Мифоэпическая символика в индийском кинематографе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Нефёдова, Дарья Николаевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 225
Оглавление диссертации кандидат наук Нефёдова, Дарья Николаевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. МИФОЭПИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА В КУЛЬТУРЕ ИНДИИ
1.1. Мифоэпический символ в контексте культурологического осмысления
1.2. Мифоэпический символ в системе национально-культурных идентификатов
1.3. Индийский кинематограф как феномен национальной культуры
II. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНДИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА
2.1. Ретрансляция традиционных культурных ценностей и смыслов в произведениях индийского кинематографа
2.2. Символика мифоэпических сюжетов и образов в индийском кинематографе
2.3. Индийский кинематограф как способ сохранения национально-культурной идентичности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Таблицы и схемы
Приложение 2. Графические изображения
Приложение 3. Фильмография
Приложение 4. Цитаты и выдержки из письменных источников
Приложение 5. Кадры из кинофильмов
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Символика инкультурации в американском хоррор-кинематографе2017 год, кандидат наук Карабанова, Валентина Анатольевна
Древнеиндийский эпос "Махабхарата" как символ индийской идентичности (на материале современных индийских литературных и кинематографических произведений)2023 год, кандидат наук Маретина Ксения Александровна
Символика огня и меча в адыгском фольклоре: Национальное и общечеловеческое в мифе, эпосе и традиционной культуре2003 год, кандидат филологических наук Братов, Хасин Сагидович
Сетевая культура в художественной репрезентации современного кинематографа2021 год, кандидат наук Родионова Мария Николаевна
Формирование образа Москвы в отечественном кинематографе2016 год, кандидат наук Бояршинова Нина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифоэпическая символика в индийском кинематографе»
Введение
Актуальность темы исследования. Активно развивающиеся в течение последних десятилетий глобализационные процессы обусловили не только возможность взаимодействия культур, но и привели к изменению традиционных мировоззрений, ценностей и норм. Происходит замещение традиционных культурных смыслов, размывание границ идентичности личности, в первую очередь, национально-культурной. Возникает угроза утраты культурного своеобразия общностей, кризиса идентичности. Реакцией на происходящие процессы стало стремление национальных культур к локализации, нацеленной на укрепление своих позиций в глобализирующемся мире. Проблема сохранения культурного разнообразия и диалога культур нашла отражение в документах ЮНЕСКО.
Уникальным потенциалом для формирования, развития и сохранения элементов национальной культуры обладает кинематограф. Особенно значимо при этом популярное игровое художественное кино. Его позиция связана не только с особой образностью, доступностью в передаче культурных смыслов, доверием со стороны зрителя к формируемой действительности, но и с количественным превалированием над другими видами кинофильмов, а также с широким охватом аудитории.
Индийская культура отличается глубокой традиционностью, гармоничным сочетанием опыта прошлых поколений с современной реальностью. Эти же признаки характерны для индийского искусства в целом и кинематографа в частности. Индия является признанным лидером по количеству выпускаемых кинолент как в Юго-Восточной Азии, так и в мире. Обилие в фильмах элементов традиционной национальной культуры (сюжетов, образов, способов действия) и акцентируемое на них внимание формируют особый характер индийского кинематографа и свидетельствуют о широких возможностях его воздействия на национально-культурную идентичность зрителя. Связь современной действительности с традиционными идеями, ценностями и
смыслами устанавливается с помощью мифоэпической символики, которая является неотъемлемым элементом национальной культуры. Эта особенность индийского кинематографа до сих пор остается мало изученной по сравнению с его стилевыми, техническими, персональными характеристиками.!
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена:
- во-первых, недостаточной изученностью в отечественной научной литературе (философской, культурологической, киноведческой) произведений индийского кинематографа, их мифоэпической составляющей, ретранслирующих и идентификационных возможностей;
- во-вторых, отсутствием должного внимания к возможностям влияния индийского кинематографа с его богатым символическим подтекстом на национально-культурную идентичность зрителя, находящегося под воздействием процессов глобализации.
Хронологические рамки исследования. Мифоэпическая символика, отраженная в сюжетах произведений индийского популярного художественного игрового кинематографа (далее - индийского кинематографа), рассматривается на примере кинопродукции на языке хинди 1990-2010-х годов. Включенность мифоэпической символики в кинофильмы этого периода связана с усилением процессов локализации, актуализировавших в противовес глобализации ретрансляцию элементов национальной культуры с целью ее сохранения. Присутствие в материалах исследования нескольких кинолент конца 1980-х годов обусловлено пограничным характером их стилистики и содержания на этапе перехода к кинематографу эпохи глобализации.!
Степень научной разработанности темы исследования. Заявленная тема исследования предполагает несколько теоретических проблем, каждая из которых в той или иной степени становилась областью изучения различных научных дисциплин и конкретных мыслителей.!
Так, проблеме символа и символического содержания культуры посвящены ряд трудов крупных философов (В.Г.Ф. Гегель [32], И. Кант [65],
Э. Кассирер [68; 69; 70], А.Ф. Лосев [86], Ц. Тодоров [137] и др.), психологов (З. Фрейд [146], К. Юнг [164]). Внимания заслуживает аналитический труд К. Свасьяна «Философия символических форм Э. Кассирера» [127], где автор предпринял попытку осмысления не только указанной в заглавии работы, но и достаточно обширного участка философской теории символа и символизма как отдельного учения, а также систематизирующее исследование Э.М. Спировой «Философско-антропологическое содержание символа», включающее в себя изложение основных идей многих философских концепций [133].
Огромный вклад в изучение знаково-символических систем внесли ученые-языковеды. Однако в контексте исследования культуры и искусства, следует отметить труды культурологической и культурно-антропологической направленности, среди которых особенно интересны работы Ю.М. Лотмана [90; 91; 92; 93], посвященные отдельным аспектам символического поля и содержащие в себе взгляд автора на терминологию и проблематику в целом. Требует отдельного упоминания исследование Э. Лича «Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов» [84], в которой автор представляет собственную концепцию формирования и изучения символа с точки зрения содержащейся в нем информации. Следует упомянуть ряд исследователей, изучавших различные аспекты существования символа в культуре и символизации культурных объектов: С.Н. Иконникова [55], К. Леви-Строс [82], С.Т. Махлина [100], В. Тэрнер [141] и другие. Кроме того, опорой для полноценного изучения понятия мифоэпической символики послужили труды А.Ф. Лосева [85], Е.М. Мелетинского [101; 102], М. Элиаде [161], и других ученых, посвященные происхождению и функционированию мифа.
Глубокий символизм индийской культуры в целом единогласно признается подавляющим большинством исследователей. Различные аспекты этого феномена были рассмотрены в работах «Многоликая Индия» Н. Гусевой [46], «Индия: беспредельная мудрость» М.Ф. Альбедиль [14], энциклопедическом по охвату аспектов индийской культуры издании «Культурное наследие Индии» О.Г. Ульциферова [88], а также в работах С.В. Величкина [20], О. Дешпанде
[34], В.П. Каниткара [64], И.Ю. Котина [78] и других. Книга Циммера «Миф и символ в индийской культуре» [94] целиком посвящена рассмотрению символических образов в мифологическом повествовании.
Феномен идентичности в целом и национально-культурной идентичности в частности также занимал мысли многих ученых. Это нашло отражение в трудах представителей различных наук (Э. Гидденс [34], В.В. Карлов [66],
B.А. Лапшов [80], Т.М. Махаматов [98], А. Турен [140], Э. Эриксон [163] и др.). Авторы рассматривали причины формирования и способы проявления идентичности индивида, а также их множественность и формы взаимодействия. В настоящее время в связи с глобализационными процессами все больше внимания уделяется трансформации национально-культурной идентичности, а также новым условиям ее формирования. В трудах исследователей развитие получают концепции «космополитичности» (З.И. Левин [81]), указывающей на постепенное растворение национальной идентичности в потоке глобальной культуры, и «другости» (С. Хантингтон [152], Е.Н. Шапинская [158; 159]), рассматривающей процесс формирования идентичности через взаимодействие с неким оппонентом, в диалоге с которым индивид (или группа) познает себя. Воздействию глобализационных процессов на культуру и национально-культурную идентичность представителей различных наций и этнических общностей посвящен труд «Многоликая глобализация» под редакцией П. Бергера и С. Хантингтона [103].
Среди работ, исследующих феномен национально-культурной идентичности, следует выделить коллективную монографию «Цивилизационная идентичность в переходную эпоху» [73], а также сборник статей «Искусство и цивилизационная идентичность» [56], которые рассматривают цивилизацию как закономерную преемницу нации, а потому значительную часть изысканий посвящают именно национальной идентичности. Кроме того, заслуживает внимания работа «Кто мы?»
C. Хантингтона [152], поднимающая важнейшие вопросы имеющего место в настоящее время кризиса идентичности и рассматривающая их на примере
американской нации, разнородной, но тем не менее единой. При этом автор изучает как теоретические основы феномена идентичности, так и практические возможности принятия тех или иных решений для преодоления кризиса.
Гораздо менее изучен феномен индийского популярного художественного игрового кинематографа. Последние значительные исследования, опубликованные на русском языке и посвященные указанной проблеме, относятся к 80-90-м годам прошлого столетия (сборник статей «Кино Индии» [71], работы Б.Д. Гарга [31], И.А. Звегинцевой [53], Ф. Рангунваллы [120], Р.П. Соболева [130], сборник статей Сатьяджита Рея [123], биография Раджа Капура [118] и т.д.) и в настоящее время, с учетом современного, активно развивающегося характера кинематографа как вида искусства, не могут дать полноценного актуального представления о состоянии и характере индустрии. В то же время кинематографу как таковому (и в том числе кинематографу популярному) посвящено достаточно существенное количество научных работ (Э. Вильярехо [27], С.С. Гинзбург [35], Г. Грей [38], Ж.М.Г. Леклезио [83], Ж. Омон [111], А.В. Павлов [113], К. Разлогов [120], многочисленные исследования творчества конкретных режиссеров или актеров и т.д.). Среди более новых исследований индийского кинематографа необходимо упомянуть сборник статей «The Bollywood reader» [169; 173; 174; 175], книги «Indian popular cinema: a narrative of cultural change» [171], «The cinematic imagination: indian popular films as social history» [177], «Bollyworld: Popular indian cinema through a transnational lens» [173], «Bollywood: A History» [166], «Conjugations: Marriage and form in new bollywood cinema» [172], «Satyajit Ray's the chess players and postcolonial film theory: Postcolonialism and film theory (language, discourse, society)» [170] и другие. Тем не менее, недостаток внимания к данному феномену в отечественной научной мысли очевиден. Кроме того, аспект включения в произведения индийского популярного кинематографа мифоэпической символики и рассмотрение ее с точки зрения выполнения функции сохранения национально-культурной идентичности мало изучен как отечественными, так и зарубежными учеными. Вышедший в 1988-м году под
редакцией Вимала Диссанаяка и посвященный этому вопросу труд «Cinema and cultural identity: reflections on films from Japan, India, and China» [168], а также работа «National Identity in Indian Popular Cinema, 1947-1987» [167] 1993-го года издания не только мало доступны для изучения в нашей стране, но и, в силу давности написания, представляются устаревшими с точки зрения исследования современного состояния проблемы.
Источники, используемые для работы над данным исследованием можно разделить на две группы: письменные исторические и визуальные кинематографические. К первым относятся древнеиндийские тексты, ставшие основой для дальнейшего анализа символических смыслов, в частности, «Артхашастра» [1], «Законы Ману» или «Манавадхармашастра» [6], «Атхарваведа» [2; 3; 4], «Ригведа» [11; 12; 13], а также эпосы «Махабхарата» [7; 8; 9] и «Рамаяна» [10]. Поскольку последние два текста представляют собой многотомные повествования, не все книги которых переведены на русский язык, в списке литературы указаны только цитируемые части. Пересказ сюжетной канвы произведен на основе литературного переложения эпосов, сделанного Э.Н. Темкиным и В.Г. Эрманом [136]. Кинематографические источники представляют собой весь объем кинематографического материала, проанализированного в ходе данного исследования с целью выявления символических связей и смыслов в повествовании.
Методологические основы исследования. В основе теоретического анализа феномена мифоэпического символа лежат идеи структурализма, переосмысленные Э. Личем. Коммуникативная концепция Э. Лича позволяет конструировать семиотические модели культуры, рассматривая ее феномены в качестве носителей информации. Исследование кинематографического материала опиралось на семиотический подход к кинопроизведению как особому виду знаково-символической системы (Ю.М. Лотман, Ю. Цивьян), а также затронуло предметное поле визуальной антропологии (Э. Вильярехо, Г. Грей, Ж.М.Г. Леклезио).
Отбор кинематографического материала осуществлялся поэтапно: в начале был проведен анализ наследия кино Индии 1940-2010-х гг. (200 кинолент), затем выявлены сюжетно-образные особенности кинопроизведений на различных этапах развития киноискусства. Далее выделен период активного включения элементов традиционной культуры в кинематографическое повествование (конец 1980-х-2010-е гг.). Фильмы данного периода (80 кинолент) изучены с точки зрения содержания мифоэпических символов и традиционных культурных смыслов.
Основными методами исследования являются систематизация и анализ научной литературы, письменных и кинематографических источников; семиотический (при выявлении знаково-символической составляющей фильмов, ее смыслов); диахронический (анализ исторических и культурных основ индийского кинематографа), моделирование (при рассмотрении способов воздействия индийского кино на мировоззрение зрителя); интерпретация письменных и кинематографических текстов.
Цель и задачи исследования.
Цель - культурологическое исследование элементов мифоэпической символики в сюжетах и образах индийского кинематографа.
Задачи:
- рассмотреть мифоэпический символ как феномен культуры и выявить его основные функции;
- раскрыть сущность национально-культурной идентичности и определить ее положение в системе идентичностей личности;
- охарактеризовать индийский кинематограф во взаимосвязи с традициями и культурными практиками страны;
- изучить индийский кинематограф как инструмент ретрансляции национально-культурных ценностей и смыслов;
- исследовать мифологические сюжеты и образы в индийских эпических текстах и рассмотреть особенности их символического отражения в произведениях индийского кинематографа;
- охарактеризовать потенциал мифоэпической символики в индийском кинематографе в сохранении и укреплении национально-культурной идентичности личности.
Объект исследования - индийский кинематограф как явление национальной культуры.
Предмет исследования - мифоэпический символ в сюжетах и образах индийских кинофильмов.
Положения, выносимые на защиту.
- Мифоэпический символ является феноменом культуры, который сочетает в себе мифологическое и историческое содержание. Благодаря постепенному расширению локальной географической и племенной связи эпических сказаний, он приобретает общенациональное значение, выступая носителем традиционных смыслов в современной действительности. В культурном пространстве мифоэпический символ выполняет ряд функций, среди которых можно выделить универсальные, присущие символу как таковому (воспитательная, познавательная, ориентирующая) и специальные, характеризующие уникальность мифоэпического символа (художественно-эстетическая, репрезентативная, меморативная, идентификационная).
- Мифоэпический символ является одним из элементов системы идентификатов, связанных с национально-культурным видом идентичности. Национально-культурная идентичность является одной из наиболее масштабных в системе идентичностей человека и оказывает воздействие на существование и развитие других видов идентичности, таких как гендерная, гражданская, профессиональная и т. д. В культуре Индии мифоэпический символ находит отражение в планировке храмов, атрибутах и позах изображений божеств; в календарной и семейной обрядности, религиозных церемониях; в повседневных ритуалах, поведении людей, цветовой символике одежды, именах и т.д.
- Произведения индийского кинематографа сочетают в себе современные взгляды, глубокую традиционность и разумный консерватизм как в отношении
сюжетов и образов, так и специфики производства фильмов и их демонстрации. Эти особенности обусловлены связью кинематографа с народным театром (постановка сцен, длительность, обилие песенно-танцевальных номеров), с сюжетно-образной и стилевой градацией раги и рагини, с историко-культурными реалиями формирования киноискусства. Значение мифоэпического символа в произведениях индийского кинематографа менялось на протяжении всей его истории: от традиционных основ сюжета (1940-1960-е) и эпизодического введения мифоэпических элементов в содержание (19701980-е), до активизации включения мифоэпической символики в киноповествование в качестве содержательного смыслообразующего элемента и сочетания с европеизированными сюжетами и стилистикой (1990-2010-е).
- Индийский кинематограф тесно взаимодействует с традиционной культурой и современной действительностью, результатом чего является присутствие в киноповествовании ценностно ориентированных элементов национальной культуры - семейных (уважение к старшим, брак, почитание матери), патриотических (власть государя, воинский долг, превосходство страны перед противниками), религиозных (почитание богов и религиозное единство). Они зафиксированы в древнеиндийских текстах «Ригведа», «Атхарваведа», «Бхагавадгита», «Законы Ману», «Артхашастра».
- Сюжетная канва ряда произведений индийского кинематографа связана с содержанием эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна». Мифоэпические символы в произведениях индийского кинематографа делятся на базисные (в основе повествования - мифоэпический сюжет), сюжетно-образные (отдельный элемент сюжета или образ героя представляет собой явную параллель с традиционными повествованиями), условные (мифоэпический символ завуалирован и выявляется только в контексте определенной сюжетной ситуации).
- Индийский кинематограф, непосредственно взаимодействуя со зрителем, побуждает его к построению параллелей между кинематографической и объективной реальностью, к осознанию своей
схожести с киногероем. В построении такого рода связей мифоэпический символ выступает идентификатом и способен воздействовать на сохранение и укрепление личностной национально-культурной идентичности индийцев.
Научная новизна диссертационной работы:
- выявлены сущность и основные функции мифоэпического символа как уникального феномена культуры;
- охарактеризованы особенности мифоэпического символа как национально-культурного идентификата;
- выделены этапы развития индийского кинематографа с позиции включенности мифоэпической символики в киноповествование;
- обозначены основные ценностные ориентиры, традиционные для культуры Индии и содержащиеся в текстах древнеиндийских письменных источников;
- проведен отбор и анализ кинофильмов, содержащих в себе элементы, ретранслирующие традиционные культурные ценности и мифоэпические символы;
- изучены сюжеты и образы эпических текстов Древней Индии в аспекте их символической ретрансляции в произведениях индийского кинематографа;
- исследованы и классифицированы основные способы ретрансляции мифоэпических символов в произведениях индийского кинематографа;
- изучен потенциал воздействия индийского кинематографа на процессы сохранения и укрепления национально-культурной идентичности индийцев.
Личное участие автора в получении научных результатов диссертации выражается в теоретической разработке основных положений исследования, сборе и систематизации материала, отражающего тенденции включения мифоэпического символа в произведения индийского кинематографа, в составлении фильмографии. Степень достоверности результатов проведенного исследования обеспечена комплексным анализом проблемы, использованием разнообразных методов и научных подходов, репрезентативностью источников, аргументированным обобщением эмпирического и теоретического материала,
верифицированностью авторской концепции, базирующейся на обширном научном и кинематографическом материале.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержание и результаты исследования могут быть использованы в рамках изучения классической индийской мифологии, ее места в современной культуре, процессов воздействия на национально-культурную идентичность, а также в трудах, посвященных индийскому кинематографу.
Результаты исследования можно применять как при разработке учебных курсов по теории и истории культуры стран Востока в целом или кинематографа в частности, так и в области проектирования национально-культурной политики.
Апробация исследования. Материалы и результаты диссертации опубликованы в сборниках и журналах, в том числе входящих в список ВАК («Известия Самарского научного центра РАН», «Вопросы культурологии»).
В выступлениях автора они представлялись на научных конференциях различного статуса: международная конференция «Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа» (Москва, 2014), международная научно-практическая конференция «Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений» (Самара, 2014), XXII международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2015» (Москва, 2015) и других.
Структура исследования. Структура диссертации обусловлена её целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа в каждой, заключения, списка изученных источников и литературы, а также приложений. В состав последних входят таблицы и схемы, дополняющие и раскрывающие теоретическую часть исследования; графический материал, отражающий символическое содержание некоторых традиционных образов; фильмография; цитаты из письменных источников; иллюстративный материал (стоп-кадры) из произведений индийского кинематографа, являющихся основным источником исследования.
I. Мифоэпическая символика в культуре Индии
1.1. Мифоэпический символ в контексте культурологического
осмысления
Символ в различных своих проявлениях был и остается значимым элементом любой культуры, как индустриальной модернизированной, так и традиционной. Его место в жизни человека и сущность как феномена культуры с давних времен интересовала мыслителей и ученых - представителей различных наук и научных течений. Однако, несмотря на это, символ в качестве отдельного категориального понятия стал рассматриваться достаточно поздно. И, хотя можно говорить о некоторых идеях, относящихся к символу и символическому содержанию, возникших уже в трудах Платона и Аристотеля [130, 495], только в работах философов романтизма они начали обретать черты особого учения и подверглись серьезному рассмотрению и разработке.
Уже первые исследования феномена символа и символического содержания сделали возможным понимание взаимосвязи символа и смысла, заложенного в нем. Взаимосвязь эта объяснялась, как правило, посредством введения и рассмотрения ряда схожих по внешним признакам, но отличных по сути явлений. Так, немецкий философ Ф.В. Шеллинг рассматривал символ в контексте его отношения к общему и особенному и в сравнении с формами схемы и аллегории [86, 379]. Символ при рассмотрении с этой точки зрения представляется пересечением схематической и аллегорической форм, при котором выбранный особый образ способен выразить в себе все общее содержание, и одновременно конкретная характеристика может быть выражена тем же образом, как носителем всех черт в целом.
Вклад в изучение символического поля культуры вложил И. Кант. В работе «Критика способности суждения» он, говоря об искусстве, эстетическом мышлении и художественном вкусе, подобно В.Ф. Шеллингу, противопоставил
символ и схему, объединяя их в основном понятием гипотипозы (или изображения). Наиболее явное различие (особенно относительно формирования понятий) между схемами и символами состоит в том, что «первые из них содержит прямые, вторые - косвенные изображения понятий. Первые действуют посредством демонстрации, вторые - посредством аналогии (для чего пользуются и эмпирическими созерцаниями)». При этом «способность суждения» вынуждена выполнить два последовательных действия: сначала соотнести существующее в сознании понятие с чувственно созерцаемым образом, а затем связать его с иным предметом, для которого тот будет являться только символом [65, 226-227]. Чувственное существование самого предмета символа, однако, не отрицается. Предмет присутствует как в роли символа, так и сам по себе.
Таким образом, в учении И. Канта символ понимается как один из видов изображения, созерцаемого либо рефлексируемого, содержание которого, как правило, отдалено от чувственно воспринимаемого образа и относится к иному, часто не наличествующему «во плоти» предмету.
Феномен символического как формы культурной реальности интересовал и Г.В.Ф. Гегеля, который посвятил отдельную главу своего фундаментального труда «Лекции по эстетике» [32] проблеме символа как такового и в искусстве.
У Г.В.Ф. Гегеля символ представляет собой «непосредственно наличное или данное для созерцания внешнее существование, которое не берется таким, каким оно непосредственно существует ради самого себя, а должно пониматься в более широком и общем смысле». Поэтому в символе необходимо различать две стороны: смысл, который «есть представление или предмет безразлично какого содержания» и выражение этого смысла, представляющее собой «чувственное существование или образ какого-либо рода» [32, 351].
Символ для Г.В.Ф. Гегеля является разновидностью знака и, в отличие от последнего, обладает выраженной двоякостью, «двусмысленностью», которая проявляется в нескольких аспектах. Смысл символа должен быть уже изначально заложен в него, однако не оставаться идентичным его внешней
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
"Свои – чужие" в культурологическом дискурсе: метаязык современного отечественного кино2023 год, доктор наук Орищенко Светлана Серафимовна
Мягкая сила во внешней политике Индии на рубеже ХХ–XXI вв.2021 год, кандидат наук Тонян Анаит Аслановна
Смысловые доминанты современного иранского кинематографа2020 год, кандидат наук Белов Александр Андреевич
Госфильмофонд России как материальная и гуманитарная основа отечественного киноведения: История и современность2004 год, доктор искусствоведения Малышев, Владимир Сергеевич
Государственная власть и кинематограф в социокультурном контексте эпохи (конец 1920-х – начало 1990-х гг.)2024 год, доктор наук Юдин Кирилл Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Нефёдова, Дарья Николаевна, 2017 год
Список источников и литературы
Источники:
1. Артхашастра / пер. с санскрита В.И. Кальянова. - Москва: Ладомир, Наука, 1993. - 796 с.
2. Атхарваведа (Шаунака): В 3 т. Т.1: кн. 1-У11 / пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т.Я. Елизаренковой; Ин-т востоковедения РАН. -Москва: Вост. лит., 2005. - 573 с.
3. Атхарваведа (Шаунака): В 3 т. Т. 2: кн. УШ-Х11 / пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т.Я. Елизаренковой; Ин-т востоковедения РАН. -Москва: Вост. лит., 2007. - 293 с.
4. Атхарваведа (Шаунака): В 3 т. Т. 3: кн. ХШ-Х1Х / пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т.Я. Елизаренковой; Ин-т востоковедения РАН. -Москва: Вост. лит., 2010. - 231 с.
5. Бхагавадгита / пер. с санскрита, исслед. и примеч. В. С. Семенцова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - 256 с.
6. Законы Ману / пер. С.Д. Эльмановича. - Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 496 с.
7. Махабхарата. Книга первая. Адипарва / пер. с санскрита и коммент. В.И. Кальянова. - Москва: Ладомир, 1992. - 736 с.
8. Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва) / пер. с санскрита, предисл. и коммент. Я.В. Васильковой и С.Л. Невелевой. - Москва: главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. -799 с.
9. Махабхарата. Книга шестая: Бхишмапарва / пер. с санскрита, предисл., статья и коммент. В.Г. Эрмана. - Москва: Ладомир, 2009. - 480 с.
10. Рамаяна. Кн. 1: Балаканда (Книга о детстве); Кн. 2: Айодхьяканда (Книга об Айодхье) / изд. подг. П.А. Гринцер. - Москва: Ладомир, Наука, 2006. -899 с.
11. Ригведа. Мандалы 1-1У / пер. Т.Я. Елизаренковой - Москва: Наука, 1989. -768 с.
12. Ригведа. Мандалы У-УШ / пер. Т.Я. Елизаренковой - Москва: Наука, 1995.
- 745 с.
13. Ригведа. Мандалы / пер. Т.Я. Елизаренковой - Москва: Наука, 1999. -560 с.
Литература:
14. Альбедиль М.Ф. Индия. Беспредельная мудрость / М.Ф. Альбедиль. -Москва: Алетейя, 2005. - 416 с.
15. Амитабх Баччан / пер. с англ. Б. Белокурова. - Нижний Новгород: «Амир», 2008. - 100 с.
16. Андерсон Б. Воображаемые общности. Размышления о происхождении и распространении национализма / Б. Андерсон // Этнос и политика. Хрестоматия. - Москва: УРАО, 2000. - С. 78-86.
17. Антология исследований культуры / сост. С.И. Левинова, Л.А. Мостова. -Санкт-Петербург: Университетская книга, 2006. - 720 с.
18. Апинян Т.А. Мифология: теория и события / Т.А. Апинян. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского Университета, 2005. - 280 с.
19. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: Экзистенциальная аксиология истории / Л.В. Баева. - Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. - 277 с.
20. Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология / А.К. Байбурин // Материальная культура и мифология. - Ленинград: Наука, 1981. -С. 215-226.
21. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р.Барт. - Москва: Прогресс, 1989. - 701 с.
22. Барышникова И.В. Понятие идентичности в социологическом дискурсе / И.В. Барышникова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии.
- 2009. - №2. - С. 166-171.
23. Баскаков В.Е. Сражающийся экран: Современная идеологическая борьба и киноискусство / В.Е. Баскаков. - Москва: Просвещение, 1984. - 208 с.
24. Белый А. Собрание сочинений. Символизм. Книга статей / А. Белый. -Москва: Культурная революция; Республика, 2010. - 527 с.
25. Берген Р. Кино: путеводитель по жанрам / Р. Берген. - Москва: Кладезь-Букс, 2012. - 160 с.
26. Величкин С.В., Гусева Н.Р. Праздники и обряды индийцев / С.В. Величкин, Н.Р. Гусева // Индия сегодня. - Москва, 2005. - С. 529-557.
27. Вильярехо Э. Фильм. Теория и практика / Э. Вильярехо. - Москва: Гуманитарный центр, 2015. - 228 с.
28. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история / В. Виндельбанд. - Москва: Юрист, 1995. - 687 с.
29. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. - 152 с.
30. Гангулова М. Праздники жизненного цикла / М. Гангулова // Боги, брахманы, люди. - Москва: Наука, 1969. - С. 267-284.
31. Гарга Б.Д., Гарги Б. Кино Индии / Б.Д. Гарга, Б. Гарги. - Москва: Искусство, 1956. - 76 с.
32. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике: В 2 т. Т. I. / Г.В.Ф. Гегель. - Санкт-Петербург: Наука, 2007. - 623 с.
33. Гезалов А.А. Проблемы национальной идентичности в эпоху глобализации / А.А. Гезалов // Вопрос национальной идентичности в контексте глобализации. Сборник научных статей. - Москва: Проспект, 2014. - С. 3842.
34. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. - Москва: Академический Проект, 2005. - 528 с.
35. Гинзбург С.С. Очерки теории кино / С.С. Гинзбург. - Москва: Искусство, 1974. - 264 с.
36. Гобозов И.А. Государство и национальная идентичность: Глобализация или интернационализация? / И.А. Гобозов. - Москва: Книжный дом «Либроком», 2014. - 200 с.
37. Голосовкер Я.Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. - Москва: Наука, 1986. -216 с.
38. Грей Г. Кино: Визуальная антропология / Г. Грей. - Москва: Новое литературное обозрение, 2014. - 208 с.
39. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология / П.А. Гринцер. - Москва: Наука, 1974. - 419 с.
40. Грихольт Н. Индия. Путеводитель по обычаям и этикету / Н. Грихольт. -Москва: ОГИЗ, Астрель, АСТ, 2008. - 160 с.
41. Гуревич П.С. Культурология / П.С. Гуревич. - Москва: Проект, 2004. -336 с.
42. Гуревич П.С. Социальная мифология / П.С. Гуревич. - Москва, 1983. -362 с.
43. Гусева Н.Р. Индия в зеркале веков / Н.Р. Гусева. - Москва: Вече, 2002. -448 с.
44. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика / Н.Р. Гусева. - Москва: Наука, 1977. - 328 с.
45. Гусева Н.Р. Легенды и мифы Древней Индии. Махабхарата. Рамаяна / Н.Р. Гусева. - Москва: Вече, 2008. - 320 с.
46. Гусева Н.Р. Многоликая Индия / Н.Р. Гусева. - Москва: Наука, 1987. -256 с.
47. Гусева Н.Р. Праздник Карва Чаутх в свете проблемы этногенеза западных хиндустанцев / Н.Р. Гусева // Календарно-праздничная культура народов зарубежной Азии: традиции и инновации. - Москва: ИЭА, 1997. - С. 97105.
48. Делез Ж. Кино / Ж. Делез. - Москва: Ад Маргинем, 2016. - 560 с.
49. Деникина З.Д. Национальная идентичность как предмет междисциплинарного анализа / З.Д. Деникина // Вопрос национальной
идентичности в контексте глобализации. Сборник научных статей. -Москва: Проспект, 2014. - С. 55-56.
50. Дешпанде О. Индийская миниатюра / О. Дешпанде. - Москва: Янтарный сказ, Аврора. - 64 с.
51. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры / И.И. Докучаев. - Санкт-Петербург: Наука, 2009. -595 с.
52. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. II / Б.С. Ерасов. - Москва: АО «Аспект Пресс», 1994. - 384 с.
53. Звегинцева И.А. Киноискусство Индии / И.А. Звегинцева. - Москва: Знание, 1986. - 48 с.
54. Иванова Н.В. Этническая идентичность и особенности ее формирования в полиэтнической городской среде / Н.В. Иванова // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к 70-летию академика В. А. Тишкова. - Москва: Наука, 2011. - С. 454-468.
55. Иконникова С.Н. Диалог о культуре / С.Н. Иконникова. - Ленинград: Лениздат, 1987. - 208 с.
56. Искусство и цивилизационная идентичность / отв.ред. Н.А. Хренов -Москва: Наука, 2007. - 603 с.
57. История индийского кино: истоки // Индийский вестник. - 2009. - №6-7. -С. 26-27.
58. История индийского кино: на рубеже веков // Индийский вестник. - 2010. -№7-8. - С. 28-29.
59. История индийского кино: наступление «золотой эпохи» // Индийский вестник. - 2009. - №12. - С. 28-29.
60. История индийского кино: начало эпохи звезд // Индийский вестник. -2009. - № 10-11. - С. 28-29.
61. История индийского кино: эра звукового кино // Индийский вестник. -2009. - №8-9. - С. 28-29.
62. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 415 с.
63. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
64. Каниткар В.П. (Хемант), Коул У.О. Индуизм / В.П. Каниткар (Хемант), О.У. Коул. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 320 с.
65. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. - Москва: Искусство, 1994. - 367 с.
66. Карлов В.В. Этническая идентификация в системе идентичностей глобального мира: тенденции изменений / В.В. Карлов // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к 70-летию академика В.А. Тишкова. - Москва: Наука, 2011. - С. 469-474.
67. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - Санкт-Петербург: Изд-во «Лань», 2006. - 928 с.
68. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 1. Язык / Э. Кассирер. -Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2002. - 272 с.
69. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление / Э. Кассирер. - Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2002. - 280 с.
70. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 3. Феноменология познания / Э. Кассирер. - Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2002. - 397 с.
71. Кино Индии / редкол.: Л. М. Будяк, Е. С. Громов, В. М. Муриан и др. -Москва: Искусство, 1988. - 288 с.
72. Кон И.С. К проблеме национального характера / И.С. Кон // История и психология. - Москва: Наука, 1971. -С. 122-158.
73. Кондаков И.В. и др. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты / И.В. Кондаков, К.Б. Соколов, Н.А. Хренов. - Москва: Прогресс-Традиция, 2011. - 1024 с.
74. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б .И. Кононенко. - Москва: АСТ, Вече, 2003. - 512 с.
75. Корчагов Ю.Ф. Кинематограф / Ю.Ф. Корчагов // Индия сегодня. -Москва: Институт востоковедения РАН, Ариаварта, 2005. - С. 525-528.
76. Корчагов Ю.Ф. Традиционное кино нетрадиционное / Ю.Ф. Корчагов // Индия сегодня: прилож. к журн. «Азия и Африка сегодня». - Москва, 2000
- С. 32-35.
77. Косарев А.К. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость / А.К. Косарев. - Москва: ПЕР СЭ; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000. - 304 с.
78. Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев / И.Ю. Котин, Е.Н. Успенская // Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. - Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2005. - С. 10-75.
79. Куруленко Э.А., Нефёдова Д.Н. Национально-культурная идентичность в условиях глобализирующейся реальности / Э.А. Куруленко, Д.Н. Нефёдова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -Самара, 2015. - Т. 17, № 1-1, - С. 231-234.
80. Лапшов В.А. Социально-национальная идентичность в условиях глобализации: теоретические основы социологического исследования / В.А. Лапшов // Вопрос национальной идентичности в контексте глобализации. Сборник научных статей. - Москва: Проспект, 2014. - С. 8793.
81. Левин З.И. Восток: идентичность и глобализация / З.И. Левин. - Москва: Институт востоковедения РАН, 2007. - 166 с.
82. Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.
83. Леклезио Ж.М.Г. Смотреть кино / Ж.М.Г. Леклезио. - Москва: Текст, 2012.
- 176 с.
84. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии / Э. Лич. - Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. -142 с.
85. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. - Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 320 с.
86. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы / А.Ф. Лосев. - Москва: Академический проект, 2010. - 415 с.
87. Лосев А.Ф. Терминологическая многозначность в существующих теориях знака и символа / А.Ф. Лосев // Знак. Символ. Миф. - Москва: Изд-во Московского университета, 1982. - С. 220-245.
88. Лосский Н.О. Ценность и бытие / Н.О. Лосский. - Москва: АСТ, 2000. -860 с.
89. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф имя - культура / Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский // Труды по знаковым системам. Т. 6. - Тарту: ТГУ, 1973. -С. 282-305.
90. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - Санкт-Петербург: Искусство, 1998. - С. 288-374.
91. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры / Лотман Ю. М. // Труды по знаковым системам. Вып. ХХ1. Символ в системе культуры. - Тарту: ТГУ, 1987. - С. 10-21.
92. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман. -Санкт-Петербург: Академический проект, 2002. - 543 с.
93. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 1988. - С. 14-288.
94. Лотман Ю.М., Цивьян Ю. Диалог с экраном / Ю.М. Лотман, Ю. Цивьян. -Таллинн: Александра, 1994. - 216 с.
95. Максимов А.Н. Философия ценностей / А.Н. Максимов. - Москва: Высшая школа, 1997. - 176 с.
96. Малхотра Б.М. Некоторые из ослепительных звезд современного индийского кинематографа / Б.М. Малхотра // Индия. Перспективы. -2002. - №7. - С. 33-37.
97. Маретина С.А. Свадебный этикет / С.А. Маретина // Этикет у народов Южной Азии: сб. ст. - Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 1999. - С. 36-50.
98. Махаматов Т.М. Объективные основания национальной идентичности как самопознания / Т.М. Махаматов // Вопрос национальной идентичности в контексте глобализации. Сборник научных статей. - Москва: Проспект, 2014. - С. 116-118.
99. Махлина С.Т. Словарь по семиотике культуры / С.Т. Махлина. - Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 2009. - 752 с.
100. Махлина С.Т. Язык искусства / С.Т. Махлина. - Ленинград: Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской, 1990. - 86 с.
101. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - Москва: Наука, 1976. - 407 с.
102. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии / Е.М. Мелетинский // Мифологический словарь. - Москва: Сов. энциклопедия, 1990. -С. 634640.
103. Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. -Москва: Аспект Пресс, 2004. - 379 с.
104. Нефедов Н.Ю. Храмы Кхаджурахо / Н.Ю. Нефедов. - Самара: Арт-Лайт, 2016. - 280 с.
105. Нефёдова Д.Н. Индийский кинематограф: прошлое и настоящее / Д.Н. Нефёдова // Вестник ВГИК. - Москва: ВГИК, 2016. - №3. - С. 106114.
106. Нефёдова Д.Н. Индийский кинематограф эпохи глобализации как инструмент сохранения и ретрансляции традиционных культурных
ценностей / Д.Н. Нефёдова // Известия Самарского научного центра РАН. -Самара, 2014. - Том 16, №2 (2) - С. 472-477.
107. Нефёдова Д.Н. Кинематограф эпохи глобализации как способ утверждения национально-культурной идентичности / Д.Н. Нефёдова // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Самара, 2014: в 3 ч. / под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. - Самара, 2014. - Ч.11.
- С. 33-37.
108. Нефёдова Д.Н. Образ «другого» в индийском кинематографе эпохи глобализации как фактор формирования национально-культурной идентичности / Д.Н. Нефёдова // Вопросы культурологии. - Москва, 2014.
- №12.- С. 19-23.
109. Нефёдова Д.Н. Судьбы национального кинематографа в эпоху глобализации (на примере индийской киноиндустрии) / Д.Н. Нефёдова // Роль науки в развитии общества: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Сукиасян А.А. - Уфа, 2015. - С. 173-176.
110. Нефёдова Д.Н. Трансформации национально-культурной идентичности в сюжетах индийского кинематографа / Д.Н. Нефёдова // Актуальные проблемы современных гуманитарных и естественных наук. - 2014. -№11. - С. 422-424.
111. Омон Ж., Бергала А., Мари М., Верне М. Эстетика фильма / Ж. Омон, А. Бергала, М. Мари, М. Верне. - Москва: Новое литературное обозрение, 2012. - 248 с.
112. Онасенко Т. По ту сторону индийского кинематографа / Т. Онасенко // Мир индийского кино. - 2007. - №28. - С. 16-18.
113. Павлов А.В. Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа / А.В. Павлов. -Москва: Высшая школа экономики (Государственный Университет), 2014.
- 360 с.
114. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи) / Р.Б. Пандей. -Москва: Высшая школа, 1990. - 319 с.
115. Петрова Е.В. Проблема сохранения культурного многообразия в глобальном информационном обществе / Е.В. Петрова // Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия. - Москва: ИФРАН, 2010. - С. 127-148.
116. Пивоев В.М. Миф в системе культуры / В.М. Пивоев. - Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория, 1991. - 311 с.
117. Пигров К.С. Философия в сенсорных пространствах / К.С. Пигров // Звучащая философия. Сб. материалов конф. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 147-158.
118. Радж Капур. Жизнь и фильмы / сост. Р. Капур-Нанда. - Москва: Искусство, 1991. - 175 с.
119. Радхакришнан С. Индийская философия в 2-х т. / С. Радхакришнан. -Москва: Наука, 1956. - 457 с.
120. Разлогов К.Э. Мировое кино. История искусства экрана / К.Э. Разлогов. -Москва: Эксмо, 2011. - 688 с.
121. Рангунвалла Фероз. Кино Индии / Фероз Рангунвалла и др.; послесл. Р.П. Соболева. - Москва: Радуга, 1987. - 384 с.
122. Резников Л.О. Гносеологические проблемы семиотики / Л.О. Резников. -Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1964. - 304 с.
123. Рей Сатьяджит. Наши фильмы, их фильмы / Рей Сатьяджит. - Москва: РИФ «РОЙ», 1999. - 240 с.
124. Риккерт Г. Философия жизни / Г. Риккерт. - Киев: Ника-Центр, 1998. -512 с.
125. Сагатовский В.Н. Диалог или взаимные обвинения? / В.Н. Сагатовский // Философ. науки. - 1989. - №12. - С. 58-67.
126. Самохвалова В.И. Культурология / В.И. Самохвалова. - Москва: Юрайт-Издат, 2002. - 269 с.
127. Свасьян К.А. Философия символических форм Э. Кассирера: критический анализ / К.А. Свасьян. - Москва: Академический проект; Альма Матер, 2010. - 243 с.
128. Семенов Ю.И. Народ, этнос, нация / Ю.И. Семенов // Философия и общество. - 2013. - №1. - С. 21-55.
129. Семенцев В. С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты / В.С. Семенцев // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - Москва: Наука, ГРВЛ, 1988 - С. 5-32.
130. Словарь философских терминов / научн. ред. В.Г. Кузнецова. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 731 с.
131. Соболев Р.П. Кино Индии. Первое знакомство / Р.П. Соболев. - Москва: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1977. - 88 с.
132. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество / П. А. Сорокин. - Москва: Изд-во политической литературы, 1992. - 543 с.
133. Спирова Э.М. Философско-антропологическое содержание символа / Э.М. Спирова. - Москва: Канон+РООИ, «Реабилитация», 2012. - 336 с.
134. Стеблин-Каменский М.И. Миф / М.И. Стеблин-Каменский. - Ленинград: Наука, 1976. - 103 с.
135. Субир Гхош. Пионеры индийского экрана / Гхош Субир // Лики Индии: дайджест ст. и эссе из журнала «Индия. Перспективы». - Москва, 2001. -С. 62-64.
136. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великих сказания Древней Индии / Э.Н. Темкин, В.Г. Эрман. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 656 с.
137. Тодоров Ц. Теории символа / Ц. Тодоров. - Москва: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998. -408 с.
138. Токарев С.А. Что такое мифология? / С.А. Токарев // Вопросы истории религии и атеизма. Вып. 10. - Москва: Наука, 1962. - С. 338-375.
139. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология / С.А. Токарев, Е.М. Мелетинский // Мифы народов мира. Т.1. - Москва: Сов. энциклопедия, 1980. - С. 11-20.
140. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А. Турен. - Москва: Научный мир, 1998. - 204 с.
141. Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. - Москва: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1983. - 277 с.
142. Уайтхед А.Н. Символизм, его смысл и воздействие / А.Н. Уайтхед / пер. с англ. С.Г. Сычевой - Томск: Водолей, 1999. - 243 с.
143. Ульциферов О.Г. Индия. Лингвострановедческий словарь / О.Г. Ульциферов. - Москва: Русский язык-Медиа, 2003. - 632 с.
144. Ульциферов О.Г. Культурное наследие Индии / О.Г. Ульциферов. -Москва: АСТ, 2005. - 875 с.
145. Успенская Е.Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии / Е.Н. Успенская. - Санкт-Петербург: Евразия, 2000. - 384 с.
146. Франк С.Л. Этика нигилизма / С.Л. Франк // Вехи. Из глубины. - Москва: Правда, 1991. - С. 187-189.
147. Фрейд 3. Толкование сновидений / З. Фрейд. - Москва: Эксмо, 2001. -624 с.
148. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд. - Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 192 с.
149. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. -Москва: Наука, 1978. - 605 с.
150. Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского / С.И. Фрейлих. - Москва: Академический Проект, 2005. - 512 с.
151. Хайдеггер М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Время и бытие. -Москва: Изд-во «Республика», 1993. - С. 41-63.
152. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон. - Москва: АСТ, 2008. - 635 с.
153. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - Москва: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.
154. Хюбнер К. Истина мифа / К. Хюбнер. - Москва: Республика, 1996. - 361 с.
155. Циммер Г. Мифы и символы в индийской культуре / Г. Циммер. - Москва: Академический проект, 2015. - 208 с.
156. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности / Н.З. Чавчавадзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1984. - 171 с.
157. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст / А.Н. Чумаков. - Москва: КАНОН+, 2006. - 516 с.
158. Шапинская Е.Н. Образ Другого в текстах культуры / Е.Н. Шапинская. -Москва: Красанд, 2012. - 212 с.
159. Шапинская Е.Н. Проблема Другого в современной культуре и культурологии / Е.Н. Шапинская // Ориентиры. Вып. 3. - Москва: ИФРАН, 2006. - С. 79-98.
160. Шеллинг Ф.В. Введение в философию мифологии. Т.2. / Ф.В. Шеллинг. -Москва: Мысль, 1989. - С. 209-210.
161. Шенкао М.А. Специфика мифоэпического сознания / М.А. Шенкао. -Черкесск: Нартиздат, 2005. - 112 с.
162. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - Москва: Академический проект, 2010. - 251 с.
163. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис / Э. Эриксон. - Москва: Флинта, 2006. - 342 с.
164. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - Москва: Ренессанс, 1991. - 304 с.
165. Bollyworld: popular indian cinema through a transnational lens / edited by Raminder Kaur, Ajay J Sinha. - [Without place of publ.]: Sage Publications Pvt. Ltd, 2005. - 343 p.
166. Bose Mihir. Bollywood: A history / Mihir Bose. - [Without place of publ.]: Tempus Publishing, Limited, 2007. - 380 p.
167. Chakravarty S. Sumita. National identity in Indian popular cinema, 1947-1987 / S. Sumita Chakravarty. - [Without place of publ.]: University of Texas Press, 1993. - 351 p.
168. Cinema and cultural identity: reflections on films from Japan, India, and China / edited by Wimal Dissanayake. - Lanham, MD: University Press of America, 1988. - 222 p.
169. Desai Jigna, Dudrah Rajinder. Essential Bollywood / Jigna Desai, Rajinder Dudrah // The Bollywood reader - Glasgow: Open University Press, 2008. -P. 1-17.
170. Dube Reena. Satyajit Ray's the chess players and postcolonial film theory: postcolonialism and film theory (Language, Discourse, Society) / Reena Dube. -[Without place of publ.]: Palgrave Macmillan, 2005. - 272 p.
171. Gokulsing K. Moti, Dissanayake Wimal. Indian popular cinema: a narrative of cultural change / K. Moti Gokulsing, Wimal Dissanayake. - Staffordshire: Trentham Books Limited, 1998. - 161 p.
172. Gopal Sangita. Conjugations: Marriage and form in new Bollywood cinema / Sangita Gopal. - [Without place of publ.]: University Of Chicago Press, 2012. -240 p.
173. Mishra Vijay. Towards a theoretical critique of Bombay cinema / Vijay Mishra // The Bollywood reader - Glasgow: Open University Press, 2008. - P. 32-44.
174. Pendakur Manjunath. In the throes of change: exhibition, production and distribution / Manjunath Pendakur // The Bollywood reader - Glasgow: Open University Press, 2008. - P. 57-72.
175. The Bollywood reader / edited by Rajinder Dudrah, Jigna Desai. - Glasgow: Open University Press, 2008. - 308 p.
176. Thomas Rosie. Indian cinema: pleasures and popularity / Rosie Thomas // The Bollywood reader - Glasgow: Open University Press, 2008. - P. 21-31.
177. Virdi Jyotika. The cinematic imagination: indian popular films as social history / Jyotika Virdi. - New Delhi: Permanent Black, 2003. - 258 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.