Мифологическая поэтика драматургии У. Б. Йейтса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Машинян, Андрей Вазгенович

  • Машинян, Андрей Вазгенович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 211
Машинян, Андрей Вазгенович. Мифологическая поэтика драматургии У. Б. Йейтса: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Санкт-Петербург. 2000. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Машинян, Андрей Вазгенович

Введение.

Глава 1. «Мифологическая» драма У.Б. Йейтса в контексте западноевропейской символистской и модернистской драмы конца XIX - начала XX века.

Мистико-символистские пьесы рубежа веков.

Героические» трагедии 1900-1910 гг.

Пьесы для танцовщиков» и поздние драмы.

Глава 2. Мифоиоэтическая система У.Б. Йейтса

10-х-20-х годов.

Фазы луны.

Лейтмотивный образ.'.г.

Глава 3. Эстетическая реализация мифа в «пьесах для танцовщиков» У.Б. Йейтса.

У Ястребиного источника.

Единственная ревность Эмер.

Грезы мертвых.

Королева-актер.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифологическая поэтика драматургии У. Б. Йейтса»

Творчеству великого ирландского поэта и драматурга Уильяма Батлера Йейтса посвящено немалое количество значительных научных исследований, занимательных критических работ, эссе, очерков и обзорно-биографических книг. Его поэтическое наследие изучено представителями разных литературоведческих школ, по достоинству оценено современниками и последователями — именно оно оказало огромное влияние на развитие англоязычного стихосложения в XX веке и стало альтернативой художественной идеологии авангарда и верлибра. Общественно-политическая деятельность Йейтса до сих пор оказывает воздействие на умы не только патриотически настроенной кельтской интеллигенции, но и всего ирландского народа - от банкира до последнего фермера. Достаточно вспомнить активное участие Йейтса в создании движения шинфейнеров1, его яростное стремление любыми средствами создать народный театр, в котором сливались бы воедино устремления национального самосознания народа и эстетика творческой элиты общества, наконец, его сенаторскую деятельность в первом ирландском парламенте.

Драматургия Йейтса, как и его поэзия, имела огромное влияние на современников и само развитие драмы в XX веке, однако ее сценическая судьба и восприятие в сознании читателя и зрителя было отличным. В популярном среди ценителей литературы в наши дни «Оксфордском словаре цитат» мы найдем обилие разнообразных стихотворных строк Йейтса, замечания и восторженную реакцию «коллег по цеху», почитателей и потомков. Вопрос же об эстетической значимости и художественном своеобразии Йейтса-драматурга остается для многих открытым.

Думается, у этого явления несколько причин. Прежде всего, отметим сценическую неоднозначность и непопулярность среди широкой публики наиболее глубоких и значительных пьес Йейтса, отошедшего от практики социализированной и патриотически окрашенной драмы, трудность в адекватном воплощении его пьес

1 Шин Фейн (Sean Fein) — ирландское национал-патриотическое политическое и культурное движение, создано в начале века в рамках движения Ирландского Возрождения; основные цели: полная государственная независимость Ирландского Государства, включая оккупированный англн чанами Ольстер; в наше время - политическое крыло ИРА (Ирландской Респ. Армии) на сцене, связанную с преобладавшей традицией европейской режиссуры.1 Кроме того, в западной науке преобладает в последние десятилетия тенденция восприятия своеобразия драматургии Йейтса исключительно через призму его поздней философии и идеологии. Не умаляя значения особой системы ценностей позднего Йейтса для постижения его творчества, необходимо отметить, что чрезмерная умозрительность, некоторая антианалитичность в отношении самих текстов эстетически совершенных пьес вредит исследованию и восприятию. Это зачастую приводит к тому, что многими последователями или критиками Йейтс-драматург, в своем наиболее значительном позднем периоде, воспринимается несовременным эзотерическим автором, поклонником Востока, идущим вразрез с европейской традицией.2 Наконец, нередко именно драматургия зрелого и позднего Йейтса - в силу своей особой эстетики и обращения к маске как выражению категории абсолюта - становится сегодня объектом фрейдистского литературоведения или околофрейдистской критики. Безусловно, психоанализ дает огромные возможности при исследовании взаимовлияния творчества Йейтса-драматурга и его биографии. Однако это происходит лишь в том случае, когда непосредственно психоанализ применяется дозировано, ради выявления художественного и философского своеобразия текста и особенностей его воздействия.3

Среди работ, посвященных драматургии Йейтса, ее специфике, поэтике и стилистике, особенно хотелось бы выделить книгу Джеймса Флэннери «У.Б. Йейтс и Идея Театра».4 Находясь в ряду искусствоведческих исследований, раскрывающих связь между поэтикой текстов пьес Йейтса различного периода и особенностями их сценического воплощения, эта работа раскрывает полноту художественного своеобразия театра Йейтса. Следуя за самим автором, оставившим несколько концептуальных статей и критических работ по теории театра, Флэннери развивает

1 Имеется в виду модная в первой половине века в Европе и США концепция ширмового, декоративно-экспрессионистского театра - от Гордона Крэга до Альберта Ван Дапсума.

2 Речь вдет о поздней драматургии У,Б.Йейтса: «пьесах для танцовщиков», трагедиях «Чистилище», «Голгофа» и «Слова на оконном стекле», связанных с традициями японского театра и индийской философией.

ТС первой категории относятся такие работы как Skene R. The Cuchulain Plays of W.B.Yeats. A Study. - London, 1974; Ure P. The Integrity of Yeats, Part II. Yeats and Anglo-Irish Literature. - Liverpool, 1974. Ко второй категории (психоаналитической) относится, например, известная работа Spivak G.C. Myself Must I Remake. The Life and Poetry of W.B.Yeats. - New-York, 1974.

4 Flannery J. W. W.B.Yeats and the Idea of a Theatre. - Toronto, 1976. его идеи, изучая их практическое воплощение в режиссуре и сценографии. Впервые делается попытка синтеза театроведческих приемов Йейтса-драматурга для воплощения художественного образа через символ и миф, разрабатывается идея о создании Йейтсом собственной теории театра, проводится последовательный анализ поэтики этого театра.

Необходимо отметить теоретическую значимость и эффективность театроведческого подхода к изучению и анализу Йейтса-драматурга в российской критике. Прежде всего, это касается известной историко-искусствоведческой работы Валентины Александровны Ряполовой «У.Б,Йейтс и ирландская художественная культура»1, в которой развитие драматургии Йейтса и ее образности также рассматривается в контексте теории и практической деятельности поэта в театре. Больший акцент в работе сделан на историко-биографически й обзор театрального творчества Йейтса-режиссера и сценографа, его взаимосвязь с общественной ролью и деятельностью автора, воплощение поэтики образов его ранних и поздних пьес -с особенностями их схожести и различия. В книге В.А.Ряполовой также впервые дается критический анализ основ философской системы позднего Йейтса в рамках ее применения к трагедиям и их сценической судьбе, выделяется роль мифа в поэтике Йейтса. Историко-литературные исследования драматургии Йейтса в связи формированием и трансформацией западноевропейской драмы рубежа XIX-XX вв. - еще одно важное звено в цепи научных работ, изучающих творческий путь автора от символизма к позднему мифотворчеству.2 Эта методология, позволяющая рассмотреть роль и место ирландского поэта и драматурга в пространстве существовавших школ в литературе и театре, плодотворно используется некоторыми западными и российскими исследователями его творчества.3 Так, в работе Натальи Викторовны Тишуниной «Формирование символистской драмы в Западной Европе в 60-е - 90-е гг. XX в.» проводится сравнительно-исторический анализ многообразия форм образности и художественных концепций в символистской драме, ее разви

1 Ряполова В.А. У.Б.Йейтс и ирландская художественная культура. - М„ "Наука", 1985.

2 Имеется ввиду концепция мифологизации и мифотворчества в литературе XX века, отображенная в работе Е.М.Мелетинского «Поэтика мифа». Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., РАН, 1995.

3 Примером являются такие работы как Fitzpatrick D.W. Yeats in Seanad Eireann. Yeats and the Theatre. - Dublin, 1974; Malins E. Yeats and Music. - Dublin, 1988; Тишунина H.B. Формирование символистской драмы в Западной Европе в 60-е - 90-е гг. XIX в. - С-Петербург, 1996. тия и наполнения новым содержанием. В главе, посвященной Йейтсу, замыкающей исследование, приводятся убедительные доказательства особенности его роли последнего символиста в драме и связанного с этим новаторства Йейтса как первого мифотворца в поэзии и театре. Крайне существенным представляется анализ специфики трансформации символистской драмы в модернистскую1, смены философских и поэтических ориентиров Йейтса в первое десятилетие XX века.

Необходимо, однако, отметить недостаточность сравнительно-исторического и театроведческого подходов при анализе типологических элементов образности в поэтике драматургии Йейтса. При подобном концептуальном анализе необходимо учитывать тесную стилистическую взаимосвязь поэзии и драматургии Йейтса, осуществить попытку анализа его философских и художественных идей, синтезированных в особой поэтической системе. Это, в свою очередь, позволит использовать историко-литературные знания о творчестве Йейтса в рамках существовавших школ европейской драмы для анализа мифа как нового основообразующего элемента в поэзии и драме начала века.

В связи с последним тезисом необходимо подчеркнуть следующее. О продуктивности аналитического исследования мифопоэтики свидетельствует глубинная взаимосвязь между явлением мифопоэтической системы Йейтса и теорией аналитической критики мифа, разработанной в XX веке школой великого швейцарского ученого К.Г. Юнга. Вместе со своими последователями К. Кереньи и П. Кэм-пбеллом ему удалось дать подробное научно-критическое обоснование мифологии как средства мистического миропознания в современности, впервые определенно заявленное в поздней драматургии и философии Йейтса. Как нам представляется, применение основных элементов юнгианской теории мифа при историко-литературном исследовании его эстетической реализации в пьесах позднего Йейтса поможет наглядно выявить их несомненную ценность, воздействие на последователей и потомков. Попыткой вышеуказанного научного синтеза и определяются актуальность данного исследования и поставленные в нем основные задачи.

1 Примером модернистской драмы, согласно большинству западных и российских исследователей, могут служить драматургические произведения Т.С.Элиота «Убийство в Храме» и «Суини-агонист», Д.Джойса «Изгнанники», У.Б.Йейтса «Чистилище» и «Смерть Кухулина», Н.С.Гумилева «Гондла» и «Отравленная туника».

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Машинян, Андрей Вазгенович

Заключение

Подводя итог исследованию драматургического творчества У.Б. Йейтса с точки зрения реализованной в нем поэтики мифа, отметим основные характеристики своеобразия драмы Йейтса, принципиальные для данного исследования.

Как уже отмечалось в начале работы, научная актуальность и новизна предложенного нами подхода к драматургии Йейтса заключалась, прежде всего, в попытке синтеза историко-литературного исследования с подробным аналитическим изучением мифопоэтики драмы Йейтса - в рамках особой созданной им системы. Подобный синтетический подход позволил нам выявить наиболее важные с художественной и философской точки зрения черты эстетического воплощения мифа в драме Йейтса. При этом мы рассматривали их не отдельно, а во взаимосвязи с происходящими историко-художественными процессами в культуре эпохи рубежа Х1Х-ХХ вв.

Исследуя трансформацию драмы Йейтса на протяжении долгой творческой жизни, мы выделили главный вектор художественного поиска драматурга: от ранней символистской драмы конца XIX в., в которой миф реализован через призму символистского канона в духе традиции Малларме-Метерлинка, до героической трагедии 900-х гг. с вагнеровско-ницшеанской идеологией героико-мифического сознания и к символической «драме маски» 10-х - 20-х гг., синтезирующей традиции восточного и западного театра, в которой миф выразился наиболее полно - в поэтике, философии и художественной идеологии текста (т.н. «пьесы для танцовщиков»). Изучение последнего периода драматургии Йейтса представляется наиболее плодотворным с точки зрения проблематики современной культуры, поэзии и драматургии XX столетия, смыкаясь в отдельных чертах с эстетикой модернизма.

Анализируя поэтику мифа в зрелой драматургии Йейтса и связанную с ней особую мистико-мифологическую систему мировосприятия, мы пришли к выводу о глубинной взаимозависимости между философскими построениями автора и конкретно-художественными структурами текста его драматургии, в которых реализуются основные элементы этих построений. При анализе указанной системы и последующей реализации системы в текстах «драм маски» мы выявили связь поэтики образов Йейтса и его эстетического кредо художника - «визионера» с главными постулатами теории мифа в психоаналитической философии К.Г. Юнга, а также отдельные фрагменты использования Йейтсом теорий Дж. Фрэзера и 3. Фрейда.

В последней части данного исследования мы обратились к эстетической практике реализации в текстах «драм маски» мифологических образов и особой мифологической модели мира. Это позволило в каждом конкретном случае рассмотреть специфику тех самых художественных структур текста - лейтмотивных образов, символических архетипов - которые стали неотъемлемой частью драматургического наследия Йейтса и служат наиболее наглядной и, одновременно, глубокой демонстрацией его мистического мифологизма. К числу таких ключевых элементов зрелой и поздней драмы Йейтса, согласно данной работе, относятся: лейтмотивный образ и его реализация в драматическом жанре, связанная с синтезом в символической форме структур архетипа и ритуала как основ мифа; ч мифопоэтическая структура драмы, позволяющая расширить символистский принцип взаимодействия нескольких планов (миров) бытия до взаимодействия различных абсолютных природных категорий (миры Времени и Великой Памяти, истории и мифа) и различных уровней эстетического восприятия их конфликта современником; главный стилистический и поэтический принцип «визионерства», т.е. воплощения в творческой форме духа иррациональности бытия и познания, не поддающихся рассудочной игре интеллекта и «психологизму» сугубо сознательного творчества.

Последний элемент поэтики Йейтса, наиболее полно выразившийся как раз в его драматургии, изученной менее подробно, чем лирическая поэзия, свидетельствует об особой роли Йейтса-мифотворца в «мифологизме» литературы XX в.1 Будучи первым автором в XX в., использовавшим метод мифологизации как основной принцип художественного творчества, Йейтс стал основоположником приема иррациональной интерпретации мифа как структуры миропознания. В противоположность этому, его более поздние современники Джойс и Элиот заложили основы принципиально иного, психологически-рационального метода поэтики мифологизирования, которая наиболее плодотворно использовалась в прозе нашего столетия. Исследуя убедительные примеры, приведенные в последней главе книги Е.М. Мелетинского, посвященные «мифологизму» в литературе XX века, и принимая во внимание идеологию нашей работы, можно утверждать, что и первое, и второе направление развития «мифологизма» в XX вв. имело своих знаменитых последователей.

Так, с определенной долей условности, к числу сторонников концепции мистического мифологизма У.Б. Йейтса можно отнести П. Клоделя, Д.Г. Лоуренса, Д. Томаса, Г.Г. Маркеса, Х.Р. Хименеса. К числу второй, более популярной в нашем веке, психологически-рациональной концепции Д.Джойса и Т.С. Элиота -Э. Паунда, У. Одена, Ж. Кокто, А. Моравиа, Д. Фаулза, М. Фриша, А. Роб-Грийе, X. Кортасара, М. Павича.

1 О т.н. «мифологизме» в литературе XX в. более подробно см. Мелетинский Е.М. Указ. соч. С. 277-373.

Необходимо, однако, отметить, что в последние десятилетия, особенно в наши годы рубежа XX-XI вв. заметно усилился интерес к эстетике и идеологии иррационального мировосприятия и той ветви мистического мифологизма, одним из родоначальников которой в европейской культуре был У.Б. Йейтс. Сегодня этот интерес и потребность выражаются на более общем культурологическом уровне - в массовой литературе стиля fantasy, в эклектичной поп-музыке стиля new age, в многочисленных произведениях как коммерческого, так и элитного кинематографа в жанре mystic thriller, наконец, в последних изысканиях экспериментальных теат-ров-студий как на Востоке, так и на Западе. Думается, что в наше время интерес к мистическому мифологизму Йейтса, который один из первых заговорил с читателем и зрителем на языке поэтики мифа, должен только усиливаться и занять внимание литературоведения и культурологической науки в целом.

Отвечая на вопрос, почему Йейтс, столь восприимчивый к новым веяниям и потребностям эпохи, оставался убежденным противником рационального, сугубо сознательного подхода к творчеству и к мифу в нем, сам он не раз подчеркивал, что во всех своих делах и творческих поисках оставался «истинным ирландцем по крови ив душе». Если сказать иначе, на протяжении всей жизни Йейтс - человек и художник - сохранял верность фанатичному духу национальной гордости и героической древности, духу преданности природе и неуспокоенности в воплощении своей особой кармы.

К Я декламировал глупцам, Плутам и подлецам, Потом перерос романтика, Нашел себе публику, но не унял Сердце фанатика. Искал я истину среди Манер изящных, смог свести Ненависть к спорту лунатика, Но ничто не могло спасти Сердце фанатика.

Из Ирландии родом мы, Великой злости, малой страны. Несу я из лона матери Перворожденный знак судьбы -Сердце фанатика

ЯI ranted to the knave and fool, But outgrew that school, Would transform the part, Fit audience found, but cannot rule My fanatic heart.

I sought my betters: though in each Fine manners, liberal speech, Turn hatred into sport, Nothing said or done could reach My fanatic heart. Out of Ireland have we come. Great hatred, little room, Maimed us at the start. I carry from my mother's womb A fanatic heart?1 Пер. A.B. Машиняна. ' W.B.Yeats. Opt. Cit. P. 179.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Машинян, Андрей Вазгенович, 2000 год

1. Yeats W.B. Selected poetry./Penguin books. London, 1991. - 318 p.

2. Yeats W.B. A Vision. ^Papermac. Montreal, 1992. - 305 p.

3. Yeats W.B. Selected plays./ Pan Books. London, 1974. - 277 p.

4. Yeats W.B. Essays and Introductions. London, 1961. - 529 p.

5. Yeats W.B. Autobiographies. London, 1955. - 892 p.

6. Yeats W.B. Dramatis Personae. London, 1936, repr. 1961. - 24 p.

7. Yeats W.B. Images of a Poet. Manchester-Dublin, 1961. - 37 p.

8. Yeats W.B. Explorations. London, 1962.-453 p.

9. Yeats W.B. The Oxford Book of Modern Verse,-Oxford, 1936,-454 p.

10. Йейтс У.Б. Роза и Башня./ Сост., предисл. Г.М. Кружкова, «Симпозиум». -СПб., 1999.-560 с.

11. Произведения научно-критической, философской и художественной литературы.

12. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. ВЛ, 1970, №3. -16 с.

13. Английская поэзия в русских переводах XIV-XIX века. Сб-ник. На англ. и рус. яз. М., «Прогресс», 1981. - 684 с.

14. Аствацатуров А. А. Литературно-критическая теория Т.С. Элиота 1920-х гг. и ее эстетическая реализация в поэме «Бесплодная земля». /Автореферат. -СПб, 1996.-16 с.

15. Бачелис Т.Н. Шекспир и Крэг. М., «Наука», 1983. - 351 с.

16. Бедье Ж. Тристан и Изольда. М., «Аргус», 1993. - 192 с.

17. Блейк У. Стихи. М., «Художественная литература», 1978. - 325 с.

18. Блок А.А. Избранные произведения. Л., 1970. - 600 с.

19. Вагнер Р. Письма. Дневники. Обращение к друзьям. //Пер. с нем. М., 1912. - 354 с.

20. Вьеле-Гриффен Ф. Символизм. Духовное завоевание. Статьи.//Пер. с фр. Г. Косикова. Поэзия французского символизма. / Под ред. Г.К. Косикова. -М., МГУ, 1993.-4 с.

21. Вестник новой литературы. Ассоциация «Новая литература». -Л., 1991.-303 с.

22. В Политехническом «вечер новой поэзии». Стихи. Статьи. Манифесты. Воспоминания. 1917-1923. И Сост. Вл. Муравьев. М., «Московский рабочий», 1987. -415 с.

23. Виленкин В. Амедео Модильяни. М., «Искусство», 1989. - 175 с.

24. Гумилев Н.С. Библиотека русской драматургии. Драматические произведения. Переводы. Статьи. Л., «Искусство», 1990. - 404 с.

25. Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. Л., «Сов. писатель», 1988. - 632 с.

26. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., «Наука», 1979. - 200 с.

27. Даркевич В.П. Аргонавты средневековья. М., "Наука", 1976. - 200 с.

28. Дюпуи Е. Проституция в древности. $ Пер. с фр., печ. по изданию Е.Дюпуи. Проституция в древности и половые болезни."СПб, 1907.- Кишенев, Logos, 1991. 216 с,

29. Елизаренкова Т.Я. Ригведа. Избранные гимны. М., 1972. - 135 с.

30. Западное искусство. XX век. М., «Наука», 1978. - 366 с.

31. Зарубежная литература XIX века. Реализм.- М., «Высшая школа», 1990. 384 с.

32. Иллюстрированная история религий в 2-х томах. М., 1992. - 927 с.

33. Ионкис Г.Э. Английская поэзия 20 века (1917-1945).- М., «Высш. школа», 1980. 200 с.

34. История зарубежной литературы XVIII века: Учеб для филол. спец. вузов.- М., «Высшая школа», 1991. 335 с.

35. Калыгин В.П. Язык древнейшей ирландской поэзии. М., 1986. - 184 с.

36. Клодель П. Избранные стихотворения и пьесы.- СПб.-М., Carte Blanche, 1992. 93 с.

37. Конфуций. Я верю в древность./Сост., пер. и коммент. И.И. Семененко.- М., «Терра- Книжный клуб», 1998. 384 с.

38. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. //Пер. с нем.- M., «Энигма», 1997. 512 с.

39. Королев A.A. Древнейшие памятники ирландского языка. М., 1984. - 375 с.

40. Лоуренс Д.Г. Любовник леди Чаттерлей. //Пер. с англ.- Л., «Смарт», 1991. 288 с.

41. Маркес Г.Г. Другая сторона смерти. Повести и рассказы.- СПб., «Азбука», 1997,- 241 с.

42. Метерлинк М. Полн. собр. соч. Т.2. М., 1908. - 354 с.

43. Метерлинк М. Полн. собр. соч. Т.1. СПб., 1915. -415 с.

44. Метерлинк М. Сокровище смиренных. Полн. собр. соч. Т.2, 1915. 287 с.

45. Мелетинский Е.М. Мифологические теории XX века на западе. -ВФ., 1971, №7.-37 с.

46. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., РАН, 1995. - 408 с.

47. Молчанов A.A. Таинственные письмена первых европейцев.- М., «Наука», 1980. 117 с.

48. Моравиа А. Презрение. «Иностранная литература», 1963. - 47 с.

49. Мортон А.Л. От Мэлори до Элиота. //Пер. с англ.- М., «Прогресс». 1970. 255 с.

50. Мурина Е.Б. Проблема синтеза пространственных искусств. М., 1982. - 88 с.

51. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. М., «Мысль», 1990. - ** 829 с.

52. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого./Пер. с нем.- M., Interbook, 1990. 301 с.

53. Осипова Т.С. Ирландский город и экспансия Англии XII-XV вв. -М., 1973.-305 с.

54. Отоги-дзоси. Японские рассказы и пьесы XIV-XVI вв. СПб., «Академический проект», 1994.-272 с.

55. Паунд Э. Избранные стихотворения. СПб.-М., Carte Blanche, 1992. - 71 с.

56. Перрюшо А. Жизнь Ренуара. / Пер. с фр. яз. М., «Радуга», 1986. - 334 с.

57. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. /Под ред. Г.

58. К. Косикова. M., МГУ, 1993. - 512 с.

59. Подводный А. Трактаты. Знаки на пути. Психология подсознания.- М., «Скрин», 1998. 240 с.

60. Похищение быка из Куальнге. /'Изд. Подготовили Т.А. Михайлова и C.B. Шку-наев. М., 1985. - 287 с.

61. Поэзия Микеланджело. Пер. А.М. Эфроса. М., «Искусство», 1992. - 142 с.

62. Предания и мифы средневековой Ирландии. /Под ред. Г.К. Косикова.- М., «Издательство МГУ», 1991. 284 с.

63. Проблемы истории зарубежных литератур. Межвузовский сб-ник. JL, «Издат-ство Ленинградского Университета», 1979. - 205 с.

64. Ряполова В.А. У.Б. Йейтс и ирландская художественная культура.- М., «Наука», 1985. 267 с.

65. Софокл. Трагедии. //Пер. с древнегреч., вступ. В. Ярхо.- М., «Художественная литература)), 1988. 495 с.

66. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1962. - 112 с.

67. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. ^Пер. с лат., предисл. и примеч. М.Л. Гаспарова. М., «Правда», 1991. - 512 с.

68. Серов В. 1865-1911. Жизнь и творчество. Л., «Аврора»,1987. - 271 с.

69. Современное зарубежное литературоведение. Концепции. Школы. Термины.- М., «Интрада», 1996. 317 с.

70. Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма. М., 1990. - 270 с.

71. Ступников И.В. Великобритания: драматургия и театр. М., 1994. - 215 с.

72. Ступников И.В. Театральное искусство Великобритании. На англ. яз.- М., «Высшая школа)), 1986. 111 с.

73. Тишунина Н.В. Формирование символистской драмы в Западной Европе в 60-е- 90-е гг. XIX в. äАвтореферат. СПб, 1996. - 51 с.

74. Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. ^Монография. СПб, 1998. - 157 с.

75. Уайльд О. Избранное. Пер. с англ. ff Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы. М., «Правда», 1989.-736 с.

76. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Рассказы. Пьесы. Статьи.- СПб., ТОО «Бионт», 1994. 480 с.

77. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки англ. литературы.- М., «Наука», 1970. 431 с.

78. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., «Художественная литература», 1986. - 382 с.

79. Французские стихи в переводе русских поэтов XIX-XX вв. /Tía фр. и рус. яз.- М., «Прогресс», 607 с.

80. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., «Наука», 1989. - 456 с.

81. Фрэзер Дж, Дж. Золотая ветвь. М., «Политиздат», 1983.

82. Хименес Х.Р. Вечные мгновения. /'Пер. с нсп., сост., вступ., прим. В.Андреева.- СПб., «Северо-Запад», 1994. 479 с.

83. Хрестоматия по античной литературе. Т. 1. М., «Учпедгиз», 1937.-375 с.

84. Шекспир У. Трагедии. Пер. с англ. ^Вступит, ст. и коммент. А. Аникста.- Ереван, «АЙастан», 1986. 696 с.

85. Шекспир В. Собр. избр. произведений. Т.1.- СПб., Terra Fantastica, 1992. 448 с. с илл.

86. Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966. - 492 с.

87. Шиллер Ф. Драмы. Пер. с нем. i Вступ. статья С. Тураева. М., «Художественная литература», 1981. - 374 с.

88. Широкова Н.С. Кельтские друиды. Л., 1984. - 217 с.

89. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. ^Пер. с нем. сочинения в 2-х томах. Т.1. М., «Мысль», 1993. - 663 с.

90. Элиот Т.С. Избранная поэзия. Поэмы, лирика, драматическая поэзия. ^Пер. с англ., сост., вступл. Л. Аринштейна. СПб., «Северо-Запад», 1994. - 416 с.

91. Юнг К.Г. Дух Меркурий. /Пер. с нем. М., «Канон», 1996. - 384 с.

92. Юнг К.Г., Кереньи К. Душа и миф: шесть архетипов. ^Пер. с англ. -К., 1996.-384 с.

93. An Anthology of English and American Verse and Drama. Moscow, Progress Publishers, 1972. - 720 p.

94. The Anthology of Popular Verse. London, Parragón, 1995. - 540 p.

95. Asprin R. Myth Conceptions. New-York, 1979, - 22 p.

96. Barthes R. Mythologies. Paris, 1957. - 267 p.

97. Bakst L. His life and work: essay. Set and Costume Designs. Book Illustrations. Paintings and Graphic Works. Leningrad, Aurora Art Publishers? 1987. - 245 p.

98. Balakian A. The symbolist theatre// Balakian A. The symbolist Movement. New-York, 1977.-200 p.

99. Bablet J. Esthetique generale du decor de theatre de 1870 a 1914. -Paris, 1989.-443 p.

100. Blake W. Songs of Experience, 1967. New-York, V. 1 (unpaged)

101. Blake W. Works. London- New-York, 1966, - 944 p.1.0

102. Blake W. Works» Wfflk London- New-York,-$08 p.101 .Bloom H. The Books and School of the Ages. New-York, 1994. - 588 p.

103. Brophy B. Beardsley and His World. London, 1976. - 223 p.

104. Brooks C. The Language of Poetry. New-York, 1942. - 2 p.

105. Bodkin M. Archetypal Patterns in Poetry. Psychological Studies of Imagination.- New-York, 1963. 340 p.

106. Chace William M. James Joyce: Two Sides of the Matter. ^Literary Modernism: from Hardy to Pound. // The World and I. Washington, 1988. - 12 p.

107. Campbell J. The Masks of God, vol. 4: Creative Mythology,- New-York, 1970. 730 p.

108. Campbell J. The hero with a Thousand Faces. Princeton, 1968. - 416 p.

109. Campbell J. The Critical Path^An Essay On the Social Context of Literary Criticism. New-York, 1971.-174 p.

110. Campbell J. Fearful Symmetry/A study of William Blake and Modern poetry.- New-York,1969, 462 p.

111. O.Campbell J. The Art of Indian Asia; its mythology and transformations: European allusions . Delhi, 1983, V. 1. - 530 p.

112. Campbell J. Historical Atlas of World Mythology, 0H| Cambridge, - 37 p.

113. Campbell J. The Mythic Image. Mfc Princeton',^26 p.1. QT (431.

114. Campbell J. Mythology and the individual. Cambridge/v. 1. - 500 p.

115. Campbell J. Myths, Dreams, And Religion. tflMk New-York, - 255 p.itfiih

116. Carrington N.T. Shakespeare Macbeth. Notes on chosen English texts.- London, W.C. 2f 56 p.

117. Chase A. Famous Artists of The Past. New-York, 1964, -120 p.1. Houston,

118. Chaucer G. Legend of Good Women, 1987. Mffinirtflft -179 p.

119. Craig E. G. On the Art of the Theatre. London, 1980. - 246 p.

120. CunlifFe B. Celtic World. New-York, 1979, - 224 p.

121. Dictionary of Mythology. Hertfordshire, Wordsworth Reference, 1994. - 237 p.

122. Donoghue D. Yeats and Modernism. /? Literary Modernism: from Hardy to Pound. // The World Mid I. Washington, 1988. - 11 p.

123. O'Driscoll Ed.R., Reynolds L. Yeats and the Theatre. Niagara Falls, 1975. - 202 p.

124. Eliade M. The Universal Myths: Heroes, Gods, Tricksters, and others. New- York, f 3W.310p" -AfertrJc,

125. Eliade M. The Sacred and the Profane; The Nature of Religion*Vi959, transl. from French, 256 p.

126. Eliot T.S. The Sacred Wood: Essays on Poetry and Criticism. London-New-York,1966.-171 p.

127. Eliot T.S. Tradition and the Individual Talent #The Idea of Literature. The Foundations of English Criticism. M., 1979. - 8 p.

128. Eliot T.S. « Ulisses »: order and myth. iThe Idea of Literature. The Foundations of English Criticism. M., 1979. - 6 p.

129. Eliot T.S. Christianity and Culture: The Idea of a Christian Society,-New-York,1967. 202 p.

130. Eliot T.S. The Complete Plays Of T.S. EliotrNew-Yoik ,1967. 355 p.

131. Ellis P. The Draids.-New-YorkT«i|& 1995 200p.

132. Ellis-Feimor U. The Irish Dramatic Movement. London, 1954. - 245 p.

133. Ellman R. The Identity of Yeats. London, 1954. - 343 p.

134. Estyn Evans E. The Irish World: the art and culture of the Irish people: texts. New-York, 1977,-296 p.

135. Fallis R. The Irish Renaissance. New-York, 1977,-319 p.

136. Frank I. Spatial Form in Modern Literature. New-York, 1963. - 38 p.

137. Frye N. Anatomy of Criticism. Princeton, 1957. - 383 p.

138. Frye N. Blake; A Collection of Critical Essays. Princeton, 1966. -183 p.

139. Freud S. On dreams. New-York, 1989. -118 p.

140. Flannery J.W. W.B. Yeats and the Idea of a Theatre. Toronto, 1976. - 404 p.

141. Flower R. The Irish Tradition. Oxford, 1978. - 112 p.

142. Freud S. Collected Papers. Authorized Translation Under the Supervision of J. Riviere. New-York, 1959. -122 p.

143. GauIfield M. Irish Mystique. New-Jersey, 1990. - 253 p.

144. Gubainville d'Arbois D.H. Essay d'un catalogue de la literature epique d'Irelande. -Paris, 1884.-123 p.

145. Goodheart E. D.H. Lawrence and the Tyranny of Desire. ^Literary Modernism: from Hardy to Pound. // The World and I. Washington, 1988. - 15 p.

146. Hamel A.G. Van. Aspects of celtic mythology. London, 1934. - 98 p.

147. Highwater J. Myth and Sexuality,-New-York, 1990,-224 p

148. Hughes K. Early Christian Ireland: Introduction to the sources.- London, 1972.-295 p.

149. Hogan R., Kilroy J. The Irish Literary Theatre, 1899-1901. The Modern Irish drama: a documentary history. Dublin, 1975. - 164 p.

150. Hobson H. Theatre in Britain: a Personal View, 1984» 4M|fe)fc-240 p.

151. Hone J.W. W.B. Yeats: 1865-1939.London, 1962. 300 p.

152. Hamilton E. Mythology. Boston, 1942 - 497 p.

153. A House on Fire. Oleander Modern Poets II. New-York, 1974. - 72 p.

154. The Idea of Literature. The Foundations of English Criticism. S Под редакцией Д.М. Урнова, на англ. яз. М., 1979. - 413 р.

155. Ions V. Indian Mythology, He%-New-York/?44 p.

156. Jakimovitz A., Ryttel A. Indie: panorama arkady. Warsaw, 1978. - 94 p.

157. Johnson C. Vedanta: ал anthology of Hindu scripture, commentary and poetry, -New-York, 1971,-243 p.

158. Jung C.G. The Collected works. Vol. 9, pt. 1. London, 1959. - 20 v.

159. Jung C.G. Aspects of The Feminine, transl. by R.F.C. Hull.- Princeton, 1982. 188 p.

160. Jung C.G. The Archetypes and The Collective Unconscious. Princeton, 1968.- 461 p.

161. Jung C.G. Man and his Symbols. Doubleday, 1964. - 320 p.

162. Kenner H. Ezra Pound and Modernism./Literary Modernism: from Hardy to Pound. // The World and I. Washington, 1988. - 12 p.

163. Kerenyi K. The adventures of Ulisses; Homer's epic in pictures. "Homer and his Odyssey". New-York, 1970. - 67 p.

164. Kirk G. S. Myth, its meaning and functions in ancient and other cultures. Berkley, 1970.-299 p.

165. Laing L.R. Celtic Britain and Ireland: Art and Society. New-York, 1995. - 223 p. 165 .Lang A. Tales from King Arthur. - Kent, Wordsworth Classics, 1996. - 141 p.

166. Leavy U. Irish Fairy Tales and Legends. Boulder,1996. - 92 p.

167. Levy G.R. The sword from the Rock. An Investigation into Origins of Epic Literature. London-New-York, 1953. - 235 p.

168. Larkin F. The Whitsun Weddings. London-Boston, 1991. - 46 p.

169. Larkin F. The North Ship. London, 1991. - 37 p.

170. Leeming D. Mythology/New-York, 1976#-192 p.

171. Levi-Strauss C. Mythologie et rituel. §Antrolpologie structurale deux. -Paris, 1973.-450 p.

172. Lawrence D.G. Lady Chatterley Lover. /Penguin. London, 1972. - 317 p.

173. Lawrence D.G. Sons and lovers. /Penguin books. London, 1973. - 509 p.

174. Loomis R. Celtic myth and Arthurian romance. London, 1993. - 371 p.

175. Malinowsky B. Sex, Culture and Myth. New-York, 1962. - 346 p.

176. Mayo M. Mythic Birds and Beasts from many lands. New-York, 1997. - 108 p.

177. Maranda P. Computers in the Bush: Tools for the Automatic Analysis of Myth. Mythology; selected readings,-Washington, 1973. 320 p.

178. Marantz K. Artists of The Page. Princeton, 1992. - 255 p.

179. MacLiammoir M., Boland E. W.B. Yeats and His World. London, 1971. - 144 p.

180. MacNeil E. Phases of Irish history. Dublin, 1920. 364 p.

181. Malins E. Yeats and music. Dublin, 1968. - 483 - 508 ill.

182. McBratney S. Celtic Myths. New-York, 1998. - 96 p.

183. Mosley L. Druid. New-York, 1981. - 240 p.

184. Morris W. The Art of he People. ^The Idea of Literature. The Foundations of English Criticism. M., 1979. - 4 p.

185. Medieval Literature and Civilization. Studies in Memory of G.N. Garmonsway.- London, 1969. 338 p.

186. Nakamura Y. The Classical Theatre. //Transl. by Don Kennv.- New-York-Tokyo, 1971. 248 p.

187. The Pedigree of the English People. London, 1868. - 605 p.

188. Powell T.G. E. The Celts. New-York, 1958. - 282 p. 188.0'Rahilly T.F. Early Irish history and Mythology. - Dublin, 1971. - 174 p.

189. Readings in English literature. P.II. Warsaw, 1962. - 149 p.

190. Ruskin J. The seven lamps. Study and poetry of dramatic architecture.- New-York, 1885. 246 p.

191. Rutherford W. Druids and their Heritage, 1978-London New-York. - 179 p.

192. Skene R. The Cuchulain Plays of W.B.Yeats. A Study. London, 1974. - 278 p.

193. Spivak G.C. Myself Must I Remake. The Life and Poetry of W.B.Yeats.- New-York, 1974. 201 p. in

194. Trudeau L. Drama Criticism, 1991 .-V. 9 (unpaged) ^

195. Trudeau L. Dramatic Experience of the XX th century, 1991.V. 11 (unpaged)

196. Tytler R.F. The History of Scotland and Ireland in 4 vol. Vol. 1.- Edinburgh, 1864. 384 p. ---

197. Ure P. The Integrity of Yeats, Part II. Yeats and Anglo-Irish Literature. -Liverpool, 1974. 292 p.

198. Willis J. Theatre World. New-York, * 1966,-ref. in V. 43. ^S-SS.

199. Williams R. Drama from Ibsen to Brecht. New-York, 1969. - 352 p.

200. Worth K. The Irish Drama of Europe from Yeats to Beckett. London, 1978. - 276 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.