Мифопоэтика цвета в лирике русских символистов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Парамонова Лиана Юрьевна

  • Парамонова Лиана Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 183
Парамонова Лиана Юрьевна. Мифопоэтика цвета в лирике русских символистов: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». 2017. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Парамонова Лиана Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Семантика цвета как научная проблема и предмет мифотворчества

1.1. Проблема эмоционально-смысловых значений цвета и ее осмысление в эстетике

1.1.1. Учение о цвете И. В. Гёте

1.1.2. Теория цветовосприятия В. Кандинского

1.2. Мифологизация цвета в работах русских символистов

1.2.1. П. Флоренский «Небесные знамения»: размышления о символике цвета

1.2.2. А. Белый. «Священные цвета»: феноменальное и ноуменальное в цвете

1.2.3. Комментарий К. Д. Бальмонта к цветовым ощущениям и их роли в поэзии

1. 3. Фоносемантика в трактовке психолингвистов

Глава 2. Семантика цвета в лирике русских символистов

2.1. Цветовые символы «радости бытия» в книге стихотворений В. Брюсова «Семь цветов радуги»

2.2. Ахроматизм в поэтике А. Белого и А. Блока

2.2.1. Чёрно-белый мир мёртвого города в цикле стихов Блока «Пляски смерти»

2.2.2. Снежная вакханалия в цикле «Город» Андрея Белого

Глава 3. Синтез цвета и звука в лирике символистов

3.1. Цвет и звук в лирике К. Бальмонта

3.2 Глоссолалия А. Белого: поэтическое обоснование природы звуков

3.3. Цвет и звук в поэзии Иннокентия Анненского

3.4. Вариативность цвета и звука на предметно-тематическом и фонетическом уровнях стиха в поэзии Федора Сологуба

3.5. Поэтическая окраска образа Петербурга в творчестве И. Анненского и Ф. Сологуба: сравнительный анализ семантики цвета и звука

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифопоэтика цвета в лирике русских символистов»

ВВЕДЕНИЕ

Главной особенностью мифопоэтики писателей-символистов было обращение к синтезу разных элементов и аспектов мировосприятия, что давало возможность выразить целостное представление о мире как эстетическом феномене. Они стремились соединить все виды искусства посредством взаимодействия музыки и живописи, живописи и поэзии, поэзии и музыки, и как следствие - цвета и звука. Самым совершенным видом искусства символисты считали, несомненно, музыку, тогда как живопись и цвет служили основным способом визуализации «волнений вечности» (А. Белый), передаваемых музыкой. Символисты использовали уникальные возможности человеческого цветовосприятия. Издавна в культуре разных народов каждый цвет связывался с определенным психологическим состоянием, эмоциональной «нотой».

Символическое значение цвет приобрел уже на ранних стадиях развития культуры. Изначально люди использовали только два цвета - белый и черный, символизирующие, соответственно, контрастные понятия: небо и земля, свет и тьма, мужчина и женщина, счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. В эпоху общественных отношений понадобился и третий цвет, которым стал красный. Чем дальше шло общество в своем развитии, тем больше обогащалась палитра цветовых символов, и у разных народов цветовая символика превратилась в системы языкового характера [Власов 2007: 156]. Такие системы были у инков, индейцев и других племен. В Древнем Египте, как, например, замечает М.О. Сурина, цвет был подчеркнуто символичен: желтый ассоциировался с богом Ра и пустыней, красный - с силами зла, насилием, чужеродными землями; зеленый принадлежал Осирису, олицетворял воскресение и плодородие, голубой был связан с главным божеством Мемфиса - богом Пта; коричневый воплощал

жизнь, черный - плодородие, либо смерть [Сурина 2010: 10-11]. С помощью цветовых знаков-символов передавалась информация в общественной жизни. У многих древних народов символика цвета развивалась вместе с письменностью и формировалась в системы, в которых цвет выражал философско-эстетическое значение. В Древнем Египте, Японии, на Востоке -везде существовала своя система значения и определения цвета, и чем дальше шло развитие цивилизаций, тем больше разнообразных значений и коннотаций приобретали те или иные оттенки цвета.

Подсознательно цвет управляет нашими чувствами и состояниями. Выбор того или иного цвета человеком может указать на его психологическое состояние и испытываемые эмоции. Одним из первых эту особенность цвета отметил И.В. Гёте, написавший трактат о цвете и его влиянии на человека («Учение о цвете», 1810). В своей работе он обобщил весь предшествующий опыт обращения к символике цвета, связанный с различными аспектами его восприятия в культуре. Позднее этим вопросом интересовались М. Люшер («Цветовой личностный тест Люшера», 1959), К. Ауэр, Г. Фрилинг («Человек-цвет-пространство», 1973). К более подробным исследованиям цвета можно отнести книгу В. Кандинского «О духовном в искусстве» (1910). Нельзя не отметить прямую связь изучения цвета с психологией человека, в этой области показателен, например, «Цветовой личностный тест» В. Драгунского (1999) и множество других современных разработок в области психологии цвета. Здесь можно назвать таких авторов, как Б .А. Базыма, Г. Браэм, Н. В. Серов, М. О. Сурина, П. В. Яньшин и др.1 Перечисленные исследования касаются психологического воздействия цвета на человека.

1 Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. СПб: Речь, 2007. - 208 с. Браэм Г. Психология цвета. М.: АСТ: Астрель, 2011. - 158 с. Серов Н.В. Цвет в культуре. СПб: Речь, 2004. - 672 с.

Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне, архитектуре. Р-н-Д. : Март, 2010. - 152 с. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. Спб: Речь, 2006. - 368 с.

Модернизм в искусстве и, в частности, в искусстве слова, стремился к обогащению арсенала выразительных средств. Как отмечает В.И. Божович, уже импрессионистов интересовали не предметные формы, а пространственная среда, атмосфера; они стремились слить образ мира внешнего со своими впечатлениями от него. Исследователь пишет о картинах Клода Моне и Огюста Ренуара: «Художники пишут чистыми пятнами краски <...>, руководствуясь исключительно результатами непосредственного оптического опыта» [Божович 1987: 83]. И далее делает вывод о том, что центр тяжести переносится в сферу восприятия: «Той же цели служила их техника передачи естественного освещения и цветовых соотношений» [Божович 1987: 84]. Но выразительность цвета привлекала не только художников-живописцев. Символизм в литературе за каждым явлением видел бесконечную цепь соответствий-ассоциаций, не поддающихся рассудочному анализу. Пытаясь разгадать тайну мира, поэты-символисты искали аналогий видимого и незримого, феноменального и ноуменального, при этом явления мира внешнего становились знаками душевных состояний. Д. М. Магомедова пишет, что у символистов «звуки могут пахнуть или обладать цветом» [Магомедова 2016: 217]. Размышляя над теорией и практикой синтеза видов искусства в русском модернизме, А. В. Геворкян отмечает «желание писателей подняться над ограниченностью сугубо литературных художественных средств, приемов собственного вида искусства <...>; они хотели существенно расширить формосодержательные границы литературы, углубить ее выразительные возможности, активизировать у читателя слуховые, зрительные ассоциации, вовлечь его в сотворчество множества смыслов, заложенных в конкретном произведении» [Геворкян 2009: 213].

Поэты-символисты, может быть, особенно остро чувствовали тонкую

грань, связывающую цвет и звук на мотивно-предметном и метафизическом

уровнях стихотворения. Отрефлексирована эта проблема была в статьях

6

Андрея Белого «Священные цвета» (1905) и П. Флоренского «Небесные знамения» (1919). Важную роль играли цветовые символы а творчестве А. Блока, К. Бальмонта, А. Белого, И. Анненского; В. Брюсов использовал возможности цветосемантики в цикле «Семь цветов радуги» (1916). Цвет в символизме приобрел особое звучание и значение, через цвет выражалась идея, глубина, эмоция стихотворений, в цвете просвечивала душа поэта, вскрывались его сокровенные мысли и мечты. Цвет стал смыслосодержащим ядром стихотворения, ключом к его пониманию. Именно потому, что поэтика цвета в символизме столь многогранна и полифункциональна, исследования в этой области далеки от своего завершения.

Степень изученности темы: существует не так уж много работ, посвящённых проблеме цветосемантики в творчестве русских символистов, и зачастую это исследования поэтики какого-либо одного автора или его конкретного произведения (о Блоке и цвете в его творчестве, например, писали Н.А.Кожевникова [Кожевникова 1986], Л.В. Краснова [Краснова 1973]). Кроме того, функция цветовых деталей рассматривается, как правило, в связи с мотивно-предметным наполнением поэтического мира, без соотнесения со звуковой инструментовкой стиха. В современном литературоведении широко представлен мифопоэтический анализ произведений. Но любой, даже самый подробный анализ поэтического мира не будет полным без исследования цветовой семантики изучаемого произведения. Нами сознательно были выбраны такие произведения, которые в аспекте цветосемантики не рассматривались вообще, либо рассматривались частично. Это обусловливает актуальность данной работы. Неутихающий интерес к творчеству поэтов Серебряного века, новый взгляд на их произведения, дополнение знания об их мифопоэтике требуют новых подходов. Актуальность темы исследования определяется и активным развитием цвето-фоносемантического анализа как одной из методик литературоведения. Цвет в поэзии, а особенно - в творчестве поэтов-

7

символистов, знаменовавших собой зарю Серебряного века и положивших начало мощнейшему потоку творческих индивидуальностей и талантов, был весьма характерен для поэтики и требует специального изучения.

Для исследования выбраны произведения шести достаточно разносторонне изученных поэтов русского символизма: В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Анненского, Ф. Сологуба, А. Блока и А. Белого -представителей «старшей» и «младшей» генерации, что позволит, во-первых, не углубляться в анализ всей поэтической системы этих хорошо изученных авторов, сосредоточившись только на поэтике цвета, а во-вторых, даст материал для заключений о характере мифопоэтики цвета в символизме в целом, как первой, так и второй «волны». Выбор этих персоналий объясняется также тем, что все эти поэты (за исключением Ф. Сологуба, чьи стихотворения взяты нами как дополнительный материал для верификации собственных выводов) в своем теоретическом наследии, так или иначе, обращались к проблеме цвета и звука в литературе и имели свои собственные воззрения на вопрос семантики цвета и связи цвета со звуком.

Объект исследования: возможности использования цветовых и цветозвуковых символов в произведениях, наиболее показательных в данном отношении. Материалом исследования были выбраны цикл стихотворений Брюсова «Семь цветов радуги», поэма Бальмонта «Фата Моргана», книга стихов Анненского «Кипарисовый ларец», два урбанистических цикла стихов: А. Белого «Город» и А. Блока «Пляски смерти» и несколько стихотворений Фёдора Сологуба. Выбор материала обусловлен отчетливой проявленностью в этих произведениях цветовых деталей и символов.

Предмет исследования - мифопоэтическая семантика цвета в избранных произведениях русских символистов.

Цель работы - исследовать мифопоэтику цвета в лирике каждого из выбранных авторов; проанализировать взаимодействие цвета и звука в стихотворениях на мотивном и фонетическом уровнях.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

• проанализировать и сопоставить концепции цветового символизма в трудах П. Флоренского, А. Белого, К. Бальмонта;

• исследовать семантику цвета и цветозвуковых мотивов в избранных произведениях Брюсова, Бальмонта, Блока, Белого, Анненского, Сологуба;

• сделать вывод о своеобразии использования цветозвуковых деталей и приемов каждым из избранных авторов;

• проанализировать соотношение колоративов на мотивно-предметном уровне стихотворения и цветофоносемантики, характерной для речевого уровня текста;

• обобщить наблюдения о семантике и функциях цвета в создании мифопоэтического образа мира.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые

проведён систематический анализ семантики цветовых обозначений и

цветозвукосимволики в избранных произведениях русских символистов,

сопоставлены цветосистемы разных поэтов, выявлены мифопоэтические

функции колоративов. Алгоритм анализа стихотворений в аспекте

корреляции цветовых деталей поэтического мира и цветофоносемантики был

разработан и опробован нами впервые.

Методологическая основа: для достижения поставленных задач были

использованы различные труды по интересующей проблеме. Мы изучили

основополагающие труды о русском символизме и структуре образа-

символа: Е.В. Ермиловой, Л.А. Колобаевой, Д.М. Магомедовой, З.Г. Минц,

А. Пайман, О.А. Ханзен-Леве и др. Мы обратились к работе В. Кандинского

по цветоведению и колористике «О духовном в искусстве» и трактату о цвете

9

И.В. Гёте; опирались на исследования С.В. Воронина, М.И Гореликовой, А.П. Журавлева, Ю.В. Казарина, В.В. Левицкого и Л.П. Прокофьевой по лингвистическому анализу текста и фоносемантике.

Мы исходим из установившегося в науке представления о произведении как системе, состоящей из уровней (фонетический, морфологический, лексический, синтаксический уровни «внешней формы», художественный мир и субъектная сфера, наконец, уровень концептуальный). Специфика нашего исследования заключается в установлении диалектических соотношений между «первичным» (лингвистическим) и «вторичным» (сверхлингвистическим) уровнями, поскольку цвет может присутствовать и на том, и другом уровнях текста. Ежи Фарино пишет о функциях уровней: «Задача первого - построить некий осмысленный текст и поставить материал для вторых. Задача вторых -вторичных - другая: перестроить первый и заставить его выдать неподвластную ему информацию. При этом при помощи вторичных уровней перестраивается как сам текст, так и созданный в его пределах мир» [Фарино 2004: 30].

Мы проанализировали такие значимые для мифопоэтики цвета статьи, как «Священные цвета» А. Белого, «Небесные знамения» П. Флоренского, «Поэзия как волшебство» К. Бальмонта. Мы учитывали труды по творческой индивидуальности выбранных авторов: работы Д.Е. Максимова, С.Н. Гиндина, Н.В. Бурлакова (о Брюсове), Н.В. Банникова, Б.К. Зайцева (о Бальмонте), А.В. Фёдорова, Н.В. Налегач (об Анненском), Ю.М. Лотмана (об А. Белом) и Л.В. Красновой, Н.А. Кожевниковой (о Блоке).

Мы опирались на принципы сравнительно-типологическиго

исследования. В.И. Силантьева в монографии, посвященной взаимодействию

живописи и литературы, избирает термин «межвидовая компаративистика»

(из близких, но не тождественных понятий: «интердисциплинарность»,

«интермедиальность», «экфрасис») [Силантьева 2015: 6]. С более близких

10

нам сравнительно-типологических и семиотических позиций Н.А. Рогачева рассматривает поэтику запахов в русской поэзии [Рогачева Н.А. 2010]. При общей характеристике символизма как литературного феномена рубежной эпохи мы учитывали теорию историко-литературных систем Н.Л. Лейдермана. Принципиально важными для нас были идеи мифопоэтики, разработанные в трудах Д.М. Магомедовой, Д.Е. Максимова, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, О.М. Фрейденберг, А. Ханзен-Лёве.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Символика цвета в творчестве русских символистов является важным компонентом поэтического мира; при наличии общих закономерностей в мифосемантике, символическое значение цвета может существенно варьироваться авторами, подчиняясь индивидуальной поэтической задаче.

2. В цикле В. Брюсова «Семь цветов радуги» выявлена большая роль психологического значения цвета, нежели символического. Поэт использует традиционное для психологии и культуры значение цвета, не прикрепленное к конкретной индивидуальности и не получающее мистико-мифологической нагрузки.

3. Существенная роль ахроматизма в урбанистических циклах стихотворений А. Блока и А. Белого (в отличие от их стихотворений раннего периода) способствует созданию негативного мифа о городе как царстве смерти. Анализ черно-белого мира в этих циклах уточняет традиционное представление о противоположности мировосприятия «старших» («декадентов») и «младших» символистов («теургов»). Данное обстоятельство доказывает значимость обращения к символике цвета при интерпретации поэтической системы конкретного автора или поэтической генерации.

4. Использование цвета в поэзии Бальмонта сугубо индивидуально и не зависит от распространенной трактовки «священных цветов» другими символистами. Поэт интуитивно окрашивает свои стихотворения на всех уровнях, в том числе - фонетическом, выражая через цветофоносемантику свое отношение к жизни, согласно внутренним ощущениям и импульсам.

5. Цвет воспринимается Анненским как естественная часть мира, он слит со средой, иногда растворен в ней или в ее деталях - в камнях, в звуках природы, в отражении воды, в переливах неба. Каждый цвет несет в себе красоту мира, которая сама по себе мучительна и постигается только через страдание, отсюда амбивалентность его цветосимволов и их индивидуально-личностный характер.

6. Анализ стихотворений Ф. Сологуба в аспекте цвета и фоносемантики подтвердил наличие общей тенденции к корреляции цветовых деталей и цветофоносемантики, при том, что автор не теоретизировал специально по этому вопросу.

7. Цвет как символ, используемый авторами сознательно (на предметно-мотивном уровне) или интуитивно (на уровне фоносемантики), обогащает стихотворение смыслами, превращает его в игру, в загадку, которую нужно разгадать читателю. Синтез цвета и звука, совокупность их восприятия человеком, делают образ суггестивным и несущим глубинные мифопоэтические смыслы. Взаимное влияние звука и цвета друг на друга и на эмоциональное состояние человека вкупе обусловливает ту полноту и яркость образа, которую мы видим в поэзии символистов.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в рамках

исследования рассмотрены механизмы мифотворчества различных поэтов в

аспекте цветовой и цветозвуковой символики, что позволило комплексно

изучить поэтику и функции символики цвета, уточнив такой параметр, как

12

взаимодействие зрительного, звукового и эмоционального аспектов поэтического мира. Ежи Фарино утверждал, что в отношении цвета литература решительно ахроматична: «Цвет в литературном тексте непременно должен получить свое вербальное выражение, должен быть назван» [Фарино 2004: 323]. Наше исследование показало, что имеет смысл и отсутствие лексически выраженных колоративов (как, например, во многих стихотворениях цикла Брюсова «Семь цветов радуги»). Кроме того, ощущение цвета возбуждается и звучанием стиха, благодаря цветофоносемантике.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования наблюдений и выводов для дальнейшего исследования творчества поэтов-символистов, для развития методики цветофоносемантического анализа в практике вузовского и школьного преподавания русской литературы. Исследования по данной проблеме могут быть продолжены на материале других поэтов Серебряного века, в том числе, акмеистов и футуристов. Кроме того, возможно дальнейшее сопоставление цветовых образов с мотивами и приемами музыки, столь ценимой символистами.

Апробация отдельных материалов исследования состоялась в докладах на различных конференциях: Межвузовской научной конференции «Кормановские чтения», УдГУ, Ижевск, 17-18 апреля 2014 г.; Региональной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы филологии», Екатеринбург, октябрь 2013 г.; XVIII Всероссийской научной конференции: Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в школе и ВУЗе «Лейдермановские чтения: Движение времени и законы жанра», Екатеринбург, 4 апреля 2014 г.; XIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Философия и наука», Екатеринбург, УрГПУ, 22 апреля 2014 г.; XI Всероссийской научной конференции «Дергачевские чтения - 2014», Екатеринбург, УрФУ, 6-7 октября 2014 г.; Международной

13

научной конференции SEU-2013, Грузинский национальный университет, Тбилиси, июнь 2013 г.; XI Международной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы филологии», Екатеринбург, УрГПУ, 24 апреля 2014 г.; Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы филологических исследований», посвященной 160-летию со дня рождения И.Ф. Анненского, г. Краснодар, КубГТУ, 1 марта-25 апреля 2015г.

По теме диссертации опубликована 21 работа, из них - 4 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1) Оппозиция черного и белого как символика жизни и смерти в русском символизме // «Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина». - №3, Санкт-Петербург, 2014. С 31 - 38.

2) «Как алых бабочек развернутые крылья...»: символика маков в лирике И. Анненского // Филология и человек / Алтайский государственный университет. - № 4., Барнаул, 2015. С. 136 - 142.

3) Мучительная жажда красоты и амбивалентность цвета в книге И. Анненского «Кипарисовый ларец» // Вестник Томского государственного университета /ТГУ, № 397, Томск, 2015. С. 38 - 43.

4) Цветозвук в поэзии Ф. Сологуба: возможности использования и влияние на восприятие поэтического текста// Филологический класс / ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» -Вып. 2(48), Екатеринбург, 2017. С 83 - 86.

Структура диссертации определена поставленной целью и задачами. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы исследования. Прослеживается интерес к цветосимволизму, начиная от трактата Гёте о цвете, являющегося смежным трудом по психологии и колористике, и заканчивая работами психолингвистов, разрабатывающих теорию фоносемантики. Особое внимание уделяется теоретическим работам

по цвету самих символистов. Во второй главе диссертации анализируется мифопоэтика цвета в лирике русских символистов на примере произведений трёх авторов: В. Брюсов, А. Белый и А. Блок. В произведениях А. Белого и А. Блока мы обратились к исследованию ахроматичной гаммы, поскольку символика цвета у этих авторов уже достаточно полно исследована Л.В. Красновой, З.Г. Минц, Ю.М. Лотманом и другими. В третьей главе диссертации мы уделяем внимание проблеме синтеза цвета и звука (синэстезии) в творчестве символистов, исследуя произведение К. Бальмонта «Фата Моргана» и стихотворения И. Анненского из книги «Кипарисовый ларец» на уровне лексики и фоносемантики. В стихотворениях данных авторов цвет нередко выражается косвенно, через образы драгоценных камней и металлов, растений, олицетворяющих тот или иной цвет. Отдельным параграфом третьей главы представлен анализ стихотворений Ф. Сологуба с целью продемонстрировать различные варианты использования автором цветозвука и его совпадения / несовпадения с цветовой гаммой предметно-тематического уровня. Здесь же представлен сравнительный анализ стихотворений И. Анненского и Ф. Сологуба с точки зрения главного колоратива образа Петербурга в их творчестве. Проведенное в этом параграфе исследование позволяет нам наиболее полно оценить возможности употребления цветозвука в поэзии. Заключение подводит итоги проделанному исследованию и содержит сравнительный анализ систем цветовосприятия у избранных для исследования авторов. Список использованной литературы содержит 155 источников. Общий объем диссертации - 183 страницы.

Глава 1. Семантика цвета как научная проблема и предмет

мифотворчества

1.1. Проблема эмоционально-смысловых значений цвета и ее

осмысление в эстетике

Поэзия - это высшая сфера выражения души человеческой, сокровенной и мистической глубины ее вселенной. А сокровенное, скрытое глубоко в сердце, невозможно выразить словом-понятием. Наиболее остро недостаточность поэтического словаря осознал символизм, стремившийся высказать общечеловеческое, касающееся всех, мистическое и таинственное, в каких-либо конкретных образах. Эти образы называются символами. Символ есть «субстанциальное тождество идеи и вещи» [Лосев 1993: 635], он «и в плане выражения, и в плане содержания всегда представляет собой некоторый текст, т. е. обладает некоторым единым замкнутым в себе значением и отчетливо выраженной границей, позволяющей ясно выделить его из окружающего семиотического контекста» [Лотман 1992: 191]. «Символ называет явления земного мира, но одновременно «намекает», отсылает к иным - таинственным, мистическим мирам, к идеалу, к Душе мира. Образ-символ многозначен, нередко его смыслы лишь смутно чувствуются, их нельзя до конца выразить точным словом, понятием» [Барковская 1999: 25]. Символ дает возможность выразить невысказанное поэтом, позволяет читателю погрузиться в глубину культуры и отдельной человеческой души. Одним из важных образов-символов в эпоху Серебряного века становится и цвет. Как отмечает В. Драгунский, уже Гете полагал, что «цвета воздействуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, печалят и радуют.» [Драгунский 2001: 10].

«В окружающей нас физической реальности цвет - явление естественное, вызываемое разной способностью поглощать и отражать световые волны» - читаем мы у Е. Фарино [Фарино 2004: 322]. Цвет может возбуждать психофизические реакции. Цвет способен вызывать у человека различные эмоции и ассоциации, поэтому цветовой символизм - это один из способов постижения глубины мироздания, способ приоткрыть завесу и прикоснуться к тайне Вселенной.

В современной эстетике, искусствознании и психологии продолжается изучение влияния цвета на эмоции и мысли человека. Возможности цветовой семантики стали предметом внимания и символистов. А. Белый обращался к данному вопросу в статье «Священные цвета», много о цвете и звуке писал К. Бальмонт. Вообще цвет в поэзии и культуре укрепляется в начале ХХ века как неотъемлемая часть поэтики. П. Флоренский говорил о мистическом смысле преломления небесного спектра в земной атмосфере, кроме него цвет с точки зрения его «небесной» и религиозной семантики рассматривали многие исследователи.

Евгений Трубецкой, например, анализируя художественный мир в древнерусской иконе, отчетливо связал цветоупотребление с мистическим значением, поскольку икона, по его мнению, передает живое соприкосновение двух миров: с одной стороны, потусторонний вечный покой, с другой - греховный, хаотичный мир, но устремленный к успокоению в Боге (не случайно статья написана в 1916 году!). Е. Трубецкой в центр «умозрения в красках», явленного иконой, помещает «солнечную мистику» - центр Божественной жизни [Трубецкой 1991: 47]. А вот самая глубокая тайна, тайна Святой Софии, Премудрости Божией, это тайна небесного пурпура, которую стремится истолковать Е. Трубецкой [Трубецкой 1991: 50-54]

Практически все поэты и писатели Серебряного века активно использовали символику цвета в своей поэзии.

Семантика цвета заинтересовала психолингвистов и литературоведов, они стали активно использовать ее как один из аспектов фоносемантического анализа. Теория цветофоносемантики развита в трудах С.В. Воронина, А.П. Журавлева, Ю.В. Казарина, Л.П. Прокофьевой и других.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Парамонова Лиана Юрьевна, 2017 год

Научная литература

26. Абдуллин И.Р. Звуки светят, а краски поют // День и ночь. 1999. №5-6. - С.221-222.

27. Абдуллин И.Р. Цветомузыкальные синестезии в поэзии Бальмонта // Электроника, музыка, свет. Казань : ФЭН, 1996. - С. 121-124.

28. Анциферов Н.П. «Непостижимый город».: Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. Л. : Лениздат, 1991. - С. 219 - 220.

29. Аристова В.В. История искусства: Икона. М. : Росмен, 2002. -

96 с.

30. Ашукин Н. Брюсов / Н. Ашукин, Р. Щербаков. М. : Молодая гвардия, 2006. - 245 с.

31. Багно В.Е. Русская поэзия Серебряного века и романский мир. СПб : Гиперион, 2005. - 228 с.

32. Багно В.Е. Федор Сологуб - переводчик французских символистов // На рубеже Х1Х-ХХ веков, сб. науч. трудов под ред. Ю.Д. Левина. - Л. : Наука, 1991. - С. 129-215.

33. Базыма Б. А. Цвет и психика. Харьков : Изд-во ХГАК, 2001. -

172 с.

34. Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. СПб: Речь, 2007. - 208 с.

35. Банников Н.В. Жизнь и поэзия Бальмонта // Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа. М. : Республика, 1989. - С. 5-20.

36. Банников Н.В. Константин Бальмонт // Русская речь. 1994. №2. -С. 26-28.

37. Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века.// М. : Универс, 1993. - 368 с.

38. Барковская Н.В. Поэзия Серебряного века. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург : 1999. - 170с.

39. Барковская Н.В. Поэтика света в лирике К. Бальмонта // Филологический класс. 1996. №1. - С. 36-44.

40. Барковская Н.В. Трагическая арлекинада в лирике А. Блока и А. Белого [Электронный ресурс] // Исследовано в России, 1999. - С. 1-4. Режим доступа: http://scipeople.ru/publication/3230/ (дата обращения 20.06.16).

41. Белый А. Символизм как миропонимание. М. : Республика, 1994. - 528 с.

42. Беренштейн Е.П. Просветлённая страданьем красота. Поэтический мир И. Анненского // Литература в школе. 1992. №3-4. - С. 1722.

43. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция; конец XIX - начало XX века. М. : Наука, 1987. - 320 с.

44. Боровская А.А. Автор в структуре лирических произведений И. Анненского: дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / А.А. Боровская, Астрахань, 2004. - 253 с.

45. Браэм Г. Психология цвета. М. : АСТ: Астрель, 2011. - 158 с.

46. Брюсов В.Я. Далекие и близкие // Статьи и рецензии. Собрание сочинений в 7 томах. Т. 6. М. : Худ. лит, 1973. - 205 с.

47. Бурлаков Н. В. Брюсов. Очерк творчества. М. : Просвещение, 1975. - 425 с.

48. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь: В 3 т. СПб : Кольна, 2007. - 568 с.

49. Волошин М. А. Город в поэзии Валерия Брюсова // Критика русского символизма: в 2 т., Т.2. М.: Олимп, 2002. - С. 373-387.

50. Волков Н.И. Цвет в живописи. М. : Искусство, 1984. - 242 с.

51. Воронин С.В. Основы фоносемантики. Л. : Изд-во Ленингр. унта, 1982. - 244 с.

52. Воронин С.В. Синестезия и звукосимволизм // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983. -127 с.

53. Геворкян А. В. О «синтезе искусств»: заметки к теме //Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М. : ИМЛИ РАН, 2009. - 832 с.

54. Геворкян А. В. Семь цветов радуги. Текст и контекст [Электронный ресурс] // Геворкян А.В. - Режим доступа: www.brusov.am/docs/Brusovskie_Chtenija2001 (дата обращения 12.02.16).

55. Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М. : Изд. АН СССР, 1957. - 212 с.

56. Гиндин С. Н. Поэзия В. Я. Брюсова. М. : Знание, 1973. - 489 с.

57. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л. : Советский писатель, 1964. - 407 с.

58. Головин Е. Иннокентий Анненский и сиреневая мгла [Электронный ресурс] // Головин Е. - Режим доступа: http://annenskiy.lit-info.ru/annenskiy/articles/golovin-sirenevaya-mgla.htm (дата обращения 06.04.16).

59. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М. : Лабиринт, 2001. - 304 с.

60. Горький М. Поль Верлен и декаденты, 1953 [Электронный ресурс] // Горький М. - Режим доступа: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-308.htm (дата обращения: 26.03.2016).

61. Дикман М.И. Поэтическое творчество Федора Сологуба // Ф. Сологуб. Стихотворения. Л. : Советский писатель, 1978. - С 5-47.

62. Драгоценные камни как символ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://simbolsbook.ru/article.aspx?id=208 (дата обращения 09.06.16)

63. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М. : Аст-Минск-Харвест, 2001. - 729 с.

64. Дубин Б. Мистика оригинала // Книжный квартал, 2008. № 4, 12 декабря. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1091064 (дата обращения: 26.03.2016).

65. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М. : Наука, 1989. - 176 с.

66. Журавлев А.П. Звук и смысл. М. : Просвещение,1991. - 160 с.

67. Зайцев Б.К. Бальмонт // Б.К. Зайцев. Далёкое. М .: Правда, 1991. - с. 476-480.

68. Зюрняева Т.Н. Целебная магия камней, минералов, растений. СП6 : АВК изд-во,2004. - 234с.

69. Иванова О.Ю. О «неслучайности» слова в поэтическом творчестве И.Ф. Анненского [Электронный ресурс] //Иванова О.Ю. - Режим доступа: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=433 (дата обращения 09.12.16)

70. Импрессионизм. Художественные стили и направления. / М. : Олма-Пресс, 2004. - 127 с.

71. Ищенко Д.С. Фоносемантические и цветофоносемантические художественные ассоциации в поэтической речи (на материале творчества В.Я. Брюсова): дис. канд. филол. наук : 10.02.01 / Д.С.Ищенко. Краснодар, 2010. - 139 с.

72. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста. Екатеринбург : Деловая книга, 2004. - 432 с.

73. Кандинский В. О духовном в искусстве. М. : Архимед, 1992. -

349 с.

74. Клюев А.С. Музыка. Философия Синергетика. СПб : Астерион, 2012. - 200 с.

75. Краснова Л.В. Поэтика Блока. Очерки. Львов : Изд-во Львовск. ун-та, 1973. - 230 с.

76. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии ХХ века. М. : Наука, 1986. - 256 с.

77. Колобаева Л.А. Русский символизм. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 296 с.

78. Комиссарова А.А. Символ камня в «Петербурге» И.Ф. Анненского // Русская речь. 2012. № 1. - С. 7-11.

79. Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора./ Г.К. Косиков. - М. : Изд-во МГУ, 1993. - с. 5-62.

80. Левицкий В.В. Звуковой символизм: основные итоги: монография. Черновцы, 1998. - 129 с.

81. Левицкий В.В. Звуковой символизм: мифы и реальность. Черновцы : Рута, 2009. - 186 с.

82. Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Екатеринбург : «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т., 2010. - 904 с.

83. Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск : Водолей, 2000. - 704 с.

84. Лесневский С., Михайлов, А. Как мы пишем. М. : Советский писатель, 1989. - С. 6-20.

85. Ливанова Т.Н. Русские поэты и вокальная лирика // Русская поэзия в отечественной музыке. Вып. 1. М., 1996. - С. 3-28.

86. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Из ранних произведений. М. : Мысль, 2008. - 304 с.

87. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М. : Наука, 1993. - 960 с.

88. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. : Политиздат, 1991. - 525 с.

89. Лотман Ю.М. Андрей Белый. Проблемы творчества// Поэтическое косноязычие Андрея Белого. М. : Советский писатель, 1988. -С. 437-443.

90. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - 479 с.

91. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Избранные статьи: в 3 т. Т. 2. Таллин, 1992. - 480 с.

92. Люшер М. Психология семантики цвета. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 156 с.

93. Люшер М. Цвет вашего характера. М. : АСТ, 1996. - 245с.

94. Люшер М. Цветовой тест Люшера. М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. -

164 с.

95. Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. Тверь : Мартин, 1997. - 221 с.

96. Магомедова Д.М. Символизм как литературное направление // История русской литературы конца XIX - начала XX века: В 2 т. М. : Академия, 2007. - С 3-33.

97. Магомедова Д.М. Русская литература и культура конца XIX -начала XX веков (курс лекций). Sidlce Neofilologii I Badan Interdyscypliarnych Uniwersytetu Przyrodniczo-Humanistycznego w Siedlach, 2016. - 236 с.

98. Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. Л. : Советский писатель, 1969. - 210 с.

99. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. Л. : Советский писатель, 1981. - 550 с.

100. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М. : Наука. 1976. - 407 с.

101. Месяц С. В. И.В. Гёте и его учение о цвете. М. : Кругъ, 2012. -

464 с.

102. Минц З.Г Поэтика Александра Блока. СПб : Искусство, 1999. -

727 с.

103. Минц З. Г. Избранные труды в трех книгах. Книга 1: Поэтика Александра Блока. СПб : Искусство, 1999. - 727 с.

104. Минц З. Г. Блок и русский символизм. Избранные труды в трех книгах. Книга 2: Александр Блок и русские писатели. СПб : Искусство, 2000. - 784 а

105. Минц З. Г. Блок и русский символизм. Избранные труды в трех книгах. Книга 3: Поэтика русского символизма. СПб : Искусство, 2004. - 480 а

106. Минц, З. Г. "Петербургский текст" и русский символизм / З.Г. Минц, М.В. Безродный, А.А. Данилевский // Семиотика города и городской культуры. Петербург. Труды по знаковым системам XVIII: Вып. 664. Тарту, 1984. - С. 78-123.

107. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М. : Наука, 1993. - 207 с.

108. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. М. : Наука, 2002. - 151 с.

109. Миф - фольклор - литература: сб. науч. статей // Под. ред. Н.А. Петрова, Л.В. Гунева. Пермь, 2008. - 110 с.

110. Налегач Н. В. Мотив сна в лирике И. Анненского // Лирические и эпические сюжеты и мотивы в русской литературе: Сб. научных трудов / Институт филологии СО РАН. Отв. ред. Е. Ю. Куликова. - Новосибирск, 2012. - С. 101-110.

111. Налегач Н.В. Символика аметистов в поэзии И. Анненского // Филологический класс. 2012. № 2(28). - С. 51-54.

112. На рубеже XIX и ХХ веков. Из истории международных связей русской литературы: сборник научных трудов / под ред. Ю.Д. Левина. - Л. : Наука,1991. - 322 с.

113. Нессельштраус Ц. "Пляски смерти" в западноевропейском искусстве XV в. как тема рубежа Средневековья и Возрождения // Культура Возрождения и Средние века. М. : Наука, 1993. - С. 145.

114. Николаев, С.М. Камни - мифы, легенды, суеверия... Новосибирск : Наука, 1995. - С. 29-30.

115. Пайман А. История русского символизма. М. : Республика, 1998. - 415 с.

116. Поэзия французского символизма. // Режим доступа: http://works.tarefer.ru/43/100007/index.html (дата обращения: 26.03.2016).

117. Порталь Ф. Символика цвета от античности до нового времени // Античный хроматизм. СПб : Лисс, 1995. - 276 с.

118. Прокофьева Л.П. Звуко-цветовая ассоциативность в языковом сознании и художественном тексте: универсальный, национальный, индивидуальный аспекты: дис. докт. филол. наук : 10.02.19. Саратов, 2009. -388 с.

119. Рогачева И.В. В поисках утраченного. Две редакции «Золота в лазури» Андрея Белого. М. : ЭкоПресс-2000, 2002. - 183 с.

120. Рогачева Н.А. Ольфакторное пространство русской поэзии конца Х1Х - начала ХХ вв.: проблемы поэтики. Тюмень : Из-во Тюменского университета, 2010. - 404 с.

121. Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. М. : АСТ, 2006.

122. Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. М. : Академический проект, 2003. - 360 с.

123. Руднев В.П. Словарь культуры XX в. Ключевые понятия и тексты. М. : Аграф, 1997. - 384 с.

124. Самарина Л.В. Традиционная этническая культура и цвет // Этнографическое обозрение. № 7. 1992. - С. 18-30.

125. Серов Н.В. Цвет в культуре. СПб : Речь, 2004. - 672 с.

126. Силантьева В. И. Литература и живопись в контексте компаративистики. Одесса : Астропринт,2015. - 336 с.

127. Сурина М. О. Цвет и смысл в искусстве, дизайне, архитектуре. Ростов-на-Дону : Март, 2010. - 152 с.

128. Символика цветов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lukor.e-gloryon.com/2755835085 (дата обращения 06.04.16)

129. Символика цветов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://inmoment.ru/congratulations/flowers.html (дата обращения 06.04.16)

130. Смирнова, Л. А. Русская литература конца XIX - начала XX в. М. : Просвещение, 1993. - 529 с.

131. Тэрнер В.У. Символ и ритуал. М. : Наука, 1983. - 277с.

132. Тименчик Р.Д. О составе сборника И. Анненского «Кипарисовый ларец» // Вопросы литературы. 1978. №8. - С. 307-316.

133. Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В.: 1975,' Сны Блока и «петербургский текст» начала XX века', Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Творчество А. А. Блока и русская культура XX века». Тарту, 1975, С. 129-135.

134. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М. : Прогресс-Культура, 1995. -623 с.

135. Топоров В. Н. Петербург и "Петербургский текст русской литературы". Труды по знаковым системам. Вып. 18. Тарту : ТГУ, 1984. -С. 4-29.

136. Топоров В. Н. Пространство и текст// Текст: семантика и структура: сб. статей / отв. ред. Т.В. Цивьян. М. : Наука, 1983. - С. 227-284.

137. Тростников М.В. Символика жёлтого цвета в лирике И. Анненского // Русская речь. 1991. №4. - С. 15-17.

138. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Новосибирск : изд-во «Сибирь XXI век», 1991. - 110 с.

139. Трубецкой Е.Н. Этюды по русской иконописи: Умозрение в красках / Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - 432 с.

140. Файн С.В. Поль Верлен и поэзия русского символизма (И. Анненский, В. Брюсов, Ф. Сологуб) // Файн С.В. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/pol-verlen-i-poeziya-russkogo-simvolizma-i-annenskiy-v-bryusov-f-sologub#ixzz2wDFhqhar (дата обращения: 26.03.2016).

141. Фарино Е. Введение в литературоведение. Учеб пособие. СПб : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 639 с.

142. Федоров А.В. Иннокентий Анненский. Личность и творчество. Л. : Худ. лит., 1984. - 256 с.

143. Фёдоров А.В. Искусство перевода и жизнь литературы: очерки. -Л. : Советский Писатель, 1983. - С. 188-204.

144. Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб : Мифрил-Русская книга, 1993. - С. 309-316.

145. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М. : Восточная литература, 1998. - 800 с.

146. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство: Прикладная цветопсихология. М. : Стройиздат, 1973. - 141с.

147. Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. М. : Наука, 1984. - 175 с.

148. Ханзен-Леве А. Мифопоэтический символизм. СПб : Академический проект, 2003. - 816 с.

149. Ханзен-Леве А. Русский символизм. СПб : Академический проект, 2003. - 512с.

150. Чернокозов А.И. Мировая художественная культура. Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 288 с.

151. Эткинд Е.Г. Материя стиха. СПб : Гуманитарный союз, 1998. -

506 с.

152. Эткинд Е. Г. Поэзия и перевод. Л. : Советский писатель, 1963. -

431 с.

153. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М. : Детская литература, 1970. -

240 с.

154. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. Спб : Речь, 2006. - 368 с.

155. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара : Изд-во СамГПУ, 1996. - 218 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.