Бунин. Три рассказа о любви // Русская литература XX века (Дооктябрьский период). Сб.8. Тула, 1976.- С.68- 88.
136. Лавров В. Ив. Бунин и его «Воспоминания» // Наш современник. М., 1990,-№11.-177-179.
137. Левин Ю. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах // Структурная типология языков. Л., 1996. - С. 199.
138. Лейдерман H. Л. О единой системе литературного образования // Литература в школе, 1998 №4,- С. 150 - 155.
139. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М., 1989,- 175с.
140. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. лит. 1968. - №8.
141. Лихачев Д.С. «Темные аллеи» // Звезда,- 1981.- №3.- С. 182-184.
142. Лихоносов В. Просилась душа высоко // Литература в школе. 1996.-№ 2,- С.46 - 54.
143. Литература русского зарубежья 1920-1940. М., 1993.
144. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура,- М.: Политиздат, 1991.-525с.
145. Лосский Н.О. История русской философии.- М.: Сов. писатель, 1991.-480с.
146. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб.: Искусство-СПб, 1996. - 846 с.
147. Лотман Ю.М. О русской литературе. Заметки о художественном пространстве. 2. Дом в «Мастере и Маргарите». СПб: Искусство - СПБ, 1997,- С.748-754.
148. Лявданский Э.К, Иван Бунин: от рассказов 1910-х годов к роману «Жизнь Арсеньева»: Некоторые стороны эволюции метода художника // Герценовские чтения. Науч. докл. Литературоведение. Л., 1975.
149. Макарова З.И. Своеобразие женских характеров в поэзии И.А.Бунина // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000,- Вып.2.- С.37- 42.
150. Малахов В. Бунин и Тютчев // Подъем. Воронеж, 1975. - №5. - С.147-149.
151. Мальцев Ю.В. Актуальность бунинских пророчеств о русской душе // И.А.Бунин и русская литература конца XX века. М., 1995.- С.79 - 84.
152. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870-1953: Посев, 1994.- 432с.
153. Мальцев Ю.В. Феноменологический роман. Франкфурт-на-Майне: Грани, 1995. - Г50, №75,- С.127-150.
154. Мамлев Ю.В. Смерть в творчестве Бунина: («Господин из Сан-Франциско») // И.А.Бунин и русская литература конца XX века. М., 1995.-С.133 - 137.
155. Мещерский А. Неизвестные письма И.Бунина // Русская литература, 1961,-№4,-С.152-158.
156. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин: 1870-1953 // Михайлов О.Н. Литература русского Зарубежья. М., 1995.- 180с.
157. Михайлов О.Н. Жизнь и творчество Бунина. Тула, 1987. - 174с.
158. Михайлов О.Н. Песнь песней Бунина // Сб. И.А.Бунин «Темные аллеи». М.,1991.- С.З - 8.
159. Михайлов О.Н. Строгий талант. И.Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. -М., 1976,- 279с.
160. Музей И.С.Тургенева. Орел. Описание материалов Государственного музея И.С.Тургенева.- Орел, 1979.
161. Неизвестный Бунин: Воспоминания современников писателя: К 120-летию со дня рождения. // Слово. 1990.- №10,- С. 69-77.
162. Нефедов В.В. Поэзия Ивана Бунина. Этюды. Минск: Высш. шк., 1975,- 220с.
163. Николина H.A. Художественное время в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков,- Белгород, 2000,- Вып.1.- С.159-161.
164. Никонова Т.А. Мир природы и мир человека в лирике И.А.Бунина// Проблемы реализма. Вологда, 1978,- Вып.5,- С.128-140.
165. Нинов A.A. Горький и Ив.Бунин: история отношений. Проблемы творчества. Л., 1984.
166. Новикова М.Ю. Заголовок-метафора и художественный текст// Рус. речь. М., 1986,- №6.- С.90-94.
167. Новикова Т.Ф. Бунин на уроке словесности в лицее // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000,-Вып.1,- С.162-167.
168. Новикова Т.Ф. Заголовок-Метафора у Бунина // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков.- Белгород, 2000.- Вып.2.-С.187-189.
169. Окаянные дни. «Под серпом и молотом», или Бунин без купюр/ Беседу вела Иванова-Гладилыцикова Н. // Лит. газета. М., 1993.- 25 августа. -№34.
170. Орлова Г.В. Автобиографическая проза И.А.Бунина 900-х годов: К вопросу о традициях и новаторстве // Вопр. лит. Худож. метод худож. своеобразие. - Владимир, 1975,- Вып.9,- С.121-142.
171. Петров В.М. Под небом Суходола // Подъем. Воронеж, 1986,- №12. -С.110-118.
172. Петров Гр.С. Суходолия // Кругозор, 1913,- №2.
173. Полторацкая C.B. Лейтмотив «потеряной» России в книге И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000,- Вып.2,- С. 78 - 81.
174. Потебня A.A. Переправа через воду как представление брака// Древности. Археологический вестник, 1868. Т.1., ноябрь-декабрь.
175. Романичева Е.С. Древнерусские предания в творчестве И.А.Бунина // Литература Древней Руси. М., 1986.- С. 136 - 141.
176. Рощин М. Иван Бунин ЖЗЛ. - М.: Молодая гвардия, 2000. - С.221-222.
177. Руднев Ф. Город Бунина//Подъем.- 1970,- №5,- С. 137-139.
178. Саакянц А. О рассказах Ивана Бунина // Бунин И.А. Рассказы. М., 1976.-С. 5-44.
179. Садыкова Н.А.Проза И.А.Бунина. Учеб.-метод. пособ. по лит. для студ.-филологов. Душанбе, 1975,- 179с.
180. Сарычев Я.В. И.А.Бунин и русская литература XIX-XX веков / Тезисы. Воронеж, 1995. - С.21-24.
181. Сатарова Л.Г. И.А.Бунин и русская литература Х1Х-ХХ веков / Тезисы. Воронеж, 1995. - С. 18-20.
182. Седых А.Н. Далекие, близкие: Литературные портреты. М.: Моск. рабочий, 1995. - 320с.
183. Семенова О.Н. О значимости цветовой палитры в поэтике И.А.Бунина II Цвет и свет в художественном произведении, Сыктывкар, 1980,
184. Силантьев С.Е., Пересветов Е.Л. О ритме прозы Бунина («Темные аллеи») // Содержательность форм в художественной л-ре. Куйбышев, 1988,- С.132-145.
185. Сильман Т. Подтекст это глубина текста // Вопр. лит., 1969.- №1.
186. Сливицкая О.В. Русская литература XX века (дооктябрьский период). -Калуга, 1968.-С.128.
187. Смирнова Л.А. А.П.Чехов и И.А.Бунин. Об одной архитектонической особенности рассказов // Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей XIX- начала XX века. Межвуз.сб.науч.тр. М., 1991. - С. 121129.
188. Смирнова Л.А Грани взаимодействия поэзии и прозы Ив.Бунина. Конец 1880-х начало 1900-х гг. // Развитие лирической поэзии и ее взаимодействие с прозой в русской литературе конца XVIII - начала XX века. - М., 1988. - С.103-115.
189. Смирнова Л.А. Пушкин в поэтическом мире Бунина // Поэзия А.С.Пушкина и ее традиции в русской литературе XIX начала XX века. -М., 1989. - С.102-114.
190. Смирнова JI.А. Философско-эстетическая функция пейзажа И.Бунина // Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. -М, 1984,- С.34-44.
191. Смирнова Л .А. Реализм Ивана Бунина. М., 1984,- 93с.
192. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX начала XX века: Учеб. для студ. пединст. и ун-тов. - М.: Просвещение, 1993.- С.127-157.
193. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 192с.
194. Смирнов Н.П. Талант, трагедия, награда. // Наш современник, 1970.-№10.
195. Соколова Е.В. Идейно-художественная сущность символики в рассказах И.А.Бунина 1914-1916. // Вестн. Белорус, ун-та. Минск, 1977. -№3,- С. 10-16.
196. Соколова Т.С. Многозвучный и молчащий Вавилон // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000.-Вып.1,- С.227- 231.
197. Соломахина Л.П. «Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунина в выпускном классе. // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000.- Вып.1.- С. 185-189.
198. Соломахина Л.П. Формы художественного времени в рассказе «Антоновские яблоки» И.А.Бунина // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000,- Вып.2,- С.86-89.
199. Солоухина О.В. О нравственно-философских взглядах Бунина // Рус. лит. 1984,-№4,- С.47-59.
200. Спивак P.C. Бунин и его зарубежные истолкователи // Рус. лит. в оценке современной зарубежной критики. М., 1973.
201. Спивак P.C. И.А.Бунин и Л.Толстой. Наблюдения над соотношением художественных стилей. М., 1967.
202. Спивак P.C. Об особенностях художественной структуры повести И.А.Бунина «Суходол» // Метод, стиль, поэтика русской литературы XX века. Владимир, 1977.- Вып. 11.- С.45-56.
203. Степун Ф.А. Встречи. Мюнхен, 1962.
204. Степун Ф.А. И.А.Бунин и русская литература // Бунин И.А. Собр.соч.: В 8 т. М.,1993. - Т.1. - С.5-18.
205. Степун Ф.А. По поводу «Митиной любви» // Рус. лит., 1989. №3.
206. Струве П.Б. И.А.Бунин // Рус. литература. 1992.- №3.- С.100-102.
207. Тарасенков Ан. К. О жизни и творчестве И.А.Бунина / Предисловие к кн. И.А.Бунин. Избранное. М., 1956,- С.3-25.
208. Топорков А.Л. Дом // Славянская мифология. М., 1995.
209. Тюпа В.И. Художественность // Введение в литературоведение. М., 2000.-С.465.
210. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время.-Рига, 1988.
211. Фиронов А.П. Книга гнева и скорби («Окаянные дни» И.Бунина в современном восприятии) // Творчество И.А.Бунина и русская литература Х1Х-ХХ веков. Белгород: Изд-во Белогородск. гос. ун-та, 1998.- С.199-202.
212. Фоменко И.В. Мир, в котором живет автор // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики / Материалы международной научной конференции. Гродно, 1998. - С.39.
213. Фоменко Л.П. «Дом» и «дорога» в романе Андрея Платонова «Чевенгур» // Андрей Платонов: Проблемы творчества. Воронеж, 1995.
214. Фролова Т.Д. Концепция личности героя в автобиографических произведениях М.Горького и И.Бунина // Учен. зап. Казан, пед. ин-та, 1997. Вып.177. - Русск. лит. и освободит, движение. - Сб.8.
215. Чистякова H.A. Народные традиции в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки» // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 2000,- Вып.1.- С.79-84.
216. Юрченко Л.Н. Типология пространственных характеристик Одессы в «Окаянных днях» И.А.Бунина // И.А.Бунин и мировой литературный процесс. Орел, 2000. - С.50-53.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.