Экспансия новых религиозных движений в России на рубеже XX-XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Жуковец, Ольга Юрьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 126
Оглавление диссертации кандидат наук Жуковец, Ольга Юрьевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ В КОНЦЕ 80-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 90-Х ГОДОВ XX ВЕКА
1.1 Факторы, способствовавшие распространению новых религиозных движений в России на рубеже восьмидесятых-девяностых годов двадцатого века
1.2 Распространение новых религиозных движений в России и попытки
проникновения в различные сферы жизни общества
1.3. Дальнейшая экспансия новых религиозных движений в России во второй половине 90-х годов XX века
2 МЕТОДЫ МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НОВЫМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ
2.1 Методы создания собственного положительного образа в глазах общественности, используемые новыми религиозными движениями
2.2 Методы воздействия на критиков, используемые новыми религиозными
движениями
2.3. Положение, достигнутое новыми религиозными движениями в результате создания собственного положительного образа и предотвращения
распространения негативной информации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
История формирования и эволюции новых религиозных движений в России в 1990-е годы2012 год, кандидат исторических наук Смирнова, Татьяна Сергеевна
История развития нетрадиционных религиозных объединений в Бурятии в 1990-е - начале 2000-х гг.2010 год, кандидат исторических наук Ахмадулина, Светлана Зиннатовна
Социальные учения и социальная деятельность новых религиозных объединений в современной России2012 год, кандидат наук Заболотнева, Виктория Владимировна
Социальный контроль деструктивной деятельности новых религиозных организаций2006 год, кандидат социологических наук Петрова, Наталья Вячеславовна
Внекультовая деятельность новых религиозных движений: Социально-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Шарыпова, Ирина Вениаминовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экспансия новых религиозных движений в России на рубеже XX-XXI веков»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из наиболее важных
последствий тех фундаментальных изменений, что произошли в России на
рубеже 80-90 годов XX века, стал отказ от политики государственного
атеизма и препятствования свободной деятельности религиозных
организаций. Законодательство России обеспечило возможность свободного
осуществления деятельности традиционных религий. Но произошедшие
изменения повлекли за собой и расцвет деятельности нетрадиционных
религиозных организаций, или новых религиозных движений. Часть новых
религиозных движений (НРД) возникла непосредственно в России, часть же,
воспользовавшись произошедшими изменениями, распространила свою
деятельность из зарубежных стран. Первоначально российское общество,
находившееся в ситуации глубокого мировоззренческого кризиса, и не
имевшее в своем большинстве элементарных знаний о религии, восприняло
НРД в целом нейтрально, а часть наших сограждан - доброжелательно и с
заинтересованностью. Но уже в скором времени это отношение сменилось
обеспокоенностью, а в дальнейшем в обществе сформировалось достаточно
заметное негативное отношение к НРД. Этот процесс можно считать
закономерным: крупные и располагавшие большими финансовыми
возможностями зарубежные НРД, начавшие свою деятельность в России,
представляли собой организации, неоднократно подвергавшиеся в странах
своего возникновения жесткой общественной критике и даже судебным
преследованиям за различные злоупотребления. Пользуясь
неосведомленностью большинства российских граждан, эти организации
смогли завоевать довольно прочные позиции в России, используя привычные
для них методы проникновения в различные сферы жизни общества. НРД
отечественного происхождения, также стремившиеся завоевать позиции в
обществе, часто использовали аналогичные методы. Кроме того, как
отечественные, так и зарубежные НРД в тех случаях, когда критическая
информация об их деятельности становилась достоянием общественности,
з
использовали различные способы борьбы со своими критиками с целью принудить их замолчать. Как показала практика, методы апологии и противодействия критике, используемые рядом НРД, зачастую оказывались не менее сомнительными, с позиции норм морали и права, чем их методы миссионерской деятельности и принятые внутри этих групп порядки, против которых и была, собственно, направлена критика.
Несмотря на изменение вектора общественного мнения и частичную утрату некоторыми НРД позиций, завоеванных ими первоначально, в целом НРД продолжают занимать в нашей стране достаточно прочное положение. Присутствие и активность религиозных организаций, нетрадиционных для нашей страны, продолжает вызывать общественную обеспокоенность, так как среди этих организаций есть такие, деятельность которых следует считать деструктивной. Поэтому тема, избранная нами для исследования, является актуальной и значимой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Степень разработанности темы исследования. Изучению новых религиозных движений и различных сторон их деятельности посвящена обширная литература, вышедшая в последние десятилетия как в России, так и за рубежом. При этом абсолютное большинство работ принадлежит западноевропейским и американским авторам, так в западных странах новые религиозные движения получили широкое распространение, в то время как государственная идеология СССР и стран «социалистического лагеря» препятствовала деятельности религиозных организаций; соответственно на Западе НРД на несколько десятилетий раньше стали объектом религиоведческих и других исследований. Среди исследователей, занимающихся проблематикой НРД, есть как светские, так и конфессиональные ученые. Наиболее значительными и авторитетными светскими зарубежными специалистами являются такие, как А. Баркер, Д. Бромли, Д. Хадден, М. Интровиньо, Д. Ричардсон, Б. Уилсон, которыми
рассмотрены вопросы истории, типологии, закономерности развития НРД.
4
Необходимо также отметить работы таких специалистов в области психологии, как М. Сингер и Ф. Зимбардо, изучавших психологические аспекты присоединения к НРД и последствия пребывания в них. Среди зарубежных конфессиональных авторов следует назвать имена У. Мартина и И. Огорда. Отечественные светские исследователи НРД представлены такими именами, как JI.H. Митрохин, В.Г. Балагушкин, М.З. Штерин, К.Б. Привалов, П.С. Гуревич, Б.З. Фаликов, И.Я. Кантеров, С.И. Иваненко, H.A. Трофимчук, И.С. Гордиенко, А. И. Щипков. Наиболее значительными конфессиональными авторами в нашей стране являются A.JI. Дворкин, Р.Я. Конь. Необходимо также назвать имя В.М. Мартиновича, работающего в Республике Беларусь и активно взаимодействующего с российскими конфессиональными исследователями. Отечественными авторами в последние годы проделана значительная работа как в изучении теоретических вопросов, так и в исследовании истории и современного положения НРД в нашей стране. Но некоторые существенные проблемы, в частности, такие, как методы завоевания и удержания НРД позиций в различных областях жизни нашей страны, к настоящему времени исследованы еще в недостаточной степени.
Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают новые религиозные движения. Предметом исследования являются методы, используемые новыми религиозными движениями для экспансии в России, завоевания прочного положения в различных сферах общественной жизни и для сохранения этого положения.
Рабочая гипотеза. Ряд НРД смогли достигнуть своего современного положения в различных сферах общественной жизни благодаря использованию обмана и подавления критики, что вызывает общественную обеспокоенность и негативное отношение ко всем НРД.
Теоретические и методологические основы исследования. В работе
нашли применение следующие методы религиоведческого исследования:
каузальный, используемый для анализа генезиса и эволюции различных
5
феноменов религиозной жизни; метод структурно-функционального анализа, позволяющий рассматривать явление как целостность, каждый элемент которой структурно связан с другими элементами и исполняет собственную функцию; герменевтический, используемый для интерпретации вероучительных и иных текстов религиозных организаций; метод сравнительно-исторического анализа, позволяющий путем сопоставления выделить общие и особенные черты изучаемого явления.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является определение приемов и методов влияния новых религиозных движений на общественное мнение, способствующих их экспансии в России на рубеже XX—XXI веков.
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать факторы, способствовавшие широкому распространению новых религиозных движений в России на рубеже 80-90 годов XX века.
2. Оценить результаты усилий новых религиозных движений по распространению своего присутствия в различных сферах общественной жизни России в первой половине девяностых годов двадцатого века.
3. Изучить методы, используемые новыми религиозными движениями, получившими негативную репутацию, для создания собственного положительного образа в глазах общественности.
4. Исследовать методы, используемые новыми религиозными движениями, получившими негативную репутацию, для предотвращения распространения негативной информации об их деятельности.
5. Оценить положение, достигнутое в России новыми религиозными движениями вследствие использования различных методов создания собственного положительного образа и предотвращения распространения негативной информации о своей деятельности.
Научная новизна исследования.
1. Проанализированы факторы, способствовавшие широкому распространению в России в постперестроечную эпоху новых религиозных движений.
2. Изучены результаты экспансии новых религиозных движений в различных сферах общественной жизни России.
3. Изучены методы, которые используют новые религиозные движения, имеющие негативную общественную репутацию, для создания собственного положительного образа.
4. Выявлены методы, используемые новыми религиозными движениями для предотвращения распространения негативной информации об их деятельности.
5. Рассмотрено положение, достигнутое деструктивными новыми религиозными движениями в России, в том числе в результате использования методов создания собственного положительного образа и предотвращения распространения негативной информации.
Тезисы, выносимые на защиту.
1. Широкое распространение новых религиозных движений в России на рубеже 80-90 годов XX века стало возможным вследствие того, что в стране сложилась ситуация мировоззренческого кризиса, сопровождавшаяся тотальной неосведомленностью в вопросах религии.
2. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, новые религиозные движения, активно используя свой организационный и финансовый потенциал, смогли в первой половине 90-х годов XX века максимально расширить сферу своего влияния, добившись присутствия во всех областях общественной жизни нашей страны, включая экономику, образование, культуру.
3. Новые религиозные движения в целях создания собственного положительного образа используют аморальные методы, среди которых
главное место занимает прямой обман общественности, средств массовой информации, представителей научного сообщества.
4. Для предотвращения распространения негативной информации о своей деятельности новые религиозные движения методично используют судебные иски, дискредитацию источников негативной информации, шантаж и другие формы психологического давления.
5. Новые религиозные движения смогли, благодаря использованию различных методов создания собственного положительного образа и дискредитации источников негативной информации о своей деятельности, укрепить свое положение в нашей стране и заручиться поддержкой со стороны ряда общественных организаций, вызвав тем самым обеспокоенность традиционных для России религиозных организаций, что представляет собой потенциальный источник социальной напряженности.
Практическая значимость и апробация исследования. Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в научной работе по соответствующей религиоведческой тематике, а также при разработке учебных курсов для высших и средних учебных заведений по религиоведению, социологии, социальной психологии. Они могут иметь практическое применение в области государственно-конфессиональных отношений. По теме диссертационного исследования опубликовано 2 статьи.
Структура работы. Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы, включающего 120 наименований. Объем диссертации - 126 страница машинописного текста.
ГЛАВА 1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ В КОНЦЕ 80-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 90-Х
ГОДОВ XX ВЕКА
1.1. Факторы, способствовавшие распространению новых религиозных движений в России на рубеже восьмидесятых-девяностых годов двадцатого века
Внезапный и резкий переход от политики преследования религии и подавления деятельности религиозных организаций к политике веротерпимости и открытости не только дал возможность традиционным религиозным организациям России действовать совершенно свободно, в благоприятных для них условиях, но и поставил эти традиционные организации перед серьезным вызовом со стороны нетрадиционных религий, иначе называемых новыми религиозными движениями (НРД).
Уточним сразу же: в настоящее время в религиоведении нет общепринятой терминологии для обозначения этих религиозных новообразований, и нет общепринятого понятийного аппарата. Достаточно часто используются такие термины, как «нетрадиционные религии», «новые религиозные движения», «секты», «культы», и другие. В западном религиоведении могут использоваться термины «эмерджентные (буквально -«возникающие») религии, или «молодежные религии». Когда хотят подчеркнуть антисоциальный характер религиозных новообразований, то в таком случае применяются термины «деструктивные культы» или же «тоталитарные секты». Первый термин характерен для США, а второй - для нашей страны; первым его ввел в употребление А.Л. Дворкин1. Термины могут использоваться как синонимичные, но могут и проводиться различия: так, например, в социологии религии под сектами достаточно часто понимаются религиозные новообразования, имеющие оформленную
1 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2002. С.34.
социальную структуру, и явно выраженное формальное членство, а под культами — группы без четкой структуры, объединенные вокруг харизматического лидера.
Довольно распространенными терминами для обозначения недавно возникших религиозных групп являются термины «секта» и «культ», причем первый употребляется чаще в европейских странах и в России, а второй - в Соединенных Штатах. Однако в последние годы его все чаще заменяют термином «новые религиозные движения», который был предложен английским социологом А. Баркер . Айлин Баркер пришла к выводу, что этот термин является более подходящим для научной лексики, так как термины «культ» и «секта» перегружены негативными коннотациями, и воспринимаются как оскорбительные самими представителями этих движений. Научный лексикон, как считает, А. Баркер, должен быть максимально свободен от терминологии, имплицитно предполагающей оценочные суждения.
Отдавая должное аргументации известного специалиста, мы все же считаем, что нет никакой необходимости отказываться от какой-либо научной терминологии в силу того, что в обиходной речи эти термины могут использоваться не так, как в научной - например, для выражения негативного отношения к явлению. Сам термин «секта» вряд, вне контекста, может рассматриваться как выражение оценочного суждения, при условии, что его контекст соответствует научным требованиям. Поэтому мы считаем правомерным использование терминов «секта» и «новые религиозные движения» в качестве синонимов: они оба сейчас являются в русскоязычной литературе наиболее употребительными, и, как представляется, было бы поспешным шагом отказываться от одного из них в пользу другого.
Тем не менее, мы не видим особой необходимости в использовании термина «тоталитарные секты» так, как его использует в своих работах А.Л. Дворкин, а именно противопоставляя секты исторические, и тоталитарные,
2 См.: Баркер А. Новые религиозные движения. Спб., 1998.
10
то есть, фактически, все современные, так как этот исследователь относит к тоталитарным все секты, возникшие в течение последних полутора веков3. Будучи конфессиональным, то есть православным апологетом, А.Л.Дворкин, безусловно, имеет необходимость в таком различении: например, в рамках православной экклезиологии такие протестантские течения, как баптизм, также рассматривается как секта, то есть сообщество, отпавшее от Единой Церкви. В таком случае, в самом деле, желательно установить терминологическое различие между баптизмом и такими совсем недавно возникшими и не имеющими отношения к христианской традиции группами, как, например, «Трансцендентальная медитация». Совершенно верно: современные секты характеризуются жесткими внутренними правилами, и в этом смысле могут быть охарактеризованы как «тоталитарные». Именно это и позволяет данным движениям осуществлять успешную экспансию, о чем мы будем говорить в нашем исследовании. Однако в светском религиоведении такие существующие достаточно продолжительное время, сравнительно многочисленные, имеющие внутренние вероучительные отличия течения принято называть «деноминациями», и, таким образом, терминологическое различие уже априори существует.
В нашем дальнейшем исследовании мы будем понимать под сектами, или новыми религиозными движениями те религиозные течения, что возникли сравнительно недавно, то есть в течение последних десятилетий, являются нетрадиционными для данного культурного региона, не укоренены в традиционной культуре, и явно противопоставляют себя сложившимся религиозным и культурным традициям.
Как нам хорошо известно, в Советском Союзе, в условиях, когда и традиционным религиям, в лучшем случае, позволялось просто сохранять свое существование, создание новых религиозных организаций, исповедующих совершенно новое, нетрадиционное вероучение,
3 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2002. С.34.
рассматривалось бы практически как государственное преступление, и об официальной регистрации нетрадиционных религиозных общин не могло быть даже и речи. И тем не менее у нас нет оснований считать Советский Союз обществом, в котором полностью отсутствовал религиозный поиск, выражающийся в следовании нетрадиционным оригинальным вероучениям. Сказанное особенно характерно для поздней советской эпохи, то есть для времени, непосредственно примыкающему к тому религиозному «буму», что начался в нашей стране на рубеже 80-х - 90-х годов двадцатого века. На протяжении всей истории СССР в нем существовало обширное «религиозное подполье», включавшее в себя самые разнообразные группы. Это были, во-первых, православные общины, не принадлежавшие к официально зарегистрированной Русской Православной Церкви (Московский Патриархат): «катакомбники», «зарубежники», и некоторые другие группы. Во-вторых, советское «религиозное подполье» складывалось из различных протестантских общин, считавшихся в советской пропаганде «сектантами».
Наконец, третьей, и представляющей для нас наибольший интерес составляющей было, если можно так выразиться, «альтернативное религиозное подполье». В отличие от первых двух составляющих позднесоветского религиозного подспудного брожения, это «подполье» было чрезвычайно пестрым по своему составу. Его приверженцы не были объединены никакой общей идеологией и никаким мировоззрением. Напротив, его последователи часто находились в яростной оппозиции друг к другу. Причем сам характер противостояния в этом случае резко отличался от противостояния действовавших на нелегальном положении православных и протестантских групп: если в первых двух случаях противостояние означало отсутствие согласия по вопросу «Кто есть истинный православный (истинный протестант)», то в среде последователей альтернативных вероучений это противостояние означало фундаментальные идеологические различия - например, между последователями эзотерических кружков,
поклонявшихся «светлым силам», и оккультистами с сатанистской ориентацией.
Перечислять все возможные направления и ответвления этого «альтернативного подполья» было бы неоправданно долго, но все же нам следует сказать, что в этом течении были представлены практически все течения, характерные и для западных НРД: эзотерические, ориентальные, неоязыческие группы, подпольные курсы йоги, кружки последователей теософии и антропософии, синкретические группы, пытавшиеся свести воедино христианство с другими религиозными традициями, и так далее. Но, в отличие от своих западных единомышленников, создавших к тому времени широкую сеть уже практически по всему миру, наши отечественные последователи новых течений до падения так называемого «железного занавеса» практически не имели контактов со своими зарубежными единоверцами. Более того, и на территории СССР эти группы действовали, как правило, изолированно. Это и не вызовет удивления, если мы не будем забывать об условиях их существования. Некоторые отечественные группы копировали западные, и могли рассматривать себя в качестве советских «филиалов» соответствующих зарубежных НРД, но, в большинстве случаев, все идеологическая поддержка сводилась к чтению ксерокопий каких-либо работ, передаваемых из рук в руки. Нечего и говорить о том, что самостоятельные переводы часто были очень плохого качества, и могли не прояснять, а, наоборот, затемнять излагаемую доктрину. И нам также ничего не известно о том, чтобы какая-либо из групп возникла действительно как филиал соответствующей зарубежной, то есть была бы основана иностранными миссионерами, а не представляла бы собой объединение самозванцев в глазах тех, на кого она ориентировалась.
Пожалуй, единственным исключением здесь стало советское отделение
Международного общества сознания Кришны (или Движения «Харе
Кришна», как его часто называют). Это отделение было создано в 70-е годы
самим основателем движения - Бхактиведантой Свами Прабхупадой,
13
посетившим Советский Союз, и инициировавшим одного из наших соотечественников.4 Но даже несмотря на «легитимное», с точки зрения этого НРД, происхождение советской группы, отечественные кришнаиты, преследуемые в СССР, не имели прочных контактов ни с зарубежными единоверцами, ни с руководящими инстанциями этого НРД, и действовали почти автономно: «После смерти Прабхупады в 1977 году его последователи с целью продолжения проповеди кришнаизма разделили весь земной шар на одиннадцать зон. Бывший Советский Союз вошел в зону, которую возглавили два гуру: Вишнупада (Роберт Компаньола) и Киртираджа (Дэвид Якубка)... Оба они приезжали в конце 70-х - начале 80-х годов в бывший СССР... Не имея возможности часто встречаться со своими гуру, первые российские кришнаиты получали от них наставления и советы посредством переписки».5
Таким образом, советское «альтернативное религиозное подполье» было весьма слабо информировано о том, что происходило в мире нетрадиционной религиозности на Западе. Отметим, что, насколько можно судить, среди советских последователей нетрадиционных учений, и вообще среди людей, выражавших интерес к подобным вещам, было и достаточно мало тех, кто знал о многочисленных скандалах и судебных разбирательствах, связанных с деятельностью западных НРД, волновавших в то время общественное мнение западных стран. Тем более, что отечественные группы, за редким исключением, никаких злоупотреблений в то время не допускали (это связано, конечно, не с особыми нравственными достоинствами лидеров отечественных групп, а с крайне ограниченными возможностями для деятельности). Еще меньше и об отечественных, и о зарубежных нетрадиционных группах знала широкая общественность позднего Советского Союза. Разумеется, в обществе всегда было несколько
4 См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2002. С. 320.
5 Феоктистов П., свящ. Кришнаизм: История, современность, вероучение. - Режим доступа: http://azbyka.rU/religii/sektovedenie/krishnaizm_feoktistov_3-all.shtml#al6
14
настороженное отношение к «сектантам», да и в прессе время от времени появлялись публикации - такие, как, например, нашумевшее дело о «секте Абая», жертвой которой стал популярный актер Талгат Нигматуллин6 — но в целом информация была очень скудной. Советское общество, как это теперь совершенно ясно, было полностью не готово к «сектантскому буму», начавшемуся на рубеже 80-х - 90-х годов.
Как это не покажется удивительным на первый взгляд, но лишь чуть в меньшей степени, чем общественность, проявляли неосведомленность и советские специалисты в области изучения религий. В рамках советского научного атеизма, действительно, изучению НРД уделялось очень скромное внимание, и специалистов в этой области можно было буквально пересчитать по пальцам одной руки. И этому есть вполне очевидное объяснение: в Советском Союзе те крупные и скандальные НРД, по поводу которых западные ученые уже который год вели оживленные дискуссии, практически отсутствовали. Религиозный «андеграунд», существовавший в СССР, привлекал значительно меньшее внимание - в силу особенностей методологии своей научной дисциплины, ученый-специалист в области изучения религий нацелен в первую очередь на изучение организованных религиозных групп. Отечественные же группы, как мы можем судить, представляли собой в абсолютном большинстве слабоорганизованные малочисленные кружки. Другим фактором, препятствовавшим изучению этих групп, была их закрытость, вызванная постоянными опасениями преследований со стороны советских правоохранительных органов. Наконец, насколько мы можем судить, изучение этих групп вообще не поощрялось: появление новых религиозных течений в советской стране противоречило основному тезису официальной идеологии, согласно которому по мере продвижения советского общества к коммунизму религия будет неизбежно отмирать. Следовательно, в Советском Союзе изучение НРД было возможно,
6 См.: Талгат Нигматулин. Звезда, сгоревшая до рассвета. - Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/talgat_nigmatullin/index.html
15
фактически, только на западном материале, как темы, мало актуальной для нашего общества, и оставалось уделом немногочисленных специалистов.
Итак, совершенно очевидно, что ни отечественное научное сообщество, ни общество в целом оказались абсолютно не готовы к тому мощному всплеску нетрадиционной религиозности, который не заставил себя долго ждать после отмены политики государственного атеизма7. И действительно: новые религии проявили в годы перестройки чрезвычайно высокую активность, в известном смысле превзойдя в этом традиционные религиозные организации. Если последние стремились, прежде всего, восстановить свой нормальный статус в обществе и занять то положение, что они имеют в любом демократическом светском государстве, то НРД рассматривали Россию как «непаханое поле», регион практически безграничных возможностей, где, как им представлялось тогда, можно реализовать те амбициозные замыслы, о воплощении в жизнь которых им и не приходилось мечтать на Западе. (Характерный пример: первой отечественной религиозной организацией, прошедшей государственную религиоведческую экспертизу, и получившей государственную регистрацию в соответствии с новым Законом о свободе совести и о религиозных объединениях, стало отечественное отделение Международного общества сознания Кришны).
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Социальные технологии вовлечения россиян в новые религиозные движения2023 год, кандидат наук Фомин Егор Васильевич
Мифотворчество религиозной организации "Свидетели Иеговы" в конфессиональном пространстве Забайкальского края2012 год, кандидат наук Шевченко, Михаил Сергеевич
Традиции и инновации в новых религиозных движениях: На примере групп, представленных в г. Москве2002 год, кандидат исторических наук Филиппов, Юрий Викторович
Онтологические основания концепций религиозного нетрадиционализма2004 год, кандидат философских наук Воропаев, Дмитрий Николаевич
Русское мистическое сектантство XVIII - начала XXI в.: исторический и социально-психологический аспекты2011 год, кандидат исторических наук Гагарина, Ирина Юрьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Жуковец, Ольга Юрьевна, 2013 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Alternative Considerations of Jonestown & Peoples Temple 1. - Режим доступа: http ://j onestown.sdsu.edu/
2. Beit-Hallahmi B. Scientology: Religion or racket?// Marburg Journal of Religion (September 2003). - Режим доступа: http://www.uni-marburg.de/religionswissenschaft/journal/mjr/beit.html
3. Bromley D.G., Melton J.G. Cults, religion, and violence. - Режим доступа: http://assets.cambridge.org/052166/0645/sample/0521660645WS.pdf
4. FECRIS и нарушения прав человека. - Режим доступа: http://www.epochtimes.rU/content/view/24638/9/
5. Introvigne М. The Future of New Religions. - Режим доступа: http://www.cesnur.org/2001/miJune03 .htm
6. Sex, Slander, and Salvation. Investigating The Family / Children of God. Edited by James R. Lewis and J. Gordon Melton. Stanford, California, 1994. -Режим доступа: http://www.thefamily.org/dossier/books/bookl/toc.html
7. The Church of Scientology vs. the Net. - Режим доступа: http ://www.thecia.net/~rnewman/scientology/home.html
8. Wilson B.R. The persistence of sects. - Режим доступа: http://web.uni-marburg.de/religionswissenschaft/journal/diskus/wilson.html
9. Августин (Никитин), архимандрит. Рон Хаббард и «Церковь саентологии». - Режим доступа: http://www.sektam.net/forum/index.php?app=core&module=attach§ion =attach&attach_id=526
10. Августин (Никитин), архимандрит. Церковь Объединения. Современные ереси и секты./ Миссионерское обозрение, 2001, №11.
11. Адливанкин И. Духовная интервенция против России / Миссионерское обозрение, 2002, № 8.
12. Администрация Википедии принимает меры против сайентологов. -Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/663338.html
13. Алексеев В., Григорьев А., Религии Антихриста. - Новосибирск, 1997.
14.
15,
16.
17,
18,
19,
20
21
22,
23
24
25
26
27
28
29
Алинин С.Ф., Антонов Б.Г., Ицков А.Н. Гибель Джонстауна -преступление ЦРУ. - М., 1987.
Антее П. Религии современности. История и вера. - М., 2001. Атаманов М. Современные ереси и секты / Миссионерское обозрение, 2001, №7.
Аттак Дж. Кусочек синего неба. - Режим доступа: http ://www. sektam.net/forum/index.php?app=core&module=attach§ion =attach&attach_id=53 7
Балагушкин E. Г. Критика современных нетрадиционных религий
(истоки, сущность, влияние на молодёжь Запада). - М, 1984.
Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России:
Морфологический анализ. -М., 1999-2002.
Баркер А. Новые религиозные движения. - СПб., 1998.
Беременные Свидетели Иеговы умирают в шесть раз чаще во время
родов, утверждают ученые из Нидерландов. - Режим доступа:
http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=71195
Бжезински Я. Движение сознание Кришны и индуизм. - Режим
доступа: http://portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=1631
Бойл Д. Секты - убийцы./ Иностранная литература. 1996. № 7.
Буайе Ж.Ф. Империя Муна.- М., 1990.
В России отмечен рост религиозной экспансии из-за рубежа - секретарь СБ РФ. - Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=news&id=7867
Виталий (Уткин), иеромонах. Россия и новое язычество. - М., 2001. Волжская Т. Тоталитарные секты берут власть в России. - Режим доступа: http://www.religare.ru/article7222.htm
Волков E.H. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных
культах. /Журнал практического психолога, 1996, №3.
Гандоу Т. Империя Муна. - Режим доступа:
http://www.netda.ru/belka/text_mil/sun_moon2.htm
119
30.
31,
32,
33,
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Глебов И. Международная сеть организаций по изучению тоталитарных сект,
http ://glebov.ru/component/option,com_fireboard/Itemid,72/func, view/id,3 4 5/catid,7/
Гордиенко, H. С. Российские свидетели Иеговы: история и современность. - СПб. 2002.
Григорьева JI. И. Религии «Нового века» и современное государство. -Красноярск, 2002.
Гуманитарная миссия "Харе Кришна - Пища жизни". - Режим доступа:
http://www.ojasvi.kiev.ua/text/guest/ffl.htm
Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм?- М. 1984.
Гуревич П.С. Спасет ли мессия? «Христомания» в западном мире. - М.,
1981.
Дворкин A.JI. Воинствующая посредственность (Сайентология в России). - Режим доступа: http://azbyka.ru/religii/sektovedenie/3gl9-all.shtml
Дворкин A.JI. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. - М., 1995. Дворкин A.JI. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. -М., 2006.
Дворкин A.JI. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт
систематического исследования. - Н. Новгород, 2002.
Джеральд Армстронг: Сайентология - культ тотального шпионажа. —
Режим доступа:
http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=81312&print=Y
Егоров А. Тоталитарные секты: свобода от совести. Статьи, документы,
журналистские расследования деятельности нетрадиционных
религиозных организаций в современной России. - М.,1997.
Еленский В. Новые религиозные движения - зоны обеспокоенности. -
Режим доступа: http://www.religare.ru/printl738.htm
120
43. Еремичева Г. В. Тенденции религиозного поиска и новые религиозные движения (на примере Церкви Христа в Санкт-Петербурге) / Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. — Т. VIII. - № 3.
44. Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции. - Режим доступа:
http://www.people.nnov.ru/volkov/descult/jpp_2000/Zimbardo_P_Andersen _S_Understanding_Mind_Control.html
45. Иваненко С. И. Свидетели Иеговы - традиционная для России религиозная организация - М., 2002.
46. Иваненко С.И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. - М., 1998.
47. Иваненко С.И. О людях, никогда не расстающихся с Библией. - М., 1999.
48. Иваненко С.И. Свидетели Иеговы в России: «тоталитарная секта» или наиболее крупная протестантская конфессия?/ Религиоведение, 2002, №1.
49. Ивахненко Д. Что нужно знать о промывании мозгов. — Режим доступа: http://galactic.org.ua/SLOVAM/c_2.htm
50. Иерей Алексий Мороз: Кришнаитское учение имеет демонический характер. - Режим доступа: http ://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=178558
51. Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России: Справочник. Сост.: Иваненко С.И. -М., 2003.
52. Иоанн (Попов). Глобализация и проблемы духовной безопасности России / Миссионерское обозрение, №9, 2003.
53. К чему приводит практика Трансцендентальной Медитации. http://evolkov.net/cults/TM/germ.research. 1980.rus.html
54. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). - М., 2006.
55.
56,
57,
58,
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
Капкан безграничной свободы: Сборник статей о сайентологии / Под ред. А.Л. Дворкина. - М., 1997.
Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. - М., 1973.
Клюев Б.И. Гуру, «богочеловеки» и «сверхлюди»/ Индия: религия в политике и общественном сознании. - М., 1991.
Коваленко М. И. Этнопсихология деструктивного сектантства. - Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/debate/Article 14.htm Кондратьев Ф. В. Современные социально-психологические факторы восприятия духовности российскими гражданами.// Миссионерское обозрение, №1, 2001.
Кондратьев Ф. В. Социально-негативные последствия деятельности
культовых новообразований / Миссионерское обозрение, 1996, №10.
Конь Р. М. Введение в сектоведение. - Н. Новгород, 2008.
Коридан Б. Рон Хаббард: Маньяк или мессия?- М, 2004.
Кравчук В. Проблемы взаимоотношений государства и НРД в
современной России. - Режим доступа:
http://www.religare.ru/print5942.htm
Кривельская Н. В. Секта: угроза и поиск защиты. - М., 1999. Кривельская Н.В. Причины распространения в России деструктивных религиозных организаций / Миссионерское обозрение, 1999, №3. Кузнецова Т.И. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М., 1999.
Кукушкина Г. А. Церковь саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика. - М. 2003.
Лещинский А. Н. Особенности богородичного движения в России (Из опыта социально-философского анализа). - М. 2005. Лифтон Р. Дж. Технологии "промывки мозгов". Психология тоталитаризма. - М - СПб, 2005.
70. Локосов В.В., Синелина Ю.Ю. Религиозное состояние современного российского общества (социологические аспекты). - Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/an2.html
71. Лункин Р. Церковь Виссариона: божество с человеческими страстями. - Режим доступа: http://www.keston.org.uk/russia/articles/rr31/03vissarion.html
72. Максимов С.А. «Позови меня в даль светлую», или сказки дядюшки Виссариона./Миссионерское обозрение, 1998,№3.
73. Мартин У. Царство культов. - Режим доступа: http://www.geocities.com/Athens/Cyprus/6460/sekt.html
74. Мартинович В. А. Введение в понятийный аппарат сектоведения. -Режим доступа: http://sobor.by/center/pages/martinovich_wedenie.djvu
75. Меттке И.Р. Сибирский Христос. — Режим доступа: . http://www.inopressa.rU/spiegel/2005/01/31/17:20:47/vissarion
76. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). - СПб. 1997.
77. Митрохин Л.И. Религии «нового века».- М., 1985.
78. Мормоны: философия, религия, культура: Научно-аналитический обзор.-М., 1994.
79. Московская Организация Рона. - Режим доступа: http://www.mosronsorg.ru/index.php?section_ID= 12
80. Московские кришнаиты подали иск в суд, требуя выделить им землю под строительство храма. - Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=news&id=8434
81. Новопашин А., протоиерей. Секты Новосибирской области. - Режим доступа: http://www.nsc.ru/ws/show_abstract.dhtml?ш+l 16+8695
82. Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник. - М., 1998.
83. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. - Ростов-на-Дону, 1998.
84.
85,
86.
87,
88,
89,
90
91
92
93
94
95
О нас - Religious Freedom Watch. - Режим доступа: http://religiousfreedomwatch-ru.org/about-us
О Уитнессе Ли и поместных церквях. - Режим доступа: http://forfaith.twelvedesign.ca/o-uitnesse-li-i-pomestnyih-tserkvyah/ Осипов А.И. Тоталитарные секты. Технология обмана. - Минск, 2011. Повествование от Вадима. — Режим доступа: http://vissarion.chat.ru/down/books/testament/vadimO 1 .zip http://vissarion.chat.ru/down/books/testament/vadimlO.zip Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека / Журнал практического психолога. 1997, № 1.
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева: "Свидетели Иеговы и саентологи - это никакие не секты, а распространенные религиозные движения, во многих странах действующие открыто и не подвергающиеся никаким гонениям". -Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=1406 Привалов К.Б. Секты: досье страха. - М., 1987.
Противодействие сектам Европа осуществляет эффективнее России. — Режим доступа: http://www.blagovest-
info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=6006&print=l
Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России.-М., 1997.
Робертсон И. Пособие по изучению культов. - М. 2004.
Розин В. М. Мистические и эзотерические учения. - Режим доступа:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/06/23/0000163162/006Rozi
n.pdf
Российские мусульмане считают кришнаитов сектой и готовы накормить их говядиной. - Режим доступа: http://www.religare.ru/2_91894.html
96. Саентология в Саус Парке. - Режим доступа: http://www.sp-fan.ru/about/controversial/scientology.html
97. Саентология. - Режим доступа: http://www.antisekta-kyzylorda.kz/religion/20
98. Свидетели Иеговы. - Режим доступа: http://whoisgod.com.ua/index.php?option=com_content&task=blogcategory &id=49&Itemid=77
99. Секта Владимира Мегре "Анастасия". - Режим доступа: http://www.k-istine.ru/sects/anastasia/anastasia_about.htm
100. Секты против Церкви (Процесс Дворкина). - М., 2000.
101. Современные секты в России. - М-СПб., 1995.
102. Таевский Д. Двойственность современного религиозного сектантства. -
/
Режим доступа: http://jhwww.narod.ru/anti4.html
103. Талгат Нигматулин. Звезда, сгоревшая до рассвета. - Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/talgat_nigmatullin/index.html
104. Трофимчук H.A. О роли религиозных миссий в геополитической экспансии Запада / НГ - религия, 28. 05. 2001. '{'
105. Фаликов Б. 3. НРД: проблемы религиозного статуса (на примере \
f
саентологии) / Религия и право: информационно-аналитический \ журнал. 2001. - №2.
106. Фаликов Б.З. Новые религиозные движения христианского и нехристианского происхождения /Христианство и другие религии. - М., 2000.
107. Феоктистов П., свящ. Кришнаизм: История, современность, вероучение. - Режим доступа: http://azbyka.rU/religii/sektovedenie/krishnaizm_feoktistov_3-all.shtml#al6
108. Филатов С. Б. Новые религиозные движения. Общая характеристика / Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. IV / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. - М. 2006.
109. Филатов С.Б. Современная Россия и секты. -М., 2004.
125
110. Френц Р. Кризис совести. — Режим доступа: http://apologet.orthodox.ni/apologetika/text/svidetely_iegovy/krizis_sovesti. zip
111. Фромм Э. «Дианетика»: искателям сфабрикованного счастья / Человек.
1996.-№2.
112. Фурман Д. Е. Религиозность в России в 90-е годы XX -начале XXI века / Д. Е. Фурман, К. Каариайнен. - М., 2006.
113. Хабнер Д„ Грусон JI. Обезьяна на шесте - убийства, безумие и кришнаиты. - Режим доступа: http://iriney.ru/knigi/dzhon-xabner-i-lindsej-gruson.-obezyana-na-sheste-ubijstva,-bezumie-i-krishnaityi.html
114. Хассен С. Борьба с культовым контролем сознания. - Н. Новгород,
1997.
115. Хвыля — Олинтер А.И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М., 1996.
116. Что такое Свободная Зона. — Режим доступа: http ://www. freezonetruth.ru\true.html
117. Штерин М. Новые религиозные движения в России. - Режим доступа: http://www.orthodoxia.org/rus/pe/16/13 5 .aspx
118. Щипков A.B. Во что верит Россия: Курс лекций. - СПб., 1998.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.