Мифопоэтический контекст драматургии Владимира Максимова 1970-1990-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Лайко, Игорь Евгеньевич
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 196
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лайко, Игорь Евгеньевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ДРАМАТУРГИИ В.Е. МАКСИМОВА ПЕРИОДА ЭМИГРАЦИИ.
1.1. Развенчание мифа об «Отце всех народов» в драмах В.Е. Максимова 1970-1980-х годов.
1.2. Героизирующий миф о советском сверхчеловеке в пьесах В.Е. Максимова 1980-1990-х годов.
1.3. Мифологический мотив «светлой дороги» в драматургии В.Е.
Максимова 1970-1990-х годов.
ГЛАВА II. «СЛОВО» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В ДРАМАТУРГИИ И
ПРОЗЕ В.Е. МАКСИМОВА 1980-1990-Х ГОДОВ.
2.1. Проблема «двойничества» в драмах В.Е. Максимова 19801990-х годов («Кто боится Рэя Брэдбери», «Берлин на исходе ночи», «Там вдали за рекой»).
2.2. «Легенда о Великом Инквизиторе» Ф.М. Достоевского как система-прототип драматургии В.Е. Максимова 1990-х годов («Кукла, или Конь Калигулы», «Пьедестал», «Музейные ценности»).
2.3. Достоевский мотив «детскости» в драматургии и прозе В.Е. Максимова периода эмиграции.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтико-аксиологический аспект драматургии В.Е. Максимова2013 год, кандидат филологических наук Ефремова, Анна Борисовна
"Слово" Ф.М. Достоевского в творчестве В.Е. Максимова2011 год, кандидат филологических наук Умнов, Артём Евгеньевич
Драматургия Владимира Максимова 1960-1980-х годов в контексте творчества писателя2006 год, кандидат филологических наук Хоанг Тхи Винь
Поэтико-философский аспект повестей Владимира Максимова 1960-х годов2004 год, кандидат филологических наук Жукова, Татьяна Евгеньевна
Жанровое своеобразие романа Владимира Максимова "Семь дней творения"2004 год, кандидат филологических наук Сенкевич, Анна Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифопоэтический контекст драматургии Владимира Максимова 1970-1990-х годов»
Драматургия Владимира Емельяновича Максимова (1930-1995) является важной частью литературного наследия писателя «третьей волны» русского зарубежья, которая до сих пор не подвергалась основательному целостному изучению. К. Дуда назвала среди причин такого, по ее словам, «теневого состояния» драматургии Максимова следующие: «Драмы Максимова охватывают большой отрезок времени: с октябрьских событий 1917 года до последних стадий перестройки. Во-вторых, они затрагивают так называемые «пограничные вопросы», зачастую весьма нелегко определяемые, такие как любовь, смерть, страдание. Поэтому эти драмы становятся трудным для исследования, но связным соединением двух сфер: общественно-политической и универсальной, касающейся состояния человека в экстремальных условиях» [1].
Действительно, драматургия Максимова выделяется своей сложностью из множества пьес других авторов, созданных как в метрополии, так и в эмиграции, хотя в творчестве писателей русского зарубежья драматические жанры в целом не получили широкого развития: у многих писателей преобладали эпические и лирические произведения. Художники, работающие в названных родах литературы (И. Бродский, А. Аксенов, В. Некрасов), создавая драмы, явно стремились к выходу за пределы собственно драматических возможностей, расширяя их, синтезируя с лирическими и эпическими формами при объединяющем и доминирующем значении эпического. Опыт драм такого типа частично исследован в статье В.Е. Головчинер «Эпические тенденции в драматургии «третьей волны» русской эмиграции («Цапля» Василия Аксенова, «Демократия!» И. Бродского)» [2]. Сопоставительному анализу пьес и повестей В. Максимова посвящена также диссертация Хоанг Тхи Винь
Драматургия Владимира Максимова 1960-1980-х годов в контексте творчества писателя» [3].
Работа Хоанг Тхи Винь посвящена анализу соотношения эпического и драматического в пьесах «Жив человек», «Стань за черту», «Эхо в конце августа», написанных по мотивам одноименных повестей В.Е. Максимова. Сопоставительный анализ пьес и ранних повестей писателя позволяет автору работы проследить явную динамику в сторону драматизации повествования, выявить усиление подтекстовых символических кодов, продемонстрировать углубления психоанализа характеров персонажей.
Исследование Хоанг Тхи Винь положило основательное начало в изучении драматургии Максимова, поскольку в этой работе была проанализирована глобальная для всей русской литературы последней трети XX века проблема кризиса «русского дома и семьи», выявлены пути, ее художественного решения на материале шести максимовских пьес. В драмах Максимова «Стань за черту» (1965), «Жив человек» (1965), «Позывные твоих параллелей» (1966), «Эхо в конце августа» (1967), «Дом без номера» (1969) проанализированы и другие традиционные для русской литературы XIX века проблемы, такие как: проблема «маленького человека», поиск смысла жизни в аспекте возможности достижения «праведничества»; проблема «мятущейся» души и христианского единения людей; вопросы творческого отношения человека к природе, взаимоотношений народа и власти, личности и общества.
Между тем более десяти пьес Максимова до сих пор не получили адекватной оценки в современной науке о литературе. Упоминаний о талантливом драматическом творчестве писателя нет ни в монографии И. А. Канунниковой « Русская драматургия XX века» [4], ни в книге М.И. Громовой «Русская советская драматургия» [5], ни в коллективной монографии «Литература русского зарубежья» (1920-1990), вышедшей в
2006 году и имеющей отдельную главу, посвященную творчеству Владимира Максимова [6].
Монографическое исследование прозы писателя, выполненное И.М. Поповой, тоже ограничено рамками эпического наследия Максимова [7].
Интересна статья томского исследователя В.Е. Головчинер, в которой изучена поэтика тождества в пьесе В. Максимова «Кто боится Рэя Брэдбери» [8]. Автор, устанавливая основной мотив произведения -двойничество, доказывает его характерность для драматургии «третьей волны» русского зарубежья, в частности, для пьес В. Аксенова, И. Бродского и В. Максимова. Устойчивый интерес разных художников именно к этому мотиву отчасти может быть объяснен общим обстоятельством в их судьбе - вынужденной эмиграцией в пору брежневского правления, «неизбежной рефлексией по поводу разных возможностей реализации судьбы человеческой здесь и там, до и после. Поскольку по природе своей это мотивы философские», - справедливо утверждает В.Е. Головчинер [8, 295].
За рамками названных исследований остаются такие важные проблемы, как проблема эмиграции и диссидентства, поставленная в драмах Максимова «Берлин на исходе ночи», «Там вдали за рекой», «Кто боится Рэя Брэдбери», «Борек - станция пограничная»; тема «бесовства» («Кукла или Конь Калигулы», «Бесы», «Пьедестал», «Музейные ценности»); а также проблемы: «конфликт поколений», нравственный выбор, будущее России. Объединенные пафосом развенчания «советской мифологии», проблемы эти поставлены во всех пьесах без исключения, поэтому без изучения этих вопросов, воплощенных в различных жанровых разновидностях (мелодрама, трагифарс, «фантазия на троих», «метаморфоза», «застолье в двух картинках» и др.), невозможно определить вклад русского писателя в историю отечественной драматургии и русской литературы в целом, уяснить пути развития современного искусства.
Изучение драматургии писателя актуально в связи с тем, что пьесы В.Е. Максимова представляют собой органическую часть художественного мира писателя, отражающего характерные тенденции всей литературы «третьей волны» русского зарубежья, о настоятельной потребности исследования которой говорится в перечне приоритетных направлений современного литературоведения.
Объектом исследования являются пьесы В.Е. Максимова «Дом без номера», «Берлин на исходе ночи», «Кто боится Рэя Брэдбери», «Там вдали за рекой», «Борек - станция пограничная», «Бесы», «Пьедестал», «Музейные ценности», «Кукла, или Конь Калигулы».
Предметом исследования стало философско-поэтическое содержание драматургии Владимира Максимова 1970-1990-х годов.
Целью исследования является определение мифопоэтической структуры драматургии В.Е. Максимова, выявление поэтико-философских особенностей его пьес, созданных в эмиграционный период. С основной целью связаны задачи исследования.
Задачи работы таковы:
- изучить поэтические средства развенчания мифа об «Отце всех народов» в драмах В.Е. Максимова 1970-1980-х годов в контексте прозаических произведений писателя;
- проанализировать способы травестирования мифа «о советском сверхчеловеке» в пьесах В.Е. Максимова «Берлин на исходе ночи», «Кто боится Рэя Брэдбери», «Борек - станция пограничная»;
- выявить поэтическую структуру мифа «светлого пути» в драмах «Кто боится Рэя Брэдбери», «Там вдали за рекой», «Пьедестал», «Музейные ценности», «Кукла, или Конь Калигулы»;
- определить значение художественных идей Ф.М. Достоевского в максимовской драматургии периода эмиграции (проблемы «двойничества сознания», «богочеловечества и человекобожества», «случайного семейства», «детскости человечества» и др.).
Методы исследования. В диссертационной работе сочетаются сравнительно-типологический, герменевтический и мифопоэтический подходы к изучению драматических произведений.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования такова: драматургия В.Е. Максимова 1970-1990-х годов вписывается в идейно-поэтический контекст всего творчества художника и основывается на эстетических импульсах периода «шестидесятничества», перешедших в развенчание системы мифотворчества советского сознания на основе идейной структуры творчества Ф.М. Достоевского. •
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней проведен целостный мифопоэтический и герменевтический анализ пьес-Владимира Максимова 1970-1990-х годов. Драмы «Берлин на исходе ночи», «Там вдали за рекой», «Пьедестал», «Бесы», «Музейные ценности»,. «Кукла, или Конь Калигулы», «Борек - станция пограничная» и другие впервые анализируются в отечественном и зарубежном литературоведении в данном аспекте. Впервые также выявляется мифопоэтическая структура пьес, определяется художественная значимость мифов «об Отце всех народов», «о советском сверхчеловеке», «о вечной революции», мифологических мотивов «светлого пути» и «родины-чужбины», изучается функциональная роль «слова» Ф.М. Достоевского в пьесах (в сопоставлении с прозой) В.Е. Максимова эмиграционного периода в аспекте связанных с перечисленными мифологемами проблем «двойничества сознания», «случайного семейства», борьбы «идеала содомского и идеала Мадонны в душе человека», «детскости» человечества и других.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В.Е. Максимов в драматургии и прозе 1970 - 1990-х годов совмещает советский миф «об Отце всех народов» с проблемой «блудного сыновства» и показывает «безотцовщину» как главную причину распада Семьи и Русского дома, явившегося следствием духовного кризиса в условиях тоталитарной идеологии государства. Драматург параллельно художественно воссоздает эти процессы и в драмах «Стань за черту», «Жив человек», «Дом без номера», «Берлин на исходе ночи», «Позывные твоих параллелей», и в романах «Семь дней творения», «Ковчег для незваных», «Карантин», «Заглянуть в бездну», «Прощание из ниоткуда», «Кочевание до смерти».
2. Максимовская драматургия 1980-1990-х годов посвящена развенчанию мифа о советском «человекобоге», создающем рай на земле («Дом без номера», «Берлин на исходе ночи», «Кто боится Рэя Брэдбери», «Борек - станция пограничная»). Проблема «безотцовщины» и исторического беспамятства углубляется в драмах с помощью показа ложности революционных идеалов, подмены истинного идеала бытия на «муляж материального благополучия» и несуществующего «равенства и братства». Драматург художественно воплощает в пьесах крах «хлипких душ» у одних персонажей и процесс «пересотворения себя» душами «твердыми в вере».
3. Мифологический мотив «светлого пути» в его варианте «советского пути народа к коммунизму» обладает в драматургии Максимова 1970-1990-х годов общезначимостью, так как затрагивает основы духовного бытия. Мотив этот развивается в драматургии Максимова в системе ценностей «шестидесятничества» в антиномии «путь домой» или «путь на чужбину». В пьесах «Эхо в конце августа», «Позывные твоих параллелей», «Берлин на исходе ночи», «Кто боится Рэя Брэдбери», «Там вдали за рекой» развенчивается ложная романтика вечной революции» и травестируется миф «о другом береге», где «светлый путь» реализуется в мнимый рай западно-европейского демократического общества. В этих произведениях возникает новый «ищущий» герой, демифологизирующий идеологические стереотипы.
4. Сосуществование в едином пространстве современности различных эстетических установок придает драматургии Максимова сложный жанрово-стилевой характер. В пьесах усиливаются процессы взаимодействия жанровых признаков драмы и комедии, драмы и трагикомедии, что приводит к «расшатыванию» жанровой структуры, утрате отчетливых жанровых границ. Преодолевая инерцию застывшей формы, драма активно использует элементы комедии, а комедия -элементы драмы. При этом как драма, так и комедия пропитываются трагикомическим фарсовым подтекстом, что позволяет в наиболее адекватной художественной форме выразить эстетическую идею демифологизации сознания.
5. Выделяя в русской литературе Ф.М. Достоевского как великого мыслителя, глубже всех заглянувшего в бездну человеческой души, В.Е. Максимов был уверен, что точнее и лучше его «слова о вере и человеке» не скажешь, поэтому в драматургии Максимова находят развитие «Достоевские» мотивы: «двойничества» («Берлин на исходе ночи», «Кто боится Рэя Брэдбери», «Там вдали за рекой»); борьбы идеалов «богочеловечества и человекобожества» («Бесы», «Пьедестал», «Музейные ценности», «Кукла, или Конь Калигулы»); «детскости» человечества («Позывные твоих параллелей», «Дом без номера», «Кто боится Рэя Брэдбери», «Борек - станция пограничная» и другие). Все названные мотивы развенчивают «смертный грех гордыни», пагубно действующий на человеческую душу. Мистический опыт Достоевского был усвоен и художественно воплощен в произведениях эмигрантского периода, что дало писателю возможность взглянуть на проблемы катастрофического XX века сквозь призму христианской аксиологии добра, покаяния и всепрощения.
Методологической и теоретической базой диссертационного исследования являются труды известных литературоведов, историков и теоретиков литературы, таких как В. Виноградов, Б. Томашевский, М. Бахтин, Ю. Лотман, Б. Корман, В. Хализев, а также Н. Лейдерман, В. Тюпа, И. Саморукова и другие. Автор опирается также на работы отечественных и зарубежных ученых, обращавшихся к творчеству Владимира Максимова, таких как В.Е. Головчинер, Н.М. Щедрина, Хоанг Тхи Винь, В. Иверни, 3. Маурина, И. Рубин, П. Равич, В. Марамзин, Ж. Морель, Ф. Эберштадт, Л. Аннинский, Л. Фоменко, И. Золотусский, А. Бочаров, И. Попова и других. л
Теоретическая значимость работы заключается в том, что диссертация способствует более детальному уяснению теоретических аспектов драматических жанров (пьеса, драма, трагифарс), а также в целом методологии реализма в области драматургии.
Практическое применение. ,
Результаты научного исследования могут быть использованы при чтении лекционных и специальных курсов по русской драматургии, проведении семинарских занятий по истории русской литературы второй половины XX века, по истории литературы русского зарубежья «третьей волны».
Апробация диссертационного исследования.
Основные положения диссертации и отдельные проблемы исследования многократно обсуждались на заседаниях кафедры русской филологии Тамбовского государственного технического университета, а также были представлены на Международных научных конференциях (Горловка, Тула, Волгоград) и в десяти публикациях в реферируемых изданиях, указанных ВАК.
Структура и объем работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы.
Введение включает в себя обоснование темы, актуальности и новизны исследования, обзор критической литературы, методологию исследования, цели и задачи работы.
В первой главе «Мифологический контекст драматургии В.Е. Максимова 1970-1990-х годов» анализируются способы художественного развенчания мифов советского сознания (об «Отце всех народов», о «вечной революции», о «советском сверхчеловеке», «о светлом пути» в вариантах: «родина - чужбина»), которые характерны для драм писателя t эмигрантского периода.
Вторая глава «Слово» Ф.М. Достоевского в драматургии и прозе В.Е. Максимова» посвящена выявлению значимости идей Ф.М/ Достоевского в произведениях писателя эмигрантского периода в аспекте постановки в них сквозных мотивов «двойничества», борьбы идеала «богочеловечества и человекобожества», свободы воли, «детскости» человечества, проблемы «случайного семейства», которые решаются Максимовым на материале исторических событий XX века.
Заключение содержит выводы по всему диссертационному исследованию.
Основное содержание работы изложено на 172 страницах. Список использованной литературы включает 155 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
А.Блок и Э.Т.А. Гофман: традиции романтизма в символистской поэтике2007 год, кандидат филологических наук Королёва, Вера Владимировна
Творчество Леонида Андреева: Особенности психологизма и жанровые модификации1995 год, доктор филологических наук Михеичева, Екатерина Абдул-Маджидовна
Драматургия В. Набокова: проблематика и поэтика2005 год, кандидат филологических наук Лаптева, Елена Викторовна
Драматургия Набокова: проблематика и поэтика2005 год, кандидат филологических наук Лаптева, Елена Викторовна
Поэтика субъектной сферы русской драмы XIX века: от драматургии романтиков к драматургии А.П.Чехова2012 год, доктор филологических наук Тютелова, Лариса Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Лайко, Игорь Евгеньевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целостный анализ драматургии В.Е. Максимова в аспекте изучения ее мифопоэтического контекста подтвердил мысль А. Солженицына о принадлежности творчества Максимова к «ядру русской литературы» последней трети XX века, наряду с Распутиным, Астафьевым, Трифоновым, Владимовым, Аксеновым, ставящими самые важные и сложные проблемы современности.
В драматургии В.Е. Максимова 1970-1990-х годов воссоздается поэтико-философская картина мира, созвучная повестям и романам писателя. Идейно-тематическую основу драм В.Е. Максимова составляют решенные в системе христианских ценностей проблемы кризиса Русского Дома, губительного воздействия идей своеволия, «наполеонизма», приведших к повсеместной деградации духовности, к нравственному растлению и оскудению народных вековых традиций, к беспамятству и отказу от духовных ценностей предшествующих поколений; проблемы «оскудения любви» и необходимости преображения человека через осознание всеобщей вины и всенародное покаяние; необходимость поиска утерянного смысла бытия.
В максимовских пьесах 1970-1990-х годов демифологизируется тоталитарное сознание, которое формировалось в советском человеке на протяжении нескольких десятилетий. Сначала в пьесах «Стань за черту», «Жив человек», «Дом без номера», «Позывные твоих параллелей» и в романах «Семь дней творения», «Карантин», «Прощание из ниоткуда», затем в драмах «Берлин на исходе ночи», «Кто боится Рэя Брэдбери», «Борек - станция пограничная» писатель развенчивает миф об «Отце всех народов», показывая кризис семьи, безотцовщину, вызванную перегибами в коллективизации, сталинскими репрессиями и участием в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Тема разрушительных последствий ареста отца, озлобления от полной безысходности матери и сломанной судьбы детей проходит через все творчество писателя, воплощаясь в разных эпических и драматических жанровых формах. Пьесы В.Е. Максимова 1970-1980-х годов - это драма «прощения отца», переосмысления собственной жизни через осознание вины отцов. В пьесах «Стань за черту», «Дом без номера», «Берлин на исходе ночи» показано, что в семьях разрушена тоталитарными отношениями система моральных ценностей. В результате ненависть, а не родственная любовь определяет поступки отцов и детей, не способных на взаимное прощение. Распаду семьи и разъединению отцов и детей способствовали также, по мнению писателя, вербовки на стройки социализма («Позывные твоих параллелей», «Эхо в конце августа»), а также вынужденная эмиграция («Там вдали за рекой», «Борек - станция пограничная»).
Через все драматические произведения Максимова проходит мысль, что «дети России», потеряв родных отцов, утратили и Отца Предвечного, православную веру, что вызвало «хлипкость душ», ожесточенность, потерю нравственных ориентиров, «отрыв от корней русской ментальности». Драматург утверждает философско-эстетическую идею, что смысл бытия был подменен: вместо извечных ценностей Русского Дома и Семьи пришло временное идеологическое порождение о служении Отцу всех народов, вождю коммунистической партии.
Процесс подрыва Русского Дома «духовной порчей» обнажен В.Е. Максимовым с помощью символических названий пьес, знаковости авторских ремарок, колоритных характерных диалогов персонажей, широкого спектра звуковой и световой символики, мастерского сопряжения различных хронотопов героев, использования интертекстуальных приемов показа психологического состояния персонажей.
Символично, что в некоторых пьесах 1980-1990-х годов Мать выступает как спасительница «ползущего в бездну к чертям на закуску» Дома. Мать вносит гармонию в «какофонию» мира, спасает от «смертного уныния», взывает к всепрощению («Берлин на исходе ночи», «Кто боится Рэя Брэдбери», «Кукла, или Конь Калигулы»).
Параллельно с мифом об Отце происходит разрушение идеологического мифа о «советском сверхчеловеке», рожденном, чтоб «сказку сделать былью». Если в пьесах «Жив человек», «Позывные твоих параллелей» и «Эхо в конце августа» еще присутствует надежда на обновление веры в неограниченные возможности страны победившего социализма, то в других произведениях Максимова изображается «потерянное поколение». Подобные процессы происходили и в художественном творчестве Ю. Трифонова, Б. Окуджавы, А. Битова, Ф. Искандера и многих других художников, где трансформация духовно-художественного мировидения привела к изменениям в проблематике.
Для Максимова развенчание мифа «о сверхчеловеке» связано с разрушением мифа «о вечной революции», «о светлом пути» и проходит через всю романистику («Семь дней творения», «Карантин», «Ковчег для незваных», «Кочевание до смерти») и драматургию. В пьесах «Кто боится Рэя Брэдбери» и «Борек - станция пограничная» травестирование мифов советской идеологии происходит через сопоставление «родины и чужбины», хотя дегероизация была главной приметой уже в драмах «Позывные твоих параллелей», «Дом без номера» и «Берлин на исходе ночи». Герои Максимова из «победителей» внезапно для себя превратились в «побежденных», что демонстрируется автором в том числе и через показ типичной языковой личности, в которой сопрягается высокая лексика русской классической литературы и блатной «низовой жаргон». Замкнутость художественного пространства, ощущение «границы», «пограничности» существования свидетельствует о разобщенности людей, об их безысходности. Гротеск и трагифарс, фантасмагория выявляют алогизм происходящего, подчеркивают неразрывность судьбы личности и истории страны, совмещенных в мифе о «светлом пути». Мифопоэтический смысл «светлой дороги» становится для писателя поводом воплотить идею о необходимости возврата к себе.
Если в пьесе «Эхо в конце августа» герои-строители дороги в светлое будущее оказываются в тупике («дорога не вела никуда, дорога была никому не нужна»), то в пьесах «Берлин на исходе ночи», «Борек -станция пограничная», «Там вдали за рекой», «Кто боится Рэя Брэдбери» «светлый путь» упирается в «другой берег», в поиск свободы за рубежами родины, что оказывается уже мифом о «блудном сыновстве».
О невозможности обрести, найти светлый путь вдали от родного очага говорят трагические судьбы героев пьесы «Там вдали за рекой», в которой символика народной песни о гражданской войне подчеркивает ложность революционно-романтической идеи о светлом пути коммунизма. В более развернутом виде та же художественная идея представлена в последнем романе Максимова «Кочевание до смерти», герой которого, разочаровавшись в красоте жертвенного подвига во имя революции, кончает жизнь с песней «Там вдали за рекой» на устах.
Ложь, «подмена» высокой идеи губят и протагониста драмы «Там вдали за рекой» Петра Говоруху, которого игра судьбы завела на чужбину. По такому же гибельному пути идет эмигрант Варфоломей. Не могут перенести крушения народных надежд, вдохновленных верой в революционные идеалы и другие персонажи Бесо, Марианна. Символикой песни (накатывающаяся лавина конницы) и реальности (снос старых домов в пригороде Парижа, где укрылись бывшие советские люди) подчеркивается, что «пути-дороги» и на родине, и на чужбине без Веры ведут в никуда.
Драмы В.Е. Максимова 1980-1990-х годов представили нового «подчеркнуто негероического» героя, решающего драматическую дилемму о путях истинных и ложных. Трагическую смену идеологических и нравственных ориентиров драматург воплощает в оригинальных жанровых формах фарса, трагикомедии, «застолья», «фантазии» и др.
Демифологизация идеологических стереотипов проходит в творчестве В.Е. Максимова под несомненным плодотворным влиянием идей Ф.М. Достоевского о двойственности сознания, об антиномии свободы воли и пагубности своеволия, о детскости как неотъемлемой составляющей душевной гармонии и др.
Двойничество, борьба сил добра и зла в душе человека является постоянным философско-этическим мотивом в драмах В.Е. Максимова «Жив человек», «Кто боится Рэя Брэдбери», «Берлин на исходе ночи», «Там вдали за рекой», позволяющим обнажить излишнюю «широту» души человеческой. Проблема двойничества характерна и для романистики писателя (романы «Заглянуть в бездну», «Прощание из ниоткуда», «Ковчег для незваных» и др.).
Писатель объяснял победу революционных сил в России умелым манипулированием силами зла, которые были выпущены на волю идеями вседозволенности и «человекобожества». Особенно ярко двойничество во всей его сути представлено в пьесе «Кто боится Рэя Брэдбери». Главные герои, братья-близнецы Борис и Александр представляют собой зеркальное отражение свободы творчества в России и на демократическом Западе. Автор утверждает мысль, что абсолютной свободы нет нигде, а внутреннюю свободу может обрести только человек высоконравственный, служащий интересам добра.
Тема двойничества представлена в жанровой форме, названной автором «сценической фантазией». Из восьми действующих лиц шесть являются близнецами по крови, а Хват и Сват по духу, о чем говорят не только рифмующиеся фамилии, но и то, что в авторской ремарке предлагается их роли играть одному актеру. Хват и Борис - это отражения друг друга: первый делает то, что наметил второй. Борис и Александр являются светом и тенью, персонажами взаимодополняющими: полнота существования одного сопровождается пустотой жизни другого.
Благодаря сюжетообразующей роли мотива двойничества простая житейская ситуация неудовлетворенности Бориса своей жизнью оказывается окруженной целым рядом аналогичных положений, что придает ей обобщающий закономерный характер, восходящий к библейской притче о блудном сыне, тоже оказывающемся предшественником-двойником максимовскго героя.
В пьесе «Берлин на исходе ночи» двойники Федя и Вася выполняют иную роль - конформистов-пролетариев, воплощающих раздвоение национального самосознания. Другая пара персонажей - Русский писатель и Немецкий писатель демонстрируют различные полюса интеллигенции, спорящие о судьбах современного человечества. Роль зеркальных двойников играют Петр Говоруха и Юрий Отрок - эмигранты, гибнущие на чужбине от невостребованности и одиночества.
Параллельные пары двойников, как и в художественном мире Ф.М. Достоевского, отражают разные стороны гордыни, влекущей в своеволие, зависть, ненависть, а затем в погибель.
Такие аспекты победы в душе идеала человекобожества, как гордыня, властолюбие, пьянство, блуд, сребролюбие, подмеченные в романе «Братья Карамазовы», стали центральными в пьесах Максимова 1990-х годов «Кукла, или Конь Калигулы», «Пьедестал» и «Музейные ценности». Во всех трех пьесах наличествуют вариации образа Великого Инквизитора Достоевского. Цель этих персонажей показать, что человек не может справиться с дарованной ему свободой воли. Прохожий («Кукла, или Конь Калигулы»), Палыч («Пьедестал»), Дядя Саша («Музейные ценности») - духи самоуничтожения, испытывающие героев на прочность Духа. Дядя Саша сумел сделать из Олега «счастливого младенца», «бесхарактерного алкаша», одержал победу Нечистый и над героями других пьес - Иосифом и Николаем. И только Мария смогла своей верой и жаждой материнства противостоять Дьяволу, сумела спасти «весь род людской» («Кукла, или Конь Калигулы»).
Сходство сюжетных ситуаций, одинаковые типы героев, идентичная система образных средств и близость жанровых форм позволяет предположить, что три последние пьесы Максимова представляют собой трилогию, имеющую в своей основе в качестве системы-прототипа поэму «Легенда о Великом Инквизиторе» Ф.М. Достоевского.
В драматургии Максимова метафизической природе зла противостоит изначальная «детскость» человечества, идея, воспринятая из художественного мира Достоевского. «Детскость» души как единственно возможная потенция преобразования мира показана писателем вслед за русским классиком во всех без исключения его повестях, романах и драмах.
В драме «Борек - станция пограничная» носителями «детскости» в ее евангельском понимании являются проститутка Виринея и наркоман Стае, идейно-тематически связанные с Симой («Семь дней творения»), Валентиной («Кочевание до смерти»), а также с образами Анны Тимиревой и Александра Васильевича Колчака («Заглянуть в бездну»), которые обрели «детскость» в испытаниях «большой любви».
Мотив детскости воплощается и в прозе, и в драматургии Максимова с помощью интертекста русской классической литературы.
В результате полностью подтвердилась выдвинутая рабочая гипотеза, смысл которой таков: драматургия Максимова 1970-1990-х годов представляет собой целостное единство с прозой писателя и основывается на идейно-эстетических импульсах «шестидесятников», на развенчании системы идеологического мифотворчества сквозь призму идей Ф.М. Достоевского.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лайко, Игорь Евгеньевич, 2007 год
1. Максимов, В.Е. Духовной жаждою томим / В.Е. Максимов // Континент. 1981. - №27. - С. 356.
2. Максимов, В.Е. Кочевание до смерти / В.Е. Максимов // Избранное. -М.: Терра, 1994.-С. 552.
3. Максимов, В.Е. Интервью профессора Глэда с главным редактором журнала «Континент» / В.Е. Максимов // Время и мы. 1986. - №88. - С. 168-187.
4. Максимов, В.Е. Борек станция пограничная / В.Е. Максимов // Континет. - 1995. - №84. - С. 47.
5. Максимов, В.Е. Собрание сочинений: В 8-ми томах. Т 1. 1-8 / В.Е. Максимов.-М.: Терра, 1991-1993.
6. Максимов, В.Е. Без иллюзий (Беседу вела Пугач А.) / В.Е. Максимов // Юность. М., 1991. - №8. - С. 28-29.
7. Максимов, В.Е. Будет ли лучше? Беседа с Владимиром Максимовым / В.Е. Максимов // Москва. 1992. -№ 5/6. - С. 4-9.
8. Максимов, В.Е. Ваша страна (Интервью с писателем Максимовым) / В.Е. Максимов // Театральная жизнь. 1991. - № 23. - С. 11,29-31.
9. Максимов, В.Е. Возрождение ткани жизни (к оценке политических и экономических перемен в России: Беседа с главным редактором журнала Континент (Париж) В. Максимовым) / В.Е. Максимов // Деловые люди. 1992. - № 2. - С. 56-58.
10. Максимов, В.Е. В преддверии нашего завтра / В.Е. Максимов // Континент. 1992. - № 71. - С. 275-276.
11. П.Максимов, В.Е. Где тебя ждут, ангел? Встречи в двух актах, шести картинах / В.Е. Максимов // Континент. 1993. - № 75. - С. 23-59.
12. Максимов, В.Е. Если бы я знал, что все так обернется. (Беседа с писателем В.Е. Максимовым) / В.Е. Максимов // На боевом посту. 1993. -№5/6.-С. 38-40.
13. Максимов, В.Е. Если весь организм больной, то. (Беседа с В. Максимовым) / В.Е. Максимов // Театральная жизнь. 1990. - № 16. - С. 15-17.
14. Максимов, В.Е. Заглянуть в бездну / В.Е. Максимов // Знамя. -1990.-№9.-С. 66-70.
15. Максимов, В.Е. Заглянуть в бездну / В.Е. Максимов. М.: Московский рабочий, 1990. - 252 с.
16. Максимов, В.Е. Избранное / В.Е. Максимов. М.: Терра, 1994.735 с.
17. Максимов, В.Е. Изменение нравственного климата мы с этого начинали. / В.Е. Максимов // Студенческий меридиан. - 1990. - № 8. - С. 9-10.
18. Максимов, В.Е. Культура русского зарубежья (Беседа с В.Е. Максимовым) / В.Е. Максимов // Телевидение и радиовещание. 1990. -№5.-С. 29-33.
19. Максимов, В.Е. Литература там, где есть боль / В.Е. Максимов // Литературная газета. 1994. - 9 марта. - № 10 (5490). - С. 7.
20. Максимов, В.Е. Писатель, диссидент, эмигрант, патриот (Беседа с писателем В.Е. Максимовым) / В.Е. Максимов // Международная жизнь. -1992. -№1.- С. 150-158.
21. Максимов, В.Е. Покаяние интеллигенции вот что сейчас нужно России (Беседа с писателем В.Е. Максимовым) / В.Е. Максимов // Поиск. -1990.-11-17 мая.-№19.-С. 14.
22. Максимов, В.Е. Рабиес Ну Ово и другие истории / В.Е. Максимов // В. Максимов. Повести и рассказы. М.: Сварогъ. - 1996. - 50 с.
23. Максимов, В.Е. Сага о носорогах. Frankfurt М., 1981.- 254 с.
24. Максимов, В.Е. Самоистребление: Публицистика / В.Е. Максимов // Послесловие П. Алешкина. М., Голос, 1995. - 347 с.
25. Максимов, В.Е. Соблазненные словом (Образ российской интеллигенции) / В.Е. Максимов // Смена. 1992. - № 7. - С. 16-24.
26. Максимов, В.Е. За что боролись? / В.Е. Максимов // Континент. -Париж, 1998. -№50.
27. Максимов, В.Е. Тревожное возвращение / В.Е. Максимов // Континент. Берлин, 1992. - № 2. - С. 10.
28. Максимов, В.Е. Что с нами происходит? (О нравственных проблемах человечества) / В.Е. Максимов // Книжное обозрение. 1991. -25 октября. - № 43. - С. 3.
29. Максимов, В.Е. Я без России ничто / В.Е. Максимов // Наш современник. - 1993. - № 11. - С. 161-169.1.
30. Адамович, Г. Семь дней творения / Г. Адамович // Максимов В.Е. Семь дней творения. М.: Академия, 1988. - С. 1.
31. Агеносов, В.В. Литература русского зарубежья (1818 1996) / В.В. Агеносов //- М.: Терра, 1998.
32. Агеносов, В.В. Советский философский роман / В.В. Агеносов. -М.: Терра, 1989.
33. Анастасьев, А. Очерки истории русской советской драматургии. Т. III / А. Анастастьев. Л., 1968.
34. Аннинский, Л. Локти и крылья. Литература 80-х падения, реальности, парадоксы / Л. Аннинский. - М., 1989.
35. Аннинский, Л. Необрывающийся диалог / Л. Аннинский // Континент. М.Париж, 1996. - № 2. - С. 217-223.
36. Аннинский, Л. О спектакле «Жив человек» / Л. Аннинский // Театр.-1965.-№ 10.-С. 34.
37. Аннинский, JI. Опровержение одиночества (О книге повестей «Мы обживаем землю») / Л. Аннинский // Новый мир. 1971. - № 4. - С. 210.
38. Ажгихина, Н. Уроки Третьей волны / Н. Ажгихина // Отечественные науки и современность. 1992. - № 3. - С. 109-115.
39. Арбузов, А. Путь драматурга / А. Арбузов. М.: Наука, 1957. - С.39.
40. Арнольд, И.И. Проблемы диалогизма, интертекстуальности / И.И. Арнольд. СПб., 1995.
41. Баклыков, А.В. Жанровое своеобразие романа Владимира Максимова «Кочевание до смерти». Дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. / А.В. Баклыков. - Тамбов, 2000. - С. 36-37.
42. Баклыков, А.В. Народная песня как сюжетообразующий и философский лейтмотив романа Вл. Максимова «Кочевание до смерти» / А.В. Баклыков // Художественное слово в современном мире. Сб. научных статей. Вып. 2. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2000. - С. 21.
43. Бахтин, М.М. К методологии литературоведения / М.М. Бахтин // Контекст. 1974. - М: Наука, 1975. - С. 16-34.
44. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. -М.: Наука, 1986.-455 с.
45. Берзер, А. «Победил человек». Рецензия на повесть «Жив человек» / А. Берзер // Новый мир. 1963. - № 4. - С. 63.
46. Битов, А. Исстрадавшаяся душа: (К годовщине смерти Владимира Максимова) / А. Битов // Континент. М.-Париж, 1995. № 87. -С. 250-258.
47. Бочаров, А. Мчатся мифы, бьются мифы / А. Бочаров // Октябрь. -1990. -№1.-С. 181.
48. Бугров, Б.С. Русская советская драматургия. 1960-1970-е годы / Б.С. Бугров.-М., 1981.
49. Буковский, В. Воспоминания соучастника / В. Буковский // Континент. М.Париж, 1995. - № 87. - С. 259-262.
50. Вайль, П., Генис, А. Поиски жанра. Александр Солженицын / П. Вайль, А. Генис // Октябрь. 1990. - №6. - С. 200.
51. Велехова, Н. Серебряные трубы. Советская драма вчера и сегодня / Н. Велехова. М, 1983.
52. Виноградов, И. Между отчаянием и упованием. Очерк о Максимове / И. Виноградов // Континент. 1995. - №83. - С. 303.
53. Вишневская, И.Л. Драматургия верна времени / И.Л. Вишневская. М., 1983.
54. Вишневская, И.Л. Действующие лица: Заметки о путях драматургии / И.Л. Вишневская. М.: Советский писатель, 1989.
55. Вишневская, И. Пьеса уходит в театр / И. Вишневская // В литературном зеркале. О творчестве Владимира Максимова. Париж-Нью-Йорк: Изд-во «Третья волна», 1986. - С. 234-236.
56. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы / Б.М. Гаспаров. М.: Наука, 1994. - 279 с.
57. Глазкова, М.М. Роман Владимира Максимова «Семь дней творения»: проблематика, система образов, поэтика. Дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. / М.М. Глазкова. - Тамбов, 2004. - 184 с.
58. Глэд, Д. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье / Д. Глэд. М.: 1991-1992.-С. 24-41.
59. Головчинер, В.Е. Поэтика тождества (пьеса В. Максимова «Кто боится Рэя Бредбери?») / В.Е. Головчинер // Литература «третьей волны» русской эмиграции. Сб. научных статей. Самара, СГУ, - 1997. - С. 295.
60. Гордеева, Н., Дудинцев, В. Грани добра и зла / Н. Гордеева, В. Дудинцев // В литературном зеркале. О творчестве Владимира Максимова.- Париж-Нью-Йорк: «Третья волна», 1986. С. 249.
61. Горячев, К. Ленин курахара? / К. Горячев // Афиша. Студийно-театральная Москва. № 11-12.-93/94. (61-62).
62. Громова, М.И. Эстетические искания в советской многонациональной драматургии 70-80-х годов / М.И. Громова. М., 1987.
63. Громова, М.И. Русская советская драматургия / М.И. Громова. -М.: Флинта, 2003.-362 с.
64. Гюббенет, И.В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста / И.В. Гюббенет. М.: МГУ, 1991. -204 с.
65. Дзиов, А.Р. Проза Владимира Максимова. Дисс. . канд. фил. наук: 10.01.01./А.Р. Дзиов.-СПб., 1994.- 160 с.
66. Дмитриев, Ю. Главный герой драмы / Ю. Дмитриев // Московская правда, 1965. 19 июня.
67. Дмитриевский, В. Кто заказывает музыку / В. Дмитриевский // Театр.-1989.-№23.-С. 61.
68. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский // Полное собрание сочинений. В 30-ти томах. Т.
69. Достоевский, Ф.М. Подросток / Ф.М. Достоевский // Полн. собр. Сочинений. В 30-ти т. Т. 13. - JL: Наука, 1975. - С. 99.
70. Достоевский, Ф.М. Бесы / Ф.М. Достоевский // Полн. собр. сочинений. В 30-ти т. Т. 10. - JL: Наука, 1974. - С. 35.
71. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский // Полн. собр. сочинений. В 30-ти т. Т. 14. - JL: Наука, 1976. - С. 229.
72. Дуда, К. Драматические проблемы в драматургических произведениях Владимира Максимова / К. Дуда // Картина мира и человека в литературе и мысли русской эмиграции. Краков, 2003. - С. 314.
73. Дюжев, Ю.И. История русской поэзии и драматургии Европейского севера первой половины XX века / Ю.И. Дюжев. -Петрозаводск : изд-во Петрозаводск, гос. ун-та, 2002.
74. Жукова, Т.Е. Поэтико-философский аспект повестей Владимира Максимова 960-х годов. Дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. / Т.Е. Жукова. - Тамбов, 2004. - 178 с.
75. Збровец, И.В. Русская советская историко-революционная драматургия 70-80 гг. / И.В. Збровец. Харьков: Основа, 1990.
76. Зубарева, Е.Ю. Проза русского зарубежья (1970-1980-е годы) / Е.Ю. Зубарева. М.: МГУ, 2000. - С. 54.
77. Иверни, В. Постижение / В. Иверни // В литературном зеркале: о творчестве Владимира Максимова. Париж - Нью-Йорк: Третья волна, 1986.-С. 34-58.
78. Иконников, А.В. Архитектурные утопии 60-х годов / А.В. Иконников // Советское искусствознание. 1991. - №27. - С. 219.
79. Канунникова, И.А. Русская драматургия XX века / И.А. Канунникова. М.: Флинта, 2003. - 284 с.
80. Копелев, JI. Ответ на анкету / JI. Копелев // Иностранная литература. 1989. - №3. - С. 24.
81. Корзов, Ю.И. Советская политическая драматургия 60-80-х годов / Ю.И. Корзов. Киев, 1989.
82. Костяков, В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции / В. Костяков. М.: МГУ, 1991.
83. Краснов-Левитин, А. Владимир Максимов. Топот вдали / А. Краснов-Левитин // В литературном зеркале: о творчестве Владимира Максимова. Париж-Нью-Йорк: Третья волна, 1986.-С. 124-196.
84. Кустарев, А. Исполнители: размышления о русской эмигрантской литературе / А. Кустарев // Согласие. 1993. - №2. - С. 185-205.
85. Латышев, М. От составителя или послесловия к счастливым дням / М. Латышев // Максимов В.Е. Собр. соч. В 8-ми т. М: Терра, 1993. - Т. 9.-С. 376.
86. Левин, В. Путь к высотам (Рецензия на повесть «Шаги к горизонту») / В. Левин // Литературная Россия. 1968. - 19 января. - С. 45.
87. Лейдерман, Н.Л. Литературное произведение / Н.Л. Лейдерман // Практикум по жанровому анализу художественного произведения. -Екатеринбург: ЕГУ, 2000. С. 5.
88. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература (1950-1990-е годы): В 2 т. Т. 1: 1953-1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 89.
89. Литвинов, В. Путь к себе / В. Литвинов // Литературная Россия. -1965. -№3.
90. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-С. 12-101.
91. Лотман, Ю.М. Семиотика культуры / Ю.М. Лотман // Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 15.
92. Лушникова, Г.И. Интертекстуальность художественного произведения / Г.И. Лушникова. Кемерово, 1995. - С. 1-75.
93. Львов, В. Попирая силы зла (Проблемы власти и насилия над личностью в литературе XIX XX веков) / В. Львов // Литературное обозрение. - 1991. -№ 6. - С. 31-33.
94. Мальцев, Ю.В. Вольная русская литература 1955-1975 / Ю.В. Мальцев. Frankfurt-M., 1976.
95. Маневич, Г.И. Один вне двора посреди неба / Г.И. Маневич // Континент. 2000. - №106. - С. 272.
96. Марамзин, В. Русский роман Владимира Максимова Прощание из ниоткуда / В. Марамзин // В литературном зеркале: о творчестве Владимира Максимова. Париж-Нью-Йорк: Третья волна, 1986. - С. 7384.
97. Матич, О. Диаспора как отстранение (русская литература в эмиграции) / О. Матич // Ежеквартальник русской филологии и культуры. -СПб., 1996.-Т. 2.-С. 166.
98. Маурина, 3. Маленький оркестр надежды. Эссе о восточной и западной литературе / 3. Маурина // В литературном зеркале: о творчестве Владимира Максимова. Париж-Нью-Йорк: Третья волна, 1986. - С. 8-22.
99. Меж двух берегов: литература русского зарубежья вчера и сегодня: Круглый стол журнала Москва // Москва, 1992. №№ 7-8. - С. 149-155.
100. Мильтшейн, И. Старый человек со свечою в руке (по материалам беседы с Владимиром Максимовым) / И. Мильтшейн // Огонек. 1991. -№24.-С. 18-19.
101. Михайлов, О.Н. От Мережковского до Бродского: Литература русского зарубежья. Кн. для учителя / О.Н. Михайлов. М.: Просвещение, 2001.-С. 307.
102. Морель, Ж.-П. Страждущая русская душа в творчестве Владимира Максимова. (Владимир Максимов. У истоков выдающегося творчества) / Ж.-П. Морель // В литературном зеркале: о творчестве Владимира Максимова. Париж-Нью-Йорк: Третья волна, 1986. - С. 8596.
103. Мочульский, К. Бесы / К. Мочульский // Ф.М. Достоевский и православие. М.: Изд-во «Отчий дом», 1997. - С. 185.
104. Немзер, А. Из тяжести недоброй. О романе В. Максимова «Семь дней творения» / А. Немзер // Литературная газета. М., 1991.-17 апреля. -№15.-С. 10.
105. Нефагина, Г.Л. Динамика стилевых течений в русской прозе 1980-90-х годов / Г.Л. Нефагина. Минск: БГУ, 1998.
106. Николаева, С.Ю. Русский национальный характер в современном житийном рассказе (Ф.А. Абрамов, В.Н. Крупин) / С.Ю. Николаева // Проблемы национального самопознания в русской литературе XX века. Сборник научных трудов. Тверь: ТверГУ, 2005. - С. 36-49.
107. Нинов, А. Где начинается горизонт? / А. Нинов // В литературномозеркале: о творчестве Владимира Максимова. Париж - Нью-Йорк: Третья волна, 1986.-С. 262-263.
108. Нинов, А. О повести наших дней / А. Нинов // В литературномозеркале. О творчестве Владимира Максимова. Париж-Нью-Иорк, 1986. -С. 262.
109. Огнев, А.В. О русском национальном характере / А.В. Огнев // Проблемы национального самопознания в русской литературе XX века. Сборник научных трудов. Тверь: ТверГУ, 2005. - С. 7-18.
110. Окуджава, Б. Несколько сцен из провинциальной пьесы / Б. Окуджава // Родина. М., 1991. -№ 4. - С. 70-73.
111. Петелин, В. Россия любовь моя / В. Петелин // Волга. - 1969. -№ 3. - С. 111.
112. Попова, И.М. «Чужое слово» в творчестве Е.И. Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский) / И.М. Попова. -Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1997. С. 103.
113. Попова, И.М. Трансформация ценностных ориентиров в поздней прозе В. Максимова (Динамика прецедентных феноменов) / И.М. Попова // Феномен прецедентное™. Сб. научных трудов. Тамбов-Воронеж, 2004.
114. Попова, И.М. Интертекстуальность художественного творчества / И.М. Попова. Тамбов, 1998. - 63 с.
115. Попова, И.М. «Сотворить себя в духе». Христианская аксиология прозы Владимира Максимова: Монография / И.М. Попова. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. - 222 с.
116. Попова, И.М. Слово Ф.М. Достоевского в романистике Владимира Максимова / И.М. Попова // Славянские литературы в контексте мировой: Материалы V международной научной конференции. ВЗ-хч.-Ч. З.-С. 238-244.
117. Попова, И.М. Роль христианства в исторической судьбе России (по роману Вл. Максимова «Карантин») / И.М. Попова // Труды IV X Всероссийских чтений, посвященных братьям Киреевским «Оптина пустынь и русская культура», Калуга: КГУ, 2001. С. 21-28.
118. Попова, И.М. Жанрово-стилевая диффузия в романах Владимира Максимова / И.М. Попова // Известия Тульского госуниверситета. Серия Рус. яз. и литература в мировом сообществе. Вып.5. - Тула: ТулГУ, 2003. -С. 241-250.
119. Попова, И.М. Функции интертекста в прозе В. Максимова / И.М. Попова // Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе. Сб. докладов Международной научной конференции. Магнитогорск, 2003. С. 458-462.
120. Попова, И.М. Синтез реалистического и постмодернистского в романистике Владимира Максимова / И.М. Попова // Русский язык в центре Европы № 7. Ассоциация русистов Словакии. Банска Быстрица. Словения, 2004. С. 38-45.
121. Попова, И.М. Культурные коды в поздней прозе В. Максимова / И.М. Попова // Русская литература и философия: постижение человека. Материалы Всероссийской научной конференции. Липецк, 2004.
122. Попова, И.М. Системы повествователей в поздней прозе Владимира Максимова / И.М. Попова // Мир России в зеркале новейшей художественной литературы. Саратов, СГУ, 2004.
123. Попова, И.М. Хронотопические отношения в исторической прозе В. Максимова / И.М. Попова // Известия Тульского госуниверситета. Серия Русский язык и литература в мировом сообществе. Вып. 6. Тула, ТулГУ, 2004.-С. 204-210.
124. Попова, И.М. Хронотопические отношения в романе Владимира Максимова «Заглянуть в бездну» / И.М. Попова // 9 научная конференция ТГТУ, Тамбов: ТГТУ, 2004. С. 161-162.
125. Попова, И.М. Особенности повествования в поздней прозе В. Максимова / И.М. Попова // Материалы II Международного конгресса исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность». М.: МГУ, 2004. - С. 464-468.
126. Попова, И.М. Нарративная система повествования в романах Владимира Максимова / И.М. Попова // Материалы Международной научно-практической конференции. Проблема конфликта в массовой коммуникации. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. - С. 68-72.
127. Попова, И.М. Поэтико-философский аспект публицистики Владимира Максимова (к постановке вопроса) / И.М. Попова //
128. Слобожанщина: литературный вимир: Зборник наукових працв. Вип. III. - Луганьск: Знаиня, 2005. - С.3-6 и др.
129. Редькин, В.А. Русский национальный характер как литературоведческая категория / В.А. Редькин // Проблемы национального самопознания в русской литературе XX века. Сборник научных трудов. -Тверь: ТверГУ, 2005. С. 19-36.
130. Ржевский, Л. Триптих В.Е. Максимова / Л. Ржевский // В литературном зеркале: о творчестве Владимира Максимова. Париж -Нью-Йорк: Третья волна, 1986. - С. 96-124.
131. Розов, В. Очерк творчества / В. Розов. М., 1966.
132. Розов, B.C. Удивление перед жизнью (Мой XX век. Русская советская драматургия) / B.C. Розов. М.: Вагриус, 2000.
133. Рубин, И. Раскаяние и просветление / И. Рубин // В литературном зеркале: о творчестве Владимира Максимова. Париж -Нью-Йорк: Третья волна, 1986. - С. 22-32.
134. Sahno v. Н. Die Zeit 1972. - 1 dec; Тихомирова, Е.В. Проза русского зарубежья и России в ситуации постмодерна / Е.В. Тихомирова. -М., 2000.-132 с.
135. Савушкина, Н.Н. О смысле названия романа В. Максимова «Прощание из ниоткуда» / Н.Н. Савушкина // Художественное слово в современном мире. Вып. 1. - Сб. статей. - Тамбов: ТГТУ, 1999. - С. 1116.
136. Савушкина, Н.Н. Роман Владимира Максимова «Прощание из ниоткуда»: типология жанра. Дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. / Н.Н. Савушкина. - Тамбов, 2002. - 159 с.
137. Светов, Ф. Всепрощение или ответственность / Ф. Светов // В литературном зеркале. О творчестве Владимира Максимова. Париж-Нью-Йорк: «Третья волна», 1986. - С. 251.
138. Сенкевич, А.В. Жанровое своеобразие романа Владимира Максимова «Семь дней творения». Дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. / А.В. Сенкевич. - Тамбов, 2004. - 156 с.
139. Синенко, В. О повести наших дней / В. Синенко // В литературном зеркале. О творчестве Владимира Максимова. Париж-Нью-Йорк: «Третья волна», 1986. - С. 263.
140. Скобелев, В.П. О единстве русской литературы XX века / В.П. Скобелев // Литература «третьей волны». Сб. научных статей. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1997. - С. 9.
141. Скобелев, В.П. Новые конфликты новые характеры / В.П. Скобелев // Подъем (Воронеж). - 1963. - №1. - С. 41.
142. См.: Список книг, не подлежащих распространению в книготорговой сети. Библиографический указатель. М., 1981. - С. 60. Все вышедшие повести В.Е. Максимова подлежали запрету и не переиздавались.
143. Смирнова, Л.А. Слово о Владимире Максимове / Л.А. Смирнова // Литература в школе. 1995. - № 6. - С. 25-28.
144. Смоляницкий, С. Подними голову, человек / С. Смоляницкий // Вечерняя Москва. 1965. - № 2.
145. Соколов, А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции / А.Г. Соколов. -М.: МГУ, 1991.
146. Соколов, А.Г. Проблемы изучения литературы русского зарубежья / А.Г. Соколов // Вестник Московского университета. Серия Филология.-1991.-№5.-С. 11-17.
147. Струве, Г.П. Русская литература в изгнании / Г.П. Струве. -Нью-Йорк, 1956.-406 с.
148. Тодоров, JI. От безверия к вере / JI. Тодоров // Советская культура, 1965. 22 мая. - С. 71.
149. Торунова, Г.М. Мифология «шестидесятников» / Г.М. Торунова // Литература «третьей волны». Сб. научных статей. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1997. - С. 11.
150. Тынянов, Ю. Литературный факт / Ю. Тынянов. М.: Высшая школа, 1993.-335 с.
151. Урнов, Д. Проблема, выдвинутая жизнью: тема религии в художественной литературе / Д. Урнов // Вопросы литературы. 1991. - № 8.-С. 3-6.
152. Фоменко, Л. Заметки о художественной прозе 1962 года / Л. Фоменко // Литературная Россия, 1962. № 11. - С. 43.
153. Фролов, В.В. Муза пламенной сатиры: очерки советской комедиографии (1918-1986) / В.В. Фролов. -М.: Советский писатель, 1988.
154. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2002. - С. 301.
155. Харитонов, Р. Уста вооружив сатирой / Р. Харитонов // Театральная жизнь. 1988. - № 22.
156. Хватов, А.И. Живые страницы, памятные имена / А.И. Хватов. -М.: 1989.-352 с.
157. Хоанг, Тхи Винь. Драматургия Владимира Максимова 19601980-х годов в контексте творчества писателя: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / ХоангТхи Винь.-Тамбов, 2006.-174 с.
158. Чу Юань. Роман Владимира Максимова «Заглянуть в бездну»: типология жанра. Дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. / Юань Чу. -Тамбов, 2003.-157 с.
159. Шатров, М.Ф. Дальше. дальше. дальше. Дискуссия вокруг одной пьесы. По материалам печати / М.Ф. Шатров. М.: Книжная палата, 1989.
160. Шахова, JI.A. Функции интертекста в романистике В. Максимова (на примере романа «Ковчег для незваных»). Дисс. . канд. фил. наук: 10.01.01./JI.A. Шахова.-Тамбов, 1999.- 162 с.
161. Шахова, JT.A. Женственная сущность божества В. Максимова «Ковчег для незваных» / JI.A. Шахова // III Державинские чтения: Филология: Материалы научной конференции молодых ученых. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. - С. 135-136.
162. Шахова, JT.A. Смысл библейских параллелей в прозе В. Максимова / JT.A. Шахова // Сб. научных трудов. Ч.Ш. Экономика, право, педагогика. Тамбовский государственный технический университет. -Тамбов, 1998. С. 255-258.
163. Шахова, JT.A. Ф.М. Достоевский в творческом сознании Владимира Максимова / JT.A. Шахова // Труды ТГТУ: Сб. научных статей молодых ученых и студентов. Тамбовский государственный технический университет. Тамбов, 1999. - Вып. 4. - С. 178-180.
164. Шахова, JI.A. Функции интертекста в творчестве В. Максимова / JI.A. Шахова // XI Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры: Сб. статей и материалов. М., 1999. - Ч. II. - С. 18-20.
165. Шахова, JI.A. Библейский контекст романа Владимира Максимова Ковчег для незваных / JT.A. Шахова // Художественное слово всовременном мире: сб. статей. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 1999. - С. 2-6.
166. Шахова, JI.A. Интертекст романа «Бесы» в романах Владимира Максимова / JI.A. Шахова // сб. материалов конференции, посвященной празднованию памяти первых учителей славянских Кирилла и Мефодия. -Тамбов, 1999.-С. 17-19.
167. Щедрина, Н.М. Литература русского зарубежья. Историческая проза Б. Зайцева, Д. Мережковского, В. Ходасевича, М. Алданова, А. Солженицына, В. Максимова / Н.М. Щедрина. Уфа, 1994. - С. 58.
168. Щедрина, Н.М. Владимир Максимов / Н.М. Щедрина // Литература русского зарубежья (1920-1990): Учеб. пособие // Под общ. ред. А.И. Смирновой. М.: Флинта: Наука, 2006. - С. 513-531.
169. Эберштадт, Ф. Из стола на запад / Ф. Эберштадт // В литературном зеркале: о творчестве Владимира Максимова. - Париж -Нью-Йорк: Третья волна, 1986. - С. 197-316.
170. Юдин, В. Обо всем у него болела душа / В. Юдин // Литература в школе. 1995. - №6. - С. 28-31.
171. Юдин, В. Свет немеркнущей звезды / В. Юдин // Петрозаводск, 1996.-№ 10.-С. 156-160.
172. Юдин, В. Он жил Россией / В. Юдин // Дон. 1995. - № 5-6. -С. 246.
173. Явчуновский, Я.И. Драма вчера и сегодня / Я.И. Явчуновский. -Саратов, 1980.
174. Явчуновский, Я.И. Политический роман, пьеса, поэма, фильм -сегодня / Я.И. Явчуновский // Вопросы литературы, 1984. № 4.
175. Явчуновский, Я. Драма на новом рубеже / Я. Явчуновский. -Саратов: СГУ, 1989. С. 23.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.